Экономическое развитие России в начале XVIII века. Развитие промышленного производства в России в XVIII веке

Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в 1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.

Сельское хозяйство

Между тем крепостное хозяйство, являвшееся основой экономики России после бурного роста на рубеже XVIII - XIX вв. постепенно попало в полосу длительного и, по существу, безысходного в данных условиях застоя. Патриархальные формы крепостного труда уже не соответствовали изменившимся общественным условиям: крепостной труд был мало производителен и невыгоден. Помещичьи хозяйства были почти бездоходны и впадали в задолженность, особенно в неурожайные годы, когда помещики вынуждены были кормить своих голодных крестьян. Масса дворянских имений была заложена в казенных ссудных учреждениях; считают, что к концу царствования Николая I в залоге находилось более половины крепостных крестьян (7 из 11 миллионов крепостных мужского пола). Естественным выходом из такой задолженности была окончательная уступка заложенной земли и крестьян государству, о чем и думали некоторые помещики. К экономическим затруднениям помещиков присоединялась боязнь крестьянских волнений и беспорядков. Хотя в царствование императора Николая не было бунтов вроде пугачевского, но крестьяне волновались часто и во многих местах. Ожидание конца крепостной зависимости проникло в их массу и возбуждало ее. Вся жизнь складывалась так, что вела к ликвидации крепостничества. Не меняли общего положения дел и отдельные успехи крепостного хозяйства (так с конца 1840-х гг. резко возрос хлебный экспорт в связи с отменой в Великобритании ограничений на импорт зерна.

Правительство, выступая, в принципе, за отмену крепостного права, не стремилось форсировать его ликвидацию, оставляя все на добрую волю помещиков. Так, в 1842 г. был издан указ об обязанных крестьянах, в 1844 г. помещикам разрешено освобождать крепостных без земли по обоюдному согласию. Вместе с тем, в 1847 г. крестьяне получают право выкупиться на свободу, если поместье хозяина выставляется на продажу за долги, а в 1848 г. за крепостными признано право выкупать незаселенные земли и строения (с согласия владельца).

В 1844 - 1848 гг. в губерниях Правобережной Украины (Киевское генерал-губернаторство) проводится инвентарная реформа - единственная реформа николаевского времени, имевшая обязательный характер для поместного дворянства. Авторство и инициатива проведения реформы принадлежит киевскому генерал-губернатору (позднее министру внутренних дел) генералу Дмитрию Гавриловичу Бибикову. Так называемые “инвентарные правила” регламентировали высший предел барщины (не более трех дней в неделю, а для ряда категорий - не более 2 дней). Введением инвентарных правил правительство стремилось ослабить влияние местных помещиков, преимущественно польского происхождения, поддержать украинских крестьян, которые должны были стать его опорой в крае, а также предотвратить их обезземеливание. Правила вызвали чрезвычайное недовольство помещиков, которым запрещалось уменьшать крестьянские наделы и изменять повинности. Известны случаи нарушения инвентарных правил, хотя по закону за это предусматривалось предание военному суду. Впрочем, правительству не удалось превратить местное крестьянство в свою надежную опору. Их выступления не только не сократились, но даже несколько увеличились. Так, в 1848 г. свыше половины всех крестьянских выступлений произошло в западных губерниях. В конце 1850-х гг. инвентарные правила были распространены на все губернии бывшей Речи Посполитой (Литву и Белоруссию). Введение инвентарных правил безусловно подталкивало помещиков к отмене крепостного права и введение их в масштабах всей России несомненно подтолкнуло бы процесс преобразований в этой сфере. Однако об этом правительство даже и не помышляло.

Промышленность

В промышленности продолжался процесс медленного вытеснения крепостной промышленности вольнонаемным трудом. Уральские заводы, являвшиеся оплотом крепостничества в промышленности с конца XVIII в. переживали затяжной кризис (в XIX в. Россия из страны, экспортировавшей металл превратилась в ео импортера), тогда как легкая (прежде всего текстильная) промышленность, где прежде всего развивался вольнонаемный труд переживает бурный рост, которому в значительной мере способствовали новые таможенные тарифы (см. ниже). Способствовало бурному развитию текстильной промышленности и постоянное понижение стоимости полуфабриката - пряжи ввозившейся из Англии. Вместе с тем, в текстильной промышленности шел процесс вытеснения мелких и средних фабрик и их поглощения крупными предприятиями, способными проводить дорогостоящее техническое переоснащение. Однако вместе с тем стремительными темпами росло кустарное производство наиболее дешевых видов ткани. К концу 20-х гг. XIX в. Россия практически полностью перестает ввозить ситец из-за рубежа. Правительство осознавало обреченность крепостных мануфактур, однако относительная дешевизна и высокая квалификация крепостной рабочей силы сдерживала переход к новым принципам организации производства на государственных мануфактурах. Между тем, в 1840 г. был издан закон, позволявший заводчикам отпускать на волю крепостных рабочих. Это позволило некоторым из них перейти к вольнонаемному труду.

В 1840-х гг. в России начинается промышленный переворот (переход от ручного производства к машинному), который в Европе в основном завершился еще в 1760-х - 1780-х гг. Запоздалое вступление России в индустриальную эпоху и медленное осуществление промышленного переворота вело к экономическому отставанию страны и технологической зависимости от Запада.

Транспорт

Слабостью России, тормозившей ее экономическое развитие была отсталость и неразвитость путей сообщения. По прежнему, как и в XVIII в. основная масса грузов шла по внутренним водным путям. Совершенствованию последних государство придавало очень большое значение. Так, еще в 1808-1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, соединяющих Верхнюю Волгу с Балтийским морем и Петербургом, реконструированы Днепровско-Бугская водная система (в 1814 - 1848 гг.), связывавшая бассейн Днепра с Польшей и Балтикой, Березинская водная система, соединявшая Днепр и Западную Двину и др. водные пути. При Николае I в 1825 - 1828 гг.) был построен Канал герцога Вюртембергского, связавший Волгу и Северную Двину (т.е. Архангельск). Практически все из этих водных путей сохраняют свое важное значение до сих пор. В начале XIX в. появляются и первые пароходы (в 1815 г. на заводе Берда в СПб спущен на воду пароход “Елизавета”). К концу николаевского царствования пароходы получают уже значительное распространение, хотя их количество значительно отстает от зарубежных старн и преобладающее значение на внутренних водных путях по прежнему сохраняет бурлачество.

Сухопутные пути сообщения после Отечественной войны также начинают приводить в порядок. В 1817 г. начинается строительство мощеных шоссейных дорог. К 1825 г. их протяженность составляла 390 км., а к 1850 г. - 3300 км. В николаевскую эпоху в России появляется железнодорожный транспорт, ставший во II половине XX в. лидером по объему грузоперевозок. Правительство первоначально относилось крайне осторожно к идее создания железных дорог. Только в 30-е гг. XIX в. под влиянием успехов железнодорожного дела в других странах (в Англии железные дороги эксплуатировались с 1825 г.) было принято решение о создании Царскосельской железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, протяженностью ок. 27 км. Эта линия не имела, конечно же, серьезного экономического значения и служила лишь своего рода испытательным полигоном. В 1839 - 1845 гг. было открыто движение по Варшавско-Венской железной дороге, соединившей Царство Польское с европейской железнодорожной сетью. В 1842 - 1851 гг. была построена Николаевская железная дорога, соединившая две столицы (650 км.) по кратчайшему расстоянию (превысив его всего лишь на 12 км.). Первый поезд шел из Москвы в СПб 21 ч. 15 мин. В 1851 г. было начато сооружение Петербургско-Варшавской железной дороги (окончена в 1862 г.). Общая протяженность железных дорог империи к 1855 г. составила 1044 км.

К николаевскому времени относится и первое применение такого принципиально нового средсва связи, как телеграф (первая линия соединила в 1843 г. СПб и Царское Село).

Торговля и финансы

Николай I унаследовал от Александра большое расстройство финансовых дел. Борьба с Наполеоном и континентальная блокада потрясли экономику России. Усиленные выпуски ассигнаций были тогда единственным средством покрывать дефициты, из года в год угнетавшие бюджет. В течение десяти лет (1807-1816) было выпущено в обращение более 500 миллионов рублей бумажных денег. Немудрено, что курс бумажного рубля за это время чрезвычайно упал: с 54 копеек он дошел до 20 копеек серебром и только к концу царствования Александра немного поднялся (до 25 копеек). Давно уже в России укрепился обычай вести двойной счет деньгам: на серебро и ассигнации, при чем один рубль стоил приблизительно 4 ассигнационных. Это вело к многим неудобствам. При расчетах продавцы и покупатели условливались, какими деньгами (монетою или бумажками) произвести платеж; при этом они сами устанавливали “курс обмена” и более хитрый зачастую обманывал менее догадливого. Так, например, в 1830 году в Москве рубль крупным серебром ценили в 4 рубля ассигнациями, рубль мелким серебром - в 4 руб. 20 коп. ассигнациями, а за рубль медью давали на ассигнации 1 р.20 коп. При такой путанице люди бедные и мало понимавшие в денежных расчетах несли убытки при каждой сделке и покупке. В государстве не существовало устойчивого курса ассигнаций, его не могло установить само правительство. Попытки правительства уменьшить количество ассигнаций не привели к хорошему результату. В последние годы Александра было уничтожено ассигнаций на 240 миллионов рублей, но их осталось еще на 600 миллионов и ценность их нисколько не поднялась. Надобны были иные меры.

Министром финансов при императоре Николае был ученый финансист генерал Егор Францевич Канкрин, известный своею бережливостью и умелой распорядительностью. Ему удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесцененных ассигнаций и на замену их новыми денежными знаками. Помимо случайных благоприятных обстоятельств (большая добыча золота и серебра), образованию металлического запаса помогли выпущенные Канкриным "депозитные билеты" и "серии". Особая депозитная касса принимала от частных лиц золото и серебро в монете и выдавала вкладчикам сохранные расписки, "депозитные билеты”, которые могли ходить как деньги, и разменивались на серебро 1:1. Соединяя все удобства бумажных денег с достоинством металлических, депозиты имели большой успех и привлекли в депозитную кассу много золота и серебра. Такой же успех имели и “серии”, то есть билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой процент и ходившие, как деньги, с беспрепятственным разменом на серебро. Депозитки и серии, доставляя казне ценный металлический фонд, в то же время приучали народ к новым видам бумажных денежных знаков, имевших одинаковую стоимость с серебряной монетой.

Меры, необходимые для уничтожения ассигнаций, были предметом долгого обсуждения, в котором деятельное участие принимал и Сперанский. В 1839 г. было решено объявить денежной единицей серебряный рубль и считать его “законною мерою всех обращающихся в государстве денег". По отношению к этому рублю был узаконен постоянный н обязательный для всех курс ассигнаций из расчета 350 руб. ассигнациями за 100 рублей серебром. А затем (в 1843 г.) был произведен выкуп о этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебряную монету или же на новые "кредитные билеты", которые разменивались на серебро уже 1:1. Металлический запас и был необходим для того, чтобы произвести этот выкуп ассигнаций и чтобы иметь возможность поддержать размен новых кредитных билетов. С уничтожением ассигнаций денежное обращение в государстве пришло в порядок: в употреблении была серебряная и золотая монета и равноценные этой монете бумажные деньги.

1819 г. Новые очень либеральные таможенные тарифы. Почти полное восстановление “свободной торговли”.

1822 г. Возврат к протекционизму. Эти, фактически - запретительные, тарифы действуют (с некоторыми смягчениями) вплоть до 1857 г. Это способствует бурному подъему текстильной промышленности (мануфактуры в Иваново-Вознесенске, Орехово-Зуево, Москве и др. городах). Таможенный доход увеличился в 2,5 раза составив одну из самых крупных доходных статей в бюджете.

1832 г. Установление таможенной границы между Польшей и остальными частями империи (существовала до 1851 г.).

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII в. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.

21.1. Эпоха Петра Великого

Предпосылки реформ

В конце XVII -начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.

В целях преодоления опасности потери национальной независимости, приобретения достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Хотя необходимость социально-экономических и политических перемен и назрела, но Россия, в силу специфики своей общественной системы, не могла пойти на столь решительные преобразования эволюционным путем. Здесь была также неуместна, да и бессмыслена европейская революционная борьба со средневековой корпоративностью снизу. Народные восстания и смуты осуществлялись в рамках и традициях восточного образца, а посему не решали проблем новой эпохи. Требовались смелость и решительность сверху, широкий спектр государственных реформ и сильный, неутомимый, по-своему одержимый лидер, способный взять на себя реализацию накопившихся проблем.

Реформаторская деятельность Петра I

Петр I , обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества.

История не сохранила четкого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I , разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Реформаторская деятельность вряд ли знает много аналогов. Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

Перестройка государственного управления

Для осуществления столь масштабных задач в российских условиях требовалось прежде всего их политическое обеспечение - укрепление и предельная централизация системы государственного управления, получившей название абсолютной монархии. Царь, а с 1721 г., по итогам Северной войны, император, обладал полной, ничем не ограниченной законодательной, исполнительной, судебной и духовной властью.

Опорой власти монарха стал государственно-бюрократический аппарат, целиком зависящий от государя и беспрекословно ему подчинявшийся. Петр I пошел даже на нарушение традиции престолонаследия, установив в 1722 г. право императора назначать наследника престола по своему усмотрению. Но воспользоваться этим правом Петр I так и не успел.

Структура системы государственного управления прошла ряд последовательных преобразований. Сначала былая Боярская дума стала Ближней канцелярией, затем - Правительствующим Сенатом (1711). Все девять членов Сената лично назначались царем сообразно их деловым качествам. Сенат ведал государственным бюджетом, осуществлял надзор за государственным аппаратом и т.д. Сам Сенат был подконтролен генерал-прокурору и обер-прокурору, находящимся в непосредственном подчинении императору.

Ранее действовавшие приказы были заменены коллегиями. Их насчитывалось 12 (1721 г.). И каждой отводилась конкретная сфера государственной деятельности. Так, Камер-и Штате -контор-коллегии ведали соответственно доходами и расходами государства. Берг-коллегия - горной металлургией, Мануфактур-коллегия - казенными и рядом частных мануфактур, Коммерц-коллегия - внутренней и внешней торговлей.

Следует отметить, что впервые были созданы органы управления, призванные способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д. На Военную, Иностранных дел, Юстиц-коллегии и другие возлагались соответствующие функции. После упразднения в России патриаршества управление церковью было возложено на Духовную коллегию, преобразованную в Святейший правительственный Синод, возглавляемый обер-прокурором Синода. Безусловно, коллегии улучшили организацию государственного управления, повысили эффективность деятельности административного аппарата. Способствовали, правда, лишь на первых порах, ограничению режима личной власти. Теперь место русского самодержавия XVII в. заняла чиновничья-дворянская монархия XVIII в.

Страна подверглась новому административному делению. Теперь во главе каждой из восьми российских губерний стоял губернатор, наделенный административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Следует отметить, что Петр I не был безоглядным сторонником демократии. Сформированный им бюрократически-помещичий аппарат он старался держать под контролем. В 1719 г. он разделил страну на 11 губерний и 50 провинций. В свою очередь провинции, возглавляемые воеводами, делились на уезды. За губернаторами теперь оставались лишь военные и судебные дела.

В 1722 г. был утвержден Табель о рангах, законодательно закрепивший реформаторскую деятельность Петра Великого и ставший подлинным сводом законов о государственной службе. Теперь служба монарху, который олицетворял собой государство, была фактически пожизненной. Она вознаграждалась из казны, распорядителем которой опять же являлся государь. Табель определял 14 рангов чиновников гражданской, военной и придворной службы. При этом чиновники, достигшие 1-8-го рангов, становились потомственными дворянами, а чиновники 9-14-го - могли рассчитывать только на личное дворянство. Главное заключалось в том, что произошел разрыв с былой патриархальностью. Дворянам предписывалось начинать службу с самых низших чинов. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.

Особое место в государственной политике Петра I занимало отношение к армии. Уже в начале XVIII в. государь создал регулярные армию и флот. Рядовой состав комплектовался рекрутированием из представителей крестьян и посадских людей. Офицерский корпус в основном был представлен дворянством. Служба в армии для всех была пожизненной. При этом служилые как офицеры, так и солдаты получали жалование. Это превращало армию в надежную опору абсолютизма, способствовало ее использованию не только в прямых отражениях внешних врагов, но и для подавления народных волнении внутри страны.

Первый русский корабль «Орел»

Социальная политика и положение трудящихся

Основная тяжесть преобразований Петра выпадала на долю трудящихся. Негативный социальный настрой основной массы населения относительно «иноземных», чуждых русскому народу нововведений, гнет государственного давления, рост податей, ужесточение эксплуатации и т.п. выливались в многочисленные восстания - астраханское, булавинское (1707-1709 под руководством казацкого атамана К.Булавина), волнения стрелецких отрядов и др. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была направлена деятельность общин.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Помещик на уборке урожая

Усиление эксплуатации повлекло за собой значительное бегство притесняемых людей. К середине 20-х годов их число достигло более 200 тыс. Петром I был издан даже специальный указ (1724), требовавший письменного разрешения помещика на уход крестьянина на заработки с определением сроков, что фактически положило начало оформлению паспортного режима в стране.

Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Правда, делить, дробить собственность запрещалось. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменен.

Экономическая политика Петра I

Столь грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Налоги

И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719- 1724 гг. выявила почти 5,5 млн. ревизских душ мужского пола - помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.

Денежная реформа

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка - для мелкой торговли, серебряный рубль - для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Рубли 1707 и 1721 гг .

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.

По мнению многих исследователей, развитие капитали­стических отношений в России второй половины XVIII века было обусловлено имущественным расслоением крестьянства и проникновением товарного производства в сельское хозяйство.

В первую очередь, это касалось оброчных районов, где барщина была заменена натуральной платой. Значительная часть крестьян разорялась. Им приходилось порывать связи с землей и искать работу вне земледельческих промыслов. Этим самым создавался рынок труда для крупной промышленности.

России в то время удавалось идти впереди некоторых европейских стран по отдельным количественным показателям крупного промышленного производства. В первую очередь это касалось русского железа, которое Россия продолжала поставлять в изрядных количествах в Европу.

Однако в то время как Англия вступила в эпоху промышленного переворота, промышленная техника России оставалась старой. Отсталые формы носили промышленные отношения в таких отраслях, как металлургическая, суконная.

И все-таки рост предприятий продолжался. Если в 1767 году в России насчитывалось 385 мануфактур (суконных, полотняных, шелковых, стекольных и прочих) и 182 железоделательных и медеплавильных завода, то к концу столетия количество подобных предприятий удвоилось.

Урал занимал ведущее положение в металлургии. Он давал девяносто процентов выплавки меди и шестьдесят пять процентов производства чугуна всей империи. На территории этого промышленного района в семидесятые годы восемнадцатого столетия действовали 84 медеплавильных доменных и железоделательных завода.

Пропорционально росту предприятий росла и их производительность. Выплавка чугуна в конце столетия по сравнению с семидесятыми годами удвоилась и составляла десять миллионов пудов.

В середине века началось промышленное освоение южного Урала. Частные предприниматели занялись строительством горных заводов, что было обусловлено, в первую очередь, ростом спроса на железо па внешнем рынке. Увеличивалась потребность в металле, особенно в меди, и внутри страны.

Наряду с. титулованной знатью заводы строили и купцы-предприниматели: И.Твердышев, И.Мясников, семейство Осокиных и др.

В начале века средоточием крупных предприятий легкой промышленности были города. Во второй половине XVIII столетия промышленный капитал проникает и в деревню. Владелец мануфактуры раздавал сырье и орудия труда окрестным крестьянам или скупал у них полуфабрикаты. Так возникли рассеянные мануфактуры, в которых был центра­лизован лишь конечный этап производства.

Чаще всего рассеянные мануфактуры появлялись в полотняной промышленности. Здесь совершался тот же процесс, что и в западной Европе. Домашние крестьянские промыслы превращались в придаток мануфактуры, крестьяне превращались в надомников, что давало толчок к имущественному расслоению среди крестьян.

Россия в то время не испытывала затруднений с сырьем и даровой рабочей силой, что обуславливало возможность выгодного сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках. Помещики очень скоро смекнули, что к чему, и занялись устройством вотчинных мануфактур. В центральных, южных и западных землях Империи создавались суконные, полотняные, кожевенные, стекольные, винокуренные и прочие предприятия. Однако работа на этих предприятиях для большинства рабочих, то есть крестьян, являлась одной из форм барщины.

Разумеется, что предприятия с привлечением крестьян не могли превратиться со временем в капиталистические фабрики. Потому, несмотря на абсолютный рост дворянских мануфактур, к концу столетия удельный вес их падает за счет увеличения числа купеческих и крестьянских мануфактур с применением наемной рабочей силы.

Легкая промышленность дала значительное число капиталистических Мануфактур выросших, чаще всего, из крестьянских промыслов. Ивановский текстильный район в середине века использовал, как правило, наемных работников, а не посессионных крестьян.

По сравнению со многими западными странами, Россия располагала большим числом крупных предприятий в легкой промышленности. Среди них встречались такие, на которых работало до двух тысяч человек и даже больше. Предприятия, обслуживаемые 300-400 рабочих, считались средними.

Князья Хованские на своей суконной фабрике исполь­зовали труд более чем двух с половиной тысяч рабочих, Гончаровы - владельцы парусной мануфактуры - в конце XVIII века использовали труд более полутора тысяч рабочих.

Регистр Мануфактур-коллегии 1767 года свидетельствует о том, что на российских предприятиях в то время трудилось около восемнадцати тысяч наемных рабочих; вместе с надомниками они составляли цифру в двадцать пять тысяч. Принудительный труд частновладельческих крестьян пре­обладал лишь на суконных мануфактурах, в остальных же отраслях производства, таких, как шелкоткацкая, парусно-нолотняная, хлопчато-бумажная и др., преобладала ка­питалистическая эксплуатация труда. Отсюда можно заключить, что во второй половине XVIII века имелась четкая тенденция к увеличению числа наемных рабочих, занятых в российских мануфактурах.

Увеличение удельного веса наемного труда особенно заметно в промышленных предприятиях Украины - таких, как табачная, винокуренная и кожевенная промышленности; в стекольной промышленности Эстонии, в бумажной промышленности Латвии.

В это же время отмечается рост наемного труда в металлообрабатывающей промышленности центральных районов России. Наемный труд широко применялся в мелких крестьянских предприятиях: мукомольных, маслобойных, кожевенных, мыловаренных, свечных, железоделательных и других. Наемный труд приобретал большое значение в наводном и отчасти в гужевом транспорте, в судостроении и на погрузочно-разгрузочных работах.

Около двухсот двадцати тысяч наемных рабочих трудилось в России в шестидесятые годы XVIII века. К концу столетия их количество почти удвоилось.

Расслоение крестьянства в наиболее широких масштабах происходило в селах, где издавна занимались ткацким и металлообрабатывающим промыслами.

Процесс превращения села в крупный торговопромыш-ленный центр, становящейся в последствии городом, отчет­ливо заметен на примере сел Иваново и Павлово, жители которых формально числились крестьянами, но к концу XVIII века уже не занимались земледелием.

В поисках заработков в такие города-деревни стекалось население из окрестных районов. Паспорта и отпускные документы стали выдаваться на все более длительный срок, пока наконец крестьяне-оброчники не превращались в постоянных жителей Москвы, Иванова и других промышленных центров.

Даже на крупных предприятиях горной промышленности Урала распространялось применение наемного труда…

И все-таки рынок рабочей силы значительно отставал от роста промышленности. Особенно это заметно в промышленности Урала. Чтобы привлечь отходников из центральных районов, промышленник нередко выдавал им аванс, это несколько задерживало оборот капитала.

Многие мануфактурщики были вынуждены значительно сокращать объем производства в период летних сельско­хозяйственных работ. Далеко не всем промышленникам удавалось полностью использовать производственную мощность своих заводов. Владелец мануфактуры обязан был делиться своей прибылью с помещиком, так как размер жалованья оброчного крестьянина, как рабочего мануфактуры, определялся не только прожиточным минимумом, но и суммой оброка, уплачиваемого помещику. Развитие производства таким образом тормозилось.

россия европа дворянство монархия

Первая половина XVIII века в России -- время невиданных изменений практически во всех сферах жизни страны. Непревзойденный реформатор земли русской, Петр Первый повернул страну «на запад». При нем Россия впервые ощутила себя периферией Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. На европейский «вызов» Петр стремился дать европейский «ответ», проведя реформы во всех областях государственной жизни, имевшие безусловно революционный характер. За первую четверть века из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, страна превратилась в Российскую империю -- одну из величайших держав мира.

За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот, развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика.

За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь экономических и людских ресурсов. Не удивительно, что после его смерти общество откатилось назад, в грязное болотце фаворитизма, дворцовых интриг и переворотов. Понадобилось несколько десятилетий чтобы страна снова набралась сил и мужества ставить перед собой серьезные задачи цели и решать их, напрягая восстановленные силы.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим; и так же, как и тогда, перед нами стоит вопрос о жизнеспособности как реформ, так и всей страны. Опыт Петра и анти-опыт бироновщины и дворцовых переворотов снова, как никогда, нужны нам на нашем пути.

XVIII век в российской истории стал довольно сложным и противоречивым периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру; активизировалось и вмешательство государства в экономику.

В сам же этот реформаторский век Россия вошла извсё больше отстававшего в экономическом и политическом отношении, «бунташного» XVII столетия. В конце XVII -- начале XVIII вв. экономика страны не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли.

Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю -- имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время; контроль же на Балтике установила Швеция.

Для достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры главный источник богатства страны (именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения). И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающем, кирпичной, мукомольной и других отраслях, Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.

И все же наиболее важным итогом экономического развития первой половины XVIII века стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если и конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200 (из них, 69 -- в черной и цветной металлургии, 18 -- лесопильных, 17 -- пороховых, 15 -- суконных, среди других -- кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.).

В начале XVIII века государство играло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильскнй, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастер Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию -- лидеров в области металлургии того времени.

В целях увеличения доли внутренней торговли в государственных доходах была объявлена монополия на продажу ряда товаров (дорогие вина, водка, табак, соль, деготь, икра, предметы роскоши и т.п.). Кроме того, была использована форма откупов: купец-откупщик получал право на продажу преимущественно монополизированных товаров, а также на прибыли от рыбной ловли, сенокосов, мостов, мельниц и пр.Анисимов Е.В. Время петровских реформ. -- Л., 1989.

Особое внимание Петра I было направлено на развитие внешней торговли. Широко подчеркивая славу отечественного купечества и усиливая его позиции, Петр I, как уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот, а принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом, осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению се от конкуренции иностранных мануфактур.

Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 15%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных -- всего 696.

Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.

В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров и европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

Сельское хозяйство, как и раньше, оставалось хозяйство основной сферой народнохозяйственной деятельности в стране. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба -- рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой. Для Heчерноземья -- сам-2--3, для Черноземья -- сам-5--6.

Итак, мы можем сделать вывод, что, несмотря на сложности и противоречия в экономическом развитии первой половины XVIII века, он в целом принес определенные плоды в этом направлении, а, главное, -- стал переломным и необратимым этапом на пути «вестернизации» как российской экономики, так и государства в целом.Ключевский В.О. Значение Петра I. -- М., 1989.