Как учитывать незавершенное строительство при определении налога на имущество. Налог на незавершенное строительство

Как учитывать незавершенное строительство при определении налога на имущество. Налог на незавершенное строительство

Законодатели решили ввести новый налог на недвижимость с 2017 для физических лиц. Это вызвано тем, что колоссальный пласт недвижимости фактически не имеет владельцев, то есть, дома построены, но право собственности на них не оформлено в законном порядке .

Так в деревнях живут сельчане из поколения в поколение и не думают оформлять дома, да это им и не нужно. Вместе с тем не спешат оформлять особняки или недострои городские жители, тем самым экономя на налогах. Вот законодатели и решили, что казна должна пополняться всеми, кто владеет недвижимостью, что, несомненно, является справедливым моментом.

Налог на недвижимость

32-я глава Налогового кодекса разъясняет, что относится к недвижимости, и какая часть стоимости владений должна перечисляться в качестве налога . Так имуществом признаются:

  • земельные участки и доли;
  • особняки, коттеджи, части домов;
  • капитальные постройки (бани, садовые домики, гаражи на фундаменте);
  • объекты незавершённого строительства.

Все объекты имеют ценность и облагаются налогом: определённой частью общей стоимости. В свою очередь стоимость может быть инвентаризационной и кадастровой. До 2016 года налог рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости, которая несоразмерно меньше кадастровой.

К сведению
На сегодня налог на имущество рассчитывается не во всех регионах одинаково , где-то применяется кадастровая, а где-то инвентаризационная стоимость. Переход к расчёту на основе только кадастровой стоимости, которая близка к рыночной, во всех регионах планируется завершить к 2020-му году.

То есть из года в год вплоть до 2020 года суммы налогов будут расти. Плюс к этому добавятся новые основания для его уплаты .

Новый налог на недвижимость

С января 2017 года подход к налогообложению капитальных строений уже существенно отличен от ранее применяемого . Подошёл к концу переходный период, в котором все владельцы объектов недвижимости должны были зарегистрировать свои постройки в законном порядке.

Пока ещё действует дачная амнистия, в рамках которой стать законным владельцем бани, дома или гаража можно дешевле:

  • сначала капитальные (на фундаменте) строения ставятся на учёт в госкадастр (нужно оформить либо техплан, либо декларацию, в том числе и на незавершёнку);
  • затем на основании выданного Росреестром техпаспорта там же в Росреестре регистрируются права собственников (за символические 350 рублей).

К марту сведения о зарегистрированных правах в прошлом году попадают к налоговикам, которые рассчитывают налог на имущество и высылают по адресам квитанции.

Новый закон о налоге на недвижимость содержит нешуточные санкции : за сокрытие налогов виновник будет обязан выплатить долг за последние 3 года, плюс 20% от этой суммы в виде штрафа . Но это касается только тех, кто не зарегистрировал права в Росреестре на постройки.

Во исполнение закона местные муниципалитеты будут организовывать инвентарные проверки: инспекторы будут выявлять капитальные объекты свыше 50 метров площади, которые не зарегистрированы в реестре. Искать будут разными способами:

  • визуальный осмотр владений;
  • аэротопосъёмка.

Всё зависит от финансовых возможностей муниципалитетов. В Подмосковье, например, поисковая операция уже широко развёрнута, найдено большое количество не просто особняков, а огромных владений с кортами, бассейнами и саунами, владельцы которых скрывают факт существования недвижимости.

По предварительным оценкам по стране от 20 до 40 процентов частного жилья не зарегистрировано, а значит, не вовлечено в налоговый оборот . Вместе с тем владельцы квартир, купленных домов и дач исправно платят налоги, с их документами всё в порядке. Согласитесь, несправедливо!

На оформление и узаконивание владений законодатели дали срок до июля 2017 года. Если до этого момента в Росреестре не будет сведений о владельцах недвижимости, их неминуемо ждут штрафы. Плюс к этому постройки могут быть снесены, как незаконные.

Последнее предупреждение

Понуждение к исполнению закона происходит по алгоритму :

  • производится топосъёмка с обозначением фактически размещённых на участке строений;
  • данные сравниваются с картой госкадастра, госреестра и архивными документами БТИ;
  • отмечаются неучтённые раньше строения;
  • владельцам участков, на которых расположены эти объекты, направляются информационные письма;
  • проигнорировавшие требования оформить владения в Росреестре будут подвергнуты штрафам.

Важно
Налогообложение недостроя планируется ввести лишь к 2019 году , поэтому новый налог на недвижимость с 2017 для физических лиц в отношении владельцев незавершёнки применяться пока не будет. Поэтому незавершенное строительство либо надо завершать, либо регистрировать как есть. Если нет финансов для завершения – продавайте, поскольку налог платить все равно придется .

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)



Если на объект незавершенного строительства уже оформлено право собственности, то он подвергается налогообложению в полной мере. Обязанности по уплате имущественного налога зависят от региона, в котором находится данный объект. Так как в некоторых субъектах РФ расчет налога происходит от его кадастровой стоимости. Если данная норма действует в регионе, где расположен объект незавершенного строительства, то данный объект подвергается налогообложению. Единственным вариантом не уплачивать данный налог - это не оформлять на объект право собственности до момента завершения его постройки. Правила по уплате налогов по объектам незавершенного строительства вступили в законную силу с 2015 года.

Можно ли оформить льготу на уплату налога по объекту незавершенного строительства

В Российской Федерации во всех субъектах объекты незавершенного строительства не входят в список налоговых льгот. То есть на имущественный налог льготу оформить можно, а вот на налог по объекту незавершенного строительства нельзя. Единственным способом получить льготу является окончание строительных работ и оформление данного объекта в полноценный объект недвижимости, за который можно получить налоговую льготу по имущественному налогу. Также стоит отметить, что дополнительные муниципальные образования имеют право на создание собственных льготных списков, куда могут попадать объекты НЗС. Уточнять этот момент следует в местной администрации. Также на сайте федеральной налоговой службы можно получить полный список льгот, предоставленный местными органами власти каждого конкретного региона.

Налоговая ставка

Органы местного самоуправления устанавливают самостоятельно размер налоговой ставки. То есть размер налога в одном регионе будет всегда отличаться от размера налога в другом регионе. Федеральное законодательство, а именно статья 406 Налогового Кодекса РФ, контролирует размер налоговых ставок. Также регион может увеличить минимально допустимую ставку по налогу, но не более чем в три раза. Если в большинстве регионов страны при проектировании будущего жилого дома размер налога от кадастровой стоимости НЗС составляет 0,1%, то в Москве этот же налог равен 0,3% от кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства.

Порядок и срок уплаты налога

Уплата налога за объект незавершенного строительства осуществляется в том же порядке, что и оплата имущественного налога за объект недвижимости. То есть территориальные налоговые органы направляют уведомление об обязательной уплате налога за НЗС по месту нахождения объекта на имя лица, на которого зарегистрирован данный объект. Если сумма налога менее 100 рублей, то ФНС не направляет уведомление. То есть налог в таком случае уплачивать не нужно.

Исчисление суммы налога

Местные налоговые органы в каждом регионе занимаются исчислением налогов по объектам незавершенного строительства индивидуально в отношении каждого объекта. Этот расчет происходит в конце каждого года. По каждому объекту происходит его оценка и выявление кадастровой стоимости, от полученной суммы происходит исчисление налоговой ставки в процентном соотношении.

Некоторые объекты незавершенного строительства находятся в общей долевой собственности, то есть у объекта одновременно несколько владельцев, каждому из которых принадлежит конкретная доля от этого объекта. В таком случае налог уплачивается от кадастровой стоимости не всего объекта, а лишь доли, которая принадлежит налогоплательщику. Размер налога в такой ситуации пропорционален доли. При этом каждый собственник несет ответственность по уплате налогов только за свою долю. Если один из владельцев объекта незавершенного строительства имеет долговые обязательства по налогам, то они не могут быть переданы другим владельцам.

Отдельные правила исчисления налоговой ставки применяются к объектам незавершенного строительства, которые находятся в праве собственности менее одного года. Так как размер налога не может быть идентичным налоговому объему за целый год, если объекту всего лишь несколько месяцев, согласно документам на право собственности. В таком случае размер налога исчисляется относительно возраста объекта. То есть сумма годового размера налога делится на 12 месяцев, а потом этот результат умножается на количество месяцев, в период которых объект незавершенного строительства уже находился в праве собственности.

При рассмотрении данного вопроса отдельное внимание следует обратить на 23 статью налогового кодекса РФ. Так как если налогоплательщик не получил уведомление от ФНС об обязательной уплате налогов как за имущество, так и за объекты незавершенного строительства, то он в органы налоговой службы полный список объектов, которые находятся у него в праве собственности, но по которым не приходят налоговые уведомления. Если налоговые уведомления не приходят по причине действующей налоговой льготы, то сообщать об объектах не нужно.

Налог на имущество по НЗС

Налогообложение объектов незавершенного строительства относится к особой категории имущественного налога. Налог является региональным. То есть рассчитывается в индивидуальном порядке не только для каждого объекта НЗС, но и для каждого региона, на территории которого есть объекты НЗС. Если ранее налоговая ставка для объектов незавершенного строительства рассчитывалась, исходя из инвентаризационной стоимости постройки на момент начала текущего года, то теперь в формуле расчета налоговой ставки будет фигурировать кадастровая стоимость объекта вместо инвентаризационной стоимости. Размер налога для объектов незавершенного строительства всегда будет меньше имущественного налога на фактический объект недвижимого имущества.

Кадастровая стоимость объектов НЗС

Кадастровая стоимость объектов незавершенного строительства не совпадает с их фактической рыночной стоимостью. Как правило, эта сумма имеет меньший размер. Основой для исчисления кадастровой стоимости как объектов недвижимого имущества, так и объектов незавершенного строительства является государственная кадастровая оценка.

Сейчас в стране много земельных участков, предоставленных для жилищного строительства компаниям и гражданам, дома на которых так и не были построены или право собственности на них не было зарегистрировано. "Это не позволяет эффективно использовать земли населенных пунктов и приводит к выпадающим доходам бюджетов", - говорится в отзыве правительства.

Сейчас действующим законодательством предусмотрены два вида повышающих коэффициентов. Для владельцев земельных участков, которые приобретены компаниями и гражданами для жилищного строительства, налог исчисляется с коэффициентом 2 в течение трех лет строительства, начиная с даты регистрации прав на участок. "Если трехлетний период превышен, то налог умножается на коэффициент 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на объект", - говорит Сергей Литвиненко, эксперт правового центра "Общественная Дума".

Законопроект изменит коэффициенты для многоквартирных домов. "Для жилых и многоквартирных домов общей площадью от 500 тысяч до 1 миллиона квадратных метров коэффициент 2 будет применяться в течение 10 лет. А для объектов площадью свыше 1 миллиона квадратных метров - в течение 15 лет", - пояснил Сергей Литвиненко.

Индивидуальную застройку изменения не затронут. За участки, на которых ведется такое строительство, собственники по-прежнему будут платить налог с учетом коэффициента 2 в течение 10 лет с даты оформления прав на участок и до регистрации готового объекта.

"При этом в случае готовности объекта раньше положенного срока налог за последние три года можно будет пересчитать в одинарном размере и вернуть излишне уплаченный", - говорит Наталия Юрченкова, юрист BGP Litigation.

15 лет - это срок, после которого начинает действовать максимальная ставка налога для владельца многоквартирного дома

Поправки также предусматривают сохранение коэффициентов на весь срок строительства капитальных объектов даже при смене собственников земельных участков, их разделе, выделе или объединении. "В настоящее время такого положения НК не предусматривает", - отмечает Наталия Юрченкова. Исключение составит переход участка к новому владельцу по наследству.

Освободят собственников земли и от штрафов за несвоевременное завершение строительства. Он составляет от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка для граждан, но не менее 20 тысяч рублей, от 1,5 до 2 процентов - для должностных лиц, но не менее 50 тысяч рублей, и от 3 до 5 процентов, но не менее четырехсот тысяч рублей, - для компаний. Но при этом останутся в силе штрафы за нецелевое использование участка, если нарушения имеют место.

Двойное наказание за недострой планируется устранить: повышенный налог оставить, а штраф отменить

Отмена штрафов должна устранить двойное наказание, предусмотренное для тех, кто не достраивает свои дома вовремя. "За нецелевое использование участка сейчас платится штраф. При этом в период строительства налогоплательщик платит налог с повышающим коэффициентом", - напоминает Сергей Литвиненко. С принятием документа у владельцев участков останется один стимул для скорейшего завершения строительства - это повышенный налог.

Стоит отметить, что несколькими днями раньше законопроект с изменениями в те же статьи Налогового кодекса внесли депутаты законодательного собрания Хакасии. В своем варианте изменений они предлагали увеличить коэффициент до 5 для тех случаев, когда землевладельцы построили дома, но "забыли" их оформить.

Налог является региональным. То есть рассчитывается в индивидуальном порядке не только для каждого объекта НЗС, но и для каждого региона, на территории которого есть объекты НЗС. Если ранее налоговая ставка для объектов незавершенного строительства рассчитывалась, исходя из инвентаризационной стоимости постройки на момент начала текущего года, то теперь в формуле расчета налоговой ставки будет фигурировать кадастровая стоимость объекта вместо инвентаризационной стоимости. Размер налога для объектов незавершенного строительства всегда будет меньше имущественного налога на фактический объект недвижимого имущества. Кадастровая стоимость объектов НЗС Кадастровая стоимость объектов незавершенного строительства не совпадает с их фактической рыночной стоимостью. Как правило, эта сумма имеет меньший размер.

Налог на имущество - объект незавершенного строительства

НК РФ О зависимости предельных ставок по налогу на имущество, определенных по инвентаризационной стоимости, от стоимости объекта п. 1 ст. 407 НК РФ О льготах по имущественному налогу на объекты незавершенного строительства п. 2 ст. 52 НК РФ О получении физическими лицами уведомления об уплате имущественного налога за 30 дней до наступления срока платежа п. 3 ст. 408 НК РФ Об уплате налога соразмерно долям или поровну всеми собственниками объекта незавершенного строительства при оформлении долевой или общей собственности соответственно Типичные ошибки Ошибка №1: Недостроенное здание не числится на балансе предприятия как основное средство, налог на имущество в отношении него не перечисляется в бюджет, однако оно регулярно используется в производственном процессе.

Чтобы проблем не возникало, нужно периодически доказывать, что на данном этапе завершения строительства продолжают осуществляться вложения денег с целью довести сооружение до максимальной схожести с проектными решениями по тех. характеристикам. При этом лучше, чтобы постройка не участвовала в работе организации. Если же она эксплуатируется, придется обозначить ее в балансе как основное средство и облагать ее налогом, потому что ФНС будет признана правой в ходе судебного разбирательства, если после выявления нарушений решит отстаивать свою правоту в суде.
Налог на незавершенное строительство для физических лиц Имущественный налог на незаконченные постройки физических лиц (и предпринимателей) должен уплачиваться в бюджет, причем физлица начали перечислять суммы средств в счет его оплаты только с 2015г.

Каков критерий принадлежности нежилых зданий (части этих зданий) к коммерческим? И возможно ли в случае изменения категории пересчитывать налоги задним числом? Объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом;
  2. гараж, машино-место;
  3. единый недвижимый комплекс;
  4. иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статье 406 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

  • участники боев и военнослужащие со стажем более 20 лет;
  • члены семей гос. и военнослужащих, погибших на службе;
  • граждане, обучавшиеся на творческие специальности и эксплуатирующие помещения в творческих целях;
  • люди пенсионного возраста;
  • физлица, владеющие хозяйственными постройками до 50 м2.
  • Налоговая ставка по объектам незавершенного строительства В таблице рассмотрена налоговая ставка: Объект налогообложения Ставка налога (%) Когда ставка утверждается исходя из проведенной кадастровой оценки, она находится под влиянием стоимости и назначения незаконченной постройки: Недостроенное жилищное помещение 0,1 Незаконченные торговые, деловые центры и недвижимость высокой стоимости (от 300 млн.) 2 Прочие постройки 0,5 Налоговые ставки, обозначенные исходя из инвентаризационной стоимости, зависят от цены на недвижимость до 300 тыс.

Кадастровая оценка: сидите и не рыпайтесь!

Внимание

То есть территориальные налоговые органы направляют уведомление об обязательной уплате налога за НЗС по месту нахождения объекта на имя лица, на которого зарегистрирован данный объект. Если сумма налога менее 100 рублей, то ФНС не направляет уведомление.

Расчет налога на имущество по объектам незавершенного строительства

То есть налог в таком случае уплачивать не нужно. Исчисление суммы налога Местные налоговые органы в каждом регионе занимаются исчислением налогов по объектам незавершенного строительства индивидуально в отношении каждого объекта.

Этот расчет происходит в конце каждого года. По каждому объекту происходит его оценка и выявление кадастровой стоимости, от полученной суммы происходит исчисление налоговой ставки в процентном соотношении. Некоторые объекты незавершенного строительства находятся в общей долевой собственности, то есть у объекта одновременно несколько владельцев, каждому из которых принадлежит конкретная доля от этого объекта.

Стоит ли регестрировать объект незавершенного строительства?

Налог на имущество имеет местное значение, порядок его уплаты, величина налоговой ставки, определение налогооблагаемой базы, льготы зависят от решения региональных властей. Читайте также статью: → «Налог на имущество и взаимозависимые лица в 2018» Налог на имущество объекта незавершенного строительства для организаций Незаконченные постройки, которыми владеют организации, налогом на имущество не облагаются в случае, когда они еще не стали пригодными для участия в производственном процессе предприятия. Определением того, можно ли вводить недвижимость в эксплуатацию, юридическое лицо занимается самостоятельно.

Но не стоит думать, что можно избежать уплаты имущественного налога, оставляя объект в стадии завершения на протяжении слишком долгого периода времени.

Кадастровый учет объекта незавершенного строительства (онс)

Остальные ответы звучат так: Многие будут не согласны с кадастровой оценкой имущества, особенно имущества «не первой свежести» (хрущевки). Возможно ли будет проверить, каким образом и из каких показателей кадастровые службы вывели стоимость конкретной квартиры? Кадастровую стоимость недвижимого имущества можно узнать на Портале услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Статьей 24.18 Закона №135-ФЗ от 29.07.1998 установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическим лицом в суде или в досудебном порядке – на комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при условии.

Такая комиссия может быть создана при Управлении Росреестра в соответствующем регионе.

Незавершенное строительство. проблемы и их решение

  • цена, определенная с целью налогообложения, будет иметь значение при вычислении затрат на амортизацию (пригодится в дальнейшем для учета налога на прибыль);
  • цена, обозначенная бухгалтером, будет играть роль при вычислении имущественного налога (если только его не придется рассчитывать на основании кадастровой стоимости).

Как уже было сказано, этап опытной эксплуатации также не считается за использования объектов в ходе производства, однако слишком затягивать этот процесс не безопасно - можно получить претензии со стороны налоговых органов.

Комментарий: Имущественные льготы в отношении недостроенных зданий не распространяются на постройки стоимостью более трехсот млн и на помещения, используемые в ходе предпринимательской деятельности. Ошибка №3: Заполнение заявления в налоговой на предоставление льготы по налогу на имущество позже 1 ноября того года, налог за который уже должен быть начислен.

  • Налог на имущество

В данной статье мы рассмотрим налог на имущество объекта незавершенного строительства. Узнаем о налоге для физических и юридических лиц и разберемся с нормативными актами. Незавершенным строительством в целях обложения налогом признаются сооружения, в отношении которых продолжаются строительные работы, и которые могут быть:

  • временно не достраиваемыми;
  • законсервированными;
  • на этапе экспериментального использования;
  • прекращенным.

Главное при отнесении недвижимости к незаконченной - это тот факт, что окончательно не обозначена ее цена, и она не может пока быть эксплуатируемой в целях, запланированных при ее сооружении.

На такие постройки может начисляться имущественный налог, обязательный к уплате физическими лицами и ООО.

Главная — Консультации

Налог на имущество физлиц: объекты незавершенного строительства

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных "недостроев"?

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года. За 2015 г. налог нужно уплатить не позднее 1 декабря 2016 г. (ст. 409 НК).

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст.

Налог на имущество на объект незавершенного строительства в 2018

401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как "объект незавершенного строительства". В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на "потерянные" объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка — некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие "физики" на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они "попали" на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса. При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на "незавершенку" также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц. Иными словами, если права на "незавершенку" не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра. Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых, согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых, в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако… данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении "недостроев" указанная льгота не применяется.

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Налог на имущество в отношении объектов незавершенного строительства граждане должны платить только при условии оформленного права собственности на такие объекты. При этом граждане обязаны уплачивать налог только в случае, если в субъекте РФ законодательно установлена оплата налога на имущество исходя из его (имущества) кадастровой стоимости. Если же для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость имущества, то налог уплачивается только в случаях, когда определена эта инвентаризационная стоимость объектов незавершенного строительства.

Особенности налогообложения объектов незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства становится объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц сразу после оформления права собственности на него. Это означает, что только после регистрации прав собственности у гражданина появляется обязанность по уплате налога.

При этом важно понимать, что само по себе оформленное право собственности еще не приводит к обязанности платить налог на имущество при незавершенном строительстве. Дело в том, что, во-первых, обязанность по уплате налога возникает только в том случае, если в субъекте РФ (где находится незавершенное строительство), законодательно введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. Во-вторых, если в регионе в целях налогообложения объекта незавершенного строительства применяется его инвентаризационная стоимость, то налог уплачивается только в отношении тех объектов незавершенного строительства, инвентаризационная стоимость которых определена.

Из сказанного выше следует, что гражданин, оформивший право собственности на незавершенное строительство, должен уплачивать налог:

  • если по правилам региона налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости объекта, либо
  • если в регионе налог уплачивается исходя из инвентаризационной стоимости, и такая стоимость незавершенного объекта определена.

Ниже мы рассмотрим особенности налогообложения объекта незавершенного строительства исходя из его кадастровой стоимости.

Налоговые ставки, льготы и порядок уплаты

Основными условиями, связанными с налогообложением незавершенного строительства, являются налоговые ставки, налоговые льготы и порядок уплаты налогов. Рассмотрим эти условия подробнее.

В соответствии с российским законодательством размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Но эти региональные налоговые ставки привязаны к ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ.

С соответствии с Налоговым кодексом РФ при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента.

Региональные налоговые ставки могут быть увеличены, но при этом должны соответствовать пределам увеличения, установленным Налоговым кодексом.

Так, например, в Москве ставка в отношении незавершенных объектов жилищного строительства установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости.

Что касается льгот и налоговых вычетов, то здесь картина следующая. В отношении объектов незавершенного строительства вычет по налогу на имущество не предоставляется. Льготы на федеральном уровне также не предусмотрены. Однако на региональном уровне такие льготы по налогу могут быть установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований или законодательными актами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Для уплаты налога налоговая инспекция направляет собственнику объекта, строительство которого не завершено, уведомление об уплате налога, которое является основанием для уплаты. Если объект строительства находится в общей долевой собственности, уведомление получает каждый участник доли. Налог должен уплачиваться по месту нахождения незавершенного объекта.

Правила исчисления налога

Расчет налога делает налоговая инспекция после завершения календарного года на основании сведений, представленных органами Росреестра.

В случае нескольких участников долевой собственности на незавершенный объект уплату налога производит каждый из ее участников пропорционально своей доле.

Если объект незавершенного строительства находится в общей совместной собственности супругов, они уплачивают налог поровну.

Если объект находился в собственности неполный год, то налог исчисляется пропорционально времени владения незавершенным строительным объектом.

Есть важная особенность, связанная с расчетом налога в течение первых трех лет владения объектом. Эти три года являются переходными, в течение которых налог платится в уменьшенной сумме. Для переходного периода установлен особый порядок расчета и применение временных понижающих коэффициентов, которые позволяют снизить налоговую нагрузку на граждан (в первый год — 0,2; во второй — 0,4; в третий — 0,6).

Формула для расчета суммы налога на объект незавершенного строительства на переходный период (первые три года) установлена Налоговым кодексом РФ. По этой формуле сумма налога равна:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

где

  • Н1 — сумма налога – результат произведения налоговой базы на налоговую ставку;
  • Н2 — сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 год в случае перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015;
  • К — коэффициент, равный:
  • 0,2 — применительно к первому налоговому периоду;
  • 0,4 — применительно ко второму налоговому периоду;
  • 0,6 — применительно к третьему налоговому периоду.

Если инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства не определялась, показатель Н2 будет равен 0. Таким образом, сумма налога к уплате равна произведению суммы налога за год (Н1) без учета переходных правил и соответствующего понижающего коэффициента.

При расчете налога начиная с третьего года действует особое правило. В этом случае сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1. Полученная величина сравнивается с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости объекта за текущий год без применения указанного коэффициента. Если первая сумма оказывается меньше второй, то уплачивается первая сумма. При этом учитываются положения об исчислении налога в отношении объектов в общей собственности и времени нахождения объекта в собственности в текущем году.

Начиная с четвертого года налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.