НДПИ (расшифровка аббревиатуры – налог на добычу полезных ископаемых) подлежит начислению и уплате лицами, у которых имеется лицензия на пользование участком с целью добычи в его недрах полезных ископаемых. Стандарты расчета и правила применения регламентированы Налоговым кодексом.
Добываемые полезные ископаемые могут быть разделены на такие группы:
Полный перечень указан в ст. 337 НК РФ. Объект налогообложения НДПИ – объем добываемых полезных ископаемых на территории РФ и за ее границами (ст. 336 НК РФ). Не подлежит обложению налогом сырье, полученное из источников, которые не состоят на государственном учете и не являются для государственных структур балансовыми. Сырье из этой категории недр могут добываться предпринимателем для удовлетворения собственных нужд.
Для расчета суммы налоговых обязательств применяются две шкалы ставок:
В п. 1 ст. 342 НК РФ приведен список ископаемых с предусмотренной для них нулевой ставкой налога. Расчет обязательств производится по каждому налоговому периоду – он равен календарному месяцу.
Законом от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ внесены изменения в НК РФ. В части налога на добычу горючего природного газа предусмотрен налоговый вычет. Для получения вычета надо соблюсти несколько требований:
Размер вычета соответствует величине фактически понесенных затрат на объекты основных средств, но не может быть выше предельного значения льготы (0,9 х сумма налога).
Налогооблагаемая сумма выводится налогоплательщиком самостоятельно. Расчеты производятся отдельно по каждому типу сырья. Стоимость сырья вычисляется:
Налоговая база по НДПИ определяется как количество ископаемых, которые были добыты предприятием, или стоимость полученного добывающими организациями сырья. На количественные показатели надо ориентироваться при разработке нефтяных месторождений, газовых, угольных, норма распространяется на многокомпонентные руды в Красноярском крае. Стоимостные значения используются в расчетах для добычи других видов ископаемых и углеводородного сырья на морских участках месторождений (нефть, газ).
Суммарное значение налога высчитывается путем перемножения налоговой базы со ставкой, которая закреплена за соответствующим видом сырья. Для добываемой нефти налог надо рассчитывать по обессоленной, обезвоженной и стабилизированной разновидности сырья. Для нефтяного материала характерно использование в формуле подсчета специфической ставки налога, которая дополнительно корректируется на условия добычи при помощи показателя Дм и динамику общемировых цен (через коэффициент Кц). Формула расчета НДПИ на нефть в 2018 году:
Налоговая база в тоннах х (ставка х Кц – показатель Дм).
Производить вычисления надо ежемесячно, данные показываются отдельно по налоговым периодам без накопления. Расчет НДПИ на нефть – пример основывается на ставке, действующей в 2017 году. Она равна 919 руб. за каждую тонну сырья. Вычисление коэффициентов – самая сложная часть работы. Они определяются по формулам:
Пример расчета НДПИ при условии добычи в октябре 2017 года 17 000 тонн баррелей нефти:
НДПИ составит 63 812 560 рублей за октябрь (17 000 х (919 х 9,1484 – (559 х 9,1484 х (1 –0,3 х 1 х 1 х 0,3 х 1)))).
Налог на добычу полезных ископаемых в 2018 году для нефтяников планируется дополнить новым показателем НДД, который будет ориентироваться на получаемые доходы. Перейти на обновленные нормативы налогообложения сразу все предприятия не смогут – перевод будет постепенным, регулировать очередность будет Минфин.
НДПИ на газ определяется по фиксированному размеру ставки, назначенной для каждого кубометра сырья. В расчетах используется набор специальных коэффициентов:
НДПИ на золото облагается по процентной шкале ставки, равной 6% (для остальных драгоценных металлов действует ставка 6,5%). Объем добытого металла определяется по условиям ст. 339 НК РФ. Налоговая база рассчитывается как произведение цены единицы сырья и его общего количества, которое было найдено за месяц. Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен ст. 344 НК. Погасить налоговое обязательство надо до 25 числа в месяце, следующем за окончившимся налоговым периодом.
В кабинете министров России обсуждают возможность фактического увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2016 году, причем исключительно для нефти. Повышение сбора хотят произвести скрытым способом – путем повышения налогооблагаемой базы за счет применения в расчетной формуле курса доллара за 2014 год. Такие сведения распространило РИА «Новости» со ссылкой на нескольких информаторов в нефтяной отрасли.
По словам собеседников агентства, такая инициатива была предложена Минфином на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Ведомство хочет начиная с будущего года изменить формулу расчета ставки НДПИ на нефть путем изменения метода расчета необлагаемого минимума, который зависит от мировых цен на «черное золото».
Сейчас при расчете налогооблагаемой базы из нее вычитается цена отсечения в 15 долларов по среднему курсу за текущий налоговый период. С 2016-го Минфин предложил рассчитывать этот вычет по курсу 2014 года. Таким образом, необлагаемая налогом часть стоимости добытой нефти в рублях существенно уменьшится, а облагаемая база, соответственно, увеличится.
Официальные комментарии Минфина и Минэнерго РИА Новости пока получить не удалось. Молчат по этому поводу и крупнейшие российские производители – “Роснефть”, ЛУКОЙЛ, “Газпром нефть”, “Сургутнефтегаз” и “Башнефть”. Тем не менее представитель одной из компаний сообщил, что Минфин уже направил проект пересмотра НДПИ в Минэнерго, а главное энергетическое ведомство разослало документ субъектам нефтяной отрасли.
“Мы получили соответствующее письмо от Минэнерго и ответили на него. Посчитали, сколько составит рост НДПИ для нашей компании, и представили в ответном письме свое видение ситуации, – рассказал неназванный собеседник РИА «Новости». – По нашей компании получился рост налога примерно на 10%. Конечно же, мы считаем, что это существенный рост, особенно с учетом того, что предполагалось ввести мораторий на повышение налогов для «нефтянки»”.
Напомним, что с начала нынешнего года в российской нефтяной отрасли действует так называемый налоговый маневр. Его суть – за три года поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть в 1,7 раза, а на нефтепродукты – в 1,7-5 раз и одновременно увеличить ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза, а на газовый конденсат – в 6,5 раз. “Налоговый маневр” призван, во-первых, снизить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин, которые снижаются вместе с ценой на нефть, а во-вторых – сделать более привлекательной переработку нефти, чем продажу сырой.
При этом ранее российские власти намеревались ввести мораторий на повышение налогов в стране сроком на четыре года. Но обсуждаемая инициатива Минфина в случае реализации станет фактическим актом увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. :///
Об определении показателя (Тр), рассчитываемого в соответствии с пунктом 14 статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Значение показателя (Тр) с 1 января 2016 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2017 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2018 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2019 года принимается равным 0 (нулю).
Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств (Цдз), определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107 , за налоговый период февраль 2019 года составляет 16 966 руб. за 1000 куб. м газа (без НДС).
С информацией о расчетной цене за 2015-2019 гг. можно ознакомиться ниже:
Налоговый период |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
сентябрь |
|||||
Данный показатель используется в целях расчета базового значения единицы условного топлива, определяемого пунктом 1 Статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, используемого в свою очередь для исчисления за налоговый период налоговой ставки, предусмотренной подпунктами 10, 11 пункта 2 Статьи 342 главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации.
Об определении величины расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.
Величина расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, с 1 марта 2016 года составляет 3399 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2017 года составляет 2573 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2018 года составляет 2496 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2019 года составляет 2896 руб. за за 1 тыс. куб. м (без НДС).
О средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв)
В соответствии с пунктом 3 Правил определения средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ горючий природный, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых государств и расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых государств (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 107, единая по системе газоснабжения расчетная цена на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв), определяется по формуле: Цв= ЦоптНН/0,9955
где ЦоптНН- предельный минимальный уровень оптовых цен на газ, используемый для определения оптовой цены для потребителей Нижегородской области, определенный в соответствии с пунктами 15(1) и Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, на налоговый период.
С 1 июля 2015 года на основании приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 218-э/3 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4034 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4052 руб. за 1000 куб. м. газа (4034/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил).
С 1 июля 2017 года на основании приказа ФАС России от 13.06.2017 № 776/17 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4192 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4211 руб. за 1000 куб. м. газа (4192/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.
С 1 сентября 2018 года на основании приказа ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4335 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4355 руб. за 1000 куб. м. газа (4335/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до следующего пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.
О средней по единой системе газоснабжения расчетной цене на газ (Црд), обеспечивающей равную доходность поставок газа потребителям Российской Федерации и потребителям, находящимся за пределами территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, рублей за тысячу куб. метров и о понижающем коэффициенте (Кпониж), обеспечивающем соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)
Значение Црд:
Значение Кпониж:
Налог на добычу полезных ископаемых по ставке в 2017 году обязателен для тех или юридических лиц, которые занимаются добычей недр в согласии с определением законодательства.
Осуществление выплат производится согласно главе 26 Налогового Кодекса РФ . Элементы налогообложения включают в себя порядок уплаты, плательщиков, налоговую базу, процентную ставку.
Недра предоставляются в пользование, когда предпринимателем получена лицензия на осуществление разработок.
Она включает в себя основной документ на официальном бланке с гербом РФ и приложения, которые регулируют условия добычи. Последние могут иметь графическую или текстовую форму.
Налоговая ставка для добычи полезных ископаемых определяется статьей 342 НК РФ . Она варьируется от 0 до 16,5 процента. Определяющими факторами можно назвать:
Установленные налоговые ставки можно разделить на два типа. Адвалорные измеряют в процентах, здесь налоговой базой считается стоимость полученных полезных ископаемых.
Этот тип ставок применяется для большинства видов. Специфические ставки исчисляются в стоимости за тонну.
В этом случае налоговая база – количество полученных ископаемых. Применяются специфические ставки для некоторых видов, например, нефти и газа.
Льготная ставка 0% предназначена при добыче следующих видов полезных ископаемых:
При начислении налоговых выплат для газа также предусмотрен ряд корректирующих величин. Они показывают единицу топлива (Еут), сложность работ по извлечению ресурса (Кс). Дополнительно применяется корректирующее число, обозначаемое Ккм.
Ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит не только от вида, но и от региона, где проводятся разработки.
Льготная ставка доступна для ряда регионов: Иркутская область, Краснодарский край, Ненецкий округ, Республика Якутия, а также зоны, расположенные за Северным полярным кругом. В этот перечень входят моря: Азовское, Каспийское, Охотское, Черное.
Важно: льготная ставка распространяется на добычу, осуществляемую в рамках, определенных статьей 342 НК РФ .
В 2016 году в расчет взносов за нефть, добываемую в Каспийском море, были внесены некоторые коррективы. В результате, льготная ставка остается в силе дольше.
По прежним условиям, когда накопленный объем добычи нефти достигал 10 миллионов тонн, с первого числа следующего месяца нельзя было применять нулевое значение коэффициента. Теперь этот объем составляет 15 миллионов тонн.
В сравнении с предыдущим годом, в 2016 увеличилось базовое значение. Если раньше оно составляло 766 рублей за тонну, теперь это 857 рублей. Эта разница указана в пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ .
Налоговой базой для плательщиков, занимающихся горными разработками и другими видами добычи, считается стоимость полезных ископаемых, полученных в течение календарного месяца.
Именно этот срок, согласно порядку выплат НДПИ, определен как отчетный период. Связанные с отчетностью и непосредственно уплатой операции регламентируются по статьям с по НК РФ.
Если предприятием извлекается углеводородное сырье или уголь, в качестве налоговой базы рассматривается количество полученных полезных ископаемых.
Если разработки только начаты на морском месторождении, стоимость полученного сырья рассчитывается в другом порядке, согласно статье 340.1 НК РФ .
О новых участках недр сотрудники налоговой службы сообщают в органы, уполномоченные следить за показателями запасов полезных ископаемых.
Для расчета стоимости извлеченных продуктов есть три способа.
Если доставка материалов осуществляется самим поставщиком, прибыль от реализации уменьшается. Потребуется учесть такие затраты, как оплата топлива, таможенных пошлин, страховые перечисления.
Сумма для уплаты НДПИ начисляется в виде процентов от стоимости полученных полезных ископаемых. Эти проценты равняются налоговой ставке.
При налогообложении добычи газового конденсата и нефти, для вычислений потребуется перемножить два значения:
Налог на добычу полезных ископаемых начисляется за налоговый период для каждого вида веществ в отдельности.
Выплаты осуществляются за получение материалов из недр, а также потерь или отходов горнодобывающего, или другого производства.
В общей сложности, налоговая выплата формируется из суммы начислений по добыче каждого отдельного вида полезных ископаемых.
В некоторых случаях налог насчитывают по каждому участку разработок. Эту сумму можно рассчитать и из общей выплаты. Для этого нужно знать долю извлеченных полезных ископаемых на определенном участке от общего объема добычи.
Согласно Законодательству РФ, недра могут использоваться для ряда целей.
Плательщики налоговых сборов – это физические и юридические лица, занятые данным видом деятельности. Все остальные виды деятельности под налогообложение не попадают.
Плательщики не всегда могут сразу отнести добываемый продукт к одному из видов полезных ископаемых. При определении конкретной группы нужно учитывать международные, государственные и региональные стандарты.
Определенную роль играют и требования, установленные самим предпринимателем. Однако на практике ориентируются всегда на самые высокие стандарты.
Критерии, установленные предпринимателем, актуальны только в отсутствие региональных. Точно также между региональными и государственными стандартами приоритет – последние.
Когда плательщик вносит сумму НДПИ, 40% средств идет в федеральный бюджет. Большая часть – 60% – поступает в бюджет субъекта РФ. Стоит отметить, что это не относится к добыче углеводородного сырья, а также общераспространенных ископаемых, таких как глина или песок.
Если добыча ведется на территории автономного округа, который считается частью региона, средства распределяются на основании договора, заключенного между областью и автономной зоной.
При извлечении углеводородного сырья, вся сумма налога перечисляется в федеральный бюджет. Если выплата осуществляется по добыче общераспространенных ископаемых, все деньги перечисляются в доход субъекта.
При ведении разработок за пределами территории РФ, а также под эти условия попадают континентальный шельф и исключительная экономическая зона, средства идут в федеральный бюджет.
Налог на добычу полезных ископаемых относится к обязательным выплатам.
Налоговой базой в зависимости от вида ресурсов считается стоимость или количество полученных продуктов. Налог начисляется для каждого вида полезных ископаемых в отдельности.
Плательщики НДПИ – это индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся разработкой недр и извлечением определенных ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых: Ставка и изменения в 2017 году
Налог на добычу полезных ископаемых 2017 года рассчитывается исходя из конкретного типа каждого природного ресурса, а также с учетом специфики исчисления налоговой базы и установленных ставок для полезных ископаемых. Какие источники права могут при этом использоваться и каков алгоритм определения величины НДПИ, которая подлежит уплате в бюджет?
Не могут рассматриваться как объекты, облагаемые рассматриваемым налогом (п. 2 ст. 336 НК РФ):
Объем добытых ископаемых напрямую влияет на формирование налоговой базы.
Рассчитывается база, о которой идет речь, плательщиком самостоятельно (пп. 1, 2 ст. 338 НК РФ). Она определяется как:
Объемы добытого сырья исчисляются по нормам ст. 339 НК РФ. Налоговая база по каждому извлекаемому ископаемому (в соответствии с классификацией по ст. 337 НК РФ) определяется отдельно. Если для одного и того же ископаемого установлены разные ставки (и дополняющие их коэффициенты), определяется отдельная база в соотнесении с каждой ставкой.
Сумма НДПИ рассчитывается (п. 1 ст. 343 НК РФ):
Выше мы отметили, что наряду со ставкой для того или иного ископаемого (как правило, для нефти) могут устанавливаться дополнительные коэффициенты. В этом случае формула исчисления НДПИ для соответствующего полезного ископаемого может быть существенно более сложной (с точки зрения определения значения какого-либо коэффициента или их группы) и требовать использования источников права, дополняющих НК РФ.
Для каждого извлеченного ископаемого исчисляется отдельная сумма налога, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 343 НК РФ).
Окончательная сумма НДПИ может быть исчислена с учетом вычетов, предусмотренных ст. 343.1 и 343.2 НК РФ. В соответствии со ст. 343.1 плательщик НДПИ вправе уменьшить налог на обоснованные и подтвержденные расходы, имеющие отношение к обеспечению охраны труда при добыче ископаемых. Положения ст. 343.2 НК РФ позволяют в установленном порядке уменьшить НДПИ нефтяникам из Татарстана или Башкортостана.
Можно отметить, что расходы на добычу полезных ископаемых, в частности нефти, могут браться в расчет уже на уровне исчисления ставок по НДПИ. Так, чтобы учесть разницу в себестоимости нефти на разных месторождениях, нефтяные ставки корректируются на группу коэффициентов Дм (подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ). Получается, что величина НДПИ зависит не только от прямых расходов фирмы на охрану труда: она также фактически прямо пропорциональна размеру потенциального дохода от продажи нефти (коэффициент Кц) и обратно пропорциональна затратам на ее добычу (коэффициент Дм).
Примеры расчета НДПИ смотрите в материалах:
Уплачивать НДПИ нужно по месту нахождения каждого месторождения ископаемых. Если добыча ведется за рубежом, платить налог нужно по месту регистрации фирмы или ИП. Если налог нельзя исчислить на каждом из месторождений, необходимо рассчитать его исходя из долей ископаемого, добываемого на месторождениях, на которых возможен расчет, по отношению к общему добытому количеству соответствующего сырья. НДПИ уплачивается ежемесячно до 25-го числа месяца, который идет за очередным налоговым периодом — предыдущим месяцем (ст. 341, 344 НК РФ).
Плательщик НДПИ должен предоставлять в ФНС РФ ежемесячную декларацию до конца месяца, который идет за отчетным. Подаваться данный отчетный документ должен в отделение ФНС по месту регистрации налогоплательщика. Форма декларации по НДПИ утверждена приказом ФНС РФ от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197.
Процедура определения размера НДПИ основана на положениях главы 26 НК РФ и дополняющих положения НК РФ нормативных актов, как правило ведомственных. Соответствующий налог исчисляется отдельно по каждому из ископаемых в соответствии с установленными для них ставками и коэффициентами, а также на основе налоговой базы — в виде количества или же стоимости добытого ископаемого. Налоговый период по НДПИ — месяц.