Что такое либерализация цен и для чего её проводят

Что такое либерализация цен и для чего её проводят

Перед государством стоит важная цель, состоящая, в частности, в том, чтобы организовать экономическую жизнь государства. Одним из важнейших моментов экономической системы - способы, с помощью которых формируются цены.

С одной стороны, обычно, любой бизнес – предприятие формирует их, исходя из своих затрат, маркетинговых целей, желания получить определённый уровень прибыли и каких-то других причин. Если говорить о рынке, который вообще нигде и никем не регулируется, то такая мотивация выглядит вполне естественной.

Но это только на первый взгляд. На самом деле жизнь общества далеко не сводится к стремлению получить наибольшую прибыль.

В любом государстве производительным трудом занимается не всё общество, а только его часть. В частности, пенсионеры, дети и домохозяйки не принимают полноценного и непосредственного участия в процессе создания рыночных продуктов. Однако, этим людям нужны хлеб, лекарства и другие товары.

Если цены на них никак не регулировать, то они могут возрасти настолько, что станут недоступными для многих людей. Чтобы этого не произошло, государство контролирует их в соответствии с экономической ситуацией в стране и не даёт им меняться произвольным образом.

На начальном этапе, экономика России была построена в значительной степени на основе экономики СССР. Рыночные цены в ней не применялись вообще. После распада СССР уже не действовали механизмы регулировки прежней, плановой экономики. Ситуация решительным образом изменилась. В связи с данным обстоятельством, цены на многие товары перестали ограничиваться со стороны государства.

Либерализация происходит в том случае, если определённый вид цен ранее государством регулировался, а затем было принято решение сделать эти их свободными. Этот процесс можно отнести к проведению либерализации.

Понятие либерализации цен

Само понятие либерализации заключает в себе расширение всевозможных прав и свобод граждан. Если же говорить именно о либерализации конкретно цен, то речь идёт об отмене контроля со стороны государства за всеми или отдельными группами цен на рыночные товары.

Важно отметить, что этот процесс не происходит изолированно от других экономических процессов. Он представляет собой только часть общей картины.

Виды

Процесс на самом деле касался различных аспектов экономики:

  1. Первым видом является либерализация цен на важнейшие товары первой необходимости , которые можно отнести к сфере потребления граждан. При отпускании цен в этой сфере должен быть обеспечен баланс между возможностями покупки их гражданами и теми, которые устроят производителей.
  2. К основным видам также относится и либерализация экономики , к ней в обязательном порядке примыкает либерализация цен и внешней торговли.
  3. Либерализация цен на внешнеэкономическом рынке. У государства с плановой экономикой обычно возникает резкий дисбаланс их с теми, которые существуют на международном рынке. После отпускания может оказаться, что они слишком дорогие или слишком дешёвые по сравнению с теми, которые внутри страны. И это способно создать в экономике страны резкий дисбаланс.

Необходимость

Для успешного существования рыночной экономики, необходимо, чтобы предприятия, продавали свои товары по той цене, которая обеспечивает им достаточную прибыль, чтобы вести свою деятельность. С другой стороны, эти товары должны быть доступны для покупателей, у которых должно быть достаточно денег для их покупки.

Если не выполняется последнее правило, то рынок будет завален огромным количеством баснословно дорогих товаров, их никто не будет покупать. Фирмы не получат денег и, чтобы выжить, ещё больше повысят цены и будут платить ещё меньшие зарплаты. Как мы видим, ситуация в итоге усугубится и это сможет привести к краху.

Что будет, если нарушить первое правило? Прибыль от продаж не позволит предприятию получить необходимый для продолжения деятельности доход, и оно будет производить всё меньше товара, который всё труднее будет достать покупателям. Эта ситуация как раз и характерна для планового хозяйства.

Либерализация как раз и проводится, чтобы избежать подобных ситуаций. Если она пройдёт успешно, то цены будут регулироваться рыночным образом. Однако, те продавцы и покупатели, которые будут в ней участвовать на начальном этапе, сначала попадут в достаточно жёсткие условия, но без принятия таких мер, экономика вообще выжить не сможет.

Цели и задачи

Главной целью проведения либерализации является стремление обеспечить переход от плановой экономики к рыночной. Без её проведения обойтись невозможно.

Однако, это представляет собой сложный комплексный процесс, без него либерализация эффективна не будет:

  1. Либерализация бизнеса. Регулирование бизнес-деятельности должно быть сделано таким образом, чтобы бизнес в своей деятельности имел минимальные ограничения.
  2. Либерализация цен. Ликвидация во всех сферах экономики фиксированных цен под контролем государства. Тем самым нужно исключить источник создания дефицита в торговле.
  3. Нужно отменить так называемые мягкие бюджетные ограничения. Тут речь идёт о следующем явлении. В некоторых случаях бизнес – фирма ведёт свои деятельность таким образом, что идёт на разного рода дополнительные риски в своей деятельности. Мотивацией такого рыночного поведения выступает высокая вероятность при получении убытков получить дополнительную помощь нерыночного характера из внешних источников. Если сказать об этом более простыми словами, то речь, главным образом, идёт о получении разного рода государственных дотаций. С одной стороны, такая ситуация создаёт возможность нерыночного решения бизнес вопросов. С другой – есть сферы, где это является вполне оправданным.
  4. Не секрет, что сама либерализация, проведённая без укрепления и развития рыночных механизмов, малоэффективна. Одним из важных моментов в этой сфере является борьба с монополизмом и обеспечение справедливой рыночной конкуренции.
  5. Без структурной перестройки всей экономики страны невозможно создать эффективную рыночную экономику. Во времена плановой экономики эти пропорции были нарушены, что могло привести в дальнейшем к нарушению баланса спроса и предложения.
  6. Ещё один участок борьбы за построение рыночной экономики - это создание и укрепление новой мотивации труда. При плановой экономике получение зарплаты не было увязанным с экономической эффективностью труда. Оно, в основном основывалось на выполнении плановых показателей. При рыночной экономике мотивация труда не может полностью основываться на выполнении плановых показателей

Выше были перечислены основные цели и задачи по развитию экономики страны. Одной из составных частей этого процесса является либерализация цен.

Как происходит?

Этот процесс является достаточно сложным. Его проведение определяется всем комплексом задач, которые стоят перед конкретным государством на данном этапе. При этом можно сравнить то, как проходил этот процесс, скажем, в Китае, России и в Польше.

В первом случае речь шла, скорее всего, о ручной регулировке экономики. Делались последовательные шаги и затем, на самом высоком уровне принимались решения с учётом имеющегося опыта о том, как действовать дальше.

В России и Польше был выбран другой путь. Там сделали одномоментную либерализацию, которую впоследствии прозвали «шоковой терапией». Без сомнения, это был трудный этап в экономическом развитии Польши. Однако, в дальнейшем, таким образом, был создан фундамент для развития рыночной экономики.

Этапы либерализации

Если говорить о том, как проходила либерализация в России, то здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Первый этап проходил в первой половине 1992 года. В это время были отпущены почти все цены и на продовольственные и на промышленные товары, на нефть были повышены в 5 раз, на электричество - в 4,7 раза – и зафиксированы. Они выросли в 3,5 раза, а зарплата - не более, чем на 60%. Это повышение фактически создало баланс между существующей денежной массой и всем объёмом имеющихся товаров. Фиксированные цены на энергоресурсы и свободные цены рынка создали дисбаланс, который не давал возможность предприятиям ТЭК продолжать свою деятельность.
  2. Второй этап проходил, начиная с мая 2016 и до сентября либерализации. Начался он с повышения цен на энергоносители, которые ранее были фиксированы. Также были для рынка установлены границы их изменения и установлен прогрессивный налог.
  3. С октября по декабрь 2016 года был установлен для предприятий предельный уровень рентабельности. Это было сделано для того, чтобы сдержать дальнейшее подорожание. На этом этапе нормативы по рентабельности составляли 8% для розничных предприятий и 3% для оптовых.

Пример

Ельцин подписал указ о свободе торговли. Этим документом он узаконил занятие бизнесом для граждан России. В СССР такая деятельность не была разрешена. Документ вышел в начале 1992 года, одновременно с началом либерализации цен в России.

С самого начала года произошло наполнение рынка потребительскими товарами. Это было в то время значительным достижением.

Последствия

На начальном этапе происходит скачкообразное повышение цен. Иногда оно исчисляется сотнями процентов. В некоторых случаях может углубляться макроэкономическая диспропорция.

Но после окончания процесса либерализации, выстраивается такой рынок, который соответствует реалиям и может служить основой для дальнейшего экономического развития.

Во времена СССР существовала плановая экономика. Тогда были денежно-товарные отношения, но не было реальных рыночных механизмов, которые регулировали бы сделки купли-продажи, цены, Не было равновесия цен, конкуренции, на стоимость товара не влияли и предложения, так как она формировалась на основе трат и была оторвана от ситуации на мировом рынке. Именно поэтому либерализация экономики - это главная задача для перехода к рыночным капиталистическим отношениям.

Значение термина

Это система мер, направленных на освобождение от ограничений в виде государственного давления на экономику и бизнес. Либерализация - термин, происходящий от слова «либеро», что значит в переводе «свобода». Таким образом, движение к «свободной» экономике направлено на создание благоприятных условий для вольного движения цены, рыночного оборота услуг и товаров. Также либерализация экономики - это создание более открытого рынка, прозрачного, с честной конкуренцией.

Процессы либерализации в условиях переходной экономики

В первую очередь рассматривается создание рыночных институтов и перевода их на капиталистические принципы хозяйствования. Либерализации - политика экономики государства и экономического развития, которая охватывает все сферы жизни общества. Она предполагает уничтожение монополии государства на формирование деятельности народных хозяйств и предприятий, снижение уровня государственного и муниципального контроля за обменными операциями, полную отмену распределения ресурсов центральными органами власти, открытие всех возможностей для освоения других рынков субъектами хозяйства. Речь идет о пути развития конкретных структур в где органов была наиболее сильна. Либерализация экономики в России и во многих других странах СНГ происходит именно в таком направлении, и именно в этом ключе необходимо ее рассматривать. Должен произойти процесс снятия разных запретов, устранения барьеров, которые препятствуют свободному доступу на различные рынки и усложняют конкуренцию.

Направления движения

Либерализация экономики - это процесс, который не затрагивает собственность государственных секторов предпринимательской деятельности, но усиленно содействует формированию новых субъектов, которые способны создавать активную конкурентную среду. В общем виде развитие «свободной» экономики идет по трем основным направлениям.

  1. Важнейшим исходным моментом либерализации является освобождение формирования цены от регулирования центральными органами власти.
  2. для всех физических и юридических лиц.
  3. Наиболее сложным и глубоким моментом либерализации является подчинение всей деятельности субъектов производства требованиям рынка, то есть идеальная модель регулирования через баланс спроса и предложения.

«Отпускание» цены

Все вышеперечисленные преобразования меняют в корне всю систему рыночных отношений и хозяйствования, образ мышления и жизни людей, порождают многочисленные противоречия и проблемы в обществе. В первую очередь, либерализация экономики - это процесс «отпускания» цен, который приводит к их резкому повышению, а это естественным образом запустит процесс снижения доходов у населения, снижение уровня жизни, изменение всей структуры рыночных потребительских отношений и тому подобное. В экономической теории есть два основных варианта «отпускания» цены: «шоковый» одномерный и градуалистский постепенный. Однако либерализация экономики - это всегда смешанный процесс, который в разные моменты склоняется в сторону одного или другого типа. Есть и некоторая закономерность: чем менее развиты внутри государства рыночные отношение, тем менее эффективным будет путь «шоковой» терапии.

Возможные противоречия

Либерализация экономики - это всегда множество острых противоречий в производственной и социальной сфере. Многие предприятия, которые работают в военно-промышленной сфере с ориентацией на государственные заказы, теряют возможности сбыта своей продукции. Множество предприятий в условиях рыночной экономики могут оказаться неконкурентоспособными и обанкротится, с последующей их ликвидацией. Трудности в сфере сбыта могут породить проблемы закупки материалов и сырья, то есть, по сути, ставят под вопрос существование и функционирование компаний, фирм, заводов и предприятий как таковых. Сокращение спроса у населения существенно влияет на положение дел у производителей, и без того не легкое. В тяжелейшем положении могут оказаться производства, которым предоставляются субсидии и льготы от государства, в первую очередь это касается аграрного и сельскохозяйственного сектора. Внедрение «свободной» экономики может во многом противоречить сложившимся стереотипам и менталитету, что породит непринятие данного курса движения у самых широких масс населения. Именно с такими проблемами столкнулся президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Либерализация экономики - процесс многогранный и крайне сложный, достигнуть каких-то даже начальных целей сложно и в среднесрочной перспективе.

Последствия проведения политики «отпускания» цен и свободного рынка

Либерализация отношений в экономическом плане между странами - естественное следствие внутриэкономических процессов внутри отдельно взятой страны. Либерализация экономики - это создание рыночных механизмов при тесной связи между рынками разных стран, сформированных в одно единое рыночное внешнеэкономическое пространство. Отсюда следует и важность правовых взаимосвязей и адекватной регуляции отношений между государствами. Либерализация внешнеэкономическая может расширить возможности оказания помощи при переходе от чем существенно ускоряет решение сложных задач для достижения «свободного» рынка. К основным плюсам необходимо отнести расширение возможности вхождения в страну инвестиций от различных иностранных институций, устранение внешнеэкономических централизованных связей, снятие и отмену всех ограничений по импорту (отмену льгот, квот, пошлин и лицензий), максимальную ликвидность и конвертируемость валюты.

Последние годы ознаменованы частым использованием термина «либерализация» применительно к тем рецептам, которые выдвигаются в плане оздоровления и развития российской экономической системы. Много говорится о том, что экономические механизмы современной России не могут быть названы полностью рыночными. При этом не стоит забывать о том, что либерализация экономики - это процесс глобального масштаба, и что он уже затронул Россию в начале девяностых годов прошлого века.

Прежде всего - либерализация собственности

Под либерализацией экономики понимается комплекс преобразований, который ведет к полному или частичному снятию политических, правовых и административных ограничений частной инициативы в сфере экономической деятельности. Другими словами, либерализация - это в большей или меньшей степени следование рыночным принципам организации и функционирования экономической системы. Главной задачей либерализации экономики всегда выступает оживление всех видов экономической деятельности посредством увеличения числа активных и заинтересованных в рентабельности своих деловых мероприятий собственников. Практически всегда такая либерализация обусловлена очевидным тупиком развития командно-административной модели управления экономикой, при которой рано или поздно у большинства участников системы теряются стимулы к эффективной производственной деятельности. Для решения это проблемы необходимо, прежде всего, создать реальную конкурентную борьбу, что невозможно в условиях жесткого государственного регулирования экономики. Процесс полного снятия или существенного смягчения государственного регулирования и составляет основное содержание либерализации.

Либерализация может быть внешнеэкономической и внутриэкономической. Внешнеэкономическая либерализация представляет собой снятие чрезмерных преград на пути мировой торговли, интеграцию в глобальную экономику. Внутриэкономическая либерализация, которая и составляет суть уже проведенных или желательных в России мер, являет собой, прежде всего, изменение характера собственности и создания условий для честной и продуктивной конкурентной борьбы.

Решению задачи по изменению характера собственности и должны были служить экономические и правовые реформы в России 1992-1993 годов. Приватизация предприятий, ранее находившихся в собственности государства - такой путь избрали реформаторы. Приватизация действительно была проведена в масштабах всей страны, однако главная цель достигнута не была: появление многочисленных собственников, ведущих активную экономическую деятельность, оказалось затруднено из-за множества факторов. Основная же причина состояла в том, что недостаточно поменять форму собственности, нужно еще и создать условия для правильной конкуренции. Условий же этих в девяностые создано не было (высокий уровень криминализации экономики, коррупции, сосредоточения собственности в руках монополий и так далее).

Продолжение либерализации предполагало обеспечение условий для появления этой самой конкурентной борьбы. Новый этап либерализации экономики был объявлен одним из приоритетов внутренней политики ставшего в 2000 году Президентом России Владимира Путина едва ли не с первых дней его нахождения на высшем государственном посту. Однако спецификой новой стадии экономической либерализации назывался сильный акцент на социальной политике государства, которая должна была решить обострившиеся в девяностые годы проблемы работников бюджетной сферы, материально-техническое состояние объектов образования, науки, медицины, культуры, обеспечение пенсионным финансированием и так далее. Такую необходимость обусловило то, что даже при самых смелых правительственных планах по либерализации экономики любое заявление сопровождалось упоминанием о необходимости сохранения в той или иной мере государственного регулирования. Основу экономической концепции в начале двухтысячных годов составили инициативы по борьбе с бюрократизацией экономики, по продолжению приватизации предприятий, по либерализации валютного законодательства, а также проведение судебной и пенсионной реформ.

В середине десятилетия основным ориентиром, который должен был продемонстрировать верность курса на либерализацию экономики и успехи на этом пути, стало решение задачи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В частности, планировалось в течение двух-трех лет подготовиться к полной валютной либерализации, снятию всех ограничений на осуществление капитальных операций, осуществить реструктуризацию естественных монополий и банковского сектора с акцентом на укрепление конкурентоспособности отечественных кредитных организаций. Государство заявляло о готовности передать в частные руки более трех тысяч акционерных обществ и восемь тысяч государственных предприятий, опровергались все слухи о якобы готовящемся в России пересмотре итогов приватизации.

Однако не слишком очевидные успехи этих мероприятий, переориентация экономической политики государства на преодоление особенно актуальных проблем социально-экономического развития (знаменитые «нацпроекты»), а также необходимость применения активных мер государственного регулирования после начала мирового финансового кризиса 2008 года привели к тому, что в настоящее время большинство экспертов говорят о том, что российская экономика еще далека от полноценной и успешной либерализации.

Александр Бабицкий


Либерализация

Либерализация - это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен - это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик, приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70 % промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60 %, то к началу 2000-х гг. он снизился до 9,6 %. В 1997 г. в России он составлял 13,4 %. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5 %), США (4,2 %), Японии (2,7 %).

С 1986 по 1995 гг. 72 страны, в том числе 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, то есть отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, то есть инвестиций в реальный сектор экономики.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Либерализация" в других словарях:

    либерализация - и, ж. libéralisation f. Предоставление бо льших свобод во всех сферах обществнной жизни страны. Либерализация системы прохождения службы в армии. // Скляревская 1998. ♦ Либерализация цен. Государственная политика ценообразования, направленная на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЛИБЕРАЛИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный; сов. и несов.,что (спец.). Снять (снимать) ограничение, предоставить (влять) свободу действий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. libera lis касающийся свободы) англ. liberalization нем. Liberalisierung. 1. Процесс расширения определенных прав и свобод и устранение существующих ограничений. 2. Введение и применение принципов либерализма. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Экономики, цен расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства. Либерализацией цен называют переход от назначаемых государственных цен… … Экономический словарь

    либерализация - — EN deregulation The removal or relaxation of government control over the economic activities of some commercial entity, industry or economic sector. (Source: ODE)… … Справочник технического переводчика

    Либерализация - (от лат. liberalis свободный; англ. liberalisation) отмена или ослабление гос ного контроля над экономической деятельностью и экономическими параметрами (ценой, заработной платой, ставкой процента, обменным курсом); во внешнеторговой сфере… … Энциклопедия права

    ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ Юридическая энциклопедия

    Расширение свободы действий субъектов, снятие или сокращение ограничений на к. л. деятельность, раскрепощение предпринимательства. Л. цен переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Латинская Америка. Финансовая либерализация и перестройка национальных банковских систем. Итоги и проблемы , Н. Н. Холодков. В монографии проводится комплексное исследование основных направлений политики латиноамериканских стран по реформированию национальных банковских систем в контексте рыночных преобразований в…

Государственное регулирование экономики на протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора- два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.

Понятие либерализации экономической деятельности

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Особенности внутриэкономяческой либерализации в различных группах стран мира

Внутриэкономическая либерализация бурно идет в 80-90-е гг. прежде всего в странах с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В этой группе стран роль государства в жизни общества снижается, если судить по доле государственных расходов в ВВП: в России они снизились за 1992-1997 гг. с 76 до 41,5%, причем в основном за счет снижения государственных расходов на экономику. Процесс внутриэкономической либерализации охватил и некоторые регионы третьего мира (Латинскую Америку, Западную Азию, Северную Африку), где доля государственных расходов в ВВП тоже начала снижаться, хотя в 60-80-е гг. еще росла.

В то же время не следует считать, что снижение государственных расходов относительно ВВП обязательно означает радикальное ослабление государственных институтов регулирования экономики в этих группах стран. Отказываясь от прямого владения и регулирования отраслей национальной экономики, их массового кредитования и субсидирования, установления цен и заработной платы, государство сосредотачивается на разработке и особенно на проведении в жизнь рыночного законодательства (в том числе на защите прав участников хозяйственных сделок, акционеров и вкладчиков), борьбе с экономической преступностью и собирании налогов, борьбе с дефицитом госбюджета и инфляцией, поддержании курса национальной валюты и разумного уровня внутренней и внешней задолженности, т.е. активно занимается не прямым, но косвенным экономическим регулированием. Чрезмерное ослабление занимающихся этим государственных институтов может обернуться слабой рыночной инфраструктурой, большой теневой экономикой и экономической преступностью, слабым общественным порядком в целом, что и показывает пример России и ряда других стран - членов СНГ. Вероятно, либерализация хозяйственной жизни в странах с переходной и развивающейся экономикой должна идти параллельно с укреплением государственных экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и ее рост.

Что касается развитых стран, то доля государственных расходов в ВВП здесь продолжает, хотя и медленно, расти, достигнув в странах - членах ОЭСР в 1995 г. почти 48% (в 1870 г. она составляла 8%, 1913 г. - 9, 1920 г. - 15, 1937 г. - 21, 1960 г. - 18, 1980 г. - 44 и в 1990 г. - 46%). Увеличение доли государственных расходов идет за счет расходов на науку и социально-культурные отрасли (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.). Одновременно в ряде сфер и отраслей роль государства уменьшается, так как приватизируются предприятия государственного сектора, сокращается или прекращается вообще государственное регулирование рынков отдельных товаров и услуг.

Относительно развитых стран можно сделать вывод, что в тех сферах, где роль государства была чрезмерной, она уменьшается, а там, где оказалась недостаточной, - возрастает. В результате, во-первых, государственные расходы все больше переключаются на социально-культурные отрасли и науку, т.е. главные отрасли постиндустриальной экономики; во-вторых, государство все меньше использует в экономике прямые рычаги регулирования, к тому же требующие больших расходов (государственная собственность, государственные инвестиции и субсидии), и все больше прибегает к косвенным рычагам (особенно рычаги денежно-кредитной и налоговой политики).

В целом по мере упрочения рыночной экономики и превращения ее в постиндустриальную государственное регулирование внутрихозяйственной жизни во всех трех группах стран становится более либеральным. Так, начавшаяся в 80-е гг. в развитых странах волна приватизации, т.е. продажи или передачи на различных условиях государственной собственности частным хозяйствующим субъектам, в настоящее время охватила большинство развивающихся и постсоциалистических стран. В мире приватизируются прежде всего такие отрасли производственной инфраструктуры, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, финансовая сфера.