Интеграционные процессы и глобализация. Региональная интеграция и глобализация

Интеграционные процессы и глобализация. Региональная интеграция и глобализация

Соотношение процессов глобализации и региональной интеграции является довольно сложным и противоречивым. В целом глобализация заметным образом стимулирует региональную интеграцию, однако последнюю было бы неверно воспринимать в качестве «территориальной формы» глобализации. Хотя во внешних сторонах этих процессов немало общего - происходит диффузия власти, роль государства меняется, границы делаются проницаемыми, - их природа фундаментально различна. Если интеграция есть результат сознательных усилий, проявление политической воли, то глобализация охватывает круг явлений естественноисторического плана, возникающих и развивающихся независимо от замыслов и желаний индивидуальных или коллективных действующих лиц. В ряду подобных феноменов - глобальное распространение информации, вызревание глобального гражданского общества, становление глобальных финансовых рынков (Бусыгина 2002).

Если же обозначить и ранжировать факторы, способствующие экономической и политической интеграции - а такие исследования проводятся, - то на первом месте окажется фактор пространственной близости интегрирующихся территориальных сообществ. Иными словами, интеграция эффективна только для территорий, имеющих общие границы - для непосредственных соседей. И, напротив, система взаимосвязей будет иметь глобальный характер только при наличии трансконтинентальных расстояний, принципиально превышающих дистанции регионального масштаба. [См. статьи Глобализация и Регионализм.]

Ключевым моментом для развития интеграции (прежде всего в Европе) является создание собственной системы институтов. Так, институциональная система Европейского Союза, несмотря на критику ее недостаточной эффективности и призывы к ее трансформации, более или менее успешно продолжает работать. Что касается глобальных процессов, то они в состоянии создавать лишь отдельные институты, но не систему. Предположения о том, что глобализация означает становление всепроникающего и всемогущего «мирового правительства», которые время от времени озвучиваются политиками и исследователями, тяготеющими к левому флангу, пока не слишком обоснованы. [См. статью Институты.]

Отличие между глобализацией и интеграцией выражается и в отношении к государству-нации. Ни один из этих процессов не отменяет привычное государство, и в этом они схожи. Однако в рамках интеграции поэтапная передача национального суверенитета на наднациональный уровень реализуется только по согласию интегрирующихся государств. (В частности, в ЕС это происходит через инициативы Совета министров и ратификацию основополагающих документов национальными парламентами, а также через национальные референдумы.) Глобализация также не упраздняет национальное государство, но зато она способна «взломать» его извне, действуя поверх национальных барьеров. Так, по мнению специалистов, голод в африканских странах есть результат не только дурного управления и эрозии почв, но и принудительного разрушения аграрных и слаборазвитых экономических систем силами 79 международной конкуренции. Региональной интеграции, в отличие от глобализации, игнорирование интересов отсталых территориальных сообществ или социальных групп вовсе не присуще (Бусыгина 2002).

Процессы глобализации и интеграции развиваются неравномерно по отраслям и регионам, они не тождественны тотальному выравниванию и приведению к общему знаменателю. Бедные страны и регионы не в состоянии усвоить преимущества и выигрыши, предоставляемые глобализацией и интеграцией. Интеграция и глобализация усиливают и обостряют как межнациональное, так и межрегиональное соперничество. Причем глобализация, естественно, не предполагает равенства условий конкуренции; глобальная конкуренция бескомпромиссна, в ней сильны монополистические мотивы. Иной характер имеет конкуренция в условиях интеграции - по крайней мере, европейской. Европейский Союз с самого начала признавал необходимость проведения не только особой конкурентной, но и антимонопольной политики, и его основополагающие договоры содержат соответствующие главы. В качестве главных целей этой политики были зафиксированы: противодействие барьерам на пути перемещения товаров и услуг, предупреждение концентрации экономической мощи, а также предотвращение со стороны государств-членов такой помощи отдельным отраслям национальных экономик, которая искажала бы условия конкуренции.

Глобализация, в свою очередь, будучи процессом естественным, изначально неравномерна и нерациональна. Целые государства и социальные группы из этих процессов выпадают полностью. В то же время, интегрирующееся наднациональное объединение проводит целенаправленную и продуманную региональную, структурную, социальную политику, а также реализует программу сплочения. Все эти меры нацелены на компенсацию регионам, странам и социальным группам негативных последствий интеграции, на повышение конкурентоспособности отстающих стран и регионов и, в конечном счете - интеграционной группировки в целом.

Уважаемые друзья! Вашему вниманию предлагаю статью, посвященную такой актуальной теме, как “Интеграция и глобализация”. Эти процессы определяют лицо современной цивилизации, и в тоже время они неоднозначны и весьма спорны.

Для начала давайте определимся с понятиями: что такое интеграция?; и что такое глобализация"?

Современная обществоведческая наука дает следующие определения этим процессам.

Глобализация – процесс стирания традиционных границ между странами и народами, превращение человечества в единое целое

Интеграция – это форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок, зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов .

Одной из моделей интеграционного процесса является создание единого европейского дома. Европейский Союз, образован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, так называемую концепцию “Европа без границ ”, завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 введена единая валюта — евро (кроме Великобритании, Дании) осуществляется единая денежно-кредитная политика. Кроме полноправных членов в ЕС входят страны, которые считаются ассоциированными членами, ждущими окончательного приема. Турции, Мальте и Кипру это обещано после выполнения ими определенных условий. Заявки Венгрии и Польши были приняты к рассмотрению. Евросоюз заключил также соглашение о сотрудничестве с Болгарией и Румынией. В 1994 году тесные связи начали устанавливаться между ЕС, Россией и Украиной. Сегодня же Россия является главным поставщиком нефти и газа, древесины другого сырья на общеевропейский рынок.

История образования Европейского сообщества

1951 г. - ФРГ (Западная германия), Франция, Италия и страны Бенилюкса образовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

1957 г. - Римский договор об образовании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)

1967 г. - образование Европейского Сообщества, в которое вошли организации ЕЭС, ЕОУС и Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом)

1973 г. - присоединение к ЕС Великобритании, Ирландии, Дании

1979 г. - учреждение Европейской валютной системы

1981 г. - в ЕС входит Греция

1986 г. - членами ЕС становятся Испания и Португалия

1991 г. - члены ЕС подписывают Маастрихтский договор о создании ЕС

1999 г. - введение единой европейской валюты – Евро

Другая форма интеграции проходит в рамках Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, созданной в 1960 году. Эта организация включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерию, Эквадор, Габон. На начало 90-х годов ХХ века страны ОПЕК добывали около 40% нефти в мире, экспортировали свыше 50%. ОПЕК устанавливает единые продажные цены на нефть. Штаб-квартира находится в Вене. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе.

Какие же факторы играют главенствующую роль в процессах интеграции и глобализации? В-первую очередь необходимо упомянуть информационный бум, вызванный развитием телевидения, радио, и конечно-же интернета. Телевидение и Интернет стали важнейшими факторами объединения современного мира. Они глубоко влияют на формирование образа жизни человека, на понимание цивилизационных процессов, происходящих сегодня. Они также формируют планетарное мышление, и массовую культуру.

Не менее важным фактором глобализации и интеграции является развитие транспорта, в частности воздушного. На карте показаны основные воздушные пути, по которым человечество объединяется в одно целое.

Таким образом, интеграция и глобализация стали сегодня уже реальностью, которые невозможно не принять.

Уважаемые друзья! Вашему вниманию предлагаю статью, посвященную такой актуальной теме, как “Интеграция и глобализация”. Эти процессы определяют лицо современной цивилизации, и в тоже время они неоднозначны и весьма спорны.

Для начала давайте определимся с понятиями: что такое интеграция?; и что такое глобализация"?

Современная обществоведческая наука дает следующие определения этим процессам.

Глобализация – процесс стирания традиционных границ между странами и народами, превращение человечества в единое целое

Интеграция – это форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок, зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов .

Одной из моделей интеграционного процесса является создание единого европейского дома. Европейский Союз, образован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, так называемую концепцию “Европа без границ ”, завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 введена единая валюта — евро (кроме Великобритании, Дании) осуществляется единая денежно-кредитная политика. Кроме полноправных членов в ЕС входят страны, которые считаются ассоциированными членами, ждущими окончательного приема. Турции, Мальте и Кипру это обещано после выполнения ими определенных условий. Заявки Венгрии и Польши были приняты к рассмотрению. Евросоюз заключил также соглашение о сотрудничестве с Болгарией и Румынией. В 1994 году тесные связи начали устанавливаться между ЕС, Россией и Украиной. Сегодня же Россия является главным поставщиком нефти и газа, древесины другого сырья на общеевропейский рынок.

История образования Европейского сообщества

1951 г. - ФРГ (Западная германия), Франция, Италия и страны Бенилюкса образовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

1957 г. - Римский договор об образовании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)

1967 г. - образование Европейского Сообщества, в которое вошли организации ЕЭС, ЕОУС и Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом)

1973 г. - присоединение к ЕС Великобритании, Ирландии, Дании

1979 г. - учреждение Европейской валютной системы

1981 г. - в ЕС входит Греция

1986 г. - членами ЕС становятся Испания и Португалия

1991 г. - члены ЕС подписывают Маастрихтский договор о создании ЕС

1999 г. - введение единой европейской валюты – Евро

Другая форма интеграции проходит в рамках Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, созданной в 1960 году. Эта организация включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерию, Эквадор, Габон. На начало 90-х годов ХХ века страны ОПЕК добывали около 40% нефти в мире, экспортировали свыше 50%. ОПЕК устанавливает единые продажные цены на нефть. Штаб-квартира находится в Вене. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе.

Какие же факторы играют главенствующую роль в процессах интеграции и глобализации? В-первую очередь необходимо упомянуть информационный бум, вызванный развитием телевидения, радио, и конечно-же интернета. Телевидение и Интернет стали важнейшими факторами объединения современного мира. Они глубоко влияют на формирование образа жизни человека, на понимание цивилизационных процессов, происходящих сегодня. Они также формируют планетарное мышление, и массовую культуру.

Не менее важным фактором глобализации и интеграции является развитие транспорта, в частности воздушного. На карте показаны основные воздушные пути, по которым человечество объединяется в одно целое.

Таким образом, интеграция и глобализация стали сегодня уже реальностью, которые невозможно не принять.

глобализация мировая экономика интеграция

Международная интеграция, ее формы и этапы

Резкое усиление межгосударственной конкуренции, более жесткое соперничество на традиционных рынках становится не под силу одному государству. Все процессы в отдельных странах оказываются зависимыми друг от друга, изменения в производстве одной страны вызывают определенные изменения в производстве другой. В результате зарождается и развивается «процесс интеграции - взаимопроникновение отдельных элементов экономики одной страны в экономику других стран. Таким образом, все страны оказываются участниками одного мирового производственного процесса и зависят друг от друга».

К объяснению сущности интеграции современные экономисты подходят по-разному. Так, А.И. Добрынин отмечает, что интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой . Л.В. Шкваря осознает интеграцию как «комплекс форм экономического сотрудничества стран» . З.Н. Яковлева называет международную интеграцию «объективным и осознанным процессом сращивания национальных экономик» . С.А. Яблокова рассматривает интеграцию уже как «мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке» . А вот З.К. Раджабова при формулировке своего определения считает важным отметить то, что в процесс интеграции чаще всего включаются государства «преимущественно с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем экономического развития».

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что международная интеграция выступает основой усиления взаимозависимости экономик разных стран, объединяет их на основе глубоких устойчивых связей и постепенно принимает всеохватывающий характер.

Процесс взаимопроникновения в экономику начинается, как правило, на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все новые страны. Происходит постепенное формирование относительно устойчивых связей структурного характера, при этом само сотрудничество между странами-партнерами обретает уже не только торгово-экономический, но со временем и технико-технологический и финансово-инвестиционный характер. В этот процесс вовлекаются многие тысячи банков, фирм, производственных компаний, научно-технических центров, как входящих в сферу влияния ТНК, так и обслуживающих интересы мелкого и среднего бизнеса.

Международная экономическая интеграция может принимать разные формы. Их классификация в экономической литературе основывается на степени ее полноты и зрелости в решении тех или иных задач.

Создание концепций стадий развития международной экономической интеграции - несомненная заслуга Б. Балассы, который классифицирует этапы процесса экономической интеграции по степени сотрудничества между интегрирующимися партнерами и видам дискриминационных мер, подлежащих отмене.

Этот ученый выделяет пять основных этапов, или форм, интеграции, на каждом из которых степень взаимодействия между партнерами усиливается:

Зона (регион) свободной торговли (ЗСТ) - подразумевает отмену количественных ограничений и тарифов между участниками при сохранении индивидуальных внешних барьеров по отношению к третьим странам. ЗСТ подразумевает отмену пошлин и торговых ограничений на торговлю всеми товарами, происходящими из объединяющихся территорий;

Таможенный союз (ТС) - дополнительное установление единого внешнего тарифа участниками союза по отношению к третьим странам, ликвидация пошлин и торговых ограничений на всю торговлю или, по крайней мере, на торговлю всеми товарами, происходящими из объединяющихся территорий, и применению примерно одинаковых пошлин и торговых мер в отношении третьих стран;

Общий рынок - отмена ограничений на передвижение всех факторов производства внутри интегрирующегося региона;

Экономический союз - определенная степень гармонизации экономической и социальной политики, единая валюта и платежный союз;

Полная экономическая и политическая интеграция - передача суверенитета по управлению экономической и социальной политикой наднациональному органу власти, формирование конфедерации .

Но все же современные экономисты вносят свои поправки в выделении стадий развития международной интеграции. Например, З.Н. Яковлева первой стадией интеграции называет преференциальное соглашение, основанное на «снижении тарифных цен и других барьеров во внешней торговле» . Еще она объединяет четвертый и пятый этапы, выделенные Б. Балассой, в один, который называется «экономический и валютный союз». С.А. Яблокова соглашается с классификацией Б. Балассы, в то же время объединяя последние две стадии в одну, называя ее «экономический и валютный фонд». З.К. Раджабова же, наоборот, четко разграничивает экономический союз как третью стадию, и политический союз как четвертую.

По моему мнению, классификация Б. Балассы довольно четко объясняет этапы международной интеграции. Но всё же, я думаю, что нельзя не учитывать и этап преференциального соглашения как основу дальнейших значимых изменений, как зарождение изучаемого процесса.

На высшей стадии интеграционного сотрудничества унифицированная региональная политика становится по-настоящему единой, включая в себя помимо чисто структурно-технологических аспектов уже и новое содержание. Происходит постепенная унификация процесса структурно-технологической перестройки хозяйства на всей территории интегрирующихся стран.

Интеграция затрагивает факторы производства, межгосударственные взаимосвязи, охватывая весь процесс воспроизводства, что влияет на экономику стран.

В последние годы некогда развивавшийся лишь в нескольких регионах мира интеграционный процесс охватил уже практически все континенты и субконтиненты и привел к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков, большая часть которых ставит конечной целью своей деятельности именно выход на интеграционную стадию экономического сотрудничества. Можно сказать, что современное мировое экономическое пространство все больше превращается в определенном аспекте в территорию, фактически поделенную на межгосударственные интеграционные группировки, число которых постоянно возрастает.

Речь уже идет о выравнивании социально-экономического положения стран-участниц в целом и их административных регионов, а также о создании условий для развития их в будущем как единого хозяйственного организма. Международная экономическая интеграция ведет к превращению мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Именно поэтому можно рассматривать интеграцию как основу уникального исторического процесса, а именно - глобализации.

Интернационализация – наиболее общее понятие, отражающее возрастание международных взаимосвязей и взаимозависимости различных стран и регионов мира.

Глобализация – это количественная трансформация, которая придала международному взаимодействию новое качество, при котором интернационализация приобрела всемирный охват. Глобализация представляет собой современную нам, всемирную стадию интернационализации хозяйственной жизни, в рамках которой мировое хозяйство приобретает новые, неизвестные ранее характеристики и особенности своего развития. К ним относятся: кардинально возросшая целостность мирового хозяйства и резко усилившаяся взаимозависимость экономик практически всех стран мира; вовлечение ранее закрытых стран в международные экономические отношения; тенденция (не всегда последовательная) к экономической гомогенизации мира, формирование глобальных рынков (товарных и финансовых).

Интеграция – наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, факторов производства, формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств. Следует заметить, что она происходит лишь в региональных масштабах (в рамках развитых регионов мира). Поэтому современный этап международной экономической интеграции определяется формулой открытого регионализма, цель которого расширить взаимовыгодное сотрудничество между разными интеграционными союзами.

Регионализация – образование региональных блоков. Регионализация экономической деятельности есть глобализация в ограниченных масштабах, охватывающая группу стран, создающих объединения, в которых происходят большая или меньшая либерализация торговли, движения капитала и людей в рамках соответствующей интеграционной группировки. Трактовка понятия «регион» предопределяет смысл термина «регионализация». Отличают регионализацию как: внешнеполитический курс; идеологию государственного вмешательства; экономико-политическое сотрудничество государств, образующих региональные союзы и группировки; как некую форму межгосударственного интегрирования. В третьей трактовке региональная экономическая интеграция формирует предпосылки для углубления процесса глобализации.

Все эти понятия связаны между собой. Глобализация, интеграция и регионализация являются частями интернационализации, и отражают возрастание международных экономических взаимосвязей. Интеграция и регионализация носят региональный характер, а глобализация – приобрела всемирный охват.

В начале 21 века наступил качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни – глобализация, которая охватывает прежде всего промышленно развитые страны, укрепляет их экономику. С экономической глобализацией параллельно идет регионализация международных экономических отношений. Это наглядно проявляется на примерах Западной Европы и Восточной Азии.

Регионализация приводит к опережающему росту внутрирегиональных экономических потоков (торговля, прямые инвестиции) по сравнению с их общей динамикой. На долю внутрирегиональной торговли в трех главных регионах (Западная Европа, Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион) приходится примерно половина мирового экспорта. А в Западной Европе, удельный вес внутрирегиональной торговли (экспорт) в общем экспорте западноевропейских стран превышает 70%.

Назовите основные страны (группы стран), определяемые как развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Какие признаки лежат в основе данной классификации стран? В чем проявляется ее некорректность?

Существуют разные критерии для включения страны в ту или иную группу. Основными из них являются: характер экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического развития (ВВП на душу населения, отраслевая структура ВВП, уровень и качество жизни).

Одна из самых известных классификаций стран в мировой экономике разделяет их на:

1. развитые;

2. развивающиеся и с переходной экономикой (до 2005 г. эта группа разбивалась на две подгруппы).

В основе группировки – два критерия: 1) уровень экономического развития, 2) тип развития на предшествующем этапе (страны с переходной экономикой – это не страны, трансформирующиеся из развивающихся в развитые, а – переходящие из группы стран с централизованно-планируемой экономикой в группу стран с рыночной экономикой). Критериями отнесения стран к развитым и развивающимся являются: колониальное прошлое, среднедушевой доход, интегральные индексы (типа индекса человеческого развития – ИЧР), степень социального расслоения, рождаемость, внешняя задолженность, распространение коррупции и теневой экономики, энергоёмкость единицы ВВП, уровень информатизации и т.д.

К развитым странам в документах Международного валютного фонда (МВФ) причисляются государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – своеобразный клуб богатых стран (30 стран). В рамках данной группы стран выделены следующие подгруппы: Большая семерка (G-7) – США, Япония, Германия, Франция, Италия, Соединенное королевство, Канада; новые индустриальные страны (НИС) – Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань; зона евро – Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Словения, Испания, Кипр, Мальта. Следует отметить, что в данном случае к НИС отнесены так называемые страны первого поколения («драконы»), которым удалось перейти из группы развивающихся стран в группу развитых. На сегодняшний день существует второе поколение НИС, к ним относят четыре страны Восточной Азии – Малайзию, Индонезию, Таиланд, Филиппины («азиатские тигры») и четыре страны Латинской Америки – Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили.



НИС отличает специфическая политика правительства. Правительственные меры азиатских стран (включая первое поколение НИС) соответствовали экспортно-ориентированной стратегии (модели) развития. Несмотря на некоторые отличия по странам они характеризовались общими чертами: высоким уровнем вложений в физический и человеческий капитал, быстрым ростом продуктивности сельского хозяйства и снижающейся рождаемостью. Правительства защищали отрасли, неготовые конкурировать на мировом рынке, и продвигали производства, подготовленные к экспорту (например, через интервенции посредством льготных кредитов, путем ограничения конкуренции со стороны импорта, сдерживания внутренних конкурентов, развитие институтов экспортного маркетинга). Кроме того, проводилась активная политика привлечения иностранных многонациональных корпораций и поощрения становления вокруг них «кустовых» производств.

Латинская Америка проводила политику импортозамещения (импортозамещающая модель развития) через «большой толчок» в области новых инвестиций во многие секторы экономики, политику «управляемой индустриализации». Импортозамещение основывалось на положении о том, что временная поддержка промышленности со стороны правительства способствует долгосрочному развитию. Наращивалось производство в отраслях тяжелой промышленности, увеличивался экспорт сырья. Начиная с 80-х гг. XX в. модель оказалась тупиковой – рост стал снижаться и скатился почти до нуля. С 90-х гг. XX в. экономическая политика этих стран направлена на открытость региона для международной торговли и инвестиций, региональную экономическую интеграцию и развитие инфраструктуры региона и внутреннего рынка.

Группа развивающихся стран и стран с переходной экономикой состоит из 143 государств, куда включены все страны, не вошедшие в первую группу. Внутри данной группы выделяются следующие подгруппы:

по географическому признаку: Африка, СНГ, Развивающаяся Азия, Ближний Восток и Западное полушарие;

по аналитическому признаку: страны-чистые кредиторы, страны-чистые должники, страны-экспортеры топлива, страны-импортеры топлива, наименее развитые страны.

Приведённая классификация является достаточно упрощённой классификацией, так как в состав выделенных групп включены недостаточно однородные страны. Более или менее однородной группой являются группа развитых стран. Что касается других групп, то они включают страны с разным уровнем экономического и социального развития.

4. Прокомментируйте следующие утверждения:

а) российская экономика неконкурентоспособна, поэтому для России нет места в мировом разделении труда;

Место России в мировой экономике. Характеризуя место и роль современной России в мировом экономическом сообществе необходимо выделить ее сильные и слабые стороны и, исходя из этого, определить возможные пути позиционирования страны на мировых рынках. Россия объективно по размеру среднедушевого дохода относится к числу развивающихся стран. Перспективы ее перехода в группу развитых стран обусловлены наличием определенных преимуществ, среди которых выделяют: обладание мощной природно-ресурсной базой (минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы), наличие значительного производственного потенциала, несмотря на физический и моральный износ основных производственных фондов, а также научно-технического и интеллектуального потенциала. На базе этого в ряде отраслей промышленности (прежде всего, в оборонно-промышленном комплексе) имеются и развиваются передовые уникальные технологии. К слабым позициям относят: высокую затратность и ресурсоемкость производства, отставание от ведущих стран мира по уровню производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, нарастание технологического отставания, увеличение физического и морального износа основных производственных фондов, инфраструктуры и ее несоответствие современным требованиям, значительный удельный вес в экономике страны теневого сектора, ее бюрократизацию и криминализацию.

Однако благодаря благоприятной внешней конъюнктуре и внутренней политики государства сегодняшние темпы роста России сопоставимы с динамичной развивающимися Китаем и Индией. Именно эта тройка стран определила половину мирового прироста в 2007 г. В последние годы, особенно с 2002–2003-го гг. наметились относительно высокие, опережающие по сравнению со среднегодовыми в мире и в экономически развитых странах (≈3–4 %) темпы прироста российского ВВП – 5,8–7 %. Объем суммарного ВВП стран мира составил (в текущих ценах) – 48,7 трлн. долл., а России, соответственно, – 925,4 млрд. долл. (24,5 трлн. руб.). Относительный показатель удельного веса России в мировом ВВП обозначился, таким образом, на уровне ≈2 %.18 Поэтому у России есть все шансы войти к середине текущего столетия в первую десятку стран по величине ВВП19. Но для реализации этого шанса необходима взвешенная политика государства.

На сегодняшний день в научном сообществе существует три базовых сценария развития России и определении ее места в международном разделении труда.

1. Экспортно-сырьевая модель с элементами инерционной диверсификации. Она предполагает рост только за счет добычи, переработки и экспорта природных ресурсов, а также привлечения новых товаров, незначительно корректирующих специализацию. Такая модель развития обеспечит присутствие России на узких сегментах мировых рынков, а в долгосрочной перспективе может привести к потере экономической и политической значимости страны, вытеснению ее на периферию мирового развития.

2. Эволюционный факторный апгрейдинг. Определяет необходимость опережающими темпами развивать экспорт продукции обрабатывающих отраслей, прежде всего полуфабрикатов с глубокой степенью переработки, а также изделий машиностроения, включая узлы, детали и компоненты. Использовать сложившуюся благоприятную внешнюю конъюнктуру для расширения внутренних инвестиций. Такая модель хороша для индустриального типа общества.

3. Сверхиндустриальная модель, инновационная диверсификация. Экспорт высокотехнологичной продукции. Усиление инновационных начал и внедрение нанотехнологий в структурообразующих отраслях промышленности. Расширение оказания интеллектуальных услуг. Использование транзитного потенциала страны, обусловленного ее расположением между Евросоюзом и Китаем, Европой и странами Среднего Востока (коридоры «Запад-Восток» и «Север-Юг» с выходом на Иран и Индию). Капитализация сравнительных преимуществ (кроме сырьевого) на основе реализации долгосрочных проектов, и модернизация производства, ориентированного на массовые рынки, на основе капитализации доходов, полученных от капитализации сравнительных преимуществ. Данная модель развития позволит России занять достойное место в постиндустриальном мире.

Будущее России, ее место в международном разделении труда и в мировом хозяйстве зависит от выбора государством модели экономического развития страны и последовательности проведения взвешенной внешнеэкономической политики.