Эгп расшифровка. Доклад: Экономико-географическое положение

Эгп расшифровка. Доклад: Экономико-географическое положение

Зарубежная Европа имеет несколько характерных черт, определяющих ее экономико-географическое положение. Она занимает обширную территорию, простираясь с юга на север на 5 тыс. кв. км, а с запада на восток – на 3 тыс. км.

Основные черты экономико-географического положения Зарубежной Европы

Эгп Зарубежной Европы определяется двумя факторами. Первый из них – это соседское положение стран относительно друг друга. В Зарубежной Европе преобладают небольшие по своей площади государства, которые либо разделены незначительными расстояниями, либо имеют непосредственные границы. Эти границы обычно проходят по таким природным рубежам, которые не представляют преград для транспортного соединения, благодаря чему транспортные связи между европейскими странами развиты очень хорошо.

Бельгийцы шутят, что на скоростном поезде их страну можно нечаянно пропустить и выйти в соседнем государстве. И в этой шутке есть доля истины – чтобы пересечь эту европейскую страну, достаточно двух часов.

Рис. 1. Бельгийский скоростной поезд.

Второй фактор, определяющий экономико-географическое положение Зарубежной Европы – это приморское положение большинства входящих в нее государств. Они обычно располагаются вблизи оживленный морских путей, которые “владычицы морей”, как правило, сами и прокладывали еще в эпоху Великих географических открытий. И если в восточной части региона нет страны, которая была бы удалена от моря более, чем на 600 километров, то в западной эта цифра еще меньше. Таким образом, эгп стран Зарубежной Европы определяется и их близостью к морским просторам. Есть государства, которые не зря называют “дочерьми морей” – без флота и сопутствующей инфраструктуры их просто невозможно представить. Это и Италия, и Великобритания, и скандинавские страны, и Португалия, и Испания.

Рис. 2. Порт в Ливерпуле.

Основная территория Зарубежной Европы, на которой проживает 9/10 всего населения, удалена от моря не более, чем на триста километров.

Другие факторы

Характеристика Зарубежной Европы не исчерпывается двумя описанными выше главными чертами. Следует отметить и ее выгодное положение для контактов не только внутреннего, но и внешнего характера. Зарубежная Европа не только располагается на стыке с Африкой и Азией, но и не зря называется “большим полуостровом Евразии” – она далеко выдвинута в океан. Это обеспечивает высокий уровень импорта производимых товаров по всему миру.

С географической точки зрения этот регион обычно делят на четыре части – северную, западную, южную и восточную, но экономическая карта выглядит совсем иначе и основывается на расположении источников сырья, сложившихся между странами торговых связях и уровне промышленного развития. Согласно ей Зарубежная Европа также разделена на четыре части по своим особенностям – высокоразвитую, старопромышленную, аграрную и нового освоения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Завод в Эльзасе.

Урбанизация Зарубежной Европы

Значительная часть населения региона проживает в городах – есть страны, урбанизированные более чем на 80%, что можно узнать из учебника за 11 класс. Классификация городов основывается на разных признаках – от численности населения до экономико-географического положения. Крупные европейские города имеют общую ЭГХ – они являются многофункциональными, сочетая в себе роли промышленного центра, культурного и экономического полиса и имея развитое транспортное сообщение, как внутреннее, так и внешнее.

Что мы узнали?

Какие две характерные черты определяют экономико-географическое положение Зарубежное Европы – это соседское положение стран относительно друг друга и приморское или близкое к морю расположение большинства государств. Уточнили, как определить, на какие части этот регион разделяется по географическому признаку и по уровню развития промышленности. Получили общие данные об уровне урбанизации этой части мира, выгодах его расположения и экономических преимуществах. Кроме того, получили информацию, почему географическое положение региона способствует развитию импорта, и на стыке каких частей света он расположен.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (ЭГП) - одно из основных понятий экономической и социальной географии. Особенности его в том, что оно включает в себя политико-, ресурсно-, демогеографическое положение, а также промышленно-, агро- и транспортно-географическое по­ложение и др. ЭГП изменяется во времени, то есть является категорией исто­рической. В последнее время всё большее значение приобретает изучение эколого-, информационно- и военно-географического компонентов ЭГП.

Традиционные представления об ЭГП только как о выгодном или не­выгодном уходят в прошлое. Каждая такая однозначная формулировка долж­на быть конкретизирована с учетом всех противоречий, заложенных в ней, положительных и отрицательных её сторон. При рассмотрении ЭГП необхо­димо четко различать понятия «географическое положение» и «местополо­жение». Местоположение отвечает на вопрос «где локализован объект?» (на речном водоразделе, в лесостепной зоне и т. д.). Географическое положение отвечает на вопрос «по отношению к чему?». В применении к ЭГП ответ на этот вопрос: «ковне его лежащим данностям, имеющим для него то или иное экономическое значение» (Н.Н.Баранский).

Курская область лежит в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности(выс. свыше 270 м) и входит в состав крупного экономического района Рос­сийской Федерации - Центрально-Чернозёмного, занимая его западную часть. По характеру поверхности она представляет собой пологую волнистую рав­нину, пересечённую многочисленными речными долинами, оврагами и бал­ками

Вспомним, что самый южный населённый пункт области, своеоб­разная «Курская Кушка» - х. Марьин в Беловском районе (50°57" с. ш., 35° 40" в. д.), а северный - п. Светлый Дунай в Железногорском районе (52°28" с. ш., 35°36" в. д.). На крайнем западе находится д. Городище в Рыльском рай­оне (51°39" с.ш., 34°09" в. д.), а на востоке - д. Малая Гнилуша (51°45 ! с. ш., 38°32" в. д.) в Касторенском районе. Географический центр Курской области располагается в Курском районе. По конфигурации территория напоминает форму «рыбы плывущей на запад» (куропатки на гербе Курской области так­же устремляются на запад).

Изменившееся в последнее время геополитическое положение Кур­ской области неизбежно должно вывести её на новые роли в Центральном Черноземье и Российской Федерации. Реконструкция широтной железной дороги Саратов - Воронеж - Курск - Киев может расширить транспортный выход на запад и превратить её в одни из главных ворот России в страны Ближнего Зарубежья и Европы подобно газо- и нефтепроводам. Отмена пря­мых воздушных рейсов из Уральского региона через Поволжье, Курскую об­ласть и Украину до Молдавии только подтверждает необходимость активиза­ции железнодорожного транспорта в данном направлении. Она занимает и своеобразное религиозно-географическое положение, заключающееся в по­всеместности распространения православия и удалении от центров других религий.

Преимущества современного экономико-географического положения области заложены в возможностях превращения г. Курска и других населён­ных пунктов в важные торговые центры не только по пути из России на Ук­раину, но и далее, в страны Восточной и Западной Европы, развивающиеся страны Африки и Ближнего Востока. Сегодня выгоды приграничного поло­жения используются не только на уровне рынка сбыта потребительских това­ров. Нарушенные экономические, научные, культурные и другие связи в по­следнее время имеют тенденцию к восстановлению. Многие предприятия, используя удобное расположение, налаживают взаимную реализацию про­дукции, например, Харьковского тракторного завода и АО «Агромаш» (КЗТЗ) - тракторы и запчасти к ним, осуществляют вывоз капитала и совме­стные производства кондитерских изделий и другой продукции. Используется не только прямой безденежный обмен товарами и услугами, то есть бартер, но и современные формы торговли и экономических связей.

Уникальность рассматриваемой территории заключается в её типич­ности. Соотношение ресурсов тепла и влаги здесь близко к оптимальному.

создающее возможности для наиболее рационального использования природ­ных ресурсов в сельскохозяйственном производстве, согласованного с функ­ционированием экосистем.

Наряду с этим Курская область характеризуется разнообразием при­родных и хозяйственных комплексов, систем расселения. Это одна из наибо­лее заселённых и обжитых областей центральной лесостепи Европейской час­ти России. Ранее Курская область входила в группу трудоизбыточных рай­онов России, сегодня она ухудшила своё демогеографическое положение: её коснулись острые проблемы занятости трудовых ресурсов. На фоне снижения естественного прироста населения весьма заметным оказался приток не толь­ко русских, но и мигрантов других национальностей из бывших республик Советского Союза.

Исторически Курская область сформировалась как сельскохозяйст­венная территория с высокой степенью распашки. Местонахождение её меж­ду промышленным Центром России и промышленным Югом Украины оказа­ло влияние на специализацию производства. Вместе с другими областями- соседями она поставляет в различные районы продовольствие. С одной сто­роны, это способствует развитию специализации Центра и Юга, а с другой - тормозит собственную промышленность. Резервы экстенсивного развития территории к настоящему времени исчерпаны, интенсификация сельскохо­зяйственного производства затруднена вследствие кризисного состояния эко­номики.

В последние десятилетия произошли изменения в промышленно­географическом положении Курской области в связи с формированием терри­ториально-производственного комплекса Курской магнитной аномалии и вводом в строй Курской АЭС в г. Курчатове. Это ослабило её зависимость от ввоза топливно-энергетических ресурсов, хотя и породило новые сложные экологические проблемы.

Развитию рынка сельскохозяйственных продуктов способствует удобное агрогеографическое положение изучаемой территории среди крупных массивов чернозёмных почв.

Транспортно-географическое положение области относительно бла­гоприятно. Не имея прямого выхода к морям и океанам, её территория пере­секается важными меридиональными транспортными магистралями, связы­вающими Центр России и Юг Украины, а также широтными линиями.

Отсутствие крупных судоходных рек ускорило в недалёком историче­ском прошлом строительство дорог, особенно железных. В последние десяти­летия увеличилась сеть качественных автомобильных дорог с твёрдым по­крытием, что, наряду с расширяющейся «паутиной» трубопроводов, значи­тельно изменило транспортно-географические условия.

Эколого-географическое положение области характеризуется относи­тельной близостью её к районам с сильной заражённостью радиацией вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. «Языки» радиационного загрязнения коснулись северных и северо-западных районов области. Влияние на эколо­гическую ситуацию оказывает и Курская магнитная аномалия, характер воз­действия которой на живые организмы, в том числе и на человека, изучено ещё недостаточно. Исследования учёных различных специальностей выявили негативные последствия увеличивающихся разработок залежей железных руд открытым способом. Всё это накладывается на общий неблагоприятный эко­логический фон, сформированный при отрицательном воздействии на окру­жающую среду промышленных предприятий и достаточно интенсивного сельского хозяйства. Быстрое развитие различных видов современного транспорта неблагоприятно сказывается на функционировании природных экосистем, формировании среды обитания человека. Вместе с тем в живых организмах развиваются также и разнообразные адаптационные процессы.

Являясь периферийной приграничной областью Центра России, Кур­ская область приобрела преимущества в информационно-географическом положении. Стремительное развитие средств связи ставит все регионы России примерно в одинаковое положение. Информация объединяет людей и, как правило, улучшает общее экономико-географическое, а также военно­географическое положение. Потенциальный доступ ко всем видам информа­ции ограничивается сегодня преимущественно экономическими причинами, вследствие повышения тарифов за услуги почтовой, телефонной, телеграфной и мобильной связи, всё более интегрирующиеся с системой Internet.

Таким образом, экономико-географическое положение Курской об­ласти отличается своеобразием и многогранностью, которые нельзя опреде­лить однозначно. Используя своё приграничное положение со странами Ближнего Зарубежья, а также близость к экономическому ядру Центральной России, она раньше других территорий может реализовать потенциал геогра­фических факторов развития. Это способствует преодолению социально- экономического кризиса, улучшению территориальной организации хозяйства и повышению качества жизни населения.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются:

Транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети; промышленно-географическое - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз; агрогеографическое - положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции; рыночное (или сбыто-географическое) - положение относительно рынков сбыта продукции; демографическое (или демогеографическое) - положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров; рекреационно-географическое - положение относительно мест отдыха и туризма.

Экономико-географическое положение России - это отношение какого-либо места, района или города к внешней среде, имеющей то или иное экономическое значение. Компоненты экономико-географического положения - транспортно-географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное и т.д. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской империи и СССР характеризовались тем, что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в XVIII в., Черноморский (со второй половины XVIII в.), Северный (в европейской части в XVI в., в азиатской - в XVIII-XX вв.), Тихоокеанский (XVIII-XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое положение России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и Черного морей, европейская часть страны на 250-1250 км отдалилась на восток от развитых стран. Россия фактически вернулась к границам XVII - начала XVIII в.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э.-г. п. - категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного ископаемого.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Эконо́мико-географи́ческое положе́ние

географическое положение любого субъекта хозяйственной деятельности или таксона пространственной иерархии (населённого пункта, района, страны и др.) по отношению ко вне его расположенным данностям, имеющим экономическое значение для его возникновения и развития. Выделяется потенциальное и реализованное экономико-географическое положение. Первое может относиться к любому неосвоенному ареалу, напр. устью р. Невы до основания Санкт-Петербурга. Второе отражает исторический процесс использования экономико-географического положения в разных социально-экономических условиях. Для самого экономико-географического положения также типично изменение его оценок по мере сдвигов в географическом разделении труда и развития научно-технического прогресса в области транспорта и связи. Наиболее значительные перемены в экономико-географическом положении связаны с эпохой Великих географических открытий , освоения Америки, развития ж.-д. и автомобильного транспорта и т. п. Для детальной оценки экономико-географических положений проводят отдельный анализ его осн. составляющих, прежде всего транспортно-географического и политико-географического положения. Первое определяется степенью доступности других объектов, имеющих для данного экономико-географического положения экономическое значение; эта доступность может измеряться прямыми транспортными издержками, надёжностью функционирования транспортных систем, отсутствием разного типа барьеров. С политико-географическим положением тесно связаны сами возможности установления экономических связей для реализации выгод экономико-географического положения, режим таможен и пошлин, внешние опасности и угрозы. В пространственном аспекте обычно выделяют центральное и периферийное положения. Для городов традиционно выделяют микро– (отношения с ближайшим ареалом – двухчасовой транспортной доступности), мезо– (положение в регионе) и макроположение (в масштабах всей страны). Для измерения экономико-географического положения применяют модели пространственного взаимодействия (потенциала поля расселения и др.).

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ" в других словарях:

    Положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

    - (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… …

    Положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия

    Чили. Экономико-географический очерк - Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия

    Экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

    Луганська область Герб (описание) … Википедия

Книги

  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…

Н.Н.Баранский

Определение.

Термин "положение" распространен весьма широко. Всего чаще под положением понимают: столько-то градусов восточной или западной долготы и столько-то градусов северной или южной широты. Самое популярное понимание этого термина встречается тогда, когда в понятие "положение" включается отношение данного пункта или участка территории к каким-нибудь соседним хребтам, горам, морю и т.д.

В экономической географии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, но и также по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе истории. Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (да и вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным).

Таким образом, положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-нибудь географическим дпнностям, взятым вне этого пункта или ареала. Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории.

Важность положения.

Откуда мы можем убедится что положение страны действительно имеет большое экономическое значение? Лучше всего в этом убедиться из примеров, а именно - если мы возьмем для сравнения такие страны, которые по своим природным условиям близко подходят друг к другу, а различиаются по своему положению.

Возьмем Швецию и Урал. С одной стороны, вы имеете хребет, лежащий вдоль морского берега, у моря, выходящего к странам Европы, давно уже развившимся, а с другой - хребет, лежащий на границе Европы и Азии и весьма далеко запрятанный от моря. Швеция, распологая связью по морю с уже развитыми странами, могла развиться значительно раньше Урала; Урал должен был ждать и железных дорог и многого другого, прежде чем он мог начать по-настоящему развиваться.

Сравним Сибирь и Канаду. Можно увидеть, что расстояния большей части Сибири и Канады от берега моря очень различны. Как ни велика Канада, но по сравнению с Сибирью она гораздо меньше. Канада по обе стороны имеет незамерзающие порты - Ванкувер на Тихом океане и Галифакс на Атлантическом океане; кроме того, в летнее время по Гудзонову заливу тоже возможно морское сообщение (порты Черчил и Нельсон). Учитывая все это не стоит удивляться, что Канада на некоторый отрезок времени заметно опередила Сибирь в развитии.

Наконец, возьмем Швейцарию и Кавказ. Это горные страны с резко пересеченным рельефом, с резко выраженной вертикальной зональностью, с чрезвычайно большим своиобразием и разнообразием природы. Швейцария лежит в центре Западной Европы и со всех сторон окружена странами, имевшими возможность быстро и легко развиваться; Кавказ лежит на перешейке, соединяющем Европу и Азию и являющемся зоной, где происходили столкновения различных культур. В силу разницы в положении условия развития Кавказа оказались совершенно другими, чем условия развития Швейцарии.

Как видно из примеров, особенно важное значение для экономической географии имеет положение страны по отношению к мировым путям, крупнейшим рынкам, промышленным центрам и т.д.

"Соседское" положение.

Особо выделяют еще так называемое "соседское" положение, иначе говоря - характер ближайшего окружения. Особенно интересные сочетания получаются в условиях капиталлистического общества при соседстве контрастных, противоположных районов.

Посмотрим на положение нашего Запада. В условиях царской России эта территория была исключительно слабо индустриализированаи в то же время отличалась интенсивным сельским хозяйством. Обе эти особенности Запада в значительной мере объяснялись самим положением этой территории. У Запада получилось такое положение, что отрасли промышленности, ориентирующиеся на внешнее сырье и внешний рынок, "скатывались" к Петербургу, Риге, Варшаве,а отрасли, ориентирующиеся на внешнее сырье, на внутрений рынок, - к Москве. В пределах Запада в результате конкуренции соседей получилось пустое от промышленности место. Т.о., указанные особенности положения вместе с рядом других факторов в капиталистических условиях в значительной мере способствовали формированию хозяйства западных губерний в указанном выше направлении.

Положение по отношению к очагам войны.

Вообще ограничиваться в экономической географии только одной голой экономикой, замыкаясь и отгораживаясь от всего прочего, нельзя. Возьмем, например, отношение страны к очагам войны. Как известно, Западная Европа исторически сделалась и до недавнего времени оставалась очагом войны; в силу этого никак нельзя не учитывать положения по отношению к такому очагу войны.

США своим быстрым экономическим подъемом во второй половине XIX в. тоже в значительной мере обязаны своему положениюв стороне от очагов войны. Это положение позволяло США те 1-1.5 млрд. золотых рублей, которые крупные империалистические державы Европы ежегодно затрачивали на вооружение, вкладывать в течении ряда десятилетий, вплоть до первой мировой войны на строительство городов, рудников, заводов, железных дорог и т. д. Кроме того, время от времени европейским державам приходилось терпеть большие убытки от военных действий. Ясно, что не учитывать положения страны по отношению к очагам войны никак нельзя.

Положение по отношению к очагам культуры

Совершенно необходимо учитывать положение страны и по отношению к очагам первоначальной человеческой культуры. В Старом Свете древние очаги культуры зародились в древнем Египте, междуречье Тигра и Евфрата, в Индии и в Китае. Затем две цивилизации: египетская и месопотамская - вышли на Средиземное море, создав последовательно культуру финикийскую, греческую и римскую. Далее греко-римская культура распространилась на весь запад Европы... И нужно учитывать положение страны по отношению к этой трассе культуры, которую история начертала на карте.

Резюмируя, можно сказать, что экономико-географическое положение мы должны учитывать достаточно широко, имея в виду не одну экономику, но и политику, стратегию и культуру.

Положение городов.

Объектом изучения экономической географии являются не только целые страны, но и отдельные города. И по отношению к городам положение играет не менее важную роль, чем по отношению к странам и районам, и даже, возможно, более важную. Когда экономико-географ подходит к изучению города, то первый вопрос, который у него возникает, это вопрос о том, почему город образовался и развился именно здесь, а не в другом месте. Возьмем опять пяд примеров.

Санкт-Петербург. С одной стороны, здесь Атлантический океан глубже всего вдается в территорию русской равнины; с другой стороны, здесь же проходят внутренние водные пути, которые легко усовершенствованы путем соединения каналами рек озерного бассейна с Волгой, а дальше... Важность для нашей страны выходов к Балтийскому морю была вполне осознана еще при Иване Грозном. Все эти выгоды положения вскрылись очень быстро с того момента, когда устье Невы со всем прибалтийским побережьем вошло в состав Российского государства; сюда в устье Невы была перенесена столица, и столица эта стала быстро развиваться.

Возьмем еще Волгоград. этот город находится как раз там, где Волга и Дон ближе всего подходят друг к другу. Положение обусловило не толькосозданиена этом месте города в древние времена (Археологические раскопки показали, что около Волгограда существовал большой город еще в давние времена, до прихода сюда русских), но и дальнейшее его развитие и его современную промышленную структуру.

Такой исторически важный центр, как Константинополь, теперешний Стамбул, своим ростом обязан пересечению торговых путей - морских из Черного в Средиземное море и сухопутных - из Передней Азии в Европу. Исторические судьбы Константинополя в качестве столицы Восточной Римской империи и затем империи Турецкой целиком связаны с его положением и со значением тех путей, на перекрестке которых он находится.

Микро- и макроположение.

При анализе положения городов полезно особо выделять положение по отношению к ближайшим окрестностям, положение, которое можно изучать на крупномасштабной топографической карте, так сказать, микроположение и положение по отношению к более отдаленным данностям, которое надо изучать на мелкомасштабной карте, - целой страны, или материка, или даже мировой, - это, так сказать, макроположение. Можно выделить между ними еще и третье - мезоположение.

В применении к Москве в ее микроположении самое важное: положениеее ядра - Кремляна берегу Москвы-реки между устьями Неглинки и Яузы и ее положение у места ближайшего схождения рек Москвы и Клязьмы; к мезоположению следует отнести положение Москвы в центре междуречья Оки и Волги и, наконец, к макроположению - ее центральное положение на Восточно-Европейской равнине.

Выгоды центрального положения.

Центральное положение в рамках определенной государственной территории имеет большое значение не только для Москвы, но и для ряда других столиц. Примерами могут служить Мадрид, Париж, Берлин, Прага. Центр здесь, конечно, надо понимпть не в строго математическом, геометрическом смысле этого слова. Центральное положение удобно сравнительной близостью от разных частей государственной территории, в центре неизбежно пересекаются дороги, соединяющие между собой переферийные точки территории.

С того момента, как данный город стал столицей, на его пользу идет все то, что идет на пользу его государства, в том числе и выгоды в положении не только самого города, но и всего государства.

Значение полезных ископаемых.