Субъекты управления экономической безопасностью страны. Объекты и субъекты экономической безопасности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Экономическая безопасность

Заключение

Введение

Понятие «экономическая безопасность» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

Признание экономической безопасности важнейшим видом безопасности позволило отнести обеспечение экономической безопасности к приоритетному направлению деятельности государства и общества. Экономическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективного правового и государственного регулирования. Система норм, регулирующая отношения в области обеспечения экономической безопасности, не является целостной, поскольку отсутствует ряд норм, призванных регулировать важнейшие общественные отношения в данной области. Объект - экономическая безопасность. Предмет - предмет, цели, содержание экономической безопасности. Цель - изучить и проанализировать предмет, цели, содержание экономической безопасности.

Раскрыть понятие, предмет, содержание экономической безопасности;

Рассмотреть трактовку экономической безопасности в официальных документах правительства России;

Изучить доктрину «экономической безопасности» в России;

Проанализировать пути повышения экономической безопасности Челябинской области.

1. Экономическая безопасность

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность - это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

Военная безопасность - это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики - главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз.

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

природные богатства страны - сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности - это:

функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

налоговые и таможенные службы;

банки, биржи, фонды и страховые компании;

производители и продавцы продукции, работ и услуг;

общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

2. Трактовка экономической безопасности в официальных документах правительства России

В Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в ст. 2 было указано, что экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Эта формулировка является, к сожалению, очень декларативной, поскольку многие ее компоненты не допускают однозначной трактовки.

В ныне действующих нормативно-правовых актах четкого определения понятия «экономическая безопасность» России не существует, но есть указания на угрозы и критерии этой безопасности.

Во втором разделе Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, были отнесены следующие четыре.

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

Увеличение доли бедных слоев населения в городе и деревне, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции, и, тому подобного;

Рост безработицы, чреватый социальными конфликтами;

Задержки выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

Отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

Свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

Рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

Нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

Рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

Ослабление системы государственного контроля, приводящее к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сферах приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

На сегодняшний день многие из этих угроз продолжают действовать, некоторые нейтрализованы, но вместе с тем появились и новые.

Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, разработаны в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 и Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».

В перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации согласно этим документам входят:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.

3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.

4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения.

5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества.

6. Устойчивость финансовой системы.

7. Рациональная структура внешней торговли.

8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.

9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.

10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.

11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

В Указе Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации»1996 г. подчеркивается также, что для реализации Государственной стратегии важное значение имеет разработка количественных и качественных параметров (пороговых значений) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны.

В нашей стране проблема экономической безопасности впервые была осознана еще в советские времена.

В СССР преобладало понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военного противостояния социалистической и капиталистической систем. Экономическая безопасность рассматривалась тогда как обеспечение жизнеспособности советской экономики в условиях «холодной войны». Как разновидности данной концепции существовали подходы, согласно которым экономическая безопасность трактовалась как обеспечение выживаемости страны в случае стихийных бедствий и экологических катастроф либо в условиях национальных и мировых экономических катастроф.

Формирование понимания национальной экономической безопасности в период президентства Б.Н. Ельцина. Обсуждение нового, постсоветского понимания проблем национальной экономической безопасности активизировалось в первой половине 1990-х, когда развернувшийся еще в 1980-е экономический и политический кризис перешел в такую фазу, которая была чревата гибелью российской государственности.

Первым ключевым событием в актуализации этой проблемы стал принятый 5 марта 1992 г. закон Российской Федерации «О безопасности» №2446-1. В этом законе безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

На основе этого закона был принят Указ Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации». Рабочими органами Совбеза стали девять межведомственных комиссий -

по оборонной безопасности,

по оборонно-промышленному комплексу,

по информационной безопасности,

по конституционной безопасности,

по пограничной политике,

по экономической безопасности,

по экологической безопасности,

по общественной безопасности и

по борьбе с преступностью и коррупцией.

Плодом деятельности Совбеза стали многие программные документы. Наиболее важными среди них следует считать опубликованную в 1994 г. «Концепцию экономической безопасности Российской Федерации» и одобренную Указом Президента Российской Федерации №608 от 29 апреля 1996 г. «Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)».

Разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. №311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности по экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Этот документ должен был определять национальные интересы в области экономики, критерии экономической безопасности и предъявляемые к ней требования, а также механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Развитие доктрины национальной экономической безопасности в период президентства В.В. Путина. В 2000-е гг. происходило эволюционное развитие того подхода к пониманию экономической безопасности России, которое было заложено предыдущей администрацией.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные на­правления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Анализ, оценка, прогноз и контроль за исполнением директив в сфере безопасности были возложены на Секретаря Совета Безопасности РФ.

Концепция имеет следующую структуру:

1. Россия в мировом сообществе.

2. Национальные интересы России.

3. Угрозы национальной безопасности РФ.

4. Обеспечение национальной безопасности РФ.

Таким образом, хотя российская официальная доктрина национальной безопасности начала формироваться гораздо позже американского, однако приоритетность национальной экономической безопасности среди прочих компонентов национальной безопасности была осознана достаточно быстро и нашла отражение в официальных документах. Однако в российской доктрине, в отличие от американской, сделан более сильный акцент не на внешних, а на внутренних факторах национальной экономической безопасности.

безопасность экономический правительство региональный

4. Пути повышения экономической безопасности Челябинской области

Положение в сфере экономической безопасности Челябинской области - тяжелое, но не безнадежное.

Многие специалисты по проблемам экономической безопасности считают, что для ослабления внешних угроз экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели.

Чтобы ослабить импортную зависимость, необходима финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей, способных выпускать товары, которые сегодня востребованы Западом. Необходимо также применять более гибкую систему таможенных пошлин, определить отрасли экономики, которые нуждаются в таможенной защите, ввести государственную монополию на ввоз лекарственных препаратов, табачных изделий, алкоголя, зерна и на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных металлов и т. д.

Отмечается, что рыночная экономика немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство экономической жизнью страны.

В этой связи можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, в частности: государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования; государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений

В экономической программе Челябинской области основной упор необходимо сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.

В целях обеспечения национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить более взвешенную и последовательную внешнюю политику.

Необходимо методологически четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная обеспеченность - способность государства обеспечить всех членов общества продовольствием в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в целях укрепления здоровья нации и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная же безопасность подразумевает способность страны обеспечивать продуктами питания свои текущие и чрезвычайные потребности населения страны в целом, так и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в соответствии с научно-обоснованными нормами за счет собственных ресурсов.

В качестве критерия продовольственной безопасности используется уровень поставок импортного продовольствия от общих объемов его потребления в стране и областях.

Приоритетными задачами в области обеспечения продовольственной безопасности Челябинской области должны быть признаны:

Формирование в стране единого продовольственного комплекса и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в объеме, ассортименте и качестве, достаточных для удовлетворения потребности населения в питании в соответствии с научно-обоснованными нормами.

Разработка оптимальных вариантов структуры продовольственного импорта.

Определение потребностей населения в питании и обеспечение населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность жизни населения.

Обеспечение экономической доступности к основному набору продуктов питания, что означает обеспечение платежеспособности спроса у основных социальных групп населения.

Создание и поддержание резервов продовольственного назначения, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях.

Своевременное выявление, прогнозирование и устранение угроз продовольственной безопасности, определение пороговых значений.

Усиление государственного регулирования межрегиональных поставок продовольствия и сырья для более полного обеспечения регионов продовольствием.

Активная поддержка развития интеграции и кооперации, позволяющих снизить трансакционные издержки, оптимизировать товарные и финансовые потоки и повысить конкурентоспособность предприятий.

Развитие рыночной инфраструктуры: организация региональных оптовых рынков и кредитных учреждений, что позволит осуществлять эффективный внутри - и межрегиональный обмен.

Заключение

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности становится одной из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности - основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

Можно исходить из определения сущности и содержания экономической безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами субъектов хозяйствования, включая структуры и систему показателей ее уровня.

Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.

Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.

Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности.

Список использованных источников и литературы

О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №608.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

Борисова В.Д. Актуальные проблемы экономической безопасности России на современном этапе // Вопросы экономики. 2009. №2. С. 15-23.

Зотова Н. Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности // Национальная безопасность. 2007. №8. С. 22-29.

Исмаилов Р. Экономическая безопасность России: теория и практика. СПб.: Питер, 2009. 216 с.

Исмаилов Р. Экономическая безопасность России // Бизнес и безопасность. 2010. №2. С. 8-11.

Колосов А.В. Экономическая безопасность. М.: ЗАО Финстатинформ, 2009. 194 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обоснование необходимости создания эффективной системы обеспечения экономической безопасности, играющей важную роль в жизнеспособности любого государства. Направления развития способов обеспечения экономической безопасности, динамика изменений нормативов.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2013

    Понятие и сущность экономической безопасности. Анализ и разработка мер по организации предупреждения правонарушений экономической направленности против экономической безопасности на примере ГК "МИЭЛЬ". Анализ элементов экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2017

    Объекты, цель, основные задачи, нормативная основа, элементы, состав, структура, функции и функционирование обеспечения экономической безопасности государства. Правовые действия и операции. Субъекты и участники обеспечения экономической безопасности.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Экономика России с точки зрения экономической безопасности. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений. Роль государственной экономической политики в экономической безопасности страны.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

    Основные понятия экономической безопасности. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, реальные и потенциальные угрозы. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

    реферат , добавлен 18.02.2011

    Анализ и систематизация юридической, в частности судебной системы РФ, в области обеспечения экономической безопасности государства. Раскрытие сущности и содержания дефиниции "экономическая безопасность". Анализ законов, направленных на ее обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Оценка угроз национальной безопасности России. Место экономической безопасности в структуре национальной безопасности государства. Условия возникновения угрозы: изменение в объеме и распределении доходов и богатства. Военная (оборонная) безопасность.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее. Характеристика преступлений в сфере экономики. Выявление экономических преступлений как направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2012

    Обеспечение экономической безопасности как гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Анализ системы макроэкономических показателей в определении степени экономической безопасности государства.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Понятие коррупции в социальных науках, уголовном праве и криминологии. Анализ и характеристика влияния коррупции на современное положение экономической безопасности России. Повышение экономической безопасности России в области противодействия коррупции.

Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII - XVIII вв.

Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность.

Под безопасностью в тот период подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации».

Активные дискуссии о национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась эпоха свободной конкуренции и развернулась «административная революция» (так английский экономист Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство). Именно тогда стала доминировать идея того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием.

Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны.

Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем первое, более широкое.

В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».

Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» был подписан 29 апреля 1996 г. В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.

Таким образом, в структуре национальной безопасности (рис. 1.1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

Распад СССР показал, что для безопасного существования государства недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентоспособность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др. Не только в географическом, но и в цивилизационном отношении Россия неотъемлемая, органическая часть Европы. Не может Европы без России, ровно так и Россия без Европы. Разница меду России и остальной Европой заключается в том, что те основные общецивилизационные задачи, которые Европа, так или иначе уже решила к настоящему времени, России ещё предстоит решить. Речь идет о создании в России демократического, правого государства, о строительстве высокоэффективной рыночной экономики, об обеспечении достойного человека уровня жизни и надёжных социальных гарантий.

Общее у нас одно - это духовно-нравственное состояние общества, будущие угрозы - терроризм, этно-национальные и религиозные конфликты, наркоманию преступность. Российское государство обязано следовать по пути цивилизации, интегрироваться в мировое сообщество.

Изоляция России от общемировых процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые процессы не является гарантией безопасного развития - обеспечение международной экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.

Особое значение приобретает обеспечение экономической безопасности в рамках региональных интеграционных объединений, классическим примером которых является Европейское сообщество. Особенность заключается, прежде всего, в том, что ЕС как интеграционное объединение является результатом открытости и вовлеченности его стран-членов в общемировые экономические процессы.

Целью системы обеспечения экономической безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание системы обеспечения экономической безопасности приемлемо и для ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической безопасности любого регионального интеграционного объединения и могут уточняться с учетом конкретных реалий.

Сегодня различными международными и российскими организациями для изучения социальных процессов в обществе используются разные методические схемы и комплексные показатели, которые позволяют с той или иной степенью объективности оценить безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. Известны мировые фондовые индексы, характеризующие экономическую активность фондовых рынков различных стран, индексы деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и многие другие. Все они с разной объективностью и точностью описывают различные экономические и социально-политические процессы, но, и это главное, дают возможность осуществлять мониторинг их динамики.

В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности.

В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной.

Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество, интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальную безопасность видов, в том числе экономической безопасности.

Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.

Но поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа -- Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет безопасности -- это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

  • 1. определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
  • 2. разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
  • 3. подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
  • 4. разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ.

Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Взять, например, деятельность такой массовой негосударственной организации как профсоюзы. Они последовательно проводят в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работающих по найму, ведут борьбу с безработицей, добиваются полной занятости и улучшения условий труда.

Значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального партнерства. В России социальное партнерство осуществляется в форме сотрудничества профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечить участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.

Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.

Итак, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, особенно такой конституционный орган как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.

Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и основных индикаторов. Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а именно оценка:

  • - ресурсного потенциала и возможностей его развития;
  • - уровня эффективности использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);
  • - конкурентоспособности экономики; целостности экономического пространства;
  • - экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.

Как правило, в систему основных индикаторов экономической безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; государственный долг; вовлеченность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.

Понятие"экономическая безопасность"является относительно новым в украинском лексиконе, хотя оно довольно распространенное и давно используется в практической деятельности на. Западе. Проблема экономической безопасности впервые викрис стализувалася в 30-х годах прошлого века на территории. США. Актуальность этого вопроса было обусловлено тогдашней мощной мировым кризисом и необходимостью наработки мероприятий быстрого реагирования на угрозы такого масштаба в рамках национальной экономики. В 70-х годах прошлого века под понятием"экономическая безопасность"начали понимать важнейшие составляющие национальной безопасности, и довольно быстро этот термин получил широкое распространение в экономически развитых капиталистических странанах.

В экономической сфере. Советского. Союза проблемы экономической безопасности рассматривались преимущественно с точки зрения внешнеэкономической деятельности или экономической преступности. Согласно определению, которое дает поле итологичний энциклопедический словарь, экономическая безопасность - это состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне определять пути и формы своего экономического развития. Следует отметить, что в ц ьому определении фактически рассматривается лишь внешняя сторона понятия - независимость. Существуют подходы, которые трактуют экономическую безопасность как обеспечение способности к выживанию страны в случае стихийных и е кологичних бедствий или в условиях национальных и мировых экономических катастроф. При таких подходах вопросы экономической безопасности трактуется односторонне, то есть ее существование связывают лишь с влиянием внешних фа кторого время внутренние факторы, которые также существенно влияют на экономический потенциал, глубоко не исследуются. Однако разрушительное влияние внутренних факторов на все сферы народного хозяйства оказался более масштабным и долгосрочным, чем влияние внешних факторекторів.

Лишь в начале 90-х годов стали уделять внимание и другим аспектам безопасности: экологическим, прямым и косвенным последствиям чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения, росту организованной й преступности, утрате научно-технического потенциала, культурной деградации нации тощ.

Характеризуя специфику, проявляя сущностные характеристики экономической безопасности, прежде всего следует акцентировать внимание на ее"включенности"в общую систему национальной безопасности. Национальная безопасность уборки ае в себя всю совокупность превентивных мер экономического, технологического, военно-политического, правоохранительного, дипломатического и иного характера, разработаны относительно тех или иных угроз, как с у счета текущего времени, так и в расчете на перспективу. Национальная безопасность - разноплановая и многоуровневая проблема, охватывающая все сферы жизнедеятельности и нуждается в научно обоснованной кон концепции, рассчитанной на длительную историческую перспективву.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система в целом , так и ее различные составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структура. Ури, семья, отдельная личность тощ.

Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы, биржи, фонды и страховые компании), а также предприятия, учреждения и организации как к государственного, так и частного сектора экономик.

Не исключается и участие граждан и их объединений в поддержке экономической безопасности. Более того, такие действия должны всячески поощряться государством. Однако активное участие гражданина в обеспечении экономического ной безопасности невозможна без осознания им важности этой государственной дела и проявления активной жизненной позиции. Кстати, в. Конституции Украины четко указано, что наряду с защитой суверенитета и террит ориальнои целостности Украины обеспечение ее экономической безопасности является важнейшей функцией государства и делом всего украинского народоду.

Экономической безопасности присущ интегральный характер, поскольку она является результатом совместных усилий всей нации, что проявляется через действия всех ветвей власти на всех уровнях (от всеукраинского до место в ного), имеющихся в государстве сил и средств, объединений граждан и отдельных оси.

На сегодня существуют определенные противоречия между отдельным гражданином и государством в сфере обеспечения ими своей экономической безопасности. Ведь государство выступает не только гарантом экономической безопасности своих граждан, но и сама может быть для них источником угроз (обесценивания денежных сбережений, задержки с выплатой заработной платы и других социальных выплат, непомерные налоги и т.п.). Когда государство создает для своих граждан угрозу, что значительно превышает ту опасность, от которой она их защищает, то такое государство вряд ли вызывать у граждан уважение. Более того, она не сможет быть выразителем национальных экономичным их интересесів.

В период кардинальных экономических преобразований, когда создается мощный негосударственный сектор экономики, очень важно, чтобы частные предпринимательские структуры заботились не только о собственных интересах и безопасность как это наблюдается сейчас, но и учитывали интересы государства и общества и способствовали обеспечению экономической безопасности Украины. Ведь когда, например, валютные средства отечественных коммерческих структур в садятся в иностранных банках, укрепляя экономический потенциал зарубежных стран, то они подрывают его в Украине. Финансовое обескровливания собственной страны ведет к уменьшению уровня ее обороноспособности, неспра можности социально защитить уязвимые слои населения, развивать науку, образование, культуру и в конечном итоге может привести к потере самой государственности. Государство должно принимать все необходимые меры для нейтр ализации подобных угроз своей экономической безопасностиеці.

Предметом государственной деятельности в сфере экономической безопасности являются:

Мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, т.е. выявления и прогнозирования угроз

Разработка конкретных мер, реализация экономической политики и институциональных преобразований, устраняющие или смягчающие вредное влияние выявленных факторов и угроз в рамках единой программы эко ономичних реформ стран.

Возрастает роль и значение правоохранительного обеспечения экономической безопасности. При масштабной криминализации экономики, когда на ее состояние влияют организованная преступность и коррупция , овладевшие разному ных механизмами влияния на принятие многих государственных решений, возможности изменения экономической политики и практики, разработка стратегии экономической безопасности в значительной мере зависят от способности где ржавые, ее правоохранительной системы коренным образом изменить криминальную ситуацию в экономикеі.

Необходимым элементом государственной деятельности является государственно-правовая защита экономики - обоснована на познании законов общественного развития структурно-интегрированная система мер, принимаемых компетентн ими государственными органами для охраны интересов субъектов экономической деятельности и обеспечение развития рыночной экономик.

Объектом государственно-правовой защиты выступают отношения субъектов экономической деятельности, возникающие в процессе реализации ими своих законных прав, с учетом возложенных на них обязанностей - зако онными путями способствовать последовательному развитию социальной и других отраслей жизнедеятельности граждан Украины при интеграции страны в мировую экономическую систем.

Анализ направлений государственно-правовой защиты экономической деятельности доказывает их многоаспектность, в зависимости от функций субъектов. При этом эффективность деятельности указанных субъектов во многом за алежить от знания ими объекта приложения своих усилий. Именно поэтому для подразделений правоохранительных органов, основным направлением деятельности которых является борьба с экономической преступностью, актуален анализ оп еративно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых в сфере экономикки.

Рассмотрение сущности государственно-правовой защиты экономической деятельности будет односторонним без анализа ее деятельной стороны, т.е. обеспечение исполнения правовых предписаний. Несмотря на кажущийся стихийный характер рынка, эффективность экономической деятельности непосредственно связана с законностью и дисциплиной при ее осуществлении. Соблюдение законности в сфере экономики следует понимать как одинаковое понимание и точное выполнение положений законов всеми субъектами экономической деятельности. Необходимо также руководствоваться тем, что далеко не все стороны экономической жизни регулируются законами, и зачастую субъекты эконом ичной деятельности, вступая в отношения между собой, определяют их порядок по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме понимания и выполнения положений законов, к содержанию законности, считаем, ма есть входить и возможность (способность) реализации субъектами своих законных праправ.

В главных условий невыполнения положений законов относятся:

Отсутствие механизма реализации положений закона;

Противоречие закона традиционным устоявшимся нормам жизни;

Отсутствие контроля со стороны властных структур;

Существование ведомственной практики инструктивного толковании положений закона, при котором чаще всего скрывается или искажается главная суть;

Преднамеренное (или по незнанию) невыполнение законов и т.д.

Первый этап обеспечения законности в экономической сфере деятельности связывают со своевременным доведением положений законов к субъектам. Отметим, что разнообразие принятых законов и, собственно говоря, отс ность надежных информационных каналов доведения их до исполнителей, не акцентируя внимания на необходимости комментирования, нередко приводит к тому, что субъекты сами вынуждены искать нормативные акты. Отметим о, что обязанность информационного обеспечения субъектов экономической деятельности возложено на органы исполнительной власти, поскольку именно они отвечают за состояние соблюдения законности на местаях.

Уровень законности в экономической деятельности во многом зависит от правосознания субъектов, а это требует необходимого объема юридических знаний, позволяющих осуществлять осознанные юридические действия в в хозяйственных и других операция.

Значение государственно-правовой защиты экономической деятельности в переходный период заключается в объективной необходимости более глубокого вмешательства государства в экономику, чем это требуется в развитой экономические й системе. Эта необходимость постепенно уменьшаться в процессе развития экономики, формирования правового государства и, соответственно, улучшение социальной сферы, изменении экономико-правового мировоззрения субъект ей экономической деятельностиі.

В широком смысле экономическая безопасность - это такое состояние страны, когда обеспечивается защищенность ее экономических интересов есть содержание экономической безопасности - это интересы производства, бизнеса, торговли, ф финансовой и иной хозяйственной деятельности касается внутреннего состояния исходным экономическим интересом нации является экономическая стабильность, которая проявляется в производственном росте, повышении национально го дохода, эффективной финансовой системе и т.д.. Внешние интересы безопасности страны заключаются в исключении экономической экспансии со стороны других государств и обеспечении независимости в международных отношенияхнах.

Система экономической безопасности обеспечивает стране:

Возможность самостоятельно, без какого-либо значимого внешнего воздействия определять и проводить внутреннюю политику в экономической и других сферах;

Способность активно влиять на процессы в мире, касающихся национальных интересов страны;

Социальный миф и общественное согласие, предотвращения масштабным внутренним конфликтам, способным привести к изменению демократического политического строя

время проблема обеспечения экономической безопасности многомерная и многоаспектная. Особого внимания заслуживают вопросы криминализации жизненно важных сфер экономики. Результаты криминологических исслед жень свидетельствуют о высокой степени проникновения преступности в сферу общественно-экономических отношений Экономическая преступность достигла такого уровня, что является реальной угрозой национальной безопасности. Это один из нас следствий потери контроля над исполнением законов в стране. Поэтому особую остроту приобретают проблемы организации правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности в условиях системного кризиса должна быть выработана адекватная современному состоянию развития общества государственная правоохранительная политика, а также соответствующие средства и формы правоохранительной деятельности. Очевидно, что эти меры должны быть ск ладовыми звеньями общей цепи усиления регулятивной роли государствдержави.

В экономической системе страны выделяют такие важнейшие блоки проблем, позволяющих раскрыть содержание экономической безопасности:

Проблемы, связанные с сохранением и поддержанием народнохозяйственного комплекса страны. Народнохозяйственный комплекс страны рассматривается как определенная система, состоящая из подсистем. Дисбаланс порт зкив между подсистемами может привести к разрушению всей системы. Поэтому особенно важно своевременно выявлять угрозы и находить оптимальные решения по их недопущения и предотвращения ниним.

Проблемы, связанные с поддержкой функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях: аварии на жизненно важных объектах, землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.. Эти явления способны встряхнуть экономику всей страны, создать угрозу экономической безопасности в целом. Экономические масштабы этих ситуаций измеряются объемами прямых и косвенных потерь. ВВП и расходами госбюджета на их преодолениеня.

Проблемы, связанные с преобразованием отношений собственности. Отсутствие четкой правовой базы порождает коррупцию государственного аппарата, множество экономических преступлений, криминализацию экономики и общества, рез зке расслоение общества на богатых и бедныхх.

Экономические проблемы взаимодействия с внешним миром. На сегодня реальную угрозу Украине составляют не внешние факторы, а развал экономической системы страны. В современных условиях анализ внутренних факторов и разработка конкретных эффективных мер по предотвращению внутренних угроз наиболее актуальные и значимыещі.

Сущность экономической безопасности заключается в обеспечении экономического развития Украины с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и природоохранном ис истанни сырьевых ресурсов и окружающей среды.

. Экономическая безопасность - это система обеспечения устойчивости национальной экономики, сохраняет свою целостность и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние угрозы

Для более глубокого понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями"развитие"и"устойчивость"

Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, резко сокращается возможность выживания, возможность сопротивления и приспособленности к внутренних и внешних угроз. Развитие экономической системы обычно связывается с экономическим ростом, а его темпы рассматриваются как характеристики этого роста. При падении показателей говорят не столько о отрицательный экономический зрос зования, сколько о деградации экономической системеми.

Акцент на устойчивости не случаен. Ведь именно устойчивость экономической системы связана с ее способностью сохранять динамическое равновесие, успешно адаптироваться с помощью политических, правовых и других механи измов к изменяющимся, в частности эффективно преодолевать кризисные явленийа.

Устойчивость - важнейшая характеристика экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных и горизонтальных связей внутри системы, здатнис во выдерживать внутренние и внешние"нагрузки"Если система теряет устойчивость, то говорят о ее разрушение, катастрофу. Чем устойчивее экономическая система, соотношение производственного и финансово-ба нкивського капитала и т.д., тем жизнеспособнойю є

экономика, а потому и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций, дисбаланс связей между различными компонентами системы приводит к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от б безопасного состояния в небезпечного.

Стратегия экономической безопасности предусматривает:

Определение характеристики внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и где ержавы

Определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности и обеспечивают защиту жизнеспособности страны;

Механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизнеспособности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия

Практическая реализация. Государственной стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей с социально-экономического развития страны. Такая система является основой и содержанием экономической политики государстви.

Экономическая безопасность поддерживается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и другими, включая защиту государственной тайны. Кроме того, экономический оценки последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб, и на этой основе определить систему приоритетев.

Объект — это то, на что направлена деятельность человека любого характера: познавательная, исследовательская, практическая. Объектом могут выступать как предметы, существующие независимо от сознания человека, так и созданные им. В силу того что безопасность имеет конкретный предметный характер, т.е. безопасность кого-либо или чего-либо, объектом безопасности является все то, что подвержено угрозам различного вида. К объектам безопасности относится то, по отношению к чему человек применяет специальные механизмы для предотвращения угроз или обеспечения его безопасности.
Поэтому можно говорить, что объект безопасности определяет содержание инструментов, обеспечивающих его безопасность, что имеет важное значение в организации деятельности соответствующих служб. Объектами безопасности являются предметы, их свойства, функции, выполняемые предметами, процессы, интересы субъектов.
Все множество объектов безопасности может быть разделено на классы в соответствии с двумя классификационными критериями: 1) принадлежностью субъекта к структурному уровню, его масштабом; 2) видами опасности. Экономическая безопасность — многоуровневое явление и включает в себя:
1) мегауровень — страны;
2) макроуровень — региона;
3) микроуровень — хозяйствующего субъекта;
4) уровень отдельного гражданина.
На уровне гражданина, человека объектом безопасности являются его права и свободы, которые условно делят на следующие основные группы: социальные (например, право на образование и культурное развитие); экономические или материальные (право на труд и жилье); политические и личные (духовные, право на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни).
На микроуровне в качестве объекта выделяются интересы предпринимателя как экономической системы и хозяйствующего субъекта, к которым относятся свобода предпринимательства, экономический потенциал организации.
На макроуровне региона в качестве объекта выделяют интересы отдельного региона во взаимосвязанных социальной и экономической сферах: экономический потенциал региона; наличие полезных ископаемых и природных богатств; экологическое состояние региона; человеческие ресурсы и социальные отношения.
На мегауровне как объект выделяют интересы государства, общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность, систему организации государственной власти, систему институциональных отношений (отношений, связанных с социальными институтами, т.е. с определенной формой организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей), экономику страны в целом (в широком смысле экономика — это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, материальный базис общества; в узком смысле — совокупность отдельных отраслей и видов производства), экономический потенциал страны, природные богатства и полезные ископаемые, экологическое состояние, человеческие ресурсы.
Интересы указанных экономических субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены и в то же время противоречивы. Интересы субъектов каждого уровня качественно отличны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материальный и социальный уровни граждан государства будут выше, если государство экономически развито и стабильно. В экономически развитом государстве хозяйствующие субъекты и граждане платят больше налогов. В этом заключается также и противоречие интересов субъектов, относящихся к различному уровню государственной структуры. Поэтому организация обеспечения безопасности объектов каждого уровня является уникальной, учитывающей не только сложные взаимосвязи объектов в рамках одного уровня, но и межуровневые связи.
Государство является объектом экономической безопасности на мегауровне в силу того, что государство как целостная система подвержено внутренним и внешним угрозам.
Сложная иерархическая структура экономической системы страны предопределяет многоуровневость и объектов экономической безопасности. Аналогично объектам безопасности количество уровней объектов экономической безопасности равно четырем:
1) мегауровень — экономика страны в целом;
2) макроуровень — экономика регионов и отраслей;
3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (домашние хозяйства, предприятия, объединения хозяйств или группы);
4) уровень человека, гражданина.
К объектам экономической безопасности на государственном уровне относятся:
. экономический комплекс государства, включающий хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики;
. полезные ископаемые;
. природные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, включающие трудоспособное население;
. недвижимость;
. финансовые ресурсы и финансовая система в целом.
К объектам экономической безопасности на региональном уровне относятся:
. экономический комплекс региона, включая хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики, расположенные на территории региона;
. полезные ископаемые, расположенные на территории региона;
. природные ресурсы, находящиеся на территории региона (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, в том числе трудоспособное население региона;
. недвижимость, расположенная на территории региона;
. финансовые ресурсы и финансовая система региона.
К объектам экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта относятся:
. природные ресурсы (земля, воздух, вода);
. ресурсы организации (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные);
. технологии;
. различные виды деятельности (производственная, коммерческая, снабженческая, управленческая и т.д.);
. сотрудники организации, ее руководители, акционеры.
К объектам экономической безопасности на уровне человека, гражданина относятся имущество, принадлежащее ему, и право на труд.

Понятие экономической безопасности

Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь систему мер и механизмов, которые бы гарантировали бы стабильное и поступательное развитие экономики, гарантировало бы стабильность в обществе. Такой совокупностью мер является система экономической безопасности государства. Она представляет собой многоуровневую систему, носящую интегральный характер. Данная система является результатом усилий всех ветвей власти, сил и средств организаций и отдельных граждан.

Определение 1

Экономической безопасностью называется система мероприятий, которые гарантируют стабильное развитие экономики, функционирование производства несмотря на влияния различных факторов внешней и внутренней среды, несущих угрозу стабильности и функционированию хозяйственного комплекса.

Экономическая безопасность является основой государственной экономической политики. Первооснову ее составляет определение сферы национальных экономических интересов государства. Они отражают фундаментальные ценности и стремление народа данного государства, его потребности в нормальных условиях жизни и деятельности, цивилизованные пути и способы их создания и достижения. У каждого суверенного государства могут быть свои собственные национальные интересы. Они, как правило, не совпадают с интересами соседних государств. Это является объективной необходимостью формирования и поддержания каждым государством системы своей национальной экономической безопасности.

Структура экономической безопасности

В структуре экономической безопасности выделяют несколько уровней: международный, национальный, региональный и локальный (частный). Международный уровень представлен целым комплексом международных соглашений и внутренней политики. Все эти мероприятия направлены на обеспечение стабильности международных экономических отношений. Они призваны поддержать конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках и обеспечить дальнейшее развитие государства.

На национальном уровне экономическая безопасность представлена следующими разновидностями (направлениями):

  • демографической безопасностью;
  • информационной безопасностью;
  • политической безопасностью;
  • социальной безопасностью;
  • оборонной безопасностью.

Основной задачей на национальном уровне является воздействие политических решений на экономические показатели и на степень уязвимости экономики.

Региональный уровень обеспечивает стабильность хозяйственной жизни общества определенного региона. Локальный уровень обеспечивает нормальное функционирование конкретного предприятия. Все уровни безопасности тесно взаимосвязаны между собой.

Объекты экономической безопасности

Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государство, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Выделяют следующие иерархические уровни объектов экономической безопасности:

  • макроэкономический (экономика государства);
  • региональный или отраслевой;
  • микроэкономический (агенты рынка);
  • семейно-личностный (интересы семьи и отдельной личности).

Некоторые ученые-экономисты в качестве объектов экономической безопасности называют как экономическую систему в целом, так и отдельные ее компоненты:

  • природные ресурсы;
  • производственные и непроизводственные фонды;
  • недвижимость;
  • финансовые ресурсы;
  • структурные подразделения экономики;
  • семья;
  • частные лица.

Субъекты экономической безопасности

Государство и органы власти, предприятия, организации и учреждения не зависимо от форм собственности, отдельные граждане и их объединения одновременно являются как объектами, так и субъектами экономической безопасности. Указом Президента Российской Федерации от $29.04.1996$ №$608$ была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Согласно этому документу государственные структуры имеют приоритет перед остальными субъектами экономической безопасности. Важную роль в системе экономической безопасности государства играет такой субъект, как государственный бюджет.