Многоуровневая финансовая система государства включает в себя различные формы денежных фондов, ставящих перед собой разнообразные задачи. Кроме того, состояние системы является отражением эффективности работы правительства в социальном, экономическом и политическом направлении. В пределах этой структуры различают несколько категорий финансов: централизованные и децентрализованные, с особенностями создания и распределения которых мы и разберемся в сегодня.
В процессе своей деятельности государство использует различные виды финансов: наличные и безналичные средства (банкноты, кредиты, банковские счета), ценные бумаги представлены в виде акций государственных компаний и облигации. Деятельность финансовых институтов, доходы и расходы граждан и юрлиц контролируются государством через органы исполнительной и законодательной власти.
Перемещение средств, в том числе из одной категории в другую, создает финансовые потоки, делящиеся на одно-, дву- и многосторонние.
Однако, несмотря на свою структуру, все они требуют четкого контроля и формируют единую систему. Примером двустороннего потока является перечисление средств из бюджета в Пенсионный фонд. В данной ситуации в движении участвуют только две структуры или сектора экономики.
К этой категории относятся и отношения между бизнесом и налоговыми органами. При этом финансы могут двигаться в обоих направлениях: сначала организация перечисляет деньги, выполняя налоговые обязательства, а позже получает часть обратно, но уже в качестве кредитов или субсидий.
В многосторонних потоках участвуют три и более стороны, и средства двигаются во всех сферах.
Например, сотруднику компании выплачивают заработную плату – из бюджета направляются трансфертные платежи, а также происходит и отчисление налогов.
Распад СССР стал причиной изменений в отечественной денежной системе. До этих исторических событий ее формировали общегосударственные, непроизводственные и производственные потоки. В состав государственного бюджета входили союзная денежная система, республиканские потоки и выплаты от социального страхования.
С 1 января 2000 года на всей территории России вступил в силу Бюджетный кодекс, согласно которому все денежные средства, имеющиеся в распоряжении государства, должны образовать единую систему – централизованные финансы, играющие важную роль в стабильной работе экономики страны.
Однако существует еще одна важнейшая составляющая часть – децентрализованные финансы и собственный капитал предприятий. Вместе они создают базу для денежной системы, в которой производство генерирует основную часть финансовых потоков.
На сегодняшний день российский бюджет имеет трехступенчатую форму, в состав которой входят федеральный и муниципальный бюджеты, а также финансы субъектов.
Все они управляются государственными чиновниками и представителями власти на местах, и должны создавать государственную основу.
При этом все уровни абсолютно независимы и расходы каждого из бюджетов не влияют на вышестоящие. Внутри каждого отдельно взятого бюджета могут при необходимости создаваться фонды, специализирующиеся на достижении определенных целей или финансировании приоритетных направлений производства и экономики.
Планирование бюджетных расходов производится путем создания сводного плана, включающего в себя бюджеты всех уровней для данного субъекта или федерации. Последние гарантируют устойчивость экономики и работу приоритетных направлений производства, а также науки и культуры.
Данная форма денежных отношений состоит из перемещения финансов некоммерческими учреждениями и компаниями, задействованными в образовании фондов внутри страны. Состояние децентрализованных финансов отражается на платежеспособности государства и проведении социальных и экономических программ.
Ресурсами для их создания является распределение ВВП и иных видов резервов.
Кроме того, вышестоящие организации за счет своих отчислений из бюджетов на финансовом рынке и секторе страхования, создают отдельный поток финансирования.
В рамках рыночной экономики за основу денежных отношений взяты некоторые базовые положения, соблюдение которых позволяет системе децентрализованных финансов функционировать максимально эффективно. В данной ситуации они в состоянии гарантировать стабильную работу экономики и социального сектора, сделав доход основой развития всей системы.
Важную роль в стабильности работы играет подход к управлению финансами. Выстроенный алгоритм обеспечивает развитие программ и определяет наиболее перспективные направления для финансирования.
В условиях отечественного рынка отсутствуют акты, запрещающие руководителям предприятий использовать децентрализованные финансы по своему усмотрению.
Для компаний данный вид средств является залогом наличия финансирования производства. Первостепенная задача предпринимателя – извлечение прибыли, поскольку она позволяет в установленный срок совершать обязательные платежи и добровольные пожертвования, а также выплачивать заработную плату сотрудникам, что положительно сказывается на общем состоянии экономики.
К первой категории относятся фонды, объединения, союзы и благотворительные учреждения, деятельность которых не подразумевает извлечение прибыли. Их капитал формируется благодаря добровольным пожертвованиям и взносам участников или внешних спонсорских организаций.
Они играют важную роль при формировании национального дохода и ВВП.
Кроме того, финансы выполняют важную функцию в регулировании уровня спроса.
Дело в том, что частично ВВП, в виде проданных товаров и оказанных услуг, проходит через бюджеты граждан, соответственно, от уровня доходов населения будет зависеть спрос, что отражается и на денежных потоках производителей.
Централизованные финансы находятся под полным контролем правительства. Именно государство работает над вопросами, связанными с их формированием и распределением. С целью обеспечения стабильной работы института, на законодательном уровне был утвержден список источников и ограничены направления расходов.
Над децентрализованными финансами контроль установлен менее жесткий. Предприятия обладают свободой действий относительно вопросов распределения собственной прибыли. Однако данные решения не должны противоречить нормам, описанным в действующем законодательстве.
Введение. 3
Глава1.Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 6
1.1. Определение централизованных финансов, их сущность. 6
1.2. Основные функции и структура централизованных финансов. 8
1.3. Принципы и роль централизованных финансов. 23
Глава2.Закономерности развития централизованных финансов в России. 26
2.1. Основные исторические этапы развития финансов. 26
2.2. Современное состояние централизованных финансов в России. 41
Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России. 54
3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения 54
Заключение. 66
Список использованной литературы.. 81
Приложения. 83
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Состав централизованных финансов включает в себя главные звенья, формирующие систему финансовой системы страны.
Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.
Предметом исследования , закономерности развития централизованных финансов России.
Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи , которые решались в данной работе:
· Определение централизованных финансов, их сущность
· Основные функции и структура централизованных финансов
· Принципы и роль централизованных финансов
· Основные исторические этапы развития финансов
· Современное состояние централизованных финансов в России
· Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения
Курсовая работа состоит из трех глав:
1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации
2. Закономерности развития централизованных финансов в России
3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России
Работа подлежит защите на кафедре «Финансы, бюджет и налогообложение «
Для начала определим понятие Финансы (от лат. financia – доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Централизованные финансы также называются государственными финансами , которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).
Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств.
В этой работе более подробно будут изучены централизованные (общегосударственные и муниципальные) финансы.
В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.
Централизованные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Централизованные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т. п.
Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня.
Финансы макроуровня , и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования централизованных финансов , позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.
Централизованные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т. п.
Централизованные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение централизованных задач.
На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.
Централизованные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях.
Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.
Основные функции финансовой системы.
Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления . К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т. п.
2. Функция организации включает бюджетное устройство , бюджетную классификацию , предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе , определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота
1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.
Централизованные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.
С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами .
Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
2. Контрольная функция централизованных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств.
Контроль рублем имеет две формы:
Контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
Контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера.
Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.
Контрольная функция централизованных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития ;
3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов .
Рассмотрим подробнее структуру централизованных финансов.
Рассмотрим структуру централизованных финансов, которые функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.2).
Рисунок 1.2. Состав централизованных финансов
Таким образом, в состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:
Государственный бюджет,
Рассмотрим подробнее каждую из подсистем.
Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.
Бюджетная система Российской Федерации (рис. 1.3) состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований .
Государственный внебюджетный Фонд - централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Общее или совокупное покрытие расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета только при финансировании целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
8. Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного или представительного органа государственной власти, либо между законодательным или представительным и исполнительным органами государственной власти.
9. Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Таким образом в России бюджетная система состоит из 3-х звеньев:
1. Государственный, или федеральный бюджет;
2. Бюджеты членов федерации (субъектов в России);
3. Местные бюджеты.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации (который был принят для регулирования бюджетных отношений разных уровней власти) сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств.
Одним из звеньев централизованных финансов являются внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда .
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти . Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Динамику развития расходов на внебюджетные фонды можно проанализировать по доходным и расходным статьям государственного бюджета.
Внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации были созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 01.01.01 г. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов.
Внебюджетные фонды – важное звено финансовой системы, совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом . Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства , но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.
Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юр. лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков .
На данное время существуют социальные (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд соц. страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населению) и экономические (Фонд воспроизводства минерально – сырьевой базы, фонды финансового регулирования).
Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованьями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.
Государство кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
Условиями кредитного договора являются:
Срок предоставления или получения кредита;
Обязанности сторон;
Условия обеспечения возврата ссуды;
Проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
Поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
Поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Законом о бюджете утверждаются:
Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
Размер долга иностранных государств на конец финансового года;
Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам - участникам СНГ;
Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам - участникам СНГ;
Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Классификацию государственного кредита иллюстрирует рис. 1.4.
В соответствии с экономической классификацией расходов бюджета, которая включает в себя три уровня статей (раздел, подраздел, параграф), структуру бюджетных средств можно представить следующей схемой (рис. 1.4).
Состояние централизованных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.
Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ , экологии, обороны и пр.
Централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
Единства законодательной и нормативной базы;
Открытости и прозрачности;
Разграничения полномочий и предметов ведения;
Целевой ориентированности;
Научного подхода к реализации намеченных целей;
Экономичности и рациональности;
Управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Достижение целей задается стратегией развития.
Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.
Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере.
Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:
Либерализацию цен;
Приватизацию;
Социальную трансформацию;
Интеграцию в мировую систему.
Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы , внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.
3. Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.
Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.
1. В первые годы социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка , ограничивали частный сектор . В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.
2. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы.
Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».
3. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение системы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала централизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению пере распределительных процессов, ограничению хозрасчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.
Внутрифирменный финансовый контроль
Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации- бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. -за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочернихструктур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью ицелесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных,привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовыхрезультатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционныхпроектов, контролируют финансовое состояние предприятия.Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Такназываемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатовна каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности спрогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причиних несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методовфинансового прогнозирования. Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установлениеопределенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемыхэкономических благ между государством в лице верховной власти и остальнымисубъектами воспроизводимых отношений. Собственно, эти отношения иопределялись в прошлом понятием «финансы».Для начала определим понятие финансы (от лат. financia - доход, платеж присделке) - экономические отношения, связанные с формированием, распределениеми использованием централизованных и децентрализованных фондов денежныхсредств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условийрасширенного воспроизводства.По своему составу Финансы - совокупность целевых централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают вформе движения частных (децентрализованных) и государственных(централизованных) финансовых ресурсов. А поскольку финансовые ресурсы идоходы совершают свое движение в частноправовой и публично-правовой формах,постольку система финансов включает в себя два больших звена:частнохозяйственные (частные, децентрализованные) финансы и государственные(централизованные, включая муниципальные) финансы.В этой работе более подробно будут изучены централизованные(общегосударственные и муниципальные) финансы. Для централизованных финансовхарактерными признаками являются:1) денежный характер отношений;2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующимисубъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также вовнебюджетные фонды;3) принудительная со стороны государственных органов и органовместного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектамии населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично-правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействияк указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);4) отношения перераспределения уже распределенного совокупногообщественного продукта, в его денежной форме.Рассмотрим структуру централизованных финансов, а также взаимосвязь отдельныхзвеньев финансовой системы - централизованных и децентрализованных финансов.В качестве примера рассмотрим состав и классификацию финансовой системыРоссии, приведенные на рис. 1 (следует отметить, что возможны и другиепредставления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов). Из приведенной схемы видно, что финансовая система (как Российской Федерации,так и других государств) в зависимости от методов формирования доходовэкономических субъектов подразделяется на две сферы финансов:централизованные и децентрализованные финансы.Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежныеотношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм,организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именнов этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансовогоправа в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этомзначительная часть указанных средств направляется в дальнейшем нафинансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в видесубвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальныхтрансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированиеми использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых вгосударственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах длярешения экономических, социальных и политических задач) состоят изгосударственных и муниципальных финансов. В свою очередь государственные имуниципальные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней),государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты,финансы иных государственных и муниципальных институтов.
|
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложение 49
Централизованные финансы
Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.
Объектом курсовой работы являются централизованные финансы экономики России.
Предметом исследования , закономерности развития централизованных финансов России.
Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи , которые решались в данной работе:
Определение централизованных финансов, их сущность
Основные функции и структура централизованных финансов
Принципы и роль централизованных финансов
Основные исторические этапы развития финансов
Современное состояние централизованных финансов в России
Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения
Курсовая работа состоит из трех глав:
Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации
Закономерности развития централизованных финансов в России
Основные направления совершенствования централизованных финансов в России
Для начала определим понятие Финансы (от лат.financia– доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Централизованные финансы также называются государственными финансами , которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).
Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств
В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.
Централизованные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступаютфинансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Централизованные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.
Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня.
Финансы макроуровня , и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации ифункционирования централизованных финансов , позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.
Централизованные финансы опираются наинформационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.
Централизованные финансы имеют четкуюцелевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решениецентрализованных задач.
На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.
В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.
Денежные фонды могут находиться в собственности государства, в лице которого выступают исполнительные и законодательные органы, или граждан и юрлиц. В ходе деятельности используются разные средства. К ним, в частности, относят наличность (казначейские билеты, банкноты), безналичные деньги (на счетах в банках, кредитных учреждений, аккредитивы и сертификаты), ценные бумаги (акции, опционы, векселя, облигации).
Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.
С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему - централизованные финансы. Этот институт - важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено - децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.
Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:
Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета - сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.
Этот институт объединяет разные средства. В частности, к децентрализованным финансам относятся денежные потоки некоммерческих и коммерческих компаний, домашних хозяйств. Указанные ресурсы участвуют в формировании денежных фондов в стране. Состояние средств, входящих в сферу децентрализованных финансов, оказывает влияние на платежеспособность государства и, следовательно, реализацию всех запланированных социальных и экономических программ.
Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:
1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:
2. Заемные средства. К ним относят:
3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) - внешние инвестиции и паевые взносы.
4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.
В рыночных условиях денежные взаимоотношения хозяйствующих субъектов базируются на ряде основополагающих положений. При соблюдении этих принципов использование децентрализованных финансов, функционирование всей системы становятся максимально эффективными. Они обеспечивают стабильность экономики и социального сектора. При этом основным источником социального и производственного развития рабочих коллективов становится доход.
Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:
В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:
Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.
К этой категории относятся разные добровольные фонды, союзы, религиозные и благотворительные организации. При их формировании ставятся определенные цели, в число которых не входит получение прибыли. Их фонды образуются за счет пожертвований и добровольных взносов, бюджетных поступлений, средств учреждений и пр.
Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.
Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы - средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных - около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.
В рамках финансовой деятельности выполняются разнообразные мероприятия. В их числе планирование, инвестирование, страхование, налогообложение, аудит, инспектирование и так далее. Формирование и распределение централизованных фондов осуществляется государством. Для этих средств нормативными актами жестко определяются источники, направления движения. Что касается децентрализованных финансов, то в отношении них не установлен такой контроль. Хозяйствующие субъекты обладают определенной независимостью, самостоятельностью при решении этих вопросов. Вместе с этим, на них накладывается и ответственность перед государством за соответствие в своей финансовой деятельности установленным в законодательстве требованиям.