Рейтинг стран по ставке налога на доходы граждан. Размер налогов в разных странах мира. Сравнительный международный анализ

Рейтинг стран по ставке налога на доходы граждан. Размер налогов в разных странах мира. Сравнительный международный анализ

28.03.2016, 14:30

В большинстве развитых государств за счет налоговых поступлений формируется значительная часть доходов бюджета. Прямое повышение налогового бремени все реже используется как основной инструмент получения дополнительных средств. Вместо этого власти многих стран пытаются оптимизировать налоговые системы путем реформ. Своей «оптимизацией» озабочены и международные корпорации, и обладатели крупных состояний, стремящиеся укрыть доходы в налоговых гаванях. По разным оценкам, в них скрываются капиталы в размере до нескольких десятков триллионов долларов. При этом уклонистов привлекают не только карибские острова и карликовые государства Европы, но и такие крупные экономики, как США. В последние годы государства активизировали борьбу с укрытием доходов на национальном и международном уровне. Под пристальное внимание попали полулегальные схемы ухода от налогов, активно используемые международными корпорациями.

Составитель: Ольга Шкуренко

Художник: Вера Жегалина

Обложение по бразильской системе

За последний год средние мировые налоговые ставки не претерпели значительных изменений. Страной с самой забюрократизированной системой остается Бразилия, где компании тратят на уплату налогов рекордные 2 600 часов в год.

Как отмечают эксперты KPMG, в минувшем году власти большинства стран, пытаясь в условиях замедления роста мировой экономики увеличить поступление средств в бюджет, избегали прямого повышения ставок. Чаще использовали другие методы - расширяли налоговую базу, ограничивали число налоговых вычетов и других льгот. Средняя мировая ставка подоходного налога за год выросла лишь на 0,41% - до 31,53%. Повышение ставок было зафиксировано в семи странах, понижение в восьми. Лидерство по налогообложению личных доходов продолжает удерживать карибский остров Аруба. Наиболее значительно сокращение продемонстрировала Испания, вылетевшая из топ-5 стран с самыми высокими налогами. В 2015 году в результате налоговой реформы максимальная ставка подоходного налога (для граждан с высокими доходами) была снижена с 52% до 47%. Правда, одновременно была значительно опущена нижняя планка доходов, с которой начинает применяться максимальная ставка - с €300 тыс. до €60 тыс.

НДС ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на оптимальном уровне 15% – 20%. Установишь выше - и есть риск ухода бизнеса в тень, ниже - и поступления в бюджет будут недостаточны.

Изменение среднемировой ставки корпоративного налога с 23,64% в 2014 году до 23,68% в 2015 году также весьма условно. Лидируют по-прежнему ОАЭ со ставкой в 55%. Примечательно, что она применяется лишь к нефтегазодобывающим компаниям. Среди 15 стран, которые изменяли ставки корпоративного налога, большинство (11) их снижали. Изменение косвенных налогов (НДС и аналогичных) на федеральном уровне в 2015 году зафиксировано лишь в четырех странах. Средняя мировая ставка остается на уровне 15,79%. Тим Гиллис из KPMG заявляет о глобальной экспансии НДС - его ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на оптимальном, по мнению эксперта, уровне 15% – 20%. Установишь выше - и есть риск ухода бизнеса в тень, ниже - и поступления в бюджет будут недостаточны. Самым ярким исключением из этой общемировой тенденции остаются США, в которых НДС до сих пор не применяется. Вместо него в большинстве штатов взимается налог с продаж.

По подсчетам PWC средняя по миру налоговая нагрузка на бизнес (совокупность всех уплачиваемых налогов) достигает 40,8% его прибыли. В среднем компании делают 25,6 платежей в год, тратя на это 261 час. Все три индикатора за год немного снизились. Если брать отдельные экономики, то изменение общей нагрузки было разнонаправленным - в 46 странах оно возросло, а в 41 снизились. В региональном разрезе по-прежнему легче всего платить налоги компаниям на Ближнем Востоке, сложнее - в Южной Америке.


Идеальные реформы

Государства активно реформируют налоговые системы, пытаясь найти золотую середину между наполнением бюджета и развитием частного предпринимательства.

Налоговые поступления обеспечивают значительную часть государственных доходов. К примеру, в странах ОЭСР доля налогов в ВВП превышает 30%. При этом, как отмечают эксперты Heritage Foundation (HF), слишком высокое налоговое бремя негативно сказывается на деловой активности и вынуждает налогоплательщиков искать способы уклонения от уплаты налогов. Фискальная свобода - один из критериев общего уровня экономической свободы, ситуацию с которой в разных странах мира выясняет HF. По данным фонда, лучше всего обстоят дела на Ближнем Востоке (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия), хуже - в странах Северной Европы (Дания, Бельгия, Швеция), где налоговая нагрузка довольно высока. Наиболее значительное снижение фискальной свободы за последние годы зафиксировано в Зимбабве (см. таблицу).



По данным PWC, за десять лет наблюдений (с 2004 по 2014 год) около 400 различных налоговых реформ было проведено в 149 из 189 изучаемых компанией юрисдикций. Из них 40 - в 2014 году. В результате среднемировая налоговая нагрузка на бизнес за этот период сократилась на 11,4 процентного пункта, среднее количество платежей - на 8,2, а время на уплату налогов - на 61 час. Самыми реформируемыми регионами стали Восточная Европа и Центральная Азия. Самое значительное снижение налогового бремени в 2004–2014 годах (на 22,5 п. п.) зафиксировано в странах Африки, хотя этот пресс в регионе по-прежнему тяжел, и требуются дальнейшие улучшения.

Реформирование налоговых систем идет по двум основным путям - снижения налоговой нагрузки и упрощения уплаты налогов. Во втором случае значительная часть изменений в последние годы связана с переходом на электронный документооборот. Так, 84 страны уже полностью перешли на подачу деклараций и уплату налогов онлайн, что ускоряет процесс, повышает его прозрачность и снижает вероятность ошибок.

Государства нередко забывают и о других мерах, которые могут увеличить поступления в бюджет без повышения ставок и ввода новых налогов. Речь идет об улучшении собираемости уже существующих налогов и снижении расходов на администрирование самого процесса. К слову, по данным на 2013 год, отношение налоговой задолженности к общему объему собранных налогов в странах ОЭСР оценивается в среднем в 24,2%. В двух странах (Италия и Греция) задолженность по налогам превышает собранные суммы. Что же касается администрирования, в странах ОЭСР расходы на сбор налогов составляют от 0,4% до 1,7% всех налоговых поступлений за год.


Где капиталам жить хорошо

В мире насчитывается около полусотни офшорных юрисдикций. При этом не все деньги прячутся на карибских островах - ведущие мировые экономики часто выглядят привлекательнее.


Офшорами обычно называют территории, привлекающие зарубежные капиталы льготным налоговым режимом и секретностью финансовых операций. Общепринятого свода таких налоговых гаваней нет. В первоначальном списке ОЭСР к ним было отнесено 47 юрисдикций. В перечне офшорных зон, утвержденном в 2007 году Минфином РФ, было 42 позиции (позже исключили Мальту и Кипр). Еврокомиссия в 2015 году обнародовала черный список, в котором значилось 30 территорий. В том же году исследовательская служба Конгресса США опубликовала сводный список из 50 юрисдикций, составленный на основе данных властей и исследовательских организаций из разных стран. При этом большинство позиций во всех этих перечнях пересекается. Центрами притяжения, в которых концентрируются офшорные капиталы, можно назвать Карибский бассейн и Европу.

Многие из этих офшорных юрисдикций попали и в составленный организацией Tax Justice Network (TJN) индекс финансовой секретности. Ее эксперты отмечают, что в мире сформировалась целая отрасль, объединяющая крупнейшие банки, юридические и аудиторские компании, которые помогают крупным капиталам скрываться от налогов. Определяя долю разных стран на этом глобальном рынке, TJN приходит к выводу, что представление об офшорах как далеких островах с пальмами не всегда соответствуют действительности. В топ-15 стран по уровню финансовой секретности попали такие крупные развитые экономики, как США, Германия, Великобритания. Последняя заняла 15-е место, но была бы первой, если бы ее заморские территории не учитывались отдельно.

Все более пристальное внимание экспертов привлекают США. В индексе финансовой секретности страна заняла третье место, обогнав даже Кайманы - знаменитый офшорный центр. В последние годы Штаты активно борются со своими уклонистами, заставив помогающие им швейцарские банки платить миллионные штрафы и требуя от зарубежных финансовых организаций отчитываться по американскому налоговому закону FATCA. В то же время США не спешат присоединяться к новым жестким стандартам автоматического обмена налоговой информацией CRS, разработанным ОЭСР. Благодаря такой позиции США стали гораздо более надежным местом для сокрытия от налогов легально заработанных капиталов, чем та же Швейцария. Как отмечал недавно Bloomberg, все, от лондонских юристов до швейцарских трастов, принялись переводить деньги своих богатых клиентов с Багамских и Виргинских островов в Неваду, Вайоминг, Южную Дакоту. Управляющий директор Rothschild & Co. Эндрю Пенни недавно заявил, что США «фактически стали крупнейшим налоговым раем в мире».

Корпорации с оптимизацией

Крупный бизнес охотно «оптимизирует» налоговую нагрузку с помощью офшоров. В числе уклонистов - всемирно известные компании.


Как показало исследование организаций Citizens for Tax Justice и U.S. PIRG, 358 крупнейших американских компаний из списка Fortune 500 на конец 2014 года зарегистрировали в совокупности более 7,6 тыс. «дочек» в офшорных юрисдикциях. Они держат в них более $2,1 трлн накопленной прибыли, избегая уплаты налогов в США. При этом 65% офшорных капиталов ($1,4 трлн) приходится на 30 компаний из этого списка. Эксперты подсчитали, что средняя ставка корпоративных налогов, уплачиваемых американскими корпорациями за рубежом, составляет 6%. Выводя деньги из США, они фактически задолжали государству около $620 млрд.

Крупнейшим нарушителем называют, в частности, Apple - корпорация держит в офшорах рекордные $181,1 млрд. Если бы эти прибыли были зарегистрированы в США, Apple выплатила бы с них $59,2 млрд налогов. American Express вывела в офшоры $9,7 млрд, с которых в США могла бы отдать $3 млрд. За рубежом же она платила налоги по средней ставке 4%. Nike с $8,3 млрд осевших в офшорах прибылей уплатила бы налоги в сумме $2,7 млрд, а средняя ставка за рубежом составила лишь 2,5%. Один из излюбленных способов оптимизации у производителя спорттоваров - передача прав на свои товарные марки «дочкам» на Бермудах, которым головная контора потом выплачивает роялти. В созвездии компаний, имеющих большое количество «дочек» в офшорах (более 100), сияют такие гиганты, как PepsiCo, Pfizer, Morgan Stanley. Эксперты призывают бороться с уклонением, ужесточая законодательство, в частности, заставить корпорации платить налоги с зарубежных доходов в США.

В Европе этой проблемой активно занялись в 2014 году после скандала Lux Leaks, когда журналисты выяснили, что международные корпорации массово использовали схемы по уходу от налогов в Люксембурге. По оценкам Европарламента, действия компаний-уклонистов обходятся странам ЕС в €70 млрд в год. Сейчас в Евросоюзе обсуждается ряд профильных законодательных мер. Так, крупные компании могут обязать обнародовать данные о доходах и налогах. Еврокомиссия в последнее время инициировала ряд налоговых расследований. И установила, в частности, что Люксембург предоставил необоснованные налоговые преференции автогиганту Fiat, а Нидерланды - кофейной сети Starbucks. Каждую компанию обязали доплатить по €20–30 млн. Также выяснилось, что 35 корпораций использовали незаконные налоговые схемы в Бельгии, недоплатив в казну своих государств €700 млн. Идут расследования в отношении Apple, Amazon, McDonald’s. Под прицел властей ЕС может попасть и Google. Интернет-гигант уже согласился добровольно доплатить £130 млн по требованию британских налоговых органов; претензии компании предъявляют также Италия и Франция.

В октябре 2014 года началось расследования в отношении интернет-ритейлера Amazon, который регистрирует большую часть своих европейских прибылей через подразделение в Люксембурге. Еврокомиссия подозревает, что заключенное в 2003 году налоговое соглашение с властями Люксембурга позволяло компании сокращать размер налогооблагаемых доходов. Решение пока не вынесено

В октябре 2015 года Еврокомиссия огласила результаты расследования, установившего, что кофейная сеть Starbucks получила незаконные налоговые льготы в Нидерландах. Выяснилось, что при подсчете ее прибыли учитывались не рыночные, а внутренние - так называемые трансферные - цены, которые «не имеют отношения к ситуации на рынке». Большая часть прибылей нидерландской компании переводилась на иностранные подразделения, где также не облагалась налогами. Еврокомиссия предписала взыскать в бюджет Нидерландов недоплаченные налоги в размере €20–30 млн

Одновременно в октябре 2015 года Еврокомиссия вынесла аналогичное решение в отношении налогообложения финансового подразделения Fiat в Люксембурге. Автопроизводитель также применял трансфертные цены и платил налоги с недозаявленных прибылей. Ему предписано доплатить в бюджет Люксембурга аналогичную сумму в €20–30 мл

В декабре 2015 года началось расследование в отношении подразделения американской корпорации McDonald`s в Люксембурге, которое собирает лицензионные отчисления в Европе и России. Еврокомиссия подозревает, что сеть фастфуда использовала схему, которая позволила ей не платить налоги с этих доходов ни в Люксембурге, ни в США. Расследование продолжается

В январе 2016 года Еврокомиссия установила, что 35 корпораций получили в Бельгии налоговые льготы, противоречащие законодательству ЕС. Названия компаний не раскрывались, однако, по данным СМИ, среди них - Anheuser-Busch InBev, BP, BASF, Pfizer. Они воспользовались схемой, позволявшей транснациональным компаниям сокращать свою налоговую базу на 50% – 90% за счет исключения так называемой «лишней прибыли» (excess profits), которая рассматривалась как часть прибыли всей группы, а не бельгийского подразделения. Еврокомиссия обязала власти Бельгии взыскать с нарушителей неуплаченные налоги на общую сумму в €700 млн

Часть российских покупателей рассматривают перспективу переезда на ПМЖ в страну покупки. Для некоторых приобретение квартиры, дома или готового бизнеса в одном из европейских государств – конкретный шаг для получения вида на жительство.

Что же учитывают будущие собственники заграничного жилья при выборе конкретной страны? Как правило, это цены на недвижимость, стоимость жизни, уровень заработков, ипотечные ставки, возможность построить карьеру и т. д. А вот мы советуем обратить внимание на размер подоходного налога, который может в корне отличаться от наших 13%.

Это у нас в стране «серые» зарплаты и неофициальный заработок – обычное явление, а в Европе такое себе позволить крайне сложно. Здесь с налоговыми уклонистами борются намного эффективнее: в любом государстве ЕС ограничены наличные расчеты, а безналичные находятся под особым контролем.

Таким образом, подоходный налог, каким бы высоким он ни был, в Европе придется оплачивать со всей суммы кровно заработанных.


Размер НДФЛ в странах Европы


Есть конечно исключительные страны, где налог на доходы физических лиц имеет меньший рамер по сравнению с российским. Например, в Княжестве Монако НДФЛ вообще равен нулю. Однако не спешите паковать чемоданы! Местный уровень жизни и цены на недвижимость способен «потянуть» не каждый. Вы готовы заплатить по миллиону евро за каждую комнату в апартаментах?!

Налоговым раем в этом смысле является Болгария, где размер подоходного налога равняется 10%. Хотя это в большей степени курортная страна, не самая подходящая для ведения бизнеса и построения успешной карьеры, уровень жизни здесь немного выше российского. Особенно, если россиянин собирается перебраться в Болгарию из региона, а не из «столиц».

Небольшая памятка для россиян, планирующим оформление ВНЖ в Европе:

  1. Во всех странах, входящих в Евросоюз, налоговый контроль намного строже, нежели в России. И в значительной степени это относится к физическим лицам.
  2. Европейские налоговые службы с особой тщательностью изучают налоговые поступления от иностранцев, имеющих вид на жительство в той или иной стране. Многие «дорогие» государства ЕС ввели минимальные суммы налоговых поступлений от претендентов на ВНЖ. Например, в Великобритании иностранец должен внести в налоговую казну не менее 50 тысяч фунтов в год.
  3. Стандартные налоговые ставки в некоторых европейских государствах не всегда применимы к иностранцам, имеющим вид на жительство.
  4. Большинство стран Евросоюза взимают налоги на абсолютно все доходы, полученные в стране или за её пределами. Такой порядок распространяется и на проценты от банковских вкладов.

РИА Рейтинг - 12 авг. В последнее время в России проходит достаточно активное обсуждение важнейшей для жителей любого государства темы - повышение налоговой нагрузки. Недостаточно сбалансированный бюджет, невысокие темпы роста экономики, увеличивающиеся по разным причинам госрасходы и непростая внешнеэкономическая ситуация требуют от государства принятия соответствующих экономических мер. Как правило, все государства при относительно срочной необходимости решить проблему привлечения дополнительных доходов обращаются к фискальным методам, то есть, в том числе и к повышению налогов.

Одним из вероятных и действенных инструментов дополнительного сбора средств является увеличение налога на доходы граждан. С целью выяснить, есть ли на подобный маневр у России в сравнении партнерами по СНГ и другими государствами Европы достаточный запас в текущем уровне ставок, а также и проанализировать, как в последнее время менялся предельный уровень налоговой нагрузки на доходы жителей в других странах, подготовили рейтинг стран по ставке подоходного налога на граждан. В рейтинг были включены все страны Европы в широком понимании, а также ближайшие к России партнеры по СНГ по которым имелась информация Евростата или фискальных органов на настоящее время.

Для стран с прогрессивной шкалой налогообложения использовалась максимальная ставка налога без учета доходов от специфических источников. Прогрессивная шкала налогообложения, предусматривающая рост выплат при увеличении доходов, с точки зрения социальной справедливости имеет право на жизнь, так как препятствует расслоению общества. С другой стороны, высокий уровень налоговых ставок для высокооплачиваемых сотрудников приводит или к их миграции в страны с более низкими налогами, или к уклонению от уплаты налогов, в том числе к «серым» и «черным» зарплатным схемам.

Первенство в Европе по размеру подоходного налога с максимальной ставкой в 56.9% стабильно удерживает Швеция - страна, где в очень большой мере присутствуют элементы социалистического общества, особенно в части сближения доходов богатых и малообеспеченных слоев населения. Помимо всего прочего подобное налогообложение приводит к оттоку из Швеции высокооплачиваемых и востребованных на рынке труда кадров. На втором месте рейтинга находится недавно существенно поднявшая из-за дефицита бюджета налог Португалия со ставкой в 56.5%, на третьем месте расположилась еще одна социально ориентированная страна Дания, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 55.6%. Далее следуют Бельгия, Испания, Нидерланды, Финляндия и Франция - во всех этих странах максимальная ставка превышает 50%.

Россия с ее плоской шкалой налогообложения и ставкой в 13% расположилась на низком 35 месте из 38 позиций рейтинга (4 место с конца рейтинга). Ниже нашей страны подоходный налог только в Болгарии (10%) и у наших партнёров по таможенному союзу - Казахстане (10.0%) и Республике Беларусь - 12.0%.

По росту максимальной ставки подоходного налога за последние три года лидирует Словения с ростом ставки на 9 процентных пунктов, Украина с 8 п.п., а также Испания и Чехия с увеличением ставки на 7 п.п. Всего с 2011 года в условиях сложной ситуации в мировой экономике увеличили ставку 14 стран из 38 представленных в рейтинге. Снижение ставки наблюдалось только у 6 стран, максимальным оно было у Азербайджана и Великобритании - на 5 процентных пунктов.

Следует отметить, что однозначных выводов о том, что в России с ее низкой ставкой подоходного налога (даже при условии, что в Европе скорее наблюдается тенденция к росту подобного налога) необходимо увеличивать налогообложение доходов физических лиц в настоящее время делать нельзя. Во-первых, Россия не относится к числу стран с высоким уровнем дохода граждан, а именно в странах с «богатым» населением преимущественно высоки налоги на доходы граждан. В странах с низкими доходами населения налоги по вынужденным причинам, как правило, ниже. Корреляция между максимальной ставкой подоходного налога и уровнем средних доходов жителей составляет 0.8. Кроме того, это будет серьезным ударом по преимущественно завершившему выход из тени бизнесу, и в условиях существующего правового нигилизма у наших граждан государство может получить потери в сборе налоговых платежей из-за массового возврата к «серым» зарплатным схемам. Вероятно, выходом было бы повышение налога через переход к прогрессивной шкале налогообложения, но следует понимать, что реальная налоговая нагрузка на заработные платы россиян не так и низка как это следует из сравнения ставок подоходного налога.

Дело в том, что суммарная налоговая нагрузка на зарплату граждан в виде фактических платежей по подоходному налогу и выплатам страховых взносов в различных странах сильно варьируется. В России с учетом страховых взносов и налога на доходы физических лиц по оценкам РИА Рейтинг суммарная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда составляет до 39% от суммарных затрат на оплату труда. Именно эта величина и является тем максимальным уровнем совокупного налога (без учета возможных налоговых вычетов и пр.), который необходимо выплатить с заработной платы в России. В годовом исчислении для высокооплачиваемых категорий граждан этот уровень при этом несколько ниже. По данному показателю (отношение выплаченных подоходных налогов и социальных платежей к облагаемой налогами базе), позволяющему учесть то, что в некоторых странах действует прогрессивная шкала, как показали , Россия находится совсем не в конце, а в числе лидеров списка с уже достаточно высокой налоговой нагрузкой на заработную плату рядом с Чехией и Францией, уступая занимающим первые места Италии (с долей налогов и социальных платежей в фонде оплаты труда более 40%), Бельгии и Австрии. Наименьший уровень нагрузки из стран, по которым рассчитывался показатель в последние годы наблюдался у Мальты (немногим более 20%), Болгарии и Великобритании. Работодателям этих стран в плане налогов и отчислений в различные фонды работать легче всего.

В нашей стране подоходный налог является обязательным и выступает значительным способом пополнения государственного бюджета. Интересна практика других стран. Какая ставка налога на доход применяется? Каким образом, и в какие сроки взимается подоходный налог?

На примере нескольких стран, являющихся соседними с Российской Федерацией или достаточно удаленными, рассмотрим пополнение государственного бюджета за счет подоходного налога.

Ближайшим соседом и наиболее близким в отношении экономической политики и методики налогообложения является Республика Беларусь. По местному законодательству к налогообложению полагаются следующие доходы:

  • по ставке в девять процентов облагается доход, полученный от высоких технологий;
  • тринадцать процентов полагается взимать с дивидендов, полученного дохода от аренды;
  • наибольшей ставкой облагается нотариальная и адвокатская практика, а также сфера предпринимательства – шестнадцать процентов.

Как и в России, соседнее налоговое законодательство позволяет гражданам получать послабление в виде налоговых вычетов.

Вычеты могут быть получены по следующим направлениям:

  • при совокупном доходе менее сорока трех тысяч белорусских рублей ежегодно;
  • получение материальной помощи от работодателя;
  • полученные подарки, денежные призы;
  • приобретение жилой недвижимости в лизинг;
  • предоставление денежной помощи инвалидам и детям без родителей.

Кроме этого по белорусскому законодательству полагаются стандартные налоговые вычеты для семей, где присутствуют люди с ограниченными физическими возможностями, граждан, получивших звание «Герой Советского Союза», участников Великой Отечественной Войны, иным льготным категориям.

Это налоговая политика ближайшего к нам соседа. Попробуем заглянуть немного дальше — в европейское государство со стабильной экономикой.

Исчисляется подоходный налог с граждан, являющихся резидентами, а также тех, кто прожил в Германии не менее полугода на постоянной основе и получал при этом доход от какой-либо деятельности.

Базой сбора налога по доходам является следующее:

  • любой доход, полученный по месту трудоустройства (заработная плата, премиальные выплаты);
  • пенсионное обеспечение;
  • доход, полученный от вложенных инвестиций;
  • доход, полученный от частной предпринимательской деятельности.

Данный вид сбора является обязательным к уплате на всей территории страны.

Что касается иностранных граждан, на легальной основе проживающих на территории Германии и занимающихся трудовой деятельностью, от которой получают доход — учитывают они лишь те средства при исчислении совокупного дохода, что были получены на внутреннем финансовом рынке страны.

В данной стране, как и во многих европейских государствах, применяется прогрессивная шкала ставок по налогу на доход.

Выглядит она следующим образом:

  • ежегодный доход, не превышающий восьми тысяч евро, налогом не облагается;
  • четырнадцатью процентами обложен доход от восьми тысяч до пятидесяти двух тысяч евро в год;
  • ежегодный доход в размере от полусотни тысяч евро до двухсот пятидесяти тысяч евро облагается налогом по ставке в сорок два процента;
  • наконец, самая высокая ставка в сорок пять процентов полагается на доход, превышающий двести пятьдесят тысяч евро за год.

Методика исчисления подоходного налога разнится – он может рассчитываться, отталкиваясь от единоличного дохода гражданина, либо от совокупной прибыли, полученной семьей. При этом если полный доход семьи не превышает шестнадцати тысяч евро в год – налог с них не взимается.

Естественно, как и в любой цивилизованной стране, в Германии применяются разнообразные льготы и послабления для граждан страны. Люди с ограниченными физическими возможностями и граждане преклонного возраста, работающие по найму могут рассчитывать на льготы. Как и в нашей стране, в Германии можно получить налоговый вычет по средствам, потраченным на получение образования.

Недавним обновлением законодательства Германии стало возможным получение налогового вычета за средства, потраченные на страховку. В данном случае имеется в виду медицинское лечение или уход за больными.

Также граждане, у которых на попечении находятся несовершеннолетние дети, получают стандартный вычет на каждого ребенка в три с половиной тысячи евро.

Так обстоят дела на нашем материке. А что же происходит с налогообложением за океаном?

Соединенные Штаты Америки и подоходный налог

Демократическое государство, располагающееся за океаном, доверяет гражданам самостоятельно рассчитывать и уплачивать налог на доходы. Существует орган, отвечающий за проверку поданных деклараций и проведенных налоговых оплат – служба внутренних доходов. Данная организация проверяет не все декларации, поданные гражданами, но выборочную часть, составляющую не более двух процентов от общего потока. Вот только если в проверяемых документах найдется несоответствие, ошибка или некая оказия – штрафные санкции нарушителя могут дойти вплоть до реального тюремного срока.

Разнообразие подоходного налога в Соединенных Штатах потрясает.

Существуют такие сборы:

  1. Налог, собираемый с продаж. Прибыль, полученная от реализации чего-либо, контролируется государственными структурами. Ставки по данному налогу разнятся от трех до семи процентов. Послабление может быть получено при реализации медицинских препаратов (не всех). Также жители некоторых штатов, таких как Аляска или Орегон, вовсе освобождаются от данного вида сборов.
  2. Налог, взимаемый городом, штатом. В местный бюджет поступает сбор с граждан. Он обязателен только для лиц, зарегистрированных в этом штате на постоянной основе. Шкала ставок в данном случае прогрессивная, варьируется от трех до тринадцати процентов. Некоторые штаты освобождают своих жителей от данного сбора.
  3. Налог, взимаемый в федеральный бюджет. В зависимости от значения получаемого дохода по месту трудоустройства, а также от социального статуса гражданина, с него исчисляется в бюджет страны некая фиксированная сумма, определяемая прогрессивной шкалой.

Было бы странно, если бы при столь разнообразном налогообложении полностью отсутствовали льготы.

Послабления предоставляются в следующих случаях:

  • гражданам, не находящимся в семейных отношениях, дается вычет с дохода почти в четыре тысячи долларов, который не облагается налогами;
  • при наличии людей, находящихся на иждивении у налогоплательщика, ему предоставляются налоговые вычеты в размере от шести тысяч долларов и далее, по нарастающей;
  • некоторые вычеты подразумеваются при наличии у граждан постоянных расходов (договор , лечение и тому подобное).

Как видно из всего вышеперечисленного – большинство стран использует подоходный налог для пополнения собственного бюджета. Различиями выступают ставки, льготы, методика исчисления и выплаты, даже – проверка.

Одно объединяет все развитые государства – налог с дохода гражданина обязателен к уплате во многих странах.

Ставка подоходного налога в странах Европы

Для стран с прогрессивной шкалой налогообложения использовалась максимальная ставка налога. Прогрессивная шкала налогообложения, предусматривающая рост выплат при увеличении доходов, с точки зрения социальной справедливости имеет право на жизнь, так как препятствует расслоению общества. С другой стороны, высокий уровень налоговых ставок для высокооплачиваемых сотрудников приводит или к их миграции в страны с более низкими налогами, или к уклонению от уплаты налогов - «серым» и «черным» зарплатным схемам.

Максимальная ставка подоходного налога зафиксирована в социально ориентированной Швеции - 56.4%, которая заняла первое место в рейтинге. Во многом эта ставка в последние годы приводит к оттоку из страны некоторых востребованных на рынке профессий с высокой зарплатой. Вторую строчку рейтинга занимает Бельгия, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 53.7%, на третьем Нидерланды (52.0%), далее следуют Дания и Австрия со ставками налогов 51.5% и 50.0% (столько же в Великобритании). Россия с ее плоской шкалой налогообложения и ставкой в 13% расположилась на скромном 34 месте из 37 позиций рейтинга (4 место с конца рейтинга). Ниже нашей страны подоходный налог только в Беларуси (12.0%), Болгарии и Казахстане (по 10.0%).

Суммарная налоговая нагрузка на зарплату граждан, которую можно определить как сумму платежей по подоходному налогу и выплатам страховых взносов в различных странах сильно варьируется. В России страховые взносы с 2011 года составляют 34% от начисленной заработной платы (до 2010 года это был ЕСН). При выплачиваемых на руки работнику 50 тыс. руб. официальной зарплаты, суммарные налоги работника составят 7.47 тыс. (налог на доходы физических лиц), плюс 19.5 тыс. руб. страховых взносов, которые выплачивает работодатель. Итого, при чистой зарплате 50 тыс. руб., суммарные затраты на оплату труда одного работника составят 77 тыс. руб. Налоговая нагрузка при этом на зарплату составляет 27 тыс. руб. (социальные страховые платежи и НДФЛ) или 35.1% от суммарных затрат на оплату труда. Именно эти 35.1% являются тем уровнем налога (максимальным, без учета возможных налоговых вычетов и пр.), который необходимо выплатить с заработной платы в России. В годовом исчислении для высокооплачиваемых категорий граждан этот уровень несколько ниже, поскольку, c сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 463 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Конечно, по сути НДФЛ и страховые взносы это два разных налога - первый уплачивается работниками, а предприятие выступает в роли налогового агента, второй - предприятием. Но фактически, для того, что бы выплачивать зарплату работникам, налоговые выплаты по НДФЛ предприятию приходится закладывать в затраты.

Эксперты «РИА-Аналитика» РИА Новости проранжировали страны Европы по показателю суммарной налоговой нагрузки на доходы граждан, опираясь на опубликованные в июне 2011 года данные Евростата по уровню налоговой нагрузки на трудовые доходы граждан ЕС (отношение выплаченных подоходных налогов и социальных платежей к облагаемой налогами базе по итогам 2009 года). По сути, эти цифры и есть фактический «налог» на зарплаты граждан с учетом различных видов налогообложения и отчислений в разных странах. Он же позволяет учесть и фактор прогрессивной шкалы, а именно то, что не все платят по максимальной ставке, поэтому итоговый «налог на зарплату» в некоторых странах значительно ниже подоходного.

По данному показателю первое место в Европе занимает Италия с долей налогов и социальных платежей в фонде оплаты труда в 42.6%. На втором месте Бельгия с налоговой нагрузкой в 41.5%. В пятерке также Франция (41.5%), Венгрия (41.1%) и Финляндия (40.4%). В среднем по Европе данный показатель составляет 32.3%, выше него налоговая нагрузка в 16 странах рейтинга. Россия по нагрузке в виде налогов и обязательных отчислений на зарплату находится в середине списка рядом с Нидерландами и Данией.

Наименьший уровень нагрузки из стран, по которым рассчитывался показатель, у Мальты (20.2%), Португалии (23.1%), Румынии (24.3%), Великобритании (23.1%) и Болгария (25.5%). Работодателям этих стран в плане налогов и отчислений в различные фонды работать легче всего.