Машиностроение японии. Характеристика хозяйства страны

Машиностроение японии. Характеристика хозяйства страны

Япония представляет собой страну-архипелаг, расположенную в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, раскинувшуюся на четырех больших островах Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Помимо них территория государства включает также около 4-х тысяч небольших островов, которые тянутся на три с половиной тысячи километров с северо-востока к юго-западу. Берега формируют бухты и большое количество заливов. Все моря и океаны, которые омывают архипелаг, играют огромную роль для Японии, поскольку являются основными источниками ее ресурсов.

Население

По количеству населения Страна Восходящего солнца находится в первой десятке мира. Японцы могут похвастаться самой большой в мире продолжительностью жизни (76 лет - мужчины и 82 - женщины).

Для национального состава характерна относительная однородность. Японцы формируют почти девяносто девять процентов всех жителей страны. Среди других проживающих в Японии народов достаточно много корейцев, а также китайцев. Подавляющее большинство исповедует синтоизм или буддизм. Самыми густозаселенными являются берега Тихого океана. Почти восемьдесят процентов японцев проживают в крупных городах, одиннадцать из которых города-милионники.

Промышленность Японии

(На конвеерной сборке роботы практически заменили человека )

Японская промышленность практически полностью зависит от импортируемых ресурсов. В последнее время страна вынуждена сокращать рост энергоемкого и металлоемкого производства, которое зависит от импортного сырья, ориентируясь на наукоемкую отрасль. Тем не менее, в Японии хорошо развита как черная, так и цветная металлургия, машиностроение, автомобиле и судостроение, строительная промышленность, энергетика, химическая и нефтехимическая, пищевая и целлюлозно-бумажная промышленность.

И, конечно, Япония это одна из немногих стран, где на конвеерной сборке практически везде людей пытаются заменить промышленными роботами.

(Промышленный завод в Японии )

Крупнейшими металлургическими центрами, практически полностью работающими на ввозимом сырье, являются заводы, расположенные в Осаке, Токио и Фудзияме. Масштабы первичной выплавки цветных металлов в Японии постепенно сокращаются, однако большинство заводов, расположенных в крупнейших промышленных центрах, функционируют и сегодня.

Немаловажное значение играют легкая и пищевая промышленность. Электроэнергетика преимущественно использует импортируемое сырье. Преобладающими составными в японской сырьевой базе является нефть и природный газ, при сокращающейся доле угля, возрастает роль гидро и атомной энергетики. В области энергетики шестьдесят процентов ее мощностей дают ТЭС, а двадцать восемь процентов приходится на атомную энергию. Гидроэлектростанции каскадно расположены на горных реках.

(На автомобильном заводе сборкой заняты роботы )

В Японии хорошо развито машиностроение. Ведущие подотрасли - электротехника и электроника, очень хорошо развиты радиопромышленность, интенсивно растет транспортное машиностроение. Страна лидирует по объемам строительства танкеров и сухогрузов. Основные судостроительные верфи расположены в портах - Иокогаме, Нагасаки, Кобе. Япония стабильно лидирует также и в области автомобильного строительства. Ежегодно с конвейеров японских заводов сходит тринадцать миллионов автомашин.

(Город Токио частично питают солнечные батареи )

В последние годы страна приступила к активному внедрению так называемой программы «Солнечной Свет», которая заключается в освоении нетрадиционных источников энергии. Среди экономически развитых государств по доле расходов на развитие науки и биотехнологий Япония также занимает первое место.

Сельское хозяйство Японии

(Необычные рисунки на рисовых полях в Японии )

Сельское хозяйство дает примерно два процента от валового национального продукта страны и по-прежнему остается одной из важнейших отраслей ее хозяйства. В этой области трудится шесть с половиной процентов населения. В основном японское сельскохозяйственное производство сконцентрировано на продовольственных товарах. Япония на семьдесят процентов самостоятельно обеспечивает собственные продовольственные нужды. Под сельское хозяйство отведено тринадцать процентов территории. Ведущая роль принадлежит растениеводству, в частности выращиванию риса и овощных культур, широко распространено садоводство. Животноводство также развивается интенсивными темпами. Так, в Японии разводят крупный рогатый скот, птицу, развито свиноводство.п

(Рыболовное судно у порта Японского моря )

Исключительно удачное расположение определяет изобилие в рационе каждого японца блюд из рыбы и морепродуктов. Рыбный промысел ведется практически во всех районах Мирового океана. Япония располагает обширным рыболовецким флотом, который насчитывает более четырехсот тысяч судов. Кроме того, страна имеет во владении свыше трех тысяч рыболовных портов.

Экономика Японии на сегодняшний день является самой развитой экономикой в мире. По объему промышленного производства и по размеру ВВП данное государство занимает третье место среди стран мира, уступая позиции только Соединенным Штатам и КНР. В Японии очень развитые высокие технологии (робототехника и электроника), автомобиле- и судостроение.

Немного истории: этапы развития японской экономики

После Второй мировой войны правительством государства были выполнены структурные преобразования в организации в различных сферах экономики. Специалисты отмечают, что сотрудничество именно правительства с промышленниками, применение высоких технологий, трудовая этика, низкие расходы на оборону существенно помогли Японии стать промышленно развитой страной.

Основные этапы развития японской экономики:

Первый период - 1940-1960 гг. - характеризуется пересмотром политики государства в отношении науки и техники, а также в организации подготовки высококвалифицированных работников.

Второй период 1970-1980 гг. - время чрезвычайно высокого роста экономики. Отмечаются в этот период существенные изменения в структуре национального дохода. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, а также строительство составляют существенный процент национального дохода. При этом доля национального дохода от сельского хозяйства и рыболовства заметно снизилась с 23 % до 2 %.

Третий период 1990 - 2000 гг. - время превращения Японии в лидирующую страну мира по экономическим показателям.

Особенности развития японской промышленности

Особого внимания уделяется развитию науки и образования. Государственная программа НИОКР (развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) способствует разработке собственных техничных достижений и полного отказа от импорта. На территории страны были созданы специальные научные центры, которые стали заниматься разработками в области физики твердого тела, космических роботов, атомной энергетики, новейших конструкционных материалов, физики плазмы и другими вопросами.

В Японии выделяют три особо больших промышленных районы:

  • Тюке или Нагойский промышленный район;
  • Кей-Хин или Токийско-Йокагамский промышленный район;
  • Хан-Син или Осако-Кобский промышленный район.

Кроме того, на территории Японии промышленность хорошо развивается и в таких районах, как:

  • Северное Кюсю;
  • Канто;
  • Токай или Восточный морской промышленный район;
  • Касима;
  • Токийско-Тибский промышленный район.

Основные отрасли промышленности Японии

Автомобилестроение

Одной из главных статей экспорта страны является именно автомобильная продукция. Существует три крупные районы на территории Японии, которые занимаются производством автомобилей. Они находятся в префектурах Айти, Сидзуока и Канагава. Ведущими автомобильными компаниями в мире считаются следующие «Мазда» (завод в г. Хиросима), «Тойота» и «Ниссан» (завод в г. Йокогама), «Хонда» (завод в столице Токио), «Мицубиси» и «Судзуки» (завод в г. Хамамацу).

Данная отрасль начала стремительно развиваться с 1970-х гг. Япония большими объемами экспортировала автомобильную продукцию в США. Но после конфликта в 1974 году между обеими странами, Япония вела ограничения на вывоз автомобилей из страны. Поэтому предприниматели этого государства начали переносить свое производство на территорию США. В 1989 году специалисты отмечают наибольший пик в производстве автомобильной продукции. За этой год было выпущено около 13 млн. автомобилей. Из этого количества 6 млн. Япония экспортировала за рубеж.


Судостроение

На территории Японии расположены три крупных судостроительных районы:

  • Тихоокеанское побережье;
  • Северные берега острова Кюсю;
  • Побережьем Внутреннего японского моря.

Ведущими мировыми компаниями, которые занимаются судостроением, являются «Юниверсал» (Кавасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Мицубисси» (Нагасаки), «Сасэбо» (Сасэбо).

Благодаря совершенствованию техники, вышеуказанное государство после Второй мировой войны являлось абсолютным лидером в данной отрасли промышленности. В начале 1970 года страна выпускала корабли, грузоподъемность которых составляла больше, чем 16 тыс. тонн.

Но уже в следующие годы. Япония стала конкурировать с КНР. Данная борьба на рынке судостроение ведется между этими странами по сегодняшний день.

Электротехника

Ведущими мировыми компаниями, которые осуществляют производство любого рода электротехники являются следующие:

  • Кенвуд Корпорейшн;
  • Кенон;
  • Коника;
  • Сони;
  • Тошиба;
  • Супра;
  • Никон;
  • Панасоник;
  • Олимпус;
  • Роланд;
  • Пионер;
  • Шарп;
  • Сега.
Развитие сельского хозяйства Японии

13 % территории вышеуказанного государства занимают угодья. Рисовые поля составляют более половины из них. Поскольку угодья преимущественно малые, то очень часто они обрабатываются без применения специализированной большой техники. Иногда угодья расположены возле террас и на склонах гор, поскольку в Японии не хватает равнинной земли.

С конца 20 века в государстве наблюдается тенденция к сокращению заливных полей. Это объясняется двумя причинами:

  • быстрая урбанизация страны;
  • переход японцев к западному образу жизни (увеличения употребления в пищу пшеницы, молока и мяса, а уменьшение - риса).

Все население государства, которое занимается сельским хозяйством, согласно законодательству называется фермерами. Последние делятся на тех, кто выращивает продукцию для своих нужд, и тех, кто выращивает продукцию на продажу. Соответственно существуют простые фермеры и фермеры-торговцы. Последние должны обладать пахотными землями площадью от 30 акров.

Фермеры-торговцы делятся также на три основных группы:

  • профессионалы (то есть те, которые занимаются сельскохозяйственной работой от 60 дней в год, их возраст должен быть не менее 65 лет)4
  • полупрофессионалы (те же требования);
  • любители (лица, старше 65 лет).
Основные отрасли сельского хозяйства Японии

Рисоводство

Около половины всей пашни государства отведено под вышеуказанную культуру. Своего апогея японское рисоводство достигло после 1960 года. Японское экономическое чуду способствовало тому, что доходы населения существенно выросли. Это привело к увеличению спроса на рис.

С 1970 года фермеры начали приступать к свертыванию посевных площадей из-за чрезмерных излишков риса. Была введена система севооборота на заливных полях. Но уже в 1997 году на территории Японии возник неожиданный дефицит риса из-за сокращений угодий.

Специалисты отмечают, что уже в начале XIX века около 23 % от валовой продукции сельского хозяйства государства составляли доходы от выращивания риса.

Рыболовство

Данная отрасль сельского хозяйства является традиционной для Японии. Специалисты подсчитали, что в среднем один японец в течение года употребляет около 168 кг рыбы.

Северная и южная часть Западного Тихого океана является основным районом, где процветает рыболовство. Основу вылова составляют следующие рыбы: семейства тунцы (8 %), скумбриевых (14 %), сайры (5 %), лососевых (5 %), ставрида (4 %).

Следует отметить, что Япония является самым большим импортером рыбы и морепродуктовм в мире (занимает около 20 % всего мирового импорта). Дело в том, что японские рыбалки обладают правом заниматься рыболовством исключительно только территориальных водах страны (в радиусе 370 км в Тихом океане).

Ресурсы и энергетика Японии

Основным энергетическим ресурсом вышеуказанного государства является нефть. Доля «черного золота» в энергобалансе страны составляет около 50 %.

Основные нефтепродукты, которые производятся на японских НПЗ:

  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • лигроин;
  • мазут.

Но все-таки стране приходится импортировать 97 % этого ресурса из таких стран, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Катар. Однако правительство Японии пытается использовать альтернативные источники энергии, например, биоэтанол.

Следует отметить, что государство полностью обеспечивает свои потребности в минералах и строительных материалах. Также на территории Японии находятся незначительные залежи золота. Оно принадлежит к наивысшему в мире качеству и добывается в префектуре Кагосима в близи от города Иса (шахта Хисикари).

Особенностью японской экономики является то, что в стране практически нет энергетических ресурсов. В 1979 году после нефтяных кризисов правительство Японии взяло курс на развитие собственной ядерной энергетики. Часть предприятий было переведено ан природный газ.

Последний поставляется на территорию вышеуказанного государства в сжиженной форме из таких стран, как Индонезия и Малайзия. Специалисты отмечают, что Япония является шестой страной в мире по совокупному употреблению данного природного ресурса. 96 % его страна должна завозить извне.

Также государство бедное на металлы. 100 % всей меди, алюминия, железной руды импортируется из заграницы. Крупнейшими поставщиками согласно данным 2004 года железной руды в Японию были Индия (8 %), Австралия (62 %) и Бразилия (21 %), алюминия - Индонезия (37 %) и Австралия (45 %), меди - Чили (21 %), Австралия (10 %), Индонезия (21 %).

Особенности японской торговли

Главной отличительной характеристикой торговых отношений вышеуказанной страны является то, что страна полностью закупает сырье и экспортирует уже промышленные товары. Данная торговля относится к типу торговли добавленной стоимости.

До Второй мировой войны, государство ввозило сырье для своей текстильной промышленности, а вывозило текстильную продукцию. После Второй мировой войны Япония полностью переориентировала свою экономику. Из-за границы она ввозит в основном топливо, а экспортирует - продукцию машиностроения, высокоточное оборудование, автомобили, электронику.

Специалисты отмечают, что, начиная с 1980 года, государство обладает исключительно положительным сальдо торгового баланса: импорт существенно уступает экспорту страны.

Главные товары импорта Японии:

  • нефть;
  • сжиженный газ;
  • простые микросхемы;
  • текстильные товары;
  • рыба и морепродукты;
  • компьютеры.

Главные товары экспорта Японии:

  • сложные микросхемы;
  • автомобили;
  • продукция химической промышленности;
  • сталь;
  • товары машиностроительной промышленности.

Основными торговыми партнерами вышеуказанного государства являются США, Китай, Саудовская Аравия, республика Корея, Австралия.

Специалисты отмечают, что согласно данным 2010 года внешний оборот страны составил около 1,401 триллиона американских долларов.

В основном импорт и экспорт товаров осуществляются через порты Японии. Самыми крупными торговыми портами этого государства являются:

  • Аэропорт Кансай;
  • Порт Кобе;
  • Аэропорт Нарита;
  • Нагойский порт;
  • Йокогамский порт;
  • Токийский порт.

Японская экономическая модель: описание

Чтобы понять азы модели развития экономики вышеуказанной страны, следует обратить внимание на следующие важные факторы:

  • роль государства в экономических отношениях;
  • организация частного предпринимательства;
  • трудовые отношения.
Особенности структуры частного предпринимательства

Социальная структура Японии характеризуется дуализмом современной промышленности. Мелкие и средние предприятия занимают основное место в обрабатывающий промышленности. При этом часть мелких фирм не наблюдает выраженной тенденции к сокращению. Именно на фоне массы мелких предприятий быстро развивались существенные концентрации капитала в отраслях тяжелой промышленности. Это как раз и привело к образованию гигантских объединений.

Особенности экономического строя Японии:

  • вертикальная интеграция фирм и их группировка (крупные компании объединяются с мелкими и средними фирмами);
  • наличие трехслойной структуры - рынок - группа предприятий (кэйрэцу) - собственно предприятие (законодательство запрещало поглощать мелкие предприятия. В основном последние подчиняются крупным компаниям. Это ограничивает процесс централизации капитала и предусматривает единодушное согласие директоров подчиняемых предприятий).

Самыми крупными кэйрэцу (финансовыми группами) Японии считаются следующие:

  • Мицубиси;
  • Мицуи;
  • Сумитомо;
  • Санва;
  • Данити Канге.

Они в основном управляются универсальными торговыми и промышленными компаниями, крупными банковскими учреждениями.

Группировки финансового капитала обладают правом взаимного владения ценными бумагами компаний-участниц (но только небольшим пакетом). Например, компании по страхованию жизни могут владеть не более 10 % ценных бумаг других фирм, а финансовые учреждения - не более 5 %. Компании не могут владеть собственными акциями. Результатом этого является переход контроля над компаниями от физических к юридическим лицам.

Трудовые отношения

Чтобы достигнуть высоких показателей роста экономики, важно создать уникальную систему управления персоналом. Японцы весьма успешно сделали это!

Менедждмент государства восходящего Солнца основывается на отождествления работника с целой корпорацией. В Японии совершенно не принято часто менять работу. Японские работники являются чрезвычайно преданными своему начальству и той организации, где они трудятся.

В стране восходящего Солнца приветствуется система так называемого «пожизненного найма сотрудника». Последний всю свою трудовую жизнь остается верным только одной организации. При действии такой системы со временем для работника трудовой коллектив становится второй семьей, а работа - домом. Сотрудник перестает разграничивать свои собственные цели и цели самой корпорации.

Следует отметить, что для Японии характерный довольно-таки длительный рабочий день - около 58 часов в неделю. Система оплаты труда:

  • базисная;
  • сверхурочная;
  • премиальная.

Женская рабочая сила занимает особое положение в трудовых отношениях. В основном представительницы слабого пола используются как почасовики и поденщики. Зарплата женщины в несколько раз ниже, чем у мужчины. Интересно, что женщины-поденщики проходят в государственной статистике как обычные домохозяйки. Поэтому они следовательно не могут потерять свою работу - то есть их не включают в число безработных. Из-за этого в государстве отмечается такой низкий уровень безработицы.

Роль государства

В решении общих проблем в стране восходящего Солнца отмечается единство государственного аппарата и крупных компаний. В стране очень активно используется система планирования:

  • общегосударственного;
  • целевого;
  • регионально;
  • внутрифирменного;
  • отраслевого.

Общегосударственные планы в основном направлены на регулирование работы частных фирм и компаний. Их основные задачи главным образом воплощаются в содержании внутрифирменных планов, которые отличаются директивным характером.

Существует пять основных групп общегосударственных планов:

  • план экономического и социального развития;
  • отраслевые планы;
  • план развития и использования земель;
  • региональное планирование;
  • целевые общегосударственные программы.

Роль высших должностных лиц является чрезвычайно высокой. Их указания обязательны для осуществления фирмами.

Сельское хозяйство также развивается в условиях государственного регулирования и достаточно широкой поддержки. Арендные отношения и наемный труд не получили здесь распространения. Всего-то 7 % хозяйств имеют более 2 га земли. Около 70 % хозяйств успешно работают вне отрасли. Они занимаются сферой услуг и работают в промышленности. Государство им разрешило трудиться в хозяйстве только в выходные дни.

Следует отметить, что страна является монопольным покупателем всей сельскохозяйственной продукции. Владельцы последней продают ее по ценам, высше мировых.

Японскую экономическую модель называют весьма специфической. Ведь она отлично сочетает не только экономические и политические методы, но и способы психологические. Вышеуказанную модель некоторые специалисты называют философией ведения экономики. О состоятельности и абсолютной конкурентоспособности такого метода функционирования экономики говорят экономические потрясающие достижения страны восходящего Солнца.

Экономика Японии сегодня

В конце XX века в государстве стремительно росли иновалютные резервы. Японским правительством была введена специальная система мер по либерализации вывоза капиталов страны за границу. Сегодня она является самым мощным международным кредитором и банковским центром. Ее доля в международных займах существенно выросла (с 5 % в 1980 году до 25 % в 1990 году). Главной формой внешнеэкономической деятельности является как раз экспорт капитала.

Специалисты отмечают, что больше всего японских капиталов успешно работают в США, Западной Европе, странах Азии, Латинской Америке.

Во втором полугодии 2008 года экономика страны восходящего Солнца вошла в рецессию. Объем продаж, например, автомобилей в ноябре этого года упал больше, чем на 27 %.

В стране наблюдается самый низкий уровень безработицы в мире. Согласно данным 2011 года, его показатель составил около 4-х %.

Инфляция в 2010 году отсутствовала. Согласно данным на 2011 год, уровень инфляции повысился до показателя 2 %.

Начиная с 2014 года, отмечают специалисты, экономика Японии успешно вышла из рецессии. Рост ВВП, согласно данным правительства, в годовом исчислении дает 2,2 %.

Если немного подытожить, то, можно сказать, что японская экономика в основном ориентируется на экспорт товаров. В последнее время страна восходящего Солнца является основным поставщиком высокоточной техники, электроники и автомобилей на мирровый рынок. Продукция вышеуказанных отраслей экономики отличается чрезвычайно высоким качеством, очень быстрой сменой моделей и постоянным усовершенствованием. Это делает ее достаточно популярной и востребованной среди потребителей.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

1. Важнейшие промышленные и финансовые центры Японии, крупнейшие корпорации.

В конце 60-годов по объему промышленного производства Япония занимает второе место в мире, после США. При этом, поскольку по темпам роста японская промышленность превосходит американскую, разрыв между двумя странами неуклонно сокращается. По многим важнейшим видам промышленного производства она является безусловным лидером в мире.

Так, Япония – крупнейший производитель промышленных роботов, станков с числовым программным управлением (ЧПУ), сверхбольших интегральных схем и отдельных видов микропроцессоров, продукции чистой керамики, видеомагнитофонов, цветных телевизоров, морских судов.

Япония делит с США 1 – 2-е места по выпуску автомобилей. Занимает второе место по производству стали, пластмасс и т.д.

В настоящее время в обрабатывающей промышленности Японии занято около – 14 млн. человек или около 25 % ее населения. С середины 70-х годов численность занятых в этой отрасли начала сокращаться (за 1973-85 гг. – на 5,4 %), в то время как производительность труда продолжала возрастать высокими темпами. За период 1975-85 гг. она увеличилась почти вдвое и в середине 80-х годов по уровню производительности труда Япония вплотную приблизилась к США.

В японской промышленности насчитывается около 800 тысяч компаний. Однако в большинстве своем они являются мелкими и средними. Крупных компаний, к которым японская статистика относит фирмы с числом занятых свыше 300 человек, зарегистрировано около 3 тысяч, но на них приходится половина общего объема промышленного производства. Около 70 % мелких и средних фирм являются субподрядчиками крупных компаний.

К гигантам тяжелой индустрии мирового масштаба нужно отнести:

– Син ниппон сэйтэцу (черная металлургия)

– Ниппон кокан (металлургия)

– Мицубиси дзюгоге (тяжелое машиностроение, судостроение и др.)

– Исикавадзима - Харима дзюгоге (тяжелое машиностроение и судостроение)

– Кавасаки дзюгоге (металлургия, машиностроение)

– Мицубиси касэй (химическая промышленность)

– Кубота сэйсакусе (электротехническая промышленность)

– Теета, Ниссан (автомобильная промышленность).

В 1990 г. 74 японские корпорации находились среди 300 крупнейших неамериканских корпораций. Шесть японских корпораций входили в состав 50 крупнейших корпораций мира.

Отдельным японским гигантам удалось занять ведущие позиции в соответствующих отраслях на международном уровне. Например, Син ниппон сэйтэцу – лидер в металлургической промышленности. Объем продаж «Син ниппон сэйтэцу» в два раза превышает продажи второй по величине металлургической корпорации «Ниппон кокан».

В автомобильной промышленности борьба между концернами «Тойота» и «Ниссан» завершилась в пользу «Тойота». Два концерна производили 60, 8 % всех легковых автомобилей, из них «Тойота» – 35, 3 %.

В тяжелом машиностроении и судостроении ведущие позиции занимает «Мицубиси дзюкоге», чья выручка от продаж в 2,2 раза больше, чем «Исикавадзима – Харима дзюгоге» (второй по величине корпорации этой отрасли) и в 2,5 раза больше, чем «Кавасаки дзюгоге».

Лидером обычно становится корпорация с наибольшим весом на рынке и наименьшими издержками. Низкие издержки производства позволяют корпорации – лидеру присваивать часть прибавочной стоимости создаваемой в других предприятиях.

В черной металлургии лидером является концерн «Син ниппон сэйтэцу». До его образования «лидерство в ценах принадлежало» «Явата сэйтэцу», вошедшему в 70-х годах в «Син ниппон сэйтэцу».

Однако не все другие крупные корпорации постоянно следуют лидеру. Вторая по величине металлургическая корпорация «Ниппон кокан» ориентируется на цены, устанавливаемые лидером. Две другие «Сумитомо киндзоку» и «Кавасаки сэйтэцу» нередко вступают с ним в конкурентные отношения.

Электротехнический концерн «Хитати сэйсакусе» – крупный производитель теплоэнергетического оборудования, электроники, средств автоматизации, информационной и ракетно-космической техники, химических материалов

Особую активность проявляют японские промышленные компании в Новых Индустриальных странах (НИС) Азии – Южной Корее, Тайване, Гонконге, Сингапуре. Причем созданные здесь предприятия химической, металлургической, пищевой, швейной промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьезными конкурентами японских фирм.

Финансовые центры.

Современная кредитно-финансовая система Японии включает различные виды кредитно-финансовых учреждений. В их число входят:

1) Центральный Эмиссионный Банк Японии.

2) 4 правительственных банка, в том числе Японский Банк развития и экспортно-импортный банк.

3) 13 коммерческих банка, так называемых городских.

4) 63 региональных, местных банка.

5)3 банка долгосрочного кредита.

6) 7 траст - банков

7) 1071 специализированный кредитный орган по финансированию мелкой и крупной промышленности (14,5%) и увеличение удельного веса готовой продукции (с 22 до 47,5 %).

Из коммерческих банков выделяются: «Фудзи», «Сумитомо», «Мицубиси», «Дайити-Канге», «Санва», «Мицуи».


Япония – это островное государство, которое расположено в северо-западной части Тихого океана. Отрасли промышленности Японии, несмотря на ее небольшую площадь, очень развиты. Большую роль в экономике страны играет автомобилестроение, робототехника, аграрная промышленность, образование и науки.

Сельское хозяйство

Японское сельское хозяйство является многогранным. Важной и основной частью сельского хозяйства является земледелие. Главной зерновой культурой является рис, но не обделены вниманием и другие зерновые культуры. Большим спросом пользуются также бобовые и чай.

Рис. 1. Возделывание риса в Японии.

Наиболее заметную роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. К сельскому хозяйству в Японии также относятся жемчужный промысел, морской промысел, рыболовство.

В стране восходящего солнца обрабатываемая площадь составляет 5,4 млн. га, а посевная площадь – в несколько раз больше. Это происходит по одной простой причине. Дело в том, что в некоторых районах снимают по 2-3 урожая в год.

Больше половины всей площади выделено под зерновые культуры, около 25% – под овощи, остальная земля занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом.

Поголовье крупного рогатого скота в стране достигает 5 млн. голов (половина из них – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн. голов).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Огромное значения в жизни японца играет рыба. Рис и рыба всегда входили в ежедневный рацион японца, что поспособствовало развитию рыболовства.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение – одна из главных отраслей специализации Японии. В стране хорошо развиты автомобильная и железнодорожная сеть. В о второй половине XX века автомобилестроение достигло небывалых высот и стало составлять основную часть статей японского экспорта.

Считается, что железнодорожный транспорт Японии – один из лучших в мире. В стране функционируют около 250 поездов скоростной линии «Синкансэн».

Робототехника

Развитие робототехники и электроники – одна из главных задач для государства. Япония – высокотехнологичная страна, где уже в 1980 году началось массовое производство роботов. В год в стране производится 60 тысяч роботов, половина из которых идет на экспорт.

Рис. 2. Робототехника Японии.

Металлургия

Металлургия остается важной отраслью в промышленности Японии. Бум в черной металлургии произошел в 60-70-ых гг. XX века. Сейчас эта отрасль переживает не лучшие времена. Однако страна по-прежнему остается одним из главных экспортеров стали, ежегодно отправляя на экспорт 25 млн. тонн.

В Японии крайне слабо развита добывающая промышленность, так как здесь мало полезных ископаемых. На Японских островах добывается небольшое количество угля, серы, ртути, серебра, меди, цинка, свинца, марганца, однако этого едва хватает на удовлетворение самых скромных нужд местных жителей. Япония очень бедна и нефтью, там ее практически нет. единственное, что имеется в достаточном количестве, – это известняк, доломит, пирит, кварцевый песок.

Рис. 3. Добыча угля на Японских островах.

Что мы узнали?

По уровню социально-экономического развития Япония относится к постиндустриальному обществу. Хотя важнейшей сферой японской экономики остается промышленность, значение непроизводственного сектора растет опережающими темпами, особенно в области финансов, сферы обслуживания, научных исследований. В Японии основными отраслями промышленности являются робототехника, автомобилестроение, сельское хозяйство и металлургия.

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью. Несмотря на её небольшую территорию, в Японии производится до 12% мировых промышленных товаров. Ведущими отраслями японской экономики являются производство материалов и приборов на основе современных высоких технологий.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР. Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС. Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии. Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии. В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Металлургия Японии

Одной из важнейших отраслей специализации Японии является черная металлургия, переживавшая свой бум в 60-70х годах 20 века, на фоне увеличивавшихся размеров строительства. Однако, после кризиса 80х годов черная металлургия в Японии идёт на спад и сейчас переживает не лучшие свои времена. Несмотря на это, Япония остается одним из крупнейших мировых экспортеров стали, ежегодно экспортируя больше 25 млн тонн.

Своих минеральных запасов в Японии нет, поэтому черная металлургия ориентирована на импортное сырье: руда завозится из Индии, Австралии и ЮАР, а коксующийся уголь из Австралии, США и Канады, из-за чего большинство металлургических предприятий расположены в прибрежных районах в непосредственной близости от крупных грузовых портов. Даже несмотря на отсутствие собственного сырья, металлургия в Японии достигла небывалых высот, во многом благодаря автоматизации, а также большому количеству инвестиций в научно-техническое развитие. Сейчас основной перспективой развития отрасли является снижение энергозатрат и более эффективное использование железных руд, что позволит уменьшить зависимость страны от импортного сырья.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”. Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие. Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет. Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли. Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику. До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью. Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.

Судостроение

Как в островном и высокотехнологичном государстве, в Японии развито и судостроение. Самыми известными японскими судостроительными компаниями являются Митсубиси и Сасебо, имеющие множество верфей, расположенных в основном на побережьях Японского моря и Тихого океана. Это развитые и технологичные предприятия, однако в последнее время им приходится уменьшать свои производственные мощности, так как с 80х годов прошлого века спрос на суда в мире падает. В настоящее время успешное существование судостроительных предприятий обеспечивают многочисленные заказы ВМФ Японии.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения. Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица. Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики.

Химическая промышленность

Благодаря высокому уровню развития технологий, важной отраслью в японской экономике является химическая промышленность. Большой сдвиг она получила в 60х годах вместе с энергетикой тогда начала активно развиваться нефтехимия, основанная на отходах нефтегазовой отрасли. Сейчас японская химическая промышленность по объемам производства располагается на втором месте в мире и первом в Азии. Лидерами индустрии являются концерны «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл» а также множество других.
Самыми развитыми отраслями химической промышленности остаются нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. Так же как и в других областях, японское руководство обращает внимание на наукоемкость и технологичность перспективной отраслью считается биохимия. К ней относится разработка и производство лекарственных препаратов и удобрений. Из-за проблем с экологией в стране принимаются меры к ограничению вредного воздействия химической промышленности на природу, для чего также используются передовые технологии.Большую роль играет японская химическая промышленность и в экспорте: японские медикаменты, бытовые и промышленные химикаты, волокна и косметические изделия экспортируются по всему миру.

Лёгкая промышленность

Традиционно лёгкая промышленность в Японии всегда находилась на высоком уровне развития и отличалась своей аутентичностью. В стране до сих пор сохранились такие традиционные производства как шелкопрядение и керамика. Однако, с развитием технологий специализации японской лёгкой промышленности сильно изменились. Теперь большая часть производства осуществляется на крупных предприятиях, а самыми развитыми отраслями лёгкой промышленности являются хлопчатобумажная и шерстяная, обе работают на импортном сырье, на закупку которого ежегодно тратятся очень большие суммы. Специализацией Японии остаётся и керамика благодаря богатым запасам глин и многовековым традициям их обработки, до 75% производимой продукции эффективно экспортируется. В Японии существует несколько известных центров керамической промышленности, расположенных, как правило, вблизи месторождений, таких как Сэто и Нагоя.

Пищевая промышленность Японии

Пищевая промышленность Японии функционирует в основном на импортном сырье, так как чтобы производить собственное у страны нет возможностей и ресурсов. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. Средний объём потребительской корзины в Японии в последнее время растёт, а также наблюдается спрос на органические продукты и здоровое питание.