Проектирование генеральных планови застройки территории. Строительный генеральный план: разработка, состав, виды

Проектирование генеральных планови застройки территории. Строительный генеральный план: разработка, состав, виды

При возведении различных зданий и сооружений на строительной площадке находятся не только строящиеся объекты, но и разнообразные вспомогательные временные здания, необходимые для выполнения CMP. Весь комплекс временных объектов называется строительным хозяйством, в состав которого входят: дороги и пути построечного транспорта; производственные и административно-бытовые здания; механизированные установки; склады материалов, конструкций, деталей и полуфабрикатов; сети ; сети технологических .

Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называют план строительной площадки, на котором кроме проектируемых и существующих постоянных зданий и сооружений показано расположение временных зданий, сооружений, механизированных установок и коммуникаций, необходимых для производства строительно-монтажных работ.

Строительный генеральный план предназначен для лучшего обеспечения строительной площадки необходимыми производственными и бытовыми условиями, приемки, хранения и доставки на рабочее место строительных материалов, изделий и полуфабрикатов, для нормальной работы строительных машин и механизмов, бесперебойного снабжения водой, теплом и энергетическими ресурсами. В стройгенплане отражается решение вопросов безопасного выполнения работ и охраны труда, освещения строительной площадки в темное время суток и противопожарных мероприятий.

Имеются два вида строительных генеральных планов: общеплощадочный и объектный.

Общеплощадочные стройгенпланы выполняются на стадии разработки ПОС и охватывают всю строительную площадку. На них показывают: очередность строительства объектов, находящихся на строительной площадке; временные здания и сооружения; дороги и инженерные коммуникации, предназначенные для обслуживания всей строительной площадки.

Среди постоянных строящихся объектов особенно выделяются здания, которые могут быть использованы в период строительства в качестве временных. Возведение таких зданий намечается в первую очередь и снижает затраты на временное строительство. Масштаб общеплощадочных стройгенпланов принимается таким же, что и генерального плана строительства (обычно 1: 1000 или 1: 500).

На стадии разработки ППР выполняются объектные стройгенпланы, в состав которых помимо строящегося здания или сооружения входят: временные здания и сооружения, необходимые для строительства данного объекта; автомобильные и железные дороги; пути рельсовых ; механизированные установки; административно-бытовые и производственные здания, в том числе подлежащие сносу, но сохраняемые на период строительства как временные; склады и места приема материалов и изделий; инженерные коммуникации; точки наружного освещения; пожарные гидранты и ограждение территории строящегося объекта.

Объем хранящихся на складе материалов определяют суммированием их среднесуточного расхода и нормы запаса (или потребления). Последняя колеблется от 3 до 7 дней. Нормы запаса могут быть сокращены или вовсе отсутствовать при монтаже строительных конструкций с транспортных средств по почасовому графику.

Площадь склада определяется по формуле
S= Р /(kN),
где Р - количество материалов, подлежащих хранению на складе; N - норма укладки материалов на 1 м 2 полезной площади склада; k - коэффициент использования площади склада; принимается равным: при хранении на стеллажах - 0,35...0,4; в закромах - 0,6...0,7; в штабелях - 0,4...0,5; при открытом хранении - 0,4...0,7.

Количество материала Р может быть подсчитано из выражения
Р = Qank/T,
где Q - количество материала, необходимого для производства работ; а - коэффициент неравномерности поступления материалов и изделий на склады строительства (для железнодорожного транспорта а= 1,1, для водного - а - 1,2, для автотранспорта - а = 1,3...1,5); n - норма запаса материала в днях; k - коэффициент неравномерности потребления материала в течение расчетного периода (ориентировочно k = 1,3); Т-продолжительность расчетного периода, дни.

Приобъектные склады размещают в зоне действия крана, обеспечивая свободный подъезд к складам. Элементы сборных железобетонных конструкций располагают марками в сторону прохода или проезда монтажными петлями вверх. На строй-генплане должны быть указаны места приемки товарного раствора и бетонной смеси; эти места оборудуются приемными устройствами для доставки бетонной смеси к месту укладки.

Рабочие, обслуживающие складское хозяйство, проходят соответствующее обучение и инструктаж.

Правильная организация складского хозяйства способствует непрерывной работе монтажных кранов и механизмов и повышению производительности труда.

Строительный генеральный план (стройгенплан) – технический документ, который является составной частью проекта организации строительства и проектов производства работ.

Стройгенплан представляет собой генеральный план площадки строящегося предприятия, на котором наряду со строящимися постоянными зданиями и сооружениями наносятся временные здания: механизированные установки, склады, инженерные коммуникации и другие устройства по состоянию на определенный период строительства.

В общем виде генеральный план – проект комплекса увязанных между собой всех технологических, хозяйственных и бытовых зданий и сооружений на поверхности, включая все транспортные устройства и различные коммуникации.

Для необходимой полноты освещения методов организации строительного производства общеплощадочный стройгенплан дополняют строительными планами основных объектов строящегося предприятия, в которых детально решены вопросы, связанные со строительством каждого объекта.

Размещение на стройгенплане постоянных зданий, сооружений, путей, проездов и коммуникаций создает основу для принятия наиболее целесообразных решений в части размещения временных объектов, принятых в проекте организации строительства.

Временные здания и сооружения должны быть размещены так, чтобы они по возможности не мешали строительству постоянных объектов, проезду транспорта, доставке конструкций, работе строительных машин. Взаимное расположение временных зданий и транспортные связи между ними должны обеспечивать возможность полной механизации процессов транспортирования по вертикали и горизонтали при наименьшем расстоянии перемещения строительных конструкций и материалов к месту укрупнительной сборки, монтажа и укладки.

Склады строительных конструкций, материалов и деталей должны размещаться на стройгенплане вдоль подъездных путей и иметь удобную автотранспортную связь со строительными объектами. На приобъектных складах и площадках должны предусматриваться необходимые приспособления для складирования и укрупнительной сборки конструкции (стеллажи, боксы и др.). Дороги должны обеспечивать возможность проезда автомашин и строительного оборудования в любое время года. Наиболее рациональным для временных дорог является применение покрытий из инвентарных сборных железобетонных плит.

Стройгенплан в составе ПОС называется общеплощадочным, а в составе ППР – объектным (их различие в степени детализации).

Общеплощадочный строительный генеральный план в составе ПОС представляет собой план строительной площадки с прилегающей к ней территорией, используемой для строительства всего комплекса объектов и размещения временных зданий, сооружений, установок, коммуникаций, предназначенных для обслуживания всей строительной площадки.

Объектный строительный генеральный план в составе ППР охватывает территорию строительной площадки одного объекта. На нем уточняют и детализируют решения общеплощадочного стройгенплана.

Исходные данные для разработки общеплощадочного СГП: генплан площадки строительства; материалы геологических, гидрогеологических и инженерно-экономических изысканий; смета; сводный календарный план с пояснительной запиской о методах производства работ; расчеты потребности во временных зданиях и сооружениях, складских площадях и т.д.

Исходные данные для разработки объектного стройгенплана: общеплощадочный стройгенплан; календарные планы и технологические карты из ППР данного объекта; уточненные расчеты потребности в ресурсах; рабочие чертежи здания или сооружения.

Стройгенплан разрабатывают для различных стадий строительства объекта (комплекса) и различного комплекса выполненных работ (нулевой цикл, возведение надземной части здания, отделочные работы).

Любой СГП состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.

Графическая часть общеплощадочного СГП включает: генплан площадки с нанесенными на нем объектами строительного хозяйства (рис. 3.1), экспликацию временных зданий и сооружений, условные обозначения.

Графическая часть объектного СГП включает те же элементы, что и общеплощадочный СГП, с детализацией принятых в нем решений.

В процессе размещения (привязки) механизированных установок и монтажных кранов на стройгенплане решаются следующие основные задачи:

– обеспечение бесперебойной поставки на строительную площадку материалов и полуфабрикатов с этих установок;

– обеспечение четкой ритмичной работы размещаемых монтажных кранов и связанных с ними других строительных машин;

– обеспечение безопасных условий труда;

– снижение себестоимости и трудоемкости работ;

– сокращение времени на монтаж кранов и устройство путей к ним.

При проектировании размещения на СГП монтажных кранов и подъемников предусматривают: выбор типов кранов; горизонтальную и вертикальную привязку; расчет зон действия кранов с учетом ограничений.

Горизонтальная привязка рельсового стрелового крана показана на рис. 3.2. При размещении кранов вблизи котлованов и траншеи расположение оси подкрановых путей определяют в зависимости от глубины котлована или траншеи и характеристики грунта (рис. 3.3).

Минимальная длина подкрановых путей составляет два звена (25 м).

В процессе привязки необходимо определить зоны действия грузоподъемных машин с учетом возможных ограничений (рис. 3.4).

При этом различают следующие зоны: обслуживания, монтажную, перемещения груза; опасные зоны работы, монтажа конструкций, дорог.

Монтажной зоной называют пространство, в пределах которого возможно падение груза при установке и закреплении элементов.

Размеры зоны в плане определяют параметром здания, увеличенным на 7 м при высоте здания до 20 м и на 10 м – при высоте более 20 м.

Складирование материалов в пределах монтажной зоны запрещено.

Зоной обслуживания краном или рабочей зоной крана называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана.

Границы зоны определяют радиусом, соответствующим максимальному вылету стрелы.

Зоной перемещения груза называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана.

Границы зоны определяют расстоянием по горизонтали от рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения.

Опасной зоной работы крана называют пространство, в котором возможно падение груза при его перемещении с учетом рассеивания.

Опасные зоны дорог – это участки подъездов и проходов в пределах опасных зон, где могут находиться люди, непосредственно не участвующие в работе крана либо осуществляется работа других машин и механизмов.

Опасные зоны монтажа отдельных частей здания показывают на стройгенплане при вертикальной привязке крана.

Условные ограничения, имеющие визуальный характер (флажки, сигнальные лампы и т. д.), наносят на СГП (рис. 3.5).

В зависимости от характера, объемов и длительности строительства при разработке ППР определяют номенклатуру, число и размеры временных зданий и сооружений .

По назначению временные здания делятся на:

– производственные (мастерские, объекты энергетического назначения, автохозяйства и т. п.);

– административно-хозяйственные (конторы прорабов, проходные, диспетчерские и т. п.);

– санитарно-бытовые (гардеробные, душевые, столовые и т. п.);

– жилые и общественные (общежития, магазины, красные уголки и т. п.).

В зависимости от конструктивных решений различают временные здания неинвентарные (рассчитаны на однократное использование) и инвентарные. Последние, в свою очередь, могут быть сборно-разборные, контейнерные и передвижные.

В зависимости от порядка финансирования различают временные здания и сооружения титульные и нетитульные. К титульным относятся здания и сооружения, затраты на которые производятся за счет средств, предусмотренных в главе «Временные здания и сооружения» сводной сметы на строительство.

Рис. 3.1. Пример стройгенплан объекта:

1 – строящееся здание; 2 – трансформатор; 3 – пункт подключения электросиловой линии; 4 – проходная; 5 – контора прораба; 6 – гардероб; 7 – дорога; 8 – помещение для приема пищи; 9 – кладовая; 10 – склад сборных конструкций; 11 – башенный кран; 12 – душевая; 13 – санузел; I – постоянные сети водоснабжения; II - временные сети водоснабжения; III – городская канализационная линия; IV – временное ограждение; V – городская сеть; VI – временная электросеть

Рис. 3.2. Схема горизонтальной привязки рельсового монтажного крана: 1 – площадка для стоянки автомобилей под разгрузкой; 2 – площадка для приема раствора; 3 – шкаф электропитания крана; 4 – площадка для складирования деталей и материалов; 5 – место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 6 – место нахождения контрольного груза; 7 – стенды со схемами строповки

Рис. 3.3. Схема размещения подкрановых путей вблизи котлованов и траншей

Рис. 3.4. Схема обозначения зон действия грузоподъемных машин:

1 – граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения установки и закрепления элементов и конструкций; 2 – граница места возможного падения груза; 3 – граница зоны обслуживания краном; 4 – граница зоны, опасной для нахождения людей во время строительства; 5 – площадка для складирования; 6 – площадка для приема раствора

Рис. 3.5. Схема зоны обслуживания стрелового крана с ограничителями:

I, II – крайние стоянки кранов; α и α 1 – углы зоны обслуживании и ограничения, град.; А и Г – размеры не менее тормозного пути стрелы с учетом габарита груза; Б – размер, равный тормозному пути плюс 0,5 наибольшего по габариту монтажного элемента, плюс 1 м; В – размер от крайнего монтируемого элемента до перпендикуляра к продольной оси крана; Д – максимальный вылет крюка крана, необходимый для данного объекта

Больше 250 лет назад императрица всероссийская Екатерина II подписала указ «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Так началась веха генпланов в России. Strelka Magazine проследил историю самого главного градостроительного документа и рассказал, как генеральный план Москвы менялся в зависимости от увлечений глав государства, политической обстановки в стране и чаяний её жителей.

«План Москвы, прожектированный по городу и предместьям»

Цели: Один из первых в истории страны генплан был призван восстановить порядок в Москве, которая, как говорилось в одном из документов тех лет, «по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла». К появлению генплана была и ещё одна значительная предпосылка: в городе случился сильнейший пожар, в котором погорели практически все дома от Охотного ряда до Земляного вала и многие — за Яузой. Императрица Екатерина настаивала, что город должен быть современным и соответствовать последней моде, а потому — развиваться согласно принципам классицизма.

Вид на улицу Камер-Коллежский вал

Что получилось: Отныне на территории Кремля, Китай-города и Белого города разрешено строить только каменные дома, а для украшения города и «к знанию границ» предписано высаживать деревья. Москва и правда приобрела чётко выраженную границу, которая пролегла по Земляному валу. С одной стороны был непосредственно город, а с другой до Камер-Коллежского вала — предместья. В пределах Москвы запретили хоронить людей, а восемь новых кладбищ вынесли за городскую черту.

Что не получилось: На месте Кремля по плану 1775 года предписывалось построить дворец, спроектировать который должен был архитектор Василий Баженов. Кроме того, не удалось достроить все запланированные площади вокруг Китай-города и Кремля и бульварное кольцо на месте разобранной стены Белого города. Генплан XVIII века подразумевал крайне амбициозный проект, а именно — ещё один водный канал. Вырыть его хотели параллельно течению Москвы-реки, но осуществить задуманное удалось лишь частично: канал прорыли по старице — участку прежнего русла Москвы-реки — от Берсеневки до Балчуга. Так появилась часть Водоотводного канала.

«Прожектированный план Столичного города Москвы»

Цели: Самый знаменитый в истории Москвы пожар — 1812 года — заставил московских архитекторов вновь задуматься о том, как перестроить и восстановить практически полностью уничтоженный город.

Что получилось: Впервые в истории города были распланированы выгонные земли — участки, не застроенные домами, — их поделили на кварталы. Благодаря генплану в Москве появилось Садовое кольцо, а Земляной вал и стены Белого города окончательно сровняли с землёй. Документ предписывал, что вместо снесённых стен можно строить только дороги, которые «должны служить единственно удобностью для сообщения проезжих и для прогулки пешеходов», здания же здесь возводить запрещалось. Та часть улиц, что не была использована для дорог, стала частью владений, чтобы их владельцы могли разбить сады.

Садовое кольцо XIX век

Не зря говорят, что история повторяется: новый документ предписал снести все торговые лавки вдоль стен Кремля, потому что они портили вид города, а те же торговые ряды, что сохранились, перестроили и привели в порядок. Тогда же с глаз москвичей пропали зловонные пруды Неглинки, что располагались на месте нынешнего Александровского сада. Пруды опустошили, а речка до сих пор бежит по подземным трубам столицы. В целом благодаря документу в Москве сформировалась геометрически правильная уличная сеть.

«Новая Москва»

Цели: Перед новоиспечённой советской властью стояла новая задача — преобразовать Москву из провинциального города в столицу первого социалистического государства.

Что получилось: Согласно новой концепции, Москва приобретала чётко выраженную радиально-кольцевую структуру, и это неслучайно. Такая планировка напоминала утопический Город Солнца итальянского философа Томмазо Кампанеллы, чьими трудами в те годы особенно увлекался Ленин. Генплан 1923 года, во-первых, представлял Москву полицентричной, а во-вторых, вводил идею города-сада. Новые функциональные центры, расположенные в разных частях города, должны были распределить нагрузку и развести всё растущие транспортные потоки. Как и сегодня, перед архитекторами стояла задача разгрузить центр.

«Лужники» начала XX века, фото: oldmos.ru

Москва стала контролируемо разрастаться за пределы Камер-Коллежского вала вплоть до Окружной железной дороги, и в новое кольцо вошли Сокольники, Лужники и Ходынское поле. Благодаря тому, что план разрешал строительство на новых территориях, в центре удалось сохранить памятники архитектуры, многие из которых, правда, потом погибли во время реализации генплана 1935 года, а позже — от рук бизнесменов современной России. На новой территории появилось около двадцати посёлков-садов, из которых до нас дошёл только Сокол — памятник культурного наследия. Благодаря Щусеву в Москве от центра к периферии появились так называемые зелёные клинья, которые и сейчас считаются экологическим каркасом столицы.

Что не получилось: Новый, так называемый Правительственный центр должен был разместиться на Петербургском шоссе напротив Петровского путевого дворца, но его так и не построили. Вообще нельзя сказать, что в городе действительно появились функциональные центры. Единственный из них — спортивный — расположился в Лужниках, был построен существенно позже и действует до сих пор.

«Большая Москва»

Цели: Из вступления к плану: «Задача современного городского строительства — создание здоровых и культурных условий жизни. Такая задача и стоит сейчас перед Москвой. Москва вновь стала государственным центром и едва ли с этого положения сойдёт. За это говорит и её географическое расположение, и историческое прошлое, и, наконец, та политическая роль, которую она заняла теперь. При таком условии есть полное основание полагать, что Москва в недалёком будущем превратится в один из величайших городов мира. С таким положением Москвы надо считаться и к нему подготовиться».

Новый план должен был учитывать стремительно растущий рост населения, так что перед советскими градостроителями стояла задача вновь расширить городские границы. 200 тысяч гектаров — именно такой должна была стать общая площадь Большой Москвы по расчётам инженера Шестакова.

Подольск, 1920-е годы, фото: vk.com/istorya_podolska

Что получилось: Как и другие эксперты тех лет, Шестаков возлагал большие надежды на развитие скоростного транспорта. Так что железные дороги и вокзалы в Москве стали точками особенно пристального внимания. Окружная железная дорога была отдана исключительно под пассажирские перевозки, а новая железная дорога предназначалась для транзитного движения грузов. К московским вокзалам протянулись широкие улицы и дублёры. Благодаря концепции 1925 года равномерно стали развиваться такие подмосковные города, как Дмитров, Сергиев Посад, Богородск, Подольск, Бронницы, Звенигород и Воскресенск. Кроме того, с заделом на будущее и опасаясь слишком быстрого роста населения, Шестаков настаивал на формировании , в которую вошли не только подмосковные города, но и посёлки Владимирской и Калужской губерний.

Что не получилось: В 1929 году генплан был отвергнут, а сам Шестаков репрессирован и погиб в заключении.

Генеральный план реконструкции Москвы

Цели: Большая реконструкция Москвы — вот что подразумевал новый план. Документ расписывал стратегию развития города на десять лет вперёд. Причём охватывал он самые разные городские вопросы: расселение и застройка, планировка улиц и набережных, архитектурное оформление зданий, производство расчётов строительства, транспорт, водопровод и канализация, санитария города и многое-многое другое.

Что получилось: Именно благодаря плану 1935 года мы знаем гранитные набережные Москвы-реки. Реки рассматривались как ещё один путь сообщения, и потому они должны были обрести такой же парадный облик, как и широкие автомагистрали. Новые районы в отличие от исторического центра стали застраивать по строгой прямоугольной сетке. С этого периода Подмосковье рассматривается как придаток столицы. Там располагаются важнейшие стратегические военные базы, склады, сортировочные, сооружения коммунального обслуживания, которые до сих пор работают на Москву. Генеральный план предписывал построить там дома отдыха, пионерлагеря и дачи. По нему был построен и МКАД, который должен был снизить транзитный поток транспорта через город. Тогда же распланировали линии метро, которые должны были обслуживать разрастающийся город, и выделили территории для строительства высоток. Наконец, в Москве определили промышленные территории, где в скором времени выросли заводы и фабрики.

Что не получилось: Грандиозная 400-метровая башня Дворца Советов так и не возвысилась над Москвой, хотя проект её обсуждался и утверждался довольно долго. Разместиться она должна была на месте храма Христа Спасителя и стать кульминацией советского высотного строительства.

«Технический» генплан

Цели: Последняя версия сталинского генплана была утверждена в 1951 году и рассчитана также на десять лет. Но в Москве стали появляться панельные дома, индустриальное домостроение стало массовым, и генплан оказался неактуальным в новых условиях. В 1957 году Институт Генплана подготовил временный, так называемый «технический» генеральный план, который призван был адаптировать город под новые технологические реалии. Кроме того, «технический» план подготавливал почву для следующего, более масштабного и всеобъемлющего документа.

Стадион «Лужники» / фото: Rob / Flickr.com

Что получилось: Согласно плану, в городе стали осваивать «резервные» территории. Их распределили под жилую застройку, где, как грибы, стали расти новые микрорайоны. По «техническому» плану архитекторы определили места для общественных центров за пределами Садового кольца и далеко от центра города. Именно в этот период был закончен спорткомплекс «Лужники», который, как и задумано, стал новым спортивным центром столицы.

Технико-экономические основы генерального плана развития Москвы

Цели: Население Москвы после войны всё росло и к 1960-м годам достигло 6,13 миллиона человек. Перед новым генпланом стояла задача предотвратить дальнейшее увеличение количества жителей, а для этого решено было развивать города области.

Что получилось: Как и по плану Шестакова, разные функции брали на себя разные города Подмосковья. Так, Дмитров, Волоколамск, Талдом стали новыми промышленными центрами, в Крюкове и Зарайске появились новые и инновационные по тем временам производства. Пущино, Михайловское и Черноголовка аккумулировали образовательные функции, а Звенигород, Можайск и Таруса превратились в курортные зоны. Частично такое функциональное распределение сохранилось за этими городами и по сей день.

В генеральном плане прописали устройство микрорайонов, которое сохранялось на протяжении многих лет. Так, в каждом районе обязательно был общественный центр и все необходимые элементы социальной инфраструктуры вроде детских садов, школ, яслей, поликлиник. За время действия документа в Москве было построено более 15 тысяч жилых домов.

Генеральный план развития Москвы

Цели: Москва — концентрический город, удобный для жителей, — таким представлял город новый документ. Под руководством Михаила Посохина архитекторы ГлавАПУ разработали новую логическую систему, которая должна была разделить Москву на несколько зон. Кроме того, по-прежнему градостроители стремились остановить рост населения в городе, чтобы в перспективе у каждой семьи была отдельная квартира, а у каждого взрослого члена семьи — своя комната в ней.

Что получилось: Территорию Москвы разделили на восемь зон, в каждой из которых был свой культурный центр, производственная база, социальные предприятия, парки и другие важнейшие элементы. Такая городская структура подразумевала, что жителю не нужно выбираться за пределы района, чтобы попасть на работу или в поликлинику. Именно в период действия генплана 1971 года появляются «панельки» и спальные районы, которые так ненавистны москвичам и так любимы ими сегодня. К 1970-м годам заселились и процветали Тушино, Свиблово, Медведково, Перово-Новогиреево, Кузьминки, Люблино, Выхино, Беляево, Давыдково и Кунцево, а Чертаново, Коньково, Печатники, Тропарёво, Матвеевское и Тёплый Стан только-только осваивались.

Особую роль отвели магистралям, которые на периферии Москвы стали районными центрами. Генеральный план впервые как бы намекал, что, если уж москвич решил съездить из одного конца города в другой, одним трамваем не обойтись. Так что активно достраивали метро и скоростные трассы, по которым, по задумке, можно было ездить со скоростью до 120 километров в час. Конечно же, параллельно с этим развивался автопром, и машина превратилась в более массовое приобретение. План 1971 года особое внимание уделял историческому наследию города, и благодаря ему удалось сохранить целые кварталы старой Москвы. Введённое понятие «заповедная зона» остановило снос зданий в историческом центре. Тогда же активно развивалось Подмосковье, которое оставалось в роли придатка столицы. Туда переместилось вредное производство, там же появились новые рекреационные и туристические зоны, некоторые из которых продолжают работать до сих пор.

Что не получилось: Не удалось достроить несколько магистралей-хорд, которые должны были облегчить перемещение по городу. К ним, кстати, вернулись уже в наше время: например, если посмотреть на карту генплана внимательно, можно увидеть скоростную трассу Москва — Ленинград, которая проходит через Химкинский лес.

Проект генерального плана развития Москвы до 2000 года

Цели: К 1985 году стало понятно, что в Москве есть множество проблем, которые до этого момента замалчивались или вообще считались несущественными. Оказалось, что увеличивающееся количество машин и фабрики в черте города существенно портили экологию. Впервые заговорили о колоссальном уроне, который советская власть нанесла архитектурному наследию Москвы. Подмосковье по-прежнему рассматривалось исключительно как дополнение к Москве, что тоже неблагоприятно сказывалось на инфраструктуре. Наконец стало понятно, что темпы строительства жилых домов катастрофически отстают от всё растущего спроса. Новый генплан должен был представить поэтапное решение сложившихся проблем.

Третье транспортное кольцо, фото: A. Savin / ru.wikipedia.org

Что получилось: Москва и Подмосковье стали единым регионом — агломерацией. Так что дороги и общественный транспорт стали развиваться равномернее и с ориентиром на область. Особое внимание градостроители обратили на метрополитен, который продолжил расширяться в сторону растущих спальных районов. В Подмосковье были обозначены новые точки роста — Дмитров, Ногинск и Наро-Фоминск, — которые соединились с Москвой железной дорогой.

Последний генплан советской Москвы отказывался от концепции дорог-хорд и предлагал новое решение — северное и южное полукольца, которые спустя десяток лет превратились в Третье транспортное кольцо. Впервые речь зашла об архитектуре «первого этапа индустриального домостроения», а короче говоря — о пятиэтажках. Именно тогда архитекторы выдвинули предложение постепенно сносить невместительное и неэстетичное жильё в черте города, а вместо него сосредоточиться на массовом панельном жилье. Этот же генплан предписывал снизить количество заводов и фабрик в городской черте.

Что не получилось: На самом деле генплан 1989 года так и не был принят. Из-за непростой политической ситуации в стране документ отклонили как нереалистичный. Но взамен него предложить ничего не смогли и не успели, так что уже в 1990-е годы развитие Москвы проходило с ориентиром именно на этот отвергнутый документ.

Последний генеральный план, с которым мы живём и сегодня, был принят в 1999 году. Это огромный текстовый документ, который не включает в себя карты и в котором стратегия развития столицы продумана до 2020 года. Подводить его итоги пока рано, но есть на что обратить внимание. Например, согласно плану число жителей к 2020 году должно было достигнуть 10-12 миллионов человек. Стоит ли говорить, что Москва давно преодолела эту отметку. В отличие от предыдущих документов, генплан 1990-х намного гуманнее: в нём речь идёт и о комфортной городской среде, и о визуальной составляющей города, и об экологии. В новинку стало и то, что в плане прописаны запрещённые виды деятельности на отдельных городских участках. С одной стороны, это стимулирует участников городской застройки, с другой же — на деле оказывается, что разрешено всё, что не запрещено, и решения принимаются, исходя исключительно из финансовой выгоды без оглядки на дальнейшую судьбу Москвы и её жителей. С 2005 года московское правительство начало работу над новым Генеральным планом.

У города должен быть свой инструмент управления будущим. Как его создать? Каким образом применять? И нужен ли он Москве? Читайте в исследовании, подготовленном КБ «Стрелка» для IV Московского урбанистического форума. Приобрести его можно в книжном магазине на «Стрелке», Берсеневская набережная, 14, 5а

Материал подготовлен на основе статьи Анны Броновицкой «Планирование Москвы от Ленина до Лужкова», «Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим», Москва, 2014

Фотография обложки: M oscowchronology.ru

· Градостроительное зонирование ·

Типы градостроительных образований

Генера́льный план (генплан, ГП ) в общем смысле - проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом ) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический , инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района .

Генеральный план населённого пункта

Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:

  • схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;
  • схема автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов;
  • схема использования территории муниципального образования с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;
  • схема границ территорий объектов культурного наследия;
  • схема границ зон с особыми условиями использования территорий ;
  • схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • схема границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;
  • схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
  • схемы с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
  • карты (схемы) планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке;
  • схема существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.

Генеральные планы городов и поселений в различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории . В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является . На уровне города, поселения в роли такового выступают правила землепользования и застройки , включающие карту градостроительного зонирования , градостроительные регламенты . По мере перехода страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия и уменьшение градорегулирующей роли генплана в пользу документов более низкого уровня - проектов планировки и межевания .

Генеральные планы городов России

Генеральный план (раздел рабочей документации)


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Генеральный викарий Ватикана
  • Генеральный план Екатеринбурга

Смотреть что такое "Генеральный план" в других словарях:

    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН - общий план всего строительства в целом или отдельного строительного объекта (Г. п. всей жел. дор. линии, Г. п. путового развития и расположения зданий и станционных устройств в пределах территории отдельной станции и т. д.). Г. п. дает о таком… … Технический железнодорожный словарь

    Генеральный план - (англ. general plan) в РФ градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Г.п. разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной… … Энциклопедия права

    Генеральный план - горного предприятия (a. general mining plan; н. Gesamtzuschnitt des Bergwerkes; ф. plan general de l entreprise miniere; и. plan general de una explotacion minera) содержит комплексное решение вопросов размещения осн. производственных,… … Геологическая энциклопедия

    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН - (проект планирования и застройки) ГОРОДА, ПОСЕЛКА, СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА документ, определяющий основные направления использования земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха… … Экологический словарь

    генеральный план - города, другого поселения, территории, подведомственной органу местного самоуправления градостроительная проектная документация, являющаяся основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направление и… … Строительный словарь

    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН - Документ, определяющий основные направления использования земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    генеральный план - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN master plan … Справочник технического переводчика

    генеральный план - 3.13 генеральный план: Документация по планированию основных работ по инжинирингу и операциям, подготавливаемым до проведения любой крупной интеграции предприятия или другого системного проекта по инжинирингу. Примечание Генеральный план… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    генеральный план - строит. вид градостроительной документации, регулирующий градостроительную деятельность в городах и других поселениях, определяющий условия безопасности проживания населения, обеспечение необходимых санитарно гигиенических и экологических… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого