Международные кредитно-финансовые организации. Осуществляя кредитную деятельность, ебрр. Сущность региональных банков развития

Международные кредитно-финансовые организации. Осуществляя кредитную деятельность, ебрр. Сущность региональных банков развития


Во всемирном хозяйстве постоянно перемешается денежный капитал, формирующийся в процессе воспроизводства отдельных стран. Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг, капиталов. Эти потоки отличаются единством формы (обычно в денежной форме, в виде финансово-кредитных инструментов) и места (рынок). Специфической сферой рыночных отношений являются мировые валютные, кредитные, финансовые рынки, а также рынки золота. Эта система рыночных отношений обеспечивает аккумуляцию и перераспределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эффективности воспроизводства. Движение мировых финансовых потоков осуществляется через банки, специализированные финансово-кредитные институты, фондовые биржи.
В результате конкуренции в мире на базе ведущих национальных рынков сложились тринадцать мировых финансовых центров – Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур, Бахрейн и т.д. Это центры сосредоточения банковских и финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитно-финансовые, фондовые операции, сделки с золотом.
Движение мировых финансовых потоков происходит через следующие основные рынки.
Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Институциональная структура валютного рынка включает банки, брокеров, предприятия. На Западе 85-95% валютных сделок производятся на межбанковском рынке. Валютные биржи на Западе сохранились лишь в отдельных странах и играют скромную роль. Специфика России заключается в том, что определенная часть валютных сделок осуществляется на восьми валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже. Однако межбанковский рынок постепенно оттесняет биржевой валютный рынок. При валютных ограничениях (например, в России) требуется лицензия на проведение валютных операций.
Инструментами сделок на валютных рынках являются банковские векселя, тратты, чеки, банковские переводы, особенно телеграфные (банкноты - только при обмене валют).
Валютные операции обеспечивают международные расчеты, страхование валютных и кредитных рисков, проведение валютной политики, получение прибыли участниками, а также используются для валютной спекуляции. В связи с этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. Ряд банков испытывает затруднения и терпит банкротство из-за потерь в валютных операциях.
Мировой кредитный рынок - специфическая сфера международного движения ссудного капитала между странами на условиях возвратности и уплаты процента, где формируются спрос и предложение на заемный капитал. Традиционно разграничивались рынок краткосрочных ссудных капиталов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных капиталов (рынок капиталов), в том числе финансовый рынок. Мировой финансовый рынок - часть рынка ссудных капиталов, где преимущественно производятся эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. На практике это деление постепенно утрачивает значение, так как происходит взаимный перелив капиталов, а обычные банковские кредиты замещаются эмиссией ценных бумаг.
Составной частью мирового рынка ссудных капиталов с конца 50-х гг. стал рынок евровалют, на котором евробанки осуществляют в основном депозитно-ссудные операции в иностранных валютах, принадлежащих нерезидентам стран-эмитентов этих валют (например, доллары на счетах иностранных банков в США и за рубежом).
Рынки золота - специальные центры торговли золотом, где производится его регулярная купля-продажа по рыночной цене.
Таким образом, сложился круглосуточно функционирующий интернациональный рыночный механизм, управляющий мировыми финансовыми потоками.
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США - 17,7%, страны ЕС - 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.
В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.
Основные задачи МВФ заключаются в следующем:
содействие сбалансированному росту международной торговли;
предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
отмена валютных ограничений;
межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.
Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:
лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.
Новым явлением с середины 80-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).
В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.
МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:
Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.
Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.
Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.
МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.
Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.
ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.
Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.
Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

Рассмотрим деятельность международных финансово-кредитных институтов.

Всемирный банк (Мировой банк). Мировой банк не является банком в обычном смысле слова. Вы не можете в него вложить деньги либо иметь в нем счет. Мировой банк это международная организация, которая принадлежит более чем 180 государствам, богатым и бедным. Его задачей является снижение уровня бедности, посредством кредитов правительствам своих беднейших членов, в большинстве называемых развивающимися государствами и государствам, проходящим период экономической трансформации. Кредиты Мирового банка помогают повышать экономическую продуктивность и улучшать жизненный уровень граждан этих государств.

Мировой банк был основан на конференции в 1944 году и его официальное название было: Международный банк реконструкции и развития. Когда он начал свою работу в 1946 году, то насчитывал 38 членов. Их количество значительно возросло в 50-е и 60-е годы, когда много колоний получило независимость, и стали членами Банка. Сейчас к членам Банка принадлежит большинство государств мира. В рамках своего развития Мировой Банк создал новые организации, которые специализируются на различных видах деятельности. Совместно эти организации называются Группа Мирового Банка, к ней относятся:

Международный Банк реконструкции и развития, который выдает кредиты средне богатым государствам,

Международная ассоциация по развитию, которая выдает беспроцентные кредиты беднейшим развивающимся государствам. Эти две организации называются Мировым Банком.

Международная финансовая корпорация, которая выдаёт кредиты и прямо инвестирует в частный сектор.

Агентство по инвестиционным гарантиям, которое поддерживает иностранные инвестиции в развивающиеся государства посредством инвестиционных гарантий.

Международный центр по решению инвестиционных споров предлагает арбитраж споров между правительствами и иностранными инвесторами .

Мировой Банк это большая компания, члены которой являются одновременно его совладельцами. Доля каждого отдельного государства приблизительно отвечает его экономической силе. Самыми крупными являются Соединенные Штаты, за которыми следует Япония, Германия, Великобритания и Франция.

Структура группы Всемирного банка приведена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Структура Группы Всемирного банка

Главным управляющим органом Банка является Совет Директоров, который собирается один раз в году, на осеннее заседание. Каждое членское государство в Мировом Банке представлено своим собственным директором, который в большинстве случаях является министром финансов (например, в случае с Чешской Республикой). Совет Директоров обладает самыми высокими полномочиями, решает ключевые вопросы, одобряет бюджет, принимает новых членов, либо наоборот отказывает в членстве и т.д.

Исполнительным органом Банка является Управляющий Совет, называемый Советом Исполнительных Директоров. Управляющий Совет на различные переговоры сходится, как правило, ежедневно и обсуждает документы Банка и вопросы его работы. Минимально два раза в неделю Совет одобряет стратегические документы, административный бюджет, оперативную политику, а также отдельные операции, например предложение технической помощи, кредитов и гарантий. Государства члены МВФ разделены на 24 группы, которые при голосовании выступают как единое целое. Поступление в группы проходит на основе добровольности. В настоящее время 8 государств, в том числе и крупнейшие 5 совладельцев Банка, имеют свою собственную группу, а остальные 173 члена объединились в 16 групп. Голосующая сила каждой группы определяется голосующими правами ее членов .

Десять крупнейших заемщиков Всемирного Банка за 1945 - 2010 гг. представлены на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 - Десять крупнейших заемщиков Всемирного Банка за 1945 - 2010 гг.

Международный валютный фонд.

МВФ (International Monetary Fund. IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко - и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1 - 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

Классификация форм деятельности МВФ приведена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Классификация форм деятельности МВФ

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

  • 1) в 1969 г. с введением системы СДР;
  • 2) в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы;
  • 3) в ноябре 1992 г. с включением санкции - приостановки права участвовать в голосовании - по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом "взвешенного" количества голосов каждое государство имеет 250 "базисных" голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам - как оперативным, так и экономическим и политическим - "специальным большинством" (соответственно 70 % или 85 % голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:

США - 17,7 %;

Германия - 5,5 %;

Япония - 5,5 %;

Великобритания - 4,9 %;

Франция - 4,9 %;

Саудовская Аравия - 3,4 %;

Италия - 3,1 %;

Россия - 2,9 %.

Доля стран ЕС - 26,2 % .

В таблице 1.1 приведена динамика квот России и других стран СНГ и Балтии в МВФ.

Таблица 1.1 - Квоты России, других стран СНГ и Балтии в МВФ

В соответствии с 9-м пересмотром квот, в 1993 г.

В соответствии с 11-м пересмотром квот

Первоначальная квота, 1992 г., млн. СДР

Доля в общей сумме квот, %

Доля в общей сумме квот, %

Азербайджан

Беллорусия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %) .

Международный Банк Реконструкции и Развития.

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышленно-развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала - Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов - около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами - около 26 млрд. долл.

МБРР - это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством "плана Маршалла", служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе .

Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Банк Международных Расчетов.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). БМР был создан в 1930 г. на основе межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании. Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран. На рисунке 1.4 приведена организационная структура Банка международных расчетов.

Рисунок 1.4 - Организационная структура Банка международных расчетов

В 1931-1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в числе 33 членов БМР все страны Западной Европы. 6 государств Восточной Европы, которые вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности: США, Япония, Австралия, ЮАР и др.

Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР, выполняет по его поручению операции на рынке ссудных капиталов США.

БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд. золотых франков (оплачено 19,7%). Несмотря на межгосударственные соглашения о замене с 1978 г. этой международной счетной валютной единицы на СДР, БМР продолжает использовать в этом качестве франк с золотым содержанием 0.290 г чистого золота, введенный во Франции в 1799 г. и с 1865 г. служивший единой валютой Латинского монетного союза. Органами управления БМР являются Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, являвшихся основателями Банка).

Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента .

На БМР по Уставу возложены две основные функции:

  • 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций;
  • 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов.

Основной источник ресурсов БМР - краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным банкам. Кроме того, БМР, будучи организатором сотрудничества центральных банков, выполняет ряд специфических функций. В их числе совместное проведение международных операций, взаимные консультации по валютно-финансовым вопросам, агентские функции.

Во всемирном хозяйстве постоянно перемешается денежный капи­тал, формирующийся в процессе воспроизводства отдельных стран. Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг, капиталов. Эти потоки отличаются единством формы (обычно в денеж­ной форме, в виде финансово-кредитных инструментов) и места (ры­нок).

Специфической сферой рыночных отношений являются мировые валютные, кредитные, финансовые рынки, а также рынки золота. Эта система рыночных отношений обеспечивает аккумуляцию и перерасп­ределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эф­фективности воспроизводства. Движение мировых финансовых пото­ков осуществляется через банки, специализированные финансово-кре­дитные институты, фондовые биржи.

В результате конкуренции в мире на базе ведущих национальных рынков сложились тринадцать мировых финансовых центров – Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур, Бахрейн и т.д. Это центры сосредоточения банковс­ких и финансовых институтов, осуществляющих международные валют­ные, кредитно-финансовые, фондовые операции, сделки с золотом.

Движение мировых финансовых потоков происходит через следую­щие основные рынки.

Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складываю­щемуся на основе спроса и предложения. Институциональная структу­ра валютного рынка включает банки, брокеров, предприятия. На Западе 85-95% валютных сделок производятся на межбанковском рынке. Ва­лютные биржи на Западе сохранились лишь в отдельных странах и иг­рают скромную роль. Специфика России заключается в том, что опре­деленная часть валютных сделок осуществляется на восьми валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже. Однако межбанковский рынок постепенно оттесняет биржевой валют­ный рынок. При валютных ограничениях (например, в России) требу­ется лицензия на проведение валютных операций.

Инструментами сделок на валютных рынках являются банковские векселя, тратты, чеки, банковские переводы, особенно телеграфные (бан­кноты - только при обмене валют).

Валютные операции обеспечивают международные расчеты, стра­хование валютных и кредитных рисков, проведение валютной полити­ки, получение прибыли участниками, а также используются для валют­ной спекуляции. В связи с этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. Ряд банков испытывает затруднения и терпит банкротство из-за потерь в валютных операциях.

Мировой кредитный рынок - специфическая сфера международного движения ссудного капитала между странами на условиях возвратнос­ти и уплаты процента, где формируются спрос и предложение на заем­ный капитал. Традиционно разграничивались рынок краткосрочных ссудных капиталов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных капиталов (рынок капиталов), в том числе финансовый рынок. Мировой финансовый рынок - часть рынка ссудных капиталов, где преимуществен­но производятся эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. На практике это деление постепенно утрачивает значение, так как происходит вза­имный перелив капиталов, а обычные банковские кредиты замещают­ся эмиссией ценных бумаг.

Составной частью мирового рынка ссудных капиталов с конца 50-х гг. стал рынок евровалют, на котором евробанки осуществляют в основном депозитно-ссудные операции в иностранных валютах, при­надлежащих нерезидентам стран-эмитентов этих валют (например, дол­лары на счетах иностранных банков в США и за рубежом).

Рынки золота - специальные центры торговли золотом, где произ­водится его регулярная купля-продажа по рыночной цене.

Таким образом, сложился круглосуточно функционирующий интер­национальный рыночный механизм, управляющий мировыми финан­совыми потоками.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и ста­билизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые орга­низации. Среди них ведущее место занимают Международный валют­ный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «хо­лодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате ре­форм, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по ана­логии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал опре­деляет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взве­шенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, име­ют почти 60% голосов, в том числе США - 17,7%, страны ЕС - 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 раз­вивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую кво­ту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконст­рукции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-чле­нов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачива­ются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачи­ваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гаран­тийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмис­сии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансо­вые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

Содействие сбалансированному росту международной торговли;

Предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

Отмена валютных ограничений;

Межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, за­фиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими ус­ловиями:

Лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу.

Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 80-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабили­зационные программы стали базироваться также и на концепции «эко­номики предложения» и направлены на развитие производства, прове­дение экономических реформ, нейтрализацию их негативных соци­альных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической де­ятельности в России усилил негативные последствия шокового перехо­да к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкрот­ства, неплатежи, коррупция и т.д.).

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономичес­ких миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) пре­доставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наиме­нее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в разме­ре 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельно­сти с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совме­щаются потоки льготных государственных кредитов как формы эконо­мической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышлен­ность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты пре­доставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пят­надцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал пред­приятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотруд­ничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консуль­тирует правительственные органы по вопросам иностранных инвести­ций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - игра­ют важную роль в регулировании международных кредитных отноше­ний. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствова­ниям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способство­вать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оп­лаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребова­ны, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия рекон­струкции и развитию инфраструктуры (включая экологические програм­мы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекомму­никационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие междуна­родные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разго­сударствлению предприятий, их структурной перестройке и модерни­зации, а также консультации по этим вопросам.

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Ла­тинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов разви­тия соответствующих регионов, кредитование региональных объеди­нений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В регио­нальных банках развития установлен одинаковый принцип формиро­вания ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, про­водится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

Еще по теме Тема 16. Международные финансово – кредитные институты:

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -

Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков.

К ним относятся:

Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны могут получить кредиты при условии проведения ими определенной эк. политики. Условия получения кредита: сокращение дефицита бюджета, снижение темпа роста ден. массы, поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. МВФ служит институциональной основой междунар. валютной системы.

Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами - членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран - членов МВФ.

Банк международных расчетов (БМР) - Создан в 1930 г. и является старейшим международным финансово-кредитным институтом, деятельность которого направлена на развитие международного сотрудничества в сфере валютных отношений. Учредителями МБР выступили Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония. В настоящее время его членами являются 34 государства. Месторасположение БМР - Базель (Швейцария).

Основными целями деятельности МБР являются содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций, а также выполнение функций доверенного лица или агента при проведении международных расчетов его членов.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Всемирный банк (ВБ). Этот банк является специализированным учреждением ООН, деятельность которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также призвана содействовать устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

ВБ оказывает помощь этим странам в таких областях, где трудно получить финансирование за счет других источников. В частности, это касается развития сельского хозяйства, защиты окружающей среды, улучшения образования и здравоохранения, увеличения производства электроэнергии, расширения сетей связи и т.д. ВБ является крупнейшим в мире инвестиционным институтом, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в отличие от других банков, ВБ также консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в реструктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран.

Всемирный банк, как и МВФ, был создан в 1944 г. решением Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции. Общей целью этих институтов является содействие стабильному развитию мировой экономики. Их деятельность является взаимодополняющей. Банк предоставляет в основном среднесрочные и долгосрочные кредиты для помощи странам в создании долгосрочных условий экономического роста и повышении жизненного уровня. Он сотрудничает с МВФ по многим направлениям, причем в последнее время это сотрудничество становится все более тесным.

Различают Группу Всемирного банка, которая состоит из ряда тесно связанных между собой межправительственных финансово-кредитных организаций:

1. Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (MAP), Международной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МБРР и его дочернее предприятие MAP образуют Всемирный банк.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

2. Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых), к-е не в состоянии брать кредиты у МБРР. В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.

3. Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором. Содействует эк. росту развивающихся стран, поддерживает част. сектор (техническая помощь, консультирование).

Введение

В условиях глобализации экономики все большее значение приобретает международный кредитный рынок, который представляет собой сферу и форму организации движения кредитных ресурсов между странами. Он является частью рынка ссудных капиталов, на котором предоставляются средне- и долгосрочные иностранные кредиты. Данный рынок представлен различными международными кредитно-финансовыми институтами, основной целью которых является способствование экономическому развитию отдельных регионов и отраслей хозяйства, их интеграции в мировую экономику.

Как правило, займы, предоставляемые международными финансовыми организациями, осуществляются на платной основе, которая дает основание говорить о таком понятии, как ссудный процент. По своей сути ссудный процент является платой за пользование заемными средствами. Получение платы за предоставление средств является одним из основных источников доходов кредитно-финансовых организаций, что, в свою очередь, обеспечивает им возможность увеличения объема активных операций и способствует развитию экономической системы в целом.

Таким образом, целью данной работы является формирование понятий о международных кредитно-финансовых институтах, их формах, целях и сферах деятельности, а также о таком явлении, как ссудный процент. Практическое задание в данной работе является иллюстрацией начисления процентов на средства, привлекаемые банком.

Международные кредитно-финансовые институты

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного Банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал это соглашение в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «Взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14 % членов МВФ, имеют почти 60 % голосов, в том числе США - 17,7 %, страны ЕС - 26, 2 %. В ВБ США располагают 17 % всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран - членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно-конвертируемой валютой и 75 % - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7 % подписного капитала, а 93 % служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

Содействие сбалансированному росту международной торговли;

Предоставление кредитов странам - членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

Отмена валютных ограничений;

Межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда;

Возможность получения кредита МВФ ограничена следующими условиями:

Лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

Фонд предъявляет определенные требования к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 80-х г.г. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротство, неплатежи, коррупция и т.д.)

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, представляют собой не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (МАР) - создана в 1960 г. Предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере? % на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - в поощрении экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих чстных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК) - создана в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличии от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - создано в 1988 г. осуществляет страхование (сроком от 15 до 20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

Наряду с МБРР и МВФ в мире существуют и другие кредитно-финансовые институты. К ним можно отнести Европейский Банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития и другие.

Европейский банк развития (ЕБРР) создан в 1990 г., его местонахождение - г. Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7 %). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказание технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в т.ч. в России - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

Межамериканский банк развития (создан в 1959 г.), Африканский банк развития и Азиатский банк развития (созданы в 60-е г.г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 часть их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

К основным региональным организациям Европейского Союза относят:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, г. Люксембург), предоставляет кредиты на срок от 7 до 20 лет, а развивающимся странам - до 40 лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей.

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.), проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.), содействует созданию и развитию общего аграрного рынка.

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов.

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфкрт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. Это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банокв, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов(БМр, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, в т.ч. Россия с 1996 г.) БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функции банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу и другим расчетам стран-членов. Также БМР организует коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курсов ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка. Кроме того, БМР является ведущим информационно-исследовательским центром.