"
А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацией по налогообложению
от специалистов 1С:
Поддержка сельскохозяйственных производителей является одним из приоритетов внутренней экономической политики во многих странах мира. Россия - не исключение. ЕСХН, то есть единый сельскохозяйственный налог - это один из элементов такой политики. Применять этот льготный режим вправе сельхозпроизводители и рыболовецкие производства.
Значительный сектор перерабатывающей промышленности, который может напрямую (за счет объема и цен закупок) стимулировать эффективность сельхозпроизводителей, не имеет права применять ЕСХН. Да и на самих сельхозпроизводителей распространяется жесткое ограничение - не менее 70% от их общего дохода должен составлять доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. В такой ситуации многие предприниматели, работающие в сельском хозяйстве, выбирают схожий льготный режим - , не накладывающий таких ограничений.
С 2017 года к перечню тех, кто имеет право применять ЕСХН, добавлены организации и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, причем, услуги должны быть оказаны именно в области растениеводства и животноводства. Это может быть подготовка полей, уборка урожая, выпас скота и прочее. Полный список таких услуг содержится в ФЗ-№216 от 23.06.2016.
Если вы посчитали упрощенную систему выгодной и удобной для себя, то можете подготовить заявление о переходе на УСН в нашем сервисе абсолютно бесплатно:
Если говорить о тяжести налоговой нагрузки, то ЕСХН выигрывает и по отношению к , и к . Давайте сравним налоговую базу и налоговую ставку систем, объектом налогообложения которых являются полученные доходы (напоминаем, что для ЕНВД не учитывают ни доходы, ни расходы):
Элемент системы налогообложения | ЕСХН | ОСНО | УСН Доходы | УСН Доходы минус расходы |
Налоговая база | Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами | Денежное выражение доходов | Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов |
|
Налоговая ставка | 20% (в общем случае) | От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе) |
Как видим, хотя налоговая ставка на ЕСХН и на одинакова, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате.
Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно только с (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Ну а сравнивать ЕСХН с даже не стоит - налоговая ставка последней при схожей налоговой базе выше в три с лишним раза, и это без учета необходимости платить НДС.
Таким образом, вывод можно сделать однозначный: ЕСХН - это режим очень выгодный налогоплательщику, если он соответствует установленным законом требованиям.
Полная характеристика налогоплательщиков, имеющих право на ЕСХН, приводится в ст. 346.2. НК РФ. Ими могут быть только:
Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:
ЕСХН можно назвать простой для понимания системой налогообложения. Что нужно знать об этой системе?
Так же, как и на других специальных режимах, сельхозналог заменяет уплату следующих налогов:
Если по итогам года оказалось, что нарушены требования к применению этого режима (например, о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова не менее 70% от всего дохода), то плательщик ЕСХН должен сообщить об этом В этом случае будет произведен перерасчет налога за прошедший год, исходя из требований , и недоимку надо будет заплатить в январе нового года.
От применения этого льготного режима можно также отказаться в добровольном порядке, сообщают об этом Сделать это можно только по окончании налогового периода, то есть календарного года, в период с 1-го по 15-го января.
Наконец, о том, что плательщик ЕСХН прекратил деятельность сельхозпроизводителя, надо сообщить в течение 15 дней со дня прекращения такой деятельности .
Плательщики сельхозналога сдают одну в год, заполняемую , в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.
Индивидуальные предприниматели на ЕСХН ведут специальную Книгу учета доходов и расходов, предназначенную для этого режима, организации - только регистры бухгалтерского учета.
Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора.
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. Единый сельскохозяйственный налог, наиболее выгодный и экономически целесообразный режим налогообложения сельхозпроизводителей.
Для налогообложения к сельхозпродукции относится: продукция растениеводства, сельского, лесного хозяйства и животноводства. В том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Единый сельскохозяйственный налог могут применять:
Организации (ИП), не производящие сельхозпродукцию, а только осуществляющие ее первичную или последующую (промышленную) переработку, не вправе применять сельхозналог.
Не вправе применять ЕСХН: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, а также казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Налог ЕСХН = 6% (ставка) x «Доходы - расходы» (налоговая база)
Расходы которые можно учитывать приведены в п. 2-4.1,5
ст. 346.5
НК РФ.
Налоговая база может быть уменьшена на сумму убытка полученного в предыдущих годах. Если убытки были несколько лет, то они переносятся в той очередности, в которой были получены.
1. Платим налог авансом
не позднее 25
календарных дней со дня окончания отчетного периода (полугодия).
2. Платим налог по итогам года
не позднее 31
марта
Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам года.
3. Заполняем и подаем декларацию по ЕСХН
не позднее 31 марта
года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае прекращения предпринимательской деятельности в качестве сельхозпроизводителя декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган, такая деятельность им прекращена. Уведомление подается в течение 15 дней после окончания осуществления деятельности.
Скачать:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это налог, который уплачивается производителями сельскохозяйственных товаров, при их добровольном переходе на данный специальный налоговый режим (п. 1, п. 2 ст. 346.1 НК РФ).
Для того чтобы перейти на спецрежим в виде уплаты ЕСХН, организациям и предпринимателям нужно уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своей регистрации (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).
Если говорить об ЕСХН (что это такое простыми словами), то это спецрежим для производителей сельскохозяйственных товаров, который позволяет платить налог по меньшей ставка, упростить отчетность и документооборот.
Организации, применяющие специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, освобождены от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ . Предприниматели, перешедшие на применение ЕСХН, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.
До 1 января 2019 года сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1.Но начиная с 1 января 2019 года, изменение налогового законодательства РФ обязывает организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, исчислять и уплачивать НДС в общем порядке в соответствии с гл. 21 НК РФ (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ , Письмо ФНС от 18.05.2018 № СД-4-3/9487@ ).
Также плательщиков ЕСХН НК РФ обязывает уплачивать транспортный налог и другие налоги (например, водный налог) при наличии у них соответствующих объектов налогообложения.
Расчет ЕСХН производится по итогам полугодия, сумма налога определяется как разница между доходами и расходами, умноженная на ставку налога (п. 1 ст. 346.6 , п. 2 ст. 346.7 , п. 1, п. 2 ст. 346.9 НК РФ).
Налоговая ставка ЕСХН установлена в размере 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). В то же время Законами субъектов могут быть установлены дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости: от видов производимой сельскохозяйственной продукции, от размера доходов, от места ведения предпринимательской деятельности и/или от средней численности работников.
Уплата ЕСХН, а также авансового платежа по нему, производится организациями (ИП) по месту своей регистрации (п. 4 ст. 346.9 НК РФ). При этом авансовый платеж по ЕСХН уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за полугодием (п. 2 ст. 346.7 , п. 2 ст. 346.9 НК РФ). Сам налог уплачивается не позднее 31 марта следующего года (п. 5 ст. 346.9 НК РФ , п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров уплатить ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
Срок уплаты ЕСХН в 2019 году:
Налоговая декларация по ЕСХН представляется организациями (ИП) на данном спецрежиме по итогам года в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в срок не позднее 31 марта следующего года (п. 1 ст. 346.7 , п. 1, п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров сдать налоговую декларацию по ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (
Сельское хозяйство – достаточно рисковый вид бизнеса. Сельхозпроизводители часто зависят от факторов, не зависящих от них. Это и неблагоприятные природные условия, и вредители сельхозкультур на полях, и инфекционные заболевания поголовья скота и птицы.
Еще одна серьезная проблема производителей сельхозпродукции – это ее сбыт. Прежде чем зерно, крупы, овощи и фрукты, молочная и мясная продукция попадут к потребителю, они должны пройти переработку. Если же сдавать продукцию в виде сырья, то производитель с трудом компенсирует затраты даже на ее выращивание.
При этом обеспечение населения полноценными продуктами питания – это основа жизнедеятельности любого государства. Именно поэтому во многих странах сельхозпроизводители получают гранты, субсидии, дотации и пользуются налоговыми льготами.
В России тоже действуют целевые программы помощи сельхозпроизводителям, особенно для крестьянско-фермерских хозяйств. Кроме того, существует специальный налоговый режим, предназначенный только для аграриев и рыбохозяйственных организаций — единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН.
В уведомлении налогоплательщик указывает свои регистрационные данные и срок перехода на сельхозналог – с даты государственной регистрации или с начала нового года. Если сельхозпроизводитель уже какое-то время работал до перехода на спецрежим, то в уведомлении надо также указать долю доходов от реализации собственной продукции.
Заявление подается в налоговую инспекцию по месту прописки индивидуального предпринимателя или по юридическому адресу организации. Подготовьте два экземпляра уведомления и храните свой экземпляр с отметкой ИФНС.
От уплаты сельхозналога можно отказаться только с начала следующего года, для этого надо до 15 января подать форму № 26.1-3. После добровольного отказа от ЕСХН вернуться на него можно лишь после того, как пройдет не меньше одного полного года работы на других системах налогообложения.
Если получить освобождение о НДС, то на ЕСХН сдается всего одна годовая декларация – до 31 марта года, следующего за отчетным. Кроме того, индивидуальные предприниматели на этом режиме ведут специальную Книгу учета доходов и расходов (приложение № 1 к приказу Минфина от 11.12.2006 № 169н). Организации КУДиР не заполняют, все доходы и расходы они отражают в регистрах бухгалтерского учета.
Налоговым периодом по уплате единого сельскохозяйственного налога является год, поэтому крайняя дата его перечисления в бюджет – 31 марта года, следующего за отчетным.
Кроме того, по итогам полугодия (не позднее 25 июля) надо рассчитать и оплатить авансовый платеж, который учитывается при уплате годового налога. Положительное отличие ЕСХН от упрощенной системы в том, что здесь нет обязанности уплачивать минимальный налог.
Однако, несмотря на малое количество налоговой отчетности, этот льготный режим сложен для учета и вести его без бухгалтера или специализированных программ очень трудно. Проблема здесь заключается в учете расходов, потому что они должны попадать в перечень, указанный в статье 346.5 НК РФ, быть документально подтвержденными и направленными на получение прибыли.
Если же сельхозпроизводитель не получит освобождение от НДС, то без специалиста в учете точно не обойтись. Декларация по этому налогу — одна из самых сложных и объемных, сдается только в электронном виде. Сам налог платится в особом порядке, не похожем на другие платежи. Кроме того, огромное значение имеет подготовка документов, дающих право на зачет входящего НДС. Если не знаяться этим вопросом всерьез, можно получить значительные убытки.
Еще раз кратко повторим все особенности единого сельхозналога в 2019 году:
Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.
Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:
Для юридических лиц он заменяет:
Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.
Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.
Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.
Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.
На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.
В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:
Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.
Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога - 6%.
Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.
В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:
Уменьшение также осуществляется на суммы:
Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.
Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.
Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок - с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.
Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.
Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.