Настоящее пособие подготовлено в полном соответствии с программой курса «Налоги и налогообложение» - одной из важнейших учебных дисциплин при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере. В краткой и лаконичной форме автор излагает содержание всех основных тем курса, при этом уделяя внимание основным проблемам современного налогообложения.
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам высших учебных заведений.
Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.
Возникновение системы налогообложения связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление(военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях - служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок дли его создания.
СОДЕРЖАНИЕ
Принятые сокращения 6
Тема 1. Сущность налогов 8
1.1. Причины возникновения начетов и налогообложения 8
1.2. Понятие налогов и сборов 8
1.3. Экономическая сущность налогов 10
1.4. Функции налогов и их взаимосвязь 16
Тема 2. Налоговая система 17
2.1. Принципы налогообложения 17
2.2. Методы налогообложения 18
2.3. Классификация налогов 18
2.4. Особенности построения налоговой системы в России 21
2.5. Налоговый механизм 25
2.6. Участники налоговых правоотношений 27
Тема 3. Современная государственная натоптан политика 29
3.1. Налоговая политика государства 29
3.2. Основные тенденции и направления внешней налоговой политики в современном мире 30
3.3. Основные этапы налоговой реформы России 31
3.4. Налоговая политика России в условиях мирового финансового кризиса 34
Тема 4. Налогоплательщики, плательщики сборов и их представители 37
4.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов 37
4.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов 39
4.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора 41
Тема 5. Сборщики налогов и сборов 43
5.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях 43
5.2. Налоговые агенты 43
5.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора Налогов и сборов 46
Тема 6. Налоговая администрация Российской Федерации 47
6.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности 47
6.2. Организационные модификации налоговой администрации 48
6.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации 49
6.4. Состав, структура и полномочия налоговых органон 50
6.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации 56
6.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования 58
Тема 7. Установление н уплата налогов и сборов 60
7.1. Элементы налога и их характеристика 60
7.2. Способы уплаты налогов 62
7.3. Порядок исполнения обязанности по уплате налога ILFIH сбора..64
7.4. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 66
7.5. Порядок изменении срока уплаты налога и сбора 70
7.6. Налоговая отчетность 74
Тема 8. Формы и методы налогового контроля 76
8.1. Сущность» формы налогового контроля 76
8.2. Государственный налоговый учет 76
8.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль 78
8.4. Камеральный и выездной налоговый контроль 80
8.5. Административно-налоговый контроль 84
Тема 9. Налогово-проверочные действия налогового контроля 85
9.1. Истребование документов 85
9.2. Выемка документов и предметов 85
9.3. Проведение осмотра 86
9.4. Проведение инвентаризации 87
9.5. Проведение опроса 88
9.6. Проведение экспертизы 89
9.7. Осуществление перевода 91
Тема 10. Ответственность за совершение налоговых правонарушений 93
10.1. Общая характеристика налогового правонарушения 93
10.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения 94
10.3. Налоговые санкции 97
10.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения 98
10.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления 100
Тема 11. Федеральные налоги 104
11.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 104
11.2. Акцизы 107
11.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 111
11.4. Налог на прибыль организации 116
11.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 119
11.6. Водный налог 121
Тема 12. Федеральные сборы 123
12.1. Сбор за пользование объектами животного мира 123
12.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 124
12.3. Государственная пошлина 125
Тема 13. Региональные налоги и сборы 129
13.1. Транспортный налог 129
13.2. Налог на игорный бизнес 131
13.3. Налог на имущество организаций 133
Тема 14. Местные налоги и сборы 137
14.1. Налог на имущество физических лиц 137
14.2. Земельный налог 139
Тема 15. Специальные налоговые режимы 143
15.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 143
15.2. Упрощенная система налогообложения (УСН) 144
15.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности 145
15.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции 146
Приложение 147
Перечень полезных ссылок на Интернет-ресурсы 147
Перечень рекомендованной дополнительной литературы 147
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Налоги и налогообложение, Конспект лекций, Зрелов А.П., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Налоги и налогообложение
Преподаватель : Самоделко Людмила Сергеевна , Захарова Александра Вячеславовна
Литература: НК РФ
Зачет : письменный , 3 части : тесты , задачи , развернутый ответ
Виды налоговых ставок:
Возникновение налогов напрямую связано с возникновением государства, потому что государство для выполнения своих функций должно иметь определенные доходы и эти доходы формируются за счет налоговых платежей. Таким образом, между государством, гражданами и хозяйствующими субъектами возникают налоговые отношения.
Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, т.к. их признаком является денежный характер. Процесс отчуждения части средств налогоплательщиков происходит на условиях безвозвратности.
Налог - обязательный , индивидуальный и безвозмездный платеж , который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований
Вместе с налогами государством взимаются также такие платежи как пошлины и сборы . Они существенно отличаются по своей сути от налогов. Это плата за гос. услуги.
Функции налогов :
Классификация налогов
По критерию налогоплательщиков:
По компетенции органов власти:
По степени переложения и методу налогообложения:
По звеньям бюджетной системы:
По методу исчисления:
По источнику уплаты (включению) налоговых обязательств:
Федеральные налоги (ст. 13 НК РФ):
Региональные налоги:
Местные налоги:
Специальный налоговый режим:
Правовая база: НК РФ, Таможенный кодекс, лесной кодекс, законодательные акты регионов и муниципальных органов власти
Элементы налога :
Дополнительные элементы налога :
Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений, осмотра помещений, отчетности и т.д. Налоговая инспекция обязана соблюдать налоговую тайну.
Процедура налогового контроля:
Подлежат постановке на учет по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения имущества налогоплательщика и транспортных средств. Физическим лицам присваивается ИНН. Прочих ставят на учет в Единый государственный реестр.
2. Проверки
2.1. Камеральная налоговая проверка
Проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и других документов. Проводится 3 месяца со дня подачи декларации, не требует решения руководства налогового органа.
2.2. Выездная налоговая проверка
Проводится на основании решения руководителя налогового органа, длится не более двух месяцев, по решению вышестоящего налогового органа не более 4-х месяцев, в исключительных случаях 6 месяцев. Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По окончании проверки составляется акт.
Участники налоговых отношений:
Взаимозависимые лица (ст . 20 НК , 103.1) - юридические и физические лица , между которыми могут возникнуть такие отношения , которые влияют на экономический результат и условия деятельности
Элементы налоговой системы:
Принципы построения и функционирования налоговой системы
Система налогов и сборов в РФ имеет 3 звена:
Все эти налоги уплачиваются при использовании общего режима налогообложения.
Для субъектов малого предпринимательства установлены специальные налоговые режимы, а также освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС, НДФЛ (для ИП), налога на имущество, ст. 18.
Исполнение налоговой обязанности (ст. 44) осуществляется добровольно или принудительно. Моментом исполнения налоговой обязанности считается момент предъявления в банк поручения на уплату налога.
Принудительно НО взыскиваются следующими способами:
Способы обеспечения налоговой обязанности (гл. 11):
Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по соблюдению налогового законодательства
Он проводится в следующих формах:
Налоговые проверки бывают (ст. 88, 89):
Декларация является основным документом налоговой отчетности.
Плательщики НДФЛ по экономическому смыслу (гл. 23):
С правовой точки зрения:
Ставки НДФЛ:
Объектом налогообложения являются все доходы налогоплательщика в натуральной, денежной форме и в форме материальной выгоды.
Материальная выгода (ст. 212) может появляться на следующих основаниях:
Налоговая база формируется с учетом полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.
Расходы: вычеты, скидки.
Существует ряд доходов, которые не облагаются НДФЛ: социальные выплаты, государственные пособия, материальная помощь при чрезвычайных обстоятельствах, оплата путевок на лечение и отдых, оплата обучения работодателем и др. (ст. 217).
Льготы по НДФЛ делятся на:
Виды вычетов:
Налоговый вычет — это сумма , которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу ), с которого уплачивается налог
Резидентом является физическое лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев.
Пример: физическое лицо - резидент РФ, получило доходы на территории РФ в размере 100 тыс руб. Доходы из-за рубежа составили 3 000$, курс 60 руб. По доходам из-за рубежа был уплачен налог в размере 20%. Какую сумму налогов уплатит физ. лицо?
Выбирается один из двух (наибольший), вычет на детей предоставляется независимо от предоставления 1-го или 2-го.
Стандартный вычет предоставляется до тех пор, пока совокупный доход налогоплательщика не превышает 280 тыс руб в год.
Физическое лицо является резидентом РФ, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, ежемесячный доход налогоплательщика 30 тыс руб. В феврале и декабре была получена премия в размере 15 и 10 тыс соответственно. В марте доход составил 23 тыс руб, а больничный лист 5 тыс руб.
Сформировать налоговую базу по НДФЛ за каждый месяц и определить сумму НДФЛ в бюджет
Больничный |
||||||
Вычеты на детей не предоставляются с 10-го месяца, т.к. совокупный доход превысит 280 тыс
Физическое лицо имеет ежемесячный доход в размере 40 тыс руб. У него на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок. Лицо участвовало в боевых действиях на терриитории РФ, является героем России. Определить налоговую базу и НДФЛ за каждый месяц (решено в Excel)
Социальные налоговые вычеты:
1. Вычет 120 000 руб включает:
2. Вычет 50 000 руб включает:
3. Вычет по сумме дорогостоящего лечения:
В соответствии с перечнем дорогостоящих видов лечения
4. Вычет 25% от дохода на благотворительность
Две группы:
Можно отдавать на благотворительность до 25% от дохода, при этом можно получить вычет в размере 13% от суммы.
Отдельно выделяется вычет на обучение детей (не более 50 тыс руб на каждого ребенка)
Физическое лицо, резидент РФ имеет совокупный доход за год в размере 400 тыс руб. Затраты на собственное лечение составили 70 тыс. руб, затраты на обучение детей составили 40 и 60 тыс. на каждого ребенка. Затраты на собственное образование 60 тыс. руб за налоговый период. Необходимо рассчитать сумму НДФЛ, которое физическое лицо сможет вернуть из бюджета.
Физическое лицо приобрело объект недвижимости (комнату) стоимостью 1 млн руб. Доход налогоплательщика за 2014 г. составил 400 000 руб. Определить сумму НДФЛ к возврату за 2014 г. и рассчитать, сколько лет физическое лицо будет применять имущественный вычет.
400 000 х 13% = 52 000 - НДФЛ уплаченный
Вычет = 1 млн руб
400 000 - 400 000 = 0 (остаток 600 000)
НДФЛ к возврату 52 000 - 0 = 52 000
Документы:
Свидетельство о собственности
Вычет при продаже имущества:
Физическое лицо приобрело квартиру за 900 тыс. руб, срок владения менее 3-х и продало за 900 тыс. руб. Налога нет
Квартира приватизирована, 900 000, применяем вычет 1 000 000, вычет 900 000, налог не платим
Приобрели за 2 млн руб, продали за 3 млн. руб, срок владения до 3-х лет используем вычет в размере затраченных средств при приобретении 2 млн: 3 000 000 - 2 000 000 = 1 000 000 х 13% = 130 000 руб
Приобрели за 2 млн руб, продали за 3 млн. руб, срок владения более 3-х лет: 3 000 000 - 3 000 000 = 0. Налога нет.
Кирова Елена Александровна
Экономическая сущность
Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансово-хозяйственной деятельности, прибыль является целью функционирования организации и источником уплаты налогов.
Прибыль организации характеризует конечный финансовый результат деятельности. Часть прибыли изымается государством в форме налога на прибыль и, таким образом, является источником дохода государства.
1/300 учетной ставки процента в день - пеня при задолженности по любым налогам.
Налог на прибыль - прямой пропорциональный налог, сумма напрямую зависит от объема прибыли.
Текущая ставка налога на прибыль в РФ - 20%
Налогоплательщики:
Не являются налогоплательщиками:
Объект налогообложения - полученная налогоплательщиком прибыль
Федеральным законом устанавливается порядок определения доходов, их классификациям и перечень доходов, принимаемых при исчислении налога на прибыль.
Под доходом от реализации понимается выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных. А также выручка от реализации имущества.
Любые доходы от реализации - реализационные доходы. Кроме реализационных доходов учитываются также внереализационные доходы.
Внереализационные доходы (ст. 250): полученная арендная плата, полученные проценты по кредитам, полученные дивиденды, полученные штрафы, пени, неустойки, подарки.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (ст. 251): имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти, средства целевого финансировании
Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль (ст. 252): все вычитаемые расходы должны быть обоснованы и обязательно документально подтверждены. Это принципиальное положение ст. 252.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. К вычету принимаются любые документально подтвержденные расходы, если они произведены для осуществления деятельности, направленные на получение доходов.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы или документами косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, учитываемые при налогообложении в организации можно разделить на 3 группы:
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес и стоимостью выше 40 тыс. руб.
Не относятся к нематериальным активам:
Первоначальная стоимость НМА рассчитывается, исходя из стоимости их приобретения, а также дополнительных расходов, связанных с их введением в использование.
Амортизация начисляется со следующего месяца, следующего за введением в использование.
Выделяются 2 метода начисления амортизации:
При начислении амортизации нелинейным методом для каждой амортизационной группы определяется суммарный баланс, который рассчитывается, как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе на 1 число налогового периода. В дальнейшем суммарный баланс каждой амортизационной группы определяется на 1-е число месяца, для которого начисляется амортизация. При вводе в эксплуатацию основных средств суммарный баланс амортизационной группы увеличивается на их первоначальную стоимость с 1-го числа следующего месяца.
Сумма начисленной амортизации определяется следующим образом:
А = Вх(К/100)
А - сумма начисленной амортизации
В - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы
К - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы
При нелинейном методе К смотреть в Кодексе (ст. 259).
При суммарном балансе амортизационной группы 20 тыс руб и менее, прекращается начисление амортизации, сумма списывается на внереализационные расходы.
Амортизационная премия как льгота по налогу на прибыль.
Амортизационная премия применяется в следующем размере:
Для основных средств 1-ой и 2-ой амортизационной группы применяется амортизационная премия до 10% от стоимости приобретенных ОС.
8-9-10 - до 10%
Применяя амортизационную премию при приобретении ОС налогоплательщик может сумму амортизационной премии сразу же списать на текущие расходы. На оставшуюся сумму приобретенных основных средств начислять амортизацию принятым методом. Основные средства, относящиеся к 8, 9, 10 группе амортизируются только линейным методом.
Приобретены ОС стоимостью 300 тыс. руб. Относятся ко 2-ой группе. Амортизационная премия - 10%.
Прочие расходы
К прочим расходам относятся расходы на ремонт ОС, на НИОКР (есть льгота, см. НК прочее) и др. расходы. Выделяются прочие расходы связанные с производством и реализацией. Учитываются суммы налогов, таможенных пошлин, сборов, страховые взносы (ОМС), командировочные расходы, представительские расходы.
Представительские расходы не должны превышать 4% от расходов на оплату труда. Расходы на рекламу не должны превышать 1% от выручки.
В прочие относятся расходы на юридические, консультационные и информационные услуги.
При исчислении налога учитываются расходы, которые напрямую не связаны с реализацией продукции. К ним относятся: расходы в виде процентов по долговым обязательствам, судебные расходы, уплаченные штрафы, суммы безнадежных долгов, потерь от стихийных бедствий и пожаров и т.д.
Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения
Метод начисления предполагает признание доходов в том отчетном периоде, в котором они имели место, не зависимо от фактического поступления денежных средств и иного имущества.
Для доходов от реализации датой получения дохода признается день отгрузки, не зависимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок.
Налогоплательщики самостоятельно выбирают метод признания доходов и расходов и прописывают его в учетной политике. При этом закон ограничил круг налогоплательщиков, которые могут применять кассовый метод (сумма выручки за 4 предыдущих квартала не превысила 1 млн руб за каждый квартал). Датой получения дохода по кассовому методу считается день поступления средств на счета в банках или в кассу, расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Рассмотреть порядок переноса убытков на будущие периоды
Ставки налога на прибыль
Основная ставка налога на прибыль распределяется следующем образом:
Субъекты РФ имеют право применять льготы, снижая ставку до 13,5%.
Пониженные ставки применяются по некоторым видам ценных бумаг и видам деятельности.
Налоговым периодом является календарный год, отчетный период выбирает налогоплательщик, отчетным периодом по налогу на прибыль установлен 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики могут исчислять ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае отчетным периодом признаются месяц, 2, 3 и т.д. до окончания календарного года.
Порядок уплаты налога
В течение года предприятие вносит авансовые платежи по налогу на прибыль. Есть 3 системы внесения авансовых платежей. По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму налогового платежа, исходя из налоговой ставки и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного, а затем налогового периода.
Виды доходов:
Введен впервые во Франции во второй половине XX века. На сегодняшний день НДС выполняет скорее не регулирующую, а фискальную функцию.
Достоинства НДС:
Недостатки НДС:
Сущность НДС заключается в том, что он состоит из двух частей : объекта и вычета . В зависимости от того, как формируются объекты или вычеты, будет формироваться обязанность либо по уплате НДС, либо по возмещении его из бюджета.
Добавленная стоимость = з/п + взносы во внебюджетные фонды + амортизация + прочие расходы организации + прибыль
Добавленная стоимость = стоимость товара - материалы
В расчете НДС сформировалось 2 метода:
Пример (механизм уплаты НДС по ставке 10%)
Стоимость сырья 10 тыс
Себестоимость продукции 15 тыс
Прибыль 5 тыс
Торговая наценка 40%
Наценка оптовой базы 25%
Этап движения товара |
Цена покупки |
Цена продажи |
НДС в бюджет |
||
Ст. покупки |
НДС при покуп |
Ст. продажи |
НДС при прод |
||
1. Производитель сырья |
|||||
2. Обрабатывающее предприятие |
|||||
3. Оптовый продавец |
|||||
4. Розничный продавец |
|||||
5. Конечный потребитель |
|||||
Формула расчета НДС: НДС к уплате = НДС начисленный - НДС уплаченный
Налогоплательщики НДС:
Хозяйствующие субъекты могут быть освобождены от уплаты НДС по следующим основаниям:
Условия: выручка от реализации ТРУ без НДС за 3 предшествующих месяца не превышает 2 млн; отсутствие реализации подакцизных товаров
Период освобождения: не менее 12 мес; необходимо подтверждать условие: каждый месяц производится расчет выручки за предыдущие 3 месяца
Выручка от реализации за
Январь 400 тыс руб
Февраль 500 тыс руб
Март 600 тыс руб
Апрель 900 тыс руб
Определить, имеет ли право на освобождение по ст. 145.
Налогоплательщик после уведомления налогового органа (заявления) получает право на освобождение с 1-го апреля по 31 марта следующего года.
Объект налогообложения
Не признается реализацией товаров:
Не признается объектом налогообложения:
Место реализации для целей НДС:
Льготы (ст. 149)
Важным моментом предоставления льгот является возможность отказа от них (перечень ограничен). Льготы предоставляются при соблюдении следующих условий:
Ставки налога (ст. 164):
При 18% расчетная ставка = 18/118
При 0% расчетная ставка = 10/110
Для обоснования нулевой ставки в отношении экспортируемых ТРУ необходимо представить следующие документы не позднее 180 дней с даты поставки (ст. 165):
Налоговая база
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, работ и услуг в разрежённы ставок. Для этого выручка складывается из всех доходов по оплате ТРУ, как в денежной, так и в натуральной форме.
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: либо дата отгрузки, либо день оплаты товара.
Принимаются по следующим товарам, работам, услугам (гл. 25):
Условия для принятия НДС уплаченного к вычету:
Не принимаются к вычету НДС, но учитываются в стоимости товаров, работ и услуг, если налогоплательщики, либо операции освобождены от НДС.
Налоговый период - квартал. Порядок и сроки уплаты: до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Кроме того, НДС вносится авансовыми платежами ежемесячно.
Существенно:
Вычет 4000 по каждому основанию на налоговый период (год ):
Материальная помощь
Заводской конкурс
В столовой варят кашу на молоке. Закуплено молока на 260 руб, крупы на 145 руб. Стоимость всей реализованной каши составила 528 руб. Суммы указаны без учета НДС. Необходимо рассчитать сумму НДС, которую столовая должна перечислить в бюджет при условии, что при приобретении продуктов использовалась ставка 10%, а при реализации 18%.
260+145=405. 405*0,10 = 40,5, округляем до большего 41.
При продаже 528*18% = 95
95-41 =54 руб.
В бюджет нужно перечислить 54 руб.
Предприятие Сорозко оприходовало свежие овощи, за купленные у с/х предприятия за 450 тыс руб. Часть продукции на сумму 200 тыс руб была переработана и заморожена, после чего продана за 280 тыс руб.
оптовому продавцу торговому предприятию Оптовик, которое реализовало всю продукцию на сумму 400 тыс руб. Оставшуюся часть овощной продукции предприятие Сорозко переработало в овощные консервы и реализовало в розницу на сумму 380 тыс руб. Все суммы указаны без учета НДС
Необходимо определить НДС к перечислению в бюджет предприятиями Сорозко и оптовик.
НДС уплаченный = 45
НДС полученный = 28+38=66
НДС к уплате = 66-45=21
НДС упл = 28
НДС получ = 40
Лекции по дисциплине:
Налоги и налогообложение
В современных экономических условиях знание дисциплины «» играет приоритетную роль в подготовке специалистов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и налогообложения.
Налоговые поступления - достаточно существенная часть предпринимательских расходов, в связи с чем умение правильно рассчитывать налоговые платежи, а также своевременно использовать налоговые льготы представляет собой одно из важнейших условий работы специалистов.
Учебное пособие позволит студенту:
получить представление о теории и эволюции налогообложения;
понять экономическую сущность налогов, их функции и классификационные признаки;
изучить принципы создания сбалансированной и рациональной налоговой системы и подходы к ее формированию;
уяснить себе сущность налоговой политики , ее типы, задачи, а также условия и факторы проведения;
изучить механизм возврата и зачета излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов;
освоить разные способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов), случаи и процедуру их применения;
оценить реальный уровень налогового бремени на предпринимательский сектор в России с учетом экономических, политических и социальных особенностей страны;
изучить цели, особенности, методы проведения и процедуру обжалования выездных налоговых проверок;
освоить порядок расчета и уплаты действующих в настоящее время на территории РФ налогов и сборов;
изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;
понять меру ответственности за налоговые правонарушения в России и сравнить ее с ответственностью в других странах.
К несомненному достоинству учебного пособия можно отнести то, что применение действующих в Российской Федерации норм налогового законодательства иллюстрируется примерами и ситуациями, взятыми из практики. Для облегчения студентам восприятия информации используют таблицы и схемы. Рассмотрение каждого налога начинается с краткой справки об истории его введения. Далее следует описание вносимых изменений и дополнений, основных элементов налогообложения, а также полномочий властей разного уровня по установлению налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и сроков уплаты налогов. Такая подача материала позволит получить целостное представление о системе налогообложения в России, оценить преимущества и недостатки проводимых налоговых реформ.
Для закрепления полученных знаний и оказания помощи в случае самостоятельного изучения дисциплины в конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты.
Варианты ответов на тестовые задания представлены в конце учебного пособия.
История развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой . Широко применялась во многих древних государствах библейская , или церковная, десятина , т. е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей.
По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы.
В древнейшие времена взимался поземельный налог, а в Китае, Вавилоне, Персии уже был известен поголовный, или подушный, налог.
В Древней Греции в IV-VII вв. до н. э. представители знати ввели налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Существовали также в Древней Греции акцизы в форме привратных сборов, взимаемые при въезде в город. За счет собранных налогов содержалась наемная армия, возводились укрепления вокруг городов, строились храмы, общественные здания , водопроводы , дороги, устраивались праздники, раздача беднякам денег и продуктов. В Афинах взимание налогов не имело принудительного характера, а осуществлялось как добровольные пожертвования. Однако когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал обязательные процентные отчисления от доходов.
В некоторых древних государствах еще до нашей эры были сформированы классические налоговые системы, внешне мало отличающиеся от нынешних (налоги, механизм их сбора и контроль). В частности, это касается Древнего Рима. В мирное время граждане не платили налогов, так как расходы по управлению государством осуществлялись за счет средств магистров. Крупные расходы, связанные со строительством общественных зданий, покрывались средствами, полученными от сдачи в аренду общественных земель. В военное время граждане Рима платили налоги в соответствии со своими доходами. Сумму налогов определяли чиновники-цензоры на основании представленных гражданами заявлений о своем имущественном и семейном положении.
В III-IV вв. до н. э. в результате захватнических воин Римская империя разрасталась, завоевывая новые города и колонии. Длительное время в Риме не существовало единой налоговой системы, отдельные государства и общины облагались налогами по-разному. В частности, города, которые оказывали наибольшее сопротивление римским легионам, платили более высокие налоги. Долгое время в Риме не было государственных финансовых органов, контролирующих сбор налогов, поэтому римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Результатом этого стала коррупция, злоупотребление властью , а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.
Появилась острая необходимость реорганизации финансового хозяйства Римской империи, потребовалась налоговая реформа, которую начал (102-44 до н. э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена фиксированная сумма, которую община должна была внести в государственную казну . Размер налогов был снижен, поскольку государство могло получать их непосредственно, не прибегая к помощи откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.
Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император Август Октавиан (63 до н. э. - 14 н. э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций - то, что в нынешней практике называется оценкой налогового потенциала территорий, для чего были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и др. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства - 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат).
За все время существования Древнего Рима основным налогом в нем был поземельный налог, он и служил главным источником доходов государственной казны. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка . Распространенным налогом, взимаемым с жителей провинций Древнего Рима, была и подушевая подать.
Помимо прямых налогов в Римской империи существовали косвенные, наиболее существенными среди которых являлись: налог с оборота - 1%; особый налог с оборота при торговле рабами - 4%; налог на освобождение рабов - 5%.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как вносились деньгами. Следовательно, для того, чтобы платить налоги, население вынуждено было производить излишки продукции для продажи, что способствовало развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.
Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии, где существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушевая подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободится от воинской повинности, и др.
Особыми налогам облагались доходы сенаторов, а также чиновников, получивших повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинского контингента. Однако обилие видов налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезвычайного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, возникновение финансовых кризисов, ослаблявших мощь государства.
Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с ЮЛ и ФЛ) по ставке установленной законодательством.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.
В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.
Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.
С экономической точки зрения , налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.
Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:
а) первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.
б) второй, заключается в стимулировании по средством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция.
Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.
Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.
1. По способу изъятия:
Косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По переложению налогового бремени:
Перелагаемые (косвенные);
Неперелагаемые (прямые).
3. По способу обложения:
Налоги с ЮЛ;
Налоги с ФЛ.
Общие налоги.
4. По объекту обложения:
Имущественные;
Рентные;
С выручки;
Налоги на потребление.
5. По единице налогообложения:
Экономические налоги;
Расчетные.
6. По налоговым ставкам:
Прогрессивные;
Регрессивные;
Пропорциональные;
Твердые;
Кратные МРОТ.
7. По сфере функционирования:
Общеобязательные;
Специальные.
8. По целевой направленности:
Абстрактные;
Конкретные.
9. По способу выражения:
Налично-денежные;
Безналичные.
10. По общему признаку налогового источника:
Налоги на доходы;
Налоги на расходы;
11. По источнику уплаты:
Индивидуальные;
Включаемые в себестоимость;
За счет балансовой прибыли;
За счет чистой прибыли;
С выручки.
12. По способу обложения и взимания:
Кадастровые;
Декларационные;
Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"
Сущность акцизов, их классификация и типы, принципы налогообложения и определение его объектов. Основные операции, признаваемые объектами налогообложением акцизами. Базы, период и ставки, порядок исчисления и налоговые вычеты, сроки и порядок уплаты.
контрольная работа , добавлен 16.04.2014
Исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения в Российской Федерации. Плательщики и порядок расчета акцизов по твердой, адвалорной, комбинированной ставке. Уплата авансового платежа. Уплата акцизов в соответствующие бюджеты.
реферат , добавлен 17.01.2015
Порядок исчисления, срок уплаты акцизов. Налогоплательщики и объекты налогообложения акцизами. Сумма налога и вычеты. Сроки и порядок уплаты налога. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на доходы физических лиц. Статус налогоплательщика.
реферат , добавлен 28.01.2009
Плательщики единого социального налога и объект налогообложения. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. Исчисление и уплата налога налогоплательщиками – работодателями. Сроки уплаты налога, порядок сдачи отчетности. Обособленные организации.
дипломная работа , добавлен 03.08.2008
Классификация, состав акцизных товаров. Объект налогообложения акцизом. Операции, освобождаемые от налогообложения. Механизм исчисления и основания уплаты акциза. Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности. Акцизный контроль в Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 17.10.2016
Лицензирование производства и оборота спиртосодержащей продукции. Налогоплательщики и объект налогообложения, порядок и сроки уплаты сбора и представления отчетности. Определение стоимости добытых полезных ископаемых. Исчисление и сроки уплаты налога.
контрольная работа , добавлен 06.07.2009
Налог на доходы физических лиц. Плательщики НДФЛ. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки. Налоговые вычеты. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет. Исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.
контрольная работа , добавлен 07.12.2006