Муниципальное бюджетное учреждение какой план счетов использует. Бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Муниципальное бюджетное учреждение какой план счетов использует. Бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Бюджетный учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органам гос. власти, органам управления гос. внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, судом или бюджетными учреждениями; об операциях проводящих к изменению указанных активов или обязательств.

Задачи бюджетного учета:

Формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а т. ж. о финансовых результатах их деятельности;

Формировать полную и достоверную информацию об исполнении всех бюджетов бюджетной системы;

Обеспечение контроля за соответствием законодательства РФ осуществляемых в ходе исполнения бюджета, а т. ж. контроля за состоянием активов и выполнения обязательств учреждений;

Обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств, а т. ж. отчета по испол -

нению бюджета.

Нормативное регулирование:

    Бюджетный кодекс (закон о бух.учете ФЗ№115 ФЗ от15.08.96г. «О бюджетной классификации).

    Инструкция по бюджетному учету, утверждена по приказу МИНФИНа 10.02.2006г. №25Н.

    Нормативно-правовые акты издаваемые органами организующими исполнение ФБ, буджета гос. внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных по вопросам бюджетного учета.

    Формируется нормативно-правовые акты издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета.

    Локально-правовые документы бюдж. учреждений.

Субъекты бюджетного учета:

    Органы организующие исполнение бюджета (финн.органы).

    Органы осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (УФК).

    Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств (бюдж. средства- являются органы гос.власти, органы управления гос. внебюдж. фондом, орган местной администрации находящийся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюдж. средств в бюдж. учреждения имеющие право на принятие и исполнение бюдж. обязательств за счет средств соответствующего бюдж. в соответствии с бюдж. росписью.

Объекты бюджетного учета:

    Нефинансовые активы.

    Финансовые активы.

    Обязательства.

    Финансовый результат.

    Санкционирование расходов бюджета.

    Порядок исполнения бюджета учреждениями, казначейская система исполнения бюджета.

Основные этапы исполнения бюджета:

    Составление и утверждение бюдж. росписи (- это свод бюдж. обязательств признанных органом исполняющим бюджет, обязанность совершения расходов бюдж. средств в течение определенного срока, возникающего в соответствии с законом о бюдж.).

    Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных асигнованиях до распорядителей и получателей бюдж. средств, а т. ж. утверждение смет доходов и расходов.

    Утверждение и доведение о лимитах бюдж. обязательств до распорядителей и получателей бюдж. средств.

    Принятие денежных обязательств получателями бюдж. средств.

    Подтверждение и выверка исполнении бюдж. денежных обязательств.

    Представление бюдж. отчетности.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюдж., привлечения и погашения источников финн. дефицита бюджета и осуществле-ние всех расходов с единого счета. Кассовое обслуживание исполнения бюдж. осуществляет федер. казначейство, которое открывает счет в ЦБ РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осущ. федер. казн. через указание счета и отража-ются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.

    Учетная политика бюджетной организации.

Статья 5 ФЗ «О бух. учете» обязывает организации самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры отрасли и др. особенностей деятельности.

Порядок (разделы) учетной политики:

    Организация бух. службы.

    Порядок и сроки проведения в дни финансовых активов.

    Рабочий план счетов, корреспонденции счетов.

    Документооборота граф.

    Технология обработки учетной информации.

    Форма первичных учетных документов.

    Формы учетных регистров.

    Структура инвентарного номера.

    Учет расчета с подотчетными лицами.

    Перечень лиц имеющих право подписи первичных учетных документов.

Учетная политика для целей налогообложения. Бюджетные учреждения формируют на общих основаниях в соответствии с НК, а именно по НДС 167 п.12 НК и по налогу на прибыль ст. 312 НК, т. к. отсутствуют документы регламентирующие организацию и состав калькуляции учреждения составляет смету доходов и расходов по предпринимательской деятельности не содержащей информации о себестоимости, поэтому в учетной политике необходимо отразить порядок определения себестоимости. Если бюдж. учреждение выпускает несколько видов продукции или оказывает различные услуги, выполняют работу, т. ж. необходимо определять порядок распределения накладных расходов. определяются учетные моменты связанные с отраслевой спецификой деятельности.

4. Структура бюджетных счетов.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией № 25Н.

1-17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (приложение N 4);

18 разряд - код вида деятельности:

бюджетная деятельность - 1;

приносящая доход деятельность - 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;

19-21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22-23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24-26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5).

Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.

5.План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.

Плана счетов бухгалтерского учета состоит из пяти разделов:

Раздел 1. Нефинансовые активы

Раздел 2. Финансовые активы

Раздел 3. Обязательства

Раздел 4. Финансовый результат

Раздел 5. Санкционирование расходов бюджетов

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0, бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Независимо от целей ведения деятельности все организации в России обязаны вести бухгалтерский учет (исключение - индивидуальные предприниматели). Существует определенная специфика для каждого экономического субъекта. Например, для коммерческих предприятий, кредитных учреждений и некоммерческих предприятий разработаны собственные обособленные планы счетов.

Бюджетные учреждения - основные понятия и функции

На территории Российской Федерации для развития социально-культурной сферы жизни общества и решения наиболее остро стоящих вопросов в других сферах создаются некоммерческие предприятия, которые делятся на следующие категории:

  • Унитарные (план счетов по приказу 162н);
  • Бюджетные (приказ 174н);
  • Автономные (приказ 183н)

Согласно действующему законодательству под бюджетным учреждением в России понимается некоммерческое объединение, создаваемое Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. Основное назначение данных учреждений - выполнение работ, оказание услуг в наиболее важных для населения сферах - образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения и т. д. Их функционирование полностью или частично финансируется государством.

Все функционирование бюджетных организаций осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральном законом «О некоммерческих организациях».

Замечание! Деятельность некоммерческих организаций, помимо этого, осуществляется на основе ГК РФ.

Ведение бухгалтерского учета бюджетными предприятиями, план счетов

Для отображения финансово — хозяйственной деятельности при осуществлении бухгалтерского учета бюджетные предприятия руководствуются законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Согласно ему сохраняется главный элемент — принцип двойной записи (отображение на взаимосвязанных счетах всех операций с имеющимися активами, источниками финансирования и финансовых результатов деятельности).

Совет! В бухгалтерии должны быть отражены все сведения о финансах организации - как бюджетные доходы, получаемые из фондов, так и от осуществляемой дополнительной предпринимательской деятельности.

Особенности учета в бюджетной сфере:

  • контроль над исполнением заранее составленной сметы расходов;
  • организация всего учета должна происходить в соответствии со статьями классификации бюджетов;
  • работа в строгом соответствии с нормативными документами;
  • специфичность в зависимости от отрасли.

Для анализа фактов функционирования предприятия и для упорядочивания деятельности бюджетных и муниципальных организаций Приказом Минфина был утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий в управлении государственными внебюджетными фондами. Кроме того, была разработана инструкция по его применению (Приказ № 157н от 01.12.2010), которая в 2016 году претерпела значительные изменения. Этот Приказ можно скачать в конце статьи с внесенными изменениями, вступившими в силу в 2016 году.

Единый План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций в общем виде состоит из пяти основных разделов, операции в которых группируются по своему экономическому содержанию для составления достоверной и точной финансовой отчетности и отражения показателей, которые учитываются при формировании государственного задания:

  1. Нефинансовые активы . Здесь содержатся основные данные об имеющихся активах организации: основные средства и НМА, условия начисления амортизации имущества, материалы, готовая продукция и капитальные вложения.
  2. Финансовые активы . Сосредоточена информация об имеющихся денежных средствах предприятия и его финансовых вложениях в акции других организаций, приобретениях ценных бумаг и открытии вкладов.
  3. Обязательства . Отражена вся информация об имеющейся кредиторской задолженности.
  4. Финансовый результат . Отражена эффективность деятельности организации. Учитывается не только разница между доходами и расходами текущего года, но и информация о финансовых результатах предыдущих лет, доходах будущих периодов.
  5. Санкционирование расходов . Указаны пределы получаемых и передаваемых бюджетных обязательств, в рамках которых осуществляется деятельность. Информацию по данным операциям учитывают распорядители денежных средств и казначейство.

Замечание! Все ценности, не принадлежащие данному некоммерческому учреждению, но находящиеся у него, должны быть учтены на забалансовых счетах.

При разработке рабочего плана счетов бюджетное учреждение имеет право на ввод дополнительной аналитики в целях формирования расширенной информации о текущем финансовом состоянии организации, которая, в свою очередь, необходима внешним и внутренним заинтересованным в бухгалтерской отчетности лицам.

Замечание! Ввод дополнительный аналитических кодов счетов следует производить на основании Инструкции к Единому Плану счетов.

Изменения в 2017 г.

С 2015 года были произведены коррективы в правила формирования экономически важных показателей (Приказ 124н). Существенные изменения вступили в силу с 2016 года.

  1. Изменения формирования учетной политики и учета объектов. С 2016 года определен перевод стоимости объектов, выраженный в иностранной валюте, в рублевый эквивалент (официальный курс ЦБ РФ или котировки на валютных рынках).
  2. Внесение корректировок с 2016 года в коды аналитического учета для отражения получаемой информации о деятельности. В бухгалтерском учете бюджетных предприятий используются 26 разрядные счета, разряды которого можно представить в виде следующей таблицы. Общую структуру счетов бюджетных учреждений можно скачать в конце статьи.

18-23 номера счетов Плана счетов - Код счета бухгалтерского учета

24-26 разряды - КОСГУ (с 2016 не применяются для составления и исполнения бюджетов, но необходимы при формировании отчетностей).

Заключение

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений - это сложная иерархическая система, позволяющая сгруппировать и проанализировать все активы и обязательства любого предприятия. Он представляет собой таблицу синтетических счетов, сформированную по определенным признакам. Для обеспечения функционирования бюджетных предприятий в соответствии с их целями утвержден свой Единый план счетов, на его основании разрабатываются рабочие планы в зависимости от вида деятельности некоммерческих учреждений.

Рабочий план отражения операций по функционированию бюджетных предприятий, требования к содержанию аналитического учета, которые утверждаются при формировании учетной политики некоммерческих предприятий, должны применяться постоянно и непрерывно. Это переменные величины, подлежащие изменению для обеспечения сопоставления данных бухгалтерских результатов и составленной отчетности с показателями текущего и очередного финансового года.

Аналитический учет бюджетными предприятиями разрабатывается самостоятельно с учетом их потребностей для более качественной оценки деятельности.

План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях: важные положения, разъяснения и анализ последних поправок.

О понятии

План счетов выступает в роли упорядоченного списка счетов, принятых в бухгалтерском учете и объединенных в зависимости от цели учета.

Единый План счетов и Инструкция к нему, утвержденные указом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, регламентируют учет в государственных организациях.

Такие образования подразделяются на:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Наука, образование, здравоохранение и прочие государственно-важные отрасли являются направлениями деятельности бюджетных организаций . В форме бюджетных институтов также могут быть учреждены государственные фонды поддержки научной и инновационной деятельности. (пункт1 статья 15.1 Закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ).

План счетов для бюджетных организаций и Инструкция по его использованию утверждены .

ПС используется учреждениями с 2011 года. На его основе организации формируют собственный рабочий документ, основанный на Плане счетов. В нем находят отражение исключительно те синтетические счета, которые свойственны получателю бюджетных денег.

Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические , которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.

Структура и таблица

Счет, как единица бухгалтерского учета, помогает упорядочить имущество, долги учреждения и ФХЖ. В учете бюджетных организаций счета бывают активными или пассивными , в отличие от коммерческих организаций, где присутствуют активно-пассивные счета:

  • На активных счетах идет учет имущества организации, их ресурсы.
  • На пассивных счетах находят отражение источники финансирования.

Рассмотрим ее более детально с учетом изменений, которые нужно принять к сведению в 2019 году:

  1. В рабочем Плане счетов учреждения при синтетическом учете в первых семнадцати разрядах принято отображать нули, а при установлении проводок показывать нулевые значения в первых четырнадцати, если другое не прописано в учетной политике.
  2. Следом располагаются коды вида притоков или оттоков, соответствующие коду вида расходов и другим группам. Они указываются в последующих трех разрядах.

Следует отметить, что для бюджетных учреждений урезан перечень типов расходов. Они могут применять коды на

  • зарплату сотрудникам;
  • закупку товаров;
  • уплату налогов и сборов и др.

Это лишь частные элементы целых групп видов расходов. Более подробно можно ознакомиться с перечнем допустимых КВР в письме .

Примечание! С 1.01 2019 года в 1-4 разряде вместо нулей вбивается код вида функции учреждения. (См. пункт второй от 31 декабря 2015 года № 227н).

В 18 разряде указывается код финансового обеспечения. Ниже приведены основные коды, перечисленные в Приказе № 157н:

1 — за счет бюджетных поступлений;
2 — за счет средств, заработанных самостоятельно;
3 — средства на временной основе;
4 — выплаты на исполнение поручения государства;
5 — выплаты на другие задачи;
6 — выплаты на задачи воплощения капиталовложений;
7 — денежные поступления по .

Код синтетического счета показывается с 19 по 21 разряд, а в 22 и 23 разрядах отражается порядковый номер или аналитический счет.

Стоит учесть! С 2019 года название соответственного счета аналитического учета должно включать название подходящего счета и обозначение кодификационного показателя типа притоков или оттоков в скобках.

бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Состав

План счетов имеет пять разделов балансовых счетов и забалансовые счета . Каждый раздел объединяет сведения о различных группах активов и обязательств:

  1. Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
  2. Второй раздел характеризует финансовые активы. Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.
  3. Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются и бюджетом.
  4. Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
  5. Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.

Помимо счетов баланса ПС охватывает и счета, учитываемые за балансом. Они шифруются двумя цифрами. На забалансовых счетах отражается:

  • имущество, принятое в пользование;
  • бланки строгой отчетности;
  • обязательства ;
  • акции в и т.д.

Инструкция по применению ПС

В Приложении 2 Закона № 174н обозначена . Она определяет систему отображения имущества, долгов и событий хозяйственной жизни учреждения.
Бюджетные организации руководствуются Инструкцией по использованию Единого Плана счетов и данной Инструкцией.

В Инструкции классифицируются более подробно:

  • счета;
  • разделяются на синтетические и аналитические;

План счетов бюджетного учета на 2018 год был несколько изменен. В данной статье мы расскажем о действующих нормах по применению плана счетов (ПС) бюджетными структурами.

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

  • для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
  • бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

План счетов бюджетного учета — 2018

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из 5 разделов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый результат.
  5. Санкционирование расходов.

В нефинансовые активы входят:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • материалы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • наценка;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • нефинансовые активы в пути;
  • нефинансовые активы имущества казны;
  • расходы.

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте. Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.

Финансовые активы включают в себя:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
  • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете - это…» .

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

  • ассигнований из бюджета;
  • лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
  • плановых доходов и расходов.

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131-151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Остановимся подробнее на составлении разрядов 1-17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4-20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1-17-й.

КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4-20-й разряды КБК переносятся на место 1-17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

Таблица 2

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Подгруппа

Приложение 9 к указаниям № 65н

Приложение 2 к указаниям № 65н

Приложение 10.1 к указаниям № 65н

Приложение 3 к указаниям № 65н

Для финансовых органов КБК в счете отражаются по-другому. В 1-17-й разряды счета попадают 1-17-й разряды КБК, а на место 24-26-го разрядов счета ставятся 18-20-й разряды КБК. Общее количество цифр в КБК осталось неизменным (20), так как в коды были добавлены 3 цифры: подвид дохода в классификации доходов, целевой статьи в классификации расходов и вид источников финансирования дефицита.

Изменения, актуальные в 2018 году

В Единый ПС приказом Минфина России от 27.09.2017 № 148н внесены следующие изменения. Исключены два счета: 204 51 «Активы в управляющих компаниях» и 215 51 «Вложения в управляющие компании». У трех счетов были заменены названия.

Старое название

Новое название

Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий

Участие в государственных и муниципальных предприятиях

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному, и медицинскому страхованию

Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования

Расчеты по авансам по пенсиям пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Изменения вступили в силу с 29.10.2017.

Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 172н был обновлен план счетов и инструкция по бюджетному учету № 162н. В приказе № 172н, вступившем с силу 08.12.2017:

  • приведен порядок оформления бухгалтерскими записями внутреннего перемещения объектов основных средств при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение;
  • приведен порядок отражения на счетах учета изменения финансовых вложений в уставный фонд при преобразовании ГУП (МУП);
  • указано, какие значения должны быть приведены в разрядах 15-17 и 24-26 по счетам 0 401 20 000 и 0 401 60 000 в ситуации, когда источник образования задолженности, КБК и величина обязательств неизвестны;
  • приведены дополнительные операции, подлежащие отражению на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»; теперь на этом счете также отражаются суммы бюджетных обязательств, принимаемых при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • учтены изменения, недавно внесенные в инструкцию № 157н

Итоги

Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2018 году необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.

План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов и забалансовых счетов.

Таблица 1.3. Структура плана счетов бюджетного учета

Номер раздела

Название раздела

Номер счета синтетического учета

Нефинансовые активы

101 Основные средства

102 нематериальные активы

103 непроизведенные активы

104 амортизация

105 материальные запасы

106 капитальные вложения

Финансовые активы

201 Денежные средства учреждения

201 01 Денежные средства учреждения на счетах

201 04 Касса

204 Финансовые вложения

204 01 Депозиты

204 02 Акции и иные формы участия в капитале

204 03 Облигации, векселя

205 Расчеты по доходам

206 Расчеты по выданным авансам

208 Расчеты с подотчетными лицами

209 Расчеты по недостачам

Обязательства

302 Расчеты по принятым обязательствам

303 Расчеты по платежам в бюджет

304 Прочие расчеты с кредиторами

Финансовый результат

401 Финансовый результат учреждения

401 01 Финансовый результат текущей деятельности учреждения

401 03 Финансовый результат прошлых отчетных периодов

Санкционирование расходов бюджетов

501 Лимиты бюджетных обязательств

503 Бюджетные ассигнования

В первом разделе - "Нефинансовые активы " - представлены счета для учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.

Во втором разделе - "Финансовые активы " - сосредоточены счета для учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности.

В третьем разделе - "Обязательства " - представлены счета для учета кредиторской задолженности учреждения.

В четвертом разделе - "Финансовый результат " - представлены счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов.

В пятом разделе - "Санкционирование расходов бюджетов " - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях.

На забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно.

В Инструкции N 148н предусмотрены 26-разрядные счета бюджетного учета. Конкретно же они представляют собой КБК - код бюджетной классификации (20 знаков) плюс собственно коды счетов бюджетного учета (6 знаков).

План счетов бюджетного учета построен таким образом, чтобы обеспечивалась взаимосвязь учетной информации и КБК РФ.

Структура счета такова:

Таблица 1

Структура счета бюджетного учета

  • - код классификации доходов;
  • - код классификации расходов бюджетов;
  • - код классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

Код счета бюджетного учета

Вид деятельности:

  • - бюджетная деятельность - 1,
  • - приносящая доход деятельность - 2,
  • - деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении - 3.

трехзначный синтетический счет бюджетного учета, указывает номер счета по существу. Первая цифра которого соответствует номеру раздела плана счетов;

двузначный аналитический счет бюджетного учета, во многих случаях субсчета.

Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ )

Это связано с Классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Код КОСГУ отражается в 24-, 25- и 26-м разрядах.

Разряд 24 кодируется знаком в зависимости от объекта учета и влияния операций на изменение этого объекта.

Правило определения значения разряда 24

Правило определения значения 25-го - 26-го разрядов

1. Нефинансовые активы

Основные средства

Нематериальные активы

Непроизведенные активы

Материальные запасы

Вложения в нефинансовые активы

Амортизация

Нефинансовые активы в пути

В зависимости от вида актива10, 20, 30, 40

2. Финансовые активы

Денежные средства

Финансовые активы

Дебиторская задолженность

Облигации, векселя

Депозиты

3. Обязательства

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

Расчеты по принятым обязательствам

внутренним

4. Финансовый результат

в соответствии с экономической классификацией доходов

в соответствии с экономической классификацией расходов

5. Санкционирование расходов бюджетов

Осуществление расходов

Приобретение активов

Погашение долговых обязательств

В соответствии с экономической классификацией расходов

Основных средств

Нематериальных активов, ценных бумаг (кроме акций)

Непроизведенных активов, акций

Материальных запасов, бюджетных кредитов

Иных финансовых активов

Внутренних

Последние три разряда - 24-26 - также входят в КБК. Их значения соответствуют кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ ). Содержит следующие основные разделы:

100 "Доходы", 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 400 "Выбытие нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов", 600 "Выбытие финансовых активов", 700 "Увеличение обязательств", 800 "Уменьшение обязательств".

Из-за наличия в бухгалтерском счете классификатора операций сектора государственного управления на некоторых счетах вводятся отдельные названия и номера дебета и кредита счета. На активных счетах эта ситуация выглядит следующим образом:

В Плане счетов нет активно-пассивных счетов. Любой счет - строго либо активный, либо пассивный. Если активный счет имеет кредитовое сальдо, он будет отражен в балансе со знаком "-", если пассивный счет имеет дебетовое сальдо, то он так же будет отражен со знаком "-". С помощью введения кодировки 24-26 разрядов отражаются дебетовые и кредитовые обороты счета. Сальдо по счету определяется как разница между оборотами по дебету и кредиту.