Регрессивный налог. Регрессивная система налогообложения

Регрессивный налог. Регрессивная система налогообложения

– система подоходного налогообложения, при которой ставка снижается с ростом дохода. Встречается такая система нечасто, однако, например, при исчислении социального налога используется именно она. Кроме того, регрессивное налогообложение применяется для расчета таможенных пошлин, многих косвенных налогов.

Регрессивное налогообложение на примере

Понять, что представляет собой описываемая система, поможет пример:

Гражданин К. получает заработную плату в 50000 рублей, к которой применяется ставка налогообложения 20%. Следовательно, гражданин К. вынужден ежемесячно отдавать 10000 рублей государству. Однако, когда гражданину К. повысили заработную плату до 100000 рублей, ставка налога снизилась до 13%. В абсолютном выражении его налоговая выплата стала составлять 13000 рублей. В этом случае довольны все стороны: государство получает больше денег (13 тыс. против 10 тыс.), а гражданин К. экономит на процентной ставке и стремится зарабатывать еще больше.

При регрессивном налогообложении бедные люди платят бо льшие суммы. Считается, что такая система способна выполнять функции мотивации граждан к повышению благосостояния и поощрения наиболее трудолюбивых работников. Распространено и обратное мнение: регрессивное налогообложение вредно, потому как подвергает риску нищеты наименее защищенные слои населения. Чтобы снизить это негативное воздействие, применяется пропорциональная схема исчисления регрессивного налога, суть которой заключается в следующем: ставка устанавливается в соответствии с конкретной величиной прибыли. В таком случае соблюдается принцип маржинализма – постулат, предложенный австрийским экономистом К. Менгером, который утверждал, что n-ная сумма денег для бедного дороже, чем для богатого.

Регрессивная система налогообложения призвана повысить охват налогоплательщиков за счет дополнительной мотивации их выхода из теневого бизнеса. Увеличение доходов в бюджет происходит не за счет усиления фискального давления, а благодаря либеральному подходу к работе с бизнесом путем расширения числа плательщиков. Суть системы заключается в постепенном снижении налоговых ставок по мере увеличения доходной базы.

Системы налогообложения

Существуют такие системы налогообложения:

  1. Регрессивная.

При пропорциональной методике удержания налогов со всех налогоплательщиков удерживается одинаковый процент налога. Такой подход применяется в отношении подоходного налога в России – 13% действует для всех категорий работников с любым уровнем дохода.

Прогрессивная модель налогообложения предполагает увеличение процента удержаний с привязкой к росту доходов. Такой метод применяется во многих европейских странах, Израиле, Аргентине, Бразилии и Китае. Эффективность в отношении наполняемости бюджета высокая, но при завышении ставок начинается отток капитала.

Регрессивная налоговая ставка – процент удержаний уменьшается по мере роста налогооблагаемой базы. Основные цели этой методики – легализация теневого сектора предпринимательства и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет увеличения численности активных налогоплательщиков.

Регрессивная налоговая система: примеры

В российском законодательстве нет действующих регрессивных ставок по налоговым отчислениям. Но такая модель применяется по отношению к страховым взносам, уплачиваемым работодателями за своих наемных работников (ст. 426 НК РФ). Например, на пенсионное страхование начисляется 22% от суммы заработка. Но при достижении законодательно зафиксированного предела ставка понижается до 10%. Пониженный процент применятся для части суммы, которая по накопительной превышает лимит.

С 1 января 2017 года предельный размер дохода для страховых взносов на пенсионное обеспечение равен 876 000 рублей (Постановление Правительства № 1255 от 29.11.2016).

Пример расчета.

Работнику за год был начислен заработок в размере 925 000 рублей. С этой суммы работодатель перечислит страховых взносов на пенсионное обеспечение в размере 197 620 рублей:

  • 876 000 х 22% = 192 720 рублей;
  • (925 000 – 876 000) х 10% = 4900 рублей;
  • 192 720 + 4900 = 197 620 рублей.

Регрессивная система налогообложения: плюсы и минусы

В числе преимуществ регрессивных ставок значительный мотивационный элемент. Стремление к применению к собственным доходам пониженных ставок заставляет работать более эффективно и стимулирует искать пути увеличения своих доходов. В условиях стабильного экономического роста такая модель может оказаться успешной и поможет увеличить поступления в бюджет.

В условиях кризиса регрессивная налоговая система не может оказать существенного влияния на размер налоговых вливаний в бюджеты разных уровней. Особенностью этого механизма является достижение эффекта медленными темпами. В долгосрочной перспективе при наличии активного звена бедных трудоспособных граждан такой подход к налогообложению может спровоцировать вспышки недовольства у населения.

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного мед. страхования

до 280 000 руб.

20%, из них:

страх. взносы – 14%

от 280 001 до 600 000 руб.

свыше 600 000 руб.

104 800 + 2,0 %

Для выступающих в качестве работодателей страхователей (за исключением производителей сельскохозяйственной продукции) применяются следующие тарифы страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ (ПФР) (Таблица 2 ) :

Таблица 2

Ставки единого социального налога в Пенсионный фонд России

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

до 280 000 руб.

от 280 001 до 600 000 руб.

свыше 600 000 руб.

Плательщики - работодатели:

Введение регрессивной шкалы вызвало необходимость установить для ЕСН иной порядок определения налоговой базы, нежели тот, что был предусмотрен для взносов.

Налоговая база по ЕСН должна определяться отдельно по каждому работнику. Налоговым периодом по ЕСН является календарный год, отчетным периодом по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года , но налогоплательщики-работодатели обязаны ежемесячно исчислять и уплачивать авансовые взносы. В связи с этим налоговая база по каждому работнику определяется с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При этом не должны учитываться доходы, полученные работником от других работодателей. Соответственно, если совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает по иную ставку ЕСН, то права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм не возникает .

Началом налогового периода для одних работников является 1-ое января, а для тех, кто только в текущем году был принят на работу, - налоговая база начинает рассчитываться с момента принятия на работу.

Сумму ЕСН работодатель должен исчислять не только отдельно по каждому работнику, но и отдельно по каждому фонду. Скорее всего работодателям придется перечислять ЕСН четырьмя платежными поручениями в каждый фонд. А днем получения дохода считается день начисления в пользу работников, а для самозанятых граждан - день получения дохода .

Плательщики - предприниматели:

В соответствии с этой нормой плательщики-предприниматели (за исключением адвокатов) уплачивают по ЕСН авансовые платежи. Сумма авансовых платежей на текущий налоговый период рассчитывается им налоговым органом. Расчет этот производится исходя из суммы предполагаемого дохода (за вычетом связанных с ним расходов), который указывается в налоговой декларации или из суммы налоговой базы за предыдущий налоговый период. В случае значительного увеличения или уменьшения доходов в течении года предусматривает механизм перерасчета предполагаемого дохода и соответственно авансовых платежей . Окончательный расчет производится налогоплательщиком самостоятельно с последующим возвратом, зачетом или доплатой ЕСН по фактически полученному за прошедший год доходу.

Можно сделать вывод о том, что Единый социальный налог является одним из важнейших источников формирования доходной базы бюджетов государственных внебюджетных фондов. Снижение эффективной ставки единого социального налога актуализирует проблему финансовой устойчивости этих фондов и поиска дополнительных источников финансирования их расходов.Существенные недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

Глава II. Ставки и расчет налога


Ставки налога. Шкала регрессии


Однако Минфин России неоднократно высказывал другую точку зрения (письма Минфина РФ от 26 мая 2006 г. N 03-05-02-04/71 , от 15 ноября 2005 г. N 03-05-02-04/201). Глава 24 Налогового кодекса, посвященная ЕСН, не содержит специальных норм, регулирующих порядок расчета суммы налога при реорганизации компании. Поэтому в данном случае должны применяться общие правила исчисления налогов при реорганизации, установленные статьей 50 Налогового кодекса. Из положений пункта 5 данной статьи следует, что присоединившая фирма обязана уплатить те налоги, которые были начислены, но не уплачены присоединенными компаниями. А правопреемства в части формирования налоговой базы и применения пониженных налоговых ставок эта статья не предусматривает. Поэтому фирма-правопреемник, определяя налоговую базу по ЕСН, не включает в нее выплаты, начисленные присоединенной фирмой до ее реорганизации.

Аналогично Минфином РФ решается вопрос в случае присоединения в форме выделения (письмо УФНС по г. Москве от 22 января 2007 г. N 21-11/004569@). Согласно пункту 8 статьи 50 Налогового кодекса, при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства в части исполнения его обязанностей по уплате налогов по отношению к реорганизованному юридическому лицу не возникает. А порядок правопреемства в этой ситуации в части применения ставок (льгот и т.п.) по тому или иному налогу законодательством не предусмотрен.

Следовательно, компания, которая образовалась в результате реорганизации, формирует налоговую базу по ЕСН для расчета права на применение регрессивной шкалы налогообложения без учета налоговой базы, начисленной другим налогоплательщиком в период до реорганизации.

Ниже приведены таблицы ставок для различных категорий налогоплательщиков.


Таблица 1


Ставки ЕСН для обычных организаций и предпринимателей, которые выплачивают доходы своим работникам
Налоговая база
на каждое физи-
ческое лицо на-
растающим ито-
гом с начала
года
Федеральный
бюджет
Фонд социального
страхования РФ

страхования
Итого
Федеральный
фонд обязатель-
ного медицинско-
го страхования
Территориальные
фонды обязатель-
ного медицинско-
го страхования
1 2 3 4 5 6
До 280 000 руб. 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
От 280001 руб.
до 600 000 руб.
56 000 руб. +
7,9% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
8120 руб. + 1% с
суммы, превышаю-
щей 280 000 руб.
3080 руб. + 0,6%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
5600 руб. + 0,5%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
72 800 руб. +
10% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
Свыше 600 000
руб.
81 280 руб. +
+ 2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.
11 320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104 800 руб. +
2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.

Таблица 2


Ставки ЕСН для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных
промыслов, а также родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера
Налоговая база
на каждое физи-
ческое лицо на-
растающим ито-
гом с начала
года
Федеральный
бюджет
Фонд социального
страхования РФ
Фонды обязательного медицинского
страхования
Итого
Федеральный фонд
обязательного
медицинского
страхования
Территориальные
фонды обязатель-
ного медицинско-
го страхования
1 2 3 4 5 6
До 280 000 руб. 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20%
От 280 001 руб.
до 600 000 руб.
44 240 руб. +
7,9% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
5320 руб. + 0,9%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
3080 руб. + 0,6%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
3360 руб. + 0,6%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
56 000 руб. +
10% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
Свыше 600 000
руб.
69 520 руб. +
2% с суммы, пре-
вышающей 600 000
руб.
8200 руб. 5000 руб. 5280 руб. 88 000 руб. +
2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.

К сельскохозяйственным производителям относятся юридические лица, основными видами деятельности которых являются сельское хозяйство и рыболовство.

При этом они должны заниматься либо производством и реализацией, либо производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции.

Причем доля от реализации сельхозпродукции должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме выручки за предыдущий год.

А вот организации, которые только перерабатывают сельхозпродукцию и продают результаты переработки (мясокомбинаты, молокозаводы и т.д.), к сельскохозяйственным производителям не относятся.


Таблица 3


ЕСН для организаций и предпринимателей, являющихся резидентами технико-внедренческих особых эконо-
мических зон (ОЭЗ)
Налоговая база на каждое физи-
ческое лицо нарастающим итогом
с начала года
Федеральный бюджет Итого
1 2 3
До 280 000 руб. 14% 14%
От 280 001 руб. до 600 000 руб.
вышающей 280 000 руб.
39 200 руб. + 5,6% с суммы, пре-
вышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб.
шающей 600 000 руб.
57 120 руб. + 2% с суммы, превы-
шающей 600 000 руб.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются в России в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ.

Технико-внедренческие ОЭЗ созданы на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Томска (постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 779 , , и ).

Для организаций и предпринимателей, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, установлен льготный режим по ЕСН. Работодатели, производящие выплаты работающим на территории такой зоны сотрудникам, освобождаются от уплаты ЕСН в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. Они обязаны уплачивать ЕСН только в федеральный бюджет по регрессивной шкале.


Таблица 4


Ставки ЕСН с доходов предпринимателя
Налоговая база на-
растающим итогом
Федеральный бюджет
хования
Итого
Федеральный фонд
обязательного ме-
дицинского страхо-
вания
Территориальные фон-
ды обязательного ме-
дицинского страхова-
ния
1 2 3 4 5
До 280 000 руб. 7,3% 0,8% 1,9% 10%
От 280 001 руб. до
600 000 руб.
20440 руб. + 2,7% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
2240 руб. + 0,5% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
5320 руб. + 0,4% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
28 000 руб. + 3,6%
с суммы, превышаю-
щей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 29 080 руб. + 2% с
суммы, превышающей
600 000 руб.
3840 руб. 6600 руб. 39 520 руб. + 2% с
суммы, превышающей
600 000 руб.

Ставки, по которым платят единый социальный налог предприниматели со своего дохода (таблица 4), отличаются от ставок, по которым облагается доход наемных работников (таблица 1).

Кроме того, предприниматели не перечисляют ЕСН в Фонд социального страхования.


Таблица 5


Ставки ЕСН для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой
Налоговая база на-
растающим итогом
Федеральный бюджет Фонды обязательного медицинского стра-
хования
Итого
Федеральный фонд
обязательного ме-
дицинского страхо-
вания
Территориальные фон-
ды обязательного ме-
дицинского страхова-
ния
1 2 3 4 5
До 280 000 руб. 5,3% 0,8% 1,9% 8%
От 280 001 руб. до
600 000 руб.
14 840 руб. + 2,7%
с суммы, превышаю-
щей 280 000 руб.
2240 руб. + 0,5% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
5320 руб. + 0,4% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
22 400 руб. + 3,6%
с суммы, превышаю-
щей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 23 480 руб. + 2% с
суммы, превышающей
600 000 руб.
3840 руб. 6600 руб. 33 920 руб. + 2% с
суммы, превышающей
600 000 руб.

Ставки для адвокатов еще ниже, чем для предпринимателей. Шкала регрессии для адвокатов совпадает с регрессией для остальных категорий налогоплательщиков ЕСН.


Таблица 6


Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
Налоговая база
на каждое физи-
ческое лицо на-
растающим итогом
с начала года
Федеральный
бюджет
Фонд социально-
го страхования
РФ
Фонды обязательного медицинского
страхования
Итого
Федеральный фонд
обязательного
медицинского
страхования
Территориальные
фонды обязатель-
ного медицинско-
го страхования
1 2 3 4 5 6
До 75 000 руб. 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
От 75 001 руб.
до 600 000 руб.
15 000 руб. +
7,9% с суммы,
превышающей
75 000 руб.
2175 руб. + 1%
с суммы, превы-
шающей 75 000
руб.
825 руб. + 0,6%
с суммы, превы-
шающей 75 000
руб.
1500 руб. + 0,5%
с суммы, превы-
шающей 75 000
руб.
19 500 руб. +
10% с суммы,
превышающей
75 000 руб.
Свыше 600 000
руб.
56 475 руб. + 2%
с суммы, превы-
шающей 600 000
руб.
7425 руб. 3975 руб. 4125 руб. 72 000 руб. +
2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (IT-компаний), установлены пониженные ставки ЕСН и специальная регрессивная шкала. Если большинство фирм может применять пониженную ставку ЕСН в 10 процентов с доходов, превышающих 280 000 рублей, то IT-компаниям законодатели разрешили применять пониженную ставку, начиная с доходов в 75 000 рублей.

IT-компании - это фирмы, которые занимаются разработкой, продажей, сопровождением программ для ЭВМ и баз данных.

Для того чтобы применять указанную шкалу, IT-компания должна соблюдать следующие условия:

Иметь государственную аккредитацию;

Получать от реализации компьютерных программ и сопутствующих услуг более 90 процентов доходов, причем не менее 70 процентов - от иностранных покупателей;

Иметь среднесписочную численность работников не менее 50 человек.

Эти показатели рассчитывают по итогам 9 месяцев года, предшествующего переходу на пониженные ставки. При выполнении всех условий для такой компании порог регрессивной шкалы снижен почти в четыре раза по сравнению с обычными фирмами. Воспользоваться специальной регрессивной шкалой могут только крупные специализированные фирмы, ориентированные на зарубежных заказчиков.


Налоговые вычеты


Вычет по ЕСН к уплате в федеральный бюджет


Понятие "налоговый вычет" определено в пункте 2 статьи 243 Налогового кодекса как сумма, на которую уменьшают ЕСН, начисленный к уплате в федеральный бюджет:

"...сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет)".

Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), начисленную к уплате в федеральный бюджет за тот же период.

На практике это означает следующее. Допустим, фирма уплатила страховые взносы на пенсионное страхование в сумме, меньшей, чем начислила и заявила в декларации (расчете авансовых платежей) по ЕСН. В такой ситуации налоговая инспекция доначислит налогоплательщику ЕСН на сумму положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами.

Доначисление ЕСН в федеральный бюджет на сумму разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами по итогам отчетных периодов производится по 15-е число месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам налогового периода - не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации.

В этом случае пени по ЕСН начисляются с 16-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.


Уменьшение ЕСН к уплате в ФСС РФ


Сумма ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, уменьшается на сумму расходов, которые компания самостоятельно произвела на цели социального страхования. К таким расходам относятся:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Социальное пособие на погребение;

Пособие при усыновлении ребенка;

Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет;

Оплата путевок на оздоровление детей.

Уменьшить сумму ЕСН на расходы за счет средств ФСС РФ можно на дату начисления пособий в каждом календарном месяце. Сумму превышения произведенных расходов фирма засчитывает в счет предстоящих платежей по ЕСН в части уплаты в ФСС РФ.

Возмещение расходов на обязательное социальное страхование производится на основании следующих документов:

Письменного заявления страхователя;

Расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ) за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;

Копий платежных поручений, подтверждающих уплату ЕСН за соответствующий период.


Пример.

В фирме работают 26 человек. За год им была выплачена зарплата в общей сумме 2 080 000 руб. Сумма ЕСН, начисленная на годовой фонд оплаты труда, составила 540 800 руб., в том числе:

в федеральный бюджет - 416 000 руб. (2 080 000 руб. х 20%);

в ФСС - 60 320 руб. (2 080 000 руб. х 2,9%);

в ФФОМС - 22 880 руб. (2 080 000 руб. х 1,1%);

в ТФОМС - 41 600 руб. (2 080 000 руб. х 2,0%).

В течение года фирма выплачивала своим работникам пособия по временной нетрудоспособности. Общая сумма пособий (исключая первые два дня, которые оплачиваются за счет средств работодателя) составила 47 000 руб.

Эти пособия должны оплачиваться за счет средств ФСС. Поэтому фирма может уменьшить сумму ЕСН, подлежащую перечислению в этот фонд, на 47 000 руб. Таким образом, в ФСС нужно перечислить не 60 320 руб., а 13 320 руб. (60 320 - 47 000).

Сумму ЕСН в части уплаты в федеральный фонд нужно уменьшить на сумму начисленных за тот же период страховых взносов в ПФР.


Расчет налога


Общий порядок расчета


Работодатели, которые выплачивают работникам зарплату и иные вознаграждения за труд, рассчитывают и уплачивают ЕСН отдельно:

в федеральный бюджет;

в Фонд социального страхования РФ (ФСС);

в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Сумма налога определяется умножением налоговой базы на соответствующую каждой части налога ставку в процентах.

Затем сумму налога, начисленную в федеральный бюджет, уменьшают на сумму начисленных фирмой за тот же период взносов на обязательное пенсионное страхование.

Сумму налога в части, зачисляемой в ФСС России, уменьшают на сумму самостоятельно произведенных фирмой расходов на цели государственного социального страхования. Ее определяют, исходя из данных, отраженных в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ).

При этом надо также учесть, что налогом, подлежащим уплате в ФСС России, не облагают любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, а также авторским договорам.

Затем из полученной суммы вычитается сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговой льготы.

Оставшуюся сумму нужно перечислить в бюджет.

При расчете нужно учесть, что сумма налога (авансового платежа) в части уплаты в федеральный бюджет уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При годовом доходе менее 280 000 рублей взносы в ПФР рассчитываются исходя из ставки 14%. Эта сумма в месяц равна 2800 руб. (20 000 х 14%). Учтем также, что сумма ежемесячного авансового платежа к уплате определяется с учетом ранее перечисленных сумм.

Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН с заработной платы каждого сотрудника составили:


Период, за
который
начислен
доход
В федеральный бюд-
жет
В Фонд социального
страхования
В федеральный фонд
обязательного медицин-
ского страхования
В территориальный фонд
обязательного медицин-
ского страхования
начислено причита-
ется к
уплате
начислено причитает-
ся к упла-
те
начислено причитается
к уплате
начислено причитает-
ся к упла-
те
январь 20 000
руб. х
20% -
20 000
руб. х
14% =
1200 руб.
1200 руб. 20 000
руб. х
2,9% = 580
руб.
580 руб. 20 000
руб. х
1,1% =
220 руб.
220 руб. 20 000 руб.
х 2% = 400
руб.
400 руб.
январь-
февраль
40 000
руб. х
20% -
40 000
руб. х
14% =
2400 руб.
2400 руб.
- 1200
руб. =
1200 руб.
40 000
руб. х
2,9% =
1160 руб.
1160 руб.
- 580 руб.
= 580 руб.
40 000
руб. х
1,1% =
440 руб.
4400 руб. -
220 руб. =
220 руб.
40 000 руб.
х 2% = 800
руб.
800 руб. -
400 руб. =
400 руб.
январь-
март
60 000
руб. х
20% -
60 000
руб. х
14% =
3600 руб.
3600 руб.
- 2400
руб. =
1200 руб.
60 000
руб. х
2,9% =
1740 руб.
1740 руб.
- 1160
руб. = 580
руб.
60 000
руб. х
1,1% =
660 руб.
660 руб. -
440 руб. =
220 руб.
60 000 руб.
х 2% = 1200
руб.
1200 руб.
- 8 000
руб. = 400
руб.
... ... ... ... ... ... ... ... ...
Итого 14 400
руб.
6960 руб. 2640 руб. 4800 руб.

Общая сумма налога равна 288 000 руб. (14 400 + 6960 + 2640 + 4800) х 10 чел.

В данном примере доходы сотрудников не различались по видам и суммам выплат, поэтому легко можно проверить итоговую сумму налога за год, исходя из общей суммы налоговой базы.

Налоговая база по ЕСН для каждого сотрудника равна сумме начисленных за год выплат - 240 000 руб. (20 000 руб. х 12).

Сумма начисленных пенсионных взносов (налоговый вычет) равна 336 000 руб. (240 000 х 14% х 10 чел.) По итогам года общая сумма ЕСН составит:

В федеральный бюджет - 480 000 руб. (240 000 х 20% х 10 чел.);

В ФСС - 69 600 руб. (240 000 х 2,9% х 10 чел.);

В ФФОМС - 26 400 руб. (240 000 х 1,1% х 10 чел.);

В ТФОМС - 48 000 руб. (240 000 х 2% х 10 чел.) Уменьшив сумму федеральной части налога на налоговый вычет, получим сумму для перечисления в федеральный бюджет. Она будет равна 144 000 руб. (480 000 - 336 000).

Фирма заплатит налог в сумме:

144 000 + 69 600 + 26 400 + 48 000 = 288 000 руб.

Если доход отдельного сотрудника в течение года превысит 280 000 рублей, то при расчете ЕСН с его заработной платы фирма обязана применять регрессивную шкалу.


Пример.

В ООО "Пассив" генеральному директору В.М. Васильеву установлен оклад 60 000 руб. в месяц. Поскольку доход Васильева в календарном году превысил 280 000 руб., то к расчету ЕСН с его заработной платы применим регрессивные ставки (таблица 1). Для упрощения примера уменьшение суммы налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на сумму страховых взносов (налоговый вычет) рассматривать не будем. В настоящее время существует три ступени шкалы регрессии:

До 280 000 руб.;

От 280 001 руб. до 600 000 руб.;

Свыше 600 000 руб.

В мае месяце сумма заработной платы Васильева превысила 280 000 руб. (60 000 руб. х 5 мес. = 300 000 руб.). Налоговая база попадает во второй интервал регрессивной шкалы - от 280 001 до 600 000 руб. Поэтому с этого месяца она облагается налогом по пониженной ставке - 10% с суммы выплат, превышающей 280 000 руб.

В ноябре месяце сумма заработной платы станет больше 600 000 руб. (60 000 х 11 = 660 000 руб.) и для расчета ЕСН бухгалтер "Пассива" должен использовать ставку 2% к той части заработной платы, которая превышает 600 000 руб.

Ежемесячные суммы авансовых платежей по заработной плате В.М. Васильева составят:


Период, за кото-
рый начислен до-
доход
Сумма авансовых платежей по ЕСН в федеральный
бюджет, рассчитанная нарастающим итогом с начала
года с выплат В.М. Васильеву

читающаяся к уплате по итогам
месяцев
расчет сумма руб. расчет сумма руб.
январь 60 000 руб. х 20% 12 000 - 12 000
январь-февраль 60 000 руб. х 2 мес. х 20% 24 000 24 000 - 12 000 12 000
январь-март 60 000 руб. х 3 мес. х 20% 36 000 36 000 - 24 000 12 000
январь-апрель 60 000 руб. х 4 мес. х 20% 48 000 48 000 - 36 000 12 000
январь-май 56 000 руб. + (60 000 руб. х 5 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
57 580 57 580 - 48 000 9580
январь-июнь 56 000 руб. + (60 000 руб. х 6 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
62 320 62 320 - 57 580 4740
январь-июль 56 000 руб. + (60 000 руб. х 7 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
67 060 67 060 - 62 320 4740
январь-август 56 000 руб. + (60 000 руб. х 8 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
71 800 71 800 - 67 060 4740
январь-сентябрь 56 000 руб. + (60 000 руб. х 9 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
76 540 76 540 - 71 800 4740
январь-октябрь 56 000 руб. + (60 000 руб. х 10
мес. - 280 000 руб.) х 7,9%
81 280 81 280 - 76 540 4740
январь-ноябрь 81 280 руб. + (60 000 руб. х 11
мес. - 600 000 руб.) х 2%
82 480 82 480 - 81 280 1200
январь-декабрь 81 280 руб. + (60 000 руб. х 12
мес. - 600 000 руб.) х 2%
83 680 83 680 - 82 480 1200
Итого в федеральный бюджет за год 83 680

Период, за кото-
рый начислен до-
доход
Сумма авансовых платежей по ЕСН в Фонд
социального страхования, рассчитанная нарастающим
итогом с начала года с выплат В.М. Васильеву
Сумма авансовых платежей, при-
читающаяся к уплате по итогам
месяцев
расчет сумма руб. расчет сумма руб.
январь 60 000 руб. х 2,9% 1740 - 1740
январь-февраль 60 000 руб. х 2 мес. х 2,9% 3480 3480 - 1740 1740
январь-март 60 000 руб. х 3 мес. х 2,9% 5220 5220 - 3480 1740
январь-апрель 60 000 руб. х 4 мес. х 2,9% 6960 6960 - 5220 1740
январь-май 8120 руб. + (60 000 руб. х 5 мес. х
280 000 руб.) х 1%
8320 8320 - 6960 1360
январь-июнь 8120 руб. + (60 000 руб. х 6 мес. х
280 000 руб.) х 1%
8920 8920 - 8320 600
январь-июль 8120 руб. + (60 000 руб. х 7 мес. х
280 000 руб.) х 1%
9520 9520 - 8920 600
январь-август 8120 руб. + (60 000 руб. х 8 мес. х
280 000 руб.) х 1%
10 120 10 120 - 9520 600
январь-сентябрь 8120 руб. + (60 000 руб. х 9 мес. -
280 000 руб.) х 1%
10 720 10 720 - 10 120 600
январь-октябрь 8120 руб. + (60 000 руб. х 10 мес.
- 280 000 руб.) х 1%
11 320 11 320 - 10 720 600
январь-ноябрь 11 320 руб. 11 320 - -
январь-декабрь 11 320 руб. 11 320 - -
Итого в ФСС РФ за год: 11 320

Период, за кото-
рый начислен до-
доход
Сумма авансовых платежей по ЕСН в ФФОМС,

выплат В.М. Васильеву
Сумма авансовых платежей, при-
читающаяся к уплате по итогам
месяцев
расчет сумма руб. расчет сумма руб.
январь 60 000 руб. х 1,1% 660 - 660
январь-февраль 60 000 руб. х 2 мес. х 1,1% 1320 1320 - 660 660
январь-март 60 000 руб. х 3 мес. х 1,1% 1980 1980 - 1320 660
январь-апрель 60 000 руб. х 4 мес. х 1,1% 2640 2640 - 1980 660
январь-май 3080 руб. + (60 000 руб. х 5 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
3200 3200 - 2640 560
январь-июнь 3080 руб. + (60 000 руб. х 6 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
3560 3560 - 3200 360
январь-июль 3080 руб. + (60 000 руб. х 7 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
3920 3920 - 3560 360
январь-август 3080 руб. + (60 000 руб. х 8 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
4280 4280 - 3920 360
январь-сентябрь 3080 руб. + (60 000 руб. х 9 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
4640 4640 - 4280 360
январь-октябрь 3080 руб. + (60 000 руб. х 10 мес.
х 280 000 руб.) х 0,6%
5000 5000 - 4640 360
январь-ноябрь 5000 руб. 5000 - -
январь-декабрь 5000 руб. 5000 - -
Итого в ФФОМС за год: 4800

Период, за кото-
рый начислен до-
доход
Сумма авансовых платежей по ЕСН в ТФОМС,
рассчитанная нарастающим итогом с начала года с
выплат В.М. Васильеву
Сумма авансовых платежей, при-
читающаяся к уплате по итогам
месяцев
расчет сумма руб. расчет сумма руб.
январь 60 000 руб. х 2% 1200 - 1200
январь-февраль 60 000 руб. х 2 мес. х 2% 2400 2400 - 1200 1200
январь-март 60 000 руб. х 3 мес. х 2% 3600 3600 - 2400 1200
январь-апрель 60 000 руб. х 4 мес. х 2% 4800 4800 - 3600 1200
январь-май 5600 руб. + (60 000 руб. х 5 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
5700 5700 - 4800 900
январь-июнь 5600 руб. + (60 000 руб. х 6 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
6000 6000 - 5700 300
январь-июль 5600 руб. + (60 000 руб. х 7 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
6300 6300 - 6000 300
январь-август 5600 руб. + (60 000 руб. х 8 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
6600 6600 - 6400 300
январь-сентябрь 5600 руб. + (60 000 руб. х 9 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
6900 6900 - 6600 300
январь-октябрь 5600 руб. + (60 000 руб. х 10 мес.
х 280 000 руб.) х 0,5%
7200 7200 - 6900 300
январь-ноябрь 7200 руб. 7200 - -
январь-декабрь 7200 руб. 7200 - -
Итого в ТФОМС за год: 7200

Общая сумма налога, которую надо уплатить с доходов Васильева по итогам года, составит: 83 680 + 11 320 + 5000 + 7200 = 107 200 руб., в том числе:

По ставке 26% - 72 800 руб. (280 000 х 26%);

По ставке 10% - 32 000 руб. ({600 000 - 280 000} х 10%);

По ставке 2% - 2400 руб. ({720 000 - 600 000} х 2%).

Порядок расчета налога в случае применения льгот по ЕСН на работника-инвалида имеет свою особенность.

Плательщики ЕСН, которые имеют право на льготы согласно статье 239 Налогового кодекса, вправе уменьшить авансовые платежи в бюджет на сумму страховых взносов в ПФР (налоговый вычет) и на суммы льготы.

Однако здесь надо иметь в виду, что льготы, установленные в пункте 1 статьи 239 Налогового кодекса, не применимы при исчислении взносов в ПФР - закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит такой нормы.

Поэтому суммы страховых взносов в ПФР, начисленные на выплаты в пределах льготы в 100 000 руб., не могут являться налоговыми вычетами по ЕСН.

Для расчета ЕСН с выплат, начисленных в пользу работников-инвалидов, применяется следующий порядок:

Сначала определяется налоговая база по каждому работнику-инвалиду без учета льгот;

Начисляется ЕСН на эту базу по соответствующим ставкам с учетом регрессии;

Из суммы платежа в федеральный бюджет вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов в ПФР (налоговый вычет);

Затем из полученной суммы вычитается сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговой льготы (при этом льготы, предусмотренные статьей 239 Налогового кодекса, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование);

Определяется сумма, подлежащая уплате в бюджет.

Если выплаты по договору отнесены к расходам, не уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ);

Если договор заключен с индивидуальным предпринимателем (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Эти правила применимы и к выплатам по гражданско-правовым договорам.

Поскольку страховые взносы в ПФР начисляют с той же базы, что и ЕСН, со всех выплат по указанным гражданско-правовым договорам пенсионные взносы уплачивают в полном объеме. Соответственно, величину ЕСН, которую зачисляют в федеральный бюджет, уменьшают на сумму этих взносов. Однако здесь могут быть исключения, например, при заключении гражданско-правового договора с иностранцем, временно пребывающем на территории РФ, или постоянно проживающим за границей и оказывающим услуги за пределами РФ. В этом случае иностранное физическое лицо не является застрахованным лицом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты ему не начисляют, и права на применение налогового вычета по ЕСН не имеется.

Начисление ЕСН на выплаты по гражданско-правовым договорам имеет свои особенности. А именно: вознаграждения, выплаченные физическим лицам по гражданско-правовым договорам, не включаются в налогооблагаемую базу в части ЕСН, подлежащей уплате в ФСС РФ.

То есть сумма ЕСН, начисленного на выплаты по таким договорам, будет меньше, чем сумма налога, начисленного на выплаты по трудовым договорам.


Пример.

ЗАО "Актив" начислило вознаграждение А.И. Иванову за выполнение работ по договору подряда. Иванов не является индивидуальным предпринимателем и не состоит в штате ЗАО "Актив". Сумма вознаграждения составила 3700 руб. Затраты на выплату вознаграждения по договору "Актив" включает в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 21 ст. 255 НК РФ). "Актив" уплачивает ЕСН по ставке 26%. С суммы вознаграждения Иванова "Актив" должен уплатить ЕСН:

в федеральный бюджет - 740 руб. (3700 руб. х 20%);

в федеральный ФОМС - 40,7 руб. (3700 руб. х 1,1%);

в территориальный ФОМС - 74 руб. (3700 руб. х 2%).

Общая сумма ЕСН, начисленная с дохода Иванова, составит: 740 + 40,7 + 74 = 854,7 руб.

В ФСС ЕСН не уплачивают. Сумма, которую нужно перечислить в федеральный бюджет, уменьшается на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование (3700 руб. х 14% = 518 руб.) и будет равна: 740 - 518 = 222 руб.

Выплаты вознаграждений по договорам гражданско-правового характера лицам, состоящим в штате компании, также могут являться объектом налогообложения единым социальным налогом. Для этого расходы на выплату этих вознаграждений должны быть экономически обоснованными. Тогда их можно отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса и заплатить с них в общеустановленном порядке ЕСН (письмо Минфина от 26 января 2007 г. N 03-04-06-02/11).

Обратите внимание: принимая человека на временную работу, фирма может сэкономить на налогах, если заключит с ним гражданско-правовой договор. В этом случае она сэкономит не только за счет взносов в ФСС. С вознаграждений по гражданско-правовым договорам также не начисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если такая обязанность работодателя отдельно не оговорена в договоре. Кроме того, в случае заболевания работника организации не нужно оплачивать больничный лист, а также начислять отпускные. В связи с этим проверяющие органы обращают особое внимание на гражданско-правовые договоры. Желание переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые чаще всего появляется у сотрудников ФСС РФ, поскольку именно они при этом недополучают взносы. Чтобы не возникали спорные ситуации с проверяющими органами, гражданско-правовой договор должен быть правильно оформлен, а расходы по нему - экономически обоснованы.


Начисления на отпускные


Основной ежегодный отпуск


Трудовым законодательством установлено, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

В исключительных случаях допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. На время ежегодного оплачиваемого отпуска за работником сохраняется средний заработок. Для расчета средней заработной платы учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются выплаты, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Средняя заработная плата, начисленная работнику за время отпуска, облагается ЕСН. Сумма отпускных за весь отпуск должна быть целиком начислена и выплачена не позднее чем за 3 дня до начала отпуска (ст. 136 ТК РФ). Одновременно со всей суммы отпускных надо начислить единый социальный налог.


Дополнительный отпуск


Кроме очередного ежегодного отпуска некоторые категории граждан имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ).

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

Работники, имеющие особый характер работы;

Работники с ненормированным рабочим днем;

Работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Работники, предоставление дополнительных отпусков которым предусмотрено федеральными законами (например, "чернобыльцы").

На сумму отпускных, выплаченную работнику за время дополнительного отпуска, предусмотренного законодательством РФ, нужно начислять ЕСН. Это следует из пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса.

Исключением из этого правила являются дополнительные отпуска, которые предоставляются гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск "чернобыльцам" фирмы обязаны в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Расходы на их оплату возмещаются из федерального бюджета (ст. 5 Закона РФ N 1244-1). Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Поскольку суммы на оплату дополнительно предоставляемых работникам по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков в соответствии с пунктом 24 статьи 270 Налогового кодекса не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, на них ЕСН не начисляют (п. 3 ст. 236 НК РФ).


Учебный отпуск


На время учебных отпусков работникам сохраняется средняя заработная плата. Сохранение средней заработной платы за работником, находящимся в учебном отпуске, предусмотрено Трудового кодекса и Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Однако оплачиваемый отпуск предоставляется только при выполнении следующих условий:

Образовательное учреждение должно иметь государственную аккредитацию;

Работник должен учиться на заочном или вечернем отделении;

Работник не должен иметь задолженностей по изучаемым дисциплинам.

Кроме того, сотрудник должен получать образование данного уровня впервые.

Сохранение среднего заработка на время учебного отпуска не относится к компенсациям и, следовательно, облагается ЕСН.

Обратите внимание: к компенсационным выплатам относят расходы на повышение профессионального уровня работника (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). В пункте 5 информационного письма ВАС РФ от 14 марта 2006 года N 106 сделан вывод, что выплаты, производимые работодателем на обучение работников, не подлежат обложению ЕСН в случае, если обучение осуществляется по инициативе работодателя в целях более эффективного выполнения работником трудовой функции. ФАС Уральского округа в своем постановлении от 27 февраля 2006 года N Ф09-857/06-С7 сделал аналогичный вывод относительно выплат во время учебного отпуска. По мнению судей, в том случае, если обучение производится по инициативе работодателя и вызвано производственной необходимостью, средний заработок за время учебного отпуска также не облагается ЕСН.

Если фирма оплатит своему сотруднику дополнительный учебный отпуск, не предусмотренный трудовым законодательством (например, сотрудник получает второе высшее образование), то в этом случае начислять ЕСН не нужно. Ведь учесть эту сумму при расчете налога на прибыль фирма не может (п. 24 ст. 270 НК РФ).


Начисления на прочие выплаты


Начисление ЕСН на суммы выплаченных премий напрямую зависит от источника выплат.

Если премия учитывается в составе расходов по налогу на прибыль, то налог на нее начисляют. А если нет - то не начисляют. Это следует из пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса.

Премии можно разделить на два вида: премии за производственные результаты и премии непроизводственного характера.

Однако даже если в договорах перечислены премии к праздникам, юбилейным датам, за участие в конкурсах и т.п., такие выплаты не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, так как не являются выплатами стимулирующего характера (письмо Минфина РФ от 17 октября 2006 г. N 03-05-02-04/157).

Следовательно, эти выплаты не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса не облагаются ЕСН.


Дивиденды


Доходы учредителей от распределения чистой прибыли не облагают ЕСН. Во-первых, из-за того, что выплата дивидендов не является объектом налогообложения единым социальным налогом, поскольку они не признаются вознаграждениями, начисляемыми обществом в пользу физических лиц-акционеров по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Во-вторых, дивиденды - это доля чистой прибыли общества. А выплаты, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, освобождены от уплаты ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ).


Материальная помощь


Фирма может выплатить сотрудникам, а также лицам, которые на фирме не работают, материальную помощь по самым разным основаниям: покупка жилья, обучение сотрудников или их детей, отпуск, чрезвычайные обстоятельства, смерть члена семьи и т.д.

Однако, поскольку выплата материальной помощи в любом случае представляет собой безвозмездную передачу имущества нуждающимся (в денежной или вещественной форме), то и для сотрудников фирмы она никак не связана с исполнением трудовых обязанностей. Следовательно, не может быть квалифицирована как оплата труда или вознаграждение по договору гражданско-правового характера. Поэтому она, в принципе, не должна облагаться ЕСН.

Для организаций-плательщиков налога на прибыль - любые суммы материальной помощи работникам не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, так как данные выплаты не связаны с деятельностью организации, направленной на получение дохода, следовательно, они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 23 ст. 270 НК РФ). Поэтому они не облагаются ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Таким образом, любая материальная помощь не облагается ЕСН, даже если возможность ее выплаты в конкретных ситуациях оговорена в трудовом договоре.


Налоги в пользу государства имеют целью поддержание его функционирования. Они идут на содержание госаппарата, вооруженных сил, здравоохранение, образование. Но так ли монолитен налог как кажется? Нет, существует довольно много его видов. Они объединены в два основных - это регрессивный налог и прогрессивный налог. Что они собой представляют и какая между ними разница - об этом и будет вестись речь в статье.

Что такое налог?

Под налогом понимают обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается органами государственной власти с различных физических лиц и организаций для обеспечения деятельности муниципальных и державных образований. Они могут быть официальными или скрытыми, а взимание регулируется налоговым законодательством. Совокупность налогов, а также форм, методов и принципов их установления, отмены, изменения и контроля вместе формируют фискальную систему государства. Следует отличать их от сборов и пошлин, которые носят не безвозмездный характер, а необходимы, чтобы плательщики совершали определённые действия.

Какие виды налогов существуют?

Как сказано выше, все налоги объединены в две группы. Будут приведены они, а также некоторые подтипы одного из них:

  1. Прогрессивный налог (будут рассмотрены не все, так как в реальности их краткое описание занимает несколько десятков книжных страниц).
  2. Простой поразрядный.
  3. Одноступенчатый.
  4. Относительный поразрядный.
  5. Многоступенчатый.
  6. Линейный.
  7. Комбинированный.
  8. Регрессивный налог. Пример реализации и его признаки будут оговорены далее.
  9. Пропорциональный.

Что называют прогрессивным налогом?

Данное налогообложение предусматривает увеличение ставки по мере роста доходов. В основном используется при работе с физическими лицами.

  1. Простой поразрядный. Шкала совокупного дохода делится на отдельные разряды. Каждому из них соответствует определённый уровень: высший и низший. У каждого разряда есть определённая налоговая сумма, которую необходимо оплатить. Такая схема использовалась в тех государствах нового времени, где только вводился подоходный налог. Недостатком является скачкообразное изменение сумм, которые необходимо заплатить. Может быть такое, что владелец более высокого дохода после уплаты всех налогов остаётся с меньшим количеством денег, нежели получающий меньше.
  2. Одноступенчатый. Имеет всего одну ставку. Также вводится необлагаемый минимум, с которого не собирается доход. Про саму налоговую ставку можно сказать, что она является фиксированной. Но в реальности увеличение эффективности растёт вместе с доходами, которые получают объекты. К тому же он показывает, сколько действительно взимается в качестве налога. Такая схема также часто называется сбором податей со скрытой прогрессией.
  3. Относительный поразрядный. Такой вид прогрессии делит сумму дохода на разряды. Каждый их них определяется определённой ставкой, которая выражена в процентной форме и применяется ко всей базе. Внутри каждого разряда сохраняется пропорциональное обложение, но при переходе к следующему происходят скачки уровня налогов. Здесь также возможна ситуация, когда получатель большего дохода остается с меньшей суммой, чем тот, кто зарабатывает меньше.
  4. Многоступенчатый. В этом случае весь доход делится на несколько ступеней, для каждой используется своя фиксированная налоговая ставка. Она обычно растёт вместе с каждой новой частью. Особенность такой системы в том, что она занимается исключительно теми суммами, которые выше определённого минимума.
  5. Линейный. В данном случае налоговая ставка возрастает постепенно без скачков. Как правило, максимальное значение в процентном выражении может в несколько раз превышать начальный минимум.
  6. Комбинированный. Весь доход делится на несколько частей. И к каждой из них применяется свой особенный тип налогообложения.

Что такое регрессивный налог?

Как назвать случай, когда по мере увеличения дохода у налогоплательщика снижается ставка? Это называется регрессивный налог. Данный тип может применяться не только к юридическим, но и к физическим лицам. В таких случаях обычно доход делится на части, каждая их которых отдельно облагается. Так, он реализован в качества НДС или прямых фиксированных налогов. Но не путайте его со сборами. Помните: сказать, что государственная пошлина - это регрессивный налог, значит показать отсутствие знаний.

Эффективность системы

Под конец можно вынести резюме. Дело в том, что эффективная система налогообложения позволяет говорить о результативности функционирования государства с точки зрения обеспечения своих граждан свободой действий. Проводя определённые параллели с реальностью, можно сделать заключение, что регрессивный налог является довольно проблематичным для обществ, в которых значительное количество людей не получает необходимых для качественной жизни доходов. И он одновременно выгоден для небольшой группы населения, которая сконцентрировала у себя промышленные комплексы. Прогрессивное налогообложение в свою очередь является более выгодным для относительно равномерного распределения бремени содержания государства среди всех жителей. Поэтому к нему относятся прямые подати. В том числе и подоходный налог. Регрессивный тип налогообложения тоже может использоваться, но большинство стран себе такую роскошь позволить не могут.

Заключение

Но, в конце концов, каждое государство идет по своему пути, имея на выбор пропорциональный, регрессивный налог и прогрессивный налог. При этом может сложиться ситуация, когда есть выбор между разными системами сбора податей. Так, индивидуальные предприниматели могут облагаться единым налогом, который является частью пропорциональной системы. Тогда как для крупных предприятий используется прогрессивный подход.