– это отчисление в бюджет от стоимости земельного участка. Иначе говоря, исчисляемый земельный налог. Стоимость участка и ставка зависят от категории земли.
В окончательном, предназначенном для исполнения решении местного законодательного органа обязательно должно быть указано, на основании какого федерального акта в данном регионе вводится земельный налог. Обязательно поясняется, что на его основании совет принимает решение о введении налога. В нашем случае это 31 статья НК.
Далее в решении указываются ставки по каждой категории земель , лица, которые облагаются этим видом налога. Устанавливаются сроки уплаты и предоставления финансовых документов в налоговую службу для каждой категории плательщиков налога, как физических, так и юридических лиц. Далее следует перечень льготников и освобожденных от уплаты на федеральном и местном уровнях.
Принятое постановление обязательно публикуется в печати.
Федеральное законодательство, как мы уже говорили, определяет только основные положения установления земельного налога. Земельный налог, который отнесен к местным налогам, вводится в действие местными органами управления на основании своих законодательных или нормативных актов.
При установлении данного вида налога местные законодатели руководствуются положениями федерального законодательства.
Отменить их действие они не вправе, могут только добавить в федеральный перечень льготников или освобожденных от налога. Зато федеральным законодательством местным органам предоставлено право снижать налоговые ставки. чревата санкциями.
По ст. 388 НК РФ субъектами земельного налога являются:
Однако существуют виды прав на землю, которые дают возможность земельный налог не уплачивать. Вы найдете их перечень в данном материале .
Отметим, что с начала 2015 года земельный налог перестал «задваиваться», как это было раньше (из-за его параллельной оплаты и старым, и новым собственниками за календарный месяц передачи прав). Это стало возможным благодаря правкам, внесенным в ст. 396 НК РФ, в которой появилось ограничение по оплате налога в зависимости от даты перехода собственности. Так, при реализации объекта до 15 числа новый пользователь земельный налог подсчитывает с месяца появления прав, старый же перечисляет земельный налог без переходного месяца. Если права сменились после 15 числа, то покупатель земельный налог уже платить не должен, а продавец этот месяц включает в свой расчет.
В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:
Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:
Земельный налог в 2016-2017 годах (а также в 2018 году) компания определяет либо в целом за год, либо поквартально (при наличии в регионе отчетного периода). Порядок расчета земельного налога регламентирован ст. 396 НК РФ, сумма налога находится перемножением налоговой базы и ставки земельного налога.
Расчет земельного налога зачастую требует учесть корректировку на коэффициенты, которые возникают по землям:
Варианты расчета земельного налога с применением коэффициентов смотрите в публикации .
С примером расчета земельного налог а предлагаем вам ознакомиться в этом материале .
Что касается предпринимателей, то они не занимаются самостоятельным подсчетом налога и оформлением декларации по нему: земельный налог они платят по уведомлению налоговиков. Т. е. в отношении этого платежа ИП приравниваются к физлицам как субъектам земельного налога (подробности - ).
Земельный налог регулируется НК РФ и законами РФ. Сами же правоотношения, возникающие одновременно с появлением и утратой прав на землю, сопровождаются нормами Земельного кодекса (далее - ЗК РФ). Кроме того, ЗК РФ указывает на основной элемент налогообложения по земельному налогу - налоговую базу, которая выражена в кадастровой стоимости (ст. 65 ЗК РФ).
Как учитывать при расчете земельного налога изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, узнайте .
Правила в отношении расчета и уплаты налога отражает гл. 31 «Земельный налог», в которой НК РФ прописывает следующие составляющие земельного налога:
Однако поскольку земельный налог относится к местным налогам, он также регулируется и актами местных органов. В частности, они определяют, какая в конкретном населенном пункте действует ставка земельного налога, т. к. НК РФ устанавливает только границы этих ставок.
Подробнее о ставках земельного налога читайте в этой публикации .
О действующей декларации по земельному налогу и планах по ее изменению узнайте по земельного налога физлицами, поменялся. Обновленные даты вы найдете в статье .
Земельный налог нужно платить по месту расположения земельного участка. Поэтому очень значимым реквизитом является ОКТМО - код, в соответствии с которым можно определить территориальную принадлежность земли. О прочих важных реквизитах, которые характеризуют земельный налог , читайте в этом материале .
Задача по оплате земельного налога возложена не только на юридических лиц, но и физлиц, а это значит, что понимать механизм исчисления налога необходимо всем землевладельцам. Разобраться во всех налоговых тонкостях вам поможет наша рубрика
Понятие земельного налога можно объяснить как с точки зрения налогового права, так и земельного :
Простыми словами: земельный налог это налог который платит землевладелец за то, что его земля находится на территории государства.
Выплаты, налагаемые государством на землю, относятся к категории общественных. Лица, владеющие собственными участками земельного типа, какими-либо долями территории, а также землепользователи обязаны по закону выплачивать часть своих доходов от земли.
Арендующие и производящие инвестицию физические и юридические лица не входят в число налогоплательщиков.
Что же касается земельного налога: местный он или региональный , нужно понимать, что данный вид сборов, не входит в группу федеральных выплат, которые назначаются, видоизменяются и снимаются налоговым кодексом Российской Федерации, а также охватывают всю территорию государства и обязательны для всех. Налог на земельный участок относится к категории местных. Они урегулируются законодательными актами и законами Российской Федерации субъектного типа. Земельные сборы имеют право, как устанавливать, так и отменять органы местного самоуправления.
Также уточним, что земельный налог ни федеральный, ни региональный — он может быть только МЕСТНЫМ!
Сущность земельного налога состоит в том, что все собранные с участка денежные средства поступают в бюджет местных организаций. Платить налоги должны владельцы в индивидуальном порядке.
Характеристики земельного налога, раскрывающие его специализацию следующее:
Определенного круг лиц волнует вопрос (как мы узнали из нашего опроса в группе ВК): земельный налог прямой или косвенный?
Для физ. лиц и юр. лиц он ПРЯМОЙ!
Облагается ли земельный участок налогом или нет ? Физические и юридические лица автоматически обязуются платить единый земельный налог в таких случаях:
Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 4
Главным основанием на наложение государственных сборов на землю и взыскания денежных выплат является данное свидетельство. Имеются и ряд других документов, которые обязуют граждан быть налогоплательщиками.
Определение земельного налога для физических лиц, накладываемого на землю, было уже рассмотрено, а что касается имущественного, то это вид выплаты, устанавливаемый на имущество организаций и частных лиц.
Имущественный налог (налог на имущество — земельный участок) требуют от граждан, которые имеют право собственности на какой-либо вид сооружения, транспорта или земли. Таким образом, если у вас имеется дом, собственный магазин, ферма, гараж, автомобильная стоянка, а также другие виды собственности, занимающие определенную земельную территорию, то вы становитесь не только имущественным налогоплательщиком, но и земельным.
Земельный налог, вместе с транспортным и непосредственно имущественным выплатами относят к общему классу имущественных (для физических лиц).
Существует понятие, согласно которому сборы государственного характера не взимаются с земель, подлежащих общему пользованию. Законы подвергаются частым ежегодным изменениям.
Согласно действующему законодательству, налогоплательщиками льготной категории являются образовательные учреждения (не смотря на второй пункт третьей статьи из первой части налогового кодекса Российской Федерации, не допускающего взыскание денежных средств с общественных учреждений).
Почему не приходит налог на земельный участок и что делать в таком случае?
По причине частых нововведений в законы о налоговых выплатах, отмене или преобразовании некоторых законопроектов органами управления, оплата на взыскание средств с земельного участка может не приходить некоторое время.
В этом случае, необходимо установить к какой Федеральной налоговой службе относится ваш участок земли, и обратиться в этот орган за помощью, предоставив свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию. В век технологий не обязательно ехать в учреждение, это можно сделать и на официальном сайте. Затягивать с выплатами, подвергая себя , не рекомендуется.
Получить льготный можно, предоставив, соответствующий документ в местный орган управления, подчинению которого принадлежит садоводческое товарищество.
Смело осуществляйте покупки земельных участков, не боясь налоговых выплат. Регистрируйте право на собственность участка и своевременно вносите выплаты за земельное угодье. А также не забывайте следить за изменениями законопроектов!
Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.
Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.
Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:
Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:
Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).
При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):
Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:
Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:
Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:
Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:
Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:
Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.
Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.
О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте .
Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:
Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).
О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье .
Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.
1. Земельный налог
Налогоплательщики
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве:
Собственности;
Постоянного (бессрочного) пользования;
Пожизненного наследуемого владения.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, а в связи с этим определяют налогоплательщиков земельного налога выданные им документы, удостоверяющие право на землю:
Свидетельство о государственной регистрации прав;
Свидетельство оправе собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулирование земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 № 1767 9 (с изм. и доп.);
Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 № 493;
Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19.03.92 № 177;
Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Если организация или гражданин арендуют землю или пользуются участком на правах безвозмездного срочного пользования, то уплачивать земельный налог им не придется (ст. 388 НК РФ).
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, которые расположены на территории города или района, где введен земельный налог. Исключения составляют земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ).
Налоговая база.
Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость свободного от улучшений земельного участка или вклад земли в рыночную стоимость земельного участка с его улучшениями.
Установление кадастровой стоимости земельного участка производится посредством государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость определяется на основании кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 № 418 кадастровую оценку земельного участка ежегодно проводят территориальные органы Федерального агентства объектов недвижимости, которым получено вести Государственный земельный кадастр.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ, если земельный участок находится в общей долевой собственности, то налоговая база по земельному участку будет пропорциональна доле каждого собственника в общей собственности. Если земля принадлежит нескольким владельцам на праве общей совместной собственности, то считается, что их доли равны. Именно поэтому для определения налоговой базы по такому земельному участку необходимо его кадастровую стоимость разделить на количество собственников данного участка (п. 2 ст. 392 НК РФ).
Возможно, что организации или предприниматели имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. Помимо этого им принадлежит тот земельный, который занят этими объектами недвижимости или необходим для его использования. В этом случае налоговая база по земле для каждого собственника определяется пропорционально его доле собственности в здании, сооружении, строении (п. 3 ст. 392 НК РФ).
Ставки земельного налога
Ст. 394 НК РФ устанавливает максимальные ставки земельного налога.
0,3% - по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемым для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
1,5% - по всем прочим земельным участкам.
Налоговые ставки выражены не в твердой сумме, а в % от кадастровой стоимости земли. В соответствии со ст. 394 НК РФ муниципальные образования могут устанавливать более низкие ставки, а также дифференцировать ставки в зависимости от категории земель и по видам их разрешенного использования.
Налоговые льготы
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рулей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для следующих категорий налогоплательщиков:
Героев советского союза;
Героев РФ;
Полных кавалеров ордена Славы.
Налоговый период.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год – период с 1 января по 31 декабря. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и 9 месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков – физических лиц представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.
Порядок начисления и сроки уплаты
После окончания календарного года индивидуальный предприниматель и организации должны предоставить в налоговые органы декларацию по земельному налогу, форму которой утвердило Министерство финансов РФ. Данная форма представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Срок представления не позднее – 1 февраля года, который следует за налоговым периодом. Срок, в который следует перечислить земельный налог в бюджет по итогам года, будет установлен законами муниципальных образований. Законами муниципальных образований могут быть установлены отчетные периоды, каждый из которых равен одному кварталу. Срок представления расчета по авансовым платежам – не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.
Для физических лиц, которые не являются предпринимателями, налоговая база будет определяться налоговыми органами, которые будут использовать сведения, которые им обязаны представлять органы Роснедвижимости и Росрегистрации. В зависимости от положения местных законов, граждане будут получать уведомления на уплату налога из налоговой инспекции один или два раза в год. В первом случае им придется уплатить сумму целиком за год. Во втором случае эта сумма будет разбита на два платежа.
Если налогоплательщик является владельцем земли не целый год, а только несколько месяцев в году, то при расчете земельного налога применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый по формуле:
Кпон. = количество полных месяцев, в течении которых земельный участок находился в собственности, постоянном пользовании или в пожизненном наследуемом владении ∕ количество календарных месяцев в налоговом периоде.
Если право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения возникло до 15–го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. Если эти права возникли позже 15–го числа соответствующего месяца, тот этот месяц в расчет не принимается. Такой же порядок действует и в отношении льгот.
Если земельный участок используется для осуществления жилищного строительства, то при расчете земельного налога следует применять повышающий коэффициент.
Организации и физические лица, которые закончат строительство (кроме индивидуального) в течение 3 лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Однако при этом следует использовать коэффициент не 2, а 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого перерасчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей.
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.
2. Налог на имущество физических лиц
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 и Инструкцией МНС РФ по применению данного закона от 02.11.99 № 54.
Плательщики налогов
Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Также плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Объекты налогообложения