![Как составляется государственный бюджет. Государственный бюджет республики беларусь](https://i2.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/19663/456807.jpg)
Исполнение государственного бюджета - ключевая составляющая управления экономикой современной России. Этот процесс содержит множество нюансов. Справится ли правительство РФ с вызовами рынка? Насколько критичен дефицитный бюджет и как его сделать профицитным?
Термин «бюджет» происходит от английского budget («кошелек»). Это оформленная в виде особой сметы совокупность доходов и расходов страны в течение конкретного периода времени (как правило, года). При составлении бюджета указываются источники денежных поступлений в казну государства и формируется структура расходов. На кого возложены эти обязанности?
Бюджет России составляет Правительство страны и утверждает Парламент. По итогам каждого финансового года высший исполнительный орган власти отчитывается об исполнении госбюджета. Результат освоения средств может быть разным. Во-первых, он может оказаться дефицитным (расходы выше доходов). Во-вторых, исполнение главной государственной финансовой сметы может быть профицитным (когда доходы, наоборот, превышают расходы). И в-третьих, бюджет бывает сбалансированным (выручка и траты практически равны).
В основе доходной части госбюджетов большинства стран - налоги (пошлины, взносы), эмиссия валюты и займы. Федеральный бюджет России в 2012 году имел следующую структуру выручки. Наибольший доход государству принесли страховые взносы (17,51 % от поступлений, или почти 4 трлн 102 млрд рублей). Второй по величине статьей выручки стали (17,49 % или порядка 4 трлн 100 млрд рублей). Из числа классифицированных бюджета третье место занял налог на добычу полезных ископаемых (10,49 % выручки, или около 2 трлн 460 млрд рублей). Но надо отметить, что, согласно отчетности правительства, 11,81 % выручки бюджета - это «прочие доходы», им принадлежит фактическое третье место в структуре прибыли.
Все эти цифры отражают консолидированный бюджет России. Он делится на общефедеральную часть, региональные сметы и статьи расходов, связанные с деятельностью государственных фондов - пенсионного, страхования и медстрахования. Как таковой, федеральный бюджет России в 2012 году формировался в первую очередь за счет таможенных пошлин. Страховые взносы ушли в государственные фонды.
Бюджетные траты государств связаны, как правило, с выполнением социальных обязательств, национальной обороной, вложениями в инфраструктуру (новые дороги, коммуникации и т. д.), а также обслуживанием долгов. Бюджет России в 2012 году включал следующие основные статьи расходов. Во-первых, это те самые социальные обязательства (3 трлн 185,8 млрд рублей). Второй по размеру статьей бюджетных трат стала национальная экономика (1 трлн 712,2 млрд рублей). На третьем месте - национальная безопасность (797,6 млрд рублей). Совсем немного отстали расходы на оборону (783 млрд рублей). Интересно, что расходы бюджета России включают так называемые «секретные статьи», причем в огромном денежном выражении - 1 трлн 841,8 млрд рублей в 2012 году.
Если бюджет страны дефицитный, то одним из основных источников его пополнения становятся государственные займы. Они могут быть внутренними (кредиторами являются граждане и организации, покупающие гособлигации) или внешними, получаемыми у иностранных резидентов. Общий показатель государственного долга страны включает сумму основной части займа и процентов. Эксперты полагают, что величина госдолга должна быть соразмерной с ключевыми макроэкономическими показателями.
В числе них - размер задолженности на душу населения, его отношение к ВВП страны и объему экспорта, а также расходы государства на обслуживание займа. Некоторые экономисты считают важным соотношение госдолга и Иностранные кредиторы часто оценивают платежеспособность стран исходя из всех этих показателей.
Правительством на период 2014-2016 годов заложен России. По мнению некоторых экспертов, это связано с тем, что экономика страны находится в переходном периоде, и на данном этапе у нее нет возможностей для ответа вызовам рынка. В результате чего правительство вынуждено допускать превышение расходной части бюджета над доходной и приступить к практике заимствований.
Главная проблема здесь, как считают аналитики, - недостаточная развитость несырьевых отраслей экономики России, низкая динамика внедрения инноваций и создания рабочих мест в сферах, где есть новые технологии. При этом, отмечают эксперты, задача, связанная с повышением качества социальных услуг, государством не ставится. При всей актуальности данного направления бюджетных расходов.
Несмотря на то что бюджет России в 2014 году запланирован с дефицитом, в Правительстве РФ не исключают того, что расходная часть окажется все же меньше доходной. Основных причин тому называется две - выгодный курс рубля к ведущим мировым валютам (доходы, которые имеет бюджет России в долларах, увеличиваются в рублевом выражении), а также достаточно высокие расценки на нефть. В числе дополнительных факторов эксперты называют комфортные цены на экспортную продукцию российских производителей. Благодаря хорошей конъюнктуре, бюджет может быть скорректирован осенью. Но, как отмечают аналитики, возможные изменения могут касаться и вероятности перехода к заимствованиям - как при ситуации с дефицитом. Пока в годовой бюджет России правительство заложило дефицит в размере 0,5 % от ВВП. Интересно, что оптимистичен: по версии зарубежных экономистов, бюджет РФ исполнится с профицитом в 0,3 % от ВВП.
Годовой бюджет России формируется в несколько этапов. Сначала с ним работает Правительство, осуществляя подсчеты по статьям доходов и расходов, обосновывая формулировки и анализируя экономическую ситуацию. Составляется полная структура бюджета России. Затем проект вносится в Госдуму на рассмотрение. На следующем этапе депутаты Думы направляют документ в Комитет, занимающийся бюджетной, налоговой, банковской и финансовой политикой.
Там документы, предоставленные Правительством, изучаются чиновниками, экспертами-экономистами, финансистами, учеными. Затем проект показывается Президенту России, направляется в другие комитеты Госдумы, и, наконец, попадает в Счетную Палату, которая делает заключение. Эта процедура включает проверку бюджетного проекта на предмет законности, обоснованности доходной и расходной частей. После этого Госдума приступает к процессу принятия бюджета в четырех чтениях. Если этот этап проходит успешно, то утвержденный документ передается в Совет Федерации. Если и там бюджет будет принят, то проект идет на подпись Президенту России.
Доходные и особенно расходные статьи бюджета РФ - величины непостоянные. Значения первых могут колебаться из-за рыночной конъюнктуры, качества работы фискальных органов и финансовых институтов. Вторые - корректироваться из года в год самим Правительством в зависимости от целей, которые оно посчитает приоритетными. Яркий пример - расходы по статье «национальная экономика». Если в 2009 году их значение составило около 1 трлн 63 млрд рублей, то в 2010-м цифра увеличилась на 303 млрд, а еще через год выросла еще на 336.
Пример статьи бюджетных расходов, динамика которой неоднозначна, - «национальная оборона». В 2009 году государство потратило на финансирование этой сферы около 712 млрд рублей, через год - ощутимо меньше, 678. Но зато в 2011-м произошло резкое увеличение денежных потоков на оборону - 793 млрд рублей за счет госбюджета. В 2012 году цифра вновь снизилась до 783. Вместе с тем, общий объем федерального бюджета России с 2009 по 2012 годы неуклонно рос.
После проведения всех законотворческих процедур Государственный бюджет России начинает исполняться. Главные задачи здесь, по мнению аналитиков, - обеспечивать своевременное поступление налогов и контролировать качество трансфера денежных средств получателям. В зоне ответственности Правительства РФ - доходы и расходы бюджета России на федеральном уровне. За освоение средств в субъектах отвечают исполнительные органы власти регионов. Локальные администрации муниципалитетов следят за исполнением предписаний главного финансового документа страны в городах, округах и районах.
Бывает, что бюджет России в год кризиса или рецессии в мировой экономике может быть подвергнут секвестру. Чаще всего это связано с ухудшением конъюнктуры рынков энергоносителей. Специфика этой отрасли такова, что цены на топливо спрогнозировать, как отмечают эксперты, сложно. обычно связан с сокращением статей расходов в равной пропорции (но могут быть и так называемые «защищенные» направления финансирования).
В июне 2013 года в одном из своих Посланий президент нашей страны обозначил новые векторы в государственной бюджетной политике. Во-первых, глава государства отметил, что ситуация в экономике России и мира формирует новые вызовы. Во-вторых, Владимир Путин дал понять, что модель экономического развития РФ, основанная на высоких ценах на нефть, исчерпала ресурсы для дальнейшего динамического роста (как это было, к примеру, в 2000-2008 годах). Объемы экспорта растут медленно, в 2012 году практически не поменялось, а в отношении к ВВП и вовсе снизилось.
Владимир Путин обозначил период плановой перестройки бюджетной политики - 2014-2016 годы. Он поставил задачу разработать варианты привлечения альтернативных источников доходов, если дефицит будет непрогнозируемым образом увеличиваться. Также глава государства заметил, что нужно внести поправки в законы, которые позволят установить порядок выработки долгосрочных, стратегических прогнозов развития экономики России и выстраивания бюджетной политики.
Сегодня, абсолютно все страны являются политико-правовыми структурами, управляемые посредством сложного и многогранного механизма. Все государственные процессы должны быть подвластны единому центру, дабы не допустить кризиса в том или ином секторе жизнедеятельности общества. Важным сегментом любой страны является финансовая отрасль. На сегодняшний день государство - это самый крупный участник мирового рынка. Чтобы представлять на нем свои интересы необходимо обеспечить экономическую стабильность внутри «госмеханизма». Для этого разрабатываются всевозможные финансовые планы и стратегии экономической деятельности. Все эти категории представлены в виде специального экономико-правового акта, который издается законодательными органами и называется «бюджетом страны». Понятие имеет множество трактовок, а также внутренних особенностей, которые автор попытается разобрать в данной статье.
Многие люди неоднократно слышали термин «государственный бюджет» в СМИ, но мало кто понимает суть этого понятия. Особенность в том, что в термине сосредоточено сразу несколько аспектов: правовые и экономические. Однако существует наиболее общая трактовка, включающая в себя данную особенность. Согласно ей, государственный бюджет - это финансовый нормативно-правовой акт страны, в котором соединены финансовые схемы по обеспечению грамотной экономической политике, а также юридическая основа деятельности финансовой системы страны в целом. Также в бюджете дается перечень государственных потребностей, удовлетворение которых происходит исключительно за счет казны, и ожидаемый прирост денежных средств в будущем. Проще говоря, государственный бюджет - это регулятор финансовой деятельности внутри страны. Без этого нормативного акта невозможно было бы создать экономическую стабильность, а финансовая структура не сформировалась.
Государственный бюджет в финансовой системе отыгрывает первостепенную роль, а, точнее, является её основным регулятором. Тем не менее бюджет не появляется из ниоткуда. Он разрабатывается и принимается высшими органами государственной власти. Таким образом, бюджетный процесс - это совокупность действий по подготовке, принятию и реализации закона о государственном бюджете. Следует помнить, что казна страны, будет функционировать должным образом лишь в том случае, если она грамотно подготовлена. Во всех странах бюджетный процесс отличается, так как мы должны учитывать, прежде всего, правовой характер этой деятельности. Наиболее классическая структура бюджетного процесса включает в себя стадию подготовки на уровне высшего органа исполнительной власти и принятия парламентом.
Государственный бюджет и бюджетная политика связаны между собой, так как при помощи последней, происходит привлечение средств в казну и мобилизация денежных фондов для осуществления тех или иных государственных функций. Однако следует помнить о системности этой экономико-правовой категории. Государственный бюджет и его структура очень часто становятся предметом многих споров среди ученых как правовой, так и финансовой сферы. Проблема в том, что бюджетная структура постоянно пополняется новыми элементами. Тем не менее её можно рассматривать в территориальном и финансовом полисе. Что касательно первого аспекта, то согласно ему казна состоит из бюджетов территориальных единиц и муниципалитетов. Если рассматривать категорию в финансовом полисе, то структурными элементами является расходная и доходная часть государственного бюджета.
Государственный бюджет включает в себя совокупность поступающих средств в безвозмездном, безвозвратном порядку. Эти денежные фонды представляют собой сектор доходов. Во всех государствах перечень и виды доходов абсолютно разные. Все зависит от финансовой, социальной, военной и другого вида политики. Привлечение денежных средств в казну - это одна из основных задач действующей в стране власти, поэтому в погоне за ней представители государства идут на самые различные изощрения и политические уловки. В большей части современных государств бюджет формируют следующие источники:
Бюджет некоторых стран во многом зависит от общей политической линии. Например, казна Китая постоянно пополняется за счет колоссального процента экспорта. Помимо этого, государственный бюджет и внебюджетные фонды взаимодействуют между собой. Последние облагаются налогом, и в процессе своего развития приносят немалую прибыль. Внебюджетные фонды отражают реальное положение негосударственного сектора в стране, а также его влияние и конкурентоспособность.
Расходы — это не такая приятная, но все же достаточно весомая бюджетная часть государственного казны. В общем виде, можно выделить следующие, наиболее часто встречаемые виды «трат» средств из казны:
Конечно, представленный перечень можно дополнить, учитывая специфику того или иного государства. Вышеупомянутые виды расходов являются часто встречаемыми.
Следует заметить, что бюджет государства, - это динамическая часть системе страны. На неё повсеместно влияют социальные и политические изменения. Существуют такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Для большей части людей они являются абсолютно одинаковыми, что в действительности совершенно не так. Эти два термина характеризуют процессы, которые периодически происходят с бюджетом из-за каких-либо факторов. К тому же бюджетная политика во многом зависит от этих двух показателей. Дабы точнее понять суть дефицита и профицита, понятия нужно рассмотреть в отдельности.
Дефицит государственного бюджета - это состояние казны, при котором объем предусмотренных расходов больше, чем количество ожидаемой прибыли. По сути, наличие подобного показателя означает «отсутствие здоровья» бюджета государства. Усугубление дефицита может в будущем привести к глубокому экономическому кризису в стране. Чтобы этого не допустить, используются следующие методы для организации бюджетного баланса, а именно:
На сегодняшний день дефицит государственного бюджета встречается во многих странах мира. Лишь несколько государств могут похвастаться отсутствие этого негативного фактора и наличием противоположной категории.
Профицитом называется состояние средств казны, при котором доходы превышают расходы. Таким образом, вследствие профицита государственный долг полностью поглощается доходами. Подобная особенность встречается крайне редко, потому мало государств имеют всецело стабильную экономико-финансовую систему. В целом профицит является позитивным фактором, однако, некоторые государства закрепляют на законодательном уровне способы, при помощи которых его можно избежать. Например, в 88 статье Бюджетного кодекса упомянуты методы избежание профицита, а именно:
По мнению многих ученых, дефицит и профицит государственного бюджета означает отклонение от нормы, поэтому эти категории не могут существовать. Бюджетные средства должны находиться в постоянном балансе доходов и расходов.
Итак, в статье мы рассмотрели суть понятия бюджет, а также основные процессы, периодически происходящие с этой категорией. Из всего перечисленного выше нужно отметить, что статьи государственного бюджета и он сам, существенно влияют на социальную жизнь общества, поэтому данная экономико-правовая категория должна всегда находиться во внутреннем балансе.
Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства - это документ . Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны . Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.
Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс .
В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета :
Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России - Федеральное казначейство ).
В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом ). Если же наоборот (что нередко случается) - с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом ). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр ».
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.
Доходы государственного бюджета формируются за счет:
Расходы государственного бюджета - это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов :
Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации , то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:
Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом , который находится в ведении министерства финансов.
Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.
— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).
Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.
План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).
Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):
Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).
Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.
Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.
В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.
Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.
Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.
По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .
Текущие расходы — это:
Расходы капитального характера делятся на:
Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:
Бюджет — полная схема доходов и расходов определенного объекта. Это касается не только государства, но и бизнеса, определенной организации, семьи и других сфер, где учитываются финансовые средства. Бюджет является одним из наиболее важных аспектов как в микроэкономике, так и в макроэкономике, то есть государственном планировании. Наука, изучающая, что такое бюджет, называется финансами.
Государственный бюджет — один из наиболее важных документов страны. В нем содержатся финансовые сметы любых ведомств, служб, имеющих широкое значение, программ, реализующих дела, касающиеся правительства и управления страной. В нем обозначается полный спектр потребностей всех структур общества, которые должны реализоваться за счет казны. Также в данном документе вписаны все источники, от которых приходят регулярные выплаты с точными размерами денежных сумм, что также регулирует федеральный бюджет.
Бюджетный процесс — многозначный термин, который отражает деятельность государств, направленную на рассмотрение, формирование, утверждение и исполнение расчетов по бюджету. Вместе с этим данный широкий термин отражает то, что во время деятельности по распределению финансовых средств составляются полные отчеты и утверждается информация об исполнении всех поставленных задач. Данная формулировка охватывает все аспекты, касающиеся бюджетов всех уровней, причисляющихся к РФ.
К бюджетной системе РФ причисляются такие разновидности финансового планирования:
Статья 215.1 БК РФ определяет Федеральное казначейство ответственным за исполнение и кассовое обслуживание, что влияет на бюджет РФ. Существует термин под названием "бюджетный профицит". Это касается тех вопросов, при которых запланированные расходы бюджета меньше, чем полученные доходы бюджета. Когда расходы превышают доходы, данный процесс характеризуется термином "бюджетный дефицит".
Если запланированный уровень дефицита бюджета при его планировании становится неактуальным, и расходы превышают этот показатель, а также в случаях, при которых расходы слишком высокие, то отвечающий за данные процессы орган власти может принять решение о сокращении расходов на собственное усмотрение. Когда расходы уже запланированы, а их уменьшают по приведенным выше причинам, данный процесс называется секвестром.
Когда есть вопрос: "Что такое бюджет с позиции права?" - нужно помнить, что так называется весь спектр законодательных норм, участвующих в регулировании отношений, которые определяют порядок формирования, распределения и использования различных бюджетов, имеющих общегосударственное или муниципальное значение.
Парламентское бюджетное право имеет такую концепцию, что все делается после получения согласия от парламента. Без этого невозможно совершить перемену или даже небольшую правку в старых налогах, нельзя взять займ у государства, также не получится произвести финансирование государственной программы.
Когда происходит осуществление бюджетного права, большие полномочия получает народное представительство. Данные лица могут не только принимать непосредственное участие в процессе государственного управления, но и осуществлять надзор за всеми действиями правительства, касающимися планирования и распределения финансовых средств. Так формируется и бюджет Москвы.
В обязанности и полномочия Министерства финансов РФ входит составление законопроектов, в составе которых содержится предварительная смета, отражающая как доходы государственного бюджета, так и расходы. Бюджетным планированием кратко называют процесс, при котором происходит разработка бюджета. После одобрения законопроект поступает на рассмотрение к Правительству РФ, где специалисты его дорабатывают, а при необходимости уточняют некоторые детали. Правительство предоставляет проект в Государственную Думу. Там он должен пройти рассмотрение в период трех чтений. От первого до последнего этапа проверка и осмысление проекта производятся все более детально.
Если полученный законопроект отклоняется большинством голосов Государственной Думы, иногда создается согласительная комиссия, в которую входит множество членов государственных структур. Присутствуют представители Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы. Чтобы выбранный всеми государственными структурами законопроект, касающийся бюджета, был одобрен и перешел в исполнение, все необходимые бумаги должен подписать Президент РФ.
Иногда бывают случаи, когда правительство не успевает вовремя утвердить все положения, касающиеся бюджета страны, также президент может наложить вето на бюджет. Определение такой ситуации предполагает наличие бюджетного кризиса, так как необходимые действия не могут исполниться вовремя, то есть страдает множество организаций и частных лиц. Обычно весь бюджет государства заранее рассчитывается, а полученные данные оформляются на год вперед. Также создается плановая документация, которая охватывает 2 последующих года, однако часто впоследствии корректируется. Бюджет РФ каждый новый финансовый год начинает с 1 января, однако не все страны придерживаются данной даты.
Чтобы статьи бюджета легко подчинялись определенной иерархии, создается сложная и подробная структура бюджета. Существуют положения, которые регулируют данный процесс:
В данном случае бюджет является документом, в котором разъясняется деятельность ЦФО или конкретной функциональной области, обычно отвечающей за определенные сделки или процессы. Вся информация оценивается в количественном смысле, то есть либо в показателях стоимости, либо количества. Иногда данную информацию суммируют, и составляется полный отчет.
Функциональный бюджет составляется лично сотрудниками ЦФО по определенному направлению, за которое на них возлагается непосредственная ответственность. В планировании ЦФО ограничивает только лимитирующий фактор. Для производственных ЦФО данный фактором является объем продаж. Объем производства считается лимитирующим фактором для тех предприятий, которые осуществляют закупки продукции.
Если возникает вопрос о том, что такое бюджет ЦФО, нужно помнить: он является функциональным аспектом, который формируется из разрозненных деталей, однако всегда превращается в законченную форму. Он характеризует работу ЦФО на весь срок периода планирования, при этом выражается в трех разновидностях финансовой деятельности: финансовой, инвестиционной, операционной.
Управленческим бюджет становится тогда, когда достигает верхнего уровня. Обычно специалисты данным термином называют совокупность трех разновидностей бюджетов. Это касается одновременно как доходов и расходов, так и всего процесса передвижения финансовых средств совместно с бюджетом по балансному листу. Три данных разновидности бюджета собираются из информации, обработанной и предоставленной ЦФО.
Когда есть вопрос что такое бюджет, следует помнить: он является важным аспектом в финансовом планировании, поэтому на него обращают особое внимание и не жалеют кадров в любой сфере бизнеса или даже структуры государственного масштаба. Если бюджет рассчитывается правильно, в любой сфере обеспечивается порядок и точное соответствие любым предъявляемым требованиям.
В любой структуре, даже когда речь идет про семейный бюджет, всегда наличествует формирование бюджета. Особенно важно составлять бюджет доходов и расходов, так как данный аспект влияет на хозяйственную часть всего предприятия. Чтобы составить грамотную структуру бюджета, необходимо определить принципы группировки статей, обозначить состав и степень детализации всех финансовых движений.
Формат бюджета является произвольной формой, которая утверждена в системе определенного предприятия. Определяется шкала, на которой вырисовывается четкое соотношение доходов и расходов, а по полученным данным составляется планировка дальнейшего функционирования системы.
Принципы бюджетного процесса формируются по определенной структуре:
При группировке статей бюджета, определяющих доход и расход предприятия, специалисты пользуются установленным бюджетным классификатором. Он помогает четко определить задачи управления, а также обозначить бизнес-процессы, происходящие в настоящем времени.
Когда происходит формирование доходной части бюджета, учитываются такие аспекты:
Все доходные и расходные статьи при необходимости детализируются до любых уровней, включая не только товарно-материальную сторону, но и услуги, договоры, проекты и остальные аспекты бюджетного планирования. Учитывается узкая специфика деятельности, направленной на производство и сбыт определенных элементов. Чтобы определить правильность поставленных задач и проведенных анализов, прибегают к понятиям экономической целесообразности, руководствуясь предыдущими подсчетами.