Смотреть что такое

Смотреть что такое "Дефицит бюджета" в других словарях. Что такое дефицит бюджета

Сбалансированность бюджета

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений .
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений .
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков .

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств . Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях , мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности .
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса .
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны , массовые беспорядки , крупные катастрофы , стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Политический популизм , выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  6. Коррупция в государственном секторе.
  7. Неэффективность налоговой политики , вызывающая увеличение теневого сектора экономики .

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения . Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения , росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов , так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы , при наличии естественного уровня ВВП , при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством . Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики .

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег . Такая мера провоцирует инфляцию , которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными . Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию , крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой . Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор . Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы .
  3. Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых штатах Америки , например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка . Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами . Как следствие растет инфляция , нарушается нормальный механизм ценообразования , что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты . Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи ». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств , которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке , а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты получаемые от других уровней бюджетной системы(Как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней .

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

  • средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг , номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты , предоставленные кредитными организациями , международными финансовыми организациями ;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней ;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте ;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций , иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959-1975 годах в США , когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме . Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу , ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица , увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена , который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура , фундаментальная наука , образование или здравоохранение , то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов . Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

См. также

Литература

  • Парыгина В. А, Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. - М .: Эксмо, 2005. - 384 с. - ISBN 5-699-09576-4
  • Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. - М .: ИКЦ «МарТ», 2006. - 176 с. - ISBN 5-241-00646-Х
  • Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. пер. с англ. - М .: ИНФРА-М, 1997. - 784 с.
  • Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. пер. с англ. - Санкт-Петербург: Изд-во АО «СПб оркестр», 1994. - 410 с.
  • Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. - М .: Дело и сервис, 2004. - 447 с.
  • Бабич А., Павлова Л. Государственные и муниципальные финансы. - М .: ЮНИТИ, 2002. - 703 с.
  • Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. - М .: Перспектива, 2007. - 256 с.
  • Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс. (2011). Архивировано из первоисточника 19 марта 2012. Проверено 14 сентября 2011.

1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения. 5

1.2. Виды бюджетного дефицита. 9

1.3. Финансирование бюджетного дефицита. 12

2.1. Концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита. 16

2.2. Анализ бюджета РФ за гг. 19

2.2.1. Анализ доходов. 20

2.2.2. Анализ расходов. 22

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

Приложение 1. 35

Приложение 2. 37

Введение

Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

1) увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

2) увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

3) увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

4) увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

5) увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

6) сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

7) уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

8) сокращение доходов из-за низкой собираемости и др. .

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

1) спад общественного производства;

2) рост предельных издержек общественного производства;

3) массовый выпуск «пустых» денег;

4) излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

5) возросшие затраты на финансирование ВПК;

6) оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

7) возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету .

Бюджетный дефицит имеет ряд функций, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Функции бюджетного дефицита

Наименование функции

Характеристика

Распределительная (перераспределительная)

Роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций.

Продолжение таблицы 1.1.

Фондообразующая

Проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.

Стимулирующая

Реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов.

Контрольная

Отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами .

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг , осуществления внутренних и внешних займов . Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье денег.

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

1.2. Виды бюджетного дефицита

В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

2) внутреннее предложение относительно эластично;

3) внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

4) сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной .

2. Проблемы сбалансированного бюджета в экономике России.

2.1. Концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита

Специфика исторического периода, переживаемого сегодня Россией, связана со значительным повышением роли бюджета в экономике страны.

Государственный бюджет стал едва ли не основным экономическим регулятором хода воспроизводственного процесса, а налоги – материальной основой структурных изменений и инструментом их регулирования.

Поэтому актуальным является не просто государственное регулирование экономики, а именно бюджетное регулирование экономических процессов, происходящих в стране.

Для бюджетного регулирования экономических процессов, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета, чтобы избежать последствий бюджетного дефицита или профицита. Современные школы представили следующие концепции балансирования бюджета.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики .

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Например, рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются.

Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

По результатам проведенной бюджетной политики можно сделать вывод о том, что самые важные задачи (повышение благосостояния страны, погашение госдолга и т. п.), которые могут быть решены государственным профицитом, не выполняются.

Поэтому в настоящее время Правительство РФ считает, что нужно изменить политику по вопросам бюджета, и вместо профицитного сделать его дефицитным.

Проведем небольшой анализ бюджета РФ в период 2гг.

Федеральный бюджет на год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Профицит федерального бюджета в сумме 74,15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.

2.2.1. Анализ доходов

Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета в период 2008 – 2010гг.

Данные для анализа представлены в таблице 2.1. (Приложение 1).

Рис. 2.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на гг.

На рисунке 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%.

(1) В 2008 году объем расходов по этому подразделу составил 83,81 млрд. руб., к 2010 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшится от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации , обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

(2) Доля этого показателя не значительна, сумма расходов в 2009 году 56,29 млрд. руб., к 2008 году показатель вырос на 1,73 млрд. руб., а к 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб. Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления .

(3) Объем расходов данного раздела, в динамике нам показывает увеличение. В 2008 году сумма составил 9,33 млрд. руб., а в 2010 году прогнозируется увеличение на 17%. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности РФ в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета.

Сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

В данной работе мы рассмотрели государственный бюджет за период гг., а также планируемую программу Правительства РФ на период 2010 – 2012гг., в которой предусмотрен бюджетный дефицит.

Изучили точки зрения исследователей на проблему бюджетного дефицита.

По результатам проведенного анализа было выявлено, что в настоящее время в РФ принцип сбалансированности бюджета не соблюдается.

Список использованной литературы

1. Аналитический доклад по результатам анализа механизма учета и отчетности участников процесса управления государственным долгом Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2009. - № 5. - С. 196-203.

2. Булатова экономика. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007. – 656 с.

3. Бюджетная система России: Учебн. для вузов/ Под ред. проф. . - М.: Юнити - ДАНА, 2008. – 540 с.

4. Гусаров: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 264 с.

5. Диденко экономика. – Ростов – на – Дону: ФЕНИКС, 2007. – 326 с.

6. Кудров экономика. – М.: БЕК, 2007. – 417 с.

7. Ломакин экономика. – М.: ЮНИТИ, 20с.

8. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2008г. // Экономист. 2007. - №10. - С.3-13.

9. Соколова экономики: Учеб. пособие для ВУЗов / Светлана Владимировна Соколова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.

10. Тихонов А. Долги Российская империя отдавала всегда / Рынок ценных бумаг. - №1 от 01.01.2001.

11. Чернецкий экономика. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 303 с.

12. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"».

14. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

15. Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. / М., Юнити,- 2008. – 528 с.

16. Хейфец политика России: актуальные проблемы // Экономика. Научный эксперт№ 3 - С. 37-51.

17. Экономика: Учебник. // Под ред. - М. , 2009. – 358 с.

18. Серегин долг и бюджет России: актуальные проблемы / [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http:// www. *****/financial/2009/12/02/3293708.shtml, дата посещения 20.06.10.

19. Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

20. Шаповалов А., Бутрин Д. Бюджетный дефицит выстроит очередь в банки / А. Шаповалов, Д. Бутрин [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http://www. *****/doc. aspx? DocsID=1 дата посещения 21.06.10.

Приложение 1

Таблица 2.1.

Доходы федерального бюджета на 2008 – 2010гг.

Доходы федерального бюджета

Отклонение

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы, в том числе:

Налог на прибыль организаций

Налоги и взносы на социальные нужды

Налоги на товары (работы и услуги), реализуемые в РФ

Продолжение таблицы 2.1.

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Неналоговые доходы

Прочие доходы

Всего доходов

Приложение 2

Таблица 2.2.

Расходы федерального бюджета на 2008 – 2010гг.

Расходы федерального бюджета

Отклонение

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Продолжение таблицы 2.2.

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография, средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

Межбюджетные трансферы

Продолжение таблицы 2.2.

Условно утвержденные расходы

Секретные статьи


Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

Шаповалов А., Бутрин Д. Бюджетный дефицит выстроит очередь в банки / А. Шаповалов, Д. Бутрин [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http://www. *****/doc. aspx? DocsID=1 дата посещения 21.06.10.

Не всегда сумма доходов, собранных государством бывает достаточна для осуществления всех запланированных расходов. В этом случае возникает бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Возможна и обратная ситуация, когда собранные доходы больше расходов, в этом случае возникает бюджетный профицит.

Поскольку, профицит – явление достаточно редкое (хотя наш федеральный бюджет, благодаря высоким ценам на ресурсы, а значит большим налоговым поступлениям в бюджет, именно профицитен), и чаще все-таки наблюдается дефицит бюджета, то рассмотрим его более основательно.

Как уже упоминалось выше, государственный бюджет является одним из инструментов экономической политики государства. Изменяя величину и структуру расходов и доходов государство в состоянии воздействовать на экономику страны. Однако, если за изменением величины доходов не следует изменения величины расходов, и наоборот, то возможно возникновение бюджетного дефицита.

Различают три вида бюджетного дефицита :

· фактический;

· структурный;

· циклический.

Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов.

Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера.

Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.

Иногда используют понятия активного и пассивного бюджетного дефицита .

Активный бюджетный дефицит возникает, если государство сознательно увеличивает расходы для осуществления стимулирующей налогово-бюджетной политики.

Пассивный бюджетный дефицит возникает, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.

В целом можно выделить следующие причины возникновения значительных бюджетных дефицитов:

1) Циклическое развитие экономики . На фазе спада падают налоговые поступления, так как доходы экономических агентов сокращаются, и величина уплачиваемых ими налогов также сокращается. С другой стороны, увеличиваются государственные расходы, так как все большее число людей нуждается в социальной помощи – растет количество выплачиваемых пенсий и пособий.



2) Стимулирование экономики фискальными методами . Оно подразумевает сокращение налогов (доходная часть бюджета уменьшается) и увеличение государственных расходов (расходная часть увеличивается).

3) Политические факторы . Состояние бюджета во многом зависит от того, к какой политической партии принадлежат члены правительства. Так, социалисты склонны расходовать больше средств на производство общественных благ (например, бесплатное медицинское обслуживание) и на социальную поддержку населения (увеличение размеров пенсий и пособий). В этом случае дефицит бюджета будет больше. С другой стороны, консерваторы или сторонники невмешательства государства в экономику предпочтут сократить программы государственных расходов, что приведет к снижению бюджетного дефицита.

4) Для стран с переходной экономикой существует особая причина бюджетного дефицита, связанная с самим процессом перехода и сопровождающим его структурным экономическим кризисом . Доходы бюджета уменьшаются вследствие сужения налогооблагаемой базы за счет спада производства, изменения структуры добавленной стоимости и увеличения доли бартера в расчетах, а также из-за невозможности обеспечить собираемость налогов в запланированном объеме. Также невозможно сократить расходы до уровня доходной части бюджета. Это объясняется, прежде всего, стремлением проводить политику социальной защиты граждан – высокий уровень социальных гарантий, существовавший в плановой экономике, не позволяет резко сократить или изменить систему социальной защиты, экономический кризис создает новые проблемы – растет безработица, снижается жизненный уровень населения, внебюджетные социальные фонды не в состоянии осуществлять страховые выплаты. Кроме этого расходы, связанные с государственными предприятиями и организациями, постоянно растут из-за физического и морального износа оборудования, сохранения избыточной занятости и инфляции. Инфляция также порождает необходимость компенсации текущих доходов и вкладов населения, повышения минимальных нормативов – минимальной заработной платы, бюджета прожиточного минимума и т.п.

Финансирование бюджетного дефицита возможно осуществлять двумя путями :

· за счет выпуска новых денег – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита;

· за счет займов на открытом рынке.

Первый способ покрытия бюджетного дефицита ведет к увеличению инфляции.

Второй способ не вызывает роста инфляции, но, во-первых, он способствует возникновению эффекта вытеснения, поскольку государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором: процентные ставки растут, а инвестиции сокращаются, т.е. вытесняются; во-вторых, государственные займы способствуют росту государственной задолженности.

Государственный долг может принимать форму внешнего и внутреннего долга.

Внешний долг – займы государства у граждан и организаций за рубежом. Проблемы внешнего долга носят как экономический, так и социально-политический характер. Во-первых, внешний долг означает передачу части товаров и услуг за границу, во-вторых, кредитор может ставить невыгодные для страны условия.

Внутренний долг – займы государства у граждан и организаций внутри страны. Проблемы внутреннего долга – эффект вытеснения, перераспределение доходов (наиболее обеспеченные слои населения накапливают государственные облигации, в то время как бремя выплаты государственного долга в виде повышения налогов ложится на все общество в целом).

Таким образом, государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом: накапливание бюджетного дефицита увеличивает государственную задолженность. Значит, необходимо сбалансировать бюджет.

К проблеме балансирования бюджетного дефицита есть три подхода :

· ежегодное балансирование бюджета;

· циклическое балансирование бюджета;

· функциональный подход к балансированию бюджета.

Каждый из этих методов обладает своими достоинствами и недостатками.

Ежегодное балансирование бюджета предполагает, что каждый год бюджет должен сводиться с нулем, т.е. должно быть полное отсутствие дефицита или профицита. В наше время такой подход редок, однако он господствовал до Великой депрессии в США.

Данный тип бюджета не создает проблем финансирования, однако он сильно снижает встроенную стабильность экономики и усиливает циклические колебания. Ведь в случае спада правительству нужно было бы поднимать налоги, а в случае подъема – снижать. Таким образом, действия правительства были бы направлены не на сглаживание цикличности, а, наоборот, на усиление колебаний. Кроме того, частые изменения налоговых ставок увеличивают неопределенность в экономике и снижают стимулы развития производства.

Циклическое балансирование бюджета допускает наличие дефицитов и профицитов, однако накопленный дефицит должен компенсироваться накопленным профицитом, и в рамках экономического цикла должно выходить нулевое суммарное сальдо. Предполагается, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. То есть, правительство наращивает бюджетные дефициты в периоды спада и компенсирует их за счет бюджетных излишков в периоды подъема. Однако трудность здесь состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансированности бюджета в ходе цикла.

Проблема такого подхода заключается еще в том, что количество дефицитных лет, как правило, оказывается больше количества профицитных, и в итоге бюджетный дефицит все равно нарастает.

Функциональный подход к балансированию бюджета (концепция функциональных финансов) рассматривает минимизацию бюджетного дефицита не в качестве первоочередной задачи, а в качестве инструмента. Главная задача – это макроэкономическая стабилизация. Если она будет решаться при наличии бюджетного дефицита, не надо делать из этого большой проблемы. Именно этот подход используется сегодня большинством развитых стран, т.к. он не обладает вышеперечисленными недостатками. У большинства этих стран в течение более чем 25 последних лет бюджет почти всегда сводился с дефицитом.

Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать целый ряд мер:

1) внутреннее финансирование:

· использование средств Центробанка;

· выпуск и продажа ценных бумаг (долгосрочные и краткосрочные облигации и векселя);

· полученные кредиты;

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

· прочие обязательства;

2) внешнее финансирование:

· продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке;

· кредиты международных финансовых организаций;

· кредиты иностранных правительств;

· кредиты иностранных коммерческих банков;

· прочие обязательства;

В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.

В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально–экономических программ. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов госбюджета.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета:

  • концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов
  • концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита
  • концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться

В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения. Однако в 90–е годы для большинства и развитых, и развивающихся, и государств с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.

Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них небольшая. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки недостаточно развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Самые высокие размеры дефицита в России, Армении, Аргентине, Бразилии.

Государственный долг

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к наиболее тяжелым негативным последствиям для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во–первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во–вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В–третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25 %.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.

В 1996 г. государственный долг (в % к ВВП) в отдельных государствах составил: Австрия – 69,8, Бельгия – 130,0, Великобритания – 56,3, Франция – 56,2, Германия – 60,7, Италия – 123,6, Люксембург – 6,4, Испания – 70,3, Швеция – 77,7.

С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны–кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны–должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства–заемщика и правительства–кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Если расходы государственного бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.

Каким образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит.

Основными причинами дефицита бюджета являются войны, расходы на военные цели в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. Неэффективная экономика испытывает трудности. Доходы падают, а вместе с ними и налоговые поступления. В период спада растет безработица, растут расходы на выплаты пособий по безработице, что усугубляет дефицит государственного бюджета. Дефицит может возникнуть и по причине просчетов в руководстве народным хозяйством. Кроме того, правительства могут его создать сознательно, предполагая, что увеличение государственных расходов увеличит совокупный спрос, а через него и совокупное предложение, обеспечив толчок для экономического роста.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей.

  • 1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение государственных закупок лишает поставщиков доходов. Они не имеют возможности развивать свое хозяйство, что усиливает стагнацию в экономике. А сокращение социальных программ в период, когда население нуждается в большей поддержке, провоцирует социальную напряженность и ведет к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, тормозит рост производства.
  • 2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Сокращается емкость рынка и тормозится экономический рост.
  • 3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет :
    • o обращения государства за кредитом к национальным банкам;
    • o выпуска государственных ценных бумаг - облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами;
    • o превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств.

Экономические последствия бюджетного дефицита. Когда государство прибегает к заимствованию на внутреннем рынке, образуется внутренний государственный долг. При использовании заимствований на мировом денежном рынке образуется внешний государственный долг. Влияние внутреннего и внешнего заимствований на величину финансовых ресурсов страны и рост экономической активности различно.

Рассмотрим последствия покрытия бюджетного дефицита за счет банковских кредитов. Обращение к банковским структурам внутри страны за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом отпускных цен, провоцируя инфляцию. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, ибо для многих они становятся недоступными. В результате в долгосрочном периоде бюджетный дефицит ведет к падению производства и росту инфляции, что сокращает возможности роста ВВП.

Формой внутреннего долга наряду с обязательствами перед отечественными банками являются займы денег государством у населения. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использовать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, что остался за пределами государственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.

По долговым обязательствам государства приходится выплачивать проценты. Когда государство не имеет возможностей для таких выплат, оно свой долг рефинансирует. Это значит, что оно прибегает к новым займам дня выплат по старым обязательствам. В результате образуется финансовая пирамида, которая может расшатать хозяйственную конъюнктуру.

Таким образом, схемы негативных эффектов последствий внутреннего долга как перед банками, так и перед населением имеют много общего. Такой долг изымает свободные ресурсы и тем самым ведет к удорожанию кредита.

В краткосрочном периоде центральный банк может осуществить хозяйственный маневр для восполнения недостающих инвестиций. Он использует для этой цели два рычага: новый заем и проведение политики дешевых денег за счет снижения учетной ставки. Таким образом, проблема нехватки финансовых ресурсов отодвигается на потом.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты. Внешняя задолженность у международных финансовых институтов (МВФ и др.) приводит к потере финансовой самостоятельности страны. Международные институты предъявляют жесткие требования к сокращению государственных расходов и увеличению налогового бремени. Это условия они предъявляют при выдаче каждого транша кредитных поступлений. Такие меры еще больше углубляют стагнацию в экономике, а запрет на стимулирование отечественного производителя не позволяет активизировать экономический рост в стране. С такими требованиями международных кредиторов Россия сталкивалась в 1990-е годы. Кроме того, внешние заимствования вызывают сложности и в сохранении устойчивости национальной валюты.

Критический размер бюджетного дефицита и государственного долга. Современные концепции экономической теории рассматривают дефицит государственного бюджета как опасное явление, когда он принимает критическое значение. В странах ЕС на основе Маастрихтских соглашений допустимым является уровень бюджетного дефицита до 3% ВВП. В стабильно развивающихся экономиках бюджетный дефицит не должен превышать 10% расходов бюджета. Итак, бюджетный дефицит допустим в пределах 2-3% ВВП и 10% расходов бюджета. Но сейчас многие страны ЕС превысили эту планку. Они ставят вопрос о повышении ее уровня. Аргументы, которые они приводят, связаны с угрозами сокращения государственных расходов и роста налогового бремени, что ухудшит деловую активность.

При дефиците государственного бюджета образуется государственный долг. Он также имеет критический уровень. По условиям Маастрихтских соглашений для вхождения в систему единой европейской валюты государственный долг в процентах к ВВП не должен превышать 60%. Однако многие страны в середине 1990-х годов эту планку перешагнули. Сегодня все больше экономическая наука склоняется к мнению, что государственный долг в абсолютных суммах может одновременно возрастать при росте ВВП и даже может его опережать. Но если государственный долг превышает ВВП в 2,5 раза, то образуется так называемая долговая ловушка. Это понятие соответствует ситуации, когда страна все свои ресурсы вынуждена тратить на выплату долга и процентов по нему в ущерб развитию собственной национальной экономики.

Критический размер государственного долга определяется и направлением использования заемных средств. Принципиально важно разграничение этих средств на покрытие нужд текущего потребления и на инвестирование производства. Когда заимствования идут на покрытие текущих затрат, заемные средства проедаются и ведут к увеличению государственного долга и расходов на выплату процентов. Расходы на повышение потребления населения улучшают его жизненный уровень, но не создают источников погашения займов. Иная ситуация складывается, когда заемные средства направляются на инвестиционные нужды. Построенные объекты и вложенные средства начинают приносить доходы, увеличивая ВВП и поступления в бюджет. За счет возросших активов общество получает возможность погашать долг. Учитывая разное воздействие направлений покрытия государственного долга, Германия законодательно ввела запрет использовать его на текущее потребление (ст. 115 Конституции). Там заемные средства разрешается тратить только на инвестиции и на борьбу с рецессиями, а не на цели потребления.

Во многих странах сформировалось "золотое правило" государственных финансов. Оно состоит в том, что заемные средства государства должны уравновешивать увеличение государственных активов, приносящих доход. В России действует похожее мерило допустимого уровня государственных заимствований. Считается, что дефицит бюджета в процентах к ВВП не должен превышать долю валового накопления основного капитала в ВВП.

Внешний долг погашается валютой той страны, которая дала кредитные средства. Поэтому внешние заимствования соизмеряются с притоком валютных средств, которые дает внешнеторговая деятельность. В международной практике считается, что платежи по внешним обязательствам не должны превышать 20-30% внешнеторгового оборота. Превышение этой планки чревато формированием долговой ловушки, когда страна свой прирост ВВП вынуждена тратить исключительно на покрытие внешнего долга, лишая себя источников развития.

Государственный долг позволяет улучшить хозяйственную ситуацию на данный момент времени, но создают проблемы в будущем. Если поступления новых денежных ресурсов не могут перекрыть негативные эффекты сокращения инвестиций, то наращивание государственного долга со временем приведет к исчерпанию возможности сокращать государственные расходы, увеличивать налоговую нагрузку и рефинансировать свой долг. Тогда государственный долг станет покрываться только за счет печатного станка. В слабой экономике это даст толчок для гиперинфляции. В России нарастание государственного долга не только провоцировало инфляцию, но и привело к обесценению национальной валюты (в августе 1998 г.).

Помимо экономических последствий бюджетный дефицит и связанный с ним государственный долг ведут к негативным социальным последствиям. Среди них можно отметить усиление дифференциации населения, а также переложение нагрузки по выплате долга и процентов по нему на последующее поколение.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов, которые платит все население. Доходы его уменьшаются на сумму выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится больше.

Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет на смену нынешнему. Занятые средства, используемые на потребление, облегчают нагрузку на живущее поколение, оплачиваются из доходов последующих поколений. А когда займы идут на рост капитальных вложений, их плодами будут пользоваться как живущие, так и последующие поколения.

Жизнь страны, обремененной внешним и внутренним долгом, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития. Следование долговременной стратегии эффективного использования заемных средств получило название "управление государственным долгом".

Управление государственным долгом включает следующие меры:

  • o эффективное использование средств заимствования;
  • o поиск средств для выплаты долга;
  • o нейтрализацию негативных последствий государственного долга.

Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача - не допустить превышения долгом пределов его критического уровня и создать ситуацию, когда государственные заимствования позволили бы увеличить ресурсы страны для экономического роста. Эффективное использование заемных средств опирается на четкий критерий: прирост дохода от использования этих средств, дающий возможность вернуть в положенный срок долг и выплатить проценты за пользование заемными средствами. Проценты становятся минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит проценты, по и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций.

Как погасить обязательства по государственному долгу при недостаточности доходов от его размещения? Решение проблемы включает в себя несколько тактических направлений:

  • o отказ от долга или его части;
  • o использование новых заимствований для выплаты прежних долгов;
  • o пролонгирование долга;
  • o его конверсия;
  • o продажа безнадежных долгов.

Отказ от долгов считается неразумной мерой, так как она подрывает репутацию государства. В последующем оно уже не сможет рассчитывать на получение кредитов. К использованию новых заимствований для выплаты старых долгов нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои деньги. Кроме того, образуемая финансовая пирамида может со временем исчерпать себя, и государство вынуждено будет объявить себя финансовым банкротом, отказавшись выплатить долг или часть его. Такая мера приводит экономику в неустойчивое состояние, так как предприниматели начинают выводить свои активы на мировой рынок и страна лишается инвестиционных ресурсов.

Пролонгирование долга - это продление срока выплаты. В этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Для государства более выгодна переструктуризация долга, при которой он переводится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных выплат. Конверсия долга связана с превращением его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т.д. В счет долга возможно предоставление прав пользования морской хозяйственной зоной и других привилегий. Продажа безнадежных долгов возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству. Так, сегодня Россия пытается продать долги, которые не могут вернуть ее должники: Куба, Вьетнам и др. Такие долги продаются со значительной уценкой. Страна, продающая долги, выигрывает время и получает необходимые сейчас средства.

В целях эффективного управления государственным долгом могут создаваться государственные фонды погашения долга. Такой фонд был создан в России. В бюджете на 2002 г. был образован финансовый резерв, а с 2004 г. был сформирован Стабилизационный фонд РФ. Он финансировался за счет профицита государственного бюджета, образованного за счет благоприятных мировых цен на энергоресурсы, и прежде всего на нефть. С 2008 г. Стабилизационный фонд распался на два фонда: Резервный и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд состоит из финансовых активов в иностранной валюте и в иностранных ценных бумагах. За счет доходов от этих активов предполагается выплачивать государственный долг. Многие экономисты считают, что такое размещение финансовых активов работает на экономику западных стран. Для России более выгодно использовать заемные средства для развития собственной экономики: средства, вложенные в российские предприятия, больше стимулировали бы экономический рост, нежели покупка ценных бумаг иностранных компаний.

Государственный долг осложняет работу денежного рынка, создает нежелательные ситуации в момент заимствования и на время погашения долга. Государству приходится нивелировать негативные эффекты, вызванные этими мерами. При увеличении государственного долга происходит изъятие банковских резервов и привлечение сбережений населения. Полученные деньги государство тратит на оплату своих расходов. Эти деньги активно включаются в оборот. На рынке ощущается приток денежной массы: увеличивается предложение денег. Это явление может угрожать развертыванием инфляции и обесценением национальной валюты. Для нейтрализации этих угроз центральный банк может проводить политику "дорогих" денег. Проплата долга, наоборот, сокращает государственные расходы, уменьшая совокупный спрос, что сдерживает экономический рост. Для предотвращения этого нежелательного явления центральный банк может корректировать хозяйственную конъюнктуру, проводя политику "дешевых" денег. Государство может использовать и налоговую политику для коррекции рынка, отягощенного государственным долгом. Во время увеличения долга она должна ужесточаться, а во время его оплаты, наоборот, смягчаться.

Таким образом, страна, отягощенная государственным долгом, становится перед лицом неизбежных перепадов хозяйственной конъюнктуры. Это также считается негативным эффектом развития. Страна теряет устойчивость экономического роста, что тормозит развитие.

Для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета. Современные экономические школы обосновали три концепции балансирования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:

  • o бюджет нуждается в ежегодном балансировании;
  • o балансирование бюджета должно осуществляться в целом на срок промышленного цикла;
  • o балансирование бюджета не является самоцелью финансовой политики государства. Политика должна стать следствием формирования эффективной экономики.

Практика ежегодного балансирования бюджета выявила существенный недостаток: усиление циклических колебаний. Сокращение государственных расходов и увеличение налогового бремени, меры, которые принимают для сокращения бюджетного дефицита, сокращают производство. Если такая финансовая политика проводится во время спада, то его глубина усугубится. Это вызовет сокращение налоговых поступлений, что спровоцирует новый виток дефицита бюджета. Следующий этап балансирования бюджета тем же способом опять-таки провоцирует возрождение дефицита. Реально практика ежегодного балансирования бюджета просуществовала до 30-х годов прошлого века.

Сегодня стараются балансировать бюджет не ежегодно, а циклически. Балансирование бюджета в этом случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному циклу. В условиях спада производства рекомендуют снижать налоги и повышать расходы, увеличивая, таким образом, дефицит бюджета. Во время спада дефицит может образоваться и при сохранении налоговой нагрузки. Это происходит в результате действия встроенных стабилизаторов. В этой фазе цикла скорость падения доходов бюджета обычно превышает скорость сокращения расходов, так как определенные расходы приходится увеличивать, например расходы по содержанию безработных. Дефицитное финансирование поддерживает совокупный спрос, что препятствует углублению спада.

В период экономического подъема, способствующего инфляции, следует, наоборот, повышать налоги и сокращать государственные расходы, добиваясь положительного сальдо бюджета и используя его для погашения государственного долга. В целом за экономический цикл суммы дефицита и профицита примерно уравниваются. Однако масштабы и продолжительность спадов и подъемов неодинаковы, что затрудняет балансирование доходов и расходов.

Другой позицией является концепция функциональных финансов. Представители этой школы считают, что не надо добиваться бюджетного равновесия. Финансовая политика должна подчиняться совсем другой задаче: создать условия для эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок востребованными товарами, а население - доходами. В этих условиях развитие обеспечит рост доходов как у населения, так и у бизнеса, что увеличит налоговые поступления в бюджет. Вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой. Здоровая экономика рассматривается как залог формирования здоровых финансов.

Эта концепция не видит ничего предосудительного в бюджетном финансировании, если оно увеличивает совокупный спрос, способствуя росту производства и налоговых вливаний в бюджет. При этом средства, привлекаемые для покрытия дефицита бюджета, предпочтительнее направлять на цели экономического развития. Считается, что выгодами, получаемыми от экономического роста, перевешиваются минусы, связанные с дефицитом бюджета и с ростом государственного долга. А бюджетные проблемы незначительны по сравнению с потерями экономики, которые могли быть нанесены в случае отказа от мер по их предотвращению. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства. Но бюджетный дефицит не должен выходить за пределы его критической массы.

Рис. 17.6. Кривая Лаффера:

t - средний уровень налоговых ставок, %;

G - среднегодовой (долгосрочный) показатель государственных доходов

Рис. 17.7. Рост государственных расходов в модели кейнсианского креста

Рис. 17.8. Уменьшение налогов в модели кейнсианского креста

Концепция функциональных финансов ориентирована на стратегию экономического роста, направление каждого ее мероприятия на достижение принятой программы развития. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. А политика ежегодного балансирования бюджета непригодна для моделирования экономики на долговременной основе. Однако проблема соизмерения доходов и расходов бюджета не снимается и при создании эффективного рынка. Но она решается на гибкой основе долговременного развития.