НДС является одним из средств пополнения государственной казны. Это доля цены товара или услуги, на которую увеличивается конечная стоимость продукции. Появление налога на добавленную стоимость обуславливается возникновением в процессе производства части средств, составляющих разницу между издержками и окончательной стоимостью продукта. При приобретении продукции покупатель оплачивает НДС, который входит в общую цену. А продавец производит отчисление этого налога в госбюджет.
У поставщика товаров и услуг есть возможность изменять размер налога в пределах величины входного НДС, оплаченного им самим при покупке продукции, работ и пр. Имеется различие между суммой проплаченного и начисленного налогов при приобретении и реализации продукции, услуг и пр. Компания может вернуть часть денежных средств из госбюджета, в том случае, если величина оплаченного налога превышает начисленный. Следовательно, предприятие должно произвести доплату НДС, если величина начисленного налога больше оплаченного. Проблема, кто платит НДС – продавец или покупатель, может возникать при заключении сделок, касающихся сферы общего налогообложения.
Лица, обязанные производить отчисление налога на добавленную стоимость в госбюджет, четко определены в Налоговом кодексе.
Отчислять налог на добавленную стоимость обязаны:
Также плательщиками налога на добавленную стоимость в определенных случаях являются государственные учреждения.
При продаже продукции продавец вычисляет НДС и прибавляет его к стоимости товара, услуги и пр. Конечная цена продукта имеет долю налога на добавленную стоимость, который прописан в счет-фактуре. Таким образом, покупатель фактически платит НДС, а продавец перечисляет сумму в госбюджет. Величина налога на добавленную стоимость, подлежащая отчислению, формируется из разницы между долей налога в конечной стоимости продукции и входным НДС, оплаченным самим продавцом при покупке товаров, работ и пр. Также в определенных случаях налог на добавленную стоимость не подлежит исчислению и уплате.
Покупатель платит налог на добавленную стоимость в конкретных случаях, закрепленных в Налоговом кодексе. Например, при приобретении продукции у заграничных предприятий, не работающим по системе общего налогообложения данного государства, или при аренде государственной собственности. В таких ситуациях покупатель исчисляет НДС и производит его уплату в госбюджет. Он является налоговым агентом, а предприятие, с которым он сотрудничает – контрагентом. Сумма НДС удерживается из оплаты контрагенту.
Узнать все подробности, кто платит НДС – продавец или покупатель, можно в Налоговом кодексе.
Кто платит НДС - продавец или покупатель? Этот вопрос всегда интересует участников сделки, облагаемой этим налогом. Ответ на него можно найти в гл. 21 НК РФ. Но это достаточно сложно. Гораздо проще искать его в нашей статье.
НДС — это способ получения бюджетом страны частичной стоимости товара, услуги или работы. В итоге покупатель платит продавцу налог со стоимости товара (работы, услуги), а продавец перечисляет НДС в федеральный бюджет. При этом продавец имеет право уменьшить сумму начисленного к уплате НДС на сумму входного НДС по приобретенным им товарам (работа, услугам).
В России максимальная ставка по НДС (28%) была установлена в 1992 году. С 2004 и до 2019 года она составляла 18%. В настоящее время (с 01.01.2019) ставка налога равна 20%. Но также существует определенный перечень операций, в отношении которых применяются пониженные ставки — 10 и 0%.
Продавец исчисляет НДС и предъявляет налог покупателю при передаче права собственности на товары (работы, услуги). Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг) покупатель перечисляет продавцу определенную сумму НДС, указанную продавцом в счете-фактуре. Это означает, что расходы по уплате НДС несет покупатель. Продавец же формирует сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет.
НДС начисляется продавцом даже в том случае, когда передача товаров (работ, услуг) носит безвозмездный характер (п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В то же время существует перечень операций, в отношении которых налог не исчисляется и не уплачивается. Этот перечень закрыт и установлен в пп. 1-3 ст. 149 НК РФ.
Сумма налога, которую продавцу необходимо перечислить в бюджет, представляет собой разницу между суммой НДС, которую продавец предъявил своим покупателям, и суммой входного НДС по приобретенным им в качестве покупателя товарам (работам, услугам).
В некоторых случаях НДС в бюджет перечисляет покупатель. Примером могут быть организации, которые, к примеру (ст. 161 НК РФ):
В этом случае такие организации признаются налоговыми агентами . Они обязаны исчислить НДС, удержать его из доходов, выплачиваемых своему контрагенту, и перечислить налог в федеральный бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ). По сути, налоговый агент выступает в качестве посредника между лицами, которые обязаны уплачивать НДС, и государством.
Налоговый агент удерживает НДС из доходов, выплачиваемых своим контрагентом, по расчетной ставке 20/120 (до 01.01.2019 — 18/118) или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Подробнее об этих ставках — в этой статье .
Начисление НДС на стоимость продаваемого товара осуществляет продавец. И он же отражает в налоговой отчетности сумму налога как подлежащую уплате в бюджет. Но осуществляя оплату, покупатель фактически компенсирует этот платеж поступлением оплаты от покупателя, включающей в себя налог.
Вместе с тем существуют ситуации, когда продавец должен начислить и уплатить налог без получения возмещения от контрагента (безвозмездная передача). Похожие ситуации возникают и у покупателя, выступающего в таких случаях налоговым агентом.
Глава 21 Налогового Кодекса регламентирует, кто платит НДС продавец или покупатель в зависимости от специфики сделки. По общему правилу, налог уплачивает покупатель товара, а продавец в свою очередь перечисляет его в бюджет в составе сумм к уплате по декларации. В ряде случаев бывают исключения из классического алгоритма расчетов с бюджетом.
Продавец товара и поставщик услуги рассчитывают цену с учетом налога. Конечную стоимость они предъявляют покупателю к оплате. Именно заказчик перечисляет НДС с реализации на счет продавца, но только последний может уплатить его в бюджет по результатам расчета НДС к уплате за отчетный период.
По общему правилу НДС в России уплачивается по ставке 18% со всей реализации, за исключением освобожденной или подпадающей под льготы. Плательщики НДС – российские предприятия и зарубежные компании, реализующие продукцию на территории РФ.
Если рассмотреть специфику сделки, то становится очевидным, что расходы по уплате налога несет именно клиент, поставщик же лишь формирует расчет и обеспечивает перечисление сумм непосредственно в бюджет государства. Но есть ряд случаев, когда НДС напрямую уплачивается покупателем.
Статья 161 Кодекса России диктует правила перечисления налога в бюджет при приобретении изделий у иностранных экспортеров, которые не стоят на учете в ИФНС России. При такой сделке покупатель товаров выступает в роли налогового агента, и именно на него возлагается обязанность перечислить налог в бюджет.
Алгоритм расчета при этом следующий: если в иностранном контракте нет указания на величину НДС, налог должен быть начислен сверху. Такую позицию российские чиновники не только неоднократно высказывали в письмах, составленных Министерством финансов, но и закрепили решением ВАС.
Налоговый агент признан плательщиком налога при аренде муниципального и государственного имущества. Цена сделки указывается сторонами без НДС, налог рассчитывается и перечисляется отдельно заказчиком услуги. Такие правила закреплены нормами статьи 161 Кодекса и действуют не только в случае аренды указанного имущества, но и при его купле-продаже.
Общие правила внесения НДС могут меняться, если вы – налоговый агент на спецрежиме. По особому исчисляется и уплачивается налог при субаренде: здесь первичный арендатор начисляет НДС дважды, в качестве налогового агента, и в качестве поставщика субаренды. Письма Минфина раскрывают алгоритм ведения регистров учета в этом случае.
Не придется уплачивать, так называемый «агентский НДС» казенным предприятиям, выступающим в роли арендодателя и законным балансодержателям активов, которые не являются госпредприятием или муниципальным учреждением. НДС не уплачивается и при сдаче в аренду лишь конструктивных элементов зданий.
Платить НДС при приобретении госсобственности в качестве налогового агента нужно, если одновременно выполняются следующие правила:
Физические лица, которые не занимаются законной предпринимательской деятельностью, не несут обязанностей по уплате НДС и не могут выступать в роли налоговых агентов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Чтобы понять, что такое НДС, достаточно знать, как расшифровывается аббревиатура. НДС – это налог на добавленную стоимость. Добавленной же стоимостью называется разница между ценой закупки товара и ценой продажи. Например, закупила компания компьютерные мыши по цене 100 рублей за 1 штуку, а продает их по 150 рублей. Разница в 50 рублей и будет считаться добавленной стоимостью. На словах объяснение простое, однако нюансов у этого налога хватает.
Несмотря на то, что НДС, по сути, является налогом для бизнеса, особенности его начисления и уплаты затрагивают, в основном, простых потребителей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что повышение НДС приводит к подорожанию тех или иных товаров и услуг.
В Российской Федерации налог на добавленную стоимость был введен 1 января 1992 года постановлением ВС РФ «О налоге на добавленную стоимость» с рекордной и по сей день ставкой 28%. Однако уже в 1993 году она была снижена до 20%, а в 2003 году до 18. В настоящий момент неблагоприятная экономическая обстановка вынудила правительство вновь повысить планку НДС до 20%.
Условно налог на добавленную стоимость можно поделить на две большие группы:
Поскольку НДС — это косвенный налог, взимается он на всем пути реализации товаров или услуг. Это приводит к тому, что средства поступают в бюджет еще до того, как товар или услугу приобретет конечный потребитель. Продавцы же в свою очередь включают расходы на уплату НДС в конечную стоимость товара. Таким образом, средства в оборот компании или организации возвращаются уже после реализации товара. Как бы там ни было, если посмотреть со стороны потребителей, то уплата НДС в конечном итоге возлагается на их плечи.
Если же рассматривать НДС со стороны бизнесменов (компаний и организаций), где покупателем выступает, скажем, какой-либо магазин, а продавцом – производитель товаров, то ситуация складывается несколько иначе:
Несмотря на то, что законодательство возлагает уплату НДС на продавца, в конечном итоге страдает кошелек потребителя. Исключением, пожалуй, является только безвозмездное получение товара или услуги. В этом случае продавец должен уплатить НДС самостоятельно.
На данный момент в Российской Федерации действует три вида ставок налога на добавленную стоимость:
Существуют также ставки 10/110 и 20/120, которые применяются при получении аванса или определении налоговой базы в особом порядке. Например, при реализации сельскохозяйственной продукции или автомобилей, закупленных у физических лиц, которые не являются налогоплательщиками.
Рассчитывается НДС по достаточно простой формуле:
НДС = Цена товара или услуги (без налога) * 20%
Например, цена стиральной машинки без учета налога равна 20 тыс. рублей. Тогда, НДС = 20 000 * 20% = 4000. Получается, что конечный потребитель при покупке такой стиральной машины должен заплатить 24 тыс. рублей (цена машинки + НДС).
НДС = цена товара (с налогом) * 20/120
Например, при покупке телевизора потребитель заплатил 35 тыс. рублей. Чтобы понять, какая сумма налога была заложена в стоимость телевизора, подставляем соответствующее значение в формулу, указанную выше: НДС = 35 000 * 20/120 = 5833. То есть без учета НДС телевизор бы стоил 29 тыс. 167 рублей.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые уплачивают налоги по специальным системам, освобождаются от уплаты НДС. К таким системам относятся:
Стоит отметить, что вышеперечисленные организации и индивидуальные предприниматели не освобождаются от уплаты НДС в случае выставления покупателю счета-фактуры (документ, который удостоверяет фактическую отгрузку товара или оказание услуги, включая их стоимость).
Налог на добавленную стоимость — это один из основных налогов, существующих в Российской Федерации. НДС обеспечивает 1/3 от всех поступлений в бюджет государства и занимает вторую строчку после нефти и газа.
Средства из федерального бюджета, в свою очередь, используются для следующих целей:
Одновременно с повышением ставки НДС уменьшился срок камеральной проверки, что должно положительно сказаться на бизнесе. Дело в том, что все плательщики налога на добавленную стоимость сдают декларации, которые сначала проходят камеральную проверку. До 1 января 2019 года такая проверка занимала три месяца. Сейчас этот срок сократился до двух месяцев. Положительный момент заключается в том, что деньги от заявленного к возврату налога будут быстрее возвращаться компаниям и индивидуальным предпринимателям, а не висеть в бюджете.
Однако не все так радужно. В том случае, если поданная декларация вызовет подозрения, срок камеральной проверки может быть увеличен все до тех же трех месяцев. Тем самым выигрывают только законопослушные налогоплательщики.
Как уже было упомянуто выше, основной доход бюджет получает от продажи нефти и газа. В настоящее время эти поступления сократились, поскольку нефтегазовые продукты упали в цене. Сложившаяся ситуация вынудила правительство прибегнуть к повышению НДС. В целом, эта мера позволит не прекращать финансирование важных государственных программ.
Повышение налога на добавленную стоимость также позволит поддерживать существующие социальные программы. Например, некоторые из льготных видов ипотеки, материнский капитал, благоустройство дворов и т.д. По подсчетам правительства увеличение ставки НДС дополнительно будет приносить бюджету около 620 млрд. рублей в год. Кстати, если разделить эту сумму между всем населением Российской Федерации, то получается, что одному россиянину повышение НДС обойдется в 360 рублей в месяц.
Плюсы повышения НДС перед другими методами:
Ко всему прочему, повышение НДС – это весьма лояльное решение по сравнению с другими вариантами развития событий. Так, дело могло закончиться повышением НДФЛ, отменой льгот, ужесточением условий государственной поддержки или вообще отменой материнского капитала или другой социальной помощи. К слову, средств, полученных от налога на добавленную стоимость, все равно не хватит для выполнения всех указов президента. Всего на их реализацию требуется около 8 трлн. рублей, которые нужно собрать до 2024 года. НДС не принесет и половины от необходимой суммы.
Цены растут не только из-за НДС. Несмотря на то, что ставка этого налога была неизменной на протяжении последних 14 лет, до 2019 года, разумеется, цены все равно повышались. Росли они, несмотря на снижение ставки ЦБ и благоприятные условия для кредитования индивидуальных предпринимателей. НДС на бензин не увеличился, а вот цена на него поднялась. В общем, ценообразование на товары и услуги – вопрос непростой, и один лишь налог на добавленную стоимость тут решает далеко не все.
Несмотря на то, что ставка НДС на продовольственные, детские и медицинские товары останется на прежнем уровне (10%), цены на них все равно вырастут. То есть повышение общей ставки до 20% все равно даст о себе знать. Например, цена вырастет ввиду увеличения расходов на доставку из-за новых тарифов ОСАГО, а также подскочившего в цене бензина.
Некоторая продукция вообще не облагаются НДС, например, услуги и товары, реализуемые предпринимателями, платящими налог по специальным системам (ЕНВД, ПСН, УСН и т.д.). Однако и в этом случае цена может вырасти по ряду причин: увеличение стоимости аренды, повышение заработной платы сотрудника.
Больше всего повышение цен коснется дорогих товаров, например, автомобилей. Дело в том, что в абсолютном выражении добавленная стоимость на них гораздо больше, соответственно, больше и налог. Получается так, что семьи, которые расходовали свои средства в основном на товары с НДС 0 или 10%, не так сильно заметят повышение ставки до 20%, тогда как зажиточные граждане ощутят это в полной мере.
Налог на добавленную стоимость присутствует во многих странах и в среднем составляет все те же 20%. Однако сравнивать налоговую нагрузку на граждан исключительно по НДС не совсем правильно:
А вот что действительно плохо, так это то, что во всех вышеперечисленных странах ставки по кредитам существенно ниже Российских. Однако это не меняет того, что сравнение экономической ситуации только по налогу на добавленную стоимость выглядит глупо. Например, в России средняя плата за коммунальные услуги равна 3 тыс. рублей, а в европейских странах – 300 евро. При этом питьевую воду там экономят, а мусор приходится сортировать.
Таким образом, можно сделать выводы:
Вконтакте
«Налог на добавленную стоимость (сокращ. НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».
Так определяется НДС в нескольких авторитетных справочниках. Что можно понять из этой расшифровки термина? Навскидку – этот налог касается тех, кто производит и продает. Вот только если мы внимательно изучим любой фискальный чек, выданный нам на кассе в супермаркете или аптеке, там внизу будет строчка: «в том числе НДС столько-то процентов, сумма такая-то». Получается, что его платим мы - конечные потребители товаров и услуг, совершенно ни разу не производители и юридические лица, обычные граждане?
Собственно, НДС или налог на добавленную стоимость называют самым сложным для понимания, основным источником для наполнения и формирования бюджета, считают самым запутанным в исчислении, а некоторые говорят о нем как о «вселенском зле», которое гробит отечественную экономику и создает благоприятную платформу для коррупционных схем.
Налог на добавленную стоимость – косвенный по своему типу, он действует для всех, кто создает дополнительную рыночную ценность. Облагаются им те, кто продает с наценкой, и не важно, сам он произвел товар/услугу или только реализовал.
Еще подробнее и понятнее:
По сути, каждый из налогоплательщиков отдает в виде НДС только ту часть, которая входит в добавленную им ценность продукта. А вот конечный потребитель, который не планирует перепродать товар с выгодой или же использовать купленное для бизнес-целей, где можно получить возмещение, платит по полной. То есть бюджет наполняет гражданин N, отдавший свои деньги за штаны и заплативший всю до копеечки сумму НДС, как, кстати, и . И все растиражированные мнения о том, что НДС – серьезная нагрузка на бизнес, в конце концов сводятся на нет простейшей логической цепочкой, показывающей, кто же в действительности платит налог на добавленную стоимость. Хотя получить право на налоговый вычет по НДС и тем более его возмещение – еще та задача, которую каждый день решают предприниматели.
Такая же картина будет наблюдаться в любом виде деятельности (в торговле, оказании услуг, на производстве), у всех плательщиков НДС. Расчет и отчетность по этому виду налога намного запутаннее, чем , к примеру, или другие бухгалтерские операции.
Существует огромное количество исключений из списка, начиная от субъектов малого бизнеса, чья выручка меньше определенного значения, заканчивая некоторыми видами операций, к примеру, инвестированием.
НДС в общемировой «налоговой архитектуре» занимает место таинственного замка с темными подземельями, где слышен шепот заговоров. Конечно, это красочное сравнение, но тем не менее у налога на добавленную стоимость, мягко сказать, странная репутация. Только несколько фактов:
У налога на добавленную стоимость не безупречная репутация, но тот факт, что он – системообразующий для бюджета многих стран, отрицать нельзя. Для России цифра поступлений от НДС внушительна, она составляет до 40% от всех сборов.
В России существует несколько ставок налога на добавленную стоимость:
Не облагаются налогом услуги по уходу за больными и детьми, образовательные, адвокатские, страховые и ряд других, реализация товаров религиозного предназначения, жилых домов, некоторой медицинской продукции.
Кроме того, НДС не платят те субъекты предпринимательской деятельности, которые работают на специальных льготных системах - , ЕСХН, ПСН, УСН. Также могут получить освобождение от уплаты НДС те предприниматели, чья выручка не превысила 2 млн. рублей (расчет делается за период в 3 предыдущих месяца и в сумме реализации без учета НДС). То есть здесь берется во внимание только денежный итог деятельности, и некоторые другие факторы не играют роли. Исключение составляют налогоплательщики, проводящие импортные операции, и производители подакцизных товаров.
Совет : НДС – налог крупного бизнеса, то есть отказ от него таит в себе угрозу выпадения из цепочки (торговой или производственной) плательщиков. По сути, если предприниматель не может выставить счет-фактуру с графой, где указана заветная цифра к вычету, он становится невыгодным партнером, ведь его покупателю придется заплатить налог самостоятельно в полном объеме. Конечно, ИП на «упрощенке» или «освобожденное» ООО вправе выписать такой документ своему клиенту, но тогда они берут на себя уплату «эндеэса» в бюджет, причем полностью. Поэтому, прежде чем писать заявление на освобождение от НДС или переходить на спецрежим, проанализируйте, насколько вам это выгодно, не перевесит ли возможность работать с любыми контрагентами все прелести льготных систем налогообложения.
С другой стороны, получить статус субъекта, освобожденного от уплаты НДС, не столь просто, сравнивать его оформление с нельзя. Придется вдобавок к заявлению предоставить еще и ряд других документов, выписок, бухгалтерских книг. При этом любое превышение указанной суммы выручки автоматически лишает права пользования предоставленной льготой. Освобождение может быть выгодно в случае работы с конечными потребителями товаров и услуг, которые будут их применять/использовать для собственных нужд (и которых не будет интересовать налоговый вычет).
Выше уже было разобрано в деталях, что основным плательщиком налога на добавленную стоимость является конечный покупатель. Бизнес-структуры – попросту агенты, удерживающие его и отдающие в бюджет положенную часть, то есть разницу между входящим и исходящим. Чтобы получить налоговый вычет, нужно выполнить три обязательных правила:
Однако существует еще и ряд нюансов, которые сильно влияют на перипетии получения налогового вычета. И они имеют не всегда объективную, а зачастую субъективную подоплеку. Многим организациям и предпринимателям налоговые органы отказывали в получении вычета. И этому служили следующие факторы:
Совет : если вы полностью уверены в правильности своих действий и считаете, что отказ в уменьшении суммы НДС к оплате в бюджет со стороны налогового органа неправомерен, то следует обжаловать это решение. У вас есть возможность обратиться в вышестоящий орган ФНС либо же отстоять свои интересы в суде. Зачастую арбитраж становится на сторону предпринимателя, ведь законы трактуются сотрудниками фискальной службы буквально и явно не в пользу бизнеса.
Декларация по НДС за квартал сдается до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть до 25.04/07/10/01. Оплата может производиться равными частями в течение текущего квартала, того, когда была подана декларация. Все просрочки, занижения налоговой базы, даже сделанные по оплошности, неподача отчетности и подобное – действия наказуемые. За них предпринимателю могут грозить не только штрафы и административная ответственность, но и уголовная.