Основная функция налогового надзорного органа – проведение камеральных проверок ведущих коммерческую деятельность организаций.
Целью подобных проверок является выявление нарушений налогового и иного законодательства, схем ухода от налогов. Аудиторы ориентируются на статьи НК РФ, федеральное законодательство, постановления Минфина.
По результатам окончания проверки составляется специальный акт. Но сотрудникам ФНС свойственно ошибаться.
Потому юридическое лицо, индивидуальный предприниматель имеют право обжаловать составленный акт. Порядок проведения этой процедуры устанавливается законом.
Камеральная проверка – обязательная процедура. Рано или поздно она назначается любому предприятию.
Причем помимо Федеральной налоговой службы право проводить её имеют следующие учреждения:
Основной причиной этому является необходимость проведения отчислений в пользу данных государственных внебюджетных фондов от заработной платы работников.
Она является налоговой базой. Но необходимо помнить о неприменимости налогового законодательства в целом к проводимым сотрудниками таких фондов проверкам.
В преддверии камеральной проверки либо при необходимости составления возражения потребуется заранее изучить следующие вопросы:
Возражение на акт камеральной проверки ПФР имеет некоторые отличия от аналогичного документа при проверке ФСС и ФНС. Важно помнить о данном моменте.
Для правильного составления возражения на акт результатов камеральной проверки потребуется ознакомиться с действующим законодательством.
Но понимание его возможно лишь при предварительном рассмотрении всех необходимых определений. К наиболее важным терминам можно отнести следующие:
Все эти учреждения могут требовать предоставления различных документов, связанных с отчетностью. Но наиболее обширные права присутствуют только у ФНС.
Налоговый орган не только может требовать представления всех данных, но также изымать документы, проводить их инвентаризацию.
Камеральная проверка – специальная процедура, представляющая собой аудит всех отчислений в пользу государства, его фондов.
Она включает проверку налоговой декларации, права на использование и других.
Проводится сведение документации. При наличии несоответствий, недоплаты предприятие обязано будет доплатить государству недостачу.
По результатам такого рассмотрения предприятие привлекается к налоговой ответственности. Важно помнить о различных сроках для написания возражений:
Если данный срок уже вышел, а возражения не были составлены – это не лишает проверяемое предприятие права провести разъяснение позже. Но данные сроки желательно все же соблюдать.
Образец возражения на акт камеральной налоговой проверки лучше всего разыскать заранее на авторитетном источнике в интернете.
Особенно если должного опыта его составления не имеется. Так можно избежать множества сложностей и затруднений.
Завершив изучение финансовых документов налогоплательщика, налоговый инспектор обязан составить акт камеральной налоговой проверки. Однако это правило можно и не соблюдать. В каком случае составление отчета о проделанной работе становится непременным условием для сотрудника ФНС? Как следует правильно заполнить эту деловую бумагу? Ответить на эти вопросы постараемся в данной статье.
Налоговый инспектор обязан проверять каждый документ, предоставленный налогоплательщиком, на соответствие нормам действующего налогового законодательства. Обычно о начале проверки он не предупреждает предпринимателя, поскольку его присутствие не требуется. Работа ведется лишь с отчетностью: декларация, бух. учет и ряд других важных бумаг.
Если всё в порядке, проверка завершается, и налогоплательщика об этом также не оповещают. Если есть недочеты, проверяемому лицу предлагают их исправить: предоставить объяснения или уточненную декларацию. Как только все нюансы будут улажены, проверка завершается, но в этом случае закон требует от инспектора составления акта камеральной налоговой проверки. Как его правильно составить, рассмотрим далее.
Если требуется составить акт камеральной налоговой проверки, образец его заполнения представим в статье, а форму можно скачать с официального сайта Налоговой службы (например, по этой ссылке https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/desk_audits/4313669/). При составлении акта или заполнении уже готового образца стоит помнить о том, что документ состоит из трех частей:
В первой части (шапка документа) необходимо указывать номер акта, полное и сокращенное название организации (проверяемого лица), ее реквизиты. Если проверяли физическое лицо, то следует указать его инициалы (имя, отчество) и фамилию, а также ИНН при наличии. Инспектор должен также указать место составления документа и дату.
В этой же части необходимо указать следующие данные:
Во второй части указываются данные, подтверждающие или опровергающие факт нарушения налогового законодательства, обстоятельства, смягчающие ответственность юридического или физического лица за выявленные правонарушения. Эта информация должна быть объективной, обоснованной и соответствующей действительности. Ошибки исключены. Каждая формулировка должна быть точной, не допускающей иной (неверной) трактовки.
В третьей части приводятся выводы: какие нарушения были выявлены и какое наказание грозит налогоплательщику. Указываются суммы штрафов, пени и т.д. Кроме этих данных – должность, фамилия и инициалы налогового инспектора и налогоплательщика.
Заметим, данный документ составляется в двух экземплярах. Один остается в налоговой, второй отдают проверяемому лицу (физ. лицу или руководителю компании).
Каждый экземпляр документа, подтверждающего проведение камеральной проверки, подписывают обе стороны (инспектор и проверяемое лицо). Если налогоплательщик будет не согласен с выводами инспектора, он имеет право не подписывать акт. Но в документе данный факт следует отразить. Если камеральная проверка проводится повторно, то акт составляется уже в трех экземплярах.
Составление акта – это норма действующего законодательства. На подготовку документа отводится 10 дней. В течение 5 дней с ним должен ознакомиться налогоплательщик и заверить своей подписью. Если документа не будет в наличии, результаты проверки отменяются.
Акт «камералки» становится основанием для составления Возражения. Несогласие с выводами госслужащего налогоплательщик должен оформить в письменном виде и в течение месяца после ознакомления с решением инспектора принести лично в налоговую или отправить по почте.
Итак, акт камеральной проверки составляют в том случае, если инспектор обнаружит ошибки в отчетных документах налогоплательщика. Он создается по утвержденному образцу в двух экземплярах на бумажном или электронном носителе. Он должен быть подписан как инспектором, так и проверяемым лицом. В течение 10 дней налоговая должна предоставить один экземпляр физическому лицу или руководителю организации.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки в виде акта
Камеральная проверка зачастую заканчивается без составления итогового документа. В этом случае следует считать, что какие-либо отклонения от норм законодательства в представленных документах отсутствуют. Налоговый орган составляет акт камеральной налоговой проверки только в том случае, если в ходе нее обнаружены нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).
До составления акта камеральной налоговой проверки при обнаружении каких-либо расхождений или противоречий в документах налоговый орган направляет требование о предоставлении пояснений, на которое проверяемое лицо должно отреагировать в течение 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного суда, это не право, а обязанность налогового органа (определение КС РФ от 12.07.2006 №267-О). Решение о том, воспользоваться ли правом на предоставление пояснений и документов, остается за проверяемым лицом. При этом непредоставление им каких-либо сведений может стать основанием не только для составления акта, но и для последующей критичной оценки аргументации налогоплательщика в суде (см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).
Форма акта должна соответствовать приложению № 23 к приказу ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, а содержание — п. 3 ст. 100 НК РФ и требованиям, являющимся приложением № 24 к этому же приказу. Обязательные реквизиты акта (п. 3 ст. 100 НК РФ):
Акт должен быть издан в бумажной или электронной форме. Он включает три части: вводную, описательную и итоговую. Особые требования предъявляются к описательной части: она должна отвечать требованиям объективности, обоснованности, полноты и др. Все существенные обстоятельства должны быть отражены в тексте со ссылками на документальные доказательства, субъективные утверждения не допускаются (п. 3.2 Требований).
Как должен выглядеть этот документ, можно увидеть на примере: Образец заполненного акта камеральной налоговой проверки.
1-й экземпляр акта должен быть в 5-дневный срок вручен проверяемому лицу. При его отказе от этого в акте делается соответствующая запись, и он направляется по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ). Акт выдается зачастую без приложения, т. к. подразумевается наличие у проверяемого лица всех документов. Одновременно с актом вручается или направляется почтой извещение о дне рассмотрения материалов. На возражения отводится 1 месяц от даты получения акта (при отправке по почте таким днем считается 6-й день с момента отправки). Возможно предоставление дополнительных документов, подтверждающих заявленные доводы.
2-й экземпляр акта вместе с приложениями и поступившими возражениями передается руководителю для принятия решения. На это отводится 10 дней (период отсчитывается с окончания срока для представления возражений), с возможностью продления не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Наряду с применением ответственности или отказом от этого одним из вариантов решения является назначение дополнительных проверочных мероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ). Их цель — изыскание доказательств нарушения при недостаточности имеющихся. Результаты дополнительных мероприятий фиксируются в дополнении к акту проверку. Проверяемое лицо вправе представить по такому дополнению свои возражения в течение 15 дней с момента его получения (пп. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).
Итак, акт проверки составляется по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными ФНС РФ. В некоторых случаях, при недостаточности аргументации выводов, изложенных в этом документе, могут быть назначены мероприятия, направленные на получение дополнительных доказательств нарушений, перечисленных в акте. Результаты допмероприятий фиксируются в дополнении к акту. Возражения можно представить как на акт, так и на дополнение к нему.
В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее.
Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей.
С этой целью налоговые службы проводят проверку. Камеральная проверка – один из ее видов. Что же это такое?
Налогоплательщик обязан знать, что такое камеральная проверка, в каких случаях она проводится и как составляется акт на ее основании.
Камеральная проверка налогового характера – одна из форм контроля налоговой службы. Данное понятие упоминается в Российской Федерации.
Цель ее – выявить, соблюдает ли налогоплательщик свои обязанности, выплачивает ли налоги и сборы. После подачи декларации начинается проверка.
Она направлена на то, чтобы:
Принципы:
Камеральная проверка осуществляется в несколько этапов:
Если в момент камеральной проверки выяснилось, что декларация и отчетные документы содержат противоречия, то налогоплательщик обязан пояснить это.
Внести изменения нужно сроком до 5 дней. Если лицо, проводящее проверку, заметит ошибки, то устанавливается факт правонарушения.
Проверка камерального типа проводится следующим образом (правила):
Основания для проверки:
Объект камеральной проверки – декларация о налогах. В службу инспекции Федеральной Налоговой могут подаваться и иные документы и отчетности.
Инспекция должна тщательно проверить все документы по налогам. В ходе камеральной проверки существуют моменты, обязывающие привлекать лицо к ответственности уголовного характера:
Пока вина должностного лица не доказана, он считается невиновным и не может привлекаться к ответственности.
Если в ходе камеральной проверки выяснилось, что налогоплательщик скрывал свои доходы или занижал, то повторной проверки быть не может. Его сразу же привлекают к ответственности.
Сразу же после проверки необходимо составить и вручить его налогоплательщику. Если он не хочет его принимать, то в акте делается специальная запись.
Цель акта камеральной поверки – привлечь налогоплательщика к ответственности за его незаконные действия.
Документ должен быть составлен в обязательном порядке ( Российской Федерации), независимо от типа правонарушения.
Основные функции документа:
Если налоговый инспектор не оформит документ камеральной проверки, то суд может признать решение привлечения к ответственности недействительным.
Правовое регулирование камеральной проверки отображено в . Согласно 2 пункту этой же статьи, проверка проводится уполномоченным лицом налогового органа.
Сроки для рассмотрения и принятие решения по акту камеральной проверки закреплены в . Порядок рассмотрения указан в этой же статье.
Как упоминалось выше, акт необходимо составить сразу же после выявления нарушения. Передать его нужно лично налогоплательщику или через его помощника.
При этом необходимо составить , в которой указать дату.
Если акт передается другим способом, например, заказным письмом, то датой его вручения принято считать шестой день после отправки с почты.
Примерно 2 недели дается налогоплательщику или его доверенному лицу на рассмотрение акта.
Во время вручения документа орган налоговой службы уполномочен оповестить о дате рассмотрения дела. Существует мнение, что налогоплательщик может его не подписывать.
Согласно статье №100 Налогового Кодекса РФ и акт камеральной налоговой проверки составляется следующим образом:
Сведения акта камеральной проверки должны учитывать и требования, которые выдвинуты в 3 пункте 100 статьи Налогового Кодекса.
Все сведения, которые должны быть отображены в акте, высветлены в подпунктах 1.8, 1.9 и 2.2 Требований к составлению актов налоговых проверок.
Составные части акта:
В первом пункте акта должны быть указаны все сведения об организации. Во втором – перечисление правонарушений, в третьем – рекомендации по исправлению ошибок.
Видео: камеральная налоговая проверка
Акт составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено. В отчетности указываются данные о проверке, как она проводилась, ее результаты.
Данные, которые необходимо высветить в акте:
101 статья гласит, что после рассмотрения ситуации и отчетности проверки орган налоговой службы может:
Акт – документ, который составляют несколько лиц, подтверждает какой-либо факт или нарушение. Акт камеральной проверки заполняется в четко установленной форме, которая является обязательной к выполнению.
Форма акта унифицирована, порядок составления и заполнения высветлен в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
Налоговая проверка камерального типа может проводиться внепланово. Налогоплательщика никто заранее не предупреждает.
Точной даты начала проверки нет, так как она может начаться внезапно. Налоговый орган никого не информирует о ее начале. Спустя 3 месяца она должна закончиться, и быть готов акт на ее основании.
Если налоговый орган запросит документы, а сроки камеральной проверки истекли, то ответственность не может наступить.
Органы проверки не имеют права требовать у налогоплательщика каких-либо документов. Об этом говорится в Российской Федерации.
Делая выводы, можно сказать, что камеральная проверка – простая процедура. Она является обязательной. Цель ее – выявить возможные правонарушения налогоплательщиков.
Срок проверки — 3 месяца, юридических и физических лиц можно не оповещать о ее назначении. После проверки оформляется акт, налогоплательщик имеет право обжаловать его в случае несогласия.
Свою правоту он должен доказать документально. Давность привлечения составляет 3 месяца с момента подачи отчетной декларации налогоплательщика.
Камеральная проверка – это форма текущего контроля соблюдения налогового законодательства, применения льгот по налогам и сборам. Начинается камеральная проверка сразу после представления декларации или отчетности в налоговые органы. Для начала проверки не требуется решение руководителя налогового органа, налоговики могут начать действовать на основании любой налоговой декларации. Прежде всего, налоговый инспектор проверяет правильность заполнения декларации и взаимосвязь показателей отчетности с:
Углубленной проверке с запросом дополнительных документов подвергаются не все декларации. Налоговики в большинстве случаев ограничиваются проверкой контрольных соотношений. По существу, контрольные соотношения являются формулами, по которым можно делать выводы обо всех показателях отчетности. На основании результатов камеральной проверки нередко принимается решение о выездной налоговой проверке.
На этом этапе проверяются:
Также сопоставляются показатели декларации с показателями по аналогичным налогоплательщикам и в среднем по отрасли. Если несоответствия не выявятся, то налоговики не информируют налогоплательщиков о проверке, поскольку документы по результатам не составляются. При несхождении показателей возможна углубленная проверка.
Если будет установлен факт налогового правонарушения, налоговики составят акт камеральной налоговой проверки. Этот документ оформляется в течение 10 рабочих дней после окончания проверки, и вручается налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты составления. На протяжении месяца со дня получения акта проверяемый имеет право подать возражение.
Акт – основной документ с результатами камеральной проверки. Состоит документ из следующих частей:
На основании акта камеральной проверки руководитель налоговой инспекции принимает решение о привлечении к ответственности проверяемого налогоплательщика. Если акт камеральной проверки не был составлен, это может стать основанием для отмены решения.
На результат камеральной налоговой проверки влияют многие факторы:
Значение камеральных проверок не стоит недооценивать, так как по их результатам могут быть приняты решения об углубленных проверках налоговых органов.