Финансовая и денежная реформы С. Витте. Экономическая и финансовая политика С.Ю. Витте Финансовая политика витте

Финансовая и денежная реформы С. Витте. Экономическая и финансовая политика С.Ю. Витте Финансовая политика витте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • Глава 1. Экономическая политика С.Ю. Витте и предпосылки денежной реформы
    • 1.1 Экономические взгляды С.Ю.Витте
    • 1.2 Объективно-исторические условия необходимости финансовой реформы в России в период капиталистического развития
  • Глава 2. Содержание денежной реформы С.Ю.Витте и её итоги
    • 2.1 Организация финансовой реформы
    • 2.2 Итоги денежной реформы и её роль в экономическом развитии России
  • Заключение
  • Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования . Экономический подъем 1890-х годов стал одним из важнейших этапов в развитии российского капитализма. Менее чем за десятилетие Россия совершила настоящий скачок в своем промышленном развитии, чему в значительной мере способствовала общая обстановка высокого подъема мирового капиталистического хозяйства. 1890-е годы были вместе с тем высшим этапом в развитии российского государственного капитализма, временем его наиболее интенсивного воздействия на всю экономику страны.

Влияние мирового капиталистического рынка на развитие российской экономики восходит к первой половине XIX в. и все более усиливается в период капитализма. Еще с 1850-х годов в хозяйстве России отражалось циклическое движение мирового капиталистического производства. Однако никогда прежде движение мирового цикла не было так отчетливо и сильно выражено в российской экономике, не имело на нее такого глубокого влияния, как в 1893--1903 гг., когда Россия окончательно стала частью мирового капиталистического хозяйства. Неслучайно и мировой экономический подъем 1890-х годов (в главном своем проявлении -- росте тяжелой индустрии и расширении основного капитала страны), и последующий кризис 1900--1903 гг. были сильнее всего выражены наряду с США и Германией именно в России.

Основой всемирного экономического подъема 1890-х годов явилось огромное расширение мирового рынка, вызванное завершением раздела мира между великими державами, усилением эксплуатации колоний и полуколоний, строительством железных дорог в отсталых странах, массовым экспортом капитала, а также окончанием аграрного кризиса.

В вырвавшихся вперед более «молодых» капиталистических странах - США и Германии -- железнодорожное строительство уже потеряло к началу подъема 1890-х годов свое значение ведущего звена в системе хозяйственного развития. Его место заняло теперь техническое перевооружение тяжелой промышленности, машиностроения и самого транспорта, химии и новых развивающихся отраслей -- электропромышленности и электроэнергетики. Переоборудование железнодорожного транспорта было тесно связано с потребностями тяжелой промышленности в доставке все большей массы промышленного сырья и в ускорении перевозок. Это вызвало переход от однопутных к двух- и трехпутным железнодорожным линиям, перестройку полотна для движения тяжеловесных поездов, включая переход на утяжеленные рельсы и реконструкцию мостов, введение в эксплуатацию более мощных паровозов, замену деревянных вагонов и платформ стальными и менее грузоподъемных -- более грузоподъемными (в США переходили, например, от 30-тонных вагонов к 37-50-тонным). Техническое перевооружение транспорта, в свою очередь, влияло на рост металлургии и машиностроения.

Предмет исследования - деятельность Витте на посту министра финансов, способствовавшая экономическому подъёму в России. Объект исследования - финансовая реформа С.Ю.Витте.

Цель исследования - анализ роли денежной реформы конца 1890-х гг. в развитии экономики России. Данной цели отвечают задачи исследования:

1. Определение предпосылок финансовой реформы;

2. Историко-экономическое исследование содержания реформы;

3. Анализ результатов финансовой реформы Витте.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА С.Ю.ВИТТЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ

1.1 Экономические взгляды С.Ю. Витте

В проведении реформы Витте обратился к опыту своих предшественников, в частности, министра финансов М.Х. Рейтерна. Предпринятые им реальные меры и проекты явились фундаментом последующей экономической политики российского правительства, курсом которой шли почти все министры финансов. С.Ю. Витте продолжил начинания Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, пытавшихся заложить предпосылки перехода к золотому стандарту, проводя стабилизацию кредитного рубля и создавая запасы золота. По этому пути пошел и С.Ю. Витте. Он заключил несколько новых, выгодных для России займов, вдвое увеличил золотой запас страны. Но это были полумеры. Необходимо было разработать четкую программу, направление, формы и методы действия, и убедить монарха. Витте развернул бурную деятельность и приложил немало усилий, решительности и последовательности для доведения начатого дела до конца. Для пропаганды своих замыслов он. не остановился перед субсидированием влиятельной петербургской газеты «Биржевые ведомости», выступал со страстными речами в Государственном совете.

Прежде всего, нужно было определиться по существу: проводить денежную реформу на базе монометаллизма (золото или серебро), или биметаллизма. Вопрос был не однозначен и имел сторонников обоих вариантов. Обладая трезвым умом и историческим предвидением, Витте стал сторонником золотого монометаллизма, в чем сумел убедить своих коллег и Николая II. Главным советником Витте в разработке предстоящей реформы были профессор Петербургского университета И.Кауфман и директор Департамента финансов министерства Н. Кутлер, который впоследствии стал активным участником реализации советской денежной реформы 1922-1924 гг. финансовый реформа витте денежный

При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

1.2 Объективно-исторические условия необходимости финансовой реформы в России в период капиталистического развития

Мировой подъем 1890-х годов происходил в канун эпохи империализма, когда в капиталистических странах Запада уже достигли высокой степени монополизация тяжелой промышленности, централизация капиталов в крупнейших банках и сращивание промышленного и банковского капитала. В жестокой борьбе за господство над рынками сбыта и источниками сырья, крепнущие монополии интенсивно вели строительство новых предприятий, переоборудовали и модернизировали старые заводы. Тесная связь с крупными банками давала монополиям возможность производить большие капиталовложения -- в размерах, недоступных в предшествующие подъемы самым крупным предприятиям. Все это оказывало серьезное влияние на усиление подъема 1890-х годов и рост всех отраслей, производящих средства производства, прежде всего в США и Германии.

В капиталистических странах Запада в 1890-е годы завершался переход от домонополистического капитализма к империализму. В России, при позднем переходе к капитализму, но сжатых исторических сроках его развития, экономика 1890-х годов также носила явный отпечаток перерастания домонополистического капитализма в монополистический. Однако накануне подъема металлургия и машиностроение были здесь развиты еще мало, значительно отставало и накопление денежных капиталов. Поэтому слабы были и образовавшиеся в тяжелой промышленности картели и синдикаты, а столичные банки, при высокой централизации в них денежных капиталов, не являлись еще значительной силой. В 1890-х годах они только приступали к эмиссионно-учредительским операциям и впервые начинали сращиваться с крупными промышленными предприятиями. Российские монополии еще только набирали силу и не могли, в отличие от монополий США и Германии, играть сколько-нибудь крупную роль в усилении экономического подъема 1890-х годов.

Основную роль в усилении и ускорении развития тяжелой промышленности - в этом заключалась важная особенность самого подъема 1890-х годов в России -- сыграл российский государственный капитализм. При этом закономерность использования государственного капитализма как основного рычага промышленного подъема 1890-х годов объяснялась. прежде всего. тем, что железнодорожное строительство по-прежнему оставалось в России главным звеном экономического подъема и что само это строительство и железнодорожное хозяйство могли быть в России только государственно-капиталистическими. Именно они, как это было раньше в западных странах, являлись в России 1890-х годов крупнейшими потребителями продукции тяжелой промышленности и машиностроения. Из этого складывалась подавляющая часть так называемого казенного спроса, состоявшего еще из военных заказов, которые, однако, имели тогда для российского машиностроения более ограниченное значение, чем заказы на подвижной состав.

В производительном спросе на металлы и продукцию машиностроения в России 1890-х годов особо выделялся железнодорожный спрос. Закономерности капиталистического расширенного воспроизводства и капиталистического рынка ничуть не нарушались от того, что железнодорожный транспорт в России являлся не частнокапиталистическим, а государственно-капиталистическим. Но вместе с тем чрезвычайно возрастали возможности воздействия на экономику.

Государственный железнодорожный спрос, дополняемый военными заказами, стал впервые после 1860--1870-х годов действенным способом насаждения новых и развития существующих металлургических и машиностроительных заводов, но в несравненно больших масштабах. Тогда задача ограничивалась насаждением немногих крупных предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство и транспорт. Теперь в качестве основной цели экономической политики было выдвинуто содействие промышленному развитию, а ее главное направление первых пореформенных десятилетий -- ускорение экономического развития по пути капитализма -- переросло в курс на ускоренную капиталистическую индустриализацию страны.

Влияние государственного капиталистического хозяйства не ограничивалось его непосредственным воздействием на экономику. И форсирование капиталистического развития в 1860--1870-х годах, и поддержка покровительствуемых предприятий во время застоя 1880-х годов неизбежно влекли за собой обогащение соответственных групп буржуазии. Это порождало их прямую заинтересованность в усилении государственного спроса и в самом существовании государственно-капиталистического хозяйства. Все это воспроизводилось на расширенной основе во время подъема 1890-х годов.

На рубеже 1880-1890-х годов в процессе расширявшегося огосударствления частных дорог с авансцены российского предпринимательства стали исчезать железнодорожные «короли». Изжили себя и пореформенные дельцы-учредители с их бурной предприимчивостью, базировавшейся целиком на государственных средствах. Первые хозяева насажденных в 1860--1870-х годах новых заводов в металлургии и машиностроении также уходили из сферы активного предпринимательства. При этом крупные личные капиталы железнодорожных и других дельцов, а также хозяев заводов переходили в другие сферы.

На смену им появились в 1890-х годах новые дельцы и хозяева крупных заводов, которые тоже зависели от железнодорожного спроса, но средства для финансирования должны были черпать из частных акционерных банков, широко используя их и даже ставя под свой контроль (А. К. Алчевский, П.П. Дервиз, несколько по-другому - С.И. Мамонтов). Да и сами банки впервые устремились в это время в сферу чисто промышленного предпринимательства нового типа.

Государственный спрос отнюдь не ограничивался металлургией, топливной промышленностью, машиностроением и обогащал не только хозяев этих отраслей. В железнодорожном строительстве затраты на продукцию крупной промышленности (рельсы, скрепления, мосты, подвижной состав) не превышали 30-40% всех расходов. Остальная их часть складывалась из затрат на продукцию второстепенных отраслей фабричной промышленности и мелкокапиталистических предприятий и расходов на чистое строительство, которое, подобно лесной промышленности, находилось тогда на мануфактурной стадии развития.

Капитальные затраты на восстановление и расширение своих основных капиталов производились и действующими железными дорогами. На государственных дорогах они проводились по эксплуатационным расходам (в сметах обыкновенных расходов государственного бюджета) и составляли в 1893--1903 гг. около 17% их общей суммы. За это время капитальные затраты действующих дорог достигали 37% капиталовложений на сооружение новых дорог. Структура тех и других вложений по расходам на закупку продукции металлургии и машиностроения, второстепенных отраслей промышленности и чистое строительство примерно совпадали

В составе остальных 83% подлинно эксплуатационных расходов действующих железных дорог крупную величину, около одной шестой, составляли затраты на топливо, в том числе 80% на уголь и нефть и 20% на дровяное топливо. Расход металлов и другой продукции крупной промышленности составлял в общей массе эксплуатационных расходов незначительную величину.

Таким образом, быстрое возрастание государственно-капиталистического хозяйства и хозяйственных функций военных ведомств в 1890-е годы намного увеличило сферу государственных подрядов и поставок. Многоукладность российской экономики и распространенность разных форм торгово-ростовщической эксплуатации приводили к тому, что железнодорожные и государственные подряды и поставки лишь в относительно небольшой своей части обогащали хозяев новых отраслей тяжелой промышленности. В несравнимо больших масштабах обогащались за счет затрат на железнодорожное строительство и хозяйственных операций военного, морского и других ведомств подрядчики, сооружавшие железные дороги, крепости, казармы, и торговцы - поставщики продовольствия, обмундирования, фуража, дров и т.д.

Таким образом, в общественно-экономических и социально-политических условиях России активная роль государства в экономике приводила к насаждению передового капитализма.

В начале 1890-х годов наступает новый период в правительственной политике насаждения тяжелой промышленности. Длительная полоса замедленного развития российской железнодорожной сети в 1880-е годы сопровождалась столь же длительной искусственной поддержкой созданных в 1870-е годы новых заводов транспортного машиностроения и передельной металлургии. Основными мероприятиями правительства в 1880-е годы были казенные заказы рельсов и паровозов в запас и дальнейшее вложение государственных средств в некоторые крупные заводы. Такая усиленная поддержка привела, с одной стороны, к сохранению таких крупнейших заводов, как Коломенский, Путиловский, Мальцовские, перешедших на почти полное иждивение правительства, и консервации некоторых других, например, Невского, а с другой - к возникновению искусственных монополий вроде рельсового синдиката 1882--1887 гг. и полной монополии Коломенского завода в паровозостроении с 1884 по 1891 год

Возникновение новых металлургических заводов на Юге России в конце 1880-х годов означало новый этап в развитии русской металлургии - окончание эры преобладания передельных заводов. Однако новые заводы - Днепровский и Александровский (Брянского общества) -- вместе со старым Новороссийским заводом заняли сразу монопольное положение в производстве рельсов. Это нашло свое отражение в создании в 1890 г., через два года после пуска в действие новых заводов, второго рельсового синдиката - уже без всякого участия правительства. Имея самостоятельную металлургическую базу, а тем самым и возможности значительного снижения издержек производства, новые заводы, объединившись в синдикат, стремились сохранить цены, которые сложились еще тогда, когда рельсы изготовлялись из покупного чугуна, оплачиваемого высокими ввозными пошлинами. Такое положение никак не могло отвечать «видам» правительственной политики. Вскоре после возникновения синдиката, в 1891 г., в составе Министерства путей сообщения была образована «Комиссия для рассмотрения вопроса о мерах против не соответствующего действительному положению вещей возвышению цен на рельсы и скрепления». В документах встречается и иное название комиссии, еще отчетливее выражающее ее основную задачу: «Комиссия по урегулированию цен на рельсы и принятию мер против возвышения этих цен со стороны синдиката рельсовых заводов».

Сведения, сохранившиеся об этой комиссии, к сожалению, ограничиваются лишь кратким упоминанием о ее существовании (в связи с возникновением идеи об организации в составе Министерства путей сообщения Особого комитета заготовлений) и протоколами 4-го и 5-го заседаний комиссии. Кроме того, о существовании комиссии имеются данные в представлении министра путей сообщения от 2 ноября 1897 г. «О преобразовании центральных установлений Министерства путей сообщения».

Из последнего документа видно, что комиссия рассмотрела все договоры, заключенные между заводами и правлениями частных железнодорожных обществ на поставку в течение 1890, 1891 и 1892 гг. рельсов и скреплений, и стремилась изучить вопрос о действительной себестоимости стальных рельсов, изготовленных на русских заводах. Комиссия пришла к выводу, что главная причина чрезмерно высоких цен на рельсы заключается в произвольных действиях синдиката заводчиков.

В сохранившихся протоколах комиссии содержится весьма любопытная оценка результатов правительственной политики сохранения крупных заводов в 1880-е годы: «Пользуясь особым покровительством правительства для водворения отечественного сталерельсового производства, выразившимся в установлении: 1) 12-летней попудной премии - свыше 15 млн. руб., 2) в поощрении заказов на рельсы в казенный запас в количестве до 1 января 1887 г. свыше 28 млн. пудов на сумму около 58,5 млн. руб. и 3) в таможенных мерах, ограждающих производство туземного чугуна от иностранного, наши железоделательные заводы развились и устроились весьма прочно и в значительной степени за счет правительства».

Далее в протоколах указывается, что «громадные затраты правительства на упрочение туземного рельсового производства» способствовали созданию заводов, которые могут удовлетворять «не только нормальную, но и повышенную потребность» в рельсах. В то же время результатом такой «поощрительной системы» явились синдикаты, и правительство, «потратившее столько средств для блага страны», вынуждено теперь заботиться об ограждении интересов железных дорог от чрезмерных

ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ С.Ю.ВИТТЕ И ЕЁ ИТОГИ

2.1 Организация финансовой реформы

Осенью 1892 г. у Витте, например, еще не было достаточно четкого представления о состоянии денежного обращения в России, и он не был посвящен в курс политики в этой области Вышнеградского и его предшественников. Вслед за М.Н. Катковым он все еще оставался сторонником бумагоденежного обращения и инфляционной политики. Только этим можно объяснить попытку Витте осенью 1892 г. увеличить количество находившихся в обращении бумажных денег за счет специального выпуска «сибирских» рублей для покрытия расходов, связанных с постройкой Великого Сибирского пути. К 1894 г. Витте был уже безоговорочным сторонником введения золотого денежного обращения. Почва для проведения реформы была подготовлена его предшественниками в Министерстве финансов.

В первых докладах нового министра финансов о росписи государственных доходов и расходов на 1893 и 1894 гг. с полной отчетливостью выявились две основные установки финансовой политики. Первая - традиционная установка на дальнейшее обложение и переобложение крестьянских масс и трудовых слоев города как исконный источник российского бюджета. Вторая, не совсем новая, но впервые выраженная в до конца осознанном виде, заключалась в самом широком использовании государственных финансов как рычага ускорения экономического развития страны.

Финансовая политика должна иметь в виду, прежде всего, «возможное устранение неблагоприятных условий, стесняющих экономическое развитие страны, и возбуждение духа здоровой предприимчивости в соответствии с естественными условиями и потребностями отечественной промышленности.». Расходы казны в этом случае заключают в себе «источники значительно большего против тягости расхода приращения в народном, а следовательно, и финансовом благосостоянии». Министерство финансов «не должно отступать перед расширением таких расходов, которые вызываются назревшими потребностями и могут удовлетворяться, - оговаривается Витте, - без расстройства государственных финансов».

В докладе о росписи на 1894 г. Витте вновь отмечал в качестве положительного явления, что обыкновенные доходы превышают возрастающие по росписи обыкновенные расходы и излишек используется на покрытие части чрезвычайных расходов. Витте утверждает, что, по его «глубокому убеждению», такой порядок является «необходимейшим залогом правильности и устойчивости финансового положения государства». Дальнейшее развитие государственных потребностей, «весьма возможно», потребует и в будущем прибегать к повышению размеров обложения. Но если эти средства используются для производительных расходов, которые способствуют развитию экономической жизни, а тем самым и укреплению платежных сил населения, то их надо предпочесть «излишней сдержанности», которая может стать «тормозом дальнейшего развития страны» и «затруднить рост народного благосостояния».

Так Витте с первых же шагов своей деятельности осознал своеобразное государственно-капиталистическое содержание российского бюджета, которое сложилось еще при его предшественниках. Но если у его предшественников это являлось не результатом заранее осознанной политики, а следствием неограниченных финансовых «жертв» государства, вызванных его участием в железнодорожном строительстве 1860-1870-х годов, то Витте не только расширил государственно-капиталистическое использование бюджета, но и дал такому использованию своеобразное «обоснование» и сделал его неотъемлемой частью всей проводимой им экономической политики.

Такое направление бюджета полностью противоречило всей финансовой политике периода домонополистического капитализма на Западе. Понятия равновесия бюджета и соответствия его доходов и расходов означали тогда представление об обложении налогами лишь в пределах, необходимых для удовлетворения обычных потребностей государства. Сюда входило содержание армии, полицейского и административного аппарата, расходы на образование, здравоохранение и другие затраты, вызываемые общими условиями капиталистического воспроизводства.

Во второй половине XIX столетия по мере развития капиталистических отношений в Европе, увеличения торговых и промышленных оборотов, размеров платежей роль золота в денежном обращении западноевропейских стран становилась все более значительной. Золотая монета начала вытеснять серебро. Этому способствовал и приток золота в Европу, вызванный открытием золотых россыпей в конце 40-х годов в Калифорнии, в начале 50-х годов в Австралии и, наконец, в 80-е годы в Африке. Помимо Англии, где монометаллизм был введен официально в 1916 г., в начале 70-х годов к золотому денежному обращению перешли Германия, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Франция, Испания, Бельгия и Греция. Переход основных европейских стран к золотому денежному обращению не мог не подтолкнуть русское финансовое ведомство к более решительному проведению в жизнь намеченной программы укрепления валюты. При обсуждении в 1887 г. проекта реформы было решено «стремиться не к восстановлению полной ценности кредитного рубля, а к упрочнению его размена в отношении, близком к 1,5 руб. кредитного за 1 руб. металлический». Таким образом, при Вышнеградском в Министерстве финансов уде был в основном подготовлен проект денежной реформы, а необходимость ее проведения после накопления значительного золотого запаса не вызывала сомнений у министра. Вышнеградский не успел довести до конца план конверсии русских займов. Осознав значение для развития экономики золотого денежного обращения, Витте взялся за осуществление реформы и добился успеха: «Одной их самых крупнейших реформ, которые мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредиты России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разгоревшиеся после войны, и все то тревожное состояние, в каком доныне находится Россия».

Для подготовки реформы С.Ю.Витте провел ряд мер. Была произведена стабилизация курса кредитного рубля. Частные банки были строго предупреждены о том, что спекуляции на курсе рубля лишат их правительственной поддержки и права проведения коммерческих операций. За частными банками и таможнями был установлен строгий государственный контроль. С биржи были удалены агенты иностранных банков. Чтобы избежать шока, населению было разрешено еще до реформы использовать золотые монеты по курсу 5 золотых руб. за 7,5 кредитных руб. Наконец, предстоявшая денежная реформа заставила произвести назревшие преобразования в Государственном банке России. К началу 90-х гг. изменились отношения Госбанка и казначейства. Были выплачены долги казны банку, для оплаты которых нередко использовались займы. Привлеченные Госбанком немалые суммы можно было использовать для кредитования промышленности и торговли. В этой связи потребовались изменения в Уставе Госбанка. Об этом писали в печати не только промышленники, но и помещики. В 1892 г. под председательством Витте была создана комиссия для пересмотра Устава банка. Финансовая политика, проводима С.Ю.Витте, настоятельно требовала расширения сферы деятельности Центрального банка. Наряду с краткосрочным кредитованием, Витте высказывался в пользу длительного промышленного кредита в целях роста экономики страны. Новый Устав Госбанка вступил в силу в 1895 г. Основной капитал составлял 50 млн. руб., резервный - до 5 млн. руб.. Устав разрешал кредитование промышленников под соло-вексель под залог зданий и оборудования. По новому Уставу Госбанк больше не выполнял роль местного операционного учреждения Петербурга, а направлял банковскую деятельность всей страны. Для обслуживания С.-Петербурга при Госбанке учреждалась контора во главе с управляющим и Правлением в составе пяти директоров. Новый Устав усилил зависимость Госбанка от Минфина. Руководящий состав банка во главе с Управляющим назначался министром финансов, а его деятельность регулировалась министерскими распоряжениями. Госбанк систематически отчитывался перед Государственным советом и государственным контролером. При проведении денежной реформы на Госбанк был возложен выпуск кредитных билетов и золотых монет.

Привлечению капиталов на финансовый рынок страны способствовала активность фондовых и товарно-сырьевых бирж, но их работу сковывали многочисленные регламентации операций. Ограничения распространялись на некоторые категории лиц, по религиозному и национальному принципам, на отрасли (в сахарной и нефтедобывающей не допускались акции на предъявителя), господствовала высокая номинальная стоимость акций (250 рублей). Взамен разрозненных уставов отдельных бирж была попытка создать единый биржевой устав. В 1895 г. для этой цели при Минфине образовали специальную комиссию. Подготовленный устав не был утвержден. Правительство ограничилось лишь реформой Петербургской биржи.

Пока Витте возглавлял финансовое ведомство России, государственный бюджет более чем удвоился: с 1 млрд. рублей в 1892 г. он составлял около, до более 2-х миллиардов в 1903 г. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, против 2,7 % в предшествующем десятилетии, а в последующем - 5%.

Еще в 1893 г. была прекращена свободная чеканка серебряной монеты. Тем самым был исключен возврат к серебряному монометаллизму. Только в 1895 г., в период промышленного подъема и благоприятной финансовой конъюнктуры, когда золотая наличность составила 678 млн. руб., русское правительство решилось приступить к проведению реформы. В 1894 и 1896 гг. Витте осуществил с помощью парижского Ротшильда два крупных государственных займа, позволивших ему подвести итог конверсионным операциям Вышнеградского, а также провел в 1894-1895 гг. ряд мер по стабилизации рубля и тем самым подготовил введение в России золотого денежного обращения. Реформа была проведена указом 29 августа 1897 г.

Золотое содержание рубля было уменьшено на одну треть. Кредитный рубль был приравнен к 66 2 / 3 коп. золотом. В результате реформы государственный банк сделался эмиссионным учреждением. Ему было предоставлено право выпуска банкнот. Все кредитные билеты, выпускавшиеся в обращение сверх 300 млн. руб., должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. В России был установлен жесткий эмиссионный закон, требовавший постоянно большого запаса золота для обеспечения находившихся в обращении кредитных билетов.

2.2 Итоги денежной реформы и её роль в экономическом развитии России

Введение золотого стандарта способствовало стабилизации рубля и открывало возможности для привлечения в Россию иностранного капитала. В самом начале своей министерской деятельности Витте с известной осторожностью относился к иностранным капиталам и даже высказывал опасения, что «русская предприимчивость», несмотря на таможенное ограждение, «оказывается иногда не в силах одолеть у себя соперничества иностранной предприимчивости». Однако к концу 1890-х годов Витте стал выступать за неограниченное привлечение иностранных капиталов, несмотря на серьезную оппозицию во главе с великим князем Александром Михайловичем, сторонником ограничения доступа иностранных капиталов в Россию, в частности в нефтедобывающую промышленность.

Витте утверждал, что именно в результате «твердой» торгово-промышленной политики может быть решена «коренная не только экономическая, но и политическая задача» - создание «своей собственной» национальной промышленности», развивающейся «на почве освобождающегося от крепостных уз народного труда». Что касается самого существа этой политики, то он сосредоточил внимание на двух важнейших ее сторонах - протекционизме и привлечении иностранных капиталов.

Витте ссылался на пример Англии, Соединенных Штатов и других государств, добившихся создания своей промышленности с помощью иностранных капиталов, и убеждал царя, что прилив «чужих сбережений» не отразится на национальном характере русской промышленности, ибо Россия как страна, обладающая «громадной политической силой и могуществом», способна будет их «ассимилировать». Витте предсказывал потерю России самостоятельности и положения великой державы в том случае, если в течение «ближайших десятилетий» русская промышленность окажется не в состоянии «своими продуктами покрыть» не только внутренние потребности, но и потребности азиатских стран, «которые находились или должны находиться» под влиянием России.

Таким образом, Витте связывал экономическое развитие России при помощи иностранных капиталов с активной империалистической борьбой за рынки сбыта на восточных окраинах России, что в течение нескольких лет русская промышленность достигнет столь высокого уровня развития, что сумеет занять на них прочные позиции. А это сделало бы русские товары не только конкурентоспособными на международной арене, но и дало бы возможность «проценты на капиталы, полученные в Европе, выплачивать из выручки от вывода в Азию». Между тем на рубеже XX столетия, когда Витте только приступил к осуществлению своей экономической программы, заинтересованность русской промышленности во внешних рынках была, по его собственному мнению, весьма незначительной.

Министерство финансов уже вело борьбу за экономические интересы промышленных королей и на Дальнем и на Среднем Востоке. Стремясь подготовить рынки для развивающейся русской индустрии, оно со второй половины 90-х годов приступило к осуществлению так называемого «мирного» экономического проникновения в Манчжурию, Персию и Монголию. Причем решающую роль в проведении этой политики была отведена банкам - Учетно-ссудному банку Персии, являющемуся фактическим филиалом Государственного банка, а также Русско-Китайскому, работавшему как на русских казенных, так и на иностранных капиталах и находившемуся под контролем царского правительства. С помощью казенных и «нейтральных» иностранных капиталов правительство и рассчитывало, не скупясь на затраты, сделать то, что было еще не по плечу слабой отечественной частной инициативе. Огромную роль в развитии экономики России на Дальнем Востоке сыграло сооружение Великого Сибирского пути. Витте связывал с постройкой Великого Сибирского пути надежды на решение переселенческого вопроса. Но прежде всего его занимала мысль об огромном общеэкономическом и стратегическом значении дороги для России в ее движении на Восток. Это дало ему повод позднее писать в своих воспоминаниях, что когда началось строительство дороги, то кроме него мало кто из государственных деятелей России, включая и только что назначенного министром иностранных дел А.Б. Лобанова-Ростовского, имел «ясное представление о географическом положении Китая, Кореи, Японии». Став министром финансов, Витте обеспечил необходимое финансирование и ускоренное введение Сибирской железной дороги в строй. По мере прокладки Сибирского пути возрастало влияние Витте в определении дальневосточной политики, и он постепенно выдвигался на роль первого лица при рассмотрении дел, находящихся вне компетенции Министерства финансов.

Итак, денежная реформа способствовала стабилизации рубля и открывала дорого в Россию иностранным капиталам. Иностранные инвестиции и займы стали важным источником для развития национальной промышленности и железнодорожного строительства. Независимо от этого Витте принял целый ряд мер для аккумуляции внутренних ресурсов, увеличения доходов казны в самой России, прежде всего за счет усиления налогообложения. Сразу же после вступления на пост министра финансов Витте занялся пересмотром существующей системы промыслового налогообложения. После реформы 1861 г. промысловый налог регулировался положением о пошлинах за право торговли и промыслов, созданным 9 февраля 1865 г. Оно предусматривало обложение предприятий по чисто внешним признакам, независимо от размеров вложенных в них капиталов и поучаемой чистой прибыли. В результате ряда мероприятий сумма промысловых сборов к 1883 г. возросла вдвое по сравнению с 1884 г. и достигла 40 475 тыс. руб. Положение о новом промысловом налоге было утверждено царем 8 июня 1898 г. Налог состоял, как и прежде, из основного и дополнительного. Основной налог выплачивался предпринимателями посредством приобретения промысловых свидетельств, причем размер оклада определялся в зависимости от размера предприятия, а не от положения владельца (принадлежность к той или иной гильдии), как это предусматривалось предшествовавшим законодательством. Для определения размера оклада страна разделялась на 5 классов (в зависимости от уровня промышленного развития), а промышленные предприятия по их видам и размерам - на разряды. Дополнительный налог с акционерных предприятий, обязанных публичной отчетностью, разделялся на налог с капитала и процентный (налоговый сбор с прибыли).

Одним из самых эффективных средств выколачивания денег из народного кармана сделалась установленная Витте монополия на водку; «основная мысль питейной монополии, заключавшейся в том, что никто не может продавать вино, иначе как государство, и производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких им вино покупало государство, а следовательно, и удовлетворяться теми условиями, какие государство ставит как покупщик».

Винокурение оставалось в частных руках, однако сырой спирт приобретался казной. Очистка спирта и изготовление производилось на частных заводах только по заказам казны и под наблюдением акцизного надзора. Продажа спирта, вина и водочных изделий составляла исключительно право государства. Монополия использовалась Министром финансов как один из основных источников покрытия бюджетных дефицитов.

Провозглашенная Витте программа ускоренного развития национальной промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов в виде займов и инвестиций, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза товаров из России принесла свои плоды. В российской экономике произошли значительные сдвиги, особенно в железнодорожном строительстве. С 1895 по 1899 гг. в России ежегодно строилось в среднем около 3. 064 км. В области финансов для России начала XX в. характерен чрезвычайно быстрый рост государственного бюджета. По росписи 1867 г. обыкновенные доходы составляли всего 415 млн. руб. Прошло 30 лет, и они увеличились на 1 млрд. руб. Для накопления 2-го млрд. по этой статье государственного бюджета понадобилось 11 лет, а 3-го - 5 лет. Громадный рост бюджета в этот период не соответствовал росту национального дохода, превышая его в 2, 4 раза. Рост актива бюджета во многом зависел от доходов винной монополии. В 90-е гг. в России шел процесс концентрации банковских капиталов, сращивания банков с промышленностью, укрепления межбанковских связей. В совместном финансировании промышленных предприятий начинают выступать Русский для внешней торговли. Петербургский международный, Петербургский учетный и ссудный, Русский торгово-промышленные банки.

90-е гг. - период зарождения российского финансового капитала. При Витте чрезвычайно возрос правовой контроль над частными банками. Он осуществлялся через Государственный банк и Особенную канцелярию по кредитной части Министерства финансов. В 1900 г. благодаря усилиям Витте на Санкт-Петербургской бирже был открыт Фондовый отдел. В 1882 г. в России был учрежден Крестьянский поземельный банк, а в 1885 г. - Государственный дворянский земельный банк. При Витте Кредитная канцелярия совместно с государственным банком стали осуществлять целый ряд важных финансовых операций. В частности они совместно занимались регулированием денежного обращения, валютной и дисконтной политики. Кредитная канцелярия, по мнению В.Н. Коковцова, занимавшего пост министра финансов в 1906-1914 гг., к началу XX в. стала играть роль своеобразного связующего звена между государственным банком, Крестьянским и Дворянским банками, с одной стороны, и частными банками - с другой.

Денежная реформа С.Ю. Витте способствовала интеграции России в мировую экономику. Золотой монометаллизм поставил Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими государствами и ускорил модернизацию ее индустрии. Стабилизация курса рубля и золотой стандарт сделали российскую промышленность привлекательной для иностранных инвесторов. Министр финансов, зная, как отечество небогато внутренними источниками капитала, предлагал изъять из российского законодательства ограничения для иностранного капитала на владение землей и занятие некоторыми промыслами. В этом вопросе Витте добился лишь частичных успехов. В 1899 г. был разрешен допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в развитии отраслей российской обрабатывающей промышленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве выводов дадим оценку итогам денежной реформы, осуществлённой С.Ю.Витте.

Денежная реформа проводилась поэтапно в 1895-1897 гг. по указу царя, изданного в 1897 г., минуя Государственный совет. Техническая сторона реформы сводилась к свободному обмену кредитных билетов на золотые монеты. С.Ю.Витте видел суть и стержень денежной реформы в установлении золотого паритета рубля. Золотой запас в 1896 г. составил 103% номинальной суммы кредитных билетов. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золота, что означало понижение его золотого содержания на 1/3. Аналогично уменьшился вес золотой монеты. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Затем стали снова выпускать 10 и 5-рублевые золотые монеты, но с пониженным весом. Кроме того, для удобства расчетов в обращение вводились вспомогательные серебряные - 1 рубль, 50, 25, 15, 10, 5 копеек и медные монеты. К 1901 г. в обращении находилось золотой и серебряной монеты на 856,5 млн. руб. Поскольку проведенная девальвация носила скрытый характер, то реформа прошла сравнительно безболезненно и не вызвала существенного изменения товарных цен, вследствие приспособления золотого рубля к курсу банкнот.

В результате реформы Государственный банк становился центральным и единственным эмиссионным учреждением. По закону от 29 августа 1897 г, ему был разрешен выпуск кредитных билетов на сумму в 600 млн. рублей, при этом золотое обеспечение должно было составлять не менее 300 млн. рублей, то есть половину суммы. В действительности это право никогда не использовалось. Для обеспечения обращающихся кредитных билетов было предусмотрено наличие в стране большого запаса золота, что делало российскую валюту одной из самых надежных в мире.

К этому времени заметно усилилась финансовая мощь акционерных коммерческих и ипотечных банков. Считая кредит основой промышленности, Витте содействовал укреплению молодых российских банков, концентрации в крупнейших из них финансовых средств, используя иностранные капиталы. При нем разрабатывались принципы деятельности зарубежных банков в России и первые проекты совместных банков. Постепенно министр финансов пришел к заключению, что в условиях недостатка отечественных капиталов иностранные инвестиции помогут развить промышленность и наполнить внутренний рынок товарами. Тем более что в условиях высоких пошлин на готовые товары, иностранцы с большой охотой стали ввозить в Россию капитал, инвестировали его в производство, создавая собственные или смешанные предприятия. Витте содействовал привлечению иностранного капитала, несмотря на законодательные ограничения для бизнесменов-иностранцев. Увидев в иностранных инвестициях гораздо меньшее зло, чем правительственные займы, Витте всячески содействовал пересмотру правовых норм деятельности иностранцев. Министру финансов пришлось отбиваться от нападок мощной оппозиции в лице поместного дворянства, некоторых российских предпринимателей и Комитета министров. Витте пишет записку Государственному совету, начинает широкую кампанию в прессе, воздействует на императора, используя письмо профессора Д.И.Менделеева с обоснованием необходимости притока иностранных капиталов; наконец, сам обращается к Николаю II с секретным докладом, в котором излагает программу торгово-промышленной политики империи. Витте настаивал на разрешении иностранцам покупать не только предприятия, но и землю, на которой они располагались. Но предлагаемые меры по смягчению ограничений в деятельности иностранных инвесторов не получили поддержки из-за сопротивления большей части бюрократического аппарата.

Неправомерно было бы рассматривать денежную реформу в отрыве от других мероприятий С.Ю.Витте. Провозглашенная Витте программа ускоренного развития национальной промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов в виде займов и инвестиций, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза товаров из России принесла свои плоды. В результате экономических реформ, проведенных С.Ю. Витте, были созданы условия для промышленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е годы XIX в. в 2-3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин Л. Современная Россия через призму экономических взглядов Сергея Витте: Основные принципы государственного регулирования в условиях рынка нынешнее руководство страны позаимствовало именно у царского министра финансов // Независимая газета. - 1999. - 20 апреля. - С.12-13. - (НГ-политэкономия; № 7).

2. Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю.Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С.4-26. - Библиогр.: в подстроч. примеч.

3. Абалкин Л.И. Экономические воззрения С.Ю.Витте и его государственная деятельность // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. - М., 1999. - Ч.1. - С.5-48.

4. Зосимчук В.Н. С. Ю. Витте и модернизация России(1892-1903гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: Специальность 07.00.02 - Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 1998. - 295с.

5. Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте - «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 14. - С. 3 - 5.

Лачаева М.Ю. Россия на рубеже XIX - ХХ веков: Материалы науч. чтений памяти проф. В.И. Бовыкина, Москва, МГУ им. Ломоносова, 20 янв. 1999 г. - М., 1999. - С.303-314.

6. Лебедев В.Д. Формирование экономической политики С.Ю.Витте (конец XIX - начало ХХ вв.) // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. - М., 1999. - Ч.1. - С.209-242.

7. Лебедев Н.А. Русские экономисты XIX века о протекционизме и свободе торговли (таможенная политика). - М.: Ин-т экономики РАН, 2000. - 335 с. - С.189-213.

8. Лебедев С.К. Введение. Бюджет и государственный долг России при С.Ю.Витте // Витте С.Ю. Собр. соч. и документальных материалов: В 5 т. Т.2, кн.2. - М.: Наука, 2003. - С.5-27.

9. Мартынов С.Д. Государство и экономика: Система Витте. - СПб: Наука. С.-Петерб. изд, 2002. - 402 с.

10. Самонов С. В. «Бывал буквально на кресте распят...». Министр финансов Витте и пресса // Родина. - 2008. - № 1 - С. 47-51

11. Самонов С.В. Министр финансов С.Ю. Витте глазами русской периодической печати (по материалам газет «Новое время», «Биржевые ведомости» и «Русский труд») // Вестник Московского Университета. Серия 8. История. - 2008. - № 2 - С. 69-77

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Реформы С.Ю. Витте в налоговой системе. Введение винной монополии. Реформы в железнодорожном хозяйстве, сфере аграрного сектора экономики, промышленности. Денежная реформа и ее значение. Анализ результатов экономических реформ, проведенных С.Ю. Витте.

    презентация , добавлен 15.01.2014

    Особенности и показатели экономического развития России в начале XX в. Анализ реформ Александра I, которые дали простор развитию экономики. Изучение земельной реформы П. Столыпина и денежной реформы Витте. Социально-политический строй и внешняя политика.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Николай II и его политика, преобразование России в конституционную монархию. Стабилизация финансовой системы страны. Реформы в аграрной сфере. Направления преобразований Витте, его деятельность как дипломата. Рабочее движение и Государственная Дума.

    реферат , добавлен 05.12.2013

    Преобразовательная деятельность С.Ю. Витте: ее экономическая платформа, основные направления, особенности проводимого курса, итоги. Реформы П.А. Столыпина: цели, сущность, противоречия. Базирование столыпинской аграрной реформы на прусском варианте.

    реферат , добавлен 09.01.2008

    Витте на посту министра финансов. Реформы и противодействие чиновников. Состав кабинета министров. Деятельность Витте во главе Комитета министров. Замыслы С.Ю. Витте и их реализация. Реформаторская деятельность кабинета. Итоги реформ.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2007

    Экономика Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их итоги. Общественно-политическое положение в обществе и внешняя политика в 1903-1906 гг. Сравнительная характеристика реформ Витте и Столыпина.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    С.Ю. Витте в плеяде выдающихся министров финансов России один из самых талантливых. Одиннадцать лет он возглавлял Министерство финансов, которое не только успешно решало финансовые и кредитно-денежные проблемы, но и стало центром экономических реформ.

    реферат , добавлен 31.03.2008

    Экономическая политика царского правительства в конце XIX – начале ХХ века. Биографические сведения о семье и жизни Витте, факторы формирования его мировоззрения и характера. Становление и развитие "Системы Витте". Деятельность Витте как дипломата.

    реферат , добавлен 09.11.2014

    Основные сведения о жизни и образовании графа С.Ю. Витте, начало государственной службы. Концепции экономической платформы и принципы управления государственными финансами по программе Витте. Роль реформ и внешней политики Витте в экономике России.

    реферат , добавлен 08.02.2012

    Реформирование банковского дела, рост роли Государственного банка. М.Х. Рейтерн, его реформа сберегательного дела. Инвестирование иностранных банков в российскую промышленность. Денежная реформа С.Ю. Витте, ее роль в экономическом росте России.

Реформы в налоговой системе

Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири. Но главное - Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

  • · поземельный налог
  • · налог с недвижимости
  • · налог на денежные капиталы
  • · квартирный налог
  • · промысловый налог

Самая большая проблема всех этих налогов - обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.

Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всего дохода России.

Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, в которой планировалось использовать более современные методы нежели те, что были распространены на тот день.

Наилучшим выходом мог бы стать прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова.

После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде процентного сбора с прибыли.

Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).

Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов, то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

Так же был установлен государственный квартирный налог, представляющий собой принципиально важное нововведение.

Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара - российский народ - защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора - с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.

Денежная реформа и зарубежные займы

Конец ХIХ века охарактеризовался в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Реформа способствовала стабилизации рубля и привлечению иностранного капитала. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народному хозяйству выдержать сильнейшие потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидный застой финансовой структуры и самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов С. Ю. Витте. Однако результативность его реформаторских усилий во многом была следствием двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, огромной подготовительной работы его предшественников на посту главы финансового ведомства. Но, пожалуй, еще в большей степени его успех обеспечивала поддержка, которую получали предложения и проекты Витте. Без покровительства же императора Николая II многие предложения Витте не могли бы воплотиться в жизнь. Сама идея укрепления рубля переходом на золотое обеспечение отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов.

Уже в самом начале своего пребывания в должности министра финансов С.Ю. Витте объявил об использовании государственного вмешательства в экономическую жизнь страны для преодоления её отсталости. Чтобы осуществить эту стратегическую цель необходимо было решить важнейшие задачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле индустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добиться сколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной.

Рубль кредитный, ставший основой денежного обращения еще с середины ХIХ века, служил объектом спекулятивных манипуляций за границей. Положение бумажных денег не было прочным и внутри страны.

В 70 - 80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом. Для ликвидации ненадёжности финансовой системы требовалось найти надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро. Однако начиная с 70-х годов его цена неуклонно падала. Государство стремилось всеми силами поддержать рубль и с этой целью искусственно ограничивало эмиссию бумажных денег. Между тем в это время отчётливо был виден несомненный экономический прогресс. Однако количество денег было недостаточным для потребностей населения и государства. Нужны были решительные действия, чтобы изменить подобное положение.

Первоначально Сергей Юльевич был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля. Но довольно быстро министр финансов понял, что такие меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы.

Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото).. Введение золотого обращения в этом отношении представлялось предпочтительней, и Витте постепенно стал убеждённым сторонником монометаллизма.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента.

Несмотря на предпринятые меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве основного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и очевидным неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке.

Деятельность Министерства финансов и конкретно Витте стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Однако весомых аргументов у противников золотого рубля практически не было. Нападки базировались почти исключительно на эмоциях.

Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как изменения в финансовой системе отразятся во внутренней хозяйственной деятельности.

Кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 коп. золотом. В 1896 г. разменный фонд был составлял 500 млн. руб. Этого было достаточно для развёртывания обмена и введения золотой монеты в широкое обращение.

В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале “15 рублей” и на полуимпериале “7 рублей 50 копеек”. Закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года.

Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Вплоть до Первой мировой войны России удалось сохранить важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.

Реформы в железнодорожном хозяйстве

Приведение в порядок и развитие железнодорожного хозяйства страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода из Министерства путей сообщения. В России времён Витте более 75% всего железнодорожного полотна находились в собственности акционерных предприятий, и менее четверти принадлежало государству. Нестабильность тарифной политики собственников железных дорог в условиях жёсткой конкуренции между ними, льготы так называемым «своим людям» и т.п. лишали торговлю и промышленность возможности вести свои операции на более или менее предсказуемых условиях, а экономика страны отчасти сходила с буржуазно-капиталистического пути развития.

Ещё в 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положения и с помощью различных политических приёмов поддерживал отечественного производителя.

Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте - выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казной, и только 1/3 - дороги, приносившие какой-никакой доход - находилась в собственности негосударственных организаций 1 . В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход: к 1898г. железные дороги принесли стране почти 20 млн. руб.

Большинство железных дорог строились государством. Позволялось также строить железные дороги и акционерным обществом, но государство больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. В дальнейшем политика Витте была направлена на национализацию железных дорог, причём не только убыточных, как это было раньше. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм. За 90-е годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (самой протяжённой магистралью являлась Транссибирская) и к середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий.

Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию страны, экспансии России в Сибири и на Дальнем Востоке. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России. Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли как металлообработка, производство рельсов, паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.

Реформы в промышленности

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III политика правительства в этой области носила сугубо попечительский характер. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов… о нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить беспорядки».

Рост забастовочного и революционного движения служил достаточно убедительным доказательством его несостоятельности прежних представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях, о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, о введении на фабриках и заводах института фабричных старост. Таким образом Витте, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.

Введение винной монополии

По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.

В России водка с давних времен и до сих пор остается одной из важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством.

К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений. При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день.

Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.) воз­главлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деяте­лем России рубежа XIX-XX вв.

Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для госу­дарства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. В очередной раз страна оказалась перед выбором пути выхода из кризиса.

Один из этих путей заключался в демократизации режима, в глубоких социальных структурных изменениях, в предоставлении личной свободы населению и более широких возможностей для раз­вития рыночных отношений и частного предпринимательства. Но в таком случае царизм должен был если не расстаться полностью, то существенно поступиться своей властью, а это было для него не­приемлемо. Оппозиционные же царизму силы, выражавшие такую альтернативу, в то время были крайне слабы и распыленны и не могли оказать какого-либо влияния на характер внутренней поли­тики. Царизм использовал традиционную для него политику, сво­дившуюся к дальнейшему усилению государственного вмешатель­ства в экономику, к более широкому использованию монетаристких способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобра­зований.

Значение Витте как финансиста, экономиста и государствен­ного деятеля и заключалось в том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно осу­ществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и же­лезнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г. - более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюд­жета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десяти­летии он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от го­сударственной собственности, увеличения косвенных налогов и бо­лее широкого использования прогрессивного налога с прибыли пред­приятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квар­тирного и на городскую недвижимость. Более того, некоторые пря­мые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохо­зяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были умень­шены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции.

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и креп­ких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Про­дажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пре­бывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и об­служивавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. На­оборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появи­лась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

Винная монополия являлась самой эффективной, но не един­ственной мерой для пополнении казны и косвенного обложения на­рода. Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на товары повседневного массово­го потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.

В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансо­вой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обме­на бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой ре­формы осознавалась предшественниками Витте по Министерст­ву-Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, они предпринимали неко­торые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизи­руя финансы и накапливая золотой запас. Витте со свойственной ему решительностью и последовательностью довел их дело до кон­ца. Прежде всего он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреж­дены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права произво­дить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. С русской биржи были удалены аген­ты иностранных банков. Чтобы реформа для общества не была шо­кирующей, было позволено до официального решения о реформе производить финансовые операции с использованием золотого об­ращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей.

Лишь после таких подготовительных мер Витте в 1896 г. официаль­но поставил вопрос о денежной реформе в высших инстанциях.

Реформа, предполагавшая девальвацию на 1/3 кредитного рубля, затрагивала интересы широких слоев населения, но прежде всего интересы аграриев, экспортировавших зерно. Она подверглась резкой критике со стороны правой печати и Государственного со­вета. Автор реформы обвинялся в злостном намерении поставить государство на грань финансового банкротства. Возможность ре­формы допускалась критиками Витте лишь при условии обмена кредитного рубля на золотой в соотношении один к одному. Выска­зывалось также опасение, что золото в результате реформы осядет у населения в кубышках или хуже того - окажется за границей.

Денежная реформа, как и ряд других виттевских "непопуляр­ных" мер по улучшению финансов и промышленности, ложивших­ся дополнительным гнетом на население, была осуществлена ука­зом царя, который был издан в 1897 г. в определенной мере чрез­вычайным путем, без соблюдения тогдашнего законодательного порядка, минуя Государственный совет. Реформа понижала золо­тое содержание рубля на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золотом. На 1/3 уменьшался вес золотого рубля. Суще­ствовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превраща­лись в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом. Поскольку осуществленная реформой деваль­вация носила скрытый характер, то сама реформа была реализова­на сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после деваль­вации существенного изменения товарных цен.

Денежная реформа имела очень большое значение. Она поста­вила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми ев­ропейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. гос­подствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов.

В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти. Против этого выступали некоторые русские предприниматели, национал-патриотическая печать, а в правящих верхах такие влиятельные консервативно-охранительные деятели, как председатель Комитета министров И. П. Дурново, товарищ ми­нистра внутренних дел В. К. Плеве и государственный контролер П. Л. Лобко.

С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими "небогато наше отечество", убе­ждал царя в том, что "необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов". Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам вла­деть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыс­лами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых. В этом вопросе Витте добился лишь час­тичного успеха. В 1899 г. "высочайшим повелением" подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к уча­стию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности, с целью "удешевления" произ­водившихся ею продуктов.

В проведении реформы Витте обратился к опыту своих предшественников, в частности, министра финансов М.Х. Рейтерна. Предпринятые им реальные меры и проекты явились фундаментом последующей экономической политики российского правительства, курсом которой шли почти все министры финансов. С.Ю. Витте продолжил начинания Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, пытавшихся заложить предпосылки перехода к золотому стандарту, проводя стабилизацию кредитного рубля и создавая запасы золота. По этому пути пошел и С.Ю. Витте. Он заключил несколько новых, выгодных для России займов, вдвое увеличил золотой запас страны. Но это были полумеры. Необходимо было разработать четкую программу, направление, формы и методы действия, и убедить монарха. Витте развернул бурную деятельность и приложил немало усилий, решительности и последовательности для доведения начатого дела до конца. Для пропаганды своих замыслов он. не остановился перед субсидированием влиятельной петербургской газеты «Биржевые ведомости», выступал со страстными речами в Государственном совете.

Прежде всего, нужно было определиться по существу: проводить денежную реформу на базе монометаллизма (золото или серебро), или биметаллизма. Вопрос был не однозначен и имел сторонников обоих вариантов. Обладая трезвым умом и историческим предвидением, Витте стал сторонником золотого монометаллизма, в чем сумел убедить своих коллег и Николая II. Главным советником Витте в разработке предстоящей реформы были профессор Петербургского университета И.Кауфман и директор Департамента финансов министерства Н. Кутлер, который впоследствии стал активным участником реализации советской денежной реформы 1922-1924 гг. финансовый реформа витте денежный

При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополия государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до 500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на ввоз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально было обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.