Лукашенко не вечен: у России есть несколько планов по захвату Беларуси. Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Беларусь будет пытаться балансировать между двумя центрами: Западом и Россией. Хотя это балансирование и несимметричное. Связей по различным направлениям с Россией гораздо больше, чем с Западом. Однако я считаю, что Беларусь будет продолжать дистанцироваться от России и искать точки опоры на Западе.

Попытка усидеть на двух стульях продолжается уже два года и будет продолжаться дальше.

Неизвестно, какой стул окажется крепче. Но по итогам прошлого года доля России по влиянию на экономику Беларуси возросла еще больше, а доля Запада, наоборот, уменьшилась. Сейчас страна развивается по социально-экономической модели, которая не позволяет пока ничего резко менять.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– «Поворачиваться» Беларусь в 2017 году будет в ту сторону, где больше всего «пахнет» деньгами. До сих пор самый сильный запах денег шел с Востока, из России. Но теперь РФ сама переживает кризис, поэтому получать деньги оттуда станет труднее.

Ситуация сейчас крайне сложная. Белорусские власти будут искать все возможные источники финансирования. А Запад – это еще один потенциальный источник, который, возможно, и не принесет той прибыли, на какую рассчитывают власти.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

– Паварот на Усход, які працягваецца ўжо 20 гадоў, зараз дае негатыўны эфект. Таму што ў Расіі цяпер таксама не самы лепшы час. І адносіны з Еўрасаюзам, мабыць, атрымаюць нейкае паляпшэнне. Развівацца гэтыя адносіны будуць і далей. ЕС аказвае эканамічную дапамогу Беларусі, спрабуе неяк падтрымаць дзяржаўную самастойнасць.

Але не трэба спадзявацца на тое, што еўрапейскія палітыкі, са сваі мі шматлікімі праблемамі, будуць моцна займацца праблемамі Беларусі. Цяпер наог ул трэба спадзявацца толькі на самога сябе.

Об отмене виз для западных стран и активной белорусизации

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Отмена визового режима для США и стран ЕС - это попытка найти новые механизмы экономического развития, потому что приток туристов в любую страну - это важный экономический фактор. В Беларуси эта сфера пока развита слабо. П оэтому отмена визового режима - это попытка властей привлечь туристов в страну, чтобы они здесь оставляли свои деньги. Можно еще назвать это попыткой найти новую отдушину для бюджета, для развития экономики.

Что касается активной беларусизации, то это попытка сформировать хоть какую национальную идентичность. Эта тема стала очень важной после того, что произошло с Крымом.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– Безвизовый режим - это попытка властей привлечь туристов. Тут мы, конечно, лет на 15 опоздали. Но опыт украинцев в этом вопросе показывает, что безвизовый режим оправдывает себя. Туристы приезжают и оставляют деньги. Да и дорогостоящие отели, построенные к чемпионату мира по хоккею, нужно кем-то заполнять. Сейчас они заполняются процентов на 15. А разве этого достаточно? И власти понимают, что западные туристы едут в Беларусь с деньгами, что они будут оставлять деньги здесь. Важно только создать более удобные условия для этого. И безвизовый режим - это, надо сказать, достаточно удобно. Также я считаю, что здесь есть некий политический аспект. Ведь чем больше европейцев будет в Беларуси, тем больше возможностей для нашей оппозиции продвигать свои идеи.

А вот насчет белорусизации, то я бы не назвал ее активной. Она, скорее, мягкая такая, фрагментарная. Лукашенко понимает, что он теряет часть электората, и пытается хоть как-то его вернуть или найти новых людей, которые к нему относятся хотя бы нейтрально.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

Адмяніць візавы рэжым трэба было ўжо даўно. Дастаткова толькі глянуць на Львоў – і ўсё становіцца зразумела. Вялікая колькасць турыстаў дазваляе сцвярджаць, што адмена платных віз мае свае вынікі .

Але ш мат чаго залежыць ад таго, колькі турысту трэба заплаціць за побыт у якой-небудзь краіне. К алі раней віза каштавала вялікія грошы, ніхто асабліва не жадаў ехаць у Беларусь.

Калі гаварыць аб беларусізацыі, то ніякай актыўнасці я ў гэтым плане не бачу. Калі па краіне будзе хаця б 50% беларускамоўных школ, тады можна будзе сказаць, што вось цяпер беларусізацыя сапраўды актывізавалася .

Что ждет Беларусь в 2017 году

Валерий Карбалевич, политический эксперт:
– Один из главных вопросов, которые будут решаться в этом году, - как отдать государственный долг, который с каждым годом увеличивается. Экономика - это главный фактор, который влияет на жизнь белорусов.

Но на мой взгляд, в 2017 году кризис будет продолжаться. И лучше в ближайшее время не станет. Потому что модель поведения Беларуси в экономике не эффективна и зашла в тупик. Ее надо менять, но власти не хотят этого делать. Потому что такая модель - это оптимальная форма, позволяющая эту самую власть удержать.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– То, что будет в 2017 году, предсказать трудно. Есть два сценария: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты считают, что власти будут разворачиваться в сторону Европы, и пойдут на какие-то серьезные уступки.

Пессимисты указывают на внутренние и внешние риски. Внешние риски - это угроза со стороны России, ее присутствие в Беларуси в экономическом и военном плане. Можно также утверждать, что «молочные», «газовые» и «нефтяные» войны между нашими странами будут продолжаться и дальше.

А внутренняя ситуация может усложниться до такой степени, что я не исключаю полной остановки работы многих крупных заводов. Мне кажется, не за горами бунты озлобленных людей, которым просто не за что жить.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:
– Мы не можам прагназаваць нешта канкрэтнае. Рашэнні ў нашай краіне прымаюцца даволі закрыта, таму сказаць дакладна аб тым, што будзе, нельга. Аднак крызіс, які цягнуўся весь 2016 год, будзе працягвацца і далей.

Нішто не гаворыць аб тым, што нас чакае нейкае паляпшэнне ў бліжайшы час – мы бачым, што эканамічныя канфлікты памі ж Беларуссю і Расі яй працягваюць разгарацца . Усе гэта накладаецца на ўнутраны эканамічны крызіс. П ростым людзям будзе цяжка. Таму простыя людзі павінны больш часу і ўвагі аддаваць абароне сваіх правоў.

Международный валютный фонд прогнозирует, что в 2019-20 годах в случае нестабильности на зарубежных рынках Беларусь не справится с выплатами долгов, говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук. Что это вообще такое - дефолт, насколько вероятно, что он случится и к чему нам готовиться? Станислав Ивашкевич предлагает разобраться.

В этом году внешний долг нашей страны достиг рекордной отметки в истории - более $ 15 млрд, или около 40% от ВВП. Евразийский фонд стабилизации и развития объясняет: внешний долг начал расти в геометрической прогрессии после 2006 года, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста.

«Возможности экстенсивного роста (за счет увеличения количества продукции), были исчерпаны еще до 2006 года. Далее роста можно было достигать только административной мобилизацией ресурсов при одновременном наращивании долгового бремени», - говорит Алишер Мирзоев, директор проектов стабилизационных кредитов.

Кстати, формальный внешний долг правительства, который публикует Нацбанк и перепечатывают СМИ, - лишь часть государственной задолженности. На самом деле туда входит еще внутренний долг, номинированный в иностранной валюте, а также кредиты госпредприятий, где доля государственной собственности составляет более половины.

«В общей сложности этот долг приблизился к 60% от ВВП, - говорит Александр Чубрик, директор исследовательского центра «Институт приватизации и менеджмента». - Когда мы говорим, что в Японии долг 200%, то, во-первых, он отчасти, внутренний. Во-вторых, он очень долгосрочный, и, в-третьих, очень дешевый, нам такой просто не снился. Поэтому, получается, для них 200, это, может, лучше, чем для нас 60».

Куда пошли все эти деньги?

До 2015 года они расходовались на:

1) удержание высокого курса рубля, который был под постоянным давлением вследствие того, что Нацбанк стимулировал экономику напечатанными деньгами.

2) на государственные модернизационные проекты, которые, в подавляющем большинстве, однако, оказались непросчитанными и провальными.

Среди прочего, белорусские предприятия деревообработки или, например, цементного производства, на модернизацию которых государство потратило по миллиарду долларов (преимущественно китайских кредитов), могут производить в разы больше продукции, чем раньше, но себестоимость этой продукции - неконкурентная. В результате они простаивают или работают с убытками, продолжая сжигать иностранную валюту, которую правительству снова приходится одалживать.

«У нас проблема в том, что даже не долги государства очень дорогие, а долги предприятий, так как они набрали много долгов», - добавляет Александр Чубрик.

Сейчас выплаты по одним только процентам за набранные кредиты составляют более 2% от валового внутреннего продукта. Это - каждый 8-й бюджетный рубль, который идет не на возвращение старых долгов, а на удержание уже набранных. Если бы в этом году мы выплатили сами хотя бы проценты по набранным кредитам, то вместо того, чтобы вырасти на 1,5%, белорусская экономика приблизительно настолько же упала бы.

В 2007 году, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста, власти Беларуси продолжили иллюзию ее развития за счет иностранных займов.

Теперь, когда государственный долг достиг почти 60% процентов ВВП, отечественная экономика не справляется с тяжестью процентов по набранным кредитам, и внешний долг ежегодно увеличивается уже просто для того, чтобы кормить себя. Скатывание такого снежного кома рано или поздно должно закончиться дефолтом.

Что такое дефолт?

Дефолт, это когда страна не способна вовремя сделать актуальные выплаты по своим долгам. Как только страна объявляет дефолт, она начинает экономить на выплатах иностранных займов, но по крайней мере временно теряет возможность делать новые.

«Можем взять, например, Аргентину. Аргентина объявляет дефолт, ее банки не могут вовлечь финансирование и не могут выполнить своих обязанностей по тем депозитам в валюте, которые у них есть», - приводит пример Дмитрий Крук, экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра.

Непосредственными последствиями дефолта станет резкая девальвация и рост цен, так как Нацбанк будет вынужден печатать рубли, чтобы закупать дефицитную валюту внутри страны на оплату критического импорта: топлива, пищи, медикаментов. Многие предприятия будут временно неспособны закупать за границей оборудование, что приведет к закрытию многих заводов и резкому скачку безработицы.

«Это, скорее всего, приведет к снижению ВВП, снижению зарплат, к снижению социальных платежей», - считает Дмитрий Крук.

Непосредственную опасность дефолта власти осознали в 2015 году, когда доходы бюджета упали - вследствие падения экономики, а расходы для содержания валютного долга, наоборот, резко увеличились - за счет девальвации рубля. С того момента власти решили взять курс на сокращение внешнего долга.

В 2016 году внешний долг, впервые за многие годы, снизился. Правда, всего на 0,5%. И, чтобы достичь этого, то есть выплатить самостоятельно проценты по долгам, плюс погасить всего полпроцента самого долга, властям пришлось урезать на целых семь процентов все остальные бюджетные расходы. Это стало одним из важных причин прошлогоднего падения экономики, зарплат и занятости.

«На 7% снизить бюджетные расходы за шесть лет это просто - нечеловечески много», - говорит Александр Чубрик.

В этом году власти от идеи погашения долга, похоже, уже отказались, так как резать бюджетные расходы, по большому счету, больше не за счет чего. Реалистичная задача, исходя из статистики, стоит в том, чтобы хотя бы максимально замедлить рост задолженности.

«Этот долг набирается для того, чтобы мы остались в состоянии стагнации, а не продолжили падение», - говорит Леонид Фридкин, шеф-редактор «Экономической газеты».

Специалисты подчеркивают: сейчас стоимость внешнего долга для Беларуси - приблизительно вдвое ниже рыночного - менее 4% годовых, в среднем, за счет льготных кредитов от России, Евразийского фонда стабилизации и развития и Китая.

«Еврооблигации для нас - достаточно дорогие. Но мы получаем льготные кредиты от России и ЕФСР, поэтому средняя эффективная ставка для нас - не такая большая», - говорит Фридкин.

Если Россия будет продолжать поддерживать Минск такими кредитами, то дефолта можно избегать еще много лет, даже не проводя реформ. Но, отмечают специалисты, льготы со стороны Кремля поступают не бесплатно. С каждым годом Кремль требует от Беларуси все новых уступок в деле экономического и политического суверенитета.

«Начиная от военной базы, которую Беларусь крайне не хочет размещать на своей территории и пока этот вопрос якобы закрыла, но он может возникнуть позже. Во-вторых, лакомый кусочек - калий», - говорит политолог Андрей Елисеев.

По словам экономиста Дмитрия Крука, следующий раунд торговли за продолжение российских льгот для Минска ожидается в 2019-2020 годах, когда Беларусь ожидают новые пиковые оплаты госдолга, которые предстоит рефинансировать. Тогда у существующих властей останутся два варианта: или перейти на рыночные условия кредитования, которые в два раза дороже - реальная угроза дефолта тогда может наступить уже в 2021-2022 году. Или согласиться на требования Кремля, потеряв критические элементы военного, политического или экономического суверенитета.

«В рамках того же Евразийского экономического союза, который сейчас представляет экономическое интеграционное объединение, но может приобрести черты политического», - добавляет Андрей Елисеев.

Правда, гипотетически, страна могла бы выплачивать долг и сама, не жертвуя при этом независимостью. Но это потребует шагов, на которые существующие власти Беларуси не решатся, полагают опрошенные нами специалисты.

«Это - очень глубокие институциональные изменения в экономике, изменения системы стимулов, изменения системы экономических отношений в национальной экономике», - говорит Дмитрий Крук.

Стоит отметить, что история знает пример, когда и нереформированная социалистическая экономика приближалась к дефолту, но потом выплатила все свои иностранные долги сама - за счет чрезвычайных мер бюджетной экономии. Это - Румыния времен правления там диктатора Николае Чаушеску. Но эти меры привели к такому падению уровня жизни обычных граждан, что в результате Чаушеску свергли и расстреляли вместе с женой.

Поэтому, полагают опрошенные нами специалисты, Лукашенко будет проводить политику более мягкой бюджетной экономии, которая не позволит сокращать задолженность, но замедлит приближение к дефолту.

В ближайшие год-два дефолта не предвидится. Благодаря льготным кредитам с востока цена государственной задолженности Беларуси за последние два года существенно снизилась и составляет сейчас приблизительно половину от рыночной. Поэтому сейчас наша страна способна выплачивать половину процентов за внешний долг сама. Вторую половину процентных платежей приходится все равно покрывать за счет новых займов, то есть государственный долг все равно растет, но гораздо медленнее, чем до сих пор. Час X, однако, может наступить через 2-3 года, если Минск будет договариваться с Москвой о продолжении условия кредитования. Если власти Беларуси не согласятся на уступку критических элементов независимости страны, то нас ожидает если и не сразу дефолт, то болючие экономические потрясения.

Станислав Ивашкевич, АХ

С недавних пор в СМИ стала просачиваться отрывочная информация о планах властей по развитию экономики в будущем году.

Список предсказаний и должности штатных ванг внушают трепет и уважение. banki24.by собрались с духом и проанализировали перлы чиновничьей мысли.

16 августа состоялось заседание президиума Совмина. На заседании ответственные лица обсуждали, в какой реальности будет жить страна в 2018 году. Премьер-министр Андрей Кобяков сообщил, что правительство и Нацбанк собираются передать на утверждение главе государства 7 важнейших параметров прогноза.

В целевом варианте прогноза ВВП Беларуси вырастет на 3,4%, производительность труда - на 2,8%. И это удивительная вещь. Объясняем, почему так.

Согласно прогнозу на 2017 год ВВП должен увеличиться на 1,7%, производительность труда - на 1,8%. Это логично: прогноз предусматривает уменьшение числа занятых в экономике.

В прогнозе на 2018 год все поставлено с ног на голову. При росте ВВП на 3,4% и производительности на 2,8% занятость в экономике должна увеличиться на 0,6%.

Но дело в том, что в белорусских условиях это что-то невообразимое. Занятость в экономике Беларуси непрерывно падает с июля 2011 года. С июня-2011 по июнь-2017 количество занятых обвалилось на 351,5 тыс. человек!

Откуда вдруг при нынешней демографии у нас возьмутся «лишние» занятые? Вариантов может быть несколько.

Во-первых, власти могут начать массированное привлечение иностранной рабочей силы (например, из Китая).

Во-вторых, есть вероятность, что самыми жесткими методами будет претворяться в жизнь новая версия декрета о «тунеядцах». Возможно, власти серьезно рассчитывают принудить к труду сотни тысяч людей. Ну и в-третьих вероятен некий микс из названных выше методов.

Другие толкования, откуда появятся новые занятые (кроме поименованных), пока выглядят слишком уж фантастично.

Внушает опасения упоминание о прогнозе по инвестициям в основной капитал. По задумке властей, инвестиции в основной капитал превысят ожидаемые инвестиции 2017 года на 6,8%.

Прогнозный показатель по инвестициям не включался в указы президента уже несколько лет. И это отнюдь не случайно. Именно инвестиционная накачка со стороны государства до кризиса приводила к вытеснению частных инвестиций и стимулировала рост импорта со стороны предприятий. Мало для кого является секретом, что продукция белорусских производителей по большей части крайне импортоёмка.

В свою очередь, перекосы в экспортно-импортном балансе приводили к образованию дыр во внешней торговле. Раньше эти дыры власти закрывали через новые долги.

Но к текущему моменту размер долга угрожает выйти за максимально допустимые пределы. Значит из радикальных средств решения проблемы с чрезмерными инвестициями остается лишь девальвация белорусского рубля. Не исключено, что именно таким путем будут достигнуты рост экспорта на 6% и «практическая сбалансированность» внешней торговли.

В 2018 году Беларусь останется инвестиционной пустыней. По официальному прогнозу прямые иностранные инвестиции на чистой основе составят лишь 1,45 млрд USD. Для сравнения: прогноз на 2017 год составляет 1,4 млрд USD, на 2016 год был равен 1,35 млрд USD, на 2015 год - 1,875 млрд USD, на 2014 год - 2,5 млрд USD.

Ни одна из оценок властей за последние годы не оправдалась: инвестиций было еще меньше, чем думали привлечь в правительстве. Под угрозой срыва находится и прогноз на 2017 год. Это немудрено: поступления от продажи госимущества не первый год почти нулевые, а брать на себя заводы-банкроты зарубежные инвесторы не спешат.

Интересна оценка инфляции. Почему-то власти не собираются снижать ее темпы по сравнению с 2017 годом. В правительстве и Нацбанке считают, что до конца года инфляция не выползет за границу в 7%. Однако тот же ориентир они ставят себе и на 2018-ый.

По какой причине может прекратиться замедление инфляционных процессов? Например, из-за смягчения денежно-кредитной политики НБРБ или за счет наращивания бюджетных расходов Минфином.

К слову, Минфин отчего-то не раскрыл оценку прироста расходов бюджета в 2018 году по отношению к ожидаемому исполнению за 2017-ый. Есть только процент по доходам. Доходы республиканского бюджета в будущем году вырастут на 6,2%.

Этот процент весьма примечателен. При сохранении инфляции на уровне 7% по сути власти нацелены лишь на сохранение реальных доходов бюджета на уровне 2017 года. И это в лучшем случае. Сейчас дефлятор ВВП, с помощью которого номинальные доходы бюджета переводятся в реальные, больше потребительской инфляции. Поэтому, если все так и останется, нас ждет сокращение реальных доходов бюджета.

Конечно, есть оговорка, что проект бюджета спланирован исходя из консервативной оценки роста экономики - на 1,1–1,2%. Поэтому рост реальных доходов бюджета возможен, но при условии 3%-ой прибавки к ВВП.

Изрядно привносят беспокойства и недавние заявления по «удержанию» размера зарплаты на уровне декабрьской сразу после Нового года. Падение январской зарплаты по отношению к декабрьской на 10–12% - естественный процесс в нашей экономике. Если предприятия принудят выплачивать сверхвысокую зарплату еще и в «мертвый» зимний сезон, ни к чему хорошему это не приведет. Уж на внутреннем валютном рынке так точно.

Впрочем, может так статься, что планов громадье окажется имитацией бурной деятельности, а чиновники просто следуют заветам времен Петра I. Ведь с подачи императора известно, что подчиненный перед начальством должен иметь вид лихой и придурковатый, чтобы разумением своим не смущать его.

До конца года остаются считанные недели, а по вопросу экономических перспектив Беларуси в 2018-м мнения расходятся. Всемирный банк предположил, что в будущем году сохранятся низкие темпы роста, а правительство, напротив, заявило, что экономика будет ускоряться. Впрочем, эксперты сомневаются, что в 2018 году Беларусь ждет светлое будущее.

Оптимизм правительства никто не разделяет

В конце ноября Центр развития Высшей школы экономики России провел опрос среди экономистов 11 авторитетных организаций, которые попытались оценить перспективы белорусской экономики. Консенсус-прогноз, с результатами которого ознакомился БелаПАН , показал редкое единодушие.

Экономисты банков Беларуси и России, а также девяти исследовательских организаций сошлись во мнении, что в 2018 году рост ВВП Беларуси будет находиться в районе 2%. Заметного ускорения белорусской экономики эксперты не ждут.

Так, например, эксперты Венского института международных экономических исследований ожидают, что рост ВВП Беларуси по итогам 2017-го составит 2%, по итогам 2018-го - 2,3%. Экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка» предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2017-2018 годы сложится на уровне 1,9% и 2,1% соответственно.

Всемирный банк придерживается такого же мнения. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, который был представлен в Минске на прошлой неделе, рост белорусской экономики останется низким в ближайшие годы (в 2017-м -1,8%, в 2018-м - 2,1%, в 2019-м - 2,4%).

«Мы хотели бы, чтобы белорусская экономика росла быстрее. Это возможно в том случае, если будет проводиться осторожная макроэкономическая политика и будут реализовываться структурные реформы, которые позволят повысить эффективность белорусской экономики» , - заявила на прошлой неделе в Минске старший экономист Всемирного банка Галина Андронова-Винцелет , отвечая на вопросы БелаПАН.

Расширение частного сектора в экономике, повышение качества управления госпредприятиями, эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов внутри страны может позволить ускорить темпы экономического роста, считает страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук .

«Однако если перечисленные изменения будут происходить, положительный эффект от них мы увидим только в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе, на 2018 год, наиболее вероятный сценарий, который мы ожидаем, предполагает рост ВВН Беларуси на 2,1% », - отметил Кирилл Гайдук в беседе с корреспондентом БелаПАН .

Обращает на себя внимание тот факт, что пока и долгосрочные ожидания экспертов практически не отличаются от краткосрочных. К слову, все 11 организаций, которые приняли участие в упомянутом опросе Центра развития Высшей школы экономики России, высказались в пользу того, что до 2021 года темпы роста ВВП Беларуси не превысят 2,5%.

Ранее эксперты неоднократно подчеркивали, что низкие темпы роста в долгосрочном периоде чреваты отставанием Беларуси от развитых и даже соседних европейских стран.

Однако белорусское правительство куда более оптимистично смотрит на перспективы страны. На прошлой неделе премьер-министр Андрей Кобяков заявил о том, что в нынешнем году власти ожидают рост ВВП на 2%, а уже в следующем - на 3,5%. Сбудутся ли планы властей?

Страховка от дурака

По мнению наблюдателей, существует несколько ограничителей, которые не позволяют экономике Беларуси расти быстрее 2% в год.

«Последние официальные и неофициальные прогнозы говорят о том, что темпы роста экономики России, которая является нашим основным торговым партнером, в 2018 году не превысят 2%. Поэтому верить в то, что Беларусь сможет расти в будущем году быстрее, чем основной торговый партнер, вряд ли стоит» , - считает экономист Антон Болточко .

По его мнению, известные внешние факторы и отсутствие серьезных изменений внутри страны указывают на то, что потенциал роста белорусской экономики в 2018 году будет явно ограничен.

«Принятый декрет о предпринимательстве и ожидаемый декрет о цифровизации экономики вряд ли окажут серьезное влияние на динамику ВВП» , - полагает Антон Болточко.

Рост ВВП Беларуси в 2018 году, прогнозируют эксперты, будет во многом зависить от динамики белорусского экспорта.

«При благоприятной внешней конъюнктуре мы будем видеть рост экономики на 2-2,5%. Если экспорт станет стагнировать, рост экономики будет приближаться к нулю» , - предполагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

С учетом этого эксперты приходят к выводу, что заметного ускорения белорусской экономики в 2018 году можно будет добиться только искусственным образом.

«Искусственное стимулирование экономики в краткосрочном периоде может привести к ускорению темпов экономического роста. Однако такая политика чревата возникновением серьезных проблем в будущем», - полагает Кирилл Гайдук.

Впрочем, как считают экономисты, возможности использовать административный ресурс для ускорения экономики у властей крайне ограничены.

По мнению экспертов, главное отличие сегодняшних реалий от предыдущих лет, когда искусственно стимулировался рост экономики, состоит в том, что Беларусь теперь придерживается плавающего обменного курс. Действующий режим курсообразования экономисты неформально называют «страховкой от дурака».

«Административное стимулирование экономики за счет разогревания внутреннего спроса достаточно быстро приведет к росту цен и ослаблению обменного курса рубля. Естественно, этого допускать никто не хочет. Поэтому можно сказать, что нынешний режим курсообразования - это страховка от чрезмерного использования административного ресурса в экономике» , - отмечает Дмитрий Крук.

Белорусские экономисты предупреждают, что потенциальные угрозы для валютного рынка уже формируются, и лить масло в огонь точно не стоит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что по итогам трех кварталов 2017 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. По итогам года с учетом наблюдаемой тенденции дефицит счета текущих операций может превысить показатель прошлого года, считают экономисты Исследовательского центра ИПМ.

«Если административно наращивать инвестиционную активность и зарплаты, это выльется в увеличение импорта и спроса на валюту, приведет к автоматической корректировке плавающего курса белорусского рубля. Поэтому никакого административного стимулирования инвестиций и зарплат быть не должно. Макроэкономическая стабильность, которую мы наблюдаем, сейчас достаточно хрупкая» , - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

сказал, что 21 век станет переломным во многих отношениях. Решающими же для всего мира станут ближайшие 10 лет.

Астролог не исключил Третью мировую войну, в которой если и будут какие-то лидеры, то ими окажутся радикальные мусульмане. С 2014 по 2018 г. военные действия могут развернуться на Кавказе и в Средней Азии.

Глоба рассказал, что экономический союз России, Казахстана и Беларуси не только выстоит, но и укрепится, хотя будут попытки его развалить. Позже образуется «не просто единый экономический союз, а как Евразийский союз», в который войдут почти все республики СССР, почти все страны Восточного Блока и даже Греция и Монголия. Создать такое огромное и стабильное пространство удастся лет через 25-30, но только при условии, что в эти планы не вмешается, опять же, Третья мировая война.

Украину, по мнению астролога, светлое будущее ждет только в союзе с Россией и только при будущем президенте. А вот Беларусь ждет государственный переворот.

Как сказал Глоба, «Лукашенко будут пытаться сместить в течение двух лет, будут две попытки переворота, страшное экономическое давление».

Ясновидящая Галина Багирова заглянула в будущее и увидела неприятности для правительства Беларуси в 2014 году. Об этом и другом она рассказала в интервью азербайджанской газете«Эхо» в декабре 2013 г.

На вопрос «Произойдет ли в каких-либо странах смена власти?» она ответила:

«В Украине в новом году наступит спокойствие. А вот уже в дальнейшем возможна постепенная смена власти. После этого Россия наладит тесные дружеские связи с этой страной и не допустит ее разделения на две части. Еще раньше смена некоторых представителей власти может произойти в правительстве Беларуси. Вызвано это будет политическими волнениями ».


Читать полностью:http://naviny.by/rubrics/society/2013/12/31/ic_articles_116_184107/

В декабре 2010 года Галина Багирова описала человека, который сменит Лукашенко через три года. «На его место встанет совершенно другой человек. Он даже внешне другой. Он помоложе, внешне у него не такие острые черты, у него более округлые черты лица, более интеллигентный человек», — сказала она тогда.

В недавнем интервью Naviny.by ясновидящая подтвердила описание будущего нового руководителя Беларуси, но опровергла срок ухода старого. Мол, журналисты как всегда напутали.

Предсказание Мавис.

В конце 1999 года, Мавис, которую называют «итальянской колдуньей», так высказывалась о предстоящей судьбе России и республике Беларусь:

"Крым будет в России, хотя для этого придется приложить усилия. Войны опасаться не следует, но политические осложнения из-за Крыма еще не так скоро закончатся... Россия перестанет озираться на Америку. Россияне поймут, что у них особенный путь, и не хуже. У Штатов... перспективы оставляют желать лучшего... Политическая система очень шаткая, поизносилась за столько времени, а отказаться от нее они не смогут еще до-о-олго, и за это им предстоит расплачиваться.

Никаких Президентов в России скоро не будет. Россия и Беларусь образуют одно государство с общим Правительством. Россияне, конечно, в нем будут доминировать, но из нынешних политических фигур мало кто останется при власти... ".

Искандер.

Прогноз событий на 2010-2025 гг. Искандера. (Прогноз от 2010 г.)

После военного конфликта между Россией и НАТО лишенные поддержки ослабевшего Евросоюза страны Балтики вновь просят протектората РФ. Вслед за ними подобные предложения выдвигают Беларусь , Украина, ряд Балканских государств. Появляется вероятность создания небывалой доселе конфедерации.


Владислав Шумов.

Предсказание протоирея Владислава Шумова из села Обухово Солнечногорского р-на Московской области (1.10.1996 г.):

В келью к Старцу Владиславу, незадолго до его кончины, был допущен мирянин Анатолий К., который сначала подумал, что Батюшка бредит. Но когда он явственно расслышал слова Старца Владислава - «...ядерный удар по Америке!..», он понял, что прозорливый Батюшка в это время созерцал грядущие апокалипсические события.

Еще отец Владислав рассказывал:

— Будет в России такая война: с запада — Немцы, а с востока - Китайцы!

— Южная половина Китая будет затоплена водами Индийского океана. И тогда Китайцы дойдут до г. Челябинска. Россия же объединится с монголами и погонят их назад.

— Когда Китай пойдет на нас, тогда будет война. Но после того, как Китайцы завоюют г. Челябинск, Господь их обратит в Православие.

— Война России с Германией будет начинаться опять через Сербию.

— Всё будет в огне!.. Большие грядут скорби, но Россия в огне не погибнет.

Белоруссия сильно пострадает. Лишь только тогда Белоруссия объединится с Россией А вот Украина тогда же не станет объединяться с ними; и затем еще немало наплачется!

— Турки будут опять воевать с Греками. Россия же будет Грекам помогать.

— Афганистан же ожидает бесконечная война...

Старец Владислав говорил и о том, к чему неизбежно приведут все эти события:

О будущей войне России с Китаем:


Теперь я видел снова свое изображение на темном заднем плане, все же, задний план становился постепенно прозрачным и я увидел над ним Россию на географической карте. Части России горели. На западе страны, возможно, также на территории смежных государств - Белоруссия, Украина, была красная лужа крови , которая покрывала карту полностью, но до Германии не достигала. Польша восточнее также не была затронута кровью. На востоке России было огненно-красное животное, оно выглядело так, как один из этих драконов в китайских ресторанах. Оно направило его морду на запад и отступало смущенно, но агрессивно и непредсказуемо медленно назад; между тем оно выплевывало огонь, так что нельзя было приближаться к нему с запада, чтобы с ним сражаться. Там я увидел, как внезапно из Китая кидают длинный меч, который воткнулся этому животному без предварительного предупреждения в живот. Животное стало слабее вследствие этого и потускнело, в то время как оно лежало, умирая...."

"Иногда я видел еще цифровые обозначения годов, но они были размыты. Я только достаточно уверен, что этот футбольный матч - это был снова мир! -произойдет в 2012 году. В связи с войной я видел сначала число‚ 2029, однако подумал затем, что это нелогично, так как футбольный матч происходил уже в 2012 году. На том числе тускнели средние числа и я видел 2... 9. То, что было между ними, я не мог вынести суждение, но это было определенно что-то с девяткой в конце, я точно не смог понять, что это в середине».