К сокращению предложения денег приведет. Предложение денег в национальной экономике

К сокращению предложения денег приведет. Предложение денег в национальной экономике

Предложение денег представлено совокупностью разнообразных финансовых средств, обращающихся на рынке в качестве денег. Если говорить о деньгах в узком смысле слова, то это агрегат М0, в широком смысле – вся денежная масса, представленная всеми агрегатами. Но чаще всего в качестве предложения денег рассматриваются агрегаты М0 и М1. Поэтому предложение денег включает наличность C и депозиты D :

M s = C + D.

Выпуск денег в обращение носит название эмиссии . Наличность (банкноты и монеты) создает Центральный банк страны. Следовательно, предложение денег регулируется, в основном, Центральным банком (ЦБ).

Центральный банк расплачивается банкнотами при покупке у населения, фирм и государства золота, иностранной валюты и ценных бумаг. Центральный банк также предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты банкнотами.

Наличность, покинувшая Центральный банк и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:

1) одна часть оседает в домашних хозяйствах (домашних кассах) и кассах фирм;

2) другая часть поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов.

Таким образом, если наличность создает ЦБ, то депозиты создают коммерческие банки.

Деньги, поступившие в КБ, могут использоваться ими для предоставления кредита, в этом случае количество денег в экономике возрастает. При возвращении кредита теми, кто его брал, объем денежной массы на руках хозяйствующих субъектов уменьшается. Это значит, что КБ могут и создавать, и уменьшать денежную массу.

Открывая у себя счета населения и фирм, КБ должны считаться с тем, что в любой момент вкладчики могут потребовать свои деньги. Поэтому для выдачи требуемых денежных сумм (поддержания наличности) КБ всегда необходимы резервы наличных денег . Такие резервы создаются ЦБ в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в ЦБ. Их размер определяется в виде процента от депозита КБ. Этот процент получил название нормы резервирования.

Норма резервирования имеет более высокий норматив для вкладов до востребования и более низкий норматив – для срочных вкладов.

Таким образом, ЦБ создает не только наличность, но и обязательные резервы. Наличность C и обязательные резервы R образуют базовые деньги, или денежную базу H .

Остающиеся в распоряжении КБ после формирования обязательных резервов средства получили название избыточных резервов (Е ).



Рассмотрим пример, показывающий процесс создания банками денег. Допустим в КБ 1 поступил депозит в размере 1 млрд. руб. Из них 10% от суммы депозита (100 млн. руб.) банк обязан перечислить в резервный фонд. В этом случае сумма кредита, выдаваемая этим банком, составит 900 млн. руб. (избыточные резервы).

Таким образом, 900 млн. руб. стали новыми деньгами, созданными коммерческим банком КБ 1 . Взяв эти деньги, фирмы и население используют их на оплату товаров и услуг, выплату заработной платы, закупку сырья и материалов и т.д. Владельцы магазинов и прочие получатели денег затем переведут их на свои банковские счета, допустим, в КБ 2 . Получается, что 900 млн. руб. снова оказались на депозите.

КБ 2 из 900 млн. руб. (при существующей норме резервирования 10%) 90 млн. руб. перечислит в резервный фонд, остальную часть (810 млн. руб.) он может использовать для выдачи кредитов. Далее суть процесса остается аналогичной. Банки описанным способом делают деньги.

Этот процесс получил название эффекта денежного мультипликатора . Предел расширения банковских депозитов будет выглядеть следующим образом:

1 млрд. + 900 млн. + 810 млн. + 729 млн. + 652 млн. 100 тыс. + . . . =

1 млрд. (1 = 0,9 + 0,9 2 + 0,9 3 + . . .) = 1 млрд. =

1 млрд. = 10 млрд. руб.

Таким образом, при норме резервирования r , равной 10%, первоначальный депозит в 1 млн. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы до 10 млрд. руб. Это означает, что предел создания кредитных денег определяется нормой резервирования.

В общем виде денежный мультипликатор m может быть записан в виде формулы:

где r – норма резервирования, исчисляемая как отношение резервов R к депозитам D :

Следовательно, денежный мультипликатор может быть представлен и таким образом:

Данная формула позволяет рассчитать денежный мультипликатор при условии, что деньги существуют лишь в виде депозитов. Но ведь есть еще и наличность. Напомним, что общая денежная масса в экономике (агрегат М1 (в денежной системе РФ) представлена наличностью С и депозитами D , а наличность вместе с обязательными резервами образуют денежную базу H .

Учитывая все это, денежный мультипликатор можно представить через отношение денежной массы к денежной базе:

m = M/H = (C + D ) / (C + R ).

Разделив почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D, получим:

m = (1 + с ) / (r + c ),

где c = C/D – коэффициент депонирования;

r = R/D – норма резервирования.

Дело в том, что часть полученных денег со счетов уходит в текущее обращение и не идет на счета в другие банки. Часть людей вообще держит деньги дома, а не в банке, а кто-то держит деньги в заграничных банках. В этом случае наблюдается обратный процесс: каждый изъятый рубль из банковской системы приведет к уменьшению количества денег в экономике страны. Так, при r = 10% каждый изъятый из банковской системы рубль приведет к сокращению количества денег на10 руб.

В результате максимальное увеличение количества денег в экономике можно рассчитать по формуле:

где E – избыточные резервы коммерческих банков;

m – денежный мультипликатор.

Как видим, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при изменении денежной базы на единицу. Увеличение c (коэффициента депонирования) и r (нормы резервирования) уменьшает денежный мультипликатор, и наоборот.

Кроме денежного мультипликатора используют еще депозитный и кредитный мультипликаторы.

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу.

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Центральный банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.

Графически предложение денег отражает кривая предложения M s . Она показывает зависимость количества денег в обращении от уровня процентной ставки (при неизменной денежной базе). Различают кратко- и долгосрочную кривую предложения денег.

Краткосрочная кривая предложения денег для агрегата М0 является вертикальной линией (так как денежный мультипликатор стабилен и не зависит от процентной ставки), для других денежных агрегатов она представлена наклонной линией.

Долгосрочная кривая предложения денег отражает зависимость денежной массы от изменения процентной ставки при изменениях спроса на деньги. Вид кривой предложения денег зависит от тактических целей денежно-кредитной политики государства, проводимой Центральным банком. Кривая предложения имеет вертикальный вид, когда ЦБ реализует цель поддержания количества денег на постоянном уровне. Кривая предложения имеет горизонтальный вид, когда ЦБ сохраняет стабильным номинальный размер ссудного процента. Кривая предложения имеет наклонный вид, когда ЦБ допускает определенное увеличение количества денег, находящихся в обращении, и соответственно номинальной ставки процента.

Предложение денег характеризуется двумя переменными: номинальным количеством денег в стране и реальным. Последние еще называют реальными кассовыми остатками (М р ). Они характеризуют покупательную способность денег, т.е. отношение номинальной массы денег (М н ) к уровню цен (Р ):

М р = М н /Р.

При увеличении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот. Таким образом, соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег.

Главным элементом рыночной экономики являются деньги , которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов . Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками).

Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвидными активами. Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. Виды денег, включаемые в агрегат М1 , — наиболее ликвидные акты в экономике.

Денежный агрегат М3 является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

В некоторых зарубежных странах (например, в США) в качестве наиболее крупного денежного агрегата используется агрегат L .

Компоненты денежной массы отражаются в пассиве консолидированного баланса банковской системы, которая состоит из Центрального банка и сети коммерческих банков. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3 , включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1 .

Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег

Если применяется 100%-е банковское резервирование, то коммерческие банки создавать деньги не могут и банковская система не оказывает влияния на предложение денег.

Введем следующие обозначения:

M s — предложение денег; H — денежная база; C — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; K — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k - кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

m = M s / H , откуда M s = m x H .

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег. Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход . Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме — наличных денег (денежной кассы). Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики.

Держание денежной кассы на руках связан с альтернативными затратами и лишает ее владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них иные виды имущества. В экономической литературе можно выделить две основные концепции спроса на деньги: классическую (монетаристскую) и кейнсианскую.

Неоклассическая школа . В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением И.Фишера:

(1)

Где M — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Q — реальный объем производства; P — уровень цен.

Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг. Заменим количество денег в обращении M на величину спроса на деньги M d и преобразуем формулу (1).

Получим: M d = (Р х Q) / V .

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становятся ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Изменение нормы обязательных резервов . Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег . Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы . Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредиТ, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

Рыночной экономике для ее нормального функционирования требуется определенный объем денежной массы, т.е. предложение денег. Избыток денег, как и их недостаток, негативно сказывается на характере протекания всех макроэкономических процессов. Высокий уровень инфляции в первом случае так же дестабилизирует экономику, как и, например, кризис неплатежей, порождающий наводнение экономики денежными суррогатами, во втором случае. Поэтому оптимизация объема предложения денег и постоянный контроль над ним остается важнейшей задачей государства в лице центрального банка по поддержанию общей экономической стабильности.

Контроль за объемом денежной массы, циркулирующей в обращении, необходим для поддержания экономической стабильности. Это обусловливает важность научного подхода к измерению объема денежной массы. Деньги более ликвидны, чем другие активы, но отдельные элементы денежной массы, в свою очередь, обладают различной степенью ликвидности. Поэтому денежная масса структурируется по степени ликвидности ее компонентов.

Общий принцип структурирования заключается в последовательном включении в состав денежных агрегатов активов, все в меньшей степени способных выполнять функцию средства обращения, но все более пригодных для накопления богатства.

Денежный агрегат представляет собой группировку ликвидных активов, служащих измерителями денежной массы.

Различные активы, входящие в состав денежных агрегатов, выполняют, хотя и в разной степени, все три функции денег.

Денежный агрегат М0 формируют наличные деньги. В настоящее время использование их в странах с развитой экономикой существенно ниже, чем денег, участвующих в безналичном обороте.

Денежный агрегат M1 играет роль главного измерителя денежной массы. Он акцентирует внимание на функции денег как средства обращения. Μ1 включает М0, т.е. наличные деньги и так называемые трансакционные депозиты, т.е. депозиты, средства с которых могут быть переведены другим лицам в виде платежей по сделкам. Подавляющая масса обменных операций осуществляется при помощи данных активов. Большая доля приходится на трансакционные депозиты, которые подразделяются на вклады до востребования и другие чековые депозиты.

В денежном агрегате М2 усиливается функция денег как средства накопления. Помимо M1 данный агрегат включает менее ликвидные активы, имеющие фиксированную номинальную стоимость и способность превращаться в наличные деньги или трансакционные депозиты, но в большинстве случаев данные активы не могут переводиться от одного лица к другому и реже используются для платежей, чем активы M1. К этим активам относятся сберегательные и срочные вклады, однодневные соглашения об обратном выкупе и некоторые другие активы. Данный актив малопригоден для расчета по текущим сделкам, но привлекателен для накопления покупательной способности. Агрегат М2 в странах с развитыми финансовыми ранками, как правило, в несколько раз превосходит по объему агрегат Μ1.

В денежном агрегате М3 происходит дальнейшее усиление функции средства накопления. Данный агрегат включает М2, а также некоторые менее ликвидные активы, такие как, например, депозитные сертификаты, срочные соглашения об обратном выкупе.

В качестве примера рассмотрим депозитные сертификаты. Они представляют собой сертификаты крупных срочных вкладов. Их приобретают в основном фирмы. Депозитный сертификат может быть продан его владельцем до истечения срока погашения, и его номинальная стоимость может изменяться. Это приближает депозитные сертификаты к ценным бумагам.

Наиболее укрупненным является агрегат L. Он включает в себя помимо М3 такие активы, как краткосрочные ценные бумаги правительства и т.д.

Теперь можно перейти к анализу механизма функционирования денежного рынка. Хотя правом эмиссии наличных денег обладает только центральный банк, коммерческие банки, в свою очередь, вносят существенную лепту в формирование денежного предложения. Часть вкладов они хранят в центральном банке в виде обязательных резервов, доля которых в фактических резервах устанавливается законодательно. Фактические резервы за вычетом обязательных образуют избыточные резервы. Банки используют их для выдачи ссуд. Коммерческие банки тем самым осуществляют эмиссию платежных средств или так называемых кредитных денег.

Приведем условный пример. В банке А открыт текущий счет на 100 долл. Норма обязательных резервов (отношение обязательных резервов к депозитам) составляет 20%. В этом случае банк А резервирует в центральном банке 20 долл., а на сумму избыточных резервов, которые в нашем примере составляют 80 долл. (100 – 20), предоставляет ссуду. Тем самым банк А увеличил объем предложения денег на 80 долл.

Предположим, что эти 80 долл попадают в банк В. 16 долл банк В резервирует в центральном банке, а на 64 долл. (и более) имеет возможность предоставить ссуду. Предложение денег при этом увеличивается на 64 долл. Можно было продолжить рассмотрение указанного процесса применительно к банкам С, D и т.д. вплоть до использования последнего доллара.

В результате получим дополнительное увеличение: оно прямо пропорционально величине первоначального вклада и обратно пропорционально норме обязательных резервов. Данное увеличение можно рассчитать по формуле:

MS = (1 / rr ) d,

где rr – норма обязательных резервов; d – первоначальный банковский вклад.

Коэффициент 1/rr называется банковским мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии.

Банковский (денежный ) мультипликатор характеризует прямую зависимость между увеличением денежного предложения за счет создания кредитных денег и величиной банковского вклада, дающего импульс для создания кредитных денег.

Последовательный анализ предложения денег предполагает учет роли центрального банка в регулировании предложения денег, а также учет предпочтений экономических субъектов в распределении денежных средств между наличными деньгами и средствами на текущих счетах.

Поэтому рассмотрим модель предложения денег, показывающую зависимость предложения денег от трех переменных:

  • денежной базы;
  • нормы обязательных резервов;
  • коэффициента депонирования.

Денежную базу (В ) называют также деньгами повышенной мощности, или деньгами высокой эффективности. Указанные термины подчеркивают ключевую роль данного элемента денежной массы, связанной с непосредственным контролем над ним со стороны центрального банка.

Денежная база состоит из наличных денег в обращении и обязательных резервов коммерческих банков, хранящихся в центральном банке.

Наличные деньги непосредственно входят в состав денежного предложения, тогда как резервы определяют способность банков создавать кредитные деньги и влиять тем самым на размер денежной массы. Наличные деньги поступают в обращение в результате покупки центральным банком у населения, фирм, банков и государства ценных бумаг, иностранной валюты и золота, а также в результате предоставления кредитов коммерческим банкам и государству.

Норма обязательных резервов rr, как отмечалось, законодательно определяет долю банковских вкладов, помещаемых в резервы в центральном банке.

Коэффициент депонирования денег (сr ) – предпочитаемое населением отношение наличности к банковским депозитам. Он отражает распределение денежных средств между наличными деньгами (С ) и средствами на текущих счетах (D ).

Если ограничиться рассмотрением денежной массы в рамках агрегата Ml, то предложение денег можно представить как

Данную формулу можно представить в виде

Уравнение (9.2) отражает тот реальный факт экономической действительности, что предложение денег – функция трех переменных: денежной базы, нормы обязательных резервов и коэффициента депонирования. Оно пропорционально денежной базе. Коэффициент т, характеризующий данную пропорциональность, называется денежным мультипликатором:

Используя денежный мультипликатор, предложение денег можно представить как

Экономический смысл данного выражения состоит в том, что прирост денежной базы на одну единицу вызывает прирост предложения денег на т денежных единиц.

Денежная база обладает способностью мультипликативного воздействия на предложение денег, мощность которого характеризуется величиной денежного мультипликатора.

Именно поэтому денежную базу называют деньгами повышенной мощности.

Рассмотрим зависимость предложения денег от двух других переменных. От уровня нормы обязательных резервов rr зависит величина кредитных ресурсов коммерческих банков, а значит, и способность создавать кредитные деньги. Снижение норм обязательных резервов вызывает повышение кредитных возможностей коммерческих банков, и наоборот.

Чем в большей мере экономические субъекты склонны держать деньги на счетах в банках, а не в виде наличности, т.е. чем ниже коэффициент депонирования сr, тем больше кредитные возможности банков и тем выше мультипликативный эффект, а значит, и предложение денег. Имеет место обратная зависимость между нормой обязательных резервов, а также коэффициентом депонирования, с одной стороны, и объемом предложения денег – с другой.

В процессе изменения объема предложения денег можно выделить два этапа:

  • расширение или сжатие денежной базы путем воздействия центрального банка на объем наличности и величину обязательных резервов. Центральный банк дает первоначальный импульс изменению объема предложения денег в необходимом направлении;
  • изменение объема денежной массы благодаря мультипликативному эффекту.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой, установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег . Косвенное регулирование денежно-кредитной сферы ЦБ может осуществлять, используя следующие инструменты: 1. норму обязательных резервов. Их изменение оказывает влияние на денежную базу, соответственно, и на предложение денег ; 2. ставку рефинансирования, т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ, изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ; 3. операции на открытом рынке, представляющие собой операции купли-продажи

государственных ценных бумаг в финансовой системе. Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, следовательно, и на общую денежную массу. В современной рыночной экономике предложение денег . Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег - количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве. Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии - по трем, в Англии и Франции - по двум. Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю метал-лических денег приходится 2-3%, а бумажных денег - 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике. Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, - высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения. Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка.

Cтраница 1


Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской ставки процента.  

Существует особый случай, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода.  

Допустим, что центральный банк действительно взял курс на увеличение предложения денег, надеясь понизить процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Заемщики готовы платить реальный процент, ибо отдавать долги они будут все равно обесценившимися деньгами. Таким образом, действия центрального банка привели не к понижению, а к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной политики - роста ВНП. В связи с вышесказанным следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов серьезно расходятся. Неокей-нсианцы исходят из критически важной для них предпосылки, что заработная плата и цены - это негибкие инструменты, относительно заторможены. Поэтому по крайне мере в краткосрочном плане правительство может добиться путем увеличения денежной массы роста ВНП согласно уже рассмотренной схеме.  

Если центральный банк предоставляет ссуды, это ведет к увеличению предложения денег в банковской системе и, следовательно, к снижению процентной ставки. Если центральный банк заимствует средства, предложение денег в банковской системе сокращается, а процентные ставки повышаются.  

Денежно-кредитная политика достигает наибольшего эффекта в том случае, когда увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению ставок процента.  

Таким образом, экспансионистская денежная политика, которая состоит в увеличении предложения денег, вызывая правый сдвиг кривой LM, стимулирует рост национального дохода.  

Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег. Дефицит, в свою очередь, имеет много корней.  

Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.  

Монетаристы считают, что спекулятивный спрос на деньги не зависит от ставки процента, поэтому увеличение предложения денег приводит к ростучцен, но не объемов производства, как это следовало бы из модели Кейнса.  

Когда кривая LM вертикальна, единственно эффективный способ оказать влияние на доход - это экспансионистская денежная политика: увеличение предложения денег (М) ведет к росту дохода (Y), при котором / / VT.  

ПДД делает кредит дешевым и легкодоступным. Для этого нужно способствовать увеличению предложения денег.  

Политика дешевых денег - денежно-кредитная политика центрального банка страны, направленная на стимулирование совокупного спроса, занятости и роста производства. Для нее характерны низкие учетные ставки и покупка центральным банком государственных облигаций на открытом рынке с целью увеличения предложения денег.  

Что касается активов, производство которых эластично, то причиной того, что мы допускали падение их собственной нормы процента, было наше предположение, что их фонд увеличивается в результате роста выпуска. Однако в отношении денег, если оставить на время наше рассмотрение последствий сокращения единицы заработной платы или преднамеренного увеличения предложения денег монетарными органами, предложение является постоянным.  

Используя инструменты денежной политики, правительство может влиять на ставку процента и проводить в зависимости от ситуации политику либо дорогих, либо дешевых денег. Когда экономика сталкивается со спадом производства и, следовательно, с ростом безработицы и снижением цен, то кредитно-финансовые учреждения принимают решение об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого проводятся следующие мероприятия.  

В результате рыночная цена государственных ценных бумаг возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население (через дилеров) и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что в конечном счете приводит к увеличению банковских резервов и соответственно увеличению предложения денег.