Таврида в собственном соку. Экономика крыма

Таврида в собственном соку. Экономика крыма

Экономическая безопасность зависит от многочисленных факторов. Это и уровень развития экономики, социальной сферы и даже уровень производительности труда. Когда Крым был в составе Советского Союза, основой его экономики был агропромышленный комплекс и обслуживание Черноморского флота. Тогда туристическая сфера не играла его основную экономическую роль. Крым был крупной военной и военно-морской базой, которая оказывала большое влияние как на Ближний Восток, так и на Средиземноморье. В Крыму находились предприятия военного судостроения и приборостроения, которые и составляли основу его промышленности. Находились в Крыму и предприятия пищевой промышленности. На них перерабатывалась фрукты, овощи, рыба.

Уровень жизни крымчан был достаточно высоким. Примером тому была средняя месячная заработная плата. Она составляла 235 рублей.

Мало уделялось внимания санаторно – туристической отрасли. Вложение в нее было чисто символически. Достаточно сказать, что стоимость путевок в санатории и дома отдыха оплачивались отдыхающими в пределах 15 – 20 %, а профсоюзы и государство доплачивало остальное. Все это делалось для оздоровления населения по социальной программе, а не ради получения прибыли. Санаторно – курортная отрасль не получала должного развития, хотя Крым считался ” всесоюзной здравницей”.

Отдельно надо сказать о Севастополе. Он как бы сохранял свою обособленность от Крыма, хотя и был географической частью полуострова. Севастополь мог существовать самостоятельно. Он был базой флота на Черном море. Он стал военным, научным и промышленным центром. Он обеспечивал военно – промышленный комплекс, строительство и ремонт кораблей. На его предприятиях разрабатывалось и производилось различное вооружение, электроника. Большое внимание уделялось изучению геологии и морской биологии, исследованию в области радиотехники и т. д. А сельское хозяйство и пищевая промышленность обеспечивали город необходимым продовольствием.

После распада Советского Союза структура экономики Крыма претерпела коренные изменения. Многие предприятия судостроения и приборостроения были упразднены. Сократилось производство легкой, рыбной промышленности, производство плодоовощной продукции и т. д.

Трудовые ресурсы высвобожденные из этих отраслей перешли в малый бизнес. Но это не стало предпринимательством, в полном понятии этого слова. Это было средством выживания людей.

Промышленность Севастополя пришла в упадок. Прошли аукционы, на которых частный капитал выкупил акции, но положительных сдвигов не произошло. Так например, Севастопольский морской завод, который занимался строительством плавкранов, кораблей, был разделен на несколько предприятий. Но выжить они не смогли. Они даже не обеспечивали текущие нужды, не говоря уже о дальнейшем развитии. Объемы производства продолжали снижаться. И за 23 года их показатели упали до минимума.

Однако уже после 2000г. наметился их рост. Этому предшествовали внутренние и внешние факторы. Рассмотрим каждые из них.

К внешним факторам надо отнести инвестиции как национальные, так и иностранные. Развитие таких отраслей, как энергетика, строительства, нефтегазового комплекса, именно связано с большими объемами инвестиционного импорта.

К внутренним факторам относятся такие, как использование промышленного и аграрного потенциала, санаторно – курортный комплекс, сельское хозяйство, транспорт. А так же устойчивый внутренний спрос, основанный на низкой инфляционной динамике и росте реальных доходов населения, который формирует высокие показатели в розничной торговле. Структурные изменения способствуют усилению роли малого бизнеса. Под их воздействием формируется новая структура производства в топливно – энергетическом комплексе. Отсюда происходит сдвиг в сторону расширения сферы услуг в экономике и т. д.

Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно).

Преодолев кризис 2008 – 2009гг, экономика Крыма в течение последних лет находится в состоянии стагнации, о чем свидетельствует динамика валового регионального продукта, не превышающая 3% в год (в базовых ценах).

ВРП Республики Крым по итогам2013 г. составил $4,3 млрд. или 133,6 млрд руб. Доля автономии в ВВП Украины – почти 4%, доля Крыма в ВВП России не превышает 0,2%.

Отраслевая структура показывает, что более 60% ВРП республики приходится на сектор услуг (торговля, транспорт и связь и т.д.). Однако в регионе также сильны позиции промышленных (16%) и сельскохозяйственных (10%) предприятий.

Но доля туристического сектора составляет всего 4%, так как большая часть доходов от туристического бизнеса (80%) остается «в тени». Люди, сдаваемые свои квартиры и дома, уходят от налогов. Поэтому и туристический сбор в 2013 году составил всего лишь 30 млн. руб налоговых поступлений в бюджет. Это 0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя.

Базовой отраслью экономики Крыма остается промышленность. На нее приходится 35 – 37 % всех поступлений в бюджет и 16 % валового регионального продукта.

В Республике Крым в настоящее время промышленным производством заняты более 2000 предприятий. Сюда входят предприятия всех форм собственности и ведомственной подчиненности, включая малые предприятия и физических лиц – предпринимателей, которые используют труд наемных работников в сфере промышленного производства.

В промышленном секторе заняты более 100 тысяч человек. Сюда относятся и работающие по договорам с предпринимателями и в том числе работающие на средних и мелких промышленных предприятиях – около 67 тысяч человек.

В промышленных отраслях структуру занятости можно считать стабильной. Но число работников в пищевой, химической промышленности и машиностроении уменьшилось за последнее десятилетие. Но в то же время на предприятиях добывающей промышленности, теплогазоснабжения и энергетики число занятых увеличилось. И главной составляющей промышленного производства является электроэнергетика (35%) ,пищевая промышленность (26%), химическая (20%), машиностроение (10%), добывающая промышленность (5%).

Здесь нельзя не заметить два периода нестабильности и снижение уровня производства в развитии промышленности Крыма. Первый – это 2008 – 2008 годы и второй в 2012 году. В это время финансово – экономического кризиса произошел резкий дефицит оборотных средств, кредитных ресурсов, снижение объемов производства продукции и спроса на производимую продукцию. Все это сказалось на реальном сокращении уровня промышленного производства в Республике Крым на 17,3% в 2008 году и на 1,3% в 2012 году к уровню соответствующего предшествующего года. И надо отметить, что к началу 2014 года объем промышленного производства по отношению к уровню 2007 года еще не достигнуты.

Основным товаром экспорта Республики Крым является промышленная продукция. Она составляет 90% от его объемов. Половину экспорта составляет продукция химических предприятий. А в последние годы добавилась и промышленность строительных материалов. Сюда входит добыча и производство.

Объем промышленного производства Севастополя в 2013году увеличился на 14,5 % по сравнению с 2012 годом. А объемы производства во всех отраслях сокращались. И только индекс перерабатывающей промышленности составил 120,4%.

В худшую сторону изменилось положение в легкой, пищевой промышленности и в машиностроении. Сами за себя говорят такие данные. Индекс промышленной продукции составил 79,7 %. Неплатежи за выполненные работы по ремонту военных кораблей ВМС Украины на ПАТ “Севастопольский морской завод” явились причинами такого спада производства.

Произошел спад производства в добывающей промышленности и разработке карьеров. Причина – уменьшение объемов добычи инкерманского камня на ПАО “Инкерстром”, и ЧП “Доломит”, так как не было спроса на эту продукцию. Этот камень становился все менее и менее востребован.

Уменьшился выпуск пищевых продуктов, напитков, табачных изделий из-за спада производства. Произошло это по причине ремонта цехов на этих предприятиях.

Спад производства наблюдался и в текстильной промышленности, в частности на швейном предприятии – ПАТ “Трикотаж”. Заказы уменьшились, а на рынке данной отрасли появилось большое количество товаров зарубежных компаний более дешевых, хотя и менее качественных.

Так же стали снижаться объемы производства продукции на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий. Так как в Севастополе много строительных супермаркетов, то продукция местных предприятий не выдерживала конкуренции.

На территории Крыма в 1999 – 2004 годах пытались привлечь иностранные инвестиции, которые планировалось направить на промышленное развитие. Но ничего не получилось. И только незначительные объемы российских и украинских инвестиций были вложены в гостиничные проекты в Ялте и Алуште. Работа по привлечению инвестиций в экономику Крыма в последние 20 лет так и не увенчалась успехом.

В бюджетном секторе надо особо отметить, что 75% доходов и 80% всех расходов бюджетной системы формировалось на уровне государственного бюджета Украины. Тогда как региональным и местным бюджетам оставалось всего лишь 20 – 25 %. В государственный бюджет были переданы все основные налоги и сборы – НДС, налог на прибыль. Они составляли более 99% сборов. Были переданы все основные акцизы и платежи за пользование природными ресурсами. Регионам доставалось всего ничего, а именно: налог на доходы физических лиц и налог на землю. Но высокий уровень теневой активности, низкий уровень доходов населения, оценка земли по кадастровой, а не по рыночной стоимости для большинства регионов делали бюджет дефицитном. Но в украинской бюджетной системе Республика Крым имела преимущество – в ее бюджет зачислялся акциз на выпускаемые спиртные напитки.

Как результат, объем трансферта из государственного бюджета Украины в последние годы составлял 40-50% от всех доходов консолидированного бюджета Крыма.

Аналогичная ситуация складывалась и с бюджетом г. Севастополя. Трансферт из Государственного бюджета Украины в городской бюджет в последние годы составлял 2,5-3 млрд. руб. (т.е. фактически город является нетто-донором, т.к. плата России за базирование Черноморского флота в Севастополе составляла 97 млн. долл.).

На регионы ложится основной объем финансирования социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная политика) и это несмотря на низкий уровень доходов. Основная часть бюджетных расходов сейчас направляется на обеспечение первоочередных выплат (плата за услуги ЖКХ бюджетных учреждений, выплаты заработной платы в бюджетном секторе составляют около 50% от всех бюджетных расходов, ещё около 30% приходится на социальные выплаты трансферты местным бюджетам), тогда как расходы на развитие экономики остаются более чем скромными.

Крым опережал большинство регионов Западной Украины (Житомирскую, Винницкую, Ивано-Франковскую области), по объему промышленного производства. Однако значительно уступал промышленным гигантам востока страны (вклад Донецкой и Днепропетровской областей в национальный выпуск превышал 18%). И все – таки экономика Крыма имела уровень развития ниже среднего среди украинских регионов. Практически по всем основным отраслям экономики вес Крыма существенно ниже веса его населения. Особенно острой представляется слабость обеспеченности производством электроэнергии (зависимость от поставок из Украины более чем на 80%), а также небольшая роль в украинском урожае зерновых. Еще три года назад Крым собирал достаточно большие объемы зерна, однако из-за засушливости его растениеводство вошло в диссонанс с остальной частью Украины: в то время как Украина в 2012-2013 годах ставила рекорды сбора зерна, Крым поступательно сокращал урожай зерновых.


Библиографический список
  1. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда.//Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал, Краснодар. 2014. №3 -с.99-104.
  2. Журнал «Экономика Крыма» основан в1994 г. Крымским отделением Академии экономических наук Украины (регистрационное свидетельство КМ №109 от 5.07.1994г.)
  3. Журнал “НИВА” Республика Крым. город Симферополь.
Количество просмотров публикации: Please wait

В 2013 году, без учёта теневого сектора экономики, вклад ВРП АР Крым в ВВП Украины официально оценивался в 3,0 %, при этом лишь 12,4 % местного бюджета пополнялось за счёт налогов с туристических видов деятельности . Соответственно, на момент включения в состав России ВРП Крыма составлял порядка 0,25 % годового объема ВВП Российской Федерации .

После присоединения Крыма к России в марте 2014 года началась реализация масштабных проектов, направленных на модернизацию экономики Крыма и её интеграцию с остальной частью России. В 2014 году Крым получил статус свободной экономической зоны .

В 2015 году физический объём валового регионального продукта (ВРП) Крыма вырос на 8,5 %, по этому показателю Крым занял 2-е место среди регионов России. Началось строительство Симферопольской ТЭС и автомобильно-железнодорожного моста через Керченский пролив . В декабре были введены в строй первые две нитки энергомоста , соединившего энергосистему Крыма с Единой энергосистемой России .

В 2016 году ВРП Крыма вырос на 6,0 %. В мае было завершено строительство энергомоста из Краснодарского края в Крым, его мощность вышла на проектные 800 МВт. В декабре был введён в эксплуатацию магистральный газопровод , соединивший Крым с Единой системой газоснабжения России. На судостроительных заводах Крыма началось строительство ударных кораблей для ВМФ России .

В 2017 году экономика Крыма выросла на 10 % (рекордные темпы роста за последнее десятилетие). В мае 2017 года началось строительство федеральной автомобильной дороги «Таврида » от Керчи до Севастополя .

В апреле 2018 года был введён в эксплуатацию новый терминал аэропорта «Симферополь ». 16 мая 2018 года открылось автомобильное движение по Крымскому мосту , Крым получил прямую сухопутную связь с остальной частью России.

Промышленность [ | ]

Основными отраслями промышленности являются пищевая, химическая, судостроение, добыча углеводородов, электроэнергетика.

В 2016 году объём промышленного производства в Крыму составил 101 млрд рублей, в том числе:

  • Добыча полезных ископаемых - 10 %
  • Обрабатывающие производства - 60 %
    • Пищевая промышленность - 26 %
    • Химическое производство - 15 %
    • Машиностроение - 10 %
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 30 %

Среди крупнейших промышленных предприятий Крыма: судостроительный завод «Море» , судостроительный завод «Залив» , «Черноморнефтегаз » (добыча нефти и газа), «Массандра » (производство вина), Крымский содовый завод (производство соды), Крымский Титан (производство диоксида титана).

В 2015 году индекс промышленного производства Крыма вырос на 12,4 %, в 2016 году - на 4,6 %.

Сельское хозяйство [ | ]

В Крыму очень развито сельское хозяйство. Его специализация - зерноводство, животноводство, виноградарство, садоводство, овощеводство, а также возделывание эфиромасличных культур (лаванды, розы, шалфея).

Объём производства продукции сельского хозяйства в Крыму в 2015 году составил 61,8 млрд рублей.

Растениеводство [ | ]

В Крыму развито зерновое хозяйство. В 2017 году в Крыму было собрано 1,7 млн тонн зерна - рекордный урожай за последние годы. Объём сбора зерна в Крыму примерно в два раза превышает потребности населения полуострова.

Также развито овощеводство. В 2014 году произведено 414 тыс. тонн овощей и 388 тыс. тонн картофеля.

Производство других видов продукции растениеводства (в 2014 году):

  • Подсолнечник - 101 тыс. тонн
  • Бахчевые продовольственные культуры - 10,5 тыс. тонн
  • Плоды и ягоды - 113 тыс. тонн
  • Виноград - 70 тыс. тонн

Животноводство [ | ]

Ведётся производство мяса, молока, шерсти.

Строительство [ | ]

В Крыму действуют 262 строительные организации (по состоянию на 2016 год). В 2016 году объём строительных работ, выполненных строительными компаниями Крыма, составил 7,5 млрд рублей. В 2017 году в Крыму было введено в эксплуатацию 834 тыс. м2 жилья, что в 2,9 раза выше аналогичного показателя 2016 года. Основная часть жилья (74 %) была построена населением.

В настоящее время на территории Крыма ведётся строительство нескольких крупных объектов, в том числе Крымского моста , федеральной автомобильной дороги «Таврида », Симферопольской ТЭС мощностью 470 МВт.

Транспорт [ | ]

Функционируют основные виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, морской, воздушный.

Автомобильный транспорт [ | ]

Грузооборот автомобильного транспорта Крыма в 2015 году составил 128 млн тонно-км, пассажирооборот - 2,14 млрд пассажиро-км.

На развитие дорожной сети Крыма в 2015 году было выделено 6 млрд рублей, в результате проведённых работ за год было отремонтировано 219 км автодорог.

Автодорожная сеть Крыма связана с дорожной сетью остальной части России благодаря Крымскому мосту , автомобильное движение по которому началось с 16 мая 2018 года. Ведётся строительство федеральной автодороги «Таврида » длиной 253 км между Керчью и Севастополем .

Железнодорожный транспорт [ | ]

Железнодорожным транспортом Крыма в 2015 году было перевезено 3,5 млн тонн грузов и 62 тыс. пассажиров.

Важную роль в транспортных перевозках Крыма играет Керченская паромная переправа , которая связывает Крым с остальной частью России через Керченский пролив . В 2015 году паромами Керченской переправы было перевезено 4,76 млн пассажиров, 1 млн легковых автомобилей, 42 тыс. автобусов, 217 тыс. грузовых автомобилей.

Туризм [ | ]

На территории Крыма находится 770 гостиниц и санаторно-курортных учреждений, общая вместимость которых составляет 158 тыс. мест. В 2016 году Крым принял 5,6 млн туристов.

Крым традиционно привлекает любителей санаторно-курортного и пляжного видов туризма. Туризму способствуют благоприятный тёплый климат и наличие множества достопримечательностей. Большая часть туристов отдыхает на Южном берегу Крыма . В советские времена Крым именовали «всесоюзной здравницей».

Розничная торговля [ | ]

Розничная торговля занимает важное место в экономике Крыма в связи с его туристической специализацией.

Динамика розничного товарооборота носит выраженный сезонный характер, что связано с притоком летом туристов. Наибольший его объём - с июня по сентябрь. В эти месяцы в курортных городах Крыма (Судаке, Алуште, Ялте, Феодосии) количество предприятий торговли, кафе, ресторанов значительно увеличивается.

Оборот розничной торговли в Крыму в 2015 году составил 195 млрд рублей.

Инвестиции [ | ]

По объёму инвестиций на душу населения Крым соответствует среднероссийскому уровню. В 2017 году инвестиции в основной капитал в Крыму составили 195 млрд рублей ($3,4 млрд).

Трудовые ресурсы [ | ]

Численность рабочей силы в Крыму по состоянию на IV квартал 2015 года составила 956 тыс. человек, из которых занятые - 892 тыс. человек, безработные - 64 тыс. человек. Уровень безработицы - 6,7 %.

Энергетика [ | ]

Крым обладает существенными запасами энергетических ископаемых и потенциалом возобновляемых источников. Ведётся добыча газа и нефти, а также производство электро- и теплоэнергии.

Потребление газа примерно равно его добыче - 1,5-1,6 млрд м3 в год. Подземное газохранилище помогает решить проблему дефицита в отопительный сезон . Газовая система Крыма входит в Единую систему газоснабжения России через газопровод , введённый в эксплуатацию в конце 2016 года.

Потребность в электроэнергии покрывается за счёт собственной генерации, которая в 2015 году составила 1,47 млрд кВт*ч , а также за счёт перетока электроэнергии со стороны Краснодарского края.

Финансы [ | ]

Банковская система [ | ]

Системообразующим банком Крыма является «Российский национальный коммерческий банк », принадлежащий государству в лице Росимущества . У РНКБ в Крыму свыше 180 банковских отделений, он обслуживает более 1,4 млн физических лиц и около 42 тыс. корпоративных клиентов. Вторым по значимости банком Крыма является «», принадлежащий региональным властям Крыма и Севастополя.

Налоги [ | ]

Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя платят взнос в размере 6 % в Пенсионный фонд России, 1,5 % в Фонд социального страхования и 0,1 % в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Доходы населения [ | ]

Средняя заработная плата в Крыму - 30 577 рублей (июнь 2017 года). Наиболее высокую зарплату (по состоянию на ноябрь 2015 года) получают работники финансовой сферы (38 тыс. рублей), госуправления и обеспечения военной безопасности (35 тыс. рублей), добычи полезных ископаемых (32 тыс. рублей), электроэнергетики (28 тыс. рублей), транспорта (27 тыс. рублей), образования (24 тыс. рублей), здравоохранения (23 тыс. рублей). В сфере сельского хозяйства средняя зарплата составляет 15 тыс. рублей, в пищевой промышленности и торговле - 18 тыс. рублей, в химической промышленности и строительстве - 20 тыс. рублей.

Пенсии в Крыму получают свыше 560 тыс. человек. Средняя пенсия по старости в декабре 2015 года равнялась 11,5 тыс. рублей.

Внешняя торговля [ | ]

По данным Крымской таможни, экспорт товаров из Крыма в 2015 году составил $79 млн, импорт товаров - $100 млн, отрицательное сальдо - $21 млн.

Основные статьи экспорта товаров в 2015 году: продукция судостроения, химическая продукция, злаки, мясопродукты, чёрные металлы. Крупные статьи импорта: машиностроительная продукция, напитки, молочная продукция, овощи.

Крупнейшими торговыми партнёрами Крыма в 2015 году были Украина, Панама, Турция, Белоруссия, Китай, Индия.

Территориальная структура [ | ]

Экономический микрорайон Состав Специализация промышленности Специализация сельского хозяйства
Северо-Западный Красноперекопский район
Раздольненский район
Первомайский район

Керченский горсовет

горно-металлургическая
машиностроение
пищевая
зерновое хозяйство
мясо-молочное животноводство

Динамика ВРП Республики Крым [ | ]

Год Объём, млрд рублей Рост физического объёма к предыдущему году % от валовой добавленной стоимости России
189,4 - 0,32 %
248,3 +8,5 % 0,40 %
315,9 +6,0 % 0,46 %
341

Ссылки [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Крым тянет ВВП вверх:: Экономика:: Газета РБК
  2. Кто инвестирует в Крым – ВЕДОМОСТИ
  3. В Крыму подрастает молодая смета
  4. Расследование РБК: кому принадлежат курорты Крыма:: Экономика:: РБК
Отправить другу


Кто инвестирует в Крым


В составе Украины Республика Крым вместе с Севастополем производила около 3% ВВП. Валовой региональный продукт - ВРП Крыма оценивался в 2013 году в $4,3 млрд. Основные доходы региону приносит многоотраслевая промышленность - 16%, которую представляют более 500 крупных и средних предприятий. Самые известные заводы - Джанкойский машиностроительный, Феодосийский оптический, Керченский судостроительный, Керченский консервный, Крымский содовый, «Крымский титан», а также знаменитый комбинат вин «Массандра» и др. Вклад торговли в ВРП - 13%, строительства и сельского хозяйства - по 10%. Доходы от туризма, как ни парадоксально, дают всего лишь 6% в региональный продукт, несмотря на наличие известных курортов на Черноморском побережье и в зоне степного и горного Крыма - Коктебель и др.

В Крым приезжают ежегодно 5-6 млн организованных и самостоятельных туристов, 40% которых - это отдыхающие из России. С туристической сферой связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли - гостиничный бизнес, розничная торговля, общественное питание, индустрия развлечений. Но эти отрасли полностью подчиняются сезонным «приливам и отливам» туристов. Высокий сезон в Крыму - с конца мая по сентябрь, когда число работающих магазинов, кафе и ресторанов увеличивается на 50%.

По ВРП на душу населения, по уровню средних зарплат и пенсий Крым в составе Украины был одним из самых бедных регионов. При средней по стране зарплате в 3148 гривен; на январь 2014 года, крымчане в среднем получали около 2695 грн, что почти вдвое ниже, чем в соседних российских регионах - в Краснодарском крае - 21,87 тыс. руб., или по курсу на январь - 5500 грн; в Ростовской области - 19,7 тыс. руб., или 4900 грн. Средняя пенсия в Крыму, по данным 2013 года, составляла 1400 грн -примерно 5800 рублей.

Дефицит жизненно необходимых ресурсов
Экономика Крыма имеет как сильные, так и слабые стороны, но в новой ситуации основным критерием становится самодостаточность региона. И в этом отношении полуостров весьма уязвим. Крым получает 90% питьевой воды, 80% потребляемой электроэнергии, 60% товаров первой необходимости из других регионов. В то же время регион хорошо обеспечен собственным продовольствием, а также имеет небольшой экспортный потенциал. Половина экспорта направлялась в страны СНГ - 45%, из этого большая часть в Россию - 29%, а 23% продукции Крыма ранее находило сбыт в ЕС. В СНГ и Россию вывозятся сельскохозяйственные товары - зерновые, животноводческая продукция, эфирно-масличное сырье для косметической промышленности - розовое масло, экстракт лаванды и пр., а в страны Евросоюза - химические и минеральные продукты, в том числе удобрения и титановое сырье. Крупной экспортной статьей в 2013 году были алкогольные и безалкогольные напитки, преимущественно вина, а также виноматериалы, которые закупали Россия, Белоруссия, Китай, Япония, Германия и США.

Крым хорошо обеспечен природным газом. Госпредприятие «Черноморнефтегаз», входящее в структуру «Нафтогаз Украины», ежегодно добывает на шельфе свыше 1,6 млрд куб. м газа, что полностью покрывает внутреннее потребление и даже дает возможность поставлять газ в другие регионы Украины. В то же время нефть и бензин на полуостров нужно завозить извне.

Главные трудности возникают в снабжении питьевой водой и электроэнергией. Крупных рек и пресных озер в Крыму нет, и основная часть воды поступает из Днепра через Северо-Крымский канал. После отделения Крыма поставки воды придется оплачивать.

Другое слабое место - электроснабжение. Собственных источников электрогенерации в Крыму почти нет, за исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, а также устаревших ТЭЦ. Более 1200 МВт мощности составляют поставки по линиям электропередач с основной территории Украины.

Финансовое положение Крыма сильно зависит от межбюджетных перечислений. Собственные налоги и сборы покрывают меньшую часть расходов регионального бюджета, а остальные средства - от 52 до 66% в разные годы обеспечивали поступления из госбюджета Украины. От аренды военно-морской базы ЧМФ России в Севастополе автономия денег напрямую не получала. Вся арендная плата России - это $97 млн в год -поступала в Киев, и уже после перераспределений в госбюджете Севастополю возвращали $6 млн.

Таким образом, без внешних финансовых дотаций, при дефиците жизненно необходимых ресурсов, с сезонным характером ряда профилирующих секторов экономики Крым самостоятельно не выживет, нужна существенная помощь из центра. Официальный среднедушевой доход в Крыму - 1,8 тыс. грн. Это примерно $200, или 7,2 тыс. руб. по текущему курсу. Чтобы поднять экономику Крыма хотя бы до уровня среднероссийского региона по ВРП на душу населения, понадобятся огромные инвестиции.

Кто инвестирует в Крым
До революционных событий на Украине главная здравница страны не была обделена вниманием зарубежных инвесторов, прежде всего российских. За период 2000-2008 годов, перед финансовым кризисом иностранные инвестиции в Крым увеличились в 4,3 раза - со $146 млн до $637,6 млн. Темпы роста ПИИ в регион отставали от средних по стране - за то же время ПИИ на Украину выросли в 9,2 раза. Тем не менее Автономная Республика Крым устойчиво занимала в рассматриваемый период 7-8 место по объемам ПИИ среди 27 регионов страны, ежегодно привлекая примерно 1,8% от общего объема зарубежных инвестиций на Украину.

По количеству привлеченных ПИИ в расчете на душу населения Крым располагался в ранжированном списке только на 11-й позиции. Особенно привлекательным для инвесторов регион стал в период действия закона Украины о свободных экономических зонах - СЭЗ, и территориях приоритетного развития - ТПР, благодаря которому на территории Крыма действовала Северо-Крымская СЭЗ «Сиваш» 1995-2001 и ТПР «Крымская» 1999-2005. Но в конце 2005 года этот закон был отменен, а с ним исчезли и ощутимые налоговые льготы инвесторам, что негативно сказалось на притоке ПИИ в последующие годы. В 2012 году иностранный бизнес вложил в Крым $17,6 млн, а в 2013 году - всего $5,2 млн. Иностранные инвестиции направляли в строительство, аграрный сектор, добывающую и легкую промышленность, сферу операций с недвижимостью.

Накопленные ПИИ в экономику Крыма, поступившие только из России, составляли к сентябрю 2012 года $359,7 млн - 23,4% от всех накопленных прямых инвестиций, а если учитывать инвестиции через офшоры - то около 80%. Деньги традиционно шли в курортный бизнес: строительство пансионатов, отелей, ресторанов.

О своих экономических интересах в Крыму громко заявил Китай, который рассматривает полуостров в качестве одного из узловых пунктов в реализации национальной стратегии «Экономический пояс Шелкового пути», предусматривающей создание новых эффективных торговых маршрутов по суше и морю из Китая в Европу. В декабре 2013 года, во время визита Виктора Януковича в Пекин, на состоявшемся там украино-китайском бизнес-форуме был подписан меморандум о сотрудничестве.

Главное содержание договоренностей - это передача Украиной части территории Крыма - включая Севастополь и западное побережье Китаю для создания так называемой Крымской зоны экономического развития под обещанные инвестиции в $10 млрд. Из них $3 млрд китайцы обещали выделить в первую очередь, под строительство глубоководного грузового порта вблизи Евпатории - пос. Фрунзе, Сакский район. Кроме того, китайцы планировали построить в Крыму новый аэропорт, верфи, НПЗ, терминал для экспорта сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха, вложив в эти проекты $7 млрд. Перспективы этих договоренностей в новой ситуации остаются неясными.

Россия и далее намерена инвестировать в Крым. Минэкономразвития уже предложило крупному бизнесу вложить около $5 млрд - в реконструкцию автодорог, портовых и рекреационно-гостиничных комплексов. Наиболее дорогостоящими могут стать инфраструктурные объекты. К ним относятся проекты реконструкции автодороги «Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь» стоимостью $1,4 млрд, проекты, связанные с портами в Евпатории, Феодосии, Керчи, Ялте -суммарно около $1,8 млрд, а также масштабное строительство транспортного перехода - моста через Керченский пролив, который соединил бы Таманский полуостров с Крымом. Стоимость последнего проекта может варьировать от $1,5 млрд до $3 млрд, в зависимости от того, построят автомобильный мост или автомобильно-железнодорожный двухъярусный переход либо проложат тоннель под проливом - самый дорогостоящий вариант. Важно создать собственную энергетическую базу. Потенциально регион интересен для частных инвесторов, но при условии солидных госгарантий.

Перспективы экономического развития Крыма во многом зависят теперь от того, насколько успешно он будет интегрирован в единое социально-экономическое и правовое пространство России. На государственном уровне для этого предпринимают все необходимые меры. С 1 апреля Республика Крым и Севастополь получают прямое финансирование из федерального бюджета - свыше 13 млрд руб. дотаций на 2014 год. Заявлено, что Крым могут наделить статусом особой экономической зоны по типу Калининградской. Планируется создать корпорацию развития Крыма и принять специальную федеральную целевую программу.

Банки Крыма: новая конфигурация
Включение Крымского полуострова в состав РФ продиктовало необходимость проведения здесь локальной денежной реформы, создания расчетно-платежной системы и, как следствие, решения проблемы закрытия около 1500 филиалов и офисов украинских банков в условиях запрета в РФ функционирования филиалов иностранных кредитных организаций.

Результатом денежной реформы будет утверждение российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Крымского федерального округа. И для этого имеются веские основания. В большинстве случаев реформирование денежного обращения сопряжено с девальвацией национальной валюты, частичной конфискацией сбережений и разного рода ограничениями для обмена денег. Однако история знает и случаи проведения «мягких» денежных реформ, когда деноминация или переход на новую денежную единицу не сопровождались конфискацией денежного имущества и введением ограничений по обмену денег.

Именно такой вариант денежной реформы в настоящее время уже реализуется в Крыму. Постепенное вхождение экономики и домашних хозяйств будет обеспечиваться параллельным хождением российского рубля и украинской гривны в качестве законных платежных средств до 1 января 2016 года. Однако это вовсе не означает отсутствия множества организационных проблем переходного периода, главными из которых являются организация налично-денежного обращения, расчетно-кассовое обслуживание населения, предприятий и организаций, а также обеспечение доступности финансовых услуг.

Переход на расчеты в рублях даже при условии параллельного хождения гривны делает экономику Крыма чувствительной к дефициту наличной валюты, как российской, так и украинской. При его возникновении могут возникнуть угрозы использования денежных суррогатов и даже появления черных рынков наличной валюты. По этим причинам, а также по социально-политическим соображениям налаживание налично-денежного обращения на территории Крыма выступает ключевой задачей первого этапа при проведении денежной реформы. Принимая во внимание богатый опыт ЦБ РФ по организации налично-денежного обращения, а также создание Банка Крыма и Банка Севастополя с возложением на них обязанности проведения бюджетных и социальных платежей, можно полагать, что в сфере наличных денег не возникнет каких-либо проблем.

Несколько сложнее обстоит дело с расчетно-кассовым обслуживанием и платежными сервисами. Если переналадка кассовых аппаратов - это больше техническая задача, то создание эффективной системы рублевых безналичных платежей делает необходимым решение сложного комплекса организационных и экономических задач. Это касается развития сети банкоматов, проведения расчетов посредством платежных карт, перехода на российские стандарты платежно-расчетных отношений и еще множества других аспектов безналичного денежного обращения.

Наряду с использованием для юридических лиц возможностей платежной системы Центрального банка, решению этих задач, прежде всего для населения, будет способствовать развитие филиально-офисных сетей российских коммерческих банков. Вместе с расширением доступности финансовых услуг это ускорит переход к использованию новейших банковских технологий при проведении расчетов. Временные трудности в решении этого круга задач заключаются в том, что согласно действующему законодательству в России запрещено функционирование прямых филиалов иностранных банков. В силу этого филиалы украинских банков на территории Крыма подлежат закрытию. Между тем, по имеющимся оценкам, в Крыму действует примерно 1500 филиалов и офисов коммерческих банков, основная часть которых принадлежит украинским кредитным организациям. Участие российских банков - более 10, включая Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, Альфа-Банк и др., пока остается незначительным.

Указанная проблема имеет несколько дополняющих друг друга вариантов решения. Во-первых, часть филиалов может быть передана дочерним или материнским структурам, действующим в рамках российской юрисдикции. Это касается филиалов тех украинских банков, которые либо имеют дочерний банк в России - к примеру, Райффайзен-банк, либо являются «дочками» российских банков - например, «Петрокоммерц-Украина». Во-вторых, возможен вариант законодательного закрепления переходного периода, в течение которого филиалы украинских банков могут действовать на территории Крыма при условии проведения процедур либо их преобразования в дочерние российские банки, либо продажи бизнеса заинтересованным российским кредитным организациям. В-третьих, проведенные в последние годы изменения нормативно-правовой базы ЦБ РФ способствовали упрощению порядка открытия филиалов и дополнительных офисов коммерческих банков. Жизнь показывает, что расширение их присутствия в южных регионах страны является одной из заметных тенденций в сфере банковской деятельности.

Таков далеко не полный перечень тех законодательных, экономических и организационных задач в банковской сфере, которые предстоит в кратчайшие сроки решить на территории Крыма. Отдельного внимания заслуживает проблема волатильности обменных курсов рубля и гривны на период их параллельного хождения на период до 2016 года.

Весной 2015 г. в Крыму прошел опрос жителей о социально-экономическом развитии. Абсолютное большинство респондентов из всех 25 муниципальных образований признали, что ситуация стала лучше – такой ответ дали 42,6% опрошенных, еще 12,2% сказали, что ситуация стала значительно лучше.

И спустя три года после исторического события сравнение экономических показателей развития Крыма украинского и российского периодов подтверждает, что благосостояние жителей увеличилось вместе с расходами на забытые экс-хозяевами региона направления. Экономические итоги трехлетнего пребывания в составе – в этом материале.

Когда Крым вошел в состав России, объем ВРП оценивался в 181 млрд руб., в пересчете на душу населения это 92,4 тыс. руб. Что в 4,1 раза ниже, чем в среднем по российским субъектам, на начало 2014 г. в России этот показатель составлял 376,4 тыс. руб., Крым оказался на предпоследнем месте, обогнав лишь Чечню (88,5 тыс. руб. на человека). Похожая ситуация сложилась и в Севастополе.

Низкий уровень ВРП Крыма обусловлен тремя факторами, объясняли в министерстве экономического развития республики: низким уровнем цен на продукцию, произведенную в Крыму и на , скромными зарплатами и, соответственно, невысоким потреблением в стране; высокой долей теневой экономики, связанной, в первую очередь, с туризмом; и деградацией экономики Крыма в постсоветский период, что отразилось на заметном спаде сельскохозяйственного производства, устаревании туристической инфраструктуры, слабом развитии промышленности.

В 2015 г. ВРП Крыма вырос на 8,5% и составил 248 млрд руб., в пересчете на душу населения — это 131 тыс. руб., ВРП двух новых субъектов составил 256 млрд руб. Концепция развития республики, напомним, предусматривает рост ВРП в пять раз за семь лет. Данных за 2016 г. Росстат еще не опубликовал, но, судя по поступательному увеличению индекса промпроизводства (ИПР) и уровня зарплат, валовой продукт вновь повысится.

ИПР Крыма в 2016 г. увеличился на 4,6% в сравнении с предыдущим годом, тоже довольно успешным – рост тогда составил 12%. В разрезе видов деятельности росли добыча полезных ископаемых (в денежном выражении она принесла региону 10,4 млрд руб., доход увеличился на 41%) и производство и распределение газа, электроэнергии и воды — на 29,4% и 55,8% соответственно (30 млрд руб.).

Однако в обрабатывающих производствах в 2016 г. наметился существенный спад в объемах – на 12,1% к предыдущему году, с одновременным ростом стоимости продукции – до 60,1 млрд руб. В Севастополе, напротив, лучшие результаты показала обработка – плюс 21%, при этом промпроизводство в целом увеличилось на 21,8%.

Добывающая промышленность чувствовала себя хорошо даже в «украинских» 2012-2013 гг., когда наметилась тенденция к замедлению темпов роста промпроизводства, в результате которого в 2013 г. ИПР, по данным Укрстата, составил только 0,8%.

В российском Крыму сырьевая часть ИПР увеличилась благодаря добыче ископаемых для строительной отрасли – объемы выросли сразу на 48%. Так, добыча известняка увеличилась в 1,7 раза и составила 1,2 млн т, гранита, песчаника и прочего камня – на 79,4% (1,2 млн т), гранул каменных, крошки и порошка – на 45,8% (2,2 млн т).

Это объясняется строительным бумом: в 2016 г. сдано 284,9 кв. м жилья в Крыму (плюс 12,8%) и еще 218,5 кв. м — в Севастополе (рост на 8,1%). За счет средств федерального бюджета и бюджета республики построено 13,1 тыс. «квадратов», населением за счет собственных и заемных средств построено 139,8 тыс. кв. м. В целом объем работ по разделу «строительство» за год составил 7,4 млрд руб. – рост на 77% в сопоставимых ценах к 2015 г.

Крым в 2013 г. занимал девятое место среди регионов Украины по объемам строительства и третье – по вводу жилья (661 тыс. кв. м). Выйти на прежние уровни пока мешает заморозка ряда объектов, отсутствие градостроительной документации, сложности с доставкой материалов на полуостров. А применительно к жилищному строительству – еще и отсутствие доступных программ кредитования, за удешевление стоимости ипотечных кредитов раньше отвечали три украинских госбанка: «Ощадный банк Украины», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк».

Первое место по объему выпуска продукции, порядка 60%, в Крыму занимают обрабатывающие производства, основа которых — пищевая, химическая промышленности, машиностроение. По итогам 2013 г. реализовано промпродукции на сумму 89,8 млрд руб., в 2014 г. – только на 68 млрд руб. Устаревшая материально-техническая база предприятий, их экспортоориентированность наряду с низким уровнем товарной диверсификации создали объективные сложности в работе под санкциями.

В 2016 г. рост стало набирать машиностроение – плюс 6,5% от уровня прошлого года, вклад внесли судостроительные предприятия. На «Заливе» идет строительство многофункционального аварийно-спасательного судна и судоремонтные работы.



Завод «Море» заложил малый ракетный корабль проекта 22800 «Шторм», кроме того, строится водолазный катер проекта А-160. В минэкономразвития Крыма отмечают, что на показатели повлияли итоги работы «Краснодарской стрелочной компании» в Керчи, которая выпускает железнодорожную продукцию – промрост составил 188,7%.

Добавим, что год был удачным в целом для керченских предприятий: по данным управления экономического развития, они заработали свыше 6 млрд руб., выручка на треть больше показателей 2015 г.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров отмечает, что подъем в судостроительной отрасли Крыма — самый существенный.

«Последние 20 лет эти заводы занимались, по сути, только ремонтом. Сегодня же идет полноценное кораблестроение, появляются новые заказы, причем не только государственные. Уже сейчас идут переговоры по строительству 16 яхтенных марин на полуострове», — сообщил он.

Увеличение заказа для машиностроительных предприятий Крыма — «Производственного комплекса» (гидравлические и пневматические силовые двигатели), «Завода холодильного оборудования», «Фирмы СЭЛМА» (производство сварочного оборудования), завода «Симферопольсельмаш» (комплектующие изделия для сельхозтехники) — отразилось на индексе производства машин и оборудования – рост на 28,1%.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса Крыма на начало 2017 г. выполняли контракты на сумму более 21 млрд руб. Трудности с поиском заказчиков у производителей электрооборудования и оптики (достаточной загрузки нет на «Федосийском оптическом заводе», симферопольский «Фиолент», изготавливающий корабельную автоматику, полностью загружен, но нуждается в модернизации) и у металлургов, объем продукции которых снизился на 20,7%.

На исполнение трехлетней госпрограммы развития промышленного комплекса Крыма в 2015 г. затрачено 199,7 млн руб., следует из данных минпрома республики, общий объем финансирования до 2017 г. – 1,1 млрд руб. из бюджета и средств инвесторов.

На модернизацию и технологическое перевооружение предприятий в 2015 г. выделено 240,7 млн руб., среди получателей: «Залив» (70 млн руб. в 2015 г. и еще 38 млн руб. в 2016 г. – на реконструкцию цехов), «Феодосийский оптический завод» (10,9 млн руб. при общем плане в 127,2 млн руб.), «Крымский содовый завод» (10,3 млн руб.). По госпрограмме финансируются новые производства: выпуск холодильных ларей на «Заводе холодильного оборудования» и строительство нового цеха на армянском филиале завода «Титановые инвестиции».

По данным Росстата, на сентябрь прошлого года почти 67% крымских компаний (без учета малого и среднего бизнеса) были прибыльными, за отчетный период они заработали 14,9 млрд руб. Убыток, сгенерированный оставшимися компаниями – 4,8 млрд руб. В Севастополе с прибылью работали 65,4% компаний, их финансовый итог за девять месяцев прошлого года — 3,3 млрд руб., на 601 млн руб. в минус ушли убыточные предприятия.

В украинском Крыму по итогам 2013 г. компании получили совокупный чистый убыток в 5,1 млрд гривен (19,9 млрд руб.). С прибылью работала меньшая доля компаний — 63%, их финансовый итог – 2,8 млрд гривен. Убыточные организации ушли в минус более, чем на 8 млрд гривен. Убыток севастопольских предприятий на конец 2013 г. был равен 333 млн гривен (1,3 млрд руб.), с прибылью работало 57% предприятий.

Развиваются организации в основном за счет бюджетных средств (по данным на сентябрь 2016 г., на них приходилось 78,2% инвестиций) и собственных инвестиций. Капвложения в 2016 г. составили 53 млрд руб. (рост на 28,2% год к году), что сопоставимо с «украинским» периодом: в 2013 г. инвестиции составляли 56,2 млрд руб., причем, их объем за год сократился на треть.

Еще одним источником финансирования могли бы быть банковские займы, однако украинские банки в 2014 г. покинули полуостров, а российские финансовые организации не стремятся занять их место. По данным Центробанка РФ, на 1 августа 2014 г. в регионе насчитывалось 12 кредитных организаций, а на начало февраля 2017 г. — лишь три и шесть филиалов банков из других областей, рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Крупные госбанки не идут в Крым из-за санкций, отмечает он.

«Исключение — банк «Россия», который и без того был под санкциями, и ему уже «нечего было терять». Но прочие, менее крупные банки, не уживаются в Крыму и из-за своих «материковых» проблем и из-за слабости инфраструктуры и клиентуры на полуострове. Санкции останавливают и приход компаний других отраслей, которые могли бы стать клиентами и питательной средой для банковского бизнеса.

Поэтому реальное вхождение российских банков в Крым возможно после ослабления западных санкций. Кроме того, банки останавливает и недостаточная транспортная доступность для товаров, продукции, оборудования, что препятствует развитию экономики и банковского сектора, в частности. Положение в данном аспекте может постепенно исправиться после постройки Керченского моста с вводом его в действие в 2018 г. для автотранспорта и в 2019 г. — для поездов», — рассказал эксперт.

По его словам, из-за неразвитости финансового сектора Крым не получает должного стимула экономического развития и сильно зависит от бюджетных потоков из Москвы. Так, в бюджете Крыма на 2017 г. запланировано увеличение трансфертов из центра на 23%, они составят 74,4% всех поступлений в казну региона.

Бюджет Крыма к 2017 г. вырос более, чем в шесть раз, до 135 млрд руб. В 2013 г. доходы бюджета республики составили 4,7 млрд гривен (порядка 19,1 млрд руб.), расходы были незначительно меньше, бюджет был исполнен с профицитом. В 2014 г. бюджет региона стал равен 21,5 млрд руб., в 2016 г. – уже 116,7 млрд руб. Расходы казны при этом исполнены на 131,3 млн руб., разрыв между статьями — 14,5 млрд руб. со знаком минус. Между тем, ставилась задача уже в 2017 г. выйти на бездефицитный бюджет.

Дефицит казны в 3,5 млрд руб. при доходах 21,8 млн руб. и в Севастополе. Большая часть средств – порядка 50 млрд руб. – идет на развитие инфраструктуры, отмечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев, на втором месте по расходам – образование (32 млрд руб.). Это «больные места» региона, на которые не обращала внимание Украина, считает он.

«Развитие Крыма во времена Украины фактически было пущено на самотек. Как таковой четкой стратегии тогда не было: все сводилось к модернизации отраслей за счет собственных средств и перераспределению доходов от нефтегаза. С таким подходом могут достаточно комфортно жить успешные зажиточные регионы, но Крым к таковым не относится. Поэтому низкий уровень практически всех социально-экономических показателей стал вполне закономерным итогом такого подхода», — рассказал он.

Сейчас главный упор в развитии Крыма делается на консервативную модернизацию инфраструктуры, которая даст плоды, в лучшем случае, в среднесрочной перспективе. Никаких срочных мер по оказанию помощи крымским предприятиям не было, даже создание СЭЗ к такой мере отнести нельзя.

Эксперт отмечает, что хорошие результаты дала поддержка сельского хозяйства в объеме 3 млрд руб.: урожайность зерновых выросла почти в два раза с 12-15 до 24,5 ц/га в прошлом году, также и объем производства сельскохозяйственной продукции вырос до 67,9 млрд руб. Однако при росте расходов бюджета в шесть раз увеличение сектора АПК должно быть более существенным, уверен эксперт. «Отчасти это можно объяснить перекосом в сторону мегапроектов, не оставляющих средств на более «бытовое» развитие», — отмечает Исаев.

Власти Крыма и Севастополя также увеличили субсидирование производителей вина и виноградарей — отрасль в постсоветский период была в упадке. В Крыму площадь виноградников достигала в 1990 г. 53,7 тыс. га (еще раньше — до 155 тыс. га), в Севастополе — более 6 га. В 2014 г. плодоносящие виноградники Крыма занимали 14 тыс. га., Севастополя — 4 га. Сейчас в Крыму порядка 14 тыс. га плодоносящих виноградников, в Севастополе около 4 тыс. га. В прошлом году в Севастополе и Крыму заложили по 500 га новых виноградников.

«Сейчас в эту отрасль активно привлекаются инвестиции, закладываются новые виноградники, только в 2016 г. аграрии Севастополя высадили почти 500 га виноградников, возрождаются новые бренды – «Золотая балка», например. А завод «Массандра» выходит на зарубежные рынки и получает предложения о создании совместного производства вина с итальянскими предприятиями. Уже к 2025 г. производство крымских вин увеличится почти на четверть», — отмечает Андрей Назаров.

Пожалуй, самая значительная ложка дегтя – изменение внешнеторгового оборота Крыма. По данным Укрстата, в 2013 г. экспорт Крыма составлял $904,8 млн (в ценах 2013 г.), импорт — $1,1 млрд. Экспорт Севастополя составлял $96,2 млн при импорте $106,9 млн руб. Внешнеторговый оборот республики за 2016 г. составил лишь $114,16 млн. 60,7% товарооборота (или $69,3 млн) приходится на страны дальнего зарубежья, 39,3% ($44,9 млн) на страны СНГ.

Основные объемы торговли в 2016 г. были с Китаем (20,1% внешнеторгового оборота республики), Турцией (7,5%), Италией (7,9%), Швейцарией (5,3%), Индией (4,0%), Испанией (4,1%). Из стран СНГ лидирующие позиции за Белоруссией (14,5%), Украиной (14,4%), Арменией (5,3%), Казахстаном (3,%).

Объем экспорта товаров в 2016 г. составил $47,65 млн, что на 35,3% меньше, чем в 2015 г.

«Основная доля в составе экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства – 27,9%; продукцию химической промышленности – 24,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – 21,6%», – сообщает министерство экономического развития республики.

Импорт в 2016 г. сократился до $66,51 млн, тем не менее сложилось отрицательное сальдо в сумме $18,86 млн.

Большинство респондентов упомянутого ранее социологического опроса назвали главной проблемой совсем не внешнюю торговлю, а низкий уровень доходов граждан (33,1% опрошенных) наряду с высокими ценами на товары (29,9%).

Среднемесячная зарплата крымчанина на конец 2013 г. составляла 3148 украинских гривны, по курсу 2013 г. это порядка 12,3 тыс. руб., в Севастополе – порядка 15,2 тыс. руб. Тогда реальные зарплаты, по данным Укрстата, в Крыму за год увеличились на 10%, в Севастополе – на 8%. В 2016 г. среднемесячная начисленная зарплата в Крыму составила уже 25,2 тыс. руб. и 26,8 тыс. руб. в Севастополе. При этом в то время, как по официальной статистике реальные доходы россиян в 2016 г. снизились на 5,6%, у жителей Крыма они выросли на 8,6%, Севастополя – на 4,1%.

Ликвидировать долги по зарплате перед населением пока не удалось. В декабре 2013 г. долг предприятий перед работниками в Крыму составлял 59,4 млн гривен (230,6 млн руб. по курсу 2013 г.), задолженность в Севастополе составляла 6,4 млн гривен (более 25 млн руб.)

Задолженность по зарплате в Крыму на январь 2017 г. составила 75,7 млн руб., что на 33,8% (38,7 млн руб.) меньше, чем в начале 2016 г., в Севастополе – 27,5 млн руб., при чем здесь за год произошел рост задолженности в 2,6 раза. Численность безработных в обеих территориях снизилась, на конец года в Крыму и Севастополе было 61,7 и 12 тыс. безработных соответственно (6,8% и 6,2% от населения).

За последние три года сделано больше, чем за 25 лет в Украине, заявил глава Крыма Сергей Аксенов на международном «круглом столе» «Крымская весна три года спустя: достижения и перспективы». По словам главы республики, крымчане «забыли украинский период, как страшный сон», и Крым уже стал полноправным российским субъектом. Рано или поздно, это признает и бизнес.

«Какие могут быть ограничения для любой крупной российской компании, хоть государственной, хоть частной формы собственности? Если Крым – российский регион, какие могут быть у кого оправдания? Регион полностью находится в российском законодательном поле, надо просто принимать волевое решение.

Я уверен, что высшее руководство страны, и президент РФ, и председатель Правительства, знают обо всех этих проблемах. Считаю, руководство страны найдет правильный путь выхода из этой ситуации. Это политическое решение, которое при поддержке руководства страны все равно состоится, так или иначе», — заявил он.






Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Специально для Крым.Реалии

Денег нет. Эта фраза рискует превратиться из сетевого мема в эпитафию на надгробии Российской Федерации в целом и Крыма в частности. Как я писал в апреле в этой статье , экономика «подроссийского» полуострова просела по всем показателям, так что жизнь подорожала более чем на 25% за год. В мае в этой статье показано, как сокращаются дотации из федерального бюджета и подвергается секвестру бюджет крымский. Теперь пришло время оглянуться за пределы полуострова и сравнить его экономические показатели с показателями других регионов Украины и соседней России. Поверьте, увиденное вам не понравится.

Минутка теории

Интегральным показателем развития административной единицы является валовый региональный продукт (ВРП) . Он высчитывается путем сложения стоимости всех товаров и услуг, произведенных в определенном регионе, за вычетом налогов, идущих в центральный бюджет. Чем ВРП больше, тем регион живет лучше, что очевидно. Однако поскольку административные единицы могут сильно отличаться по числу жителей (а именно люди создают прибавочную стоимость регионального продукта), более адекватным для расчетов является показатель ВРП на душу населения. По нему-то мы и будем сравнивать состояние Крыма в 2013 и 2014 годах. Поскольку статистика по ВРП запаздывает в среднем на полтора года, данные по 2015 году нам еще недоступны, но вряд ли они сильно повлияют на картину.

Валовый региональный продукт Крыма в 2004–2014 годах

Валовый региональный продукт АРК и Севастополя устойчиво рос с 2004 по 2008 год, с началом мирового кризиса обвалившись приблизительно до уровня 2006 года, а к последнему «довоенному» году вернувшись на утраченные позиции.

Рассмотрим подробнее год до и после аннексии. Итак, по данным Госкомстата Украины, в 2013 году ВРП на душу населения АРК составлял 22,6 тыс. гривен (или 2756 долл. по тогдашнему среднему курсу), Севастополя – 25,6 тыс. гривен (3122 долл.).

Аннексия Крыма, вопреки обещаниям архитекторов «русской весны», привела регион к экономическому краху. В деталях мы рассматривали этот вопрос раньше, теперь посмотрим на всю картину в целом.

По данным Росстата, ВРП «Республики Крым» в 2014 году составил 73,2 тыс. рублей, а Севастополя – 45,8 тыс. рублей. Первое изменение налицо – «город русской славы», «вернувшись в родную гавань», сдал свои позиции. Оно и неудивительно – никаких доплат за службу в иностранном государстве моряки Черноморского флота больше не получают, туризм и транспорт в городе медленно умирают.

Идем дальше. Курс доллара в России на протяжении 2014 года колебался от 36,2 рублей в январе до 67,8 рублей в «день паники» 18 декабря, однако Центробанк сумел закончить год с показателем в 56,2 рубля за 1 доллар США. Моя методика может вызвать критику профессионалов, но где два экономиста, там три мнения, так что я смело буду считать средний курс доллара в 2014 году по 44,5 рубля.

Таким образом, в 2014 году валовый региональный продукт «Республики Крым» составил 1645 долл., а Севастополя – едва 1030 долл. Оказавшись под российским управлением, экономика полуострова откатилась к показателям 2005 – 2006 года (в 1,7 раза упал ВРП автономии, в 3 раза – Севастополя). Причины, я думаю, понятны всем.

Но и это еще не все.

Из середнячков – в аутсайдеры

Еще один аспект нынешнего положения полуострова – его место относительно других регионов Украины и России. На протяжении 2008-2013 годов Севастополь и Автономная Республика Крым неизменно занимали соответственно 10 и 15 место (из 27) в списке регионов Украины по размеру ВРП на душу населения.

Но для российских рейтингов Крым и Севастополь из крепких середнячков превратились в откровенных аутсайдеров. Судите сами. ВРП на душу населения самой бедной административной единицы Российской Федерации – Чечни – составил в 2014 году 2337 тыс. долл. (104 тыс. рублей при среднем курсе в 44,5 рублей за 1 доллар).

На этом фоне особенно пикантно выглядят обещания, раздаваемые крымчанам перед аннексией, – мол, станете намного богаче, зарплаты будут как в России, уровень жизни вырастет. Что ж, если раньше Крым находился примерно на одном уровне со Львовской областью, а Севастополь – с Одесской, то теперь, согласно российской статистке, для полуострова недостижимыми являются показатели Ингушетии и Чечни. Это однозначный успех.

И напоследок. Поскольку бюджет Крыма на 2/3 состоит из центральных вливаний, а экономика России неуклонно деградирует, ждать расцвета полуострова по объективным причинам не приходится.

И при этом камни с неба, как на грех, совершенно несъедобны.

Андрей Введенский , крымский обозреватель

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции