К основным элементам инновационной экосистемы не относятся. Стратегия развития инновационной экосистемы в России: ставка на партнерство. Виды инновационных экосистем

К основным элементам инновационной экосистемы не относятся. Стратегия развития инновационной экосистемы в России: ставка на партнерство. Виды инновационных экосистем

November 10, 2016 4:30pm

Выпускники Открытого университета Сколково делятся впечатлениями от участия в программе Open World Think Tanks and Innovation и рассказывают про инновационную экосистему Питтсбурга.

Питтсбург. Фото: Wikipedia

Введение

Университеты стали центром трансформации Питтсбурга из города-лидера (до 80х годов прошлого века) сталелитейной и обрабатывающей промышленностей, которые пришли в упадок, в современный динамично развивающийся стартап-хаб. Город стал центром притяжения для активной молодежи, которая развивает такие инновационные направления как здравоохранение, образование, финансовые услуги и нанотехнологии. Органическим ускорением трансформации послужил финансовый кризис 2008 года, когда стало очевидно, что текущая модель экономики столкнулась с серьезнейшим вызовом в новейшей истории, что было отмечено на саммите «Группы двадцати», который проходил в Питтсбурге в сентябре 2009 года.

Деловой центр Питтсбурга Фото: Максим Герасимов

За короткий, в рамках отдельного взятого региона, срок (менее 30 лет) был произведен переход от индустриальной экономики к экономике знаний со всеми основными составляющими и драйверами развития. Это превосходное образование (Питтсбургский университет и Университет Карнеги-Меллон), которое дает доступ к высококачественному человеческому капиталу, фундаментальная и прикладная науки, эффективная работа венчурного бизнеса, и самое важное - инфраструктура для реализации идей, которая базируется не только на постиндустриальном прошлом города (развитость транспортной инфраструктуры, доступность энергетических ресурсов и производственных мощностей, что важно для hardware-стартапов), но и на современных международных инструментах, дающих доступ к возможностям серийного прототипирования. Данные факторы позволили сформировать в Питтсбурге уникальную экосистему инноваций со всеми инструментами, которые позволяют максимально эффективно проходить путь от идей, изобретений и открытий до IPO, одновременно развивая экономику региона.

Рассмотрим основных участников инновационной экосистемы Питтсбурга, а также инструменты, которые они реализуют.

Участники инновационной экосистемы Питтсбурга

1. Университеты

1.1 Carnegie Mellon University (CMU)

Университет Карнеги-Меллон - частный университет, основанный в 1900 году. Сегодня он является глобальным лидером в продвижении инноваций на рынок и запуске успешных стартапов.

1.1.1 Project Olympus

Выпускник университета Карнеги-Меллон James R. Swartz, известный технологический предприниматель и меценат, основал Центр предпринимательской деятельности в 2015 году, пожертвовав $31 млн. Частью этого центра является Project Olympus, основной целью которого является преодоление разрыва между передовыми университетскими исследованиями и рынком.

Проект стартовал в январе 2007 года. За этот период было основано более 130 компаний, привлечено более $260 миллионов инвестиций и почти 50 команд прошли последующие акселерационные программы от участников инновационной экосистемы Питтсбурга.

Директором проекта и идейным вдохновителем Olympus является Кит Нидхэм (Kit Needham). Большую часть работы с проектами Кит проводит самостоятельно, а операционную деятельность осуществляет с помощью волонтеров и стажеров из университета.

Olympus работает с проектами на ранних стадиях, начиная с идеи: предоставляет консультации, финансирование (микро-гранты), пространство инкубатора и доступ к региональному и глобальному инновационному бизнес-сообществу. Кроме того проводится работа со студентами по привлечению их в проекты.

Уникальная способность к структурированию процессов, которая есть у директора проекта, позволила создать серию семинаров, посвященную всем аспектам развития и ведения высокотехнологичного бизнеса. Семинары проводятся весной и осенью и организуются в сотрудничестве с CMU и Питтсбургским университетом. Программа посвящена этапам реализации проекта, начиная с разработки бизнес-модели, поиска команды, защиты интеллектуальной собственности, заканчивая маркетингом, рекламой и подготовкой питч-выступлений.

Для начала работы с Olympus необходимо заполнить простой шаблон бизнес-концепции будущего проекта в идеологии PROBE (PRoblem-Oriented Business Exploration), т.е. описать рынок, целевую аудиторию, ценностное предложение, модели монетизации, команду и т.д. Данная форма позволяет выявить пробелы, в заполнении которых и поможет Olympus. Во время нахождения в Olympus проекты участвуют в «вертушках» по обмену знаниями и компетенциями с другими участниками, питч-сессиях, на которых можно получить обратную связь от экспертов регионального сообщества и выпускников Olympus. Для отслеживания динамики и стимулирования активности директор Olympus раз в 2 недели встречается с проектами, лично отслеживая прогресс, составляя «журнал успехов».

Проекты акселерируются в Olympus в среднем от 1 до 3 месяцев, после чего переходят, при желании, в другие акселераторы и/или инкубаторы Питтсбурга.

Финансирование проектов в Olympus осуществляется за счет микро-грантов от $1k до $5k через Olympus Spark Grant Fund, который формируется выпускниками Olympus и бизнес-ангелами из регионального и университетского сообщества. Для инвесторов у фонда есть 2 опции:

  • Spark Donor (от $10k + обязательства по платежам на три года). Для инвестора фонд предоставляет регулярное приглашение и расписание питч-сессий проектов; периодичный отчет о динамике профинансированных проектов; публикация на сайте с пометкой Spark Donor.
  • Spark Friend (от $500 каждый год). Данная опция предоставляет регулярную рассылку с заметками о победителях и периодичный отчет о динамике проектов. Также на сайте Olympus инвестор отмечается как Spark Friend.

Однако, стоит отметить, что проекты нацелены в первую очередь на самостоятельный фандрайзинг.

90% проектов, реализуемых в Olympus, относятся к высокотехнологичными отраслям, таким как медицина, робототехника, информационные технологии и другим, но есть и другие проекты, например, предлагающие инновации в пивоварении. Если говорить об «историях успеха», то одними из ярких примеров бизнесов, реализованных при участии выпускников Olympus, являются Duolingo, ресурс для изучения иностранных языков, и ReCAPTCHA, сервис, с которым регулярно сталкиваются пользователи интернета, для подтверждения, что пользователь не является роботом. С момента основания 33 выпускника приняли участие в акселераторе AlphaLab / AlphaLab Gear, 13 в акселераторе Idea Foundry, а также 12 проектов профинансированы Innovation Works.

1.1.2 Center for Technology Transfer and Enterprise Creation (CTTEC)

«В конце концов, изобретатель все еще герой и всегда им будет», - таков девиз Центра трансфера технологий и развития предпринимательства университета Карнеги-Меллон.

Для кого: сотрудники и студенты университета. Работа CTTEC разделена на 5 основных этапов (см. Рисунок).

Рисунок 2. Ключевые этапы технологического трансфера в CTTEC. CTTEC

  1. Disclosure - раскрытие информации. Этап начинается с обращения изобретателя в CTTEC. Если разработка выполнена в Карнеги-Меллон (не относится к студенческим проектам), то подписывается договор о передаче 50% чистой выручки от лицензируемой технологии в CMU (согласно правилам Университета). Средства используются для формирования и поддержки эндаунтмент-фонда университета, который направлен на поддержку основных программ и инициативных исследований. Однако за это коллектив получает: доступ к ресурсам университета, экспертизу по развитию бизнеса, оценку рынка и консультации юриста.
  2. Evaluation - оценка. На данном этапе проводится оценка рынка и предлагаемой технологии. Прежде всего, выясняются все права на интеллектуальную и имущественную собственность, а также возможные претензии со стороны внешних организаций. Затем подключаются внешние эксперты и производится оценка технической и коммерческой составляющих. Если права на изобретение принадлежат университету, то только CTTEC будет осуществлять процесс коммерциализации. Если изобретение не принадлежит университету, CTTEC отправляет письмо об отсутствии претензий и автор может либо самостоятельно продолжить процесс коммерциализации, либо через CTTEC.
  3. Market Strategy - рыночная стратегия. Сначала Центр проводит маркетинговые исследования и оценивается потенциал последующего лицензирования через выделение отдельного юридического лица. В этом случае CTTEC оценивает потребности в ресурсах и административные барьеры, предоставляет консультации по вопросам нормативных требований, а также помогает в разработке бизнес-плана. CTTEC сотрудничает со многими программами внутри Университета Карнеги-Меллон, в том числе с проектом Olympus. И именно на этом этапе авторы при необходимости могут пройти акселерацию в данном проекте.
  4. License Negotiation - обсуждение условий лицензирования. Сотрудник CTTEC ведет переговоры об условиях лицензирования и сообщает обо всех потенциальных возможностях. Есть два варианта лицензирования для университета. Исключительная лицензия : данная лицензия дает право на использование изобретения лишь в определенной области без права перелицензирования. Например, компания N может иметь лицензию на использование полимера для производства бампера, компания Z также может использовать разработанный полимер, но для производства игрушки. Простая лицензия : данная лицензия дает право на использование изобретения, однако количество лицензиатов может быть неограниченным. Например, две разные компании могут иметь простую лицензию на использование полимера для производства автомобильных бамперов.
  5. Enterprise Creation - создание предприятия. На данном этапе CTTEC предоставляет помощь в получении фондового и грантового финансирования, разрабатывает стратегию по управлению, устанавливает предпринимательские и индустриальные связи.

Сегодня Университет Карнеги-Меллон является известным брендом, что позволяет выходить на CEO любой компании за один шаг. Центр активно поддерживает связь со многими выпускниками университета. Один из основных инструментов такой работы - LinkedIn, который используется для мониторинга новых трендов на рынке. Исторически сложилось четкое разделение между CTTEC и проектом Olympus, однако сейчас данные институции сотрудничают и работают вместе над некоторыми проектами. CTTEC активно взаимодействует с другими представителями инновационной экосистемы Питтсбурга, например с Innovation Works. Деятельность CTTEC прежде всего ориентирована на направления, в которых Университет Карнеги-Меллон является лидером, а именно на проекты в области робототехники, программного обеспечения, медицинских и биомедицинских технологий, энергетики и химии.

1.2 University of Pittsburgh (pitt)

Университет Питтсбурга был основан 1787 году и до середины 1960-ых был частным. Pitt входит в top-10 самых крупных университетов США, известен в первую очередь медицинскими исследованиями (к примеру, здесь была разработана первая вакцина против полиомиелита), получает высокие места в рейтингах именно в медицинских науках (местные жители, в свою очередь, активно транслируют идею, что Питтсбург зарабатывает на Eds & Meds (образование и медицина)). Университет тесно связан с Медицинским центром Университета Питтсбурга UPMC (University of Pittsburgh Medical Center), одним из главных работодателей региона (количество сотрудников 60,000 по состоянию на 2016 год). И, несмотря на очевидный фокус на медицину, тема инноваций и предпринимательства охватывает весь университет благодаря Innovation Institute.

Храм Науки (Cathedral of Learning) Университета Питтсбурга - второе по высоте университетское здание в мире. Фото: Максим Герасимов

Innovation Institute - это инновационный и предпринимательский хаб Университета Питтсбурга. Основанный всего лишь 3 года назад (в 2013 году), Innovation Institute сейчас предоставляет полный набор сервисов для университета: от защиты интеллектуальной собственности до коммерциализации новых разработок путем лицензирования и/или создания новых компаний. Институт также является провайдером множества образовательных программ для преподавателей, студентов и партнеров Pitt.

Целью института является развитие культуры инноваций и предпринимательства, а также поддержка предпринимательских инициатив. Результаты работы и масштаб деятельности Innovation Institute отражает заинтересованность руководства Pitt в инновациях.

Where to start

Если студента или преподавателя заинтересовала тема инноваций, начать просто: достаточно зайти на сайт института. «Где бы вы ни были на инновационном пути, Innovation Institute может помочь с образованием, менторством, нетворкингом и финансированием» - гласит подзаголовок на странице программ, и это действительно так, разнообразных программ много. Все они удобно поделены по целевым аудиториям (студенты, преподаватели, предприниматели, инноваторы, партнеры). Тем, кто еще сомневается поможет большая кнопка «Где начать» (Where to start).

Start Smart Legal Seminars

Для кого: все целевые аудитории

Программа «The Start Smart legal seminar» - это результат совместных усилий Innovation Institute, Института инновационных практик юридической школы Питтсбургского университета и программы Project Olympus университета Карнеги-Меллон. На старте любого бизнеса возникает много юридических и организационных вопросов: программа нацелена на оказание юридической помощи предпринимателям, как из студенческого сообщества двух университетов, так и из комьюнити в целом. «The Start Smart legal seminar» спонсируется юридической фирмой K&L Gates.

Entrepreneurs in Residence for Student Programs

Менторы Innovation Institute помогают студентам-предпринимателям и стартапам, проводя регулярные встречи, в ходе которых они помогают студентам сориентироваться на предпринимательском пути, найти людей и ресурсы, которые помогут воплотить идею в жизнь или вывести проект на новый уровень.

Прямо на сайте в три шага можно записаться на 30-минутную консультацию с ментором. Шаг 1: выбрать место встречи, ментора, и свободное время в календаре; шаг 2: оставить контактную информацию о себе; шаг 3: подтвердить встречу. Таким образом, можно, например, можно назначить встречу серийному предпринимателю, директору акселератора Blast Furnace Грегу Котицчиа.

Living Learning Community

Для кого: студенты первого курса

Эта программа предоставляет студентам первого курса, у которых есть интерес к инновационной деятельности, возможность жить вместе и вместе участвовать во множестве программ и мероприятий, связанных с инновационной и предпринимательской деятельностью. Среди форматов: стажировки в местных стартапах, экскурсии в акселераторы и технологические компании, ночи кино, волонтерство на мероприятиях, мозговые штурмы, тренинги по питчингу, занятия по разработке бизнес планов и много другое. Конечно, никаких образовательных кредитов за эту программу студенты не получают.

Реализует эту программу Innovation Institute совместно с Колледжем бизнес-администрирования, Школой искусств и наук Дитриха и Инженерной школой Свенсона.

Pitt Ventures First Gear

Для кого: студенты, преподаватели, сотрудники, инноваторы

Программа First Gear помогает осуществить переход от разработки на ранней стадии к продукту или услуге, которые могут быть выведены на рынок. Программа предлагает практическое руководство и менторство, а также помогает разработчику составить план выхода на рынок; результатом может быть создание новой компании или лицензионное соглашение. Кроме того, участники получают $3k на доведение прототипа до промышленного образца, а также возможность на получение дополнительного финансирования на бОльшие суммы от Национального научного фонда (National Science Foundation (NSF)).

Команда, которая работает над проектом в рамках программы (на основе исследования/разработки университета, (интеллектуальная собственность принадлежит университету)), обычно состоит из:

  • Предприниматель (Entrepreneurial Lead): как правило, студент с глубоким знанием предмета (изучает коммерциализацию инноваций), однако также могут быть преподаватели или сотрудники.
  • Ученый (Academic Lead): сотрудник университета, участвующий в исследовании/разработке технологии - тот, кто может претендовать на получение гранта NSF.
  • Ментор (Mentor): Опытный бизнес-лидер с опытом вывода продуктов на рынок. Ментор осуществляет консультирование команды по бизнес-вопросам, которые влияют на коммерциализацию. Помощь в поиске ментора оказывает институт.

Программа длится шесть недель и состоит из шести трехчасовых семинаров. В течение программы участники заполняют шаблон бизнес-модели (The Business Model Canvas) с акцентом на определение рынка, понимание клиентов и реальную ценность инновации; получают обратную связь от потенциальных клиентов из первых рук; разбираются с тем, как выйти на рынок (через формат flipped-classroom style workshop).

First Step/Second Step Series

Для кого: студенты, инноваторы, партнеры

Филиал Innovation Institute, Институт предпринимательства (Institute for Entrepreneurial Excellence) проводит два воркшопа в месяц на базе Центра развития малого бизнеса (Small Business Development Center) по вопросам поддержки предпринимателей на начальной стадии проекта.

Blast Furnace

Для кого: студенты, предприниматели, партнеры

Программа Blast Furnace - студенческий акселератор, предоставляющий доступ к обширной сети менторов, вдохновляющим рабочим пространствам и учебному плану, направленному на создание и развитие студентами собственных бизнес-идей. Ведет программу Грег Котицчиа, серийный предприниматель, ментор и директор Blast Furnace. Программа проходит для двух потоков по 8 недель в год с октября по апрель. Кульминацией программы акселератора является Demo Day, в качестве членов жюри приглашаются представители местных акселераторов.

После завершения программы, студенты начинают свой бизнес, или продолжают развивать свой проект в акселераторах Питтсбурга, таких как AlphaLab, AlphaLabGear, IdeaFoundry и Thrill Mill.

Benchtop to Bedside

Программа «B2B» предназначена для практикующих врачей и исследователей и направлена на внедрение концепции по новой модели коммерциализации технологий в области медицинских наук. Студенты могут взять курс в рамках кредитной системы обучения или вне таковой. B2B проходит в весенний семестр по вторникам и преподается директором по образованию и информационно-просветительской деятельности, Бэбс Кариер.

Concept to Commercialization

Для кого: магистранты, аспиранты, преподаватели, сотрудники, инноваторы

Этот курс предназначен для преподавателей, аспирантов, постдоков, а также научных сотрудников, которые заинтересованы в получении дополнительной информации касательно академического предпринимательства и коммерциализации технологий. Курс проходит в течение 9 недель, начиная с октября.

2. Особенности работы с интеллектуальной собственностью

Путь от идеи до продукта не обходится без защиты интеллектуальной собственности (далее - ИС). В каждой стране существуют свои нюансы (более подробно об этих нюансах, а так же о комплексном подходе к защите ИС можно узнать на ежегодных «Патентных школах», которые проводятся ЦИС Сколково). Для США это:

  • Период между публичным раскрытием сути изобретения и заявкой может составлять 1 год. При этом, рамки «публичности» максимально широкие, т.е. любое объяснение «как это работает» вне рамок группы изобретателей;
  • Содержание заявки должно показывать «лучшую реализацию» изобретения;
  • Заявка не публикуется (не индексируется) до момента выдачи патента;
  • Принцип «первого изобретателя».

Однако стоит заострить внимание на другой особенности, которая присутствует в инновационной экосистеме Питтсбурга, и характерна для США в общем. Это аутсорсинг услуг по защите ИС университетами, что диаметрально противоположно российской модели, где в университетах создаются большие «патентные отделы». Какие преимущества это дает патентной системе? 1. Более высокие компетенции частных фирм, за счет более конкурентных и мотивированных сотрудников. 2. Удешевление услуг из-за развитой конкуренции.

Следующий аспект это принадлежность ИС. При выполнении разработок в университете ИС принадлежит университету, при этом если разработка выполнена студентами, то права полностью принадлежат им.

3. Акселераторы и инкубаторы

Innovation Works - это группа программ, которая включает в себя акселератор (AlphaLab), акселератор для hardware-проектов (AlphaLab Gear), венчурный фонд (партнерский, Riverfront Ventures).

Офис Innovation Works. Фото: Максим Герасимов

Innovation Works (далее - IW) играет жизненно важную роль в технологии экономике Юго-Западной Пенсельвании и работает только на региональном уровне. IW вкладывает капитал, бизнес-опыт и другие ресурсы в компании с высоким потенциалом и наибольшей вероятностью регионального экономического воздействия.

Innovation Works является самым крупным инвестором посевной стадии (seed-stage) в этом регионе и одним из самых активных в стране.

Направления: софт (включая интернет решения, мобильные приложения и клиентские продукты для B2B), hardware решения, науки о жизни и робототехника.

На входе: университетские, студенческие проекты (Project Olympus, CTTEC, Innovation Institute), команды (бизнес план не требуется). Не работают с проектами на уровне идеи.

На выходе: компания, в идеальном варианте готовая к IPO. Срок активного существования - до 10 лет.

Источник доходов Innovation Works: прибыль от успешных команд.

AlphaLab

AlphaLab - это 20-недельный акселератор, который предлагает компаниям ранней стадии (early-stage) менторскую поддержку, образовательные программы и среду для работы (офис AlphaLab, где работают резиденты действительно можно назвать творческим и предпринимательским местом).

Офисы резидентов AlphaLab. Фото: Максим Герасимов

Инвестиции: Стандартные условия AlphaLab - это $25k начальных инвестиций за 5%, будущих акций. После завершения программы каждая компания AlphaLab, которая привлекает по крайней мере $50k внешних инвестиций, получит $25k обратных конвертируемых облигаций (convertible note).

Образовательная программа: В течение 20-недельной программы образовательные мероприятия охватывают темы от определения клиента до финансирования.

Менторство: в качестве менторов компании получают успешных предпринимателей, технологов и инвесторов, которые уже разработали и запустили продукты, привлекли инвестиции, понимают, как вести обсуждение условий лицензирования.

AlphaLab Gear

В отличие от Alphalab, AlphaLab Gear работают только с hardware-проектами.



Внутри AlphaLab Gear. Фото: Максим Герасимов

Дополнительно к возможностям Alphalab, AlphaLab Gear дает ресурсы для мелкого прототипирования и создания MVP для различных направлений hardware-проектов. В силу этой особенности на входе компании получают $50k за 9%. Акселерационная программа длится 33 недели. Мелкосерийное производство возможно в TechShop.

AlphaLab и AlphaLab Gear уверенно входит в топ-20 акселерационных программ страны.

3.2 Idea Foundry

Офис акселератора Idea Foundry, несомненно, имеет самое удачное расположение в городе: ровно между кампусом CMU и кампусом Pitt, напротив Музея Естественной истории Карнеги.

Основанный в 2002 году, акселератор Idea Foundry является некоммерческим и ориентирован на работу с инновационными компаниями. В портфолио акселератора - более 170 компаний. Вся деятельность Idea Foundry делится на 6 программ и секторов: Accelerators, The Idea Transformation Fellowship, Ideas to industry, Science, Social, Global.

Вид с крыши офиса Idea Foundry (слева и по центру - CMU, справа Музей Естественной истории Карнеги). Фото: Максим Герасимов

Science Accelerator Program - научно ориентированная акселерационная программа.

Для кого: профессора, студенты, ориентированные на коммерциализацию своих исследований; предприниматели с идеями «меняющими правила игры»; стартапы, которые ищут инвестиций для роста.

Основные направления: здравоохранение и науки о жизни (Healthcare & Life Science), разработка интеллектуальных систем (Intelligent Systems Development), вода (Water), and новые материалы (Advanced Materials).

Преимущества программы: работа один-на-один с командой Idea Foundry по разработке стратегии, инвестиции до $10k на решение правовых, регуляторных вопросов, а также совершенствование прототипа,

InterSector Social Enterprise Accelerator - социально ориентированная акселерационная программа.

The Idea Transformation Fellowship - программа предусматривает финансирование и практическую поддержку стартапов ранней стадии, помогая им добраться до критической точки, где они могут получить следующий раунд финансирования или поддерживать себя через заработанный доход.

Transformation Fellowships длится до одного года, а финансирование может составить до $100k. Инвестиции принимают форму обратных конвертируемых облигаций (convertible note).

4. Венчурные фонды

Экосистема инноваций Питтсбурга включает в себя венчурные фонды, которые работают на различных стадиях от seed до A/B и далее. Приоритетные направления инвестирования - это здравоохранение, образование, финансовые услуги и нанотехнологии. Принципы работы фондов классические и не имеют особенностей, однако, большинство из них инвестируют только в «местные» компании. Более подробную информацию, а также актуальный список действующих фондов доступен на сайте Ассоциации венчурных фондов Питтсбурга .

5. Вместо заключения

Экосистема Питтсбурга построена на принципе партнерства и коллаборации, где «каждый знает каждого», при этом понимает свое место и функцию в системе поддержки технологических проектов и не устраивает конкуренцию ради конкуренции. При этом Питтсбург - это «живой» свершившийся пример того, как перейти от сырьевой экономики к экономике знаний, что крайне важно для России в силу зависимости от экспорта углеводородов. У нас, как и у Питтсбурга, драйверами перехода, основой для построения инновационной экосистемы, должны стать и становятся университеты (в первую очередь университеты, стремящиеся к модели 4.0) и инновационные территории, такие как Инновационный центр «Сколково». Стимулирование такого перехода должно происходить на всех уровнях: от законодательной и исполнительной власти, где возможно снятие регуляторных ограничений и рисков, уменьшение бюрократической нагрузки; до уровня визионеров, технологических предпринимателей и далее вплоть до преподавателей и студентов.

  • Александр Атращенко, Советник проректора по научной работе, Университет ИТМО
  • Максим Герасимов, Руководитель программ ОтУС
  • Кирилл Сергеев, Специалист по исследовательским проектам, Центр образовательных разработок, Московская школа управления СКОЛКОВО

Экология жизни: Мне лично было интересно понять, как так получилось, что страна, традиционно славившаяся своими крупными корпорациями Shell, Philips, DAF и др. быстро стала одним из мест генерации большого количества стартапов, существенная доля которых становятся значимыми технологическими компаниями

Мне лично было интересно понять, как так получилось, что страна, традиционно славившаяся своими крупными корпорациями Shell, Philips, DAF и др. быстро стала одним из мест генерации большого количества стартапов, существенная доля которых становятся значимыми технологическими компаниями. После того, как у большинства из корпораций начались большие проблемы, что сопровождалось сокращениями десятков тысяч человек, эта страна смогла быстро перестроиться, сфокусировавшись на развитии инновационной экосистемы по модели «Тройной спирали» (как сейчас называют взаимодействие Бизнес-наука-власть).


Сразу бросается в глаза, что живут голландцы очень неплохо – уровень цен выше, чем в среднем по Европе, возможно на уровне стран Скандинавии. Практически везде свободный доступ в WiFi. При этом достатком хвастаться не принято – дорогих машин очень мало. Да и вообще, машин на дорогах мало – в основном голландцы передвигаются на велосипедах. Когда мы были в Эйндховене, организатор поездки с голландской стороны Пим ван Гиист рассказал о том, что голландцы любят, когда работа находится немного подальше от дома, чтобы каждое утро вместо зарядки проехать на велосипеде в спокойном темпе 15-30 минут. Несмотря на то, что пробок совсем нет, на велосипедах передвигаться на небольшие расстояние даже быстрее – для них повсеместно выделены велосипедные дорожки. Вот и мы передвигались по Эйндховену именно на велосипедах.

Эйндховен – это родина Philips. Хотя наверное так говорить не совсем правильно, потому что, когда в 1890 году старший брат Антона Филипса (который собственно и стал основоположником технологической компании чуть позднее в 1895г) решил здесь организовать текстильное производство, Эйндховен был просто деревушкой. К 1900 году здесь уже жили 5000 человек, а компания Philips к этому времени уже активно занималась прорывными технологиями в освещении. В 2000 году население Эйндховена составляло уже 200 000 человек. Именно корпорацияPhilips сыграла ключевую роль в развитии города.

Кстати в музее Philips нам сказали, что первой крупной сделкой стала продажа в 1898 году 50 000 лампочек (по тем временам невероятное число) в Зимний Дворец в Петербурге. Считается, что именно после этого компания стала быстро развиваться, выручив большие деньги, а главное получив широкую мировую известность и PR, основанный на таком заказе.
Запомнилось высказывание Антона Филипса, который в 1950 году сказал: «What we need are people with imagination».

Кстати, по словам одного из наших собеседников, Филипс начал сдавать позиции именно с того момента, когда менеджмент корпорации сталбольше уделять внимания текущей стоимости акций, чем инновационному развитию. Philips стал меньше рисковать, разрабатывая что-то абсолютно новое и прорывное. При этом креативным людям уже было сложнее самореализоваться в Филипсе.

Например, в конце 1990-х годов Philips не стал финансировать разработку устройства, которое позволило бы при себе иметь всю музыку, которая только существует. Целых два года некий Тони Фейдл - сотрудник Philips (один из «man with imagination») - пытался добиться реализации проекта, после чего уехал через океан, и через короткий промежуток времени Стив Джобс уже презентовал всему Миру iPod, изменивший индустрию музыки.

Philips делал много spin-off компаний, благодаря чему появились такие как, например, компания ASML, созданная в 1984 года – сейчас это уже корпорация, которая по стоимости уже переросла Филипс. Николай Степаненко - старший менеджер по стратегическому сорсингу ASMLувлеченно рассказывает, как стремительно они растут, какие у них грандиозные планы на долгие годы вперед. Компания является одним из мировых лидеров по производству чипов – продажи в 2014 году составили 6 млрд.евро, в компании работает около 14 000 человек (совсем скоро и по этому показателю они обгонят Philips). При этом более 1 млрд выручки компания вложила в R&D. Параллельно компания развивает направление новых источников света, литографию. Николай с сожалением говорит о том, что в Эйндховене очень много русских, что в России сложнее самореализоваться.

Его слова подтверждает Александр Долгов, работавший в лабораториях ASML-Research над своей второй диссертацией (первую степень кандидата наук Александр получил в Институте Спектроскопии РАН). Сегодня он является индустриальным представителем Роснано в европейском научно-промышленном консорциуме по тонкопленочной фотовольтаике Solliance: “Сегодня здесь есть все необходимое оборудование и условия для реализации технологического прорыва в области интеграции фотовольтаических технологий в привычные нам производства (автомобилестроение, строительство и даже одежда), в России с этим пока сложно”.

Компания ASML частично размещается в HTC Эйндховена – это просто огромная территория, где раньше находился R&Dцентр Philips. Сейчас в HTC работают свыше 10000 человек, более чем 135 компаний, в том числе Philips. Раньше сюда можно было попасть только по предварительной договоренности, сейчас никаких ограничений нет, а помещения наполнены различными технологическими компаниями и исследовательскими центрами.

Стоит заметить, что разговор проходил в помещении Solliance. Этот консорциум объединяет R&D организации из Нидерландов, Бельгии и Германии с крупыми международными промышленными компаниями (Thyssenkrupp, Roth&Rau, VDL). Здесь наука и бизнес работают вместе, развивая технологии тонкопленочных решений в фотовольтаике (Thin-film photovoltaic или TFPV). Научная часть альянса сейчас объединяет 8 ведущих научных институтов Германии, Бельгии и Нидерландов. В каждом из этих институтов на Solliance трудятся от 25 до 40 человек. Деньги на исследования и прототипирование привлекаются из различных источников и распределяются между научными группами. Девиз Solliance:“Если делишься, получишь больше”. Это еще один пример того, как работает основной принцип системы «Open innovation». Партнеры делятся продуктами интеллектуального труда, разрабатывают общую стратегию инновационного прорыва, разделяют риски, чтобы затем разделить сверхприбыли. Принцип, который пока только в очень редких случаях реализуется внутри нашей страны.

Здесь же в High Tech Campus Эйндховен располагается акселератор Startupbootcamp HighTechXL.

Акселератор был назван лучшей акселерационной площадкой Европы по версии конкурса European Bus 2014. Акселератор работает с проектами по направлениям интернет вещей, новые материалы, робототехника, энергоэффективность, 3D-принтинг, Cleantech, MedTech. За год делают 2 набора, программа длится 3 месяца. Из 21 выпускника 13 – иностранные стартапы, поэтому программа идет на английском языке (благо в Нидерландах почти все говорят по-английски). На входе благодаря бренду (Вы только посмотрите эту фантастическую с татистику акселераторов Startupbootcamp) им удается создавать большую воронку проектов (более 1000 заявок), они отбирают лучшие 100 проектов, которые приезжают в Эйндховен и 4 дня работают с экспертами из крупных корпораций и менторами из бизнеса. По итогам 10 лучших проектов отбираются в акселератор, где работают над бизнес-моделью стартапа.

По мнению сооснователя акселератора Эрика Брокузена, для остальных 90 проектов, которые приехали для финального отбора, само участие в данной 4-х дневной экспертной сессии приносит огромную пользу. Акселератор на входе покупает 8% доли стартапов за 15 000 евро. Запомнилось, что у акселератора есть договоренность с факультетом экономики местного университета, что студенты проходят практику, помогая стартапам анализировать рынки, готовить финансовые планы. Скоро будет очередной набор – говорит, что есть российские заявки. На мой вопрос, как им удается делать одну акселерационную программу для настолько разных отраслей как медицина, интернет вещей и энергетика Эрик ответил, что работа ведется в основном индивидуальная с привлечением отличных отраслевых экспертов и менторов – работает экосистема.

В муниципалитете Эйндховена нас встречали две милые девушки, рассказавшие про роль государства в развитии инновационной экосистемы города. Эйндховен кстати по объему прямых инвестиций занимает 3-е место в Европе после Лондона и Хельсинки.

Они видят главную роль государства в создании условий для взаимодействия участников инновационного процесса. Муниципалитет помогает организовывать большое количество мероприятий, где в неформальной обстановке могут встретиться ученые и предприниматели, где студенты могут услышать о существующих трендах.
Вот формула Эйндховена: “Экосистема формируется людьми. Нужно доверие, чтобы люди начали взаимодействовать между собой. Наша задача повышать уровень доверия и развивать предпринимательский дух”
В Эйндховене сделали ставку на концепцию BrainPort (мозговой центр). Цель – сделать Эйндховен центром Нидерландов по инновационной деятельности.

После того, как Филипс сократил 40 000 человек в Эйндховене очень много зданий стали пустыми.
В тот момент, когда стали освобождаться и пустовать целые здания, в которых ранее работали десятки тысяч сотрудников Philips, муниципалитетом было принято решение переделать их в бизнес-инкубаторы – сдавать по низким ставкам в аренду предпринимателям.Невзрачные здания не стали переделывать, вместо этого наняли известного дизайнера, который раположил вдоль фасадов цветники (Эйндховен – один из европейских центров развития дизайна – именно здесь, кстати ежегодно проходит неделя дизайна DDW). Дизайнеры предложили сделать крыши эксплуатируемыми, посадив там растения и даже небольшие деревья. Так с минимальными вложениями была создана инфраструктура, примлемая для того, чтобы называться бизнес-инкубаторами. Кстати сейчас, как нам сказали, почти все помещения заняты. Аналогично, R&D центр Philips стал площадкой для High Tech Campus. Голландцы умеют использовать то, что есть без существенных вложений.

На протяжении всей поездки мы постоянно слышали про важность доверия при формировании экосистемы. Сразу вспомнилось, как один знакомый предприниматель как-то высказал свое мнение по разнице в ведении бизнеса в России и Западной Европе: «Когда ты первый раз начинаешь налаживать отношения с кем-то в Европе, тебе изначально, как правило, доверяют; в России изначально никто никому не верит, доверие у нас нужно заслужить». Кстати, как мне показалось, сама ментальность голландцев помогает в выстраивании доверительных отношений. В школе дети сидят полукругом, детей приучают внимательно выслушивать точку зрения каждого одноклассника (не важно, даже если ребенок отсталый, все равно его мнение важно). Взрослые тоже любят все обсудить и выслушать все точки зрения. Голландцы достаточно прямые, может даже показаться, что они бывают грубы, однако низкий уровень лицемерия помогает повышать уровень доверия. Голландцы не любят иерархию. Боссам принято говорить всю правду и общаться на равных – отличие только в уровне ответственности и должностных обязанностях. Инженер может без проблем отправить email президенту с каким-то предложением и тот, как правило, ответит. Когда мы уже в Твенте общались с Киис Эйджкель, CEO, Kennispark Twente (технологический парк, откуда за 32 года вышли больше 800 стартапов, в том числе, такие известные как Booking.com), он сказал: «Мне каждый день приходится работать так, чтобы доказать своей команде, почему именно я у них лидер, почему я здесь босс».

Твенте имеет похожую с Эйндховеном историю о том, что послужило толчком к развитию инновационной экосистемы. В Твенте исторически была сильно развита текстильная промышленность. В конце 1950-х годов стало понятно, что центр производства перемещается в Азию и компании Твенте больше не смогут конкурировать на глобальном рынке. Тогда и было принято решение о создании в регионе технического университета (1962г), который и должен был создать условия для появления новых бизнесов, чтобы компенсировать экономические потери и уменьшение рабочих мест. В University of Twente с годами появилась мощная научная база, а в 1980-м году он стал одним из первых предпринимательских университетов – университетом 3.0. Город Твенте является побратимом американского Пало-Альто из Кремниевой Долины.
Таким образом, есть существенное различие с моделью Эйндховена, когда экосистема формировалась на осколках Philips и DAF, когда было много талантливых инженерных кадров, задача была стимулировать технологическое предпринимательство. В Твенте же по сути экосистема формировалась с нуля вокруг университета.

В Твенте есть вся необходимая инфраструктура для развития технологического бизнеса - научном парке Kennispark Twente, Университет прикладных наук Saxion, академический центр для предпринимательства NIKOS (У них есть курс 5-8 недель по технологическому предпринимательству и инновациям), предпосевной и посевной венчурные фонды (сотрудничают с фондом Cottonwood Investments - одним из самых успешных фондов ранних стадий, который помогает голландцам мыслить как американские венчурные капиталисты «сначала думать о потенциале проекта, потом о рисках» вместо голландского «сначала расчет рисков – потом потенциал проекта»), Proof of concepts Center…
Руководство научного парка Kennispark Twente участвует в определении экономической политики в развитии инновационной деятельности (основа для развития региона согласно их стратегии). В 2005 году в Твенте начали создавать инновационную платформу, пригласили ректоров университетов, мэров городов региона, представителей инновационной инфраструктуры. Им удалось совместно выработать стратегию региона, отталкиваясь на политику доверия.
Как убедить людей делиться идеями? Важно создание доверия - это важнейшая часть успеха. Они видят основную роль государства в создании атмосферы доверия - это для них главная задача.
В Твенте стремятся создавать культуру получения выгоды не прямо сейчас, а через 5-8 лет. Важно уметь работать на будущее.
Киис Эйджкель в своей блестящей презентации, говорит о том, что России уже пора выйти из рутины в вершину треугольника – именно в философии у нас проблемы, в непонимание важности взаимоотношений между людьми. Он жил в России и знает как много у нас креативных людей. Для них необходимо создать условия, общую атмосферу для эффективного взаимодействия друг с другом.

Миссия научного парка Твенте - поддерживать инновационную экосистему. Сам по себе бизнес-инкубатор не сработает - нужна экосистема с системой менторства и поддержки. Для технологического предпринимательства нужна связка “Наука – предпринимательство”, при этом слабое звено определяет эффективность всей системы.
В научном парке работает “Группа развития бизнеса” – их задача ходить по институтам, кафедрам и общаться с профессорами. Группа развития бизнеса смотрит, на каких разработках можно построить бизнес и уже потом помогают создать команды с участием предпринимателей. Стараются создавать междисциплинарные рабочие группы. Задача группы развития бизнеса - создавать команды и развивать бизнесы, искать варианты привлечения инвестиций. Однако группа развития бизнеса должна быть независимой, поэтому сотрудники группы не могут иметь долю в проектах. Сотрудники группы развития бизнеса подписывают соглашение о неразглашении, даже когда встречаются с студентами. Опять-таки все равно вопрос доверия и важности репутации.

В научном парке есть своя система финансовой поддержки проектов. Есть университетский фонд размером 80 млн евро, который выдает займы инициаторам проектов (как физическим лицам). Для того чтобы получить 10 000 евро нужна презентация из 8 слайдов и увлеченный человек. Под написанный бизнес-план на 2-м этапе дают еще 40 000 евро взаймы. Займы кстати совсем не льготные – 11% годовых. На мой вопрос, что видимо возвращаемость совсем низкая у ваших займов, Киис ответил, что нет – 97% возвращают. Конечно же часто проект закрывается, но инициаторы изыскивают возможность, потому что репутация важнее. Если уж совсем плохо с деньгами, то предлагают стартаперу половину хотя бы вернуть. Бесплатные деньги в начале пути построения вредны – считают в Нидерландах, нужно вложиться и начать самому, а за ошибки нужно платить, чтобы лучше усваивались. При этом все решается на уровне человеческих отношений “по-хорошему”, без судов и полиции. Вы можете это представить себе?

В научном парке проходит масса мероприятий для вовлечению студентов в инновационную деятельность, повышению их компетенций, командообразованию. В 2014 году они организовали 200 (!) мероприятий. Киис говорит, что наметилась проблема – в последнее все больше профессоров финансируются крупными корпорациями (Uniliver, Shell и др.), поэтому профессора проявляют все меньше интереса к развитию стартапов на основе их разработок.

Результаты деятельности Kennispark Twente с 1982 впечатляют: создано 8000 высокотехнологичных рабочих мест, основано около 900 компаний, причем компании получавшия поддержку, как правило, остаются в регионе. Те, кто уезжает, все равно оказывают поддержку экосистеме – так основатель Booking.com часто приезжает в Твенте – помогает командам в качестве ментора, инвестирует. Кстати Booking.com сейчас стоит дороже, чем Philips.

Интересно было познакомиться с Юрием Удаловым - CTO проекта EyeOnAir. Он является специалистом в области спектроскопии подвижных материалов. В рамках проекта они делают устройства по обнаружению неоднородностей. Он говорит, что с 1 сентября в европейских аэропортах вводится новое правило - нужно будет выборочно у 20% пассажиров проверять на руках и одежде остатки взрывчатых веществ. Он целится на этот рынок. Сначала в команду проекта поверил некий банкир, инвестировавший 150 000, позднее в них инвестировал один из фондов по оценке 3,5 млн.евро.
Выглядит Юрий, как обычный российский учёный, но выражает мысли очень прямо – видимо уже пропитался за 25 лет местной культурой.

Интересна его история, как он от науки пришел к технологическому бизнесу. В 1990 году уехал из Москвы по обмену в университет Твенте и “застрял”, как он говорит. Долгое время работал в университете – занимался научной работой. У них в Твенте была группа из русских ученых во главе с профессором Очкиным. В 2005 году они с товарищем подумали, что надо сделать что-то интересное, а иначе “на нашей могиле написали бы – они работали в рабочей группе профессора Очкина. И все”. Они решили уйти из университета и сделать бизнес на своих знаниях. Основали компанию Stirel (сейчас это материнская компания у проекта enxray). Юрий с благодарностью говорит, что без университета Твенте ничего бы не было – они помогли вступить в контакт с правильными людьми для развития бизнеса. У нас, кстати, ученый, который уходит из коллектива с желанием построить бизнес на научных разработках в большинстве университетов (хорошо, что уже не во всех) становится “врагом народа”. Помогать ему в университетской инфраструктуре никто уже не будет, скорее будут мешать. Вот такая разница. Кстати Юрий обещал подать заявку в трек AeroSpace акселератора GenerationS. Очень на это рассчитываем.

Научный парк Утрехта (45 мин от Амстердама) является центром развития Life Sciences&Health и Sustainability (науки о жизни и устойчивости природных систем). В строительство и оснащение центра государство в ближайшие 2 года вложит 1,2 млрд евро, потом еще 1 млрд. Их цель – стать европейским лидером в Life Sciences&Health, создать до 2018 года 5000 рабочих мест.

Уже сейчас им есть, чем гордиться – у них работает знаменитый ученый, известный исследованиями стволовых клеток, местная компания, которая работает над лечением рака, в ближайшее время привлечет на IPO около 100М$.
Для развития технологического предпринимательства в этой сложной отрасли постоянно проводятся неформальные мероприятия, где ученые и предприниматели рассказывают перед широкой публикой о том, что они делают, ежегодно проводят марафон прямо вокруг и внутри зданий научного парка (чтобы люди видели, где что есть). Менеджер по коммуникациям Николин Мейжер сформулировала свою задачу так:“Главное не здания, а люди, которые меняют все. Мы создаем условия для их работы, улучшаем их взаимодействие. Мы хотим соединять людей”.
Будет огромное здание для стартапов только по науке о жизни. Сейчас здание строится, но уже все места распределены.

Уже работает Бизнес-инкубатор utrechtinc.nl. Они за 5 лет помогли 124 стартапам из отраслей здравоохранения и экологии. Отбор стартапов проводят 2 раза в год. Ежегодно отбирают 40 проектов. Резиденты получают поддержку в течение 2,5 лет. Но программа разбита на блоки. После первого этапа, когда команды разрабатывают бизнес-модель проходит питч-сессия, на которой решается, кто останется в инкубаторе. 2 блок – первые клиенты, разработка прототипа, опятвсе заканчивается питч-сессией. 3 блок – масштабирование. Бизнес-инкубатор платный – каждый блок стоит 1800 евро. На вопрос, как же они с бедненьких стартаперов деньги берут, Tijs Markusse (руководитель инкубатора) ответил так: «Слишком рано помогать не надо, важно, чтобы основатель стартапа сделал первый шаг без помощи. Оплата чека – подтверждение его мотивации в развитии проекта”.
Кроме места и образовательных программ инкубатор помогает создать команду – ученым помогает найти предпринимателя и наоборот. На сайте инкубатора есть отдельный раздел «Co-Founder, где постоянно есть информация о мероприятиях, где можно найти себе напарника. Они проводят бизнес-курсы, для ученых и открытые научные лекции для предпринимателей. На что они смотрят в первую очередь при отборе? Важно, чтобы человек умел бы меняться. Если человек считает себя самым лучшим и не готов меняться, то это не к нам. Независимо от проекта мы отказываем. Смотрят еще на практический опыт членов команды.
Кстати летом инкубатор проводит 2 краткосрочные программы для стартапов – приглашал российские команды.

Сейчас население Утрехта 340 000, 70 000-студенты. Видно, что город очень молодой и быстро развивается. Понравилось оригинальное использование ненужных площадей - например, вот так выглядит крыша одного из зданий, где раньше располагалась автомобильная парковка.

Много интересного в Амстердаме про поддержку научных исследований рассказал представитель TNO – Нидерладской организации прикладных научных исследований. В Нидерландах есть 2 основных государственных организации, финансирующих НИОКР: NWO финансирует фундаментальные исследования, TNO – прикладные НИОКР.
Прикладные исследования в Нидерландах делаются исключительно под запрос крупных корпораций по пяти основным направлениям – Industry;Healthy Living; Defense, Safety&Security; Urbanisation; Energy.

При этом, как я понял, корпорации заключают контракт не напрямую с университетами или НИИ, а с TNO. А уже задача TNO, пользуясь имеющейся у них “Базой знаний”, привлекать университеты, научные коллективы различных организаций для решения задач, при этом дополняя деньги корпораций бюджетными средствами.
При этом основным kpi для TNO как раз является количество денег, полученных от корпораций на проведение прикладных НИОКР.
Промышленности TNO предлагает 4 вида услуг:
1) Консультации (“как PwK”);
2) Инжиниринг;
3) “Технологическое снабжение”, когда TNO запрашивает у промышленности проблемы и находят решение;
4) Услуги по развитию модели открытых инноваций. Помогают промышленности взаимодействовать с внешними разработчиками.
Стоимость данных услуг для промышленности может стоит от 10 000 до нескольких миллионов евро.
Arij van Berkel (директор направления химической индустрии TNO) поделился его мнением на счет проблем в развитии инновационной экосистемы в России: “В России я видел много талантливых ученых, которые однако не могут внедрить свои технологии. Ученым никто не подсказывает, что нужно оформить, что делать, чтобы сотрудничать с промышленностью. Вам важнее всего необходимо создавать условия для взаимодействия ученых и промышленности”.

Аналогичные TNO организации по его словам есть практически во всех европейских странах (он перечислял названия аналогов в Германии, Испании, Франции, Финляндии, Швеции…). По его мнению странно, что в России пока не ведется системная работа по прикладным исследованиям под запросы промышленности.

От себя добавлю, что в этой системе, конечно, самое главное – это именно запросы от промышленности. Однако, если крупные корпорации Нидерландов работают на глобальных рынках, и сотрудничество с научными центрами, внедрение инноваций для них жизненно необходимы в открытой конкурентной борьбе на мировых рынках, то в России традиционно запросов в основном ждут от госкорпораций, которые больше конкурируют между собой за госбюджет. Но сама схема финансирования прикладных исследований мне очень понравилась, думаю можно адаптировать ее под Россию при существующей специфике.
Интересно, что TNO внутри Нидерландов известный бренд. Более 90% жителей страны знают об этой организации. Уровень доверия очень высокий, вокруг TNO много инвестиционных фондов, которые внимательно наблюдают за деятельностью TNO, чтобы первыми увидеть перспективные проекты.

Вот основное, что отметил для себя в результате 3-х дней пребывания в Нидерландах:
1) Голландцы очень умело используют особенности регионов, формируя экосистемы с учетом специфики конкретного места. Эйндховен (использование бывший инфраструктуры Philips, стратегия BrainStorm), Твенте – построение экосистемы вокруг университета, Утрехт – узкая специализация, привлечение лучших специалистов в отрасли).
2) Роль государства – обеспечение инфраструктурой (используя имеющееся, с минимальными затратами), создание условий для эффективного взаимодействия всех участников процесса, создание условий для развития бизнеса, налоговые льготы для стартапов.
3) По финансовой поддержке
- фундаментальная наука инициативная, финансируется госбюджетом через специальный фонд
- прикладная наука только под запрос крупных предприятий, которые делают запрос в специальный фонд, оплачивая ему счет. Фонд добавляет бюджетных денег и нанимает университеты, пользуясь Базой знаний.
- Инновационная деятельность на начальных стадиях развития проектов поддерживается возвратными займами (а не грантами).
4) Во всех инновационных центрах наиважнейшей задачей голландцы отмечают выстраивание доверительных отношений между людьми. «Доверие» – наверное, самое популярное слово в поездке. Хотя нет - «велосипед» на первом месте. опубликовано

В последнее время совместное употребление экономических категорий «инновация», «предпринимательство» и биологической категории «экосистема» получило широкое распространение не только на Западе, но и в России. Сегодня мы все чаще и чаще слышим словосочетания «предпринимательская экосистема» и «инновационная экосистема». Джеймс Мур ввел термин экосистема бизнеса в 1993 году, с этого времени термин «предпринимательская/инновационная экосистема» получил распространение в европейском научном и бизнес- сообществах. В российский деловой оборот данный термин вошел сравнительно недавно, и до сих пор для него нет единого определения. В связи с этим, прежде всего, представляется целесообразным определить сущность данных понятий.

Особого внимания заслуживает работа Деборы Джексона «Что такое инновационная экосистема» , в которой она отмечает, что инновационная экосистема представляет собой динамичную экономическую модель сложных отношений, которые образуются между участниками или организациями, чья функциональная цель заключается в развитии технологий и инноваций. По его мнению, модель инновационной экосистемы состоит из двух различных типов экономики: исследовательской экономики, движущей силой которой являются фундаментальные исследования, а также коммерческой экономики, которая приводится в движение рынком. Инновационная экосистема является здоровой, когда ресурсы, вложенные в исследовательскую экономику (за счет частных, государственных или прямых инвестиций) в дальнейшем воплощаются в инновациях, приносящих прибыль, что отражается в коммерческой экономике. В этот момент две экономики (исследовательская и коммерческая) существуют в сбалансированном равновесии. Когда прибыль, полученная от коммерциализации инноваций, превышает инвестиции на НИОКР - инновационная экосистема растет. Более эффективному функционированию способствует наличие развитой инфраструктуры и культуры предпринимательства. В своей работе Д. Джексон подчеркивает высокую значимость проведения исследований и генерирования инноваций, что является одной из задач современных университетов.

Профессор Даниэль Айзенберг, основатель и исполнительный директор проекта Babson Entrepreneurship Ecosystem Project - BEEP, отмечает, что для построения эффективной предпринимательской экосистемы следует учесть шесть основных уроков :

1) необходимо понимание и комплексное развитие всех элементов предпринимательской экосистемы, как это показано на рисунке: политики; финансовой индустрии; культуры; инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательства; человеческого капитала (включая образование); рынка. Он приводит пример того, что финансирование без образования и культуры не приведет к предпринимательству. Необходимо учитывать все эти элементы и их взаимовлияние друг на друга;

Поддерживает конкурентоспособность предприятия, сохраняя его высокие позиции на региональном и национальном рынке, грамотная экосистема инноваций. Научные исследования фирмы должны найти применение на практике, что требует усилий со стороны компании и ее партнеров, исследовательских институтов, различных фондов. Усилия участников процесса объединяются благодаря правильно рассчитанной инновационной экосистеме.

Виды инновационных экосистем

Имеются следующие разновидности:

  • мировая ЭС;
  • национальная (НИЭС).

Мировая инновационная система позволяет создавать выгодные условия для осуществления крупномасштабных проектов, прорыва в различных областях знаний — энергетической сфере, цифровом мире, биотехнологиях. Это поддерживает мировую систему патентов, открывает новые технологии, сохраняя права на интеллектуальную собственность.

Национальные ЭС существуют на базе исследовательских институтов. Здесь формируется инновационное предпринимательство, создаются основы для новых идей, которые получают коммерческую поддержку. В этих системах работают опытные специалисты, умеющие выстраивать стратегические приоритеты и стремящиеся к технологическому лидерству.

Общая структура

Экосистема инноваций базируется на таких элементах, как:

  • наука;
  • венчурные инвестиции;
  • вещественная и нематериальная инфраструктура;
  • инновационный спрос;
  • законодательные акты, правовые условия.

Научную основу создают высшие учебные заведения. Венчурное предпринимательство обеспечивает экосистему необходимыми финансовыми ресурсами. Инфраструктура сохраняет новейшие продукты, выводит их на зарубежный рынок. Для создания также необходимо убедиться в наличии спроса на нее со стороны крупного бизнеса. Законодательные акты позволяют регулировать отношения между рыночными игроками.

В сентябре 2014 года стартовал проект РВК и бизнес-инкубатора «Ингрия» по развитию инновационных экосистем в российских вузах и научных центрах, в ходе которого и был подготовлен отчет. Перед авторами отчета ставились задачи определить барьеры для трансфера технологий в России, проанализировать российский и международный опыт их преодоления и предложить соответствующие рекомендации.

В связи с практической направленностью отчета, авторы рассматривают проблему с точки зрения специалиста по управлению инновациями в университете или научной организации. Цель работы такого специалиста (не зависимо от фактического наименования его должности) - коммерциализация инноваций, то есть коммерческое использование компетенций и технологий организации в продуктах или процессах промышленного или потребительского назначения. Основным результатом работы такого специалиста являются коммерческие сделки, связанные с использованием РИД организации: в форме заказного НИОКР, покупки лицензии, создания стартапа (МИПа). Поэтому и инновационную экосистему авторы также рассматривают в практическом смысле: как все те элементы и связи, которые необходимы для успеха коммерциализации инноваций.

При подготовке отчета использовались следующие источники информации:

Исследование барьеров трансфера технологий, проведенное специалистами Европейского университета в Санкт-Петербурге на основе 50 экспертных интервью;

Аналитические отчеты об инновационных экосистемах университетов Израиля, Канады, Южной Кореи, Европы, подготовленные специалистами Martal Consulting (Израиль), Spinverse (Финляндия), Gen3 (Южная Корея), в том числе с привлечением международных экспертов;

Результаты стратегических сессий в 5 городах, в которых приняли участие представители более 30 вузов;

Анкетирование 250 студентов и аспирантов;

Мониторинг инновационной инфраструктуры университетов;

Мониторинг представленности тем, связанных с коммерциализацией технологий, на сайтов вузов;

Анализ кейсов, работа с базой литературы по теме.

Помимо аналитического отчета проект включает проведение стратегических сессий и образовательных семинаров. Разработку общего подхода к снятию барьеров трансфера технологий. Создание основанной на этом подходе бизнес-модели Центра Трансфера и Маркетинга Технологий и Компетенций в вузе и/или научной организации; подготовку и проведение образовательной программы по построению эффективной инновационной экосистемы в своей организации; подбор нормативных и модельных документов, обеспечивающих работу предложенной бизнес-модели; cодействие ряду вузов и научных центров в внедрении модели. Результаты проекта проходили апробацию на сессиях и семинарах в Москве, Санкт- Петербурге, Томске, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Сургуте и Сочи с участием сотрудников профильных подразделений вузов, представителей индустрии и венчурных фондов.

Авторы рассматривают коммерциализацию инноваций как целостный процесс или поток, имеющий конкретную цель (сделки) и протекающий благодаря элементам (ресурсам и связям), объединенным в единую инновационную экосистему. С этой точки зрения, авторы дают определения базисных элементов теории:

Инновация - идея, разработка, или компетенция, доведенная до сделки.

Коммерциализация инноваций - единый процесс превращения потока идей, разработок или компетенций в активы в форматах проектов с последующими сделками по продаже созданных активов.

Инновационная экосистема - совокупность субъектов, взаимодействующих в процессе коммерциализации инноваций и их взаимосвязей, аккумулирующая человеческие, финансовые и иные ресурсы для интенсификации, оптимизации и обеспечения эффективности коммерциализации инноваций.

Из приведенного определения следуют 4 основных измерения инновационной экосистемы: 1. Целеориентированный процесс: инновационная экосистема строится вокруг процесса коммерциализации инноваций, имеющего ясный результат в виде вывода продуктов на рынок. 2. Субъекты, взаимодействующие в процессе коммерциализации инноваций. 3. Cвязи межу ними. 4. Среда, которая предоставляет ресурсы для субъектов коммерциализации инноваций.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

1. Успешная инновационная экосистема нацелена на коммерциализацию инноваций. Поэтому ключевой показатель эффективности ИЭ - коммерческий результат в виде сделок в 3 основных формах: заказной НИОКР, МИП, лицензирование.

2. Успешная инновационная экосистема обеспечивает последовательное, неразрывное превращение идеи в сделку: входной поток идей, разработок и компетенций членов команд, конвертацию их в активы, продажу активов. Важно понимать, что сами по себе идеи и команды НЕ являются активами. Это, своего рода, ресурсы, которые могут быть проданы на рынке только когда пройдут стадию превращения в коммерческий проект, обладающий конкретными активами.

3. Субъектами успешной инновационной экосистемы являются соответствующие специалисты, объединенные в сети взаимодействия, и тем самым, обеспечивающие неразрывность процесса коммерциализации инноваций.

4. Успешная инновационная экосистема формирует подходящую среду для коммерциализации. Такая среда:

  • Стимулирует активное взаимодействие субъектов процесса коммерциализации инноваций, формирование сетей взаимодействия, проведение мероприятий.
  • Использует формальные (законы, постановления) и неформальные (культура) институты для стимулирования коммерциализации инноваций и минимизации возможных потерь, возникающих при взаимодействии с окружающей средой.
  • Имеет достаточное количество финансовых и инфраструктурных ресурсов для организации процесса коммерциализации инноваций.
  • Генерирует процессы самоорганизации и саморазвития ее элементов, а так же приводит к снижению транзакционных издержек внутри системы.

Финансирование вузов больше чем на 90% происходит за счет государства, и связано с крупными государственными проектами, в частности, ФЦП или проектами по 218 Постановлению, которые сфокусированы на стадии «запуска идеи» — см. табл. 1. Кроме того, последнее время наметилась тенденция к пересмотру ключевых показателей деятельности вузов в сторону публикационной активности и иных научных результатов в ущерб инновациям, как, например, программа «5 — 100».

Табл. 1: Доля различных источников финансирования научной работы, выполняемой исследователями НИИ и преподавателями вузов, %. Источник: Осипов Г.В., Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Взаимодействие науки и производства: социологический анализ. М.: ЦСП и М, 2014. С. 136

Соответственно, у разработчиков формируется сильная мотивация участвовать в первых этапах проекта, в конкурсах на получение средств на разработку, доведение этой разработки до определенного прототипа, так как эти показатели значимы для получения государственной поддержки в будущем (например, ФЦП). Однако, после первоначальной разработки научной лаборатории чаще всего не интересно или не выгодно делать последний шаг - искать производство и внедрять свой прототип. Таким образом, большая часть работы и администраторов ОИИ, и разработчиков просто не направлена на коммерциализацию. Разработка так и не становится активом, проект распадается.

В России целые отрасли индустрии, в основном, полагаются на государственный заказ и часто находятся вне конкурентной среды. В результате:

Отсутствуют соответствующие бизнес-процессы по рассмотрению, необходимой доводке и внедрению сторонних разработок в рамках Product Lifecycle Management.

Не выделяются ресурсы на внедрение сторонних разработок, которые должны выделяться в формате инвестиционных программ, а не в формате бюджетов.

Во многих компаниях отсутствуют технологические политики, дорожные карты развития технологий и продуктов.

По данным Центра стратегических разработок, 82% результатов ПИР в госкорпорациях относятся к улучшению существующих технологических цепочек и инфраструктуры, а не к качественному изменению технологий, продуктовых линеек и бизнес-моделей. Таким образом, многие крупные предприятия существующие в реальности бюрократического, а не классического рынка, не видят необходимости в создании прорывных технологий, дающих преимущество «первенства» и не создают соответствующих механизмов для «входа» технологий. В то же время, средние компании (11-20 лет), выросшие в новой российской экономике, могут сформировать основной запрос на инновации. Они работают в условиях конкурентного рынка, готовы к внедрению сторонних разработок, так как для них пришло время обновлять технологии и продуктовые линейки, ищут в основном компетенции, а не разработки, стеснены в средствах на НИОКР и часто не имеют достаточно сильного инновационного отдела. Таким образом, предприятия вне рынка госзаказов заинтересованы в работе с конкурентоспособными научными подразделениями, предоставляющими не мифический, а действительно инновационный продукт или уникальную компетенцию. В России эта мотивация характерна, в первую очередь, для частных компаний среднего размера, что отражено на рис. 1.

СДЕЛАТЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИЙ ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ.

1. Рассматривать инновационную экосистему как инструмент развития университета в целом, включая научные программы или место в рейтингах Многие эксперты отмечают противоречия между программой «5 — 100» и предыдущими государственными инициативами, стимулировавшими инновации (а равно, противоречия и между другими программами). И поэтому тактически, возможно, оправдано переключение на публикационную активность в ущерб инновационной, как происходит в ряде вузов. Однако, стратегически развитие инновационной экосистемы университета является фактором, одинаково способствующим и повышению научной репутации вуза, и его финансовой устойчивости, и привлечению студентов и новых сотрудников. Для этого необходимо ориентировать систему на конкретный коммерческий результат: не просто зарегистрированные патенты, а технологии, доведенные до внедрения и принесшие доход.

Инструменты:

  • Декларация приверженности инновациям на самом высоком уровне.
  • Система KPI, связанных с коммерциализацией инноваций

2. Сформировать стратегию коммерциализации технологий. Необходимо обеспечить единство применяемых инструментов: нормативных актов, системы поощрений, проводимых мероприятий, партнерств и так далее. Это возможно только при формализованной стратегии коммерциализации. Для её создания нужно определить место и роль вуза в более крупной инновационной экосистеме: какие технологии могут создаваться, кто может стать заказчиком, кто может финансировать разработку, какие партнеры нужны для этого.

Инструменты: стратегия коммерциализации.

3. Обеспечить процесс коммерциализации инноваций - без разрывов! Используемые инструменты должны обеспечивать непрерывную связь между всеми звеньями в цепи коммерциализации инноваций: от формирования идеи до внедрения на рынок. Не обязательно это должны быть отдельные центры на каждый из этапов: какие-то функции могут совмещаться в одном центре трансфера технологий, какие-то даже обеспечиваться партнерами. Главное, чтобы не создавалось ситуаций, когда прототип создан, а что с ним делать дальше - непонятно. Чтобы цепь была целостной.

Инструменты:

  • Поэтапная схема инновационной экосистемы университета.
  • Определение ключевых процессов.

4. Вовлечь лидеров (или взять на себя роль лидера трансфера технологий). Эксперты отмечают роль лидеров как один из ключевых факторов развития инновационной экосистемы. Так, одним из ключевых факторов развития трансфера технологий в Imperial College (Лондон), стала культура «внимания к успехам предпринимателей, основанная на посыле, что ученые могут стать богатыми, не теряя доверия как к исследователям мирового уровня», которую внедрял Ричард Сайкс, ректор колледжа, до этого бывший генеральным директором GlaxoSmithKline.

Инструменты:

  • Вовлеченность руководства и неформальных лидеров.
  • Вовлеченность региональных элит.

АКТИВНО РАЗВИВАТЬ СЕТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

5. Развивать широкую сеть взаимодействия: индустрия, венчурные партнеры, вузы и пр. Создание отношений доверия, общего видения. Некоторые исследователи отмечают, что этот фактор является ключевым, особенно если понимать инновационную систему буквально, как всех партнеров, необходимых для успеха технологического трансфера. Развитие партнерств влияет и на способность индустрии принимать и адаптировать технологии. В этой связи, необходимо не просто формальное подписание соглашений, но отношения доверия и стремление к формированию общего видения. «Хорошего директора центра трансфера технологий индустрия должна знать в лицо» (Олег Мальсагов, ТГУ). «Я верю, что ключ к успеху – это хорошие взаимоотношения и налаженные связи» (Ави Барак, ex-CEOYissum).

Инструменты:

  • Личное участие руководства в развитии отношений.
  • Сотрудники, которые напрямую развивают сети, технологические брокеры.
  • Партнерства, консорциумы, совместные проекты.
  • Инструменты формирования общего видения: совместные мероприятия и пр.
  • Инструменты управления сетями.

6. Опираться на поддержку органов власти, участвовать в федеральных и региональных программах. Основная роль государства - в поддержке исследований на ранней стадии, а также в создании условий для развития коммерциализации инноваций, удобных для участников рынка – вузов и исследовательских организаций, а также индустрии и венчурного капитала.

Инструменты:

  • Субсидии, федеральные и региональные программы.

7. Взаимодействовать с выпускниками как агентами влияния и источниками успешных примеров. Ряд исследователей определяет работу выпускников в крупных корпорациях или создание ими собственных успешных проектов как «непрямой трансфер технологий», имея в виду, что успешные выпускники создают репутацию университета, могут способствовать формированию новых связей и заключению новых контрактов. В российских вузах не принято уделять внимания выпускникам, что показывают исследования, и эту ситуацию необходимо исправлять.

Инструменты:

  • Ведение базы выпусников, alumni.
  • Управление сообществом выпускников.
  • Тиражирование «историй успеха».

ОБЕСПЕЧИТЬ КАЧЕСТВО СРЕДЫ

8. Формальные институты, стимулирующие коммерциализацию. Среди основных барьеров транфера технологий в России по результатам исследований - противоречивая и формальная система показателей отчетности; многочисленные бюрократические препятствия, затрудняющие венчурное инвестирование; регистрация интеллектуальной собственности для отчетности, а не для коммерческого использования. Для развития инновационной экосистемы необходимо, прежде всего, устранить эти барьеры.

Инструменты:

  • Система KPI и поощрений для сотрудников, развивающих трансфер технологий.
  • Эффективная система работы с ИС, выгодная и разработчикам, и вузу.
  • Снижение бюрократических барьеров, затрудняющих приток венчурного инвестирования и перегружающих отчетность.

9. Неформальные институты: развитие культуры предпринимательства. Идеология самоценности научно-технического творчества продолжает доминировать в академической среде в России. Поэтому нужно представлять предпринимательство возможностью для научного развития, способом доносить свои разработки до мира, возможность улучшать мир с их помощью. Неотъемлемой частью культуры предпринимательства является и открытость к рискам и терпимость к ошибкам.

Инструменты:

  • Внутренний маркетинг
  • Идеологическое обоснование, «императив инновационности»
  • Распространение «историй успеха».
  • Образовательных программы, семинары, мероприятия.
  • Внедрение современных практик управления проектами.

10. Управления сетями взаимодействия. Во-первых, разнообразие мероприятий, вовлекающих во взаимодействие представителей различных организаций: индустрии, инвесторов, экспертов, студентов и проч. Во-вторых, развитие баз данных, анализ и картографирование сетей (в частности, именно на базе тщательного анализа сетей строится управление инновационной экосистемой Стенфордского университета). В-третьих, участие в сетевых структурах и проектах, как российских, так и международных.

Инструменты:

  • Насыщенный календарь мероприятий разного уровня, с индустрией и инвесторами в качестве гостей и участников.
  • Ведение баз данных, анализ сетей.
  • Участие в сетевых структурах по трансферу технологий.

11. Создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей весь процесс коммерциализации. Важна как техническая возможность университета реализовывать сложные исследовательские проекты, так и инфраструктура для организации, собственно, трансфера технологий. Возможные структуры: технопарк, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр лицензирования разработок, центр прототипирования, инжиниринговый центр и проч.

Инструменты:

  • Исследовательская инфраструктура.
  • Центры прототипирования, инжиниринговые центры.
  • Бизнес-инфраструктура: инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, офисы лицензирования и пр.

12. Студенческая среда как драйвер предпринимательства. Студенческая среда наиболее восприимчива к культуре риска и предпринимательства и может стать источником необходимой энергии для развития инновационной экосистемы. Примером может стать университет Aalto, чья система развития базируется на очень плотной и активной работе с студенческим сообществом.

Инструменты:

  • Внутренний маркетинг.
  • Студенческие сообщества.
  • Предпринимательские программы, мероприятия.

Сокращенная версия доклада подготовлена