Экономическая безопасность. Субъекты и объекты управления экономической безопасностью россии

Понятие"экономическая безопасность"является относительно новым в украинском лексиконе, хотя оно довольно распространенное и давно используется в практической деятельности на. Западе. Проблема экономической безопасности впервые викрис стализувалася в 30-х годах прошлого века на территории. США. Актуальность этого вопроса было обусловлено тогдашней мощной мировым кризисом и необходимостью наработки мероприятий быстрого реагирования на угрозы такого масштаба в рамках национальной экономики. В 70-х годах прошлого века под понятием"экономическая безопасность"начали понимать важнейшие составляющие национальной безопасности, и довольно быстро этот термин получил широкое распространение в экономически развитых капиталистических странанах.

В экономической сфере. Советского. Союза проблемы экономической безопасности рассматривались преимущественно с точки зрения внешнеэкономической деятельности или экономической преступности. Согласно определению, которое дает поле итологичний энциклопедический словарь, экономическая безопасность - это состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне определять пути и формы своего экономического развития. Следует отметить, что в ц ьому определении фактически рассматривается лишь внешняя сторона понятия - независимость. Существуют подходы, которые трактуют экономическую безопасность как обеспечение способности к выживанию страны в случае стихийных и е кологичних бедствий или в условиях национальных и мировых экономических катастроф. При таких подходах вопросы экономической безопасности трактуется односторонне, то есть ее существование связывают лишь с влиянием внешних фа кторого время внутренние факторы, которые также существенно влияют на экономический потенциал, глубоко не исследуются. Однако разрушительное влияние внутренних факторов на все сферы народного хозяйства оказался более масштабным и долгосрочным, чем влияние внешних факторекторів.

Лишь в начале 90-х годов стали уделять внимание и другим аспектам безопасности: экологическим, прямым и косвенным последствиям чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения, росту организованной й преступности, утрате научно-технического потенциала, культурной деградации нации тощ.

Характеризуя специфику, проявляя сущностные характеристики экономической безопасности, прежде всего следует акцентировать внимание на ее"включенности"в общую систему национальной безопасности. Национальная безопасность уборки ае в себя всю совокупность превентивных мер экономического, технологического, военно-политического, правоохранительного, дипломатического и иного характера, разработаны относительно тех или иных угроз, как с у счета текущего времени, так и в расчете на перспективу. Национальная безопасность - разноплановая и многоуровневая проблема, охватывающая все сферы жизнедеятельности и нуждается в научно обоснованной кон концепции, рассчитанной на длительную историческую перспективву.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система в целом , так и ее различные составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структура. Ури, семья, отдельная личность тощ.

Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы, биржи, фонды и страховые компании), а также предприятия, учреждения и организации как к государственного, так и частного сектора экономик.

Не исключается и участие граждан и их объединений в поддержке экономической безопасности. Более того, такие действия должны всячески поощряться государством. Однако активное участие гражданина в обеспечении экономического ной безопасности невозможна без осознания им важности этой государственной дела и проявления активной жизненной позиции. Кстати, в. Конституции Украины четко указано, что наряду с защитой суверенитета и террит ориальнои целостности Украины обеспечение ее экономической безопасности является важнейшей функцией государства и делом всего украинского народоду.

Экономической безопасности присущ интегральный характер, поскольку она является результатом совместных усилий всей нации, что проявляется через действия всех ветвей власти на всех уровнях (от всеукраинского до место в ного), имеющихся в государстве сил и средств, объединений граждан и отдельных оси.

На сегодня существуют определенные противоречия между отдельным гражданином и государством в сфере обеспечения ими своей экономической безопасности. Ведь государство выступает не только гарантом экономической безопасности своих граждан, но и сама может быть для них источником угроз (обесценивания денежных сбережений, задержки с выплатой заработной платы и других социальных выплат, непомерные налоги и т.п.). Когда государство создает для своих граждан угрозу, что значительно превышает ту опасность, от которой она их защищает, то такое государство вряд ли вызывать у граждан уважение. Более того, она не сможет быть выразителем национальных экономичным их интересесів.

В период кардинальных экономических преобразований, когда создается мощный негосударственный сектор экономики, очень важно, чтобы частные предпринимательские структуры заботились не только о собственных интересах и безопасность как это наблюдается сейчас, но и учитывали интересы государства и общества и способствовали обеспечению экономической безопасности Украины. Ведь когда, например, валютные средства отечественных коммерческих структур в садятся в иностранных банках, укрепляя экономический потенциал зарубежных стран, то они подрывают его в Украине. Финансовое обескровливания собственной страны ведет к уменьшению уровня ее обороноспособности, неспра можности социально защитить уязвимые слои населения, развивать науку, образование, культуру и в конечном итоге может привести к потере самой государственности. Государство должно принимать все необходимые меры для нейтр ализации подобных угроз своей экономической безопасностиеці.

Предметом государственной деятельности в сфере экономической безопасности являются:

Мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, т.е. выявления и прогнозирования угроз

Разработка конкретных мер, реализация экономической политики и институциональных преобразований, устраняющие или смягчающие вредное влияние выявленных факторов и угроз в рамках единой программы эко ономичних реформ стран.

Возрастает роль и значение правоохранительного обеспечения экономической безопасности. При масштабной криминализации экономики, когда на ее состояние влияют организованная преступность и коррупция , овладевшие разному ных механизмами влияния на принятие многих государственных решений, возможности изменения экономической политики и практики, разработка стратегии экономической безопасности в значительной мере зависят от способности где ржавые, ее правоохранительной системы коренным образом изменить криминальную ситуацию в экономикеі.

Необходимым элементом государственной деятельности является государственно-правовая защита экономики - обоснована на познании законов общественного развития структурно-интегрированная система мер, принимаемых компетентн ими государственными органами для охраны интересов субъектов экономической деятельности и обеспечение развития рыночной экономик.

Объектом государственно-правовой защиты выступают отношения субъектов экономической деятельности, возникающие в процессе реализации ими своих законных прав, с учетом возложенных на них обязанностей - зако онными путями способствовать последовательному развитию социальной и других отраслей жизнедеятельности граждан Украины при интеграции страны в мировую экономическую систем.

Анализ направлений государственно-правовой защиты экономической деятельности доказывает их многоаспектность, в зависимости от функций субъектов. При этом эффективность деятельности указанных субъектов во многом за алежить от знания ими объекта приложения своих усилий. Именно поэтому для подразделений правоохранительных органов, основным направлением деятельности которых является борьба с экономической преступностью, актуален анализ оп еративно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых в сфере экономикки.

Рассмотрение сущности государственно-правовой защиты экономической деятельности будет односторонним без анализа ее деятельной стороны, т.е. обеспечение исполнения правовых предписаний. Несмотря на кажущийся стихийный характер рынка, эффективность экономической деятельности непосредственно связана с законностью и дисциплиной при ее осуществлении. Соблюдение законности в сфере экономики следует понимать как одинаковое понимание и точное выполнение положений законов всеми субъектами экономической деятельности. Необходимо также руководствоваться тем, что далеко не все стороны экономической жизни регулируются законами, и зачастую субъекты эконом ичной деятельности, вступая в отношения между собой, определяют их порядок по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме понимания и выполнения положений законов, к содержанию законности, считаем, ма есть входить и возможность (способность) реализации субъектами своих законных праправ.

В главных условий невыполнения положений законов относятся:

Отсутствие механизма реализации положений закона;

Противоречие закона традиционным устоявшимся нормам жизни;

Отсутствие контроля со стороны властных структур;

Существование ведомственной практики инструктивного толковании положений закона, при котором чаще всего скрывается или искажается главная суть;

Преднамеренное (или по незнанию) невыполнение законов и т.д.

Первый этап обеспечения законности в экономической сфере деятельности связывают со своевременным доведением положений законов к субъектам. Отметим, что разнообразие принятых законов и, собственно говоря, отс ность надежных информационных каналов доведения их до исполнителей, не акцентируя внимания на необходимости комментирования, нередко приводит к тому, что субъекты сами вынуждены искать нормативные акты. Отметим о, что обязанность информационного обеспечения субъектов экономической деятельности возложено на органы исполнительной власти, поскольку именно они отвечают за состояние соблюдения законности на местаях.

Уровень законности в экономической деятельности во многом зависит от правосознания субъектов, а это требует необходимого объема юридических знаний, позволяющих осуществлять осознанные юридические действия в в хозяйственных и других операция.

Значение государственно-правовой защиты экономической деятельности в переходный период заключается в объективной необходимости более глубокого вмешательства государства в экономику, чем это требуется в развитой экономические й системе. Эта необходимость постепенно уменьшаться в процессе развития экономики, формирования правового государства и, соответственно, улучшение социальной сферы, изменении экономико-правового мировоззрения субъект ей экономической деятельностиі.

В широком смысле экономическая безопасность - это такое состояние страны, когда обеспечивается защищенность ее экономических интересов есть содержание экономической безопасности - это интересы производства, бизнеса, торговли, ф финансовой и иной хозяйственной деятельности касается внутреннего состояния исходным экономическим интересом нации является экономическая стабильность, которая проявляется в производственном росте, повышении национально го дохода, эффективной финансовой системе и т.д.. Внешние интересы безопасности страны заключаются в исключении экономической экспансии со стороны других государств и обеспечении независимости в международных отношенияхнах.

Система экономической безопасности обеспечивает стране:

Возможность самостоятельно, без какого-либо значимого внешнего воздействия определять и проводить внутреннюю политику в экономической и других сферах;

Способность активно влиять на процессы в мире, касающихся национальных интересов страны;

Социальный миф и общественное согласие, предотвращения масштабным внутренним конфликтам, способным привести к изменению демократического политического строя

время проблема обеспечения экономической безопасности многомерная и многоаспектная. Особого внимания заслуживают вопросы криминализации жизненно важных сфер экономики. Результаты криминологических исслед жень свидетельствуют о высокой степени проникновения преступности в сферу общественно-экономических отношений Экономическая преступность достигла такого уровня, что является реальной угрозой национальной безопасности. Это один из нас следствий потери контроля над исполнением законов в стране. Поэтому особую остроту приобретают проблемы организации правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности в условиях системного кризиса должна быть выработана адекватная современному состоянию развития общества государственная правоохранительная политика, а также соответствующие средства и формы правоохранительной деятельности. Очевидно, что эти меры должны быть ск ладовыми звеньями общей цепи усиления регулятивной роли государствдержави.

В экономической системе страны выделяют такие важнейшие блоки проблем, позволяющих раскрыть содержание экономической безопасности:

Проблемы, связанные с сохранением и поддержанием народнохозяйственного комплекса страны. Народнохозяйственный комплекс страны рассматривается как определенная система, состоящая из подсистем. Дисбаланс порт зкив между подсистемами может привести к разрушению всей системы. Поэтому особенно важно своевременно выявлять угрозы и находить оптимальные решения по их недопущения и предотвращения ниним.

Проблемы, связанные с поддержкой функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях: аварии на жизненно важных объектах, землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.. Эти явления способны встряхнуть экономику всей страны, создать угрозу экономической безопасности в целом. Экономические масштабы этих ситуаций измеряются объемами прямых и косвенных потерь. ВВП и расходами госбюджета на их преодолениеня.

Проблемы, связанные с преобразованием отношений собственности. Отсутствие четкой правовой базы порождает коррупцию государственного аппарата, множество экономических преступлений, криминализацию экономики и общества, рез зке расслоение общества на богатых и бедныхх.

Экономические проблемы взаимодействия с внешним миром. На сегодня реальную угрозу Украине составляют не внешние факторы, а развал экономической системы страны. В современных условиях анализ внутренних факторов и разработка конкретных эффективных мер по предотвращению внутренних угроз наиболее актуальные и значимыещі.

Сущность экономической безопасности заключается в обеспечении экономического развития Украины с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и природоохранном ис истанни сырьевых ресурсов и окружающей среды.

. Экономическая безопасность - это система обеспечения устойчивости национальной экономики, сохраняет свою целостность и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние угрозы

Для более глубокого понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями"развитие"и"устойчивость"

Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, резко сокращается возможность выживания, возможность сопротивления и приспособленности к внутренних и внешних угроз. Развитие экономической системы обычно связывается с экономическим ростом, а его темпы рассматриваются как характеристики этого роста. При падении показателей говорят не столько о отрицательный экономический зрос зования, сколько о деградации экономической системеми.

Акцент на устойчивости не случаен. Ведь именно устойчивость экономической системы связана с ее способностью сохранять динамическое равновесие, успешно адаптироваться с помощью политических, правовых и других механи измов к изменяющимся, в частности эффективно преодолевать кризисные явленийа.

Устойчивость - важнейшая характеристика экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных и горизонтальных связей внутри системы, здатнис во выдерживать внутренние и внешние"нагрузки"Если система теряет устойчивость, то говорят о ее разрушение, катастрофу. Чем устойчивее экономическая система, соотношение производственного и финансово-ба нкивського капитала и т.д., тем жизнеспособнойю є

экономика, а потому и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций, дисбаланс связей между различными компонентами системы приводит к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от б безопасного состояния в небезпечного.

Стратегия экономической безопасности предусматривает:

Определение характеристики внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и где ержавы

Определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности и обеспечивают защиту жизнеспособности страны;

Механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизнеспособности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия

Практическая реализация. Государственной стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей с социально-экономического развития страны. Такая система является основой и содержанием экономической политики государстви.

Экономическая безопасность поддерживается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и другими, включая защиту государственной тайны. Кроме того, экономический оценки последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб, и на этой основе определить систему приоритетев.

Объект — это то, на что направлена деятельность человека любого характера: познавательная, исследовательская, практическая. Объектом могут выступать как предметы, существующие независимо от сознания человека, так и созданные им. В силу того что безопасность имеет конкретный предметный характер, т.е. безопасность кого-либо или чего-либо, объектом безопасности является все то, что подвержено угрозам различного вида. К объектам безопасности относится то, по отношению к чему человек применяет специальные механизмы для предотвращения угроз или обеспечения его безопасности.
Поэтому можно говорить, что объект безопасности определяет содержание инструментов, обеспечивающих его безопасность, что имеет важное значение в организации деятельности соответствующих служб. Объектами безопасности являются предметы, их свойства, функции, выполняемые предметами, процессы, интересы субъектов.
Все множество объектов безопасности может быть разделено на классы в соответствии с двумя классификационными критериями: 1) принадлежностью субъекта к структурному уровню, его масштабом; 2) видами опасности. Экономическая безопасность — многоуровневое явление и включает в себя:
1) мегауровень — страны;
2) макроуровень — региона;
3) микроуровень — хозяйствующего субъекта;
4) уровень отдельного гражданина.
На уровне гражданина, человека объектом безопасности являются его права и свободы, которые условно делят на следующие основные группы: социальные (например, право на образование и культурное развитие); экономические или материальные (право на труд и жилье); политические и личные (духовные, право на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни).
На микроуровне в качестве объекта выделяются интересы предпринимателя как экономической системы и хозяйствующего субъекта, к которым относятся свобода предпринимательства, экономический потенциал организации.
На макроуровне региона в качестве объекта выделяют интересы отдельного региона во взаимосвязанных социальной и экономической сферах: экономический потенциал региона; наличие полезных ископаемых и природных богатств; экологическое состояние региона; человеческие ресурсы и социальные отношения.
На мегауровне как объект выделяют интересы государства, общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность, систему организации государственной власти, систему институциональных отношений (отношений, связанных с социальными институтами, т.е. с определенной формой организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей), экономику страны в целом (в широком смысле экономика — это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, материальный базис общества; в узком смысле — совокупность отдельных отраслей и видов производства), экономический потенциал страны, природные богатства и полезные ископаемые, экологическое состояние, человеческие ресурсы.
Интересы указанных экономических субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены и в то же время противоречивы. Интересы субъектов каждого уровня качественно отличны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материальный и социальный уровни граждан государства будут выше, если государство экономически развито и стабильно. В экономически развитом государстве хозяйствующие субъекты и граждане платят больше налогов. В этом заключается также и противоречие интересов субъектов, относящихся к различному уровню государственной структуры. Поэтому организация обеспечения безопасности объектов каждого уровня является уникальной, учитывающей не только сложные взаимосвязи объектов в рамках одного уровня, но и межуровневые связи.
Государство является объектом экономической безопасности на мегауровне в силу того, что государство как целостная система подвержено внутренним и внешним угрозам.
Сложная иерархическая структура экономической системы страны предопределяет многоуровневость и объектов экономической безопасности. Аналогично объектам безопасности количество уровней объектов экономической безопасности равно четырем:
1) мегауровень — экономика страны в целом;
2) макроуровень — экономика регионов и отраслей;
3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (домашние хозяйства, предприятия, объединения хозяйств или группы);
4) уровень человека, гражданина.
К объектам экономической безопасности на государственном уровне относятся:
. экономический комплекс государства, включающий хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики;
. полезные ископаемые;
. природные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, включающие трудоспособное население;
. недвижимость;
. финансовые ресурсы и финансовая система в целом.
К объектам экономической безопасности на региональном уровне относятся:
. экономический комплекс региона, включая хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики, расположенные на территории региона;
. полезные ископаемые, расположенные на территории региона;
. природные ресурсы, находящиеся на территории региона (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, в том числе трудоспособное население региона;
. недвижимость, расположенная на территории региона;
. финансовые ресурсы и финансовая система региона.
К объектам экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта относятся:
. природные ресурсы (земля, воздух, вода);
. ресурсы организации (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные);
. технологии;
. различные виды деятельности (производственная, коммерческая, снабженческая, управленческая и т.д.);
. сотрудники организации, ее руководители, акционеры.
К объектам экономической безопасности на уровне человека, гражданина относятся имущество, принадлежащее ему, и право на труд.

экономический управление безопасность

В специальной литературе предлагаются различные определения понятия «экономическая безопасность». Так, в солидном монографическом труде «экономическая безопасность» трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

Сущность экономической безопасности, подчеркивают авторы монографии, реализуется в системе критериев и показателей (индикаторов). Выделяются такие показатели, как уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

В экономической литературе даются количественные характеристики уровней безопасного состояния экономики, их пороговые значения (табл.).

Показатели экономической безопасности РФ

Показатели

Пороговые значения

Фактическое состояние

Соотношение фактических и пороговых значений

Объем ВВП на душу населения, в% от среднемирового

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности

Доля в промышленном производстве машиностроения

Объем инвестиций, в% от ВВП

Расходы на научные исследования, в% от ВВП

Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение)

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 1996 г.)

Продолжительность жизни населения

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

Объем наличной иностранной валюты, в% от объема наличных рублей

Доля импорта во внутреннем потреблении, всего,

в том числе продовольствия

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму

Приведенные в таблице пороговые значения уровней экономической безопасности РФ применительно к началу ХХI века, к сожалению, мало изменились. Если оценивать уровень государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, разрушение индустриальных основ национальной экономики, региональную экономическую дезинтеграцию, резкую дифференциацию в доходах и нарастание безработицы, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечку финансовых средств за рубеж, то по этим показателям экономическая безопасность РФ продолжает снижаться.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народно-хозяйственного комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Снятие угрозы деградации народного хозяйства непосредственно связано с использованием в этих целях потенциала оборонных отраслей промышленности. Здесь по-прежнему сосредоточено высококачественное оборудование, передовые технологии и лучшие специалисты.

К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68 месте в мире5. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.

Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. На это качество указывал еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика». За годы реформ получили развитие такие отрицательные черты нравственности у работников, как безынициативность, агрессивность, конфликтность, циничное отношение к обществу, государству и человеку, взяточничество, рэкет, коррупция.

В условиях онаучивания производства, его постоянного усложнения человеческие ресурсы, их профессионализм, компетентность и нравственность в значительной мере определяют экономическую безопасность общества.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

Промышленность России в настоящее время ориентирована преимущественно на производство промежуточного продукта - топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно две пятых промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики более чем на половину изношены, а в топливно-энергетическом комплексе изношенность уже достигает почти 80% 7.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.

В третьем тысячелетии передовые страны мира - США, страны Европы и Япония - стоят на пороге нового этапа научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий ХХI века во все сферы жизни.

Ведущим направлением в научно-технической сфере является гуманизация технического прогресса, усиление жизнеобеспечивающей ветви НТП, смещение приоритетов в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, т.е. в сторону тех направлений науки и техники, которые повышают качество жизни людей.

Вторым важным направлением НТП является снижение энергоемкости и металлоемкости общественного производства. Развитые страны существенно продвинулись на этом пути, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей сможет осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов. Реализация этого направления будет способствовать обеспечению устойчивого развития отдельных стран и глобальной экономики.

Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий - Интернет - сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.

Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного отхода от энергосырьевого экспорта к более сбалансированному участию путем интеграции отечественного научного и технологического потенциала в мировую экономику, экспорта наукоемкой продукции и услуг, подключения к стратегическим альянсам.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность - необходимым сельскохозяйственным сырьем.

Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко усугубились в результате избранного варианта проведения аграрной реформы. Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспеченности страны продовольствием. Заметно снизилась товарность сельского хозяйства. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным. Сложившиеся неблагоприятные условия создают реальную угрозу потери продовольственной независимости страны, которая может стать свершившимся фактом, если органами исполнительской власти и хозяйствующими субъектами не будут предприняты эффективные меры по ее преодолению.

Объектами экономической безопасности являются:человек и гражданин – благосостояние, удовлетворение потребностей и уровень жизни;общество – поступательное развитие, сохранение и приумножение духовных, морально-этических, культурных, исторических, интеллектуальных и материальных ценностей, информационного пространства, сохранение окружающей среды;государство – суверенитет, независимость, эффективность и рост национальной экономики, решение социальных задач, конкурентоспособность.Субъектами обеспечения экономической безопасности являются:

· Президент Украины;

· Верховная Рада;

· Кабинет Министров;

· Рада Национальной безопасности и обороны;

· Национальный банк;

· министерства и центральные органы власти;

· суды общей юрисдикции;

· прокуратура;

· местные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· СБУ, СВР, ГПС ГТС;

· граждане и общественные организации.

54.Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

Унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы

большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

Высокий уровень монополизации экономики;

Высокий уровень инфляции;

Недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

Слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения

ресурсов в хозяйственный оборот;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных

направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в

другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

Вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего

рынка зарубежными фирмами;

Тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии

управленческих решений;

Низкая инвестиционная активность;

Предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

Потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства

механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня

образования;

Несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий

ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

Низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

Криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

Массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

Незаконный перевод финансовых средств за границу.

К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

55. Социально-экономическая ситуация в России как опасность для страны.

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты), суициды (самоубийства) и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.Социальные опасности в рассматриваемом контексте могут быть также классифицированы по определенным признакам.

1. По природе, связанные: с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и т. д.); с физическим насилием (войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, терроризм, захват заложников и пр.); с употреблением веществ, которые негативно действуют на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение); с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т. д.); с суицидами.

2. По масштабам событий: локальные, региональные, национальные, глобальные.

3. По организации: случайные, преднамеренные.

4. По половозрастному признаку: характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей и пр.

56. Основные направления государственного участия в обеспечении безопасности в сфере предпринимательства.

При выработке концепции защиты следует в первую очередь исходить из того, что конечной целью применения любых мер противодействия угрозам является защита персонала, материальных и финансовых средств и информационных ресурсов от нанесения им материального и морального ущерба в результате случайных или преднамеренных действий.По целям защитные мероприятия должны обеспечивать: предупреждение появления угроз; выявление возможных направлений и степени нарастания опасности; обнаружение реальных действий, приносящих ущерб предпринимательству; пресечение разглашения и утечки информации и несанкционированного доступа к ней; ликвидацию последствий неправомерного получения информации и ее использование злоумышленниками.Защитные меры, обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства, можно рассматривать как объектовые, групповые и индивидуальные, а по характеру – активные и пассивные средства и мероприятия.Обеспечение экономической безопасности предпринимательства можно классифицировать следующим образом: по целям действий – предупреждение, выявление, обнаружение, пресечение и ликвидация последствий; по направлениям обеспечения – правовая, организационная и инженерно-техническая защита; по видам угроз – разглашение, утечка, несанкционированный доступ; по объектам – территория, здания, помещения, аппаратура; по уровням охвата - объектовая, групповая, индивидуальная; по видам объектов – персонал, материальные и финансовые ценности, информация; по характеру – активные и пассивные. В предпринимательской среде следует разграничивать формированные группы и объединения по принципу их защищенности.Однако главным в безопасности предпринимательства являются экономические рычаги по возмещению ущерба и предотвращению негативных последствий для организации бизнеса. В этом заключается основной смысл обеспечения экономической безопасности предпринимательства от противоправных действий. А если так, то поддержание правопорядка в экономической сфере заключается в развитии судебной системы с ведущей ролью арбитражных судов. Только арбитражные суды, а не административные и другие внешнеэкономические меры могут воссоздать нормальный правопорядок в экономике и сделать предпринимательство цивилизованным.
57. Пути и средства обеспечения экономической безопасности.

К числу факторов, которые определяют уровень экономической безопасности России большинство исследователей относят: 1) Геополитическое и экономико-географическое положение России; 2) Экономическую и военно-политическую мощь России; 3) Ориентацию институциональной системы страны на поддержание важнейших отраслей национальной экономики; 4) Приоритеты экономической политики России в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение европейских стандартов качества жизни населения страны; 5) Параметры отраслевой и региональной структур ВВП; 6) Условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе международных организаций; 7) Наличие резервов стратегически важных материальных благпервого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.Основой обеспечения экономической безопасности России является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий: 1) для поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей российской экономики на внешних и внутренних рынках; 2) для достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».

58.Основные виды внешних угроз современной России.

Основные внешние угрозы:развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;вмешательство по внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;чрезвычайная ситуация военная конфликтнаянестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странахнаращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных России государств;вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

59.Условия обеспечения безопасной и эффективной интеграции России в мировую экономику.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить:

Формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;- исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

Достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

Обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;

Долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками


60. Объекты опасного информационного воздействия.

Объектами опасного информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть:сознание, психика отдельных людей и их сообществ (если выделить социальные объекты информационной безопасности, то таковыми являются личность, коллектив, общество, государство, мировое сообщество);информационно-технические системы различного масштаба и назначенияЕсли объектом такого воздействия является сознание людей, то речь идет о разглашении государственных тайн, вербовке агентов, специальных мерах и средствах по обеспечению подслушивания, медикаментозных, химических и др. воздействиях на психику с целью "развязать язык" и заставить что-то забыть, использовании детекторов лжи и т.д. Информационную безопасность от воздействий данного вида осуществляют органы цензуры, службы обеспечения секретности, контрразведка и другие субъекты информационной безопасности.

Если же информация выводится из технических систем, то речь идет о технической разведке или шпионаже (перехвате телефонных разговоров, радиограмм, сигналов других систем коммуникации), проникновении в компьютерные сети, банки данных и т.д. Подобного рода деятельностью занимается, например, Агентство национальной безопасности США, затрачивая на это около 15 млрд.долл. в год. Противодействуют технической разведке органы контрразведки, структуры, занимающиеся теорией и практикой защиты компьютерных средств, систем связи и т.д.


61.Проблемы конфиденциальности и достоверности информации в Интернете.


62. Способы и методы защиты информационных ресурсов.

Обеспечение безопасности информации требует сохранения следующих её свойств:- целостности;

Доступности;

Конфиденциальности.

Целостность информации заключается в её существовании в неискажённом виде, т. е. неизменном по отношению к её исходному состоянию. Под целостностью информации понимается свойство информации сохранять свою структуру и/или содержание в процессе передачи и хранения.

Доступность - свойство, характеризующее способность информации обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным.

Конфиденциальность - свойство, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определённого круга пользователей, а также статус, предоставленный данным и определяющий требуемую степень их защиты. Методы обеспечения информационной безопасности весьма разнообразны.Сервисы сетевой безопасности представляют собой механизмы защиты информации, обрабатываемой в распределённых вычислительных системах и сетях. Инженерно-технические методы ставят своей целью обеспечение защиты информации от утечки по техническим каналам - например, за счёт перехвата электромагнитного излучения или речевой информации. Правовые и организационные методы защиты информации создают нормативную базу для организации различного рода деятельности, связанной с обеспечением информационной безопасности. Теоретические методы обеспечения информационной безопасности, в свою очередь, решают две основных задачи. Первая из них - это формализация разного рода процессов, связанных с обеспечением информационной безопасности. Так, например, формальные модели управления доступом позволяют строго описать все возможные информационные потоки в системе - а значит, гарантировать выполнение требуемых свойств безопасности. Отсюда непосредственно вытекает вторая задача - строгое обоснование корректности и адекватности функционирования систем обеспечения информационной безопасности при проведении анализа их защищённости. Такая задача возникает, например, при проведении сертификации автоматизированных систем по требованиям безопасности информации.


63. Основные категории источников, обладающих конфиденциальной информацией. Комплексность характера системы защиты информации.


64. Виды комплексной защиты конфиденциальной информации.


65. Сущность техногенных опасностей, характер их воздействия на человека.

. ТЕХНОГЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

Потенциальная опасность – угроза общего характера, не связанная с пространством и временем. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаро-взрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в аксиоме: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна». Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность – конкретная угроза воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

Пример. Движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность. Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная сфера.

Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное, желаемое состояние объектов защиты безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.


66. Причины негативных воздействий техносферы на человека.

Техносфера - это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест. Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы , так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.

67.Требования к производственному оборудованию в вопросах безопасности.

Общие требования безопасности к производственному оборудованию установлены ГОСТ 12.2.003-74. В них определены требования к основным элементам конструкции, органам управления и средствам защиты, входящим в конструкцию производственного оборудования любого вида и назначения.

Специфические особенности производственного оборудования учитываются по каждому его виду отдельными стандартами.

Основными из общих требований являются следующие. Производственное оборудование должно быть безопасно при монтаже, эксплуатации и ремонте как отдельно, так и в составе комплексов и технологических схем, а также при транспортировании и хранении. Оно должно быть пожаровзрывобезопасным. Все это рассчитывается на обеспечение безопасности в течение всего срока службы оборудования.

Все виды производственного оборудования должны охранять окружающую среду (воздух, почву, водоемы) от загрязнения выбросами вредных веществ выше установленных норм.

Непременным условием является обеспечение надежности, а также исключение опасности при эксплуатации в пределах, установленных технической документацией. Нарушение надежности может возникнуть в результате воздействия влажности, солнечной радиации, механических колебаний, перепада давлений и температур, агрессивных веществ, ветровых нагрузок, обледенения и т. п.

Материалы, применяемые в конструкции производственного оборудования, не должны быть опасными и вредными. Не допускается использование новых веществ и материалов, не прошедших проверки на пожаробезопасность. Установленные требования к производственному оборудованию обеспечиваются выбором принципов действия, конструктивных схем, безопасных элементов конструкции и т. п.; применением в конструкции средств механизации, автоматизации и дистанционного управления; применением в конструкции средств защиты; выполнением эргономических требований; включением требований безопасности в техническую документацию по монтажу, эксплуатации, ремонту, транспортированию и хранению.

Составные части оборудования должны исключать возможность их случайного повреждения, вызывающего опасность.

Конструкции производственного оборудования, имеющего газо-, паро-, пневмо-, гидро- и другие системы, выполняются в соответствии с требованиями безопасности, действующими для этих систем.

Конструкция оборудования должна исключать возможность случайного соприкосновения работающих с горячими (> + 45 °С) и переохлажденными частями.

Выделение и поглощение оборудованием тепла, а также выделение им влаги в производственных помещениях не должны превышать предельно допустимых концентраций в рабочей зоне.

Конструкция производственного оборудования должна предусматривать защиту от поражения электрическим током, включая случаи ошибочных действий обслуживающего персонала, а также исключать возможность накопления зарядов статического электричества в опасных количествах.

При полном или частичном прекращении подач энергоносителя (электрического тока, жидкости в гидросистемах, сжатого воздуха и т. п.) к приводам этих устройств рабочие органы производственного оборудования, а также захватывающие, зажимные и подъемные устройства не должны представлять опасности.

Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать исключение или снижение до регламентированных уровней шума, ультразвука, вибрации, а также вредных излучений.

К основному оборудованию для обеспечения его безопасности при эксплуатации и защиты обслуживающего персонала дополнительно предусматривают защитные устройства . Их можно подразделить на специальные иобщие .

Специальные защитные устройства объединяют защитные устройства от радиоактивных излучений, электрического тока, проявлений атмосферного электричества и т. п., предусматриваемые при проектировании оборудования.

Общие защитные устройства включают ограждения, блокировки, тормоза и другие приспособления.

Требования техники безопасности к специальным защитным устройствам приведены в соответствующих разделах книги. Они являются наиболее совершенными средствами защиты работающих от воздействия опасных и вредных факторов.

Общие защитные устройства предназначаются для ограждения движущихся или опасных для прикосновения частей механизмов и приборов, исключая возможность доступа к ним; блокировки ограждений с электродвигателем, а также приборами для его пуска и защиты; приспособлений, обеспечивающих безопасность пуска и надежность останова механизмов, приборов сигнализации безопасности.


68.Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек - машина».

Человеческие факторы представляют собой характеристику человека (или группы людей) и машины (или технические системы), проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия в системе «человек - машина», функционирование которой определяется достижением поставленной цели. Человеческие факторы имеют отношение прежде всего к тому аспекту этого взаимодействия, который определяется деятельностью человека. Правильное сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем «человек - машина» и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением. Учёт человеческие факторы является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учёт осуществляется при проектировании деятельности человека в системах «человек - машина». Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами, инструментами, органами ручного управления и т.д.) в соответствии с основной целью функционирования создаваемой системы. На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используются человеком для осуществления этого вида деятельности.

Различают понятия «Человеческие факторы» и «личный фактор». В отличие от Человеческие факторы, понятие «личный фактор» (введённое в связи с изучением ошибочных действий человека, влекущих за собой аварии на производстве и транспорте) включает индивидуальные характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует. Человеческие факторы - сравнительно новое понятие, возникшее в связи с изучением и проектированием систем «человек - машина» как функционального целого

Тема 18. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

1. Объект и субъект экономической безопасности. 2. Основные угрозы ЭБ. 3. Государственная деятельность по обеспечению ЭБ. 4. Международное сотрудничество в области БЖД.

Вопросы для самопроверки к разделу VII .

1.Объект и предмет экономической безопасности. В специальной литературе понятию «экономическая безопасность» (ЭБ) даются различные определения. Так, в солидном монографическом труде «экономическая безопасность» трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

Фактором, в значительной степени определяющим ЭБ страны, является производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения. Именно от их величины во многом зависят уровень, качество и продолжительность жизни населения, состояние его здоровья, качество питания, уровень образования, финансовые возможности государства и общества по обеспечению социальной защиты нетрудоспособных, развитие науки и культуры.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народнохозяйственного комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Содержание понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» может быть рассмотрено в относительно статичном состоянии как комплекс таких важных для национальной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы.

К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах - по этому показателю россияне находятся на 68-м месте в мире. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать ее по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем трудоспособность рабочего США.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах (рис. 11). 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности РФ - это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ. Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

Рис. 11. Система национальной безопасности в сферах ЖД общества

Главным национальным интересом в области экономики, сформулированным в государственной стратегии ЭБ РФ, является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России возможна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию - вооружением, социальную сферу - предметами потребления и услугами, а экспорт - конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

В системе показателей индикаторов ЭБ необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики. ЭБ государства зиждется на его финансовом могуществе.

Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Сегодняшнее состояние российский экономики в значительной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств, поэтому необходимо усиление механизмов защиты экономики.

Концепция ЭБ России должна основываться на учете многообразия факторов, включая ее главный элемент - рост эффективности экономики. В связи с этим ЭБ - это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие.

Ситуация в экономике России и в мировой экономике обусловливает необходимость комплексного подхода к этой проблеме связанной с жизнеобеспечением общества и населения. Можно выделить две основные классификационные группы ЭБ как объекта использования.

Таким образом, объектом ЭБ является экономическая система и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопасности.

Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований, отвечающих требованиям ЭБ.

ЭБ понимается как многоуровневое явление и включает: - ЭБ страны в целом; - ЭБ региона; - ЭБ отрасли и отдельного предприятия; - ЭБ отдельного гражданина и предпринимателя.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей. Личная безопасность любого гражданина включает обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя следует понимать безопасность жизни предпринимателей, их сотрудников, клиентов, а следовательно, и безопасность их деятельности. Внешняя опасность заключается в том, что в данном случае можно отобрать, украсть или заставить отдать деньги, организационно-финансовые инновации или важную информацию. Опасность может грозить и изнутри, со стороны ближайшего окружения, знакомых или даже сотрудников, являющихся скрытыми «агентами влияния».

ЭБ организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственны) связей, социально-психологическую обстановку, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Нормативные гарантии подразумевают правовое обеспечение хозяйственной деятельности организации, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защиту правомерного поведения подразделений и работников организации в целях его безопасности, использование мер государственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы организации. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы ЭБ организации.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выделения и устранения угроз деятельности организации, использования механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров, а также принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллектива организации для обеспечения его безопасности.

Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и Использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов организации, обеспечивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

2. Основные угрозы экономической безопасности

Угрозы интересам России в области обеспечения ЭБ многоаспектны. В настоящее время наиболее актуальны и реальны угрозы, связанные с продолжающимся в течение всех лет реформирования ростом цен, снижением платежеспособного спроса, ухудшением состояния рынка ценных бумаг, криминализацией банковской деятельности и сферы предпринимательства, снижением инновационной активности. Эти проблемы обусловлены тем, что в переходный период рыночные отношения слаборазвиты и не создают сильного мотивационного поля для повышения эффективности и экономического роста (см. табл. 7).

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции складывающиеся в социальной и научно-технической сферах.

Таблица 7.

Общая классификация угроз экономической безопасности

Угрозы экономической безопасности

Внутренние

1 .Продолжающийся спад производства

1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия

2. Низкая инвестиционная активнос­ть и переток капитала к частнику

3 Низкая конкурентоспособность

2.Сырьевая направленность экспорта

4.Ухудшение инновационной сферы

3.Дискриминационные меры зарубе­жных стран к российским товарам

5. Свёртывание научной сферы

6. Структурная деформация экономики

4. Высокий уровень внешнего долга

5. Агрессивная политика иностран­ных компаний на рынках сбыта

7. Рост безработицы

8. Имущественное расслоение людей

6 Скупка за бесценок российской собственности

9.Слабое использование недр

10 Криминализация экономики

7. Вложения средств в российскую экономику для устранения конкуренции

11 Региональный сепаратизм

12. Слабость правовой базы

13. Концентрация бедных слоев

14. Рост материало- энергоёмкости продукции

15.Рост взаимной задолженности

16.Просчёты политики реформ

В лучшем положении находится ресурсный потенциал: Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает развитие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию великой державой. Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал России. Объемы производства сократились, резко сократились геологоразведочные работы, что сказалось на уменьшении прироста ресурсов.

Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия; рост бедности.

Имущественное расслоение населения характерно для всех стран. Однако степень этого расслоения, амплитуда колебания доходов различных групп населения не должны быть чрезмерными. В этом отношении в России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3-5% очень богатых людей (удачливых предпринимателей, обогатившихся, как правило, за счет бизнеса с государственным имуществом, аномального развития российской экономики) значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп больше чем 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно составляет 1:6:8, то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12-14, по отдельным городам и регионам - еще выше.

К ряду факторов, непосредственно работающих против ЭБ, относится инвестиционный кризис. Замедление инвестиционных процессов уже сказывается на ее настоящем, превращая технологическую опасность и угрозу ЧС в повседневный факт современной хозяйственной жизни.

3. Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности

Обеспечение ЭБ является важнейшей функцией государства. В Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопасности. В нем сказана: «Цель государственной стратегии ЭБ - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения ЭБ практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане».

Обеспечение ЭБ страны должно иметь характер государственной политики и предусматривать комплекс, систему мер политического, экономического, административно-режимного, пропагандистского и специального характера, объединенных стратегическим замыслом, общими целями и задачами.

В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, существенное внимание уделено обеспечению информационной безопасности в области экономики страны. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности страны.

В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике на внутреннем российском рынке появились товары и услуги множества отечественных и зарубежных коммерческих структур - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т. п., препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и других организаций.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешнеэкономической деятельности РФ.

4. Международное сотрудничество в области БЖД.

Современное международное сотрудничество России в области БЖД человека и охраны ОС осуществляется по трем основным направлениям: 1) международные организации; 2) международные конвенции и соглашения; 3) многосторонние и двусторонние связи.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, от гибели животного и растительного мира. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. Таким образом, недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения БЖД.

Всемирный союз охраны природы (МСОП), основанный в 1948 г. (расположен в г. Гланд, Швейцария), является старейшей и крупнейшей в мире независимой международной некоммерческой организацией. Союз объединяет 78 государств. МСОП играет руководящую роль в мировом природоохранном движении в деле распространения единого подхода к сохранению целости и разнообразия живой природы, к использованию природных ресурсов на принципах устойчивого развития. Деятельность Союза известна по таким публикациям, как Красные книги и «Списки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения», «Всемирная стратегия охраны природы», «Списки национальных парков и охраняемых территорий» и др.

В 1957 г. ООН учредила специальную организацию – Между народное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ – проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.

Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких либо военных целей.

Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ создана в 1948 г. и объединяет 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.

В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение.

Конвенция вводит Россию в новый этап разоружения. Она запрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных, требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсировать бывшие объекты по производству оружия, создает предпосылки для сотрудничества, помощи и торговли химической продукцией и технологиями, внедряет в обращение механизм международного контроля.

«Повестка дня на ХХI век» - это программа деятельности по устойчивому развитию, разработанная Конференцией ООН по ОС и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Эта программа охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с деятельностью по переходу к устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровне. Для устойчивого развития, отмечается в «Повестка дня на XXI век», необходимо учитывать экономические, социальные, культурные, политические и экологические факторы, а также проблемы здоровья как нынешнего, так и будущих поколений. Деятельность, которая обеспечит переход к устойчивому развитию, должна отвечать условиям экономической эффективности, социальной справедливости, ответственности и экологической безопасности.

Международная организация гражданской обороны (MOГО) создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие. По решению IX сессии Генеральной ассамблеи МОГО в странах – членах этой организации, в том числе и в России, 1 марта отмечается как Всемирный день гражданской защиты.

Межправительственная океаническая комиссия (МОК) была создана в 1960 г. в целях исследования значения океана для человечества. Вскоре было заключено более 250 международных договоров, соглашений, конвенций, имеющих природоохранительное значение. Среди них такие важные, как московский договор 1963 г. «О запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», который подписали более 100 стран. В мае 1972 г. было подписано межправительственное соглашение между СССР и США, охватывающее 11 крупных проблем в рамках 39 конкретных проектов.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) – международная межправительственная организация. Она начала деятельность с 1951 г., объединяет 185 стран. Местонахождение – Женева ВМО осуществляет сотрудничество в области метеорологических наблюдений и исследований, обмена информацией и др. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату. В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата.

Самой известной международной общественной организацией является «Гринпис» («Зеленый мир»), образованная в 1971 г. В настоящее время «Гринпис» имеет 27 отделений в разных странах мира, в том числе в России и на Украине. В России «Гринпис» существует с 1992 г.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) крупнейшая в мире неправительственная международная экологическая организация, основанная в 1961 г. Деятельность Фонда нацелена прежде всего на сохранение биоразнообразия, продвижение устойчивого использования природных ресурсов, а также предотвращение неоправданного бытового загрязнения. Он объединяет 27 национальных отделений во всем мире, а также 5 млн индивидуальных членов. Средства на осуществление своих программ Фонда получает в виде благотворительных пожертвований от частных лиц, правительств, международных агентств и компаний.

Международный социально-экологический союз (МСоЭС) единственная общественная некоммерческая организация, объединяющая независимо работающие неправительственные организации и группы из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Испании, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, США, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии и Шотландии. МСоЭС – самое крупное общественное экологическое объединение на территории бывшего СССР.

Согласно Уставу МсоЭС цель этой организации - «объединение интеллектуального потенциала, материальных и финансовых средств, организационных возможностей членов Союза во имя защиты природы Земли и населяющих ее живых существ, для сохранения и восстановления природного и культурного наследия человечества, физического и духовного здоровья людей, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития».

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) это финансовый механизм предоставления грантов и льготных кредитов странам-получателям на осуществление проектов и деятельности, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. ГЭФ был учрежден в 1991 г. как экспериментальная программа, которая осуществляется в соответствии с Программой ООН по ОС (ПР ЮНЕП)и Всемирным банком. В марте 1994 г. правительства 73 стран-участников после проведения успешных переговоров решили реорганизовать программу и пополнить ее основной фонд более чем 2 млрд долл., с условием их использования для финансирования проектов и деятельности по предотвращению изменения биологического разнообразия, охране международных вод и предотвращению разрушения озонового слоя.


Экономическая безопасность. Производство – финансы – банки. М.: Финстатинформ, 1998. – с. 12.

Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. – М.: - с. 17.