Белорусский президент подписал декрет «О предупреждении социального иждивенчества. Белоруссия: Вместо «налога на тунеядство» — принудительный труд и внесудебное лишение свободы

Декрет №3 “О предупреждении социального иждивенчества” был подписан 2 апреля 2015 года с целью стимулирования трудоспособных граждан к труду и предупреждения социального иждивенчества. Он устанавливает обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в нем менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин. К настоящему времени извещения на уплату такого сбора за 2015 год получили десятки тысяч белорусов. При наличии права на освобождение от уплаты сбора граждане, в том числе и те, кто получил извещение, могут представить в налоговые органы подтверждающие документы. На практике во многих случаях налоговым органам приходится разбираться индивидуально. Накануне совершенствование мер в этой сфере обсуждалось на совещании у главы государства Александра Лукашенко. 7 декабря на сайте БЕЛТА состоялась онлайн-конференция на тему “Практика применения норм декрета №3 “О предупреждении социального иждивенчества”.

Декрет о предупреждении социального иждивенчества сохранят, но устранят выявленные недостатки

Об этом шла речь на совещании у главы государства Александра Лукашенко.

Президент отметил, что в народе соответствующий документ назвали декретом против тунеядцев. “Наверное, в этом что-то есть. Не будем спорить с народом, – сказал он. – Декрет был направлен на ликвидацию сложнейшей проблемы – социального иждивенчества. Решение этой проблемы виделось в стимулировании трудоспособных граждан, которые могут и должны работать, к легальной трудовой деятельности и обеспечению исполнения конституционной обязанности по участию в финансировании госрасходов”.

Александр Лукашенко напомнил о поручении тщательно мониторить применение декрета на практике и процессы в этой сфере. “Были предложения чуть ли не отказаться от этого декрета: много критики, тяжело администрировать и многие другие вопросы”, – констатировал Президент.

Соответствующая тематика неоднократно обсуждалась во время докладов главе государства Марианны Щеткиной, которая ранее занимала пост министра труда и социальной защиты Беларуси. “Тогда я сказал, что какие бы ни были разговоры, для того, чтобы принимать дополнительное решение, надо пожить, поработать. Прошло более года. Мы сейчас уже более-менее видим, что дал этот декрет, какие положительные стороны этого документа. Недостатки есть? Ну что же, давайте поправлять”, – заявил глава государства.

Президент подчеркнул, что в этом вопросе его больше всего беспокоит даже не то, что граждане, подпадающие под нормы декрета, получают определенное бесплатное обслуживание или льготы.

“Меня больше всего волнует реакция людей на бездельников. Человек, который может работать, не инвалид, не ограниченный в каких-то способностях и возможностях, он должен работать, зарабатывать на себя и свою семью и приносить пользу стране, уплачивая налоги”, – сказал Александр Лукашенко.

Он предложил разобраться, какие проблемы возникли в ходе реализации декрета, насколько надежно поставлен заслон социальному иждивенчеству, воздействует ли разработанный механизм на тех людей, которые не хотят работать или работают нелегально. Президент также поинтересовался, какова реальная практика применения декрета на местах, насколько качественно и достоверно составляются списки плательщиков этого сбора. “Мне докладывают, что нередко извещения на уплату сбора поступают от налоговых инспекций гражданам, которые не обязаны платить этот сбор и не должны были включаться государственными органами в списки плательщиков: студентам, женщинам, находящиеся в декретных отпусках, даже солдатам срочной службы”, – заметил глава государства.

“В этой ситуации всегда будут какие-то недочеты. Главное, чтобы мы видели эти недостатки и вовремя их устраняли”, – подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко также потребовал доложить о результатах выполнения правительством поручения о создании достаточного количества рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и результатах мониторинга уровня безработицы по всем регионам республики.

Как доложила вице-премьер Наталья Кочанова, правительством во взаимодействии с Администрацией Президента проведен мониторинг реализации декрета.

Главный вывод – декрет является актуальным, объективным и необходимым, оказывает положительное воздействие на сферу труда и занятости, вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятого населения.

Изменения в декрет о предупреждении социального иждивенчества планируется внести до конца года – Кочанова

Об этом по итогам совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко сообщила журналистам вице-премьер Наталья Кочанова.

“Приняты некоторые новации, которые будут внесены как поправки в этот декрет. Прежде всего, это вопросы, которые касаются трудных жизненных ситуаций и предоставления права местным органам власти принимать решение об освобождении от сбора граждан, у которых сложились непредвиденные жизненные ситуации”, – сказала вице-премьер.

Планируется, что соответствующим правом будут наделены местные советы депутатов и исполнительные органы. Процесс принятия решений в данной сфере отдадут на контроль руководителям регионов.

Наталья Кочанова также сообщила о расширении категорий граждан, которые будут освобождаться от уплаты сбора. Это, например, те, кто проходит альтернативную службу, спортсмены, состоящие в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по тому или иному виду спорта, и не получающие какого-то дохода.

Кроме того, поддержано предложение в качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитывать также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения установленных законодательством налоговых вычетов, как, например, в случае оказания государственной социальной поддержки при строительстве жилья или получении образования.

Еще одно изменение коснется переноса сроков выдачи извещений и уплаты сбора за 2015 год на 20 января и 20 февраля 2017 года соответственно. Это сделано в том числе с учетом необходимости совершенствования сформированной информационной базы данных плательщиков сбора.

“Декрет работает. Уверена, что это решение было правильно принято, – заявила вице-премьер. – Люди начали думать, что надо не просто работать, а принимать участие в тех расходах, которые несет сегодня государство. Это и образование, и здравоохранение, и правоохранительные органы”.

Наталья Кочанова также отметила, что белорусским опытом применения декрета уже заинтересовались в других странах и активно обсуждают возможность принятия аналогичных мер.

На совещании вице-премьер привела данные, в соответствии с которыми после принятия декрета отмечен рост числа обращений за содействием в трудоустройстве и количества зарегистрированных безработных. При этом на 1 ноября 2016 года число вакансий на 1,3 тыс. превысило количество безработных в Беларуси.

В настоящее время налоговыми органами проводится работа по организации уплаты сбора за 2015 год. Гражданам уже направлено 73 тыс. извещений, уплатили сбор 9,5 тыс. человек на сумму Br2,8 млн.

Более Br3 млн собрано в Беларуси за неучастие в финансировании госрасходов

Об этом сообщила во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА заместитель начальника управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества главного управления налогообложения физических лиц МНС Марина Поболь.

“На данный момент извещения по уплате сбора на финансирование государственных расходов направлены 73 тыс. гражданам. От плательщиков сбора поступило более Br3 млн, в том числе Br1 млн – от лиц, самостоятельно уведомивших налоговые органы о своем неучастии в финансировании государственных расходов”, – пояснила специалист.

При этом Марина Поболь сообщила, что уже около 15 тыс. граждан доказали свое право на освобождение от уплаты сбора. “Те граждане, которые получили извещение о необходимости уплаты сбора на финансирование госрасходов, имеют право предоставить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у них обязанности по уплате сбора. Данные пояснения можно представить как лично в налоговый орган, так и направить по почте либо в электронном виде через электронный сервис “Электронное обращение” на сайте МНС”, – отметила она.

Специалист уточнила, что граждане, которые хотят доказать свое право на освобождение от уплаты сбора, должны обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации. “И налоговый орган после рассмотрения документов примет решение: либо гражданин не является плательщиком сбора, либо он является плательщиком, но сумма может быть уменьшена. При этом хочу еще раз подчеркнуть, что гражданин, получивший извещение, не обязательно должен сразу идти и уплачивать сбор – у него есть право доказать, что он не является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов”, – резюмировала Марина Поболь.

После ввода декрета о социальном иждивенчестве выросло число работающих по заявительному принципу – МНС

“В связи с принятием декрета №3 в 2015 году заметно возросло количество граждан, осуществляющих ремесленническую деятельность и деятельность по заявительному принципу, не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это, к примеру, репетиторы, домашние работники. Можно констатировать, что после принятия декрета граждане начали активнее решать вопросы со своим трудоустройством”, – подчеркнула Марина Поболь.

Специалист отметила, что от плательщиков сбора на финансирование госрасходов уже поступило более Br3 млн, в том числе Br1 млн – от лиц, самостоятельно уведомивших налоговые органы о своем неучастии в финансировании государственных расходов. На данный момент извещения по уплате сбора направлены 73 тыс. граждан. Около 15 тыс. граждан доказали свое право на освобождение от уплаты сбора.

Не уплатившие сбор на финансирование госрасходов белорусы пока не будут привлекаться к ответственности

“В связи с планируемым внесением изменений в декрет №3 физические лица, у которых срок уплаты наступил 15 ноября, временно не будут привлекаться к административной ответственности до установления конкретных сроков уплаты”, – отметила она.

Специалист напомнила, что первые извещения были направлены гражданам в октябре. “Срок уплаты по ним был до 15 ноября. У тех граждан, которым извещения направлялись после 15 ноября, срок уплаты – 30 дней с момента получения извещения. При этом извещение считается врученным гражданину через 10 дней после его направления”, – пояснила она.

Марина Поболь сообщила, что до конца 2016 года планируется внесение изменений в декрет №3. В частности, должен быть расширен перечень категорий граждан, которые будут иметь право на освобождение от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. “Это будут граждане, проходящие альтернативную службу, спортсмены, состоящие в списочном составе национальной сборной команды Беларуси по тому или иному виду спорта. Кроме того, местным Советам депутатов будет дано право на предоставление льготы той категории граждан, которая находится в трудной жизненной ситуации”, – рассказала она и подчеркнула, что под такой ситуацией будут пониматься объективные обстоятельства, не зависящие от гражданина. “Таким образом, помимо предусмотренных в настоящее время льгот, исходя из имущественного положения граждан, появится возможность предоставлять льготы в связи с трудной жизненной ситуации. Например, человек в начале года работал и имел постоянный стабильный доход, потом он потерял работу из-за того, что ухаживал за больной матерью. В таком случае он может обратиться в местный орган власти и получить освобождение от уплаты сбора”, – отметила она.

Отвечая на вопрос, будет ли возвращаться сумма сбора тем гражданам, которые пока являются его плательщиками, но после внесения изменений в декрет получат право на льготы, Марина Поболь объяснила, что это зависит от того, с какого периода вступят в силу данные изменения. “Если изменения затронут налоговый период 2015 года, то, соответственно, у граждан появится право на льготу и им произведут перерасчет и возврат суммы сбора. Если эти изменения затронут 2016 год и последующие периоды, то перерасчета и возврата средств не будет”, – сообщила она. При этом специалист обратила внимание, что если сумма сбора все-таки будет возвращаться, возврат будет производиться на основании заявления физического лица. Средства могут быть возвращены как в наличном, так и в безналичном виде.

За неуплату или неполную уплату суммы сбора на финансирование государственных расходов предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин (базовая величина сейчас составляет Br21) или административный арест. Взыскание сбора в этом случае будет проводиться в принудительном порядке.

МНС планирует до конца года завершить уточнение базы данных плательщиков сбора на финансирование госрасходов

“МНС планирует до конца года завершить работу по уточнению сведений в отношении граждан, включенных в базу данных плательщиков сбора на финансирование госрасходов, чтобы исключить тех граждан, которые ошибочно были включены в эту базу данных, а оставшимся направить извещения. Кроме того, будет проведена работа по уточнению сведений для реализации анонсированных 6 декабря изменений в декрет”, – пояснила специалист.

Марина Поболь напомнила, что для реализации декрета №3 был разработан порядок взаимодействия государственных органов и организаций, чтобы сформировать базу данных плательщиков сбора на финансирование государственных расходов. База формировалась на основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах госорганизаций. “Поскольку она формировалась впервые, государственные органы и организации в некоторых случаях предоставили некачественные либо неполные сведения. В связи с этим извещения могут быть направлены гражданам, которые не являются плательщиками сбора. В настоящее время министерством совместно с подведомственными инспекциями проводится работа по уточнению данных и завершению проверки в отношении лиц, которые ошибочно попали в базу”, – отметила она.

По словам специалиста, большой процент таких ошибочных попаданий в базу данных занимают люди, которые работают, учатся или проживают за пределами Беларуси. “Им самим стоит позаботиться о предоставлении сведений, подтверждающих, что они фактически находились на территории Беларусь менее 183 дней в календарном году. Ведь налоговые органы не располагают информацией о фактическом времени нахождения человека за рубежом”, – подчеркнула Марина Поболь.

Подтверждение времени фактического нахождения физического лица на территории Беларуси производится на основании данных о въезде или выезде в или из республики. Учитывая отсутствие пограничного контроля между Беларусью и Россией, в налоговый орган можно представить любые другие документы, являющиеся основанием для определения места фактического нахождения гражданина в течение календарного года. Это копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) в течение календарного года; копии иных документов, подтверждающих выезд из Беларуси и время пребывания на территории иностранного государства.

“Если таких документов нет, то гражданин может предоставить подробное пояснение, свидетельствующее о том, что он действительно находится за границей. Это могут быть пояснения родственников, у которых он проживает, чтобы налоговый орган мог в случае необходимости проверить такие данные. Например, женщина уехала к гражданскому супругу в другую страну, живет у него, но при этом нигде не работает. В данном случае она не может предоставить какие-либо документы, но может предоставить письменное объяснение, которое должно быть подтверждено ее гражданским супругом. И этого будет достаточно”, – рассказала специалист.

Кроме того, налоговые органы в силу своей специализации не располагают информацией о гражданах, получающих образование в дневной форме. Такие сведения представляют государственные органы и организации, в чьей ведомственной подчиненности находятся учреждения образования, а также частные учебные заведения. “В Беларуси не ведется в электронном виде централизованный учет граждан, получающих образование в учебных заведениях. Сейчас этот вопрос мы прорабатывает с Министерством образования”, – сообщила заместитель начальника управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества главного управления налогообложения физических лиц МНС.

Марина Поболь обратила внимание, что не ведется в стране и учет лиц, которые ведут личное подсобное хозяйство.

2 апреля 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал . Документом устанавливается обязанность граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин - 3,6 миллиона рублей.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

6 апреля во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА представители Минтруда, налоговой и МВД разъяснили нюансы нового документа. На вопросы отвечали заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Валерьевич Ковальков , начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Михайлович Рассолько , начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Юрьевич Бегун , а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД.

Михаил Рассолько:
Декретом предусмотрено установление порядка взаимодействия государственных органов и организаций в целях создания базы данных плательщиков. Только после создания базы можно будет определить их количество.

Декретом предусматривается, что человек, уведомивший в период с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года налоговый орган по месту регистрации о своем неучастии в финансировании государственных расходов и уплативший сбор не позднее 1 июля 2016 года, выигрывает 10% от суммы сбора. Как вы полагаете, много ли граждан воспользуется такой возможностью?

Михаил Рассолько:
Полагаем, что такой возможностью граждане воспользуются, но вместе с тем об их количестве мы узнаем только 31 мая 2016 года.

Как быть в этой ситуации фрилансерам? Они однозначно попадают в тунеядцы?

Михаил Рассолько:
Для целей декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве или выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин. В том случае если гражданин работает без официального оформления выполняемой работы и без уплаты налогов, то он будет являться плательщиком сбора.

Вместе с тем, от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин.

При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Таким образом, для физических лиц, уплативших за 2015 год подоходный налог с доходов от фрилансерства, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на сумму уплаченного налога (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога за 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).

В отношении плательщиков сбора налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам. Хотелось бы уточнить, всех ли плательщиков сбора будут проверять налоговики?

Михаил Рассолько:
В первую очередь будут проверены граждане, не участвовавшие в финансировании государственных расходов, но при этом совершавшие дорогостоящие покупки.

Какой механизм создан для того, чтобы гражданин мог доказать в случае необходимости, что он не обязан платить сбор?

Михаил Рассолько:
Такой механизм предусмотрен пунктом 11 декрета. Так, гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, который свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут.

В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений, либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Какие изменения будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс?

Алексей Бегун:
В Кодекс об административных правонарушениях будет внесен новый состав административного правонарушения, о котором идет речь в декрете №3 (неуплата или неполная уплата сбора). В Процессуально-исполнительном кодексе в основном будут дополнительно урегулированы вопросы отбывания административного ареста с обязательным привлечением к общественно полезным работам, дополнены обязанности административно арестованных.

Нужно ли будет уплачивать сбор на финансирование госрасходов гражданину, который официально трудоустроен, однако получает невысокую заработную плату и сумма подоходного налога не превышает Br3,6 млн? Не попадут ли под действия декрета работники предприятий, которые работают неполную рабочую неделю?

Михаил Рассолько:
Согласно пункту 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183 календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года.

Будут ли включаться в списки невыездных неплательщики сбора для тунеядцев?

Алексей Бегун:
Да, будут. Такой механизм предусмотрен ст. 7 закона "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", которой определено, что право гражданина Беларуси на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.

Сколько, по оценке, постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства, могут стать плательщиками сбора в размере 20 базовых величин? С подачи какого госоргана они попадут в списки и каков механизм взыскания с них этих сумм?

Алексей Бегун:
В настоящее время в Республике Беларусь проживает более 165 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По предварительной оценке МВД, около 10 тыс. иностранцев могут стать плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.

МВД совместно с Фондом социальной защиты населения являются первичными источниками персональных данных граждан, которые будут обязаны возмещать государственные расходы. Механизм взыскания финансовых средств аналогичен установленному для граждан Беларуси.

Должен ли получатель пособия по уходу за инвалидом I группы платить сбор на финансирование госрасходов?

Валерий Ковальков:
Согласно п.п.5.17 пункта 5 декрета №3 период получения пособия по уходу за инвалидом I группы является периодом участия в финансировании государственных расходов. Таким образом, в период получения пособия вы не будете являться плательщиком сбора.

Как быть человеку, у которого нет денег на уплату сбора?

Валерий Ковальков:
Думаю, этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход (заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу). Если самостоятельно не получается, рекомендую обратиться в службу занятости по месту жительства.

Будут ли платить налог бомжи?

Алексей Бегун:
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета №3.

Попадут ли под действие декрета граждане, которые не работают потому, что осуществляют уход за тяжело больными родственниками? Какие документы им нужно предоставить? Как быть, если родственник, за которым осуществляется уход, не имеет статуса инвалида?

Валерий Ковальков:
В декрете заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста. Если родственник тяжело болен, возможно, есть смысл подумать над установлением группы инвалидности. Тем более что лицо, ухаживающее за инвалидом I группы, имеет право, при определенных обстоятельствах, на пособие по уходу.

Почему жители сельской местности фактически освобождены от уплаты налога при условии, что ведут домашнее хозяйство, а горожане - нет? Горожане также часто выращивают овощи и фрукты на своих дачах, некоторые продают их на рынках.

Валерий Ковальков:
Норма об освобождении от уплаты сбора лиц, проживающих в сельской местности или поселке городского типа и ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена пунктом 5.11 декрета №3. В определенной мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе и с определенными сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тыс. заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность.

Распространяется ли необходимость уплаты взносов на членов творческих союзов (журналистов, композиторов, писателей и т.д.), если они на протяжении длительного времени работают над созданием своих произведений? Речь идет о тех, чья трудовая книжка находится у них на руках.

Валерий Ковальков:
Подпунктом 5.9. пункта 5 декрета №3 к периоду участия в финансировании государственных расходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством.

Порядок уплаты членских взносов определяется уставом общественного объединения (союза). Как правило, устав принимается на съезде общественного объединения (союза) и обязателен для исполнения всеми его членами.

Автору вопроса необходимо обратиться к руководителю общественного объединения (союза) за разъяснениями и для ознакомления с уставом объединения. Данный аспект также отражен в ст. 21 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях".

Хотелось бы уточнить, какие дисциплинарные взыскания могут применяться к тем, кто отказывается от выполнения общественно полезных работ во время административного ареста?

Алексей Бегун:
Общественно полезная работа - это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы.

Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Вопросы, касающиеся порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будут установлены постановлением Совета Министров.

В настоящее время ст.18.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за невыполнение административно арестованными установленных для них обязанностей: выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер или содержание в одиночной камере.

Когда налоговики начнут рассылать извещения о необходимости уплатить сбор? Кому эти извещения будут приходить в первую очередь?

Валерий Ковальков:
В соответствии с декретом гражданин в случае неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В первый раз - до 1 октября 2016 года, соответственно сбор нужно будет заплатить в срок до 15 ноября.

Декрет предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10% , если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Гражданин РФ проживает в Беларуси (имеет вид на жительство в Беларуси). Но при этом работает в Москве на удаленной основе, его трудовая книжка - у работодателя в Москве. Платятся все обязательные отчисления, подоходный налог и т.д. согласно законам РФ. Как будет происходить учет его налогов и трудовой деятельности? Подпадает ли он под нормы декрета? Если нет, какие документы он должен предоставить в налоговые органы?

Михаил Рассолько:
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае его неучастия в Республике Беларусь в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет являться плательщиком сбора.

В соответствии с декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку). А 0,1 ставки тоже освобождают от налога?

Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 апреля подписал декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества". Правовой акт издан в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов.

Декрет устанавливает обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин.

Граждане, занимающиеся 183 календарных дня и более в году трудовой и иными установленными декретом видами деятельности (предпринимательской, ремесленной, творческой, адвокатской или нотариальной, оказанием услуг в сфере агроэкотуризма, выполнением работ по гражданско-правовым договорам, обучением на дневной форме получения образования), признаются участвующими в финансировании государственных расходов и, соответственно, освобождаются от уплаты сбора. К участию в финансировании госрасходов будут относиться также периоды воспитания ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.
Декретом определен исчерпывающий перечень категорий граждан, освобождаемых от уплаты сбора. В частности, это недееспособные граждане, инвалиды, лица моложе 18 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины, достигшие возраста 60 лет, и некоторые иные категории граждан.

Ян Ларос - yanlaros прокомментировал навый указ в Жизнь в Беларуси стала платной :

Шаг конечно же крайне не популярный. Но не спешите делать выводы. Давайте немного поразмышляем

Беларусь страна социально направленная. В республике бесплатное образрование и медицина. Даже за коммунальные услуги граждане платят только малую часть реальной стоимости, а оставушюся часть оплаты берет на себя государство. Как говориться, рай и раздолье для тунеядцев и лентяев.

В Беларуси нет нефти и газа для того, что бы с полученой от продажи прибыли,обеспечить всеми социальными льготами население всей страны. В таких условиях налоги являются одной из основных составляющих наполнения бюджета.

Вместе с тем, желающих всем пользоваться на халяву очень и очень много. Ладно когда речь идет о спившемся алкаше ночующем под забором. Но среди "тунеядцев" часто встречаются вполне обеспеченные люди. Они работают на себя, но заплатить налоги частенько забывают. Другими словами, все их жизненные потребности обеспечиваются за счет честных налогоплательщиков.
Ведь они исправно пользуются дорогами общего пользования, получают образование для себя и своих детей, лечаться в больницах и поликлинниках, получают скидки при оплате электричества и газоснобжения.

Предвижу комментарии местных "патриотов". Специально для них хочу сказать. Патриотизм - это не громкие слова и заявления. Патриотизм - это любовь к своей стране и желание сделать ее лучше. А иждивенцем быть стыдно, и уж точно не патриотично. В обшем время халявы прошло. Заплати налоги и живи спокойно.

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

– Анжелика Юрьевна, уточните, пожалуйста, с какой целью принят данный законодательный акт?

– Представляя в Совете Республики декрет, министр труда и социальной защиты Марианна Щёткина назвала несколько целей. Это – стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности, вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятого населения и предупреждение социального иждивенчества. Каждый гражданин нашей страны должен выполнять свои конституционные обязанности по участию в финансировании государственных социальных расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей. При этом она подчеркнула, что не стоит навешивать людям ярлыки "тунеядцы". Если человек признался, что не участвовал в расходах и платит государству определённую сумму, он такой же гражданин, как и все. Кстати, был озвучен и первый положительный результат в рамках функционирования декрета – за первый квартал этого года в службы занятости страны обратилось более 16 000 безработных.

– Декрет направлен на борьбу с социальными иждивенцами. А кого относят к этой категории?

– К такой категории относятся трудоспособные граждане. Одни из них не работают и находятся на содержании других лиц; другие – ведут асоциальный образ жизни и поддерживают своё существование мелкими кражами или перебиваются случайными разовыми заработками. В эту же категорию попадают трудоспособные граждане, которые имеют скрытые источники дохода, но налоги не платят. При этом не стоит забывать, что государство берёт на себя большую часть расходов по содержанию своих граждан. Только в ответ на это одни пополняют государственный бюджет, а другие, относящиеся к категории социальных иждивенцев, не производят уплату налогов.

Хотя все наши дети учатся в школах бесплатно, всё население пользуется бесплатными медицинскими услугами. И оплату жировок, проезд в общественном транспорте все мы осуществляем не по полной себестоимости коммунальных и транспортных услуг, а частично, потому что основные расходы, как я уже говорила, берёт на себя государство. В итоге получается, что всех нас одинаково поддерживает государство в плане жизнеобеспечения, но взамен одни пополняют государственную казну, как положено, а другие не считают нужным платить налоги. В этом и кроется социальная несправедливость.

– И каким образом справедливость восторжествует?

– Рассчитан единый минимальный платёж для каждого трудоспособного гражданина нашей страны. В год он будет составлять не менее 20 базовых величин. Исчисляться сумма будет исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, то есть на 1 января каждого года. На сегодня одна базовая величина равна 180 тысяч рублей, соответственно 20 базовых – это 3 миллиона 600 тысяч рублей. Если человек заплатит такую сумму подоходного налога за календарный год, то он может смело сказать, что финансирует государственные расходы. Уточню, что речь идёт о трудоспособных гражданах, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

– Из каждого правила всегда есть исключения. Кто будет избавлен от обязательства уплаты сбора в размере 20 базовых величин?

– В правовом акте перечислены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора. К ним относятся граждане, воспитывающие ребёнка в возрасте до 7 лет, ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, при этом имеется в виду один из родителей; все работающие более 183 календарных дней, а также недееспособные граждане, инвалиды, лица моложе 18 лет, женщины, достигшие 55 лет, мужчины, достигшие 60 лет.

Освобождаются от уплаты сбора прибывшие в республику на постоянное жительство после 31 марта или убывшие на постоянное жительство из республики; граждане Республики Беларусь, фактически находившиеся за её пределами более 183 дней, то есть более полугода.

Пунктом 5 декрета определены периоды участия граждан в финансировании государственных расходов. Это периоды работы по трудовому договору (контракту), военной службы, учёбы на дневной форме получения образования.

Это периоды самозанятости граждан: - выполнения работ по гражданско-правовым договорам; - осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, иных видов деятельности при условии уплаты соответствующих налогов или сборов; - осуществления адвокатской или нотариальной деятельности, ведения личного подсобного хозяйства и др.

В период участия в финансировании засчитываются также периоды, когда гражданин не трудился по уважительным причинам, например, периоды: - зарегистрированной безработицы; - получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер); - временной нетрудоспособности.

Периоды участия в финансировании государственных расходов суммируются, если они не совпадают по времени (пункт 6 декрета). В случае совпадения по времени периодов, учитывается один из таких периодов.

– А какой принцип финансирования государственных расходов предусмотрен декретом в отношении граждан, которые отработали в календарном году менее полугода, то есть менее 183 календарных дней?

– Подпункт 3.2 декрета освобождает граждан от уплаты сбора, если они имели доходы и заплатили налоги, например, подоходный налог с физических лиц, в размере 20 базовых величин и более. То же касается уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога при упрощённой системе налогообложения. Даже если человек, скажем, проработал два-три месяца в начале 2015 года, заплатил налоги в общем не менее 3 600 000 рублей, и до конца этого года работать больше не будет, то и претензий к нему по поводу уплаты сбора как с социального иждивенца не будет.

При уплате налогов в размере менее 20 базовых величин сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов. Скажем, получилось уплатить налогов за год на сумму 2 миллиона рублей, значит придётся заплатить 1 600 000 рублей, то есть разницу между установленным сбором в 3 600 000 рублей и 2 000 000 рублей реальных денежных отчислений государству.

– Выходит, что и не обязательно работать на полную ставку, занятость может быть и частичная?

– Совершенно верно. Главное, чтобы, как я только что уточнила, налог был уплачен в сумме не менее 20 базовых величин, в противном случае разницу придётся доплатить. Эта же формула расчёта действует и для тех неработающих граждан, которые сдают в найм квартиру.

– Ещё уточните, пожалуйста, такой момент: освобождаются ли белорусы, выезжающие на заработки за границу, от уплаты сбора?

– Они попадают под действие подпункта 3.1 декрета, согласно которому от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. При этом факт нахождения за пределами республики в течение 183 дней и более должен быть подтверждён документально.

– Известно, что декрет распространяет своё действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года. А каким будет порядок взимания сбора?

– Гражданин может самостоятельно уплатить сбор. Он должен в период с 1 августа этого года и не позднее 31 мая 2016 года уведомить налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов и уплатить сбор не позднее 1 июля 2016 года. В этом случае сумма сбора уменьшается на 10 процентов.

Декретом предусматривается разработка механизма взаимодействия (в том числе и информационного) государственных органов и организаций для выявления плательщиков сбора и формирования их списков. Для этого будут задействованы информационные ресурсы. Основные из них – база МВД "Паспорт" и "Регистр населения".

Эти списки будут переданы Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, на которое возложено ведение электронной базы неплательщиков, в территориальные налоговые органы. Сбор будет зачисляться в местные бюджеты базового уровня и бюджет города Минска. Это позволит увеличить ресурсную базу на местном уровне и направить дополнительные средства на решение актуальных социальных задач, стоящих перед такими органами.

А тем гражданам, которые не уплатили сбор самостоятельно, налоговым органом до 1 октября 2016 года будет вручено извещение на уплату сбора в срок до 15 ноября.

Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора в соответствии с нормами декрета.

– К сожалению, не все граждане законопослушные. Будут и те в категории социальных иждивенцев, кто из-за пристрастия к "горькой" не имеет источника дохода, а значит и не сможет заплатить. Что предусмотрено в таких ситуациях?

– Скажу, что неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от двух до четырёх базовых величин или административный арест.

В период отбывания административного ареста граждане обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ. Перечень объектов и виды общественно полезных работ будут утверждаться решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Стоимость выполненых работ в целом должна составлять сумму налогового сбора, который впоследствии гражданину будет зачтён. От этого и будет польза государству.

А в случае невыполнения установленных обязанностей по соблюдению трудовой дисциплины, требований безопасности при выполнении общественно полезных работ, а также отказа от их выполнения к гражданам во время административного ареста могут применяться дисциплинарные взыскания.

Налоговым органам предоставлено право в отношении плательщиков сбора осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам.

Если налоговым органом при осуществлении этого контроля будет установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, то такие доходы гражданина, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, будут облагаться налогами в соответствии с законодательными актами.

– В Беларуси, по оценкам государственных экспертов, сегодня насчитывается около 400 тысяч человек, которых можно отнести к так называемым социальным иждивенцам. Среди них, безусловно, есть люди, которые не сидят без дела, они заняты чем-то полезным дома, но денег за это не получают. Может для них предусмотрены какие-либо уступки, скидки по уплате сбора?

– Нет, никаких скидок не предусмотрено. Но хочу сказать следующее. Когда принималось решение о выходе Декрета "О предупреждении социального иждивенчества" часть населения восприняла это негативно. Но в Интернете, в частности на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, давались разъяснения по этому поводу. Также активно в теме находятся телевидение, печатные средства массовой информации. К примеру, в номере 92 "Комсомольской правды" за 20-26 мая 2015 года даются подсказки, как платить меньше налогов и при этом не считаться тунеядцем тем людям, о которых вы спрашиваете. Там приводятся пять способов для домохозяек заплатить налог меньше, чем так называемый налог на тунеядство, и при этом не выходить на работу. Можно оформиться домработником в собственной квартире, репетитором у своего ребёнка, стать личным секретарём мужа, мойщиком семейного авто или дрессировщиком домашнего кота. Об этом подробно можно почитать и на сайте "Комсомолки" www.kp.by

Декрет "О предупреждении социального иждивенчества" хоть и вступил в силу, но он продолжает мониториться. И, если будут выявлены изъяны, то могут быть внесены поправки. Президент нашей страны А.Г. Лукашенко на этом и сделал акцент, комментируя необходимость данного законодательного акта.

– И всё-таки не нужно искать лёгких путей в жизни, особенно людям, которым не занимать жизненных сил и энергии. Ведь, как это правильно говорится, нельзя жить в обществе и при этом быть свободным от его обязанностей.

– Безусловно, это неоспоримая истина. Не раз мы видели по телевизору рекламу, где звучит фраза "заплати налоги – и спи спокойно". Я советую всем жить по этому принципу, открыто платить налоги в бюджет, иметь незапятнанную репутацию. Ведь если этого не делать, то рано или поздно обман вскроется и придётся всё равно заплатить положенную сумму в бюджет, да ещё и быть оштрафованным. Так что живите по совести.