Книжный на невском. «Я работаю в Доме Зингера на Невском проспекте. А вы знали, что…

Книжный на невском. «Я работаю в Доме Зингера на Невском проспекте. А вы знали, что…

Вы когда-нибудь были в психушке? Когда попадаешь на территорию психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева, невольно ощущаешь окружающее тебя спокойствие, умиротворение и уют. На территории тихо, чисто, газоны ровненько зеленеют, дорожки для прогулок красиво извиваются, крупные грачи вальяжно гуляют между деревьями, виноградная лоза обвивает кирпичные арки, листья с неё уже облетели, а виноград никто не собирал и спелые грозди висят на голых ветвях; в саду, в котором работают местные пациенты, растёт какая-то разноцветная декоративная капуста. Воздух кажется густым, ловишь себя на мысли, что здесь хочется остаться, как в доме отдыха. Мы идём в музей психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева.

Дверь музея, расположенного в одном из корпусов больницы, закрыта и чтобы попасть внутрь надо позвонить в звонок. Музей музеем, но внутренний распорядок психиатрической больницы диктует определённые правила, например: все двери должны закрываться на ключ. «Разговаривайте с пациентами так, как будто они здоровы. Но не забывайте, что они больны» — цитирует нам кого-то из врачей хранительница музея Алла Васильевна.



У неё нет музейного образования, оно ей и не нужно, в этой больнице она отработала 50 лет медсестрой, а позже главной медсестрой, и знает историю этого места не понаслышке. После того как она ушла на пенсию, её позвали работать в музей. Она долго отказывалась, но в итоге согласилась, а теперь втянулась. Алла Васильевна очень интересный человек, она осторожно шутит с нами, потом рассказывает про то, какие до нас приходили нерадивые журналисты и какую ересь понаписали. Следит за нашей реакцией и подкидывает тесты на то «плохие» ли мы журналисты и начнём ли её просить показать смирительные рубашки, наручники и прочие стереотипные «ужасы». Нам очень неловко за репутацию профессии и мы успешно проходим испытание, доказывая что пришли сюда не за «жёлтыми сенсациями», а из большого интереса.

Помещение музея небольшое — 3 бывших палаты. Алла Васильевна усаживает нас за круглый резной стол в первом, самом крупном зале, и начинает свой подробный рассказ об истории появления больницы.

Градоначальником Москвы в 1885-1893 годах был Николай Александрович Алексеев. Попробуйте сравнить эффективность и любовь к своему городу этого сити-менеджера с недавно «лишившимся доверия» мэром столицы.

Благодаря Алексееву в Москве появился водопровод и канализация (до этого полуторамиллионный город был усеян зловонными выгребными ямами), были построены первые скотобойни (нынешний Микояновский мясокомбинат) и забивать скот перестали в любом месте города, как в диких арабских странах, на Красной площади в 1890-м году были снесены старые торговые ряды и был построен прототип нынешнего ГУМа, было построено новое здание городской думы на Воскресенской площади, а так же несколько школ и ремесленных училищ, при нём открылась Третьяковская галерея и многое другое. Алексеев был крепким управленцем и с чиновниками не цацкался, отчёты по всем своим указам требовал предоставить через неделю, а не занимался популистским субботним катанием по городу с критикой чужой работы. С ним Москва перестала быть большой деревней (хотя иногда в этом приходится сомневаться).

Однажды на приём к нему пришли врачи самой старой психиатрической больницы Москвы - Преображенской - С.С. Корсаков и В.Р. Буцкеи попросили построить в городе ещё одну клинику, поскольку ресурсов одной никак не хватало. Алексеев идеей врачей проникся и начал собирать деньги на постройку больницы.

Многие меценаты откликнулись на его призыв помочь с решением этой задачи, иногда с оговорками, что несколько коек будут пожизненно закреплены за их семьями. Алексеев ради пользы дела использовал все возможные методы, говорят, перед одним купцом он даже встал на колени прямо в грязь, когда на его вопрос о помощи в строительстве тот ответил «как просишь, так и подаю».

Ни один меценат не был забыт. Список фамилий помогавших в строительстве хранится в музее и высечен на мемориале на территории больницы. В списке присутствуют известные фамилии Боткина и Третьякова.

Для строительства был приобретён земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова (отсюда пошло название Канатчикова дача), а на деньги Ермакова был позже выстроен Ермаковский корпус.

Николай Александрович считал постройку этой больницы делом своей жизни, он лично проверял качество кирпича для строительства, брал по одному из каждой партии и кидал об пол. Если кирпич ломался, то всю партию отправляли обратно. Здание из красного кирпича в эклектичном стиле с толщиной стен 70 см, высокими потолками, палатами на 4-5 пациентов и специальными прочными стёклами в окнах построили к 1894 году. 9 марта 1893г. вечером после одного из приёмов, Алексеев пошёл провожать посетительницу и в дверях столкнулся с молодым человеком, который выстрелил в него несколько раз из пистолета. По иронии судьбы, молодой человек — Андрианов — оказался душевнобольным, который считал, что изобрёл лекарство от инфлюэнции (гриппа) и безуспешно пытался прорваться на приём к Алексееву. Откуда псих взял пистолет — вопрос сложный, можно подозревать, что это было продуманная акция врагов градоначальника. На место происшествия немедленно приехал Склифосовский, сделал ушивание раны, но от пули попавшей в живот начался перитонит, а медицина в то время ещё не была настолько продвинутой (рентген изобрели только в 1895 году, а пенициллин открыли лишь в 1928). Перед смертью Алексеев завещал довести строительство больницы до конца.

Хоронили Алексеева всем городом. На траурной процессии присутствовало около 200 000 москвичей.

Посмертная маска Н.А. Алексеева хранится в музее.

Ему было 40 лет.

Памятник Николаю Александровичу уже несколько лет собираются поставить в Москве, но пока как-то не досуг.

Роду Алексеевых посвящена отдельная экспозиция в музее. Двоюродным братом Николая Александровича был известный театральный актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.

12 мая (по старому стилю) 1894 года на Канатчиковой даче была открыта новая городская психиатрическая больница. На втором этаже больницы была часовня, а по наказу Александра III больнице было присвоено имя Алексеева.

Первая очередь больницы построена по проекту Л.О. Васильева . Вторую очередь (открыта в 1905 ) строил А.Ф. Мейснер. Главным врачом был назначен Буцке.

Меню для больных в 1894 году: Борщъ польскiй, Щи кислыя, Шнель-клопсъ, Картофельная драчена, Жареная севрюжка, Желе изъ клюквы, Мусъ лимонный, Разсольникъ, Трубочки — всё такое вкусное.

Работали в больнице в основном крестьяне из соседних деревень. На фото фартук, которые носили женщины из медперсонала.

Пётр Петрович Кащенко был главврачом больницы всего 2 года и 7 месяцев, но за это время оставил о себе самые лучшие воспоминания у персонала. Благодаря ему для медработников были оборудованы отдельные комнаты для проживания, до этого они ютились в подвале, в условиях хуже, чем у больных.

На фото коллективные проводы П.П. Кащенко, отъезжающего в Петербург (в центре с женой) 1907 год.

С 1922 по 1994 год Московская психиатрическая больница №1 носила имя Кащенко. Благодаря рассказам, анекдотам и песням слово «кащенко» стало именем нарицательным, означающим сумасшедший дом.

Опросный лист 1926 года пациента Седова Сергея Кирилловича, которого с диагнозом алкогольный психоз (белая горяка), жена упекла в больницу. Он содержит огромный подробнейший перечень вопросов о всей жизни больного от зачатия и детства до настоящего времени, к примеру:

  • Не страдали ли родители больного душевной болезнью, не были ли малоумны, странны по характеру и по привычкам, не были ли привычными пьяницами, преступниками, не делали попыток на самоубийство?
  • Пил ли кто-нибудь из родителей вино или водку и в каких количествах?
  • Как действовало вино и не было ли белой горячки?
  • Не совпало ли зачатие больного с болезненным состоянием или опьянением одного или обоих родителей?
  • Не болела ли мать во время беременности, не имела ли нравственных потрясений, вела ли покойную жизнь, не предавалась ли излишествам, не пила ли водки и вина, не получала ли ушибов, не слишком ли много работала?
  • Нет ли родства между родителями?
  • К какой национальности принадлежали родители?
  • На кого из родителей больше похож больной?
  • Не было ли среди родственников лиц страдающих истерикой, падучей болезнью, пляской св. Витта, головными болями, невралгиями, параличами или другими нервными болезнями, а также с физическими уродствами и недостатками развития, как глухонемота, заикание и т.п.?
  • Как вскармливался больной: грудью матери или искусственно?
  • Не наблюдались ли мозговые припадки, судороги, ночные крики или испуги? Не было ли хождения во сне, ночного недержания мочи?
  • Не давали ли ребёнку в раннем детстве вина или мака (для сна и т.п.)?
  • Не падал ли ребёнок с высоты и не было ли болезней уха?
  • Не имел ли слишком рано половых связей, не было ли онанизма?
  • Не было ли ханжества или выдающейся религиозности?
  • Не было ли заметно чрезмерного преобладания фантазии?
  • Каково было общественное положение больного? Доволен ли он им был?
  • Не было ли постоянных домашних ссор, и какую роль в них играл больной, он ли производил ссоры или они от него не зависели?
  • Пользовался ли домами отдыха, санаториями, диэтстоловыми и проч. Занимался ли физкультурой?
  • Не злоупотреблял ли чрезмерно половыми сношениями; не было ли неправильных половых сношений?

Старый реставрированный стол

Илья Натанович Каганович был главным врачом больницы с 1930 по 1950 год. В 50-м году его со скандалом сняли с поста главврача больницы.

Свисток вы догадываетесь зачем. Случаи разные бывают.

Во время Великой Отечественной Войны в больнице находился центр лечения раненых с черепно-мозговыми травмами. Основным методом лечения душевнобольных была Электросудорожная терапия. Научно обоснованный, хотя и вызывающим до сих пор острые споры и противоречия, метод лечения, при котором судорожный припадок вызывается пропусканием электрического тока через головной мозг находящегося под общей анестезией пациента, с целью достижения лечебного эффекта. С медикаментами, как вы понимаете, во время войны было туго.

Врачей и медсестёр, работавших во время войны помнят и чтут

Альбом «От призрения психических больных к активным методам лечения», сделанный и подаренный сотрудниками больницы И.Н. Кагановичу. История психиатрии в картинках.

Обратите внимание на лечебное колесо. Хомячки в домашних клетках примерно в таких же бегают.

Мёртвый час. Звучит очень умиротворяюще.

Никаких варварских методов лечения в больнице №1 никогда не было. С первого дня под запретом были смирительные рубашки, хотя одна висит как экспонат в уголке истории психиатрии. Для усмирения буйных больных обычно применялось обёртывание мокрыми простынями.

Краткий экскурс в историю психиатрии средневековья.

В музее собрана обширная коллекция научных трудов по психиатрии

Включая художественные произведения. Например знакомую многим книгу «Пролетая над гнездом кукушки» известного кислотника Кена Кизи.

Запомните на всякий случай несколько правил.

Спортивные награды работников больницы, завоёванных в различных спартакиадах и других соревнованиях.

В настоящий момент для лечения используют исключительно гуманные и действенные методы лечения душевнобольных.

Медикаментозное лечение

Трудотерапия

Трудовая терапия применялась с первых дней работы больницы в специальных комнатах при отделениях и на наружных работах. Первым врачом по труду был С.С. Ступин. Раньше у больницы было даже своё загородное хозяйство, где больные выращивали скот для снабжения больницы.

Красота территории больницы — результат кропотливого труда опытного агронома Ростислава Степановича Медведюка. Выведенные им гладиолусы не раз занимали призовые места на выставках. Этот человек — настоящий энтузиаст своего дела. Он отказался от предложенной ему более высокооплачиваемой работы, потому что не мог оставить больницу.

В оранжерее и саду он с больными сажает цветы и различные декоративные растения, а в 1980 году к Дню победы и олимпиаде по его инициативе были высажены 8 серебристых елей. Мечта Ростислава Степановича вырастить кедровую рощу. Так послушаешь, вся история больницы (а если брать шире, то и всей нашей страны) держится исключительно на энтузиастах.

Для маленьких пациентов больницы до сих пор работает, наверное, единственный сохранившийся в стране пионерский лагерь.

Нестандартные методы лечения соседствуют с большой религиозностью.

Русская православная церковь всё больше внимания уделяет лечебным учреждениям. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при больнице был освящён 25 октября 1896 г.

В советский период, когда больничную церковь закрыли, её использовали в административных целях. И только 25 мая 1994 г. храм был восстановлен и освящён вновь. В 1996 г. на территории клиники в память об её основателе Николае Алексееве построена и освящена часовня во имя святителя и чудотворца Николая.

Культуротерапия

Не секрет, что многие общепризнанные гении имели мягко говоря не всегда безупречное психическое здоровье. А некоторые и вовсе окончили свои дни в стенах психиатрических лечебниц. В музее же хранится несколько сборников литературных произведений врачей, работавших в больнице. Чрезвычайно увлекательное чтиво.

В одной из поэм фигурирует псих Маркс.

Стихотворение о ремонте в вестибюле больницы. Сравнивая подобные вещи с произведениями того же любимого мною Хармса, невольно проводишь аналогии и заочно задумываешься о диагнозах.

Художественные работы больных заслуживают отдельного разговора.

Избранные картины шизофреников тоже тщательно изучаются и выпускаются отдельными каталогами.

Изменённые пропорции лица, как на картинах Модильяни, обычно присущи работам больных шизофренией.

В клубе на территории больницы собран целый вернисаж лучших работ пациентов. Куратор коллекции Эдуард Константинович может долго рассказывать отдельно о каждой работе, об общем почерке болезни, о типичных темах произведений.

Глядя на эти картины испытываешь какую-то смесь глубокого понимания и страха, от того насколько точно художественно отражены какие-то потаённые переживания и насколько они тебе понятны. К сожалению (потому что мы не увидели их в тот день) и к счастью (потому что все смогут их увидеть), самые интересные работы сейчас отправились на выставку, которая скоро пройдёт в Москве.

В день нашего посещения на территории больницы находилось несколько машин милиции, скорой помощи, инженерно-сапёрного отдела и пожарной службы. Не иначе кто-то позвонил и сказал, что на территории заложена бомба. Возможно псих, кто знает.

К сожалению, музей не доступен для общего посещения. 2-3 экскурсии в неделю Алла Васильевна и её молодая помощница Марина (тоже энтузиаст, девушка с огромным интересом изучающая историю медицины) проводят для пациентов, студентов медицинских вузов и новых сотрудников больницы. Чтобы попасть в музей не будучи представителем одной из этих групп, нужно получить разрешение главврача, а у него и без этого дел хватает, поэтому никаких контактов и телефонов я здесь оставлять не буду. Кто сильно захочет, без труда найдёт их в интернете. Всё это так увлекательно.

Вы когда-нибудь были в психушке? Мне вот раньше не доводилось. Когда попадаешь на территорию психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева, невольно ощущаешь окружающее тебя спокойствие, умиротворение и уют. На территории тихо, чисто, газоны ровненько зеленеют, дорожки для прогулок красиво извиваются, крупные грачи вальяжно гуляют между деревьями, виноградная лоза обвивает кирпичные арки, листья с неё уже облетели, а виноград никто не собирал и спелые грозди висят на голых ветвях; в саду, в котором работают местные пациенты, растёт какая-то разноцветная декоративная капуста. Воздух кажется густым, ловишь себя на мысли, что здесь хочется остаться, как в доме отдыха. Мы идём в музей психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева.

Дверь музея, расположенного в одном из корпусов больницы, закрыта и чтобы попасть внутрь надо позвонить в звонок. Музей музеем, но внутренний распорядок психиатрической больницы диктует определённые правила, например: все двери должны закрываться на ключ. «Разговаривайте с пациентами так, как будто они здоровы. Но не забывайте, что они больны» — цитирует нам кого-то из врачей хранительница музея Алла Васильевна.

У неё нет музейного образования, оно ей и не нужно, в этой больнице она отработала 50 лет медсестрой, а позже главной медсестрой, и знает историю этого места не понаслышке. После того как она ушла на пенсию, её позвали работать в музей. Она долго отказывалась, но в итоге согласилась, а теперь втянулась. Алла Васильевна очень интересный человек, она осторожно шутит с нами, потом рассказывает про то, какие до нас приходили нерадивые журналисты и какую ересь понаписали. Следит за нашей реакцией и подкидывает тесты на то «плохие» ли мы журналисты и начнём ли её просить показать смирительные рубашки, наручники и прочие стереотипные «ужасы». Нам очень неловко за репутацию профессии и мы успешно проходим испытание, доказывая что пришли сюда не за «жёлтыми сенсациями», а из большого интереса.

Помещение музея небольшое — 3 бывших палаты. Алла Васильевна усаживает нас за круглый резной стол в первом, самом крупном зале, и начинает свой подробный рассказ об истории появления больницы.

Градоначальником Москвы в 1885-1893 годах был Николай Александрович Алексеев. Попробуйте сравнить эффективность и любовь к своему городу этого сити-менеджера с недавно «лишившимся доверия» мэром столицы.

Благодаря Алексееву в Москве появился водопровод и канализация (до этого полуторамиллионный город был усеян зловонными выгребными ямами), были построены первые скотобойни (нынешний Микояновский мясокомбинат) и забивать скот перестали в любом месте города, как в диких арабских странах, на Красной площади в 1890-м году были снесены старые торговые ряды и был построен прототип нынешнего ГУМа, было построено новое здание городской думы на Воскресенской площади, а так же несколько школ и ремесленных училищ, при нём открылась Третьяковская галерея и многое другое. Алексеев был крепким управленцем и с чиновниками не цацкался, отчёты по всем своим указам требовал предоставить через неделю, а не занимался популистским субботним катанием по городу с критикой чужой работы. С ним Москва перестала быть большой деревней (хотя иногда в этом приходится сомневаться).

Однажды на приём к нему пришли врачи самой старой психиатрической больницы Москвы - Преображенской - С.С. Корсаков и В.Р. Буцкеи попросили построить в городе ещё одну клинику, поскольку ресурсов одной никак не хватало. Алексеев идеей врачей проникся и начал собирать деньги на постройку больницы.

Многие меценаты откликнулись на его призыв помочь с решением этой задачи, иногда с оговорками, что несколько коек будут пожизненно закреплены за их семьями. Алексеев ради пользы дела использовал все возможные методы, говорят, перед одним купцом он даже встал на колени прямо в грязь, когда на его вопрос о помощи в строительстве тот ответил «как просишь, так и подаю».

Ни один меценат не был забыт. Список фамилий помогавших в строительстве хранится в музее и высечен на мемориале на территории больницы. В списке присутствуют известные фамилии Боткина и Третьякова.

Для строительства был приобретён земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова (отсюда пошло название Канатчикова дача), а на деньги Ермакова был позже выстроен Ермаковский корпус.

Николай Александрович считал постройку этой больницы делом своей жизни, он лично проверял качество кирпича для строительства, брал по одному из каждой партии и кидал об пол. Если кирпич ломался, то всю партию отправляли обратно. Здание из красного кирпича в эклектичном стиле с толщиной стен 70 см, высокими потолками, палатами на 4-5 пациентов и специальными прочными стёклами в окнах построили к 1894 году. 9 марта 1893г. вечером после одного из приёмов, Алексеев пошёл провожать посетительницу и в дверях столкнулся с молодым человеком, который выстрелил в него несколько раз из пистолета. По иронии судьбы, молодой человек — Андрианов — оказался душевнобольным, который считал, что изобрёл лекарство от инфлюэнции (гриппа) и безуспешно пытался прорваться на приём к Алексееву. Откуда псих взял пистолет — вопрос сложный, можно подозревать, что это было продуманная акция врагов градоначальника. На место происшествия немедленно приехал Склифосовский, сделал ушивание раны, но от пули попавшей в живот начался перитонит, а медицина в то время ещё не была настолько продвинутой (рентген изобрели только в 1895 году, а пенициллин открыли лишь в 1928). Перед смертью Алексеев завещал довести строительство больницы до конца.

Хоронили Алексеева всем городом. На траурной процессии присутствовало около 200 000 москвичей.

Посмертная маска Н.А. Алексеева хранится в музее.

Ему было 40 лет.

Памятник Николаю Александровичу уже несколько лет собираются поставить в Москве, но пока как-то не досуг.

Роду Алексеевых посвящена отдельная экспозиция в музее. Двоюродным братом Николая Александровича был известный театральный актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.

12 мая (по старому стилю) 1894 года на Канатчиковой даче была открыта новая городская психиатрическая больница. На втором этаже больницы была часовня, а по наказу Александра III больнице было присвоено имя Алексеева.

Первая очередь больницы построена по проекту Л.О. Васильева . Вторую очередь (открыта в 1905 ) строил А.Ф. Мейснер. Главным врачом был назначен Буцке.

Меню для больных в 1894 году: Борщъ польскiй, Щи кислыя, Шнель-клопсъ, Картофельная драчена, Жареная севрюжка, Желе изъ клюквы, Мусъ лимонный, Разсольникъ, Трубочки — всё такое вкусное.

Работали в больнице в основном крестьяне из соседних деревень. На фото фартук, которые носили женщины из медперсонала.

Пётр Петрович Кащенко был главврачом больницы всего 2 года и 7 месяцев, но за это время оставил о себе самые лучшие воспоминания у персонала. Благодаря ему для медработников были оборудованы отдельные комнаты для проживания, до этого они ютились в подвале, в условиях хуже, чем у больных.

На фото коллективные проводы П.П. Кащенко, отъезжающего в Петербург (в центре с женой) 1907 год.

С 1922 по 1994 год Московская психиатрическая больница №1 носила имя Кащенко. Благодаря рассказам, анекдотам и песням слово «кащенко» стало именем нарицательным, означающим сумасшедший дом.

Опросный лист 1926 года пациента Седова Сергея Кирилловича, которого с диагнозом алкогольный психоз (белая горяка), жена упекла в больницу. Он содержит огромный подробнейший перечень вопросов о всей жизни больного от зачатия и детства до настоящего времени, к примеру:

  • Не страдали ли родители больного душевной болезнью, не были ли малоумны, странны по характеру и по привычкам, не были ли привычными пьяницами, преступниками, не делали попыток на самоубийство?
  • Пил ли кто-нибудь из родителей вино или водку и в каких количествах?
  • Как действовало вино и не было ли белой горячки?
  • Не совпало ли зачатие больного с болезненным состоянием или опьянением одного или обоих родителей?
  • Не болела ли мать во время беременности, не имела ли нравственных потрясений, вела ли покойную жизнь, не предавалась ли излишествам, не пила ли водки и вина, не получала ли ушибов, не слишком ли много работала?
  • Нет ли родства между родителями?
  • К какой национальности принадлежали родители?
  • На кого из родителей больше похож больной?
  • Не было ли среди родственников лиц страдающих истерикой, падучей болезнью, пляской св. Витта, головными болями, невралгиями, параличами или другими нервными болезнями, а также с физическими уродствами и недостатками развития, как глухонемота, заикание и т.п.?
  • Как вскармливался больной: грудью матери или искусственно?
  • Не наблюдались ли мозговые припадки, судороги, ночные крики или испуги? Не было ли хождения во сне, ночного недержания мочи?
  • Не давали ли ребёнку в раннем детстве вина или мака (для сна и т.п.)?
  • Не падал ли ребёнок с высоты и не было ли болезней уха?
  • Не имел ли слишком рано половых связей, не было ли онанизма?
  • Не было ли ханжества или выдающейся религиозности ?
  • Не было ли заметно чрезмерного преобладания фантазии?
  • Каково было общественное положение больного? Доволен ли он им был?
  • Не было ли постоянных домашних ссор, и какую роль в них играл больной, он ли производил ссоры или они от него не зависели?
  • Пользовался ли домами отдыха, санаториями, диэтстоловыми и проч. Занимался ли физкультурой?
  • Не злоупотреблял ли чрезмерно половыми сношениями; не было ли неправильных половых сношений?

Старый реставрированный стол

Илья Натанович Каганович был главным врачом больницы с 1930 по 1950 год. В 50-м году его со скандалом сняли с поста главврача больницы.

Свисток вы догадываетесь зачем. Случаи разные бывают.

Во время Великой Отечественной Войны в больнице находился центр лечения раненых с черепно-мозговыми травмами. Основным методом лечения душевнобольных была Электросудорожная терапия . Научно обоснованный, хотя и вызывающим до сих пор острые споры и противоречия, метод лечения, при котором судорожный припадок вызывается пропусканием электрического тока через головной мозг находящегося под общей анестезией пациента, с целью достижения лечебного эффекта. С медикаментами, как вы понимаете, во время войны было туго.

Врачей и медсестёр, работавших во время войны помнят и чтут

Альбом «От призрения психических больных к активным методам лечения», сделанный и подаренный сотрудниками больницы И.Н. Кагановичу. История психиатрии в картинках.

Обратите внимание на лечебное колесо. Хомячки в домашних клетках примерно в таких же бегают.

Мёртвый час. Звучит очень умиротворяюще.

Никаких варварских методов лечения в больнице №1 никогда не было. С первого дня под запретом были смирительные рубашки, хотя одна висит как экспонат в уголке истории психиатрии. Для усмирения буйных больных обычно применялось обёртывание мокрыми простынями.

Краткий экскурс в историю психиатрии средневековья.

В музее собрана обширная коллекция научных трудов по психиатрии

Включая художественные произведения. Например знакомую многим книгу «Пролетая над гнездом кукушки» известного кислотника Кена Кизи.

Запомните на всякий случай несколько правил.

Спортивные награды работников больницы, завоёванных в различных спартакиадах и других соревнованиях.

В настоящий момент для лечения используют исключительно гуманные и действенные методы лечения душевнобольных.

Медикаментозное лечение

Трудотерапия

Трудовая терапия применялась с первых дней работы больницы в специальных комнатах при отделениях и на наружных работах. Первым врачом по труду был С.С. Ступин. Раньше у больницы было даже своё загородное хозяйство, где больные выращивали скот для снабжения больницы.

Красота территории больницы — результат кропотливого труда опытного агронома Ростислава Степановича Медведюка. Выведенные им гладиолусы не раз занимали призовые места на выставках. Этот человек — настоящий энтузиаст своего дела. Он отказался от предложенной ему более высокооплачиваемой работы, потому что не мог оставить больницу.

В оранжерее и саду он с больными сажает цветы и различные декоративные растения, а в 1980 году к Дню победы и олимпиаде по его инициативе были высажены 8 серебристых елей. Мечта Ростислава Степановича вырастить кедровую рощу. Так послушаешь, вся история больницы (а если брать шире, то и всей нашей страны) держится исключительно на энтузиастах.

Для маленьких пациентов больницы до сих пор работает, наверное, единственный сохранившийся в стране пионерский лагерь.

Нестандартные методы лечения соседствуют с большой религиозностью .

Русская православная церковь всё больше внимания уделяет лечебным учреждениям. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при больнице был освящён 25 октября 1896 г.

В советский период, когда больничную церковь закрыли, её использовали в административных целях. И только 25 мая 1994 г. храм был восстановлен и освящён вновь. В 1996 г. на территории клиники в память об её основателе Николае Алексееве построена и освящена часовня во имя святителя и чудотворца Николая.

Культуротерапия

Не секрет, что многие общепризнанные гении имели мягко говоря не всегда безупречное психическое здоровье. А некоторые и вовсе окончили свои дни в стенах психиатрических лечебниц. В музее же хранится несколько сборников литературных произведений врачей, работавших в больнице. Чрезвычайно увлекательное чтиво.

В одной из поэм фигурирует псих Маркс.

Стихотворение о ремонте в вестибюле больницы. Сравнивая подобные вещи с произведениями того же любимого мною Хармса, невольно проводишь аналогии и заочно задумываешься о диагнозах.

Художественные работы больных заслуживают отдельного разговора.

Избранные картины шизофреников тоже тщательно изучаются и выпускаются отдельными каталогами.

Изменённые пропорции лица, как на картинах Модильяни, обычно присущи работам больных шизофренией.

В клубе на территории больницы собран целый вернисаж лучших работ пациентов. Куратор коллекции Эдуард Константинович может долго рассказывать отдельно о каждой работе, об общем почерке болезни, о типичных темах произведений.

Глядя на эти картины испытываешь какую-то смесь глубокого понимания и страха, от того насколько точно художественно отражены какие-то потаённые переживания и насколько они тебе понятны. К сожалению (потому что мы не увидели их в тот день) и к счастью (потому что все смогут их увидеть), самые интересные работы сейчас отправились на выставку, которая скоро пройдёт в Москве.

В день нашего посещения на территории больницы находилось несколько машин милиции, скорой помощи, инженерно-сапёрного отдела и пожарной службы. Не иначе кто-то позвонил и сказал, что на территории заложена бомба. Возможно псих, кто знает.

К сожалению, музей не доступен для общего посещения. 2-3 экскурсии в неделю Алла Васильевна и её молодая помощница Марина (тоже энтузиаст, девушка с огромным интересом изучающая историю медицины) проводят для пациентов, студентов медицинских вузов и новых сотрудников больницы. Чтобы попасть в музей не будучи представителем одной из этих групп, нужно получить разрешение главврача, а у него и без этого дел хватает, поэтому никаких контактов и телефонов я здесь оставлять не буду. Кто сильно захочет, без труда найдёт их в интернете. Всё это так увлекательно.

Музей истории Московской городской психиатрической больницы им. Алексеева

Музей не сколько Кащенко, сколько всей отечественной психиатрии расположен на территории Московской психиатрической клинической больницы № 1 имени Н.А.Алексеева. Больница, до 1994 года, имя П.П.Кащенко.

Больница построена по проекту архитектора Л.О. Васильева. Архитектурный стиль эклектика, кирпичный стиль конца ХIХ века. Построена на средства меценатов по инициативе городского головы Н.А. Алексеева.

В главном корпусе восстановлена церковь Иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих радость" (1994), а на территории - часовня в память Н.А. Алексеева (1994), сооружена часовня - памятник меценатам. Была открыта 24 мая 1894 года.

Фонды музея хранят старые истории болезней, отчеты, ведомости, фотографии, портреты сотрудников больницы, дореволюционные истории болезней и вещи, созданные руками пациентов больницы. Также здесь можно найти сведения о меценатах, ветеранах труда, участниках Великой Отечественной войны.

Побывав в музее, вы узнаете не только историю больницы и становление отечественной психиатрии. Вам расскажут о принципах лечения душевнобольных и о тонкой работе психиатров.

Дом компании «Зингер» - заметное здание с угловой башней и стеклянным глобусом - можно назвать одним из символов Петербурга: он расположен в туристическом центре и знаком каждому, кто хотя бы раз бывал на Невском проспекте. После Октябрьской революции здесь открылся Дом книги - сегодня любой посетитель магазина может оценить восстановленные в первой половине 2000-х интерьеры. Еще один крупный резидент - команда «ВКонтакте»: головной офис компании располагается на пяти этажах (плюс знаменитый купол). The Village поговорил с сотрудниками Дома книги и «ВКонтакте» о том, как устроено здание, что находится в недоступных для простых посетителей местах и можно ли работать прямо в куполе. А историк и куратор проекта «Петербург глазами инженера» Марина Зубкова рассказала, как строили Дом Зингера и в чем его уникальность.

Дом компании «Зингер»

Адрес: Невский пр-т., 28

Архитектор: Павел Юльевич Сюзор

Годы строительства: 1902–1904 годы

Резиденты: Дом книги, «ВКонтакте» и другие

Здание дома компании «Зингер» было построено в 1902–1904 годах архитектором Павлом Сюзором. Для строительства выбрали место с максимальной торгово-деловой активностью на пересечении Невского проспекта и Екатерининского канала. Маститый архитектор с 30-летней карьерой за плечами взялся за проект для щедрого заказчика и решился на работу в стиле модерн, оставив в итоге одну из самых неоднозначных построек в Петербурге.

В начале ХХ века общественные здания стремились к объемным пространствам, свету, функциональности. Так как от количества сдаваемых помещений зависела прибыль, а земля в центре города была дорогой, баланс между простором и вместительностью находили в количестве этажей. В Нью-Йорке и Чикаго это привело к возведению первых небоскребов. Но на болотистых почвах Петербурга не представлялось возможным сделать мощный фундамент. К тому же действовало ограничение по высотности в 11 саженей (23,47 метра), которое определялось высотой главной доминанты города - Зимнего дворца. Все эти аргументы - не в пользу того, что Дом Зингера задумывался как небоскреб: так станут писать уже после того, как в Нью-Йорке к изначальному зданию Singer Building добавили башню и оно составило 53 этажа, став самым высоким в мире (строительство башни закончится в 1908 году).

Примечательно, что и в Нью-Йорке, и в Петербурге требования к высотности эффектно обошли: запрет на высотное строительство относился именно к фасаду, стоящему на красной линии, а мансарда и купол уже не являются его частью. Так, в Доме Зингера мансарда седьмого этажа начиналась уже над уровнем 11 саженей. Между Павлом Сюзором и архитектором Singer Building Эрнестом Флэггом есть одно сходство: тяготение к канонам Парижской школы изящных искусств и французской архитектуре. Для здания в Петербурге изначальный проект был разработан Флэггом, а затем работу продолжил Сюзор.

Дом Зингера - смесь двух стилей. Картуши, валькирии на рострах, неожиданно проявляющиеся раковины отсылают к необарокко. Напротив, растительные орнаменты, складывающиеся в «удары бича», вырастающие из листов ирисов драконьи головы, маскароны, глазурованная плитка - уводят нас в модерн. Барокко привносит незамысловатые аллегории: одна валькирия держит жезл Меркурия (символ торговли), у другой в руке веретено (символ легкой промышленности), а под правым локтем - швейная машинка. При всей утонченности вкуса архитектора порой он тяжеловесен: фасад здания перегружен.

При этом Сюзор активно интересовался техническими новинками своего времени. Выдающимся инженерным решением Дома Зингера был его металлический каркас - двутавровые стойки и балки, которым нестрашен пожар. Сами балки монтировались техникой клепки - это прогрессивный метод монтажа (сразу вспоминается фоторепортаж Чарльза Эббетса о строительстве Рокфеллер-центра). Сюзор сотрудничал с артелью кровельщика Александра Верещагина. Мансарда сконструирована как арочная ферма с опорой на железобетон, а купол является частью всей мансардной конструкции. С большой вероятностью при его проектировании основывались на известном в России примере купола World Building в Нью-Йорке.

Детали каркаса, чугунные литые батареи (отопление, как и сейчас, было автономным) изготавливались на заводе Сан-Галли. Другая техническая новинка от Ф. К. Сан-Галли - механизмы для самоочищения кровли путем подачи пара - к сожалению, не нашла широкого применения в Петербурге. Декор и техническое новшество одновременно - изделия из ковкой бронзы мастерской Карла Винклера. Они оформляют фасад снаружи, а лестницы и лифтовые двери - внутри.

Для понимания приоритетов архитектора характерен и пример с лифтом: компания «Зингер» предполагала расположить в главном вестибюле с Невского проспекта четыре лифта и продублировать их пожарной лестницей, но Сюзор посчитал оптимальным сделать два лифта и яркую барочную мраморную лестницу. Украшенная ковкой бронзой с модерновым орнаментом, она кажется чрезмерной. Хотя здание и соткано из примечательных инженерных решений, они спрятаны за своеобразной эстетикой ар-нуво в интерпретации Сюзора.

Определенно, реконструкция здания в начале нулевых подчеркнула техничную сторону модерна. Световые дворы обрели навесы на уровне выше мансарды, и теперь мы можем оценить клепанные короба снеготаялок и глазурованную плитку Villeroy & Boch. При реставрации утраченную плитку заменяли специально заказанной на тех же заводах, которые до сих пор функционируют. Появившееся после реконструкции сплошное остекление надстроенных этажей, соседствующее с пятиэтажными полотнами глазурованной плитки в атриумах, делает помещение еще больше и светлее.

Компанию «Зингер» и ее арендаторов в этом здании уже в декабре 1919 года сменит Дом книги. Магазин займет первые два этажа, многочисленные издательства - с третьего и выше. По сути, здание никогда не меняло своей функции, оставаясь торговым и конторским/офисным. Сегодня, благодаря реставрации, раскрыты эстетическая составляющая функциональных деталей и потенциал модерна. На фасаде об этой динамике нам напомнят разве что купол и огромные окна: квадратные сплошные стекла в пол на первом этаже - смелое решение для 1904 года.

Дом Зингера - это в первую очередь авторское видение петербургского архитектора Павла Сюзора в момент перехода от эклектики к модерну и невиданного прогресса в технологиях строительства. Вся новизна, легкость, функциональность модерна - главным образом внутри, в наполненных светом обычных петербургских дворах-колодцах. Фасад снаружи, напротив, тяготеет к эклектике и стремится доминировать. Это противоречие таит в себе большой потенциал к постоянному переосмыслению. По той же причине невозможно остаться равнодушным к Дому Зингера.

Дом книги

Наталья Богобоящая

главный бухгалтер Дома книги

В Доме книги я работаю почти пять лет. Рабочий день, как у любого топ-менеджера, ненормированный. Мой кабинет находится на третьем этаже. Обедаю обычно в ресторанчике неподалеку. В здании есть кафе «Зингер», туда можно иногда зайти, выпить чашку неплохого кофе.

В Доме книги - три этажа. Помимо общедоступных пространств, это офисные помещения: они разделены по принципу отделов, которые в них находятся. Выглядят как обычные служебные помещения - общедоступный Дом книги гораздо интереснее, особенно первый этаж. Внутри очень многое восстановлено (в рамках реконструкции 2000–2006 годов. - Прим. ред.) , но есть и оригинальные элементы: например, в зале на первом этаже сохранилась колонна; многие хрустальные светильники (совершенно потрясающие!) - оригинальные. Поддержание интерьеров здания требует большой работы. Постоянно идут ремонты - и мелкие, и крупные: так, несколько лет назад восстановили в определенных местах напольные покрытия. Мы со своей стороны очень трепетно относимся к зданию.

Дом книги живет вместе с городом, Невским проспектом: мы постоянно наблюдаем, как меняется поток посетителей. Часто это связано с внешними факторами. Например, в этом году было очень мало туристов из Китая и значительно меньше, чем раньше, - из стран Западной Европы. А вот поток российских туристов стабилен: они всегда приезжают сезонно, «вспышками». Кроме того, у нас есть любимая лояльная группа - это питерская интеллигенция, они много лет вместе с нами, поддерживают нас, несмотря на то, что у них бывают непростые времена.

На мой взгляд, Дом Зингера - здание фантастически прекрасной архитектуры. Это магическое место. Каждый день, приходя на работу, мы смотрим на эту красоту и получаем положительный заряд.

Жанна Леонтьева

юрист Дома книги

В Доме книги я с осени прошлого года. В мои обязанности входит полное юридическое сопровождение деятельности компании - от хозяйственной до договоров поставки (у нас около двух тысяч поставщиков).

Рабочий день у меня с 10 до 19 часов. Я занимаюсь бодибилдингом; с утра, если нет вечерней тренировки, успеваю сбегать в спортзал и к десяти приехать на работу. Обед с 13 до 14 часов - предпочитаю в это время выйти, погулять, освободить голову. А так у меня каждые два с половиной часа - обязательное питание: это режим, за которым я слежу. Организовать его не сложно, все на потоке: заранее готовлю пищу дома и приношу в контейнерах, или перекусываю в кафе, или покупаю в магазине.

Рабочее место у меня стандартное, оно находится в приемной генерального директора. Мне нравится, что в Доме книги я рядом с интересными людьми и новинками. Обычно, когда прихожу на работу, пользуюсь центральным входом в магазин: чтобы посмотреть, какие есть новинки, вдохнуть книжный аромат. Последнее, что я прочитала, - «Происхождение» Дэна Брауна, сейчас перечитываю «Братьев Карамазовых».

Любимое место в Доме Зингера - атриум. Здесь мы проводим переговоры. Его атмосфера располагает к размышлениям. Очень красиво по стилистике.

Мы находимся в самом центре города, и поток посетителей здесь постоянный. В любом случае сохраняем исторические элементы помещения в том виде, в каком они были на момент строительства. Дом Зингера - памятник архитектуры, который принадлежит городу; в связи с этим есть разные обременения. Главное из них - целевое использование помещения: например, мы не можем реализовывать какие-либо товары, помимо тех, что продаются в Доме книги. Кроме того, должны соблюдать сохранность всех элементов, у нас есть обременения по покрытию стен, полов. За соблюдением этих требований следит КГИОП: они вправе зайти в любой момент и посмотреть, все ли в порядке.

Оксана Белова

старший продавец Дома книги

В Доме книги я работаю три с половиной года. Считаю, что продавец - лицо магазина, так что наша главная задача - обслуживание покупателей. Мы должны каждого посетителя превратить в постоянного: найти подход, выявить потребности - удержать. Контингент клиентов у нас стабильный, многие люди старшего возраста ходят в магазин по несколько десятков лет. Конечно, очень хочется, чтобы, помимо этого контингента, была постоянная аудитория 30–40-летних - это люди, занятые самореализацией, материально обеспеченные: мы могли бы и для них быть культурной базой.

В наши обязанности входят постоянное поддержание порядка на рабочем месте, своевременное пополнение запасов, оперативные выкладки на столах, «кубиках», в торцах. Плюс должны следить за столами, которые находятся во входной зоне, - они очень важны: там есть стол новинок, стол «Выбор Дома книги» и стол бестселлеров магазина. Естественно, мы обязаны обновлять ассортимент, следить за ценами, участвовать в инвентаризации и так далее.

Я работаю на цокольном этаже Дома книги. Тут находятся отделы истории, философии, психологии, религии, бизнес-литературы, социально-экономической, а также книги по кулинарии, досугу, компьютерная литература и так далее.

Некоторые покупатели любят посидеть с книгой: есть стол и три стула в отделе искусства, но на всех желающих их не хватает. С одной стороны, я понимаю, что для людей это проблема, с другой - у нас же не библиотека. Мы можем проконсультировать - человек купит книгу и спокойно прочитает ее дома. Сама я читаю только дома. В какой-то момент мы перестали брать книги на обед: их нужно сохранять. Кому приятно покупать потрепанную книгу?

Магазин работает с девяти утра до полуночи, а в летнее время - до часа ночи. Это очень удобно для посетителей: можно зайти до или после работы. Мы работаем по скользящему графику: кто-то два дня через два, кто-то - пятидневку по восемь часов. Расписание составляется так, чтобы люди по максимуму пересекались в рабочее время. На моем этаже в отделе психологии работают два человека, в медицине - тоже два, в социально-экономической литературе - три. Это мало. Коллектив не сугубо женский: у нас на этаже трое молодых людей, во входной зоне работают очень хорошие мальчики. Легенда Дома книги - Александр Геннадьевич, который здесь уже 40 лет.

Если работаем в утреннюю смену, приходим до открытия магазина: идем через служебный вход на набережной канала Грибоедова - там нас встречает охранник, который проверят, чтобы не просочился никто чужой. Если я прихожу в то время, когда магазин уже открыт, иду через центральный вход.

Что касается обеда: мы всегда договариваемся, кто во сколько уходит, так как даже два продавца, одновременно уходящие на обед, уже критично. Многие ходят в «Пироговый дворик» или в столовую на канале Грибоедова. В магазине сувениров «Полянка» можно купить кофе и выпечку. При желании можно воспользоваться кафе «Зингер» (находится на втором этаже Дома книги. - Прим. ред.) , это одно из моих любимых мест, особенно столик у окна с видом на Казанский собор.

Дом Зингера - это символ, бренд города. Наверное, он бы не вписывался в застройку Невского проспекта, если бы архитектор воплотил первоначальную задумку - здание по типу нью-йоркского Зингер-Билдинг. Но наши власти вмешались и, чтобы не портить ансамбль, немного подогнали под общий стиль. Мне кажется, Сюзор хорошо выкрутился: здание - в модерне, над шестым этажом - мансарда, которая оканчивается легким куполом и сферой. Кстати, любимый вопрос посетителей: можно ли попасть на крышу? Я там была: выбрала самый лучший день, 9 Мая, чтобы увидеть салют. Идти туда можно только с охраной, не в зимнее время, небольшой группой. В купол, насколько я знаю, тоже можно попасть.

«ВКонтакте»

Павел Калайдин

ведущий разработчик «ВКонтакте»

Я обычно работаю где-то с 12 до 22 часов. Живу недалеко от Дома Зингера, в пяти остановках на троллейбусе. С питанием у нас организована крутая схема, которую я еще нигде не видел: есть специальные карточки, на которые перечисляют деньги, ими можно расплатиться в ближайших заведениях. Мне, например, очень нравится ресторан Hamlet & Jacks в Волынском переулке - будь моя воля, я бы туда ходил каждый день (и ходил бы, но одному скучно). По пятницам все едят что-то, заказанное на весь офис, - обычно пиццу и бургеры. Это возможность увидеть всех коллег, с которыми мы обычно пересекаемся только на очень больших встречах. Естественно, всегда можно перекусить на кухне: там есть круглосуточный доступ к овощам и фруктам, хлебу, колбасе, сыру, красной рыбе и прочему.

У нас суперфрендли охрана на входе в бизнес-центр, это прикольно. Несмотря на то что они очень суровые ребята, которые постоянно отбиваются от туристов (они пытаются попасть в Дом книги, дверь в который расположена в 10 метрах), охранники всегда очень дружелюбны и всех сотрудников знают в лицо. Я регулярно с ними общаюсь, особенно летом - во внутреннем дворике есть велопарковка, а чтобы в него попасть, нужно позвонить секьюрити и попросить открыть калитку.

С Домом книги удобно, что там есть нужный мне банкомат. И еще я знаю такой лайфхак: если сделать заказ в интернет-магазине Дома книги (с получением на месте), выйдет на 10 % дешевле. При этом ты просто спускаешься, идешь в отдельную кассу, где никогда нет очереди, и платишь. Я так регулярно делаю.

Считаю, что Дом Зингера - очень красивое здание. Еще одно такое же красивое - Универмаг у Красного моста (Au Pont Rouge. - Прим. ред.) . Альтернатив вообще нет.

Александр Швец

старший разработчик «ВКонтакте», руководитель отдела «Антиспам»

Я оказался в команде семь лет назад: начинал с удаленной работы в модерации. Три года назад, когда стал разработчиком, начал работать в офисе. Когда ушел Павел Дуров (в 2014 году. - Прим. ред.) , а с ним и часть команды, нам пришлось сильно поменяться. Сейчас с нами 90 разработчиков - и «ВК» развивается очень стремительно.

Я очень много переезжал внутри офиса: раньше сидел на седьмом этаже, потом на пятом, в итоге - на четвертом. Это крайний офис справа с видом на Казанский, там сидят шесть разработчиков. У нас две команды: моя и Миши Кошкина, у каждого - по два человека. Практически весь этаж связан с бэкендом - мы называемся «бэк-офисом»: это внутренняя сторона «ВКонтакте». Мы занимаемся разделами и интерфейсами для команды, чтобы было удобнее управлять сайтом и помогать пользователям. Например, антиспамом, модерацией, поддержкой, восстановлением профиля и другими направлениями. То, что совсем не видно или опосредованно видно пользователю.

У меня нет точного распорядка дня: не знаю, что такое просыпаться в 08:30 и прибегать на работу к девяти утра. В зависимости от того, во сколько я лег спать (а из-за работы я ложусь довольно поздно), рабочий день может начинаться в 10, 12, 13 часов. Я живу на Васильевском острове, добираюсь на общественном транспорте. Внутри здания мы практически не используем лифты: на четвертый этаж можно и пешком дойти. Перемещаюсь в основном внутри здания: если нужно поговорить с системными администраторами, иду на седьмой этаж, если у меня встречи - в переговорки на пятом этаже. На шестом этаже по четвергам проходят занятия по английскому языку для всех желающих (еще есть французский и немецкий). А так я по большей части сижу около компьютера на своем рабочем месте. Но бывают дни, когда приходится бегать между этажами, - потом видишь на айфоне, что сегодня ты набегал на 29 этажей.

Проход в офисе - по отпечаткам пальцев (их снимают при приеме на работу). Есть и пропуск по карточкам, но чаще все пользуются отпечатками. Такая система, мне кажется, была всегда. Сейчас устройства обновили и они быстрее считывают отпечатки. Отдельных помещений для курения у нас нет и, думаю, никогда не появится. Наши соседи, я замечал, выходят покурить рядом со зданием.

У охранников внизу бизнес-центра вечная проблема с людьми, которые пытаются пройти через «крутилку» (вращающуюся дверью - Прим. ред.) в магазин сувениров или Дом книги. Охранникам приходится их пропускать, объяснять, что они не туда попали… Я, уже когда прохожу, понимаю, что за мной идет человек не из «Зингера» (примерно знаю, кто здесь работает), - и вижу грустное лицо охранника.

В «Зингере» мне больше всего нравится купол. Из него видно почти все достопримечательности в центре Питера: Казанский, Адмиралтейство, Петроградку, Спас на Крови, Гостиный двор. Сюда в нерабочее время можно привести друзей (конечно, не экскурсии на 15 человек).

С одной стороны, здание достаточно старое, но при этом нет ограничений по дизайну интерьеров - мы можем влиять на то, как выглядит офис. Например, взять и повесить большой логотип «ВКонтакте». Клево? Клево.

Ирина Денежкина

руководитель направления технических интеграций «ВКонтакте»

Я работаю во «ВКонтакте» с 2011 года (тогда я училась на четвертом курсе факультета прикладной математики СПбГУ). Изначально занималась общением с пользователями в нашей поддержке, которая славится любовью к людям и качеством ответов. Чуть позже - общением с пользователями, которые разрабатывают что-то на нашей платформе. В итоге дошла до своей текущей должности. Занимаюсь общением с разработчиками, помогаю интегрировать сторонние сервисы, последние два года - в штабе «ВКонтакте» в Доме Зингера (большинство специалистов поддержки работают удаленно).

Офис постоянно меняется, потому что меняется сама команда, появляются новые подразделения. Количество сотрудников растет, и пространство регулярно перестраивается. У нас есть такая распространенная шутка про то, что тяжело найти отдел кадров, который несколько раз переезжал. Сейчас на пятом этаже висит табличка: «Поздравляшки, вы нашли руководителя отдела кадров!» По мере того как эволюционирует сама команда, эволюционирует и пространство, в котором она находится.

На то, чтобы точно запомнить, кто где сидит, обычно уходит пара месяцев. Я работаю на четвертом этаже вместе с коллегами, которые отвечают за техническую часть разработки «ВКонтакте». Здесь занимаются API, платежами, служебными сервисами вроде восстановления доступа и поддержки. Опенспейсов тут нет - отдельные уютные кабинеты на четыре-семь человек.

Я приезжаю в офис на метро, поднимаюсь обычно на лифте - ленюсь ходить пешком даже по таким роскошным лестницам. Захожу за чаем (кухня рядом на этаже) и приступаю к работе. Периодически поднимаюсь к коллегам на другие этажи что-то обсудить, но по большей части провожу день в своем кабинете или на встречах.

Самое знаковое и мое любимое место - купол, откуда открывается красивый вид. Как правило, сами мы туда не ходим, только если приводим гостей. Я как-то раз чуть не сломала ногу, когда мы водили экскурсию по офису для новых сотрудников поддержки: оступилась и едва не улетела в лестничный проем - меня спасли в последний момент.

На пятом этаже, где окна выходят на канал Грибоедова, по вечерам всегда очень хорошо слышно уличных музыкантов. Кажется, мы уже выучили наизусть их небогатый репертуар. Бывает, одновременно играют сразу несколько групп. В основном что-то из «Сплина», Цоя. Бывают коллективы, которые исполняют хороший зарубежный джаз, но редко.

Местоположение Дома Зингера просто отличное. Это центр города, отсюда видны разные мероприятия, парады - можно наблюдать за ними с лучших зрительских мест. Сюда приходишь как на праздник: красный ковер, торжественные лестницы - мне кажется, это мотивирует. Ну и, конечно, сам факт того, что ты работаешь в здании, которое является одним из символов Петербурга, на которое смотрят в восхищении, - добавляет ответственности и придает сил.

Павел Князев

руководитель департамента дизайна «ВКонтакте»

Я работаю здесь уже три года. Участвовал в конкурсах на дизайн, которые начал проводить Павел Дуров в 2012 году, несколько лет усиленно пытался попасть в команду - тогда еще учился в старших классах школы. Я всегда разделял идею и ценности проекта; для меня это очень личное, потому что продуктом пользуются все мои друзья, семья (ну и еще 100 миллионов человек, конечно). Выиграл несколько конкурсов подряд, получал призы, но не приглашение на работу. В какой-то момент написал Андрею Рогозову (управляющий директор социальной сети «ВКонтакте». - Прим. ред.) . Он предложил мне работу над одним проектом в качестве тестового задания.

Я отвечаю за дизайн в целом: начиная от продуктовых интерфейсов (как выглядят сайт, приложение) до работы с художниками, которые рисуют нам стикеры, иллюстрации. Также занимаемся дизайном мерча, промороликов, баннеров. Например, недавно купили фирменный шрифт, который должен ассоциироваться именно со «ВКонтакте». Мне, как руководителю, приходится решать очень много вопросов: не только рисовать самому, но и взаимодействовать с командой дизайнеров, разработчиками.

Мы находимся на пятом этаже дома Зингера: здесь также расположена практически вся команда разработки, есть большая кухня, спортзал с душем, переговорки, места для отдыха. И даже спальное место. Я лично им не пользовался, но некоторые сотрудники перед крупными запусками остаются ночевать прямо в офисе.

Свой рабочий день начинаю с завтрака на большой кухне: там очень красиво, особенно когда светит солнце. Есть фрукты, овощи, йогурты, различные сухие завтраки. Обычно за завтраком можно обсудить рабочие моменты, придумывать идеи. Затем иду на рабочее место, оно достаточно простое: большинству для работы нужны только ноутбук и доступ в интернет. Некоторые ребята делают свои рабочие места комфортнее, украшая их растениями, игрушками, плакатами. У меня на столе можно найти открытку из Шри-Ланки, магнитики из Лондона и Калифорнии, игрушечную машинку, комикс и три разных фигурки Грута из «Стражей Галактики». Мы все сидим рядом, постоянно друг с другом общаемся. В перерывах между работой иногда ходим в спортзал. Он у нас не очень большой, но там все есть: настольный теннис, настольный футбол, снаряды, боксерская груша, массажное кресло. Если кому-то этого недостаточно, компания может оплатить абонемент в любой спортзал города.

Также у компании есть договоренности с ближайшими ресторанами. Любимое место моей команды - ресторан Biblioteka. Там приятно внутри, уютно, всегда быстро и дружелюбно обслуживают. И у них есть большие столы - а мы нередко ходим обедать большими компаниями, это очень удобно.

С другими резидентами Дома Зингера особо не общаемся - у нас очень разный график. Да и в башне, кроме нас, сейчас особо никого нет. В Доме книги, конечно, бываем: часто покупаем там книги в подарок - и выбор больший, и близко, и по духу подходит. А недавно коллеги подарили мне на день рождения электросамокат - одно из главных средств передвижения как по городу, так и в офисе. У нас большие опенспейсы, длинные проходы - иногда устраиваем гонки.

Дом Зингера очень красивый. Бывает интересно найти место внутри него, где ты еще не был. Здание находится в центре города и является главным местом встречи для многих горожан и туристов. Это сердце города. В принципе, о «ВКонтакте» можно сказать то же самое.