Немецкое экономическое чудо. Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950—1960-е годы)

Немецкое экономическое чудо. Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950—1960-е годы)

Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней.

Людвиг Эрхард

Экономический коллапс. Экономические последствия войны были для Германии катастрофическими: объем промышленного производства в 1946 г. составлял 33 % от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза . В войне со стороны Германии погибло около 7 млн.человек, страна лишилась 25 % своей территории (в границах 1937 г.), около 12 млн. человек было выселено. Было разрушено около 20-25 % жилья (25 % повреждено), 20% промышленных строений и оборудования, 40 % транспортных сооружений . Помимо этого немцам предстояло выплатить около 14 млрд.долл. по репарациям , в том числе путем изъятия и вывоза промышленного оборудования.

Экономика фашисткой Германии была всецело подчинена задачам милитаризации. Государство тотально вмешивалось во все сферы экономики, ведя активную принудительную практику, при этом конкуренция и экономическая свобода были ограничены. Рост военных расходов Германии приводил к постоянному дефициту бюджета , который покрывался займами и эмиссией, вызывавшей увеличение инфляции. Рос внешний долг, имелось высокое налоговое бремя . Денежная масса в обращении в 1944 г. превышала объем 1936 г. почти в пять раз . К концу войны сократилось гражданское производство. Утрата важнейших источников сырья, пере6ои в снабжении в конце войны на фоне инфляции, сохранении распределительной системы и сокращения военного спроса привели к полному коллапсу экономики.

Г.Штольпер в 1947 г. описывал Германию следующим образом: «…биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без функционирующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты… страна, где голод и страх убили надежду» . Один из журналистов писал: «Германия - это куча мусора, в которой копошатся 40 млн. голодных немцев».

Но чем тяжелее время, тем более великих людей оно выдвигает. Для Германии одним из творцов возрождения стал Людвиг Эрхард, ученый, министр экономики, автор одной из самых эффективных экономических реформ, известной как «немецкое экономическое чудо».

Чем интересен это опыт для России? С начала реформ Германии потребовалось около 12 лет, чтобы пройти путь от полной разрухи до лидерства в мировой экономике. Что касается РФ, то до уровня жизни Германии нам еще очень далеко. Начало реформ 1992 г. обернулись для России сильнейшим экономическим спадом середины 90-х годов, дореформенный уровень 1990 г. был достигнут только 2007 г., т.е. за 15 лет. Экономика обрела негативные отраслевые и социальные тенденции, собственное производство стагнировало и было замещено импортной продукцией. РФ превратилась в сырьевой придаток мировой экономики, население страны сокращается. Но миражи всегда тают, а история настоящих побед хранится в веках.

Краткая Биография . Людвиг Эрхард родился в Баварии 4 февраля 1897 г. Во время Первой мировой войны получил ранение. В дальнейшем своей работой он выбрал занятие наукой - экономикой. Поступив в институт, он стал учеником одного из виднейших экономистов того времени Франца Оппенгеймера . Путь наверх лежал через длительное размышление над судьбами страны и осмыслением необходимых преобразований. Эрхард не вступал в нацистскую партию. С 1943 г. он возглавил небольшой исследовательский центр, занимавшийся формальными исследованиями. Но его основная - неофициальная деятельность состояла в разработке модели будущей экономической реформы.

После войны в Германии шла ожесточенная дискуссия между сторонниками рынка и сильного государственного регулирования, получавшего все большую популярность под влиянием идей Дж.М.Кейнса. Эрхард стал активным пропагандистом рыночной модели экономики, выступал с лекциями. Сначала он получил должность экономического советника при американской администрации в Баварии, в 1945 году стал министром экономики Баварии, а затем в марте 1948 г. - директором Управления хозяйства объединенных западных зон Германии. Эрхард был несколько полноват, любил сигары - благодаря чему он был внешне несколько похож на У.Черчилля.

Образование партии «власти». После краха фашизма немецкое общество остро нуждалось в новой идеологии. В тяжелый период нацизма, войны и разрушений церковь укрепила свой авторитет. После окончания войны в стране стихийно стали образовываться различные партии, получило развитие и христианско-демократическое движение, предложившее обществу новую систему ценностей. Один из сопредседателей Христианско-демократической партии (ХДС) Конрад Аденауэр смог привлечь Эрхарда к сотрудничеству - он принимает участие в разработке предвыборной программы ХДС. Выступая на съезде ХДС 28 августа 1948 г. он сказал: « Не свободная рыночная экономика, связанная с либеральным ограблением прошлой эры…, а экономика, берущая на себя социальные обязательства…, оценивающая личность человека выше всего, предоставляющая прибыль тому, кто ее по своей работе заслужил, - вот в чем заключается современная рыночная экономика». В дальнейшем, ХДС вместе ХСС - партией Христианский социальный союз образовали единую фракцию в парламенте. В августе 1949 г. прошли выборы, на которых с минимальным отрывом - 31 % (против 29.2 % у социал-демократов СДПГ) победил блок ХДС/ХСС . В сентябре канцлером выбирают Аденауэра, которому тогда было 73 года. Он назначает министром экономики Л.Эрхарда. В таком качестве они проработали вместе до 1963 г, когда Аденауэр ушел на заслуженный отдых.

Идеология реформ . В основу идеологии Эрхарда, получившей название «социального рыночного хозяйства», лег синтез идей эффективной рыночной экономики, доминирования частной собственности, экономической свободы, государственного регулирования и философии социальной ответственности. Эта идеология известна также под терминами «ордолиберализм», «солидаризм» или так называемый «третий путь». Рыночная свобода должна быть ограничена экономическим порядком и нравственными основаниями. Значительный вклад в разработку идеологии внесли Вальтер Ойкен и ближайший соратник Эрхарда профессор Альфред Мюллер-Армак, а также Александр Рюстов и Вильгельм Репке . Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, эффективного законодательства, что в совокупности и составляет суть «экономического порядка».

Министр прекрасно понимал, что для успеха реформ и роста доверия населения необходимо достичь реальных результатов в разумные сроки, проводя открытую и понятную политику. Для перехода от принудительной экономике к рыночной необходимо было осуществить следующие шаги: осуществить денежную реформу, направленную на создание твердых денег; освободить экономику от избыточного регламентирования и регулирования цен; стимулировать частное предпринимательство .

Предпосылки реформ. Безусловной основой было то, что в стране имелись институты рынка - банки, биржи, правовая система, частная собственность на средства производства и землю. После войны имелся огромный внутренний и внешний спрос, восстановление разрушений создавало колоссальные возможности для созидания, высоких темпов развития экономики. Имелась квалифицированная рабочая сила, уцелевшая благодаря освобождению от воинской повинности. В сентябре 1949 г. на базе трех оккупационных зон союзников была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ). В Германию хлынул поток беженцев из Восточных, оккупированных СССР областей и переданных территорий, готовых получить любую работу. Военные расходы были минимальны. К сильным сторонам немецкой экономики относились традиционная дисциплинированность, трудолюбие и предприимчивость населения, а также отлаженная система местного самоуправления.

Для оказания помощи разрушенной Европе, США предложили план, получивший название плана Маршала . Общий объем помощи Германии за время действия программы (1948- 1954 г.) составил около 1.5 млрд. долл. , для всей Европы - 17 млрд.долл . Помимо этого, около 1.2 млрд.долл. Германия получила в течении 1946- 1950 г. по другим программам . Общая помощь от США составила 3.872 млрд.долл . Помощь поступала в виде товарных поставок, средства от реализации которых направлялись в специальные фонды и банки, предназначавшиеся для развития экономики. Однако оккупационные власти по своему извлекали пользу из торговли с Германией - цена на вывозимый немецкий уголь была занижена почти в два раза, цена импортируемой американской пшеницы завышена в 1.5 раза .

Ветер перемен. Денежная реформа. Союзники первоначально не очень торопились с реформами, опасаясь слишком быстрого восстановления Германии, но ситуацию изменила «холодная война», США стали нужны сильные союзники в Европе. Европейская промышленность была тесно связана с немецкой и нуждалась в германском угле. В феврале 1947 г. Германию посетила группа экспертов во главе с Г.Гувером, выступившая с предложениями о проведении реформ .

В мае 1946 г. в зоне оккупации США демонтаж оборудования по репарациям был прекращен. После войны в западных зонах оккупации были запущены механизмы приватизации, постепенно стало налаживаться производство самых необходимых товаров. После окончания войны экспорт Германии в другие страны был сначала запрещен, затем ограничен. В дальнейшем, чтобы страна могла расплатиться за поставки продовольствия, оккупационные власти стали стимулировать экспорт. В 1947 г. объем экспорта составил 318, а импорта - 843 млн.долл., сальдо было пассивным, готовая продукция составляла около 11 % экспорта. Основную массу экспорта Германии - 64% составляли сырьевые товары, в т.ч. уголь, кокс, лес, железный лом, до 92 % импорта составляло продовольствие .

Немецкие деньги ничего не значили, в стране господствовал «черный» рынок, на котором процветал бартер, население рассчитывались валютой, сигаретами или кофе. Для обмена промышленных товаров на продукты питания горожане выезжали в сельскую местность. Оккупационные власти пытались бороться с инфляцией путем административных запретов на рост цен. В стране росла безработица. В народе стало назревать недовольство.

Подготовку реформ осуществляла рабочая группа в рамках американской администрации. Военным губернатором американской оккупационной зоны был американский генерал Люциус Клей. Следует учесть, что американский план делал акцент в основном на монетарном факторе - вводе твердой валюты.

Заслуга Эрхарда заключалась в том, что он, сильно рискуя, перехватил инициативу и пошел намного дальше. В воскресенье - 20 июня, он выступил по радио и отменил с 21 июня государственный контроль за ценами на большинство товаров, снял большинство административных предписаний - дав экономике столь необходимый глоток свободы. Во время «разборок» с Клеем на вопрос, почему были изменены предписания Эрхард сказал, «что он ничего не изменял, а просто отменил». Клей сказал: «мои советники считают, что это ошибочное решение». Но Эрхард ответил: «они не одиноки, мои советники сказали мне то же самое». При определенных условиях служба министра могла бы на этом закончится, но Клей поддержал инициативу Эрхарда.

Денежная реформа , , была одним из наиболее ответственных мероприятий. В ночь на 21 июня 1948 г. администрация объявила о вводе новой валюты - немецкой марки. В ходе реформы каждый гражданин мог обменять 60 марок по курсу 1:1 (сначала 40, через два месяца -20). Пенсии, заработная плата, квартирная плата пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы. В результате реформы соотношение между маркой и рейхсмаркой установилось на уровне 6.5 дм:100 рейхсмарок . Был установлен курс марки к доллару - 3.33 дм за доллар. Внешняя торговля была либерализирована .

Реформа цен была провозглашена 24 июня . Однако не стоит считать, что реформа была «шоковой терапией». Введя свободные цены государство «не дремало» - в качестве противовеса был принят закон против произвольного завышения цен, публиковались каталоги так называемых уместных цен. В июне было отменено около 90 % предписаний, но 10 % сохранилось. Значительное время сохранились дотации и твердые цены на уголь, чугун, сталь, удобрения, газ и электроэнергию, т.е. на достаточно значимые факторы производства . Цены на основные продукты питания и квартирную плату также были стабильны . Заработная плата первоначально не повышалась.

Валютные ограничения снимались также постепенно - либерализма здесь не было. До 1954 г. конвертация марки проводилась только по разрешению органов валютного контроля, в 1954- 1960 г.г. существовал режим частичной конвертируемости и только после 1961 г. марка стала полностью конвертируемой .

Успех реформ наиболее живо описали французские экономисты Жак Рюэфф и Андре Пьетр : «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок… Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее».

Торжество эффективного рынка. Несмотря на тяжелые испытания, массированную критику слева, призывавшую ввести госрегулирование экономики и цен, непонимания иногда даже со стороны своих сторонников, Эрхард вынес верность своим главным принципам - рыночной свободе, твердой марке и стабильным ценам, и его терпение и хладнокровие в итоге победили. Впрочем, он достаточно активно по мере необходимости использовал и активное вмешательство государства. Левые считали Эрхарда «наемником капитала», а правые - «врагом предпринимательства» .

Сначала цены выросли. Индекс стоимости жизни вырос в 1948 г. с июня по декабрь с 91 по 104 (1938 г.=100%) , но в ответ предприниматели активизировали производство. Высокий доход, который был получен бизнесом, пошел не на потребление, а на капиталовложения в производство. За период с 1949 г. по 1951 г. инвестиции выросли почти в два раза с 16 до 29 млрд.дм .

Но левые были по-прежнему недовольны, осенью 1948 г. профсоюзы призывали к всеобщей забастовке. Тем не менее, Эрхард верил, что ситуация стабилизируется. И действительно наращивание выпуска привело к стабилизации, а к 1950 г. - к снижению цен. Производительность труда с середины 1948 г. по середину 1949 г. выросла на 28 % . Потребитель почувствовал преимущества рынка. Заработная плата стала расти вместе с ростом производительности труда. Значительным фактором роста доходов стал сверхурочный труд, не облагавшийся налогами.

Несмотря на рост экономики, появилась новая проблема - резкий рост безработицы главным образом за счет притока беженцев, которая выросла с 1948 по 1949 с 760 тыс. до 1.56 млн.человек . В 1950 г. безработица составляла 11 % . Министр экономики прекрасно понимал, что для обеспечения дальнейшего и стабильного роста необходима внешнеторговая экспансия. 19 сентября 1949 года была проведена девальвация марки на 20%, был установлен новый паритет по отношению к доллару - 4,20 дм (вместо 3,33) , что в дальнейшем позволило повысить конкурентоспособность экспорта. Либерализация внешней торговли происходила постепенно. После марта 1961 г. курс марки составил 4 марки за доллар.

Определенную роль в развитии экономики Германии сыграл Корейский конфликт (1950-1953), во время которого США размещали заказы на изготовление военной техники. Это период был отмечен ростом цен на мировых рынках. На фоне роста спроса в 1950- 1951 г. цены стали расти, население покупало товары в запас. За счет роста импорта торговый баланс стал пассивным. Во второй половине 1950 г. Германия находилась на грани банкротства . В феврале 1951 г. Правительство ввело ограничения на импорт, применило его лицензирование, усилило меры по стимулированию экспорта. Наряду с этим было проведено ужесточение денежной политики, вводились ограничения на выдачу кредитов.

В 1951 году наметился перелом, сальдо баланса стало активным, к 1952 году рост цен практически прекратился, индекс стоимости жизни составил около 110 . В 1952 активное сальдо торгового баланса составляло 700 млн.долларов. В январе 1952 г. был введен закон об инвестиционной помощи. Предприятия страны (кроме государственных и отраслей, которым предназначалась помощь) вносили единовременный взнос путем покупки государственных облигаций. Полученные ресурсы - около 1 млр.марок направлялись на поддержку предприятий угольной, металлургической промышленности, энергетики .

С 1953 года начался бурный рост промышленности, производства товаров народного потребления, жилищного строительства. По выражению Эрхарда, это был год «потребителя». Успех политики нашел отражение в поддержке избирателей, в 1953 г. на выборах в парламент блок ХДС/ХСС набрал уже 42.5 % голосов .

Эрхард верил в то, что можно сгладить цикличность экономики, обеспечив более долгосрочные тренды развития. С 1954 г. наступила фаза «высокой конъюнктуры». С середины 1950 годов ФРГ вступила в полосу непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца 60-х годов - т.е. около 20 лет. Этот период получил название «немецкого экономического чуда». В 1957 г. безработица упала до 367 тыс.человек - 1.8 %, страна обрела практически полную занятость, стал ощущаться дефицит рабочей силы. Германия стала привлекать рабочую силу из Югославии, Италии и Турции. Вот основные результаты прогрессивного развития рыночных сил: в 1949 г. был достигнут уровень 1936 г. , к 1956 г. (за 8 лет) уровень 1950 г. был удвоен , затем после 1963 г. (за 8 лет) был удвоен уровень ВВП 1956 г . В этот период средние темпы роста экономики составляли около 9 % . За период с 1950 по 1957 объем инвестиций в Германии увеличился на 81 % (для сравнения в Англии и Франции на 43 и 47 % соответственно) . Рост производительности труда за 1955 г составил 15 %, в 1956 - 8 % . Темпы роста экономики в Германии были самыми высокими среди капиталистических стран, при этом уровень инфляции был один из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в январе 1951 г. составлял 111 % от уровня цен 1950 г., в январе 1952 г. - 123 %, в январе 1953 г. - 120%, 1957 г. - 124% .

В первую очередь получили развитие металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая, перерабатывающая промышленность. Очень умело проводилась конверсия военных заводов. Государство внедряло программы переобучения рабочей силы.

Помимо промышленности, также активно развивалось сельское хозяйство, превзойдя довоенный уровень уже в 1953 г. В немалой степени этому способствовала проведенная в 1947- 1949 г.г. земельная реформа, в результате которой основная часть угодий юнкерских хозяйств перешла в руки средних и мелких собственников. Эрхард и Адэнауэр прекрасно понимали, что для того, чтобы экономика развивалась эффективно, населению нужна собственность.

Уже в 1953 г. активное сальдо торгового баланса достигло 2.5 млрд.марок. . Началась внешнеторговая экспансия Германии, ее товары в силу высокого качества, отличного уровня сервиса и приемлемых цен находили спрос по всему миру. В середине 50-х годов ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов (ЗВР) . В 1955 г. вышла на второе место в мире среди капиталистических стран по промышленному производству . В 1957 г. объем ЗВР составлял 5.6 млрд.долл. . С 1959 г. Германия вышла на второе место в мире по объему экспорта .

Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности (Фольцваген и Ауди), производство бытовой техники (знаменитый Грюндик, Сименс). За период с 1949 г. по 1953 г. производство автомобилей выросло с 104 055 до 850 000 штук в год, т.е. почти в 7 раз; с 1952 г. по 1956 г. производство холодильников выросло с 214 000 до 800 000 штук, т.е. в 2.7 раза . Уже в 1950 г. возродившийся завод «Фольцваген» стал производить всемирно известные «жуки», выдерживающие жесткую конкуренцию на международных рынках. Как и в США на заводах Форда, этот автомобиль стал всенародным и доступным. Покупка автомобиля стала мечтой каждого немца, люди стремились хорошо зарабатывать. В свою очередь развитие автомобильной промышленности породило спрос на строительство инфраструктуры, качественных дорог, известных по всему миру как автобаны. В стране получил широкое развитие автомобильный туризм.

Доходы населения за период с 1950 г. по 1956 г. выросли в два раза . Заработная плата росла в среднем на 5 % ежегодно. В январе 1957 г. был принят закон о пенсионной реформе, в результате пенсия у рабочих выросла на 65 %, у служащих на 72 % . Шло активное и массовое формирование среднего класса. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования. 5 мая 1955 г. оккупационный режим в Германии прекратил свои полномочия.

Финансовая и налоговая политика. Правительство Конрада Аденаура проводило грамотную финансовую политику. Немалая заслуга в этом принадлежала коллеге Эрхарда, министру финансов Фрицу Шефферу, отличавшегося «правильной» бережливостью. Государство и местные органы власти минимизировали свои бюджеты.

После войны в стране сохранялся огромный уровень налогового бремени, душивший немецкую экономику. В этот период Эрхард смог провести снижение налогов, стимулируя инвестиции в обновление и развитие производства. В 1948 г. вместо дифференцированной ставки корпоративного налога, варьировавшего от 35 до 65 % была введена единая ставка 50 %, для доходов ниже 2400 марок в год была введена ставка в 18%, был повышен порог для ставки в 95 %, которая стала применяться на уровне от 250 000 марок в год . Для ослабления налогового бремени был также использован метод ускоренной амортизации недвижимости. В середине 50-х были снижены налоги на доходы по ценным бумагам. Для стимуляции экспорта предоставлялись налоговые льготы, под крупные контракты предоставлялось финансирование.

В 1947 г. были созданы первые банки земель, принадлежащих их правительствам. В 1957 г. был основан центральный государственный банк - Deutsche Bundesbank.

Правительство очень четко управляло рынком, используя механизмы процентной ставки и банковских резервов. В 1948 г. на фазе роста цен для «охлаждения» экономики минимальные резервы банков были повышены с 10 до 15 %. Затем для стимулирования расширения кредита с марта 1949 года Банк немецких земель стал проводить более мягкую денежную политику. Был снижен минимум резервов, за период с 1950 г. по 1954 г. ставка учетного процента были снижена с 6 до 3%. После 1955 г. в связи с активным ростом экономики учетную ставку в несколько приемов подняли с 3.5 % (4.08.1955 г.) до 5 % (19.05.1956 г.), затем после корректировки последовательно опустили до 4 % (19.09.1957г.).

Исторически в Германии сложилась так называемая «немецкая» модель финансового рынка, для которой характерна более сильная роль в экономике банковской системы (в отличие от американской с более развитым фондовым рынком). В результате к концу XX века в стране имелось около 4000 банковских учреждений, имевших 45 тыс. филиалов . Немецкие банки являлись акционерами многих предприятий и участвовали в их управлении.

Развитие жилищно-строительной отрасли . Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили завидную изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Помимо разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.

Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории . Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Частные инвесторы, возводящие жилье первой группы получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй группы компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья группа представляла коммерческое жилье.

У программы были следующие источники финансирования . Первый - перечисление банками до 90 % платежей по старым, ранее выданным ипотечным кредитам в государственный фонд финансирования жилищного строительства. Вторым источником был 3 % налог на стоимость земельных участков, собственники которых не предоставляли землю под строительство. Третий источник - доходы от реализации товаров по плану Маршала, перечисляемые в государственный орган жилищного кредитования (KFW), кредитовавший застройщиков по ставке 6.45 % годовых. Четвертый источник –финансирование со стороны коммерческих банков, обязанных выдавать не менее 50 % от общего объема кредитов на финансирование строительства, по ставке, не превышающей 4.5 % годовых. И наконец, по мере истощения ресурсных возможностей было использовано активное привлечение средств населения. Для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их переселение в дома с приусадебными участками. Субсидирование в зависимости от числа детей составляло до 30 %, выделялись беспроцентные кредиты.

Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950- 1962 г.г. составил более 65 млрд. марок (примерно 0.5 до 2 трлн.марок в текущих ценах), при этом по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. С 1953 г. в год строилось около 500 000 квартир (для сравнения в 1929 г.- 197 000) , число занятых в строительной отрасли достигало около 10 % от общей массы рабочих и служащих . Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн.единиц жилья), при этом доля государственных инвестиций составляла от 30 до 50 % ,. Что особенно интересно, что столь массированные инвестиции сочетались с низкой инфляцией. В 1963 г. на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир .

Этот опыт имеет достаточно большое значение для России. Широко известно, что развитие доступного жилищного строительства способно стать одним из локомотивов нашей экономики. Однако наша страна, имея все ресурсы для решения жилищной проблемы, продвигается в этом направлении крайне медленно. Строительный рынок монополизирован, существующие цены на жилье, порой превышающие европейские, не соответствуют платежному спросу большинства населения, что кардинально ограничивает возможности развития страны и населения.

Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий. В период реформ велись серьезные дискуссии об ограничении власти монополий. Эрхард публично выступал против монополизма, постоянно аппелировал к принципам нравственности, категорически возражая против экономического эгоизма, доминирования чьих-то узких интересов. Он говорил: «важнее сосредоточить все уси-лия народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода, чем терять силы в борьбе за распределение дохода … Куда легче дать каждому по более крупному куску от большего, все увеличивающегося в своих размерах пирога, чем получить выгоду из споров о распределении маленького пирога, ибо тогда каждая выгода должна быть компенсирована какой-либо другой невыгодой» .

С начала 1958 г. начал действовать антикартельный закон. Хотя позиции крупных предприятий в корпоративной и банковской сфере упрочились, важнейшей силой и основой рынка стал мелкий и средний бизнес, ставший настоящим «национальным достоянием» Германии. Сейчас он обеспечивает основную часть занятости - удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 % . На их долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП .

Особенно велика доля занятости на таких предприятиях в сфере услуг: предприятия по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые компании. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию - государственные инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые льготы на инвестиции, льготное кредитование и т.д. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.

Экономическая политика нашей страны длительное время не уделяла достаточного внимания развитию малого бизнеса, как впрочем и предпринимательству вообще. В последнее время были продемонстрированы намерения улучшить ситуацию в этом направлении. Наша экономика находится в жестких тисках монополистов, поэтому создание в РФ эффективных механизмов антимонопольного регулирования, развития конкуренции и предпринимательства является важнейшей задачей.

Развитие науки . Решающее значение в развитии промышленности в ФРГ сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 % . За время реформ в РФ резко сократились такие важные показатели как объем финансирования науки и заработная плата ученых. В результате престиж научной работы снизился, а значительная часть перспективных и молодых ученых уехала за границу.

Конец чуда? После своего ухода Аденауэр не поддержал назначение Эрхарда, который стал канцлером в 1963 г. Но был им недолго, покинув этот пост в 1966 г. Эрхард был более «погружен» в экономику, внешняя политика была для него более сложной задачей. После ухода Эрхарда к власти пришли социал-демократы, активно использовавшие подходы Дж.М.Кейнса. Однако Германии нужны были по- прежнему более синтетические рецепты. В дальнейшем тяжкое бремя системы социального и пенсионного обеспечения привело к росту нагрузки на бюджет, повышению налогов. Пенсионная система обеспечивала высокий уровень пенсий, но снизить их уровень стало крайне сложно по политическим мотивам. Высокие налоги стали негативно отражаться на экономическом росте, что в дальнейшем привело к росту безработицы. Вторая волна проблем пришла после объединения Германии в 1990 г.

Секреты успеха . Опыт Эрхарда интересен тем, что на первых постах государства оказался экономист - ученый, прекрасно применивший свои знания на практике. Эрхард был хорошим оратором, умел объяснить народу смысл экономической политики Правительства, уделял этому огромное значение, много писал в газеты и выступал. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики Эрхард говорил, что это: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства» . Конечно, один из важнейших - свобода предпринимательства. Эрхард создал модель рационального рынка, где в соответствии с христианско-демократической идеей требования рыночной эффективности были также важны, как и соблюдение социальной справедливости. Он был чужд догматизма, его метод включал синтез наиболее позитивных идей из разных экономических школ.

Он был за свободный рынок, но не чурался государственного вмешательства, но только до той тонкой линии, когда его избыток приводит к падению эффективности экономики. Подобно социал-демократам он был за общечеловеческие ценности, но видел их реализацию не на базе распределительной системы, а на основе

1. Кратко опишите суть экономического чуда: «германского», «японского», «южно-корейского» и других

1.1 «Германское» экономическое чудо

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы , сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица . И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

1.2 «Японское» экономическое чудо

Этим термином обозначается рывок в экономическом развитии Японии, произошедший в течение 1955–1973 гг., когда среднегодовые темпы ее экономического роста составляли 9,5%. За эти годы объем промышленного производства вырос в 6,6 раза, национальный доход на душу населения увеличился более чем в 8 раз и достиг уровня Англии и Италии. Япония осваивала технологии переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы металлургические заводы, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового строительства практически с нуля были воссозданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Началось создание отраслей послевоенного поколения: нефтехимии, производства синтетических волокон и смол, электроники. Этот процесс стимулировался сочетанием следующих факторов: наличие дешевой и хорошо обученной рабочей силы, инженерно-технических кадров; доступность новых технологий ; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений . У Японии не было сколь-нибудь значительной внешней задолженности , кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Бюджет сводился с профицитом в течение 1949–1968 гг., и запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поддерживать низкие процентные ставки кредита. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства . Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий, число которых выросло в полтора раза. Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18–20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство.

Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности. Важнейшим инструментом промышленной политики была система валютных квот на оплату необходимого импорта, то есть практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе.

Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям.

К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта.

По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для иностранных товаров. В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. «Экономическое чудо» закончилось, но благодаря нему Япония достигла западных стандартов благосостояния.


2. «Южно-Корейское» экономическое чудо

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

Ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;

Благоприятный международный экономический климат

60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

Сильное и эффективное руководство

правительств, отложивших демократические и политические пре-

образования в пользу экономического развития;

Относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат);

После паузы, вызванной дефолтом 1998 г. и последовавшим экономическим кризисом в России, с 2000 г. позитивные явления в двусторонних торгово-экономических связях вновь стали набирать силу. Так, в октябре 2000 г. в США было принято решение о повышении кредитного рейтинга России, а с декабря 2000 г. ОПИК возобновила страхование частных американских инвестиций в России от политических рисков.

В ходе двусторонней встречи в Генуе 22 июля 2001 г. президенты России и США выступили в поддержку инициативы американских деловых кругов о запуске «Российско-американского делового диалога» - постоянного канала связи между предпринимателями с подключением государственных структур двух стран.

13 ноября 2001 г. на российско-американском саммите в Вашингтоне было принято Совместное заявление о новых отношениях в экономической сфере, в котором стороны выразили «приверженность созданию условий, которые обеспечат расширение торговых и инвестиционных связей, а также помогут России реализовать свой экономический потенциал и стать одним из полноправных и ведущих участников мировой экономической системы». Стороны подтвердили намерение «совместно работать над созданием климата доверия в торговых и инвестиционных отношениях между нашими странами», а также свою «приверженность совместной работе с целью ускорения переговоров о присоединении России к ВТО». Они призвали участников «Российско-американского делового диалога» «продолжить работу по определению тех областей, где наши законы и нормативные акты сдерживают развитие торговли и инвестиций».

Высокий темп наращивания российско-американского взаимодействия сохраняется и в последние годы. Так, в совместном заявлении президента и президента Дж. Буша, принятом на встрече в Санкт-Петербурге 1 июня 2003 г. и касавшемся вопроса о новых стратегических отношениях, говориться: «24 мая 2002 г. мы взяли на себя торжественное обязательство строить новые стратегические отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Мы провозгласили партнерство между нашими странами и нашу приверженность совместной работе ради продвижения стабильности, безопасности и благополучия наших народов, а также совместным усилиям в деле противодействия глобальным вызовам и содействия решению региональных конфликтов. Мы также заявили о намерении разрешать существующие разногласия в духе взаимного уважения.

Мы встретились вновь, чтобы подтвердить партнерский характер отношений между нашими странами и нашу приверженность тому, чтобы сообща противостоять вызовам ХХI века».

Благодаря совместным усилиям российско-американские отношения серьезно продвинулись вперед по целому ряду направлений. Это касается вопросов стратегической стабильности, совместной борьбы с международным терроризмом, противодействия распространению ОМУ. В области двусторонних отношений развивается торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество , взаимодействие в космической и других отраслях. Большинство договоренностей, принятых во время последней встречи президентов в сентябре 2003 г. в Кемп-Дэвиде, выполняется или находится в процессе выполнения. Как отмечали на совместной пресс-конференции 26 января 2004 г. министры иностранных дел двух стран, российско-американские отношения опираются на прочный фундамент, позволяющий совместно преодолевать разногласия, которые возникают или могут возникать в подходах к тем или иным проблемам.

К достижениям последнего времени, помимо вышеназванных, можно также отнести:

Ратификацию в обеих странах Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов;

("3") - активизацию развития энергетического диалога, который получает всестороннее осмысление в ходе российско-американских деловых энергетических саммитов и реализуется в рамках поставок российской нефти на рынок США сближение позиций по вопросам совершенствования транспортной инфраструктуры, содействия инвестициям, развития электроэнергетики , газовой промышленности и совместных научных разработок в этих областях.

Развернутую оценку российским интересам в сфере энергетики дал 26 сентября 2003 г. в своем выступлении в Колумбийском университете и в ходе ответов на вопросы аудитории, в частности в контексте взаимодействия России и ОПЕК: «Мы координируем свою деятельность с ОПЕК, но членом этой организации не являемся и не собираемся в нее вступать. Должен сказать, что Россия заинтересована в справедливых, но не слишком завышенных ценах на энергоносители. Потому что в отличие от других нефтедобывающих стран мы крайне озабочены необходимостью роста перерабатывающих секторов российской экономики и считаем, что излишне завышенные мировые цены на нефть и нефтепродукты бумерангом возвращаются к нам и наносят ущерб нашей перерабатывающей промышленности. Поэтому мы в этом смысле - удобный, на наш взгляд, партнер для основных потребителей нефти. Для информации могу сказать, что в прошлом месяце ежедневная добыча нефти в Российской Федерации была выше, чем в Саудовской Аравии . Мы стали «номером один» в мире по ежедневной добыче нефти. Это, по-моему, 8,5 или 8,8 млн. бар. нефти в день. И это без газа - с газом мы давно всех обогнали. Но мы будем действовать очень аккуратно с тем, чтобы не обрушить мировые цены на нефть. Этого мы тоже не хотим. Цена должна быть справедливой как для производителей, так и для потребителей».

В целях ускорения темпов экономического развития, расширения и углубления внешнеэкономических связей за последние годы в России снижена налоговая нагрузка, упрощены условия валютного регулирования . Совершенствуется инвестиционное законодательство и система бухгалтерской отчетности с учетом сложившейся мировой практики. При этом, в самом широком смысле, по словам российского президента, «дело даже не в законах, не в правилах, которые создает парламент, правительство - дело в культуре организации производства. Это требует определенного времени, но понимание того, что государство должно уходить от избыточного регулирования, есть, и мы будем по этому пути настойчиво идти вперед».

30 апреля 2003 года Госдепартамент опубликовал очередной ежегодный доклад «Тенденции глобального терроризма», который фиксирует укрепляющееся российско-американское взаимодействие в борьбе с террористической угрозой. Прежде всего - это расширение мандата, выход на новые параметры сотрудничества Рабочей группы по борьбе с терроризмом, согласованные решительные меры на путях противодействия финансированию терроризма, доверительные обмены информацией по линии спецслужб, совместные шаги на антитеррористическом направлении в деятельности ООН, в рамках ОБСЕ, Совета Россия - НАТО, других международных форумов и институтов. Следует отметить также, что в рамках российско-американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом создана отдельная подгруппа по терроризму - ОМУ. В ее состав входят не только дипломаты, но и эксперты практически по всем аспектам проблемы «терроризма массового уничтожения».

Позитивная тенденция в сфере сотрудничества подтверждается и в докладе Госдепартамента 2004 года.

4. Охарактеризуйте основные направления социально-экономического развития современной России

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление рыночной реформы. В первую очередь правительство во главе с и. о. премьер-министра объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. Одновременно правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения (централизованного распределения сырья и ресурсов), государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли (фритредерства), открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободной конвертации (перевода) рубля. Перенасыщение рынка импортными товарами привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в гг.

Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель Государственного комитета по управлению имуществом. Приватизация проводилась в два этапа. На первом (19гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тысяч рублей в ценах 1984 г. путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Эта акция приобрела номинальный характер, т. к. реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тысяч рублей в ценах 1993 г. Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы . Аграрный вопрос всегда являлся определяющим в экономической и социальной политике России. С его решением связаны главные надежды на возрождение российской экономики и достижение социальной стабильности. С началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества . Более перспективным представляется сочетание индивидуальной ответственности и общественной защищенности сельского хозяина. Количество сельскохозяйственной продукции неуклонно сокращается, как и производство в стране в целом. Причины этого аграрии видят, прежде всего, в нерешенности вопроса о земле, несмотря на наличие ряда законодательных актов о приватизации производственных земельных участков , и в антипротекционистской политике правительства, продолжающего закупать продовольствие за рубежом, поддерживая этим иностранного производителя. Политика экономического либерализма (освобождения товарно-денежных отношений от государственного регулирования) предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самих граждан.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России оценил работу правительства как неудовлетворительную и добился отставки и. о. премьер-министра. Новым главой прежнего правительства стал. Он попытался ввести частичное государственное регулирование экономикой страны, но в целом продолжил либеральный реформаторский курс. Летом 1996 г. после выборов Президента РФ сохранил за собой пост Председателя правительства. В 1993 г. Верховный Совет открыто выступил против экономической политики Президента и правительства, объявив, что она ведет страну к экономическому кризису. Критиковались правительственные методы приватизации, радикальные экономические реформы (метод "шоковой терапии"). После принятия Конституции РФ 1993 г. влияние представительных органов власти на определение курса социально-экономического развития было резко ослаблено. Президент и Правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, усилили свою роль в регулировании процесса реформ. В гг., путем установления "валютного коридора" (жесткого уровня падения покупательной способности рубля по отношению к американскому доллару) и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения, была приостановлена галлопируюшая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить спад производства, а в 1998 г. провести деноминацию рубля.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. В этих условиях попытка СВ. Кириенко, сменившего B. C. Черномырдина на его посту 23 марта 1998 г. ввести монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе-сентябре 1998 г. Кириенко был отправлен в отставку, в России началась "министерская чехарда". В сентябре 1998 г. премьер-министром был назначен, в мае 1999 г. его сменил СВ. Степашин. В августе 1999 г. Председателем Правительства стал, в мае 2000 г. - ММ. Касьянов. Умеренно-либеральный курс реформ при этом не изменялся.

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование , внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг. В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов: государственного капитализма (бывших общенародных предприятий); частного капитализма (приватизированных предприятий), мелкотоварного производства; коллективного хозяйства. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность , т. е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией.

По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы . По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России. В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной в ноябре 1991 г., - повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.


Заключение

В последние годы возникли серьёзные сомнения насчёт желательности экономического роста для стран, уже достигших благосостояния. В основе этих сомнений лежит ряд взаимосвязанных аргументов.

Загрязнение окружающей среды. Противники экономического роста прежде всего озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически всё, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда.

Решает ли экономический рост проблемы? Сторонники экономического роста полагают, что он сам по себе решает социально-экономические проблемы. Однако это утверждение нельзя считать полностью доказанным. Противники экономического роста, в частности, утверждают, что проблема бедности в стране, по существу является проблемой распределения, а не производства. Для её решения необходима политическая смелость и воля, а вовсе не увеличение общественного продукта. Вообще говоря, отнюдь не очевидно, что экономический рост является или будет являться средством решения проблем, стоящих перед страной.

Противники экономического роста полагают, что быстрый рост порождает беспокойство и неуверенность среди людей. Работники любого уровня опасаются, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

Но многие экономисты выступают в защиту экономического роста как важной общественной цели, приводя следующие доводы.

Как отмечалось ранее, экономический рост является основным условием материального изобилия и повышения уровня жизни. В условиях экономического роста выбор социальных целей становится менее мучительным и ведет к меньшим противоречиям между различными группами населения. Имеется возможность одновременно модернизировать вооружённые силы, поддерживать инфраструктуру на данном уровне, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования и другие отрасли социальной сферы и при этом повышать личные доходы за вычетом налогов.

Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена.

("4") На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему всё же придётся выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни.

Наконец, нельзя согласиться с тем, что замедление или прекращение экономического роста ослабляет стремление людей к материальным ценностям и уменьшает их отчуждение от производства.

Скорее результаты будут обратными. Самые громкие протесты против погони за неживой раздаются как раз в тех странах и среди тех групп населения, где в настоящее время уровень благосостояния наиболее высок!

Иначе говоря, именно высокий уровень жизни, обеспечиваемый экономическим ростом, и даёт возможность всё большему числу людей “тратить время на образование, размышления и самореализацию”.


Список использованных источников

1. Информационно-аналитическое агентство – Режим доступа: http://*****/indeks. php

2. Эксклюзивная публикация доклада, презентованного на съезде Демократической партии США в Бостоне 26 июля 2004 года: законодательство США и Российские интересы – Режим доступа: http://*****/news/anons/

3. Эрудиция. Российская электронная библиотека – Режим доступа: http://www. *****//referat/printeref/id27445-1htm/

4. Реферат. Россия после 1993 года – Режим доступа: http://www. *****/ekonomika/detail. php? iD=14424

5.География. Экономическая география. Японское экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referat_656692.ntm/

6. Реферат – Немецкое экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referats/660

Этнические стереотипы поведения корейцев
или автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук специальности 07.00.07 - Этнография, этнология, антропология Санкт-Петербургского государственного университета
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 1 - общая характеристика работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 2 - продолжение общей характеристики работы, основное содержание
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 3 - продолжение основного содержания работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 4 - продолжение основного содержания работы, заключение
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 5 - список публикаций с основными положениями диссертационного исследования

Немецкое «экономическое чудо»

Бесспорной заслугой эры «христианских демократов» в ФРГ (1949 - 1969 гг.) является «немецкое экономическое чудо» - возрождение экономики Германии из поствоенной ситуации. Действительно, на общем фоне после Второй мировой войны, немецкая ситуация выглядела особенно удручающе. Разрушенные города, уничтоженные заводы, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Наличие 12ти миллионной армии переселенцев. В 5 раз возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Введение карточной системы стимулировало рассвет «черного рынка». Возрождаются товарообменные сделки времен «натурального хозяйства». Западные оккупационные власти вынуждены были ежегодно завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на 1 млрд. долларов. Они же в 1947 г. предлагали эвакуировать до 20 млн. немцев как обреченных на голодную смерть. Во второй половине 40-х гг. XX в. народ Германии получил жестокий урок всеобщего финансового, экономического и нравственно-духовного истощения. Оздоровление экономики Германии требовало решительных мер, и на них пошли члены правящей с 1949 г. партии ХДС. Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал профессор Людвиг Эрхард (1897 - 1977 гг.) - директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949 -1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и федеральный канцлер в 1963 - 1966 гг. Именно под его руководством и состоялось «экономическое чудо», хронологические рамки которого 1948 - 1960 гг. К его предпосылкам можно отнести:

  • 1) внутренние капиталовложения в промышленность;
  • 2) помощь из США по «плану Маршалла» - около 3 млрд. долларов;
  • 3) чрезвычайные усиления немцев - в 50-е гг. в ФРГ была самая продолжительная рабочая неделя в Западной Европе;
  • 4) до 1956 г. ФРГ не имела значительных военных расходов;
  • 5) протекционистская политика государства и др.

Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в:

  • а) создании «социального рыночного хозяйства»;
  • 6) повышении покупательной способности всех слоев населения;
  • в) сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличение государственного дохода.

Рычагами экономического возрождения ФРГ Эрхард считал свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Л.Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены, конкуренцию частных предпринимателей, регулирующую роль государства с помощью гибкой кредитной и налоговой политики, ставки на мелкий и средний бизнес.

Весь ход «немецкого экономического чуда» можно разбит, на этапы: 1-й прошел в 1948 - 1949 гг. под знаком денежной и цено30й реформ, началом повышения ставок реальнойзарплаты с учётом роста производительности труда, значительного роста производства;2-й - 1950 - 1951 гг. - время наибольшего напряжения в истории поствоенного немецкого рыночного развития, поднимается среднегодовой уровень занятости; 3-й - 1952 г. - прекращение роста цен и проверка создаваемой экономической системы на прочность и пригодность; 4-й - 1953 - 1955 гг. - начало эры «благосостояния для всех». В 1954 г. был вдвое превышен уровень общегерманского производства 1936 г.; 5-й - 1955 - 1960 гг. - период торможения экономического подъема и переход к спокойному прогрессу. Итоги «немецкого экономического чуда»: Важнейший итог чуда - возрождение экономического потенциала страны, в результате которого ФРГ превращается в передовую страну Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. К середине 50-х гг. она вышла на второе место после США по объему золотых запасов

Реформы Эрхарда дали положительный результат в самые короткие сроки. За эти два года производство товаров широкого потребления увеличилось вдвое, магазины наполнились товарами, исчез "черный рынок" вместе со спекулянтами, вместо обесцененных рейхсмарок появилась надежная валюта – дойчмарка. Цены выросли лишь на несколько процентов. Производительность труда только за первый год выросла на 1/3, что благоприятно отразилось на заработной плате и поэтому инфляция на социально-экономическом положении населения страны не сказывалась. К концу 1949 г. валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 г. (98,4%), а к концу 1950 г. превысил его (114,4%).

Наблюдалось ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики, производство электроэнергии и других отраслей промышленности. Так, производство автомобилей в 1950 г. по сравнению с 1936 г. увеличилось на 60,6%, сельскохозяйственных тракторов – на 189,8, электроэнергии – на 61,6, бурого угля – на 42,9% и т.д. В 1950 г. по сравнению с 1936 г. объем производства в ФРГ вырос на 25,8%, в 1951 – еще на 18%. После некоторого конъюнктурного замедления роста (1952 – 1953) в экономике наступает новый подъем, вызванный расширением основного капитала, обновлением техники производства и поддержанный специальными государственными мероприятиями с целью ускорить развитие основных отраслей тяжелой промышленности. В 1953 – 1955 гг. ежегодный прирост промышленного производства составлял 10 – 15%. За 1953 – 1956 гг. промышленное производство возросло на 39%. Быстрое расширение производственных мощностей сопровождалось некоторыми инфляционными явлениями. В этих условиях правительство приняло ряд мер, направленных на "приглушение конъюнктуры", что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства. Заторможение экономического подъема обеспечило переход к спокойному прогрессу.

В 1956 г. уровень производства был превышен в целом более чем вдвое, % к 1936 г.:

Вся промышленность 216

Машиностроение 280

Автомобилестроение 460

Электротехническая 558

Кожевенная 83

Обувная 110

Текстильная 189

Пищевая 189

Достижению высокой эффективности народного хозяйства благоприятствовала, несомненно, активная социальная политика государства, которая обеспечивала удовлетворение важнейших материальных и духовных потребностей населения, стабильность в обществе. Уже в 1952 г. прекратилось повышение цен, а с 1953 г. при росте объемов производства, производительности труда и заработной платы цены стабилизировались или даже упали. Резко увеличился выпуск товаров широкого потребления, стройиндустрия успешно справлялась с возведением нормального жилья для миллионов беженцев и граждан, оставшихся в ходе войны без крова. Все это вело, говоря словами Л. Эрхарда, к "Благосостоянию для всех", а 1953 г. по праву стал "годом потребителя".

Война в Корее вызвала повышение спроса на машины и оборудование, дала новый толчок развитию западногерманской экономики, а также способствовала ее выходу на внешние рынки. Только за 1950 г. стоимость экспорта ФРГ возросла на 120%. С 1952 г. экспорт стал превышать объем импорта, а положительное сальдо торгового баланса стало неуклонно расти, составив в 1955 г. 1,2 млрд. марок. Ведущее место в экспорте, как и до войны, вновь заняла продукция тяжелой промышленности.

К середине 50-х гг. ФРГ по объему промышленного производства занимала 3-е место в капиталистическом мире после США и Англии, а по некоторым видам промышленной продукции обогнала Англию. Ее доля в промышленной продукции капиталистического мира возросла с 3% в 1946 г. до 9,4% в 1955 г. По объему золотых запасов ФРГ вышла на второе место после США.

Среди факторов, способствовавших развитию экономики, кроме отмеченных, следует назвать и такие, как обновление основного капитала, осуществление значительной интенсификации труда рабочих, высокий уровень капиталовложений. Иностранные капиталовложения оценивались в 3,5 млрд. марок, 1/3 из них приходилась на долю США. Заграничные капиталовложения западногерманских фирм к началу 1956 г. составляли около 9 млрд. марок, главным образом в Бразилии, Канаде, США, Швейцарии, Аргентине, Нидерландах, Южно-Африканском союзе, Испании. Немаловажно и то, что страна в течение первых послевоенных лет не несла сколько-нибудь значительного бремени собственных военных расходов, что позволило правительству расходовать на капиталовложения большую часть национального дохода, чем США, Англия и другие развитые страны. Это связано с тем, что до 1955 г. ФРГ не имела права на собственные вооруженные силы и производство военной продукции.

Другая важнейшая отрасль экономики – сельское хозяйство – претерпела в 50 –60-е гг. коренные изменения. Сельскохозяйственное производство в ФРГ в 1950 – 1971 гг. представлено в табл. 6.2 – 6.4.

После аграрной реформы 1947 – 1949 гг., сократившей число юнкерских хозяйств, основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. В послевоенный период доля занятых в сельском и лесном хозяйстве систематически снижалась: в 1950 г. здесь было занято 21,6% экономически активного населения, в 1954 г. – 19,6, в 1960 г. – 13,8, а в 1970 г. – только 8,2%.

Однако абсолютный размер продукции сельского хозяйства за эти годы увеличивался. Высокая интенсивность данной отрасли экономики обеспечивалась широкой механизацией и электрификацией крестьянских хозяйств, применением удобрении и ядохимикатов. К началу 70-х гг. по количеству тракторов и комбайнов на единицу площади ФРГ превосходила любую из стран Западной Европы.

Одновременно росла производительность труда и урожайность в сельском хозяйстве. В этот период структура сельскохозяйственного производства стала характеризоваться преобладанием животноводства, в основном мясомолочного направления, продукция которого превысила 70% стоимости сельскохозяйственной продукции.

В ходе технического переворота, связанного с интенсификацией производства, усилился процесс укрупнения хозяйств. Мелкокрестьянское землевладение начало уступать более крупному, более стойкому в конкурентной борьбе.

По завершении стадии восстановления экономики, приблизительно с середины 50-х гг., в ФРГ наступил подъем, длившийся более 10 лет. К началу 60-х гг. ФРГ становится передовой страной Западной Европы, оказавшись на втором месте после США по уровню промышленного производства и объему экспорта. Она стала одним из главных учредителей Европейского объединения угля, и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции. На ее долю в это время приходилось более 60 % добычи угля, около половины производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта "Общего рынка".

На протяжении 60-х гг. промышленное производство ФРГ продолжало расти довольно высокими темпами. К исходу этого десятилетия национальный доход удвоился, производство чугуна возросло на 30,7%, стали – на 33, алюминия – на 67,4, серной кислоты – на 39,9, электроэнергии – на 209%. Наиболее высокими темпами развивалось производство пластмасс: оно возросло в 4,4 раза, легковых автомобилей – на 87%, радиоприемников – на 65, телевизоров – на 34%, а добыча природного газа с 0,04 млрд. м3 в 1960 г. возросла до 12,6 млрд., т.е. в 31,5 тыс. раз (табл. 6.5).

Вместе с тем для общего промышленного развития ФРГ, как и других стран, характерны колебания темпов роста. Наиболее глубокой была рецессия 1966 – 1967 гг., которая затронула прежде всего ряд традиционных отраслей промышленности (угледобыча, некоторые отрасли машиностроения).

В 1968 и 1969 гг. темпы роста промышленного производства увеличились соответственно до 11,8 и 12,9%, а в 1970 г. вновь сократились до 6,3%.

Основными факторами, под воздействием которых формировалось и развивалось народное хозяйство ФРГ в 60-е гг., явились быстрое развитие научно-технического прогресса, усиление ориентации на внешний рынок и увеличение государственно-монополистического капитала.

Развитие научно-технического прогресса в ФРГ проходило в несколько своеобразных условиях. Его особенность заключалась в том, что главной базой для внедрения новой техники в промышленность страны в первый период были не собственные научные исследования и разработки, а иностранные патенты и лицензии. Их было выгоднее импортировать, чем затрачивать большие суммы на повторение уже созданных передовых технологий. Средства, которые неизбежно были бы израсходованы на собственные научные исследования, направлялись в виде капиталовложений на расширение и обновление основных фондов народного хозяйства, что также ускорило общий экономический рост.

Однако с начала 60-х гг. опасность технологического отставания ФРГ в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) от других развитых стран обусловила и потребовала изменения политики технического прогресса и усиления внимания к развитию собственных исследований на основных направлениях научно-технического прогресса. Расходы на них за период с 1960 по 1970 г. увеличились в 5,2 раза. В результате доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась и составила в начале 70-х гг. 14 против 20% в 60-е гг.

Научно-технический прогресс превратился в решающий фактор экономического роста страны. Он обусловил значительную перестройку материальной базы всего народного хозяйства. Изменения в структуре промышленности ФРГ выразились в уменьшении более чем вдвое доли добывающей промышленности, в первую очередь за счет каменноугольной, что связано с падением роли угля как источника топлива. Уменьшилась доля отраслей "легкой промышленности, таких как текстильная и обувная.

В свою очередь началось быстрое развитие отраслей экспортной ориентации, в производственной программе которых большое значение занимают новые виды товаров и отрасли военной направленности: химическая, нефтеперерабатывающая, автомобильная, электротехническая (особенно электронная), авиационная, ракетно-космическая, атомная. И все же важнейшими отраслями индустрии ФРГ в 60-е гг. были машиностроение и химия, на которые приходилось соответственно 1/4 и 1/10 продукции промышленности страны.

Структурные изменения в промышленности ФРГ были вызваны целым комплексом факторов, решающий из которых – изменение объема и структуры капиталовложений.

В период восстановления экономики страны инвестиции шли главным образом в каменноугольную и металлургическую промышленность, которые стали базой для развития остальных отраслей народного хозяйства. Когда восстановительный период в ФРГ был завершен, капиталовложения стали направляться преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов (нефтеперерабатывающая, автомобильная). Значительную часть инвестиций составляли иностранные, главным образом американские, капиталы. Основная масса их инвестиций направлялась в передовые отрасли промышленности, определявшие в этот период лицо научно-технического прогресса. Это общее машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая, электротехническая промышленность. Довольно значительными были английские инвестиции в нефтяную и химическую промышленность.

Интенсивный процесс модернизации технической базы промышленности привел к значительному росту производительности труда. Так, в промышленности в целом прирост производительности труда за 60-е гг. составил 60 %.

Важным фактором, оказавшим влияние на экономическое развитие ФРГ в 60-е гг., являлась внешняя торговля. К 1970 г. по экспорту готовой продукции ФРГ вышла на первое место, оттеснив США.

Большое влияние на развитие экономики ФРГ оказало образование "Общего рынка". Снятие некоторых таможенных барьеров между государствами, облегчение в передвижении капиталов, рабочей силы и товаров, усиление кооперации и соответственно специализации между промышленными предприятиями стран "Общего рынка" способствовали расширению внешнеторговых связей и тем самым ускорению экономического роста ФРГ. К началу 70-х гг. на долю стран ЕЭС приходилось 47% экспорта и 53% импорта ФРГ.

Важным фактором экономического роста стала политика государственного регулирования экономики. Замедление темпов экономического роста в начале 60-х гг. вызвало необходимость более активного вмешательства государства в процесс экономического развития. От обычных мер экономической политики (финансовой, кредитной и налоговой) государство перешло к практике составления общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов, предусматривавших расходы на военные нужды, научные исследования, образование, транспортные проблемы, контроль над ценами и т.д.

Развитие научно-технического прогресса и усиление конкуренции на внешних рынках активизировали процесс концентрации производства и капитала. К началу 70-х гг. 76% выплавки алюминия, 76% добычи каменного угля находились в руках одной монополии соответствующей отрасли. Почти все 100% производства авиационной промышленности и 60% химической приходилось на 3 крупнейших концерна, около 100% продукции автомобильной промышленности давали 5 концернов. Появляются и транснациональные корпорации, возникшие на базе объединения национальных фирм отдельных стран. В ФРГ в 1970 г. насчитывалось 12 ТНК. Однако высокомонополизированная промышленность ФРГ начинает активно развивать различные формы кооперации с мелкими и средними предприятиями, которые по численности являлись преобладающими. Под влиянием технического прогресса начинает осуществляться разделение производственных функций между крупными и мелкими предприятиями, что придавало экономике ФРГ гибкость и эффективность.

Таким образом, в экономическом развитии ФРГ в послевоенное время можно выделить два периода. Первый – 50-е гг., когда ФРГ, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой капиталистической экономике на втором месте после США. Второй – 60-е гг., когда обозначилась другая тенденция развития – с колебаниями темпов роста, что привело к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. К 1970 г. она была отодвинута Японией на третье место в мировом промышленном производстве. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов и в последующий период

После второй мировой войны часто говорили о "немецком экономическом чуде". Людвиг Эрхард, первый министр экономики ФРГ, не придавал большого значения этому образу. По его словам, ни о каком чуде не может быть и речи, "ведь это был лишь результат честных усилий всего народа, который на основе принципов свободы получил возможность вновь использовать инициативу, свободу и энергию людей". Людвиг Эрхард


Промышленное производство составляло всего 40% от уровня 1936 года. Не хватало элементарных товаров. Обесценившиеся рейхсмарки население отказывалось принимать, стремясь воспользоваться иностранной валютой, а также такими средствами платежа, как сигареты, кофе или шелковые носки. «Было рассчитано, что на одного немца только каждые пять лет производилась одна тарелка, каждые двенадцать - пара обуви, раз в пятьдесят лет - по костюму, только каждый пятый младенец мог быть завернут в собственные пеленки и лишь каждый третий немец мог надеяться быть похороненным в собственном гробу". Так говорил Эрхард о Германии 1948 г.


Политика оккупационных властей тогда строилась на идеях возмездия, наказания и опекунства. При этом они переняли от нацизма командную экономику с ее тотальным рационированием (талоны, карточки и т.п.), дефицитом, контролем над ценами, финансами, экспортом и импортом. Одновременно союзники осознавали, что послевоенное возрождение Европы невозможно без Германии (в Америке был принят план Маршалла, где была предусмотрена значительная помощь также и Западной Германии, кроме того, западные союзники отказались от получения репараций), а что последнее невозможно без предоставления немцам определенной самостоятельности. Так в западных оккупационных зонах был избран Экономический совет, который играл роль ограниченного парламента. В марте 1948 г. Л. Эрхард был избран экономическим директором этого совета.


По своим экономическим взглядам Эрхард был убежденный«рыночник». Высококвалифицированный ученый-экономист, он еще в годы войны убедился в пагубности методов финансовой и хозяйственной политики национал-социализма, включавшей в себя все основные атрибуты командной системы: планирование «сверху», административное распределение ресурсов, жесткий контроль над ценами, диктат крупнейших производителей- монополистов.Эрхард называл такую экономику "принудительной".


Эрхард считал, что: «Принудительная» экономика не может быть эффективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтернатива командной это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции и взаимной ответственности граждан и государства. Замена командной системы рыночной не может быть растянута во времени. Рыночные преобразования надо проводить быстро, решительно и последовательно. Восстановление жизнеспособной денежной единицы - отправная точка и необходимая предпосылка успешного продвижения к цели. Государство обязано активно вмешиваться в экономический процесс. Но направление, характер и способы вмешательства должны ориентироваться на поддержку свободного рынка. Социальная функция государства заключается в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Что же касается распределения, то здесь задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия.


Эрхард считал, что существует связь финансовой реформы с социальной: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять. Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». Денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому. Эрхард постоянно подчеркивал, что единственный способ материального обеспечения денежной реформы одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. Эрхард понимал насколько важно сохранить у народа впечатление о том, что реформу в своей стране осуществляют сами немцы. Вечером 18 июня 1948 г. он отправился на радио и, не дожидаясь, пока народу будет зачитано официальное решение оккупационных властей, выступил с заявлением о начале реформы.


Социальная реформа, проводившаяся в Германии, была связана как с экономическими, так и с финансовыми преобразованиями внутри страны. В неё входило следующее: 1.)восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии, самоуправление в системе социального страхования; 2) введение зашиты работников, в особенности от увольнений,защиты материнства и инвалидов; 3)определение законных прав участия рабочих в управлении сначала на горных предприятиях, а затем на других в Законе о предприятиях 4) возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной 5) программа строительства жилья, которая с самого начала имела целью поддержку частной собственности в жилищной сфере; 6) введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.


К гг. первый этап осуществления реформ по переходу к экономическим методам регулирования был завершен. Но только в начале 1959 была достигнута полная конвертируемость немецкой марки, понадобилось десятилетие «экономического чуда» для закладки основ социального рыночного хозяйства. Это показывает всю сложность перехода от командной экономики к рыночной даже в благоприятных условиях. С конца 50-х годов в ФРГ наступило десятилетие интенсивного развития социального рыночного хозяйства. Безработица почти сошла на нет, темпы роста общественного продукта были 5% в год, инфляция оставалась в незначительных размерах. К 1958 году, спустя 10 лет после начала реформ, Германия утроила свой ВНП, став вторым после США мировым экспортером. Стабильность немецкой марки вызывала зависть соседей, каждый седьмой немец обзавелся машиной, система социальной защиты позволяла каждому достойно встретить и старость, и дни болезней.