Транс-Тихоокеанское партнерство: цели, вызовы и перспективы

Транс-Тихоокеанское партнерство: цели, вызовы и перспективы

Всем известно, что Дональд Трамп не стал долго праздновать свою инаугурацию, а приступил к выполнению обязанностей американского президента незамедлительно. Сразу же, в первый день работы на новой должности, он подписал несколько распоряжений, в числе которых - указ о прекращении членства США в Транстихоокеанском партнерстве. Это свидетельствует о том, какое значение придаётся этому вопросу. Возможно, кто-то считает, что его можно было бы отложить, и так уж сильно не спешить. Однако Трамп имеет своё мнение.

Слово и дело

Сделать это Дональд Трамп пообещал ещё в ходе предвыборной кампании, причём именно в первый же день. И это, разумеется, не каприз, а один из важнейших пунктов плана, общая цель которого состоит не просто в сохранении уровня занятости на американском рынке труда, а в создании максимального количества новых рабочих мест. Для этого нужно, чтобы в стране производилось как можно больше продукции. США - огромная держава, способная обеспечить себя качественными товарами в необходимых количествах, да и ещё продавать их всему миру, как это было несколько десятилетий назад. Теперь же национальный рынок заполонил импорт, а многие американцы вынуждены жить на пособие по безработице. При чём тут Транстихоокеанское партнерство? Чтобы на этот вопрос ответить, для начала следует разобраться в сущности этого экономического объединения.

Что такое ТТП?

Идея партнёрства принадлежит не американцам, а правительствам Чили, Сингапура и Новой Зеландии, а возникла она в 2003 году. К этим странам через два года примкнуло государство Бруней. В таком составе было подписано соглашение о TPP, то есть Trans-Pacific Partnership, вступившее в силу в 2005 г.

Замысел состоял в том, чтобы максимально упростить перемещение товаров и капиталов через границы, а в идеале создать единый рыночный механизм вроде того, что существует в Европе. В США было принято решение о вхождении в это финансово-экономическое сообщество в 2008 году. Процесс, что называется, пошёл. Новые страны, привлекаемые объёмными потенциальными рынками сбыта, устремились в ТТП. «Тихоокеанскими торговыми партнёрами» стали столь разные по размерами и уровню развития производства государства, как Вьетнам, США, Канада, Япония, Перу, Мексика, Австралия и Малайзия, не считая учредителей - Сингапура, Новой Зеландии, Брунея и Чили. Всего по состоянию на 2015 год - двенадцать участников. Правда, для полноценного членства требовалась ратификация парламентами, но соглашение было подписано 4 февраля 2016 года.

Для чего это было нужно Америке?

Барак Обама в инициативе учредителей ТТП разглядел начинание, которое следовало организовать и возглавить как крайне полезное для США. В том, что Америка в силу своей наибольшей экономической мощи будет доминировать при таком раскладе, у него даже сомнений, очевидно, не было. Выгода представлялась очевидной. Товары, произведенные в США, теоретически могли завоёвывать, не встречая пошлинного противодействия, обширные рынки. Встречный же поток не обещал быть очень уж огромным. В некоторых случаях торговый баланс мог быть и отрицательным, но в целом Америка должна была иметь положительное сальдо. Следствием расширения рынка сбыта стали бы новые рабочие места и рост дохода населения США на 0,5% ВВП или в денежном выражении на $131 млрд (прогноз Института Питерсона). В общем, предсказывался значительный рост экспорта из США в страны ТТП.

Реалии

По плану всё выходило очень хорошо, а на деле получилось несколько иначе. Ожидаемого положительного сальдо почему-то не вышло. Сначала всё шло просто отлично, и наибольший профицит возник на самом объемном рынке сбыта, японском (на более чем $216 млрд в 2012 году). Однако к 2015 году ситуация изменилась. Как подсчитал Институт экономической политики, суммарно все одиннадцать стран-партнёров сумели продать в Соединённые Штаты своих товаров на $177,9 млрд больше, чем купить у них, что привело к снижению валового внутреннего продукта США на $284,6 млрд и сокращению от одного до двух миллионов работников по стране, в основном в промышленном производстве. Больше всего пострадали семь центральных восточных штатов, входящих в «Ржавый пояс». Они голосовали за Трампа, обещавшего прекратить это безобразие.

Причины неудачи

Надежды на успешное продвижение американских товаров в страны Транстихоокеанского партнёрства не оправдались по нескольким причинам, предвидеть которые объективно было можно. Зачастую играли роль значительно более скромные тарифы оплаты труда (Вьетнам, Мексика) или сознательное занижение курсов национальных валют, что создавало существенные конкурентные преимущества. Американские рабочие привыкли к лучшей оплате и высоким стандартам социальной защиты, что неизбежно сказывается на себестоимости производимой ими продукции. В общем, вместо триумфальной победы экспорта из США случилось фиаско.

Китайский фактор

Одной из причин активного продвижения идеи Транстихоокеанского партнёрства администрацией Барака Обамы была надежда на то, что совокупная экономическая мощь участников «подвинет» региональное торговое доминирование КНР. Китай и так ведёт себя в последнее время чересчур независимо, и в экономическом, и в военно-политическом смысле. Создаваемая при поддержке США новая система должна была, по замыслу, стать геополитическим инструментом, обеспечивающим противовес экспансии Поднебесной и в тихоокеанском бассейне, и вообще в мире. В ТТП КНР не звали. Ситуация, конечно, не совсем соответствовала понятию «торговой войны», но чем-то напоминала действия НАТО вблизи российских границ. Нападать вроде бы никто не собирается, но «нервы помотать» можно. Мелочь - а приятно. «И нам польза, и людям вред», - как сказал один антагонистический персонаж старого советского детского фильма.

Теперь, однако, ситуация полностью меняется. Без мощного «локомотива» ТТП существовать практически не может. И если Америка из партнёрства вышла, то Китай может запросто в него войти. Уже прозвучало заявление премьер-министра Австралии Тернбулла о «высоком потенциале» сотрудничества с КНР.

Роботы страшнее ТТП?

В 2001 году Китай стал членом Всемирной торговой организации, после чего американский производственный бизнес получил доступ к недорогим трудовым ресурсам. Следствием этих процессов стала потеря рабочих мест в США и массовое размещение мощностей в КНР. Товары, ранее изготавливавшиеся в Америке, даже такие традиционные, как джинсы и бейсболки, стали продаваться с ярлыками «Сделано в Китае». Что касается ситуации внутри страны, то многие работники потеряли свои места не только по причине переноса производств в «дешёвые» азиатские регионы, но и потому, что процессы автоматизировались. За первое десятилетие нового века количество занятого населения в США сократилось на 5 миллионов человек при наблюдаемом росте производительности. Специалисты Государственного университета Болла считают, что лишь 15% из них стали жертвой расширения ВТО, виновники безработицы остальных - роботы и АСУ. Кстати, такие же неприятные последствия автоматизации имеют место и в Азии.

Эти факты наводят на мысли о сомнительности прогнозируемого от действий Трампа эффекта.

Побочные эффекты

Нет сомнения в том, что, ограничивая дешёвый импорт пошлинами, новое руководство США создаст определённые преференции внутренним производителям. Однако эти меры практически неизбежно вызовут рост цен на потребительские товары, особенно те, которые американцы привыкли покупать за считанные копейки (то есть центы, конечно). Стоимость футболки, сшитой в Китае, к примеру, составляла несколько долларов, теперь же она будет исчисляться, по крайней мере, двузначной цифрой.

Впрочем, Дональд Трамп настроен оптимистично. Он не собирается полностью перекрывать путь товарам из стран ТТП на рынок США, а планирует заключать двусторонние соглашения в противовес коллективным. Возможно, что, сочетая разумную жёсткость с гибкостью, он добьётся хороших результатов.

5 октября 2015 года завершились переговоры по формированию Транстихоокеанского партнерства (ТТП) между США, Японией, Канадой, Мексикой, Австралией, Новой Зеландией, Сингапуром, Брунеем, Чили, Перу, Малайзией и Вьетнамом. На страны ТТП приходится 23,9% мирового экспорта и 26,7% мирового импорта товаров и услуг, доля внутриблоковой торговли стран ТТП составляет 42,7%. На территории стран ТТП проживает более 810 млн. чел.

ТТП регулирует не только торговлю товарами и услугами, перемещение капиталов и рабочей силы между участниками, но и определяет, как должны выглядеть внутренние правила в странах-участницах в таких областях как трудовое право, экология, интеллектуальная собственность и ряде других. Соглашение содержит повышенные обязательства по прозрачности применяемых правил торговли.

Торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами . После окончания переходных периодов соглашение обнулит 98% таможенных пошлин во взаимной торговле стран ТТП, большинство таможенных пошлин на промышленные товары будет обнулено с момента вступления соглашения в силу, на отдельные товары согласованы переходные периоды их снижения.


Наиболее сложные переговоры по промышленным товарам проходили между США и Японией и касались автомобильного сектора. США согласовали 30-летний переходный период на снижение тарифов на грузовики и 25-летний переходный период на легковые автомобили при импорте из Японии.

Для чувствительных секторов, в первую очередь, сельского хозяйства, были установлены особые условия снижения тарифов. Например, Япония и Вьетнам согласились на обнуление лишь около 30% тарифных линий после вступления соглашения в силу, установив для остальной части длительные переходные периоды (до 20 лет). Новой Зеландии пришлось ограничить запросы по доступу на рынки сельскохозяйственной продукции, в частности, согласиться на ограниченный доступ на рынки мяса и молочных продуктов Японии и США.
В отдельных случаях либерализация торговли носит масштабный характер. Так, Малайзия устранит тарифы на 92% тарифных линий сельскохозяйственных товаров сразу после вступления соглашения в силу, оставив переходный период лишь для 7% линий. Австралия обнулит абсолютное большинство таможенных пошлин. Максимальный переходный период для Австралии, в отличие от других развитых стран, составляет всего 4 года, который сохраняется, в основном, на текстильную продукцию.

В части текстиля и одежды большинство импортных тарифов будет обнулено после вступления соглашения в силу, тарифы на некоторые чувствительные товары будут устранены в течение более длительных переходных периодов. К примеру, США сохранили переходные периоды от 10 до 12 лет на некоторые виды одежды из Вьетнама.

Для одежды установлены правила определения страны происхождения, аналогичные тем, что существуют в НАФТА (пряжа, используемая для производства тканей и одежды должна быть произведена в стране-члене ТТП).

По вопросам нетарифного регулирования торговли товарами страны ТТП обязались не использовать требования локализации и не вводить импортные и экспортные ограничения и пошлины. Они также договорились не применять ограничительные меры по отношению к восстановленным товарам и не дискриминировать их по сравнению с новыми товарами, сохранив возможность применения технических стандартов.

Была достигнута договоренность об увеличении прозрачности и сотрудничестве в областях, связанных с сельскохозяйственными биотехнологиями (продукция ГМО). Достигнуты договоренности о единых правилах определения страны происхождения, предусматривающих региональную кумуляцию внутри ТТП, что будет стимулировать рост инвестиций в страны ТТП.

Таможенное администрирование и упрощение процедур торговли. Переговоры по ТТП велись, в том числе, в контексте выполнения обязательств по соглашению об упрощении торговых процедур ВТО. ТТП усиливает и дополняет многосторонние обязательства, включает положения об усилении взаимодействия таможенных служб стран-членов в таких областях, как предотвращение нелегальной неуплаты таможенных платежей, контрабанда и др.


Основными достижениями в области санитарных и фитосанитарных мер стало определение подходов в оценке риска, принципов маркировки, мер по содействию торговли. В случае принятия экстренных мер стороны обязуются в течение шести месяцев предоставить научное обоснование этих мер. Соглашение о ТТП предполагает возможность проведения специальным органом страны-импортера аудита системы безопасности продукции экспортирующей страны. Достигнуты договоренности о создании специального механизма межправительственных консультаций.
В области технических барьеров в торговле приложения к соглашению о ТТП устанавливают принципы их применения в следующих отраслях: косметическая отрасль, медицинские приборы, лекарственные препараты, информационные и коммуникационные технологии, вино и крепкие спиртные напитки, запатентованные формулы для расфасованных пищевых продуктов и пищевых добавок, органические сельскохозяйственные продукты. Перечень продукции, характерный для экспорта развитых стран, отражает их стремление закрепить соответствующие нормы и стандарты безопасности на международном уровне.

В области инвестиций и торговли услугами стороны договорились об открытии рынков за исключением оговоренных перечней изъятий (т.н. негативный перечень), что позволяет обеспечить отсутствие в будущем новых ограничений в других секторах. В соглашении закреплено, что капитальные выплаты осуществляются без задержек и в соответствии с оговоренными процедурами. Запрещены требования по локализации и передаче технологий. Глава по услугам включает приложение по профессиональным услугам для признания правил лицензирования и других регуляторных вопросов в этой сфере, а также приложение по услугам экспресс-доставки.

В части финансовых услуг согласованы обязательства по возможностям управления портфелями ценных бумаг, электронным услугам по платежным картам и передаче информации для обработки данных.

Почти все участники соглашения согласовали обязательства по облегчению условий временного въезда бизнесменов из стран-членов ТПП на территорию друг друга.

Стороны договорились о предоставлении крупными телекоммуникационными компаниями услуг по аренде сетей, совместного размещения и другой инфраструктуры. В ТТП впервые рассматриваются вопросы либерализации рынков мобильной связи, формирования альтернатив роумингу, согласования двусторонних тарифов на роуминг, предотвращения блокировки операторами голосовой связи и отключения отдельных пакетов услуг.

В области электронной коммерции стороны договорились не вводить ограничения на передачу информации или блокировку отдельных сайтов, не применять требования в отношении местоположения серверов хранения данных, не вводить таможенные ограничения на цифровые товары и не требовать от поставщиков раскрывать информацию, касающуюся программного обеспечения, при входе на рынок стран ТТП.
В части государственных закупок основным результатом переговоров по ТТП стало распространение положений соглашения о государственных закупках ВТО, членами которого являются 5 из 12 стран ТТП (Канада, Новая Зеландия, США, Сингапур, Япония) на остальные страны. Малайзия и Вьетнам впервые взяли на себя обязательства по либерализации доступа иностранных компаний на рынок государственных закупок. Эти страны, а также Мексика, могут применять переходные меры (ценовые преференции, требования содержания местного компонента и др.). Стороны также договорились рассмотреть возможности включения требований к обеспечению безопасных условий труда в соответствии с международными стандартами, о борьбе с коррупционными практиками, а также о расширении доступа малых и средний предприятий к госзакупкам. Канада и США расширили взаимный доступ к закупкам на федеральном уровне.

Положения ТТП о конкуренции включают в себя особенности принятия новых законодательных норм и их имплементации, вопросы защиты прав потребителей, намечены контуры дальнейшего сотрудничества в области разработки конкурентной политики.

Глава о регулировании деятельности государственных компаний определяет особенности правил субсидирования, требования к прозрачности информации, а также распространяет судебную юрисдикцию на коммерческую деятельность иностранных государственных компаний из стран-партнеров по ТТП.

В области защиты интеллектуальной собственности стороны договорились об особенностях патентной защиты биологических медицинских препаратов. Для развивающихся стран переходный период по выполнению обязательств может достигать 18 лет (Вьетнам).
Стороны договорились о закреплении норм регулирования рынков труда по таким вопросам, как минимальный размер оплаты труда, максимальное количество рабочих часов, нормы, гарантирующие безопасность труда, а также определили механизмы для проведения консультаций и разрешения споров по трудовым вопросам. Для Вьетнама, Малайзии и Брунея установлен индивидуальный набор обязательств в части проведения реформы законодательства о профсоюзах и запрета различных видов принудительного труда.

Глава по экологии нацелена на противодействие «экологическому демпингу» и борьбу с торговлей ресурсами дикой природы, незаконной вырубкой леса, незаконным рыболовством.

Глава по сотрудничеству и наращиванию потенциала предполагает проведение мероприятий по наращиванию компетенций участников ТТП в виде семинаров, конференций, технической помощи и пр. для обеспечения выполнения соглашения развивающимися странами и содействия торговле и инвестициям между его участниками. Создается специальный Комитет по сотрудничеству и наращиванию потенциала.
В соответствии с главой по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса предполагается создание Комитета по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса, задачей которого является оценка влияния ТТП на национальную и региональную конкурентоспособность, процессы экономической интеграции, создание глобальных цепочек добавленной стоимости, вовлечение малых и средних предприятий. Фактически комитет наделен аналитическими функциями и призван оценивать эффективность выполнения остальных глав соглашения.

Задачи развития в ТТП решаются через взаимодействие в трех сферах:

(1) экономический рост , включающий в себя устойчивое развитие, сокращение уровня бедности, развитие малого бизнеса;
(2) повышение роли женщин в экономике – помощь женщинам получить специализированное образование, увеличить доступ на рынок, а также повысить доступность для них технологий и финансирования, учреждение женских профессиональных сообществ и
(3) развитие сотрудничества в области образования, науки, технологий и инноваций . Практическая реализация указанных мер осуществляется через комитет по развитию.
Стороны договорились оказывать информационную поддержку малым и средним предприятиям (специализированные веб-сайты), сформировать комитет по делам малого и среднего бизнеса, который будет предоставлять информацию о лучших практиках, устраивать семинары и обсуждения о пользе ТТП и сотрудничать с другими комитетами в рамках ТТП, международными организациями.

Стороны будут обеспечивать сближение регулирования по определенному набору мер, разработают процедуру или создадут орган, который будет обеспечивать координацию процесса принятия и пересмотра мер регулирования. Участникам соглашения рекомендовано использовать ряд т.н. лучших практик регулирования, в том числе создание комитета, в который необходимо сообщать о предпринятых и планируемых мерах.
Соглашение о ТТП воспроизводит отдельные внутренние нормы по прозрачности и борьбе с коррупцией в США и предусматривает реализацию мер по внедрению качественного управления (good governance) и снижению коррупции, включая определение прав заинтересованных компаний по защите от коррупции и ее последствий, ужесточение наказания за коррупционную деятельность, особенно ту, которая оказывает влияние на международную торговлю и инвестиции.

Страны ТТП также достигли договоренностей по «сторонней сделке», касающейся регулирования валютных курсов , устранения валютных манипуляций и координации общей макроэкономической политики. США изначально были намерены включить данные обязательства в текст соглашения, однако такое предложение не получило общей поддержки членов.

Администрирование и институционализация. Основным институтом ТТП является комиссия, которая собирается на уровне министров и старших должностных лиц по согласованию со сторонами соглашения (переходящее председательство). В функции комиссии входит рассмотрение вопросов, относящихся к применению соглашения, составление экономических обзоров, рассмотрение предложений по изменению положений соглашения, осуществление надзора за работой всех комитетов и рабочих групп в рамках ТТП, рассмотрение возможных путей развития партнерства. Решения принимаются на основе консенсуса. Для упрощения рабочего взаимодействия ТТП предусматривает создание контактных групп.

Соглашение предусматривает формирование набора комитетов, позволяющих обеспечивать развитие положений соглашения и влиять на формирование национальных экономических правил в странах-участниках ТТП. Структура комитетов начинается с общей «зонтичной» Комиссии Транстихоокеанского партнерства и заканчивается отраслевыми комитетами - комитет по развитию и укреплению потенциала, комитет по сближению регулирования, комитет по малым и средним предприятиям, комитет по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса.
Соглашение о ТТП закрепляет особый порядок урегулирования споров между странами-участницами. В частности, установлено, что если спор затрагивает положения права ВТО, то панель при рассмотрении спора должна учитывать толкования и решения апелляционного органа ОРС ВТО.

ТТП предусматривает, аналогично с положениями ВТО, возможность введения любых защитных мер в случае наличия угрозы здоровью и безопасности людей, животных и растений.

Последствия для бизнеса

Для бизнеса подобные соглашения – сигнал о формировании больших привлекательных рынков с низкими барьерами для движения товаров, услуг и инвестиций. ТТП содержит достаточное количество положений, которые системно улучшают режим торговли товарами и услугами, даже несмотря на то, что торговый и инвестиционный режим будет изменяться достаточно медленно.

При принятии инвестиционных решений бизнесу (особенно крупному) удобнее работать там, где есть преференции в торговле между странами, действуют механизмы консультаций по мерам регулирования торговли и осуществляется их сближение, работают механизмы разрешения споров между инвестором и государством. По этой причине все больше компаний, особенно из стран ТТП, начнут переориентировать инвестиции и торговлю на другие страны ТТП. Российские компании, осуществляющие поставки на рынки этих стран, столкнутся с ужесточением конкуренции. По многим позициям ТТП фактически закрепляет преимущество поставщиков из США на соответствующих рынках.

Соглашение усложняет формирование цепочек добавленной стоимости с участием стран, не вошедших в ТТП. Преференции создают дополнительные стимулы к формированию цепочек внутри ТТП, это стимулируется закреплением в ТТП правил происхождения товаров, условий формирования таких цепочек (запреты на локализацию производств, хранения данных и ограничений на информационные потоки и т.п.). Отдельные риски состоят в продвижении производства и торговли товаров, в отношении которых в России пока не сформированы позиция и бизнес-интересы (ГМО, восстановленные товары).

Положительные эффекты для России от формирования ТТП связаны с улучшением инвестиционного климата и условий работы на рынках развивающихся стран (Малайзия, Чили, Перу), которые будут вынуждены провести внутренние реформы в соответствии с обязательствами в ТТП.
Ряд потенциальных возможностей открывается для российских предприятий при использовании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, являющимся членом ТТП. Развитие промышленной кооперации (например, в автомобильной промышленности) при определенном уровне локализации, отвечающем правилам происхождения в ТТП может стимулировать встраивание российской продукции в цепочки добавленной стоимости.

Глобальные риски

Основной результат создания ТТП состоит в запуске процесса формирования новых правил международной торговли после торможения этого процесса в рамках ВТО. В ТТП США закрепили сформированные в других соглашениях правила работы компаний в быстрорастущем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти правила были выработаны без участия ЕС и стран БРИКС. Теперь, по мере расширения ТТП, они могут служить инструментом вытеснения неучаствующих стран или быть навязаны этим странам.

ТТП соответствует правилам ВТО, но по многим вопросам уходит намного глубже уровня регулирования ВТО. ВТО будет продолжать играть важную роль в мировой торговле, однако ТТП демонстрирует, что основные усилия ключевых игроков направлены не на развитие универсальной повестки дня ВТО, а на формирование специфических правил региональной торговли с группой стран, что в долгосрочной перспективе может уменьшить значимость ВТО как основной площадки для достижения договоренностей по вопросам торговой политики.
Если в общих вопросах регулирования торговли соглашение носит прорывной характер, то вклад ТТП непосредственно в либерализацию торговли относительно невелик. До ТТП между странами-участницами переговоров уже был достигнут достаточно высокий уровень либерализации. Так, между членами ТТП уже действует 42 соглашения о зоне свободной торговли: у Чили со всеми членами ТТП, у Сингапура – со всеми, кроме Канады и Мексики. Наименьшее число соглашений – у Канады (4 из возможных 11). Это означает, что отвлечение текущей торговли внутрь ТТП из-за снятия внутренних барьеров будет небольшим – соглашение рассчитано на перспективные потоки и устранение нетарифных барьеров.

Доля стран ТТП в товарообороте России не превышает 10% (основная часть оборота приходится на Японию и США). Расчеты (см. Приложение) показывают, что потери российской экономики от формирования ТТП оцениваются величиной около 100 млн. долл. США и сконцентрированы в возможном снижении (и так небольшом) поставок сельскохозяйственной продукции на рынки этих стран. Таким образом, на сегодняшнюю структуру российского экспорта – с доминированием энергоносителей и сырьевых товаров – ТТП не оказывает серьезного влияния. Вместе с тем, ТТП представляет потенциальную угрозу для задач диверсификации российской экономики и экспорта. В случае разрастания ТТП и заключения США зоны свободной торговли с ЕС, российским экспортерам готовой продукции придется подстраивать свой бизнес под правила ТТП. В данном случае можно провести параллели с формированием ВТО, созданного ограниченным кругом стран, и дальнейшим привлечением других игроков при соблюдении требования принятия ими уже закрепленных стандартов регулирования.

Возможные эффекты для России и ЕАЭС от ТТП

1. Изменения ВВП для РФ и ряда государств ЕАЭС как результат заключения ЗСТ ТТП


2. Изменения импорта и экспорта для РФ и стран ТТП как результат заключения ЗСТ ТТП, %


3. Изменения по отраслям экономики для РФ в результате заключения ЗСТ ТТП, %


Фото: сайт

Транстихоокеанское партнерство, изначально многими экспертами оцениваемое как нечто не имеющее шансов на воплощение, становится все более реальным. На прошлой неделе в новозеландском Окленде министры торговли 12 стран-участниц: Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии - подписали соглашение о создании нового торгового блока.

Теперь для того, чтобы соглашение вступило в силу официально, его в течение двух лет должны ратифицировать парламенты как минимум шести стран, суммарная доля которых в партнерстве должна равняться 85% (при этом только ВВП самых заинтересованных в договоре стран: США и Японии - в совокупности составляет долю в 74% от общего ВВП всех стран вместе взятых).

В администрации президента уже заявили , что намерены приложить все усилия для ратификации документа до конца 2016 года:

«Транстихоокеанское партнерство позволяет Америке, а не таким странам, как Китай, писать правила игры для ХХI века, что особенно важно для столь динамичного региона, как Азиатско-Тихоокеанский».

В значимости проекта для Соединенных Штатов сомнений не возникает. Переговоры о Транстихоокеанском партнерстве стартовали еще в 2003 году, когда Новая Зеландия, Сингапур и Чили заявили о желании создать в соответствии с нормами ВТО зону свободной торговли. Долгое время организация никоим образом о себе не напоминала, пока в 2008 году проектом не заинтересовались Штаты.

После этого момента переговоры активизировались. О желании присоединиться к проекту одно за другим заявили еще семь государств, в период с 2010 по 2013 годы между странами было проведено 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. При этом консенсуса достигнуть не удавалось вплоть до конца 2015 года.

Но в условиях, когда геополитические соперники Штатов - Россия и Китай - о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», медлить уже было нельзя. Cпешка обусловливалась в первую очередь нежеланием США потерять инициативу в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому между 12 странами 5 октября 2015 года в Атланте в срочном порядке было подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства

Многие аналитики и эксперты тогда даже заявили как минимум о локальной победе Штатов над Китаем. Однако даже сейчас, после подписания соглашения министрами торговли стран-участниц ТТП, шансы проекта на реализацию все еще остаются туманными, хоть он уже приобретает некоторые реальные черты.

Так, даже в самих Штатах не все поддержали соглашение, часть конгрессменов вполне готова проголосовать против его ратификации. Неоднозначна позиция и некоторых других стран-подписантов, в частности в Минторге Канады заявили, что «подписание соглашения не эквивалентно ратификации».

Подобные сомнения вполне поддаются объяснению. Сам проект ТТП в своей основе содержит несколько внутренних бомб замедленного действия, способных в итоге не просто развалить новый торговый блок, но и нанести непоправимый урон экономикам стран-участниц. Да и перспективность участия в проекте сегодня все еще находится под сомнением из-за ряда причин.

1. Засекреченность самого соглашения от широкой общественности сама по себе создает немало вопросов как у чиновников и общественности самих стран-участниц, так и у глав других государств.

Например, свои сомнения по этому поводу высказывал президент России Владимир Путин. Он отметил , что конфиденциальный характер переговоров о создании Транстихоокеанского партнерства вряд ли помогает устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. Отсутствие в соглашении Китая и других крупных экономик региона уменьшает, а не увеличивает его значение

Сама подоплека проекта, заключающаяся в создании экономического противовеса влиянию Китая в регионе обрекает на невыполнение его главную цель - построение зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На данный момент другие экономически мощные страны региона: Индонезия, Южная Корея, Таиланд - с опаской говорят о возможном присоединении к проекту. Индонезия вообще кардинально изменила свою позицию: изначально заявив о своем намерении вступить в ТТП, .

Кроме того, наличие Китая в проекте, безусловно, значительно сказалось бы на его привлекательности. Однако последовательность действий на пути к созданию ТТП говорит лишь об одном - Китай никогда не станет членом партнерства и будет делать все возможное для создания собственного альтернативного проекта.

3. Наличие внутренних противоречий между странами-участницами ТТП

С экономической точки зрения результат вступления в ТТП для той или иной страны-участницы может оказаться весьма плачевным. Жаркие споры о экономической целесообразности идут даже между производителями двух самых заинтересованных в проекте стран - Японии и США. Так, например, по японским оценкам, либерализация аграрного рынка может привести к падению на 40% собственного производства в Японии основных продовольственных товаров. В совокупности с вероятным снижением цен на импортируемые в Японию продукты питания, страна рискует стать зависимой от продовольственных поставок из-за границы. С другой стороны, выгоду от вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и другой продукции обрабатывающей промышленности, в связи с чем ведущие американские автомобилестроительные компании выступили против участия Японии в ТТП.

Сложно представить, какие последствия ждут страны с меньшей по объемам и конкурентоспособностью экономикой.

4. Транстихоокеанское партнерство может обесценить принципы ВТО

ВТО - организация, созданная для либерализации международной торговли, обеспечения доступа иностранных товаров на внутренние рынки и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Однако значимость ее с созданием таких «привилегированных» торговых блоков, как ТТП, ведет к нарушению принципов равенства в мировой политике.

Это, несомненно, вызывает беспокойство среди мировых лидеров и способно внести дисбаланс в существующее мировое устройство.

5. Н аличие других составляющих, помимо экономической

Если даже не брать явную антикитайскую направленность проекта, можно выделить еще целый ряд претензий к нему. Например, антиглобалисты считают, создание Транстихоокеанского партнерства представляет собой «корпоративный переворот»: лишь две из 26 глав соглашения о новом блоке имеют какое-либо отношение к торговле. Большая его часть направлена на предоставление привилегий глобальным корпорациям, преимущественно связанным с защитой авторских и патентных прав, а также на ограничение государственного регулирования.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Критики соглашения недовольны, в частности, тем, что подготовка к его подписанию велась в обстановке строжайшей секретности

Избранный президент США Дональд Трамп пообещал, что сразу после его официального вступления в должность (ТТП, по-английски TPP - Trans-Pacific Partnership).

Вопрос о внешнеторговых приоритетах США был одним из ключевых во время предвыборной кампании, при этом и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп ставили под сомнение выгоды от либерализации торговли.

Договор о Транстихоокеанском партнерстве , на которые в совокупности приходится 40% мировой экономики.

Соглашение, которое до сих пор не ратифицировано, считалось краеугольным камнем внешнеторговой политики президента Барака Обамы.

Критики в США называют Транстихоокеанское партнерство "секретной сделкой, заключенной в интересах крупного бизнеса и других государств и ставящей под угрозу национальный суверенитет страны".

Основные факты

В соглашение о Транстихоокеанском партнерстве входят 12 государств: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Сингапур, Чили и Япония.

Договор подразумевает углубление экономических связей между участниками, в частности, сокращение или отмену большинства таможенных пошлин на товары и услуги.

Среди приоритетных направлений сотрудничества - инвестиции, телекоммуникации, сельское хозяйство, трудовое право, экология, интеллектуальная собственность.

США предложили учредить в рамках ТТП специальный арбитраж для урегулирования споров между правительствами стран-участниц и крупными международными корпорациями.

Теоретически Транстихоокеанское партнерство может стать основой для создания единого регионального рынка, аналогичного общеевропейскому.

Товары и услуги

ТТП касается практически всех товаров и услуг, однако не предполагает полную отмену всех таможенных тарифов разом: какие-то из них останутся, упразднение других займет более длительное время.

В целом документ затрагивает порядка 18 тысяч различных импортных пошлин.

В частности, страны, подписавшие соглашение, намерены отменить или снизить пошлины на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Вопрос о внешнеторговых приоритетах США был одним из ключевых во время предвыборной кампании Трампа

В случае ратификации ТТП Соединенными Штатами таможенные тарифы на почти все сельскохозяйственные и промышленные товары американского производства будут отменены практически немедленно.

Полностью будут упразднены пошлины на ввоз в США текстильной продукции и одежды из стран-участниц ТТП.

Полный текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, занимающий 30 глав, обнародован, ознакомиться с ним можно .

Когда все началось ?

Предложение о создании регионального торгового партнерства было выдвинуто в 2003 году правительствами Новой Зеландии, Сингапура и Чили.

В 2006 году вступило в силу торговое соглашение так называемой "тихоокеанской четверки", в которую, помимо стран-инициаторов, вошел также Бруней.

Оно подразумевало отмену торговых пошлин на большинство товаров и сотрудничество в различных областях, таких как интеллектуальная собственность, трудовое право и вопросы конкуренции.

Переговоры о Трансатлантическом партнерстве в его нынешнем виде начались в 2008 году.

12 стран-участниц ТТП должны ратифицировать договор в течение двух лет с момента подписания.

Значение соглашения

Транстихоокеанское партнерство на самом деле является очень крупным международным соглашением.

Население 12 стран-участниц в совокупности составляет 800 миллионов человек, что почти вдвое превышает население стран европейского общего рынка.

На долю государств, подписавших договор, приходится почти 40% общемирового ВВП и примерно четверть оборота мировой торговли.

Сделку называют "значительным достижением", принимая во внимание то, насколько разных позиций придерживались страны-участницы во многих ключевых вопросах, от защиты окружающей среды и до регулирования местного рынка труда.

Что говорят критики?

Экономический смысл соглашения для США многие наблюдатели видят в попытке Вашингтона сдержать рост влияния Китая в регионе - не случайно КНР в блок не вошла.

Некоторые предполагают, что ТТП даст возможность корпорациям судиться с правительствами, если те, к примеру, решат изменить политику в области образования или здравоохранения.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве считалось краеугольным камнем внешнеторговой политики президента Барака Обамы

Транстихоокеанское партнерство, по всей видимости, также способствует усилению конкуренции на рынке труда между выходцами из разных стран.

Однако больше всего упреков возникло в связи с тем, что подготовка соглашения велась несколько лет в обстановке строжайшей секретности.

По словам критиков, сделано это было для того, чтобы дать возможность политикам договориться между собой о масштабных изменениях кулуарно, без общественных дебатов и учета мнения избирателей.

Сторонники ТТП утверждают, что публику не информировали о деталях, поскольку для достижения формального соглашения требовалось довольно много времени.

ТТП и ТТИП - две аббревиатуры, очень похожие друг на друга, однако означают они совершенно разные вещи.

ТТП - уже подписанное, но не ратифицированное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.

ТТИП - между США и странами Евросоюза.

Предполагается, что благодаря этому соглашению в торговле между объединенной Европой и Америкой будут отменены импортные пошлины и сняты многие нормативные барьеры.

Переговоры между Вашингтоном и Брюсселем о заключении ТТИП сейчас находятся на более ранней стадии.

Что дальше?

Ратифицировать текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве после подписания должны все 12 стран-участниц.

Процесс ратификации проходит в органах законодательной власти каждой конкретной страны.

Администрация президента Обамы получила особые полномочия на заключение торговых соглашений с последующим ускоренным утверждением в конгрессе.

Это означает, что американские законодатели вправе лишь одобрить или отвергнуть договор, не внося в его текст никаких изменений.

Чтобы соглашение вступило в силу, к февралю 2018 года его должны ратифицировать по меньшей мере шесть стран-участниц с совокупным ВВП не менее 85% от общего объема.

Таким образом, без ратификации со стороны Японии и США договор в силу вступить не сможет.

США уже не первая экономика мира. Американская авиация, как отмечают эксперты RAND, еще с 2010 года не смогла бы доминировать над китайской в случае конфликта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее пока рано предрекать закат Америки и восхождение Китая на трон мирового лидера. У США пока есть «козыри в рукаве», и один из них был вынут в понедельник, 5 октября. В этот день успешно завершились переговоры по созданию крупнейшего в мировой истории торгового союза. Наряду с иранской сделкой, соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) - важнейшее внешнеполитическое достижение Обамы.

Этот альянс объединяет 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые приходится до 40 процентов мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли. Стандарты и нормы ТТП вполне способны стать правилами игры для глобальной экономики. Американские эксперты, говоря о ТТП предрекали, что этот союз определит глобальную торговую повестку на ближайшее десятилетие. И дело не только в торговле - соглашение обязывает проводить согласованную политику в сферах, непосредственно с торговлей не связанных. Например, таким странам, как Вьетнам, придется допустить у себя создание независимых профсоюзов. Россия и Китай пока вне этого проекта. Но если вы - гражданин России и любите скачивать пиратский контент из сети, то ТТП может коснуться и вас.

Долгая дорога к согласию

В настоящее время в ТТП входят США, Австралия, Вьетнам, Перу, Бруней, Сингапур, Чили, Новая Зеландия, Канада. Малайзия, Мексика и Япония.

Можно ожидать присоединения Таиланда, Тайваня, Южной Кореи, Филиппин и некоторых латиноамерикансих государств, например, Колумбии. Есть сторонники ТТП в КНР и даже в Индии.

Все началось в 2005 году. Первоначальные участники - Бруней, Сингапур, Чили и Новая Зеландия. В последующие годы к ТТП присоединились еще восемь стран, последней - Япония. Действующее соглашение, судя по всему, достаточно сильно отличается от текста четырехстороннего договора. Там было только 19 глав, а в новом, с кратким содержанием которого уже можно ознакомиться, - целых 30.

Прежде всего обращает на себя внимание широкий спектр регулируемых отношений: помимо норм об отмене барьеров на пути товаров и услуг, договор предусматривает снижение роли государства в управлении экономикой, установление стандартов в области трудовой и природоохранной деятельности, жесткие нормы по защите прав интеллектуальной собственности и так далее.

Больше всех на скорейшем подписании соглашения настаивали США. Для американцев это было настолько важно, что, когда Канада, опасаясь конкуренции со стороны новозеландских производителей, заняла принципиальную позицию по торговле молочной продукцией, американцы пригрозили ссадить с корабля ТТП столь строптивого «пассажира» и взять его обратно лишь после того, как соглашение уже будет подписано остальными участниками проекта.

Теперь договор заключен и будет рассмотрен Конгрессом США, а также законодательными органами остальных 11 стран. Произойдет это не раньше 2016 года.

Фото: Gao Pan / Xinhua / Global Look

«Дивный новый мир» по американским правилам

Насколько важно создание «торгового Левиафана» для Америки?

ТТП позволит США в своих интересах устанавливать правила мировой экономики в XXI веке и помешает это делать Китаю. По крайней мере, Барак Обама так неоднократно заявлял. О важности ТТП для США как автора правил для глобальной экономики говорилось даже в новой Стратегии национальной безопасности. Сдерживание Китая экономическим путем особенно важно на фоне того, как Китай стремительно догоняет США в военном плане.

ТТП нужно США и для наращивания экспорта в Азию. Каждое четвертое рабочее место в Америке зависит от экспорта. Сейчас в Азии примерно 525 миллионов представителей среднего класса, и к 2030 году число потенциальных потребителей американских товаров вырастет до 2,3 миллиарда человек.

Но самую большую экономическую выгоду из ТТП, как ожидается, извлекут не США, а Малайзия, Вьетнам и Япония. Например, до 60 процентов текстильного экспорта Вьетнама сейчас приходится на страны ТТП, причем при экспорте в США вьетнамский текстиль облагается таможенной пошлиной в 18 процентов. Теперь пошлины обнулятся, что, конечно, позволит Вьетнаму буквально завалить США своей продукцией.

Даже если американцы не основные выгодоприобретатели в экономической сфере, они получат преимущество в том, что ряд государств мира будет проводить свою экономическую, трудовую и даже антикоррупционную политику по тем правилам, которые выгодны Штатам. По сути, страны-участницы ТТП отказываются от части государственного суверенитета в весьма чувствительных областях. Более того, юридические лица смогут подавать в суд на правительства стран-участниц ТТП. Поэтому некоторые антиглобалисты называют ТТП первым шагом к корпоратократии и неоколониализму. Причем это еще не самые главные «страшилки» о ТТП.

ТТП может стать плохой новостью для интернет-пользователей. По некоторым данным, речь может идти даже об уголовной ответственности в странах ТТП за нарушение права интеллектуальной собственности. Поделились в сети пиратским видео или музыкой? Пожалуйте в тюрьму. Конечно, российского пользователя на нары не отправят, но нелицензионного контента в интернете точно поубавится. Впрочем, насколько эти опасения оправданы, можно будет судить только после того, как в открытом доступе появится полный текст соглашения.

Китай на пороге ТТП

Транс-Тихоокеанское партнерство принято называть антикитайским пактом, но так ли это на самом деле? По мнению профессора Чжана Сяотуна из Уханьского университета, в академической среде КНР нет единого мнения по этому вопросу. Есть сторонники вступления Китая в ТТП, полагающие, что участие в союзе даст толчок к реформированию китайской экономики. Есть и противники. По данным исследования, проведенного в 2012 году, соглашение о ТТП обойдется Китаю к 2025 году в чуть более одного процента экспорта. Цифра вроде бы не очень пугающая, если бы не такие негативные моменты, как:

Перенос предприятий из КНР на территорию стран-участниц ТТП (Вьетнам, Мексика).
- Снижение китайского экспорта в ЕС и США, потому что такие страны, как Вьетнам и Мексика, благодаря членству в ТТП получают существенные преимущества перед китайскими экспортерами на рынке Евросоюза и Америки.
- Ограничение китайского экспорта по причине несоответствия стандартам и нормам ТТП.
- Падение товарооборота с Японией и странами АСЕАН, что непосредственно скажется на китайском экспорте, по некоторым данным, в сильной степени зависящим от поставок комплектующих из этих стран. Прецеденты уже есть: например, в связи с ТТП ряд вьетнамских компаний снижает закупки китайского сырья.
- Еще одна угроза для КНР состоит в негативном влиянии на такие важные для КНР проекты, как АТЭС. И, конечно, соглашение о ТТП вкупе с соглашением о Транс-Атлантическом торговом и инвестиционном партнерстве может существенно сказаться на эффективности проекта «Одного пояса и одного пути».

Возможно ли присоединение Китая к ТТП?

Барак Обама заявлял, что он не против вступления Китая в ТТП. Вторил ему и замминистра финансов КНР Чжу Гуанъяо, сообщивший о готовности КНР к переменам и о том, что «ТТП неполно без Китая» .

Вступит ли Китай в ТТП? В ближайшей перспективе - нет, так как КНР объективно не готова к стандартам ТТП.

В отдаленной перспективе возможны два сценария взаимодействия Китая и ТТП:

1. ТТП без Китая. В этом случае торговый союз будет инструментом американского сдерживания КНР. Китайские компании попытаются пролезть на рынки ТТП через «черный ход», например, при помощи инвестиций во вьетнамскую экономику. Тогда можно прогнозировать дальнейшее сближение Китая и России в экономической сфере и усиление в самой КНР консервативных сил.

2. Сотрудничество по схеме ТТП+1. Благодаря этой модели, США смогут вынуждать Пекин проводить постепенные социально-экономические реформы под предлогом приближения КНР к стандартам ТТП. Эван Медейрос, один из наиболее влиятельных американских экспертов по вопросам Азии, тонко намекнул на эту роль ТТП: «Многие китайцы близки к признанию того, что ТТП может стать очень полезной внешней силой в поощрении структурных изменений в китайской экономике, сыграв роль, подобную роли ВТО» . Если допустить истинность гипотезы о конфликте между фракциями в компартии Китая (КПК), то такая формула на руку реформистским силам в политической элите КНР. И это обстоятельство, скорее всего, США учтут в преддверии XIX Съезда КПК, на котором, как ожидается, закрепится окончательная расстановка сил в китайском руководстве.

Естественно, что Россия, активно разворачивающаяся в сторону Востока, должна обязательно учитывать фактор ТТП и то, как этот альянс скажется на интересах Китая. А пользователям интернета, увы, следует готовиться тому, что за контент придется платить.