Исправление октмо в платежном поручении. За неверный октмо в платежке собираются штрафовать

Какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов (страховых взносов). Заявление организации в налоговую инспекцию о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения - в статье.

Вопрос: В платёжном поручении неверно указан ОКТМО. Как уточнить платёж, чтобы избежать начисления пени?

Ответ: Для того чтобы уточнить платеж подайте соответствующее заявление. В ФСС и налоговую инспекцию заявление пишется в произвольной форме, рекомендованная форма заявления в ПФР приведена в письме ПФР от 6 апреля 2011 № ТМ-30-25/3445 .

На основании заявления и акта совместной сверки платежей (если такая сверка проводилась) инспекция (фонд) примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога (страховых взносов). В результате обязанность организации будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны.

Вообще, сложившаяся арбитражная практика показывает, что обязанность по уплате налога (страховых взносов) считается исполненной независимо от правильности указания ОКТМО

в платежном поручении, поэтому начисление пеней и штрафов в этом случае суды признают неправомерным.

Обоснование

Какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов (страховых взносов)

Неправильное указание КБК или ОКТМО может привести к тому, что перечисленная сумма хотя и попадет в бюджетную систему, но будет зачислена:

Либо в бюджет другого уровня (например, вместо федерального в региональный);

Либо в бюджет одного уровня, но в другом муниципальном образовании;

Либо в бюджет другого внебюджетного фонда (например, вместо ПФР в ФФОМС или ФСС России);

Либо на невыясненные поступления.

КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Если в этих данных допущена ошибка, ее можно исправить. Для этого подайте заявление об уточнении платежа:
- в ИФНС - по налогам и страховым взносам, уплаченным после 1 января 2017 года (кроме взносов на травматизм);
- в ФСС - по взносам на травматизм;
- в ПФР или ФСС - по страховым взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, уплаченным до 1 января 2017 года.

На основании заявления и акта совместной сверки платежей (если такая сверка проводилась) инспекция (фонд) примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога (страховых взносов). В результате обязанность организации будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны. Уточнить платеж можно и в том случае, если средства были перечислены в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Это следует из пунктов , статьи 45 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 17 июля 2013 № 03-02-07/2/27977 , от 29 марта 2012 № 03-02-08/31 и ФНС России от 10 октября 2016 № СА-4-7/19125 .

Учитывайте, что платеж по пенсионным взносам, перечисленным после 1 января 2017 года, нельзя уточнить без подтверждения из Пенсионного фонда РФ. Дело в том, что эти суммы могут быть учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ). Поэтому сначала налоговая инспекция направит запрос в ПФР. В течение пяти рабочих дней фонд рассмотрит запрос и сообщит в ИФНС, можно уточнить платеж или нет. И только после этого инспекция примет окончательное решение об уточнении платежа. Для взносов в ФСС таких ограничений нет. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России, ПФР от 6 июня 2017 № ЗН-4-22/10626а, № НП-30-26/8158 . С 1 декабря 2017 года аналогичный порядок прописан в приказе ФНС России от 25 июля 2017 № ММВ-7-22/579 .

Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежном поручении на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого организация не является), то ограничения, установленные Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь организация намеревалась исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного поручения. В этих условиях организация вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2008 г. № Ф03-А73/07-2/6284 , Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2012 г. № А41-23154/11).

Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине банка. Например, если банк неправильно сформировал электронный платежный документ. В этом случае по заявлению организации налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного поручения. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92 .

Важно: нельзя уточнить платеж по пенсионным взносам, если перечисленная сумма была учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ).

Заявление организации в налоговую инспекцию о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения на перечисление налога (указан неверный КБК)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения

г. Москва 06.04.2018

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ организация «Альфа» просит принять решение об уточнении платежа. В поле 104 платежного поручения от 28 января 2018 г. № 415 на перечисление транспортного налога в сумме 5000 (Пять тысяч) руб. был неверно указан КБК - 182 1 06 04012 02 1000 110. Правильный КБК - 182 1 06 04011 02 1000 110.

Эта ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Приложение:

Используется в целях идентификации налоговых платежей (взносов в фонды) и обозначает территорию получателя средств. Заполнение реквизита производится по Правилам, введенным в действие Приказом Минфина РФ № 107н от 12.11.13 г. Разберемся в порядке отражения данных в специальном поле 105 платежного документа.

ОКТМО в платежном поручении в 2017 году

Соответствующее поле 105 в платежном поручении заполняется только при уплате налогов или страховых взносов. В остальных случаях, к примеру, при расчетах с поставщиками, эта графа остается пустой. Классификация ОКТМО разработана Росстандартом в приказе № 159-ст от 14.06.13 г. Действующие цифровые коды МО (муниципальных образований) служат для территориального обозначения ведения деятельности налогоплательщика и используются в 2017 году вместо актуальных ранее ОКАТО.

Размер кода варьируется и может быть, как 8-значным – для межнаселенных территорий и МО, так и 11-значным – для населенных пунктов. К примеру, ОКТМО Ростовской области – 60701000, а ОКТМО станицы Кущевская Краснодарского края – 03628416101. В основном используются 8-значные коды – для обозначения МО. Если же необходимо идентифицировать конкретный населенный пункт – поселок, станицу и т.д., то добавляется дополнительная кодировка из 3 цифр. Как правильно заполнить поле 105 в платежном поручении?

Как узнать верный ОКТМО в платежке

Кодировка ОКТМО в платежном поручении в 2017 году выполняется в поле 105 согласно требованиям из п. 6 Правил. При этом указывается значение кода, соответствующее территории перечисления фискального платежа. Заполнение сведений осуществляется с учетом следующих норм:

  • Код ОКТМО должен соответствовать Общероссийской Классификации 159-ст.
  • Если перечисление суммы выполняется на основании декларации по налогу, кодировка должна соответствовать данным отчетности.
  • Запрещено проставлять все нули в коде ОКТМО. Исключение – уплата страховых взносов по п. 4 Приложения № 4 Правил.

Узнать нужный код ОКТМО можно по адресу или по ОКАТО на федеральном портале ФНС. Для этого достаточно зайти в «Электронные сервисы» и выбрать вкладку «Узнай ОКТМО». Далее вводятся исходные данные и получается результат. Ориентируясь на внесенные в поручение сведения, банковское учреждение исполняет платеж.

Если неверно указан ОКТМО в платежном поручении, какие последствия ожидают такую безналичную операцию?

Ошибка ОКТМО в платежном поручении

Заполнении некорректного кода ОКТМО в платежке не вызывает на законодательном уровне последствий неисполнения платежа по перечислению налога, страхового взноса или иного сбора. В подп. 4 п. 4 стат. 45 НК перечислены те обязательные реквизиты, путаница с которыми препятствует уплате средств. Это, в частности:

  • Указание неверного счета Федерального Казначейства.
  • Указание неверного наименования банка-получателя денег.

Все прочие основания, включая внесение неверного значения кода ОКТМО, не могут влиять на зачисление средств в пользу государства. Однако неправильное заполнение показателя нередко приводит к тому, что сумма не поступает на личный счет налогоплательщика. Для исправления ситуации необходимо написать в произвольном виде заявление на имя руководителя территориального подразделения ИФНС с уточнением реквизита и обозначить, чье ОКТМО указывается в платежном поручении. Дополнительно указывается дата и номер платежного документа, сумма, верное и неверное значение кода. В качестве подтверждения прилагаются копии платежки и выписки о движениях по расчетному счету (п. 7 стат. 45 НК).

ПК «Налогоплательщик ПРО»

ПК "Налогоплательщик" - предназначен для ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР в электронном виде на магнитных или бумажных носителях в утвержденных формах и форматах, в том числе для передачи по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с электронно-цифровой подписью (ЭЦП).


скачать последнюю версию
2019.3.5

Календарь

28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Что нового?

Реализован новый функционал "Мониторинг контрагента". Функционал доступен из пункта меню: Настройки и Сервис -> Мониторинг контрагента, а так же по кнопке "Мониторинг контрагента" в справочнике организаций

Для обмена с контрагентами юридически значимыми документами: электронными версиями Счетов-фактур, УПД, Торг-12 и Актов, в рамках существующих систем электронного документооборота, реализована их выгрузка в утвержденных ФНС форматах XML (Приказы ФНС № ММВ-7-15/155 и № ММВ-7-10/552)

Реализовано формирование отчетности по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-КОРР в форматах утвержденных Постановлением ПФР №507п от 06.12.2018

В программах обновлена ставка НДС (20%) с 01.01.2019 г.

Подключен новый тест 2-НДФЛ в новом формате 5.06. Обновлены справочники

В разделе "Статистика" появился новый документ: "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах (Форма № П-6)"

В Налогоплательщике ПРО открыт 2019 год до 01.04.2019 - бесплатно

Для ТСЖ, СНТ и ГСК - реализована печать QR кодов на бланках ПД-4 для упрощения процесса оплаты по квитанциям через платежные терминалы и мобильные приложения банков. Меню: БухУчет -> Документы -> Начисление задолженности физлицам (членам ТСЖ,СНТ,ГСК и пр.)

В режиме "Настройки и сервис -> Контроль" добавлена возможность сравнения данных индивидуальной карточки и регистра доходов

Появилась новая статистическая форма отчетности: "Сведения о об основных показателях деятельности микропредприятия" (Форма № МП(микро))

При формировании счета на покупку программы реализована возможность оплаты со счета физического лица. Оплатить счет можно отсканировав QR код в платежном терминале, мобильном приложении (например: Сбербанк Онлайн) или через сотрудника банка

Какие ошибки в платежках мешают налогам и взносам попасть в бюджет

С 31 марта изменились правила заполнения платежек по налогам и взносам. Это уже четвертое изменение за последних три месяца. В новых правилах несложно запутаться, поэтому мы подготовили подсказки, которые помогут избежать и исправить самые частые ошибки

Порядок заполнения платежек по налогам и взносам в этом году уже менялся несколько раз. С 1 января в них появился новый код ОКТМО вместо ОКАТО, с 1 февраля изменились реквизиты банков получателей в Центральном регионе, с 4 февраля 2014 года приказ Минфина России от 12.11.13 № 107н изменил правила заполнения платежек, а с 31 марта в поле 22 надо писать УИН. Неразбериха с порядком привела к множеству ошибок. На практике встречаются четыре вида неточностей, у которых разные последствия.

Платежное поручение

Ошибки, которые не пропустит банк

В каждом банке свои критерии проверки платежных поручений. Большинство контролируют, чтобы компания заполнила все обязательные реквизиты (п. 2.7 Положения, утв. ЦБ РФ от 19.06.12 № 383-П). Но многие банки проверяют и правильность заполнения полей. Из-за пяти ошибок поручения возвращают на переделку.

Наименование плательщика и ИНН (поля 8, 60). Компания, которая формирует платежку через «Клиент-банк», не может ошибиться в этих реквизитах, так как программа сама подставляет название и ИНН компании. А вот при приеме платежек на бумаге банк сверяет в них сведения и возвращает поручение с ошибками. Например, если в названии компании лишние знаки, а в ИНН не хватает цифр.

Наименование получателя (поле 16). В названии получателя должно быть не больше 160 знаков. Если превысить лимит, банк не пропустит платежку. Тогда длинное название получателя необходимо сократить.

Банк получателя и БИК (поля 13, 14). С нового года многие отделения и управления Банка России изменили свои сокращенные наименования (письмо ЦБ РФ от 22.01.14 № 6-Т). Платежку со старыми данными банк не пропустит. Вернет банк и платежку с ошибкой в БИК хотя бы в одной цифре. Например, если компания вместо номера 044583001 запишет 044563001.

Очередность платежа (поле 21). Если компания сама платит налоги и страховые взносы, в платежке надо писать пятую очередь (письмо Минфина России от 20.01.14 № 02-03-11/1603). Если по ошибке написать шестую очередь, которой сейчас нет, банк платежку не пропустит (письмо Казначейства РФ от 17.03.14 № 42–7.4–05/3.5–161). Вернет банк и поручения с третьей очередью - она предназначена для списания денег по инкассо.

УИН (поле 22). С 31 марта 2014 года универсальный идентификатор начислений (УИН) стал обязательным реквизитом платежек по налогам и взносам. Его надо писать в поле 22. Если компания сама платит деньги, то надо ставить 0. Если по требованию - номер из требования, а если его нет, то также 0. Платежку с пустым полем 22 или с прочерками банк не примет.

Ошибки, из-за которых платеж потеряется в казначействе

Деньги зависнут в казначействе как невыясненные поступления, если из-за ошибки невозможно определить вид платежа и его получателя (п. 14 Положения, утв. приказом Минфина России от 18.12.13 № 125н). Поэтому надо подать заявление о возврате в свою инспекцию или фонд.

Ошибка в наименовании получателя, ИНН и КПП (поля 16, 61 и 103). ИНН/ КПП должны соответствовать друг другу. Например, если компания запишет верно название инспекции, но поставит другой ИНН или КПП, то платеж потеряется.

Неверный счет УФК (поле 17). Если компания верно запишет название казначейства, но поставит номер счета УФК другого региона, то платеж окажется в невыясненных. Эти деньги можно вернуть. Для этого надо подать особое заявление (см. образец).

Недействующие КБК (поле 104). Ставить в это поле надо только действующие сейчас КБК. Если поставить код, который уже отменен, то платеж гарантированно попадет в невыясненные поступления. Чаще всего компании допускают ошибки и платят НДФЛ на КБК, отмененные с 2012 года. Также платеж зависнет, если в первых трех знаках КБК записать код прежнего администратора. Например, 182 (код ФНС) вместо 392 (код ПФР). Платежку с неверными сведениями надо уточнить.

Ошибочный ОКТМО (поле 105). В невыясненные платежи деньги могут попасть по нескольким причинам: компания дописала в 8-значном ОКТМО три нуля или три прочерка в начале или в конце, записала 9 или 10-значный код, поставила ОКТМО другого региона и т. д. В после 105 необходимо писать 8-значный ОКТМО либо 11-значный код, если платеж адресован в бюджет поселения. При этом, если в коде 11 символов, надо дописать в конце три знака, соответствующие населенному пункту. Например, для города - 001, для поселка городского типа - 051. При неверном коде недоимки не возникнет, но потребуется уточнить реквизиты (письмо ФНС России от 02.08.13 № БС-4-11/14009). Образец заявления мы привели здесь.

Платеж дошел до инспекции и фонда, но ошибки надо уточнить

При некоторых ошибках платеж доходит до инспекции и фондов, но они не могут разнести его в карточку расчетов компании с бюджетом.

Неверный статус плательщика (поле 101). Если компания перечисляет деньги как налогоплательщик, то надо ставить статус 01, если как агент (например, НДФЛ или НДС) - статус 02. В платежке по взносам теперь надо ставить единый код 08. Иногда инспекторы и фонды пропускают такие недочеты. Но если платеж потерялся, то стоит уточнить ошибочный статус. Заявление в ПФР можно подать С 31 марта УИН стал обязательным реквизитом платежек по налогам и взносам по образцу из письма ПФР от 06.04.11 № ТМ-30-25/3445. А в инспекцию и в ФСС - в свободной форме.

Ошибочный КПП компании (поле 102). Если компания при перечислении налога записала не тот КПП (например, компании вместо подразделения), то платеж все равно дойдет до адресата. Но могут быть вопросы при вводе платежей в карточку расчетов с бюджетом. Поэтому стоит уточнить платеж.

КБК другого налога или взноса (поле 104). Некоторые компании по ошибке пишут в платежках КБК другого налога. Либо заполняют код накопительной части пенсии, тогда как в 2014 году взносы надо перечислять на КБК страховой (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ). Чтобы перебросить платежи на правильный КБК, надо подать в инспекцию или в фонд заявление об уточнении.

Основание и тип платежа (поля 106, 110). Вместо 11 типов осталось всего три. Это ПЕ - уплата пеней, ПЦ - уплата процентов (при рассрочке или отсрочке уплаты налога) и 0 - во всех остальных случаях (при перечислении налога, взносов, штрафов). Если в платежке по пеням записать 0, то стоит уточнить платеж. Хотя, как мы выяснили, в некоторых инспекциях и фондах не требуют заявления на уточнение. Вид платежа все равно можно определить по КБК. Также не требуют инспекторы уточнять основание платежа, если компания не вовремя заплатила налог, но записала в поле 106 значение ТП (текущий платеж) вместо ЗД (задолженность). Правда, по кодексу такой недочет входит в список тех, которые требуют уточнения (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Периодичность платежа (поле 107). Если компания перечисляет налог за конкретный месяц, а в поручении записала год (ГД.00.2014), то платеж стоит уточнить. Обычно такая ошибка не мешает налоговикам отразить платеж в карточке лицевого счета. Проблема возникает, если компания подала уточненку, но у нее есть недоимка за тот же год. Поэтому не ясно, что компания платила - налог по декларации или погашала долг. Из-за этого инспекторы могут оштрафовать компанию по статье 122 НК РФ, так как она не заплатила налог до подачи уточненки (п. 1 ст. 81 НК РФ). Поэтому ошибку необходимо уточнить.

Некритичные ошибки, которые можно не исправлять

- Ошибки этой группы безопасны. Их уточнять не обязательно.

ОКАТО вместо ОКТМО (поле 105). Как мы выяснили, многие банки пропускают такие поручения, а казначейства сейчас сами меняют старый код на новый ОКТМО. Не ясно только, как долго они будут это делать. В некоторых регионах называют срок до 1 апреля 2014 года, хотя Минфин предложил продлить перекодировку до 2015 года (письмо от 17.02.14 № 02-08-12/6562).

Не тот номер и дата документа (поля 108, 109). При перечислении налога до подачи отчетности в поле 109 (дата документа) надо поставить не дату декларации, а значение 0. Но если компания запишет дату, то неточность исправлять не требуется. В текущих платежах и при погашении недоимки надо поставить нулевое значение и в поле 108 (номер документа). Но если компания запишет другую цифру, то это также некритичная ошибка и не приведет к недоимке.

Очередность в проведенных платежах (поле 21). Некоторые банки в начале года пропускали платежки на налоги и взносы с третьей очередью вместо пятой. Уточнять платеж из-за этого не требуется. При таких недочетах налоги и взносы попали в бюджет.

Несколько нулей в УИН (поле 22). В поле 22 надо ставить 20-значный УИН либо значение 0. Но если компания напишет 20 нулей, это некритичная ошибка. Банк перечислит деньги, а инспекции и фонду такой недочет не помешает идентифицировать платеж.

Неполное назначение платежа (поле 24). Неверная или неполная информация в этом поле некритична. Например, если компания не написала, какой налог она перечисляет. Идентифицировать платеж инспекторы могут по КБК.

Если при перечислении налогов компания допустила ошибки в ОКТМО в платежках, деньги «зависнут» в невыясненных платежах. Но это не повод для начисления Доказать это помогут три аргумента.

Аргумент 1 — налог оплачен при предъявлении платежки в банк

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления платежки в Есть только две ошибки, при которых налог признается неуплаченным. Это неверный номер счета казначейства и неправильное название банка получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). При прочих недочетах налог считается уплаченным. А раз задолженности нет, то нет и оснований начислять пени.

Аргумент 2 — ошибки в ОКТМО в платежках можно исправить

При неверном коде ОКТМО компания вправе подать заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Устраняя в поручении неточность, компания тем самым исправляет ошибку в уже свершившемся платеже. И заново платить налог от нее не требуется. Значит, ранее уплаченную сумму инспекция обязана отразить по дате платежки, а пени пересчитать.

Аргумент 3 — по ошибкам в ОКАТО есть арбитраж в пользу компаний

Раньше при неточных кодах ОКАТО в платежках судьи подтверждали, что оснований для начисления пеней нет (постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.13 № 784/13). А с мнением судей соглашались в ФНС (письмо от 02.08.13 № БС-4-11/14009). При ошибках в ОКТМО практика еще не сложилась, но наверняка судьи будут придерживаться аналогичных выводов. Ведь от переименования кода его суть не изменилась.

Организация ошибочно перечислила НДФЛ, удержанный у работников обособленного подразделения, с указанием в платежке ОКАТО по месту нахождения головного офиса. Головной офис и обособленное подразделение расположены в одном субъекте РФ, но в разных муниципальных образованиях. Какие последствия повлечет такое перечисление?

Уплата НДФЛ по обособленным подразделениям

Порядок уплаты НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, прописан в п. 7 ст. 226 НК РФ. Согласно этой норме перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет нужно как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. При этом по месту обособленного подразделения уплачивается налог, удержанный с доходов работников обособленного подразделения и выплат по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением от имени организации.

В письме от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@ ФНС России разъяснила, что по каждому обособленному подразделению оформляются отдельные платежные поручения с указанием присвоенного ему КПП и соответствующего кода муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

Поскольку в ситуации, описанной в вопросе, организация перечислила НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения в бюджет муниципального образования по месту нахождения головного офиса, она нарушила требования законодательства. Однако это не означает, что обязанность по перечислению удержанного налога в бюджет ей не выполнена.

Исполнение обязанности по уплате налога в бюджет

Организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо получило доход, признаются налоговыми агентами по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком (п. 4 ст. 24 НК РФ). Согласно подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Таким образом, для того чтобы обязанность налогового агента по перечислению налога считалась исполненной, необходимо, чтобы в платежном поручении был указан правильный счет Федерального казначейства и на счету налогового агента были денежные средства, необходимые для осуществления платежа.

Из текста вопроса можно сделать вывод, что счет Федерального казначейства в платежном поручении на перечисление НДФЛ указан правильно и что единственной ошибкой является неверный код ОКАТО. Перечень случаев, когда обязанность по уплате налога не считается исполненной, приведен в п. 4 ст. 45 НК РФ. Неверное указание в платежке кода ОКАТО в нем не значится. Следовательно, обязанность компании по перечислению удержанного налога в бюджет является выполненной.

Суды это подтверждают. Так, в постановлении от 23.07.2013 № 784/13 Президиум ВАС РФ рассмотрел аналогичную ситуацию, когда компания ошибочно указала в платежке на перечисление НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения код ОКАТО по месту нахождения головной организации. Высшие арбитры разъяснили, что, поскольку в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, поступила в бюджетную систему РФ, налог, исходя из смысла ст. 45 НК РФ, считается уплаченным. К такому же заключению пришел Верховный суд РФ в Определении от 10.03.2015 № 305-КГ15-157. А в постановлении от 14.05.2018 № Ф05-5361/18 АС Московского округа отметил, что все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов Федерального казначейства и уже после распределяются между бюджетами соответствующих уровней. Поэтому даже в случае неправильного указания кода ОКАТО суммы налога считаются зачисленными в бюджет.

ФНС России согласна с вышеуказанной позицией судов (письмо от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852).

Нет недоимки - нет штрафа и пеней

Налоговым правонарушением признаются те действия налогоплательщика, за которые Налоговым кодексом предусмотрена ответственность (ст. 106 НК РФ). В списке налоговых правонарушений, приведенном в главе 16 НК РФ, нет ответственности за нарушение налоговым агентом порядка перечисления в бюджет удержанного НДФЛ. В нем есть только штраф за несвоевременное неудержание и (или) неперечисление налога в бюджет (ст. 123 НК РФ). Но эта статья в нашем случае неприменима, поскольку удержанный налог был полностью перечислен в бюджет. ВАС РФ и чиновники это подтверждают (постановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 , от 23.08.2005 № 645/05, письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010 , ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852). Таким образом, штрафные санкции за перечисление НДФЛ, удержанного с работников обособленного подразделения, в муниципальный бюджет по месту нахождения головного офиса компании не грозят.

Пеней у компании тоже не будет. Ведь они начисляются на сумму недоимки (п. 4 ст. 75 НК РФ). А как мы уже выяснили выше, никакой недоимки в связи перечислением НДФЛ не в тот бюджет у компании нет. С тем, что пени не начисляются, согласны и чиновники, и суды (письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010, ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852, от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@ , постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13, ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12, Северо-Западного округа от 14.03.2011 по делу № А05-4762/2010).

Нужно ли уточнять платеж

В пункте 7 ст. 45 НК РФ сказано, что при обнаружении ошибки в платежном поручении, не повлекшей неперечисление налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить платеж. Таким образом, подача уточнения является правом, а не обязанностью компании.

На наш взгляд, уточнение лучше подать. Ведь, как сказано в письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа.

Если компания не уточнит платеж, налоговый орган при выявлении им факта перечисления компанией налога не в тот муниципальный бюджет должен самостоятельно принять решение об уточнении платежа и представить соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства (постановление АС Московского округа от 14.05.2018 № Ф05-5361/18).