Сибирский федеральный округ. Забайкальский край. Главное о регионе

Сибирский федеральный округ. Забайкальский край. Главное о регионе

В Чите - переполох. 28 февраля президент России Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности главы Забайкальского края депутата Госдумы от «Справедливой России» Константина Ильковского , не дождавшись 1 марта, когда истекали полномочия Равиля Гениатулина . Этот политик, заслуживший прозвище «Губернатулин», руководил регионом в должностях с разным названием - от главы администрации Читинской области до губернатора Забайкальского края - в общей сложности 17 лет, с 1996 года. Даже в масштабах истории это немалый срок. Для Сибири уход Гениатулина - событие знаковое. Ведь теперь в округе остался лишь один губернатор «ельцинского призыва» - Аман Тулеев (Кузбасс, занимает пост с 1997 года). Эпохи Виктора Кресса (Томская область) и Леонида Полежаева (Омская область), руководивших своими территориями более двух десятилетий, завершились в прошлом году. «Отставка» Равиля Гениатулина - серьезный повод подумать о том, какая социально-экономи­ческая ситуация сложилась в Забайкалье. Ведь «разруливать» накопившиеся проблемы теперь придется новому человеку.

Сначала о причинах

Равиль Гениатулин нам помог: накануне «судьбоносного» решения он выступил с отчетом о деятельности своего правительства за 2012 год, предоставив обширный материал для анализа. Объем валового регионального продукта (ВРП) по За­байкальскому краю в прошлом году составил в текущих ценах 216,3 млрд рублей (в 2001 году - всего 35,1 миллиарда), рост этого показателя - 4,7% (практически на уровне 2011 года). Правда, буквально накануне утверждения отчета распоряжением краевого правительства в проекте документа объем ВРП оценивался в 214,6 млрд рублей, то есть на 1,7 млрд меньше (а рост соответственно 3,9%). В повестке дня стояла проблема снижения темпов социально-экономического развития. Быстренько переоценив важнейшие экономические показатели, краевое правительство данную проблему «сняло». Но президент России все равно не назначил Гениатулина временно исполняющим обязанности.

Тем не менее уже будучи хромой уткой, Гениатулин не отменил назначенное на 1 марта послание, выступив с обращением, как было объявлено, «первого губернатора Забайкальского края». Высказанная в нем оценка сначала была ожидаемой: «В целом край вышел из активной фазы кризиса без урона в экономическом потенциале и с относительно меньшим, чем в целом по стране, падением определяющих социально-экономических показателей. Благодаря этому мы очень быстро, за два года, восстановили основные докризисные позиции и в экономике, и в социальной сфере». Правда, восстановив позиции в экономике, краевое правительство никак не может закончить реконструкцию лифтов в своем административном здании по улице Чайковского, 8. Неудивительно, что, рассказав про миллиарды субсидий и гарантий, тысячи навесных и прицепных сельхоз­орудий, тонны добытого золота и миллионы тонн добытого угля, Гениатулин сделал неожиданный вывод: «Этого недостаточно сегодня и тем более завтра. И вот почему. Во-первых, в абсолютном измерении наиболее «чувствительные» индикаторы социального развития в крае, как реальная покупательная способность населения, обобщенное качество жилищных условий, социальных услуг и рабочих мест, производительность и оплата труда, занятость населения, особенно молодежи, - все еще уступают среднероссийскому уровню. Темпы роста этих показателей в Забайкалье должны быть кратно выше - с тем, чтобы в ближайшие четыре-пять лет мы достигли и превысили среднероссийский уровень жизни. Только в этом случае удастся остановить миграционный отток из региона и повернуть его вспять, восстановить приток молодежи на производство и в село, уменьшить асоциальные явления».

Потребовалась всего одна ночь мучительных размышлений после 17 лет неуклонного бронзовения, чтобы миру было наконец явлено банальное: «Уже очевидно, что эти три-пять процентов валового роста в год, исходящие из наших общеэкономических условий (погодно-климатических, геотранспортных, трудоресурсных и других, по качеству которых мы намного уступаем центральным областям страны) и федеральной политики территориального развития, есть предел собственно региональных возможностей. Но этого явно недостаточно для перелома опасных миграционных и прочих тенденций, ускорившихся в целом на восточных территориях страны, включая наш край».

Мы не знаем, что это за «геотранспортные условия», но понять логику президентского решения несложно. Гениатулин к весне 2013 года оказался абсолютно не избираемым, а своим антирейтингом крайне осложнял для «Единой России» (ЕР) задачу сохранения большинства в краевом Законодательном собрании. Во-первых, правящей партии с таким «паровозом» было невозможно объяснить избирателям, что она действительно хочет перемен - Гениатулин стал символом негативного восприятия настоящего и будущего, особенно среди городской молодежи. Во-вторых, искренне веруя в собственную непогрешимость, губернатор откровенно игнорировал интересы единороссов. Выдвинуться от ЕР на выборах 8 сентября он был, конечно, не против, считаясь при этом как бы беспартийным (до конца непонятно, куда и когда девался его партбилет члена КПРФ после того, как он приостановил членство в этой партии в начале 1990-х, став читинским мэром). Но вообще-то избираться на этот раз Гениатулин намеревался на основе широкой коалиции, поэтому практически открыто укреплял отношения с давними друзьями-коммунистами, либерал-демократами и другими партиями, покупая их лояльность перспективой получения мест в депутатском корпусе будущего Заксобрания - за счет, понятно, ЕР, что пускало общую внутриполитическую ситуацию вразнос. Для Гениатулина абсолютным приоритетом было собственное избрание, в которое сам он, похоже, верил безоговорочно. Эти обстоятельства поставили край на грань серьезного политического кризиса - риски и по губернаторским выборам, и по выборам депутатов Законодательного собрания с Гениатулиным превышали все разумные пределы. И федеральный центр сделал ставку на другого человека.

Как «колосятся удои»

Нельзя сказать, что краевое хозяйство стоит на месте. Анализируя объем ВРП края за последние 11 лет, можно отметить положительную динамику как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Однако при всех положительных моментах нельзя сказать, что рост ВРП носит устойчивый характер(см. график 1). В первую очередь следует отметить значительное увеличение темпов роста валовой добавленной стоимости в добыче полезных ископаемых (см. график 2), что особенно впечатляет на фоне снижения темпов производства ВРП в сельском хозяйстве (в 2010 году в этой отрасли был «достигнут» даже отрицательный индекс). Снижается и доля сельского хозяйства в структуре краевого ВРП (см. таблицу 1) - с 8,4% в 2005 году до 5,5% в 2010-м, то есть более чем в полтора раза. Такая сфера деятельности, как образование, производит регионального продукта практически столько же, сколько сельское хозяйство. А здравоохранение и предоставление социальных услуг - в 1,3 раза больше АПК. Данное обстоятельство входит в противоречие с официальным курсом на приоритетное развитие аграрной сферы и сельских территорий, где проживает около трети всего населения края.

По данным губернаторского отчета, в Забайкалье действуют 39 организаций, имеющих 57 свидетельств на осуществление деятельности в племенном животноводстве, в том числе 12 племенных заводов, 35 племенных репродукторов и три генофонда. Однако несмотря на развитие местной племенной базы и умопомрачительные затраты на приобретение заморских быков и телок, наблюдается снижение продуктивности скота в сельскохозяйственных организациях. Так, по данным Забайкалкрайстата, в 2012 году среднесуточный привес КРС на выращивании и откорме составил 330 граммов и снизился по сравнению с предыдущим годом на 18,3%, надой молока на одну корову составил 1 697 кг, или 97,2% к уровню 2011 года. Данные факты свидетельствуют о том, что животноводство в крае продолжает развиваться преимущественно экстенсивными методами. Неважно как-то канадские коровы доятся и от канадских же быков телятся.

В 2009–2010 годах наблюдается быстрый, а в 2010 году просто стремительный рост темпов производства ВРП в добывающей промышленности - с 100,8% в 2008 году до 176,6% в 2010-м. В результате доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП увеличилась более чем в два раза - с 6,5% в 2008-м до 13,2% в 2010-м. Хотя в целом эта доля все равно остается незначительной. То есть вразрез с традиционными представлениями о Забайкальском крае как о территории с могучей добывающей промышленностью, реальный вклад данной отрасли в экономику скромен. Например, даже после «большого скачка» в 2010 году доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП не превысила аналогичный показатель для оптово-розничной торговли и бытового обслуживания. Таким образом, население, используя только свои зарплаты и пенсии на приобретение товаров и услуг, создает в результате этого больший валовой продукт, нежели вся добывающая промышленность - со всеми своими комбинатами, обогатительными фабриками, шахтами и карьерами.

Что касается строительства, то темпы в данной отрасли в 2009–2010 годах не могли выйти из отрицательной зоны. Соответственно доля строительства в краевом ВРП сокращалась с 8,2% в 2008 году до 4,4% в 2010-м. При всем при этом доля отраслей, связанных с материальным производством (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии и строительство), в совокупности образует всего 31,2% по данным 2010 года (по России - 44%, по СФО - 52,3%) - то есть менее трети общей структуры ВРП. В то время как сфера услуг в ней занимает 68,8% - более двух третей. Вот такая экономика на самом деле сложилась в Забайкалье в годы губернаторства Равиля Гениатулина.

Доля Забайкальского края в объеме ВРП России (по сумме продуктов всех субъектов РФ), которую можно рассматривать как показатель роли экономики края в общероссийском хозяйстве, практически не меняется на протяжении многих лет и составляет примерно 0,4%. Весь огромный край, со всеми своими «несметными» природными богатствами в масштабах страны просто незаметен. Вклад края в создание ВРП Сибири составил в 2010 году 3,96% и уменьшился по сравнению с 2009-м на 0,42 процентныого пункта (см. график 3). Одним из показателей, характеризующих развитие экономики региона, является производство ВРП в расчете на душу населения (см. график 4), который тоже не радует: 146,4 тыс. рублей (данные 2010 года). Это на 44% ниже, чем в среднем по РФ, и на 31% ниже, чем в среднем по СФО. Данная ситуация в экономике определяет, к сожалению, неприемлемо высокий уровень бедности в крае.

Бедность и неравенство

Основным источником доходов населения является заработная плата. По итогам прошлого года среднемесячная начисленная зарплата составила по краю 23 849 рублей (по России - 26 690 рублей), на 13% превысив показатель 2011 года (на 2,6% ниже значения, предусмотренного Программой социально-экономического развития Забайкальского края). Реальная же зарплата за указанный период повысилась на 7,9%. В 2011 году больше всего в крае заработать можно было в учреждениях, занимающихся финансовой деятельностью, - 42 955,4 рубля, меньше всего - в сельском хозяйстве - 6 004,7 рубля (28,7% к среднекраевому уровню), что ниже величины прожиточного минимума, дальше там уже падать, вроде, некуда.

Номинальные денежные доходы в расчете на душу населения в Забайкальском крае в 2012 году составили 17 159,3 рубля в месяц и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 7,9% (по России - 22 821 рубль и 10%). Реальные же денежные доходы жителей выросли всего на 3%. Среднедушевые денежные доходы населения края в отчетном году сложились на 5 661,7 рубля, или на 24,8% ниже среднероссийского показателя (в 2011 году эта разница составляла 23,4%). Также нельзя не отметить, что фактические среднедушевые доходы населения края в отчетном году на 8,7% ниже уровня, предусмотренного Программой социально-экономического развития Забайкалья. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума при плане 17% составила 18,8%: план по нищете был перевыполнен, практически каждый пятый живет за чертой бедности. При этом и черта эта проведена с комсомольской изобретательностью. После того как, например, в перечне необходимых предметов краевое Минтруда поменяло кожаную зимнюю обувь на валенки, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сразу резко сократилась. Это, правда, имеет и оборотную сторону: практически каждый пятый житель Восточной Сибири не может себе позволить даже валенки, а это очень плохо отражается на рейтинге.

В официальных комментариях говорится, что «фактический уровень показателей сформирован с учетом темпов развития реального сектора экономики». В переводе на обычный язык можно сказать, что правительство края не смогло обеспечить необходимых темпов развития реального сектора экономики, которые позволили бы достичь программных значений показателей, характеризующих качество и уровень жизни населения края (ресурс статистических манипуляций уже исчерпан). И первый, но бывший губернатор Забайкальского края признал это только после своей отставки.

Еще немного цифр, демонстрирующих степень неравенства в обществе. О ней в какой-то мере судить и по коэффициенту дифференциации, который представляет собой соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. В 2012 году этот коэффициент по краю составил 14,2 раза (в Программе социально-экономического развития Забайкалья планировалось довести расхождение до 13,2 раза, таким образом, план по неравенству правительство Гениатулина тоже перевыполнило). На долю 10% наиболее обеспеченного населения пришлось 29,4% денежных доходов, на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,1%. Богатые стали богаче, бедные стали беднее. Причем, если учесть инфляцию, которая сильнее всего отражается на доходах малообеспеченных групп (в их семейных бюджетах преобладают расходы на жилищно-коммунальные услуги и продовольственные товары), в реальном выражении расхождение в уровнях жизни бедных и богатых было еще сильнее.

«Кузнецам дано заданье - орден к завтрему скуют…»

«Забайкальский край располагает самыми обширными в сибирско-дальне­восточ­ном регионе площадями естественных продуктивных пастбищ и других сельхозугодий, позволяющих кратно увеличить темпы развития поголовья мясного скотоводства, овцеводства и табунного коневодства, производить крупные объемы экологически чистых зерновых, масличных и кормовых культур. Это наряду с минерально-сырьевой базой второе глобальное исходное конкурентное преимущество края, реализация которого возможна в силу высокой востребованности настоящей продукции меж­региональным рынком и быстрорастущими рынками соседних стран», - говорил Гениатулин, напоследок обращаясь 1 марта к соратникам. Основным направлением развития данной сферы, по его мнению, является двукратное увеличение численности КРС специализированных мясных пород, овец и лошадей к 2020 году, с выходом на лидирующие позиции на байкальско-дальневосточных продовольственных рынках на основе «брендирования» забайкальской баранины, говядины и свинины (как лучшей в регионе продукции, способной конкурировать с импортным мясом).

Примечательно, что в августе 2006 года монгольское агентство МОНЦАМЭ распространило сообщение, что губернатор Читинской области Равиль Гениатулин награжден монгольским орденом «Полярная звезда». В сообщении говорилось, что монгольское государство высоко оценило его вклад в развитие двустороннего регионального торгово-экономического сотрудничества и в расширение дружественных связей между монгольским и российским народами. Награждение состоялось в Улан-Баторе в рамках Всемирного форума народов монгольской национальности и празднования 800-летия так называемого единого монгольского государства. ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», кстати, запрещает служащему принимать награды иностранных государств - без письменного разрешения представителя нанимателя. Тем не менее пресс-служба администрации Читинской области не сообщала о наличии у забайкальского губернатора письменного разрешения президента РФ. Хотя, с учетом практики деятельности данного ведомства, если бы такая бумага была, то «об этой новости неделю в порту шумели рыбаки».

Но «представителю нанимателя» при подготовке письменного разрешения пришлось бы изрядно поломать голову вот над чем. В знаменательном 2006 году объем товарооборота Читинской области с Монголией действительно достиг рекордного показателя в основном за счет импорта монгольского мяса, о котором деятельно пеклись краевые власти. При этом рост ввоза монгольского мяса происходил на фоне согласного снижения поголовья скота в собственной Читинской области. Так, например, поголовье овец и коз снизилось в три с половиной раза с более чем миллиона голов в 1996 году (в котором Борис Ельцин назначил ветерана ВЛКСМ Равиля Гениатулина руководителем Читинской области) до 306,1 тыс. голов в 2006 году. «Забайкальский феномен»: широкий простор Северо-восточной Азии едва ли не условно разделен российско-монгольской границей, что в Забайкалье, что в Монголии - идентичные природно-климатичес­кие условия, одно и то же разнотравье в степи, населенной родственными народами - российскими бурят-монголами и монгольскими халха-монголами, из поколения в поколение передающими искусство пастбищного скотоводства. С тем лишь различием, что в Монголии поголовье скота неуклонно растет, достигнув нынче исторического максимума - более 40 млн голов, в то время как в российском Забайкалье последнюю скотину «без соли» доедают.

Животноводством, правда, данный феномен и сфера удивительной координации экономических тенденций на сопредельных территориях российского Забайкалья и Монголии не ограничивается. «В недрах Забайкальского края хранится более 90 процентов разведанных запасов всего российского урана, 80 процентов сурьмы и лития, до 38 процентов циркония и плавикового шпата», - декламировал 1 марта первый губернатор края. В том же 1996 году Забайкалье занимало первое место в России не только по запасам и прогнозным ресурсам плавикового шпата, но и по его добыче. И более сорока лет до этого российская промышленность получала высококачественный плавиковый шпат именно из Читинской области. Знаменитый в прошлом Калангуйский комбинат эксплуатировал семь месторождений и подготавливал к освоению восьмое. По мнению читинского ученого Михаила Скурского , регион по-прежнему способен «обеспечить любую потребность России в плавикошпатовых концентратах на весьма длительную перспективу».

Однако плавиковая промышленность Забайкалья практически умерла, оставив только затопленные шахты, разворованные обогатительные фабрики и агонизирующие поселки горнодобытчиков. Зато уже в 2008 году свыше 40 предприятий в соседней Монголии производили более 170 тыс. тонн плавикового шпата - в 3,5 раза больше, чем предприятия в Забайкальском крае. Встав на труп забайкальской плавиковой промышленности, монгольская индустрия заняла четвертое место в мире по производству шпата, который поставляется на российский рынок. «Никто, ни один экономический гений не смог бы сохранить в тех условиях производство, если оно исходно было создано государством как планово-убыточное, им же и брошено», - сказал по этому поводу в напутственном слове Равиль Гениатулин, кавалер ордена соседней Монголии, основного конкурента российского Забайкалья.

Кричащие противоречия

«Объем добычи золота в крае впервые за последние 18 лет перевалил «знаковый» рубеж в 8 тонн (8,3 тонны), благодаря чему мы вернулись в группу регионов-лидеров в золотодобывающей промышленности России», - заявил Гениатулин 1 марта. При этом словом не обмолвившись, что был провален план по доходам краевого бюджета. Более того, если на 1 января 2012 года государственный долг края составлял более 6,3 млрд рублей, то через год он вырос до 9,8 миллиарда. Что ж получается, приезжаешь в какую-нибудь Нижнюю Шахтому и видишь: речушка перекопана вдоль и поперек бульдозерами старателей, которые килограммами выгребают остатки россыпного золотишка, а налоги платят в Чите, как бухгалтеру удобно. На берегу нищая деревня, артель всех на работу не возьмет, молодежь разбегается по городам, где ее тоже никто не ждет. Сберкассу и почту закрыли по «оптимизации», клуб давно не работает, жизнь еле теплится в школе-развалюхе, где учителя предпенсионного возраста учат малочисленное подрастающее поколение уму-разуму. Ни мобильной связи, ни Интернета, ни даже скорой, чтобы отвезти в райцентр в больничку, если прихватит. А государственный долг Забайкальского края растет со средней скоростью 9,7 млн рублей в день, включая праздничные и выходные. Сколько надо еще таким образом из этой Шахтомы золота добыть, чтобы стало достаточно для перелома опасных миграционных и прочих тенденций?

Гениатулин не уставал говорить, что «с вводом в действие третьего энергоблока на Харанорской ГРЭС Забайкальский край стал энергонезависимым регионом и готов поставить под нужды инвесторов 150 мегаватт свободных электрических мощностей». «Это очень важное преимущество, которым располагают далеко не все восточные регионы», - подчеркивал губернатор. Но есть одно немаловажное обстоятельство. Харанорская ГРЭС в 2011 году не прошла конкурентный отбор мощности, заявив стоимость своей мощности на 209% выше установленного предельного уровня в 126 368 руб/МВт в месяц (в зоне Сибири). Ввод нового энергоблока в этом смысле ничего не изменил, в 2011–2012 годах доминирующая доля всей мощности Забайкальских электростанций отпускалась по цене, значительно превышающей установленный предел по зоне Сибири, что стало основной причиной превышения роста тарифов на энергию для конечных потребителей в крае выше установленных 15% в 2011 году. В 2012 году, с пуском третьего энергоблока, подавляющее доминирование электростанций, работающих в вынужденном режиме со значительно более высокой стоимостью мощности, в зоне свободных перетоков «Чита» никуда не делось. Что по-прежнему приводит к опережающему росту тарифов и снижению конкурентоспособности местных производителей. В том числе это накладно и для населения, которое платит не только по своим квартирным счетчикам, но и за товары и услуги, которые произведены в столь неблагоприятных условиях. С 1 апреля планируется, например, на два рубля повысить стоимость проезда в читинских троллейбусах. То-то читинцы порадуются созданию «самодостаточной сбалансированной энергосистемы», за которое заплатят своими трудовыми целковыми.

Пока губернатор уверял себя и избирателей, что уровень инфляции в Забайкалье не такой уж плохой, проведенный анализ динамики средних потребительских цен на бензин и дизельное топливо по месяцам за 2012 год позволяет сделать вывод, что все на самом деле плохо. Стоимость ГСМ в крае - самая высокая по сравнению с другими регионами СФО. В целом на конец 2012 года розничная цена, например, на бензин наиболее популярной марки АИ-92 составила 31,03 рубля за литр. Это выше, чем в Иркутской области и Республике Бурятия (на 6,7% и 6,9% соответственно), а также почти на три рубля выше, чем в среднем по субъектам Сибири.

В заслугу Равилю Гениатулину также всегда было принято ставить социальную стабильность, которая плоско понимается как отсутствие ярко выраженных протестных настроений, проявлений гражданского неповиновения в форме массовых митингов, шествий и так далее (да и на президентских и парламентских выборах край всегда голосовал «правильно»). Это утверждение верно, но лишь отчасти. В Забайкалье «настоящих буйных мало», оппозиция сплошь и рядом представлена жалкими соглашателями, как правило, соратниками Гениатулина по комсомольскому прошлому. Бывшему губернатору действительно удавалось культивировать внутриэлитное согласие. Ни на выборах 2000-го, ни тем более на выборах 2004-го картонная оппозиция «не рыпалась», на словах понося власть, а на деле не выставляя кандидатов, которые смогли бы составить действующему губернатору серьезную конкуренцию.

Однако общественное недовольство, озлобленность и чувство безнадежности объективно копились. Но конвертировались не в политические формы организованного протеста, а в асоциальные проявления и рост смертности от внешних причин. Хотя по общим показателям смертности край в последние годы устойчиво демонстрирует более благоприятные показатели, нежели по России, в то же время смертность от убийств и самоубийств превышает среднероссийский показатель в разы (см. таблицу 2). Вообще, уровень смертности от внешних причин в крае в 1,8 раза выше, чем в среднем по России и в полтора - чем в СФО (под смертностью от внешних причин понимается гибель не от болезней, а от внешних воздействий - убийств, самоубийств, несчастных случаев). За девять месяцев 2012 года на 100 тыс. населения Забайкальского края регистрировалось 233 факта гибели от внешних причин, тогда как в среднем в СФО - 148, а по РФ - 125.

Негативно влияет на основные показатели качества жизни населения именно бедность. Мужчины в Забайкалье не доживают до пенсионного возраста и живут на четыре года меньше, чем в среднем по России (правда, еще несколько лет назад расхождение составляло и пять, и даже шесть лет). Кто поактивнее - «голосует ногами». За последние десять лет (2002–2011 годы) численность населения края сократилась на 66,1 тыс. человек, или на 5,7%, прежде всего за счет миграционной убыли. В 2011 году она составила 9 280 человек и увеличилась в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом (4 882 человека). Остающееся в Забайкалье население - результат отрицательного отбора, ведь уезжают молодые, образованные, успешные. А остаются все больше те, про кого в полицейских сводках пишут примерно так: «Такой-то, неработающий, после совместного распития спиртных напитков и возникшей ссоры ударил такого-то, неработающего, ножом в сердце. Такой-то от полученных ран скончался на месте. Работает СОГ, нож изъят». Кстати, в наступившем году правительство Гениатулина планировало осуществить за счет бюджета ввод такого объекта капитального строительства государственной собственности, как «Психиатрическая больница на 600 коек в г. Чита, первая очередь строительства 245 коек». Вопрос-то назрел. Такова, по-видимому, цена стабильности по-гениатулински.

Денег не хватает ни на что

Цифры, зафиксированные в краевом бюджете, также не дают поводов для радости. Объем обязательств Забайкальского края на 2012 год составлял 55,4 млрд рублей, на год наступивший - 53,3 миллиарда, на 2014 год - 55,6 миллиарда рублей. С учетом имеющихся источников доходов (налоговые, неналоговые и финансовая помощь из федерального бюджета) объем утвержденных расходов бюджета края (с учетом изменений в октябре прошлого года) на 2012 год составил 43,1 млрд рублей, и 34,4 и 36,7 миллиарда на 2013–2014 годы соответственно. Таким образом, уровень обеспеченности доходными источниками расходных обязательств бюджета Забайкалья составляет по годам 77,9%, 64,6% и 66,1% соответственно.

С учетом результатов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2012 году уровень бюджетной обеспеченности по краю составил 0,607. По этому показателю регион занял 67 место среди 80 субъектов РФ, участвующих в распределении «выравнивающих» дотаций. Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета края в 2011 году составила 37,5% (в среднем по субъектам РФ - 21,5%, по субъектам СФО - 25,2%). В сложившейся ситуации проблемы финансового обеспечения расходных обязательств региона и муниципальных образований приобретают критически важное значение. Бюджетные ресурсы, получаемые за счет собственных доходных источников и межбюджетных трансфертов, недостаточны для исполнения расходных обязательств. Вот из-за этого в социально-экономической жизни региона и сохраняются факторы торможения, которые не позволяют обеспечить темпы социально-экономического развития хотя бы до уровня среднероссийских показателей. А рост производства и ВРП в условиях сложившейся краевой структуры ВРП, в которой преобладает сфера услуг, в том числе непроизводственных, сопровождается быстрым имущественным расслоением забайкальского социума, ростом асоциальных явлений.

В этом нет исключительной вины Равиля Гениатулина. Он, безусловно, чрезвычайно талантливый политик, к тому же некрасиво «пинать дохлого льва». Но его возможности и умения уже не соответствовали масштабу стоящих перед краем задач. Кремль, говорят, намеревается наградить его орденом и устроить на приличную федеральную должность. Это правильно. В то же время, не назначив Равиля Гениатулина временно исполняющим обязанности губернатора и не дав ему таким образом формального благословения на участие в осенней кампании, федеральный центр надеется, по-видимому, что смена руководства позволит затормозить, а может, и обратить данные негативные тенденции вспять. Надежды на лучшее, испытываемые электоратом, - хорошее подспорье для победы Константина Ильковского на выборах, который уже приступил к работе и заявил, что не исключает возможности сотрудничества с ОНФ. Но, учитывая все описанные проблемы, второму губернатору Забайкальского края придется изрядно потрудиться, чтобы оправдать выданный скопом кредит доверия.


«В отсутствие комплексных и по-настоящему действенных мер государственной поддержки Забайкальский край оказался в сложной социально-экономической ситуации», — говорится в ответе забайкальского правительства на новую программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сам по себе документ удивительный: его язык живой, он полон негодования, обиды на федеральное правительство, и при этом написан региональными чиновниками и заверен Натальей Ждановой. «Чита.Ру» публикует текст письма, предоставленного анонимным источником. Факт его существования агентству также подтвердил источник в органах власти.

Новая редакция программы была опубликована в начале августа. Байкальский регион остался, по большей части, лишь в названии, средства на развитие Забайкалья, Бурятии и Иркутской области в неё практически не предусмотрены. Экс-министр финансов Андрей Кефер, комментируя ИА «Чита.Ру» положения программы, что её принятие не несёт Забайкалью ничего хорошего.

На титульном листе — неразборчивая резолюция президента Путина «Улюкаеву, Белоусову…», из которой понятно, что документ ушёл в Министерство экономического развития РФ. «Уважаемый Владимир Владимирович! Российская Федерация неоднократно подтверждала намерение использовать потенциал Сибири и Дальнего Востока для усиления роли и значения нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Забайкальский край, находящийся на путях интеграции России со странами региона, мог бы внести свой весомый вклад в достижение данной цели», — письмо начинается с обоснования важного стратегического положения Забайкалья первому лицу государства.

Далее авторы обращения к президенту сетуют на низкие собственные доходы региона, которых недостаточно даже на первоочередные нужды, такие как выплата зарплат бюджетникам. Инвестиции, продолжают авторы, точечны и несистемны, что не позволяет говорить о комплексном подходе к развитию края. Краевое правительство просит диверсификации экономики региона и настаивает, что федеральные дотации нельзя считать эффективным механизмом развития даже в краткосрочной перспективе.

В письме отмечено, что Забайкалье обладает большим потенциалом для развития промышленности, сельского хозяйства, логистики и приграничного сотрудничества, и вообще, край может стать площадкой для отработки взаимодействия с Китаем. «Это может быть небольшой по масштабу и ограниченный рамками одного региона экспериментальный проект, подкреплённый чётко выраженной политической волей президента Российской Федерации. Проект должен строиться на специальном торгово-инвестиционном соглашении с КНР и сочетать в себе необходимый геополитический размах с безусловной управляемостью», — отмечено в документе.

На основании вышеизложенного [на тот момент ещё врио губернатора] Наталья Жданова просит президента Владимира Путина поручить Минэкономразвития до 1 июля 2017-го разработать комплексный план социально-экономического развития Забайкальского края на основе использования российско-китайских приграничных связей, а правительству страны утвердить план до 1 октября 2017 года.

Забайкальский край обладает достаточным потенциалом развития промышленного и аграрного комплексов, логистики и приграничного сотрудничества. Полагаю, что ориентир на интенсификацию внешнеэкономических связей в сочетании с дальнейшей реализацией мер по развитию территорий Дальнего Востока и Байкальского региона способен придать необходимую динамику экономике Забайкалья.

Реализация совместных проектов в Забайкалье может стать площадкой для апробации путей взаимодействия с Китаем на приграничном и межрегиональном уровне. Это может быть небольшой по масштабу и ограниченный рамками одного региона — Забайкальского края — экспериментальный проект, подкреплённый чётко выраженной политической волей президента Российской Федерации. Проект должен строиться на специальном торгово-инвестиционном соглашении с КНР и сочетать в себе необходимый геополитический размах с безусловной управляемостью.

Учитывая изложенное, а также необходимость исполнения ваших директив по развитию внешнеэкономических связей приграничных регионов России с Китаем, прошу вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить:

1) Минэкономразвития России совместно с Правительством Забайкальского края в срок до 1 июня 2017 года разработать и представить для утверждения в Правительство России проект комплексного плана социально-экономического развития Забайкальского края на основе использования российско-китайских приграничных связей, который будет предусматривать, в том числе, подготовку соответствующего торгово-инвестиционного соглашения с Китаем; ответственным исполнителем плана определить Минэкономразвития России;

3) помощнику президента Российской Федерации А.Р. Белоусову осуществлять координацию действий по разработке и реализации плана.

«Забайкалье — на обочине международных проектов России» — озаглавлена первая часть приложенного к письму обоснования разработки комплексного плана социально-экономического развития Забайкалья.

В письме отмечают, что с началом нового века большие надежды возлагались на координацию планов по развитию Дальнего Востока и Забайкалья с программой восстановления промышленности северо-восточного Китая, но из 204 проектов с участием России были полностью реализованы только восемь, а 29 находятся на стадии выполнения.

Далее авторы письма обращают внимание президента на две несправедливости: газопровод «Сила Сибири» проложат из Иркутской области в Китай, минуя Забайкалье; экономический коридор Китай — Монголия — Россия «Степной путь» также не пройдёт через край. Это «грозит тем, что на карте страны восточнее Байкала появится территория неблагополучия площадью около полумиллиона квадратных километров», — к такому выводу приходят в краевом правительстве.

1. Забайкалье — на обочине международных проектов России

Забайкалье объединяет дальневосточные регионы с остальной частью России. Дальний Восток, в свою очередь, является территорией, сопредельной с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) — одним из быстрорастущих экономических и стратегических районов мира. Основная зона непосредственного контакта с АТР — восточный участок российско-китайской границы. Именно Забайкалье, на которое приходится четверть (около 1000 км) протяжённости этого участка, по сути, обеспечивает решение задач геополитической безопасности и территориальной целостности государства.

В начале второго десятилетия XXI в. большие надежды возлагались на соглашение о координации планов по развитию Дальнего Востока и Забайкалья и программы восстановления промышленной базы северо-восточного Китая. Однако за годы реализации программы из 204 проектов с участием России были полностью реализованы только 8 (0,04%), находятся в стадии выполнения 29 (14,2%).

Вместе с тем в настоящее время Россия во взаимодействии с КНР осуществляет два суперпроекта:

1) строительство системы магистральных газопроводов «Сила Сибири» из Иркутской области и Якутии, минуя Читу, через Благовещенск до Владивостока. Как следствие, в Забайкалье не появится такой мощный фактор социально-экономического развития, как трубопроводный газ. Темп отставания региона по уровню и качеству жизни от среднероссийских показателей будет ускоряться;

2) в июне 2016 года в ходе встречи лидеров трёх государств была принята Программа создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия», направленная на сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелкового пути» с монгольской инициативой «Степной путь». Наш регион, как и в первом случае, остаётся в стороне. Практически это означает ещё большее снижение интереса к нашему краю без каких-либо компенсационных мероприятий со стороны федерального центра.

Объективно формируется альтернативный маршрут по Евразийскому трансконтинентальному пути. Превращение Транссиба восточнее Байкала во второстепенную транспортную ветку приведёт к негативным последствиям для связанной с ним инфраструктуры, которая в настоящее время позволяет Российской Федерации интегрировать Дальний Восток.

Как представляется, решение о создании экономического коридора «Китай — Монголия — Россия» в сочетании со строительством газопровода «Сила Сибири» в обход Забайкалья грозит тем, что на карте страны восточнее Байкала появится территория неблагополучия площадью около полумиллиона квадратных километров.

«Слабое звено в государственном строительстве» — называется второй пункт приложения к письму. Первыми строками авторы оправдывают информационную повестку «пишущих один негатив» забайкальских СМИ и соглашаются с позицией многих журналистов: «Забайкальский край входит в число регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Это, конечно, не означает, что позитивные моменты отсутствуют. Однако, к сожалению, они не являются определяющими. Поэтому они сознательно были оставлены за скобками для более ясного описания ситуации».

Краевое правительство иллюстрирует бедственное положение региона статистическими данными: 81-м местом по качеству жизни, неприлично низким показателем ВВП, огромным и неуклонно растущим госдолгом, снижением средних зарплат на 2,6% за год, которое может привести к росту социальной напряжённости. «В результате многолетнего хронического недофинансирования всех сфер жизни нынешнее социально-экономическое состояние Забайкальского края наиболее точно описывается словом деградация», — с прискорбием резюмируют авторы письма.

Недовольство, озлобленность, чувство безнадёжности продолжают копиться, говорится в письме, но пока конвертируются не в политический протест, а в асоциальное поведение: убийства, самоубийства — по ним Забайкалье находится на лидирующих позициях в России. На это авторы документа обращают особое внимание.

2. Слабое звено в государственном строительстве

Забайкальский край входит в число регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Это, конечно, не означает, что позитивные моменты отсутствуют. Однако, к сожалению, они не являются определяющими. Поэтому они сознательно были оставлены за скобками для более ясного описания ситуации.

Основной показатель — среднедушевой объем валового регионального продукта составляет по Забайкальскому краю менее 50% по отношению к среднему показателю по стране (Забайкальский край — 219,7 тыс. рублей, Россия — 551,4 тыс. рублей). Доля края в объёме ВРП Российской Федерации (по сумме ВРП субъектов Российской Федерации), практически не меняется и составляет менее 0,5%.

В то же время государственный долг региона по состоянию на 1 января 2016 года составил 26,5 млрд. рублей, или 49,7% от консолидированных налоговых и неналоговых доходов края. Государственный долг увеличился по сравнению с 1 января 2015 года на 6,5 млрд, рублей, или на 32,5%. При этом на протяжении последних лет происходит уменьшение федеральных трансфертов в региональный бюджет. Доля безвозмездных поступлений в общем объёме доходов консолидированного бюджета края по состоянию на 1 января 2016 составила 37%, в то время как на 1 января 2013 года она составляла 40,8%. Сумма трансфертов сократилась на 1,7 млрд. рублей.

В связи с низкой бюджетной обеспеченностью в I квартале 2016 года средняя заработная плата работников бюджетной сферы снизилась на 1,7% к уровню 2015 года и составила 21215,5 рубля при общей численности работников — 98384 человек. Средняя заработная плата по экономике в регионе снизилась на 2,6% и составила 30056,5 рубля. Это свидетельствует об ухудшении положения работников и может привести к нарастанию социальной напряжённости в крае.

В Забайкальском крае сложилась нестабильная ситуация с выплатой заработной платы как в реальном секторе экономики, так и в организациях бюджетной сферы. Глубина задолженности в отдельных организациях, составляющих экономическую основу региона, составляет около 6 месяцев.

При этом ситуация на региональном рынке труда ухудшается. В среднем за февраль—апрель 2016 года общая численность безработных составила 58,2 тыс. человек, или 10,9% от экономически активного населения (за февраль—апрель 2015 года — 10,3%). По данному показателю Забайкальский край занимает 10-е место из 12 регионов Сибирского федерального округа.

В результате многолетнего хронического недофинансирования всех сфер жизни нынешнее социально-экономическое состояние Забайкальского края наиболее точно описывается словом «деградация». Самым показательным в этом смысле является плачевное состояние почтового и банковского обслуживания, а также предоставления услуг связи.

Жители многих сельских населённых пунктов остались вообще без банковского обслуживания, только в 16,5% населённых пунктов края имеются подразделения Сбербанка. В крае примерно 200 отделений почтовой связи не телефонизированы. Многие почтовые отделения работают только 2-3 дня в неделю при неполном рабочем дне. Ситуация усугубилась происходившим повсеместно сокращением штатов почтальонов и без того работающих не на полную ставку.

Закрытие почтовых отделений в сельских населённых пунктах лишило доступа жителей этих сёл не только к почтовым услугам. Для них почта является единственной возможностью получить равный доступ к широкому перечню государственных услуг: получению пенсий и социальных пособий, оплате коммунальных услуг, осуществлению денежных переводов и т.д.

В целом по краю не обеспечено сотовой связью 184 населённых пункта, большинство из которых находится в приграничных районах, и жители этих населённых пунктов вынуждены пользоваться услугами сотовых операторов Китая и Монголии. Для многих забайкальцев ограничена или исключена возможность получения качественного широкополосного доступа в сеть Интернет. Поскольку во многих сёлах отсутствует и мобильная связь, то часто возникает проблема вызова экстренных служб.

Ситуация в экономике и бюджетной сфере определяет, к сожалению, и неприемлемо высокий уровень бедности в крае. Значительная доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (20,5% при среднем показателе по России 13,4%), низкий уровень ввода жилья на 1000 жителей (в 1,7 раза меньше, чем по России), высокий уровень безработицы (выше, чем по России в 1,8 раза) и ряд других показателей характеризуют Забайкальский край как регион с неблагоприятными и непривлекательными условиями для проживания.

Общественное недовольство, озлобленность, чувство безнадёжности объективно продолжают копиться вследствие вышеизложенных обстоятельств. Но конвертируются они пока не в политические формы организованного протеста, а в асоциальные проявления и рост смертности от внешних причин. Смертность от убийств и самоубийств в Забайкальском крае в несколько раз превышает среднероссийский показатель. На протяжении последних лет Забайкальский край находится на первом месте в России по уровню преступности (почти в 2 раза выше среднероссийского показателя).

В связи с вышеизложенными обстоятельствами на протяжении последних 20 лет в Забайкалье наблюдается стабильно высокий уровень миграции населения. В 2015 году миграционная убыль по краю составила 66,4 человека на 100 тысяч человек населения, в то время как по России отмечался миграционный прирост 14,7 человек. Начиная с 1995 года край покинули более 120 тысяч человек.

Площадь приграничных территорий края составляет более 30% территории региона, плотность населения здесь — 1,9 человека на 1 кв. километр, в том числе в сельской местности — 0,87 человека на 1 кв. километр (для сравнения: Российская Федерация — 8,4 человека, в целом по Забайкальскому краю — 2,5 человека). За 11 лет численность населения приграничных районов сократилась на 15,3%. При этом численность постоянного населения края с начала 1990 года снизилась с 1320,6 тыс. человек до 1083,0 тыс. человек. Миграционная динамика с прироста в 3,1 тыс. человек (в 1990 году) ухудшилась до убыли 7,2 тыс. человек (в 2015 году).

За аналогичный период в крае критично сократились объёмы посевных площадей и поголовье скота. Так, в хозяйствах всех категорий посевные площади сократились с 1,5 млн га (в 1990 году) до 0,2 млн га (в 2015 году). Забайкальский феномен заключается в том, что в Забайкалье и, например, в соседней Монголии — идентичные природно-климатические условия, одно и то же разнотравье в степи, населённой родственными народами — российскими бурят-монголами и монгольскими халха-монголами. Они из поколения в поколение передают искусство пастбищного скотоводства. С тем лишь различием, что в Монголии поголовье скота неуклонно растёт, достигнув сегодня исторического максимума в более чем 50 млн голов, в то время как в Забайкалье, традиционной специализацией которого является именно животноводство, в том числе овцеводство, поголовье овец и коз сократилось более чем в семь раз.

Как результат, серьёзно сужаются перспективы развития агропромышленного комплекса, который является традиционной жизнеобеспечивающей отраслью для региона и потенциально может представить важное направление международной специализации.

«Существующие механизмы господдержки не решают проблемы» — озаглавлена часть с непосредственно разбором федеральных программ по развитию восточных территорий. По мнению авторов документа, сейчас просто нет действенных механизмов поддержки Забайкалья.

Разработанная для развития отдалённых территорий страны федеральная программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года», говорится в письме, диспропорциональна, в ней наблюдался заметный перекос в сторону дальневосточных регионов: «На душу населения субъектов ДФО приходится более чем в 4 раза больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. Доля софинансирования за счёт средств региональных бюджетов в среднем по программе составляет 5,8%, для Забайкальского края — 21%».

Авторы письма отмечают, что в новой редакции программы, принятой федеральным правительством 9 августа, интересы Забайкалья также почти не учтены. По их мнению, экономика региона сжалась до масштаба, не отвечающего исторически накопленным социальным обязательствам. «От [их] исполнения мы не можем отказаться без негативных социально-политических последствий», — отмечается в документе.

3. Существующие механизмы господдержки не решают проблемы

Решение задач комплексного социально-экономического развития региона, эффективность использования ресурсов и резервов серьёзно ограничиваются как геополитическими факторами (ограничение начиная с 30-40-х годов XX века государственных инвестиций, неразвитость инфраструктуры, обусловленные международной обстановкой, приоритизацией развития дальневосточных и южных регионов страны), так и отсутствием до настоящего времени действенных механизмов государственной поддержки комплексного развития Забайкальского края.

В целях решения задачи ускорения экономического роста для повышения благосостояния населения принята государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Данная программа, как и ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» (далее — ФЦП), деятельность Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, ряд иных инструментов и механизмов государственной поддержки ориентированы почти исключительно на развитие субъектов Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО).

При разработке и формировании ФЦП в части оказания государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета по отношению к трём субъектам Байкальского региона наблюдается значительная диспропорция финансирования. Так, доля государственной поддержки для Забайкальского края без учёта средств, предусмотренных на развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, составляет 2,15%, (Иркутской области — 6,90%, Республики Бурятия — 5,61%). Доля государственной поддержки субъектов Дальневосточного региона в ФЦП составляет 85,33%.

На душу населения субъектов ДФО приходится более чем в 4 раза больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. Доля софинансирования за счёт средств региональных бюджетов в среднем по программе составляет 5,8%, для Забайкальского края — 21%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года №757 была утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Она по-прежнему всецело направлена на развитие только Дальнего Востока, интересы Байкальского региона практически не учтены. Минвостокразвития России в рамках имеющихся полномочий обеспечивает включение в отраслевые государственные программы проектов и мероприятий исключительно ДФО.

В хозяйственной деятельности Забайкалья из-за отсутствия внутри страны спроса на продукцию отраслей традиционной специализации и, соответственно, инвестиций сохраняются факторы торможения, которые не позволяют обеспечить темпы развития хотя бы до уровня среднероссийских показателей. Забайкалье теряет привлекательность для инвесторов и для проживания граждан, усиливаются тенденции миграционного оттока, снижения деловой и инвестиционной активности. Наша региональная экономика сжалась до масштаба, не отвечающего исторически накопленным социальным обязательствам, от исполнения которых мы не можем отказаться без негативных социально-политических последствий.

«Необходимы новые источники экономического развития» — требует заголовок заключительного пункта обоснования. Авторы предлагают использовать географическое положение Забайкалья и его высокий производственный потенциал для создания товаров для экспорта в Китай и другие страны региона, «не допуская при этом полного замыкания региона на Китай в ущерб связям с другими субъектами Российской Федерации». Сохранение территориальной целостности России должно быть главным требованием при разработке проекта, отмечают авторы письма.

Правительство Забайкалья ещё раз просит президента Путина поручить Минэкономразвития начать разработку программы комплексного развития региона под личным патронажем главы государства.

«Одним из эффективных блоков плана может стать комплекс мероприятий по активизации и углублению эффективных торгово-экономических отношений Забайкальского края с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, Китайской Народной Республикой, что предусмотрено директивами президента России по развитию внешнеэкономических связей с приграничными территориями Китая», — говорится в заключении.

4. Необходимы новые источники экономического развития

Из вышеизложенного видно, что в экономике Забайкальского края сложилась крайне неблагоприятная ситуация, которая при отсутствии соответствующих действий по её стабилизации и формированию условий для устойчивого развития может обернуться полной деиндустриализацией региона с окончательным превращением его в отсталую и социально неблагополучную территорию.

Таким образом, в условиях высоких темпов экономического роста и численности населения приграничных с Забайкальем районов КНР формируется угроза дестабилизации выполнения краем государственных функций. Во избежание такого развития событий предстоит буквально в течение нескольких лет поменять структуру и качество регионального хозяйства. Прежние экономические модели практически исчерпали себя, экономика Забайкалья нуждается в новых рынках, новых источниках спроса и инвестиций, свежих бизнес-идеях и нетривиальных подходах.

В Забайкальском крае имеются все предпосылки для бюджетно-экономического благополучия: уникальные запасы минерального сырья, богатые сельскохозяйственные угодья, производственные мощности и квалифицированные работники. Регион располагает самыми обширными в сибирско-дальневосточном регионе площадями естественных продуктивных пастбищ, позволяющих кратно увеличить темпы развития поголовья мясного скотоводства, овцеводства и табунного коневодства, производить крупные объёмы экологически чистых зерновых, масличных и кормовых культур. Это, наряду с минерально-сырьевой базой, второе глобальное исходное конкурентное преимущество края, реализация которого возможна в силу высокой востребованности настоящей продукции межрегиональным рынком и быстрорастущими рынками соседних стран.

Полагаем, главная проблема современной экономики Забайкалья — недостаток спроса. Продукция Забайкальского края практически не востребована центральными рынками страны, инвестиции крупных частных отечественных компаний в последние 20 лет за редким исключением направляются в горно-рудный сектор. Новые источники внешнего спроса должны стать двигателем для стабильного развития.

Как представляется, разумная опора на торгово-инвестиционные возможности Азиатско-Тихоокеанского региона способна придать позитивную динамику экономике Забайкалья. Для этого необходимо, чтобы на практике заработала связка «интеграция России в АТР — развитие Дальнего Востока и Забайкалья - российско-китайское региональное взаимодействие», нужно открыть новые рынки, новые окна инвестиционных возможностей.

Главное препятствие — по-прежнему недостаточно определённая позиция в отношении вовлечения Китая в развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Тем не менее, в нынешней внешнеполитической и демографической обстановке возрастает необходимость превращения восточных регионов в плацдарм для расширения сферы экономического присутствия страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Забайкальский край — точка соединения экономических и культурных путей с Запада и Востока. Более 100 лет после строительства Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги из Читы во Владивосток через Маньчжурию наша страна поддерживает отношения с Китаем через Забайкалье.

Поднять экономику края может укрепление экономических отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом, прежде всего, с Китаем. Вероятно, инвестиции в Забайкалье не пойдут без гарантий со стороны государства. При этом для решения принципиальных задач необходим личный патронаж со стороны президента России.

По нашему мнению, с одной стороны, проект необходимо строить на использовании российско-китайских региональных связей как одной из реальных платформ для интеграции России в АТР, вписывая их в общую схему стратегического партнёрства. Развитие приграничных и региональных связей с Китаем в Забайкалье позволит нашей стране найти и опробовать оптимальные формы использования потенциала региона для решения стоящих перед государством геополитических и экономических задач, в том числе кардинального подъёма уровня социально-экономического развития Забайкалья и других восточных окраин страны.

С другой стороны, сохранение территориальной целостности страны — главное требование к разработке проекта. Стратегия и модель экономической интеграции Забайкалья в приграничные связи должны удовлетворять долгосрочным интересам как региона, так и России в целом, во главу угла следует поставить более прочную привязку этой территории к федеральному центру.

Двуединая задача состоит в том, чтобы привлечь китайские инвестиции, и производить в Забайкалье продукцию на экспорт, не допуская при этом полного замыкания региона на Китай в ущерб связям с другими субъектами Российской Федерации. И не только через модернизацию транспортной инфраструктуры, но и путём развития альтернативных отраслей, в частности, добычи золота и урана.

Учитывая сложность положения, Правительством Забайкальского края предлагается формирование на федеральном уровне специального комплексного плана развития края, направленного на обеспечение социально-экономической стабильности в регионе, разработка и реализация которого будет координироваться Администрацией президента Российской Федерации.

Одним из эффективных блоков плана может стать комплекс мероприятий по активизации и углублению эффективных торгово-экономических отношений Забайкальского края с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, Китайской Народной Республикой, что предусмотрено директивами президента России по развитию внешнеэкономических связей с приграничными территориями Китая.

В пресс-службе губернатора Забайкальского края ИА «Чита.Ру» ответили, что информации о существовании представленного источником документа у них нет. Редакция направила официальный запрос в Администрацию президента РФ.

ВВЕДЕНИЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ)

1.1 Экономический потенциал региона

1.2 Накопленный промышленный и научно-образовательный потенциал

1.3 Социальное развитие

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРИЕМУЩЕСТВ РЕГИОНА

2.1 Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития региона в 2010- 2020 гг

2.2 Сценарий социально- экономического развития региона

2.3 Экономическая специализация и конкурентные преимущества Забайкальского края

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

3.1 Развитие транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона

3.2 Приоритетные межотраслевые направления развития Забайкальского края

3.3 Социальное развитие региона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Введение

Забайкальский край – один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.

Правительство РФ выделило основные направления роста Забайкальского края: во-первых, это развитие транспортной инфраструктуры, во-вторых, комплексное освоение основной минерально-сырьевой базы, в-третьих, развитие строительной индустрии и жилищного строительства, четвертое - это поддержка малого и среднего бизнеса, пятое - развитие социальной инфраструктуры

Забайкальский край имеет целый ряд экономических и географических преимуществ. Запасы урана, которые здесь сосредоточены, – практически все российские запасы здесь, 94 процента, – это ресурсная база атомной промышленности страны. Регион занимает также ведущее положение по отдельным видам полезных ископаемых, которые стратегически важны для страны- молибден, медь, вольфрам и некоторые другие.

Весьма острыми остаются проблемы миграции, продолжается, к сожалению, отток трудоспособных и экономически активных людей. Естественно, они это делают не потому, что просто хотят поменять место жительства, а потому, что им не вполне нравятся условия жизни, которые здесь существуют.

С другой стороны, есть и позитивный показатель – хорошая рождаемость, которая достигнута за последнее время. Это показатель того, что молодёжь хочет закрепляться, хочет работать, хочет растить детей именно здесь, в Забайкальском крае. Понятно, что экономика находится в сложном состоянии, но при этом имеет немало возможностей для роста. Далеко не все эти возможности используются правильным образом.

Слабо развивается ряд секторов экономики, в частности, деревообработка пока развивается очень медленно, её доля составляет чуть более полутора процентов, и это несмотря на весьма приличные, даже по меркам нашей страны, запасы древесины.

Есть и проблемы изношенности основных фондов, которые снижают рентабельность поступающих инвестиций.

Более четверти ВРП [валового регионального продукта] формируется за счёт развития транспорта и связи. Через территорию края проходит 70 процентов экспортно-импортных операций на российско-китайском направлении. И, конечно, нужно использовать эти возможности полноценно.

Особую обеспокоенность также создаёт неудовлетворительное состояние значительной части образовательных учреждений. В основном это, конечно, связано с дефицитом средств муниципальных бюджетов. В 117 школах региона отсутствуют автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения при эвакуации. Положение усугубляет и значительный износ большинства школьных зданий, особенно в сельской местности здания старые, сложные, им по 50, по 70, иногда и больше лет. Более двух третей школ, которые расположены в муниципальных образованиях, нуждаются в капитальном ремонте и находятся в сложном состоянии.

И, еще, важный аспект развития социальной инфраструктуры края – это газификация Забайкальского края, потому что в этом направлении пока сделано очень мало, практически ничего не сделано.Нужно решить, что можно было бы сделать в самое ближайшее время. И, конечно, всё это должно стать неотъемлемым элементом той стратегии развития Сибири и Дальнего Востока и ряда сибирских регионов, которая ставит перед собой важные масштабные задачи.


1. Характеристика социально- экономического развития региона (основные параметры)

1 марта 2008 года на карте Российской Федерации появился новый субъект - Забайкальский край, объединивший Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ. Забайкальский край, как субъект нового качественного уровня, имеет огромный потенциал для реализации крупных инвестиционных проектов, прежде всего, по освоению природно-минеральных ресурсов и развитию инфраструктуры.

В Забайкалье открыты десятки месторождений золота, меди, цинка, свинца, а также угля, цеолитов, магнезитов. Здесь добывается практически весь российский уран и вольфрам. Забайкалье даёт стране две трети тантала и треть плавикового шпата и молибдена. Большая часть территории края покрыта лесами. Проведенный анализ ресурсных источников края показал, что до настоящего времени лишь относительно небольшая часть ресурсного потенциала края вовлечена в эффективное использование.

За последние годы в Забайкалье реализован комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной деятельности в целях развития экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.

Сегодня интерес к региону стали проявлять российские промышленники. Примеров реализации крупных инвестиционных проектов уже немало на территории Забайкальского края. Одним из условий этого является развитие инфраструктуры. В течение года в соответствии с инвестиционной программой ОАО «Российские железные дороги» осуществлялась реализация проекта комплексной реконструкции участка Карымское- Забайкальск Забайкальской железной дороги. В ходе реализации проекта было освоено более 3,5 млрд. рублей. Строительство ветки Могзон – Озерное с выходом на Новый Уоян от Транссиба до БАМа вошло в крупнейший инфраструктурный проект комплексного развития Забайкалья. Проект разработан «Корпорацией развития Забайкалья», которая является одной из дочерних структур инвестиционно-финансовой компании «Метрополь».

Регион также является основной разрабатываемой ресурсной базой ядерной промышленности страны: предприятие «ППХГО», входящее в структуру корпорации «ТВЭЛ», разрабатывает месторождения Стрельцовской группы с запасами около 50 тыс. т урана.

Забайкальский край занимает важное геополитическое положение. Протяженность границы с Китаем и Монголией составляет почти 2 тыс. км. В п. Забайкальск находятся крупнейшие на востоке России международные автомобильный и железнодорожный пункты пропуска. Через автомобильный и железнодорожный пункты пропуска Забайкальск - Маньчжурия проходят самые короткие пути транспортировки товаров в Европу.

Всё это в совокупности позволяет рассматривать наш регион как один из самых привлекательных для инвесторов. Основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность Забайкальского края:

· выгодное географическое положение (близость рынков сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона; благоприятные возможности для развития торгово-экономического сотрудничества с Китаем и Монголией);

· уникальная минерально-сырьевая база;

· наличие законодательства, обеспечивающего защиту прав и льготный налоговый режим для инвесторов.

1.1 Экономический потенциал региона

Основными отраслями экономики Забайкальского края являются цветная и черная металлургия, машиностроение (автосборочный завод, завод горного оборудования), электроэнергетика (Читинская и Харанорская ГРЭС), угольная, легкая (камвольно-суконный комбинат).

Электроэнергетика

Электроэнергетика (Читинская и Харанорская ГРЭС) представлена теплоэнергоцентралями ОАО «Читаэнерго» и множеством ведомственных электростанций, основная часть которых мелкие, изолированно работающие энергоустановки. Коэффициент централизации производства электроэнергии (доля электростанций «Читаэнерго») - 96,2 %. Число предприятий электроэнергетики - 51, из них крупных - 12.

Сельское хозяйство

Область является крупным сельскохозяйственным регионом к востоку от озера Байкал, специализированным на тонкорунном овцеводстве. Развито также мясо-молочное и мясное животноводство, отчасти свиноводство, птицеводство. Имеет место растениеводство, основные посевные площади сосредоточены в центральных, южных и юго-восточных районах. В горно-таежных и северных районах развит охотничий промысел.

Малое предпринимательство

Общее количество малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) в 2007 году составило 3,69 тыс. единиц (129,9% к 2006 году). В структуре наибольшую долю заняли предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Далее - малые предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, и малые предприятия строительства; затем - предприятия обрабатывающих производств и предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, предприятия транспорта и связи.

Экспорт- импорт

В последние годы прослеживается положительная динамика в развитии внешнеэкономического сотрудничества Забайкальского края с многими странами, и прежде всего, Азиатско-Тихоокеанского региона. Это - увеличение роста товарооборота и объемов инвестиций и, самое главное, высокая степень взаимопонимания и взаимодействия на всех уровнях межрегиональных отношений. Китай и Монголия - наши ближайшие соседи, и сотрудничество с приграничными регионами этих государств принципиально важно для края.