Для производителей сельхозпродукции на сегодняшний день есть два режима налогообложения. Общий режим ничем не отличается от того, который уплачивают все предприятия по умолчанию. Ну а специальный режим — это ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Он ориентирован именно на ту сферу, в которой работают аграрные предприятия. Ведь есть очень много специфических факторов, которые влияют на эти разновидности бизнеса (например, сезонные условия, климат, атмосферные и природные явления).
Рассмотрим ключевые особенности данного режима и основные изменения, которые коснулись ЕСХН в 2014 году.
Не только производители аграрной продукции могут платить ЕСХН. Любые предприятия, которые занимаются реализацией сельхозпродукции, а также любые организации, занимающиеся рыболовством и рыбоводством, как и сельскохозяйственные кооперативы, могут перейти на ЕСХН в законном порядке.
Ключевое требование заключается в том, чтобы доход от реализации сельхозпродукции составлял не менее 70 % от общей суммы дохода. Если речь идёт о рыболовстве, то чтобы уплачивать единый сельскохозяйственный налог, необходимо иметь собственные или арендованные суда.
В отличие от общего режима налогообложения, ЕСХН подразумевает свой собственный состав уплачиваемых взносов. Общая сумма налога складывается из следующих элементов:
Разумеется, налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет и свои плюсы. Так, предприятия, уплачивающее ЕСХН, освобождаются в следующем порядке:
Все прочие налоговые взносы уплачиваются в том же порядке, какой действует при ОСНО.
Если предприятие является производителем сельскохозяйственной продукции и соответствует законодательным требованиям, то переход на ЕСХН возможен двумя способами:
Как можно увидеть, правила стали даже проще, чем раньше. Хотя и до этого они не отличались особой сложностью. В течение года нельзя отказаться от уплаты ЕСХН. Если предприятие уже перешло на новую систему, то заявление об изменениях можно подавать до 15 февраля текущего года.
Однако есть, помимо этого, и принудительный порядок отмены ЕСХН. Её применяют в тех случаях, когда сельскохозяйственный производитель перестаёт быть таковым и занимается уже иной деятельностью. Если предприятие уже не производит сельхозпродукцию, то и уплачивать единый сельхозналог оно уже не может. Делается это также и в том случае, если доля доходов от продажи аграрной продукции в общей сумме доходов становится меньше, чем установленные законодательно 70 %.
Если ИП или организация занимаются аграрной деятельностью и уплачивают ЕСХН, то они достаточно специализированы. Расходы и доходы при ЕСХН также учитываются специальным образом. Деньги, полученные от реализации произведённой продукции, могут быть потрачены и на заработную плату сотрудников, и на рекламу, и на основные производственные нужды. При уплате данного налога не существует привычной статьи «прочие расходы», и контролирующие налоговые организации строго следят за соблюдением данного условия.
Книгу учёта доходов и расходов вести не обязательно. Доходами официально признаются только те денежные средства, которые поступили в кассу предприятия или же на расчётные счета.
Сам ЕСХН уплачивается по полугодиям, однако налоговый период составляет один календарный год. Авансовая часть налога уплачивается до 25 июля отчётного года, полностью же вся сумма должна быть выплачена до 31 марта следующего после этого года. Следовательно, и налоговая декларация по ЕСХН должна быть подана плательщиком в ФНС до 31 марта года, следующего за отчётным.
Если по каким-либо причинам деятельность плательщика прекращается, то подать налоговую декларацию он должен до 25 числа того месяца, который следует за тем, в течение которого была прекращена деятельность.
Единый сельхозналог рассчитывается согласно правилам, которые перечислены в статье 346.9 Налогового кодекса РФ. Обычная налоговая ставка составляет 6 %. Следовательно, при расчёте необходимо размер налоговой базы умножить на 0,06. Ну а базой считается денежное выражение общей суммы доходов за вычетом общей суммы расходов. Налоговая база определяется простым методом: по нарастанию с начала нового календарного года суммируются все доходы и все расходы плательщика.
Если же расходы оказываются выше доходов, то деятельность плательщика официально признаётся убыточной. В этом случае он будет иметь право уменьшить налоговую базу на сумму, эквивалентную убыткам, понесённым в предыдущий год. Важный момент, который следует учитывать, состоит в том, что уменьшить налоговую базу можно не более чем на 30%. Если же сумма убытков превышает 30-процентный предел, то оставшуюся сумму убытка можно будет переносить на следующий налоговый период или даже на несколько периодов. Ограничение, которое действует в этом случае, составляет десять лет. Нельзя переносить сумму убытка на срок более десяти лет.
В Налоговом кодексе РФ подробно расписаны не только правила обложения налогом сельскохозяйственных предприятий, но и штрафные санкции за возможные нарушения установленного порядка. Основные моменты, которые следует знать, состоят в следующем:
Как и любая другая система, налог ЕСХН имеет свои преимущества и недостатки. Далеко не все предприятия, сделав предварительный расчёт, соглашаются с тем, что платить этот налог действительно выгодно. Так, заменяется налог на прибыль, который неуклонно растёт начиная с 2006 года. Так, если до 2006 года налог на прибыль имел ставку 0 %, то с 2007 года она составила уже 6 %, с 2009 года — 12 %, с 2012-го она возросла до 18 %, а с 2015 года составит уже 24 %. Таким образом, ЕСХН действительно способен сэкономить немало денег.
Но есть и «обратная сторона медали». Ведь реальная выгода от производственной или иной деятельности зависит от финансовой политики, а число факторов, способных повлиять на прибыльность, очень велико. Так, при отсутствии налоговых льгот на имущество переходить на ЕСХН очень выгодно, поскольку в этом случае реальные налоговые выплаты ИП или организации действительно станут намного меньше.
Из положительных моментов можно отметить следующие:
Есть, конечно, и отрицательный момент. В основном невыгодно будет переходить на ЕСХН крупным предприятиям, которые имеют высокий производственный уровень. Ведь они теряют сумму налога на добавленную стоимость, которая возмещается бюджетом.
С 2014 года вступили в действие поправки, которые позволили подавать заявление для перехода на ЕСХН не до 20 декабря текущего года, а до 31 декабря. Вместо самого заявления теперь также подаётся уведомление. Если же сразу после регистрации ИП или организация желают выбрать эту систему налогообложения, то сделать это можно не в течение пяти, а в течение 30 дней с момента регистрации.
Помимо этого, вновь созданные организации не будут иметь официального статус плательщиков, утративших право переходить на ЕСХН, если за первый год существования доходы от сельскохозяйственной деятельности у них отсутствовали вовсе. Правило 70 % при этом не используется.
Некоторые изменения коснулись также исчисления налоговой базы. К расходам, например, теперь относятся все сборы, уплаченные предприятием, помимо сельхозналога. Поэтому налоговая база может быть существенно уменьшена.
При соблюдении определенных условий на уплату единого сельхозналога (ЕСХН) вправе перейти организации, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями (сельхозпроизводители).
Для целей применения ЕСХН сельхозпроизводителями признаются:
1. Организации, которые производят, перерабатывают и реализуют сельхозпродукцию. К этой категории организаций относятся, в частности, сельскохозяйственные производственные кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства.
2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие).
Кроме того, к сельхозпроизводителям приравниваются организации (предприниматели), занимающиеся добычей и переработкой рыбы и водных биологических ресурсов:
1. Российские градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации.
2. Другие рыбохозяйственные организации (предприниматели), включая сельскохозяйственные производственные кооперативы, рыболовецкие артели и колхозы.
На систему налогообложения в виде уплаты ЕСХН не вправе переходить:
Организации, которые производят и перерабатывают сельхозпродукцию (осуществляют ее первичную и последующую переработку ), могут применять ЕСХН при выполнении следующих условий:
Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут применять ЕСХН при выполнении следующих условий:
Градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации могут применять ЕСХН при выполнении следующих условий:
Другие рыбохозяйственные организации могут применять ЕСХН при выполнении следующих условий:
При отнесении судов к рыбопромысловым следует руководствоваться , приведенным в пункте 2 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Такой порядок следует из положений пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 12 июля 2010 г. № 03-11-09/57 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 30 августа 2010 г.) и от 3 августа 2009 г. № 03-11-11/155.
Внимание: если организация неправомерно перешла на ЕСХН, ей придется уплатить все налоги, от которых она была освобождена в связи с применением этого спецрежима.
Налоги нужно будет доплатить за весь период неправомерного применения ЕСХН. Кроме того, придется уплатить пени по этим налогам. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты соответствующего налога. Такие требования установлены в абзаце 5 пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: могут ли применять ЕСХН организации, которые производят биоудобрения? Доля доходов от реализации биоудобрений превышает 70 процентов от общего объема доходов от реализации.
Ответ: нет, не могут.
Одним из условий применения ЕСХН является производство и переработка сельхозпродукции (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Конкретные виды сельхозпродукции определяются Правительством РФ (п. 3 ст. 346.2 НК РФ). Перечень видов сельхозпродукции утвержден постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. Биоудобрения в этом перечне отсутствуют, следовательно, в целях применения ЕСХН этот вид продукции к сельскохозяйственной не относится. Таким образом, организации - производители биоудобрений не вправе применять этот спецрежим. Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Минфина России от 30 июня 2009 г. № 03-11-06/1/27.
Ситуация: может ли применять ЕСХН организация, которая выращивает приобретенную птицу в течение непродолжительного времени? Период выращивания птицы с момента приобретения до момента забоя составляет несколько дней.
Ответ: да, может, если в процессе выращивания птицы создается сельскохозяйственное сырье собственного производства.
Для целей ЕСХН сельхозпроизводителями признаются организации, которые реализуют произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, а также продукты ее первичной и последующей (промышленной) переработки. При этом в общем объеме доходов организации доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 процентов. При определении этой доли учитываются также доходы от реализации продукции первичной переработки сельскохозяйственного сырья собственного производства. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.
В рассматриваемой ситуации организация приобретает сельскохозяйственное сырье (птицу) и производит из него продукцию первичной переработки (мясо птицы). Однако стоимость такой продукции может учитываться при определении права на применение ЕСХН только в том случае, если она изготовлена из сырья собственного производства.
Под производством следует понимать процесс, в ходе которого один или несколько видов исходной продукции (сырья, материалов, полуфабрикатов) превращаются в другой вид продукции. Следовательно, процесс выращивания птицы можно признать производством сельскохозяйственного сырья, если приобретенная и выращенная птица представляют собой разные виды продукции.
Виды продукции, которая признается сельскохозяйственной, для целей ЕСХН определяются по Общероссийскому классификатору продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ, постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458). В ОКП продукция птицеводства представлена в подклассе 98 4000, который включает в себя группу «Поголовье птиц всех видов» (код 98 4800). В эту группу входит несколько подгрупп, каждая из которых состоит из конкретных видов продукции. Например, подгруппа «Поголовье уток» (код 98 4840) включает в себя два вида продукции «Молодняк уток»:
Если в процессе выращивания код вида продукции у приобретенной птицы меняется, то выращенную птицу можно признать сельскохозяйственным сырьем собственного производства. В этом случае стоимость реализованной продукции первичной переработки такого сырья (мясо птицы) можно включать в состав доходов от реализации сельскохозяйственной продукции. При соблюдении 70-процентного соотношения доходов организация вправе применять ЕСХН. Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-11-06/1/8.
Если код вида продукции за период с момента приобретения птицы до ее забоя не меняется, то деятельность организации следует квалифицировать как первичную переработку покупного сельскохозяйственного сырья. Полученные доходы в состав доходов от реализации сельскохозяйственной продукции не включаются. Если без них 70-процентное соотношение доходов от реализации не обеспечивается, организация не имеет права на применение ЕСХН.
Ситуация: можно ли включить в состав доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства доходы от реализации урожая зерновых, выращенных на арендованном земельном участке? Семена зерновых были засеяны на участке до его получения в аренду.
Ответ: да, можно.
Для целей ЕСХН сельхозпроизводителями признаются организации, которые реализуют произведенную ими сельскохозяйственную продукцию (в т. ч. с использованием арендованных основных средств). При этом в общем объеме доходов организации доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства должна составлять не менее 70 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.
Перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ, постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458). Зерновые и зернобобовые культуры входят в этот перечень, следовательно, относятся к продукции сельского хозяйства. Доходы от реализации урожая зерновых можно включить в состав доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, только если такая продукция произведена собственными силами.
В рассматриваемой ситуации организация арендовала землю, засеянную зерновыми культурами, вырастила их и реализовала собранный урожай.
Заключительными стадиями процесса производства сельскохозяйственной продукции (возделывания зерновых культур) являются уборка зерновых культур и вывоз их с поля (Нормы технологического проектирования (НТП-АПК 1.10.10.001-02), утвержденные Минсельхозом России 20 ноября 2002 г.). Поскольку организация самостоятельно довела процесс производства сельхозпродукции до завершающей стадии и реализовала выращенное зерно, такая продукция признается сельхозпродукцией собственного производства. Следовательно, при расчете 70-процентного соотношения доходы от реализации урожая зерновых можно включить в состав доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.
Аналогичные выводы содержит письмо ФНС России от 26 марта 2010 г. № 3-2-09/42. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».
Одним из основных показателей, определяющих право на применение ЕСХН, является соотношение между доходами от реализации сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сырья собственного производства) и общим объемом реализации. Чтобы рассчитать это соотношение, организация должна определить:
Ситуация: каким методом - кассовым или методом начисления - определять доходы для расчета 70-процентного соотношения доходов, при соблюдении которого можно применять ЕСХН ?
Используйте тот метод, которым организация определяет доходы в момент расчета соотношения.
Одним из условий применения ЕСХН является соблюдение соотношения между доходами от реализации произведенной сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сельскохозяйственного сырья) и общим объемом доходов от реализации товаров (работ, услуг). Это соотношение должно составлять не менее 70 процентов. Величину соотношения нужно контролировать как при переходе на ЕСХН с других систем налогообложения, так и в период применения ЕСХН. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.2 и пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.
Особый порядок оценки доходов для расчета соотношения главой 26.1 Налогового кодекса РФ не установлен. Поэтому организация должна использовать тот метод, которым она признает доходы в момент определения этого показателя.
До перехода на ЕСХН организация может применять общую либо упрощенную систему налогообложения.
Применение общей системы налогообложения допускает два варианта определения доходов: метод начисления и кассовый метод (п. 2 ст. 249, ст. 271, ст. 273 НК РФ). Соответственно, если на ЕСХН переходит организация, которая применяет метод начисления, при расчете соотношения она должна использовать этот метод. Если на ЕСХН переходит организация, применяющая кассовый метод, определять доходы и расходы для расчета соотношения она тоже должна кассовым методом.
При упрощенке доходы определяются только кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, при переходе на ЕСХН организация, применяющая упрощенку, должна использовать этот метод и при расчете соотношения между доходами от реализации сельхозпродукции и общим объемом доходов от реализации товаров (работ, услуг).
После перехода на ЕСХН организация признает доходы кассовым методом (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Следовательно, для расчета соотношения, при соблюдении которого можно продолжать применение ЕСХН, доходы тоже нужно определять кассовым методом.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 мая 2010 г. № 03-11-06/1/12 и от 24 апреля 2008 г. № 03-11-04/1/8.
Виды сельхозпродукции приведены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. В этом перечне сельхозпродукция классифицирована в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301.
Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.
Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:
Для юридических лиц он заменяет:
Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.
Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.
Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.
Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.
На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.
В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:
Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.
Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога - 6%.
Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.
В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:
Уменьшение также осуществляется на суммы:
Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.
Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.
Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок - с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.
Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.
Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
ЕСХН - специальный режим налогообложения со ставкой налога - 6 %, уплачиваемый 2 раза в год: после первого полугодия – до 25.07 и по итогам года – до 31.03. Особенностью системы является также то, что применять его может лишь ограниченный ряд юрлиц и ИП, являющихся производителями продукции сельхоз назначения.
На систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога в 2016 году могут перейти плательщики, являющиеся сельхозпроизводителями занимающиеся производством с/х продукции, ее дальнейшей переработкой и продажей. При этом доля дохода от указанной деятельности по отношению к общей выручке составляет от 70 процентов и выше.
На заметку: Основным требованием нахождения на системе сельхозплатежа является производство и продажа продукции. В связи с этим, если в налоговом периоде прибыль от продажи отсутствовала, налоговые органы могут отказать плательщику в праве на применение данного режима.
Организации и предприниматели, только перерабатывающие продукцию (без ее производства) не признаются с/х производителями и не имеют права применять данный режим.
Конкретный перечень продукции признаваемой сельскохозяйственной, установлен Правительством РФ.
Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога считается прибыль от деятельности по производству, переработке и реализации сельхозтоваров, уменьшенная на подтвержденные затраты.
Ставка по сельхозналогу установлена в размере 6%.
Сумма сельхозналога к уплате рассчитывается следующим образом:
Налоговая база * 6%
875 000 - 655 000 = 220 000 р.
220 000 * 6% = 13 200 р.
При прекращении деятельности, подпадающей под ЕСХН декларация должна быть представлена в течение 25 дней с окончания месяца в котором было подано уведомление о прекращении данной деятельности.
Общие:
Особые (для рыбохозяйственных организаций):
Срок уведомления налогового органа о переходе:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это налог, который уплачивается производителями сельскохозяйственных товаров, при их добровольном переходе на данный специальный налоговый режим (п. 1, п. 2 ст. 346.1 НК РФ).
Для того чтобы перейти на спецрежим в виде уплаты ЕСХН, организациям и предпринимателям нужно уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своей регистрации (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).
Если говорить об ЕСХН (что это такое простыми словами), то это спецрежим для производителей сельскохозяйственных товаров, который позволяет платить налог по меньшей ставка, упростить отчетность и документооборот.
Организации, применяющие специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, освобождены от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ . Предприниматели, перешедшие на применение ЕСХН, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.
До 1 января 2019 года сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1.Но начиная с 1 января 2019 года, изменение налогового законодательства РФ обязывает организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, исчислять и уплачивать НДС в общем порядке в соответствии с гл. 21 НК РФ (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ , Письмо ФНС от 18.05.2018 № СД-4-3/9487@ ).
Также плательщиков ЕСХН НК РФ обязывает уплачивать транспортный налог и другие налоги (например, водный налог) при наличии у них соответствующих объектов налогообложения.
Расчет ЕСХН производится по итогам полугодия, сумма налога определяется как разница между доходами и расходами, умноженная на ставку налога (п. 1 ст. 346.6 , п. 2 ст. 346.7 , п. 1, п. 2 ст. 346.9 НК РФ).
Налоговая ставка ЕСХН установлена в размере 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). В то же время Законами субъектов могут быть установлены дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости: от видов производимой сельскохозяйственной продукции, от размера доходов, от места ведения предпринимательской деятельности и/или от средней численности работников.
Уплата ЕСХН, а также авансового платежа по нему, производится организациями (ИП) по месту своей регистрации (п. 4 ст. 346.9 НК РФ). При этом авансовый платеж по ЕСХН уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за полугодием (п. 2 ст. 346.7 , п. 2 ст. 346.9 НК РФ). Сам налог уплачивается не позднее 31 марта следующего года (п. 5 ст. 346.9 НК РФ , п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров уплатить ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
Срок уплаты ЕСХН в 2019 году:
Налоговая декларация по ЕСХН представляется организациями (ИП) на данном спецрежиме по итогам года в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в срок не позднее 31 марта следующего года (