Внутренний финансовый контроль – это процесс наблюдения, с помощью которого ведется контроль за деятельность учреждения, а так же за рациональным и эффективным использованием бюджетных ресурсов, соблюдение законодательства в области ведения учета и в предоставлении отчетности. Правила осуществления внутреннего финансового контроля должно быть закреплено в учетной политике предприятия. Порядок проведения и организации внутреннего финансового контроля оформляется отдельным приказом на предприятии.
Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:
Какой выбрать способ осуществления внутреннего финансового контроля зависит напрямую от объема работ на предприятии. Есть ли возможность на предприятии ввести дополнительные ставки по осуществлению данного контроля или же возложить эти обязанности на уже существующие отделы.
Внутреннего финансового контроля включает в себя определенные виды, которые мы рассмотрим в виде таблицы:
Вид контроля | Описание |
Предварительный контроль | Осуществляется перед началом хозяйственной операции, для того что бы понять целесообразность в ее совершении. |
Текущий контроль | Заключается в ежедневном анализе соблюдения всем мероприятий по использованию бюджета, а так же составлении и ведении бухгалтерской отчетности. Еще анализируется рациональный и эффективный расход денежных средств для реализации поставленных целей, задач и в получении положительных показателей. |
Последующий контроль | Контроль осуществляется на завершающем этапе проведения хозяйственной операции. Что подразумевает под собой анализ и проверка бухгалтерской документации и отчетности, проведение инвентаризации и иных процедур, которые необходимы для проведения контроля на завершающем этапе. |
Предварительный и текущий контроль может проводиться самими работниками предприятия в рамкам своих должностных обязанностей. А вот уже последующий контроль осуществляется или отделом контроля, а именно ревизором или созданной комиссией по проведению внутреннего контроля.
Так же внутренний финансовый контроль можно разделить на два типа, а именно:
Оба типа внутреннего контроля подходит как для бюджетных организаций, так и для частных фирм.
Структура плана внутреннего контроля не однообразна, при составлении она отличается для разных статусов юридического лица, с разными видами деятельности, а так же с разными масштабами. Но имеются общие признаки, по каким составляется план внутреннего финансового контроля и которые указываются в документе:
В определенных случаях к плату внутреннего финансового контроля дополнительно составляется еще карта внутреннего финансового контроля.
Карта внутреннего финансового контроля в основном используется в государственных организациях. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В данном документе Минфин рекомендует вносить полные данные в отношении должностных лиц, которые принимают участие в финансовом контроле и отвечающих за выполнение конкретных проверочных процедур в рамках одного предприятия.
Сформированная Минфином карта внутреннего финансового контроля предназначена только для тех предприятий, которые участвуют в использовании бюджетных денежных средств и включена в состав приложения № 2 к письму Минфина РФ № 02-11-05/932.
Имеется так же другой подход к использованию карты внутреннего финансового контроля, а именно тогда, когда она является основной внутренней инструкцией предприятия, на основании которой проводятся все надзорные финансовые проверки. Это заключение можно сделать после изучения п. 12 правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, введенных постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.
Структура и реквизиты бланка двух видов карт внутреннего финансового контроля практически одинаковы.
Можно сделать вывод, что оба бланка в полной мере соответствуют целям планирования финансового контроля. Они так же могут как вспомогательными документами, так и основополагающими документами. То есть при осуществлении внутреннего финансового контроля может быть использован бланк, как Минфина, так и создан внутри определенного ведомства.
План считается основным документом при осуществлении хозяйственной операции. В данном документе фиксируется последовательность мероприятий, которые необходимы для выполнения финансового контроля. План составляется в соответствии с спецификой бизнес-процессов, которые актуальны только конкретному предприятию.
План внутреннего финансового контроля для частных фирм должен в обязательном порядке включать в себя такие сведения как:
В зависимости от цели проверки внутреннего финансового контроля план может быть еще дополнен необходимыми сведениями.
Самой главной особенностью плана внутреннего контроля считается то, что структура данный документ определяется на уровне нормативно-правовых актов, а также ведомственных распоряжений.
В плане внутреннего финансового контроля для государственных организаций должны содержаться такие сведения как:
Вопрос №1 Что представляет собой внутренний финансовый контроль?
Ответ: как такого определения нет, что такое внутренний финансовый контроль. Но если проанализировать все его действия то, можно сделать вывод, что это это процесс наблюдения, с помощью которого ведется контроль за деятельность учреждения, а так же за рациональным и эффективным использованием бюджетных ресурсов, соблюдение законодательства в области ведения учета и в предоставлении отчетности.
Вопрос №2 Какие бывают типы внутреннего финансового контроля?
Ответ: Внутренний финансовый контроль можно поделить на два типа – это плановый, который планируется заранее по проверке определенных операций, а так внезапный, который возникает в процессе ведения хозяйственной операции, которую необходимо изменить, отредактировать для эффективной реализации операции.
Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
Рассмотрим основные задачи финансового контроля:
Контроль базируется на этих принципах:
Соблюдение всех этих принципов обязательно.
В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:
Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.
Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.
Контрольные мероприятия исполняются различными путями:
Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.
Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:
Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.
ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.
В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:
Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.
Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:
ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.
ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.
Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:
Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.
Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:
Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.
Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:
Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.
Внутренний финансовый контроль (ВФК) в учреждении поможет эффективно использовать бюджетные деньги, трудовые и материальные ресурсы. Задача ВФК– обнаружить ошибки, исправить и не допустить их в дальнейшем. В статье найдете готовые образцы Положения, карты и журнала внутреннего финансового контроля.
В силу п. 1 стат. 19 Закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н все учреждения обязаны организовывать проверку своей деятельности. Такая процедура позволяет эффективно использовать средства бюджета, обеспечить высокое качество учета, а также достоверность отчетности. Рассмотрим, что включает внутренний государственный финансовый контроль, по каким правилам или стандартам проводится.
Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении направлен на достижение организацией своих целей, предотвращение отклонений от установленного порядка, обеспечение корректности учета, отчетности. Особенно актуально данное мероприятие для учреждений со сложной организационной структурой, включающей филиалы или подразделения.
Про последние изменения в порядке контроля читайте в статье журнала
Система проверки должна охватывать все операции, сделки и события, которые могут влиять на результат деятельности или перемещение денег. При разработке плана ревизионных мероприятий для собственного применения можно использовать федеральные стандарты для аудиторской деятельности. В процессе выбора конкретных действия нужно учитывать требования в области финансов:
Это обусловлено тем, что все учредители (РБС и ГРБС) обязаны проверять свои подчиненные структуры. Параллельно учреждения подвержены ревизии со стороны государства или местных органов власти. Основной целью мероприятий является проверка:
При разработке системы ВФК нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:
Положение о внутреннем финансовом контроле составляется для утверждения порядка осуществления внутреннего финансового контроля. Допускается оформление этого регламента в виде отдельного раздела учетной политики учреждения. Предварительно, нужно определить, кто именно будет проводить процедуру. Вариант зависит от объема и срочности работ, общего положения дел в учреждении, организационной структуры:
Порядок ВФК должен включать следующие основные нюансы проверки:
Учреждение может добавить в положение любые сведения, включая план внутреннего финансового контроля ведения учета в соответствии с нормативными требованиями. Главное – согласовать текст положения с ГРБС.
Смотрите и скачайте образец положения:
При подготовке к осуществлению ВФК необходимо разработать карту внутреннего финансового контроля. Здесь приводятся сведения о должностном работнике, ответственном за соблюдение сроков, периодичность операций. Дополнительно указываются способы и методы проверок и т.д. В карте требуется привести все виды операций, за выполнение которых отвечает отдельное подразделение.
Документ формируется до начала очередного года. Корректировки вносятся в следующих ситуациях:
Отчет о результатах внутреннего финансового контроля предназначен для фиксации информации о выявленных нарушениях и недостатках, данных об источниках рисков неисполнения бюджета, рекомендаций по исправлению. По итогам проведенного внутреннего мероприятия можно заполнить протокол или служебную записку. К документу прикладывается перечень мер по устранению обнаруженных нарушений и рекомендации по их дальнейшему предотвращению.
Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля подразумевают оформление результатов. Для этого составляется заключение; а при внешней ревизии – акт. Документы заполняются произвольно. От работников, по вине которых произошли недоработки, требуется предоставить письменные объяснения руководителю организации.
В журнале внутреннего финансового контроля учреждения приводят:
Согласно стандартам внутреннего финансового контроля, в документе приводятся итоговые результаты исследования правомерности ведения организацией деятельности. Дополнительно отражаются выводы о качестве тех хозяйственных операций, которые влияют на эффективное распоряжение бюджетными средствами.
Оформлять журнал обязано то подразделение учреждения, которое назначено ответственным за исполнение бюджетных процедур. Заполняется документ на основании сведений от проверяющего ведомства. Бланк можно формировать произвольно. Рекомендуется использовать для примера стандарт Казначейства РФ по Приказу № 475 от 16.12.16 г. В этом нормативно-правовом акте утвержден сам бланк и порядок его составления.
Допускается оформление журнала в электронном формате или «на бумаге». Электронный способ позволяет группировать нарушения по периодам их возникновения, типам и прочим критериям. Посредством использования программы доступны идентификация времени записи; защита от доступа посторонних; внесение отметок о нарушениях.
Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля предусматривает заполнение соответствующих сведений в пояснительных записках. Такие формы прикладываются к годовой бухотчетности (ф. 0503760) учреждения и бюджетной отчетности (ф. 0503160). В таблице № 5 приводятся данные о результатах проведенных в отчетном периоде проверочных мероприятий, а также рекомендации по устранению недоработок.
На законодательном уровне санкции за отсутствие у организации системы внутреннего контроля финансовой отчетности напрямую не утверждены. Но финансовый орган может в любое время посетить учреждение для изучения его системы контроля. По результатам такой проверки ревизоры могут вынести предписание или представление. Если никаких замечаний к ревизии нет, бланк не заполняется.
В документе указывается на наличие нарушений. Если не исполнить предписание (представление), нарушителю грозит ответственность. В настоящее время размер штрафной санкции составляет:
Обратите внимание! При проведении внутренних проверок виды ответственности можно предусмотреть для субъектов процедуры в рамках их обязанностей. Для лиц, виновных в недостатках, нарушениях и искажениях, как правило, вводится дисциплинарная ответственность по ТК РФ. Оценкой адекватности и эффективности системы, контролем за ее соблюдением занимается специальная комиссия. Состав комиссии утверждается руководителем организации.
План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю разрабатывается в организациях всех форм собственности самостоятельно. В зависимости от вида деятельности и организационной структуры компании указанный документ может иметь отличительные особенности.
Администрирование и надзор за финансовыми потоками фирмы как процесс можно разделить на 2 взаимосвязанных элемента:
Состав реквизитов плана внутреннего финансового контроля неоднороден в фирмах с различными организационно-правовыми формами, направлениями и объемами бизнеса. В то же время есть несколько универсальных для всех компаний моментов, которые в обязательном порядке должны быть раскрыты в данном документе:
В качестве вспомогательного документа к плану может быть прикреплена карта внутреннего финансового контроля .
Подобный документ типичен для компаний госсектора. Связано это с обязательностью его применения в качестве предварительного мероприятия по осуществлению контрольных процедур в области финансов бюджетных организаций. Подобное правило закреплено в п. 16 приложения к письму Минфина РФ от 19.01.2015 № 02-11-05/932. В приведенном документе предполагается отражение должностных лиц отвечающих за выполнение конкретных проверочных процедур в рамках одного предприятия.
Прилагаемая министерством форма должна применяться всеми компаниями, участвующими в использовании средств бюджета, и включена в состав приложения № 2 к письму Минфина РФ № 02-11-05/932.
Рассматривается и иной подход к определению назначения карты внутреннего финансового контроля , когда она служит основной внутренней инструкцией организации, согласно которой осуществляются надзорные финансовые процедуры. Это заключение можно сделать после изучения п. 12 правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, введенных постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.
Состав и размещение реквизитов бланков карты, которые приводятся в двух вышеуказанных документах, во многом схожи. Дополнительный аргумент в отношении идентичности подходов обоих правительственных органов - п. 10 правил, введенных постановлением № 193. В нем также предполагается обязательное указание сотрудников, обязанных проводить отдельные контрольные процедуры.
В то же время документ Правительства РФ предоставляет предприятиям использовать для финансового контроля отраслевые формы, утверждаемые ведомствами. В соответствии с этим Минфин РФ в приказе от 25.02.2015 № 30н предписывает использовать бланк карты внутреннего финконтроля, нашедший отражение в приложении № 1 данного НПА.
Получается, что описанный формат в полной мере соответствует целям планирования финансового контроля и может быть как вспомогательным, так и основополагающим документом, регламентирующим его ведение. При этом возможно применять как бланк Минфина, так и созданный внутри соответствующего ведомства.
Образец карты внутреннего финансового контроля , предложенный на нашем сайте, облегчит процесс ее разработки в фирме.
Регламент контрольных финансовых процедур коммерческой компании обусловлен применяемыми методами хозяйствования, сложившимися традициями ведения бизнеса в данной фирме и включает:
Исходя из ставящихся задач количество элементов плана проверки может быть значительно расширено. В частности, могут появиться реквизиты для визирования ответственным сотрудником завершения этапов программы контроля - таким способом подтверждается успешное выполнение специалистами на участках вверенной им части работы.
Для предприятий госсектора применяется строгая законодательная регламентация механизмов контроля финансов на всех уровнях. Кроме того, существует множество ограничений, накладываемых со стороны инструкций внутри ведомств. Самостоятельность в выборе параметров контроля госкомпаний ограничена в значительной мере.
Каковы же основные ограничения и обязательные требования к формированию контрольных процедур в области финансов в государственных компаниях? Одним из источников для понимания их содержания может стать п. 45 приложения к письму Минфина РФ от 19.01.2015 № 02-11-05/932, исходя из его положений, можно выделить следующие ключевые элементы:
Нормами права может быть предусмотрено исполнение обязательных планов финансового контроля, утвержденных на уровне ведомства. В качестве примера могут служить пп. 3, 4 правил осуществления финансового контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092. Согласно им программа контроля утверждается:
Правила составления программы мероприятий финансового надзора распространяются и на деятельность Росфиннадзора в области мониторинга деятельности предприятий государственного и негосударственного сектора.
Итак, в частных фирмах планы создаются самостоятельно. Государственные компании в большинстве случаев руководствуются ведомственными инструкциями.