Основные приоритеты и направления развития социальной защиты населения. Основные направления социально-экономического развития

Напрямую зависят от содержания социальной политики и эффективного государственного управления. На сегодняшнее время кризис охватил все сферы мирового сообщества, в том числе и социальную модель развития общества. Для преодоления кризиса и его последствий, необходимо обозначить новые пути решения и новые цели социального ориентирования. Как показывает история, уже принимались решения, создающие политические, экономические и социальные институты, но реализация их была длительным процессом. Тенденции социального развития должны быть направлены на создание таких условий, при которых люди могли бы зарабатывать, а государство смогло бы поддерживать социально незащищенную часть населения, при этом способствовать тому, чтобы меньше людей нуждались в этой поддержке. К сожалению, ранок, как главенствующая структура, будет всегда порождать социальную дифференциацию. Следовательно, бедные будут всегда и другого рынка не будет.

Поиск новой модели социального развития ищут по сочетаниям уже существующих моделей. С каждым днем возрастает необходимость поиска и реализация новых принципов, когда справедливость будет являться стимулом эффективности человеческого развития, а не его тормозом.

Можно выделить и подробно рассмотреть основные параметры тенденции социального развития. Основой развития государства и успешного экономического роста является социальная консолидация. Социальная консолидация включает в себя процесс налаживания механизмов взаимопартнерства между социальными группами, формирование нормативных границ поведения этих групп и механизмы ответственности установленных рамок. При этом возрастает необходимость расширения базы социальной поддержки государства: сохранение безопасности, рост уровня жизни.

сконсолидирующим потенциалом способны объединить усилия различных социальных групп и выбрать наиболее эффективную стратегию, при которой формируется контакт между государством и обществом, а так же институты легитимности государства и собственности.

Формирование массового среднего класса является динамикой тенденции социального развития. Оно должноосуществляться при грамотной стратегии развития государства, в основе которого лежит принцип, обеспечивающий благосостояние для большей части общества. К таким стандартам относятся: качественное жилье, образование и здравоохранение.

К сожалению, большая часть населения мира живет в состоянии перманентной нищеты. Происходит разница не только между уровнями дохода, но и моральными ценностями. Все это подрывает основу государства.

Двухполярная сегментация способна привести к расколу общества, поэтому остро стоит проблема ускоренного образования слоя людей со средним достатком. Тенденции социального развития среднего класса послужит основой системы для предотвращения негативных явлений социального раскола в государстве. Практика показывает, что в наличие государства уже никто не нуждаться. Бедные, потому что оно не может удовлетворить их потребности, а богатые воспринимают его как фискальное начало.

Сложившаяся ситуация заставляет сделать выбор между моделями поведения государства по отношению к обществу. Это может быть путь государственного патернализма, при котором жизненный уровень населения поддерживается за счет государства, или путь субсидиарного государства, при котором государство оказывает минимальную поддержку. В чистом виде не одна из моделей не может быть реализована на сегодняшний момент, но тенденции социального развития будут зависеть от этого выбора.

Тенденции социального развития можно сформулировать в десяти параметрах социально- ориентированного развития.

Во-первых, количественный, которых показывает количество созданного и распределенного валового продукта в зависимости от социальных критериев, а не от рыночных. Этот вопрос трудно решается и ответы на него находятся в области альтернативной экономики.

В настоящее время принципы альтернативной организации социальной и экономической жизни приблизились. Это связано, прежде всего, с уменьшением негативного влияния финансово-экономического кризиса.

Второй параметр тенденции социального развития – это становление гражданского общества, которое возлагает на себя часть функций государства. Здесь существует некоторая закономерность: высокий уровень социализации государства приводит к активным действиям социально-регулирующей системы и уменьшению числа государственных чиновников, а также расходы на их содержание. Вместе с тем снижается уровень коррупции.

В частности, это означает то, что в качестве источника доходов для реализации социальных программ следует использовать налоги на роскошь, финансовые спекуляции и посредническую деятельность. Здесь остро возникает вопрос о наличии прогрессирующего подоходного налога. Считается, что прогрессия подоходного налога подрывает мотивацию предпринимательской деятельности. Но так, как, предприниматель является высококвалифицированным работником и приоритетным для него остается его репутация, то этот налог затронет только слишком богатых людей и не причинит вред интересам предпринимателя.

Четвертый параметр тенденции социального развития - это обеспечение и реализация социальной поддержки. Ключевым моментом является гарантированное получение жизненных благ, образования, здоровья, жилья. В условиях социально-ориентированного развития доходы населения должны превышать установленный уровень прожиточного минимума.

Многие считают, что социальное государство состоит преимущественно из пенсионеров и безработных, то есть тех, кто находиться на содержании у государства за счет трудящегося слоя населения. В этом есть своя истина. Эту ситуации может изменить новая модель социально-ориентированного развития.

В решении вопроса пособий по безработице следует рассматривать программируемую переквалификацию работников.

Создание новых рабочих мест должно осуществляться не только при помощи частного бизнеса и созданием для него налогового послабления, но и при наличии программ повышения квалификации и переподготовки, а также при помощи институтов гражданского общества. Здесь появляется возможность в создании новых рабочих мест в наиболее передовых отраслях экономики.

Общественно-государственные ресурсы не могут быть использованы для обогащения отдельных лиц. Государство не должно поддерживать проигравших в рыночной борьбе собственников. Его целью является решение проблем работников и социальная безопасность.

Пятый параметр тенденции социального развитияэто существование развернутой системы социальных нормативов.

Шестой параметр тенденции социального развития – это эффективное развитие социального бизнеса и социального взаимопартнерства.

Что касается первого, то здесь главная мысль заключается не только в соблюдении рыночных законов. В более широком смысле, это означает принятие на себя обязательств по отношению к своим работникам, государству, обществу, а также ограничение своих рыночных интересов. Здесь речь идет, во-первых, о взаимопартнерстве работников и управляющего персонала, вплоть до участия первых в контроле и управлении. Во-вторых, о прозрачности информации всех доходов от работников до членов совета директоров. В-третьих, ограничение уровня дифференциации доходов. В - четвертых, распределение сверхнормативной прибыли на решение социальных, экономических и культурных проблем.

В Скандинавии можно наблюдать один интересный момент. Если на улице появляется бизнесмен на очень дорогой машине, то его, как правило, принимают за одного из главарей преступной группировки. Бизнесмен на велосипеде, напротив, вызывает доверие и уважение. Ключевой смысл этого состоит в том, чтобы показать и объяснить, что ездить на роскошной машине – стыдно, потому что человек, сидящий за рулем, не понимает, сколько можно было бы сделать на эти деньги. Хотя найдутся сторонники, которые скажут, что на заработанные деньги человек вправе сам решить на чем ему ездить.

Седьмой параметр тенденции социального развитияпредпочтение приоритетного международного и национального общества по отношению к политическим структурам и корпорациям.

Одним из главных вопросов выступает возможность влияния капитала не на политику, а на неправительственные организации, и социальные движения, тем самым ослабляя роль профессиональных политиков и государственных структур. Здесь проблема заключается в последовательном сокращении давления на политический процесс идеологического и политического манипулирования. Белее шире – на политические технологии, суть которых, заключается в производстве товара (отданные за партию или кандидата голоса) из сырья (электората) при помощи капитала корпоративных структур и политтехнологов. Все это подрывает демократию, то есть процесс волеизъявления. Превращает индивида в пассивный объект манипулирования и приводит к подрыву основ гражданских прав. Вот поэтому, обеспеченность социально-ориентированного развития предполагает последовательное постепенное вытеснение политического производства и развитие демократических принципов самоуправления и самоорганизации граждан. Интересы последних должны стать основными для социально-ориентированного развития.

Восьмой параметр тенденции социального развития – это жесткие экологические приоритеты. Принцип этого параметра заключается в том, чтобы акцент делался не на защиту окружающей среды от негативных последствий технологического прогресса, а на поиск альтернативы существующей социально-экономической, политической и технологической структуре, как принципиально а-экологичной. В результате будет наблюдаться переход от использования экологических ограничений к применению экологически-альтернативных моделей.

На сегодняшний день реализация такого решения не может найти массовой поддержки.

Девятый параметр тенденции социального развития заключается в общедоступности образования. Образование – это общественное благо, которое с социальной точки зрения является товаром, обеспечивающее воспроизводство социума. Оно должно формировать нравственно-ответственную личность. С другой стороны, образование – это та сфера, которая основана на знаниях, и создает ресурсы постиндустриального развития – креативные качества человека. Для обеспечения, в рамках общественно-государственного финансирования бесплатного, качественного и доступного образования, выступает эффективное долгосрочное социальное инвестирование.

Десятый параметр тенденции социального развития – это становление культуры, обеспечивающей гармоничное развитие личности.

На сегодняшний день выбор стратегии и модели социально-ориентированного развития может оказаться проигрышным в условия глобализации, так как глобализация это объективный процесс и его не остановишь. Нужна консолидация всего общества, направленная на развитие и восстановление справедливого, демократического государства с помощью разработки и реализации целевых программ возрождения.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы в том, что проблемы социальной защиты населения в сфере труда необычайно важны на сегодняшнем этапе развития экономики. Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Поэтому в Украине вопрос о социальной защите населения стоит наиболее остро, поскольку наше государство все еще приспосабливается к постоянно меняющимся условиям рыночной экономики.

Цель работы - определить влияние социальной защиты на уровень производства и выделить основные приоритеты и направления социальной защиты населения Украины.

Основные задачи, которые стояли при написании данной работы:

1) Раскрыть сущность понятия «социальная защита»;

2) Определить ее основные направления и приоритеты;

3) Определить назначение социальной защиты населения;

4) Описать инновационную модель системы социальной защиты населения;

5) Раскрыть проблемы и перспективы усовершенствования системы социальной защиты.

Предметом работы является система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования.

Объект работы - это система методов, направленных на усовершенствование существующей системы социальной защиты, создание инновационной модели социальной защиты и определение приоритетов и основных направлений развития системы социальных гарантий населения.

При написании работы использовался метод изучения и анализа существующей информации и на основе существующих данных выделение главного ранее не используемого материала. Эта работа рассчитана на то, что выделенные основные приоритеты и направления социальной защиты найдут практическое применение.

1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА

1.1 Определение понятия «социальная защита»

Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе, формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты населения.

Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце ХІХ - начале ХХ века и в широком общелогическом смысле соответствующий термин впервые появился в США в 30-х годах и постепенно распространился западной социологии для обозначения мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т. п. .

Сама система социальной защиты в широком смысле - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

Трудоспособным гражданам - за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

Социально уязвимым слоям - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой - институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации).

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

Обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

Создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

Обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

Обеспечение экологической безопасности членов общества;

Защита граждан от преступных посягательств;

Защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;

Защита от политического преследования и административного произвола;

Обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

Обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни .

Происходящие в Украине глубокие социально-экономические преобразования, направленные на утверждение рыночной экономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий, в частности, чрезвычайно актуальной. С одной стороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой, требуется предпринимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторых важных сторонах жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан.

Объективная потребность порождает необходимость усиления социальной защиты по широкому спектру направлений. Но главным остается защита от снижения жизненного уровня трудящихся и от безработицы, а на конкретном предприятии - это забота об условиях о содержании труда, организации и системе оплаты труда работников .

Многие важные функции по социальной защите работающего населения осуществляются именно на уровне предприятия, хотя на социальной защите завязана целая система социальных институтов.

Основные принципы механизма социальной защиты, которая:

Должна быть встроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих;

Не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни;

Должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их;

Должна базироваться на ином принципе мышления. Граждане в первую очередь должны стремиться защитить себя сами, не ждать или добиваться политических решений по данному вопросу;

Активно развивает и формирует у людей элементы самозащиты. Ведь никто и ничто так надежно не защити работника, как он себя сам .

Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разнообразной.

Таким образом, в разных трактовках есть элементы, которые отражают разные стороны сущности социальной защиты и, опираясь на которые можно в полной мере раскрыть сущность понятия «социальная защита».

Исходя из этого, можно сказать, что в условиях формирования рыночной системы хозяйствования обостряются противоречия между необходимостью проведения жесткой экономической политики и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей, которая становится необходимым элементом функционирования цивилизационного общества.

1.2 Анализ становления системы социальной защиты в Украине

Принятие Конституции Украины 1996 года обозначило ряд актуальных проблем организационно-правового характера, связанных с поиском оптимальной модели системы социальной защиты в Украине. Конституция определила, что Украина является социальным государством, и провозгласила такие социальные права как право на труд, на социальную защиту, право на достаточный жизненный уровень.

Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность идее и ценностям социального государства в Украине в условиях современной модернизации страны .

Первые шаги и первые регламентации были темно связано с христианским мировоззрением относительно нужд и проблем отдельного человека, что находит отражение в своде указов и постановлений. Главнейшие христианские заповеди повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя, что практически означало накормить голодного, напоить жаждущего и проявить свое милосердие и «нищелюбие» . Простейшие виды благотворительности практиковались отдельными «нищелюбцами», из среды которых особенно выделялись князья, духовенство и лучшие люди земли.

Одним из наиболее ранних законодательных актов, в котором призрение бедных осуществляется еще исключительно или преимущественно на принципе добровольного милосердия, является устав Св. Владимира 966 г. . Это первый законодательный акт, устанавливающий право призрения бедных и предоставление его духовенству, которое берет заботу и попечение о больных, увечных и богадельных. Средствами для покрытия соответствующих расходов со стороны церкви служили как частные вклады и пожертвования, так и поступления от казны в форме десятины.

Постепенно призрение становится частью государственной внутренней политики, которая окончательно складывается в период правления Петра Великого. Систематизируя множество его распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие вопросы призрения . Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой; указывает на предупреждение нищеты как лучшего способа борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Он принимает решительные меры по урегулированию частной благотворительности, определяет организационную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства.

Таким образом, применяемые Петром меры составляют не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а целую систему, отличающуюся известной последовательностью. Система призрения, созданная Петром І, оказалось очень прочной и устойчивой.

По мере того как обнаружилась недостаточность борьбы с бедностью и разными формами нужды при посредстве одних казенных учреждений, в обществе и в правительстве зрела мысль о необходимости большего участия в делах общественного попечения о бедных со стороны общества.

Появление таких обществ свидетельствует о зародившейся в общественном сознании мысли о недостаточности правительственного призрения. Таким путем из соединения частной благотворительности и общественного призрения как отрасли государственного управления возникла идея организационного общественного попечения о бедных .

На рубеже веков оформляются тенденции перехода от добровольной помощи к профессиональной. Этому способствовали как социально-экономические причины, так и наличие сложившейся системы помощи разным слоям населения. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи.

С развитием рыночной экономики постепенно складывается система обеспечения социальных гарантий, соответствующая основным этапам процесса воспроизводства трудового потенциала общества. Начало страховой защите работающих на производстве положил законодательный акт от 15 мая 1901 года «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность на заводских и рудничных работах» . Третья государственная дума утвердила в 1912 году четыре страховых закона: о страховании рабочих от несчастных случаев и страховании на случай болезни, об учреждении присутствий и организаций по делам страхования рабочих . Законы распространялись только на работников фабрично-заводских, горных, судоходных и трамвайных предприятиях.

Период «социального обеспечения» длился до 1921 года, когда с введением нэпа возвратились к системе страхования. Предприятия были переведены на хозрасчет, допускалось существование малых частных предприятий, в связи, с чем система социального обеспечения всех трудящихся не могла полностью за счет государственного бюджета справиться со своими задачами. Возникали новые задачи по улучшению материального положения рабочего класса, которым более соответствовало не социальное обеспечение всех за счет государства, а социальное страхование работающих по трудовым договорам.

Принятая 5 декабря 1937 года Конституция СССР закрепила право граждан на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и утраты трудоспособности. В соответствии с этой Конституцией были отменены ранее существовавшие ограничения в обеспечении по социальному страхованию отдельных категорий трудящихся. Право на пенсионное обеспечение по старости приобрели также и служащие .

15 июня 1964 года Верховный Совет СССР принял закон «О пенсиях и помощи членам колхоза», которым впервые вводилась общегосударственная система пенсионного обеспечения за счет централизованного фонда социального обеспечения. Были установлены пенсии колхозникам по старости и инвалидности, а их семьям - в случае потери кормильца. Кроме того, впервые в общегосударственном масштабе за счет этого фонда стала выплачиваться помощь женщинам-колхозницам по беременности и родам .

Однако этой системе не хватало достаточного уровня социального обеспечения провозглашенного развитого социалистического общества.

Таким образом, в СССР в основном действовала и развивалась государственная система социального обеспечения. Она охватывала рабочих, служащих, колхозников, студентов, военнослужащих и других граждан и их семьи. Первые шаги и первые регламентации, в той или иной степени, касающиеся социальной защиты человека, были тесно связаны с христианским мировидением нужд и проблем отдельного человека.

В ХІХ - начале ХХ вв. начинает формироваться система социальной защиты на основе территориального принципа. Основные институты защиты находились при земских, сельских, городских территориальных единицах.

Однако уже в этот период существуют централизованные подходы и формы социальной защиты, вертикальное управление и централизация как факторы управления социальной защиты были характерны не только для государственных, но и для общественных структур, т. е. наблюдается увеличение удельного веса института социальной защиты и усиление приоритета социальной проблематики в обществе.

Таким образом, в истории социальной защиты можно обнаружить три момента, определяющих участие общества и государства в социальной защите.

1. Личное милосердие. Чувство милосердия и основанная на таком чувстве частная благотворительность по отношению ко всем нуждающимся имеет целью не столько поддержку нуждающегося как таковую, сколько личную благотворительность. Как характерный признак ранней ступени развития социальной защиты он выражается в факте подачи милостыни.

2. Государственная репрессия. Возникает новое направление в социальной защите, которое характеризуется вмешательством государства в дело призрения с образованием централизованной государственной власти.

3. Принцип обязательности общественного призрения. Устанавливается представление о специализации различных функций государства в области социальной защиты нуждающихся, причем не только в смысле их поддержки в уже наступившей нужде, но и в мерах по предупреждению наступления нужды в будущем .

Таким образом, исходя из этого можно сделать вывод, что уже с древних времен началось становление и развитие системы социальной защиты. Некоторые положения и основные направления используются и в настоящее время, несколько измененные и дополненные.

2. НАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СФЕРЕ ТРУДА

2.1 Выделение нормативно-правовых аспектов реформирования системы социальной защиты

После провозглашения независимости в Украине начался интенсивный процесс реформирования всех звеньев общественной жизни. Эти изменения коснулись политической, экономической и социальной сферы жизни. Экономические превращения влияли на социальные отношения в Украине. Социальные превращения с самого начала построения украинской независимости шли не следом, а параллельно с изменениями в экономической сфере. Это привело к значительной социальной дифференциации населения, падению уровня его жизни, снижению социальной защищенности граждан и их неуверенности в будущем. Инфляционные процессы разрушили нормативную основу системы социальной защиты. Социальные выплаты потеряли связь с денежным эквивалентом обеспечения минимального гарантированного уровня жизни.

Это привело к тому, что социальный комплекс Украины перестал соответствовать своим целям. Поэтому возник вопрос перехода к адресной социальной защите населения.

Для обеспечения правовой основы предоставления адресной материальной поддержки наименее защищенным слоям населения в условиях кризисного состояния экономики в 1994 году был принят Закон Украины «О границе малообеспеченности», в котором определялось, что «граница малообеспеченности - это величина среднечеловеческого совокупного дохода, который обеспечивает нетрудоспосособному гражданину потребление товаров и услуг на минимальном уровне, установленном законодательством» .

Нормативным методом определяется набор продовольственных товаров, который определяется соответственно социальным нормам потребления для лиц нетрудоспособного возраста, разрабатывающийся научными учреждениями и организациями соответствующего профиля.

Согласно Закону Украины «О границе малообеспеченности» нетрудоспособные граждане, которые получали пенсию, имели право на получение денежной помощи в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины .

Но реализация данного закона не дала ожидаемых результатов. В экономике продолжались инфляционные процессы, денежные выплаты населению быстро обесценивались, была утрачена экономическая сущность границы малообеспеченности. Её величина все меньше соответствовала стоимости потребления товаров и услуг на минимальном уровне. Не был реализован принцип адресного направления социальных выплат и помощи.

15 июня 1999 года принимается Закон Украины «О прожиточном минимуме», в ст. 1 которого определялось, что «прожиточный минимум - стоимостная величина достаточная для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранение его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности» .

Прожиточный минимум определяется нормативным методом в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для тех, кто принадлежит к основным социальным и демографическим группам населения .

Но в связи с отсутствием в достаточном объеме финансовых ресурсов в государственном бюджете не удалось обеспечить полную реализацию положений данного закона. Так прожиточный минимум для трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте в 2001 году составил 331,05 грн., а минимальная заработная плата - 118 грн, т.е. 35,6% от прожиточного минимума. Минимальная пенсия вместе с целевой денежной помощью на проживание равна в 2001 году 72 грн., что составляет 28,9% от прожиточного минимума для лиц, которые потеряли трудоспособность. Государственная социальная помощь малообеспеченным семьям начисляется при условии, что ее средний доход на человека не превышает 65 грн. в месяц. То есть доход, который дает право на получение помощи, составляет 20,9% от прожиточного минимума .

Решение данной проблемы требует, во-первых, создания системы государственных стандартов и гарантий, которые обеспечивали бы каждому гражданину защиту от необеспеченности, а во-вторых, разработка действующего механизма реализации этих гарантий и стандартов в ежедневной жизни.

Что касается государственных социальных стандартов и гарантий, правовые основы их формирования и применения представлены в Законе Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», который был принят в октябре 2000 года.

В этом законе определен весь комплекс государственных социальных стандартов и нормативов, государственных социальных гарантий. В ст. 6 закона определяется, что « базовым государственным стандартом является прожиточный минимум, установленный законом, на основе которого определяются государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, охраны здоровья и образования» .

Кроме того, согласно закона государственные социальные гарантии не могут быть ниже прожиточного минимума.

Итак, можно сказать, что законодательная база реформирования социального комплекса в Украине постепенно создается. Кроме названных выше, в Украине приняты законы, которые позволяют формировать только рыночные механизмы социальной защиты. К ним относятся законы о государственном социальном страховании, о государственном социальном страховании в случае безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности и другие.

2.2 Описание инновационной модели системы социальной защиты населения

социальный защита страхование управление

Социальная защита населения Украины является общей проблемой правительства государства, которое стремится рационализировать и укрепить систему администрирования предоставления всех видов социальной помощи и социальных услуг.

Наиболее весомые достижения последних лет в сфере социальной помощи, льгот и компенсаций является изменение источников финансирования социальных программ. Сейчас преимущественное большинство выплат финансируется за счет субвенций из Государственного бюджета. Это дает возможность унифицировать подходы ко внедрению рациональной системы управления предоставленными средствами и их контролем .

Но, тем не менее, требуется повышение эффективности подготовки специалистов органов социальной защиты по вопросам использования современных информационных технологий.

Опираясь на эти и другие факторы Минтруда Украины изучает и внедряет на практике лучший мировой опыт социальной защиты населения. Так, для унификации работы по предоставлению всех видов государственной помощи и увеличению потенциала органов труда и социальной защиты населения на протяжении 2003 - 2006 гг. был реализован проект «Повышение потенциала государственных органов управления относительно предоставления социальной помощи во Львовской и Харьковской областях».

Был проведен эксперимент по предоставлению всех видов помощи малообеспеченным семьям в г. Трускавце, Пустомытовском и Яворовском районах Львовской области, в г. Чугуеве, Богодуховском и Харьковском районах Харьковской области. Эти проекты были определены как пилотные .

Во время эксперимента впервые на Украине был совершен ряд мероприятий, благодаря которым получены такие результаты:

Создана модель деятельности управления трудом и социальной защиты населения по новой схеме с организацией подразделения приема граждан, обеспечение приема документов, заполнение одного заявления и предоставление одного пакета документов;

Разработан проект системы автоматизированной регистрации заявщиков, которые обращаются в управление труда и социальной защиты населения;

Проведено обучение специалистов управления труда и социальной защиты населения по правовым вопросам и приобретение навыков общения с заявщиками .

Отработанная в рамках деятельности Проекта технической помощи модель (приложение 1) показывает распределение функций приема граждан и обработку документов; приема документов для назначения всех видов социальной помощи уполномоченным сельских советов; определение роли социального инспектора в процессе предоставления всех видов адресной социальной помощи; улучшение информирования населения, налаживание связей со средствами массовой информации; изготовление стандартов качества предоставления социальной помощи; управление персоналом в процессе постоянных изменений нагрузок и определение специалистов; мониторинг влияния изменений на уровень удовлетворения потребностей заявщика.

После 6 месяцев со времени внедрения новой модели было опрошено 2747 заявщиков, из которых 88% похвально отозвались о порядке приема новых заявлений. Вместе с тем 55% из них заявили, что нуждались в помощи персонала при заполнении заявления, а 93% - заполнили документ менее чем за 30 минут .

Исследования, проведенные среди персонала управления показали, что у большинства работников значительно возросло удовольствие от выполняемой работы. Основным условием было повышение уровня соответствующего программного обеспечения.

Одним из важных вопросов по внедрению данной модели является программное обеспечение. Исходя из научных и практичных подходов к его решению можно сделать выводы, что при использовании программных продуктов автоматизированной обработки документов возник ряд проблем, игнорирование которых может стать препятствием на пути к получению максимального эффекта от внедренных изменений.

Еще одним из важных вопросов, которые решались в ходе реализации Проекта, было предоставление помощи по разработке и внедрению института социального инспектора. На эту должность накладывалась двойная ответственность: во-первых, необходимо удостовериться, что заявщик получил необходимую и полную помощь, во-вторых, определить ее правомерность и средства на предотвращение противоправных действий.

Благодаря Проекту были разработаны функциональные обязанности социального инспектора, определены квалификационные требования к претендентам на эти должности, созданы и протестированы национальные тренинговые программы для социальных инспекторов.

Развитие системы социальной защиты должно быть обеспеченным на надлежащем уровне программными продуктами, которые будут совершать оценку стоимости социальных программ, планирование бюджетных расходов для предоставления помощи, прогнозирование и моделирование предложенных изменений в нормативных актах, оценку социальных и экономических последствий внедренных мероприятий .

Большое значение приобретает обеспеченность учреждений труда и социальной защиты населения современными помещениями, офисной мебелью и технологическим оборудованием.

Средства массовой информации для лиц, которые требуют социальной помощи должны быть более доступными и удобными в использовании. Обеспечивать этот важный участок работы должны высококвалифицированные специалисты.

Таким образом, можно сказать, что внедрение такой модели необходимо во всех регионах Украины. На протяжении времени внедрения и действия Проекта будет совершаться мониторинг влияния на состояние дел в определенной сфере инициатив, направленных на усовершенствование предоставляемых услуг социальной защиты населения. Это даст возможность оперативно вносить коррективы в эту работу на основании единого заявления.

2.3 Анализ социальной защиты населения как объекта социального управления

В последнее время все активнее стали разрабатываться вопросы усовершенствования социального управления техническими и организационными нововведениями, формирование гибких организационных структур, управленческого консультирования. При этом объектами социального управления являются индивид, группа, организация и другие социальные образования и процессы.

Управление социальной защитой следует строить, исходя из единства трех главных направлений:

Социальная помощь, которая гарантирует гражданам, которые оказались за границей бедности и неспособны вследствие разных причин обеспечить себе жизненный минимум, возможность психофизиологического выживания в кризисных социально-экономических условиях;

Социальное обеспечение, которое гарантирует определенный уровень жизни человека;

Социальные услуги, которые обеспечивают определенный уровень трудовой активности, участия в общественной жизни (программы профессиональной подготовки, создание дополнительных рабочих мест) .

Важно отметить то, что для Украины жизненной необходимостью является создание принципиально новой системы социальной защиты населения, сориентированной прежде всего на семью, не обращая внимание на то, что среди зарубежного опыта системы социальной защиты существуют и другие точки зрения.

Правовым регулированием отношений путем принятия законодательных актов, решений государственных органов, направленных на реализацию государственной политики в этой сфере;

Созданием системы центральных и местных органов управления социальной защитой, определение его структуры и компетенции;

Применение организационных и других средств относительно усовершенствования их структуры и улучшение организации, повышение эффективности работы;

Созданием системы социальных гарантий защиты прав граждан;

Созданием достаточной сети государственных учреждений и заведений сферы социальной защиты с учетом специфики того или иного региона;

Созданием специальных фондов .

Ключ к эффективности деятельности системы социальной защиты населения находится в руках тех, кто совершает практику социального управления этой системой. И в зависимости от того, насколько глубоко люди, которые владеют этим ключом, понимают управленческие принципы организации жизнедеятельности этой системы по базовому, интеллектуальному и профессиональному процессам, по базовому объекту и предмету деятельности, будет удерживаться оптимальное состояние системы социальной защиты.

Таким образом, несовершенство структуры социальной сферы рождает конфликтное социальное пространство, создает условия для дальнейшей дезинтеграции общества, мешает принятию населением новых людей и стереотипов их поведения, обращается тратой накопленного за прошлые годы интеллектуального, духовного и физического потенциала народа.

Рассматривая социальную защиту как объект социального и государственного управления, можно сделать вывод, что управление в сфере социальной защиты является целостной системой в рамках социальной системы, поскольку государственное управление является подсистемой социального управления.

Социальную защиту необходимо структурировать, а ее управление необходимо строить, исходя из единства трех главных направлений социальной политики:

Социальная помощь, которая гарантирует возможность выживания в условиях социально-экономического кризиса;

Социальное обеспечение, которое гарантирует определенный уровень существования человека;

Социальные услуги, которые обеспечивают определенный уровень трудовой активности и участия в общественной жизни..

Государственное управление должно совершать правовое, структурное, финансовое и культурное обеспечение сферы социальной защиты, создавать системы социальных гарантий защиты прав граждан, достаточную сеть государственных учреждений и заведений определенной сферы. Создавая специальные фонды, необходимо привлекать к делу социальной защиты населения негосударственные и гражданские организации.

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

После приобретения Украиной статуса суверенного, демократического государство в корне изменилась система социальной защиты населения. В 1998 году был принят Закон «Об общеобязательном государственном страховании», которым установлены основные принципы и порядок перераспределения ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателями и профсоюзами на страховых должностях.

Положительными сторонами новых экономико-правовых отношений в социальной сфере является персонификация взносов и страховая солидарность. Институт социального страхования, с одной стороны, связан с компенсационным характером страховых взносов, которые базируются на принципе соблюдения обязательной эквивалентности прав страховщиков, а с другой - законодательно гарантирует каждому застрахованному лицу, в случае наступления страхового случая, соответствующий размер помощи и услуг .

Что касается самой системы социальной защиты, то для ее реформирования необходимо рассмотреть состояние социального страхования и делать шаги по усовершенствованию данного института.

Отечественный и зарубежный опыт в отрасли социально страхования подтверждает, что по сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения этот институт имеет существенные преимущества, которые прежде всего проявляются в том, что организацией профилактики здоровья, денежными выплатами занимаются специализированные учреждения, страховые платежи имеют целевой характер, который защищает их от своевольных решений страховщика или государственных органов .

Система социального страхования Украины должна обеспечить надежную финансовую базу для экономической защиты населения в случае наступления безработицы, временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождение ребенка, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, старости и других случаев предусмотренных законодательством, за счет страховых взносов работодателей и застрахованных лиц.

В 2002 году общий размер взносов на общеобязательное государственное социальное страхование составлял для работодателей 38,9% фонда оплаты труда, для наемных работников - 3,0% .

Функциональная нечеткость теоретических форм страховых платежей постоянно восстанавливает проблему финансовой нестабильности системы обязательного социального страхования.

Таким образом, актуальными вопросами реформирования системы социального страхования, а значит и системы социальной защиты, являются усовершенствование актуарных расчетов. Их доработка, принятие и реализация обуславливают потребность решения комплекса методологических, правовых и организационных заданий относительно оценки страховых рисков.

Итак, реформирование системы социального страхования целесообразно совершать на основе:

Четкого определения источников и размеров финансирования по разным видам социального страхования;

Уничтожение дублирования функций;

Централизации и упорядочения сбора страховых взносов;

Усовершенствование методов контроля и повышение роли социальных партнеров в управлении социальным страхованием;

Сохранение государственных социальных гарантий;

Создание экономических предпосылок роста заработной платы как наиболее важного фактора развития социального страхования.

Эффективное реформирование системы социального обеспечения позволит во многом решить его главные вопросы. В последние годы стратегическим заданием реализации политики социальной защиты населения был совершен переход на адресное предоставление социальной помощи .

В условиях рынка переход к принципу адресности должен осуществляться вместе с процессом замены натуральных льгот на целевые денежные выплаты-компенсации. Замена льгот на денежную компенсацию предусматривает предыдущую инвентаризацию льгот, создание специального реестра определенной категории граждан, которые нуждаются в государственной социальной помощи, где определены такие характеристики как склад семьи, доходы, состояние здоровья, жилищные условия. На основе такой информации можно предоставлять адресную помощь, которая будет иметь характер индивидуализированной по размеру денежной компенсации.

На современном этапе экономического развития проблема социальной защиты населения не уменьшается. Системой охвачено 35,4 млн. лиц. И это не исчерпывающее количество людей, которые нуждаются в помощи. С принятием «Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном страховании» появились возможности для создания соответствующей законодательной базы и усовершенствования действующей системы .

На сегодняшний день ситуацию, которая сложилась в социальной сфере, нельзя назвать удовлетворительной. Украина имеет отрицательную эластичность социальных расходов относительно номинального роста ВВП. Так, в 2004 году по сравнению с 2002 ВВП повысился в 2,44 раза, а расходы на социальное развитие - в 2,36 раза. Коэффициент эластичности составлял -3,3% .

Преодоление застойных явлений в социальной сфере совершается медленными темпами. Из отдельных основных социальных показателей (образование и социальная защита) наблюдается отставание от динамики роста ВВП и сводного бюджета.

Дальнейшее консервирование ситуации, которая складывается, не дает возможности обеспечить на протяжении следующего десятилетия надлежащий уровень жизни населения Украины и восстановить демографический потенциал. Для достижения улучшения условий жизни людей необходимо находить не только внешние инвестиции, а и восстанавливать и приводить в действие внутренние факторы социального развития.

Необходимо усовершенствовать методологию формирования социально ориентированной бюджетной политики страны. Для этого необходимо:

Оптимизировать механизм регулирования социальных затрат благодаря расширению поля социальных показателей и включению их в систему макроэкономических индикаторов;

Перейти от раздельного определения объемов финансирования социальных расходов по отдельным направлениям к формированию их в социальном блоке бюджета;

Составлять проекты региональных социальных бюджетов с учетом межрегиональных связей.

Необходимо создать качественно новые механизмы активизации социальной политики в отрасли заработной платы и доходов населения, направленные на создание экономики эффективного спроса, повышение роли человеческого фактора.

Общей проблемой отраслей социальной инфраструктуры является создание современной модели экономического развития на основе маркетинговых стратегий и формирование многоканальных систем средств. Вместе с этим реформирование каждой отрасли имеет свои особенности.

Итак, система социальной защиты в Украине требует коренного реформирования. Отдельные усовершенствования не способны решить эту важную и сложную проблему. Необходимость и правовые основания демократических основ защиты граждан требуют, чтобы социальная политика государства приобретала характер органичной составляющей экономических реформ, и совершались в соответствии с мировыми процессами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Основные направления социальной защиты должны быть направлены на повышение жизненного уровня населения, улучшения состояния качества жизни, предоставление льгот малообеспеченным гражданам.

Основные приоритеты и направления развития социальной защиты направлены на развитие института социального страхования, обеспечение молодых семей, создание надлежащих условий для обеспечения граждан жильем, предоставление льгот многодетным семьям, малообеспеченным гражданам.

Социальная защита государства обеспечивает повышение жизненного уровня граждан и стабилизирует демографическую обстановку в Украине.

Социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

На современном этапе вопрос о социальной защите стоит очень остро, поскольку не хватает бюджетных средств для полного финансирования всех нуждающихся. Поэтому необходимо оптимизировать систему социальной защиты, выделить первоочередные задачи, использовать адресный метод финансирования. Необходимо усовершенствовать методологию формирования социально ориентированной бюджетной политики страны. Нужно создать качественно новые механизмы активизации социальной политики в отрасли заработной платы и доходов населения, направленные на создание экономики эффективного спроса, повышение роли человеческого фактора.

Таким образом, при использовании предложенных в работе принципов усовершенствования института социальной защиты, улучшиться жизненный уровень граждан нашего государства. Некоторые коррективы в существующем законодательстве относительно социальной защиты, будут способствовать предоставлению помощи всем нуждающимся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А.Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления//Теория и практика государственного управления. - 2006. - №1. - с. 132-136.

2. Берданова О. Нормативно-правовые аспекты реформирования системы социальной защиты населения//Вестник УАГУ при Президенте Украины. - 2002. - №3. - с. 302-306.

3. Бидак В. Составляющие системы государственного регулирования социальной защиты и социального развития//Украина: Аспекты труда. - 2004. - №1. - с. 35-44.

4. Гныбиденко И.Ф. Инновационная модель системы социальной защиты населения//Проблемы науки. - 2004. - №9. - с. 7-12.

5. Дорогань В.К. Проблемы и перспективы усовершенствования социальной защиты населения//Региональные перспективы. - 2006. - №1. - с. 59-62.

6. Кульчицкий В. Новое в социальной защите//Справочник кадровика. - 2007. - №3. - с. 86-87.

7. Новиков В. Актуальные вопросы реформирования системы социальной защиты населения//Украина: Аспекты труда. - 2005. - №4. - с. 6-11.

8. Поляк Н.О. Механизм усовершенствования расчета бюджетных показателей социальной защиты населения//Актуальные проблемы экономики. - 2006. - №3. - с. 169-173.

9. Розенко П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности//Правительственный курьер. - 2006. - №147. - с.13.

10. Роик В.Д. Эволюция форм социальной защиты и формирование элементов социального страхования//Страховое дело. - 2006. - №2. - с. 21-32.

11. Чутчева О. Становление системы социальной защиты в Украине//Предпринимательство, хозяйство и право. - 2003. - №2. - с. 48-52.

12. Юрченко Ю. Социальная защита населения как объект социального управления//Сборник работ УАГУ при Президенте Украины. - 2005. - №1. - с. 470-478.

13. Колот А.М. Социально-трудовые отношения: теория и практика регулирования: Монография. - К.: КНЭУ, 2003. - 230 с.

14. Ромашов О.В. Экономика труда: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 407 с.

Подобные документы

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Исследование системы социальной защиты населения муниципального образования. Характеристика основных проблем социальной политики. Нормативно-правовые и финансовые основы социальной защиты населения. Деятельность Центра социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2015

    Анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации, ее понятие, содержание и компоненты. Приоритеты социальной политики и ее нормативно–правовые основы. Совершенствование региональной модели защиты населения российского государства.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

    Система социальной защиты - сфера жизненно важных интересов населения. Развития институтов социальной защиты. Устоявшиеся характеристики социальной модели государства. Структура органов государственного управления Беларуси. Приоритеты социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России. Региональный опыт модернизации системы социальной защиты населения. Органы управления системой социальной защиты населения Рязанской области, их задачи и полномочия.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2015

    Нормативно-правовые основы социальной защиты. Организация работы отдела социальной защиты населения по Таштыпскому району. Пути совершенствования работы с льготными категориями населения. Обоснование эффективности оформления социального паспорта.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Сущность, особенности и принципы социальной защиты. Основные принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации. Система социального обеспечения и социального страхования.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2008

    Основные направления и содержание деятельности социальной защиты населения, ее система и принципы реализации работы в данной сфере, нормативно-правовое обоснование. Значение международных норм социальной защиты, место государства в защите населения.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Понятие, значение, содержание и актуальные проблемы развития системы социальной защиты детей. Применение информационных технологий в управлении системой социальной защиты на примере Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2013

    Место социального партнерства в рыночной экономике. Поддержка бедных слоев населения как направление в социальной политике. Роль социальной защиты в обеспечении социальной справедливости. Проблемы системы социальной защиты в Республике Беларусь.

1. Законы социального развития объективны и неподвластны воле людей, однако их познание и использование в социальной практике - необходимое условие нормального функционирования и развития общества. Это обусловливается тем, что с выбором одного из многих путей эволюции начинает проявляться уже некая предопределенность развертывания социальных процессов. Отсюда основное противоречие социального развития: между внешней предопределенностью деятельности человечества и свободой его воли, поскольку наряду с объективной необходимостью у человечества есть способность к свободному самоопределению (А. Тойнби, И. Пригожин).

2. Все связанное с человеком и обществом обладает двойственной природой, что выражается в единстве и борьбе двух противоположных метаначал, определяющих социальное развитие: идеальное - материальное, рациональное - иррациональное, патриархат - матриархат, экстраверсия - интроверсия, монархия - республика и т. д. Вместе с тем человечество в целом есть социальный процесс, проявляющийся в трех основных сферах человеческой деятельности - духовной, политической и материальной. Развитие всей социальной жизни, каждой цивилизации и каждого этноса - результат взаимодействия этих трех сфер (Ф. Конечны, О. Шпенглер, А. Вебер).

3. Кроме единства и борьбы двух противоположных метаначал, являющихся фундаментальным механизмом социального развития, существует и иной фундаментальный механизм, проявляющийся в существовании и периодической смене ценностей (основ), выступающих фундаментом каждой культуры и цивилизации, основных факторов общественного развития (Ф. Конечны, М. Вебер, П. Сорокин, Л. Гумилев). При этом возможности воздействия каждой ценности ограничены во времени и в пространстве. Когда они исчерпываются, культура и общество или погибают, или видоизменяются в новую форму. Все категории ценностей существуют в обществе одновременно, но одна из них преобладает, определяя своеобразие той или иной исторической эпохи. Все базовые ценности тяготеют друг к другу и одновременно друг другу противостоят, поэтому примирение враждующих ценностей невозможно. Религия - последняя основа ценностей, являющаяся главным ориентиром исторического процесса (П. Сорокин, А. Тойнби, М. Вебер).

4. Существуют объективные социальные циклы, обусловленные внешними (вплоть до метакосмических) и внутренними (индивидуальными и общественными) факторами социального развития, суть которых сводится к периодической смене своеобразных метаначал, находящих основное выражение в смене глобальных общечеловеческих ориентаций (направленность на окружающий или свой внутренний мир), а также в смене доминирующих в обществе базовых ценностей - Истины, Красоты, Добра, Справедливости.

Эпохальная смена доминирующих ценностей влечет за собой смену укладов общественной жизни, форм правления, господствующих сословий, типов культуры, религиозно-этических систем. Например, в системно-циклической периодичности форм правления наблюдается такая тенденция социального развития: теократия (власть духовной аристократии) - монархия (власть светской аристократии) - олигархия (власть богатого меньшинства) - тимократия (власть привилегированного большинства) - демократия (власть народных масс) - охлократия (власть толпы) - тирания (власть одного над всеми) - анархия (безвластие) - теократия. Или если рассматривать смену форм правления по укрупненной схеме - Аристократия - Демократия - Деспотия (Платон, Аристотель, Дж. Вико, Ш. Монтескье).

5. Сословия формируются из людей, чьи индивидуально-психологические особенности и социальный характер, душевный склад в целом наиболее соответствуют основным требованиям ("вызовам") исторического времени, определенному периоду социального развития, доминированию базовой ценности и метаначалу. Этот душевный склад не обязательно (но все же чаще) передается по наследству. Поэтому сословия все время "пополняются" из других сословий и постоянно "перетекают" в другие сословия за счет своих членов, душевный склад которых не соответствует "сословному" (А. Тойнби, X. Ортега-и-Гассет). Доминирование тех или иных рас и этносов также отражает ритмическую смену метаначал и базовых ценностей.

6. Каждому культурно-историческому типу (цивилизации, народу, этносу) свойственно преобладание одной из основных сфер социальной деятельности (например, религиозная - в египетской культуре, культурная - в греческой, политическая - в римской, экономическая - в современной западной), где как бы отражается основная функция этноса (особенности его национального характера), выполнив которую он погибает или, утрачивая лидирующие позиции в выполнении этой функции, трансформируется в другие культурно-этнические образования. При этом высокоразвитые, так называемые мировые цивилизации "скрещиваться" и давать творческий синтез не могут, возможен только синтез их частей, отдельных культур в пределах одной мировой цивилизации. При пространственном, т. е. механическом наложении цивилизаций, всегда возникает борьба между ними, заканчивающаяся победой низшей цивилизации. Высшая цивилизация может сохраниться только при жесткой изоляции от носителей низшей цивилизации (Н. Данилевский, Л. Гумилев, Ф. Конечны).

Та же закономерность прослеживается в смене исторических времен и господствующих сословий, где низшие всегда побеждают высших.

7. Новые социальные циклы зарождаются в недрах предшествующих социальных циклов, что указывает на присутствие всех иерархически взаимосвязанных и соподчиненных составляющих социального целого одновременно. Зная закономерности смены метаначал и базовых ценностей, определяющих периодичность наступления соответствующих исторических периодов, доминирования социальных сословий, форм правления и других факторов, можно спрогнозировать социальное развитие различных сообществ и человечества в целом.

Последняя треть XIX века – время бурного развития крупного промышленного производства. Особенно стремительным был прогресс в ключевых отраслях тогдашней экономики – металлургии, машиностроении, на транспорте. Возникают новые отрасли – электротехническая, химическая, продукция которых начинает все больше менять повседневную жизнь людей. Новая ступень в развитии производства требовала и новых форм организации промышленности. Это было время расцвета крупного производства, а оно требовало больших финансовых вложений. В целях аккумуляции средств финансисты стали активно прибегать к новому способу привлечения капитала для решения крупных экономических задач. Речь идет об акционировании, распространение которого способствовало установлению тесных контактов между крупнейшими банками и собственно промышленниками, в результате чего в обществе формировалась узкая элитарная прослойка – финансовая олигархия, которая овладела командными высотами в экономике и стремилась к тому, чтобы полностью подчинить себе и весь ход политического процесса.

Именно в эти годы зарождаются новые формы производственных объединений – картели, синдикаты, тресты, которые становятся монопольными хозяевами рынка в ключевых отраслях промышленности. Раньше других этот процесс начался в США, там же он достиг наибольшего размаха. Базовый принцип рыночной экономики – конкуренция – подвергся в эти годы серьезному испытанию, и это накладывало весьма заметный отпечаток на многие стороны жизни тогдашнего общества – идеологию, политику, социальные отношения.

Социальная структура ведущих стран имела, безусловно, свою национальную специфику, но в то же время и немало общих черт, прежде всего все увеличивающуюся долю горожан в общей совокупности населения. А среди городского населения основная доля принадлежала лицам наемного труда, в первую очередь рабочим. Положение этой части населения во всех отношениях было достаточно тяжелым. Хотя наблюдалась тенденция к некоторому повышению уровня зарплаты и ограничению продолжительности рабочего дня 10 часами, добиваться этого приходилось, как правило, в ходе жестких столкновений с предпринимателями, что, естественно, вело к перманентной напряженности в обществе. Государство лишь к концу века стало отходить от концепции «ночного сторожа», согласно которой оно не должно было вмешиваться в отношения между рабочими и предпринимателями. Нежелание государства разрабатывать позитивную рабочую политику вело к тому, что в сфере трудовых отношений накапливался конфликтный потенциал, угрожавший взорвать базовые устои буржуазной цивилизации.

Если трудовые отношения превращались в источник постоянных и весьма опасных конфликтов, то увеличение доли среднего класса в социальной структуре, несомненно, стабилизировало общество. Важно иметь в виду, что средний класс включает не только предпринимателей, но и интеллигенцию. Имея определенную собственность, этот слой не был заинтересован в радикальном сломе существовавшего правопорядка, ибо в нем у него была своя сравнительно устойчивая ниша. С другой стороны, стремление защитить эту нишу от превратностей судьбы, по возможности укрепить и улучшить свой статус, побуждало идеологов среднего класса добиваться реформирования общества с целью устранения наиболее одиозных социальных язв. Именно в этой среде постепенно выкристаллизовалась мысль о том, что если государство не станет активно влиять на социальный климат, то ожидать стабильности не придется, а без этого рассчитывать на устойчивый прогресс невозможно. Такое своеобразное сочетание статичности и динамики в менталитете среднего класса делало его главным заинтересованным лицом в упрочении гражданского общества.



Сложные и весьма болезненные процессы разворачивались в аграрном секторе экономики ведущих стран. Начиная с 70-х годов прошлого века его поразил затяжной кризис. Развитие транспорта привело к тому, что заметно облегчилась и удешевилась доставка сельскохозяйственной продукции в Европу из Канады, Аргентины, Австралии и из западных штатов США. Мелкие крестьяне европейских стран, попав под жесткий пресс конкуренции со стороны дешевых заокеанских продуктов, разорялись и вынуждены были продавать свои участки и пополнять ряды наиболее бедной части городского населения.

Те же, кто смог выдержать первый натиск заокеанской продукции, вынуждены были срочно перестраивать свое хозяйство, повышать его производительность за счет внедрения новейших технологий, переориентации на новые запросы рынка. Выжившие в этой острейшей конкурентной борьбе хозяйства становились все более тесно интегрированными в общую экономическую систему, и, таким образом, разрыв между двумя основными отраслями экономики, унаследованный от традиционного общества, начал постепенно преодолеваться. Это был весьма болезненный процесс, не раз сопровождавшийся резкими всплесками острых социальных столкновений. Не случайно во многих странах в последней трети XIX века наибольший заряд радикализма был заложен именно в аграрных движениях протеста выступавших за равноправие сельского хозяйства, т. е. за то, чтобы государство целенаправленно помогало фермерам в борьбе с конкурентами, прежде всего с банками, железнодорожными компаниями, посредническими фирмами. Однако, поскольку государство в тот период, как правило, ориентировалось на интересы финансовой олигархии, эти требования не получали поддержки и проблемы аграрного сектора долгое время оставались в ряду важных факторов, дестабилизировавших общественное развитие.

В последней трети XIX века произошло огромное расширение международного товарообмена. Стремительная индустриализация резко расширила емкость внутреннего рынка ведущих стран мира. Во много раз вырос спрос на уголь, сталь, машины, транспортное оборудование, сырье, продовольствие и т. д. Это детерминировало рост внешней торговли. Несмотря на увеличение емкости рынка, борьба за контроль над национальными рынками становилась все более жесткой. Для вытеснения конкурентов заинтересованные стороны стали использовать все новые и новые средства. Одним из самых распространенных стал демпинг, т. е. импорт тех или иных товаров по явно заниженным ценам, для того чтобы таким путем подавить сопротивление местных производителей данной продукции, занять рынок, а уже затем диктовать свои условия. Это порождало ответную реакцию: на смену «свободной торговле» идет протекционизм, т. е. защита внутреннего рынка от иностранной продукции с помощью различных ограничительных мер, которые проводит государство. Введение жестких протекционистских мер не раз приводило к резкому обострению межгосударственных отношений, которое выливалось в так называемые «таможенные войны».

Рост международной торговли, развитие транспортной инфраструктуры, завершение раздела мира – все это усиливало и ускоряло процесс становления единой системы мирового хозяйства. Общая тенденция развития сводилась к тому, что замкнутые, разобщенные национальные хозяйственные единицы постепенно скреплялись в органично взаимосвязанную и взаимозависимую систему, что безусловно стало оказывать все более серьезное воздействие на внутреннюю эволюцию каждого из элементов этой глобальной системы. А это, в свою очередь, начало во все большей мере влиять на политическую ситуацию в ведущих государствах, на характер межгосударственных отношений, на положение дел на периферии системы международных отношений.

Естественно, что эти общие для наиболее развитых стран факторы социально-экономических отношений в каждой конкретной державе – Англии, Германии, США, Франции и др. – имели свою специфику, свои национальные особенности. Так, например, наиболее быстрыми темпами создание крупных финансовых структур нового типа шло в США и Германии. Их символами стали гигантские американские корпорации «Стандард Ойл» и «Стальной трест», немецкий концерн Круппа. Безусловно, и в Англии, и во Франции также возникли объединения подобного рода (достаточно, например, упомянуть концерн Шнейдер-Крезо), но бесспорными лидерами в этом процессе оставались именно США и Германия.

К появлению концернов и трестов в разных странах относились по-разному. Особенно бурные дискуссии по поводу роли новых объединений развернулись в США. Именно там антимонополистическое движение приобрело наибольший размах. Его участники полагали, что образование трестов, монополизировавших целые отрасли промышленности, было не результатом естественных процессов, разворачивавшихся в сфере экономики, а следствием «преступного заговора» группы олигархов, подрывавшего устои «американской системы», в первую очередь, одну из ее основ – свободу конкуренции. Эти идеи получили яркое отражение в весьма популярных в США того времени трудах Э. Беллами и Г. Ллойда, в платформе, созданной в начале 90-х годов популистской партии. Не удивительно, что самые различные социальные силы настойчиво добивались роспуска трестов. Под их давлением в 1890 г. Конгресс США принял закон Шермана, декларировавший, что «объединения в форме треста или любой другой форме… с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или иностранными государствами объявляются незаконными».

Общим для всех наиболее развитых стран Запада было становление основ гражданского общества. Однако темпы этого процесса были в разных странах далеко не одинаковыми. В США и Англии основы гражданского общества – устойчивая партийная система, механизм выборов и местного самоуправления, разветвленная сеть различных общественных организаций, выполняющих роль групп давления, и другие его атрибуты уже сложились и функционировали достаточно стабильно. В этих странах речь шла о совершенствовании его структуры, повышении общей эффективности, устранении отдельных атавизмов прошлого. Так, в США особенно большую проблему представлял «южный вопрос». Дело в том, что, хотя в результате Гражданской войны рабство и было уничтожено, южанам позднее удалось легитимизировать систему расовой сегрегации, узаконивавшую неравноправное положение негритянского населения в сфере социально-экономических отношений. По существу на Юге были законсервированы многие пережитки прежних порядков, и это создавало серьезные проблемы на пути дальнейшего развития американского общества. В Англии большие сложности представлял вопрос о предоставлении самоуправления Ирландии. Он не раз вызывал острые политические кризисы, смены кабинетов, расколы в ведущих партиях. И тем не менее в обеих этих странах гражданское общество стало реальностью.

Гораздо сложнее ситуация в этом плане была в Германии и Франции. Во Франции лишь к началу 90-х годов, после провала попытки Буланже ликвидировать республиканские институты, завершилась дискуссия об оптимальной форме государственного устройства – был сделан окончательный выбор в пользу республики. Лишь после этого можно было говорить об утверждении в стране основ гражданского общества. На его облик большое влияние оказывали два разноплановых фактора: память о катастрофе 1870 г. и весьма популярная среди французов самых разных социальных групп идея реванша, консолидировавшая общество – и широко распространенный со времен Великой французской революции лозунг социальной справедливости, вступивший в резкую дисгармонию с реальной действительностью и в силу этого дестабилизировавший общество. На волне борьбы за социальную справедливость в 1880 г. возникла Французская рабочая партия, ставившая своей целью переустройство общества на социалистических принципах, причем ее радикальная часть вела речь о полном сломе существовавшей системы. Популярность и влияние новой партии быстро росли, она превращалась в заметную силу, и перед правящей элитой остро стоял вопрос: как строить взаимоотношения с ней? Вплоть до конца XIX века превалировала точка зрения, согласно которой единственно возможным вариантом решения этой проблемы было силовое подавление социально-политического инакомыслия. Однако в этом случае значительная часть общества лишалась возможности пусть опосредованно, но все же принимать участие в политическом процессе. Очевидно, что подобная ситуация не только не повышала общественную стабильность, но, наоборот, серьезно дестабилизировала общество. Лишь в самом конце XIX века в правящей элите наметилась переоценка ценностей в этой сфере. Начиная с «казуса Мильерана» в 1899 г., когда впервые представитель социалистов был приглашен в правительство, власти стали стремиться к тому, чтобы интегрировать социалистов в политическую систему.

Еще сложнее становление гражданского общества происходило в Германии, где еще предстояло решить ряд важных общедемократических задач, прежде чем переходить к отработке норм и принципов функционирования подобного общества. В Германии особенно бросалось в глаза противоречие между уровнем развития экономики (по базовым показателям в этой сфере Германия находилась на передовых позициях) и состоянием социально-политической сферы, где сохранялось немало пережитков прежней эпохи. Этот дисбаланс оказывал большое воздействие на долгосрочные тенденции в развитии германского общества.

При всех зигзагах и национальных особенностях, те базовые изменения в сфере социально-экономических отношений, о которых шла речь выше, все более решительно пробивали себе дорогу и начинали все ощутимее влиять на остальные стороны развития западной цивилизации.

Формирование основных идейных концепций «индустриального общества»

Многогранные изменения, характерные для общественного развития второй половины XIX века, постоянно ставили перед общественно-политическими деятелями массу новых сложных проблем. Это заставляло политиков-практиков, общественных деятелей, ученых-обществоведов интенсивно искать ответы на новые злободневные проблемы строить прогнозы по поводу будущего человеческой цивилизации, анализировать уроки прошлого. В ходе этих поисков выкристаллизовывались основные идеологические концепции, которые стали определять параметры идейно-политической борьбы в ведущих государствах мира.

Наибольшим влиянием на Западе пользовались либеральные идеи. Это особенно относится к США и Англии. Именно там либеральные ценности получили наиболее полное воплощение на практике, именно там они постоянно оттачивались и модернизировались. Своими корнями либерализм, как, впрочем, и большая часть других форм современной идеологии, уходит в эпоху Просвещения. В XIX веке идеи просветителей получили дальнейшее развитие. С точки зрения сторонников либеральной доктрины, главной, основополагающей ценностью в жизни человечества являлась свобода. Либерализм XIX века во главу угла ставил свободу индивида. Естественно, возникает вопрос, как согласовать индивидуальные свободы с интересами общества в целом. Для идеологов либерализма Д. Бентама, Д. Милля, Г. Спенсера вопрос решался однозначно: индивид выше общества и все, что приносит пользу отдельной личности, будет полезно обществу. Идеи индивидуальной свободы и равенства возможностей, изначально нацеленные на борьбу с пережитками феодализма, постепенно стали использоваться для обоснования и оправдания тех крупных изменений в сфере социально-экономических отношений, которые имели место в последней трети XIX века.

В условиях приоритетности прав индивида над интересами общества в целом главным регулятором отношений между людьми являлась конкуренция. Жизнь рассматривалась либералами как постоянное состязание, и задача государства заключалась в том, чтобы обеспечить равные стартовые возможности для его участников. Дальше все решает конкуренция, она все расставляет по полочкам. Либералы были последовательными сторонниками идеи общественного прогресса. Вся история рассматривалась ими как непрерывное поступательное движение к более совершенным формам организации общества. При таком подходе, во-первых, рациональное обоснование получали новейшие для того времени тенденции в социально-экономической сфере. Именно они становились главным мерилом прогресса: тот, кто дальше продвинулся по пути индустриализации, автоматически превращался в более прогрессивную страну. Во-вторых, за западной цивилизацией прочно закреплялся статус самой передовой, и распространение ее влияния на остальной мир соответственно становилось делом первостепенной важности.

Ясно, что подобные характеристики тогдашнего либерализма вполне устраивали правящую элиту ведущих государств, и не удивительно, что в этой среде либеральные идеи пользовались большой популярностью. Сложнее обстояло дело с быстро растущим средним классом. С одной стороны, идеи индивидуальных свобод, равенства возможностей, конкуренции, прогресса находили у его представителей безусловный позитивный отклик, и в середине века эта социальная группа являлась важным элементом той электоратной базы, из которой черпали поддержку политики либерального толка. Однако по мере того, как командные высоты в экономике занимали представители финансовой олигархии, становилось все очевиднее, что вступление западной цивилизации в новую фазу развития ведет к определенному ухудшению статуса среднего класса. Принцип саморегуляции общества, от которого отталкивались во всех своих рассуждениях либералы, в новых условиях явно не работал. И этого не могли не видеть представители гуманитарной интеллигенции, «мозгового центра» среднего класса. В этой среде шло интенсивное осмысление многочисленных изменений, происходивших в обществе, и того, как на все это должна реагировать либеральная идеология.

Основным оппонентом либерализма века стал марксизм. Его ключевые положения были изложены в популярной форме еще в 1848 г. в «Манифесте коммунистической партии», написанном К. Марксом и Ф. Энгельсом, а затем получили развитие в ряде их фундаментальных трудов. Маркс и Энгельс были не только теоретиками. Много сил и времени они уделяли пропаганде своих идей. В 1864 г. они создали I Интернационал, который имел секции почти во всех европейских странах и США. Позднее на их базе возникли национальные социалистические или социал-демократические партии, объединившиеся в 1889 г. во II Интернационал. К концу века они превратились в массовые организации, игравшие в ряде стран (прежде всего в Германии, Франции, Италии) весомую роль в политической жизни. В чем суть той платформы, на базе которой они строили свою деятельность? Марксизм являлся радикальной реакцией на бурное развитие буржуазных отношений. Если либералы делали акцент на позитивную сторону этого процесса – технический прогресс, рост общественного богатства, улучшение качества жизни, расширение демократических свобод и т. д., то марксизм упирал на то, что в капитализме имманентно заложены антагонистические противоречия, которые неизбежно должны взорвать существующую систему. Марксизм справедливо указывал на многие негативные моменты, сопровождавшие развитие буржуазных отношений: социальную несправедливость, жесточайшую эксплуатацию лиц наемного труда, поляризацию социальной структуры общества, тяжелейшие условия жизни низов общества и порождаемые этим нищету, пьянство, воровство, проституцию и т. д. Если либералы полагали, что существующий правопорядок можно улучшить путем реформ, то марксисты были твердо убеждены: улучшить капитализм невозможно, следовательно, существующий правопорядок необходимо уничтожить, и эту миссию должна выполнить партия рабочего класса, опирающаяся на марксистскую идеологию. Таким образом, если либералы выступали за эволюционный вариант развития общества, то сторонники марксизма являлись поборниками революционного способа реализации идеи общественного прогресса.

Реалии западной цивилизации второй половины XIX века давали немало фактов, подтверждавших теоретические выкладки Маркса. И все же жизнь оказалась сложнее схем. Как только сторонники нового подхода к решению стратегических задач по переустройству общества перешли от теории к практике, им сразу же пришлось столкнуться с целым комплексом сложнейших вопросов: как эффективнее вести борьбу за реализацию своих программно-целевых установок, как строить отношения с существующими органами власти и другими партиями, какой должна быть конкретная тактика их собственной партии и многое другое. На все эти вопросы предстояло найти ответы экспериментальным путем, в ходе повседневной политической борьбы.

Включение сторонников марксистских идей в политическую борьбу поставило на повестку дня вопрос об интерпретации базовых положений теории Маркса. К концу XIX века выяснилось, что в партиях II Интернационала существует несколько течений, которые, считая себя последователями Маркса, по-разному трактовали суть тех изменений в обществе, которые произошли в последней трети XIX века, и соответственно по-разному видели задачи социалистического движения. Так, Э. Бернштейн, видный деятель германской социал-демократической партии, прямо заявил, что со времени зарождения марксизма мир серьезно изменился и, следовательно, настал момент для переосмысления и ревизии базовых положений марксизма, его оценок перспектив развития капитализма и будущего человеческой цивилизации. Его последователей, имевшихся практически во всех партиях II Интернационала, стали называть ревизионистами.

Они полагали, что за полвека, прошедших с выхода в свет «Манифеста коммунистической партии», капитализм доказал, что способен развиваться эволюционным путем и постепенно модернизироваться. Следовательно, задача теперь состояла не в том, чтобы единовременными усилиями перевести общество в качественно иное состояние, а кропотливым трудом добиваться реформирования общества, продвигая его таким образом по пути прогресса в сторону большей социальной справедливости. И последнее звено в цепочке его рассуждений – партиям II Интернационала следует интегрироваться в существующую политическую систему, чтобы, работал вместе с другими социально-политическими силами, добиваться проведения реформ.

На роль главного оппонента ревизионистов быстро выдвинулся представитель российской социал-демократии В. И. Ленин. Он не отрицал того, что капитализм за полвека, прошедших с момента появления «Манифеста», заметно трансформировался, но полагал, что изменения не меняют его сущности. Реформировать его невозможно, утвердить социальную справедливость можно только уничтожив базовые устои общества, основанного на частнособственнических отношениях, – в этом В. И. Ленин был твердо убежден. Отсюда вытекали и задачи социалистического движения: вести работу по подготовке революционного переустройства общества. Свою концепцию в полном объеме В. И. Ленин сформулировал уже позднее, в первые десятилетия XX века, но уже тогда в партиях II Интернационала наметился раскол, позднее приведший эту организацию к распаду. Безусловно, палитра мнений в социалистическом движении была сложнее, однако мировоззрение тех, кто занимал промежуточную позицию, формировалось из сочетания этих двух подходов к сути тех процессов, которые разворачивались в обществе.

Помимо либерализма и марксизма определенным влиянием в ведущих странах Запада пользовались представители консервативной идеологии. Одним из основоположников современного консерватизма по праву считается Э. Бэрк, живший в конце XVIII века. Опыт революций в Европе привел его к выводу, что бурный общественный прогресс может привести к утрате основополагающих традиций и ценностей. Их сохранение являлось, по его мнению, главной предпосылкой нормального функционирования любого общества. Отсюда и название этого течения – консерватизм (охранять, сохранять). Бурные события первой половины XIX века не только еще больше убеждали последователей консервативных постулатов в мнении о необходимости укрепления устоев традиционного общества, но и пополняли их ряды за счет представителей самых различных социальных групп, которых стремительные изменения всех сторон жизни общества выбивали из привычного ритма.

В среде консерваторов существовали различные оттенки, по-разному трактовавшие вопрос о том, что следует рассматривать в качестве оптимального варианта общественного устройства. Тем не менее к концу XIX века консерватизм уже безусловно стал одной из разновидностей буржуазной идеологии и четко действовал в этих рамках. У него появилась собственная ниша. Консерваторы, подобно либералам, признавали ценность свободы, причем в иерархии свобод на первое место безусловно ставилось право на свободное обладание и распоряжение собственностью. Однако, в отличие от либералов, являвшихся рьяными сторонниками общественного прогресса, который позволяет решать все проблемы, консерваторы скептически относились к возможности построения рациональной модели общества, ибо общество состоит из людей, а человек от природы существо несовершенное и неразумное. Следовательно, рассчитывать на якобы имманентно заложенную в обществе способность к саморегуляции и самокритике не приходится. Лишь при наличии четких ограничительных установлений, проводимых в жизнь государством, можно избежать сползания к хаосу и анархии, сохранить традиционные ценности, без которых общество обречено на деградацию.

Эти три базовые разновидности идеологии присутствовали практически в любой из развитых стран. Естественно, у либерализма, марксизма и консерватизма были, наряду с общими, генетическими для этого вида общественно-политической мысли признаками, свои национальные особенности. Разным был и удельный вес этих концепций в общественно-политической жизни ведущих стран Запада. Но именно их борьба, их сложное взаимодействие определило динамику развития западной цивилизации, особенности перехода ее в стадию «индустриального общества».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, функции и уровни социальной политики. Принципы и направления социальной политики. Типы и модели социальной политики государства. Результативность социальной экономики и ее основные показатели. Совершенствование социальной политики в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Основные категории и понятия социальной политики, принципы ее формирования и оценка эффективности. Отличительные особенности и главные приоритеты социальной политики современной России, необходимость и направления ее реформирования, правовое обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Характеристика понятия "социальная политика" и основные взгляды исследователей по данному направлению. Социальные проблемы современной России и разработка рекомендаций по их устранению. Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2013

    Финансовая политика: содержание, основные направления на современном этапе развития России. Реформы в области социально-экономической политики, направления их разработки и реализации, оценка эффективности. Стратегия реформирования здравоохранения.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Понятие, цели и функции социальной политики, ее основные направления реализации, существующее модели и их отличительные признаки. Главные показатели социального развития белорусской экономики, оценка его темпов и особенности на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Основные понятия, цели, функции, задачи социальной политики государства. Критерии оценки практической эффективности данной сферы государственной деятельности и принципы его регулирования, необходимость и возможные направления совершенствования в России.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2014

    Происхождение и сущность социальной политики государства, ее функции и методы. Анализ состояния социальной политики в России. Модели организации социального страхования. Определение проблемы повышения уровня жизни населения РФ в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014