Как списать старый компьютер. Как происходит списание компьютерной техники в образовательном учреждении. Утилизация компьютерной техники

В каждой организации можно найти компьютеры, принтеры, кондиционеры и иную технику. Но зачастую обусловлено проблемами. Какие проблемы при этом возникают и как их можно избежать?

Списание основных средств в себя включает:

  • Установление технического состояния отдельных единиц основных средств;
  • Оформление необходимых документов;
  • Получение разрешения на дальнейшее списание;
  • Демонтаж, разборка;
  • Утилизация объектов и постановка на учет материалов, которые получены от их ликвидации; списание с балансового учета.

Определение технического состояния

В нормативно-правовых актах РФ прописано, что учреждения могут не привлекать к работе специализированные компании для представления заключения о техническом состоянии электротехнического и компьютерного оборудования и необходимости его списания. Это решение принимает комиссия, которая состоит из сотрудников организации с соответствующей квалификацией. Комиссия выполняет следующую работу:

  • Осмотр объектов, подлежащих списанию, с применением информации бюджетного учета и необходимых технических документов;
  • Определение целесообразности (пригодности) последующего использования объектов, возможности и вероятной эффективности их восстановления;
  • Определение причин списания объектов (моральный или физический износ, нарушение условий использования и т.п.);
  • Установление лиц, из-за которых произошло преждевременное списание объектов, внесение рекомендаций о привлечении их к ответственности, предусмотренной правилами компании или законодательством;
  • Установление возможности использование отдельных деталей, узлов, материалов списываемых объектов и их оценка, основанная на нынешней рыночной стоимости;
  • Осуществление контроля над получением из списываемых объектов драгоценных и цветных металлов, определение их массы и сдача на склад, в дальнейшем – в учреждение по приему вторсырья;
  • Создание комиссией актов о списании объектов.

В том случае, если штат организации не располагает специалистами необходимой квалификации, то должна быть рассмотрена возможность их привлечения из иных организаций, которые подведомственны основному распорядителю средств бюджета. При условии, что обоснование необходимости списания основных средств допустимо исключительно с привлечением специализированного учреждения, организации нужно заключить соответствующий контракт.

Согласование

По результатам своей работы комиссии формируется пакет документов, который необходим для согласования с руководством (ОС). Список таких документов устанавливается ГРБС. Применительно к списанию компьютерной техники понадобятся:

  • Приказ руководителя (копия) о формировании действующей комиссии для списания основных средств;
  • Заключения о техническом состоянии техники, которые выданы специализированными компаниями, подтверждающие невозможность восстановить объект и использовать его в дальнейшем (если в штате организации отсутствуют специалисты требуемой квалификации);
  • Инвентарные карточки (копии) учета основных средств;
  • Технические паспорта (копии);
  • Выписки об объектах из реестра муниципального имущества;
  • Акты об аварии (копии) и справки о стоимости ущерба (копии);
  • Справки из органов местной власти, которые подтвердят факт чрезвычайного происшествия или стихийного бедствия;
  • Документация, подтверждающая принятие определенных мер по защите интересов правого образования и возмещение причиненного ущерба (когда основные средства списываются из-за ущерба, недостачи, хищения).

Выше обозначенный перечень нельзя назвать исчерпывающим. Документация, приложенная к актам о списании основных средств, должна утверждаться органами власти, которые уполномочены представлять интересы собственников в управлении имуществом.

Оформленная документация передается директору организации для принятия решения. В зависимости от порядка списания основных средств, установленным нормативным актом, директор организации вправе:

  • Лично утвердить акты о списании основных средств. Подобная возможность, например, предусматривается для федеральных организаций, которые подведомственны Министерству здравоохранения РФ по приказу от 28.04.2010 №306. В частности, в приказе сказано, что в случае списания федерального имущества (за исключением недвижимости и автотранспорта), изначальная стоимость которого не превышает 200 000 рублей, право принимать решение о его списании предоставляется директорам организаций. Одновременно с этим, они будут нести личную ответственность за соблюдение процесса списания федерального имущества согласно действующему законодательству;
  • Представить документы основному распорядителю бюджетных средства, чтобы был принято решение о списании основных средств;
  • Представить документы основному распорядителю бюджетных средства, чтобы было принято решение о списании основных средств по согласованию с органами по управлению муниципальным имуществом.

Необходимо вернуться к приказу №306, в котором указан список необходимых документов, актуальных для вышесказанного. Понадобятся:

  • Письмо организации на бланке, имеющим полное наименование, с приложением списка объектов основных средств, которые относятся к движимому имуществу, списание которого должно согласовываться. В списке указываются:
    • Порядковый номер;
    • Название объектов ОС;
    • Дата выпуска объектов ОС;
    • Инвентарный номер объектов ОС (для автотранспорта – регистрационный номер, марка, тип);
    • Изначальная стоимость объектов ОС;
    • Остаточная стоимость объектов ОС в день списания;
    • Срок использования, который установлен для конкретного объекта ОС, и реальный срок использования на день списания;
    • Обоснование основных причин списания и невозможность последующего использования в работе объектов основных средств;
  • Акты о списании объектов основных средств (формы 0306003, 0306004, 0306033) в 2-х экземплярах;
  • Инвентарные карточки учета объектов ОС (копии);
  • Заключение о техническом состоянии объектов ОС (копии), которое будет подтверждать их непригодность к использованию (если в штате организации отсутствуют соответствующие специалисты, то копия заключения, выданного учреждением, имеющим лицензию на этот вид деятельность, с приложением лицензии);
  • Копия протокола работающей комиссии по списанию объектов ОС, в котором указана невозможность восстановления объектов или нецелесообразность этой процедуры;
  • Копия приказа о формировании рабочей комиссии по списанию объектов ОС учреждения.

В тех случаях, когда происходит списание объектов основных средств , у которых срок реального использования не превысил срок полезной эксплуатации, кроме вышеуказанных документов необходимы:

  • Акт проверки, которая была проведена организацией, о неправильном использовании/хранении объектов ОС с отмеченными виновными лицами;
  • Документ о принятых мерах относительно виновных лиц, которые допустили повреждение объектов ОС, с приложением справок, это подтверждающих (если были выявлены виновные лица);
  • Копия постановлений о возбуждении уголовного дела или его прекращении (если оно заводилось);
  • Справка организации о стоимости ущерба;
  • Справка организации о возмещении ущерба виновниками;
  • Письмо с объяснениями причин, которые вызвали списание объектов ОС до окончания срока полезной эксплуатации (если виновные лица отсутствуют).

Если происходит списание объектов ОС, которые пришли в негодное состояние из-за стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации, помимо выше обозначенных документов понадобятся:

  • Копии актов о причиненных повреждениях;
  • Справка из органов исполнительной власти региона РФ или муниципального образования, которая подтвердит факт стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;
  • Справка организации о размере нанесенного ущерба.

Копии всех документов в обязательном порядке должны быть заверены печатью организации и подписью руководителя. В документах не допускается наличие подчисток, помарок, корректировок.

Драгметаллы

Практически во всех компьютерах, принтерах и другой оргтехнике в незначительном количестве имеется золото, серебро и иные драгоценные металлы. Каждое учреждение обязано в документальной форме фиксировать их поступление, инвентаризацию, движение и выбытие.

Организация, в соответствии с инструкцией №68 о порядке учета и хранения драгметаллов, драгоценных камней, товаров из них, а также ведения отчетности при их изготовлении, обращении, использовании, утвержденной Министерством финансов РФ, организация вправе:

  • Самостоятельно перерабатывать (обрабатывать) собранный лом, который содержит драгметаллы, реализовывать его без дополнительных разрешений;
  • Передавать аффинажным организациям или компаниям, осуществляющим работу по заготовке отходов и лома, переработке и первичной обработке, для последующего аффинажа и производства.

В большинстве случаев, организации не имеют возможности самостоятельно осуществлять утилизацию оргтехники и изымать детали с содержанием драгметаллов. Помимо этого, их самостоятельное изъятие в ряде случае невозможно. Это обуславливается тем, что кроме драгметаллов в оргтехнике зачастую содержаться вредоносные для здоровья и жизни человека вещества (к примеру, свинец, ртуть). Мониторы вообще относятся к категории опасных отходов, потому что за несколько лет беспрерывной работы в них накапливается радиация. В подобных случаях избавляться от таких отходов самостоятельно запрещено. Это является деятельностью специализированных и лицензированных организаций, согласно постановлению Правительства России №524). Поэтому организации обязаны планировать затраты с учетом утилизации оргтехники при помощи специализированных компаний.

Список организаций, которые имеют право выполнять аффинаж драгметаллов, утвержден Правительством РФ в постановлении №972 «Об утверждении порядка деятельности учреждений, выполняющих аффинаж драгметаллов, и списка учреждений, которые имеют право выполнять аффинаж драгметаллов». Между аффинажным учреждением и организацией заключается специальный контракт, в котором прописываются все основные условия. В сопроводительной документации к договору следует указать:

  • Массу, количество и наименование драгметаллов, которые находятся в переданных деталях и узлах;
  • Способ, при помощи которого определяется содержание драгметаллов (к примеру, на основе паспорта на оргтехнику или в соответствии с техническими документами на аналогичные модели (формулярами, руководствами по эксплуатации, этикетками, справочниками и т.п.)), или при отсутствии этой информации (зарубежное, устаревшее российское оборудование и т.д.) – по данным компаний-разработчиков или комиссионно, основываясь на аналогах, расчетах).

После того, как будут проведены работы по извлечению драгметаллов из лома, аффинажное учреждение представляет организации паспорт (акт) аффинажа, в котором указывается настоящее количество драгметаллов, полученных из лома, их общая стоимость. Как правило, эти данные с изначальными сведениями не совпадают. Поэтому в первичные документы вносятся соответствующие корректировки (зачеркиваются изначальные записи и над ними проставляются сведения, которые указаны в паспорте аффинажа).

Пример 1

Организация осуществляет списание изношенного физически и морально устаревшего оборудования. Например, компьютерный монитор, который был куплен за счет средств деятельности, приносящей доход (остаточная стоимость – 7000 рублей). Организация демонтировала основные средства. После проведения демонтажа были получены содержащие драгметаллы детали. Их масса в чистом виде составила 40 г, что равно сумме в 4000 рублей. Акт приема-передачи узлов и деталей был оформлен аффинажной организацией. По завершению работ в представленном акте указано содержание драгметаллов – 35 г на сумму в 3 500 рублей (НДС – 534 рубля). Эта сумма поступает на счет организации, который был открыт в муниципальном органе Федерального казначейства в целях учета процедур со средствами, приобретенными от деятельности, принесшей доход.

Стоит заметить, что пункт «Назначение платежа» в платежном поручении в этом случае указывает наименование источника поступления дохода или пункта разрешения, которое было выдано организации. Организация после поступления денег на счет по деятельности, принесшей доход, должна перечислить данные средства на счет 40101 в федеральный бюджет. В платежном поручении в пункте 104 указывается код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы, полученные от продажи имущества, пребывающего в оперативном управлении федерального учреждения (исключение – имущество автономных федеральных учреждений), в части продажи материалов по обозначенному имуществу» с указанием в 1-3 полях кода дохода кода основного администратора дохода (федеральный орган исполнительной власти), за которым закрепляется право распоряжаться федеральным имуществом. В свою очередь, пункт «Назначение платежа» заполняется кодом 000 3 02 02010 01 0000 440 и обоснование перечисления: «Перечисление для федерального бюджета средств от продажи имущества, которое находится в оперативном управлении».

Генеральное разрешение на создание лицевых счетов по учету денежных средств, которые получены от деятельности, принесшей доход, в этом случае должно содержать указания на источник формирования доходов, поступающих на лицевой счет: «Продажа лома и отхода драгметаллов и/или доходы от аффинажа, с дальнейшим перечислением приобретенных средств в федеральный бюджет». Организация впоследствии перечислила денежные средства в федеральный бюджет.

Пример 2

Используем первый пример, с той лишь разницей, что организация, которая приняла отходы драгметаллов, денежные средства перечисляет непосредственно в федеральный бюджет на счет 40101. В пункте 104 платежного поручения при этом указывается код бюджетной классификации 000 1 114 02013 01 0000 440 «Доходы, полученные от продажи имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных организаций (исключение – имущества автономных федеральных организаций), в части продажи материальных запасов по обозначенному имуществу» с обозначением в 1-3 полях кода дохода кода основного администратора дохода (федеральный орган исполнительной власти), за которым закрепляется право распоряжаться федеральным имуществом.

Трудно представить кабинеты государственных учреждений и коммерческих организаций без компьютеров, принтеров, МФУ, ноутбуков, кондиционеров и прочего оборудования. Современные офисы оснащены разнообразной техникой, помогающей грамотно организовать работу, усовершенствовать документооборот, сделать условия труда комфортными. Но приходит время, гаджеты устаревают, появляется необходимость провести списание оргтехники и сдать ее на утилизацию. Учитывая сложность и многоэтапность этой процедуры, доверьте это дело лучше профессионалам.
Компания «АЛАР» с 2006 года проводит в организациях Москвы, Московской области процедуру списания устаревшей техники, занимается ее переработкой. У нас есть необходимый штат специалистов, разрешительные документы государственного образца, регламентирующие деятельность утилизирующих организаций

Порядок списания оргтехники

Юридические лица не могут самостоятельно избавиться от отслужившей свой срок офисной техники, просто сдав ее на свалку. Это запрещается российским законодательством и карается штрафом до 200 тыс. рублей. Коммерческим предприятиям снять поставленную на баланс основных средств бытовую или офисную технику можно, только составив акт на списание оргтехники, после проведения предварительной оценки ее пригодности к дальнейшей эксплуатации специальной комиссией.
В отличие от бюджетных учреждений законодательство РФ позволяет коммерческим организациям создавать эту комиссию из собственных сотрудников, обязательно включив в нее главного бухгалтера или человека его заменяющего. Если собственных специалистов, способных дать заключение о непригодности техники нет, можно привлечь эксперта профильной организации.
Списание проходит поэтапно:

  • Сначала специалисты оценивают пригодность оргтехники к дальнейшему использованию, чтобы исключить списание в корыстных целях.
  • Затем оформляется акт списания оргтехники, в котором указывают инвентарный номер каждой подлежащей списанию единицы, причины списания, стоимость на момент приобретения. Акт подписывают члены комиссии.
  • Руководитель предприятия (отдела) выдает разрешение на списание оборудования, указанного в акте.
  • Технику демонтируют, готовят к вывозу на утилизацию.
Утилизация оргтехники проводится только компаниями, имеющими разрешительные документы государственного образца. Это требование обусловлено наличием в комплектующих цветных и драгоценных металлов. Утилизирующая компания выдает Заказчику пакет документов, подтверждающих факт передачи офисного оборудования и связанные с этим расходы. Впоследствии данная документация учитывается в процессе расчета налога на прибыль в статье внереализационных расходов на основании ст. 265 российского Налогового Кодекса.
Имея за плечами большой опыт работы в данной области, компания ООО «АЛАР» оказывает услуги по списанию и утилизации оргтехники столичным коммерческим предприятиям и организациям на высокопрофессиональном уровне. Наличие лицензии государственного образца и допуска к работе с драгметаллами и токсичными веществами позволяет нам решать все вопросы быстро и оперативно.

Списание оргтехники в бюджетных организациях

Руководители бюджетных организаций при списании офисной техники должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 834 от 14.10.2010 , регламентирующего списание имущества в государственных учреждениях.
Первоначально решение организация принимает самостоятельно, но для его претворения в жизнь необходима экспертиза оргтехники для списания, в том числе привлечение организаций, занимающихся рециклингом. Пакет документов на запрос разрешения на списание и утилизацию предоставляется на утверждение в государственный орган по распоряжению бюджетными средствами (ГРБС).
Основные отличия списания в бюджетной организации от коммерческой заключаются в том, что в данном случае требуется большее количество разрешительных бумаг:

  • приказ о формировании комиссии;
  • техническое заключение о состоянии оборудования, подписанное специалистами (возможно привлечение со стороны);
  • инвентарные карточки учета ОС;
  • технические паспорта для каждой списываемой единицы;
  • выписка из реестра муниципального имущества на каждый объект.
Состав пакета документов может меняться в случаях, когда сроки списания оргтехники совпадают с рекомендованным сроком эксплуатации, и если технику списывают раньше (по объективным причинам), чем она выработала ресурс или морально устарела.
После того, как комиссия составила акт списания, необходимо утвердить их у руководителя организации, получить разрешение ГРБС. Только после этого можно приступать к демонтажу, вывозу офисного оборудования на утилизацию.
Сотрудники ООО «АЛАР» имеют необходимый опыт работы с бюджетными организациями и контролирующими госорганами в вопросе списания и утилизации оргтехники. Мы оказываем профессиональную помощь в организации процедуры списания, а также возьмем на себя всю работу по утилизации офисного оборудования.

ЗАГРУЗИТЕ СПИСОК НОМЕНКЛАТУРЫ

ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Причины списания оргтехники

Российское законодательство объединило причины, по которым любая техника может быть снята с баланса организации, в 6 групп:

  • продажа;
  • дарение;
  • безвозмездная передача другому юридическому лицу (например, при реформировании предприятия);
  • порча или кража;
  • порча в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, неисправные коммуникации, землетрясение и т. п.);
  • износ, моральное устаревание.
Прежде чем отправить технику на утилизацию, руководству учреждения необходимо собрать комиссию, включающую должностных лиц, ответственных за сохранность основных средств, возглавляет ее главный бухгалтер или лицо его заменяющее. Комиссия определяет:
  • причину снятия с баланса ОС (например, моральное устаревание);
  • лиц, виновных в порче (если таковая была);
  • возможность использовать в рециклинге отдельные узлы и комплектующие.
Привлечение в комиссию технического специалиста поможет грамотно обосновать причины списания на основании дефектной ведомости, оформить заключение на списание оргтехники, передать по акту технику утилизирующей компании, снять ее с баланса на основании выданных документов. По итогам комиссия составляет «Акт о списании объекта ОС».
Обращение в профильные компании по утилизации освободит руководство бюджетного учреждения от организации оценки деталей, содержащих цветные, драгоценные металлы, постановки их на баланс, определения количественного содержания и отчета перед государственными контролирующими органами.
Компания «АЛАР» занимается утилизацией оргтехники, списанной с баланса организаций. При работе мы ориентируемся на дефектную ведомость, определяющую перечень неисправностей и действующую на всей территории страны. Мы возьмем на себя вопрос разбора, сортировки и учета ценных компонентов. По окончании работы Заказчику предоставляется справка на списание оргтехники.
Узнать условия сотрудничества и рассчитать стоимость услуг по списанию и утилизации вы можете с помощью нашего консультанта, позвонив по указанному на сайте телефону или оставив заявку на обратный звонок.

Компания «ЭкспертУтиль» предлагает услуги по списанию оргтехники: эта операция необходима в том случае, когда требуется замена старого офисного оборудования на новое. Дело в том, что по действующему законодательству невозможно просто отправить на свалку старую технику и взамен ей купить новую. Списание оргтехники должно осуществляться в определенном порядке и быть подтверждено документами, в которых отражается экспертное заключение об объективных причинах списания неиспользуемой или сломанной аппаратуры.

Схема работы «ЭкспертУтиль»

Итак, списание оргтехники - задача, которую должны решать специалисты компании, обладающей сертификатом на проведение данного вида работы. «ЭкспертУтиль» осуществляет все операции по списанию «под ключ», в несколько этапов:

  • Вы связываетесь с нашим специалистом и оставляете заявку на списание. Мы закрепляем за вами персонального менеджера, который будет курировать проект, подготовит коммерческое предложение по вашему заказу и ответит на все ваши вопросы;
  • Если вас устраивает предложенные условия «ЭкспертУтиль», то мы подготавливаем договор об оказании услуг и отправляем его вам, а также договариваемся об удобном для вас времени, чтобы произвести экспертизу;
  • В обговоренное время к вам приезжают специалисты «ЭкспертУтиль», которые проведут диагностику техники. Аппаратура осматривается, анализируется ее состояние. На основании диагностики мы делаем заключение о том, насколько целесообразно восстановление техники или она требует замены. Списание техники также может быть обусловлено моральным устареванием;
  • Специалисты «ЭкспертУтиль» подготавливают все закрывающие документы, в которых фиксируются причины списания. Мы составляем требуемые акты и передаем их клиенту: как оригиналы, так и цифровые копии.

По вашему желанию «ЭкспертУтиль» может также осуществить утилизацию списанной техники. Мы обладаем государственной лицензией на проведение данного вида работы и располагаем всеми техническими средствами для экологически безопасной и оперативной утилизации техники.

Списание оргтехники в бюджетных организациях

Важно, что процедура списания позволяет снизить налоговую нагрузку, так как вся аппаратура, находящаяся на балансе организации, облагается налогом. Кроме того, нередки случаи, когда испорченное и устаревшее оборудование годами пылится на складах, занимая полезное пространство.

Cписание оргтехники в бюджетной организации регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010. № 834. В целом, процедуры мало отличаются: муниципальные организации могут принимать решение о списании техники самостоятельно, создавая специальную комиссию, в которую обязательно должны выходить специалисты по данному профилю. Впрочем, ситуация, когда в штате содержится профессионалы, отвечающие за утилизацию техники, достаточно редка. В таком случае закон предлагает обращаться за помощью к сторонним экспертным организациям, имеющим соответствующую сертификацию.

В таком случае механизм списания оргтехники в бюджетной организации аналогичен тому, который реализуется при работе с коммерческими организациями.

Порядок списания компьютерной техники полностью не урегулирован инструкциями по бухучету, поэтому часто вызывает разногласия и затруднения, ведь она содержит драгметаллы. Мы проанализировали ситуацию.

Когда списывается имущество

Как правило, основные средства в государственных (муниципальных) учреждениях списываются в соответствии с инструкциями (положениями) по списанию имущества, разработанными и утвержденными министерствами и ведомствами, а также муниципальными в ведении которых находятся учреждения. Принципы списания имущества образовательных учреждений во многом аналогичны принципам списания федерального имущества.

Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 (далее - Положение).

Списание федерального имущества Положение определяет как комплекс действий, связанных с признанием имущества:

  • непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • утраченным (выбывшим) вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности его местонахождения (п. 2, 3 Положения).

Процедура списания активов такова:

1) определение технического состояния каждой единицы основных средств;

2) оформление необходимой документации;

3) получение разрешения на списание;

4) демонтаж, разборка имущества;

5) объектов и материалов, полученных от их ликвидации;

6) списание с учета.

Как выносится решение о списании имущества

Бюджетные образовательные учреждения самостоятельно принимают решение о списании компьютерной техники в соответствии с пунктом 4, 4(1) Положения. Исключение - случаи списания оргтехники, отнесенной к особо ценному закрепленному за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенному за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества. Тогда решение о списании принимается бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем.

Для подготовки решения о списании имущества необходимо провести ряд мероприятий, выполнение которых возлагается на созданную в учреждении постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов.

Состав и полномочия комиссии

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом организации. осуществляет следующие полномочия (п. 6 Положения):

  • осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • принимает решение по о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;
  • устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества;
  • подготавливает акт о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом в ведении которого находится учреждение.

Комиссия правомочна проводить заседания только при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. Срок рассмотрения представленных ей документов не должен превышать 14 дней.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению ее председателя на добровольной или возмездной основе могут приглашаться эксперты. Если эксперт привлекается на возмездной основе, его труд оплачивается федеральным бюджетным учреждением за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий (п. 7, 8 Положения).

Экспертом не может быть лицо, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной за материальные ценности учреждения, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества (п. 9 Положения).

Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании (п. 9 Положения).

Документальное оформление

При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (п. 12 Инструкции, утвержденной приказом от 16 декабря 2010 г. № 174н):

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033).

Реализация учреждением мероприятий, предусмотренных актом о списании, и отражение в учете выбытия компьютерной техники не допускается до утверждения в установленном порядке соответствующего акта о списании (п. 11 Положения, п. 52 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н).

После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, направляются образовательным учреждением в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 13 Положения).

Драгметаллы в оргтехнике

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н):

  • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
  • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
  • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). Поэтому бюджетным учреждениям необходимо планировать свои расходы, учитывая возможную утилизацию оргтехники с помощью специализированных организаций.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972. Между учреждением и аффинажной организацией в котором прописываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) - по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносятся соответствующие исправления (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Как списание техники отражается в учете

Выбытие инвентарных объектов (в том числе движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации»), отражается на основании утвержденных в установленном порядке актов согласно Инструкциям № 157н, № 174н. При необходимости согласования списания имущества с его собственником в установленных Положением случаях к бухгалтерскому учету принимаются акты только при наличии данного согласования (п. 52 Инструкции № 157н). Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам (п. 51 Инструкции № 157н).

Таким образом, для списания учреждением компьютерной техники надо сделать в учете такие бухгалтерские записи:

Наименование операции

Дебет

Кредит

Списана компьютерная техника, пришедшая в негодность по причине износа, в сумме остаточной стоимости

0 401 10 172

0 101 34 410

Списана сумма начисленной амортизации машин и оборудования

0 104 34 410
«Уменьшение амортизации стоимости машин и оборудования»

0 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования»

Списана компьютерная техника, пришедшая в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации

21
«Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»

Оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы

0 105 36 340
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»

0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»

Учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н), а по объектам, учитываемым за балансом, - в карточках количественно-суммового учета (п. 374 Инструкции № 157н).

Г. Каспаров ,
эксперт по бюджетному учету

Занятие 5: Новый год по-итальянски, или как списать компьютер?

«На тебе, убоже, что нам негоже…»
© Русская народная поговорка

Николай Васильевич Гоголь в своем бессмертном произведении «Мертвые души» вывел образ некоего помещика Плюшкина, который вследствие умопомешательства был не в силах выбросить ни одной вещи, даже поломанной или негодной. Тем более отдать, подарить, или продать что-либо. Все-все, любой огрызок или обломок, складывалось в кладовые и годами сохло, гнило или дряхлело - в зависимости от рода вещи. Вам этот «милый сердцу образ» никого не напоминает, а? Ну, конечно же, - скорее всего, данный персонаж роковым образом схож с вашим главным бухгалтером - как ни горько мне это сознавать. Однако не спешите вкапывать позорные столбы напротив ваших офисов, чтобы привязать к ним тех пугливых ланей, в которых превращаются бухгалтера, чуть только речь заходит о списании компьютерной техники. Быть может, этим пугливым ланям необходимо немного дружеского участия и компетентной поддержки с вашей стороны, господа компьютерщики? Давайте вместе попробуем оказать им такую поддержку.

Самое важное в данном случае - определить ПРИЧИНУ выбытия компьютерной техники. Всего причин шесть:

  1. Продажа
  2. Передача в качестве взноса в Уставной капитал другого предприятия
  3. Списание в случае морального или физического износа
  4. Безвозмездная передача
  5. Недостача (украли) или порча (сгорело)
  6. Ликвидация вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций.

Если причины №1 и №2 вполне понятны и известны бухгалтеру и не вызывают у него никаких вопросов, то вот причины №3 и №4 вводят в ступор большинство из моих коллег - в особенности, если речь заходит о крупных предприятиях. И наоборот, причины №1 и №2 практически не волнуют работников IT-отделов, зато причины №3 и №4 являются актуальными и тревожащими, словно давно нарывающий больной зуб. Ну а причины №5 и №6 достаточно экзотичны для каждой из сторон и возникают достаточно редко. Поэтому мы с вами упустим из виду №1 и №2, постараемся, как можно подробнее рассмотреть №3 и №4, и лишь вскользь коснемся №5 и №6 - чисто из академического интереса.

Причина №3 - Списание компьютерной техники в случае морального или физического износа

Почему бухгалтерские службы так не любят эту причину? Да потому что, как правило, мало кто подтверждает ее существенность соответствующими ритуалами, регламентированными бухгалтерским и налоговым законодательством. Для профессионала, который даже молоко матери воспринимал в двоичном формате, причина видна невооруженным глазом и не нуждается в доказательствах. Ежу понятно, что «Pentium I это сакс, а Pentium IV рулезззззз» . Однако в бухгалтерии работают не ежи, а специалисты в области экономики и финансов. Они говорят на своем, особом языке и указанная выше фраза нуждается в тщательном и многословном переводе, зафиксированном в целом ряде документов. К тому же, еще не так давно, причина №3 порождала крайне неприятные налоговые последствия для любого предприятия и память об этом до сих пор жива, хотя Налоговый кодекс РФ в части глав 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль» уже более года проводит вполне либеральную политику в отношении списания компьютерной техники в случае морального или физического износа. В бухгалтерском же учете все и так достаточно просто:

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (Приказ Минфина РФ №26н от 30.03.2001 г. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н)) - основное, как мы помним, руководство по учету основных средств, называет и допускает, как основание выбытия, все причины, кроме №5 -скорее всего, это случайное упущение.

Сам же Порядок списания с баланса объектов основных средств по причине морального и (или) физического износа регулируется п.п.94 - 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ №33н от 20.06.1998 г. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.03.2000 №32н)).

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации, приказом Руководителя может быть создана постоянно действующая Комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Как правило, в организациях нет особой отдельной Комиссии именно по списанию основных средств. Точно такие же требования по составу Комиссии, изложенные выше, применимы вообще к Комиссии по принятию к учету основных средств и по определению сроков их полезного использования на предприятии. Так что имеет смысл приказом руководителя предприятия создать постоянно действующую Комиссию по учету Основных средств и возложить на нее все те коллегиальные обязанности, которые должны сопровождать появление, функционирование и выбытие основных средств.

В компетенцию Комиссии входит:

  • Осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд)
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством
  • установление возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка исходя из цен возможного использования
  • осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса
  • составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4)

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма N ОС-4) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

На данном пассаже стоит остановиться отдельно. Я уже вижу саркастическую ухмылку IT-специалистов, вопрошающих сколько может стоить использованный ATX-корпус - в самом деле, какой, к лешему, из него утиль, да еще обладающий рыночной стоимостью? Кстати, именно в этом и состоит основной камень преткновения, - бухгалтерия обязана исполнить всю процедуру с точностью до запятой, а специалист попросту не в состоянии дать внятный ответ на вопрос о рыночной стоимости выбывающих, но еще условно годных комплектующих, а так же о стоимости комплектующих к дальнейшему использованию не пригодных. А ответ нужен - ох, как нужен, иначе выбытие невозможно будет оформить в бухгалтерском, да и в налоговом учете - потому как учет материально-вещественных активов обязательно ведется и в количественном, и в стоимостном выражении (иными словами - и в штуках, и в рублях).

Даже руководствуясь п.11 ст.40 НК РФ, которым определены источники информации о рыночных ценах (официальные источники информации о ценах на товары, работы, услуги и биржевых котировках), сделать это не так просто: в российских условиях получить информацию о рыночных ценах крайне сложно - на бирже котируется лишь ограниченное количество видов товаров, органы статистики далеко не всегда публикуют сведения о ценах, а перечень товаров, по которым такие цены публикуются, достаточно ограничен.

Согласно разъяснениям, дававшимся налоговыми органами (в частности - письмо УМНС РФ по г. Москва №03-08/16182 от 25.04.2000 г.), источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:

  • официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках
  • информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование
  • информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации

Последнее для нас особенно ценно. Ведь средствами массовой информации - совершенно справедливо - считаются и ресурсы Интернет. Не говоря уже о специализированных журналах компьютерной и околокомпьютерной тематики. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, дамы и господа! Я очень надеюсь, что, по прочтении данной статьи, кто-нибудь побудет в роли всеобщего благодетеля и напишет статью, в которой даст хотя бы грубо, прикидочно - по видам комплектующих, по годам их выпуска - оценки возможной стоимости их выбытия. А если бы еще и мониторинг наладить… тогда проблема будет разрешена легко и безболезненно.

Кроме того, оценка рыночной цены может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что к объектам оценки относятся, не только вещи, но и работы, услуги, информация.

На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) проставляется отметка о выбытии объекта.

Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.

В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками:

  • Д-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств
  • Д-т счета 91 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - остаточная стоимость списываемого объекта основных средств включается в состав внереализационных расходов (п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации)
  • Д-т счета 91 - К-т счета 23 (69, 70, другие счета) - затраты, связанные со списанием объекта основных средств, отражены в составе прочих внереализационных расходов. Такими затратами может считаться оплата услуг независимого оценщика, приобретение печатного издания для поиска информации о рыночных ценах, заработная плата работнику, производящему разборку оборудования и проч.
  • Д-т счета 10 - К-т счета 91 - приняты к учету материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств, в оценке по рыночной стоимости

При списании с баланса объектов основных средств до истечения срока их полезного использования налоговые органы на местах зачастую выдвигают требование о необходимости восстановления сумм «входного» НДС, которые ранее были в установленном порядке предъявлены к вычету, в части, приходящейся на остаточную стоимость списываемых объектов.

Такая позиция изложена, в частности, в Письме УМНС России по г. Москве от 2 ноября 2001 г. N 02-11/50849. При этом необходимость восстановления и уплаты налога обосновывается тем, что остаточная стоимость списываемых объектов на издержки производства и обращения не относится. Это второй по важности камень преткновения между бухгалтерской и IT службами при списании основных средств по причине №3.

Как мне кажется, положения гл.21 НК РФ не обязывают налогоплательщиков производить восстановление суммы НДС в случае списания объектов основных средств до истечения их срока полезного использования.

Во-первых, гл.21 НК РФ никак не увязывает возможность применения налоговых вычетов по НДС с необходимостью списания стоимости приобретенных основных средств на издержки производства и обращения. Согласно ст.ст.171 и 172 НК РФ суммы «входного» НДС, уплаченные при приобретении объектов основных средств, принимаются к вычету в полном объеме в момент принятия основных средств на учет при условии, что эти основные средства приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС.

Во-вторых, случаи, когда налогоплательщику следует восстанавливать суммы «входного» НДС, которые ранее правомерно были приняты к вычету, указаны в п.3 ст.170 НК РФ. К таким случаям, например, относится получение налогоплательщиком освобождения от уплаты НДС по ст.145 НК РФ. Списание основных средств до истечения срока полезного использования к таким случаям не отнесено.

В-третьих, начиная с 1 января 2002 г. гл.25 НК РФ предусмотрено включение остаточной стоимости списываемых основных средств в состав расходов, принимаемых при налогообложении прибыли. Это лишает налоговые органы последнего аргумента в пользу необходимости восстановления суммы «входного» НДС, приходящегося на остаточную стоимость списываемого объекта основных средств.

Таким образом, при списании объектов основных средств по причине их морального и (или) физического износа до истечения срока их полезного использования у организации не возникает обязанность восстановить и уплатить в бюджет сумму «входного» НДС, приходящуюся на остаточную стоимость списываемых объектов.

При исчислении налога на прибыль - третий камень преткновения - необходимо учитывать, что в соответствии с пп.8 п.1 ст.265 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) в состав внереализационных расходов, принимаемых для целей налогообложения, включаются следующие расходы:

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств
  • суммы недоначисленной в соответствии со сроком полезного использования амортизации по ликвидируемым объектам основных средств

Отметим, что хотя явно в гл.25 НК РФ это и не написано, можно предположить, что суммы недоначисленной амортизации должны определяться на основании данных налогового, а не бухгалтерского учета. Поэтому в ряде случаев эти суммы в бухгалтерском и налоговом учете могут не совпадать (например, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г.).

При этом в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п.13 ст.250 НК РФ). Стоимость указанных материалов (иного имущества) принимается для целей налогообложения по рыночной стоимости (комментарий к п.13 ст.250 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98).

Как видим, все достаточно стройно, логично и соразмерно - в выбытии основных средств в форме компьютерной техники ранее срока полезного использования по причине физического и(или) морального износа нет ничего страшного. При условии, что все формальности соблюдены.

Причина №4 - Безвозмездная передача компьютерной техники

Согласно п.99 вышеназванных Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).

На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).

Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением Договора Дарения и Письменного сообщения (Авизо) принимающей организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н, о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.

В соответствии с п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н, при выбытии объектов основных средств по договору дарения (когда является определенным неполучение доходов или поступление активов в результате этих операций) убыток от выбытия, выявленный на счетах бухгалтерского учета, подлежит отражению как прочие внереализационные расходы.

В бухгалтерском учете организации передача объекта основных средств на безвозмездной основе (по Договору Дарения) отражается следующими проводками:

  • Д-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств
  • Д-т счета 02 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - списана сумма начисленной амортизации
  • Д-т счета 91 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - остаточная стоимость объекта основных средств списана в состав внереализационных расходов
  • Д-т счета 91 - К-т счета 23 (69, 70, другие счета) - в составе внереализационных расходов отражены прочие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта основных средств

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается для целей исчисления НДС реализацией этих товаров, за исключением нескольких, особо оговоренных случаев, о которых будет рассказано ниже.

Поэтому операции по безвозмездной передаче объектов основных средств являются объектом налогообложения по НДС.

В бухгалтерском учете сумма НДС, начисляемая к уплате в бюджет при безвозмездной передаче имущества, отражается по дебету счета 91 в корреспонденции со счетом 68.

Согласно п.2 ст.154 НК РФ налоговая база при безвозмездной передаче объектов основных средств в общем случае определяется исходя из их рыночной цены без НДС и налога с продаж.

Рыночная цена для целей налогообложения определяется в порядке, предусмотренном ст.40 НК РФ.

Отметим, что поскольку безвозмездная передача имущества признается объектом обложения НДС, то при безвозмездной передаче у организации не возникает необходимости восстанавливать «входной» НДС, принятый ранее к вычету при приобретении указанного имущества.

Пример. Организация дарит сотруднику компьютер балансовой стоимостью 30 000 руб. Сумма начисленной амортизации к моменту списания компьютера по данным бухгалтерского учета - 15 000 руб.

Рыночная цена компьютера без учета НДС по данным независимой экспертизы - 14 000 руб.

В рассматриваемой ситуации при безвозмездной передаче компьютера организация обязана начислить к уплате НДС по ставке 20% от налоговой базы в размере 14 000 руб. Сумма НДС составит 2800 руб.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

  • Д-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - К-т счета 01 - 30 000 руб. - списана первоначальная стоимость компьютера
  • Д-т счета 02 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - 15 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации
  • Д-т счета 91 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - 15 000 руб. - списана остаточная стоимость переданного безвозмездно компьютера
  • Д-т счета 91 - К-т счета 68 - 2800 руб. - начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет в связи с безвозмездной передачей компьютера

Обращаем внимание на то, что пп.12 п.3 ст.149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС операций по передаче товаров на безвозмездной основе, если такая передача осуществляется в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 25 июля 2002 г.).

Порядок применения этой льготы разъяснен в п.26 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.

Кроме того, отметим, что в соответствии с п.2 ст.146 НК РФ НЕ признаются реализацией для целей исчисления НДС следующие случаи безвозмездной передачи объектов основных средств:

  • передача основных средств некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп.3 п.3 ст.39 и пп.1 п.2 ст.146 НК РФ). Например, если мы подарим компьютеры Некоммерческому партнерству, цель которого - распространение компьютерной грамотности в России
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп.5 п.2 ст.146 НК РФ).

Безвозмездная передача объектов основных средств в указанных выше случаях не признается объектом обложения НДС, поэтому у передающей стороны не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС со стоимости переданных объектов.

В то же время следует учитывать, что при осуществлении операций, не признаваемых реализацией, стоимость «входного» НДС к вычету не принимается, а подлежит включению в стоимость передаваемого имущества (пп.4 п.2 ст.170 НК РФ).

Это влечет за собой необходимость восстановления принятой ранее к вычету суммы «входного» НДС, приходящейся на остаточную стоимость основного средства, участвующего в операции, не признаваемой реализацией (п.3 ст.170 НК РФ).

Стоимость безвозмездно переданного имущества, равно как и расходы, связанные с такой передачей, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п.16 ст.270 НК РФ).

Никаких исключений из данного правила гл.25 НК РФ не предусмотрено. Это означает, что если вы допустили безвозмездное выбытие основных средств, то с точки зрения налога на прибыль никакого убытка в данном случае не будет. Предприятие будет вынуждено - с финансовой точки зрения - прибавить к убытку от безвозмездного выбытия основных средств еще 24% от суммы убытка, то есть налог на прибыль, в данном случае это, правда, будет «налог на убыток».

Чтобы уменьшить налоговые последствия от такой безвозмездной передачи мне думается, что вначале необходимо будет осуществить - по всем правилам! - списание компьютерной техники по причине ее морального износа, а уже потом безвозмездно передать оприходованные после списания комплектующие.

О причине №5 - выбытие основных средств вследствие недостачи (порчи) , следует отметить то, что необходимо вначале выявить виновное в данной недостаче (порче) лицо, а затем уже производить операции по списанию, с учетом указанной выше методики - составление Акта, заключение Комиссии по основным средствам.

Причина №6 - ликвидация основных средств вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций достаточно экзотична. Особенностью является вероятность получения страхового возмещения от компании-страхователя. Естественно, это в том случае, если основные средства были застрахованы.

Ну а для того, чтобы внести немного ясности в темный вопрос выбытия компьютерной техники, я рискну предложить вашему вниманию бланк, используя который вы сможете более-менее внятно объяснить бухгалтерской службе, куда должен идти ненужный вам более компьютер.:-)

Предыдущие статьи цикла: