Экологический налог: за моду на борьбу с выбросами заплатят регионы. Вместо транспортного – экологический. Выиграют ли россияне от замены налогов

Экологический налог: за моду на борьбу с выбросами заплатят регионы. Вместо транспортного – экологический. Выиграют ли россияне от замены налогов

Следующая новость

Минтранс планирует заменить транспортный налог экологическим, сообщила газета «Известия ». Его сумма будет рассчитываться, исходя из количества вредных выхлопов. Региональную дифференциацию отменят — размер налоговой ставки станет единым для всей страны. Как отразится новая инициатива ведомства на автомобилистах и будет ли она введена — в материале «360».

Фото: РИА «Новости» / Владимир Астапкович

Транспортный налог в России могут заменить экологическим, сообщила газета «Известия» со ссылкой на источники в Минтрансе. Эта инициатива проводится в соответствии с «Транспортной стратегией РФ до 2030 года». Целесообразность такого изменения в ведомстве докажут до конца этого года.

Сейчас сумма транспортного налога зависит от нескольких факторов: региональных ставок, времени владения автомобилем и его технических характеристик. Для каждого автомобилиста он рассчитывается индивидуально — узнать точную цифру можно на сайте Федеральной налоговой службы.

Экологический налог будет рассчитываться исходя из количества выделяемого машиной углекислого газа. Эти показатели указаны в паспорте любого транспортного средства. Сэкономить на налоге, зарегистрировав машину в другом регионе, теперь не получится — размер ставки станет единым по всей России.

В Минтрансе позицию по введению экологического сбора пока не сформировали — обсуждения идут лишь на экспертном уровне. «Соответственно, ни правительственным, ни другим заинтересованным ведомством от Минтранса предложений пока не входило. Надо подчеркнуть, что это вопрос больше налоговой, чем транспортной политики», — рассказал «360» начальник управления общественных связей ведомства Тимур Хикматов.

«Люди ездят на старых машинах от безысходности»

В случае введения экологического налога, владельцам старых автомобилей придется платить больше, пояснил «360» автоэксперт Игорь Моржаретто. Обсуждаемая инициатива должна подтолкнуть россиян к покупке более качественных авто. Экологический налог на транспорт введен во многих странах мира — в частности, Западной Европе и Японии. «Надо понимать, что в России у людей нет экономической возможности менять старые автомобили на новые — их владельцы, как правило, пенсионеры и небогатые люди. Они ездят на таких машинах от безысходности», — уточнил Моржаретто.

Вводить такой сбор нужно с большой оглядкой на реальную ситуацию. Такие предложения возникали не один раз и дело до ума так и не довели. Потому, что всегда возникал вопрос о пенсионерах и малоимущих. Такая идея хорошая, но в нынешних экономических условиях она не пройдет

— Игорь Моржаретто.

Экологический налог более справедливая мера, чем транспортный, считает председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. «Экологический налог — более правильное решение, особенно с точки зрения крупных городов, где 90% загрязнений происходит из-за автотранспорта», — рассказал он в интервью «360». Нововведение будет стимулировать людей покупать не только новые, но и экологически чистые автомобили — гибриды и электрокары.

Вопрос в том, чтобы это не превратилось в обычный сбор средств. Если не будет стимулирования, чтобы люди действительно покупали автомобили более экологичного класса, сама система не изменится. Надо у человека сформировать понимание долгосрочной перспективы, чтобы он понимал к чему стремиться. Чтобы люди понимали, что проще купить электрический автомобиль на ближайшие десять лет

Министерство транспорта выступило с инициативой заменить существующий транспортный налог экологическим - об этом пишут «Известия ». Чем обернется это нововведение для автомобилистов?

В России планируют ввести экологический налог на автомобили, но победить смог в городах он поможет едва ли. Фото Дарьи Селенской

Нелогичный налог

Сейчас транспортный налог зависит от мощности двигателя и региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Собранные средства в основном пополняют региональные дорожные фонды, то есть налог формально берется за износ автомобилем дорожной инфраструктуры. Многие отмечают нелогичность исчисления такого налога в зависимости от мощности мотора.

Власти уже пытались систематизировать транспортный налог, заменив его на топливные акцизы, чтобы больше платил тот, кто больше ездит. По факту после введения акцизов транспортный налог так и не отменили - это привело бы к снижению доходов бюджета на 140 млрд рублей. Поэтому сегодня автомобилист платит и за мощность, и за пробег.

Замена транспортного налога на экологический подразумевает серьезные изменения. Во-первых, не будет региональной привязки и налог станет единым для всей России. Во-вторых, исчисляться он будет в пропорции к выбросам углекислого газа СО2.

Причем тут СО2?

Углекислый газ наряду с водяным паром является основным компонентом автомобильных выхлопов. Его количество измеряется обычно в граммах на километр пробега (г/км). Де-факто количество СО2 пропорционально расходу топлива (при заданном типе топлива), и вычисляют его именно так: на стенде определяют средний расход топлива и пересчитывают на выбросы СО2.

Для европейских автомобилей выбросы СО2 являются паспортной величиной, которая указывается в документах на автомобиль и во многих странах используется для расчета налога. Фактически, Минтранс предлагает скопировать европейские принципы налогообложения со своими тарифами.


По европейским меркам даже самый слабенький Ford Focus - отнюдь не предел экологических мечтаний

Для примера, Ford Focus 1.6 со 105-сильным бензиновым мотором имеет паспортные выбросы СО2 равные 136 г/км. В Великобритании за такой автомобиль придется заплатить 200 фунтов налогов в год (15 тысяч рублей). В Москве владелец такого Ford Focus отдаст в качестве транспортного налога 2625 рублей.

Чем опасен СО2

Углекислый газ СО2 не нужно путать с пресловутым СО - угарным газом, который контролируют при техосмотре автомобилей и который крайне токсичен.

СО2 же практически безвреден: его «выдыхают» не только машины, но и сами люди. Он жизненно необходим для растений.

В Европе СО2 ограничивают по двум причинам. Газ считается парниковым и, согласно доминирующей сейчас концепции, ведет к глобальному потеплению. Его зависимость от расхода топлива позволяет облагать налогом наиболее прожорливые автомобили, стимулируя покупку гибридов и электромобилей.

Но к российским реалиям термин «экологический налог» применит с натяжкой. Для большинства российских городов проблемой является не столько грядущее глобальное потепление, сколько выбросы токсичных компонентов. Этому способствует и архаичность российского автопарка, где из 50 млн автомобилей около половины - старше 10 лет.

Ради заботы о чистоте воздухе помимо расхода топлива правильнее было бы учесть и экологический класс автомобиля, который, кстати, указан в свидетельстве о регистрации в отличие от выбросов СО2.

Но здесь возникает пресловутая дилемма, потому что владельцы старых и наиболее грязных машин считаются в России священной коровой, как социально незащищенные слои населения. Поэтому карбюраторные автомобили, чадящие маршрутки и старые большегрузы не облагаются налогами «на грязность».


Жителей мегаполисов больше волнует не призрачный СО2, а вполне осязаемый смог. Фото Дарьи Селенской

Сколько будем платить?

Пока власти обсуждают лишь сам принцип налогообложения, и информации о тарифах нет. Но можно предположить, что на начальном этапе существенного увеличения налогов для среднестатистических автомобилей мощностью 70-150 л.с. не будет. При этом наверняка поощрят владельцев экологичных машин с электрическим и гибридным приводом.

Зеленая лихорадка

В Европе ограничения на выбросы СО2 приобрели обсессивный характер и касаются не только частных лиц, но и автопрома в целом.

Например, власти учитывают средние выбросы СО2 для всех автомобилей, выпущенных данным производителем, ограничивая их «оптом». Нормативы крепчают каждый год, и к 2020 году достигнут величины 95 г/км. Ей соответствует средний расход топлива на уровне 4 л/100 км.

Примерно такие показатели обеспечивает гибридная Toyota Prius или Kia Picanto с литровым мотором. Компаниям не запрещено выпускать автомобили с более высоким уровнем выбросов, но их необходимо уравновешивать нужным количеством экологических «чахоток». К примеру, уже сейчас компании Audi т ребуется выпускать 27 бензиновых Audi A1 1.4 TSI на каждый Audi A8 с 550-сильным мотором, чтобы итоговый уровень выбросов уложился в нормативы.

Долгое время панацеей считались дизели, которые обеспечивают пониженные выбросы СО2, однако после скандала с Volkswagen репутация дизелей резко упала.

Сегодня основная надежда производителей связана с переходом на электромобили: машины без классического ДВС разрабатывает сегодня почти каждый крупный производитель, а Volvo и Jaguar Land Rover стали первыми компаниями, анонсировавшими полный переход на электромобили и гибриды в перспективе 2-3 лет.


Jaguar готовится к выпуску стильного i-Pace, который является первым электромобилем компании. Через несколько лет такие машины будут доминировать в модельном ряду Jaguar (и не только).

В вопросах экологии Россия традиционно следует за европейскими странами, в том числе, подготавливая почву для перехода на электромобили. На днях «Россети» анонсировали масштабное развитие сети зарядных станций для электромобилей, в том числе, в столицах регионов, в частности, в Ч елябинске, Красноярске, Перми, Самаре, Белгороде, Пскове и других.

Возможность отмены транспортного налога в России обсуждалась уже несколько раз. Сегодня эта тема снова стала актуальной. Только на этот раз привычный налог предлагают не отменить, а заменить экологическим сбором. Разбираемся в тонкостях этой инициативы Минтранса в рубрике "Вопрос-ответ".

Транспортный налог отменят?

Министерство транспорта России действительно намерено отменить транспортный налог для автомобилей и ввести вместо него экологический сбор, сообщают "Известия ". Обоснование целесообразности такого нововведения будет представлено до конца 2017 года.

Работа проводится в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года. Этот документ предусматривает снижение энергоемкости транспорта и более широкое применение экономичных транспортных средств.

От чего зависит размер транспортного налога?

В настоящее время в России действует транспортный налог, который раз в год обязаны платить физлица и раз в квартал – юридические. При этом размер налога для разных автомобилей отличается. На сумму налога влияют:

Региональные ставки;

Мощность двигателя;

Модель и марка ТС;

Год выпуска;

Срок владения транспортным средством;

Доли в праве собственности.

От чего будет зависеть размер экологического налога?

Основой для расчета размера экологического налога станут конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа. Эти данные прописаны в паспорте технического средства (ПТС). При этом в Минтрансе отмечают, что у нового налога не будет региональной дифференциации. Следовательно, и не будет лазейки, когда юрлица практиковали регистрацию своих транспортных средств в регионах с более низкими ставками транспортного налога.

В ведомстве подчеркнули, что вместе с корректировкой системы налогообложения обсуждается регламентация времени работы двигателей транспортных средств на холостом ходу. Это позволит снизить расход топлива и вредные выбросы автомашин на стоянках, остановках, при прогреве двигателя в холодное время года и при вынужденных простоях.

В итоге налог станет больше или меньше?

Перемены будут выгодны только владельцам новых, современных автомобилей, так как для них налог станет ниже, чем сейчас, благодаря более высокому экологическому классу. Подержанным авто придется несладко. Для их владельцев налоговая нагрузка может увеличиться. Для регионов замена налогов существенно ударит по карману. Получается, что в целом по России налоговые поступления в бюджет могут возрасти.

По информации "Автостата", на 1 июля 2017 года парк автомобильной техники в России составлял порядка 50 млн единиц. Около 60% общего количества автомобилей - иномарки, из которых только 40% соответствуют экологическим стандартам не ниже Евро-4. Этот стандарт был введен Евросоюзом в 2005 году. В 2015–2016 годах в ЕС состоялся переход на Евро-6. Перспективы внедрения этого стандарта в России неизвестны.

"Евро" - серия экологических стандартов, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей и спецтехники. Они ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и других веществ. При введении нового стандарта производители топлива обязаны его соблюдать, а автопром - выпускать автомобили, соответствующие ему.

Минпромторг совместно с Министерством финансов рассматривает вопрос о замене транспортного налога экологическим. Водители будут платить не за мощность двигателя, а за его «старость» и выделяемый во время езды углекислый и угарный газ.

Возраст автомобиля

Минпромторг уже договорился с финансовым ведомством об общих принципах отказа от транспортного налога. Об этом в интервью «Российской газете» заявил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов . По словам чиновника, почти половина (47%) автомобилей, которые «бегают» по России, – старше десяти лет, а средний возраст транспорта составляет восемь лет. Особенно сложной остается ситуация на Дальнем Востоке, где рынок наводнен подержанными японскими иномарками.

«Если взять Владивосток, там практически тысяча автомобилей на тысячу жителей, то есть каждый горожанин имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка остается достаточно высоким – 82 процента авто старше 10 лет», – говорит г-н Рахманов.

Почти половина (47%) автомобилей, которые «бегают» по России, – старше десяти лет, а средний возраст транспорта составляет восемь лет.

Тут есть и другая проблема – низкий экологический класс транспортных средств. По мнению заместителя главы Минпромторга, такое положение вещей создает серьезную угрозу, особенно для больших городов, где 60 процентов выбросов в атмосферу приходится на автомобили. Значит, как считают в ведомстве, бороться с проблемой нужно изнутри – путем повышения налогов, что станет стимулом для покупки экологически чистого авто.

Автомобильная промышленность

В поддержку фискальной реформы высказывался и бывший президент « АвтоВАЗа» Игорь Комаров . Как сообщают «Ведомости», он заявлял, что данный проект будет способствовать смене автомобилей: «Обновление парка – то, на чем живет Европа».

Естественно, автопрому такие изменения пойдут на пользу, особенно, если брать во внимание, что за текущий год произошло существенное понижение числа продаж новых легковушек. Согласно информации, предоставленной Ассоциацией европейского бизнеса, за десять месяцев 2013 года в России было продано 2,28 миллионов машин, что на 7 процентов ниже прошлогодних показателей. Затяжной спад начался с 4-процентного понижения в марте, что стало первым «падением» за три года.

Логичным считает предложение Минпромторга и зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков , пишет «Российская газета». По мнению депутата, если рассматривать транспортный налог на гибридные автомобили, то владельцу такой машины сейчас приходится платить и за двигатель внутреннего сгорания, и за электромоторы. Как раз оплату за электрическую составляющую в рамках новых изменений удалось бы снизить, а это должно существенно сказаться на уменьшении размера налога.

Отмена транспортного налога

Владельцы подержанных машин, как правило, принадлежат к прослойке населения с низким и средним доходом, это люди, которые вынуждены пользоваться «пожилым» транспортом не от хорошей жизни.

Не разделяют энтузиазма чиновников и депутатов рядовые автовладельцы, которые опасаются, что появление нового налога не не отменит прежнего. В качестве аргумента бывалые водители приводят в пример прошлогоднюю ситуацию, когда в правительстве рассматривалось предложение по отмене транспортного «бремени».

В декабре 2012 года президент Владимир Путин на встрече с руководителями думских фракций говорил о том, что необходимо постепенно « » необходимые платежи в цену на бензин. Логика изменения проста – кто больше ездит, тот больше платит. Правда тогда глава государства уточнил, что пока страна не готова к такому переходу.

На деле же вышло, что и транспортный налог остался неизменным, и акцизы на бензин поднялись. Подобного развития событий как раз опасаются автолюбители: дескать, экологический налог введут в довесок к транспортному.

Но даже без учета такого, самого пессимистичного варианта развития событий, у обсуждаемого проекта есть ряд недостатков. В частности, новый сбор может больно ударить по кошелькам социально уязвимой группы населения. Как рассказал порталу «Биржа.ru» старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов , в основной своей массе пользователи менее экологичных авто – пенсионеры, им проще заплатить налог, чем приобретать новый автомобиль – скажутся предрассудки и боязнь переплатить.

Автоэксперт Национальной службы новостей Андрей Ломанов вовсе сомневается в том, что экологический налог будет ниже существующего транспортного.

Схожей позиции придерживается руководитель направления «Avito Авто» Сергей Баландюк . По мнению эксперта, владельцы подержанных машин, как правило, принадлежат к прослойке населения с низким и средним доходом, это люди, которые вынуждены пользоваться «пожилым» транспортом не от хорошей жизни. Именно по таким собственникам ударит экологический налог, ведь для того, чтобы поменять свой автомобиль на новый, им придется серьезно раскошелиться. Исправная десяти-пятнадцатилетняя «Лада» на хорошем ходу стоит 40–70 тыс. рублей, в то время как за новую придется выложить минимум 260 тыс.

Экологические нормы

Автоэксперт Национальной службы новостей Андрей Ломанов вовсе сомневается в том, что экологический налог будет ниже существующего транспортного: «Прежде всего, конечно, попадут под раздачу автомобили со старыми эко-нормами. Но за последние годы парк российских автомобилей очень помолодел, и машин, которые действительно не соответствуют современным требованиям по части экологии, осталось мало».

В то же время специалист подчеркнул, что машина класса «Евро-5» , проезжая 500 километров в день, будет загрязнять атмосферу в тысячу раз больше, чем пенсионер на «Жигулях» 1993 года выпуска, который время от времени выезжает на дачу.

Ни одна налоговая реформа не приводила к существенному снижению фискального бремени, и вполне возможно, эта замена одного сбора другим только увеличит нагрузку на автовладельцев, рассказала в интервью «Российской газете» юрист компании «Налоговик» Марина Емельянцева . По словам эксперта, такие перемены с учетом национальных расстояний приведут к раскрутке инфляции и к тому же ударят по семьям с небольшими доходами.

Недовольство высокими ставками транспортного налога довольно активно высказывалось автомобильным сообществом и вот, похоже, власти решили изменить ситуацию. Впрочем, теперь ситуация в корне изменится, и более всего от нового экологического налога пострадают владельцы старых автомобилей.

Новый экологический налог предусматривает плату не за факт обладания транспортным средством как таковым, а за количество вредных выбросов СО2 при езде. При этом на сегодняшний день Минпромторг уже достиг договоренности с Министерством финансов по общим принципам ухода от ныне действующего транспортного налога, опираясь на опыт Европы в отношении использования экологического налога.

На сегодняшний день 47 процентов от общего автопарка Российской Федерации составляют автомобили, чей возраст превышает десять лет. При этом ситуация во многом различается в зависимости от региона.

В частности, наиболее насыщенным транспортными средствами является Дальневосточный округ, но при этом средний возраст автопарка там остается высоким. В частности, 82 процента от всех автомобилей имеют возраст старше десяти лет, что связано с активным импортом подержанных автомобилей из Японии.

При этом центральные регионы страны имеют лучшие результаты, на что оказывает влияние большая платежеспособность населения. Следует отметить также и тот факт, что на Дальнем Востоке многие автомобилисты предпочитают покупать подержанные автомобили в виду того, что за сходную сумму можно приобрести машину более высокого класса. Кроме того, здесь традиционно сохраняется недоверие к доступным иномаркам российской сборки.

Впрочем, экологический налог в России, по мнению властей, необходим не столько из-за относительной старости парка автомобилей, сколько в связи с экологическим классом ездящих по просторам страны автомобилей.

Так, половину автопарка Российской Федерации составляют транспортные средства с экологической категорией «Евро-1» и ниже, что таит существенную угрозу экологии. В особенности это касается крупных городов, где степень загрязнения атмосферы крайне высока.

С целью контроля за экологической ситуацией в больших городах Минпромторг выступил с предложением об ограничении сроков эксплуатации автотранспортных средств, главным образом – легкового коммерческого транспорта. Это ведомство, по сути, не выступает против подержанных автомобилей, а заявляет в качестве главного критерия их экологическую чистоту.

По информации Минпромторга за прошлый год в страну было ввезено порядка сорока тысяч старых автомобилей иностранного производства. При этом на них была незаконно оформлена документация о соответствии четвертому классу экологической чистоты.

Попытки внедрить вызвали полярно различные мнения. Многие считают данную меру излишней ввиду того, что большая часть автомобилей и так соответствует современным нормам, но при этом должна заправляться топливом соответствующего экологического класса.

Причем ставки акциза для топлива класса «Евро-5» окажутся ниже, нежели на бензин «Евро-3», что само по себе приведет к активизации приобретения современных транспортных средств с более «чистым» мотором.

Эксперты полагают, что такая налоговая реформа может привести к существенному увеличению налогового бремени для автовладельцев и увеличению инфляции. Кроме того, не стоит сбрасывать и то, что основной удар придется по семьям с низким уровнем доходов. Все же старые автомобили, как правило, эксплуатируют не из-за желания автовладельца, а в связи с финансовыми трудностями, которые не позволяют купить новое авто.

Следует отметить, что часть аналитиков также приходит к выводу, что волноваться владельцам автомобилей пока рано. На внедрение нового налога потребуется срок порядка пяти-семи лет. Кроме того, государству придется прибегнуть к системе стимуляции и помощи гражданам в покупке новых автомобилей, как уже было сделано в Европе.

Впрочем, следует отметить, что экологический налог не преследует своей целью снижение предыдущего транспортного налога, а потому существенных преференций ждать все равно не стоит. В теории, налоговая ставка может возрасти в 10-15 раз, что станет очень серьезным бременем для автовладельцев.

К примеру, при размере ставки транспортного налога в пять рублей владелец ВАЗовской «семерки», имеющий двигатель мощностью в 74 лошадиные силы, ежегодно уплачивает в бюджет порядка 370 рублей.

В случае, если размер экологического налога будет равен загрязнению СО2 на один километр пройденного пути, помноженный на ставку и общее количество выбросов за год. Даже в случае годового пробега, составляющего одну тысячу километров и выбросе в атмосферу 200 граммов СО2 при налоговой ставке 0.5 рубля ему придется заплатить 100 тысяч рублей, а при больших пробегах, стало быть, еще больше. Само собой, такой налог окажется непосильным для подавляющего большинства граждан страны.

Специалисты полагают, что выходом из сложившейся ситуации может стать система льгот для граждан, владеющих автомобилями с минимальным количеством вредных выбросов. Кроме того, должна быть разработана системы поддержки и для производителей топлива экологических классов «Евро-3» и «Евро-4».

К примеру, в Германии в случае, если автотранспортное средство выбрасывает в атмосферу менее 120 граммов СО2 на километр пути, его владелец от уплаты экологического налога освобождается.

Впрочем государство предусмотрело ежегодное снижение данного лимита: в частности, в 2012 году он составил 110 граммов на один километра, а в следующем году будет составлять 95 граммов. Таким образом, для того, чтобы оставаться «в тренде» и не платить налог, владельцу придется обновлять свой автопарк на более экологически чистые модели.

Кроме того, подобная схема стимулирует приобретение гибридных транспортных средств, в которых экологическая чистота достигается без ущерба для мощностных и динамических показателей машины.

Еще одним аспектом, который потребуется учесть при разработке закона, является наличие «переходного» периода для перевода автомобиля на эксплуатацию более экологичного топлива.

Следует создать различия для граждан, применяющих автомобили для личных целей и водителей, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками.

Эксперты предлагают облагать экологическим налогом в России производителей автомобилей, не соответствующих современным экологическим стандартам. Это позволит автопроизводителям активнее осваивать новые технологии и внедрять инновации в данной области.

Следует отметить, что экологический налог имеет свои преимущества и недостатки. К его плюсам следует отнести дифференциацию платы в зависимости от частоты использования автомобиля.

На сегодняшний день равную сумму вынуждены платить все, и те, кто пользуется автомобилем редко, и автомобилисты, постоянно использующие транспортное средство.

Еще одним достоинством нововведения является, конечно же, и вынужденное обновление автопарка на автомобили с лучшей экономичностью и минимальным уровнем вредных выбросов. Кроме того, автомобилестроители будут вынуждены модернизировать автомобили, что также способствует развитию альтернативных – гибридных и электрических технологий.

Однако при этом очевидны и весомые недостатки. Вполне естественно, что уровень жизни подавляющего большинства россиян намного ниже европейского. При этом экологический налог в России ударит, первым делом, по наиболее незащищенным слоям общества. И это при том, что владельцы дорогих авто, имеющие высокий доход, от налога практически будут освобождены.

По сути, новый экологический налог имеет все шансы стать своего рода «налогом на бедность», что вызовет законное недовольство граждан и может послужить катализатором роста общественного напряжения в стране.

Кроме того, с внедрением экологического налога потребуется обновление автопарка государственных учреждений, включая больницы, что потребует дополнительных затрат из бюджета. Таким образом, вопрос о своевременности внедрения нового налога и его влияния на ситуацию в стране остается открытым.

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro