Все об инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность — это действия по реализации инвестиций с целью увеличения капитала

Все об инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность — это действия по реализации инвестиций с целью увеличения капитала

Инвестиционная деятельность представляет собой особый вид предпринимательства. Она характеризуется вложением денежных средств в какие-либо инвестиционные объекты извлечения прибыли и дальнейшего увеличения собственных доходов.

В Российской Федерации все правоотношения, связанные с финансовыми вложениями, подлежат регулированию федеральным законом №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Этот нормативно-правовой акт рассматривает в качестве инвестиций деньги, ценные бумаги, имущество, имущественные и неимущественные права, которые имеют денежную оценку, вкладываемые инвестором в активы для того, чтобы впоследствии получать с них прибыль или достичь другого желаемого результата.

Таким образом, федеральный закон фактически дает собственное нормативное определение инвестиционной деятельности, которая осуществляется на территории нашей страны.

Существующие принципы

Инвестиционная деятельность страны, предприятия или частного инвестора имеет определенные направления. Основным среди них, несомненно, является положительный экономический эффект от произведенных вложений. Как правило, его выражают в полученном доходе или иных материальных (нематериальных) благ.

Существует ряд основополагающих принципов вложений, которых следует придерживаться каждому инвестору. К ним относятся:

  • принцип свободной воли. Каждый инвестор вправе самостоятельно принимать решение по осуществлению инвестиций;
  • принцип защищенности. Правовая система государства должно защищать законные права инвесторов;
  • принцип равновесия каждого участника инвестиционной деятельности, невзирая на форму собственности, или другие сопутствующие факторы;
  • принцип невмешательства со стороны органов государственной власти и прочих третьих лиц.

Задачи и цели

В ходе реализации собственной профессиональной деятельности инвестор постоянно сталкивается с вопросом правильного целеполагания. Другими словами, прежде чем вкладывать денежные средства в тот или иной инвестиционный проект, он должен четко понимать, для чего это делается и какие результаты должны быть достигнуты в итоге.

В ситуации, в которой инвестору удаётся предельно четко определить и сформулировать итоговые цели проекта, его реализация представляется гораздо более простой и понятной задачей. Кроме того, без грамотного целеполагание невозможно успешное осуществление инвестиционной деятельности в среднесрочном и долгосрочном периоде.

Вполне естественно, что основной, но далеко не единственной целью деятельности инвестора является получение прибыли. Кроме того, он может решать задачу сохранения сбережений, увеличения уставного капитала собственного предприятия, повышение личного профессионального уровня и многие другие.

Виды и формы – основная классификация

Мы можем по-разному классифицировать инвестиционную деятельность. Все зависит от конкретного признака, на который мы будем при этом опираться. В настоящее время основной считается классификация инвестиционной деятельности в зависимости от объекта вложения денег. Принято выделять следующие типы инвестирования:

  • финансовое;
  • спекулятивное;
  • реальное;
  • инновационное.

Давайте рассмотрим каждое из приведенных выше понятий более подробно.

Финансовое инвестирование

Под ним принято понимать такие инвестиции, целью которых является получение дохода в виде дивидендов или процентов. В качестве инвестиционных активов в данном случае рассматриваются различные виды ценных бумаг и банковские вклады.

Особенности подобной деятельности инвестора тесно связаны с его пониманием основных инвестиционных инструментов. При всей видимой доступности и простоте финансового инвестирования оно требует четкого и глубокого владения вопросом.

Действительно, без понимания перспективы развития крупнейших мировых компаний, невозможно правильно выбрать акции для покупки. С банковскими депозитами в стране дело обстоит проще. Инвестор может просто выбрать вклад с самыми выгодными условиями. Это правило работает до суммы в 1,4 миллиона рублей, где все депозиты защищены системой обязательного страхования. При более крупном инвестировании риски возрастают.

Спекулятивное инвестирование

Под ним понимается краткосрочное вложение денег в различные инвестиционные активы, с целью их скорой перепродажи и получении прибыли на разнице в ценах.

В данной ситуации мы рассматриваем деятельность инвестора на валютной, фондовой или товарной бирже. Объектами инвестиционной деятельности, соответственно, могут являться акции компаний, национальные валюты, драгоценные металлы и так далее.

Подобная разновидность инвестирования, с одной стороны, обещает инвестору быстрое обогащение. С другой стороны, существующие здесь риски также крайне высоки. При неправильном подходе и неудачной сделке всегда будет существовать вероятность одномоментно потерять весь свой капитал. Для того чтобы не допустить подобного развития событий инвестору необходимо помнить про диверсификацию рисков.

Реальное инвестирование

Под ним принято понимать вложения, направленные на приобретения вещественных материальных объектов. Это могут быть предприятия, недвижимость, земля, шедевры искусства и прочее имущество.

Подобная деятельность имеет серьезную специфику и особенности. Например, чтобы заниматься инвестициями в предметы искусства, необходимо иметь соответствующее художественное образование и немалый опыт. В противном случае инвестор никогда не сможет предположить какая картина или скульптура в будущем существенно вырастет в цене.

Кроме того, данный тип инвестирования имеет сверхдолгосрочный характер. Как правило, на то, чтобы произведение искусства существенно подорожало уходят годы, а то и десятилетия.

Инновационное инвестирование

Инновационная инвестиционная деятельность связана с капиталовложениями научные разработки. Инвестор может вкладывать денежные средства в фундаментальную науку или прикладные исследования. Последний вариант пользуется среди частных лиц и компаний большей популярностью. Ведь результаты таких и исследований чаще всего могут быть внедрены в производство и принести прибыль здесь и сейчас.

Фундаментальная наука обычно финансируется за счет средств государственного бюджета. Фактической отдачи от подобных открытий иногда приходится ждать в течение десятков лет.

Источники финансирования

Источниками финансирования инвестиционной деятельности являются собственные или заемные денежные средства. Казалось бы, что инвестору необходимо полагаться только на свои финансовые резервы. Однако в реальной жизни их чаще всего не хватает. Это особенно верно на уровне компаний, муниципальных образований и государств.

Для развития бизнеса огромное значение имеет доступность внешних финансовых источников. В первую очередь это относится к возможности получения долгосрочных банковских кредитов на особых льготных условиях.

Большие компании также активно используют метод привлечения инвестиционных ресурсов посредством выпуска акций. Для реализации такого пути предприятие должно сменить свою организационно-правовую форму и стать акционерным обществом.
Иностранные инвестиции являются особым источником привлечения денежных средств. Он имеет огромное значение для экономики в общегосударственном масштабе. Под такими вложениями понимаются не только денежные средства, но также технологии, современное оборудование и прочее.

Основные этапы

Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в рамках нескольких этапов. К ним относятся:

  • решение об инвестировании;
  • разработка инвестиционного проекта;
  • создание или приобретение актива;
  • эксплуатация инвестиционного объекта;
  • достижение точки окупаемости;
  • получение прибыли;
  • анализ реализованного проекта.

Только в том случае, если были пройдены все названные этапы, конкретный проект может считаться успешным. Все они имеют равное значение. Никогда нельзя сказать, что играет большую роль успешное планирование инвестиций, управление проектом или анализ его эффективности.

Субъекты и участники

Основные субъекты инвестиционной деятельности это инвестор, заказчик, исполнитель и пользователи.

Инвесторами называют участников инвестиционного процесса, которые непосредственно осуществляют инвестирование собственного или заемного капитала в ранее выбранный проект. Ими могут быть частные физические лица, компании, муниципалитеты, субъекты федерации, государства.

Стимулирование деятельности

Каждое государство заинтересовано в создании на своей территории благоприятного инвестиционного климата и высокой активности внутренних, а также иностранных инвесторов. Для достижения этих целей органы государственной власти имеют в своем распоряжении целых арсенал методов по стимулированию данной сферы. Чаще всего используются подходы, связанные с особым налоговым регулированием инвестиционной деятельности.

Наиболее типичными формами преференций и налоговых льгот, которые применяются при взимании подоходного и иных налогов с компаний в экономике передовых государств, являются инвестиционные налоговые кредиты, налоговые каникулы, набор мер стимулирования роста вложений в научно-исследовательскую работу, ускоренная амортизация. Такой льготный режим налогообложения существенно стимулирует повышение инвестиционной активности.

Вывод

Таким образом, инвестиционная деятельность является базовым финансовым понятием, которое распространяется на экономику в целом. Понимание специфики описанного явления важно для каждого инвестора. Ведь без знания теоретической основы практически невозможно рассчитывать на достижение хорошего практического результата.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Источники инвестиций

Заключение

Список литературы

Введение

Инвестиционная сфера в последние годы всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов. инвестирование финансирование экономический

Инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.

В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка национальной экономики и технический прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.

Опыт развитых стран свидетельствует о необходимости участия государства в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование экономических и социальных отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и её воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

На современном этапе происходит втягивание России в финансовый кризис. Мировой финансовый кризис оказал большое влияние на российскую экономику: на финансово-кредитную систему России, на инвестиционную активность, на рынок труда, на настроение населения. В период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Активизация инвестиционного процесса - важнейшее средство обеспечения условий выхода из экономического кризиса.

1. Источники инвестиций

В наиболее общей форме инвестиции представляют собой вложение свободных денежных средств в различные формы финансового и материального богатства. Собственник денежных средств, который непосредственно инвестирует (вкладывает) их в материальные или финансовые объекты называется инвестором. Так, если человек или предприятия вкладывают свои денежные средства в те или иные объекты, они являются инвесторами.

Физические лица, вкладывающие денежные средства в материальные или финансовые объекты, называются индивидуальными инвесторами. Если собственниками инвестируемых средств являются юридические лица, то их называют институциональными инвесторами.

Основными источниками инвестиций являются сбережения населения. Они делятся на следующие группы: текущие, на покупку товаров длительного пользования, на непредвиденные случаи и старость, инвестиционные сбережения.

Текущие сбережения образуются в силу того, что текущий доход населения расходуется не сразу, а постепенно. Такие сбережения краткосрочны по своему характеру и накапливаются, как правило, либо в наличных деньгах, либо аккумулируются населением на текущих счетах в банках.

Сбережения на покупку товаров длительного пользования образуются в тех случаях, когда стоимость планируемой закупки превышает текущий доход потенциального покупателя, в связи с чем покупатель должен накопить необходимую сумму из своего дохода. Большинство сбережений этого вида накапливаются на сберегательных счетах в банковских учреждениях в течение длительного времени.

Сбережения на непредвиденный случай и старость долгосрочны по своему характеру и их использование предполагает наступление особого случая. На срок, в течение которого сбережения накапливаются, они могут быть вложены в долгосрочные финансовые активы, например, акции и облигации.

Инвестиционные сбережения - это особый вид сбережений, не предназначенный на потребительские нужды. Главная их цель - инвестирование в приносящие доход активы. Большинство инвестиционных сбережений вкладывается в различные виды ценных бумаг, в том числе акции.

Сбережения населения, за исключением предназначенных на текущее потребление, в основном становятся инвестиционными ресурсами, но по-разному. Инвестиционные сбережения превращаются в инвестиционные ресурсы непосредственно, поскольку они расходуются на покупку ценных бумаг - долговых (облигации, казначейские обязательства) и инвестиционных (акции) .

Сбережения на покупку товаров длительного пользования, на непредвиденный случай и старость превращаются в инвестиционные ресурсы через посредников, в качестве которых выступают банки, страховые компании, пенсионные фонды.

Фирмы осуществляют инвестиции тогда, когда они видят перспективы увеличения спроса на свою продукцию и хотят расширить масштабы своей деятельности или же когда они стремятся получить преимущество за счет внедрения более эффективного, с точки зрения экономии затрат, способа производства данного товара.

Инвестиции могут быть связаны и с производством совершенно нового товара. Например, компания «Ай-Би-Эм» вкладывает средства в новый завод, где в производстве компьютеров используются роботы, а “Фольксваген” строит новый автомобильный завод. В каждом подобном случае решение о строительстве завода или о покупке машин и оборудования будет определяться результатами расчета предстоящих расходов и возможной прибыли. Фирма должна сопоставить выгоды от эксплуатации нового завода или оборудования, т.е. прирост прибыли, с уровнем расходов на инвестиции. Однако поскольку доходы появятся лишь в будущем, а расходы возникают сразу же, едва начинается строительство завода или закупается оборудование, фирма должна сравнивать величину будущих поступлений прибыли с текущими расходами.

Существуют различные источники финансирования инвестиционной деятельности, которые принято подразделять на две группы:

1. Внутренние источники:

Средства уставного капитала организации;

Нераспределенная прибыль;

Амортизация.

Компании, имеющие возможность привлекать для осуществления инвестиций только собственный капитал, имеют наивысшую финансовую устойчивость. Но подобная устойчивость ограничивает темпы развития, поскольку снижает возможность по дополнительному увеличению активов в периоды меняющейся конъюнктуры рынка. Кроме того, существенно уменьшаются возможности компании по обеспечению прироста прибыли в долговременном периоде из-за ограниченности собственного капитала.

Объективная необходимость управления собственным капиталом организации предполагает проведение комплексной финансово-экономической оценки, анализ которой позволит в долгосрочной перспективе повысить инвестиционную привлекательность предприятия и установить цену компании. Именно цена компании формирует мнение инвесторов о способности ее менеджмента к активному управлению капиталом в условиях непрерывно изменяющейся рыночной среды. При положительной оценке собственного капитала компании руководству не составляет труда привлекать внешние источники финансирования для ее эффективного развития.

На формирование внутренних источников инвестиций можно целенаправленно воздействовать методами государственного экономического регулирования (бюджетно-налоговой и амортизационной политикой, деятельностью денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой центрального банка). Эти источники образуют контролируемую по величине и направлениям движения массу финансовых ресурсов.

2. Внешние источники:

Акционерный капитал;

Различные долговые ценные бумаги;

Банковские кредиты;

Средства бюджета и целевых программ;

Акционерный капитал может привлекаться путем эмиссии привилегированных и обыкновенных акций. Привилегированные акции дают их владельцу право на получение дивидендов, а обыкновенные дают возможность инвестору принимать участие в управлении компанией.

Преимущества данного источника инвестиций:

При помощи акций капитал привлекается на неопределенный срок и без обязательств по возврату;

Доход на одну акцию зависит от результатов работы компании;

Выпуск акций в открытую продажу повышает их ликвидность.

Недостатками акционерного капитала являются:

Увеличение числа акционеров приводит к снижению доходов на одну акцию;

Увеличение числа акционеров затрудняет управление компанией;

Выпуск акции в открытую продажу может привести к утрате контроля над собственностью.

У каждого из акционеров может быть свой мотив приобретения акций компании. Общий для всех мотив: желание получить доход как в форме дивидендов, так и за счет роста курсовой стоимости акций.

Другими мотивами могут быть:

Решение социальных проблем. Он характерен для местных администраций и физических лиц;

Обеспечение гарантированного сбыта своей продукции. Характерен для предприятий, которые могут выступать в качестве потенциальных поставщиков продукции, необходимой для реализации проекта;

Гарантированное обеспечение потребителей своего предприятия в той продукции, которая будет производиться по проекту. Этот мотив характерен для потенциальных потребителей, как в случае с потенциальными поставщиками, так и с потенциальными потребителями при приобретении акций: чем больше пакет акций приобретает инвестор, тем больше льгот он получает. Льготы могут предусматривать специальные цены, спец. формы расчетов и гарантированные объемы продукции;

Занятие ключевых должностей в руководстве компании;

Проникновение на рынок и др.

Различные долговые ценные бумаги (ДЦБ) дают их владельцу право на получение назад всей суммы долга и процентов по нему, но для придания большей инвестиционной привлекательности ДЦБ заемщик использует различные их вариации:

1. долговые обязательства с варрантами дают их владельцу право в течение определенного срока приобрести акции компании - заемщика по специальной цене. Если эта цена окажется ниже, чем рыночная цена акции, то инвестор может получать дополнительный доход за счет спекулятивных операций с акциями;

2. конвертируемые облигации - их владелец имеет право в течение определенного срока по специально оговоренной цене конвертировать непогашенную часть долга в акции компании - заемщика;

3. корпоративные облигации - могут быть застрахованными и обычными. Страховка облигаций осуществляется путем их «привязки» к конкретным активам заемщика путем оформления договора заклада или залога.

Одним из внешних источников является банковское кредитование, представляющее собой отношения, основанные на условиях срочности, платности и возвратности.

Также источником финансирования инвестиций является лизинг. При этом финансово - кредитное учреждение осуществляет вложения в приобретение объектов лизинга, передает их лизингополучателю на определенный срок и получает доход в виде процентов по лизингу, состоящих из собственно арендной платы, лизинговой маржи и рисковой премии. Стержнем любой лизинговой сделки является кредитная операция. Особенность лизинговых операций заключается в том, что с одной стороны лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе в основной капитал. При этом выполняются условия срочности, возвратности и платности. С другой стороны, участники сделки оперируют с капиталом не денежной, а производственной формы. Поэтому лизинговую операцию можно определить как производственную по форме и кредитную по содержанию, т.е. ей присущ долговой характер.

Решение проблемы формирования приемлемой структуры капитала находится в зависимости от того, к какому из возможных источников прибегнет предприятие в поисках инвестиций. Более того, выбор предприятием конкретного источника финансирования определяется его финансовым положением, долгосрочными целями развития, личными предпочтениями, интересами высшего руководства, а также другими внутренними и внешними финансово-экономическими и политическими условиями. Формируя приемлемую для себя структуру капитала, компания создает благоприятные условия привлекательности, как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

2. Основные тенденции развития современных институтов коллективного инвестирования в России

При скудности ресурсов нашей экономики кажется неразумным не использовать все возможные законные средства, чтобы заставить эти деньги "работать" для развития экономики и подъема благосостояния населения.

Представляется очевидным, что все основные элементы рынка коллективных инвестиций, главным из которых является коллективный инвестор, на сегодняшний день уже сложились.

Коллективное инвестирование - схема инвестирования, при которой средства, вложенные мелкими инвесторами, аккумулируются в единый фонд под управлением профессионального менеджера для их последующего вложения с целью получения прибыли (прироста). Таким образом, коллективное инвестирование предполагает создание некоторого "денежного мешка" из средств мелких вкладчиков, который потом будет инвестироваться в ценные бумаги, недвижимость или какие-то другие активы.

Отличительные черты инвестиционной деятельности и ее участников:

Обладание материальными и нематериальными ценностями на определенном правовом основании (титуле);

Самостоятельность и инициатива при принятии решения об их вложении в объекты предпринимательской деятельности и иных видов деятельности;

Придание вкладываемым ценностям статуса инвестиций.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть российские физические и юридические лица, иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, а также государства и международные организации.

Финансовые институты, которые аккумулируют средства мелких инвесторов и выступают от их имени, называют коллективными инвесторами.

В мире известны три основных типа финансовых посредников:

1) депозитные (коммерческие банки, кредитные союзы, сберегательно-кредитные ассоциации). Их задачей является сбережение доверенных средств на текущие потребительские нужды;

2) контрактно-сберегательные (компании по страхованию жизни и имущества, пенсионные фонды). Сбережения носят долгосрочный характер, предназначены для разного рода непредвиденных случаев или на старость;

3) инвестиционные (взаимные или паевые фонды, трастовые фонды, инвестиционные фонды). Такие фонды управляют капиталами с целью их сохранения и умножения.

Все эти группы финансовых посредников можно рассматривать как коллективных инвесторов.

Но центральное место в инвестиционной деятельности занимают инвестиционные компании (в России - фонды), негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Вложения инвесторов носят характер долгосрочных накоплений, которые призваны сохранить капитал. Так, на Западе инвесторы вкладывают средства в инвестиционные¬ фонды на неограниченные сроки.

В основном люди забирают деньги при приближении пенсионного возраста. В России средний срок инвестиций, например в ПИФы, составляет у типичного частного инвестора не более восьми месяцев. Значительные денежные средства аккумулируют компании, занимающиеся страхованием жизни. Среди особенностей этого вида страхования можно выделить те, которые делают компании по страхованию жизни крупными коллективными инвесторами.

1. Страхование жизни всегда носит долгосрочный характер.

Это дает указанным компаниям следующие преимущества:

Накопление капитала у них характеризуется надежностью и устойчивостью по сравнению с другими финансово-кредитными учреждениями;

По договору страхования жизни взносы, как правило, не могут быть изъяты без ущерба для застрахованного лица, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

В период небольших кризисов долгосрочность накопления не вызывает у компаний необходимости реализовывать свои ценности.

Наоборот, они заинтересованы в прибыльном помещении избыточных средств;

В отличие от кредитных учреждений они гораздо меньше подвержены влиянию макроэкономических факторов и фактически¬ не нуждаются в привлечении заемных средств;

Для компаний страхования жизни не существует проблемы вложения большей части средств в ликвидные активы, что характерно, например, для банков.

Это качество делает их особенно привлекательными для промышленных корпораций, заинтересованных больше в долгосрочном, нежели кратко- или среднесрочном привлечении средств.

2. Страхование жизни является единственным видом страхования, которое одновременно имеет рисковый и накопительный характер.

Это делает его особенно привлекательным для страхователей и в то же время создает существенную конкуренцию коммерческим банкам и другим сберегательным учреждениям, которые могут предоставлять услуги только накопительного характера.

3. Высокий спрос (за рубежом) на услуги обществ страхования жизни приводит к увеличению резервов этих компаний, следовательно, и к большим возможностям в качестве инвестиционных институтов.

Активы коллективных инвесторов в развитых странах непрерывно уве-личиваются. Частные инвесторы предпочитают инвестиционных посредников непосредственной покупке ценных бумаг и других активов, учитывая следующие факторы.

1. Снижение риска, достигаемое путем диверсификации (вложение в большое число различных активов), которая уменьшает или сводит на нет спе-цифические риски инвестиций.

2. Сокращение затрат.

Мелкий инвестор вынужден нести большие расходы при покупке и про-даже портфеля конкретных ценных бумаг и других активов, чем при продаже и покупке акций и паев инвестиционных фондов и других финансовых посредников. Исторически затраты на большей части рынков привязаны к размеру сделки. Удельные затраты мелкого инвестора на осуществление сделок, например с ценными бумагами, как правило, на 5-10% выше, чем затраты институциональных инвесторов, совершающих крупные сделки.

Экономия на затратах последних в сравнении с прямым приобретением ценных бумаг зависит от времени, в течение которого объект инвестиций находится у посредника, частоты обновления портфеля, а также от величины сборов, связанных с участием в инвестиционном или другом фонде (компании). Кроме того, чем больше диверсификация, тем выше стоимость совершения сделок и тем больше относительное преимущество институциональных инвесторов.

3. Профессиональное управление.

Обладание доступной информацией и ее анализ - это ключ к выбору инвестиций и управлению ими. Объем и сложность доступной информации таковы, что мелкий инвестор-любитель все в меньшей мере способен ее осмыслить. Большинство людей не имеют достаточно времени, желания и профессиональных знаний для того, чтобы заниматься этим.

Они предпочитают делегировать задачу выбора инвестиций и управле-ния ими профессиональным управляющим.

4. Регулирование.

Успех коллективных инвесторов зависит главным об-разом от законодательства и государственного регулирования их деятельности.

В тех случаях, когда финансирование инвестиционных проектов осуществляется с участием государства, возникает необходимость расчета показателей бюджетной эффективности для бюджетов разных уровней или консолидированного бюджета.

Регламентируя правовые формы, опосредующие движение капитала (т.е. создавая условия для реализации имущества именно как капитала, способного приносить доход), государство изначально должно обеспечить правовые условия, которые гарантировали бы обладателю имущества, во-первых, возвратность первоначально авансированного капитала, а во-вторых, возможность реализации его (капитала) потребительной стоимости, т.е. получения дохода.

В противном случае владелец имущества (денежных средств), отказав-шись от инвестирования, просто останется обладателем имущества (сокровищ), не трансформировавшись в капиталиста, создающего потребительную стоимость ради получения прибавочного продукта.

Под коллективными инвесторами понимают финансовые институты, при-влекающие денежные средства для объединения их в единый денежный пул с последующим размещением на рынке ценных бумаг и (или) инвестированием в объекты недвижимости.

Финансовый рынок России в настоящее время включает следующих кол-лективных инвесторов:

Страховые компании;

Негосударственные пенсионные фонды;

Инвестиционные фонды (паевые и акционерные);

Кредитные союзы;

Общества взаимного страхования.

3. Инвестиционный проект, понятие и назначение, схема финансирования

Инвестиционный проект (ИП) - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно - сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждёнными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес - план).

Инвестиционным проектом называется план или программа мероприятий, связанных с осуществлением капитальных вложений и их последующим возмещением и получением прибыли.Термин «инвестиционный проект» можно понимать в двух смыслах:

Как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;

Как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели.

Правильно составленный инвестиционный проект в конечном счёте отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Очень важно составить инвестиционный проект на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает заранее увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее подстраховаться.

Назначение инвестиционного проекта состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

1)изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;

2)оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;

3)обнаружить все возможные «подводные камни», подстерегающие новое дело;

4)определить те сигналы и те показатели, на основе которых можно будет регулярно оценивать деятельность предприятия.

Целью определения схемы финансирования является обеспечение финансовой реализуемости инвестиционного проекта.

Финансовая реализуемость ИП - это обеспечение такой структуры денежных потоков проекта, при которой на каждом шаге расчёта имеется достаточное количество денег для осуществления проекта. Финансовая реализуемость - показатель, характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Требование финансовой реализуемости определяет необходимый объем финансирования ИП. При выявлении финансовой нереализуемости, схема финансирования и, возможно, отдельные элементы организационно - экономического механизма проекта должны быть скорректированы. Если не учитывать неопределённость и риск, то достаточным условием финансовой реализуемости инвестиционного проекта является неотрицательность на каждом шаге величины накопленного сальдо потока.

При разработке схемы финансирования определяется потребность в привлеченных средствах. При необходимости возможно вложение части положительного сальдо суммарного денежного потока на депозиты или в долговые ценные бумаги. Такие вложения называются вложением в дополнительные фонды. В дополнительные фонды могут включаться средства из амортизации и чистой прибыли. Включение средств в дополнительные фонды рассматривается как отток. Притоки от этих средств рассматриваются как часть внереализационных притоков инвестиционного проекта (от операционной деятельности).

Заключение

Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики в РФ являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.

Инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется посредством формируемых ими инвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны.

Важным источником финансирования инвестиционной деятельности фирмы являются собственные средства: часть чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, амортизация, а также реинвестируемая путем продажи часть основных фондов, иммобилизуемая в инвестиции часть излишних оборотных активов, страховые возмещения убытков, вызванных потерей имущества, другие целевые поступления.

Таким образом, оптимальной структурой источников финансирования инвестиций является та структура, которая обеспечивает наибольшую рентабельность собственных средств. Поэтому при выборе того или иного источника финансирования инвестиций, будь то внешние или внутренние источники, нужно исходить из необходимости достижения наибольшего экономического эффекта.

Список литературы

1. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ

2. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ» от 02 января 2000 г. №22-ФЗ

3. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: «Центр экономики и маркетинга», 2011.

4. Балдина К.В. Инвестиции: Системный анализ и управление. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 288 с.

5. Бочаров В.В. Инвестиции. - СПб.: «Питер», 2013. - 288 с.: ил.

6. Валдайцев С.В Инвестиции - М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2012.

7. Государственное регулирование экономики - Курс лекций. Под ред. Н. Антоновой. - Минск, 2011 г.

8. Гойхер О.Л. Уровни управления инвестиционной политикой // ВлГУ: Электронные публикации, №18, 2010 г.

9. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник экономиста. - №6, 2012 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ организационно-финансовых особенностей деятельности институтов коллективного инвестирования в Российской Федерации, место паевых инвестиционных фондов в системе, экономические особенности, правовые основы регулирования деятельности; оценка рисков.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2012

    Комплексный анализ системы экономических отношений, складывающихся в процессе лизингового кредитования и их значение для инвестирования в современных условиях хозяйствования. Направления совершенствования лизингового кредита в Республике Беларусь.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2013

    Принципы инвестиционной политики. Источники осуществления инвестиционной деятельности. Эффективность инвестирования в деятельности предприятий. Инвестиционное обеспечение производства, собственные источники финансирования, кредитование инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2010

    Классификация и структура инвестиций, факторы, влияющие на эффективность. Инвестиционная привлекательность, методы финансирования инвестиций. Расчет и оценка экономической эффективности создания предприятия ООО "Консалтинг", определение суммы инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Понятие, виды и основная классификация инвестиций. Инвестиционная политика, её сущность, ключевые факторы и направления. Основные формы инвестирования в Российской Федерации, оценка его текущего состояния. Проблемы инвестирования и пути их преодоления.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Анализ места инвестирования в экономике любой страны. Инвестиционная стратегия как элемент общей стратегии предприятия, ее понятие, сущность, принципы, методы и этапы разработки. Оценка эффективности формированию инвестиционной политики предприятия.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Виды институциональных инвесторов. Основные объекты инвестиционной деятельности страховых компаний. Институты коллективного инвестирования. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов. Развитие тенденции к снижению рисков в их деятельности.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Сущность, структура и механизм функционирования рынка капитала и капиталовложений. Капитал как фактор производства, спрос и предложение на рынке, дисконтирование. Анализ концентрации капитала в отраслях российской экономики: состояние и перспективы.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2010

    Социально-экономическая сущность коллективного инвестирования. Механизм коллективного инвестирования. Стратегии и основные модели пенсионного обеспечения. Паевые инвестиционные фонды. Государственное регулирование деятельности инвесторов в Казахстане.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2012

    Понятие инвестиций, инвестиционные субъекты и объекты. Классификация форм капиталовложений, их роль в экономике. Изучение четырёх стадий конъюнктурного цикла, структуры инвестиционного рынка. Особенности лизинга, венчурного инвестирования и франчайзинга.

Введение

Инвестиционная деятельность

Роль государства в организации инвестиционной деятельности в России

Заключение

Список литературы

Введение

Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Это и законодательная власть и фискальные способы управления и таможенная политика. Но не менее важной стороной воздействия и развития экономики является инвестиционная политика государства. От того на сколько грамотно и правильно пользуется правительство набором всех инструментов, зависит успешное развитие экономики.

Инвестиционную политику можно выделить в отдельно т.к. это очень сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без исключения государства заинтересованы в привлечении средств в свою экономику. Для этого создаются серьезные государственные программы Программы.

Инвесторы крайне чутко реагирую на экономическую ситуацию в регионе и не стремятся рисковать своим капиталом. Россия относится к странам повышенного риска по многим причинам.

1. Инвестиционная деятельность

Инвестиции - одна из наиболее часто используемых в экономической системе категорий как на макро-, так и на микроуровне. Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой ключевой экономической категории, научная мысль по сей день не выработала универсальное определение инвестиций, которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиции конкретного субъекта их осуществления - государства, предприятия, домашнего хозяйства.

Понятие инвестиционной деятельности весьма не однозначно, так в Законе «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» под инвестиционной деятельность понимается вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Наряду с вышеуказанным определением существует определение, которое содержится в ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно данному Закону инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Таким образом, под инвестиционной деятельностью можно понимать целенаправленную деятельность одного лица или совокупности лиц (субъектов инвестиций - инвесторов) по подготовке, планированию и осуществлению вложений имущественных и неимущественных ценностей (средств инвестиций) в любое другое имущество (активы), неимущественные ценности, новые виды предпринимательской и иной деятельности, капиталы и доли участия в юридических лицах, иные объекты для достижения социально полезных целей и создания общественно значимого потенциала (объекты инвестиций) за счет соответствующих источников.

Инвестиционная деятельность - один из видов предпринимательской деятельности, ей присущи такие признаки предпринимательства, как самостоятельность, систематичность, легитимность, имущественная ответственность, регистрация субъекта, ведущего деятельность, инициативность, риск.

Несмотря на то, что предпринимательская и инвестиционная деятельность обладают общими признаками, у инвестиционной деятельности есть своя специфика, которая состоит в том, что средства инвестора вкладываются в объекты предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли от использования и эксплуатации этих объектов в будущем.

Инвестиционная деятельность может носить как длящийся, так и разовый характера, а так же это может быть и самостоятельная профессиональная предпринимательская деятельность.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, лица без гражданства, а также государства и международные организации.

Принципами инвестиционной деятельности являются добровольности инвестирования, равноправия участников, защищенности инвестиций, а также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

Отличительные особенности инвестиционной деятельности заключаются в том, что:

предоставил инвестору возможность извлекать прибыль (доход) от использования средств в экономическом, хозяйственном обороте не от собственного имени, а от имени хозяйствующего субъекта, не требует поэтому от инвестора регистрации в качестве предпринимателя.

Анализ общих и отличительных черт позволяет сделать вывод о том, что общего больше, чем отличий, следовательно, есть все основания рассматривать инвестиционную деятельность как разновидность предпринимательской, имеющую свои особенности.

Правда, нужно отметить, что инвестиционная деятельность теоретически может выходить за пределы предпринимательской только в одном случае - когда инвестиции вкладываются в другие виды деятельности, не являющиеся предпринимательством, и приносят доход не в виде прибыли.

Инвестиционная деятельность осуществляется на основании договоров и государственных контрактов. В соответствии с ГК РФ стороны вправе самостоятельно выбирать тип договорных отношений, связанных с инвестированием. Инвестиционная деятельность может осуществляться на основании одного, а чаще нескольких взаимосвязанных договоров (договор займа, кредитования, подрядные, посреднические договоры, договоры об оказании услуг, выполнении проектно-изыскательских работ, о совместной деятельности, лизинг и др.). Такие договоры должны составляться в письменной форме, некоторые из них (например, связанные с недвижимым имуществом) подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Законодательством регулируются отношения, связанные с приостановлением и прекращением инвестиционной деятельности.

Приостановление и прекращение инвестиционной деятельности возможно по решению инвесторов либо правомочного государственного органа. Если инвестиционная деятельность прекращается по решению инвесторов, инвесторы обязаны возместить другим участникам инвестиционной деятельности убытки, включая упущенную выгоду.

По решению правомочного государственного органа инвестиционная деятельность прекращается в случаях:

признания инвестора банкротом;

стихийных и иных бедствий, катастроф;

введения чрезвычайного положения;

если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, а также прав и интересов физических и юридических лиц и государства.

2. Роль государства в организации инвестиционной деятельности в России

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам инвестиционной политики как на макро -, так и на микроуровне. Государственная инвестиционная политика предусматривает создание реальной возможности и условий для инвестирования, активное участие государства на инвестиционном рынке стимулирует его развитие.

Инвестиционная политика государства - это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса.

Основной целью инвестиционной политики государства является создание благоприятных условий для развития инвестиционного процесса.

Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:инвестиционная деятельность государственная политика

Поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.

Обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.

Достижение конкурентоспособной отечественной продукции.

Реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранение, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).

Обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений. В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также административные и экономические средства данного регулирования. К таким средствам можно отнести государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и государственной собственностью, распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.

Рассмотрим более подробно некоторые стороны прямого метода государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Государственные инвестиции направлены на решение стратегических задач государственной политики и зачастую не носят коммерческого характера, поэтому существует мнение их невысокой экономической эффективности. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций.

Косвенные методы государственного регулирования предполагают только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решения задач государственной инвестиционной политики.

В настоящее время действует целый ряд федеральных целевых программ. Первые федеральные целевые программы появились в 1993 году, их число с каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимых инвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на их осуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений. В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств.

Особое внимание сейчас уделяется национальным проектам. Они осуществляются в соответствии с приоритетами развития страны, под контролем ее президента, в более короткий период времени, чем требуется на реализацию федеральных целевых программ. Помимо этого учитывается принцип проектного финансирования с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля.

Масштабные инвестиции в рамках национальных проектов необходимо направлять на развитие потенциальных преимуществ российской экономики, на создание новых продуктов, аналогов которых нет на мировом рынке, на повышение конкурентоспособности существующих предприятий на обеспечение достойных условий жизни и труда населения.

Эффективность государственной инвестиционной политики зависит не только от общего объема инвестиций, а от того, в какие именно отрасли были направлены инвестиционные потоки.

Таким образом, роль государства в инвестиционной политике заключается в обеспечении системного подхода к управлению инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса.

Заключение

В настоящее время проблемой России остается обеспечение поступательного развития экономики. В числе факторов, влияющих непосредственно на процессы экономического развития, решающую роль играет инвестирование. В условиях трансформации экономики нашей страны в период перехода к рыночным условиям хозяйствования кардинальные изменения произошли и в организации инвестиционного процесса. Возникла необходимость формирования принципов нового механизма финансирования инвестиционной деятельности, как на микро уровне, так и в масштабах всего государства. Этим обусловливается интерес, проявляемый к исследованиям в области инвестирования.

Список литературы

1. Бард В.С., Инвестиционные проблемы российской экономики. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 286с

Воронова Т.А., Инвестиционная активность в стратегии экономического роста. - СПб.: Нева, 2009. - 107с

3. Гитман Л., Основы инвестирования. - М.: Дело, 2010. - 458с

Джонк М., Инвестиции. - СПб.: Питер, 2010. - 364с

Пузакова Е.П., Инвестиционная деятельность. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 401с

Инвестиции - это долгосрочные вложения частного или государственного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально- экономические программы, инновационные проекты.

Инвестиции дают отдачу через значительный срок после вложения. Инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятия и позволяют решать такие задачи, как расширение собственной пред­принимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов; приобретение новых предприятий; диверси­фикация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса. Промышленное предприятие производит инвестиции, с целью сохранения или увеличения своей прибыли. При инвестировании предприятие должно решить, будет ли за определенное время масса прибыли, приносимая инвестициями, больше стоимости соответствующих издержек. Альтернативной стоимостью инвестирования будет рыночный процент с капитала, взятый по сумме средств, необходимых для приобретения нового капитала. В состав инвестиций входят: денежные средства; целевые банковские вклады; акции; паевые взносы и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.); имущественные права, вытекающие из авторского права и других интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих знаний, «ноу-хау»; право пользования природными ресурсами, другие права и ценности. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, различные предпринимательские организации - банковские, страховые и посреднические. Инвесторами признаются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства РФ; ценные бумаги; целевые денежные вклады; научно-техническая продукция; другие объекты собственности; имущественные права; права на интеллектуальную собственность. На территории России инвестиционная деятельность может осуществляться за счет: · собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан, юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.); · заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства); · привлеченных финансовых средств инвесторов (средства, получаемые от продажи акций, паевые или иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);· денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;· инвестиционных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов соответствующих внебюджетных фондов;· иностранных инвестиций. Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке. Особенностью инвестиционной политики в современ­ных условиях является увеличение доли зарубежных ин­вестиций, вложений в техническое перевооружение и ре­конструкцию действующих предприятий (производств) и соответственно их снижение на новое строительство; на­правление инвестиций преимущественно в базовые отрас­ли машиностроения, сельского хозяйства; улучшение структуры капитальных вложений в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющее отрасли (в пользу пос­ледних); увеличение доли долговременных вложений в ак­тивную часть основных фондов. Современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал. Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики. Инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды. Цель инвестиционной политики государства заключается в: стимулировании предпринимательства и частных инвестиций; создании дополнительных рабочих мест; привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции; создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования; совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса; создании условий для становления и развития венчурного инвестирования. К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести: - снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;- формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов; - повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств. В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». Инвестиционный климат - это совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса. Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения; возможность обслуживания долга; иностранные займы и инвестиции. Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется воздействием следующих основных факторов:1. Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.2. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.4. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы. На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики:- создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;- участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.

Еще по теме 23. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ:

  1. 62. Сущность и содержание инвестиционной политики. Роль инвестиционной политики в современных условиях.
  2. 2.3. Особенности защиты прав субъектов инвестиционной деятельности в условиях специального режима инвестиционной деятельности
  3. Лекция № 20 Тема: Инвестиционная деятельность предприятий. Организация и механизмы инвестиционной деятельности
  4. 6.1. Правовое содержание инвестиционных отношений и инвестиционной деятельности
  5. 1.2. Инвестиционная деятельность как основа муниципальной политики в г.Москве.
  6. §2.3начение необязывающих инвестиционных принципов АТЭС для осуществления политики инвестиционного регулирования
  7. Условия становления инвестиционного процесса в субъекте Федерации. Цели и приоритеты инвестиционной деятельности. (на примере г.Москвы).
  8. ГЛАВА 5ОЦЕНКА РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БИЗНЕС
  9. 6. Инвестиционная деятельность организации. Понятие «инвестиционный проект».
  10. Глава 5 Инвестиционный климат. Гарантии инвестиционной деятельности
  11. 11.2. Инвестиционная деятельность предприятий и ее сущность, особенности инвестиционной деятельности в сельскохозяйственных предприятиях

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику стран СНГ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала экономики.

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Инвестиции это процесс вложения капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности или финансовые инструменты. С целью получения текущего дохода и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной формой, реализующей стратегию развития предприятия. В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование.

Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют таким образом структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства Финансы: Учебник, Издательство: Проспект, 2008 г..

Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала, подчинения его требованиям рынка. Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним. Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты. Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы. Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.

Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Макроэкономика. Учебник для вузов Москва: Высшее образование, 2005, cерия «Университеты России». Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования. Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. - М.: Росстат, 2008 г.. Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты. Инвестиционная деятельность в странах СНГ регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности. Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В целом государственное регулирование осуществляется:

  • - в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • - прямым управлением государственными инвестициями;
  • - введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • - предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
  • - проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • - контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
  • - антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • - экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране. Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе. Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества. Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти стран СНГ и органами государственной власти субъектов. Законом об инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

  • 1) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путём:
    • - совершенствования системы налогов, механизма начисления
    • - амортизации и использования амортизационных отчислений;
    • - установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
    • - предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
    • - создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;
    • - принятия антимонопольных мер;
    • - расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
    • - развития финансового лизинга;
    • - проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
    • - создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
  • 2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:
    • - разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;
    • - формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
    • - предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;
    • - размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;
    • - проведение экспертизы инвестиционных проектов;
    • - защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;
    • - разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
    • - выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
    • - вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
    • - предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

  • - обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной
  • - деятельности;
  • - гласность при обсуждении инвестиционных проектов;
  • - право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • - стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;
  • - защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Рисунок 1.2 - Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики. Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в следующем.

  • 1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

  • - контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.
  • - экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

  • - установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
  • - защиты интересов инвесторов;
  • - предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • - расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • - прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
  • - разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
  • - размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.
  • - выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
  • - предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.
  • - проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Функции государственного регулирования инвестиционных процессов. Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

  • 1) установочную (целеполагающую);
  • 2) мобилизующую;
  • 3) стимулирующую;
  • 4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства.

Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов. Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты. Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности.

Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня. В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

  • 1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
  • 2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;
  • 3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

  • 1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
  • 2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
  • 3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.