Бюджетное устройство и его особенности. Бюджетную систему государства образует совокупность бюджетов всех

Бюджетное устройство и его особенности. Бюджетную систему государства образует совокупность бюджетов всех

Понятие бюджета

Те доходы, которые государство аккумулирует, не находятся в едином общем мешке, из которого каждый может получить по мере своих потребностей. Распределение и направления расходования государственных финансов особо принципиальный вопрос, который находится в строгих законодательных рамках.

Основной инструмент правового характера, с использованием которого происходит образование и распределение государственных денег – это государственный бюджет.

Определение 1

Бюджет – это совокупность форм образования и расходования денежных фондов, которые в свою очередь предназначены для выполнения государством своих социальных, экономических, политических задач.

Бюджет как экономическая категория подразумевает совокупность экономических взаимоотношений, которые в свою очередь образуются между субъектами в процессах образования, перераспределения и расходования денежных фондов на разных уровнях.

Бюджет любого уровня – юридический документ, принимаемый представительным органом власти соответствующего уровня. Так, государственный бюджет РФ принимает Федеральное Собрание в виде Федерального закона о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная система РФ

Российская Федерация – страна с федеративной формой устройства, в которой общепризнанны права местного уровня власти. Бюджетная система России строится на соблюдении определенных принципов, главными из которых являются:

  • единство существующей бюджетной системы
  • самостоятельность всех бюджетов
  • сбалансированность бюджета
  • гласность бюджетного процесса

На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.

В ходе реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса третий местный уровень подразделили на подуровни, где самым низким является уровень сельского/городского поселения.

Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов – ПФ РФ, ФСС и ФОМС.

На втором уровне расположены бюджеты субъектов РФ , а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На региональном уровне бюджет характеризуется как центр финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций и задач субъекта РФ.

Третий уровень бюджетной системы РФ (муниципальный) представлен бюджетами муниципальных районов, а также поселений и городских округов. На местном уровне отсутствуют бюджеты внебюджетных фондов.

Кроме тех уровней бюджетов, что перечислены выше, существует еще понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой группировку или своего рода свод бюджетов всех уровней, представленных на конкретной территории.

Пример 1

Например, в консолидированный бюджет РФ входят и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов РФ. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются региональный бюджет и все муниципальные бюджеты муниципальных образований, включенных в состав соответствующего субъекта РФ.

Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объеме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.

Бюджетный процесс.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. В государстве действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.

Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.

Федеративное государство представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация.

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ.

В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и отдельные города (Москва, Санкт-Петербург). Субъекты РФ по своему административно-территориальному образованию состоят из районов, городов, поселений, составляющих муниципальные образования.

В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты субъектов РФ именуются региональными бюджетами.

Административно-территориальные или муниципальные образования, составляющие территорию субъекта РФ имеют собственные бюджеты, которые именуются в Бюджетном кодексе РФ местными бюджетами: районными, городскими, поселковыми, сельскими.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (см. рис.1).

Рис. 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.

Основываясь на федеральном принципе построения Российской Федерации и ее административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:

Один федеральный бюджет;

21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;

Пять краевых и областных бюджетов;

Два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Один бюджет автономной области;

10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;

Около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских).

Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ.

Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированних бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

Бюджетное устройство - это принципы функционирования бюджетной системы, ее структурные характеристики и взаимосвязь между формами.

Его основа состоит из экономических отношений и юридических норм, которые определяют основную компетенцию органов центральной и местной власти относительно проведения и взаимоотношений между всеми его видами.

Заметим, что системы бюджетного и находятся в непосредственной зависимости. Если рассматривать бюджет здесь может быть двух уровней - государственный и местный. Что касается федеративного, в нем бюджетное устройство подразделяется на три звена: бюджет федеративный, членов федерации и местный. Заметим, что виды местных форм тоже могут быть различными, что обусловлено административно-территориальным делением страны. Бюджет - это форма образования и использования денежных средств, которая призвана обеспечить все функции органов государственной власти. Правильная структура его помогает в реализации успешной финансовой государственной политики.

Бюджетное устройство и существуют в непосредственной зависимости друг от друга. В основе любого бюджетного устройства лежит эта система - совокупность бюджетов отдельных элементов административно-территориального деления, основанная на принципе экономических отношений и правовых норм. Что касается составных частей этой системы, их существует несколько: структура, принципы строения и организация функционирования.

В целом бюджетное устройство основывается на нескольких принципах:

1. которые созданы в определенном государстве, должны разделяться.

2. Страна должна четко регламентировать основные принципы построения системы.

3. Между звеньями бюджетной системы должны явно выделяться разграничения.

4. Между этими частями должен быть определен характер взаимоотношений и выделены их формы.

Если рассматривать подробнее, оно должно базироваться на разделении видов бюджетов, которые находятся на различных уровнях.

Бюджетное устройство РФ состоит из трех основных звеньев:

1. Федерального бюджета.

2. Бюджетов, разработанных национально-государственными и административно-территориальными единицами, которые носят название бюджетов федерации или региональных. Среди них выделяют республиканские, областные, краевые, бюджеты автономных единиц, а также городские (например, Москвы или Санкт-Петербурга).

3. Местных.

Эта система должна быть единой, чего можно добиться путем реализации посредством политики и совокупности правовых норм, а также использования единых классификаций и форм ведения бюджетной документации. В целом, бюджетное устройство - это деятельность, регламентированная законодательством.

Для того чтобы разобраться, на чем оно базируется, необходимо рассмотреть основные особенности его составляющих. Так, организация отношений между бюджетами основывается на их направлениях, видах и формах. Что касается первого признака, согласно ему существует разделение на вертикальные (проводится между разноуровневыми бюджетами) и горизонтальные (одного уровня).

Что касается особенностей взаимоотношений, они подразделяются на регламентированные законодательством и нормативными документами и договорные (разработанные на основе соглашения между органами власти).

По формам выделяют субсидирование (выделение средств из высших уровней низшим), взаимные расчеты, изъятие средств, а также (представляют собой временную передачу средств в связи с возникшей необходимостью).

Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента:

  • 1) организация бюджетной системы;
  • 2) принципы построения бюджетной системы;
  • 3) взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.

– это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов трех уровней федерального, регионального и местного.

Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает к советской бюджетной конструкции "матрешечного" типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, целевые доходы и расходы условно обособлялись.

Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.

Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Расширенный бюджет – это свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

На рис. 4.1 представлено строение бюджетной системы России. В бюджетную систему страны входят федеральный бюджет, 21 бюджет республик, 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей, 2 бюджета городов федерального значения, 1 бюджет автономной области. Десять бюджетов автономных округов и 29 тыс. местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Рис. 4.1.

Особое место в силу их социальной функции в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Будучи самыми многочисленными по количеству, они аккумулируют около 20% объема консолидированного бюджета страны.

В России на начало 2012 г. юридически оформлено 23 118 муниципальных образований: 1821 муниципальный район; 517 городских округов; 236 внутригородских территорий города федерального значения (111 муниципальных образований, городов и поселков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве); 1711 городских поселений; 18 833 сельских поселений.

Местные бюджеты – это самые близкие к нуждам населения публичные фонды. Из бюджетов муниципальных образований финансируется свыше 60% расходов страны на образование, 55 – на здравоохранение, 70 – на социальную защиту населения, 90% – на жилищно-коммунальное хозяйство. В целом доля расходов на социальные цели составляет 60% их совокупных расходов. Этими индикаторами определяется их важное политическое и социальное значение. Социальная роль местных бюджетов будет все более возрастать. Растут возложенные на них социальные мандаты – повышение заработной платы учителям и врачам до среднего по региону уровня, рост социальных пособий и выплат. Сбалансированность местных бюджетов обеспечивается разветвленными межбюджетными отношениями, регулируемыми законом.

Консолидируются бюджеты по следующей схеме:

На рис. 4.2 на примере области показана "сборка" бюджета.

Рис. 4.2.

Перечислим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов, определенные в Бюджетном кодексе:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • самостоятельность бюджетов;
  • разграничение доходов, расходов и источников сбалансированности по уровням бюджетной системы;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
  • законность;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
  • сбалансированность бюджета;
  • результативность и эффективность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность бюджетной деятельности;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Невозможно среди них выделить ведущий принцип. Все они в комплексе отражают многообразие функций бюджета и ответственность государства за построение эффективного общественного финансового хозяйства в интересах членов общества. Тем не менее на разных этапах развития соблюдение некоторых принципов может ослабиться. Внимание к той или иной стороне функционирования бюджетной системы отражается в содержании финансовой политики. Так, в настоящее время на первый план выдвигаются эффективность и прозрачность государственных расходов. Приняты и реализуются государственные программы, способствующие усилению действия этих принципов.

Соблюдение сформулированных принципов обеспечивает консолидацию финансовой мощи государства. Это позволяет бюджетам всех уровней решать следующие задачи:

  • аккумуляция государственных средств;
  • распределение и перераспределение государственных средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления);
  • распределение и перераспределение государственных средств по горизонтали между органами управления одного уровня.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы её построения принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

2.4.1. Составные части бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1) Федеральный бюджет РФ;

2) Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

3) Местные бюджеты.

2.4.2. Уровни бюджетной системы в федеративном государстве.

Уровни бюджетной системы, как правило, соответствуют уровням государственной власти. В унитарном государстве, например, бюджетная система включает в себя центральный бюджет и бюджеты местных органов власти.

В федеративном государстве, а в частности в Российской Федерации, как было сказано выше, бюджетная система строится по трём уровням.

Стоит отметить, что бюджеты нижестоящих органов не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. А бюджеты национально-государственных и территориально-административных образований совместно с местными бюджетами образуют территориальные бюджеты.

Консолидированный бюджет образуют Территориальный и Федеральный бюджеты. А совокупность консолидированного бюджета и бюджета внебюджетных фондов образуют сводный бюджет.

2.4.3. Принципы бюджетной системы.

Бюджетная система построена на определённых принципах, к которым принято относить:

Принцип самостоятельности бюджетов;

Принцип полноты отражения всех расходов и доходов бюджета;

Принцип реальности бюджетных показателей;

Принцип гласности результатов исполнения бюджетов.

Принцип самостоятельности бюджетов не однозначен. Он включает в себя:

1. закрепление за каждым уровнем власти и управления

собственных источников доходов и право самостоятельно

определять направление расходов;

2. недопустимость изъятия в бюджеты вышестоящих уровней

дополнительных доходов и дополнительно полученных или не

истраченных средств;

3. право на компенсацию расходов, возникающих в результате

решений, принятых вышестоящими органами власти и

управления;

4. право предоставления налоговых льгот только за счёт

собственных доходов;

5. законодательное разграничение бюджетной ответственности и

расходных полномочий между федеральными, региональными и

местными органами власти и управления;

6. соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления

выполняемым ими функциям (обеспечение горизонтального и вертикального выравнивания);

7. нормативно-расчётные регулирования межбюджетных отношений

и предоставления финансовой помощи;

8. наличие специальных процедур предотвращения и разрешения

конфликтов между различными уровнями власти и управления,

достижение взаимосогласованных решений по вопросам

бюджетно-налоговой политики.

2.5. Основные показатели государственного бюджета К основным показателям государственного бюджета относятся: 1) Доходы; 2) Официальные трансферты; 3) Расходы; 4) Кредитование минус погашение (чистое кредитование); 5) Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).2.5.1. Доходы Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы (как поступления в бюджет) это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.Налоговые доходы. 1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала 2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы 3. Налоги на совокупный доход 4. Налоги на имущество 5. Платежи за пользование природными ресурсами 6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 7. Прочие налоги, пошлины и сборы Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство, влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Право вводить налоги на территории Российской Федерации закреплено за Верховным Советом РФ; но он может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам власти. Уплата налогов производится в определенной очередности. Сначала плательщики вносят свои поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые взимаются. На сумму этих налогов снижается размер дохода (прибыли), с которого уплачиваются все остальные налоги. Неналоговые поступления: 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности 2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 3. Доходы от реализации государственных запасов 4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов 5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников 6. Административные платежи и сборы 7. Штрафные санкции, возмещение ущерба 8. Доходы от внешнеэкономической деятельности 9. Прочие неналоговые доходы 10. Безвозмездные перечисления: а) нерезидентов и бюджетов других уровней, б) государственных внебюджетных фондов, в) государственных организации, г) наднациональных организаций. Также, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы: 1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета. 2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов. 3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.2.5.2. Официальные трансферты Официальные трансферты (в государственном бюджете) это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственныхисточников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц). Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.2.5.3. Расходы Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Расходы это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию. Расходы государственного бюджета это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Расходы в новой бюджетной классификации распределяются в соответствии с международными рекомендациями по функциональному, экономическому и ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функции государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействиенаучно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие). Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации: 1) Государственное управление и местное самоуправление 2) Судебная власть 3) Международная деятельность 4) Национальная оборона 5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 6) Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу 7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия 8) Сельское хозяйство и рыболовство 9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология 10) Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 11) Развитие рыночной инфраструктуры 12) Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство 13) Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 14) Образование 15) Культура и искусство 16) Средства массовой информации 17) Здравоохранение и физическая культура 18) Социальная политика 19) Обслуживание и погашение государственного долга 20) Пополнение государственных запасов и резервов 21) Региональное развитие 22) Утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров 23) Прочие расходы; Для большей части государственных расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства они относятся. Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов: 1) Текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты); 2) Капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты); 3) Предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале). В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат президента и правительства. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Третий уровень ведомственной классификации расходовфедерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств. 2.5.4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование). Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита. Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».2.5.5. Профицит и дефицит. Бюджет может быть сбалансированным и не сбалансированным. В первом случае бюджетные расходы равны доходам, а во втором возможны два варианта: превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит). Существуют первичный и вторичный профицит бюджета. Первичный профицит бюджета это превышение бюджетных доходов над бюджетными расходами без учёта расходов на обслуживание государственного долга. Под вторичным профицитом понимается превышение бюджетных доходов над бюджетными расходами с учётом расходов на обслуживание государственного долга. Бюджеты различных уровней изначально должны составляться и утверждаться без профицита. Если превышение бюджетных доходов над расходами прогнозируется при составлении проекта бюджета, правительство должно сбалансировать бюджет либо за счёт сокращения налогов, либо за счёт увеличения расходов на социальные нужды. Если профицит складывается в процессе исполнения бюджета, правительство может направлять дополнительные доходы на финансирование приоритетных в данном периоде направлений. Дефицит бюджета бывает запланированный и кассовый. Запланированный дефицит утверждается одновременно с самим бюджетом на очередной год, кассовый же складывается в процессе исполнения бюджета. Бюджетный дефицит это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Общий объем финансирования дефицита (профицит) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансировании дефицит складывается из (Заимствование минус Погашение долга) плюс уменьшение остатков ликвидных финансовых средств. В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета-инфляционным или не инфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г. Внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться не инфляционными способами, т. е. за счет операций с ценными бумагами, а также кредитов Центробанка. Во второй половине 90-х гг. финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно равными долями. Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%.