Rab регулирование в электросетевых организациях. Сравнение метода «Затраты плюс» и «RAB-регулирование». Регулятор выбирает правила

Rab регулирование в электросетевых организациях. Сравнение метода «Затраты плюс» и «RAB-регулирование». Регулятор выбирает правила

Позволит стимулировать компании к инвестициям в сетевую инфраструктуру. Такое мнение высказал президент Украинского национального комитета CIGRE, экс-замминистра энергетики Александр Светелик, пишет

"RAB-регулирование - это система стимулирования компаний работать эффективно. RAB-регулирование - это не то, что европейская, это общемировая практика, это очень прогрессивный метод установления тарифов для поставляющих компаний. То есть компании начинают работать на экономику – для себя и на надежность электроснабжения потребителя. Они заинтересованы в том, чтобы их сети были устойчивы, чтоб они работали надежно, безопасно, чтоб не было отключений", - отметил эксперт.

По его словам, критика RAB-регулирования преимущественно связана с общим состоянием энергетики сегодня.

"Энергетика в загоне. У нас критическое состояние сетей и министерство всегда показывает, что сработка ресурсов очень большая. Поэтому тут нет никаких секретов – сети надо восстанавливать, сети надо ремонтировать и эксплуатировать, развивать, оптимизировать, потери надо уменьшать - все это требует денег. Если в это не вкладывать, то сеть ляжет, и мы нарушим нормальное электроснабжение", - добавил он.

По его мнению, когда Украина внедрит RAB-регулирование тарифов, энергокомпании будут заинтересованы в том, чтобы оптимизировать свои затраты, максимально их снижать, не нарушая электроснабжение "А если они будут снижать свои затраты на распределение электроэнергии... за счет оптимизации сети, нормального построения, можно снизить потери. Сегодня энергоснабжающие компании не заинтересованы в этом снижении. Регулятор все равно считает все их затраты, ставит какую-то рентабельность и каждый месяц регулирует. RAB-регулирование дает возможность пять лет компании самой делать свою экономику, оптимизировать работу электросети и при этом обеспечить надежность электроснабжения, то есть услуги, комфорт для потребителя", - считает Светелик.

Вместе с тем он отметил, что размер ставок RAB-регулирования должен быть основан на экономических расчетах, а не сторонних оценках. "Как считать экономику работы энергоснабжающих компаний - это лучше всего знает НКРЭКУ... Эта ставка не должна быть ниже банковских кредитов, то есть, чтобы не было выгоднее положить деньги на депозит, чем вкладывать в развитие", - уверен он.

Эксперт высказал надежду, что Нацкомиссия будет контролировать использование денег, которые получит компания в виде инвестиций. "И этот механизм предусматривает очень жесткий контроль, и комиссия должна показать всем, что эти все средства, которые туда вложат, они будут под контролем и что это действительно деньги, которые будут инвестированы в развитие сетей и улучшение электроснабжения наших потребителей", - резюмировал он. Как известно, 11 января в Украине вступает в силу нормативная база, согласно которой энергопоставщики областей (облэнерго) и водоснабжающие компании (водоканалы) переводятся на стимулирующее регулирования тарифов (RAB).

Согласно постановлению №972, норма доходов для облэнерго составляет 12,5%. RAB-регулирование – это система тарифообразования, которая предусматривает учет объемов вложенных инвестиций предприятий, возможности их возврата и окупаемые затраты на производство услуг, что призвано мотивировать поставляющие компании к снижению расходов и потерь энергоносителя в сетях. По словам ряда аналитиков, такая в долгосрочной перспективе.

Ю.В. Зеленский , президент некоммерческого партнерства «Прайм Актив Групп» (г. Владивосток), Е.В. Кириченко , руководитель группы инвестиционного проектирования и тарифного регулирования НП «Прайм Актив Групп» (г. Владивосток), http://www.p-a-g.ru/

Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 г. № 231-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации от 7 июля 2008 г. № 11931) утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - Метод RAB, как его назвали авторы метода от англ. Regulatory Asset Base ), разработанного специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры.

Согласно многочисленным заявлениям высокопоставленных лиц, можно ожидать перехода всех электросетевых организаций на регулирование по методу RAB с 2011 г., при этом не озвучивается каких-либо преференций по уровням экономического развития регионов. В связи с этим, сотрудникам регулирующих органов на местах необходимо быть во всеоружии в тот момент, когда экономисты энергосетевых компаний принесут предложения по тарифам, рассчитанные по новому методу.

Смысл метода RAB

Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.

Именно на этом этапе рассуждений о новом методе возникает конфликт интересов компании и потребителей. С одной стороны, компания получает дополнительные источники финансирования программ развития или поддержания своего сетевого хозяйства, с другой стороны, потребители получают электроэнергию по повышенным тарифам. При этом широко оглашаемые позитивные влияния нового метода на качество предоставляемой услуги по энергоснабжению достаточно сложно отследить и показать (электроэнергия либо подается, либо нет). Возникает предположение, что метод RAB выгоден исключительно энергосетевой компании, которая получила инструмент для повышения НВВ, соответственно и тарифа.

В поддержку сделанного вывода можно привести факты значительного роста стоимости электроэнергии в районах пилотного перехода на метод RAB (например, в г. Тверь), неоднократные судебные разбирательства потребителей-предпринимателей с энергосетевыми компаниями, перешедшими на метод RAB (например, с ОАО «МРСК Центра и Приволжья»). Однако, поскольку на новую систему тарифообразования переходить все-таки необходимо, критически важно понять - почему механизм тарифообразования, доказавший свою эффективность во многих странах, повлек столь негативные последствия при его реализации в российских условиях.

Именно с этой целью нашими экономистами были выполнены необходимые расчеты в соответствии с приведенными в Методе RAB формулами. Признаемся, что для нас стала полной неожиданностью выявленная при использовании данных формул неадекватная "пилообразная" динамика изменения как прибыли компании от деятельности по транспортировке электроэнергии (рис. 1), так и прогнозных тарифов (рис. 2).

Рис. 1. Динамика изменения прибыли Рис. 2. Динамика изменения тарифа
от передачи электроэнергии на содержание сетей

Рис. 3. Ежегодный возврат инвестированного капитала.

Выполненный нами анализ математического аппарата Метода RAB показал, что некоторые формулы, приведенные в разделе 2.3 опубликованного текста Метода RAB, содержат ошибки и не соответствуют декларированному и совершенно корректному смыслу методики.

Интересно, что неточности опубликованных формул Метода RAB и "пилообразная" динамика расчетных параметров выявляются именно при долгосрочном прогнозировании, выполненном нами, и поэтому угрозу эффективному применению рассматриваемой методики создает то обстоятельство, что на практике расчеты проводятся только для первого регулируемого периода, когда неадекватность динамики параметров не будет явно заметной.

В данной статье мы не будем обсуждать экономический смысл параметров и расчетных моделей метода RAB, поскольку экономисты регулирующих органов хорошо понимают эти основы тарифного регулирования. Мы остановимся непосредственно на неточностях в формулах метода RAB, обнаруженными нами.

Неточности формул в Методе RAB

Покажем ошибочность записи формулы для расчета возврата «старого» инвестированного капитала: (12)

Расчеты показали, что наличие в формуле (12) дополнительного множителя i - i0 приводит к нарушению экономического смысла возврата инвестированного капитала, и возврат осуществляется не равными частями, а «пилообразно».

Так, в 1-й год периода регулирования возврата капитала не будет вовсе, поскольку i0 - i0 = 0, во 2-й год будет возвращен 1 размер, в 3-й год - 2 размера, в 4-й год - 3 размера и в 5-й год - 4 размера . При переходе к следующим долгосрочным периодам регулирования описанная ситуация повторится (рис. 3). Легко подсчитать, что при таком расчете за 35 лет инвестор возвратит не 35, а 64 размера !

Неточность содержит и формула (13) для расчета возврата инвестиций:

Ошибка заключается в интервале суммирования. Согласно Методу RAB возврат инвестиций в году i производится исходя из размера имеющегося на начало этого года инвестированного капитала, при этом делается допущение, что каждая «порция» инвестиций отнесена на конец года, в котором она произведена, в силу чего возврат инвестиций начинается со следующего года. Формула же (13) означает, что расчет возврата инвестиций в году i учитывает инвестиции этого же года. В итоге применение формулы (13) на практике искажает результат расчета НВВ и ведет к учету избыточного размера ежегодно возвращаемых инвестиций.

Наконец, в Методе RAB неточности содержит формула (10) для расчета включаемых в необходимую валовую выручку организации в период регулирования ежегодных размеров дохода на инвестированный капитал:

Формула (10) содержит два типа неточностей.

Первая неточность связана с использованием показателя :

1) как легко видеть, непосредственный расчет показателя по приведенной для него формуле (12) позволяет учесть суммарный возврат инвестированного капитала с года i0 до года i - 2, а не до года i - 1 включительно, что искажает равномерную закономерность возврата капитала;

2) замена же в расчете необходимой валовой выручки показателя на корректный показатель требует замены и в формуле (10) показателя на .

Вторая неточность связана с использованием показателя . Методом RAB декларировано, что представляет собой сумму всех уже произведенных за период с года i0 до года i - 1 включительно возвратов по всем инвестициям за этот период. Однако непосредственный расчет показателя по приведенной формуле (13) на самом деле позволяет учесть лишь возврат инвестиций в году i. Но, во-первых, размер возврата инвестиций в году i исходя из смысла формулы (10) вообще не должен в ней присутствовать, а во-вторых, учет вместо суммы произведенных за период с года i0 до года i - 1 включительно возвратов по всем инвестициям лишь одного годового возврата, по сути, означает, что инвестиции с годами «не изнашиваются», а база для расчета ежегодного дохода на инвестиции, произведенные к году i, для этих инвестиций в последующие годы регулярно восстанавливается, что приводит к завышению рассчитываемого ежегодного дохода на «новые» инвестиции.

Таким образом, опубликованные формулы метода RAB содержат объективные предпосылки к необоснованному повышению тарифов на передачу электроэнергии, поскольку в тариф закладывается завышенная доходность на капитал и избыточный его возврат. (С предлагаемыми исправлениями опубликованного текста Метода RAB можно ознакомиться в статье «Метод RAB в теплоснабжении - сюрпризы и задачи» в журнале «Новости теплоснабжения» № 6 (июнь) 2009 - прим. ред.)

Кому выгоден метод RAB?

Ввиду приведенных открытий относительно практики применения Метода RAB в России возникает очень важный вопрос - как поступать регулятору при утверждении тарифа по методу доходности инвестированного капитала? Стоит ли ему принять расчеты в соответствии с опубликованными формулами, содержащими ошибки, понимая, что потребители заплатят завышенную цену, или же стоит требовать корректных и справедливых расчетов, которые не совсем соответствуют утвержденным расчетным формулам?



Оклей П.И.,
технический директор
ОАО «Холдинг МРСК»

1 января 2009 г. в соответствии со Стратегией развития распределительного сетевого комплекса России осуществлён переход по 9 «пилотным» проектам на систему регулирования тарифов передачи электроэнергии по методу RAB .

Regulatory Asset Base (метод доходности инвестированного капитала) – это новый метод тарифного регулирования, предполагающий формирование тарифов на основе долгосрочного регулирования. Принципиальная новизна метода в том, что он устанавливает возможность для регулируемой компании получения прибыли, адекватной инвестированному в компанию капиталу.

Рассмотрим основы формирования тарифа по методу RAB . Главным параметром метода RAB , определяющим доход компании и регулируемый тариф, является необходимая валовая выручка (НВВ ), рассчитываемая как сумма производственных расходов компании, дохода на инвестированный капитал и возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал при этом подразделяется на «старый» и «новый». «Старый» – инвестированный капитал до перехода на систему регулирования по методу RAB , «новый» – после.

В первом году регулирования сетевая компания получит доход на весь инвестированный капитал, но в последующие годы база для определения дохода на инвестированный капитал ежегодно будет снижаться на величину возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал возвращается в течение нормативно установленного срока.

Таким образом, ежегодный доход сетевой компании, помимо компенсации производственных расходов, формируют две составляющие: фиксированный ежегодный возврат капитала и ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал. Ставка доходности при этом устанавливается нормативно.

На период регулирования для компании может быть согласована инвестиционная программа, предусматривающая новые инвестиции («новый» инвестированный капитал). Капитал для каждой порции инвестиций будет возвращаться равными частями в течение срока возврата, при этом предполагается, что инвестиции относятся на конец года, в котором они произведены, поэтому их возврат начинается со следующего года.

Объём «старого» инвестированного капитала рассчитывается независимым оценщиком как стоимость замещения активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, с учётом физического износа. При этом данная стоимость должна быть скорректирована с учётом уровня загрузки мощностей и учитывать текущий уровень задолженности компании .

Производственные расходы сетевой компании подразделяются на:
- операционные расходы (подконтрольные расходы);
- расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в объёме, определяемом регулирующими органами (неподконтрольные расходы).

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ , устанавливаемой на очередной финансовый год с учётом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от планировавшихся значений параметров расчёта тарифов.

Экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы за прошедший финансовый год выросли на меньшую величину, чем это было предусмотрено регулирующими органами. При достижении экономии операционных расходов НВВ не пересматривается, что обеспечивает сетевой компании получение выгоды от экономии операционных расходов не только до конца долгосрочного периода регулирования, но и на следующий долгосрочный период регулирования.

При расчёте НВВ также используется индекс эффективности операционных расходов, который устанавливается на основе сравнительного анализа расходов в расчёте на единицу реализуемой продукции (удельных расходов) регулируемых организаций.

Регулирование методом RAB также предполагает зависимость платы за услуги сетевых компаний от качества оказываемых услуг, то есть привязку выручки компании к показателям надёжности энергоснабжения и качества обслуживания потребителей.

К настоящему моменту скорректирована нормативная база для реализации тарифного регулирования по методу RAB . Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Внесённые положения обеспечивают возможность применения новой методики формирования тарифа, основанной на доходности инвестированного капитала. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 26.06.2008 № 231-э утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.

Действующая сейчас система тарифообразования основана на принципе «затраты плюс». Тариф устанавливается ежегодно на основе затрат, которые смогла подтвердить регулируемая организация. Сетевые компании при таком регулировании заинтересованы в том, чтобы включить в тариф как можно больше затрат. При этом качество обслуживания потребителей не оценивается и не контролируется.

Как предполагается, внедрение метода доходности инвестированного капитала привнесёт ряд положительных моментов, оказывающих существенное влияние на развитие электросетевого комплекса страны. Вот основные из них:
- снижение субъективности в определении тарифов на услуги сетевых компаний и рост прогнозируемости их деятельности за счёт долгосрочного характера тарифообразования;
- стимулирование инвестиционных процессов;
- стимулирование сетевых компаний к снижению операционных затрат (так как они имеют возможность получать экономию в течение следующего периода тарифного регулирования);
- контроль качества оказываемых сетевой компанией услуг.

На рис. 1 наглядно представлены результаты расчёта НВВ гипотетической сетевой компании со следующими параметрами:
- размер «старого» инвестированного капитала 10 млрд руб.;
- ежегодные текущие контролируемые затраты 2 млрд руб., которые по факту снижаются ежегодно на 0,5%;
- ежегодные текущие неконтролируемые затраты 3 млрд руб., со временем не изменяются;
- ставка доходности на инвестированный капитал 12%;
- период возврата инвестированного капитала 35 лет;
- ежегодная инвестиционная программа составляет 90% свободного денежного потока до инвестиций в первый год, далее она ежегодно снижается на 3 процентных пункта;
- чистый денежный поток – средства, остающиеся в распоряжении предприятия, которые могут быть направлены, например, на выплату дивидендов.

В настоящее время новая система тарифного регулирования, основанная на методе доходности инвестированного капитала, активно обсуждается в печати. Внимание, как правило, сконцентрировано на преимуществах данной системы. Однако метод не прост в применении и характеризуется набором нюансов, связанных с расчётными процедурами, в силу чего опасно недооценивать сложность задачи корректного внедрения нового тарифного регулирования в сфере электроэнергетики. Поэтому в данной статье хочу уделить особое внимание существующим проблемам применения метода RAB на практике.

В первую очередь – проблемы нормативной базы:
1. В Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала присутствует поправочный коэффициент КНК – корректировка необходимой валовой выручки с учётом надёжности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчёту надёжности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг). В Методических указаниях указано только, что «данная величина не может превышать 3% от необходимой валовой выручки, установленной на долгосрочный период регулирования, в абсолютном выражении. Данная корректировка осуществляется после вступления в силу Методических указаний по расчёту и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надёжности и качества реализуемых товаров (услуг)». Предполагалось, что Методические указания по расчёту и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надёжности и качества реализуемых товаров (услуг), появятся к концу 2008 г. , однако пока НВВ сетевых организаций не привязывается к надёжности и качеству реализуемых ими услуг.

2. На сайте консалтингового портала ДФО справедливо замечено, что в Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала присутствуют математические ошибки. Ниже приведены формулы в соответствии с Методическими указаниями и описаны ошибки:
А. Ошибка в записи: «формулы (12)» для расчёта возврата «старого» инвестированного капитала:

Проблема заключается в имеющемся в формуле (12) дополнительном множителе

Применение данной формулы приводит к тому, что в опубликованном

методе RAB нарушается экономический смысл возврата инвестированного капитала.

За 35-летний период должно будет вернуться 1,8 инвестированного капитала, что, очевидно, некорректно.

Б. Неточность содержит и «формула (13)» для расчёта возврата инвестиций:

Расчёт размера имеющегося на начало года i инвестированного капитала должен учитывать только инвестиции, произведённые до года i – 1 включительно, так как предполагается, что инвестиции относятся на конец года, в котором они произведены.

В итоге формула (13) искажает результат расчёта НВВ и ведёт к учёту избыточного размера ежегодного возврата инвестиций.

В. «Формула (10)» содержит две неточности:

Поскольку расчёт возврата капитала по формуле (12) ошибочен, использование в расчёте НВВ корректного показателя ВИК требует замены в формуле (10) на ВИК

Расчёт показателя ВИi по формуле (13) позволяет на самом деле учесть лишь возврат инвестиций в году i . Во-первых, возвращаемые в году i инвестиции вообще не должны присутствовать в формуле (10). Во-вторых, учёт вместо суммы произведённых за период с года i 0 до года i – 1 включительно возвратов по всем инвестициям лишь одного годового возврата означает, что база для расчёта ежегодного дохода на инвестиции, произведённые к году i , для этих инвестиций в последующие годы регулярно восстанавливается, что приводит к завышению рассчитываемого по формуле (10) ежегодного дохода на «новые» инвестиции.

Г. При расчёте НВВ возникает проблема циклического расчёта: для определения налога на прибыль необходимо знать НВВ , которая, в свою очередь, зависит от налога на прибыль. Данная проблема решается преобразованием формул, в результате чего циклический расчёт не требуется.

Сегодня любой корректный расчёт, выполненный с исправлением формул, не является легитимным, ибо не соответствует нормативному документу. С одной стороны, необходимо начинать подготовку компаний к переводу их на метод RAB и использовать корректную методику расчёта, с другой стороны, нет оснований эту методику использовать, так как она противоречит нормативным документам. Поэтому в ближайшее время необходимо внести соответствующие изменения в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Другой тип проблем метода RAB связан с тем, что так или иначе установление тарифа по методу RAB субъективно, поскольку зависит от ряда показателей, определяемых регулирующими органами. Рассмотрим данные параметры, а также риски для сетевых компаний, связанные с некорректным определением параметров.

1. Размер инвестированного капитала при первом применении метода доходности инвестированного капитала устанавливается по результатам независимой оценки активов регулируемой организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности. При определении размера инвестированного капитала возникает следующая проблема: «В тех распредсетевых компаниях, где активов много, а потребителей мало, при формальном следовании методике тариф должен вырасти слишком сильно, да и столько денег компаниям не нужно. Для таких случаев будет предусмотрена процедура «оптимизации» базы, учитывающая загруженность сетей… Те, у кого рост тарифа был бы слишком большой, пока на RAB переходить не будут. И с RAB , и без него тарифы должны соответствовать потребностям сетевых организаций. Поэтому там, где тариф «зажат», его рано или поздно придётся доводить до необходимого значения.

Тариф по методу RAB как раз и является таким ориентиром» . Предварительные расчёты показали, что с целью недопущения значительного роста тарифа коэффициент, отражающий соотношение размера инвестированного капитала и балансовой стоимости активов, имеет сильный разброс значений (от 0,5 до 1,5) между региональными сетевыми компаниями (РСК) – филиалами межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК). Таким образом, МРСК попадают в ситуацию, когда часть филиалов переведена на регулирование по методу RAB , а у части филиалов тариф «зажат». В рамках одного юридического лица неминуемо происходит перекрестное субсидирование филиалов, в результате которого инвестиционный доход «проедается» «зажатыми» филиалами. С другой стороны, быстрый переход на регулирование по методу RAB при одновременном недопущении существенного роста тарифов несёт в себе риски недооценки стоимости активов сетевых компаний.

2. Ставка доходности на инвестированный капитал. Приказом ФСТ России от 15.08.2008 № 152-э/15 утверждены следующие нормы доходности на инвестированный капитал:
- на первый год первого долгосрочного периода регулирования – 6%;
- на второй год первого долгосрочного периода регулирования – 9%;
- на третий год первого долгосрочного периода регулирования – 12%.

Очевидно, что начиная с октября 2008 г. привлечь заёмное финансирование под такие ставки для сетевых компаний не представляется возможным. В случае привлечения заёмного капитала для финансирования инвестиционной программы сетевые компании неминуемо сталкиваются с отрицательным эффектом финансового рычага.

Очевидно, что такая ставка доходности едва ли будет стимулировать инвестиционные процессы в сетевых компаниях. Исключением является добровольный отказ акционеров от части принадлежащей им прибыли в пользу кредиторов.

Другая проблема, связанная с установлением ставки доходности, заключается в следующем: если на момент перехода на регулирование по методу RAB одна РСК уже имеет существенные заимствования, направленные на финансирование инвестиционной программы, а другая РСК собирается их получить, то данные РСК находятся не в равнозначных условиях. Для первой РСК произведённые инвестиции учитываются в «старом» инвестированном капитале, и эта компания получает ежегодно доходность 6, 9 и 12% соответственно в первый, второй и третий год. Другая РСК получает доходность на «новый» инвестированный капитал ежегодно по ставке 12%. Получается, что сетевые компании будут «наказаны» за «досрочное» стремление к развитию сетевой инфраструктуры.

Наконец, неясно, как сетевая компания сможет защититься от валютных рисков в случае валютных заимствований. Методические указания не предполагают возможность пересмотра размера такого инвестированного капитала – ни «старого», ни «нового».

3. Остаётся загадкой, как регулирующие органы определяют некоторые показатели, используемые в Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Пример – индекс эффективности операционных расходов и региональный коэффициент доходности. Известно, что «региональные коэффициенты доходности определяются регулирующими органами с учётом потребностей субъекта Российской Федерации в инвестициях. Региональные коэффициенты доходности применяются единой ставкой в отношении всех организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, и принимают нулевые или положительные значения».

4. Огромное значение имеет определение таких показателей, как базовый уровень операционных расходов, прогноз полезного отпуска и другие показатели. Например, ошибка в прогнозе полезного отпуска легко может обесценить все усилия по внедрению метода RAB и привести к заниженным (или к неоправданно завышенным) значениям прогнозируемых тарифов на транспортировку электроэнергии. Завышение прогнозного полезного отпуска – часто встречающееся явление на текущий момент. Методика позволяет компенсировать вероятные выпадающие доходы лишь через два года. Поэтому принципиально важно повысить качество прогнозирования электропотребления. В противном случае сетевая организация будет испытывать кризис ликвидности в ожидании момента, когда выпадающие доходы будут ей скомпенсированы.

Таким образом, эффективность внедрения регулирования по методу RAB будет во многом зависеть от разумных действий регулирующих органов.

Наконец, ещё ряд проблем, с которыми могут столкнуться сетевые компании при переходе на регулирование по методу RAB .

Одной из ключевых проблем внедрения метода RAB остается жёсткое ограничение роста тарифов – предельные тарифы. Это ограничение, пожалуй, является основной причиной, почему все сетевые компании не могут сразу перейти на регулирование по методу RAB .

Ещё одной проблемой является «согласованность» инвестиционных программ сетевых компаний. Потребности потребителей подвержены существенным изменениям, особенно в нестабильной экономической обстановке. Если в начале тарифного периода можно согласовать с областной администрацией и передать в регулирующие органы инвестиционную программу, то как быть, если со временем потребности изменились. Например, в кризисный период инвесторы отказываются от реализации многих строительных проектов, соответственно, строительство инфраструктуры (сетевых объектов) под них является бессмысленной тратой денег потребителей электроэнергии. Однако кто, как и в какие сроки должен инициировать корректировку инвестиционной программы, кто её должен согласовывать и как регулирующие органы будут её рассматривать и принимать – непонятно. Если данная проблема не будет проработана на законодательном уровне, мы рискуем закапывать деньги в песок. Отмена платы за технологическое присоединение усиливает перекрёстное субсидирование между потребителями сетевой компании, поскольку, например, строящиеся сетевые объекты нужны только некоторым потребителям электроэнергии, но оплачивать их строительство будут все потребители данной сетевой компании в течение 35 лет, так как периодом возврата инвестированного сетевыми компаниями капитала является 35-летний срок. Таким образом, необходимо чётко обозначить ответственность перед потребителями электроэнергии за то, что именно им «отдадут в ипотеку».

Постановление Правительства РФ от 21.04.2009 № 334 обязывает сетевые компании производить технологическое подключение потребителей (до 100 кВт) внезависимости от технологической возможности. Остаётся загадкой, как и кем такие инвестиции могут быть согласованы и приняты регулирующими органами, если учесть, что их невозможно спрогнозировать. Соответственно, вопрос о том, что послужит источником покрытия таких инвестиций, открыт.

Обсуждение в данной статье текущих проблем внедрения RAB -регулирования нисколько не уменьшает значимость и прогрессивность данного метода для энергетики России. Однако, как правило, все публикации в печати представляют регулирование методом RAB как панацею от всех бед энергетики. Например, встречаются такие высказывания: «…когда государство перейдёт на новую систему тарифообразования, то у всех, кто инвестирует средства в энергетическую отрасль, появятся государственные гарантии возврата этих средств через тарифную выручку, причём с определённой прибылью и в чётко определённые сроки. И прибыль тоже будет гарантироваться и контролироваться государством. Новый принцип тарифообразования станет, я считаю, настоящим прорывом» . Необходимо чётко понимать, что регулирование методом RAB не предоставляет никаких государственных гарантий. Не стоит никому впадать в эйфорию относительно метода RAB . Лучше понимать, с какими проблемами может столкнуться сетевая компания.

Как было ранее отмечено, метод RAB характеризуется сложностью расчётных процедур, но это – не самая главная сложность. Принципиально должны измениться принципы формирования финансово-экономической стратегии сетевых компаний.

Если раньше стратегия заключалась в ежегодном отстаивании на порогах регулирующих органов затрат сетевой компании по принципу «проси больше – получишь меньше», то теперь сетевые компании нуждаются в построении долгосрочной финансовой стратегии, инструментами которой являются долгосрочное прогнозирование и моделирование финансово-экономической деятельности предприятия.

Метод RAB – сложный метод тарифного регулирования. Многое зависит от того, как этим инструментом воспользуются сетевые компании. Внедрение регулирования методом RAB требует подготовки. В первую очередь это относится к высшему руководству сетевых компаний, которое должно изменить подходы к управлению предприятием.

Должны повыситься требования к профессионализму как менеджмента компаний, так и специалистов финансово-экономических подразделений, так как ответственность за принятие финансово-экономических решений возрастает, поскольку последствия таких решений будут носить долгосрочный характер. Если сетевая компания стремится стать эффективной и прибыльной, что в конечном счете выражается в её рыночной стоимости, ей нужна новая стратегия формирования производственной и инвестиционной программ, а также взвешенная дивидендная политика и политика привлечения заёмного финансирования.

Особое значение в данной ситуации приобретает внедрение системы контроллинга в каждой МРСК. Реализация блестящей финансово-экономической стратегии МРСК может быть сорвана из-за недостаточной управляемости компанией. В условиях регулирования методом RAB электросетевые компании должны не только сохранять финансовую устойчивость и обеспечивать высокую ликвидность и платёжеспособность, но и повышать эффективность своей деятельности. Это значит, что теперь финансово-экономическое управление компанией должно выйти за рамки формирования и контроля исполнения бюджета МРСК (годового бизнес-плана МРСК). В условиях RAB -регулирования прибыльность МРСК зависит не только от степени выполнения годового бизнес-плана (как в условиях тарифообразования по принципу «затраты плюс»), но и от выполнения ряда специфических технико-экономических показателей.

Внедрение системы контроллинга, таким образом, призвано обеспечить непрерывный мониторинг данных показателей деятельности МРСК для обеспечения выработки своевременных управленческих решений.

Литература
1. Бронников Е. RAB: новые возможности для энергокомпаний // Энергорынок. – 2008. – № 10.
2. Курбатов М. Мы выбрали сетевой комплекс потому, что здесь наблюдается острейшая потребность в инвестициях // Прил. к газете «Коммерсантъ». – 2008. – 15 апр.
3. Макрушин А.В. Переходить на новую систему тарифообразования в сетях – RAB – нужно, несмотря на все её сложности // ИА «Интерфакс». – 2008. – 6 мая.
4. Лукьянов П. Новый принцип тарифообразования по методике RAB станет, я считаю, настоящим прорывом... // Коммерческие вести. Омский деловой еженедельник. – 2009. – 18 февр.
5. Новиков С.Г. Эволюция тарифа // Российская газета. Федер. вып. – 2008. – 28 нояб.
6. Колбина Л. Метод возврата инвестиций найден // Эксперт-Урал. – 2008. – № 25.
7. p-a-g.ru (Консалтинговый портал ДФО).

Также по этой теме.


RAB-регулирование - термин в российской энергетике относительно новый, но уже эффективно работающий и показывающий положительные результаты.

* RAB (Regulatory Asset Base) или регулируемая база задействованного капитала – величина, которая устанавливается с целью регулирования тарифов и отражает рыночную стоимость активов компании с учетом их физического износа.

Другими словами, RAB-регулирование – система тарифообразования, в основе которой лежит долгосрочное регулирование тарифов для привлечения инвестиций в строительство и модернизацию сетевых инфраструктур с целью повышения эффективности работы сетевых организаций. В данном случае, чтобы реализовать региональные инвестиционные программы, сетевыми компаниями будут привлекаться и собственные и заемные средства. Регулятором тариф компании формируется таким образом, что она будет иметь возможность постепенного возврата инвестиционных средств и процентов на привлеченный капитал. Возврат заемных средств в данной схеме происходит как механизм ипотечного кредита – не за один год, а в течение 20 и более лет. Тариф тут устанавливается сроком от 3-х до 5 лет, что очень выгодно для инвесторов, потому как тем самым обеспечиваются стабильные и предсказуемые правила игры, снижающие их риски, а также стоимость капитала для сетевиков. Каждый год тарифы подвержены корректировке со стороны макроэкономических факторов, таких как инфляция, в случае ее входа за прогнозные показатели.

В первую очередь данная система регулирования нужна для того, чтобы привлечь в распределительные сети масштабные инвестиции и при этом не допустить резкого увеличения тарифов на услуги энергетических компаний. Система RAB-регулирования сделает возможным для компаний привлечение капитала в необходимых объемах, а потребителям даст шанс оплатить его не в один момент (во время текущего года), а в период длительного времени.

Сейчас рассмотрим более подробно, какие плюсы имеет система для всех участников процесса.

Что касается регионального развития, то новые мощности и строительство сетевой инфраструктуры позволит присоединить новых потребителей, соответственно, будет подготовлена база для отраслевого развития, открыты предприятия, созданы рабочие места. Таким образом, увеличится общее благосостояние региона.

Для бизнес - сферы схема RAB-регулирования работает таким образом, что все затраты и вложения акционеров и инвесторов неизменно возвращаются, при этом они получают гарантированный доход. Процент дохода определяется органами госрегулирования цен и тарифов во время установки тарифа по методу RAB.

Потребители в данном случае тоже не останутся в минусе. Мы не можем за счет разового вложения в развитие сетевой инфраструктуры обеспечить себя надежными поставками электроэнергии на всю жизнь. Зато произвести такие выплаты в рассрочку по силам для каждого. По системе нового тарифообразования энергетической компанией находятся средства, которые вкладываются в наше комфортное будущее, а мы в свою очередь на протяжении длительного времени, как при ипотеке, будем производить выплаты за электричество по вполне приемлемым ценам установленным государством.

Так как тариф основан на методе возврата и последующего дохода от вложений, энергетические компании имеют возможность привлекать дополнительные инвестиции за средства кредиторов.

Оценка капиталовложений компаний определяется независимыми экспертами. Она основана на справедливой реальной рыночной цене, которая была затрачена на строительство энергетических объектов. Государством гарантирован процент дохода на вложения, поэтому у энергокомпаний появляются дополнительные средства, которые можно направить на развитие сетей.

В виду того, что тариф стабилен на протяжении 3-5 лет, у сетевиков есть возможность прогнозирования своих расходов и доходов на несколько лет вперед, что способствует планомерному снижению критичного процента в износе оборудования. У организаций появляется стимул для снижения издержек, потому что те средства, которые они сэкономили возможно сохранить у себя, в отличие от прежней системы тарифообразования «Затраты +».

У старой затратной схемы в качестве источника финансирования инвестпрограмм выступал тариф. В нем закладывались инвестиционные составляющие и учитывались расходы, связанные с амортизацией. Например, какая-либо энергокомпания заработала по данным пунктам в течение года один миллион рублей, в таком случае именно столько составят инвестиции в развитие в годовой промежуток.

Механизм RAB определенно сложнее. Источник финансирования в данной системе тоже тариф. Чтобы сформировать инвестиции, в данном случае есть возможность использования всего дохода на инвестированный капитал, а также той части его возврата, которая направлена на покрытие амортизации имущества. Но эти средства не расходуются непосредственно на инвестиции, а направляются в сферу обслуживания заемных средств.

Например, энергетической компанией за год был заработан миллион на инвестиции. Но в ситуации с RAB-регулированием эти средства не идут на реконструкцию сетей, а используются для получения кредита в пять миллионов, в свою очередь заработанный миллион тратится на погашение этого кредита на протяжении года. Пять миллионов дают возможность осуществления масштабного обновления, что снижает издержки и увеличивает доход. Таким образом, в следующем году на инвестцели компания получит не миллион, а полтора, которые может направить на погашение старого кредита или же оформить новый. Размер нвестпрограммы по такой схеме увеличивается с каждым годом.

Большая разница этих систем в сроках установления тарифа. В «Затратах+» он действует 1 год, по новой программе – 3-5 лет. За этот срок компания сокращает издержки, но работа продолжается по утвержденному тарифу. То, что сэкономлено, идет на прибыль. Это является стимулом для снижения операционных расходов.

Но тариф в этой схеме не так постоянен, как хотелось бы, на него могут влиять макроэкономические показатели. Увеличением или урезанием тарифа власти имеют возможность осуществлять наказание или поощрение сетевой компании за выполнение инвестпрограммы, надежную передачу электроэнергии и качество обслуживания.

Описанная схема не является идеальной, но потенциал у нее немаленький. Впервые ее применили в Великобритании в конце 1980-х гг., когда происходили процессы приватизации электросетей и либерализация рынка электроэнергии. В это время государством RAB-регулированием было предложено 14 компаниям, в итоге все они значительно снизили издержки и увеличили инвестиции. Эту схему считают образцом, прежде всего, применимо к электрическим сетям, системам водоснабжения и связи.

В 90-е годы RAB-регулирование распространилось в Канаде, США, Австралии и многих странах Западной Европы. А в 2002 году ЕС обязал страны Восточной Европы распространить у себя данный механизм. На RAB перешли Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария и некоторые другие государства.

В России работа по введению этой модели началась еще в 2003-2005 годах, когда формировался электросетевой комплекс страны. В это время провели необходимые исследования, разработали методические рекомендации, подготовили законодательную базу. Правительством было принято решение о переходе на новую систему тарифообразования. Так, Энергетическая стратегия России до 2030 года основным вектором развития страны ставит создание инновационного и эффективного энергетического сектора, который будет удовлетворять потребности растущей экономики в энергетических ресурсах и соответствовать внешнеэкономической политике страны.

Основной мотив перехода на новую систему тарифообразования – необходимая модернизация сетевого комплекса, износ основного фонда. На то время мощности были изношены до предела и нуждались в кардинальном обновлении. Данные Министерства регионального развития показывали, что котельные износились на 55%, коммунальные сети водопровода – на 65%, канализация и тепловые сети – на 63%, электрические сети – на 58%, водопроводные насосные станции – на 65%. У отдельных муниципальных образований износ инфраструктуры составлял 70-80% и с каждым годом увеличивался. Поэтому, переход на RAB - мера приоритетная и необходимая.

На старте в нашей стране новая модель столкнулась с рядом трудностей. По времени начало внедрения совпало с финансово-экономическим кризисом, одним из последствий которого стал спад в промышленном производстве, что существенно замедлило рост энергопотребления. Крупные потребители отказались от амбициозных программ развития производства, это скорректировало все инвестпланы сетевиков. На практике внедрение RAB оказалось делом не таким уж простым. Новая методика включает доход инвестиций не более 12%, банки же давали кредиты под 15-18%. Брать заем в 18%, имея доход в 12%, не захочет ни одна компания. Метод будет иметь эффективность только в том случае, когда банковская ставка составит меньше 9%.

Но эти проблемы носили временный характер и механизм RAB- регулирования начал активное распространение в России. Так, уже в 2010 году по этой системе стали работать филиалы ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», также ее успешно внедрили «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга).

Первые положительные результаты не заставили себя долго ждать. «Белгородэнерго» с переходом на новую систему обеспечило себе материальный прирост в 29,1% уже на первом году внедрения, тогда как в предыдущем эта цифра составляла 20,6%. Были инвестированы средства в 4 раза больше, по сравнению с прошлым годом.

Еще лучшие результаты показала компания «Тверьэнерго». Здесь инвестиционный капитал увеличился на 65%, а операционный расход только на 19%. А в 2011 году по методу RAB работали уже 58 филиалов Холдинга МРСК из 69. Переход на эту систему осуществляется быстрыми темпами.

Несмотря на определенные трудности внедрения и применения нового метода в России его плюсы, возможности и перспективы очевидны. Прежде всего, они заключаются в формировании инвестпрограмм, учитывая потребности региона и развитие сетевой структуры. RAB – это возможность существенно увеличить инвестиционные программы, несмотря на ограничение роста тарифа ЖКХ. RAB – это стимул для сетевых организаций к повышению надежности и качества в обслуживании потребителей. Предусматривая долгосрочный тариф, RAB дает определенную свободу в планировании ресурсов и правильно распределяет возможности организации и региона. RAB обеспечивает прогрессирование энергетической отрасли. А развитая, мощная энергоструктура – залог развития бизнеса и экономики страны.

Пока Украина выходила из зимних праздников, "Урядовий кур"єр" 10 января опубликовал неприметный, но важный документ. Он будет влиять на жизнь и семейные бюджеты миллионов украинцев. И точно будет влиять на украинскую электроэнергетику.

Речь идет о публикации постановления Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая вводит RAB-регулирование для распределительных компаний - облэнерго.

Переход облэнерго на RAB-регулирование несколько лет является темой острых споров между политиками и экспертами. Например, премьер Владимир Гройсман несколько раз подчеркивал, что по существующей методике вводить RAB-тариф недопустимо.

Что не так с этим RAB-ом? Почему Нацкомиссия на нем настаивает? Как это касается украинских олигархов? И почему об этом стоит знать украинцам, потребляющим электричество?

Что случилось?

Это означает, что государство завершило создание нормативной базы для перевода украинских энергокомпаний на так называемое RAB-регулирование. НКРЭКУ сможет ввести его со следующего квартала.

Журналисты и эксперты часто применяют другие подобные определения - RAB-тарифы или "стимулирующие" тарифы . Это одно и то же.

Как это повлияет на потребителей электроэнергии?

Напрямую - никак. Однако RAB-регулирование влияет на цену услуг ряда компаний.

RAB вводится для компаний, которые распределяют электроэнергию, то есть доставляют ее от производителя к потребителю. Потребителю они известны как облэнерго, именно они работают с населением.

Большинство этих компаний являются частными и принадлежат Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, братьям Суркисам, Константину Григоришину и группе VS Energy, которая принадлежит россиянам (Михаилу Воеводину, Евгению Гиннеру, Сергею Шаповалову и Александру Бабакову. Государство тоже имеет долю в ряде облэнерго, в некоторых - подавляющую.

Услуги таких компаний формируют часть счета за электроэнергию. Именно поэтому изменение методики оценки услуг таких компаний повлияет на квитанцию ​​каждого украинском.

Зачем нужны RAB-тарифы?

Распределительным компаниям нужно обновлять инфраструктуру. Речь идет об объектах, которые каждый так или иначе использует, когда потребляет электроэнергию: провода, опоры, трансформаторы.

Все это требует периодического ремонта, обновления и модернизации, восстановления после непогоды.

Среднее время эксплуатации распределительных электросетей в Украине превышает 40 лет. Инфраструктура изношена на 60-85%.

Нагрузка на электросети возрастает. Пользователи чувствуют это в виде низкого вольтажа и отключений электроэнергии.

Модернизация необходима была еще вчера. Для нее нужны суммы, измеряемые миллиардами гривен.

По словам чиновников НКРЭКУ, введение стимулирующего тарифообразования позволит владельцам облэнерго модернизировать инфраструктуру.

Регулятор утверждает, что RAB-тарифы позволят также заинтересовать инвесторов вкладывать средства в модернизацию инфраструктуры и покупку государственных долей облэнерго.

Допустим, что это нужно. Как они работают?

Аббревиатура RAB происходит от термина Regulatory Asset Base - регуляторная база активов. Отсюда происходят все другие термины, обозначающие то же: RAB-регулирование, RAB-тарифы или "стимулирующее тарифообразование".

Регуляторная база активов - это собственные мощности облэнерго, которые предприятие использует для распределения электроэнергии. Это столбы, трансформаторы, провода - все, что образует сетевую инфраструктуру.

По новым нормам, теперь облэнерго смогут гарантированно получать определенный уровень доходности, который будет высчитываться от стоимости активов. И здесь важно различать, что есть уже существующие активы в облэнерго, а есть те, которые они еще не создали - новые.

Постановление НКРЭКУ устанавливает для обоих одинаковый уровень доходности - 12,5%. Это означает, что в свои тарифы облэнерго ежегодно будут закладывать 12,5% стоимости своих активов - старых и новых.

Если еще проще - речь идет фактически о стоимости самих облэнерго. Например, если облэнерго стоит 1 млрд грн, то компания сможет заложить в тариф на распределение электроэнергии 125 млн грн.

А как облэнерго работают сейчас?

В Украине облэнерго и все монополисты, деятельность которых регулирует НКРЭКУ, работают по принципу "затраты+".

Тариф облэнерго утверждает НКРЭКУ. Комиссия использует данные о расходах, необходимых для осуществления деятельности монополиста.

Регулятор может не утвердить часть расходов облэнерго, если посчитает их необоснованными. К обоснованной сумме расходов комиссия добавляет несколько процентов "нормы прибыли".

Вроде все хорошо: регулятор проверяет, не закладывает ли монополист лишних расходов, следит, чтобы его прибыль не превышала нормативную и потребители не платили чрезмерно. Все довольны.

На самом деле картина несколько сложнее. Тарифообразование по схеме "затраты+" стимулирует облэнерго раздувать свои расходы.

Например, если утвержденная НКРЭКУ норма прибыли составляет 3%, то нормативная прибыль на расходы в размере 1 млрд грн составит 30 млн грн. С 2 млрд грн - 60 млн грн.

Итак, при сегодняшней модели тарифообразования облэнерго заинтересованы в раздувании расходов и не заинтересованы в уменьшении потерь электроэнергии в сетях. Ведь если эти потери будут уменьшены, то уменьшится и сумма, которую они получают как "норму прибыли".

Чем RAB лучше?

RAB-тарифы при правильном внедрение стимулируют облэнерго к сокращению расходов и модернизации сетей.

Если компания будет знать, что за следующие пять лет она заработает фиксированную сумму - процент стоимости ее активов, она будет заинтересована становиться более эффективной.

Опыт развитых стран свидетельствует о высокой эффективности стимулирующего регулирования.

Например, Великобритании удалось вдвое сократить расходы распределительных компаний и тарифы на передачу электроэнергии за 15 лет. В Румынии изношенность активов уменьшилась с 75% до 48% в течение 2004-2011 годов.

Кроме того, в развитых странах RAB-тарифы предоставляются с целью улучшения качества услуг: уменьшение количества отключений потребителей, улучшение качества электроэнергии.

Однако RAB - сложный инструмент. Для достижения таких результатов его нужно должным образом внедрить.

Допустим, что это так. Почему тогда вокруг решения НКРЭКУ столько шума?

Регулятор заложил в методику установления RAB-тарифов доходность для облэнерго на уровне 12,5% годовых и на новые инвестиции, и на старые активы.

Вероятно, процент доходности для обоих типов активов должен быть разным. Старые активы уже оплачены потребителями через тариф, а их поддержка стоит меньше, чем создание новых. Однако регулятор назначил одинаковую доходность для всех активов.

Такое решение переводит выплату 12,5% стоимости активов облэнерго на потребителя.

Если облэнерго оценено, например, в 9 млрд грн, было приватизировано несколько лет назад за 300 млн грн, и его владелец не вкладывал средства в модернизацию инфраструктуры, то назначение такой доходности не является обоснованным.

12,5% от 9 млрд грн будет составлять 1,125 млрд грн. Иными словами, владелец облэнерго получит более 1 млрд грн, не вложив никаких средств в инфраструктуру, которую он приватизировал по заниженным ценам.

Теперь о новых активах. Вероятно, 12,5% доходности на новые активы - это мало. Такой уровень доходности не будет способствовать привлечению средств инвесторов или кредитов для расширения или модернизации сетей.

Причина банальна: инвестору выгоднее положить эти деньги на депозит, ведь доходность депозита в Украине выше 12,5%.

Подождите, а кто оценивал облэнерго? Откуда эти 9 миллиардов?

Чем больше стоимость регуляторной базы активов, тем больше будет утвержден доход на эти активы.

Оценкой стоимости активов облэнерго занимается Фонд государственного имущества. Он утверждает методологию оценки. Методология определяет, сколько стоят распределительные компании, а следовательно - сколько дохода они будут получать.

В 2017 году чиновники фонда решили пересмотреть методологию оценки активов облэнерго. Одно изменение в формуле увеличило их стоимость вдвое, а значит - вдвое увеличились тарифы для потребителей.

"Введение RAB-тарифов повысит цену на электроэнергию", - сказал в 2016 году председатель НКРЭ Дмитрий Вовк. Тогда он прогнозировал, что рост составит 10%.

Собеседники на энергетическом рынке рассказывают, что рост может быть более существенным.

По подсчетам эксперта Андрея Геруса, тарифы облэнерго в результате введения RAB-тарифов вырастут втрое и суммарно составят до 30 млрд грн в год.

При этом рост тарифа не обязательно ляжет на плечи населения. Кроме населения, в Украине есть небытовые потребители: предприниматели, малый, средний, крупный бизнес, бюджетные учреждения и организации.

На кого возложат рост тарифа - определит комиссия. Возможно, поделят на всех.

Когда это вообще начнёт работать?

НКРЭКУ сможет утверждать RAB-тарифы для облэнерго с апреля 2018 года. При этом облэнерго должны соответствовать ряду критериев.

В частности, в них не должно быть задолженности перед ГП "Энергорынок". Кроме того, компаниям придется проводить общественные слушания по поводу утверждения RAB-тарифа.

Таким образом, регулятор будет решать, какие облэнерго получат новый тариф, а какие будут работать по схеме "затраты+".

Хорошо. Если модернизация нужна, но решение НКРЭКУ плохое, то как быть?

Разница между плохими и хорошими решениями часто заключается в деталях. В случае с RAB-тарифами речь идет прежде всего о нормативных процентах доходности на старую и новую базы активов.

Для старых активов их нужно существенно уменьшить. Для новых активов норму доходности следует увеличить. Насколько - это предмет дискуссии.

Увеличеные процентные ставки позволят смотивировать распределительные компании привлекать средства на модернизацию сетей и создание новых активов, потому что они будут приносить больше дохода.

Кроме того, важным моментом является контроль за использованием тарифных денег. Необходимы гарантии, что регулятор и правоохранительные органы действуют независимо и прозрачно, имеют достаточно полномочий для сбора информации.

Без этого облэнерго смогут продолжить вывод средств, полученных от RAB-стимулирования, и не обеспечат лучшего качества поставки электроэнергии потребителям.

Все облэнерго будут работать по RAB-тарифам?

Перейти на RAB-тариф захотят все, поскольку это принесет владельцам дополнительные средства. Однако пока планируется перевод только части частных компаний.

Среди критериев готовности - отсутствие долгов перед ГП "Энергорынок" или небольшая задолженность.

Утверждение RAB-тарифов для каждого облэнерго создает риски давления на владельцев и дискриминации компаний со стороны регулятора.