Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Алтайский государственный аграрный университет
Центр дополнительного образования
Направление "Бухгалтерский учет"
Специальность "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
Дисциплина: Бухгалтерский финансовый учет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам (на примере ООО "Техник")
Выполнил : студентка ЦДО
Белорукова Татьяна Викторовна
Проверил : к. э. н., доцент
Уварова Елена Владимировна
Барнаул, 2012
Содержание
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности. В соответствии с Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета на предприятии большое значение имеет разработка плана его организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
учет расчет бюджет налог
Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов, что может существенно ухудшить финансовое положение предприятия. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.
Предметом исследования курсовой работы является процесс организации учета налогов и сборов на предприятии. Объект исследования - ООО "ТЕХНИК".
Цель работы - систематизируя теоретические основы практики бухгалтерского учета, раскрыть сущность организации учета расчетов по налогам и сборам на современных предприятиях на примере ООО "ТЕХНИК".
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях.
2. Оценить финансово - экономическое состояние исследуемого предприятия.
3. Раскрыть организацию учета расчетов по налогам и сборам на исследуемом предприятии.
При написании курсовой работы были использованы следующие метода:
сравнительный метод;
изучение нормативно - правовой базы;
изучение публикаций и статей;
аналитический метод.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П. Кондракова, В.Г. Панскова, И.Н. Соловьева, А.Д. Шеремета, Т.Ф. Юткиной, Р.С. Юрмашева и др.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения, финансов, налогового менеджмента. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по налогам, финансам, бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому менеджменту, экономической теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также учредительные документы, финансовая отчетность за 2009-2011г. предприятия ООО "ТЕХНИК".
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены правовые и теоретические основы организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Во второй глав курсовой работы представлена общая и финансово-экономическая характеристика исследуемого предприятия, а также рассмотрен учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на данном предприятии.
Расчеты с бюджетом - одни из наиболее важных и сложных объектов бухгалтерского учета. Допущенная в расчетах ошибка влечет за собой, как правило, серьезные финансовые потери для организации. Под расчетами с бюджетом в бухгалтерском учете понимается отражение в учете возникшей в процессе хозяйственной деятельности задолженности организации по налогам и сборам и погашение этой задолженности.
Основной задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли предприятия.
Для учетного отражения отношений организации по расчетам с бюджетом используют синтетический счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". К этому счету открывают субсчета по видам платежей; в зависимости от наличия задолженности или переплаты по некоторым платежам сальдо может быть и дебетовым и кредитовым. Поэтому конечное сальдо должно быть развернутым. Организации рассчитываются с бюджетом по: налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы с физических лиц, пеням и штрафам за различные нарушения.
Показатель |
Значение показателя |
Изменение за анализируемый период |
|||||||
в тыс . руб . |
в % к валюте баланса |
тыс . руб . (гр.5-гр.2) |
±% ((гр.5-гр.2): гр.2) |
||||||
на начало анализируемого периода (31.12.2008) |
на конец анализируемого периода (31.12.2011) |
||||||||
1. Внеоборотные активы |
|||||||||
в том числе: основные средства |
|||||||||
нематериальные активы |
|||||||||
2. Оборотные, всего |
|||||||||
в том числе: |
|||||||||
дебиторская задолженность |
|||||||||
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
|||||||||
1. Собственный капитал |
|||||||||
2. Долгосрочные обязательства, всего |
|||||||||
в том числе: заемные средства |
|||||||||
3. Краткосрочные обязательства, всего |
|||||||||
в том числе: заемные средства |
|||||||||
Валюта баланса |
1 644 |
2 437 |
2 896 |
+2 896 |
Соотношение основных качественных групп активов организации по состоянию на 31.12.2011 характеризуется отсутствием иммобилизованных средств при 100% текущих активов.
На диаграмме ниже наглядно представлено соотношение основных групп активов организации:
Рис. 1 Соотношение основных групп активов организации.
На 31.12.2011 собственный капитал ООО "ТЕХНИК" составил 263 тыс. руб. Собственный капитал ООО "ТЕХНИК" за весь рассматриваемый период вырос на 263 тыс. руб.
В приведенной ниже таблице обобщены основные финансовые результаты деятельности ООО "ТЕХНИК" в течение анализируемого периода (с 31.12.2008 по 31.12.2011).
Табл. 2. Основные финансовые результаты деятельности ООО "ТЕХНИК"
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Средне- годовая величина, тыс. руб. |
||||
(гр.4 - гр.2) |
|||||||
1. Выручка |
|||||||
2. Расходы по обычным видам деятельности |
|||||||
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
|||||||
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
|||||||
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов ) ( 3+4) |
|||||||
6. Проценты к уплате |
|||||||
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
|||||||
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) |
|||||||
Справочно : Совокупный финансовый результат периода |
|||||||
Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр.1370) |
За последний год годовая выручка составила 10 373 тыс. руб., при том что за период 01.01-31.12.2009 годовая выручка равнялась 5 949 тыс. руб. (т.е. имел место рост на 4 424 тыс. руб., или на 74%).
За 2011 год прибыль от продаж составила 113 тыс. руб. В течение анализируемого периода (с 31.12.2008 по 31.12.2011) имело место явное снижение финансового результата от продаж, составившее 20 тыс. руб.
Обратив внимание на строку 2220 формы №2 можно отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Поэтому показатель "Управленческие расходы" за отчетный период в форме №2 отсутствует.
Судя по отсутствию в бухгалтерской отчетности за последний отчетный период данных об отложенных налоговых активах и обязательствах, организация не применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", что допустимо для субъектов малого предпринимательства.
Изменение выручки наглядно представлено ниже на графике.
Рис.2. Изменение выручки.
Показатели рентабельности |
Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) |
Изменение показателя |
||||
коп . , (гр.4 - гр.2) |
||||||
1. Рентабельность продаж по валовой прибыли (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 9% и более. |
||||||
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). |
||||||
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). |
||||||
Cправочно: Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
||||||
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более. |
Представленные в таблице показатели рентабельности за последний год имеют положительные значения как следствие прибыльности деятельности ООО "ТЕХНИК" за данный период.
Рентабельность продаж за 2011 год составила 1,1% Однако имеет место падение рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 (-1,1%).
Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения и процентных расходов (EBIT) к выручке организации, за период 01.01-31.12.2011 составила 0,8%. Это значит, что в каждом рубле выручки организации содержалось 0,8 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.
Рис. 3. Динамика показателей рентабельности продаж.
Показатель ликвидности |
Значение показателя |
Изменение показателя (гр.4 - гр.2) |
||||
1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности |
Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: не менее 2. |
|||||
2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности |
Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 1 и более. |
|||||
3. Коэффициент абсолютной ликвидности |
Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 0,2 и более. |
На 31 декабря 2011 г. значение коэффициента текущей ликвидности (1,1) не соответствует норме. В течение анализируемого периода коэффициент не изменился.
Коэффициент быстрой ликвидности на 31.12.2011 также оказался ниже нормы (0,67). Это означает, что у ООО "ТЕХНИК" недостаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства, чтобы погасить краткосрочную кредиторскую задолженность. В течение анализируемого периода коэффициент быстрой ликвидности снизился на 0,09.
Третий из коэффициентов, характеризующий способность организации погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, имеет значение (0,13 ) ниже допустимого предела (норма: 0.2). C начала периода наблюдается положительная динамика коэффициента абсолютной ликвидности, он изменился на 0,129.
Активы по степени ликвидности |
На конец отчетного периода, тыс . руб . |
Прирост за анализ. |
Норм. соотношение |
Пассивы по сроку погашения |
На конец отчетного периода, тыс . руб . |
Прирост за анализ. |
Излишек/ недостаток платеж. средств тыс . руб . , (гр.2 - гр.6) |
|
А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) |
П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) |
-2 412 |
||||||
А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) |
П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. задолж.) |
+1 538 |
||||||
А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы) |
П3. Долгосрочные обязательства |
+1 137 |
||||||
А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) |
П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) |
Из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации, выполняются все, кроме одного. У организации не имеется достаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств (разница составляет 2 412 тыс. руб.).
В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (краткосрочной задолженности за минусом текущей кредиторской задолженности).
В данном случае у организации достаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств (больше в 9,2 раза).
Рассмотрим структуру платежей в бюджет по налогам и сборам в ООО "ТЕХНИК"
Табл. 6. Структура платежей по налогам и сборам.
Наибольший удельный вес в структуре платежей в бюджет по налогам и сборам в ООО "ТЕХНИК" занимает НДФЛ и составляет в 2009 г. - 39,38%, в 2010 г. - 49%, в 2011 г. - 59,18% от всех платежей по налогам и сборам.
В 2011 году наблюдается увеличение платежей но налогам и сборам на 30060 руб. или на 17,31%, за счет увеличения платежей по НДФЛ на 52194 руб. или на 76,32%.
Остальные платежи по налогам и сборам уменьшаются. А именно, наблюдается динамика уменьшения следующих налогов:
НДС снизился на 14094 руб. или на 16,51%;
налог на прибыль снизился на 8040 руб. или на 40,44%.
На предприятии учет расчетов с бюджетом осуществляется на счете 68 Плана счетов предприятия - "Расчеты с бюджетом" ("Расчеты по налогам и сборам"). Счет 68 является синтетическим (сложным), поскольку на счете 68 для учета расчетов по каждому конкретному налогу открываются субсчета (счета второго порядка), а при необходимости и субсубсчета (счета третьего порядка - субконто). Предприятие ООО "ТЕХНИК" является плательщиком в бюджет следующих налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Рассмотрим организацию и осуществление учета расчетов с бюджетом по каждому из этих налогов.
По дебету счета 19 отражаются по соответствующим субсчетам суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам (товарам), основным средствам, нематериальным активам. Эти суммы налога на практике называются - "Входной НДС", это НДС, выделенный в документах поставщика товаров, работ, услуг. Суммы, принятые в дебет счета 19, корреспондируются с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Учет "входного НДС" очень важен для предприятия, поскольку его суммы при расчете НДС, принимаются к вычету, и, тем самым, уменьшают сумму НДС к уплате в бюджет. Для учета "входного НДС" на предприятии ведется "Книга покупок" в которой фиксируются все покупки за отчетный период на основании надлежаще оформленных счет-фактур поставщиков товаров (работ, услуг). В Книге покупок по каждой принятой к учету покупке указывается счет-фактура, ее номер и дата, поставщик, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), сумма покупки, сумма покупки без НДС, сумма НДС по соответствующей ставке налога (18%, 10% или без налога). Помимо собственно самих покупок, в Книге покупок восстанавливаются авансы, полученные от покупателя, ранее НДС, по которым был принят к начислению, и в счет этих авансов в отчетном периоде была произведена отгрузка товаров (работ, услуг). Основанием для записи в Книгу покупок сумм по погашению авансов полученных является счет-фактура на аванс, полученный от покупателя при получении от него аванса. Также в книге покупок отражаются суммы по авансам выданным поставщикам и НДС по ним, основанием для записи в Книгу покупок является счет-фактура поставщика на аванс, полученный поставщиком.
В бухгалтерской программе "1С" записи в Книге покупок формируются автоматически при проведении первичных документов по приобретению товаров и счет-фактур по авансам как полученным, так и выданным. Одновременно с формированием записей в Книге покупок формируются проводки по счетам бухгалтерского учета и суммы НДС по каждой счет-фактуре от поставщика относятся в дебет счета 68, субсчет 68.2 с кредита счета 19. Для учета НДС по авансам используется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчета 76АВ - "НДС по авансам полученным" и 76. ВА - "НДС по авансам выданным". При отгрузке товара в счет аванса полученного сумма НДС по этому авансу с кредита счета 76АВ относится в дебет счета 68.2 Сумма НДС по авансу выданному поставщику отражается на дебете счета 68.2 в корреспонденции с кредитом счета 76ВА. При поступлении товаров от поставщика в счет аванса выданного сумма НДС по этому авансу отражается в дебете счета 76ВА с корреспонденцией по кредиту счета 68.2 Таким образом, итог графы "Сумма НДС" Книги покупок представляет собой сумму НДС к вычету за данный отчетный период и равен обороту по дебету счета 68.2 (без учета произведенных платежей НДС в бюджет). Книга покупок формируется в программе "1С" ежемесячно в последний день месяца по окончании операционного дня, то есть после оформления (проведения) всех приходных документов за данный месяц.
Для учета продаж на предприятии ведется Книга продаж в которой также автоматически формируются записи по каждой продаже, то есть указывается счет-фактура, ее номер и дата, наименование покупателя, его ИНН, сумма продажи всего, сумма продажи без НДС и сумма исчисленного НДС по соответствующей ставке (18%). Помимо собственно продаж, в Книге продаж отражаются авансы, полученные в отчетном периоде, с указанием НДС по этим авансам. Основанием для принятия к учету (начислению) НДС по авансам полученным, является счет-фактура на аванс, которая оформляется на предприятии и при проведении которой в программе "1С" автоматически формируется бухгалтерская проводка по кредиту счета 68.2 и дебету счета 76АВ "НДС по авансам полученным" на сумму НДС, то есть образуется кредиторская задолженность перед бюджетом. При оформлении документов на отгрузку товаров в счет полученных авансов формируется проводка по дебету счета 68.2 и кредиту счета 76АВ на сумму НДС по произведенной продаже. Эта операция находит свое отражение уже в Книге покупок, что рассмотрено выше.
Также в Книге продаж производятся записи по восстановлению сумм авансов выданных поставщикам, ранее принятых к вычету и отраженных в Книге покупок, при поступлении товаров в счет этих авансов. Эти записи производятся на основании счет-фактур на авансы выданные. При формировании данных записей Книги продаж автоматически производятся бухгалтерские проводки по кредиту счета 68.2 в дебет счета 76ВА, то есть суммы НДС восстанавливаются и подлежат перечислению в бюджет. Итог графы "Сумма НДС" Книги продаж равен кредитовому обороту по счету 68.2.
На основании записей в Книгах покупок и продаж за каждый месяц, программа "1С" позволяет автоматически сформировать Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за отчетный период - квартал. Эта Декларация состоит из нескольких разделов, и ежеквартально предоставляется налоговому органу в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. ООО "ТЕХНИК", являясь предприятием оптовой торговли, предоставляет в составе этой Декларации разделы 1 и 3. В разделе 1 указаны итоговые суммы НДС к перечислению в бюджет или суммы НДС, исчисленной к возмещению из бюджета. В разделе 3 представлены основания, по которым произведены начисления налога и вычеты по нему, с указанием соответствующих сумм.
Начисленные суммы НДС к уплате в бюджет и указанные в разделе 1 Декларации перечисляются в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Произведенный платеж оформляется бухгалтерской проводкой с кредита счета 51 "Расчетный счет" в дебет счета 68.2, которая в программе "1С" автоматически формируется при заполнении документа "Выписка банка".
Если сумма предоставленных к вычету сумм НДС превышает суммы начисленного налога, то сумма этого превышения подлежит к возмещению из бюджета. В этом случае налогоплательщик обязан в письменной форме направить в налоговый орган заявление о возмещении из бюджета этой суммы НДС. Налоговый орган проводит камеральную проверку первичных документов налогоплательщика, которые являются основанием для запроса о возмещении сумм НДС из бюджета. При положительном результате камеральной проверки производится перечислении сумм возмещения на расчетный счет налогоплательщика, в трехмесячный срок со дня принятия решения о возмещении НДС из бюджета. Поступление возмещения на расчетный счет оформляется бухгалтерской проводкой по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 68.2 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
При определении постоянной разница по убытку, перенесенному на будущее, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 283 НК РФ организации могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму ранее полученного убытка в течение 10 лет, в размере до 30% налоговой базы ежегодно. По истечении 10 лет оставшийся убыток учитывается в качестве постоянной разницы.
Налогооблагаемые временные разницы - это доходы и расходы, увеличивающие бухгалтерскую прибыль в текущем отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в последующих отчетных периодах. Налогооблагаемые временные разницы возникают, например, при использовании различных способов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, когда сумма амортизации в бухгалтерском учете меньше, чем в налоговом учете.
Отложенный налоговый актив - это часть отложенного налога на прибыль, которая должна уменьшить налог на прибыль в последующих отчетных периодах. Сумму отложенного налогового актива определяют умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога на прибыль. Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете по всем вычитаемым временным разницам, за исключением временных разниц, по которым существует вероятность того, что они не будут уменьшены или погашены в последующих отчетных периодах.
Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете 09 "Отложенные налоговые активы". По дебету счета 09 в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода отчетного периода. По кредиту счета 09 в корреспонденции с дебетом счета 68 отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода.
По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц в последующих отчетных периодах соответственно уменьшаются или погашаются отложенные налоговые обязательства. По данным операциям дебетуется счет 77 "Отложенные налоговые обязательства" и кредитуется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".
Текущий налоговый убыток - это налог на прибыль, исчисляемый исходя из условного дохода и указанных корректирующих величин.
Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском балансе как внеоборотные активы и долгосрочные обязательства и представляются в "свернутом виде", то есть с указанием в балансе только их сальдо.
Наряду с отражением в балансе отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства указываются в "Отчете о прибылях и убытках". В этом отчете также содержатся данные о постоянных налоговых обязательствах.
Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль на предприятии ООО "ТЕХНИК" ведется в программе "1С", которая позволяет автоматически формировать бухгалтерские проводки по формированию налогооблагаемой базы.
Наличие в программе "1С" опции "Налоговый учет" позволяет вести в автоматическом режиме учет постоянных и временных разниц и на основе его рассчитывать сумму текущего налога на прибыль. Также автоматически формируется на основе налогового учета "Декларация по налогу на прибыль", которая представляется в налоговый орган ежеквартально до 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В настоящее время ставка налога на прибыль составляет 20% налогооблагаемой базы, в том числе 2,0% подлежит перечислению в Федеральный бюджет, а 18,0% в бюджет субъекта Российской Федерации.
Исчисленная к уплате сумма налога перечисляется в бюджет, что оформляется бухгалтерской проводкой по кредиту счета 51 "Расчетный счет" и дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет 68.4 "Расчеты по налогу на прибыль".
Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц
На предприятии В ООО "ТЕХНИК" объектом налогообложения доходов физических лиц является заработная плата сотрудников, которая облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% для резидентов, то есть граждан РФ, и по ставке 30% для нерезидентов, то есть иностранцев, срок пребывания которых на территории РФ не превысил 180 дней.
НДФЛ на каждого сотрудника рассчитывается при начислении заработной платы и удерживается из нее ежемесячно. Начисление заработной платы оформляется бухгалтерской проводкой по дебету счета 44 "Коммерческие расходы" и кредиту счета 70 "Расчеты по оплате труда". Начисление НДФЛ оформляется бухгалтерской проводкой по дебету счета 70 и кредиту счета 68, субсчет 68.1 "Налог на доходы физических лиц", то есть начисленный НДФЛ удерживается из заработной платы конкретного работника.
Работник предприятия является налогоплательщиком, а на предприятии лежат обязанности налогового агента, то есть предприятие удерживает из доходов работника НДФЛ и перечисляет его в бюджет.
В соответствии с действующим законодательством работникам предоставляются стандартные вычеты по НДФЛ, на сумму которых уменьшается ежемесячная налогооблагаемая база по конкретному сотруднику. Так, в ООО "ТЕХНИК" каждому работнику ежемесячно предоставляется стандартный вычет в размере 400 рублей, и стандартный вычет в размере 1000 рублей на каждого ребенка до достижения общей суммы дохода с начала года 40000 рублей. В месяце, в котором доход работника достиг 40000 рублей с начала года, и в последующие месяцы календарного года вычеты не предоставляются. Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены повышенные размеры вычетов.
Также налогоплательщикам по определенным критериям предоставляются социальные и имущественные вычеты по расходам на благотворительную деятельность, на лечение налогоплательщика и членов его семьи в медицинских учреждениях, на обучение налогоплательщика и членов его семьи в учебных заведениях, на строительство и приобретение жилья.
Синтетический учет НДФЛ ведется на счете 68, субсчет 68.1 "НДФЛ", который при платеже в бюджет дебетуется в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".
Аналитический учет НДФЛ ведется на предприятии в разрезе сотрудников, для чего на каждого работника заполняется личная карточка, в которую помимо анкетных данных заносятся данные о статусе, о форме оплаты труда, размере заработной платы и премий, о видах предоставляемых вычетов. Такая карточка ведется в электронном виде в программе "1С", и на основании данных этой карточки и результатов расчета заработной платы формируется справка формы "2-НДФЛ" и автоматически производится начисление и удержание налога на доходы физических лиц. В справке формы "2-НДФЛ" отражаются следующие данные: данные о налоговом агенте, данные о физическом лице - получателе доходов, помесячно суммы доходов по видам, помесячно суммы предоставленных вычетов по видам, а также сводные данные по полученным доходам, облагаемой сумме доходов, по суммам налога начисленного и удержанного.
По истечении отчетного года предприятие направляет налоговому органу отчет о полученных работниками доходах в виде реестра с приложением справок формы "2-НДФЛ", в срок до 30 марта года, следующего после отчетного.
Перечисление суммы налога на доходы физических лиц отражается в бухгалтерском учете по дебету субсчета 68.1 и кредиту счета 51.
Расчеты с бюджетом - один из наиболее важных и сложных объектов бухгалтерского учета. Допущенная ошибка влечет за собой, как правило, серьезные финансовые потери для организации. Под расчетами в бухгалтерском учете понимается отражение в учете возникающей в процессе хозяйственной деятельности задолженности организации по налогам и сборам и погашение этой задолженности.
Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Анализ состояния учета расчетов с бюджетом на предприятии ООО "ТЕХНИК" показывает, что этот учет организован в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивает необходимый уровень достоверности взаиморасчетов с бюджетом. Надлежащее состояние учета расчетов с бюджетом в большой мере обеспечивается использованием электронных средств учета - программы "1С - бухгалтерия".
1. Бабаев Ю. А Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Издательство "Бухгалтерский учет". - 2003.
2. Беляков А.А. Оптимизация налогообложения: современный взгляд // Налоговый вестник, 2010, №4, с.16-22
3. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. - М.: Питер, 2008. - 347 с.
4. Вахрушина М.А., Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 588 с.
5. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Бухгалтерский учет, 2008. - 368 с.
6. Зикирова Е.С. Концепции реформирования предприятий // "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2009, №6 - с.94-105.
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 684 с.
9. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. - М.: ЮрИнфоР, 2007. С.118.
11. Налоги и налогообложение: учебник / Черник Д.Г. и др.2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. С.25-26.
12. Пансков В.Г. Направления, этапы и элементы оптимизации системы налогообложения // "Все о налогах", 2009, №12, с.29-36.
13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов № 94н от 31 октября 2000 г.)
14. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств". ПБУ 16/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 №26н (в ред. От 03.03.02.) // Официальные материалы для бухгалтера. - 2003. - №6. - с.8-10
15. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 2000г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001г.) // Информационный банк "Консультант Плюс: Высшая школа"
16. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" // Информационный банк "Консультант Плюс: Высшая школа"
17. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. - 9-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2008. - 590 с.
18. Соловьев И.Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения // Налоговый вестник. 2007. №9. С.130-135.
19. Финансы: учебное пособие / Под редакцией профессора Ковалевой А.М. - 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: Финансы и статистика, 2009. - 645 с.
20. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 456 с.
21. Юрмашев Р.С. Налоговая оптимизация и налоговое правонарушение: грани соотношения понятий // Адвокатская практика. 2007. №3.С. 19.
22. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. С.270.
Размещено на Allbest.ru
Налоги: понятие и функции. Формирование налоговой системы Республики Беларусь. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки и прибыли организации, пути их совершенствования. Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам.
курсовая работа , добавлен 01.06.2012
Сущность, виды и элементы налогового учета. Понятие, формы и состав налоговой отчетности. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам в ООО "Версалес". Порядок расчета налогов и совершенствование бухгалтерского учета в организации.
курсовая работа , добавлен 10.12.2011
Исследование синтетического и аналитического учета расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам в Российской Федерации. Бухгалтерские записи по операциям, связанным с продажей товаров, работ и услуг. Учет расчетов по единому социальному налогу.
курсовая работа , добавлен 06.02.2015
Теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях. Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц. Поиск недостатков учета и путей его совершенствования.
дипломная работа , добавлен 30.09.2011
Система налогов, распределение средств между бюджетами разного уровня и проблемы их учета. Организация бухгалтерского учета и учетная политика исследуемого предприятия. Раскрытие информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам в отчетности.
курсовая работа , добавлен 12.09.2014
Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов организации по налогам и сборам, а также учет и контроль расчетов организаций по налогам и сборам. Наблюдение за практической реализацией налогового обложения в Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 04.01.2009
Понятийный аппарат и нормативно-правовое регулирование налогов и сборов в Российской Федерации. Методика проведения аудита расчетов с бюджетом. Международная практика учета расчетов по налогам. Аудиторская проверка в ООО "Стройподряд" г. Краснодара.
курсовая работа , добавлен 18.05.2016
Теоретические основы организации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Налоговая система РФ, виды, функции налогов и сборов. Организация учета расчетов с бюджетом по налогам, сборам, расчетов с внебюджетными фондами в ЗАО ПТК "Владспецстрой".
дипломная работа , добавлен 21.03.2010
Задачи и источники аудита расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам. Порядок проверки полноты и своевременности расчетов с бюджетом по НДС и акцизам. Особенности методики аудита расчетов с бюджетом по различным разновидностям налогов.
курсовая работа , добавлен 11.06.2010
Ознакомление с основами деятельности предприятия, организации аппарата бухгалтерии. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. Анализ автоматизации учета по налогам и сборам на данном предприятии.
Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.
Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными и иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с НК РФ устанавливаются и взимаются: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; водный налог; государственная пошлина и др.
К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, транспортный налог.
Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки и сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.
Для синтетического учета расчетов с бюджетом используются следующие счета: 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог КВ добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 77 «Отложенные налоговые обязательства».
По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты по видам налоговых платежей, в корреспонденции со счетами, на которые относятся начисленные платежи (например, Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - при удержании налога на доходы физических лиц). По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, и суммы налоговых вычетов.
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.
Для осуществления расчетов по НДС помимо счета 68 используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Общая схема отражения операций по учету НДС следующая.
По дебету счета 19 на соответствующих субсчетах учитываются суммы НДС, выделенные в расчетных документах, по приобретенным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Суммы НДС по оприходованным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчету «Расчеты с бюджетом по НДС» при наличии счета-фактуры и в предположении, что соответствующие материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) используются при производстве продукции, облагаемой НДС.
По кредиту этого субсчета отражаются суммы НДС:
Начисленные (полученные) за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;
По полученным авансам;
Начисленные по СМР, выполненным хозяйственным способом;
Начисленные (полученные) в составе арендной платы и др.
По кредиту счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» отражаются также суммы НДС, восстановленные в случаях, предусмотренных законодательством.
Перечислению в бюджет по НДС подлежит сумма кредитового сальдо счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».
Если организация реализует продукцию, не облагаемую НДС, то НДС, уплаченный поставщикам, включается в стоимость приобретенных ценностей или относится на затраты производства (расходы на продажу).
При расчете налога на прибыль следует принимать во внимание различия между бухгалтерской и налоговой прибылью, которые возникают из-за несовпадения величины доходов и расходов, а также времени их признания в бухгалтерском и налоговом учете.
Согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденному приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, это приводит к отличию налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли (условного расхода (дохода) по налогу на прибыль - УР (УД)), от налоговой прибыли (текущий налог на прибыль - ТН):
УР = С х БП;
УД = С х БУ;
ТН = С х НП,
где С - ставка налога на прибыль; БП - бухгалтерская прибыль отчетного периода; БУ - бухгалтерский убыток отчетного периода; НП - налоговая прибыль отчетного периода.
Условный расход на прибыль отражается бухгалтерской записью:
Дт 99 Кт 68; условный доход на прибыль: Дт 68 Кт 99.
Бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль практически никогда не совпадают из-за разных правил признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Кроме того, некоторые доходы и расходы учитываются при расчете бухгалтерской прибыли, но не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли; некоторые расходы уменьшают бухгалтерскую прибыль на одну сумму, а налогооблагаемую - на другую сумму и т.д.
Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью обусловлена наличием постоянных разниц и временных разниц.
Постоянные разницы - это доходы и расходы, которые влияют на бухгалтерскую прибыль, но не влияют на налогооблагаемую прибыль. Они могут быть отрицательными и положительными.
Отрицательные постоянные разницы уменьшают бухгалтерскую прибыль. Например, разница между фактическими нормируемыми расходами и их нормативом, если фактические расходы больше норматива.
Нормируемыми расходами в соответствии с налоговым законодательством являются, например, представительские расходы.
В бухгалтерском учете представительские расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в них в сумме фактически произведенных затрат. Согласно главе 25 НК РФ представительские расходы входят в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и в течение отчетного (налогового) периода включаются в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Отрицательные постоянные разницы (ОПР) приводят к образованию постоянных налоговых обязательств (ПНО).
ПНО-сумма, на которую увеличивается налог в отчетном периоде.
ПНО = С х ОПР.
Это отражается в учете записью: Дт 99 Кт 68.
Пример 1. За отчетный период расходы организации на оплату труда составили 326 800 руб. Представительские расходы - 15 622 руб. Нормируемая величина представительских расходов - 4% от 326 800, т.е. 13 072 руб.
Отрицательная постоянная разница составит 2550 руб. (15 622 руб. - 13 072 руб.).
ПНО = 24% х 2550 руб. = 612 руб. На 612 руб. необходимо увеличить налог на прибыль, т.е. уменьшить бухгалтерскую прибыль.
Положительные постоянные разницы увеличивают бухгалтерскую прибыль. Примером положительных постоянных разниц являются положительная разница при переоценке финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость; и безвозмездно полученное имущество, стоимость которого не облагается налогом в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 НКРФ.
Положительные постоянные разницы (ППР) приводят к образованию постоянных налоговых активов (ПНА).
ПНА - сумма, на которую уменьшается налог в отчетном периоде.
ПНА = С х ППР.
Это отражается в учете записью: Дт 68 Кт 99.
Временные разницы - это доходы и расходы, которые влияют на балансовую прибыль в одном отчетном периоде, а на налогооблагаемую прибыль - в других отчетных периодах.
Временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль. Отложенный налог на прибыль увеличивает или уменьшает сумму налога в последующих периодах.
Временные разницы подразделяются следующим образом:
1) вычитаемые временные разницы (ВВР);
2) налогооблагаемые временные разницы (НВР).
Вычитаемые временные разницы - это:
а) расходы, которые уменьшают бухгалтерскую прибыль в дан ном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в после дующих отчетных периодах;
б) доходы, которые увеличивают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль-в последующих отчетных периодах.
Вычитаемые временные разницы возникают в двух случаях:
1) расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в на логовом учете;
2) доходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете.
Пример 2. В бухгалтерском учете применяется способ начисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования объектов, а в налоговом учете - линейный способ. Для объекта первоначальной стоимостью 150 000 руб. и сроком полезного использования пять лет расходы на амортизацию в первый год эксплуатации составят в бухгалтерском учете - 50 000, в налоговом учете-30 000 руб. ВВР = 20 000 руб.
Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых активов (ОНА).
ОНА - часть прибыли, на которую уменьшится налог в последующих периодах.
ОНА = С х ВВР.
Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете записью: Дт 09 Кг 68.
В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения ВВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНА: Дт 68 Кт 09. Налогооблагаемые временные разницы - это:
а) расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль-в последующих отчетных периодах;
б) доходы, которые увеличивают бухгалтерскую прибыль в данном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в последующих отчетных периодах.
Налогооблагаемые временные разницы возникают в двух случаях:
1) расходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете;
2) доходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в налоговом учете.
В качестве примера можно привести начисление амортизации для целей бухгалтерского учета линейным способом, а для целей налогообложения - нелинейным методом.
Налогооблагаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО).
ОНО - часть отложенного налога на прибыль, на которую увеличится налог в последующих периодах.
ОНО = С х НВР.
Отложенные налоговые обязательства отражаются в учете бухгалтерской записью: Дт 68 Кт 77.
В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения НВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНО:
Дт 77 Кт 68.
Аналитический учет к счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 11 «Отложенные налоговые обязательства» следует вести по видам отложенных налоговых активов и обязательств.
Иногда выбывает актив или погашается обязательство, по которым ранее были начислены ОНА или ОНО. Например, выбывает объект основных средств, амортизация по которому для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения начислялась разными способами. В таких случаях ОНА или ОНО списываются с баланса на счет 99 «Прибыли и убытки» в сумме, на которую не будет уменьшен (или увеличен) налог в последующих отчетных периодах.
Величина текущего налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, рассчитывается по формуле
ТН = УР (УД) + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО.
Типовые проводки по учету расчетов по налогам и сборам приведены в табл. 1.
Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету расходов по налогам и сборам
Корреспондирующие счета |
||
1. Налоги, относимые на себестоимость; |
||
Земельный налог, водный налог, транспортный налог, налог на имущество |
||
Часть ЕСН, зачисляемая в бюджет |
08, 20, 23, 25, 26, 44 |
|
Часть ЕСН, зачисляемая в государственные внебюджетные социальные фонды |
08, 20, 23, 25, 26, 44 |
|
2. Налоги, включаемые в стоимость приобретенного имущества: |
||
Импортная таможенная пошлина |
||
3. Налоги, относимые на заработную плату. |
||
4. Налоги, включаемые в счет выручки: - акциз по реализованной подакцизной продукции |
||
НДС по реализованной продукции, работам, услугам, основным средствам и прочим активам |
||
5. Начислен условный расход по налогу на прибыль |
||
6. Начислен условный доход по налогу на прибыль |
||
7. Начислено постоянное налоговое обязательство |
||
8. Начислен постоянный налоговый актив |
||
9. Начислен отложенный налоговый актив |
10. Начислено отложенное налоговое обязательство |
||
11. Уменьшен или погашен отложенный налоговый актив |
||
12. Уменьшено или погашено отложенное налоговое обязательство |
||
13. Списан отложенный налоговый актив при выбытии объекта, по которому он был начислен |
||
14. Списано отложенное налоговое обязательство при выбытии актива или вида обязательства, по которому оно было начислено |
||
15. Восстановлен НДС в случаях, предусмотренных законодательством |
||
16. Отражен НДС из полученных авансовых платежей |
||
17. Отражен НДС из начисленной (полученной) арендной платы (у арендодателя) |
||
18. Списан (восстановлен) НДС по материальным ценностям (работам, услугам), используемым для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), не облагаемых НДС |
||
19. НДС по приобретаемым материальным ценностям, основным средствам, нематериальным активам, выполняемым работам, оказанным услугам |
||
20. Принят к вычету НДС |
||
21. Начислены в бюджет штрафы и пени за нарушение налогового законодательства |
||
22. Перечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды |
Используемая литература: Бочкарева И. И., Левина Г. Г.
Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина;
под ред. проф. Я. В. Соколова. - М. : Магистр, 2010. - 413 с.
Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. В связи с развитием рыночных отношений в Республики Беларусь к механизму налогообложения стали предъявляться высокие требования. Он должен содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников. И в то же время побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать производственные расходы. Налогообложение должно быть предельно простым, легко доступным для восприятия любым плательщиком,а также должно быть цельным. Отдельные элементы налогообложения должны быть взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга.
Организацию работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи ведет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Качество ее работы предопределяет формирование бюджета страны и развитие предпринимательства в Республике Беларусь. Однако, обилие налогов, сборов, пошлин не всегда поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению государственной казны. Большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах.
Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.
Одним из недостатков существующей налоговой системы является присутствие принципа двойного налогообложения при формировании цены. Это особенно характерно для тех налогов, которые исчисляются от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это ведет к увеличению издержек, себестоимости и в конечном итоге - цен на продукцию.
Для налоговой системы Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. В республике снижается значение прямого налогообложения. Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.
Также сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования. «Разбросанность» налоговых вопросов по многочисленным документам, за появлением или отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий являются основными причинами налоговых нарушений.
Сказывается и сложность, запутанность, нестабильность налогового законодательства. Никаких трудностей в учете налогов нет, если сама система налогообложения построена логично, рационально, без многочисленных усложнений, дополнительных расчетов и корректировок, к которым бухгалтерский учет не очень приспособлен. Но, к сожалению, именно такие усложнения в последние годы получают все большее распространение.
Требует существенной доработки вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве случаев они нарушают принцип справедливости и равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.
Не совсем правильной является ситуация, когда устанавливаются высокие ставки налогов для тех предприятий и отраслей в целом, которые получают дотации от государства. С одной стороны, государство дает дотации, а с другой, - забирает через налоги. Поэтому будет целесообразным снизить налоговые ставки для предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное дотирование.
Перечисленные недостатки вызывают необходимость совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Таким образом, при совершенствовании учета и налогообложения необходимо:
1) Следует больше уделять внимания стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение.
2) Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим.
3) Целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок.
4) Система налогообложения должна исключать возможность разного толкования определения налогооблагаемой базы налогоплательщиками и налоговыми органами, а это возможно лишь в условиях, когда налоговые расчеты строятся полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета.
5) Не менее важно формировать у налогоплательщика сознательного отношения к его обязательствам перед государством и это достигается не только продуманным законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов, компетентностью их сотрудников, работой средств массовой информации. Таким образом, одним из направлений проводимой в настоящее время в Республике Беларусь налоговой реформы является усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи важная роль отводится ведению налогового учета субъектами предпринимательской деятельности как самостоятельного участка учетной работы.
Понятно, что эффективность любой налоговой системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим в ходе совершенствования налоговой системы необходимо освободить ее от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета требуют достаточно больших затрат на администрирование.
Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета по налогам и сборам должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.
Если говорить о совершенствовании налогового учета в организации Полоцкое РАЙПО, то здесь необходимо развивать оптимизационное налоговое планирование - деятельность, направленную на минимизацию налогов, с целью увеличения чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Процесс налогового планирования - это совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя. От их деятельности зависит финансовое состояние предприятия в целом.
Согласно рабочего плана счетов в организации аналитический учет ведется по каждому виду налогов. К счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» открыты следующие субсчета:
18/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;
18/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»;
18/4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».
Так как зачету подлежит только налог на добавленную стоимость уплаченный, то в учете следует открыть субсчета для учета налога на добавленную стоимость, подлежащего к уплате и субсчета по учету налога на добавленную стоимость уплаченного.
Таким образом, для учета налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате, необходимо открыть следующие субсчета:
18/1/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, подлежащий уплате»;
18/2/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам, подлежащий уплате»;
18/3/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, подлежащий уплате»;
18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащий уплате».
Для учета уплаченного налога на добавленную стоимость организация может открыть следующие субсчета:
18/1/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;
18/2/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
18/3/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»;
18/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».
Тогда схема учета налога на добавленную стоимость, например, по товарам будет следующая:
· Оприходование товаров на покупную стоимость без налога на добавленную стоимость.
Дебет счета 10 «Сырье и материалы»
· На сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам:
Дебет счета 18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащий уплате»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
· Перечисление поставщику денежных средств за приобретенный товар.
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счета 51 «Расчетный счет».
· Отражение налога на добавленную стоимость уплаченного.
Дебет счета 18/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам»
Кредит счета 18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащий уплате».
· Принимаем к вычету уплаченный налог на добавленную стоимость.
Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»
Кредит счета 18/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».
Еще одним моментом усовершенствования налогового учета в организации является автоматизация работы главного бухгалтера по расчетам налогов и сборов в бюджет. Несмотря на то, что в организации установлена автоматизированная программа 1С Предприятие 7.0 или же 1С Предприятие 8, налогооблажение ведется вручную, так как проследить все изменения, связанные с налогами программа не может, для этого необходимо ее постоянное обнавление.
Исследуемое предприятие может только облегчить себе работу по ведению налогового учета и его планированию, в остальном же состояние организации зависит от налоговой системы государства, так как величина ставок налогов или предоставление тех или иных льгот устанавливается законодательно и соответствует нормативно-правовым актам.
На территории РФ, попадают под действие ее законов. Особую роль играет налоговое законодательство. Система налогообложения состоит из федеральных, региональных, местных налогов.
Законодательством устанавливаются налогоплательщики, объекты налогообложения, ставки, сроки уплаты, льготы которые разрешено применять.
Замечание 1
Для ведения учета по расчетам предприятий с бюджетом по налогам и сборам используется счет 68. Счет активно-пассивный. Аналитический учет ведется по видам налогов. При этом должна быть возможность получения данных текущих платежей, просроченных, штрафных санкций, отсроченных сумм.
В зависимости от количества уплачиваемых налогом, на предприятии к счету 68, могут быть отрыты следующие субсчета:
По кредиту 68 отражается начисление налогов, сборов, пошлин и дебету счетов источников возмещения налогов:
По отдельным субсчетам сальдо может быть дебетовым и кредитовым. Счет имеет развернутое сальдо.
Планом счетов для расчетов операций по НДС используется активный счет 19 и счет 68.
Счет 19, может иметь следующие субсчета:
В дебете счета организация-заказчик отражает суммы налога приобретаемых ресурсов, в корреспонденции счетов: Дт 19 – Кт 60, 76.
При продаже продукции, имущества делаются следующие записи:
Операции с ценными бумагами:
Налог на пользование автодорог:
При возникновении ситуации, что предприятие переплатило по тому или иному налогу, существует несколько вариантов исправления данной ситуации.
Замечание 2
А в ряде случает такие моменты возникают из-за разницы между оплатой товара и его отгрузкой, предоплата, оплата после выполнения работ, поставки услуг.
Нормативные документы, регулирующие расчеты с бюджетом по налогам и сборам.
Налоговая система Российской Федерации является важной составной частью государственной системы Российской Федерации в целом. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 8 Налогового Кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных разрешений.
Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему Российской Федерации. Согласно законодательству о налогах и сборах, налоги и сборы в зависимости от уровня взимания и распоряжения классифицируются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом и обязательны на всей территории РФ. К ним относятся: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы, единый социальный налог (ЕСН), налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и др.
Региональные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов в РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории субъекта РФ. К нам относятся: налог на имущество, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с Кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории муниципального образования. К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.
Согласно ПБУ 18/ 02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (Утверждено приказом Минфина РФ от 11.02.2008 №23н) устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанный в порядке, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.
Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.
Также к нормативным документам, регулирующим расчеты с бюджетом по налогам и сборам относится План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 07.05.2003№38н, 18.09.2006 №115н).
Документальное оформление учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Юридические и физические лица обязаны уплачивать налоги и сборы и в соответствии с налоговым законодательством являются налогоплательщиками, которые обязаны самостоятельно в полном объеме и не позже срока, установленного в законе, исполнить свою обязанность по уплате конкретного налога. Сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, налогоплательщик должен исчислить самостоятельно, исключение имеет место в тех случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента. Важной обязанностью налогоплательщиков, связанной с исчислением и уплатой налогов, является предоставление налоговой декларации по тем налогам, которые они обязаны перечислить в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Налог на прибыль в соответствии со ст. 247 НК РФ рассчитывается с суммы прибыли, полученной в отчетном периоде. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено исчисление:
1. Налога на прибыль за налоговый период;
2. Квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль;
3. Ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль.
Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетном периоде, называется текущим налогом на прибыль. Способ определения текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации.
Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и распределения и представляет собой универсальный косвенный налог на потребление. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая база по НДС определяется как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров или день оплаты (п.1 ст.167 НК РФ). Согласно п.3 ст. 169 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет – фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов – фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 НК РФ.
Государственная пошлина – это обязательный платеж, который организация и предприниматели перечисляют органам государственной власти. Установлены ставки пошлины за обращение в суды общей юрисдикции, Конституционный суд Российской Федерации, за нотариальные и другие юридические действия.
Налог на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ и вводится в действие региональным законом. Налогом на имущество облагается стоимость основных средств, которые учитываются на балансе по правилам бухгалтерского учета (п.1 ст.374 НК РФ). Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями и не может превышать 2,2%. В течение года организации перечисляют авансовые платежи по налогу за каждый отчетный период. Окончательно организация рассчитывается с бюджетом по налогу на имущество по итогам года. Налог с имущества, которое числится на балансе отдельного подразделения, необходимо уплачивать по месту нахождения данного подразделения.
Транспортный налог. Ему посвящена глава 28 НК РФ. Плательщиками налога являются как юридические, так и физические лица, имеющие транспортные средства. Транспорт должен быть зарегистрирован в порядке, установленном законодательством РФ. Для расчета транспортного налога необходимо налоговую базу умножить на соответствующую ставку налога. В соответствии со ст.359 НК РФ весь транспорт делится на 3 группы, в каждой из которых налоговая ставка и налоговая база определяется по – своему. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Налог уплачивается по месту регистрации транспортного средства.
Единый социальный налог. Работники организации подлежат обязательному социальному страхованию. В соответствии с главой 24 НК РФ единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Сумма ЕСН исчисляется как соответствующая тарифной ставке процентная доля налоговой базы отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Налогоплательщики предоставляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов РФ, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Организация аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Для организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам используют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый - в пассиве.