Особенности аудиторской проверки кассовых операций. Аудит кассовых операций

Особенности аудиторской проверки кассовых операций. Аудит кассовых операций

В статье будет идти речь об аудиторской проверке. Каковы ее цели, как правильно осуществить проверку, и какую методику применять – далее.

В рыночной экономике аудиторская деятельность занимает одно из главных мест. От правильной проверки зависит многое. Как правильно произвести учет?

Важные аспекты

Любое предприятие желает иметь безупречную бухгалтерию. В этих целях проводятся специальные проверки. Одной из таких форм является аудит.

Проверка может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Субъектами являются физические лица и их предприятия.

Во время проверки кассовых операций главными документами, которые необходимо изучить, являются – кассовая книга, журналы и ведомости, и .

Варианты проведения аудита бывают такими:

Проведение аудита кассовых операций осуществляется по таким направлениям:

  • правильно ли оформлены документы по операциям кассы;
  • своевременно ли и полностью ли оприходуются денежные средства;
  • правильно ли списываются финансы;
  • происходит проверка кассовых операций;
  • правильно ли отражаются проведенные операции в кассе.

Проверка документального оформления кассовых операций предполагает исследование следующих аспектов:

  • правильно ли заполнены реквизиты;
  • зарегистрированы ли приходные и расходные ордеры;
  • имеются ли в документах подписи руководящих лиц организации;
  • нет ли исправлений.

Аудитор вправе проводить сплошную проверку или по отдельной документации – выборочную. Чтобы проверка прошла правильно, необходимо ознакомиться с кассовой книгой учреждения и отчетностями, сопоставить данные.

Как только проверка закончится, аудитор должен оценить размеры штрафных санкций (при обнаружении нарушений).

По оформляется документ в письменном виде с требованиями внести изменения в документацию бухгалтерии.

Руководящие должности предприятия обязаны подготовить ответ. В письме необходимо указать на результаты проверки и дать оценку следующему:

  • состоянию отчетности бухгалтерии;
  • системе внутреннего контроля;
  • обнаруженным нарушениям и способам их решения;
  • соблюдается ли законодательство при осуществлении хозяйственных операций.

Аудиторское заключение имеет 3 части – водную, описывающую объемы аудита и итоговую.

В вводной необходимо указать следующее – список отчетности, которая попала под проверку, и заявление о том, что ответственность несет лицо, которое проверяется.

В основной части указывается следующая информация:

В заключительном разделе указывается, есть ли соответствия между порядком ведения учета и принципами, которые устанавливает законодательство. В конце ставится дата составления документа – после этого вносить изменения в него нельзя.

Основные понятия

Аудит Независимая экспертная оценка деятельности организации
Аудиторское заключение Документ, который носит официальный характер и предназначен для потребителей отчетности бухгалтерии. Составляется по итогам аудита
Кассовая операция Действия с наличными финансовыми средствами, которые осуществляет предприятие с лицами физического и юридического типа
Учреждение бюджетного типа Организация непроизводственной сферы, которая получает средства на ведение своей деятельности и расходы из бюджета державы. Такими учреждениями являются суд, прокуратура, организации сферы образования и прочие

Назначение процедуры

Целью проверки является установление соответствий методики учета, которая применяет организация, и налогообложения операций по движению наличных финансов.

Задачи аудита учета следующие:

  • проверить своевременное и полное отражение финансовых операций в бухгалтерском учете;
  • установить, правильно ли оформлена документация;
  • осуществить контроль по сохранности наличных средств и документации в кассе;
  • провести инвентаризацию денег, выявить ее результаты.

Аудит проводится с целью:

  • выявить недостатки в бухгалтерской отчетности;
  • выявить проблемы в осуществлении хозяйственной работы организации;
  • решить проблемы;
  • подобрать индивидуальную стратегию для вывода бизнеса на новый уровень.

Действующие нормативы

При проведении проверки необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

Порядок проведения аудиторской проверки кассовых операций

Во время проверки кассовых операций необходимо придерживаться такого порядка действий:

  • Провести инвентаризацию кассы.
  • Обследовать помещение.
  • Провести опрос.
  • Проверить соблюдение правил осуществления операций.
  • Непосредственно проверка.
  • Сравнение документации.
  • Оформление итогов проверки.

Во время проведения проверки необходимо удостовериться в соответствии порядка учета операций нормативным актам. Также следует установить, соблюдает ли организация установленное ограничение хранения наличных средств.

Аудитор имеет право провести инвентаризацию. В этом случае проверяется следующее:

  • есть ли кассира;
  • заключено лис ним ;
  • отвечает ли помещение кассы требованиям – обеспечение сохранности финансов, освещенность и прочее.

Кем осуществляется

Контроль и ревизия кассовых операций осуществляется аудиторской организацией или индивидуально аудитором. В такой организации должно быть не меньше трех сотрудников.

Чтобы заниматься подобным родом деятельности, необходимо сдать экзамен и получить аттестат. Чтобы стать аудитором, необходимо отвечать требованиям:

  • иметь экономическое или юридическое высшее образование;
  • стаж работы в данной сфере должен быть не менее 3 лет;
  • иметь определенные личные качества характера;
  • сдать экзамен для получения аттестата аудитора.

Применяемая методика

Методика аудита основывается на трех этапах, которые связаны между собой. Они дают возможность осуществить проверку наилучшим образом – спланировать, собрать и обобщить информацию, сделать выводы.

Методика обеспечивает достоверность отчета. Первый этап методики – планирование. Это наиболее важный этап. На этой стадии определяется стратегия контроля, создается аудиторская программа и оценивается объем контроля.

Задача состоит в разработке и оформлении плана, определении ошибок. После этого можно приступать к проверке.

План должен охватывать все детали, чтобы на его основе можно было составить аудиторскую программу. В данный этап могут входить процедуры, которые помогают понять проверяющему вопросы для эффективного проведения проверки.

Следующий этап методики – сбор и анализ данных. На этом этапе оцениваются аспекты бухгалтерской системы, сферы учета с возможным риском, проводится мониторинг контролирующих средств.

Последний этап – аудиторское заключение. Составляется акт проверки на русском языке. В документе указывается название организации, высвечивается информация об аудиторе и его мнение о результатах проверки.

При проведении аудита применяется несколько методов – традиционный, юридический, специальный и отраслевой. Традиционным является бухгалтерский подход.

При таком методе предполагается разработка способов проверки в соответствии с различными разделами бухгалтерии и ее учета. На основании юридического метода проверка основывается на юридических законах.

Данный способ предполагает наиболее углубленную проверку. При специальном подходе разрабатывается методика контроля определенных экономических групп, имеющих общие черты.

Такими признаками являются структура капитала, численность работников и прочие. Этот метод применяется для тех организаций, которые осуществляют деятельность на особых налоговых режимах.

Отраслевой подход применяют во время разработки методики проверки экономических субъектов на основании их отраслевой принадлежности.

Проверяемые объекты

На объекты аудита направлены действия проверяющего. Объекты отличаются по составу, целевым ориентациями прочим направлениям. Могут также являться лица юридического и физического типа, экономические процессы.

Объекты аудиторской проверки являются многогранными, поэтому полностью их перечислить невозможно. Объектами аудиторской проверки являются:

  • хозяйственная деятельность в общем;
  • финансовые операции или отдельные ее типы;
  • отчетности;
  • управление организации и другие.

Типы объектов – ресурсы (средства трудовой деятельности, предметы труда, финансовые ресурсы) и процессы хозяйственного типа (внедрение новых технологий, основное производство и другие).

Объекты могут быть простыми и сложными. К первым относятся те, которые состоят из нескольких элементов.

Сложные имеют неопределенную структуру. Исходя из этого, проверки подразделяются на несколько типов – общая, банковская, государственная, биржевая.

Поэтапная программа аудита (таблица)

Проверка аудита должна соответствовать определенным требованиям и осуществляться в четко установленном порядке.

Этап Характеристика
Знакомство с клиентом На данном этапе аудитор осуществляет следующее:
  • знакомится с лицом, которое подлежит проверке;
  • оформляет отношения соглашением;
  • производит расчет будущей проверки;
  • изучает и проводит оценку системы бухгалтерского учета;
  • оценивает риски аудита;
  • подготавливает план работы
Планирование На основном этапе аудитором составляется план и разрабатывается программа
Аудит Происходит сбор доказательств
Завершение аудита Обязанности проверяющего заключаются в следующем:
  • завершение подготовки документации;
  • подготовка письменной информации для руководства организации по результатам проверки;
  • формулировка мнения о достоверности отчетности;
  • подготовка аудиторского заключения

Особенности при проведении в казенном учреждении

Аудит в бюджетном учреждении – проведение независимой проверки состояния учета бухгалтерии и финансовых отчетов. Цель такой проверки – осуществить контроль за правильностью ведения деятельности и соблюдением нормативных актов и законов.

Проводится регулярно, в обязательном порядке. Для бюджетных предприятий порядок предоставления услуг в сфере аудита следующий:

  1. Оценка документации и финансовых коэффициентов.
  2. Согласование срока и цены.
  3. Заключение соглашения.
  4. Проверка.
  5. Оформление заключительного отчета.

Во время проверки решаются следующие задачи:

Проверку необходимо проводить не менее 1 раза за год.

Таким образом, аудиторская проверка организаций обязательна. Она проводится в соответствии с требованиями законодательства. Цель ее – проверить правильность осуществления деятельности хозяйственной и финансовой части.

Проводит ее специально назначенное лицо – аудитор. По окончании проверки он обязан составить заключение, которое направляется руководителю организации с целью исправления ошибок.

Цель аудита
Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения предприятием действующего законодательства в сфере хранения денежной наличности, ведения и учета операций с денежной наличностью.

В практике большинства аудиторских фирм присутствует проверка кассовых операций и связанных с ними документов сплошным методом. Но вместе с этим следует отметить, что аудит кассовых операций не аналогичен ревизии кассы. Так, внезапные проверки касс являются прерогативой служб самого предприятия или ревизионных групп контролирующих органов, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии не предусмотрено договором с предприятием). Не является целью внешнего аудита и определение лиц, виновных в выявленных нарушениях, аудиторы устанавливают только факт самого нарушения.

Наконец, еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности предприятия, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы. Вместе с тем, аудиторские фирмы, в соответствии с заключенными договорами, при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом, особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

5. Аудит кассы
Планирование проведения проверки

До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

1. Сколько касс в организации;

2. Имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:

Денежные средства перечисляются на счет в банке. Кассир структурного подразделения получает денежные средства и приходует их в кассу структурного подразделения.

Денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;

Денежные средства перевозятся уполномоченными лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровождать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно.



Инкассация - перевоз денежных средств специальными организациями.

3. Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;

4. Какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);

5. Сколько расчетных счетов у организации;

6. Осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации.

После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

5. Аудит кассы

Нормативно-правовая база и источники информации

При проведении проверки кассовых операций аудитор обязан руководствоваться нормативными документами, которыми являются в данном случае:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-II.

2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

3. ПБУ № 1/98 "Учетная политика" (утвеждено приказом Минфина России от 9 декабря 1998г. №60н).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

6. "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации". Инструкция Центробанка РФ от 04.10.93 г. № 18. (ред. от 26.02.96г.)

7. Федеральный закон № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 г.

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ МФ РФ от 13 июня 1996 г. № 46).

9. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (указания ЦБ РФ от 20.06.2007г. № 1843-У).

10.Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах. (Приложение к приказу ГНС РФ от 22 июня 1995г № ВГ-3-14/ 36).

Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Центральным банком РФ в 1993 г., в основном, сохраняет порядок учета указанных операций, установленный постановлением Госбанка СССР от 8 августа 1991 г. №2.

Вместе с тем, в новом документе содержится указание об обязательном использовании при расчетах с населением контрольно-кассовых машин.

Кроме того, в Положении 1 к Порядку ведения кассовых операций в РФ (1993г.) изложены признаки и правила определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России (признаки платежности, допустимые повреждения платежных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков), которыми должны руководствоваться кассиры при осуществлении кассовых операций с банковскими билетами и монетами Банка России.

Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок - это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.

Источниками информации аудита кассовых операций являются:

Приходные и расходные кассовые ордера;

Отчеты кассира;

Оправдательные документы (заявления, доверенности);

Кассовая книга;

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;

Выписки банка;

Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;

Чековые книжки;

Хозяйственные договоры (в том числе с банками);

Договоры о материальной ответственности;

Документы по ККМ;

Книги кассира-операциониста;

Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;

Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей

Учетные регистры (журнал-ордер № 1 и Ведомость №1 по учету кассовых операций), при автоматизированной форме учета - расшифровка по сч. 50;

Приказы руководящего органа;

Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;

Учетная политика в части документооборота;

Главная книга;

Баланс предприятия (форма № 1), 2-й раздел актива (стр. 261);

Отчет о движении денежных средств (форма № 4).

Программа проведения проверки кассовых операций

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

1. инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

2. проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);

3. проверка правильности документального оформления операций;

4. проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

5. аудиторская проверка правильности списания денег;

6. проверка соблюдения кассовой дисциплины;

7. проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

8. оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

Отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

Наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);

Отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;

Отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;

Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

Предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.


Инвентаризация кассы
Прибыв на место проверки, аудитор, в случае аудита текущего отчетного периода, может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Такого мнения придерживаются большинство специалистов, особенно имеющих опыт ревизорской деятельности.

Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации.

При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или несписанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом, составленным по унифицированной форме, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить:

Обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;

Имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;

Застрахована ли касса организации;

Соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа);

Соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе

В кассе предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.

После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

При проверке предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе. По предприятию, не предоставившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций:

На должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей;

На юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.

За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей.
Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе предприятия, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку кассовых отчетов, выявить отклонения от лимита и оформить все выводы по следующей форме:

Таблица 6. Реестр кассовых документов с превышением лимита наличных денег

В ходе аудита надо провести проверку на предмет соответствия расходования наличных средств из выручки, поступившей в кассу, предусмотренного расчётом на установление лимита остатка кассы, установленным Банком.

Результаты следует оформить следующим образом:

Таблица 7. Реестр кассовых документов с не целевым использованием денежных средств

Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств

При проведении аудита необходимо уделить особое внимание правильному, всесторонне грамотному заполнению первичных документов, наличие и подлинность подписей в кассовых ордерах.

Проверить наличие первичных оправдательных документов, оформленных должным образом для каждой кассовой операции.

Типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров:

Не указывается название организации;

Не проставляются или исправляются номера кассовых ордеров, не соблюдается правило сквозной нумерации с начала года;

Неправильно указывается или не указывается дата;

После совершения операции на ордере не проставляются отметки "погашено" или "оплачено";

Отсутствуют необходимые подписи и печати;

Отсутствуют росписи получателей денежных средств.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие должно вести только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Типичные ошибки при заполнении кассовой книги:

Не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет;

Не всегда проставляется сумма остатка денег на начало дня;

Ошибки при подсчете итоговых сумм и остатка;

Иногда записи ведутся помесячно, вместо того, чтобы вести их ежедневно или раз в три-пять дней;

В практике встречаются случаи когда ведется не одна кассовая книга, в соответствии с законодательством, а несколько, чаще в каждом структурном подразделении своя. (Однако данное нарушение в аудиторском заключении не указывается)


Проверка кассовых операций

Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 100 тысяч рублей. Пытаясь обойти запреты, отдельные предприятия разбивают сумму платежа и проводят ее по разным ордерам.

Организации, предпочитающей расплачиваться наличными деньгами, необходимо оплачивать сделку в течение нескольких дней с расчетом, чтобы сумма платежа в один день не превышала установленного предела.

Таким образом, выявляя нарушения кассовой дисциплины, аудитор может оценить величину финансовых санкций, которые могут быть наложены на предприятие в целом в случае его проверки, и сопоставить ее с финансовым результатом деятельности предприятия.

Проверка проводится с целью установить, совершаются ли на предприятии расчеты с другими юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину. Для этого применяется метод сплошной проверки (просмотра) расходных кассовых ордеров, а также отчетов кассира, кассовых книг, договоров с юридическими лицами.

Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями являются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится взаимная проверка операций по кассе и по банку, проверка дебиторской и кредиторской задолженности и может быть сверкой расчетов.

Документами, подтверждающими движение (оприходование) денежных средств, являются приходные кассовые ордера, отражающие факт поступления денежных средств в кассу с расчетного счета, а также чековые книжки, корешки чековых книжек и выписки банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью "Аннулировано" и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Для оформления выводов аудитору необходимо последовательно просмотреть чековые книжки предприятия, проверяя в них количество корешков и незаполненных чеков.

Проверка правильности и своевременности оприходования денег, получаемых по денежным чекам из банка, является целью выявления неоприходования денег в кассу предприятия. Для этого просматривается кассовая книга. В случаях, когда встречается надпись "Получено из банка по чеку __", сверяется сумма, указанная в кассовой книге, с суммой, указанной на корешке чековой книжки, и суммой, указанной в выписке банка.

Кроме того, сличается номер чека, указанный в приходном ордере, с номером на корешке чека

При проверке аудитору следует проанализировать движение денежной наличности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных оплат в погашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в кассу, а также проконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и выявить случаи ее расхода на различные цели.
Если задолженность сотрудника или стороннего лица (организации) погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник (организация) должником не считается. Но если деньги в кассу не оприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении работники должны погашать свою задолженность.

В случаях, когда в учете значится задолженность за уволившимися сотрудниками, необходимо проверить эти факты методом письменных подтверждений от третьих лиц или методом устных опросов.

Наличие на предприятии утвержденного приказом руководителя списка лиц, которым могут выдаваться из кассы наличные деньги на хозяйственные нужды, оформление сотрудниками "заявлений на выдачу денег", указание в разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченного лица срока, на который они выданы, препятствуют злоупотреблениям.

Вместе с тем лица, получившие деньги на хозяйственные нужды, также должны своевременно отчитаться и произвести полный расчет по выданным в подотчет суммам. Документами для проведения проверки будут приходные кассовые ордера и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал-ордер № 7 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если в кассовом ордере по строке "Основание" будет значиться "Остаток подотчетных сумм", в соответствии с которым, производится возврат денежных средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документы и командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными документами (хозяйственные расходы). Сравнивается дата составления авансового отчета (последний должен быть составлен не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из командировки), является ли этот день рабочим для данного предприятия, сверяется дата составления авансового отчета, номер приходного ордера, указанный в авансовом отчете, по которому вносится остаток неизрасходованных сумм, с номером, датой и суммой по приходному ордеру, а также с журналом-ордером "Расчеты с подотчетными лицами".

Последовательный просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволит выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (если таковые имеются).

Часто на предприятиях используются бланки расходных кассовых ордеров, объединенных с заявлением на выдачу денег на оборотной стороне. Если срок, на который выдаются деньги, установлен, то аудитор сверяет эту дату с датой составления авансового отчета и датой приходного ордера. Необходимо помнить, что в случае несвоевременной сдачи авансового отчета и невозврата остатка денежных средств эта сумма присоединяется к основному заработку и облагается подоходным налогом.

Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.

Злоупотребления посредством подлогов возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Не отражение даты составления документов, нумерации, других реквизитов позволяет использовать их для целей незаконного списания денег. Недоброкачественность их исполнения может быть выявлена при формальном осмотре первичных документов. Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затем могут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей проводится с целью выявления таких злоупотреблений.

Признаками подлога могут служить наличие среди первичных документов ксерокопий, документов со следами подшивки, изменения цвета документа из-за давности его составления, штампов гашения документов.

Кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выполнены на машине (пишущей, вычислительной), компьютерах. Подчистки, помарки или исправления не допускаются.

Все ранее проверенные аудитором документы следует отмечать его подписью или штампом. Особое внимание следует проявить при проверке регистрации платежных ведомостей, так как одним из способов подлога является внесение в расчетно-платежные ведомости подставных лиц, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. При проверке сверяют табели учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении, первичные документы о начислении заработной платы и с данными платежных ведомостей, карточек лицевых счетов, приказов о зачислении на работу и об увольнении, первичных документов по начислению заработной платы. Обращают особое внимание на номер или наименование подразделения (цеха, отдела), периода, за который производится выплата, период работы лица на данном предприятии.

Если в расчетно-платежной ведомости будет завышена сумма начисленной заработной платы, то этот подлог можно выявить путем сравнения данных синтетического и аналитического учета по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи с наличием подчисток и помарок в ведомостях. Проверяются:

Главная книга,
- журналы-ордера (по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", по кредиту счета 50 "Касса"),
- журнал регистрации платежных ведомостей.

Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции со счетами 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и т.д.

В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, кассир должен:

1) в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки "Депонировано";

2) составить реестр депонированных сумм;

3) в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.
Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям. Выявление злоупотреблений с депонированными суммами возможно путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета. Аналитический учет депонированных сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.

Важность аудита данного участка учета определяется значительным числом нарушений, которые следует исключить в учетной практике.

Ниже приводится список наиболее часто встречающихся ошибок при аудите кассовых операций.

Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:

1. Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.);

2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);

3. Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов;

4. Списание сумм без оснований и по подложным документам;

5. Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;

6. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета;

7. Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям;

8. Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям;

9. Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину;

10. Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах;

11. Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию (организации);

12. Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя предприятия специальная комиссия;

13. В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились;

14. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

15. На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга;

16. В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляет.


Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин

Все организации обязаны применять контрольно-кассовые машины (ККМ).

Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ:

Оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности;

Реализующие газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно-журнальных киосках;

Реализующие ценные бумаги;

Реализующие лотерейные билеты;

Торгующие на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.

Организации, использующие ККМ для учета выручки, ведут книгу кассира-операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира-операциониста.

Для проверки полноты оприходования выручки через ККМ аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.

Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. Законом РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предусмотрены следующие санкции за нарушение установленного порядка применения ККМ:

на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей;

на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей;

на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Оформление отчета по результатам проведения проверки

По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.

Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением рабочих листов в виде таблиц.

Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 баланса "Денежные средства в кассе" бухгалтерского баланса.

Проверка расчетного и валютного счетов в банках

Цели проверки и источники информации

Целями аудиторской проверки расчетных и валютных счетов в банках являются:

Формирование мнения о достоверности бухгалтерского баланса по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета и налогообложения денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным актам;

Проверка своевременности и полноты оприходования поступивших денежных средств на расчетные и валютные счета;

Проверка правильности и законности открытия расчетных и валютных счетов;

Проверка законности осуществляемых операций по счетам в банке;

Проверка наличия оправдательных документов по операциям, совершенным на счетах в банке.
Источниками информации при проверке операций по счетам в банке являются:

Бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о движении денежных средств (форма № 4);

Справка организации об открытых рублевых счетах и счетах в иностранной валюте;

Регистры синтетического учета операций по расчетным, валютным и другим счетам в банках (журнал-ордер № 2 и ведомость № 2, журнал-ордер № 3 и т. д.);

Корешки чековой книжки на получение наличных денег;

Договоры с юридическими лицами;

Приказ об учетной политике;

Первичные документы, оформляющие операции по расчетным и валютным счетам в банках (выписки банка, платежные поручения, требования, мемориальные ордера и т.д.).
В процессе аудиторской проверки аудитору необходимо ознакомиться:

С рабочим планом счетов, используемым для отражения операций по расчетным и валютным счетам в банке;

Перечнем применяемых регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

Графиком документооборота первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

Перечнем лиц, подписывающих денежные и расчетные документы по операциям на счетах в банке.

6. Проверка расчетного и валютного
счетов в банках

Подавляющее большинство гражданско-правовых сделок, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности, опосредуется при помощи расчётов, осуществляемых в безналичном порядке. Между тем, без использования наличных денежных средств на настоящий момент не может обойтись практически ни одно предприятие. В целях расчетов наличными деньгами каждая организация в обязательном порядке должно иметь собственную кассу, оборудованную контрольно-кассовым аппаратом.
Аудит кассовых операций имеет свои особенности. Неотъемлемой чертой аудиторской проверки операций по кассе является значительная трудоёмкость её проведения и большое количество сопутствующих процедур, применяемых в ходе работы аудитора. Источниками информации для аудитора служат главная книга, регистры синтетического учёта операций по счёту 50, отчёт о движении денежных средств по форме № 4, а также бухгалтерский баланс. Наряду с ними обязательной проверке аудитором подлежат кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, книги учёта кассовых ордеров, книги регистрации депонентов и платёжных ведомостей, отчёты кассира и журнал учёта доверенностей. Вся кассовая документация должна быть проверена на предмет соответствия требованиям, содержащимся в законодательстве.

Поступления наличных денег в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером, составляемым в одном экземпляре и подписываемым главным бухгалтером. Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером и кассиром (другой вариант - заверяется оттиском кассового аппарата) и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, после чего выдается на руки лицу, сдавшему деньги.

Расходный кассовый ордер применяется для обратной поступлению денег процедуры - выдачи наличных денег из кассы предприятия. Он также выписывается в одном экземпляре, однако, наряду с подписью главного бухгалтера требует подписи и непосредственного руководителя организации. В строке ордера “Основание” раскрывается содержание хозяйственной операции, а в строке “Приложение” указывается перечень прилагаемой документации с номерами и датами их оформления. Выдача денежных средств отдельному лицу по расходному кассовому ордеру должна сопровождаться подписью получателя и документальной фиксацией данных, содержащихся в документе, удостоверяющем его личность.

Унифицированная форма кассовой книги установлена Постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г. N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций по учёту результатов инвентаризации”. Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов, служащие отчетом кассира, должны быть отрывными.

Несоблюдение установленных форм и правил оформления кассовой документации может свидетельствовать как о недопустимо низком уровне внутриорганизационного контроля деятельности по учёту, вследствие небрежности или халатности, так и о виновных действиях сотрудников организации, в первую очередь, руководства и работников бухгалтерии. Другим важным моментом, на который стоит обратить внимание является соблюдение организацией лимитов, касающихся наличных денежных средств.

Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 года N 1843-У “О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя” вводит количественное ограничение на денежные суммы, поступающие в кассу по договорам с контрагентами. Так, начиная с 21 июля 2007 года, расчеты наличными деньгами между субъектами предпринимательской деятельности в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Вся денежная наличность сверх установленной нормы подлежит сдаче в банковское учреждение.

В ходе проверки аудитору следует учесть тот факт, что не все операции с денежной наличностью должны проходить непосредственно через кассу. В некоторых случаях, при оказании услуг населению, кассовая техника может и не применяться. При этом расчёты между организацией и населением могут осуществляться как при помощи наличных денежных средств, так и с использованием платёжных карт, а роль кассовых чеков выполняют документы к ним приравненные в соответствии с законом.

К кассовым чекам приравниваются такие документы, как квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежных карт. Все они представляют собой бланки строгой отчётности представленные по форме, утверждённой Минфином РФ. Обязательными реквизитами таких бланков являются наименование, номер и серия, код формы бланка по ОКУД, наименование и код организации, выдавшей бланк, ИНН, вид услуги, единица измерения оказания услуг, стоимость услуги в денежном выражении, дата осуществления расчета , должности и Ф.И.О. лица, ответственного за совершение операции. Исключением из общего правила выступают бланки, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Для них предусмотрен несколько усечённый перечень обязательных реквизитов - наименование, номер и серия, код формы бланка по ОКУД, наименование организации, выдавшей бланк, вид транспортного средства и стоимость услуги в денежном выражении.

При наличии сомнений у аудитора относительно правильности ведения учёта по кассовым операциям и состоятельности существующего на предприятии внутреннего контроля, дальнейшую проверку целесообразно проводить, предварительно опросив всех ответственных лиц. В качестве ответственных за порядок ведения операций по кассе лиц традиционно выступают руководитель организации, главный бухгалтер и кассир. Для каждого из них аудитором составляется отдельный опросный лист (вопросник), который должен содержать указание на должность опрашиваемого лица в соответствии со штатным расписанием, действующим в пределах организации. В целом, проведённый опрос помогает установить конкретные факты нарушения Порядка ведения кассовых операций.

Все нарушения учёта операций по кассе принято классифицировать в зависимости от формы вины ответственных лиц и их должностного положения. Обычно различают такие виды нарушений, как прямое хищение, виновное неоприходование поступивших средств с последующим их присвоением, хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц, излишнее списание денежных средств, присвоение сумм, начисленным третьим лицам, расчёты наличными средствами в нарушение положений об их максимально допустимой величине и ошибки в учётных регистрах. Данная классификация имеет большое практическое значение, так как позволяет аудитору применить процедуру, наилучшим образом подходящую для каждого конкретного случая нарушений. Рассмотрим эти процедуры более подробно.

Прямое хищение средств с предприятия помогает выявить инвентаризация наличных средств в кассе. Хищение может осуществлять как при помощи так называемых маскировочных приёмов (подписи и визы бухгалтерских работников, руководителей предприятия и их заместителей), так и без них. Обнаружению хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц и работников бухгалтерии, способствует проверка наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица, проверки наличия на расходных кассовых документах подписей руководителя предприятия или уполномоченного лица; проверки наличия на расходных кассовых документах расписок получателей денег и устный опрос лиц, получивших деньги по расходным кассовым ордерам, но не подтвердившим этот факт своей распиской.

Факт неоприходования средств с последующим их присвоением устанавливается путём проверки чековой книжки организации на полноту содержащихся в ней данных и проверки полноты оприходования денежных средств в кассу предприятия, полученных из банка по чеку. Частными случаями виновного неоприходования является неоприходование и присвоение денежных сумм, поступивших от физических и юридических лиц по приходным ордерам и неоприходование денежных сумм, поступивших от юридических лиц по доверенностям. Данные факты могут быть подтверждены проверкой своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды, а также проверки соответствия приходных кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров и проверки правильности оприходования сумм по доверенностям.

Излишнее списание денежных средств может быть установлено в ходе таких процедур, как проверка итогов кассовых отчетов, проверка полноты первичных приходных и расходных кассовых документов, приложенных к отчету кассира, проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета по расчетам с персоналом, проверка совпадения расходных кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации.

Для выявления случаев присвоения сумм, законно начисленных третьим организациям аудитор применяет проверки соответствия платежных реестрам депонированных сумм, проверки полноты и своевременности сдачи в банк депонированных сумм, проверки полноты оприходования депонированных сумм на расчетный счет в банке, проверки соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов и проверки соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных сумм.
Наконец, ошибки и случаи некорректного учёта кассовых операций можно установить с помощью проверки соответствия совершённой бухгалтером записи, зафиксированной на первичных кассовых документах, фактическим информационным данным, содержащимся в журнале-ордере № 1 “Касса”.

3.1. Цель и задачи аудита кассовых операций

Целью аудита кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета , действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех суще-ственных аспектах.

В задачи аудита кассовых операций входят:

Проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодатель-ства Российской Федерации ;

Правильное документальное оформление операций с денежными сред-ствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых опера-ций;

Контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;

Своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Аудиторская программа тестов средств контроля кассовых операций и аудиторских процедур приведены в Приложении 12.

Рассматривая источники информации для аудиторской проверки кассо-вых операций, следует отметить, что состав первичных кассовых документов, с одной с стороны, очень узок – это приходные и расходные кассовые ордера , кассовая книга . С дугой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с под-отчетными лицами, с поставщиками и т. д. Следовательно, при проверке необ-ходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.

3.2. Порядок и методика проведения аудита кассовых операций

Последовательность работ при проведении аудита кассовых операций можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита кассовых операций.

На ознакомительном этапе изучаются порядок и основы ведения кассо-вых операций.

Основной этап заключается в проведении анализа кассовых операций, со-вершенных в отчетном периоде.

При аудите кассовых операций последовательно проверяются: правиль-ность документального оформления кассовых операций; сохранность наличных денежных средств в кассе; соблюдение установленного лимита остатка денеж-ных средств в кассе; правильность применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчетов с населением; полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение данных хозяйственных опера-ций на счетах бухгалтерского учета; правильность списания денег в расход и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; организация хранения свободных денежных средств в кассах организации.

Кассовые операции проверяются, как правило, сплошным методом. Пре-жде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определен-ную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутренне-го контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценно-стей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет уязвимые с точки зрения зло-употреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, опре-деляет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных проце-дур.

Рис. 3.1. Признаки отсутствия или недостаточности внутреннего контро-ля за движением денежных средств в кассе предприятия для аудитора

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций воз-лагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, по-этому аудитор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц.

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность кото-рых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у кли-ента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.

Если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции составляют неболь-шой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку кассовых операций в обычном порядке для оценки суще-ственности статьи в отчетности предприятия.

Когда удельный вес кассовых операций велик, например, реализация про-дукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения с мнения о достоверности отчетности пред-приятия.

В общем случае по результатам опроса, а также непосредственного на-блюдения за совершением операций по приему и выдаче денег из кассы у ауди-тора оказывается сформированным план проверки кассовых операций и наме-чен состав процедур.

По результатам опроса ответственных работников проверяемого пред-приятия во вопроснику аудитор может сделать различные выводы (Приложение 13).

Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур.

Все процедуры построены по единой схеме: наименование, цель проце-дуры; средства, необходимые для выполнения процедуры; техника исполнения процедуры; оформление результатов.

Процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиен-та. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского уче-та и три знака. Строится по серийно-порядковой системе: первый знак – номер нарушения по классификации (выделено семь нарушений порядка ведения кас-совых операций); второй знак – номер разновидности нарушения (от 1 до 4); третий знак - порядковый номер процедуры для выявления данного нарушения.

Возможный набор аудиторских процедур для выявления нарушений при-веден в Приложении 14.

Отдельное внимание аудитора может быть уделено проверке учета и удержания подотчетных сумм, которое предусматривает проведение комплекса работ. В первую очередь аудитор должен убедиться в наличии и ознакомиться с приказом (распоряжением) руководителя организации об утверждении списка лиц, которым разрешено получение наличных денежных средств из кассы ор-ганизации. В дальнейшем аудитор должен руководствоваться им при проведе-нии проверки выдачи денежных средств из кассы организации. Выдача денеж-ных средств лицам, не указанным в списке работников, утвержденном прика-зом руководителя организации, является нарушением установленных правил учета. Далее аудитор проверяет сальдо на начало проведения аудиторской про-верки по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами " за каждый проверяемый месяц. Указанная сумма должна соответствовать данным Главной книги.

При проверке правильности выдачи денежных средств из кассы аудитор должен убедиться в том, что к расходным кассовым ордерам приложены заяв-ления работников о выдаче денег из кассы. Одним из наиболее часто встре-чающихся нарушений является выдача денег под отчет лицам, не отчитавшим-ся по ранее полученным авансам . На это обстоятельство следует обращать осо-бое внимание. Аудитор должен проверить соответствие приведенных в регист-рах бухгалтерского учета выданных и полученных денежных сумм путем сли-чения данных за каждый месяц.

Денежные средства являются подвижными и легко реализуемыми активами. Наибольшую активность имеют наличные деньги. Их движение совершается посредством кассовых операций. При аудите в этой области следует руководствоваться основными документами:

  • 1. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. N 40;
  • 2. Положение Банка России от 5.01.98 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", утвержденное Банком России 19.12.97 г (с изменениями и дополнениями от 22.01.99 г.);
  • 3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49.
  • 4. Письмо Минфина России от 20.04.95 г. N 16-00-30-35 "Об утверждении форм документов строгой отчетности";
  • 5. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);
  • 6. Федеральный закон от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
  • 7. Письмо Минфина России от 30.08.93 г. N 104 "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением";
  • 8. Указания Банка России от 14.11.01 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке";
  • 9. Постановление Госкомстата России от 18.08.98 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (с изменениями и дополнениями).

Основная цель аудиторской проверки кассовых операций налогоплательщика - установить их законность, достоверность и целесообразность совершения, а также правильность отражения в учете. От аудиторов требуется повышенное внимание, так как на практике наибольшее количество нарушений и злоупотреблений должностных лиц связано именно с этим участком учета.

В задачи аудита кассовых операций входят:

  • · проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
  • · правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;
  • · контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;
  • · своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Последовательность работ при проведении аудита денежных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита денежных средств.

Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудитор должен собрать по возможности полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета. Выяснить, как соблюдается кассовая дисциплина, насколько жестко контролируются операции с денежной наличностью, в том числе с валютой, как обеспечивается санкционирование различных платежей из кассы, можно путем фактической проверки, обследования, наблюдения и т.д. Полезным способом получения необходимых данных является тестирование по заранее подготовленному вопроснику. Вопросник аудитора составляется таким образом, что в большинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предварительного вывода. Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задавать какой-либо вопрос, номер следующего вопроса указан в графе «Номер следующего вопроса».

Таблица 1 Вопросник для обследования учета кассовых операций

Вариант ответа

Информация или документ, который следует запросить

Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве гл.бухгалтера

Гл.бухгалтеру

Образец подписи гл.бухгалтера

Уполномоченному лицу (лицам)

Имеются ли письменные распоряжения руководителя о назначении уполномоченного лица ставить подписи на приходных и расходных ордерах в качестве гл.бухгалтера

Кому предоставлено право подписи расходных кассовых документов в качестве руководителя

Только руководителю

Образец подписи руководителя

Уполномоченному лицу (лицам)

Образец подписи этого лица и приказ руководителя

Имеются ли письменные распоряжения руководителя о назначении уполномоченного лица ставить подписи на расходных ордерах в качестве руководителя

Письменные распоряжения руководителя. Сроки действия полномочий. Образцы подписей уполномоченных лиц.

Ведутся ли журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров

Журналы регистрации кассовых ордеров

В каком размере банком установлен лимит остатка денег в кассе

Сумма лимита

Сообщение банка об установлении лимита кассы

Установлены ли руководителем сроки внезапной ревизии кассы

Номер и дата приказа с указанием сроков

Назначалась ли руководителем комиссия для проведения ревизии кассы

Приказ о назначении комиссии по ревизии кассы

Соблюдались ли сроки внезапных ревизий

Акты ревизии кассы

Производится ли ревизия кассы при смене кассира

Акт ревизии кассы

Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности

Дата договора и дата приема кассы

Ознакомлен ли под роспись кассир с Порядком ведения кассовых операций

Порядок ведения кассовых операций с датой и подписью кассира

Ведется ли на предприятии кассовая книга, оформленная должным образом

Кассовая книга

Сверяются ли данные кассовой книги с данными учетных регистров и первичных документов

Учетные регистры, кассовая книга

Ведется ли журнал выданных доверенностей

Журнал выданных доверенностей

Ведется ли журнал регистрации платежных ведомостей

Журнал регистрации ведомостей

Ведется ли на предприятии журнал учета депонентов

Журнал учета депонентов

Определен ли круг лиц, которым разрешено выдавать деньги на хоз.нужды

Приказ об утверждении списка лиц

Проводит ли налогоплательщик реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличный расчет

Регистры бухгалтерского учета, чеки ККМ

Имеются ли у налогоплательщика ККМ

Карточки учета основных средств на ККМ и платежные документы

Зарегистрированы ли ККМ в налоговых органах

Карточки регистрации ККМ в налоговых органах

Имеется ли договор с центром техобслуживания и ремонта ККМ

Договор с центром техобслуживания и ремонта ККМ

Имеются ли дубликаты ключей от сейфа кассира и обеспечивается ли их хранение в соответствии с порядком ведения кассовых операций

Акт передачи опечатанного пакета с дубликатами ключей руководителю предприятия.

Имеется ли несгораемый металлический сейф

Наличие сейфа

Закрывается и опечатывается ли по окончании рабочего дня сейф печатью кассира

Наблюдение и опрос персонала

Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.

По результатам данного вопросника аудитор оценивает состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения кассовой дисциплины, определяет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места и планирует основные процедуры. Результаты тестирования помогут установить фактическое отношение администрации предприятия к организации учета, обеспечению сохранности и целевого использования денежных средств на предприятии. Аудитор намечает для себя объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур, последовательность этапов проведения проверки, конкретные источники получения данных, уточняет аудиторский риск.

После того когда составлен вопросник аудитор с целью упорядочения результатов аудита разрабатывает специальную программу проверки кассовых операций. Правильно составленная программа поможет аудитору последовательно проверить различные участки учета операций с денежными средствами, избегая повторов и пропусков, целенаправленно провести сбор необходимых доказательств и их документирование, т.е аудитор проверяет правильность оформления первичных кассовых документов, книг, журналов. Для этого изучаются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.

Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

  • · Главная книга;
  • · Журнал-ордер №1 и ведомость №1;
  • · Регистры синтетического учета кассовых операций по счету 50 «Касса»;
  • · Бухгалтерский баланс (форма №1, строка 261);
  • · Отчет о движении денежных средств (форма №4).

Основными документами, с которыми необходимо ознакомиться аудитору в ходе аудиторской проверки кассовых операций, являются

  • · · Кассовая книга;
  • · · Отчеты кассира;
  • · Приходные и расходные ордера;
  • · Журнал регистрации приходных кассовых ордеров;
  • · Журнал регистрации расходных кассовых ордеров;
  • · Журнал регистрации выданных доверенностей;
  • · Журнал регистрации депонентов;
  • · Журнал регистрации расчетно-платежных ведомостей;
  • · Авансовые отчеты;
  • · Оправдательные документы к авансовым отчетам.

При проведении аудиторской проверки ведется выборочная проверка операций и документов. Проверка проводится выборочно исходя из предварительного знакомства с деятельностью организации и выявления критический точек. По которым наиболее вероятно появление ошибок. В этом случае аудитор может сэкономить время на проверке традиционных, рутинных операций, постоянно повторяющихся, ошибки по которым менее вероятны.

В аудиторской практике применяется принцип существенности. Исходя из этого принципа, аудиторы обязаны установить не абсолютную точность данных проверяемой бухгалтерской отчетности, а ее достоверность во всех существенных аспектах.

Существенными в аудите признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита и никакие иные существенные обстоятельства аудиторской организацией обнаружены не были.

Уровень существенности - это то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не в состоянии делать ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При определении уровня существенности за основу принимаются базовые показатели бухгалтерской отчетности.

Согласно стандарту аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» рекомендовано использовать следующие показатели: балансовая прибыль организации, валовый объем реализации без НДС, валюта баланса, собственный капитал и общие затраты организации.

Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей. Система базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, а также их изменения утверждаются решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Таблица 2

Пример определения уровня существенности

Показатель Суммовое значение показателя Доля в % Значение,

применяемое

для уровня

существенности

Прибыль до налогообложения 37703 5 1885

Выручка от продаж без НДС 405087 2 8101

Валюта баланса 562294 2 11245

Капитал и резервы 415817 10 41581

Расходы 75695 2 1513

Среднее арифметическое показателей составляет:

(1885+8101+11245+41581+1513)/5=12865

Наименьшее значение отличается от среднего на

(12865-1513)/12865?100%=88,2%

Наибольшее значение отличается от среднего на

(41581-12865)/12865?100%=22,3%

При дальнейших расчетах отбрасывают наименьшее значение. Новое среднее арифметическое составит

(1885+8101+11245+41581)/4=15703

Аудиторы обязаны принимать во внимание уровень существенности: на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур; в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур; на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

Непосредственно с проведением аудита связан аудиторский риск. Аудиторский риск - это объективно существующая вероятность допущения возможных неточностей и отклонений от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки компании. Общий аудиторский риск определяется как вероятность формирования неверного мнения аудитора о достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности и, как следствие, составления неправильного заключения по результатам проверки. В аудиторской среде развитых западных стран считается, что уровень общего аудиторского риска, равный 5 процентам, является приемлемым. На величину аудиторского риска влияет степень знания персоналом системы бухгалтерского учета, изменений в нормативно-правовой системе, степень компьютеризации, порядок сменяемости руководства. Риск никогда не может быть сведен к нулю, поэтому задача аудитора состоит в минимизации вероятности возникновения ошибок.

Общий аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, средств контроля и риск необнаружения.

Наличие неотъемлемого риска обусловлено как характеристиками фирмы-клиента, так и условиями «окружающей среды». Которые невозможно проверить с помощью средств внутреннего контроля.

Контрольный риск связан с опасностью необнаружения системой внутреннего контроля существенных ошибок.

Риск необнаружения вытекает из имеющейся всегда вероятности невыявления в процессе проведения аудиторских проверок существенных ошибок, пропущенных системой внутреннего контроля. Риск необнаружения подразделяется на аналитический риск, вытекающий из опасности пропуска ошибок при проведении аналитических процедур. И риск при выборке на существенность. Риск тестов на существенность выступает в качестве балансирующего показателя в формуле общего аудиторского риска.

Таблица 3.

Программа аудиторской проверки кассовых операций

Организация____________________ Аудитор_____________

Проверяемый период____________ Дата начала проверки____

Предоставленные документы______ Проверяемый период_____

Масштаб выборки______________ Дата окончания проверки___

Проверяемый сегмент

Аудиторские процедуры

Источники информации

Наличие в кассе денежных средств, денежных документов, отраженных в учете

Кассовая книга, акты инвентаризации денежных средств, инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности

Полнота отражения в учете фактически наличествующих в кассе денежных средств и документов

Опрос, , проверка соблюдения в организации правил совершения кассовых операций

Полнота и правильность оформления первичных кассовых документов, книг, журналов

Просмотр и сравнение документов

Приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал регистрации кассовых ордеров, кассовая книга

Соблюдение порядка выдачи денег по доверенности

Просмотр доверенностей

Доверенности, приложенные к расходным кассовым ордерам или ведомостям

Соблюдение установленного лимита хранения наличных денег в кассе

Просмотр документов

Кассовая книга, сообщение из банка о размере лимита кассы

Соблюдение установленного порядка и лимита наличных расчетов с юридическими лицами и ИП

Опрос, просмотр документов

Расходные кассовые ордера, кассовая книга

Наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром организации

Просмотр документов

Договор о полной материальной ответственности

Применение ККМ при наличных расчетах

Просмотр книги, сравнение данных книги кассира-операциониста с данными контрольных лент и кассовой книги

Книга кассира-операциониста

Проведение внезапной ревизии кассы (при необходимости)

Инвентаризация кассы, осмотр, опрос, просмотр и сравнение документов

Кассовые документы, денежные средства, кассовая книга, регистры по счету 50

Проверка оборотов и остатков по счету 50 и их соответствия данным Главной книги

Кассовая книга, ведомости, журналы-ордера, Главная книга

Выборочная проверка целевого использования денежных средств, полученных из банка

Осмотр, просмотр и сравнение документов

Выписки банка, кассовые документы, ведомости, журналы-ордера, регистры по счетам 50,51

Выборочная проверка правильности оформления кассовых документов и соответствия их данных записям в кассовой книге и учетных регистрах по счету 50. Проверка правильности корреспонденции счетов

Осмотр, просмотр и сравнение документов

Кассовые документы, кассовая книга, ведомости, журналы-ордера, учетные регистры по счетам 50,51,76

Порядок ведения кассовых операций в иностранной валюте

Осмотр, просмотр и сравнение документов

Кассовые документы, кассовая книга, ведомости, журналы-ордера, учетные регистры по счетам 50,52,55,57,71

Правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций

Просмотр и сравнение документов

Карточка и оборотно-сальдовая ведомость по счету 50

Наличие в организации действующей системы проведения ревизий кассы

Просмотр и сравнение документов, опрос, проверка соблюдения установленных правил

Акты инвентаризации наличия денежных средств

При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и т.п. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам

Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обратить внимание на юридическую обоснованность выдачи денег, т.е. на наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы; доверенностей от сторонних организаций; исполнительных листов и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.

На заключительном этапе аудита денежных средств организации формируется пакет рабочих документов аудитора и составляется аудиторский отчет, который представляется вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

Аудиторский отчет содержит мнение аудитора. Это мнение выражается в одной из форм аудиторского заключения:

  • 1) безусловно положительное заключение означает, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета;
  • 2) мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения;
  • 3) отрицательное мнение следует выражать тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для бухгалтерской отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.