Нужны ли карманные деньги детям — за и против. Карманные деньги

Нужны ли карманные деньги детям — за и против. Карманные деньги

Карманные деньги

На уже есть статья, где упоминались карманные деньги для детей - , но время идет, хочется пополнять сайт максимально полезными статьями. Поэтому я обратилась за советами к профессиональному психологу. Рада, что он заодно упомянул несколько реальных примеров из практики, которые надеюсь помогут родителям избежать тех же ошибок.

Нужны ли ребенку карманные деньги?

В каждой семье рано или поздно возникает вопрос — как дети и деньги, которые необходимы на их обеспечение, должны сочетаться? Ведь родители и так тратят значительные суммы на одежду, еду, развлечения детей, так давать ли ребенку еще и карманные деньги? Не повлечет ли это за собой негативные последствия в будущем, особенно, если сумма карманных денег превышает возможности семьи?

Сразу договоримся, что речь пойдет только о детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста, то есть примерно с 5 до 11 лет. Почему о детках раннего возраста нет смысла говорить надеюсь понятно: они не знают ценности денег. Это просто блестящие кружочки и разноцветные бумажки, которыми тоже можно играть.

Товарно-денежные отношения непонятны малышам, хотя некоторые психологи и склонны считать, что и в этом нежном возрасте уже можно что-то объяснять из разряда «мама зарабатывает деньги, чтобы тебе покупать …». Некоторые детки даже делают серьезный вид, будто понимают, что такое «зарабатывать» и «покупать», но на самом деле понимания как такового нет, есть игра в понимание. Ситуация в целом безвредна, хотя и неоднозначна. Ведь родители то по-настоящему считают, что дети вникли в их взрослые проблемы, прониклись и потому отношение к детским просьбам купить что-либо становится более рациональным.

Вы, вероятно, часто слышите слова «ты же сам понимаешь, что эта игрушка одноразовая. Мы деньги потратим, а толку никакого». И родители свято верят, что малыш их понимает! На самом деле еще одна детская просьба остается неудовлетворенной, поскольку родитель оценивает игрушку с точки зрения нужности и целесообразности, а малышу просто нравится конкретно эта игрушка, больше за просьбой не стоит никаких резонов.

Малыши не воспринимают отношения взрослого мира и деньги адекватно. Они всего лишь копируют эти отношения, играют во взрослых, играют так серьезно, что сами пугаются последствий.

Пример из практики: Малыши играют во дворе в догонялки. Мальчик-ведущий догоняет девочку, пятнает ее рукой и при этом нечаянно пачкает кофточку грязной ладошкой. Девочка кричит, что он испачкал ей новую кофточку, которую папа купил за ТЫСЯЧУ (!) рублей! Мальчик в страхе убегает со двора, и в ужасе ждет прихода страшного папы девочки, ведь тон, которым малышка сказала о «тысяче рублей» испугал его куда больше, чем сама озвученная сумма. Разумеется, папа не пришел, и разборки не было, но мальчик и в школьном возрасте отказывался брать на себя решение каких-либо проблем, связанных с деньгами.

Простая ситуация, а отзвук прошелся по всему началу школьной жизни ребенка, и это лишь малая толика того, что родители нечаянно или чаяно делают, когда пытаются двухлетней крохе объяснить ценность денег через стоимость вещей/игрушек, которые покупают. Примерно до 5-6 лет дети воспринимают родителей и любых взрослых, как реальный источник «дохода», с помощью которого они могут получить разные блага в виде игрушек, сладостей, развлечений. Деньги, как промежуточная фаза этих отношений фигурирует в качестве некой нереальной субстанции. Так есть ли смысл говорить о деньгах на карманные расходы для дошколят?

Можно конечно подарить малышу копилку, и лучше прозрачную, чтобы было видно, что в копилке лежат монетки, как они туда падают, как их становится больше. Но ценности им это не прибавит, поскольку волей неволей придется контролировать расход монеток из копилки. Другое дело, когда ребенок сам ставит себе цель: для чего ему нужны эти скопленные деньги? Но, согласитесь, сложно представить, что в 2, 3 и даже в 4 года малыш столь рационален в выстраивании и реализации сложных денежных схем. Он будет просто тратить деньги на кажущуюся взрослым ерунду, которую тут же раздаст приятелям во дворе.

Когда карманные деньги становятся реально нужны детям?

В беседах с психологом озабоченные родители с удивлением вспоминают, что сами почувствовали необходимость собственных неподконтрольных взрослым денег ближе к школьному возрасту. Достать из кармана кошелек, вынуть бумажную купюру и купить в школьном буфете кусок пиццы – это шикарно, это производит эффект, что ты богат, а, значит, с тобой нужно «дружить». Именно поэтому нельзя четко сказать, нужны ли карманные деньги младшеклассникам, хорошо это или плохо. Могут быть карманные деньги, и от этого может быть и хорошо, и плохо. Могут, не быть – и все точно так же. Суть ведь не в том, есть ли карманные деньги или нет, суть всегда во взрослых...

Пример из практики: Мальчик, 1 класс, карманных денег не имел, из маминого кошелька брал небольшие суммы — 50, 100 руб., чтобы она не заметила. Деньги тратил на всякую мелочевку — от чупа-чупсов и точилок до трансформеров в «фикс прайсе», которыми щедро одаривал одноклассников. Причиной же было желание таким образом наладить отношения с ними, а вызвало такую реализацию общения низкая самооценка и коммуникативная некомпетентность (детский сад мальчик не посещал). Ругать сына мудрая мама не стала. Она предложила сыну чаще приглашать в гости одноклассников, записала сына в секцию хоккея. И здесь очень пригодились средства из копилки, подаренной когда-то давно и пылившейся в шкафу – шлем мальчик выбрал себе сам, поскольку к новой хоккейной форме совсем не подходил старый шлем старшего брата-студента. Теперь мальчик копит на что-то другое, но иногда берет из своей копилки деньги сам на подарок другу, маме. Хотя к 1 сентября деньги на подарок учительнице не дал – и что это? Скупость или рационализм? Покажет только будущее, в котором мнение родителей учитывается, но не является решающим.

Карманные деньги: за и против

Появление денег у ребенка можно объяснить только двумя причинами, и обе хорошо известны — подарки и подработка.

Подарки (денежные) на день рождения и другие праздники . Они становятся все популярнее. Родственникам, которые мало общаются с ребенком, сложно угодить ему каким-то реальным подарком. Поэтому небольшая сумма дарится с напутствием «сам купи себе, что хочешь», а денежка покрупнее вручается в конвертике маме на необходимые нужды.

Вообще, родители часто не дают денег на карманные расходы детям начальной школы, считая это излишним баловством, ведь «все равно потратит на всякую чепуху». А ведь весь смысл карманных денег ребенка именно в том и состоит, чтобы научить его распоряжаться своими финансами самостоятельно. Потратил на «фантики» — не хватит на исполнение мечты. Главное, ни в коем случае не добавлять деньги на покупку из своего кошелька! Его желание – его мечта – его средства – его гордость, что может сделать сам.

Пример из практики психолога реабилитационного Центра: Девочка, 1 класс, карманных денег не имела. В семье сложное материальное положение: мама работает в двух местах, при этом еще моет полы в своем подъезде. Алиментов нет, поскольку мужчина даже не записан отцом в свидетельстве о рождении. Девочка очень хотела куклу-фею и домик для нее, поэтому она вытащила из кошелька учительницы 2 т. руб., купила куклу и утварь, тайно играла. Девочку выдала подруга, которой она похвасталась куклой. Разборки в школе, дома. Мама отдала 2 тыс. учительнице, но отношения с дочкой испортились. К психологу обратились, поскольку дочка полностью отказалась ходить в школу, говорить с мамой, не выполняла никакие, даже малые, требования по дому. Фрустрированная потребность в общении с мамой обернулась отказом от активности в общении со всеми. После долгой работы с психологом с девочкой удалось договориться. Выработали компромиссное решение: дочка «отработает» отданные мамой деньги, помогая ей убираться в подъезде. Долгое время девочка вообще отказывалась брать какие-либо деньги даже для передачи учителю на школьные нужды. Подруг нет.

Заработанные деньги – это сложнее в нашей стране, но тоже возможно (см. вышеприведенный пример о решении проблемы с долгом).

Пример из практики: Отец обратился с проблемой: 10-летний сын регулярно крадет мелкие деньги из кошельков домашних. Причем пытался «почистить» кошелек даже старенькой любимой бабушки. Берет только мелкие купюры, монеты. После разоблачения выяснилось, что мальчик покупает на ворованные деньги чипсы, газировку, календарики, лизунов и пр. Объяснил мальчик это так: «Все ребята покупают, а у меня никогда нет денег. Меня начали дразнить «нищебродом», вот я и стал брать у вас деньги, мне же нужны деньги, у всех есть, а у меня нет. Мне было стыдно сказать, что родители не дают карманные деньги, ведь у меня есть такие игрушки, которых ни у кого из класса нет». То есть мальчика не интересовала покупка еды в школьном буфете, как говорят защитники «за» карманные деньги у детей. Его заботило только мнение одноклассников о нем. Отец сказал, что ему вообще не приходило в голову, что сыну нужны свои деньги, ведь ему все покупают, все, что он скажет. У отца есть небольшое предприятие по производству пластиковых изделий для домашних животных. Он предложил сыну «поработать» уборщиком, и теперь мальчишка честно зарабатывает тем, что метет полы после рабочей смены. Он поставил только одно условие: чтоб никто из ребят не знал, что он воровал деньги у родных.

Давать ли ребенку карманные деньги?

Вероятно, вывод уже ясен: в каждой семье вопрос решается индивидуально. Но есть некоторые общие правила, которым лучше следовать:

  1. Дошкольникам деньги давать бессмысленно: потеряют, поиграют, раздарят и прочее, что свидетельствует о незрелости понятийного аппарата в силу малого возраста.
  2. Количество карманных денег не должно зависеть от успехов ребенка в школе. Двойки пусть исправляет в обычном порядке, но деньги на карманные расходы все равно выдаются. Трудно это принять, но перенося ситуацию во взрослую жизнь: зарплата выдается независимо от успешности работы. Карманные деньги – это не премия, это всего лишь оговоренная заранее зарплата.
  3. Школьник должен знать достаток семьи, чтобы сумма, выданная ему на расходы, была обоснована.

Остальные условия на усмотрение родителей (контроль, целевое использование и проч.)

Лошакова Мария

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение ………………………………………………………………2

Из истории денег ……………………………………………………… ..3

Что такое карманные деньги …………………………………………… 4

Результаты опроса ……………………………………………………….. 7

Заключение ……………………………………………………………... 10

Литература ……………………………………………………………..…..11

Приложение …………………………………………………………….… 12

Введение

Трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних “свои” деньги появляются раньше, у других позднее.

Зачем мне деньги? Чтобы покупать чипсы и колу, отдать долг, и смотря сколько денег,: можно купить компьютерную игру или сходить с ребятами в кино, или купить что-нибудь необходимое на данный момент.

Говорить о деньгах в нашем обществе не слишком-то принято. Особенно с детьми. Однако, как бы родителям ни хотелось иногда верить в обратное, сами дети о деньгах думают. И немало. Рано или поздно все родители задумываются о том, что подросшему ребенку уже недостаточно покупок, сделанных во время совместных походов в магазин, - ему нужны собственные, "отдельные", деньги. Зачем они ребенку? - возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? - спросят другие родители. А если не давать деньги детям? - поинтересуется кто-то.

Я решила разобраться, что думают мои сверстники и родители о карманных деньгах, хорошо это или плохо, нужны ли они и какие бывают системы «денежного воспитания» , поэтому цель моей работы исследование понятия «карманные деньги» и его положительных и отрицательных сторон.

Задачи:

Узнать историю денег;

Выяснить, что означает термин « карманные деньги»;

Выяснить какие системы выдачи карманных денег существуют;

Узнать общественное мнение по поводу наличия карманных денег у

Детей.

Из истории денег

Деньги - специфический товар , который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.

Точно неизвестно, когда появились первые деньги. Самому древнему упоминанию о них 4500 лет. Клинописный текст на глиняной таблетке из Двуречья (юг современного Ирака) сообщает о платеже в виде обусловленной меры серебра. Позже во многих древних государствах металл определенного веса или меры стал выполнять функцию денег, что привело к появлению монет.

Какими были деньги? В роли денег в разные времена выступали каменные диски, служившие жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м. в диаметре. Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд. Бруски самородной соли широко использовались в Эфиопии до 1920-х гг. в качестве денег. Кое-где в Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства. Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.

Монеты - металлические пластинки с рисунком. Первые монеты были изготовлены в 7 в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия (ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу.

Примерно в это же время в Китае начали чеканить монеты из железа. 910 г. В Китае начат массовый выпуск денег из бумаги. Банкноты -это просто листки бумаги. 1440 год. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, который предназначался для изготовления книг. Однако в скором времени было предложено использовать его для печатания бумажных денег - их выпуск стал более быстрым и менее затратным. Ранее принцип печатного станка для печати денег использовали китайцы, однако об этом европейцы, судя по всему, не знали.

1768 (1769) год – выпущены первые русские бумажные деньги (по преданию, из старых дворцовых салфеток и скатертей). Манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768 г. (по старому стилю) был основал "Променный Банк", переименованный позднее в "Ассигнационный Банк", который выпустил одновременно в своих двух отделениях – Санкт- Петербургском и Московском первые ассигнации номиналом в 25, 50, 75 и 100 рублей.

Что такое карманные деньги?

Начну с определения, что же такое карманные деньги. Карманные деньги – это определенная сумма, которая находится в полном распоряжении ребенка. Цель карманных денег - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Если у него ограниченная сумма, то это вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Сколько денег получают дети в западных странах? Результаты исследования зарубежных специалистов показали, что Британские родители не спешат учить детей обращению с деньгами - чтобы не лишать их детства. Но все равно дарят копилки и предлагают откладывать туда фунты, например, из карманных денег. Большинство родителей в Англии (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. В среднем дают £5-10 ($8-15,5) в неделю, а подростку - £20 ($31). При этом, если детям нужно больше денег на расходы, то родители предлагают им заработать у них же. Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить так называемый родительский сбор - 10% от своей зарплаты.

Детям-шведам деньги на карманные расходы дает государство! В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). Правда, до совершеннолетия эти деньги получают родители, а потом они сами могут получать их до 20 лет. Но при условии, что будут прилежно учиться и не прогуливать. В среднем маленькие шведы с 6-7 лет получают 20-45 крон ($3-6) в неделю. При этом детям не приходится тратиться в школе. Потому что школьное питание - бесплатное. А в самой школе и возле нее ничего не продается.
Когда дети вырастают из своей одежды, их учат оформлять анонсы на сайте объявлений и продавать одежду, игрушки и другие личные вещи. Шведы стараются как можно раньше научиться зарабатывать и стать самостоятельными в финансовом смысле. Подростки часто подрабатывают тем, что устраивают дискотеки. Более того, уже с 15 лет они могут основать свою компанию. При этом они получают бесплатные финансовые консультации и платят более «щадящие» налоги. Еще детей с ранних лет приучают жертвовать на благотворительность.
Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за поцелуи! В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, пусть даже 1-2 лиры ($0,5-1), дарят их старшие родственники, которым за это в знак благодарности и уважения нужно поцеловать руку и приложить ее ко лбу. А свои карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10-30 лир ($5,5-16).
Турецкие родители с детства прививают детям серьезное отношение к деньгам. Папы частенько водят своих сыновей к себе на работу, чтобы показать, как нелегко достаются деньги, поэтому их нужно ценить. Даже очень обеспеченные семьи настраивают детей на то, чтобы они старались поступать в бесплатное учебное заведение, если же за учебу ребенка надо платить, то родители требуют, чтобы он хорошо учился. Подрабатывать же турецкие школьники начинают в 15-16 лет. Но при этом родители все равно продолжают их финансово опекать.
Понятия «личный бюджет», «заработать», «накопить» знакомы с пеленок каждому маленькому американцу. Здесь нет такого, что родители забывают о себе, отдавая все детям. Логика взрослых американцев такова: если они не накопят достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость, то станут обузой для детей. Поэтому с раннего возраста приучают их самостоятельно зарабатывать, часто становясь первыми «работодателями». Так, чтобы получить карманные деньги (их начинают выдавать в 9-10 лет), ребенок должен что-то сделать по дому: убрать в своей комнате, вынести мусор, выгулять собаку.
Младшим школьникам дают «на карман» $5-10 в неделю, а подросткам - около $15. Этих денег хватает и на школьный обед, и на разные безделушки. Если же на них хочется купить что-то более дорогое, то родители не будут докладывать недостающую сумму, а предложат ребенку ее накопить или заработать.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом.

Результаты опроса

Чтобы выяснить, как относятся к карманным деньгам мои сверстники и родители, я провела среди них анкету. В анкетировании принимали участие учащиеся 5 – 6 классов и их родители. Вопросы анкеты приведены в Приложении 1. Нужно сразу отметить, что большинство ответов родителей и детей совпали.

На вопрос «Как часто вы выдаете детям деньги?» большинство родителей и детей ответили « по мере необходимости» - 89%, «регулярно» - 8%, «не выдают» - 3%. «С какого возраста детям необходимо выдавать карманные деньги?» - 84% ответили, что с первого класса, 16% - в 5-6 классе. Родители считают, что сумма должна зависеть от возраста ребенка, от доходов семьи. Большинство родителей контролируют расходы своих детей, а вот дети считают, что родители не должны этого делать (Приложение 2). На вопрос «Должны ли дети зарабатывать деньги?» родители ответили «да» - 85%, « нет» - 15%, в качестве «работы», по мнению родителей, могут выступать заработанные оценки, работа по дому. Дети ответили на этот вопрос «да» - 64%, « нет» - 36%. Чаще всего карманные день учащиеся тратят на сладости, газировку, чипсы, обеды в столовой, необходимые мелочи, пополняют счет телефона, лишь 23% откладывают деньги, чтобы купить какую-то вещь или потратить на подарки родителям, друзьям.

Основные аргументы, которые приводили родители против:
ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами,
слишком много внимания денежным вопросам – будет жадным, алчным,
если регулярно снабжать деньгами – станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания,

Не зарабатывает – не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое,
носить с собой деньги сейчас просто опасно – зависть других детей, могут отнять или даже побить.

Аргументы за:
ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги – родителей, друзей, одноклассников,
пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет – наделает ошибок, так под родительским присмотром и с малыми потерями,
если не давать – возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег.

Аргументы детей за карманные деньги

Всегда можно купить то, что тебе нужно, и не просить родителей;

Приучают к самостоятельности, планированию.

Аргументы против: 50% опрошенных ответили, что не видят никаких отрицательных сторон, остальные назвали жадность, зависть.

Из проведенной анкеты можно выделить несколько схем, по которым родители выдают деньги своим детям. Я попыталась проанализировать каждый из них и определить плюсы и минусы каждой схемы.

схема

достоинства

недостатки

Фиксированная (когда деньги выдаются определенной суммой на месяц или неделю)

Появляется возможность распоряжаться деньгами, планировать свои траты, есть возможность моделировать

« взрослые» отношения: откладывать деньги, планировать траты.

Может появиться увлечение к накопительству, ребенок может стать жадным скрягой.

Деньги по заявке

(деньги выдаются по просьбе ребенка)

Спокойное отношение к наличию денег и их отсутствию, деньги не становятся сверхцелью.

Ребенок не может распоряжаться деньгами сам: ему выдают сумму на определенную покупку.

Зарплата (деньги выдаются за какую-то сделанную работу)

Зарплата может быть стимулом для учебы, работы. Поскольку ребенок сам зарабатывает, то он понимает ценность заработанных денег

Может оказаться так, что ребенок будет требовать деньги за любую работу, может стать расчетливым и жадным.

Заключение

Проведенные мною исследования показали, что дети в России на карманные расходы получают сумму значительно меньшую, чем их сверстники из зарубежных стран. Основным источником дохода детей являются родители. Большинство опрошенных детей признали, что просят деньги у родителей сами. Очевидно, что система регулярных выплат в России еще не сложилась.

В современном мире без денег не обойтись. И если ребенок начинает учиться строить свои отношения с деньгами с детства в этом можно увидеть много положительных сторон. Карманные деньги приучают детей к самостоятельности, умению планировать, строить «взрослые» отношения. Но в то же время отсутствие контроля со стороны родителей может привести к тому, что дети могут стать жадными, алчными и могут думать, что все можно купить за деньги.

Согласно анкете, большинство детей расходует карманные деньги на сладости, газировку и жвачку. В целом же диапазон детских увлечений может быть очень широким.Все эти увлечения, разумеется, оплачиваются родителями и зависят от суммы, выдаваемой на руки, и детских пристрастий. Идеальных схем для выдачи карманных денег нет, у каждой есть, на мой взгляд, свои положительные стороны и свои недостатки. Но родители должны понимать, что карманные деньги - не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому.

Для маленького ребенка деньги - это волшебные золотые ключики. С их помощью можно открыть потайную дверцу, за которой рассыпаны предметы их желаний. Подрастая, ребенок учится правильно обращаться с этими ключами. Учиться этому все равно придется, и именно родители должны стать для него главным примером.

Литература

1.Деньги., Википедия.,[интернет ресурс], //http://ru.wikipedia.org/wiki

2. На что школьники тратят карманные деньги., [электронный ресурс] :/РИА-новости/, http://ria.ru

3. Свиридов, Д.Почему детям не нужно выдавать карманные деньги? [электронный ресурс] :Д.Сивридов./ Школа жизни// Познавательный журнал//, http://shkolazhizni.ru
4.Скарлощ, С.Воспитание по расчету.[текст]://Русский репортер/ № 8.,2010., с.74

5. Шуманская, Т.З.Карманные деньги [электронный ресурс]:Т.З. Шуманская, Е.С. Сапожникова. -

Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребенка. Давать или не давать? с какого возраста? Сколько? Как? За что? Нужно ли контролировать трату карманных денег? На эти и другие вопросы отвечает известный детский психолог, автор множества книг по детской психологии, Елизавета Филоненко.

Нужны ли ребенку карманные деньги? Особенно, если у ребенка и так все есть.

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что–то нужно, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Отношения с миром, способность влиять на ситуацию.

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия. После получения карманных денег роль родителей, хотя и остается фактически, уходит несколько в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями.

Растущее желание независимости ребенка неизбежно влечет за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на собственную территорию. Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

На что тратить карманные деньги?

Родители иногда не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте.

Карманные деньги улучшают отношения детей с родителями, но нельзя покупать любовь и отношения.

Выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье. Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка. Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Нельзя путать карманные деньги с «целевыми»

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.

Как давать карманные деньги?

Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность. Опыт показывает, что большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Сколько денег давать?

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:

  • начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;
  • поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;
  • обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
  • выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком бурно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Контролировать ли, на что ребенок тратит карманные деньги?

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали. Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи. Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Можно ли наказывать детей лишением карманных денег?

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность. Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству психологической беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться. Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег. Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка. Однако, необходимо отдельно сказать, что случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Как часто давать карманные деньги?

Удобно давать ребенку деньги раз в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями. В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу по дому.

Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу никогда не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы. Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Платить ли за работу по дому?

Платить за домашнюю работу также не стоит. Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Как ребенку заработать в собственной семье?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу. Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу. Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Семья и пример родителей.

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется более многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Как научить детей правильному обращению с деньгами?

Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:

  • не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.
  • работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

Давать ли ребенку деньги? В каких количествах? Нужно ли отслеживать на что чадо тратит финансы? Все это и другие интересные моменты рассмотрены в статье.


Вопросы о личных финансах детей интересуют каждого из родителей. У каждого возраста свои потребности, которые мамам и папам хочется удовлетворить. Но как не разбаловать свое чадо?

Зачем детям могут понадобиться деньги

По статистике большинство родителей не понимают для чего и зачем давать деньги детям на карманные расходы. Для школы и других секций всегда все покупается заблаговременно. На проезд в общественном транспорте выдается строго копейка в копейку. Но психологи считают, что детям необходимо выделять небольшие суммы для личных расходов.
В дошкольном возрасте детям может захотеться купить что-то из вкусностей по пути в школу или из школы. Возможно, понадобится новая ручка или карандаш. А кто-то из ребятишек захочет порадовать любимую маму открыткой, купленной на сэкономленные карманные финансы.
Как показывает опыт, дети в возрасте 7-10 лет чаще всего копят монетки и купюры. Это показывает их стремление к появлению новой игрушки.
На что потратить свои финансы дети решают самостоятельно. На нужные вещи для обучения или на свои желания… Родителям остается только принимать это как должное.

Когда дети начинают остро нуждаться в карманных деньгах

Детям нужны карманные деньги с возраста 7 лет. Точнее с того момента, как они пошли в школу. Это новая ступень развития ребенка. Малыши становятся самостоятельными, они взрослеют. Им требуется учиться обращаться с финансами.
Особенно ребятишки нуждаются в личных деньгах, когда у их сверстников они уже есть. И сумма, выделяемая на неконтролируемые расходы, должна быть примерно равна с суммой, которую выделяют друзьям малыша.
Совет! Если в семье существует проблема с деньгами, необходимо выделить малышу хотя бы минимальную сумму.
Непредвиденные ситуации могут застать малыша в любое время. Поэтому «заначка» в детском кармане может пригодиться.

Сколько можно давать карманных денег ребенку – в зависимости от возраста



Сколько давать карманных денег ребенку? На этот вопрос нельзя ответить конкретно.
Но приблизительные суммы можно определить в зависимости от возраста.
  • В возрасте 6-9 лет средняя сумма карманных сумм составляет 100 рублей в неделю
  • Дети от 10 до 14 лет в среднем получают от родителей 300 рублей в неделю
  • Подросткам от 15 лет родители выдают 500 рублей в неделю
Сумма карманных денег растет вместе с детьми. Каждая семья самостоятельно определят суммы, которые выделяются детям на карманные расходы.
Суммы, которые предоставлены выше, определены психологами. Но мамам и папам не стоит забывать о том, что эти финансы выдаются на небольшие личные расходы. Походы в кино с друзьями и прочие развлечения у чада будут за счет родителей.
Интересно знать, что в Германии существует закон о выдаче карманных денег детям. Он не только обязывает снабжать ребятишек евро, но и определяет конкретные суммы. В нашей стране у родителей существует право выбора.

Как сформировать правильное отношение ребенка к деньгам



Отношение детей к деньгам закладывается в 2-3 года. Когда малыши начинают играть в «магазин», они изучают что такое цена, сдача и прочие термины.
Как сформировать правильное отношение малыша к финансам?
Советы родителям:
  • Для игры можно использовать настоящие монеты. Они научат малыша считать. Изучить внешний вид денег тоже важно
  • Для детей 5-6 лет советуют отксерокопировать настоящие купюры и вводить их в «кассу магазина». В момент игры можно научить ребенка о стоимости и правильном подсчете сдачи. В этом возрасте малышу нужно поведать о приоритете в купюрах и монетах
  • Дети 7-10 лет уже могут самостоятельно ходить в магазин за небольшими покупками. Чтобы помочь детям понимать соотношение имеющейся суммы и цены, им можно разрешить на сдачу приобрести что-то вкусненькое
  • Психологи не рекомендуют вводить денежные поощрения за помощь по дому. Из-за этого может сложиться мнение, что за все в жизни получают деньги
  • Планирование расходов можно привить уже в старшем возрасте. Если деньги за питание не сдаются, ребенок покупает еду самостоятельно в буфете. Это поможет ему понимать, что он сможет купить и сколько денег у него останется на последующие дни
  • Сбережения – важная часть, которой нужно научить детей. Малышу можно посоветовать не тратить сдачу на мелкие конфетки после школы, а положить в копилку. Таким образом, через месяц он сможет купить себе новую игрушку
  • Карманные деньги выдаются строго по расписанию. Например, каждую неделю по понедельникам
  • Контроль над расходами ребенка вести не нужно. Он должен понимать, что за ним не следят и верят в его самостоятельность
Важно! Если малыш потерял деньги – родители не восполняют потерю.
Часто бывает, что взрослые решают лишить свое чадо денежного пособия в качестве наказания. Психологи это считают неверным подходом к воспитанию денежного понимания. Возможен вариант урезания суммы, но не более чем на 20%. Хотя и этот вариант специалисты не одобряют.

Ребенок хочет зарабатывать деньги сам? Способы заработка в интернете



Зачастую родители не могут или не хотят повышать еженедельное пособие своим детям. У ребят появляется желание заработать для себя немного денег. Взрослые не должны мешать таким порывом. Лучшая их позиция – помощь.
Интернет позволяет иметь дополнительный заработок. Но как ребенку заработать деньги в интернете?
Вот пара вариантов:
  • Самым распространенным способом заработать малышу является регистрация на различных сайтах, проставление «лайков», прохождение на определенные сайты. Одним из таких является сайт Wmmail. За каждое из действий чадо на свой счет будет получать скромные гонорары. Но и это порадует детей. Родители могут быть абсолютно спокойны, на предложенном сайте заработка порнография и прочие нежелательные ссылки и рекламы отсутствуют
  • Как бы странно не звучало, но можно заработать и на онлайн-играх. Многие создатели игр ищут себе работников для тестирования игр. За это платят небольшие суммы. Но дополнительная копеечка в личный карман будет иметься

Ребенок не тратит деньги, а только копит? Хорошо ли это

Выше писалось о том, что дети копят деньги. Некоторых родителей это очень беспокоит. Но волноваться не стоит. Если малыш может отказать себе в булочке или соке, а бережно кидает свои монеты и купюры в копилку – это повод для радости.
Накопления говорят о том, что малыш понял цену финансам. Он может откладывать на крупную покупку, что говорит о его самостоятельности. А может копить просто так, а потом потратить накопленную сумму по своему усмотрению.
Многие родители прибегают к варианту займа из детской копилки в случае тяжелой финансовой ситуации. Этого делать нельзя! Ребенок сам копил, себе в чем-то отказывал, он заработал эти деньги себе. А их изъятие или одолжение может затаить обиду чада на родителей. Поэтому личные сбережения малыша трогать не нужно.

Как оригинально подарить деньги ребенку: видео

Бывают ситуации, когда родителям хочется преподнести малышу деньги, которые не будут относиться к карманным. Но просто так отдать в руки купюру нет желания. Как оригинально подарить деньги ребенку? Некоторые идеи можно позаимствовать из данного видео:

Дети запомнят не только подарок, но момент его преподношения. Поэтому проявление креатива очень важно.

Карманные деньги детям: давать или нет? Нужны ли детям карманные деньги, чтобы не вырастить маленького вымогателя?

Одни родители считают, что детям не нужны карманные деньги, другие же поинтересуются — с какого возраста ребенок нуждается в личных средствах?

Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы ни разу не заводил разговор со своим отпрыском на финансовую тему. Мы готовим детей к самостоятельной жизни, учим писать и читать. Но не менее важно привить бережное отношение к деньгам и другим материальным ценностям, уметь рассчитывать свои возможности.

Зачем детям нужны деньги?

Психологи отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы чувствовать свою значимость, полноценной личностью. Если у детей нет возможности, хотя бы изредка самому покупать себе желаемое, то они будут испытывать частые отрицательные эмоции. Это может послужить причиной появления жадности, зависти и комплекса неполноценности. Родители, которые являются противниками карманных денег, читают, что дети не умеют распоряжаться деньгами и все необходимые покупки должны делать взрослые. Дети еще не в состоянии сделать правильный выбор, поэтому нужно эту ответственность переложить на себя. К тому же, если часто давать средства на карманные расходы, даже если это незначительные суммы, то такие дети становятся капризными и избалованными, которые не смогут критично относиться к своим желаниям.

Противники карманных денег придерживаются мнения, что когда дети становятся взрослыми, то самостоятельно зарабатывают себе на жизнь, ставят в пример американский опыт. Богатые родители не дают своим чадам ни копейки денег, заставляя работать посыльными или курьерами. Таким образом, дети узнают настоящую ценность денег.

У сторонников одной и другой точки зрения есть доля правды. Конечно же, можно и не давать ребенку карманные деньги, а всю инициативу по удовлетворению его желаний взять исключительно на себя. Этим вы покажете свою власть и авторитетность. Но в то же время, кроме зависти, обиды и жадности, появиться привычка во всем полагаться на вас.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Регулярно давать средства на карманные расходы. Сперва дите будет чрезмерно счастлив (правда, со временем этот восторг будет не столь выраженным), и это, возможно будет способствовать становлению самостоятельности. Но не исключено, что спустя время вы пожалеете о своем решении, когда ваше чадо превратится в избалованное существо. Поэтому каждый родитель должен сам решить стоит ли давать детям карманные деньги.

Когда можно давать детям карманные деньги

Если ребенок понимает, что деньги нужно зарабатывать и на это уходит немало труда и времени. В случаях, когда родители с раннего детства рассказывают детям о своей работе, то уже к начальным классам школы может возникнуть такое понимание.

Если ваш отпрыск знает и может внятно ответить, зачем ему нужны личные средства и что он хочет за них приобрести. Не важен конечный результат: будет ли он покупать себе жвачки и конфеты или будет складывать деньги в копилку. Главное, чтобы он понимал, зачем ему нужны деньги.

Когда дети самостоятельно делают покупки в магазине. Прежде чем выдавать деньги на карманные расходы, проверьте, умеет ли он совершать покупки для дома, не забывает ли сдачу в магазине.

Когда не стоит выдавать карманные деньги

Когда дети не имеют представления, что такое зарплата и как ее зарабатывают родители. Причем такими наивными могут дети не только обеспеченных родителей, не знающие истинную цену деньгам, но и дети, родители, которых зарабатывают мало, но стараются, что их ребенок не замечал, как тяжело достаются деньги.

Детям с плохим поведением, которые умеют врать, не держат обещания, личные средства только усугубят ситуацию. Они считают, карманные деньги должны выдаваться просто так, по их желанию, а не за заслуги.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет? Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.