Объекты, субъекты, виды и формы региональной политики. Виды региональной политики

Определение понятия «региональная политика».

региональной политики государства, под которой понимается сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

42Организационные структуры стратегического планирования.

на практике процесс стратегического планирования не имеет единого алгоритма действий и стандартного набора элементов. Все зависит от специфики территории и круга решаемых задач, от ресурсов, которыми располагает муниципальное образование (МО). В наиболее общем случае с позиции общественного участия этот процесс можно разделить на два этапа: 1) разработка документа стратегического планирования, 2) реализация этого документа.

Этап разработки документа состоит из следующих стадий

запуск процесса разработки документа. Ключевую роль в запуске играет инициативная группа, которая может быть сформирована сотрудниками администрации МО, представителями бизнеса, гражданами, внешними экспертами и т.д. На этой стадии осуществляется подбор исполнителей, формируется план работ, цели и предстоящие мероприятия освещаются в СМИ;

2) анализ уровня социально-экономического развития (СЭР) муниципального образования. Рабочая группа, сформированная на предыдущей стадии, осуществляет анализ социально-экономического развития муниципального образования, продолжается процесс легитимации;

3) формирование концептуальной части документа. Рабочая группа проводит презентацию результатов анализа СЭР, в режиме диалога формируются основные направления развития муниципального образования, подготавливается концепция документа стратегического планирования;

4) формирование содержательной части документа. Рабочая группа совместно с экспертами более подробно излагает систему ориентиров перспективного развития муниципального образования - с детализацией по конкретным мероприятиям и с индикаторами;



5) сведение отдельных элементов в единый документ. Из утвержденных на предыдущих стадиях промежуточных документов формируется и доводится до сведения общественности согласованный проект документа;

6) принятие документа местным представительным органом. При участии рабочей группы проводится презентация и обсуждение документа с депутатами, документ принимается.

На этапе реализации документа параллельно идут два процесса:

1) собственно процесс реализации документа - «техническая» работа компетентных специалистов муниципальной администрации по соответствующим направлениям стратегического плана;

2) процесс мониторинга и оценки достигнутых результатов, подразумевающий периодическое системное отслеживание хода реализации документа путем сбора и анализа информации, подведение предварительных итогов и корректировку документа.

Конкуренция регионов и городов.

Города, регионы находятся в постоянной конкуренции друг с другом, - конкуренции за размещение предприятий, развитие новых отраслей промышленности, за выгодные рамочные условия, за бюджетные инвестиции в инфраструктуру, за популярность среди туристов и, не в последнюю очередь, за уровень жизни для населения. Городу или региону не достаточно просто обладать определенными достоинствами, необходимо также быть в состоянии умело презентовать их для целевой публики.

Объекты, субъекты, виды и формы региональной политики.

Объектами региональной политики являются различные территориальные единицы, как закрепленные административно-территориальным делением страны (области, районы, провинции, кантоны, земли и т. п.), так и специально определенные для целей региональной политики в нормативных актах органов власти и управления (например, зоны радиоактивных загрязнений).

Субъектами региональной политики являются внешние органы власти государств, а в условиях глобализации и международной интеграции – специальные наднациональные органы управления (на-пример, в ЕС – это Европейская комиссия и, в частности, ее структурное подразделение – Генеральный директорат региональной политики, ответственный за решение задач по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов).

По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.

2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров

Иногда различают следующие виды региональной политики:

1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);

2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);

3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная); 4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).

Миссия и функции региона.

Миссия региона вытекает из того, что Регион - это:

Часть страны;

Территориальная социально-экономическая система, состоящая из трех подсистем: социальной (население), экономической (хозяйство), природной.

Миссия (предназначение) региона:

1. Обеспечение условий для жизнедеятельности людей;

2. Внесение максимального вклада в национальный экономический рост.

Функции , выполняемые регионом:

- Институциональные (должен обеспечивать конст права, опред самостоятельность региона; необходимо сохранять единую целостность ос страной);

- Экономические (обеспечение эк безопасности страны; создание возможностей обеспечения эк деят-ти в регионе);

- Социальные (гарантия прав и возможностей соц развития населения благодаря эк потенциалу региона);

- Экологические (обеспечение среды, чтобы человек мог безопасно жить и работать);

- Этно-психологические (удовлетворение религиоз и культур потребностей населения, учитывая многонациональность страны).

Сущность региональной политики

Региональная политика, представляя собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития страны.

РП связана с:региональной эк-й(исследует совок-ть экон и соц фак-в,обуславливающих формирование и развитие производственных сил, соц процессов пределах конкретных регионов)

Рег. Развитием (изуч-е внутр. Соц-эк стр-ры рег-на)

Рег планированием, программированием

Рег. Моделированием (экономико-матем конструирование существующей или перспективной структуры региона с целью её оптимизации

Регионализацией

РП служит реализацией целей и задач гос-ва

Региональная политика и ее место в системе государственного регулирования территориального развития.



Региональное развитие - изменение внутренней социально-экономической структуры региона.

Государственное регулирование территориального (или регионального) развития - действия государства, цель которых - избирательное воздействие на социально-экономическое, политическое, экологическое развитие отдельных территорий.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным, экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Региональная политика может существовать в эксплицитной или имплицитной форме.

Цели региональной политики.

Цели региональной политики.

1.Экономические - в основном - государственное регулирование размещения инвестиций.

2.Социальные - государственное регулирование регионального развития с целью выравнивания качества жизни населения

3.Политические

А.«Национальные»: обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности

Б.«Прагматические»: регулирование взаимоотношений между различными политическими блоками

(выявление и ранжирование интересов электората, общенациональных интересов правящей элитой)

1) создание и упрочение ед эк пространства и обеспечение эк, соц, прав и орг основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных гос-вах)

2) относительное выравнивание условий соц-эк развития регионов

3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для гос-ва

4) макс использование природных, в т.ч.ресурсных особенностей регионов

5) предотвращение загрязнения окр среды, экологизация рег природопользования, комплексная эколог защита регионов и др.

Функциональные формы региональной политики.

1.Прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры, etc.

2.Региональное программирование - целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

3.Региональное планирование - установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей (долгосроч планы – концепции и осн направления эк и соц развития – 15 лет; среднесроч – распределение ресурсов, которыми сейчас располагает общество – 5 лет)

Виды региональной политики

По сферам воздействия можно выделить следующие виды РП:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения рег эк диспропорций, достижение рег эк равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает гос фин помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, фин ограничения, штрафные санкции.

2. Социальная политика. В поле зрения - процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Соц различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различ регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества соц среды составляют суть РП в социальной сфере.

3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство гос-ва, как в естественное, так и мех движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

4. Экистическая (поселенческая) политика. Экистика - наука об эффективном использовании территории конкр региона путем оптимал размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом прир, эк, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

Перераспределительная политика - финансовая помощь депрессивным регионам.

Стимулирующая политика – самостоятельное развитие.

Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

В качестве объекта региональной политики выступает регион, точнее, социально-экономический регион, т.к. эта политика направлена на сглаживание прежде всего территориальных диспропорций социально-экономического характера. Управляющее воздействие (региональная политика – это деятельность по управлению развитием страны в пространственном аспекте) может быть направлено на производственные, социальные, денежно-финансовые и т.д. региональные объекты.
Субъектами региональной политики являются органы, наделенные специальными полномочиями на местном, региональном, государственном, межгосударственном уровнях.

Следовательно, общими задачами региональной политики являются:

Рациональное использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды;

Развитие региональной и межрегиональной инфраструктуры;

Сокращение различий в уровнях социально-экономического развития регионов;

Учет региональных интересов на федеральном уровне;

Рациональная схема расселения;

Государственная помощь депрессивным регионам;

Стимулирование развития регионов-локомотивов;

Привлечение инвестиций для модернизации регионального хозяйства;

Создание новых транспортных выходов на мировой рынок и обустройство торговых путей в ближнее зарубежье;

Совершенствование экономического районирования страны.

К социальным задачам региональной политики относятся:

Обеспечение минимальных условий и качества жизни населения всех субъектов РФ;

Возрождение деревень и малых городов в сельских районах с привлечением отечественных и иностранных предпринимательских структур;

Снижение до приемлемого (контролируемого) уровня безработицы как в крупных центрах и индустриальных районах, так и небольших населенных пунктах, в том числе с помощью малого и среднего бизнеса;

Упорядочение миграции населения, расселение беженцев и мобилизованных военнослужащих, разработка механизма экономических льгот для включения их в рыночной процесс;

Содействие развитию зон отдыха, выделение регионов с особым (щадящим) режимом хозяйствования; подготовка нормативных актов, определяющих особенности участия негосударственных структур в развитии этих территорий.

Обычно в современной региональной политике западных государств выделяют четыре основных направления.
Первое направление заключается в подъеме отсталых районов. Это, как правило, периферийные аграрные или минерально-сырьевые районы, характеризующиеся слабым развитием социальной инфраструктуры, науки, культуры. К числу подобных, например, относят юго-западные области Франции, юг Италии, в Швеции, Финляндии, Норвегии – северные территории и т. д. Но следует заметить, что ситуация в слаборазвитых регионах западных стран не остается неизменной. Она заметно меняется к лучшему в аграрных районах Франции, Италии, являющихся объектами активной региональной политики этих стран. Но этого почти не происходит в редко заселенных северных регионах с экстремальными природными условиями.
Второе направление заключается в «реанимации» депрессивных районов. В числе таковых, как правило, называют Рур и Саар в Германии, Эльзас во Франции, Валлонию в Бельгии, Уэльс в Великобритании и др. Это регионы, которые в прошлом демонстрировали высокие темпы развития, были крупными угольно-металлургическими очагами. В концу ХХ в. симптомы «депрессивности» стали характерны для регионов с химической, деревообрабатывающей специализацией.
Развитие в этих и других подобных регионах наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации, поощрение миграции высвобождающейся рабочей силы в другие регионы уже дало свои результаты: они уже мало чем напоминают прежние кризисные районы. Тем не менее задачи реанимации экономической жизни в них еще не сняты с повестки дня.
Третье направление заключается в сдерживании гипертрофированного роста городских агломераций, особенно столичных. Это направление, по сути дела, не является новым: неуправляемый рост промышленных агломераций всегда вызывал беспокойство у властей и общества. Но, к сожалению, пока не найдены по-настоящему эффективные меры борьбы со сверх концентрацией производственных и людских ресурсов в городах.
Тем не менее позитивный опыт в области сдерживания гипертрофированного роста городских агломераций есть. Прежде всего это опыт Франции, где задача сдерживания роста Парижа, преодоления региональных диспропорций между ним и периферией уже в течение длительного времени является одной из приоритетных.
Меры по дегломерации и деконцентрации Парижа возымели свое действие. Произошло перераспределение населения между центральной и окраинной частями парижского района. Доля региона в промышленности Франции (по занятости) сократилась с 1/4 до 1/5. Но вытеснение производственной сферы сопровождалось еще большей концентрацией в Париже непроизводственных функций – финансовых и страховых компаний, деловых услуг, управления и пр. И ныне на Париж приходится 2/3 всех занятых в НИОКР во Франции.
Четвертое направление региональной политики заключается в освоении новых ресурсных районов.
Можно по-разному интерпретировать результаты региональной политики в западных странах, поскольку подразделение на высокоразвитые, отсталые, депрессивные районы в них пока еще остается. И, тем не менее, нельзя отрицать, что без проведения региональной политики многие территориальные различия в этих странах были бы значительно острее.
Западный мир – прежде всего западно-европейский – дает немало примеров региональной экономической интеграции.
При исследовании интеграционных процессов экономисты выделяют такие виды интеграционных объединений, как зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция. Пока только один интеграционный союз в мире отвечает критериям, предъявляемым к четвертому и частично пятому видам. Это Европейский союз (ЕС). Он представляет собой классический вариант региональной социально-экономической интеграции, в рамках которой, помимо всего прочего, создана система межгосударственного регулирования всех социально-экономических процессов, осуществляется своя, наднациональная по своей сути, региональная политика.
ЕС условно делится на «богатый» Север, «бедный» Юг, «маргинальный слой». В последнее время по отношению к странам ЕС стали все чаще применять понятие «центра» (ядра) и «периферии». К «центру» при таком раскладе относят Англию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, большую часть Франции и Германии, Австрию, Северную Италию. К «периферии» – Ирландию, Северную Ирландию (Ольстер), Шотландию, Уэльс, юго-западную часть Франции, преимущественно аграрные районы Испании, Португалии, Италии, Греции, а также малонаселенные северные части Финляндии, Швеции.
Но это самый крупномасштабный подход к территориальным аспектам региональной политики ЕС. В самом Евросоюзе оперируют гораздо более дробной сеткой регионов, что уже само по себе свидетельствует о переходе к высшей форме политической и экономической интеграции – созданию Европы регионов. Во многих официальных документах ЕС подчеркивается особая роль, которую должны играть в интеграционном процессе не столько отдельные страны, сколько их регионы. И многие их этих регионов уже сейчас устанавливают прямые связи с высшими органами Евросоюза, минуя свои центральные правительства. Основная цель региональной политики ЕС – объединение национальных экономик путем сокращения разрыва в уровнях развития между отдельными регионами.