Что такое государственное социальное страхование? Государственное (обязательное) социальное страхование

Что такое государственное социальное страхование? Государственное (обязательное) социальное страхование

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Фонд социального страхования - это организация, которая обязана регулировать правовые отношения государства и гражданина, который по каким-либо причинам является неработоспособным.

Понятие и особенности ФСС

Обязательное страхование часто проводится на предприятиях, особенно там, где существует повышенная опасность получения травмы. Причин для выплаты пособий может быть несколько: болезнь, инвалидность, беременность и роды. Естественно, в каждом случае назначается свой размер выплат, а также срок их получения. Бюджет организации формируется государством на основе тех средств, которые находятся в его распоряжении.

Существует много нюансов, которые должен учитывать ФСС. Например, необходимо правильно рассчитать выплаты, определить источник поступления финансов в фонд, рассмотреть все отдельные случаи, которые не позволяют выплачивать помощь застрахованному лицу.

Структура и особенности управления ФСС

Вся деятельность ФСС регламентируется Конституцией государства, соответствующей законодательной базой, а также указами президента и правительственными постановлениями. Фонд - это кредитно-финансовое учреждение, все имущество, а также денежные средства которого являются собственностью РФ.

Для управления представленной организацией существуют различные органы:

Региональные отделения, которые отвечают за те финансы, которые распределяются на территорию субъекта государства;

Центральные отраслевые управления;

Филиалы отделений в городах и поселках.

Самым главным руководителем является председатель ФСС. Именно он стоит во главе Центрального аппарата управления. Собственно средствами распоряжается главный бухгалтер организации. Для контроля деятельности Фонда создаются профсоюзы и комиссии по социальному страхованию.

Какие случаи считаются страховыми, и какие существуют?

Что такое ФСС, вы уже частично поняли. Теперь следует разобраться, в каких случаях предполагается выплата помощи. Итак, она назначается в случае:

Смерти застрахованного лица или кого-либо из его семьи;

Потери работоспособности в результате беременности и родов, травмы или вследствие других случаев, предусмотренных договором;

Ухода за малышом, не достигшим полуторагодовалого возраста.

Кроме этого, существует несколько видов страхового обеспечения. Например, единовременные и ежемесячные выплаты по уходу за ребенком; единоразовая помощь на погребение, а также помощь людям, которые временно потеряли работоспособность из-за травмы или болезни. Однако зачисление средств на личный счет застрахованного лица не допускается.

Основные цели и задачи Фонда

Что такое ФСС, понятно, а теперь разберемся с тем, чем же, собственно, занимается эта организация. Итак, главными задачами Фонда являются:

Налаживание сотрудничества с подобными организациями как внутри государства, так и за его пределами;

Активное участие во всех государственных программах, которые обеспечивают защиту и сохранение здоровья населения;

Обеспечение поддержки граждан, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации или лечении;

Осуществление всех необходимых мероприятий, которые сохраняют надежность и финансовую устойчивость организации;

Совместная (Фонд и Министерство труда) разработка тарифов взносов, которые должны уплачивать объекты страхования;

Повышения профессионального уровня сотрудников представленной организации.

Доходы, которые поступают от уплаты других видов пошлин.

Кроме того, ФСС имеют неналоговые источники прибыли:

Периодические отчисления из федерального бюджета, которые передаются Фонду социального страхования;

Финансовая прибыль, получаемая организацией от размещения наличных средств, которая еще нигде не задействована;

Гражданские добровольные страховые взносы;

Штрафы, пени, санкции, недоимки и другие суммы денег, которые поступают в бюджет Фонда в результате возмещения вреда или ущерба;

Прочие поступления.

Естественно, все финансы представленной организации должны быть распределены так, чтобы их хватило полностью на все выплаты в течение длительного периода времени. При этом в бюджете не должно быть избыточных средств.

Для того чтобы получить помощь, необходимо быть участником ФСС. Форма для заполнения предоставляется в Фонде. Размер и порядок уплаты взносов тоже регулируется действующим законодательством. Для получения помощи необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган с заявлением. Что касается величины взноса, то она зависит от установленного государством тарифа, а также рассчитывается с учетом минимальной заработной платы. Взнос уплачивается сразу за весь год. Произвести эту процедуру следует до 31 декабря текущего года.

Есть несколько способов уплаты взноса: наличный и безналичный расчет, а также почтовый перевод. Все финансовые действия Фонда подлежат строгой отчетности.

Что такое ФСС и как действует представленная организация, вы уже узнали. Теперь можете определиться, попадаете ли вы в группу лиц, которым необходимо обязательное страхование.

ФСС действует в соответствии с указом президента о Фонде Социального Страхования РФ от 7 августа 1992. И в соответствии с положением о ФСС утвержденным постановлением правительства от 12 февраля 1994.

ФСС - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей. Этот фонд управляет средствами государственного социального страхования РФ. Эти денежные средства являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней и других фондов и н подлежат изъятию. Бюджет этого фонда и отчет об его исполнении утверждаются правительством РФ. А бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются его председателем.

Основные задачи ФСС:

1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей.

2. Участие в разработке и реализация госпрограмм по охране здоровья работников и мер по совершенствования соц страхования.

3. Осуществление мер обеспечивающих финансовую устойчивость соцстрахования.

4. Разработка предложений о размерах, тарифах страховых взносов на государственное соцстрахование.

5. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы гос соцстрахования, разъяснительные работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

6. Сотрудничество с аналогичными фондами и международными организациями по вопросам соц. страхования.

В настоящее время ФСС проводит два вида социального страхования:

1. Социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти.

2. Соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С 2001 года доходная часть фонда формируется по средствам следующих поступлений:

1. Обязательные отчисления работодателей.

2. Отчисления от сх налога.

3. Отчисления от единого налога по упрощенной системе налогообложения.

4. Отчисления от единого налога на вмененный доход.

5. Страховых взносов субъектов хозяйствования по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6. Средства федерального бюджета для покрытия расходов связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий и в других установленных законом случаев.

7. от доходов, поступающих от размещений временно свободных средств.


8. От добровольных взносов.

Управление фондом возложено на правление фондом и его председателем. Председатель фонда и его заместитель назначаются правительством РФ. В настоящее время этот фонд действует как самостоятельное государственное, некоммерческое финансово кредитное учреждение, он является автономным и строго целевым.

Пенсионный фонд РФ, источники его формирования и направления использования . Сущность пенсионной реформы .

ПФР - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения, является одним из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания гос услуг в области соц обеспечения в России. Данный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и положением о ПФ РФ утвержденным в декабре 1991. Был образован 22 дек 1990

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижению ими определенного законом возраста, а также в случае потери кормильца и потери трудоспособности. Денежные средства пенсионного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию.

ПФР осуществляет следующие функции:

1. Учет страховых средств поступающих по обязательному пенсионному страхованию.

2. Назначение и выплата пенсий(трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пенсии военнослужащим и их семьям, по гос пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии гос служащих)

3. Назначение и реализация соцвыплат отдельным категориям граждан(ветераны, инвалиды, герои СССР, герои РФ)

4. Персонифицированный учетучастников системы обязательного пенсионного страхования.

5. Взаимодействие с работодателями, плательщиками страховых пенсионных взносов.

6. Выдача сертификатов на получение материнского капитала.

7. Управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной части трудовой пенсии, которая осуществляется через государственную управляющую компанию и частные управляющие компании.

8. Реализация программы государственного софинансирования пенсии.

Трудовые пенсии в РФ состоят из следующих составных частей:

1. Базавая - фиксированная часть.

2. Страховая - дифференцирована и зависит от результатов труда застрахованного лица.

3. Накопительная часть - часть исчисляемая из сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основные источники формирования доходной части бюджета пенсионного фонда:

1. Обязательные отчисления.

2. Отчисления от единого налога по специальному режиму налогооблажения.

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

4. Доходы от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

5. Средства федерального бюджета.

6. Добровольные взносы физ лиц и организаций.

7. Доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.

8. Сумма пени или иных финансовых санкций.

9. Иные источники, н запрещенные законодательством РФ.

Средства ПФР отправляются на выплату:

1. Государственных пенсий(по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца)

2. Пенсии по инвалидности, военнослужащим.

3. Компенсации пенсионерам.

4. Метериальная помощь пестарелым и инвалидам.

5. Выплата поссобий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АС.

6. Выплата пособий на погребение получателям песий.

7. На финансовое обеспечение текущей деятельности ПФР.

За счет средств пенсионного фонда также финансируются различные программы по соц поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты. Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов фонда.

Таким образом все расходы ПФР делят на группы:

1. По обязательному пенсионному страхованию.

2. По государственному пенсионному обеспечению.

3. На дополнительные пенсионные обеспечения.

4. На финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда.

5. Прочие расходы.

Сущность пенсионной реформы в РФ заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.

Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.

Распределительно-накопительная схема , как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.

Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

28 вопрос. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда. Среди основных функций фонда: Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования

Фонд социального страхования – это государственный внебюджетный фонд, ответственный за установление правовых взаимоотношений между государством и неработоспособным гражданином, страховые выплаты, а также за проведение различных мероприятий.

Фонд появился 1 января 1991 года по совместному решению Совета Министров РСФРС и Федерации независимых профсоюзов.

Особенности

Обязательному страхованию подлежит все работающее и самозанятое население.

Существует ряд критериев, по которым назначается выплата:

  • травма;
  • заболевание;
  • инвалидность;
  • беременность;
  • рождение ребенка.

В каждой ситуации формируется своя сумма пособия, срок и условия его получения.

Бюджет ФСС создается государством.

В работе фонда существует много факторов, которые должны быть приняты во внимание. Так, требуется корректно сформировать выплаты на долгий срок, рассмотреть конкретные страховые ситуации, установить случаи, при которых не выплачивается пособие.

Структура ФСС

Деятельность ФСС регулируется Конституцией РФ и ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также президентскими и правительственными указами. Финансовые средства и имущество организации принадлежат РФ. ФСС представляет собой кредитно-финансовое учреждение.

Структура фонда социального страхования РФ:

  • Центральный аппарат Фонда.
  • Отделения в регионах РФ. Они ответственные за распределение средств в субъектах.
  • Центральное управление.
  • Подразделения в населенных пунктах.

Главная должность в ФСС – председатель. Он занимает высший пост в Центральном управлении. Главный бухгалтер ответственен за распоряжение финансами. Контроль работы Фонда осуществляется с помощью профсоюзов и проверок счетной палаты.

Обеспечение и его виды

Мы рассмотрели структуру ФСС в общих чертах. Сейчас же разберем, когда устанавливается компенсация.

Компенсации выплачиваются в следующих ситуациях:

Летальный исход застрахованного лица или его близкого родственника.

Получение инвалидности или неработоспособного состояния из-за производственного физического ущерба, или болезни, родов, беременности или иных предусмотренных соглашением обстоятельств.

Уход за ребенком до 1.5 года.

Существуют несколько видов выплат:

  • одноразовые;
  • ежемесячные.

К одноразовым выплатам относятся:

  • постановка на учет в ранние месяцы беременности;
  • рождение малыша;
  • травма или болезнь в результате производства;
  • оплата дополнительных затрат на лечение;
  • выплата на погребение близкого родственника.

В категорию временного (ежемесячного) обеспечения относят:

  • пособия по уходу за ребенком;
  • оплата больничного;
  • компенсация при профессиональной болезни или травме на производстве.

Еще одна функция ФСС касается помощи льготной категории граждан. Фонд должен обеспечивать их путевками на санитарно-курортное лечение, предоставляя проезд в обе стороны. И это только основные функции ФСС.

Цели и задачи фонда

Фонд социального страхования выполняет следующие задачи:

Сотрудничество с органами и компаниями на территории РФ и за границей;

Постоянное участие в государственных мероприятиях, предназначенных для улучшения и сохранения здоровья граждан;

Помощь нуждающимся лицам в оздоровлении, реабилитации, лечении;

Разработка мер и программ для обеспечения надежного финансового состояния организации;

Совместная с Министерством труда установка страховых взносов;

Повышение квалификации работников Фонда.

Главной задачей фонда является контроль за назначением и расходованием страховых компенсаций, установленных государством.

Обязательное соцстрахование

Для некоторых лиц действует обязательное страхование:

  • Государственные и муниципальные работники;
  • Лица на высших государственных постах;
  • Церковные служители;
  • Частные предприниматели, сотрудники юридической сферы;
  • Женщины, которые могут утратить возможность работать из-за рождения ребенка.

Финансирование структуры

Для нормального функционирования фонда ему нужны денежные ресурсы. Финансирование идет из двух источников: налогового и неналогового.

К первому относятся:

  • Единый соцналог;
  • Уплата иных сборов.

К неналоговой доходности определяют:

  • Добровольные взносы граждан;
  • Регулярные отчисления из Федерального бюджета непосредственно для ФСС;
  • Штраф, санкции, пени, иные средства, предусмотренные для компенсации нанесенного ущерба;
  • Размещение наличных денег;
  • Дополнительные источники.

Важным условием работы является то, что бюджет организации необходимо разделить таким образом, чтобы его было достаточно для всех страховых выплат в долгосрочный период. Фонд не должен испытывать недостатков в финансировании, в противном случае образуются трудности с выплатой компенсаций.

Для оценки и распределения денежных средств используется специальный метод подсчета. В нем используются статистические данные, а также текущая информация об участниках Фонда, например, о беременности.

Выплаты и взносы

Если вы застрахованы Фондом социального страхования, а в России это производится в обязательном порядке, то при наступлении страхового случая (болезнь, временная нетрудоспособность), вам будут назначены страховые выплаты на весь период нетрудоспособности.

Величина выплат и условия изменяются постановлениями правительства, а также федеральными законами.

Страховые взносы за работников вносит работодатель, размер страховых взносов в данном случае зависит от размера заработной платы работника, процент отчислений устанавливается государством.

Индивидуальные предприниматели и иные самозанятые граждане уплачивают взносы самостоятельно в размере установленном государством.

Размеры страховых взносов могут пересматриваться.

Оплата страховых взносов допускается тремя способами: наличными деньгами, безналичными, почтовым переводом.

Оцените статью:

Все мы работаем. Но кто-то может потерять возможность зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Чтобы облегчить судьбу таких людей, и было придумано государственное социальное страхование.

Общая информация

Зачем вообще было создано страхование социальное? Это необходимо для того, чтобы оказывать финансовую помощь лицам, что согласились на данный механизм в случае наступления предусмотренных рисков. Страхователи обязаны своевременно начислять взносы для этого дела. Когда же наступает страховой случай, то человеку необходимо обратиться к фонду Соцстраха и документально подтвердить тот факт, что он имеет право на получение денежных средств от государства. Это ещё один способ социально обеспечить людей, которые состоят в трудовых взаимоотношениях с работодателями. А кто же предлагает государственное социальное страхование? В этом деле могут помочь три организации:

  1. Фонд социального страхования. Этот вариант будет оптимальным, если есть угроза пострадать на производстве.
  2. Пенсионный фонд. Этот вариант подойдет, если есть планы и уверенность, что удачно и без происшествий получится выйти на пенсию.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Похоже на первое учреждение, но особенно подходит для тех, кто после лечения планирует восстановиться и дальше работать.

Конечно, следует отметить, что приведённое в рамках статьи разделение является очень условным и не обязательным. Просто со спецификой работы будет несколько проще при наступлении конкретного страхового случая получить причитающиеся деньги. А так может быть выбрано учреждение, которое ближе всего расположено к дому. Хотя если интересует социальное страхование временной нетрудоспособности, то лучше всего подойдёт первый вариант.

Как это работает?

На каких принципах строится система социального страхования? Наиболее важным, согласно оглашенным целям, является установление партнерских отношений. Затем идёт формирование и использование различных целевых фондов. Также важную роль в рамках системы отводят профилактике социальных рисков. Что же является важным для функционирования всего механизма социального обеспечения? Когда осуществляется страхование социальное, это подразумевает наличие определённых фондов, из которых и идёт финансирование потребностей. Причем специфика здесь такая, что средства должны покрывать имеющиеся затраты, что возникают в связи с выполнением взятых на себя обязательств. Кроме этого, вышеперечисленные организации заинтересованы в том, чтобы увеличивать уровень жизни для разных категорий российских граждан.

Возьмём, к примеру, социальное страхование от профессиональных заболеваний. Это настоящий бич нашего времени. Практически любой человек после десятилетий или, может, даже лет работы имеет профессиональное заболевание. В большинстве случаев оно не диагностируется до старости, но бывает, проявляет себя ещё до выхода на пенсию. Поэтому государственные организации напрямую заинтересованы в том, чтобы человек сохранял своё здоровье как можно дольше - ведь тогда им не придётся выплачивать ему деньги. Для этого могут использоваться самые разные средства, начиная от определённых ограничений и требований, заканчивая профилактическими мерами слежения за соблюдением норм отдыха.

Методы и цели

Итак, у вас сейчас есть представление о том, что собой представляет страхование социальное. Это хорошо. Теперь же давайте рассмотрим, какие его виды существуют. На данный момент в Российской Федерации можно встретить такие типы:

  1. По временной потере трудоспособности.
  2. Медицинское страхование.
  3. От профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
  4. Социальное пенсионное страхование граждан, работающих на данный момент.

Это не все возможные средства. Особняком стоит В нём могут принимать участие лица, что самостоятельно обеспечивают себя работой. Следует также отметить, что в качестве страховщиков могут выступать негосударственные компании. Это имеет ряд своих преимуществ и недостатков. Относительно первых можно отметить довольно значительный уровень успешности действий (что подтверждает пример США). Но с другой стороны - государство не несёт ответственности за расчеты. Поэтому если нарваться на мошенников, вернуть свои кровно заработанные деньги будет весьма сложно.

Субъекты и взносы

Главный актив, который имеет страхование социальное - это люди. Кто же представляет наибольший интерес? Ответ - субъекты, коими являются застрахованные лица. К ним относят российских граждан, что состоят в трудовых взаимоотношениях со своим работодателем (в качестве которого могут выступать коммерческие компании, индивидуальные предприниматели и государственные организации). То есть к страхователям относят всех тех, кто предоставляет людям работу. А что же можно сказать относительно взносов? Про то, что они идут определённым организациям, мы знаем (даже то, каким конкретно). Но сколько же денег уплачивается? предусматривает взимание от 26,2% и до 34,5% заработной платы. Почему же есть такое значительное различие? Что входит в эти проценты? Первоначально следует упомянуть Пенсионный фонд - на него приходится 20%. Ещё 3,2% идёт на социальное страхование. Эти деньги в последующем будут потрачены непосредственно на самого человека. Кроме того, 2,8% от заработной платы идёт на на случай больничных, посещения врачей (например, стоматолога) и так далее. Кроме того, есть ещё страхование на случай возникновения несчастных инцидентов, которые были на производстве. Благодаря этому пункту и наблюдается такое значительное различие, что можно было видеть ранее. Так, взнос в данном случае может колебаться в диапазоне от 0,2% и до 8,5%.

Выплата денег

Рассмотрим обязательное социальное страхование на производстве. Допустим, возник определённый инцидент. В таком случае застрахованное лицо может рассчитывать на определённый размер выплат. Конечная величина рассчитывается как процент от величины заработной платы. Какая же модель обеспечения действует в Российской Федерации? Так, если человек перечислял средства на протяжении 30 лет, то он может рассчитывать на получение 40% своей заработной платы в виде пенсионного обеспечения. Те люди, которые официально трудились больше 40 лет, претендуют на показатель в 60%. Если наступила временная нетрудоспособность, то человеку полагается от 80% до 90% от величины заработной платы. Когда люди становятся безработными, то они могут рассчитывать на получение средств в размере 50-60%. Определённые бонусы есть и при получении медицинской помощи и приобретении лекарственных препаратов. Здесь размер выплат зависит от того, где находится человек. Если он на стационаре - будет оплачено 100% всех трат. Для тех, кто пребывает на амбулаторном лечении, предусмотрено только восстановление 75% стоимости лекарств и услуг медицинской помощи. Кроме этого, можно рассчитывать ещё на материальную поддержку в связи с целым рядом инцидентов: потеря работы, похороны, постановка на учет беременных, выплаты при рождении детей и так далее. Следует отметить, что согласно действующему трудовому законодательству каждый гражданин Российской Федерации, который оформляется официально, должен иметь понятие о том, что такое государственное социальное страхование, и активно им пользоваться. На производстве, в офисе или лаборатории - не важно, где он будет работать. Согласно законодательству, защищен должен быть каждый человек.

Когда и на сколько выдаётся пособие?

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев предусматривает различные сроки. Так, если человек временно потерял свою трудоспособность, то денежные средства ему будут предоставляться с первого дня. Окончанием считают восстановление рабочих функций или установление со стороны врачебно-трудовой комиссии инвалидности. Всё немного по-иному с бытовыми травмами. Предусмотрено, что в случае с ними выплаты пособия осуществляются только на шестой день. Правда, здесь есть свои нюансы. Так, если травма была получена как результат определённого стихийного бедствия (каковым является землетрясение, ураган, наводнение или пожар) или вследствие анатомического дефекта, то денежная помощь выдаётся за всё время и регламентируется общими правилами. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве для сезонных и временных работников предусматривает предоставление пособий в случае профессионального заболевания или трудового увечья. Причем это осуществляется на общих основаниях. Если же имеем дело с временной нетрудоспособностью, то крайний срок в этом случае - 75 календарных дней. Тут можно встретиться с интересным аспектом. Так, распространённым бывает то, что временная нетрудоспособность может наступить тогда, когда рабочий находится в ежегодном отпуске. В таком случае человеку необходимо запастись больничным листком, и ему будут выданы пособия за всё время освобождения от деятельности. Правда, если отпуск без сохранения заработной платы, то ни на что рассчитывать не приходится. Также не следует уповать на выплаты, если временная нетрудоспособность является прямым следствием травм и заболеваний, которые возникли вследствие опьянения.

Особенности

А что делать, если заболел близкий родственник работника? Для многих это будет в новинку, но законодательством предусмотрено, что для получения пособия по временной нетрудоспособности основанием может служить и необходимость ухода за заболевшим членом семьи. При этом ситуация должна соответствовать таким критериям:

  1. Должен быть установлен факт, что отсутствие ухода имеет значительную опасность для здоровья или даже жизни заболевшего человека.
  2. Нет возможности поместить члена семьи в больницу из-за конкретных показаний.
  3. Отсутствует любое другое лицо, кроме самого работника, что могло бы ухаживать за больным. Здесь может быть сделано исключение для матерей, у которых есть ребенок до 2 лет.

В обязательном социальном страховании от несчастных случаев при такой потере работоспособности предусмотрен стандартный срок на 3 календарных дня. Он может быть продлен, но только в исключительных случаях, когда член семьи имеет тяжелое заболевание. Но в общем срок не должен превышать семи календарных дней. Исключение здесь в случае с детьми. Так, если ребенок не достиг 14 лет и заболел и при этом имеет нужду в уходе, то срок может составлять 14 календарных дней. Но это ещё не максимум. Так, если имеется ребенок до 3-х лет (или инвалид до 16), то пособие может выдаваться на весь период, когда ему необходим уход. Следует отметить, что наблюдается сильнейшая дифференциация размера выплат. Конечная сумма денег зависит от причины возникновения временной нетрудоспособности, числа несовершеннолетних детей, длительности непрерывного трудового стажа и так далее. Также если человек получил трудовое увечье или профессиональное заболевание, то его пособие будет в размере 100% от заработной платы.

Выплаты на случай беременности и родов

Некоторые правила в данном случае одинаковы с общими. Но есть и свои особенности. Так, когда женщине предоставляется отпуск по беременности и родам, то выплаты производятся за все дни. Но это должно быть подтверждено больничным листком. Сколько же женщинам дают отдыхать? Перед датой приблизительных родов даётся 70 календарных дней. Но если беременность многоплодная, то предоставляется 84 суток. Также, после самих родов в стандартных ситуациях у женщин есть 70 календарных дней. Если была осложнённая ситуация, то этот период увеличивается до 86 суток. В случаях, когда родилось двое или больше детей, предоставляется 110 календарных дней. Следует отметить, что оплачиваемый отпуск предоставляется суммарно. Иными словами - не важно, сколько дней было использовано до родов. Всё непотраченное можно будет отгулять потом, если это слово вообще подходит к матерям. Следует отметить, что наше государство печётся о том, чтобы люди получали около 100% своей заработной платы. Но если женщина на момент беременности и родов была отстранена от должности, то пособие не выплачивается.

Как видите, существует значительное множество различных аспектов. Также если случился выкидыш после 196-го дня беременности, то женщина всё равно будет получать пособие. Кроме этого, не следует упускать из внимания и ряд видов другой материальной помощи. Так, можно получать а также по уходу за ним до достижения им возраста в 1,5 года. Эти выплаты не предусмотрены, если плод был мертворождённым. Приоритет получения пособий имеет мать ребёнка. Но если она умерла, то оно выдаётся отцу или иному лицу, которое занимается фактическим воспитанием малютки. Правда, для этого необходимо написать письменное заявление.

Назначение и выплата

Как видите, обязательному социальному страхованию на случай временной потери трудоспособности благодарны многие люди, поскольку при таком ответственном и серьезном деле любой рубль на счету. Поэтому если человек может претендовать на выплаты, необходимо знать, кто их назначает и где их получают. Как правило, это проводится по месту работы. Занимается этим комиссия социального страхования профкома предприятия. Но может быть и такое, что её нет. В данном случае пособия будут назначаться непосредственно профкомом. А что делать при работе на небольших предприятиях, где нет данной организации? В таком случае сможет помочь профсоюзный организатор и страховой делегат. Когда пособие было назначено, его выплата осуществляется администрацией предприятия за счет взносов на социальное страхование. Вот так просто. Следует отметить, что данная схема назначения работает и тогда, когда нетрудоспособность человека наступила во время его нахождения за территорией предприятия.

Как пример можно привести рассмотренный ранее отпуск или командировку. Несмотря на то, что считаются отдельные дни, непосредственно выплата осуществляется вместе с заработной платой. Хотя здесь есть нюансы относительно родов и предшествующей им беременности. В таких случаях пособие платят один раз (всё сразу). Чтобы получить единовременную выплату на ребёнка при его рождении, родитель должен иметь справку, выданную ЗАГСом. Это же относится и к выплатам на погребение. Всё, что было начислено, но не выплачено, должно быть передано работнику в рамках сроков, которые устанавливаются для выплат неполученной заработной платы. Следует учитывать и то, что если сумма пособия была чрезмерно увеличена вследствие арифметической ошибки или злоупотребления, то в последующем она будет удержана.

Заключение

Государственное социальное страхование является чрезвычайно полезным инструментом для стабилизации общества и поддержания его отдельных членов. Этот механизм позволяет людям более уверенно смотреть на своё будущее. А это, в свою очередь, влечёт то, что человек лучше трудится и в обществе существует меньшее напряжение. Хотя существующая система не лишена своих недостатков. Но вопрос совершенствования со временем всё же решается. При этом не нужно стоять в стороне, когда перед вами есть установленный факт злоупотребления своими возможностями. И не важно, кто и что нарушает - государственная организация или частный предприниматель. Необходимо всегда стремиться к тому, чтобы права человека и существующий общественный договор не нарушались. А уже слежение за этим лежит на нас - рядовых гражданах.