Три экономические функции государства в смешанной экономике. Смешанная экономика. Финансовая политика государства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Канашский филиал

Экономический факультет

Контрольная работа

по Государственному регулированию национальной экономики

Функции государства в смешанной экономике

студента III курса

Пыркина Ильи Михайловича

Введение

1. Необходимость государственного регулирования экономики

2. Экономические функции государства

3. Финансовая политика государства

Заключение

Список литературы

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

1. Необходимость государственного регулирования экон о мики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

2. Экономические функции государства

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

антимонопольное регулирование;

проведение политики макроэкономической стабилизации;

воздействие на размещение ресурсов;

деятельность в сфере распределения доходов;

деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

государственный финансовый социальный антимонопольный

3.Финансовая политика государства

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

увеличения государственных расходов;

снижения налогов;

сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

уменьшения государственных расходов;

увеличения налогов;

сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Заключение

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Список литературы:

1. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО “ДИС”, 2003 г.

2. Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 2000 г.

3. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2002 г.

4. Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства. Антимонопольное регулирование. Макроэкономическая стабилизация. Размещение ресурсов. Финансовая политика государства. Кредитно-денежная политика государства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2003

    Конкуренция в России. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Конкуренция в рыночной экономике: совершенная, монополистическая, олигополия, чистая монополия. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2007

    Сущность, возникновение несовершенной конкуренции. Виды монополи, формы монополистических объединений. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы. Демонополизация экономики России. Современная антимонопольная политика.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Рыночный механизм формирования доходов населения. Государственное регулирование распределения доходов. Социальная политика: функции и направления. Анализ реализации политики доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2014

    Понятие, сущность и виды монополий, цели и способы их появления. Антимонопольное регулирование в России, российское антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика государства. Цели и показатели деятельности Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2013

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) как система мер воздействия государства на экономическую жизнь. Понятие прямого и косвенного вмешательства государства. Основные функции и задачи ГРЭ. Состояние платежного баланса, борьба с инфляцией.

    доклад , добавлен 28.12.2009

    Фискальная политика государства как система и метод государственного регулирования экономики. Необходимости преобразования, реформирования, Принципы и механизмы воздействия на функционирование экономики, необходимость реформирования и совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2008

    Основные средства, методы, цели и направления государственного регулирования экономики. Этапы изменения роли государства в экономике. Доля государственных расходов в ВВП развитых стран. Причины усиления государственного вмешательства в экономику.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Социально-экономическое обоснование необходимости вмешательства государства в рыночную экономику. Изучение функций, методов и главных направлений государственного регулирования экономики. Тактика, подходы и стратегия макроэкономической политики России.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Экономические функции государства, его роль в смешанной экономике. "Фиаско" рынка - государственное регулирование. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы. Защита конкурентной среды. Охрана окружающей среды, финансирование науки.

Экономические функции государства в смешанной экономике.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Экономических функций государства в смешанной экономике много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широ­ких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функ­ций.

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облег­чать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида де­ятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функ­ционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач прави­тельство усиливает и модифицирует функциониро­вание рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального проду­кта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых коле­баниями экономической конъюнктуры, а также сти­мулирование экономического роста.

Хотя этот перечень пяти функций государства обычно служит базой для анализа его экономичес­кой роли, мы в дальнейшем увидим, что большинст­во правительственных форм деятельности и полити­ческих мер так или иначе оказывают влияние на все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ре­сурсов, поскольку бедные покупают товары и услу­ги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями обще­ства. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляцион­ного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Кратко рассмотрим сначала первые две из пере­численных функций правительства и затем подверг­нем более подробному анализу роль правительства в перераспределении дохода и богатства, распреде­лении ресурсов и стабилизации экономики.

Правовая база и общественная атмосфера

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, явля­ющихся предпосылкой эффективного функциониро­вания рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, опреде­ление прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавли­вает также законные "правила игры", регулиру­ющие отношения между предприятиями, поставщи­ками ресурсов и потребителями. На основе законо­дательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономичес­ких связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для на­ложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания об­щественного порядка, введение стандартов измере­ния веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

Имеется в виду, что такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гаранти­рование качества продуктов, определение прав соб­ственности и ответственность за соблюдение усло­вий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рын­ки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация, как мы видели в главе 3, означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые счита­ют, что правительство чрезмерно регулирует вза­имоотношения предприятий, потребителей и рабо­чих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Защита конкуренции

Конкуренция служит основным регулирующим ме­ханизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и постав­щиков ресурсов диктату покупателя или суверените­ту потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желани­ям покупателей, которые рыночная система регист­рирует и доводит до сведения продавцов. Конкури­рующих производителей, подчиняющихся воле ры­ночной системы, ждут прибыль и упрочение их по­зиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуга.

Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле - это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоя­нии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, про­давцы могут воздействовать на рынок или манипу­лировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополи­сты могут искусственно ограничивать объем проду­кции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие кон­курентные, прямо противоречат интересам потреби­телей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заме­няет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы рас­пределяются таким образом, что это отвечает ин­тересам монополистических продавцов, добиваю­щихся высоких прибылей, и не целям удовлетворе­ния потребностей общества в целом. Короче говоря, монополия порождает нерациональное распределе­ние экономических ресурсов.

Вопрос о том, является ли рыночная экономическая система наилучшим способом решения основных экономических проблем, остается без научно-обоснованного ответа. Однако заслуживают внимания аргументация её достоинств и недостатков.

Сторонники рынка доказывают, прежде всего, что конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех благ, в которых общество более всего нуждается, диктует применение наиболее эффективного комбинирования ресурсов, способствует разработке и внедрению новых технологий производства, обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых благ из имеющихся ресурсов.

Вторым аргументом в пользу рыночной системы служит ее опора на роль личной свободы. Именно этим обусловлена ее способность координировать деятельность всего множества экономических субъектов (индивидов, предприятий) без принуждения. Она предоставляет им свободу предпринимательства и выбора, и на этой основе преуспевает. Экономические субъекты могут желать и добиваться увеличения собственной выгоды.

Противники рыночной системы указывают на ряд ее негативных особенностей. Во-первых, она сама способствует угасанию конкуренции по двум причинам. Первая представлена стремлением экономических субъектов освободиться от безжалостного воздействия на них конкуренции через слияния фирм-конкурентов или их тайные сговоры. Вторая обусловлена НТП. Объективно использование новейших технологий производства требует капитала большей величины, более крупных и надежных поставщиков сырья, оптовых покупателей, рынков сбыта. Таким образом, технико-технологическое обновление сопровождается укрупнением фирм и одновременным сокращением их числа в соответствующей отрасли, а значит – угасанием конкуренции.

Обе причины, ослабляя конкуренцию, снижают эффективность рыночной экономической системы. При этом концентрация экономической власти в руках наиболее крупных экономических субъектов позволяет им осуществлять меры принуждения в отношении мелких, в том числе и потребителей благ, и поставщиков ресурсов. А это означает, что по мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя (независимость его от производителя), теряется способность распределения ресурсов в соответствии с желаниями потребителей. Производство становится более расточительным и менее эффективным.

Во-вторых, возрастает уровень имущественного неравенства и неравенства в распределении денежных доходов. Рыночная система позволяет отдельным ловким, способным, предприимчивым людям сосредотачивать в своих руках огромные количества материальных ресурсов, а на их основе – денежных доходов. В результате растет разрыв в уровне возможностей бедных и состоятельных семей приобретать блага для удовлетворения своих потребностей. Производство начинает ориентировать использование ограниченных ресурсов на изготовление более дорогих благ.

В-третьих, неспособность рыночной системы учитывать потребность и организовывать производство «общественных товаров».

В-четвертых, неспособность обеспечить достаточный уровень занятости трудоспособного населения и стабильности уровня цен. Имеющие место взлеты и падения экономической активности, сопровождающиеся ростом инфляции или безработицы, весьма болезненны для общества.

В современных смешанных системах учтены наиболее существенные элементы критики рыночной экономики. Через функционирование своих правительств общества приняли меры, направленные на сглаживание её недостатков. В свою очередь, сами эти недостатки являются причинами, делающими необходимым вмешательство государства в сферы экономической деятельности. Границы его вмешательства обусловлены актуальностью выполнения ряда функций:

1) обеспечение экономики нужным количеством денег;

2) регулирование «внешних эффектов производства»;

3) удовлетворение потребностей населения в «общественных товарах».

Деньги (как посредник в обмене товаров) требуются в определенном количестве. Обеспечить соблюдение этого условия может только государство.

Внешние эффекты производства (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называется «внешними», так как касаются не участвующих в сделке – третьих лиц. Например, загрязнение природной среды отходами производства вызывает у населения близлежащих к нему территорий затраты на лечение заболеваний, вызванных этим загрязнением.

С ростом объемов производства усиливается негативное воздействие на экологию. Для контроля и ограничения отрицательных внешних эффектов востребовано государство.

Категория «общественные товары» возникла и стала использоваться в связи с неспособностью рыночного механизма обеспечить общество благами в необходимом ассортименте. Частное производство реагирует лишь на те потребности, которые выражаются через спрос. Блага, производимые для их удовлетворения, называют частными товарами. Но рыночный механизм не замечает потребностей, которые не представлены в спросе. Блага, необходимые для их удовлетворения, отнесены к группе «общественных товаров». Их особенность проявляется в том, что они: а) не исключаемы из потребления; б) неконкурентные в потреблении. «Неисключаемость из потребления» означает, что такое благо служит всем жителям территории, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков» и разделить это благо на части. «Неконкурентность общественного товара» означает, что увеличение количества его потребителей не уменьшает полезности этого блага для каждого из них. Примером «общественного товара» может служить национальная оборона.

Есть товары, имеющие черты и «общественного», и «частного». Их производство развивается на государственной и частной основах. Например, система высшего образования, здравоохранение.

Выполнение государством следующих двух функций необходимо для поддержания и облегчения функционирования рыночной системы.

Это, во-первых, обеспечение правовой базы частного предпринимательства. Устанавливая «правила игры», правительство регулирует отношения между производителями, поставщиками ресурсов и потребителями, получает возможность играть роль арбитра в их экономических противоречиях. Общество, основанное на рыночных отношениях и предполагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона.

Во-вторых, необходимость защиты конкуренции, являющейся основным регулирующим механизмом в рыночной системе, становится актуальной с возникновением и ростом числа монополий. В результате зарождается возможность нерационального распределения ресурсов, недопроизводства отдельных благ, угасает стремление снижать средние издержки производства и т. д. С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизма. Предотвращение монополизации экономики и защита конкуренции становится задачей, функцией государства.

Выполняя следующие три функции: перераспределение дохода и богатства, перераспределение ресурсов, стабилизация экономики, правительство призвано сгладить погрешности и недостатки функционирования рыночной системы.

Перераспределение дохода и богатства необходимо вследствие беспристрастности рыночного механизма в формировании доходов малых для одних и очень крупных – для других экономических субъектов. Вне зависимости от причин, обусловливающих эти различия, бедность части населения среди общего богатства, порождает острые экономические и социальные проблемы. Поэтому правительству предписано решение задачи по уменьшению неравенства доходов и по поддержанию наименее обеспеченных его членов общества.

Государственное перераспределение ресурсов необходимо, во-первых, для организации производства «общественных товаров», во- вторых, в связи с превышением объема перерабатываемого сырья сверх имеющихся у предприятия мощностей по очистке и утилизации отходов, увеличивающих загрязнение окружающей среды. Государство призвано применять меры для корректировки рыночного распределения экономических ресурсов и объемов их использования отдельными предприятиями.

Стабилизация экономики, как проблема, порождается в обществе колебаниями экономической конъюнктуры, экономической активности, а отражается в изменениях в уровне занятости трудоспособного населения и в уровне инфляции. Функцией правительства становится осуществление контроля над уровнем занятости и инфляции, сглаживание циклической формы развития национальной экономики, стимулирование экономического роста.

Таким образом, государство, выполнением ряда предписанных ему функций, призвано дополнять работу рыночного механизма. Именно на таком их сочетании формируются модели смешанной экономической системы.

Сущность государства раскрывается и реализуется в ее взаимодействии с обществом. Что и как государство делает для упорядочения и совершенствования общественной, коллективной и частной жизнедеятельности людей характеризуется понятием "функции государства". Слово "функция" происходит от лат. и означает исполнение, обязанность, круг деятельности.

Современные государства мира выполняют политическую, социальную, международную и экономическую функции .

Экономическая функция государства заключается в создании предпосылок, необходимых для эффективной экономической деятельности общества. Все функции государства тесно взаимосвязаны. Но, по мнению экономистов, экономическая функция является важнейшей, поскольку отсутствие надлежащего экономического потенциала или низкая эффективность его использования препятствуют реализации других общественных функций.

Экономические функции государства в современной смешанной экономической системе можно сгруппировать по следующим пяти направлениям.

1. Эмиссионная функция. ее сущность заключается в обеспечении экономики необходимым количеством денег. В этой сфере государство является монополистом и противостоит большому количеству покупателей, которые формируют спрос на деньги. С целью удовлетворения этого спроса государство осуществляет денежно-кредитную политику.

2. Формирование правовых основ функционирования экономики. С этой целью государство определяет правовой статус отдельных форм собственности, узаконивает существование различных видов хозяйственной деятельности, регулирует отношения между производителями и покупателями товаров, регламентирует осуществление отдельными предприятиями внешнеэкономической деятельности, определяет обязанности предприятий перед государством и т.д. Опираясь на экономическое законодательство, государство выполняет роль арбитра в сфере хозяйственных отношений, выявляет случаи незаконной деятельности и принимает соответствующие меры к нарушителям.

3. Устранение недостатков рыночного саморегулирования. Механизм рыночного регулирования обеспечивает эффективное распределение ресурсов только при определенных идеальных условиях. Распределение ресурсов, при котором ни один из субъектов рынка не может улучшить своего состояния, чтобы не ухудшить состояния других субъектов рынка, называется эффективным (оптимальным) по Парето (Вильфредо Парето (1848-1923) - выдающийся итальянский экономист).

Однако в экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм не обеспечивает оптимального по Парето использование ресурсов. Такие условия и создают недостатки (провалы, несостоятельность) рынка.

Изъяны рынка возникают вследствие несостоятельности конкуренции; неспособности рынка обеспечивать людей общественными товарами; внешних эффектов; неполноты рынков; несовершенство информации; экономической нестабильности.

Несостоятельность рыночного саморегулирования обеспечить эффективный по Парето распределение ресурсов компенсируется государственным регулированием экономики. С этой целью государство осуществляет защиту конкуренции, обеспечивает людей общественными товарами, реагирует на возможность возникновения негативных эффектов (экстерналий), участвует в решении проблем неполноты рынков, формирует информационную инфраструктуру рынка, осуществляет стабилизационную политику .

4. Перераспределение доходов. Экономика, оптимальная по Парето, констатирует состояние, за которым экономические ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Но эффективное распределение ресурсов еще не означает эффективного распределения доходов между членами общества. Конкурентные рынки способны порождать неравномерность распределения доходов и даже полный недостаток средств для существования в нетрудоспособных членов общества. Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет их перераспределение через разнообразные социальные программы в форме трансфертных платежей. Кроме того, государство может регулировать индивидуальные доходы через влияние на процесс формирования первичных доходов (установление минимальной заработной платы, введение прогрессивно-пропорциональной формы налогообложения, индексация доходов с учетом инфляции, регулирование цен на товары и услуги первой необходимости и т. д.).

5. Обеспечение обязательными товарами. Товары (правила поведения), которые государство обязывает людей использовать (придерживаться), называются обязательными товарами. Важным аргументом в пользу государственного вмешательства в экономику является известная истина, что человек способен действовать вопреки собственным интересам (например, люди курят, употребляют чрезмерное количество алкоголя, нарушают правила дорожного движения, потребляют вредные для здоровья продукты и тому подобное). Взгляды, согласно которым государственное регулирование необходимо, поскольку государству лучше известно, что именно является полезным для человека, называются патерналистскими. Сторонники патернализма считают, что "оставленные на произвол судьбы" люди способны вредить не только себе, но и другим членам общества.

Реализация экономических функций государства осуществляется через механизм бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, ценовой, социальной, внешнеэкономической и других направлений социально-экономической политики .

Примечания

1. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. Есть. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К. : КНЭУ, 2000. - 316 с.

Необходимость политической функции государства вытекает из самой сущности государства как политической формы организации общества. Политическая функция государства состоит в обеспечении целостности и сохранении общества, в создании условий для спокойного и гармоничного его развития. Игнорирование политической функции способно порождать политическую нестабильность, социальные конфликты и хаос в экономической сфере. При таких условиях любое государственное управление и государственное регулирование экономики не может быть и речи.

Социальная функция государства заключается в обеспечении на всей территории страны прав и свобод каждого человека и гражданина. Выполнение социальной функции предусматривает: создание государством условий для воспроизводства и развития человека (демографическая политика, образование, воспитание и тому подобное); формирование социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека; стимулирование творческого роста человека; воплощение в жизнь принципов социальной справедливости и прочее.

Международная (внешняя) функция государства заключается в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народов конкретной страны в рамках мирового сообщества. Внешняя политика должна учитывать геополитические обстоятельства, которые определяют судьбу народов, а также извечные национальные интересы. Государство должно осуществлять международную функцию в стратегических параметрах, налаживать нормальные отношения с другими странами вдоль своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с как можно большим количеством государств, способствовать развитию международных организаций. Благоприятное международное положение создает условия для конструктивного развития любой страны.

2. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. Есть. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К. : КНЭУ, 2000. - С. 10-12.

Для защиты конкуренции и ограничения монополистических тенденций государство осуществляет антимонопольную политику. Она реализуется на основании антимонопольного законодательства, которое дает правовую оценку следующих явлений: злоупотребления монопольным положением на рынке; неправомерность некоторых соглашений между предпринимателями; дискриминация предпринимателей органами власти и управления; недобросовестная конкуренция. Нормативно-правовыми актами также регламентируются средства государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, ответственность за его нарушение и т. д.

Другим является отношение государства к естественных монополий. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма способна обеспечить весь рынок товарами, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы конкурирующие фирмы. При таких условиях конкуренция становится нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многими производителями, эффект масштаба не можно было бы реализовать, а следовательно, затраты на единицу продукции стали бы слишком высокими. Соответственно росли бы и цены.

Возможным средством обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополий есть альтернатива: государственная собственность - государственное регулирование.

Одной из важнейших функций государства является производство чистых и смешанных общественных товаров. Четко разграничить общественные, смешанные и частные товары - сложная задача, решение которой зависит от многих факторов: исторических, политических, экономических, демографических, идеологических и т. п. Однако такое разграничение является необходимым по двум причинам. Во-первых, сфера производства чистых общественных товаров приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора. Во-вторых, сфера производства смешанных общественных товаров является ареной конкуренции общественного и частного секторов. В отличие от других субъектов экономических отношений государство имеет законное право изымать доходы через налогообложение. Именно налоги и являются источником финансирования производства общественных товаров. Следовательно, возмещение расходов на производство общественных товаров осуществляется за счет налогоплательщиков.

В современном мире государство как субъект экономических отношений обеспечивает предоставление таких общественных услуг (товаров): государственное управление (в том числе государственное регулирование экономики), оборона, безопасность (человека, государства, общества), социальная защита, охрана здоровья, физическая культура, спорт, образование, фундаментальные научные исследования, культура, искусство, охрана окружающей среды и т. др.

Государство реагирует на возможность возникновения негативных эффектов (экстерналий) в разные способы. В некоторых случаях она регламентирует права и обязанности субъектов рынка. На практике это достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Так, государство устанавливает нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, а также ограничения по загрязнению воздуха, воды и тому подобное. Кроме того, государство может использовать различные формы и методы регулирования цен, которыми предусматриваются взыскания штрафов с предприятий, которые создают негативные экстерналии, и вознаграждение тех предпринимателей, которые создают позитивные экстерналии. Государство не может оставаться равнодушной к негативным внешним эффектам, но выбор оптимальных форм воздействия также не может быть шаблонным - он определяется спецификой конкретной ситуации и целесообразностью.

Государство принимает активное участие в решении проблем неполноты рынков. Для этого она осуществляет координацию действий потенциальных производителей и потребителей. Наиболее распространенными формами такой координации являются макроэкономические планы, государственные целевые комплексные программы, государственные закупки товаров (услуг) и тому подобное.

Обычной практикой для индустриально развитых стран является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Информация в основном является общественным товаром. Предоставление информации любому лицу не уменьшает ее количества для других. Эффективность требует бесплатного распространения информации или, точнее, плата за информацию должна покрывать расходы на ее предоставление. Если через информационную асимметрию потребитель в состоянии защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов как покупатель, он может попробовать это сделать через механизм управления общественным сектором как избиратель.

Государство осуществляет стабилизационную политику. В основу стабилизационной функции государства возлагается то обстоятельство, что уровень производства зависит от уровня совокупных расходов. Расходы частного сектора могут быть либо недостаточными для достижения полной занятости, или чрезмерными. В первом случае возникает избыточная безработица, во втором - инфляционный рост. В первом случае государство может применить стимулирующую политику, во втором - сдерживающую. Основными методами выполнения государством стабилизационной функции является фискальная и денежно-кредитная политика.

3. Бандур С.И., Заяц Т.А., Терон И.В. Современная региональная социально-экономическая политика государства: теория, методология, практика. - К.: РВПС Украины HAH Украины. - ООО "ПРИНТ ЭКСПРЕСС", 2002. - 250 с.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики.

Устойчивый экономический рост.

Стабилизация цен

Мах занятости

Соблюдение внешнеэкономического равновесия

Охрана окружающей среды

Обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов).

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики .


  • Рынок и государство в смешанной экономике . Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рынке фактически предполагается
    Многие экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой объем функций государства , который...


  • Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа. Ее смешанный
    Функции государства в смешанной экономике .


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усл.
    Провал (несовершенство, изъян) рынка - это такая экономическая ситуация, в которой рациональн.


  • Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа. Ее смешанный характер опред-ся наличием разных форм собс... подробнее ».
    Функции государства в смешанной экономике .


  • Функции государства в национальной экономике . В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции , конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных...


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усл. Масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора.


  • В смешанной экономике рынок и государство экономике функций .


  • Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни - это, с одной стороны, Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа.


  • В смешанной экономике рынок и государство делят ответственность за состояние дел в экономике . Могут сосуществовать гос-ные и рыночные механизмы, эффективно работающие с точки зрения разных целевых функций .

Найдено похожих страниц:10