Аграрное общество черты. Традиционное (аграрное) общество

Аграрная экономика – это часть экономической теории. Она изучает использование ограниченных ресурсов в производстве, переработке, реализации и потреблении продовольствия.

В сельском хозяйстве, как и в других секторах, действуют основные закономерности экономического развития. Более того, многие законы рыночной экономики проявляются в аграрной экономике в более чистом виде, чем в других отраслях, поскольку сельское хозяйство представлено многочисленными и сравнительно небольшими фермерскими хозяйствами, действующими относительно автономно друг от друга. Поэтому учебники по экономической теории часто иллюстрируются примерами сельскохозяйственного производства.

Тем не менее, аграрная экономика обычно выделяется в особый курс, для аграрного сектора развивается самостоятельная экономическая теория. Для чего это делается, почему, скажем, нет курса экономики угольной промышленности или строительства? Причиной тому целый ряд специфических особенностей аграрного сектора, требующих его отдельного рассмотрения. Остановимся на наиболее существенных из них.

Прежде всего, сельское хозяйство в развитых странах представляет собой классический пример совершенно конкурентной отрасли, поскольку сельхозпроизводство ведется большим количества продавцов, каждый из которых не обладает достаточным объемом предложения для влияния на цены, продукт практически не диверсифицируем, а кроме того, практически отсутствуют барьеры входа и выхода с рынка.

Вторая особенность – сильная зависимость сельхозпроизводства от природных условий. Засухи, наводнения, вредители, болезни животных и растений делают аграрный сектор сферой относительно рискованного приложения капитала.

Еще одна особенность – вследствие слабой дифференцируемости продукции продавцы имеют мало возможностей для повышения цен. Паритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства из года в год во всем мире изменяется не в пользу аграрного сектора.

Конечным продуктом сельскохозяйственного производства и продовольственного сектора является продовольствие. Но ценовая эластичность спроса на продукты питания, как правило, низка. Потребители приобретают основные виды продовольствия независимо от роста или сокращения цен на них практически в неизменных объемах. С другой стороны, спрос на сельскохозяйственные и продовольственные товары является неэластичным и по доходу.

Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию порождает так называемую долгосрочную фермерскую проблему. Сама по себе низкая эластичность спроса еще не является проблемой для сектора экономики, если предложение не растет или растет медленно. Но дело в том, что за последний век аграрный сектор пережил значительный научно-технический прогресс, резко выросла производительность аграрного труда и предложение сельскохозяйственной продукции стало быстро расти. А с ростом реальных доходов спрос каждой отдельной семьи, предъявляемый к аграрно-продовольственному сектору сокращается. Но с ростом благосостояния обычно сокращается и рождаемость, а это означает снижение темпов роста населения. В результате совокупный спрос на сельскохозяйственную продукцию в обществе растет медленнее, чем ее предложение.

Таким образом, по мере развития экономики и научно-технического прогресса сельское хозяйство оказывается «зажатым» между двумя тенденциями. С одной стороны, с ростом предложения суммарная выручка сектора стремится к уменьшению. С другой стороны, цены на приобретаемые товары обгоняют цены на фермерскую продукцию. Результирующим трендом становится относительное падение фермерских доходов. В долгосрочной перспективе фермерские доходы всегда отстают от доходов в нефермерских секторах экономики. Так как сельское хозяйство — высоко конкурентная отрасль, казалось бы, что в силу законов рынка параллельно с падением доходов должен происходить отток фермеров из этой отрасли в более прибыльные сферы деятельности. Однако на практике этого не происходит. Иммобильность ресурсов в сельском хозяйстве приводит к усугублению долгосрочной фермерской проблемы. Особенность сельского жителя и сельского работника, выражается в его особой привязанности к устоям жизни и труда и обусловливает особый общественный консерватизм этой части населения.

Ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию в совокупности с большой зависимостью аграрного производства от природного фактора и конкуренцией производителей порождает краткосрочную фермерскую проблему: цены на рынке сельхозпродукции крайне нестабильны. Малейшие колебания в объемах предложения в зависимости от тысячи неподконтрольных фермеру причин (высокий или низкий урожай и т.д.) — и цена падает или взлетает с неадекватной скоростью.

Еще одно отличие аграрного сектора от других секторов экономики заключается в том, что наиболее распространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянское хозяйство, семейная ферма. Для этого предприятия целью функционирования является благосостояние семьи, которое не исчерпывается доходом от аграрного производства. Поэтому исходное положение теории фирмы о том, что предприниматель всегда стремится к максимизации своей прибыли, для аграрного сектора в чистом виде неприменимо.

В дополнение к вышеназванным особенностям аграрной экономики следует отметить, что этот сектор характеризуется еще и особым отношением общества к нему. Протекционизм как экономическая политика защиты отечественного производителя присущ, безусловно, не только сельскому хозяйству. Однако именно в продовольственной сфере он наиболее распространен и силен. Наряду с общими аргументами в пользу протекционизма (противодействие демпингу, защита становящейся отрасли, безработица и т.п.) в аграрной сфере используют и специфические доводы. Прежде всего, это стремление к продовольственной безопасности нации, которая понимается часто как автаркия, и стремление сохранить традиционный вид сельской местности, так называемый сельский ландшафт.

Традиционный сельский ландшафт с его национальными особенностями безусловно является национальным культурным достоянием каждой страны. С сокращением численности сельскохозяйственного населения возникает угроза его утраты. Эта проблема особенно актуальна для стран Западной Европы, которые долгое время пытались путем экономической поддержки собственных фермеров решать и эту проблему. Об особой актуальности именно аграрного протекционизма свидетельствует то, что на протяжении всей послевоенной истории проблема его устранения занимает важнейшее место в ряду проблем международной торговли. Этот вопрос был основным при разработке Римского договора, с которого начался Европейский экономический союз. Это вопрос занимает центральное место в итоговых документах Уругвайского раунда ГАТТ.

Таким образом, специфика экономических отношений в аграрном секторе достаточно сильна, что обуславливает необходимость особого теоретического курса аграрной экономики.

Понятие аграрного общества

Определение 1

Аграрное общество – это исторический этап общественно-экономического развития, наибольшее значение при котором имеют ресурсы, производимые в сельском хозяйстве.

Его возникновение стало возможно благодаря неолитической революции. Главным отличием от охотничье-собирательского общества является тот факт, что люди в аграрных обществах владеют способами получения большего количества продукции с минимально занимаемой площади. В связи с данным фактом многократно увеличивается плотность населения в таком обществе, что в свою очередь неизбежно влечет за собой усложнение социально – политической организации существующего общественного строя.

Основные характерные черты аграрного общества

  • для данного типа общества характерна слабая социальная дифференциация среди его членов;
  • подавляющее преобладание сельского населения над городским;
  • основным типом производства является сельское хозяйство;
  • слабое и незначительное развитие промышленных отраслей;

Характеристика аграрного общества

  1. Технологическую основу аграрного типа общества и аграрной цивилизации в целом составляет разнообразие применяемых людьми сельскохозяйственных орудий с использование энергии человека и животных. Благодаря данному разнообразию возможно возникновение семейной и иной кооперации людей, которая позволяет осуществлять более активное воспроизводство материальных благ.
  2. Демографические и социальные особенности аграрного общества заключаются в главенствующей роли патриархальной семьи, которая включает родителей, детей, прародителей, родственников, проживающих совместно и занимающихся одним делом для получения лучшего результата.
  3. Основу экономической подсистемы аграрного общества составляет земледельческий способ производства, основным предметом труда в котором является земля и постоянно связанная с ней жизнедеятельность человека.
  4. Промышленное производство аграрной эпохи характеризуется изготовлением железа и стали, изобретением железного и стального инструмента и оружия, а также применением производственных знаний и силы людей в процессе обработки земель.
  5. Экономическая сила данной эпохи заключается в частной и общинной собственности на средства обработки, орудия труда и землю. В данный период развития общества происходит процесс углубления разделения труда, происходит активный рост ремесленного сектора.
  6. Политическая подсистема аграрной эпохи представляет собой неустойчивую империю, которая опирается на армию, существующую в обществе бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление. Времена возникновения и существования аграрного общества характеризуются непрерывными войнами, которые стали особенно кровопролитными в связи с изобретением железного оружия. Так же по причине постоянной военной угрозы со стороны активно идет процесс укрепления городов, которые обносились стенами, рвами, охранялись армией практически постоянно.
  7. Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется господством над сознанием людей мифологии и религии. Для аграрного общества характерна борьба между различными религиозными и мировоззренческими системами. Идет активное строительство храмов, развиваются музыкальное, танцевально и архитектурное искусства. Появляются зачатки образования и науки.
  8. Общественное сознание в аграрном обществе носит мифологический, религиозный характер и представляет собой совокупность мифов, в которые безоговорочно верят. В сознании людей бессознательное господствует над сознательным, а духовное развитие отодвинуто на второй план.

(племенного) общества в аграрно-политическое (азиатское, восточное). К началу I тысячелетия до н. э. возникли государства-общества трех типов: небольшие царства (княжества); федерации (конгломераты) таких царств, в которых ядром было одно сильное царство (таким позднее была и Киевская Русь); империи — крупные территориальные, многоэтнические государства с сильным централизованным управлением. В империях одно племя (народ) занимало господствующее духовное, политическое и экономическое положение. Центрами империй стали области, находящиеся на торговых путях, соединяющих царства с различным общественным разделением труда: сельскохозяйственные, скотоводческие, ремесленные. В них возникли древние локальные цивилизации шумеров, египтян и другие.

Технологическую основу аграрного (доиндустриального) типа обществ и аграрной цивилизации составило разнообразие сельскохозяйственных орудий (плуг, топор, борона и т. д.) на базе использования мускульной энергии человека и животных. Из него возникает простая семейная и иная кооперация, позволяющая осуществлять расширенное воспроизводство материальных благ и людей.

Демосоциальная подсистема доиндустриального общества характеризуется: , включающей родителей, детей, прародителей, родственников; большинством населения, проживающим в деревнях — союзах домохозяйств; неравенством в потреблении материальных и духовных благ; мифологическим сознанием людей; натуральным демосоциальным потреблением с элементами рынка.

Экономическую подсистему аграрной эпохи характеризует земледельческий способ производства, в котором основным предметом труда были земля и связанная с ней жизнедеятельность человека. Производительную силу аграрной эпохи составило производство железа и стали, изобретение железного и стального инструмента и оружия, а также применение производственных знаний и мускульной силы людей. Экономическую силу данной эпохи составляла частная и общинная собственность на средства производства и землю; углублялось разделение труда, рос ремесленный сектор. Абсолютное большинство населения работало в сельском хозяйстве.

Политическую подсистему аграрной эпохи представляли неустойчивые империи, опиравшиеся на армию, бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление: Ново-ассирийская (IX-VII в. до н. э.; Передняя Азия, кроме Урарту и Малой Азии); Ново-вавилонская и Мидийская (VII-VI в. до н. э.); позднее возникли эллинистические, индийские и китайские империи (например, империя Цинь; IV-III в. до н. э.). Шли непрерывные войны, ставшие особенно кровопролитными после изобретения железного оружия; возникали укрепленные города — центры царств, — обнесенные стенами, постоянные армии, колонии.

Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется: господством мифологии и религии, строительством храмов; развитием некоторых видов искусства (музыкатьного, эпического, танцевального, архитектурного); зачатками образования и науки; борьбой различных религиозных (мировоззренческих) систем.

Общественное сознание носило мифологический, религиозный характер, представляло собой совокупность мифов; бессознательное в нем господствовало над сознательным, а духовное оставалось неразвито.

В царствах и империях ранней и имперской древности возникли и конкурировали между собой элементы двух типов формаций: (1) политической (государственной, азиатской, мобилизационной) и (2) экономической (рыночной, европейской, либеральной). Одни из них становились ведущими в каком-то царстве или империи. Некоторые из таких обществ создавали общественные, а затем и мировые религиозные цивилизации (египетская, греческая, персидская). На протяжении почти двух тысячелетий аграрной эпохи политические и экономические империи, формации, цивилизации вели идеологическую, экономическую, политическую и военную борьбу за господство.

В VI в. до н. э. империя Ахеменидов завоевала античные города-полисы на малоазийском побережье. В 336 г. до н. э. греческую армию возглавил Александр Македонский, который в ходе десятилетнего похода разгромил персидскую империю. В результате античный тип общества (формации и цивилизации) стал оказывать влияние на азиатский тип общества Ближнего Востока. Сделав своей столицей Вавилон, Александр пытался сблизить античный и азиатский миры формационно и цивилизационно. На азиатской территории было построено около 70 городов — центров античной цивилизации. После смерти Александра в 323 г. до н. э. его последователи продолжили эту политику. Много внимания уделялось созданию экономического, а не деспотического государства.

Античная Греция передала формационную и цивилизационную эстафету Римской республике через греческие полисы — колонии в Италии. Вклад Рима в развитие античного общества состоял в кодификации правовых норм и детализации частного права, существенном развитии демократии, ставшей на страже граждан-собственников, их сословных и имущественных различий. Римское государство — часть вспомогательной сферы экономического общества — существовало за счет налогов с граждан-собственников и завоевательных походов. В I в. до н. э. в результате серьезных внутренних противоречий (борьба братьев Гракхов за интересы малоимущих), восстаний рабов и конфликтов властолюбцев Римская республика уступила место Римской империи, политической и экономической формации и цивилизации.

В V в. Римская империя пала под ударами варваров. Ее преемником стали Священная Римская империя и Византия. Греческие территории превратились в провинции Римского Востока. Затем наступила пора христианизации и христианской цивилизации в Византии — наследнице Рима. В результате победы в 1453 г. ислама над Византией Ближний Восток в одночасье сбросил с себя элементы античной формации и цивилизации, вновь оказался в привычной колее азиатской формации и цивилизации, получивших развитие в исламской цивилизации.

Леонид Васильев считает, что в данном регионе греки и римляне осуществили эксперимент по «органическому синтезу античного мира и традиционного Востока», который не удался. Вместо этого в Палестине, на перекрестке путей народов, возникла новая мировая религия — христианство, положившая начало новой общественной формации и цивилизации. Порожденная восточными народами и их цивилизациями, она стала религией Запада. Уже здесь можно усмотреть признак гибридной (смешанной) общественной формации и цивилизации.

Восточные (деспотические) общества в эпоху средневековья достигли своего наивысшего расцвета, чему способствовало исчезновение конкурента в лице античного мира. Основные черты таких обществ: колоссальное неравенство в жизни людей, принимающееся как должное неграмотным и религиозным населением; изысканная субъективность господствующих классов; временная экономическая эффективность за счет эксплуатации собственного народа и народов завоеванных стран; медленная эволюция по спирали политических переворотов и общественных катастроф.

В конце IV века Византия оказалась полем столкновения античной и азиатской формаций и цивилизаций. Эта борьба привела к постепенному превращению Византии в деспотическую империю. Процесс античной вестернизации там не состоялся: верх одержала азиатская формация и коллективистическая цивилизация. В этой связи Л. В. Васильев делает важный для наших дней вывод: «И коль скоро генеральные структуры, лежащие в основе античного Запада и традиционного Востока, принципиально различны, то органическое совмещение их, синтез, оказывается делом крайне сложным. Во всяком случае, на территории Востока, в конкретных условиях древности и средневековья».

В Европе результатом всего этого противоборства в конце аграрной эпохи (XI-XIV в.) стал феодализм - передовой тип обществ (антично-азиатский), с солидаристской цивилизацией. Он был результатом столкновения античного общества с первобытнообщинным. Произошла, с одной стороны, христианизация варваров, а с другой стороны, — децентрализация государственной власти. Христианизация варваров ограничила категоричность коллективистского принципа, смягчив всемогущество властителей. Одновременно она сохранила уважение к античной собственности, особенно в городах. В итоге такого синтеза возник феодальный тип общества (формации и цивилизации), что позволяет сделать вывод о возможности конвергенции только таких общественных формаций и цивилизаций, между которыми имеются какие-то черты сходства. Они были между первобытно-общинным обществом варваров и античным — римлян. Можно предположить, что таких черт не было у античного и азиатского типов общества, что привело к краху проект Александра Македонского.

Почему не состоялся синтез (конвергенция) азиатского и античного обществ в новом единстве? Потому что эти типы общества образуют противоположности в рамках одной исторической эпохи. Очевидно, что общество, в котором базисом является рыночная экономика, а цивилизационным принципом — свобода, не может просто и эволюционно конвергировать с обществом, базисом которого является деспотическое государство, а цивилизационным принципом — равенство. Для конвергенции таких обществ нужен развитый субъективный фактор , понимание сложности проблемы, развитые средства конвергенции, которых не было в аграрную эпоху, — все это появилось только в эпоху индустриализма.

Понятие аграрного общества

Определение 1

Аграрное общество – это исторический этап общественно-экономического развития, наибольшее значение при котором имеют ресурсы, производимые в сельском хозяйстве.

Его возникновение стало возможно благодаря неолитической революции. Главным отличием от охотничье-собирательского общества является тот факт, что люди в аграрных обществах владеют способами получения большего количества продукции с минимально занимаемой площади. В связи с данным фактом многократно увеличивается плотность населения в таком обществе, что в свою очередь неизбежно влечет за собой усложнение социально – политической организации существующего общественного строя.

Основные характерные черты аграрного общества

  • для данного типа общества характерна слабая социальная дифференциация среди его членов;
  • подавляющее преобладание сельского населения над городским;
  • основным типом производства является сельское хозяйство;
  • слабое и незначительное развитие промышленных отраслей;

Характеристика аграрного общества

  1. Технологическую основу аграрного типа общества и аграрной цивилизации в целом составляет разнообразие применяемых людьми сельскохозяйственных орудий с использование энергии человека и животных. Благодаря данному разнообразию возможно возникновение семейной и иной кооперации людей, которая позволяет осуществлять более активное воспроизводство материальных благ.
  2. Демографические и социальные особенности аграрного общества заключаются в главенствующей роли патриархальной семьи, которая включает родителей, детей, прародителей, родственников, проживающих совместно и занимающихся одним делом для получения лучшего результата.
  3. Основу экономической подсистемы аграрного общества составляет земледельческий способ производства, основным предметом труда в котором является земля и постоянно связанная с ней жизнедеятельность человека.
  4. Промышленное производство аграрной эпохи характеризуется изготовлением железа и стали, изобретением железного и стального инструмента и оружия, а также применением производственных знаний и силы людей в процессе обработки земель.
  5. Экономическая сила данной эпохи заключается в частной и общинной собственности на средства обработки, орудия труда и землю. В данный период развития общества происходит процесс углубления разделения труда, происходит активный рост ремесленного сектора.
  6. Политическая подсистема аграрной эпохи представляет собой неустойчивую империю, которая опирается на армию, существующую в обществе бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление. Времена возникновения и существования аграрного общества характеризуются непрерывными войнами, которые стали особенно кровопролитными в связи с изобретением железного оружия. Так же по причине постоянной военной угрозы со стороны активно идет процесс укрепления городов, которые обносились стенами, рвами, охранялись армией практически постоянно.
  7. Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется господством над сознанием людей мифологии и религии. Для аграрного общества характерна борьба между различными религиозными и мировоззренческими системами. Идет активное строительство храмов, развиваются музыкальное, танцевально и архитектурное искусства. Появляются зачатки образования и науки.
  8. Общественное сознание в аграрном обществе носит мифологический, религиозный характер и представляет собой совокупность мифов, в которые безоговорочно верят. В сознании людей бессознательное господствует над сознательным, а духовное развитие отодвинуто на второй план.
  • Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких вот обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Напишите отзыв о статье "Аграрное общество"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аграрное общество

– Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины).
– Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей?
– О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу... Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад... И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли... Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»... Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.
Так и назвали со временем эту Долину – Долиной Магов, как бы предупреждая непосвящённых о возможности встретить там неожиданные и удивительные чудеса... рождённые мыслью и сердцем одарённых... С Магдалиной и Ведуньей Марией пришли туда шесть рыцарей Храма, которые, с помощью живших там друзей, поселились в их необычных замках-крепостях, стоящих на живых «точках силы», дававших живущим в них природную мощь и защиту.

Магдалина же на время удалилась со своей малолетней дочуркой в пещеры, желая быть вдали от любой суеты, всей своей наболевшей душой ища покоя...

Скорбящая Магдалина в пещерах...

– Покажи мне её, Север!.. – не выдержав, попросила я. – Покажи мне, пожалуйста, Магдалину...
К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.