«Вычисляем» контролируемую сделку. Форма уведомления о контролируемых сделках. Особые правила для контролируемых сделок

Эксперты компании «Правовест Аудит» подготовили для вас статью о важных моментах, которые нужно знать о контролируемых сделках в 2015 год, в частности:

  1. Сделки, приравненные к контролируемым
  2. Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами
  3. Исключения из правил
Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  1. СДЕЛКИ, ПРИРАВНЕННЫЕ К КОНТРОЛИРУЕМЫМ:
1.1. Сделки с участием посредников (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. Такие посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи, т.е. служат для организации формального документооборота. Суммовые ограничения к величине доходов по таким сделкам за календарный год для целей признания их контролируемыми НК РФ не установлены (см. письмо Минфина России от 17.07.2013 N 03-01-18/27876) 1.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, если предметом таких сделок являются: 1) нефть и товары, выработанные из нефти; 2) черные металлы; 3) цветные металлы; 4) минеральные удобрения; 5) драгоценные металлы и драгоценные камни. Коды перечисленных товаров в соответствии с ТНВЭД можно узнать из Приказа Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 "Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ" (письмо Минфина России от 27.01.2015 N 03-01-18/2657). Суммовые ограничения к величине доходов - размер доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
  • Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное офшорной зоне (в т.ч. и постоянные представительства российских организаций в оффшорах). Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.10.2014) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
Обращаем внимание, что перечисленные выше сделки относятся к контролируемым, даже если они состоялись между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми.
  1. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ .
2.1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки не является налоговым резидентом РФ (например, сделка с иностранной организацией-учредителем). Суммовые критерии в НК РФ по таким сделкам не предусмотрены, они признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по этим сделкам (см. письмо Минфина РФ от 03.10.2012 N 03-01-18/7-135). 2.2 . Сделки между взаимозависимыми лицами, обе стороны которых зарегистрированы на территории РФ, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: А) сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год превышает 1 миллиард рублей. Б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб. В) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год превышает 100 млн.руб. Г) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (например, УСН) или применяет к налоговой базе по налогу на прибыль ставку 0% как участник проекта "Сколково" , при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. Д) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) или участником свободной экономической зоны (СЭЗ) , налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона сделки не является резидентом такой ОЭЗ или участником такой СЭЗ. Узнать является ли сторона сделки участником ОЭЗ можно воспользовавшись госуслугой Минэкономразвития по выдаче выписок из реестра резидентов ОЭЗ по их требованию или запросам заинтересованных лиц. Запросить и получить выписку можно в т. ч. в электронной форме (через Единый портал государственных и муниципальных услуги и по электронной почте соответственно) (приказ Министерства экономического развития РФ от 27 сентября 2012 г. N 634). С 1 января 2015 года сроком на 25 лет на территории Республики Крым и города Севастополя создается СЭЗ (Закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Приказ Министерства РФ по делам Крыма от 9 февраля 2015 г. N 27 "Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны"). Сделки с участниками ОЭЗ или СЭЗ признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам с этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. Е) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта (РИП), применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 НК РФ. Особенностям налогообложения участников РИП можно узнать в главе 3.3 части 1 НК РФ. Порядок ведения реестра участников РИП утвержден приказом ФНС от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-3/328@ "Об утверждении Порядка ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состава сведений, содержащихся в реестре". Сделки с участниками РИП признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам с этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. Ж) сделка, одна из сторон которой является налогоплательщиком, занимающийся деятельностью, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (п. 1 ст. 275.2 НК РФ), а другая сторона сделки не является таким налогоплательщиком, или не учитывает доходы (расходы) при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с правилами ст. 275.2 НК РФ. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам с этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб.
  • ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
Даже если сделки, удовлетворяют условиям, перечисленным выше критериям, согласно пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, они не признаются контролируемым в следующих случаях:
  1. Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ), за исключением сделок, предметом которых является полезное добытое ископаемое, объект обложения НДПИ по ставке, установленной в процентах.
  2. Сделки, при которых одновременно выполняются следующие условия - участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ, при этом они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций. Кроме этого, отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (т.е. не перечисленные в пунктах Б – Ж нашей статьи).
  3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (см. выше пункт (Ж) нашей статьи), совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
  5. Сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами".
Аудиторы «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на Ваши вопросы!

Компания закупила крупную партию оборудования у дочерней фирмы - плательщика НДПИ. Бухгалтер на всякий случай взял договор на заметку: в 2012 году требуется сообщать в инспекцию о совершенных контролируемых сделках. Но вот относится ли к ним конкретная поставка, непонятно. Определим вместе насколько та или иная сделка «соответствует критериям контролируемой

15.11.2012
журнал «Бухгалтерия: просто, понятно, практично»

Для признания сделок контролируемыми их результаты хотя бы у одной стороны должны повлиять на налогообложение. Иначе говоря, какая-то из сторон (или все стороны) должна учесть доходы или расходы. В результате увеличится или уменьшится база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, пп. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Кроме того, сделки должны соответствовать критериям, предусмотренным в ст. 105.14 НК РФ. Остановимся на этом подробнее.

Взаимозависимые лица

Сделки между взаимозависимыми лицами, как правило, признаются неконтролируемыми если все стороны и выгодоприобретатели в сделке зарегистрированы в России либо являются налоговыми резидентами РФ, то сделка будет считаться контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. сумма доходов по сделкам между названными лицами за календарный год превышает: для 2012 года - 3 млрд руб, для 2013 года - 2 млрд руб., с 2014 года - 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

2. одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах. При этом предметом сделки должно быть полезное ископаемое, по которому сторона сделки (плательщик НДПИ) уплачивает налог по ставке в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). И сумма доходов по таким сделкам за год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

3. одна из сторон сделки применяет ЕНВД или ЕСХН, а другая - не использует эти режимы (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов за год должна превышать 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

4. одна из сторон сделки - участник проекта «Сколково» - применяет освобождение от налога на прибыль или уплачивает его по нулевой ставке. А другая сторона от налога на прибыль не освобождена (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб.;

5. одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены льготы по налогу на прибыль, а другая - не является (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, данное условие действует с 2014 года). Сумма доходов должна превышать 60 млн руб.

Ситуация. Компания в 2012 году совершила сделку с взаимозависимой фирмой, являющейся плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах. Предметом сделки была поставка оборудования. Обе компании зарегистрированы в РФ, работают на основном режиме и уплачивают налог на прибыль в общем порядке. Сумма доходов по сделке за 2012 год составила 2 млрд руб.

Решение. Чтобы понять, является ли эта сделка контролируемой, «примерим» на нее критерии ст. 105.14 НК РФ. Итак, сделки между взаимозависимыми компаниями, каждая из которых зарегистрирована в РФ, признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в подп. 1-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

ПОНЯТНО,ЧТО…

… сделки между взаимозависимыми компаниями, одна из которых - резидент РФ, а другая - нет, являются контролируемыми в любом случае.

ПРОСТО УЧТИТЕ

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается среди прочего перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через независимых посредников, если последние не используют никаких активов для осуществления сделки, а их роль сводится лишь к организации перепродажи (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам во внимание не принимается (письмо Минфина России от 09.04.2012 № 03-01-18/3-46).

Одно из таких обстоятельств - когда сторона сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке в процентах. При этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, по которому НДПИ уплачивается по ставке в процентах. И сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн руб. В нашем примере есть превышение лимита в 60 млн руб., есть плательщик НДПИ со ставкой в процентах, однако предметом сделки не является полезное ископаемое. Значит, по этому критерию сделка в разряд контролируемых не попадает.

Следующее обстоятельство - превышение по доходам суммы 3 млрд руб. (для 2012 года). Этот предел не превышен, значит, критерий тоже не подходит.

Затем проверим, есть ли обстоятельства, предусмотренные подп. 3-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД либо освобождена от налога на прибыль, либо платит его по нулевой ставке, либо является резидентом особой экономической зоны, а другая - ни в чем таком не замечена). Этот критерий также не выполняется, значит контролируемой сделка не является.

Внешнеторговые сделки

Не все внешнеторговые сделки с биржевыми товарами относятся к контролируемым - для этого они также должны соответствовать условиям, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ (письмо Минфина России от 29.08.2012 № 03-01-18/6-118). Итак, внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли являются контролируемыми, если удовлетворяют двум условиям:

1. сумма доходов по внешнеторговым сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ);

2. предметом сделки являются товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

Нефть и товары, выработанные из нефти;

Черные металлы;

Цветные металлы;

Минеральные удобрения;

Драгоценные металлы и драгоценные камни.

Минфин отметил, что внешнеторговые сделки, совершенные между взаимозави-симыми лицами, признаются контролируемыми независимо от предмета сделки (письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-01-18/3-57).

Офшорные сделки

Контролируемыми могут быть сделки, одной из сторон в которых является лицо, зарегистрированное в офшоре. Таким лицом может быть и российская компания, если ее деятельность образует в офшорном государстве постоянное представительство, а сама сделка связана с этой деятельностью (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

ПРОСТО ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Суд может признать сделку контролируемой, даже если она не соответствует формальным критериям, но есть основания полагать, что она входит в группу однородных сделок, совершенных для сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Сумма доходов по таким сделкам, совершенным одним лицом за календарный год, должна превышать 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Исключения из правил

Две группы сделок не являются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

1. Между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) - кроме сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемое НДПИ по ставке, установленной в процентах.

Иначе говоря, даже если сделка по всем признакам подпадает под понятие контролируемой (например, совершена между взаимозависимыми лицами и за 2012 год превышен лимит в 3 млрд руб.), но при этом все ее участники входят в одну КГН, то контролируемой она не считается.

2. Между лицами, которые соответствуют одновременно всем приведенным ниже условиям:

ПРАКТИЧНО ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ

Список государств, которые относятся к офшорным зонам, можно найти в приказе Минфина России от 13.11.2007 № 108н.

Участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;

Нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;

Не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;

Не имеют убытков, учитываемых при расчете налога на прибыль;

Отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми в соответствии с подп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Что в законе и в «нормативке».

Некоторые категории сделок признаются контролируемыми, только когда сумма доходов по ним в календарном году превышает определенный лимит. Правила суммирования доходов установ-лены ст. 105.14 НК РФ. Приведем их.

Сделки, предусмотренные подп. 2, 4 и 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.

Сделки, предусмотренные подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом, за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Эти положения попытался разъяснить Минфин (письмо от 05.09.2012 № 03-01-18/6-125). Из письма ведомства напрашивается вывод, что суммировать нужно доходы, полученные только по сделкам, которые заключены с одним и тем же взаимозависимым контрагентом.

Если же в рамках названных выше категорий сделок компания заключит несколько контрактов с разными лицами (которые не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу), то доходы по этим сделкам не суммируются.

Применяем нормы на практике. Допустим, зарегистрированная в РФ компания заключила три сделки с зави-симыми по отношению к ней плательщиками НДПИ (также зарегистрированными в РФ и независимыми по отношению друг к другу). Доходы по сделкам составили 60, 50 и 70 млн руб. Для определения лимита суммировать их не нужно. С пороговым значением в этом случае сравнивается каждая из трех цифр.

Теперь предположим, что та же компания заключила три сделки с одним плательщиком НДПИ (зарегистрированным в РФ). Доходы по сделкам составили 40, 30 и 50 млн руб. В этом случае для проверки на соответствие лимиту эти доходы нужно суммировать.

В расчет доходов принимаются сделки с несколькими лицами в двух случаях (письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-01-18/6-125):

1. если в сделке участвует более двух лиц;

2. если сделку контролируемой признал суд. И при этом у него были основания полагать, что сделка являлась частью группы однородных сделок, которые совершены для сокрытия контролируемой сделки.

При определении лимита принимаются во внимание доходы, которые учитываются при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 10.07.2012 № 03-01-18/5-95).

Ситуация. Компания по договору процентного займа взяла деньги у взаимозависимой фирмы. Обе они зарегистрированы в России и являются налоговыми резидентами РФ.

Решение. Лимит по таким сделкам для 2012 года составляет 3 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При расчете учитываются только доходы в виде процентов. Саму сумму займа учитывать не нужно (письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

О каких сделках сообщать

О контролируемых сделках компании должны сообщать в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 105.16, ст. 105.17 НК РФ). При этом нужно учитывать переходные положения, предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ, которые касаются лимита доходов.

Итак, сообщать о контролируемых сделках необходимо, если сумма доходов по ним с одним и тем же контрагентом (с одними и теми же контрагентами по договору) за календарный год превысит (п. 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ):

100 млн руб. за 2012 год;

80 млн руб. за 2013 год. Отметим, что переходные нормы не ухудшают положение компаний. Иначе говоря, если сделка не признается контролируемой по ст. 105.14 НК РФ, то на пороговые значения, установленные Законом № 227-ФЗ, можно не обращать внимания. Сообщать в инспекцию о такой сделке не нужно (письма Минфина России от 11.03.2012 № 03-01-18/1-26, от 21.03.2012 № 03-01-35).

ПОНЯТНО, ЧТО…

… в 2012 году подавать сведения о контролируемых сделках за 2011 год не нужно. Уведомлять инспекцию придется только с 2013 года - в отношении сделок за 2012 год (п. 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Ситуация. Сумма дохода по договору поставки со взаимозависимым лицом составила за 2012 год 1,5 млрд руб. Обе компании - резиденты РФ, обе уплачивают налог на прибыль в общем порядке, ни одна из них не является плательщиком НДПИ, не применяет ЕСХН или ЕНВД.

Решение. Сообщать в налоговую о сделке не нужно, к контролируемым она не относится. Сделка между такими взаимозависимыми лицами была бы контролируемой, если бы сумма дохода по ней за 2012 год превысила 3 млрд руб. Именно такой лимит установлен подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ на 2012 год. А порог в 100 млн руб, предусмотренный для 2012 года Законом № 227-ФЗ, в этом случае не применяется.

Ситуация. Компания совершила сделку с зависимой фирмой, являющейся плательщиком НДПИ. Обе являются налоговыми резидентами РФ. Сумма доходов по сделке за 2012 год составила 70 млн руб.

Решение. Сделка относится к контролируемым. Лимит доходов для нее в НК РФ установлен в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). В рассматриваемом случае он превышен. Однако сообщать о сделке не нужно, потому что «переходный» лимит в 100 млн руб., установленный для 2012 года, не превышен (п. 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Федеральным законом от 08.03.2015 г. № 32-ФЗ внесены очередные изменения в правила налогового учета процентов по долговым обязательствам. Обновленный порядок тем примечательнее, что содержит специальные положения для 2014 г., а также распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г. В чем же суть поправок?

Проценты за декабрь 2014 года учитываем по специальным правилам

Напомним порядок признания расходов по долговым обязательствам, действовавший в прошлом году.

В целях налогообложения прибыли организация имела возможность признать в расходах фактически начисленные проценты по займу в размере, не превышающем предельную сумму. При этом предельный размер процентов в соответствии с п.1 ст.269 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) определялся одним из следующих методов:

  1. Методом «сопоставимости» - исходя из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, полученным компанией на сопоставимых условиях.
  2. Методом «нормирования» - при отсутствии долговых обязательств, а также по выбору организации:
  • по долговым обязательствам в иностранной валюте - исходя из фиксированной ставки 15%;
  • по долговым обязательствам в рублях - исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза.
Так вот в силу п.2 ст.2 Закона № 32-ФЗ при подсчете предельной суммы процентов, признаваемых в декабре 2014 года по рублевым обязательствам, организация получает право использовать коэффициент 3,5 (вместо 1,8). Это означает, что за последний месяц прошлого года компания, применяющая метод «нормирования», вправе отразить в составе внереализационных расходов сумму процентов, исчисленную исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 3,5 раза .

Новшества в учете процентов по контролируемым сделкам

Не далее как с 1 января 2015 г. вступила в силу ст.269 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ. Положения упомянутой статьи призваны были регулировать не только порядок определения расходов, но и правила подсчета доходов для целей налогового учета.

Для этого все долговые обязательства условно подразделены на:

  1. Сделки, не признаваемые контролируемыми - в этом случае проценты признаются доходом (расходом) исходя из фактической ставки (то есть, расходы по таким займам не подлежат нормированию);
  2. Сделки, признаваемые контролируемыми (при условии, что банк не является стороной сделки) - по таким займам доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ (это значит, что для налогообложения принимается процент, соответствующий рыночному уровню цен и обоснованный одним из методов определения рыночной цены);
  3. Сделки, признаваемые контролируемыми (при условии, что банк является стороной сделки) - в этом случае доходы и расходы в виде процентов признаются для целей налогового учета при условии их «попадания» в один из интервалов, определенных в п.1.2 ст.269 НК РФ. Упомянутой нормой установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в зависимости от того, в какой валюте они оформлены. Например, для рублевых обязательств на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. установлен интервал от 75 до 180% ставки рефинансирования ЦБ РФ (п.п.1 п.1.2 ст.269 НК РФ). Если исчисленная из фактической ставки сумма процентов «не попадет» в интервал (доход не выше минимального значения или расход не меньше максимального значения), то доходы и расходы должны определяться с учетом положений раздела V.1 НК РФ.
Такие правила действовали с начала текущего года и вплоть до вступления в силу нововведений, внесенных Законом № 32-ФЗ (09.03.2015 г.).

Ключевым новшеством является то, что интервалы предельных значений, установленные п.1.2 ст.269 НК РФ, теперь могут применять стороны любых контролируемых сделок (а не только по тем сделкам, участником которых является банк).

Допустим, долговое обязательство вытекает из контролируемой сделки между обычными организациями. Теперь для признания доходов и расходов в виде процентов по займу такие компании не обязаны определять уровень рыночных цен применяя сложные методики, предусмотренные разделом V.1 НК РФ. Если исчисленная сумма процентов «не попадет» в интервал предельных значений, то доходы и расходы все же должны определяться с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

Также изменены минимальные и максимальные значения упомянутых выше интервалов предельных значений для рублевых долговых обязательств. При этом наряду с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ законодатель вводит ключевую ставку ЦБ РФ. Так, согласно п.п.1 п.2.1 ст.269 НК РФ для обязательств в рублях, которые признаются контролируемой сделкой на основании п.2 ст.105.14 НК РФ , установлены следующие предельные значения:

  • от 0 до 180% ключевой ставки ЦБ РФ - на период с 1 января по 31 декабря 2015 года;
  • от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ - начиная с 1 января 2016 года.
Для иных рублевых долговых обязательств предельные значения такие:
  • от 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ до 180% ключевой ставки ЦБ РФ - на период с 1 января по 31 декабря 2015 года;
  • от 75% до 125% ключевой ставки ЦБ РФ - начиная с 1 января 2016 года.
Напомним: на основании п.2 ст.105.14 НК РФ контролируемыми признаются сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России либо являются налоговыми резидентами РФ, при выполнении хотя бы одного из следующих условий (п.2 ст.105.14 НК РФ):
  1. сумма доходов по сделкам за календарный год 1 млрд.руб. с 2014 года (п.п.1 п.2 ст.105.14 НК РФ);
  2. одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, а сумма доходов по такой сделке за календарный год должна превышать 60 млн.руб. (п.п.2 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ);
  3. среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (причем сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн.руб. за календарный год) (п.п.3 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ);
  4. хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет нулевую ставку по этому налогу в связи с участием в проекте «Сколково», а другая сторона является плательщиком налога на прибыль (сумма доходов по такой сделке за календарный год должна превышать 60 млн.руб.) (п.п.4 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ).
  5. хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой ОЭЗ (сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн.руб.) (п.п.5 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ).
  6. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую налоговую ставку по прибыли для зачисления в федеральный бюджет и (или) пониженную налоговую ставку, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ.

Особенности учета контролируемой задолженности

Напомним вкратце так называемые правила «тонкой капитализации», предусмотренные п.2 ст.269 НК РФ.

Для применения правил налогообложения по контролируемой задолженности должны выполняться следующие условия.

1. В качестве кредитора, поручителя или гаранта выступает:

  • иностранная компания, владеющая прямо или косвенно более 20% уставного капитала организации-заемщика;
  • российская организация - аффилированное лицо иностранной компании, владеющей прямо или косвенно более 20% уставного капитала организации-заемщика.
2. Контролируемая задолженность (не погашенная на конец отчетного периода задолженности по долговым обязательствам) более чем в 3 раза превышает размер собственного капитала (более чем в 12,5 раз - для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью). При этом собственный капитал представляет собой разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика (организации - заемщика). В свою очередь, данные показатели определяются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов. А при определении суммы задолженности по налогам и сборам не учитывается задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды и по взносам на «травматизм» (Письмо Минфина РФ от 07.03.2013 г. N 03-03-06/1/6908).

При выполнении упомянутых выше 2-х условий организация - заемщик обязана на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислить предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности. Для этого сумму фактических процентов, начисленных в отчетном (налоговом) периоде, нужно разделить на коэффициент капитализации (абз.3 п.2 ст.269 НК РФ).

Если сумма фактически начисленных процентов, не превышающая предельную сумму процентов, то ее можно учесть в расходах. Сумма, превышающая предельную величину, приравнивается к дивидендам, выплаченным иностранной организации (с соответствующим налогообложением).

П.1 ст.2 Закона № 32-ФЗ предусматривает для периода с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года следующие особенности расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 октября 2014 года:

  1. если контролируемая задолженность выражена в иностранной валюте, то ее величина рассчитывается по курсу ЦБ РФ на отчетную дату, но не выше курса ЦБ РФ на 1 июля 2014 года;
  2. если в расчете величины собственного капитала участвуют требования и обязательства, выраженные в иностранной валюте, то эти показатели исчисляются по курсу ЦБ РФ на 1 июля 2014 года (это означает, что в расчете собственного капитала не учитываются курсовые разницы, возникшие за период с 01.07.2014 г. по отчетную дату в связи с переоценкой требований и обязательств).

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении контролируемой задолженности, полученной в результате свершения контролируемой сделки, налогоплательщику необходимо проверить, удовлетворяет ли процентная ставка по сделке требованиям НК РФ, а также необходимо ли нормировать величину процентов в соответствии с НК РФ.

Обоснование позиции:
В отношении сделок, признаваемых контролируемыми, а также контролируемой задолженности НК РФ установлены особые условия признания процентов для целей налогообложения прибыли.
При этом контролируемыми сделками признаются сделки в соответствии с положениями НК РФ. В силу НК РФ контролируемой признается сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, если имеет место хотя бы одно из обстоятельств, указанных в этой норме, соблюдаются суммовые критерии, которые предусмотрены НК РФ, и сделка не входит в перечень сделок, не признаваемых контролируемыми согласно НК РФ.
Критерии отнесения задолженности к контролируемой установлены НК РФ. В соответствии с данным пунктом контролируемой признается непогашенная задолженность по долговому обязательству российской организации (налогоплательщика):
- перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации;
- перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ аффилированным лицом указанной иностранной организации;
- по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации ( ФНС России от 22.06.2015 N ГД-4-3/10807@, АС Северо-Западного округа от 19.06.2015 N Ф07-3729/15 по делу N А56-41307/2014).
Как отметили представители Минфина России в от 02.08.2016 N 03-03-06/1/45303, положения НК РФ не ставят признание задолженности перед иностранной организацией контролируемой в зависимость от отнесения сделки к контролируемой сделке.

Контролируемые сделки

Согласно правилу, установленному НК РФ, по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не установлено НК РФ.
Разделом V.1 НК РФ регламентированы правила определения цен для целей налогообложения в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Эти правила распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной доходов, расходов, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, перечисленным в НК РФ ( Минфина России от 25.12.2014 N 03-01-18/67488).
При этом НК РФ установлено, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой, признание доходов и расходов осуществляется в пределах определенных интервалов значений процентных ставок. Указанные интервалы установлены в НК РФ и зависят от валюты, в которой выражено обязательство ( Минфина России от 06.04.2015 N 03-01-18/19113). При этом НК РФ установлен порядок определения ключевой ставки ЦБ РФ либо ставки ЛИБОР (ставки EURIBOR, ставки SHIBOR) в зависимости от условий представления долгового обязательства.
Таким образом, для признания доходов (расходов) по контролируемым сделкам налогоплательщик сначала должен проверить, находится ли процентная ставка по сделке в пределах установленного "коридора", и если она выше (для расходов) или ниже (для доходов), то он обязан применять правила трансфертного ценообразования для обоснования ее уровня ( НК РФ).
Если ставка процентов по контролируемой сделке находится в границах установленного интервала (выше минимальной и ниже максимальной границ), она признается рыночной, следовательно, налогоплательщик признает доход (расход), исчисленный исходя из фактической ставки, установленной договором (смотрите информацию ФНС России от 07.10.2014 "С 2015 года вступают в силу новые правила для сделок с долговыми обязательствами").

Контролируемые задолженности

В соответствии с НК РФ если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации (собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений НК РФ, применяются правила, установленные НК РФ.
Согласно данным правилам налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода (абзац второй НК РФ). Коэффициент капитализации определяется в соответствии с абзацем третьим НК РФ, а при определении величины собственного капитала необходимо учитывать условия, предусмотренные абзацем четвертым НК РФ ( Минфина России от 23.06.2016 N 03-03-06/1/36454, от 26.02.2016 N , АС Дальневосточного округа от 15.07.2016 N Ф03-3199/16 по делу N А80-329/2015, АС Московского округа от 26.01.2015 N Ф05-16095/14 по делу N А40-27810/2014).
При этом по контролируемой задолженности в состав расходов включаются проценты, рассчитанные в соответствии с указанным НК РФ, но не более фактически начисленных процентов ( НК РФ).
Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, и облагается налогом в соответствии с НК РФ.
Если величина контролируемой задолженности более чем в 3 раза (для банков, а также организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раз) превышает величину собственного капитала организации, то следует нормировать проценты по правилам НК РФ. Если такого превышения нет, следует учесть только вышеуказанные положения НК РФ, касающиеся контролируемой сделки ( Минфина России от 02.08.2016 N 03-03-06/1/45303).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- . Расходы в виде процентов по долговым обязательствам при налогообложении прибыли;
- . Проценты по контролируемым сделкам с 2015 года в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Уведомление о контролируемых сделках за 2015 год компаниям предстоит подать в налоговую не позднее 20 мая 2016 года. Наши подсказки помогут разобраться, по какой форме подавать уведомление о контролируемых сделках, что надо сообщить в инспекцию, критерии контролируемых сделок 2015, можно ли уточнить ошибочное уведомление.

Напомним ключевые моменты относительно контролируемых сделок.

Критерии контролируемых сделок 2015

Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. К таким сделкам приравниваются сделки по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемые с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми.

Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ.

Сумма доходов по сделкам за календарный год рассчитывается путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Внутрироссийские контролируемые сделки

Внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами приведены в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ. Для них предусмотрены лимиты сумм доходов по сделкам, при превышении которых сделки признаются контролируемыми:

  • 1 млрд рублей — сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
  • 100 млн рублей — сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее ЕСХН или ЕНВД.
  • 60 млн рублей — сумма доходов по сделкам с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами ОЭЗ.

Внешнеэкономические контролируемые сделки

Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам.

Также под контроль подпадают сделки с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями, сделки с офшорными компаниями (приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н).

Уведомление о контролируемых сделках

Отчитаться необходимо в инспекцию головного офиса компании. Причем порядок не изменится, если в компании есть обособленные подразделения, представитель которых заключал договоры. А эти сделки стали контролируемыми (письмо ФНС России от 10.04.2013 № ОА-4-13/6612@).

За непредставление уведомления в срок инспекторы вправе оштрафовать компанию на 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Если компания не подаст документ, а в будущем инспекторы обнаружат на проверке контролируемые сделки, то сами уведомят ФНС России о выявленных фактах.

Форма уведомления о контролируемых сделках

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена приказом ФНС России от 27.07.2013 № ММВ-7-13/524@ . Подать сведения можно как на бумаге, так и в электронной форме.

Если компания обнаружила в уже сданном уведомлении ошибку или сведения в документе неполные, то можно уточнить уведомление (письмо ФНС России от 29.10.2013 № ОА-4-13/19348@). В нем надо записать номер корректировки — по аналогии с декларациями. Например, 001, если компания уточняет уведомление первый раз.

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговики вправе истребовать документы относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

О порядке подготовки и представления документации ФНС сообщила в письме от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@.

Заполнение уведомления о контролируемых сделках

В уведомлении о контролируемых сделках надо указывать коды в соответствии с ОК 005-93 и ОКВЭД ОК 029-2001 (письмо ФНС России от 08.10.2014 № ЕД-4-13/20615@).

Согласно пункту 5.6 Порядка заполнения Уведомления о контролируемых сделках (утв. приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@), в пункте 043 «Код предмета сделки (код по ОКП)» раздела 1Б Уведомления при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми, необходимо указать код вида товара в соответствии с ОК 005-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301).

Показатель «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД» титульного листа Уведомления и пункт 045 «Код предмета сделки (код по ОКВЭД)» Раздела 1Б Уведомления указывается код вида деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001 (утв. постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст). В уведомлении о контролируемых сделках за 2015 год следует указывать коды по действующим классификаторам, утвержденным постановлениями № 301 и № 454-ст.

Советы по заполнению уведомления неоднократно давала ФНС (письма от 15.05.2014 № ОА-4-13/9345@, от 18.04.2014 № ОА-4-13/7549).

Пояснение об отсутствии контролируемых сделок

На практике инспекторы нередко запрашивают у компаний пояснения о том, что за прошедший календарный год у нее не было контролируемых сделок. Законодательство не предусматривает форму ответа на такой запрос. Дать пояснения в этом случае можно в произвольной форме и приложить к нему подтверждающие документы.

Отсутствие сделок с взаимозависимыми лицами подтвердит, например, перечень договоров с контрагентами. А непревышение лимитов по суммам сделок можно обосновать распечатками карточек счетов 60 и 62 бухгалтерского учета в разрезе по контрагентам. Также можно состалаться на отсутствие лицензии на добычу полезных ископаемых.