Что такое экономико географическое положение. Центральная Россия. Географическое положение, особенности природы

ЭГП - аббревиатура, расшифровывается как экономико-географическое положение . Понятие “экономико-географическое положение” ввел в науку Н.Н.Баранский. ЭГП – это отношение любого места, к вне его лежащим данностям, которые имеют какое либо экономическое значение; положение любого социально-экономического объекта в системе конкретной территории и институтов общества; комплекс пространственных и социально-экономических отношений и отношение к другим объектам этого вида; отношений существующих для рассматриваемого объекта и только прогнозируемых. Термин экономико-географическое положение, часто применяется в науке, для оценки какого-либо места страны (региона, города, поселка) на мировой карте и экономике и для определения отношения любого географического объекта к другим объектам расположенным вне его. Применяется он, для всех субъектов хозяйственной деятельности и таксонов (обычно так называется группа в классификации, состоящей из множества объектов, объединенных на основании общих свойств и признаков) в пространственной иерархии (страны, района, населённого пункта, и т.п.) и по отношению к внешним признакам и объектам. Которые имеют для его возникновения и генезиса (развития) важное экономическое значение. Попросту, это все то, что может повлиять на экономическое развитие страны, района, деревни или города, извне и внутри этого объекта.

Оценка, экономико-географического положения объекта , прежде всего, зависит от близости к путям к путям (транспортным артериям и развязкам), рынкам сбыта, и крупным центрам. Но также зависит и от: физико- и экономико-географического положения (природы, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира, экономических показателей), его близости или удаленности от источников энергии, сырья. Т.е. учитывается состав и богатство природных ресурсов, количество полезных ископаемых, и разработанность, растительность, почва, животный мир, горно-промышленные, водохозяйственные ресурсы и т.д. Количества и масштабов населенных пунктов (и населения вообще, т.е. трудовых ресурсов), формы хозяйственной деятельности, территориальной структуры расселения, а также политики и формы правления и т.д.. Экономико-географическое положение объекта может быть благоприятным или неблагоприятным. Благоприятное ЭГП - потенциал успешного хозяйственного развития, а неблагоприятное, соответственно наоборот, не дает перспективы для роста. А степень его развития и темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

Можно выделить потенциальное и настоящее (реализованное) экономико-географическое положение . Потенциальное экономико-географическое положение может относиться к любому неосвоенному месту (ареалу). К примеру, к устью Невы до основания на ней города Санкт-Петербурга. А реализованное ЭПГ, воссоздает историческую последовательность использования экономико-географического положения в различных социально-экономических условиях. Для экономико-географического положения характерно периодическое изменение оценок его состояния, по мере того, как появляются изменения в географическом разделении труда и развитии научно-технического прогресса. В особенности изменения в области транспорта, связи, строительства ГЭС (гидроэлектростанций), освоением новых областей и разработкой новых месторождений. Наиболее крупные и заметные изменения в экономико-географическом положении связаны с эпохой Великих географических открытий, освоением Америки, развитием железнодорожного и автомобильного транспорта.

Для подробной оценки экономико-географического положения проводят отдельный анализ его основных составляющих, главным образом, политико-географического и транспортно-географического положения. Транспортно-географическое положение определяется, в первую очередь, уровнем доступности других объектов. Но только тех объектов, которые имеют для данного экономико-географического положения экономическое значение. Доступность может измеряться прямыми транспортными издержками, стабильностью и надёжностью работы транспортных систем и отсутствием различных барьеров (барьеры могут и политические). С ним тесно связано политико-географического положение, а именно: возможность установления экономических связей для реализации выгод экономико-географического положения, режим таможен и пошлин, а также возможные внешние опасности и угрозы. Но есть еще и ресурсно-географическая, агро-географическая, демо-географическая, сбыто-географическая составляющая. Их звенья, мы уже указали выше. Чаще всего, в пространственном отношении выделяют центральное и глубинное (периферийное) положение. Для городов Н.Н.Баранский выделил микро–, мезо– макроположение. Микроположение это отношение с ближайшим ареалом, обычно измеряется двухчасовой транспортной доступностью, мезо положение в регионе, макроположение положение в масштабах всей страны.

Для измерения экономико-географического положения применяют модели пространственного взаимодействия. Моделирование и прогнозирование дает представление о динамике в терминах показателей и пространственное распределении этих показателей.

Литература.
1)Барановский Н.Н Краткий курс экономической географии: Вып. 1: Общие понятия. Очерк мирового хозяйства: Учеб. пособие для совпартшкол и рабфаков- Л.: Гиз, 1928
2)География. Современная иллюстрированная энциклопедия /Под ред. проф. А. П. Горкина. -М.: Росмэн- Пресс,2006.
3) Краткий географический словарь.Yourdon E. N. 2008.

На этом сайте, Вы, можете найти, как ЭГП, различных стран, например.

Экономико-географическое положение (ЭГП) -- это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам

транспортно-географическое

промышленно-географическое

агрогеографическое

рыночное

демографическое

рекреационно-географическое

Выделяют следующие типы ЭГП:

центральное;

периферийное;

пограничное;

транзитное;

приморское;

глубинное.

Уровни ЭГП

Выделяют четыре иерархических уровня ЭГП:

микроположение - положение в ближайшем окружении города;

мезоположение - положение в рамках большой части страны или небольшого государства;

макроположение - положение в границах крупных государств;

мегаположение - положение в масштабах всего мира или его регионов.

При возникновении городов в средневековой Европе главным было выгодное микроположение. Но для дальнейшего развития необходимым оказалось выгодное мезо- и макро- ЭГП. Современные крупнейшие города мира развиваются благодаря выгодному мегаположению, хотя образовались в свое время они благодаря микроположению, а выделились среди других городов в своей стране благодаря выгодным мезо- и макроположениям. Но сегодня для их функционирования наиболее важны связи с другими подобными городами ("мировыми городами"), а не связи с внутренними районами своих стран или тем более связи с ближайшим окружением. Поэтому они даже внешне (а тем более по функциональной сути и образу жизни жителей) больше похожи друг на друга, чем на другие города в той стране, где они находятся.

В рамках конкретных территорий (стран или районов) можно выделить несколько внутриареальных видов экономико-географического положения:

центральное,

периферийное,

глубинное,

приграничное.

Для осуществления тех или иных функций более выгодным будут разные виды ЭГП. Так, для административного управления и концентрации внутренних экономических связей наиболее выгодно центральное ЭГП, которое обеспечивает равную доступность до всех частей территории. А для экономических связей с зарубежными государствами (другими районами) более выгодным будет приграничное или периферийное положение. В период когда одним из мировых центров экономического развития становится АТР, где располагаются страны лидирующие сегодня по темпам экономического роста выгодное экономическое положение получает дальневосточный город - порт Владивосток. Именно он может стать сегодня морскими воротами в АТР и соединить Европу с Тихим океаном.

Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для современных городов является транспортно-географическое положение. Но любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах.

Наименее выгодно, как правило, глубинное положение - вдали и от центра, и от границ территории.

Выгодное ЭГП - это необходимое, но недостаточное условие развития города. Даже выгодное ЭГП в конкретных исторических, политических, социально-экономических условиях может не реализовываться в реальное городское развитие. Это одна из особенностей ЭГП. Также в качестве других особенностей можно выделить:

Уникальность (неповторимость ЭГП объекта). В принципе не может быть двух городов с одинаковым ЭГП.

Историчность. С течением времени положение может улучшаться или ухудшаться как за счет изменения внешних условий (прокладка новых транспортных магистралей, открытие месторождений полезных ископаемых и т. д.), так и за счет развития самого города (появление новых предприятий, рост численности населения и др.).

Интегральность. ЭГП включает большое количество отдельных компонентов и элементов, взаимное значение которых постоянно меняется под влиянием внешних условий.

ЭГП – есть отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим данностям, имеющим для него то или иное экономическое значение.

Положение по отношению к Центральному ЭР;

Положение по отношению к государственной границе;

Положение по отношению к морям Мирового Океана, в том числе внутренним и замерзающим;

Число сухопутных районов-соседей, их совокупный природный, людской и экономический потенциал;

Положение по отношению к межрайонным речным системам;

Положение по отношению к основным топливно-энергетическим, металлургическим, продовольственным базам;

Положение по отношению к основной полосе расселения.

Тема 3 Проблемы взаимодействия общества и окружающей природной среды. Понятие географической среды. Теория географического детерминизма. Географическая среда – одно из необходимых условий общественного развития. Сущность теории географического детерминизма; её основатели и продолжатели. Человек и природа. Влияние природно-географической среды на жизнь и деятельность человека и общества, а также общества на природу. Классификация природных ресурсов. География природных ресурсов. Природные ресурсы и природные условия. Классификации природных ресурсов: экологическая (с точки зрения исчерпаемости и возобновимости), природная (по генетическому признаку).Взаимодействие общества и окружающей природной среды.

Природно-географическая среда непосредственно или через производство материальных благ влияет на следующие стороны жизни общества:

На некоторые особенности физической организации и психики людей;

На различие в объеме необходимых средств для удовлетворения биологических потребностей

На производство;

На обмен;

На необходимость и возможность создания запасов продукции на «мертвый сезон», связанный с изменением температурно-влажностных условий;

На военно-политические условия.

Природные ресурсы и природные условия

Природные условия (ПУ) – природные процессы и тела, которые воздействуют на людей как биологических существ или на производство своими физическими и химическими свойствами, геометрической формой, но при этом не расходуются и не присваиваются человеком.

Природные ресурсы (ПР) – это те тела и силы природы, которые при данном уровне развития общественного производства могут быть применены для создания материальных благ.

Экологическая классификация ПР

    Неисчерпаемые (Энергия солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальная; ресурсы атмосферы и гидросферы)

    Исчерпаемые

Возобновляемые (животный и растительный мир, плодородие почв),

Невозобновляемые (полезные ископаемые, земельные ресурсы).

Генетическая классификация ПР: минеральные, водные, биологические (животный и растительный мир), земельные, климатические, энергии природных процессов.

Тема 4 Понятие экономико-географической оценки природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал (ПРП). ПРП России, краткая характеристика. Природно-ресурсный регион (ПРР). Степень и структура использования ПРП. Формы размещения природных ресурсов.

Экономико-географическая оценка ПР заключается в следующем:

    Оценка величины ресурсов

/термины для усвоения: ПРП – природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов территории; ПРР – природно-ресурсный регион – территория, отличающаяся от смежных территорий величиной и структурой своего ПРП, территория, все части которой при современной степени изученности обладают примерно одинаковыми естественными условиями производства./

    Оценка потребности в ресурсах

    Оценка возможностей использования ресурсов

Различают локальные и ареальные формы размещения ресурсов.

Оценка ресурсов полезных ископаемых. Группы полезных ископаемых по назначению и особенностям добычи. Количественная оценка запасов полезных ископаемых. Балансовые и забалансовые запасы. Ресурсообеспеченность. Оценка качества запасов, сравнительной ценности, возможности обогащения, примесей. Оценка горно-геологических условий.

Ресурсы литосферы

По назначению и особенностям добычи полезные ископаемые объединяются в следующие группы:

Топливно-энергетические ископаемые (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды, термальные воды);

Руды черных металлов (железо, марганец, хром);

Руды цветных металлов: тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, ртуть, никель и др.), легкие (алюминий, магний, титан), благородные (золото, серебро, платина), редкие (вольфрам, молибден, селен, висмут, теллур и др.);

Химическое сырье (самородная сера, поваренная калийная и др. соли, апатиты, фосфориты и др.);

Минеральные строительные материалы (строительный камень, песок, глины, мрамор, туф, известняк, мергель и др.),

Наиболее ценные и нерудные ископаемые (драгоценные камни, слюды, тальк, каолин, асбест и др.);

Подземные пресные воды.

При оценке полезных ископаемых берутся следующие основные показатели:

    Запасы полезного ископаемого

По степени изученности запасы подразделяются на разведанные (категории разведанности А. В, С 1) и предварительно разведанные (С 2).

Ресурсообеспеченность - соотношение между величиной природного ресурса и размером его потребления. Для полезного ископаемого выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса.

    Качество полезного ископаемого (возможность обогащения, калорийность, содержание полезного вещества, содержание вредных и нейтральных примесей и т.п.)

    Горно-геологические условия (мощность пластов и глубина их залегания, характеристика вмещающих пород)

Хозяйственная классификация запасов полезных ископаемых: балансовые (кондиционные); забалансовые (некондиционные)

Поверхностные воды суши и хозяйство. Количественные показатели оценки водных ресурсов суши. Понятия о потенциальных и экономических гидроресурсах. Показатель экономической эффективности использования гидроресурсов. Показатель освоенных гидроресурсов. Водные ресурсы России.

Поверхностные воды суши

Количественный показатель оценки водных ресурсов – расход воды в реках и суммарный годовой сток.

Количество энергии , которые могут дать ГЭС зависит от массы воды и высоты ее падения. ГЭС бывают равнинные (негативные экологические последствия) и горные.

Основные понятия:

- потенциальные гидроэнергоресурсы – сумма всех возможных к установке мощностей ГЭС;

- экономические гидроэнергоресурсы – сумма всех установленных мощностей ГЭС.

Атмосфера и хозяйство. Использование климатических показателей в народном хозяйстве.

Основные климатические показатели, используемые в народном хозяйстве:

Жесткость погоды Ж= /Т воздуха / + 2 V ветра

Продолжительность отопительного периода τ отоп при t≤ 8 0 C

Направления преобладающих ветров

Продолжительность вегетационного периода τ вегет. при t≥5 0 C

Продолжительность периода активных температур τ акт. при t≥ 10 0 C

Гидротермический коэффициент ГТК = 10 ∑ Осадков/ ∑ Т акт.

Характеристики снежного покрова

Органический мир суши. Роль леса как регулятора экологического равновесия. Леса России. Многообразие форм использования ресурсов флоры в хозяйстве. Роль ресурсов животного мира в истории человечества. Животный мир как позитивное и как негативное условие жизни и здоровья человека.

Традиционные и современные типы освоения природно-географической среды.

Типы освоения природно-географической среды

Традиционные:

Промысловое хозяйство побережий Арктических морей (эскимосы, береговые чукчи);

Рыболовство на побережьях морей, озер, на крупных реках;

Охотничье- промысловое хозяйство (ханты, манси);

Собирательство в сочетании с охотой (индейцы Амазонии);

Кочевое потребительское животноводство в тундре и лесотундре («оленные» чукчи, ненцы), в степях и пустынях умеренного пояся (буряты, казахи, монголы), в пустынях жаркого пояса (кочевники Сахары);

Земледельческое освоение в лесной зоне и субтропиках, с искусственным орошением разного типа.

Современные :

Выборочное мелко- и крупноочаговое освоение полезных ископаемых в сочетании с традиционными отраслями хозяйства;

Крупноочаговое и ареальное освоение территории на базе добывающей промышленности с первичной переработкой сырья в сочетании со вспомогательным с/х;

Сплошное с/х освоение территории с более или менее равномерным размещением центров обрабатывающей промышленности;

Преимущественно аграрное освоение в развивающихся странах с высокой долей плантационного хозяйства при сохранении потребительского местного традиционного хозяйства;

Очаговое, преимущественно рекреационное освоение.

Тема 5 Географические проблемы современного человека. Демографическая ситуация в мире и критерии ее анализа. Миграционная подвижность населения. Основные черты и факторы размещения населения мира. Понятие о демографическом переходе и ее стадиях. Демографический взрыв. Демографические проблемы и демографическая политика.

Основные демографические индикаторы.

Демографические этапы:

I - высокая рождаемость при высокой младенческой смертности

II – высокая рождаемость при снизившейся младенческой смертности

III- низкие рождаемость при низкой младенческой смертности

Основные демографические индикаторы :

    Общедемографические (общая численность населения, соотношение сельского и городского населения, прирост населения за определенный период и др.)

    Экономические (ВНП на душу населения, долл.США, внешняя помощь населению, долл. США и др.)

    Показатели смертности (младенческая смертность до 5 лет, средняя продолжительность жизни)

    Показатели рождаемости (Суммарный коэффициент рождаемости /оптимальный – 2,1-2,5/, число рождений на 1000 женщин определенной возрастной группы и др.)

    Показатели образования (% учащихся в начальной школе, % получивших среднее образование, % неграмотных старше 15 лет и др.)

    Показатели здравоохранения (% получающих мед. Помощь, % рождений под наблюдением врача и др.)

Основные направления демографической политики :

    увеличение рождаемости,

    уменьшение рождаемости.

Рынок труда и занятость населения. Понятие о территориальном разделении труда. Условия и факторы международного разделения труда.

Население России и Республики Коми: демография, расселение, миграция.

Виды миграции населения:

    по направлению – внешние и внутренние,

    по времени – временные и постоянные,

    по причинам – экономическим и внеэкономическим (политическим, этническим)

Рынок труда и занятость населения

Трудоспособное население - в возрасте 16-54(59) лет за исключением инвалидов 1 и 2 группы. К этой группе населения применяют понятие «занятость».

Трудовые ресурсы – трудоспособное население + работающие пенсионеры и подростки до 16 лет.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • содержание понятия "экономико-географическое положение";
  • основные виды географического положения и место в нем экономико-географического положения;
  • историю формирования учения об экономико-географическом положении;
  • основные подходы к оценке экономико- и политико-географического положения;

уметь

  • давать характеристику экономико-географического положения отдельных стран, регионов и населенных пунктов;
  • строить графы железных дорог крупных экономических районов для оценки выгодности экономико-географического положения;
  • характеризовать макро-, мезо- и микроположение административных центров

региона – субъекта Российской Федерации;

Применять исторический подход к анализу экономико-географического положения различных объектов;

владеть

  • навыками определения "топологического расстояния";
  • приемами изучения изменения экономико-географического положения во времени;
  • способами количественной оценки экономико-географического положения;
  • методикой оценки различных видов экономико-географического положения.

Географическое положение и экономико-географическое положение

Понятие "географическое положение" является ключевым для всей системы географических наук. Собственно, география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейшим элементом географического исследования является установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемых именно их местоположением.

Положение на земной поверхности, определяемое в системе географических координат (градусах широты и долготы), дающее наиболее точный адрес объекта, – это математико-географическое положение.

Положение одних природных объектов относительно других, оказывающих на них существенное влияние, называют физико-географическим положением. Таково, например, положение по отношению к господствующим направлениям ветра островов – наветренных и подветренных.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающее морс, судоходная река, месторождение полезного ископаемого, лесной массив, ареал природно-очаговых заболеваний), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных и межблоковых отношений вызывает необходимость применения категории "политико-географическое (геополитическое) положение" (ПГП).

Понятия "географическое положение", "политико-географическое положение" использовались в XIX в. Их значения анализировались в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов – d). Ратцелем. Категория ЭГП была предложена в СССР на рубеже 20–30-х гг. XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Η. Н. Баранским, И. М. Маергойзом и рядом других авторов. Но без оформления специальным термином она применялась и раньше. Так, в книге Η. П. Огановского "Популярные очерки экономической географии СССР" (1926) читаем: "Географическим положением называется близость данной страны к морям и океанам, но которым проходят мировые торговые пути, а также к странам, торговые сношения с которыми представляют большую выгоду". Это определение характеризует только частный случай ЭГП – и с точки зрения объекта (страны в целом), и исключительно с точки зрения удобства межгосударственных экономических связей.

Н. Н. Баранский обращал внимание на то, что ЭГП – это "отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории..." Он писал: "Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным)".

Η. Η. Баранский считал, что ЭГП имеет крупнейшее методологическое значение: "Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т.д. – в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением". И еще одно важное положение Η. Н. Баранского заключается в том, что ЭГП, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться в плане историческом. Иначе говоря, экономико-географическое положение, в отличие от положения математического и положения физико-географического, есть категория историческая, и она должна быть каждый раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения определенной эпохи, определенных исторических условий.

Непреходящее значение имеют глубокие разработки положений теории ЭГП в трудах И. М. Маергойза (в основном первая половина 1970-х гг.). Он писал: "Экономико-географическое положение – сложная, генетически взаимосвязанная совокупность территориальных отношений, важных ныне или могущих стать важными для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур... ЭГП с самого начала понимается как система территориально-временных отношений, причем весьма динамичных (что затрудняет ее изучение)... Отсюда возрастающая динамичность ЭГП – самостоятельного понятия, хотя тесно связанного с культурно- географическим, политико-географическим, а также и с военно-географическим положением".

"В современном ЭГП заложены многие черты будущего, подобно тому, как во “вчерашнем” положении мы находим причины того, почему таким стал наш объект сегодня, – считал И. М. Маергойз. – Поэтому изучить сегодняшнее положение объекта – значит в известной мере определить, каким может стать объект завтра, т.е. найти одну из составляющих прогноза его развития под влиянием внешних сил".

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение – абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечные, и линейные объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт- Петербурга;
  • точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • точка относительно ареала – столица в государстве;
  • линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • ареал относительно другого ареала: республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и такие варианты положения:

  • точка на линии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, Новгород – вне ее;
  • точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар – вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест – на французском побережье Атлантического океана;
  • линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной;
  • линия находится в пределах ареала полностью (как река Яна) или частично (река Лена) в Якутии или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка – Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны);
  • ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, юго-востоку).

Для определения положения точки, линии, меньшего ареала в составе более крупного используют следующие термины: "центральное ", "глубинное", "периферийное", "окраинное ", "пограничное положение". Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в пей г. Риу Гранди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо-востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) – глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение – Украина, Крайна в бывшей Югославии.

Для количественного измерения ЭГП объектов существует несколько способов: измеряются расстояния от объекта до других, влияющих или потенциально могущих оказать влияние на него.

Простейший способ – измерение "воздушного" (геодезического) расстояния на местности или на карте соответствующего масштаба (чтобы избежать искажений) по прямой. Но в большинстве случаев расстояние между объектами преодолевается по трассам путей сообщения, отклоняющимся от прямой, т.е. измерению подлежат реальные расстояния (протяженность отрезка железнодорожной линии или участка судоходной реки). В том и другом случае расстояние измеряется в километрах. Иногда (в том числе и в быту) расстояние измеряется во времени (в часах, минутах), необходимом для преодоления расстояния до объекта по имеющимся путям сообщения. Особенно часто такой способ используется для определения положения в зоне доступности (получасовой, часовой, двухчасовой), допустим, центра городской агломерации по железной дороге. Здесь имеют значение скорость движения (электропоездов) и интервалы движения между ними. Считается, что реальное время поездки (исключая необходимое для подхода к станции) складывается из времени поездки и половины продолжительности интервала между поездками (это время ожидания). Если разные пункты обслуживаются линиями, по которым поезда движутся с разной скоростью, то расположенный ближе к центру пункт (по расстоянию в километрах) может оказаться на большем временно́м отдалении. И даже находящиеся на одной линии пункты, если в них останавливаются не все поезда (т.е. удлиняются интервалы), как бы удаляются от центра.

Как известно, "время – деньги", поэтому временно́е измерение часто трактуется как экономическое расстояние. Точнее оно измеряется тарифной стоимостью провоза груза или поездки пассажира.

Своеобразен способ определения "топологического расстояния" без точного выражения в метрах или минутах. Пример такого отсчета – оценка расстояния до объекта числом кварталов, остановок общественного транспорта. Положение объектов, например станций метрополитена, отдельных городов в системах городского расселения, изображают в этом случае с помощью чертежа или графа. Объекты – города, станции – обозначаются точками – это вершины графа. Их соединяют "ребра", упрощенно показывающие наличие связей между вершинами. Взаиморасположение вершин на чертеже приближено к реальному. Расстояние между вершинами измеряется числом ребер – по кратчайшему варианту. Например, расстояние от Москвы – центра графа железнодорожной сети Европейской России – до вершин областных центров равно одному ребру до Владимира, Ярославля, Твери, а до Вологды, Нижнего Новгорода – двум: легко убедиться по карте, что при равном топологическом расстоянии до Владимира и Ярославля разное число километров.

С помощью графа можно определить количественно центральность, выгодность положения, например в системе городов – административных центров Западной Сибири (расположенных на железной дороге). Расстояние измеряется суммой чисел Кенига (т.е. числом ребер) от одного центра до всех остальных. Результаты заносятся в матрицу (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Матрица топологических расстояний

Чем меньше сумма чисел Кенига, тем нейтральнее, выгоднее положение пункта в системе. В нашем случае лучшее положение у Новосибирска, худшее – у Тюмени (рис. 6.1). Особые преимущества дает транзитное положение на линиях, по которым осуществляются связи крупных экономических объектов (центров и ареалов). В местах пересечения транзитных линий создаются хорошие условия для развития производства даже там, где нет местных ресурсов. Очень выгодно положение на пересечении крупных судоходных рек и железнодорожных магистралей (Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, города Поволжья), при впадении больших судоходных рек в моря, по которым проходят международные трассы (Архангельск), при сочетаниях разных транзитных путей сообщения (Санкт-Петербург, Ярославль и др.).

Рис. 6.1.

Большого внимания заслуживает "соседское " положение. Здесь различают соседей первого (непосредственных), второго (соседей соседей) и последующего порядка. Так, у Ленинградской области в пределах Российской Федерации, не считая Санкт-Петербурга, четыре соседа первого порядка (Карелия, Вологодская, Новгородская и Псковская области) и семь – второго (Мурманская, Архангельская, Кировская, Костромская, Ярославская, Тверская, Смоленская области). Чем больше соседей и чем больше число транспортных выходов на их территории, тем выгоднее положение. Конечно, имеют значение уровень экономического развития и специализация соседних районов. Можно опираться на развитых соседей, кооперируя усилия с ними, но в условиях конкуренции они могут и подавлять развитие тех или иных отраслей у более слабого соседа, который превращается в аграрно-сырьевой придаток, в поставщика трудовых ресурсов, в рынок сбыта.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – одно из важных понятий экономической и социальной географии, широко используемое и в учебной географии. Большой вклад в его формирование внесли Н. Н. Баранский, И. М. Маергойз, Ю. Г. Саушкин, некоторые другие ученые.

Согласно Н. Н. Баранскому, экономико-географическое положение есть отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим объектам («данностям»), имеющим то или иное экономическое значение, – будь то объекты природного порядка или объекты, созданные в процессе хозяйственной деятельности человека. По Баранскому, ЭГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. У него также есть стыки с физико-географическим положением, так что «китайской стены» между ними возводить не следует.

Экономико-географическое положение может быть общим (интегральным) и покомпонентным. Различают четыре вида интегрального ЭГП: 1) центральное, 2) периферийное, 3) соседское, 4) приморское положение.

Центральное положение, как правило, приносит значительные выгоды. Это можно показать на примере Центральной России как исторического ядра Русского государства. Н. Н. Баранский анализировал выгоды центрального положения на примере городов – Москвы, Мадрида, Парижа, Берлина, Праги.

Периферийное (глубинное) положение в целом значительно менее выгодно. Это относится как к отдельным крупным районам больших стран (Аляска в США, Амазония в Бразилии, центральные и северные районы Австралии, Север в России, Запад в Китае), так и к отдельным странам, примером которых может служить Монголия.

Соседское положение в условиях нормальных политических взаимоотношений между странами обычно выступает в качестве благоприятного фактора, важной предпосылки международной экономической интеграции, например в Западной Европе.

И. М. Маергойз предложил выделять соседство первого и второго порядка. Под соседями первого порядка подразумевают страны, с которыми данная страна непосредственно граничит, второго порядка – страны-соседи стран первого порядка. Например, Венгрия имеет шесть соседей первого порядка, но как бы «через них» она соседствует также с Россией, Польшей, ФРГ, Италией, Словенией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Болгарией. Роль соседства второго порядка возрастает в тех случаях, когда глубина территории стран первого порядка невелика, а проходимость ее хорошая.

Приморское положение фактически во все времена было выгодным фактором социально-экономического развития. Достаточно вспомнить Древнюю Грецию и Древний Рим, Венецию и Геную, Испанию и Португалию, Нидерланды и Великобританию, борьбу Петра I и Екатерины II за выход России к морям. В результате постепенного увеличения роли приморского положения приморское расселение стало одной из главных закономерностей общего расселения людей на земном шаре (уже говорилось о том, что в прибрежной 50-километровой зоне, занимающей всего 12 % суши, ныне сосредоточено почти 30 % мирового населения). В особенности это относится к тому географическому явлению, которое В. В. Покшишевский и С. И. Брук назвали приморской урбанизацией. В самом деле, в приморской зоне живут 40 % горожан мира. А из 20 сверхгородов 14 – морские порты (табл. 66).

Уже в эпоху НТР, в 1960-1970-х гг. в мировом хозяйстве также довольно четко обозначилась тенденция к приморскому (приокеанскому) размещению производительных сил, получившая в литературе наименование сдвига к морю. Этот сдвиг происходил под воздействием многих факторов, среди которых особо следует отметить рост значения морских перевозок и соответственно увеличение морских грузопотоков, развитие приморской урбанизации. В первую очередь он затронул отрасли «нижних этажей» промышленности (нефтепереработку, черную и цветную металлургию), занятые переработкой сырья, поступающего в морские порты. Сказался он и на отраслях «верхних этажей», отправляющих морскими путями свою экспортную продукцию. Такой сдвиг к морю в наибольшей мере проявился на западном и средиземноморском побережьях Западной Европы, на южном и юго-восточном побережьях о. Хонсю в Японии, на восточном и особенно южном побережьях США, на побережье Персидского залива, на восточном побережье Бразилии, на западном и восточном побережьях Австралии, на российском Дальнем Востоке. В результате во всех этих районах сложились крупные портово-промышленные комплексы. В некоторых из них сдвигу к морю способствовало развитие шельфовой добычи нефти и газа, хотя это, собственно говоря, уже не столько приморская, сколько собственно «морская» промышленность.

Что касается покомпонентных видов ЭГП, то, пожалуй, наиболее часто говорят о транспортно-географическом положении. В свое время И. М. Маергойз предложил выделять также энергогеографическое положение (по отношению к источникам топлива и энергии), агрогеографическое положение (по отношению к главным источникам продовольствия и сельскохозяйственного сырья), демогеографическое положение (по отношению к источникам трудовых ресурсов), рекреационно-географическое положение (по отношению к главным районам рекреации и туризма), но эти понятия не привились.

Экономико-географическое положение России, как и ее геополитическое положение, после распада СССР в целом изменилось к худшему. В первую очередь это связано с сокращением выходов в Мировой океан на Балтийском и Черном морях. С другой стороны, в системе стран СНГ территория России занимает центральное положение; на нее приходится 2/3 длины внешних границ этих стран. Именно с Россией они осуществляют многие важнейшие для них хозяйственные связи. Через территорию России проходят и транспортные пути, соединяющие их с целым рядом зарубежных государств.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Географическая картина мира

Максаковский в п.. географическая картина мира кн i общая характеристика мира..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кн. I: Общая характеристика мира
Москва, Дрофа, 200

Количество и группировка стран мира
Выдающийся отечественный географ Н. Н. Баранский в одной из своих работ писал о том, что страна во всем ее своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом – является основным об

Типология стран мира
Типология стран мира – одна из наиболее сложных методологических проблем. Решением ее занимаются экономико-географы, экономисты, политологи, социологи и представители других наук. В отличие от груп

Вооруженные конфликты в современном мире
В эпоху двухполярного мира и «холодной войны» одним из главных источников нестабильности на планете были многочисленные региональные и локальные конфликты, которые и социалистическая и капиталистич

Государственный строй: формы правления
Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления. Различают две главные формы правления – республиканскую и монархическую. Республики возникли еще в

Государственный строй: административно-территориальное деление
Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориалъного устройства (или административно-территориального деления – АТД). Обычно такое деление проводя

Политическая география
Политическая география – пограничная, переходная наука, которая возникла на стыке географии и политологии. Оформление политической географии в качестве самостоятельного научного нап

Геополитика прежде и теперь
Геополитика (географическая политика) – одно из главных направлений политической географии. Как и политическая география, она рассматривает происходящие в мире процессы и явления на разных у

Электоральная география
Политико-географическое страноведение включает в качестве одного из центральных направлений изучение территориальной расстановки политических сил. Богатейший материал для такого изучения дает анали

Политико-географическое (геополитическое) положение
Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько ра

Учение о географической среде
Географическая среда – одно из важнейших понятий географической науки. Оно было предложено еще в конце XIX в. известным французским географом-страноведом Элизе Реклю и работавшим вместе с ним русск

Географический детерминизм (фатализм) и географический индетерминизм (нигилизм)
В широком смысле детерминизм – философское понятие, в основе которого лежит латинское слово determinare – определять. Оно означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обу

Из истории использования полезных ископаемых
В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей чело

Мировые ресурсы минерального топлива и сырья
Минеральными ресурсами принято называть полезные ископаемые, извлекаемые из недр Земли. В современном хозяйстве используется примерно 200 различных видов минерального топлива и сырья. Класси

Минеральные ресурсы Мирового океана
Мировой океан, занимающий около 71 % поверхности нашей планеты, также представляет собой огромную кладовую минеральных богатств. Полезные ископаемые в его пределах заключены в двух различных средах

Мировые ресурсы геотермальной энергии
С литосферой связаны ресурсы не только традиционных видов минерального топлива, но и такого альтернативного вида энергии, как тепло земных недр. Источники геотермальной энергии могут быть

Мировой земельный фонд
Английскому экономисту XVII в. Уильяму Петти принадлежат слова «Труд есть отец богатства, а земля – его мать». Действительно, земля – универсальный природный ресурс, без которого практически

Деградация земельных (почвенных) ресурсов
Под деградацией (от лат. gradus – ступень и приставки de, означающей движение вниз) земельного, почвенного покрова понимают процесс его ухудшения и разрушения в результате негативного воздей

Проблемы опустынивания
В последние десятилетия со всей очевидностью обнаружилось, что на состояние земельного фонда планеты особенно большое отрицательное воздействие оказывают процессы аридизации (от лат. aridus

Мировые водные ресурсы
Понятие водные ресурсы можно трактовать в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле – это весь объем вод гидросферы, заключенных в реках, озерах, ледниках, морях и океанах, а

Крупные водохранилища мира
Водохранилищем называется водоем в русле реки или в понижении земной поверхности, искусственно созданный при помощи устройства плотин, перемычек, выкапывания предназначенных для затопления к

Опреснение соленых вод
Один из дополнительных способов увеличения резервов пресной воды – опреснение (обессоливание) соленых вод. Этот способ известен очень давно. Еще два тысячелетия назад люди научились получать


Ранее было сказано о том, что основная часть общемировых запасов пресной воды (или более 25 млн км3) как бы законсервирована в ледниковых покровах земного шара. При этом в первую очередь

Мировой гидроэнергетический потенциал речного стока
Гидроэнергией (водной энергией) называют энергию, которой обладает вода, движущаяся в потоках по земной поверхности. Существуют три категории гидроэнергетического потенциала (гидроэнергетиче

Энергетические ресурсы Мирового океана
В Мировом океане заключены огромные, поистине неисчерпаемые ресурсы механической и тепловой энергии, к тому же постоянно возобновляющейся. Основные виды такой энергии – энергия приливов, волн, океа

Мировые лесные ресурсы
В научной литературе часто встречается характеристика роли леса, лесной растительности как составной части биосферы. Обычно отмечают, что леса образуют на Земле самые крупные экосистемы, в которых

Проблемы обезлесения
Обезлесениет (обезлесиванием) называется исчезновение леса по естественным причинам или в результате хозяйственной деятельности человека. Процесс антропогенного обезлесения фактичес

Биологические ресурсы Мирового океана
Понятие о биологических ресурсах Мирового океана можно трактовать в двух смыслах – более широком и более узком. В первом из них это все разнообразие животных и растений, обитающих в морской

Мировые климатические ресурсы
Климатическими ресурсами называют неисчерпаемые природные ресурсы, включающие в себя солнечную энергию, влагу и энергию ветра. Их не потребляют непосредственно в материальной и нематериально

Рекреационные ресурсы
Хорошо известно, какое важное место в жизни современных людей приобрела рекреация. Разнообразные занятия людей, участвующих в рекреации, называют рекреационной деятельность

Антропогенное воздействие на литосферу и ее охрана
Загрязнение окружающей природной среды отходами производственной и непроизводственной деятельности людей относится ко всем геосферам нашей планеты, в том числе и к литосфере. В этом случае речь иде

Антропогенное загрязнение вод суши и их охрана
Многочисленные и разнообразные источники загрязнения вод суши можно подразделить на природные и антропогенные. Среди природных источников крупными масштабами и поистине глобальным о

Антропогенное загрязнение Мирового океана и его охрана
Загрязнение Мирового океана и его морей происходит в результате прямого или косвенного поступления в морскую среду (в морскую воду, на морское дно, в прибрежные и устьевые районы морей) различного

Антропогенное загрязнение атмосферы и ее охрана
Атмосферный воздух, представляющий собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, – важнейшая жизнеобеспечивающая среда для всего живого на Земле. Но он воздействует не только на человека

Оскудение генофонда живой природы и его охрана
В узком смысле слова генофондом (от греч. genes – рождающий, рожденный и от франц. fond – основание) называют совокупность генов особей, составляющих данную популяцию или вид. Но этот термин

Междисциплинарный характер проблемы «Общество и окружающая среда». Роль географии в ее решении
«Общество и окружающая среда» – это не только международная, межгосударственная, но и междисциплинарная проблема. В ее решении в той или иной мере участвуют едва ли не все гуманитарные, естественны

Понятие о воспроизводстве населения
Воспроизводство (естественное движение) населения – наиболее характерное свойство народонаселения, изучением которого занимается наука демография. Если использовать самое простое из имеющихся в ее

Исторические типы воспроизводства населения и теория демографического перехода
По мере развития человеческой цивилизации характер воспроизводства населения, вполне естественно, также видоизменялся. Поскольку же человеческое общество на протяжении тысячелетий существования «че

Динамика численности населения мира
Рассмотрение общих вопросов воспроизводства населения и демографического перехода позволяет лучше понять динамику численности населения мира. В основных чертах она соответствует историческим типам

Демографический взрыв в современном мире
Механизм демографического взрыва в развивающихся странах изучен демографами детально и всесторонне. Он стал закономерным следствием демографической ситуации, сложившейся в странах Азии, Афри

Демографический кризис в современном мире
Экономически развитые страны мира, как уже было отмечено, давно миновали вторую фазу демографического перехода и вступили в его третью фазу, для которой характерно понижение показателей естественно

Демографическая политика
Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или из

Половая структура населения мира
Половая структура населения, т. е. соотношение в нем численности мужчин и женщин – важный показатель, влияющий на многие демографические процессы, в особенности на брачность, а через нее – на рожда

Возрастная структура населения мира
Возраст человека – это период от его рождения до того или иного отсчитанного момента в его жизни. Поскольку на разных этапах своей жизни человек выполняет различные экономические, социальные и демо

Мировые трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы – термин, употребляемый в экономической науке для обозначения той части населения страны, которая обладает необходимыми физическим развитием, умственными способностями и зна

Качество населения: здоровье
Наряду с количественными оценками населения мира, которые были приведены выше, в последнее время все шире начинают использовать новое понятие – о его качестве. Демографы считают качество населен

Качество населения: средняя продолжительность жизни
Продолжительность жизни – одна из важнейших демографических категорий, представляющая собой как бы обобщающую характеристику смертности людей. При ее определении обычно пользуются термином «сред

Качество населения: образование и квалификация
Важными составными частями, характеризующими качество населения, служат также сведения о его образовательном уровне и квалификации трудовых ресурсов. Согласно данным ЮНЕСКО, в 1950 г. доля

Этнический (национальный) состав населения мира
Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная

Основные черты современной географии религий
Несмотря на все исторические изменения, современная география религий отличается довольно большой стабильностью. Наиболее широкое распространение в мире получило христианство. В п

Культурные (цивилизационные) регионы мира
«Культура» и «цивилизация» – понятия, широко употребляемые и в научно-публицистической литературе, и в обиходной жизни. В самом широком смысле под культурой понимают все то, что создано людьми в пр

Неравномерность размещения населения земного шара
Население Земли уже превысило 6,6 млрд человек. Все эти люди живут в 15–20 млн различных поселений – городов, поселков, сел, деревень, хуторов и т. д. Но размещены эти поселения по территории земно

Международные миграции населения
Миграции населения (от лат. migratio – переселение) – это перемещения людей через границы тех или иных территорий, связанные с постоянной или временной переменой места жительства. Иногда для

Основные черты географии миграций
Международные миграции населения были характерны для большинства этапов развития человечества и оказали на само это развитие немалое влияние, способствуя адаптации людей к разным условиям существов

Глобальная урбанизация и «городской взрыв» в современном мире
При определении урбанизации как процесса увеличения доли городского населения во всем населении, роли городов, распространения городского образа жизни и городской культуры обычно подчеркивается, чт

Урбанизация и окружающая среда
Города мира, концентрирующие на своей очень небольшой по сравнению со всем земельным фондом планеты территории более 4/5 производства всего национального дохода, 9/10 стоимости продукции обрабатыва

География населения как ветвь социально-экономической географии
География населения изучает географические особенности формирования и развития населения и населенных мест в различных социальных, экономических и природных условиях. Она устанавливает закон

Научно-технический прогресс и научно-техническая революция
Научно-технический прогресс (НТП) и научно-техническая революция (НТР) – сходные понятия одного плана (как понятия «природа» и «географическая среда»), но все же не синонимы. Можно ск

Техника и технологии в эпоху НТР
Слово техника (от греч. techne – искусство, мастерство) означает совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общ

Компьютеризация и комплексная автоматизация
Уже говорилось о том, что ЭВМ следует считать одним из главных (если не главнейшим) символов современной НТР. В самом деле, за несколько последних десятилетий электроника буквально вторглась в чело

Биотехнология и биоиндустрия
Под биотехнологией понимают совокупность методов и приемов использования живых организмов, биологических продуктов и биотехнических систем в производственной сфере. Иными словами, биотехноло

Стадии развития мировой экономики
Существует много определений таких важных понятий, как «мировое хозяйство», «мировая экономика». Наиболее удачным представляется то, которое характеризует мировое хозяйство как исторически с

Циклы развития мирового хозяйства
Циклическое развитие вообще характерно для многих процессов, происходящих в природе и обществе. Поэтому говорят о природных, экологических, общецивилизационных, демографических, научных, интеграцио

Отраслевая структура мирового хозяйства
Под отраслевой структурой хозяйства понимают совокупность его частей (отраслей и подотраслей), исторически сложившуюся в результате общественного разделения труда. Ее характеризуют долевыми

Модели пространственной структуры мирового хозяйства
По мере развития мирового хозяйства видоизменяются, усложняются не только его отраслевая, но и пространственная структура, иерархическая соподчиненность отдельных его частей. Это закономерный проце

Азиатско-Тихоокеанский регион в мировом хозяйстве
Полиструктурная пространственная модель мирового хозяйства не только не исключает, но, напротив, в некоторой мере предполагает перемещение главного «центра тяжести» этого хозяйства из одного регион

Международная экономическая интеграция
Международная экономическая интеграция – одно из наиболее ярких проявлений интернационализации хозяйственной жизни во второй половине XX в. Она может приобретать разные формы, достигать различных у

Транснационализация мирового хозяйства
К транснациональным корпорациям (ТНК) принято относить крупные финансово-промышленные объединения, национальные или (реже) интернациональные по капиталу, которые действуют в двух и более стр

Территория как фактор размещения
О территории как факторе размещения много писали Н. Н. Баранский, Ю. Г. Саушкин, И. М. Маергойз. В. В. Покшишевский, подчеркивая особое значение территориального подхода для нашей науки, сказал, чт

Природно-ресурсный фактор размещения
Природно-ресурсный фактор – один из классических факторов размещения, рассмотрению которого посвящены многие работы отечественных и зарубежных географов. На протяжении длительного времени он оказыв

Транспортный фактор размещения
Транспортный фактор – еще один классический фактор размещения производительных сил. О его воздействии на географическое разделение труда писали Н. Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, Ю.Г.Саушкин, И. М.

Территориальная концентрация и деконцентрация производства
Территориальная концентрация производства – скопление, сосредоточение его на ограниченном пространстве. Выгоды подобной концентрации заключаются в снижении себестоимости продукции, повышении ее рен

Территориальные формы организации науки
Во второй половине XX в. в рамках социально-экономической географии начало формироваться новое направление, получившее наименование география науки. И хотя это направление в целом еще не дос

Региональная политика
Региональная политика представляет собой систему законодательных, административных, экономических и природоохранных мер, способствующих более рациональному размещению производительных сил, с

Изучение мирового хозяйства в социально-экономической географии
Мировое хозяйство – это сложное междисциплинарное понятие. Во-первых, это историческая категория, поскольку становление мирового хозяйства – результат тысячелетней эволюции производ

Промышленность мира
Несмотря на то что с началом перехода к постиндустриальному обществу доля промышленности в мировом ВВП и занятости экономически активного населения стала уменьшаться, промышленность остается самой

Пути развития мировой энергетики
Овладение источниками энергии всегда было способом выживания человечества. И ныне ее потребление остается одним из важнейших не только экономических, но и социальных показателей, во многом предопре

Географические аспекты развития мировой энергетики
Мировое производство и потребление топлива и энергии имеют и ярко выраженные географические аспекты, региональные различия. Первая линия таких различий проходит между экономически развитыми и разви

Нефтяная промышленность мира
Нефтяная промышленность – ведущая отрасль мировой топливно-энергетической промышленности. Она очень сильно влияет на все мировое хозяйство, да и на мировую политику. Нефтяная промышленность отличае

Потребление, экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов
Выше была рассмотрена, причем на разных уровнях, география мировой добычи нефти. Однако география потребления нефти и нефтепродуктов отличается от нее очень сильно. Об этом наглядно свидетельствуют

Газовая промышленность мира
Природный газ в качестве топлива обладает многими положительными свойствами – высокой теплотворной способностью, хорошей транспортабельностью, большей по сравнению с нефтью и углем экологической чи

Международная торговля сжиженным природным газом
Начиная с 1970-х гг. в качестве нового фактора мирового энергетического хозяйства стал выступать сжиженный природный газ (СПГ). Интерес к этому энергоносителю был обусловлен многими причинам

Добыча нефти и природного газа в Мировом океане
Добыча нефти и природного газа в акваториях Мирового океана имеет уже довольно длительную историю. Примитивными способами морскую добычу нефти вели еще в XIX в. в России (на Каспии), в США (в Калиф

Угольная промышленность мира
Угольная промышленность продолжает оставаться важной отраслью мировой энергетики, а угольное топливо – занимать «вторую строчку» в структуре мирового энергопотребления. Развитие этой отрасли отлича

Мировая электроэнергетика
Электроэнергетика входит в состав топливно-энергетического комплекса, образуя в нем, как иногда говорят, «верхний этаж». Можно сказать, что она является одной из базовых отраслей мирового хозяйства

Атомная энергетика мира
Атомную (ядерную) энергетику можно рассматривать как одну из важных подотраслей мировой энергетики, которая во второй половине XX в. стала вносить существенный вклад в производство электроэнергии.

Урановая промышленность мира
Урановая промышленность, работающая на атомную энергетику и тесно с нею связанная, включает две главные производственные стадии. Первая из них – добыча урановых руд, которые встречаются в песчанико


К категории нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ), которые также часто называют альтернативными, принято относить несколько не получивших пока широкого распространен


Как уже было отмечено, практически неисчерпаемые энергетические источники Мирового океана также относятся к категории нетрадиционных. Но поскольку Мировой океан представляет собой совершенно особую

Горнодобывающая промышленность мира
Горнодобывающую промышленность, образующую основу добывающей промышленности, относят к первичным отраслям производства, так как она имеет дело с первичными природными ресурсами – полезными ископаем

Мировая железорудная промышленность
Добыча железных руд – одна из крупных подотраслей горнодобывающей промышленности. Но поскольку железные руды используют в черной металлургии, организационно это производство во многих странах, вклю

Мировая черная металлургия
Черная металлургия – одна из базовых отраслей промышленности, или отраслей ее «нижнего этажа», связанного с переработкой различных видов сырья, главным образом минерального. Значение ее определяетс

Мировая цветная металлургия
Цветная металлургия, как отрасль, имеет сложную внутреннюю структуру. Она включает в себя добычу и обогащение руд цветных металлов, их металлургический передел (получение концентрата, чернового и р

Мировая алюминиевая промышленность
Известно, что алюминий – самый распространенный металл (8,8 %) в земной коре. А о значении его в мировой экономике говорит тот факт, что в металлургии он занимает второе место после железа, а по ма

Машиностроение мира
Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно

Мировая автомобильная промышленность
Автомобилестроение, зародившееся в конце XIX в., принято относить к новым отраслям промышленности. Но среди этой группы отраслей оно продолжает играть совершенно особую роль. По масштабам влияния н

Мировая электронная промышленность
Электронную промышленность часто называют детищем НТР, и это действительно так. Сначала она зародилась в недрах электротехники (радиотехники), но затем фактически отделилась от нее, превратившись в

Химическая промышленность мира
Химическая промышленность, наряду с машиностроением, относится к числу ведущих отраслей как в отдельных развитых странах, так и в мировом хозяйстве в целом. Она возникла задолго до начала НТР, и по

Лесная промышленность мира
Значение лесной промышленности определяется той ролью, которую продолжают играть древесина и изделия из нее в хозяйстве и повседневной жизни людей. Надо учитывать также, что лесные ресурсы относятс

Текстильная промышленность мира
Текстильная промышленность – важнейшая отрасль легкой промышленности, обеспечивающая примерно половину всего объема ее производства, а также занимающая в ней первое место по численности занятых. Ос

Промышленность и окружающая среда
Промышленность – главный загрязнитель окружающей среды, воздействующий на все сферы географической оболочки. Это объясняется тем, что промышленность в целом охватывает все стадии ресурсного цикла –

Мировое сельское хозяйство
Сельское хозяйство – вторая по значимости отрасль материального производства после промышленности. Зародившееся еще в эпоху неолитической революции, оно в течение последующих десяти тысячелетий фак

Зеленая революция» в сельском хозяйстве развивающихся стран
В 60-70-х гг. XX в. в международный лексикон вошло новое понятие – «зеленая революция», относящееся в первую очередь к развивающимся странам. Это комплексное, многокомпонентное понятие, которое в с

Биотехнологическая революция в экономически развитых странах
Как уже было отмечено, индустриализация сельского хозяйства (или первая «зеленая революция») произошла в развитых странах Запада уже довольно давно. В 70-80-х гг. XX в. эти страны достигли очень вы

Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции
Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольш

Зерновое хозяйство мира
Главную роль в обеспечении населения Земли продовольствием, а некоторых отраслей промышленности сырьем всегда играло и продолжает играть растениеводство (земледелие). В растениеводстве же первое ме

Другие продовольственные культуры
Несмотря на особую роль зерновых культур в обеспечении мирового населения продовольствием, более половины всех обрабатываемых на планете площадей занято другими, также в основном продовольственными

Непродовольственные культуры
К непродовольственным культурам относят в первую очередь волокнистые культуры, каучуконосы, а также, с некоторой степенью условности, наркотические культуры. В наиболее важную группу волок

Животноводство мира
Животноводство – вторая главная отрасль мирового сельского хозяйства, сравнимая по значению с растениеводством, а во многих странах и регионах превосходящая его. В структуре этой отрасли принято вы

Производство и потребление животноводческой продукции
Продукция животноводства – это мясо, молоко, масло, сыр, яйца, шерсть. Вся она, за исключением шерсти, составляет важную часть продовольственной «корзины», а шерсть служит сырьем для текстильной пр

Сельское хозяйство и окружающая среда
Сельское хозяйство – один из важных факторов воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, причем гораздо более ранний, чем промышленность. Поэтому проблемы рационального хозяйственног

Мировое рыболовство
Рыболовство можно рассматривать как один из видов природопользования, заключающийся в добыче рыбы и других морепродуктов (морского зверя, беспозвоночных, водорослей), хотя, может быть, его следовал

Аквакультура
Сравнительно ограниченные возможности самовоспроизводства биоресурсов Мирового океана вынуждают искать новые подходы, которые обеспечивали бы поступление рыбной продукции на мировой рынок. Главный

Китобойный промысел
Необходимость бережного отношения к биологическим ресурсам Мирового океана можно показать на примере китобойного промысла. Киты – отряд водных млекопитающих, который подразделяют на два по

Мировая транспортная система
Выше уже говорилось о роли транспорта как одной из главных инфраструктурных отраслей в нормальном, ритмичном функционировании мирового хозяйства. Как чуткий барометр хода развития этого хозяйства,

Мировой железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт, зародившийся в эпоху промышленной революции, оставался основным видом транспорта на протяжении всего XIX и первой половины XX в. Первой железной дорогой на паров

Мировой автомобильный транспорт
Вся история автомобильного транспорта умещается в рамки одного XX в., в течение которого он пережил, образно говоря, и свою «древность», и «средние века», и «новое», и «новейшее» время. В наши дни

Мировой трубопроводный транспорт
Наряду с железнодорожным и автомобильным трубопроводный транспорт относится к сухопутным видам транспорта. Однако тогда как по железным и автомобильным дорогам перевозят и грузы и пассажиров, трубо

Мировое морское судоходство
Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, зародившаяся еще в далеком прошлом. И ныне морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное функцио

Мировой морской флот
Морской торговый флот обычно характеризуют двумя главными показателями: количеством эксплуатируемых судов и их тоннажем, который определяют либо по грузовместимости, либо по грузопод

Морские порты мира
Общее число морских портов в литературе оценивается по-разному. Л. И. Василевский в свое время привел цифру в 25–30 тыс., учитывая, видимо, и самые мелкие порты сугубо местного значения. Встречаетс

Международные морские каналы и проливы
Рассматривая формирование международного географического разделения труда, Н. Н. Баранский писал о таких ключевых местах, в том числе перешейках и проливах, обладание которыми позволяет перехватыва

Внутренний водный транспорт
Как уже было сказано, общая длина внутренних водных путей в мире составляет 550 тыс. км. До начала 1990-х гг. по протяженности судоходных путей первое место в мире занимал СССР (123 тыс. км), второ

Мировой воздушный транспорт
Воздушный транспорт, как и автомобильный, в последние десятилетия демонстрирует устойчивое поступательное развитие, для которого даже при наличии редких и кратковременных спадов характерны «бумы» р

Транспорт и окружающая среда
Быстрое развитие разных видов транспорта во второй половине ХХ в. привело к росту их отрицательного воздействия на окружающую среду. Оно выражается в химическом загрязнении среды отходами от сгоран

Международные экономические отношения
Под международными экономическими отношениями понимают систему хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран. Это особая сфера деятельности, основанная на международно

Открытая экономика
В последние десятилетия в экономико-географический обиход вошло важное новое понятие об открытой экономике, в самой общей форме означающее повышение роли мирохозяйственных связей в развитии

Свободные экономические зоны
Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, дом

Динамика и структура мировой торговли
Мировая (международная) торговля – самая старая и традиционная форма внешних экономических связей. Достаточно вспомнить, что мировой рынок в общих чертах сформировался еще в эпоху Великих ге

Географическое распределение мировой торговли
Географическое распределение мировой торговли можно рассматривать на разных уровнях, имея в виду участие в нем трех групп стран, крупных регионов и отдельных государств. Доля трех групп ст

Мировой рынок услуг
Наряду с традиционной торговлей товарами в последние два-три десятилетия все более широкое распространение получает торговля услугами, которые выражаются не в материальном продукте, а в опре

Офшорные зоны мира
Как уже было отмечено, среди свободных экономических зон выделяется группа сервисных зон, специализирующихся на предоставлении различного рода услуг. Особую роль среди них играют офшорные зоны

Регулирование международной торговли товарами и услугами
Попытки государственного регулирования международной торговли предпринимались и раньше, но в большинстве случаев они носили форму протекционизма и выражались в ограничении ввоза товаров и ув

Мировой финансовый рынок
Наряду с мировым рынком товаров и услуг в составе мирового хозяйства сложился и мировой финансовый рынок, имеющий довольно сложную структуру (рис. 120). Основу этого рынка составляет вывоз капитала

Мировые финансовые центры
Формирование мирового рынка предпринимательского и в еще большей мере ссудного капиталов, расширение рынков золота, кредитов, валюты, ценных бумаг привело к усложнению их структуры и образованию це

Регулирование международных валютно-финансовых отношений
Международные валютно-финансовые отношения возникли еще тогда, когда в платежных отношениях между странами стали функционировать деньги. Постепенно они все более усложнялись, а ныне, в эпоху глобал

Международное производственное сотрудничество
В свою очередь, оно является результатом двух дополняющих друг друга процессов – международной специализации и международного кооперирования производства. Международная специализаци

Международное научно-техническое сотрудничество
Научно-техническое сотрудничество – еще более молодая форма международных нематериальных экономических отношений. Она во многом обусловлена НТР и развитием межгосударственной специализации и

Развитие международного туризма
Международный туризм – одна из форм обмена услугами. В основе туристского бума, который охватил весь мир в последние десятилетия, лежат конкретные экономические, социальные и другие причины.

География международного туризма
Для распространения современного международного туризма характерна значительная территориальная неравномерность. В самом общем виде она отражает разные уровни социально-экономического развития Севе

Всемирное наследие человечества
Еще в 1972 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняла международную Конвенцию по охране Всемирного культурного и природного наследия. Одновременно

Глобализация: противоречивый процесс
На рубеже XX и XXI вв. понятие о глобализации стало поистине ключевым, или, как часто говорят, знаковым. Изучение феномена глобализации привлекает ученых, общественных и политических деятелей, пред

Глобальное информационное пространство
Ускорение процессов глобализации в конце XX в. во многом объясняется произошедшей именно в это время настоящей информационной революцией, которая привела к созданию глобальных информационных сетей.

Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порой и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода «инкубационный период»

На пути к безопасному и безъядерному миру
На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема предотвращения мировой войны была важнейшей, самой приоритетной глобальной проблемой человечества. Известно, что войны накладывал

Деградация глобальной экологической системы
До недавнего времени главной проблемой выживания человечества была проблема войны и мира, а в наши дни большинство специалистов сходится на том, что таковой стала глобальная экологическая пробле

Территориальный анализ экологических проблем мира
Территориальному анализу экологических проблем мира посвящено много географических исследований, в которых эти проблемы рассматриваются на разных уровнях – континентов и частей света, макрорегионов

Районы острых экологических ситуаций в России и других странах СНГ
Несмотря на то что в пределах России находится самый большой в мире Северный Евроазиатский центр стабилизации окружающей среды, благодаря которому естественные экосистемы сохранились на 2/3 ее терр

Влияние природных и техногенных катастроф на глобальную экологическую ситуацию
В последнее время в научный обиход вошло новое понятие о риске – как для отдельного человека, так и для государства, и для всего мирового сообщества. Среди возможных рисков различают видовые

Пути решения глобальной экологической проблемы
В наши дни экологическая безопасность стала важной составной частью национальной безопасности государств. Под этим термином понимают состояние защищенности каждого отдельного лица, общества,

Особо охраняемые природные территории мира
В условиях продолжающейся деградации окружающей природной среды под воздействием различных видов антропогенной деятельности немаловажное, а с географических позиций – особое значение приобретает ох

Будущее демографического взрыва
Среди глобальных проблем современности очень важное место принадлежит демографической проблеме как еще одной приоритетной проблеме выживания человечества. Некоторые авторы даже называют ее п

Пути развития глобальной урбанизации
Как уже было показано, урбанизация во второй половине XX в. стала одним из важных всеохватывающих, глобальных процессов социально-экономического развития. А. Е. Слука не без основания назвал его «т

Глобальная продовольственная проблема и ее географические аспекты
Еще одна сложная глобальная проблема – продовольственная. Это очень многоплановая проблема – одновременно и природная, и социально-экономическая. Она отражается едва ли не на всех сторонах ж

Пути решения глобальной продовольственной проблемы
Со времени возникновения глобальной продовольственной проблемы ведутся дискуссии о путях ее решения. Несмотря на некоторые разночтения, в самом общем плане можно, очевидно, говорить о двух главных

Глобальная энергетическая проблема и пути ее решения
Глобальная энергетическая проблема – это прежде всего проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией. «Узкие места» в таком обеспечении не раз обнаруживались и в прошлые эпо

Глобальная сырьевая проблема и пути ее решения
Глобальная сырьевая проблема имеет ряд общих черт с проблемой энергетической, поэтому неудивительно, что их иногда рассматривают вместе в виде единой топливно-сырьевой проблемы. Действительн

Глобальная проблема освоения Мирового океана
На всех этапах развития человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. Хорошо известен его вклад в стабилизацию климата, круговорот веществ, об

Конвенция оон по морскому праву
Помимо экономического, расселенческого и экологического аспектов глобальная проблема Мирового океана имеет еще один чрезвычайно важный аспект, связанный и с экономической, и с экологической, но так

Мирное освоение космического пространства
Космос – глобальная среда, общее достояние человечества. Поэтому проблема его мирного освоения относится к числу глобальных. С одной стороны, она затрагивает интересы всех государств планеты, а с д

Охрана и укрепление здоровья населения мира
Среди глобальных проблем современности проблема охраны и укрепления здоровья человеческого рода занимает, можно сказать, особое место. И потому, что она – одна из древнейших проблем, с котор

Глобальное образование
До самого недавнего времени проблемы образования рассматривались в основном на уровне отдельных стран, точнее – их школьных и вузовских систем. В педагогике сложилась особая отрасль знания, названн

Слаборазвитость как глобальная проблема
Среди приоритетных глобальных проблем человечества есть одна, которая как бы вбирает в себя многие другие, и в первую очередь демографическую и продовольственную проблемы. В широком смысле это п

Другие глобальные проблемы
Наряду с охарактеризованными выше глобальными проблемами, обычно относимыми к разряду приоритетных, существуют и другие сложные проблемы, которые в последнее время также приобрели глобальный характ

Глобальные прогнозы
С появлением глобальных проблем в большинстве наук наметился повышенный интерес к будущему, к перспективам развития. Это будущее исследуется на всех уровнях – локальном, страновом, субрегиональном,

Глобальные проекты
Глобальными проектами называют крупные инженерные проекты, имеющие целью преобразование природы отдельных частей нашей планеты для достижения большого экономического эффекта. Большинство известных

Гипотеза глобального изменения климата Земли
В последнее время мировое сообщество выражает все большее беспокойство по поводу прогнозируемого на XXI в. изменения климата Земли. Главное в этом изменении – уже начавшееся повышение средней темпе

Гипотеза стабилизации численности населения Земли
Вопрос о возможности стабилизации численности населения Земли давно уже волнует человечество. Интерес к нему обычно обостряется в периоды демографических революций. Так было на рубеже XVIII и XIX в

Гипотеза Эйкуменополиса
Постепенный рост городского населения, «городской взрыв», увеличение количества сверхгородов уже сами по себе видоизменяют и усложняют урбанистическую картину мира. Это относится и к пространственн

Стратегия устойчивого развития
По вопросу об общей оценке современного состояния цивилизации существуют разные мнения – от относительно оптимистических до крайне пессимистических. В качестве примера очень пессимистической оценки

Глобальные изменения и география
Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки. Среди отдельных таких наук можно назв

Общая ко всем темам
Алисов Н. В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная

Темы 4 и 5
Абрамов В. Л. Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: Дашков и К", 2006. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004.